Древний египет живопись. Живопись Древнего Египта. Искусство древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Изобразительное искусство Древнего Египта. Древний египет живопись


Изобразительное искусство Древнего Египта

Изобразительное искусство Древнего Египта не могло обходиться без применения чистых и ярких красок. Рельефы и скульптуры, архитектурные сооружения, стены - все расписывалось празднично и «звонко».

Изобразительное искусство Древнего Египта, развиваясь, усиливало интерес художников к животным, пейзажу, растениям, воспроизведению каких-либо бытовых сцен. С усилением реалистического человеческого образа в изображениях фараона и его родственников появилось ярко выраженное сходство портрета с оригиналом.

Краски применялись египтянами минеральные. Белую краску добывали из известняка, черную – из сажи, зеленую – из тертого малахита, красную – из красной охры, желтую – из желтой охры. Для получения синей краски использовали медь, кобальт, тертый лазурит.

Раскраска на стенах в храме царицы Хатшепсут сохранилась и до наших дней.

Изобразительное искусство Древнего Египта было удивительно пронизано жизненным ритмом . Особого внимания заслуживают сценки из повседневной жизни. Египтяне изображали реальные события, ничего не придумывая.

Древнеегипетские художники обладали уникальными способностями передавать красоту природы и жизни, используя математический расчет и трепетность своего сердца. Скульпторов, зодчих, художников этой древней страны отличал целостный взгляд на окружающий мир и тончайшее чувство гармонии. Все это отражало художественное искусство Египта. Живописцы стремились выразить свои умения в каждом отдельном произведении, вместе с этим, стремясь к синтезу - создавая единый архитектурный ансамбль.

В период с 30 по 24 века до нашей эры изобразительное искусство Древнего Египта отличается сдержанностью и спокойной ясностью. Это отчетливо видно, например, в изображениях в гробнице в Медуме. Расписывая стены, древнеегипетские художники применяли технику на сухой поверхности.

В 21-18 вв. до н.э. живописцы пытаются преодолевать устоявшиеся композиционные схемы. В росписи, украшавшей стены храмов и гробниц, величественные фризы заменяются на более свободно сгруппированные сцены, а применяемые краски становятся прозрачнее и нежнее. Живопись выполняется темперной технологией (смешанными сухими порошковыми красками) по сухому грунту. При этом художники применяют то густое, то незначительное наложение цвета, некоторые контуры просматриваются очень резко, а некоторые – едва уловимы. Это позволяет придать некую легкость по-прежнему плоским силуэтам. Сцена охоты на берегу Нила считается одной из самых замечательных росписей, созданных в эту эпоху.

Первые и наиболее важные источники, повествующие о музыке – это древнеегипетские тексты. К этим свидетельствам, непременно, примыкает и изображение сцен музицирования, самих музыкантов, их инструментов.

На протяжении всего существования государства все культовые обряды сопровождались музыкой. При этом в обязанности жрецов входило пение, игра на лютне и арфе.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта тесно связаны друг с другом. При оценке этих сфер культуры, обращает на себя внимание некое противоречие. При достаточно большом количестве изображаемых музыкантах, что свидетельствует о довольно широком распространении музыки среди различных слоев общества, практически полностью отсутствуют свидетельства о нотных записях. По мнению исследователей, это обусловлено определенным запретом. Однако некоторые записи, имеющие отношение к музыкальной системе, обнаружились в текстах Нового и Среднего Царств.

Изучение древних папирусов, барельефов гробниц и прочих источников свидетельствует об огромном значении живописи и музыкального искусства в культурной, обрядовой жизни древнеегипетского народа.

fb.ru

Живопись Древнего Египта. Искусство древнего Египта

Nenkheftka.jpgТалант египтян ярче всего проявился в различных видах искусства. Росписи получили широкое распространение еще при изготовлении герцейской керамики, декор которой, имеющей преимущественно светский характер, включает изображения лодок, растений, зверей и птиц и изредка людей. Древнейшие образцы рельефной скульптуры появились, скорее всего, немного позже - на сланцевых пластинах, служивших для растирания весьма популярной черной краски для глаз. В дальнейшем росписи и рельефная скульптура превратились в тесно связанные между собой виды искусства. В усыпальницах и храмах времени правления IV, V и VI династий, когда эти искусства достигли высокого уровня развития, художники при создании своих произведений часто использовали оба приема в сочетании. Все рельефы эпохи Древнего царства были раскрашены, а росписи на плоской, лишенной вырезанного изображения поверхности еще долгое время выполнялись сравнительно редко.

Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего царства, как и росписи на керамике предшествующей эпохи, имеют светское содержание, их назначение несомненно связано с религией. На них представлены сцены земледелия - пахота, сев, жатва, молотьба, засыпка зерна в хранилища, скотоводства, охоты и т.д., и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. К эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, и ряд фиванских гробниц великолепно украшен живописью по гладкой белой штукатурке, нанесенной на известняковые стены. Техника рельефа теперь применялась лишь в тех усыпальницах, которые вырубались в высококачественном известняке - в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов. До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни; позже они выродились, превратившись в чистые "виньетки", заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти никак или вовсе не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы.

