Архитертура Древнего Египта. Колонны древнего египта
Колонны Древнего Египта
Колонны Древнего Египта. Луксор
Египетские колонны делятся на две группы. Первая группа появилась в период Древнего царства, во времена правления III—VI династий фараонов (около 2707 — 2150 до н. э.), когда наступил экономический, военно-политический и культурный расцвет страны. Это были геометрически правильные в разрезе колонны и так называемые «изобразительные» колонны. Группа первая объединяет несколько типов колонн Египта периода Древнего Царства: Колонна квадратного сечения. Пропорции: высота относится к сторонам основания как 1:5. Такая колонна не имела капители, могла быть покрыта рельефами.
Квадратные колонны храма царицы Хатшепсут. Известняк. Луксор. конец 16 в. до н.э.
Иногда перед египетскими колоннами устанавливали скульптуры. Скульптуры не несли нагрузки и опирались на колонну (Мединет-Абу, Рамессеум, ансамбль Джосера в Саккаре).
Скульптуры перед колоннами с квадратным сечением не несут нагрузки. Мединет-Абу, Рамессеум - храм Рамзеса III. 1185 — 1153 гг. до н. э.
Египетские колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями и каннелюрами.
Колонна с сечением в виде граненого цилиндра. Храм Хатшепсут, XVIII династия. Форма капители говорит о создании колонн из блоков с квадратным сечением.
Колонны Древнего Египта в виде суживающегося кверху цилиндра, часто с каннелюрами и росписями, без утолщения ствола в нижней трети (энтазиса).
Цилиндрические колонны в колонном зале фараона СатиI. Луксор. Храм Карнак.
Колонны Древнего Египта «изобразительные», имитирующие растительные формы, стали возводиться в период между правлением V и III династий. В раннюю эпоху Нового царства (приблизительно 1552—1070 гг. до н. э.) вид колонны зависел от места их размещения. Колонны, несущие нагрузку потолка, имели капители, похожие на бутон цветка. В средних освещенных пролетах залов египетская колонна напоминала свободно стоящее растение с капителью, похожей на раскрытый цветок, лепестки которого прикрывали собой верхнюю часть колонны, поддерживающую потолок. В конце Нового царства колонны стали расставлять в произвольном порядке. Среди «изобразительных» египетских колонн встречаются следующие типы: Папирусообразная - основной тип египетской колонны Нового царства. Колонны увенчаны розетками в виде распустившегося папируса.
Папирусообразные колонны.
Пальмообразные колонны.
Колонна с хатхорической капителью - капитель с изображениями головы богини Хатхор. Такие колонны строили, начиная с периода Среднего царства. Встречаются также колонны Осириса - статуя бога Осириса, составляющая с колонной одно целое. Подобные колонны стояли у входа в храм божества.
Колонны гипостильного зала с хатхорической капителью. Святилище Хатхор. Эпоха Тиберия. 34-35 гг. н.э. Литография 19 в.
Лотосообразная египетская колонна. Капители этих колонн, редко использовались в сооружениях, их создавали в виде бутонов цветка или листьев лотоса, иногда стволы таких колонн выглядели как стебли лотоса или папируса.
Храм Эдфу возле Асуана. (около 237 года до н.э.).
Храм, посвященный богу войны - Монту. Медамуд. Сохранились пять колонн, две с лиственными капителями, а три с капителями в виде бутонов лотоса. Художник: Ричард Ван Бюррен.
Египетские колонны со сложносоставной капителью (появилась в более поздний период). Колонны с капителью в виде перевернутого колокола — это редкий тип египетской колонны, такие капители встречаются в Карнаке.
Колоколообразные капители колонн в гипоксильном зале в Карнаке.
Орнаменты и картуш Египта
Орнаменты египетских колонн на современного человека нередко производят мрачное впечатление, однако их смысловое назначение – изображение контраста между земной и небесной жизнью.
Колонны с орнаментом и иероглифами в Карнакском храме в Египте.
Среди изображений на египетских колоннах встречается картуш. Египетский картуш представлял собой продолговатый элемент с нанесенным на него именем владельца, фактически являлся паспортом. Этот предмет считался магическим, дающим власть над людьми. Картуши в Египте также изображали в виде овальных рамок, окаймляющих изображения или имена фараонов. Их наносили вместе с другими иероглифами на колонны, стены храмов и гробниц.
Изображения в картушах Египта
Картуш египетский в составе иероглифов
На фото на картушах Египта с фотографии, написано (слева направо): 1. Хермес. Властелин суши, морей и трона! Величественный бог, верховный жрец, создатель даров для душ усопших. 2. Самая великая и гениальная королева, защитница Египта. Иероглиф «Королева и Гиена” - знак "Гиена" был связан с гениальностью. У королевы на голове - страусиное перо, означающее власть, в руках у нее защищающий крест «Атлантов Aнкx». 3. Один из вариантов символов, означающие фараона Хермеса 1 – добавлен символ, обозначающий обручение фараона с Солнцем. 4. Один из вариантов символов, означающих королеву Египта, обручившуюся с Солнцем, владеющую морем, колодцами с пресной водой (один из знаков означает колодец - древнюю систему очищения и использования грунтовых вод).
Картуши на колоннах Луксора.
Картуш Египта нельзя путать с европейским картушем. Как архитектурное украшение европейский картуш появился в эпоху Возрождения, использовался также в эпоху барокко и рококо. Так называли плоское или объемное изображение щита или рулона бумаги с надорванными краями, на котором крепился или изображались герб, эмблема, надпись, девиз, инициалы. Картуш украшал парадные двери дворцов, замков, мемориальные плиты. Картуш также изображали на гравюрах, географических картах.
В современных частных домах, которые строятся по индивидуальным проектам, можно создать имитацию древних колонн, декорируя их с помощью картушей Египта, и опираясь на некоторые знания по расшифровке древнеегипетских обозначений, создать собственную надпись, говорящую о владельце. Автор текста: Марина Калабухова
www.facade-project.ru
Конструкция зданий в архитектуре Древнего Египта
В египетской архитектуре в первую очередь использовались плоские формы и прямые линии. Стены из камня строили следующими способами:
более тонкие сооружались из хорошо обработанных каменных блоков-квадров;
для возведения более толстых и массивных стен складывали основу из грубо отесанных каменных блоков худшего качества, снаружи эту грубую кладку облицовывали ровными и хорошо отшлифованными каменными плитами;
стены состояли из двух рядов каменной кладки с пространством между ними, заполненным необработанными глыбами камня или даже бутом.
