Живопись Древнего Египта, как и остальные виды искусства, находилась в постоянной зависимости от религиозных требований, что и выразилось в её особенном развитии, имевшем культовый характер. Традиционно она характеризуется строгой формализацией, следованием определенным каноническим схемам или художественным нормам, сложившимся ещё в эпоху Древнего царства, при первой и второй династиях. Так, фигура человека изображалась в профиль (вернее голова и нижняя часть тела - в профиль, а глаза и плечи - в фас). С другой стороны, следует сказать о высокой степени реализма, который преобладает в изобразительных описаниях объектов природы, сельскохозяйственной и другой практической деятельности человека. Основные цвета, которые применяли древнеегипетские художники, - белый, красный, синий, черный, желтый, серебряный и зеленый.
На первый взгляд может показаться, что живопись Древнего Египта оставалась неизменной на протяжении тысячелетий, но это не так. Она развивалась и изменялась в зависимости от того, как развивалось и менялось само общество. И даже в строгих рамках канонического искусства некоторые художественные школы и отдельные мастера проявляли свои творческие идеи.
Вообще изображение человека с точки зрения в анфас и профиль является одной из главных особенностей египетского искусства. Живопись Древнего Египта характеризуется сложными изображениями большинства опознавательных признаков и частей человека, которые были более обстоятельны, чем изображение любой реалистической позы, поскольку помогали Ка (или ку), второй оболочке человека, представлявшей его энергетического двойника или душу-двойника и обитавшей в гробнице, безошибочно узнать умершего и вселиться в него. Поэтому портретное сходство живописного или скульптурного изображения было очень важно. По идее мумия должна была стать пристанищем для Ка, но в случае её повреждения она вселялась в изображение. При изображении людей учитывалось их общественное положение. Оно описывалось такими элементами, как костюм, головные уборы, церемониальные аксессуары, которые находились в руках изображенного человека. Иными словами, живопись Древнего Египта, являющая чрезвычайно интересный и яркий образец искусства, ориентировалась исключительно на представление образов.
Большинство живописных произведений (в темперной технике) рисовались на камне или штукатурке, состоящей из слоев гипса, соломы и глины. Как правило, художники работали в группах под руководством мастеров. Мастера наносили контуры и детали будущих образов, а художники их раскрашивали. Рисовали пигментами, которые получали в результате разнообразных химических процессов, все они были очень символичны. Как и в средневековой Европе, живопись Египта не относилась к конкретному типу человеческой деятельности - ремеслу или искусству. Иначе говоря, если воспринимать египетского художника в современном понятии, он не представлял творческую личность. Поэтому нельзя назвать имена каких-то конкретных художников, прославившихся своими выдающимися достижениями.
Учитывая чрезвычайную религиозность египетской цивилизации, большинство тем в живописи связано с изображениями богов и богинь, фараоны были одними из них. Такого художественного правила, как линейная перспектива, не существовало в представлении египетских художников. Главный акцент делался на размер фигуры, чем она больше, тем выше был социальный статус изображенного человека.
Своего рода культурная революция произошла в стране в период царствования фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). Невероятная религиозная реформа, заключавшаяся в приверженности монотеизму (единобожию), проведенная Эхнатоном, внесла радикальные изменения и в искусство. Оно стало натуралистическим, динамичным. Портреты египетской знати больше не идеализировались, а некоторые из них даже были карикатурны. Но после смерти Эхнатона всё вернулось к старым традициям, характеризующим в целом Древний Египет. Искусство по-прежнему определялось консервативными ценностями и строгим порядком вплоть до эллинистической эпохи.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Образование Летоисчисление в Древнем Египте. Какой была система летоисчисления в Древнем Египте?
Календарный счет был придуман человечеством для удобства и облегчения смены естественных природных циклов. Все цивилизации, возникшие до нашей эры, имели свой способ такого подсчета. Летоисчисление в древнем Египте во...
Образование Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте: из какой эпохи они к нам пришли?
Возникновение письменности произош...
Образование Как образовалось единое государство в Древнем Египте? Додинастическая эпоха
Древний Египет является одной из самых первых культур мировой истории. Эта цивилизация зародилась на территории Северо-Восточной Африки. Как полагают исследователи, слово «Египет» происходит от древнегрече...
Образование Как жили земледельцы и ремесленники в Египте? Быт земледельцев в Древнем Египте
На основании своих исследований историки установили, что Египет, возникший много тысяч лет назад в северо-восточной части африканского континента, относится к наиболее ранним государствам Древнего мира. Абсолютная вла...
Образование Где жил древний человек и каким он был?
Места обитания и образ жизни древнейшего человека сильно отличаются от наших. В те далекие времена и природа, и климат были совсем другими. Человеку, новому в то время виду, приходилось по-своему приспосабливаться к м...