 

 

Статуэтка Ненкхефтка,Британский музей. Раскрашенный известняк

  Большое место в искусстве Древнего Египта занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов. Уже в Древнем царстве применялись оба вида египетского рельефа - и более распространенный барельеф, и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Были известны и два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная - из красной охры, черная - из сажи, зеленая - из тертого малахита, синяя - из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая - из желтой охры.

sub_midl.gif 

 

Blue-Hippopotamus.jpg

Голубой гиппопотам.Статуэтка периода XII Династии из коллекции музея Лувр, Франция

Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются в правление фараона XII династии Сесостриса I (ок. 1971-1928 до н.э.). Не слишком уступает ему царица XVIII династии Хатшепсут в украшении своего террасного храма в Дейр-эль-Бахри. Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов, к сожалению, разбитые ее племянником Тутмосом III: сцены, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения. Храмовые рельефы эпохи Древнего царства, хотя они и не менее монументальны, сохранились лишь фрагментарно. Первым, кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, был Сети I, но сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III; стены храма последнего, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры.

Круглая скульптура уходит корнями в более глубокую древность, поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других украшений. Возможно, создателями примитивных глиняных статуэток были первые гончары эпохи древнейших культур. Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Из кости, в том числе слоновой, вырезали фигурки птиц и зверей, главным образом в качестве украшения гребней; их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах. Неизбежный распад тела человека после его смерти, утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика, породили древнейшие надгробные статуи. Даже будучи предельно примитивными, они навечно запечатлевали личность погребенного, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем.

При всей быстроте совершенствования скульптуры позы изображенных и стиль, сформировавшиеся в начале династического периода, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей египетской истории. Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия; особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось лицу; оно всегда бесстрастно, величественно, холодно, спокойно. Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты - таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии, и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба - времени IV династии), - все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Таким образом, лучшие памятники древнеегипетской скульптуры восходят к периоду IV и V династий. Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в статуях царей XII династии Сесостриса III и Аменемхета III. От эпохи XVIII династии великолепные изображения правителей оставили царица Хатшепсут и Тутмос III.

Искусство Амарны. Пик в развитии реалистической скульптуры, как рельефной, так и объемной, был достигнут на более позднем этапе правления той же династии, при Эхнатоне - фараоне XVIII династии, основавшем свою столицу в Амарне. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. В первый и единственный раз излюбленной темой монументального искусства стали бытовые сцены из семейной жизни при дворе. Эхнатон, проповедовавший "правду" в своем религиозном учении, неукоснительно требовал, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем оригинальности и одновременно верностью натуре.

Уникальное собрание царской погребальной утвари, обнаруженное в гробнице Тутанхамона - зятя Эхнатона,- демонстрирует не только достоинства искусства амарнского периода и степень богатства даже этого второстепенного царя, но и необычайно разнообразное мастерство художников и ремесленников. Ложа и троны, ювелирные изделия и личные украшения, включая царскую диадему, светильники и безделушки, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски - все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе амарнского периода, даже в правление самого неудачного из его царей

 

 

Как принято считать, монументальная живопись возникла во времена первобытнообщинного строя. Но в те времена она служила только для обустройства созданных природой пещер, и то, лишь  косвенно - потому что первобытные люди не стремились обустроить свое жилье  -  они просто рисовали охоту, праздники на стенах. Кроме того, у неё была конкретная цель, которая заключалась в гармоничном оформлении, которое увековечивало подвиги людей.

 

Архитектура Древнего Египта появилась не случайно. Она прошла длительный процесс эволюции, начиная с пещер, ям, шатров, постепенно переходя в глиняные хижины, заканчивая прекрасными дворцами и храмами. И все эти сооружения разукрашивались неповторимыми иероглифами и рисунками. Если не брать во внимание  простоту  изображения, то следует  заметить, что древние художники рисовали одни и те  же части тела  по-разному. В иераконпольской росписи животные изображены в профиль, а рога, то в фас, то в профиль - в  зависимости от того, как более точно может  быть передана форма рогов.  На том же изображении у людей  наблюдаются различные комбинации фасных и профильных видов разных частей  тела. Такой  нюанс изображения возник потому, что художники рисовали предметы не с натуры, а по памяти, и, как было отмечено раньше, акцентировали внимание на самых значимых моментах.

 

Очень точно изображается  то,  что кажется  самым важным для художника в конкретной сцене - оружие и руки для сражения и охоты, ноги. Важным аспектом является то, что  взаимоотношение действующих лиц выражается довольно примитивно - важность жрицы  или  богини отмечается в живописи Египта лишь большими габаритами фигуры. Наблюдаются почти правильные пропорции тела, просматриваются мускулы. Если автор желает изобразить разницу в социальных слоях действующих лиц, то она отображается в разнице пропорций фигур, более знатные люди изображались большими. Разные части тела отображаются в разном виде. К примеру, голова  и  ноги нарисованы в профиль, глаза и плечи в фас.