Типы египетских колонн
Египетские колонны возникли как архитектурное выражение форм растительного мира. Каменные колонны древнеегипетской архитектуры делятся на несколько типов. Это колонны папирусообразной, пальмообразной и лотосообразной формы. Они повторяют форму тех растений, характер которых хотели придать им строители. Колонны, имитирующие растения, появились в очень древние времена. Сходство с соответствующими растениями особенно видно по их основаниям-базам и навершиям-капителям.
На этой картинке можно увидеть основные виды египетских колонн.
Один из самых красивых типов колонн, созданных по образцу папируса, напоминает связку стеблей папируса с раскрытыми цветками. У такой колонны ствол круглый в сечении и немного сужается книзу, там, где находится плоская круглая база. На нижней части колонны вырезаны обращенные своими острыми верхушками кверху большие листья. Листья затем раскрашивают. Вверху ствол колонны сужается и завершается широкой капителью. Сразу же под капителью высечено несколько горизонтальных линий – они имитируют веревки, которыми связывали стебли.
Второй тип колонн в форме папируса имитирует связку растений с закрытыми бутонами. В эпохи, последовавшие за Древним царством, пространство между связками папируса заполнялось небольшими связками тростника, укороченными сверху и снизу. Диаметр ствола в районе базы и ближе к вершине уменьшается точно так же, как и у предыдущего вида папирусовидных колонн. Такие колонны создавались в эпоху V династии, и их прекрасные монолитные образцы можно увидеть в припирамидном храме фараона Сахура в Абусире.
Одновременно со вторым типом папирусовидных колонн появились колонны в форме лотоса. Обе эти формы встречаются в храмах V династии в Абусире. На них можно увидеть несколько бутонов лотоса, стебли которого между собой связаны точно так же, как и стебли папируса. Цветы папируса в них заменены бутонами лотоса. Между ними, под имитацией веревок, которыми обвязаны бутоны, помещены более мелкие растения. Лотосовидные колонны создавались гораздо реже, чем папирусовидные.
Имитирующие пальму колоны также были найдены в храме фараона V династии Сахура, находящегося в Абусире. Пальмовидные колонны были очень популярны в эпоху Птолемеев, и только в это время их стволы точно воспроизводили ствол пальмы.
Египтяне часто использовали, кроме колонн растительных форм, столбы четырехугольного или многогранного сечения. И ещё два особенных типа колонн египтяне сооружали, начиная со времени Среднего царства. Это колонны с изображением на капители головы богини Хатор и так называемые колонны Осириса в храмовых постройках. Обычно такая колонна стояла перед колоннадой, обрамляющей вход в храм, иногда это была составляющая с колонной одно целое статуя бога Осириса.
Между столбами колонн опорные панели строители выкладывали из каменных балок, сверху на них укладывали каменные плиты, которые образовывали плоский потолок. Кровли сверху не было, ведь дождь в Египте – величайшая редкость.
Лестницы стали использоваться гораздо позже, до этого в большинстве случаев для соединения различных уровней и этажей здания пользовались наклонной плоскостью — пандусом.
Статьи по теме:
Особенности архитектуры Древнего Египта
Дворцы Древнего Египта
Строительные материалы Древнего Египта
www.smirnova-tatjana.ru
Глава 12 Колонны. Строительство и архитектура в Древнем Египте
Глава 12
Колонны
Египетские колонны можно разделить на два типа, которые были известны с незапамятных времен. Первый тип копирует в камне стебли тростника, связанные в пучок и обмазанные глиной, а также стволы пальм и т. д., а второй представляет собой квадратные в сечении колонны с их более поздними модификациями. Квадратные колонны, вероятно, ведут свое происхождение – если для такой простой формы вообще нужно выяснять, откуда она взялась, – от подпорок в каменоломнях и скальных гробницах, которые оставляли для того, чтобы крыша не обрушилась.
Одной из сложнейших проблем, с которыми столкнулись египетские строители, была проблема перекрытия помещений большого объема. В примитивных хижинах, которые явились прототипом многих архитектурных форм, несколько шестов легко выдерживали большую крышу из тростника или пальмовых листьев, но для того, чтобы перекрыть пространство каменными плитами, надо было установить много подпорок. Поэтому мы не ошибемся, если назовем Большой гипостильный зал в Карнаке Колонным залом.
Во времена IV династии самое большое пространство, которое можно было перекрыть известняковыми плитами, составляло чуть больше 2,74 м. Более широкие пролеты перекрывались либо гранитными плитами, либо в виде ложного свода, либо в виде остроконечной крыши (рис. 115 и 116). Когда в широкое использование вошел песчаник из каменоломен Силсилы, обнаружилось, что из этого камня можно изготовлять гораздо более длинные архитравы. Египтяне, без сомнения, стремились сократить количество колонн в помещениях, насколько это было возможно, и в центральном нефе гипостильного зала в Карнаке мы видим уже песчаниковые плиты, перекрывающие пролет в 9 м. Песчаник, конечно, прекрасный камень для строительства, но он не может долго выдерживать, помимо своего собственного веса, еще и тяжесть крыши, поэтому нет никаких сомнений в том, что архитравы и плиты крыши в Карнаке растрескались уже через триста лет после сооружения этого зала.
Рис. 70. Квадратная в сечении колонна
Квадратные колонны были известны со времен IV династии до конца Нового царства. В это время их изготовляли не только монолитными, но и составными. В эпоху Среднего и в начале Нового царства они иногда превращались в многоугольные, которые были просты в сооружении и красивы с виду. Сначала, вероятно, стали обтесывать углы у квадратных колонн (рис. 70), в результате чего возникли восьмигранные колонны (рис. 71).
Рис. 71. Восьмигранная колонна. XI династия, Дейр-эль-Бахри
Мы находим их в храме XI династии в Дейр-эль-Бахри и в других местах. Дальнейшее обтесывание углов привело к появлению колонн с шестнадцатью гранями (рис. 72), которые встречаются во многих гробницах и храмах Среднего и Нового царств.
Рис. 72. Колонна с шестнадцатью гранями, XII–XVIII династии
Шампольон, на которого огромное впечатление произвели многогранные колонны, зная, что греческие дорические колонны (рис. 73) имеют каннелюры, окрестил египетские многогранные колонны «протодорическими», однако египетские колонны не всегда имеют каннелюры – чаще всего грани у них плоские.
Рис. 73. Греческая дорическая колонна
Название «протодорические» не соответствует истине, поскольку греческие колонны сужаются кверху и увенчиваются большой нависающей капителью, которая высекается из отдельного блока. В египетских же колоннах абака не очень сильно выступает за их пределы, а четыре главные грани колонны располагаются почти на одной плоскости с краями блока, лежащего поверх нее[35].