Образование Как и чему учили детей в школах Древнего Египта
Чему учили детей в школах Древнего Египта? Краткое содержание образования будет описано ниже. Статья будет интересна людям, которые хотят понять суть темы, не углубляясь в детали. Рассмотрим же, что собой представляло...
Образование Войско фараона в Древнем Египте. С какими целями фараоны содержали большое войско?
Древний Египет был государством с абсолютной монархией. Вся власть в стране была сосредоточена в руках одного человека – фараона, живого Бога на земле, таковым его считали египтяне. Древний Египет не был агресси...
Образование Какая она, самая древняя цивилизация?
История – один из самых запутанных предметов во всем мире. Уже, наверно, никто с точностью не сможет сказать, какой была самая древняя цивилизация в мире. Одни утверждают, что это были арии, другие называют...
Автомобили Какой он - "Зодиак" (мопед)?
«Зодиак» - мопед на каждый день. Он прекрасно подходит для поездок по деревенским улицам, проселочным дорогам. Не зря его еще называют «Колхозник».Обзор мопедаЖелающим приобрест...
Автомобили Зазор клапана: каким он должен быть? Инструкция по правильной регулировке клапанов ВАЗ и иномарок
Двигатель автомобиля оснащается двумя и более клапанами на цилиндр. Один предназначен для впуска топливной смеси в цилиндр. Другой служит для выпуска отработанных газов. Говоря техническим языком, они называются "впус...
monateka.com
Живопись Древнего Египта
Фаюмские портреты свидетельствуют, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог. Свое название портреты получили по области Фаюм расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название "фаюмских".
Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту. К 1887 году Теодор Граф составил большую коллекцию портретов. У него с ними познакомился известный немецкий египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри. После публикации им данных о коллекции, в 1888 Фаюмский портрет вошел в мировую историю искусства. В некоторых городах Западной Европы были устроены выставки фаюмских портретов, и тогда портретами заинтересовались ученые.
Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины Нила, не мог не создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией, а потом Римом, греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения. Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.
Помимо чисто научного способа датировки портретов, время их исполнения помогли установить прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне определенную величину. Эпоха правления каждого императора отмечалась новой модой в этой области, более того императрица или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок. Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта.
Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния, кипарис. Большинство фаюмских портретов выполнено в древней технике энкаустика (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки.
Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце, называемые цестром. Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта.
Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.
Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна чем в энкаустических панелях.
Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики. Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве.
Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице улыбкой.
В Копенгагенском музее хранится портрет мужчины, изображенного в расцвете сил. В таком же среднем возрасте находился и некий Деметрий из Бруклинского музея, хотя письменные источники свидетельствуют, что оба они умерли глубокими стариками. Греческое население Фаюма было многочисленным и появилось здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В конечном счете они переняли многое из обычаев Египтян, также, как и римляне, которые прибыли в сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э. Население города смешанное, состоявшее из египтян, греков, сирийцев и римлян, египтяне были главным образом торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Аристократию же составляли иностранцы, некоторые из которых были римскими должностными лицами, а другие потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют их могилы — мумии богачей, покрытые золочением были главным образом надписанным греческими и римскими именами, такими как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.
Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
Этот принцип был использован и развит до предела в византийском иконописном каноне Фаюмский портрет - настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас "живые" облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.
В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.
‹‹ к списку статей
holsta.net
Живопись Древнего Египта. | мир вокруг нас
Настенное изображение представляет собой одно из наиболее важных средств выражения в египетском искусстве. Наиболее распространенной основой для живописи были стены с барельефами, которые можно было расписывать. Краски наносили на гладкие, предварительно оштукатуренные стены. Размещение росписей внутри зданий, на стенах храмов и погребальных часовен подчинялось строгим правилам, обусловленным как требованиями обычая, так и несовершенной техникой. Например, ноги, руки и голову полагалось изображать в профиль, а верхняя часть туловища рисовались в анфас.
Краски, используемые в живописи Древнего Египта, добывали из минералов: известняка (белый), сажи или древесного угля (черный), железной руды (красный, желтый), медной руды (зеленый, синий). Полученные краски смешивались с вязкой жидкостью и разделялись на куски, чтобы в дальнейшем смачивать их водой и наносить изображение. Готовое изображение покрывали тонким слоем лака, чтобы сохранить изображение надолго.
«Охота на Ниле» - фрагмент стенной росписи из гробниц в Фивах. Середина II тысячелетия до н. э.
Центральное место в живописи занимала культурно-религиозная тема, ведь египтяне верили, что земная жизнь не так важна, как загробная. Изображенные на стенах в гробницах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, охоты, рыбной ловли, погребальные шествия и так далее.