 

Проанализируем факторы, которые повлияли на развитие живописи Египта. К сожалению, их невозможно чётко отделить друг от друга или пронумеровать, так как один сказывается на другом, тот отображается на третьем, и в целом отражаются на культуре и живописи  Египта. Поэтому, определяя факторы, мы будем основываться на «переломных моментах» в искусстве  Древнего  Египта, а именно в живописи. На искусство Египта большое влияние имела правящая  верхушка общества, так как по типу государственного строя оно было рабовладельческим.

Период Древнего царства являлся периодом формирования главных форм культуры Древнего  Египта, начиная от простой формы государства. Как упоминалось выше, лидирующая роль в    искусстве принадлежала архитектуре. Помещение внутри первых гробниц и храмов Египта

украшалось главным образом колоннами. Стены украшали  цветными рельефами,  изображавшими подвиги фараонов. Царей в Египте изображали с  мощными телами и властными лицами, которые сохраняли основные портретные черты, но одновременно их  идеализировали. Редко, божественная суть фараона передавалась только внешними  средствами: фараон на рисунке находился вместе с богами, как равный им, или его охранял священный сокол своими крыльями.

 

Во время Древнего царства существовало два  варианта техники росписи по стенам: большинство росписей выполнялось минеральной краской по сухой поверхности, в нескольких же гробницах этот вариант комбинировался с вкладкой цветных паст в определенные углубления. Иллюстрация росписей диктовалась их  предназначением. К примеру, в заупокойных храмах фараонов и тоннелях, ведущим к ним, изображались сцены, славившие власть царя, его успешные походы. Так же имели место рисунки ритуального характера, задачей которых было преподнести владыке загробное блаженство. Как правило, образ фараона передавали более большим по размерам, чем остальные фигуры, чем по правилам канонов, сформировавшихся во времена плиты Нармера. Но образы охотников или рабов редко представляли с  плечами  в  профиль. Наверное, хоть таким способом художники Древнего  Египта имели возможность выразить малейший прогресс в понимании мира.

 

По росписям, обнаруженным в гробницах и храмах Египта прекрасно можно изучать историю страны. В росписях нашли своё место и классовая борьба, и быт, и религия и завоевания. Монументальная  живопись  являет собой огромную картину жизни общества,

Так же следует отметить, что искусство и живопись Египта оказали большое влияние  на

искусство других народов.

www.gorodnaneve.com

Живопись Древнего Египта

Древнеегипетское искусство целиком было посвящено религиозному культу. Одной из его целей становилось создать благоприятные условия для потусторонней жизни умершего фараона. Поэтому все правители и их чиновники заранее готовили себе место для жизни после смерти. Сотни тысяч строителей возводили для них места погребения – пирамиды, тысячи зодчих, скульпторов, художников украшали место загробной жизни владыки. 

росписи гробницОсобого мастерства требовалось от живописцев, которые расписывали стены и потолок погребального места. Многочисленные рисунки передавали цепь реальных событий из земной жизни умершего. Здесь же встречаются изображения процесса мумифицирования тел. И обязательно художник фантазировал на тему, какой будет жизнь фараона после погребения. Сказать фантазировал не совсем верно, поскольку у любого древнеегипетского мастера были незыблемые правила создания изображения. Строгие каноны препятствовали проявлению творческого начала. Но всё же потомки могут гордиться грандиозными шедеврами древнеегипетских художников. 

На стенах, кроме живописных изображений, можно увидеть длинные тексты. Искусно выведенные иероглифы рассказывают о том, что нарисовано на конкретном рисунке, дополняют его рассказом о заслугах похороненного здесь человека, о его семейной жизни, государственной службе. 

Если гробницы фараонов тщательно и неоднократно исследованы, то о погребальных местах чиновников известно не всё. Как и жизнь правителей, земное существование государственных мужей представлялась во всех подробностях. Эти изображения позволяют судить о строении государственной власти, о жизненном укладе людей, проживавших в Древнем Египте. Некоторые росписи говорят, что ожидает чиновника после смерти. Например, в погребальной камере с мумией астронома Натха («сильный») нарисованы сельские пахари. 

Как изображали людей в Древнем Египте 

Известно, что в создании росписей применялись строгие каноны. Люди, животные, природа рисовались по правилам, утверждённым для всех авторов. Роспись «Охота на птиц в зарослях папируса» показывает, как художники рисовали людей и животных. Все живые существа изображены настолько реалистично, что при внимательном рассмотрении можно различить их вид. Это подвижные создания. Что не скажешь о людях, которые находятся в статичном положении.

Внешность человека очень искажена, голова, руки, ноги могут находиться на любом месте туловища. Для древнеегипетских художников главным было не точное изображение человека, а только наиболее выгодные, выигрышные моменты, связанные с его жизнью. Соответственно, живописцы рисовали ту часть тела, которую с лёгкость можно узнать. 

mithology.ru


Смотрите также