Рис. 74. Поперечный разрез участка многогранной колонны, на которой видны выступы между ее гранями
Иногда на многогранных колоннах между соседними гранями оставляли небольшие выступы (рис. 74). В храме Хонсу в Карнаке один из авторов этой книги несколько лет назад обнаружил на гранях следы штукатурки, которая не заполняла пространство между соседними выступами, а лежала плоско на поверхности камня. Однако такие выступы, хотя и встречающиеся в других храмах, все-таки явление довольно редкое.
Один из наиболее удачных примеров украшения многогранной колонны мы находим в маленьком храме Аменхотепа III в Эль-Кабе (фото 5). Его крыша опирается на четыре шестнадцатигранные колонны, две грани которых, обращенные в сторону центрального нефа, образуют вертикальную каменную полосу. В верхней части этой полосы мы видим изображение богини Хатхор с обычной маленькой молельней над ней.
Многогранные колонны просуществовали недолго, если сравнить с теми, которые были созданы на основе растительных мотивов. По-видимому, они не удовлетворяли вкусам Рамсеса II и его последователей. Во всяком случае, после его правления они больше не встречаются.
Рис. 75. Колонна с каннелюрами, установленная в высеченном в скале храме Аменхотепа III в Бейт-эль-Вали в Нубии
Колонна с каннелюрами – не такая уж большая редкость в Египте. Принцип создания каннелюр был известен и широко использовался уже во времена фараона III династии Джосера (фото 1 и 2), хотя в сооружениях его эпохи не было найдено ни одной отдельно стоящей колонны с каннелюрами. В эпоху Древнего царства после Джосера они, насколько нам известно, не встречаются, но появляются вновь в Среднем царстве в Хаваре и Кахуне, а также в некоторых скальных гробницах Бени-Хасана. Единственным храмом Нового царства в Египте, где, по нашим сведениям, была найдена колонна с каннелюрами, является храм богини Мут в Карнаке. Здесь, среди руин, были обнаружены база и верхний барабан, располагавшийся сразу же под капителью, колонны с настоящими каннелюрами. Вдоль всего столба колонны сверху вниз тянутся четыре полосы, между каждой парой которых располагаются семь слегка углубленных каннелюр. Диаметр колонны – около 96,5 см. В нубийском храме в Седеинге высится колонна с тридцатью каннелюрами и двумя вертикальными полосами, на которых написаны посвящения Аменхотепу III.
Рис. 76. Поперечный разрез стебля папируса
Другая находится в Бейт-эль-Вали, но, в отличие от колонны в храме Аменхотепа III, она высечена в скале (рис. 75) и имеет свою особенность – в ее верхней части проходит узкая лента, от которой и начинаются каннелюры. По четырем поверхностям этой колонны протягиваются плоские вертикальные полосы без каннелюр. В районе абаки эти полосы сходят на нет. Колонна сужается кверху, но не имеет энтазиса, или выпуклости.
Колонны, имитирующие растения, появились в очень древние времена. Их создавали в основном по образцу папируса, лотоса, лилии и пальмы.
Один из самых красивых типов колонн, созданных по образцу папируса, напоминает связку стеблей этого растения с раскрытыми цветками. Ствол такой колонны круглый в сечении и слегка сужается книзу, там, где находится плоская круглая база. На нижней части колонны вырезаны большие листья, обращенные своими острыми верхушками кверху и раскрашенные. Кверху ствол колонны сужается и завершается широкой капителью. Сразу же под ней высечено несколько горизонтальных линий – они напоминают нам о веревках, которыми связывали стебли. Таким образом, прототипом колонны стала связка стеблей папируса, но есть свидетельства и того, что она должна была имитировать одиночное растение. Например, на некоторых колоннах мы видим три вертикальных выступа (рис. 76), благодаря которым эти колонны напоминают стебель папируса. Странное поперечное сечение пилястра Джосера (фото 6), который увенчан капителью, очень похожей на верхушку папируса, тоже, вероятно, напоминает стебель этого растения. Однако такой тип колонн не был известен в Древнем и Среднем царстве, а в Новом царстве появился только в эпоху XIX династии. Из них составлены два средних ряда колонн в больших залах того времени.
Рис. 77. Капитель колонны центрального нефа Большого зала в Карнаке. Мы видим пометки, сделанные рабочими для обозначения тех мест, куда надо устанавливать абаку и архитрав. Диаметр верхней части капители составляет около 6 м
Одним из наиболее впечатляющих примеров является Большая колоннада Луксорского храма, законченная фараоном Тутанхамоном (фото 39). Она немного меньше, чем центральный неф Большого гипостильного зала в Карнаке, и не имеет боковых рядов колонн меньшей высоты, но, вне всякого сомнения, гораздо красивее. Капители колонн великолепно очерчены и выступают далеко за пределы своих стволов. Десять колонн, стоящих по краям центрального нефа Большого гипостильного зала в Карнаке, имеют капители диаметром 5,49 м и состоят из нескольких крупных блоков (рис. 77). Половина верхней части капители высечена из одного блока, размеры которого, по самым грубым подсчетам, должны были составлять около 6 м в длину, 3 м в ширину и 0,75 м в высоту. Капитель такая большая, что строители посчитали нужным выложить ее из трех мощных слоев кладки. То, что египтяне придавали капители нужную форму уже после укладки блоков, подтверждается тем, что нижний горизонтальный шов проходит не там, где начинается собственно капитель, а чуть ниже (рис. 78). Для того чтобы высечь капитель такого размера, нужно было удалить большое количество камня.
Рис. 78. Часть плана и продольного разреза капители папирусовидной колонны времен фараона Тахарки. Мы видим, что она сложена из небольших блоков (изображение этой колонны можно увидеть на фото 18)
Колонны гипостильного зала в Карнаке и Луксорского храма являются примерами очень прочных сооружений, предназначенных для поддержания огромного веса. А вот красивая колонна фараона Тахарки, единственная из десяти уцелевших, которая высится перед Вторым пилоном в Карнаке (фото 18), заслуживает особого внимания. Эти десять колонн в форме папируса имели такую же высоту, что и колонны центрального нефа Большого зала в Карнаке, но никогда не предназначались для поддержания гигантского веса, ибо они сложены из относительно некрупных блоков (рис. 78). Каждый барабан этой колонны не только состоял из большего числа блоков, чем обычно, но и имел гораздо больше слоев кладки и боковых швов. Многочисленные швы относительно безобидны, если на колонну не кладут больших архитравов или каменных плит, но если им приходится выдерживать огромную нагрузку, как в гипо-стильном зале в Карнаке, то они неизбежно разрушатся.
Капитель колонны Тахарки не выступает так далеко над стволом, как у колонны в гипостильном зале, а прямоугольный блок или абака поверх капители выложена из довольно мелких блоков. Колонны перед Вторым пилоном никогда не несли на себе крыши. С виду они, конечно, были очень красивы, но их конструкция оказалась очень неудачной. Только что построенные, со швами, заполненными строительным раствором, сплошь украшенные рельефами и росписями, они совсем не казались непрочными, но подтопление водами Нила и, возможно, землетрясения сыграли с ними злую шутку.
Второй тип колонн в форме папируса имитирует связку растений с закрытыми бутонами. Такие колонны создавались в эпоху V династии, и их прекрасные монолитные образцы можно увидеть в припирамидном храме фараона Сахура в Абусире (рис. 79). Высота этих колонн более 3,7 м. В эпохи, последовавшие за Древним царством, пространство между связками папируса заполнялось небольшими связками тростника, укороченными сверху и снизу. Как и у другого типа папирусовидных колонн, диаметр ствола в районе базы и ближе к вершине уменьшается. В самых лучших образцах этих колонн все связки, из которых состоит ствол, имеют не полукруглое, а немного заостренное сечение. Колонны такого типа преобладали в храмах XIX династии[36], правда, к тому времени они выродились в приземистых уродцев, из которых самыми ужасными являются колонны эпохи Рамсеса II. Их стволы не имеют выступов, а сами они покрыты совершенно немыслимыми украшениями и надписями.
Рис. 79. Монолитная гранитная колонна V династии из припирамидного храма фараона Сахура в Абусире
Колонны в форме лотоса (фото 40) появились одновременно со вторым типом папирусовидных колонн. Обе эти формы встречаются в храмах V династии в Абусире. На них мы видим несколько бутонов лотоса, стебли которого связаны между собой точно так же, как и стебли папируса. Оба типа колонн очень похожи друг на друга. У хороших образцов основная разница заключается в том, что диаметр лотосовидной колонны у основания не уменьшается, а связки имеют полукруглое сечение без заострения. Цветы папируса в них заменены бутонами лотоса. Между ними, под веревками, которыми обвязаны бутоны, помещены более мелкие растения. В этом папирусовидные колонны второго типа схожи с лотосовидными колоннами. На рисунках на стенах гробниц мы часто видим, что к вершинам колонн, которые поддерживают крыши домов или храмов, привязаны бутоны лотоса – этот обычай был очень распространен в Египте. С другой стороны, нет никаких сомнений в том, что колонны в форме лотоса произошли от колонн в форме папируса, поскольку слабые стебли лотоса никогда не использовались для поддержания крыш, какими бы легкими они ни были.
Рис. 80. Монолитная гранитная колонна в форме пальмы эпохи V династии из припирамидного храма фараона Сахура в Абусире
Судя по дошедшим до нас образцам, лотосовидные колонны создавались гораздо реже, чем папирусовидные. Мы можем увидеть их в Бени-Хасане и в сооружениях Среднего царства; кроме того, они были довольно широко распространены в саисский период и во времена Птолемеев.
Колоны, имитирующие пальму, также были найдены в храме фараона V династии Сахура, находящегося в Абусире (рис. 80). Они были известны в Среднем царстве, но от времен Нового царства до нас дошло всего два образца: первый – в храме Аменхотепа III в Солебе, а второй – в храме Сети I в Сесеби (оба находятся в Нубии). Пальмовидные колонны были очень популярны в эпоху Птолемеев, и только в это время их стволы точно воспроизводили ствол пальмы.
В египетских храмах встречаются и другие типы колонн, например цилиндрические, увенчанные квадратной абакой, и колонны странной формы, напоминающие опоры шатра. Подробное описание этих типов, а также красивых составных капителей, которые создавались непосредственно перед эпохой Птолемеев и во время нее, не входит в задачу этой книги, поскольку нас больше интересуют детали конструкций, а не их стиль.
Для точного установления архитравов в верхней части колонн металлическим инструментом наносились сплошные или пунктирные линии. Так размечали не только абаку, но и капитель, чтобы абака была обтесана так, как надо. Линии разметки видны не только на колоннах центрального нефа Большого гипостильного зала в Карнаке (рис. 77), но и на более низких колоннах, стоящих по бокам от них (рис. 81).
Рис. 81. Отметки каменотесов, оставленные ими на абаке колонны в Большом зале Карнака, XIX династия
Колонны, как стены и пол, всегда обтесывались после укладки блоков. Это подтверждается не только тем, что база или капитель часто бывают высечены из одного блока со стволом, но и частично или вообще не завершенными колоннами, сохранившимися до наших дней. Впрочем, таких колонн совсем не много, самый лучший образец можно увидеть в юго-восточном углу двора эпохи XXV династии, который расположен к востоку от Первого пилона в Карнаке. Отделка этих колонн, очевидно, была отложена до завершения строительства пилона, поскольку они наполовину погребены под строительной насыпью, с помощью которой он сооружался. Но по каким-то неизвестным причинам пилон так и не был достроен, а поскольку насыпь с течением времени сильно уменьшилась в размерах и практически исчезла, у нас появилась возможность рассмотреть угол двора. Здесь хорошо видны не только незаконченная колонна и архитрав, но и следы ремонтных работ, которые велись в маленьком храме Сети II, расположенном радом с северной башней пилона (фото 57). На колонне между горизонтальными швами блоков, образующих капитель, камень обтесан в виде колец, диаметр которых немного превышает диаметр соответствующих частей законченной колонны, стоящей рядом.
Рис. 82. Колонна храма Сети I в Абидосе. Проект храма подвергся изменению, и колоннада была превращена в стену. Со временем часть стены разрушилась, и стало заметно, в каком виде укладывались барабаны колонн
На месте восточной стены одной из комнат (на плане Бедекера она обозначена буквой F) в храме Сети I в Абидосе первоначально планировалось расположить ряд колонн. Блоки этих колонн видны до сих пор (рис. 82), поскольку стена, поглотившая их, частично разрушилась. Колонны были сложены из песчаника, и перед тем, как начать обтесывать их долотом и шлифовать, как и все остальные поверхности, им была придана нужная форма с помощью инструмента, который имел закругленный тупой наконечник.
На барабанах колонн, которые стали теперь видны, линии разметки встречаются довольно редко, хотя мы не можем сказать, что их вообще нет. На вершине некоторых барабанов колонн, стоящих в боковом нефе Большого зала в Карнаке, нанесены две линии, которые пересекаются под прямым углом. Они были сделаны заостренным инструментом для обозначения центра барабана. Вполне возможно, что на поверхности всех блоков, их которых высекались барабаны, не только чертились линии или делались зарубки, обозначавшие их центр, но и вырубались круги, отмечавшие, до каких пределов надо было обтесывать камень. Если бы осевые линии не проводились на поверхности барабана, как в Карнаке, то на законченных колоннах они бы тоже отсутствовали.
Поскольку барабаны укладывались очень грубо обтесанными – или вообще не обтесанными – и поскольку, как и во всех египетских сооружениях, верхняя плоскость барабана не была отшлифована, то мы можем сделать вывод, что выравнивалась только та плоскость, которая должна была стать ложем для следующего блока[37].
Когда блоки укладывались, их верхние плоскости выравнивались и на них наносились оси колонны. Это, скорее всего, производилось таким образом: визировалась или чертилась линия по всему ряду колонн в зале и отмечалось, где она пересекает внешние края барабанов. Затем эти отметки соединяли и получали, как в Карнаке, ось колонны или положение ее центра. А может быть, строители прорезали небольшие линии или делали зарубки, по которым с помощью веревок определяли центр барабана и рисовали окружность, обозначавшую, где должны находиться его края[38].
Каким образом обтесывались монолитные колонны, такие как, например, гранитные папирусовидные колонны в Абусире, древние источники ничего не сообщают, но наше знание египетских способов обработки камня позволяет предположить, как это делалось. Монолитная колонна доставлялась из каменоломни в виде блока, вероятно, более или менее прямоугольной формы и перед обработкой устанавливалась вертикально. Впрочем, сначала обрабатывалась ее база, а уж затем приступали к обтесыванию самой колонны и приданию ей нужной формы. При этом ее никуда не передвигали и ни к чему не подгоняли. Этот процесс можно было осуществить, вероятно, только одним способом. Сначала находили на двух противоположных концах блока две точки, через которые должна была пройти ось законченной колонны. Эти точки находили путем тщательных измерений и расчетов. Все это нужно было для того, чтобы определить, хватит ли камня для придания колонне нужной формы. Следующим этапом была обработка базы, при которой надо было создать плоскость, по отношению к которой осевая линия колонны располагалась бы под прямым углом. Египтяне, вероятно, пользовались очень простым методом: выравнивали блок таким образом, чтобы обе осевые точки расположились строго горизонтально (глава 5), а со стороны базы сверху донизу создавали истинную вертикальную поверхность. На следующем этапе колонну надо было повернуть на 90° вокруг оси, вновь выровнять две осевые точки и сделать еще одну вертикальную эталонную поверхность, проходящую через точку, расположенную примерно посредине предыдущей эталонной поверхности. Затем по этим двум поверхностям обтесывали базу (глава 9). После всех этих процедур можно было не сомневаться, что блок будет установлен строго вертикально.
Мы точно не знаем, каким образом монолитная колонна устанавливалась вертикально, но можно предложить несколько вариантов. В храме Второй пирамиды квадратные колонны вставлялись в отверстие в полу и устанавливались на скальном фундаменте. Одна сторона отверстия делалась наклонной (рис. 83), и по ней скользила нижняя часть колонны, которая, по-видимому, была уже предварительно обтесана. Каким образом она устанавливалась в вертикальное положение – с помощью рычагов или наклонных насыпей, как это делалось для обелисков, – точно сказать невозможно.
Скорее всего, рычаги использовали только в крайнем случае. В качестве примера второго способа можно привести установку огромных квадратных в сечении колонн в так называемом Осирейоне Сети I в Абидосе. Здание находится ниже уровня пустыни, стены его сложены из огромных кварцитовых блоков, а колонны, поддерживающие гранитную крышу, имеют квадратное сечение. Высота их равна 3,96 м, а стороны – 2,28 м. Вероятно, их установили в вертикальное положение, заполнив храм снизу доверху песком, а затем убрав его из-под колонн. Эти колонны опираются не на фундамент, как в храме Второй пирамиды в Гизе, а на плиты пола.
Рис. 83. Отверстие в гранитном полу храма Второй пирамиды в Гизе. Одна сторона сделана наклонной, чтобы облегчить спуск квадратной колонны в это отверстие
Шлифовка монолитной колонны производилась, вероятно, таким способом. На полу, базе или на специально подготовленной платформе рисовали круг и проводили провешивание, пользуясь, скорее всего, уменьшенной копией колонны. Таким способом можно было получить столько эталонных поверхностей на разных высотах, сколько было нужно, хотя мы не имеем никаких сведений ни об их количестве, ни о том, как они выглядели. Создание колонн в скальных храмах или гробницах было, вероятно, еще более сложным делом, чем высекание монолитной колонны из каменного блока, и здесь мы снова почти не имеем сведений о том, как это делалось.
Рис. 84. Колонна храма, расположенного восточнее Праздничного зала Тутмеса III в Карнаке. Она сделана частично из многогранных барабанов старых колонн и частично из барабанов эпохи Рамсеса II, который узурпировал этот храм
В некоторых скальных гробницах XVIII династии в Эль-Амарне, которые остались незаконченными, в самую последнюю очередь, вероятно, был отшлифован пол. В частично раскопанных гробницах мы видим участки, где пол вообще еще не был высечен, но крыша, капители и частично стволы колонн были уже гладко обтесаны. Можно дать несколько объяснений этому факту, но лучше всего сделать это после подробного описания высеченных из скалы колонн, найденных в Эль-Амарне и других местах.
Единственная проверка точности изготовления египетской колонны круглого сечения была проведена на примере монолитной колонны из красного гранита в храме V династии в Абусире (рис. 80). Было обнаружено, что на участке длиной 2,6 м, где средний диаметр уменьшается с 91,2 см до 79,8 см, отклонение от среднего диаметра не превышает 8 мм.
В верхней же части, где колонна сужается, отклонение сильно увеличивается, что, вероятно, свидетельствует о том, что эту колонну, как и незавершенную колонну в Карнаке, обтесывали таким способом: сначала формировали на стволе кольца нужного диаметра, располагавшиеся через правильные интервалы, а затем обтесывали оставшиеся участки. Вертикальных эталонных поверхностей здесь не создавали. Вполне вероятно, что в этом случае использовали нечто вроде лекала, но прямого подтверждения этому нет.
Египтяне, особенно в эпоху XIX династии, очень часто использовали при строительстве камень из более ранних сооружений. Реже использовали барабаны старых колонн для создания новых. Восточнее Праздничного зала Тутмеса III в Карнаке есть храм, узурпированный Рамсесом II. В этом здании некоторые колонны полностью сложены из многогранных барабанов старых колонн, а другие – частично из барабанов эпохи Рамсеса II и частично из многогранных барабанов (рис. 84). Они были покрыты толстым слоем штукатурки, который скрыл тонкие грани старых столпов. Древняя кладка полностью скрылась под ней, и никто не подозревал, что эти впечатляющие колонны состоят из обломков, скрепленных штукатуркой, толщина которой в некоторых местах достигала 7,6 см.
Хотя слово «реставрация» в египетском языке чаще всего означает использование блоков старых сооружений для строительства новых[39], бывали случаи, когда некоторые памятники действительно подвергались ремонту.
Интересный пример древней реставрации колонн можно увидеть в Большом зале в Карнаке. В восточном углу поврежденные части колонн были вырезаны и заполнены заплатами из более мелких блоков (фото 42). Они не были обтесаны и пригнаны к форме колонны, вероятно, потому, что к ним собирались пристроить какое-то другое сооружение. Однако в центральном нефе камни этих заплаток были обтесаны очень тщательно (фото 41). Вероятно, ремонт здесь был произведен в эпоху Птолемеев или немного раньше.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
design.wikireading.ru
Колонны и колоссы. Цивилизация древних богов Египта
Колонны и колоссы
Отдельный предмет интереса в храмах Карнака, Луксора и его окрестностей для нас представляли их знаменитые колонны. Не с точки зрения красоты или величественности (в этих их качествах никто не сомневается)… А с точки зрения технологии их изготовления.
Сторонники бетонной версии нередко заявляют, что эти колонны будто бы являются монолитными и выполнены очень качественно. А это, как они считают, могло быть сделано, только если колонны отливали из бетона.
Ну, с этим мы разобрались быстро. И окончательно все встало на свои места в Мединет Абу, в храме Рамзеса III, где некоторые колонны стоят в полуразобранном состоянии.
Во-первых, колонны храма в Луксоре и подавляющего количества других храмов вовсе не так уж и идеальны. Это только на фотографиях они так выглядят. Достаточно подойти поближе и посмотреть вверх вдоль поверхности колонны, и все изъяны становятся видны как на ладони. Глаз отлично схватывает неровности и погрешности на большой длине (причем глаз оказывается даже более точным инструментом, чем фотоаппарат или видеокамера, которыми "схватить" неровности в этом случае гораздо сложнее).
Во-вторых, колонны вовсе не из какого-либо бетона, а из обычного известняка.
И в-третьих, они вовсе не монолитные, а собраны из отдельных кусочков. Причем очень похоже на старую детскую игрушку под названием "пирамидка", которая собирается из колечек, устанавливаемых друг на друга. Только храмовые колонны собраны даже не из "колечек", а из "полуколечек". Правда, соответствующего размера…
В общем, никакого особого шедевра инженерного искусства подавляющее большинство колонн Древнего Египта из себя не представляют. Как не представляют из себя чего-то невозможного для примитивных технологий древних египтян времен фараонов.
* * *
А вот с гранитными колоннами далеко не все так просто.
Прежде всего, они уже не из "полуколечек" и даже не из "колечек", а цельные. И по качеству изготовления они разнятся. Например, колонны в Римском театре в Александрии хоть и должны были вызывать благоговение перед величием Римской Империи, сделаны отнюдь не идеально. Посмотрев вдоль колонны, легко замечаешь, как ее край слегка "гуляет" вокруг воображаемой прямой, к которой стремились мастера, изготовившие эту колонну.
Совсем другое дело – колонны, которые относят к периоду Древнего Царства. Их не так много, но они есть. И вполне способны заставить поломать голову.
Например, колонны в Абусире, которые стоят в одном из так называемых "храмов" и рядом с ним. Сам "храм" считается творением фараона V династии Сахура, хотя в ходе его осмотра у нас возникли довольно большие сомнения в правильном определении египтологами авторства данного сооружения. Но к самому храму мы вернемся позже, когда речь зайдет о технологиях древних богов, а сейчас поговорим о самих колоннах…
Рис. 147. Колоны храма Сахура
К сожалению, колонны на входе изрядно пострадали. Если судить по фотографиям 1907 года, когда были произведены раскопки "храма", нашли их в упавшем состоянии. При падении они раскололись, поэтому ныне можно наблюдать лишь реконструкцию, собранную из остатков (местами, где отсутствовали отколовшиеся куски, они компенсированы современным бетоном). Но несмотря на наличие мест "переломов" и кое-где поврежденную внешнюю поверхность, трудно не отметить их очень высокое качество исполнения. Колонны не кажутся отполированными, но это вполне может быть лишь результатом воздействия времени, ветра и песка…
И если представить себе, как они могли выглядеть, когда были целыми, то становится ясно, что Римскому театру в Александрии до колонн Абусира не просто далеко – между ними целая пропасть. И сам собой возникает вопрос: каким образом можно было изготовить в примитивном обществе из гранита такие колонны, которые не имеют практически никаких изъянов?… Так же сам собой приходит и ответ – никаким.
В голове возникают только варианты какого-то гигантского токарного станка со специальным шлифовальным оборудованием… Либо разлив нагретого до состояния жидкой магмы гранита в столь же громадные формы (которые тоже, кстати, как-то надо было изготовить)…
Но колонны у входа не единственные здесь. Совсем рядом остатки еще двух, несколько более скромные, но с гораздо лучше сохранившийся поверхностью. Хоть эти остатки и колоннами-то назвать сложно (так, чурбачки какие-то, только гранитные), но их качество настолько входит в противоречие с представлениями о возможностях общества времен Древнего Царства, что имя фараона на колоннах создает ощущение совершенно чужеродного элемента.
Рис. 148. Остатки колонн в Абусире
Впрочем, если присмотреться, то можно заметить, что имя Сахура и другие иероглифы здесь процарапаны не столь уж и старательно. Где-то чуть глубже, где-то чуть виляя в сторону… Конечно, какие-то небольшие повреждения могли нанести и археологи, когда очищали надписи от прилипшей за тысячелетия грязи. Но вряд ли настолько заметные.
Так что мы опять выходим на версию весьма развитого общества древних египетских богов, владеющих и такими технологиями, которые нам трудно и представить. Поэтому даже призыв "не замыкать контакты, а то стукнет" воспринимается как шутка, в которой есть доля шутки, и возникает внутреннее желание все-таки побыстрее убрать хотя бы одну руку от колонны…
* * *
С точки зрения сложности обработки твердых материалов, определенный интерес вызывают и знаменитые статуи Древнего Египта. Особенно те, что выполнены из гранита, базальта и других аналогичных пород.
В принципе, сделать статую в определенном смысле проще, чем тщательно выровнять грани прямоугольного блока тех же размеров из того же материала. Если художник где-то и ошибется, то на криволинейной поверхности статуи эту ошибку глаз не заметит (на плоскости или линии угла такая же ошибка моментально будет заметна). Кроме того, в отличие от, например, блоков облицовки, которых требуется много даже для одной постройки, статуи – штучные изделия. А над отдельным экземпляром мастера имеют возможность поработать более внимательно и более детально. Поэтому в оценке возможности отнесения к древней працивилизации со статуями приходится быть более острожным…
Нужно еще учесть, что транспортировку штучных каменных глыб обеспечить гораздо проще, чем внушительный грузопоток стройматериала. Да и изготавливались статуи еще в каменоломнях (о чем свидетельствуют как записи самих древних египтян, так и незаконченная статуя в южной каменоломне Асуана). Даже если и полировались они уже на месте, то лишнего материала заведомо перетаскивать не приходилось. Так что если изготовить и установить статуи типа стоящих в Луксорском храме для древних египтян и составляло определенную проблему, но проблему вполне решаемую.
Другое дело, когда размеры статуи превосходят все мыслимые пределы человеческих сил. Как, например, в случае так называемых Колоссов Мемнона, стоящих на западном берегу Нила напротив Луксора.
Египтологи считают, что греческое имя Мемнон происходит от египетского Neb-maat-Re, которое является одним из имен Аменхотепа III – фараона XVIII династии. То есть колоссальные статуи датируются ими периодом уже Нового Царства.
Рис. 149. Колоссы Мемнона
Как будто решив довести до абсурда собственные методы идентификации и датировки древних объектов, египтологи относли прилегающий к Колоссам храм также к Аменхотепу III. Вот то голое поле за спинами Колоссов, чуть прикрытое небольшой временной загородкой от посторонних глаз, – и есть тот самый храм… Как можно было сочетать создание подобных Колоссов из твердого кварцита и строительство из мягкого известняка и (преимущественно!) из необожженного кирпича, египтологов, похоже, абсолютно не волнует…
Мы же, мягко говоря, усомнимся в этой датировке громадных статуй. Слишком уж невообразимый вес получается у них. Высота статуй (согласно разным источникам) порядка 20 метров. Вес каждой статуи порядка 750 тонн, и опираются они на кварцитовый пьедестал порядка 500 тонн весом. И вот этот вес древние египтяне якобы не только перетаскивали вручную, но и поднимали – ведь статуи еще надо было водрузить на пьедестал.
Подобный вес не выдержат ни одни деревянные салазки, ни одно бревно. И если соглашаться с тем, что это делали древние египтяне времен Нового Царства, то придется согласиться и с тем, что они обладали возможностью влиять на гравитацию вплоть до совершенного владения телекинезом и левитацией!…
Уж, лучше согласиться с тем, что подобными возможностями обладала та цивилизация, которая продемонстрировала свои выдающиеся способности в других мегалитах – цивилизация древних богов Египта.
Есть, кстати, одна деталь, которая работает на версию древних богов и которую можно все-таки заметить, несмотря на весьма плачевное состояние Колоссов. Если посмотреть сбоку на тот, который находится слева (если ориентироваться в анфас), то становится видно очень хорошее исполнение плоскости, которую образует "трон" и "спина" статуи. Как уже упоминалось чуть ранее, выполнить идеально ровно плоскости больших размеров неимоверно сложнее, чем изготовить статую. И здесь мы оказываемся ближе к машинным, а не ручным технологиям.
(Другой вариант: фараон получил от жрецов (считай, от тех же богов) какой-то совершенный инструмент, позволявший качественно выполнить такую работу. Но делал он статуи опять же из стоявших уже "заготовок", или просто нанес надписи на готовое изделие.)
* * *
Но даже Колоссы Мемнона могут показаться детскими забавами по сравнению с поверженной статуей, находящейся неподалеку в храме Рамзеса II. Его чаще называют просто Рамессеумом.
Туристы здесь практически не бывают. Просто проезжают мимо. Да и мы бы проехали, но имя Рамзеса II, как и время его правления, привлекает своей неординарностью…
Вот и здесь еще одна неординарность, связанная с этим именем.
Рис. 150. Поверженная статуя в Рамессеуме
Поверженная гранитная статуя даже не колоссальных, а просто неимоверных размеров. Сложно понять по разбитым обломкам, какой высоты достигала эта статуя, когда была целой. Следовательно, и вес ее понять сложно. Но кто-то все-таки произвел оценочные расчеты и получил 1000 тонн!!!
Не знаю, насколько точны эти расчеты, но очень похоже, что по порядку величины они вполне верны. По крайней мере наши оценки веса уцелевших остатков пьедестала, на котором сидела статуя, дали для него 750 тонн!!!
Рис. 151. Пьедестал
Лицо статуи тщательно сбито. Ее явно старались разбить на части уже даже поверженную – через голову проходит прорезанное углубление. Поскольку разделка статуи на стройматериалы просто бессмысленна, можно сделать вывод, что ее целенаправленно стремились уничтожить исключительно ради уничтожения.
Странное дело: при подобном стремлении уничтожить всяческие признаки лица статуи и ее головы в целом, остались практически в неприкосновенности картуши с именем Рамзеса II как на самой статуе, так и на пьедестале. Более того, почти целой осталась и голова другой статуи, которая находится всего в десятке метров от колосса и которая намного меньше его по размерам (а следовательно, ее и уничтожить было бы легче).
Рис. 152. Сохранившиеся картуши на пьедестале и голова другой статуи
Вот и возникает вопрос: а Рамзес ли был изображен на данной статуе?… И он ли ее делал?…
Ни размеры статуи, ни качество ее изготовления, которое заметно до сих пор по тщательно отполированной поверхности, не соответствуют никоим образом ручному изготовлению времен Нового Царства. И более подходят именно цивилизации древних богов Египта.
Даже весьма внушительная статуя Рамзеса II в Мемфисе сделана всего лишь из известняка, который гораздо легче поддается обработке.
Кроме того, во всем комплексе Рамессеума нет больше не единой детали из розового гранита, из которого сделана статуя и пьедестал. Есть еще лишь голова от другой статуи и пара ворот из темно-зеленого базальта; все остальное – из известняка. И это все остальное – стены, колоннады, статуи, пилоны – крайне низкого качества, которое никоим образом не сравнится с гранитным колоссом. Даже много меньшие статуи из мягкого известняка сделаны не монолитными, а из отдельных "кирпичиков"!!!
Как это может сочетаться при изготовлении в единый период?… Да никак!…
Рис. 153. Поверженный колосс в сравнении
Не имел Рамзес II никакого отношения к этой статуе. И лицо у статуи было не его, а скорее всего какого-нибудь древнего бога, во времена которого она и была сделана.
Рамзес II в лучшем случае лишь выстроил свой храмовый комплекс вокруг божественного колосса. Как, впрочем, и Аменемхет III пристроил свой довольно бесхитростный (с точки зрения технологий строительства и обработки материала) храм к Колоссам Мемнона. Из чего могли, из того и сделали. Как умели, так и сработали. Вот поэтому и получается высочайшее качество в соседстве с примитивом.
А картуши можно набить хоть на заборе, хоть на статуе…
Любопытная деталь: на голове статуи в Рамессеуме имеются чередующиеся полоски отполированного и неотполированного гранита. Возможно, скульптор таким образом хотел изобразить волосы или какую-то характерную деталь головного убора. Однако абсолютно такой же элемент имеется на голове Сфинкса на плато Гиза!…
И если мы имеем свидетельства очень древнего возраста Сфинкса, то наличие череды полос на голове статуи указывает в таком случае на создание ее именно во времена цивилизации древних богов Египта…
Косвенно это подтверждает и другой Рамессеум – храм Рамзеса II в Абидосе. По размерам он, пожалуй, практически не уступает Рамессеуму близ Луксора, да и по качеству изготовления такой же. Только вот никаких громадных статуй в нем нет. Да и вообще ничего выдающегося.
Оба Рамессеума вполне соответствуют друг другу. И уровню развития общества в Древнем Египте времен Нового Царства.
Другое косвенное подтверждение можно видеть в Мединет Абу – храме Рамзеса III. Если сравнивать Мединет Абу и "гранитную часть" Рамессиума (его соседа по долине на противоположном от Луксора берегу Нила), то получится, что всего за четверть века напрочь утеряны высочайшие технологии, и все опустилось на довольно примитивный уровень. А если сравнивать Мединет Абу со всей остальной – известняковой – частью Рамессеума, то легко заметно почти абсолютное тождество технологий их строительства и обработки материала. Даже трудно порой понять, где именно ты находишься, настолько они похожи по всем этим параметрам…
* * *
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
esoterics.wikireading.ru
Древние колонны
Древние колонны Карнакского храма.
Колонны берут свое начало в архитектуре архаичных государств. Рассмотрим древние колонны разных периодов. Геометрические и изобразительные древние колонны украшали сооружения Египта архаичных времен. Геометрические колонны возводили во времена Древнего Царства. В тот период существовали разные типы колонн. Геометрическая протодорическая колонна (предшественница дорической колонны Древней Греции) обладала стволом с каннелюрами (этот вид декора ствола появился в Египте в конце 3 - начале 2 тысячелетия до н.э.), круглой базой и не имела капители. Примером может служить ансамбль Джосера, созданный около 2800 г. до н.э. Среди древних колонн Египта - столбы квадратного сечения, без капители, украшенные рельефами. Еще один тип геометрической колонны: в виде граненого цилиндра с 8 или 16 гранями, покрытыми канелюрами. Также к этому времени относятся суживающиеся кверху цилиндрические колонны с канелюрами.
Храм Рамзеса в Луксоре в Египте (Rameses II, Luxor, Egypt).
Изобразительные древние колонны были папирусовидные с открытым и закрытым бутоном капители (времен Нового Царства), пальмообразные, лотосообразные. К ним же относятся гаторические капители в виде перевернутого колокола. Такие колонны можно встретить во дворцах фараона Джосера (Южный и Северный). Их капители напоминают листья или раскрытый цветок папируса. Колонны, напоминающие стебли папируса в связке и имеющие капители в виде цветочных бутонов, присутствуют в Луксоре (15 в. до н.э.). Здесь же присутствуют цилиндрические колонны с гранями и капителями, напоминающими цветок папируса. Похожие колонны есть в храме Карнака (16 в. до н.э.). В храме Исиды на острове Филе встречаются древние колонны с капителями, которые напоминают букеты (332-330 до н.э.).
Храм Исиды на острове Филе.
В более поздний период были распространены колонны гаторические, которые были похожи на систр - музыкальный инструмент, который использовался в культовых обрядах, посвященных богине Гатор. Ствол колонны напоминает ручку систра, на капители изображение головы богини Гатор с женским лицом и ушами коровы, а над головой обычно устраивали изображение куба.
Украшение колонны - голова богини Гатор.
Колонны Древней Греции
Архитектура колонн Древней Греции развивалась в течение многих веков. "Иррациональные" деревянные колонны Кносского дворца (16 в. до н.э.) на Крите, имеют утолщение вверху, а их капитель выглядит как валик с лежащей на нем плитой. Постепенно дерево было заменено камнем, в основном, мрамором. В 8 в. до н.э. в Греции уже закладываются основы ордеров, в которых колонна играла значимую роль. Ордерные колонны Греции состояли из опорной части - базы, ствола, капители. На капитель опирается антаблемент. Некоторые колонны имеют утолщение ствола колонны на высоте 1/3 высоты - энтазис. В греческом ордере существовало три ордера: дорический, ионический, коринфский. Дорические колонны Древней Греции не обладали базой, имели утолщение - энтазис. Стволы дорических колонн Греции украшены каннелюрами (до 20), капитель состоит из круглого элемента - эхины, квадратной плиты - абаки (над ней - антаблемент). Примеры дорических древних колонн в храмах Геры в Пестуме (5 в. до н.э.), Зевса в Олимпии (460-е до н.э.), Парфеноне (447–432 до н.э.).
Дорические колонны храма Геры в Пестуме (5 в. до н.э.).
Более изящная колонна Древней Греции: ионическая. У ионической колонны есть база, до 24 каннелюр со срезами. У капители эхин обладает двумя завитками - волютами. Примером могут служить храмы Артемиды в Эфесе, Эрехтейон в Афинах (около 421– 406 до н.э.). Коринфские колонны похожи на ионические, но их капители более пышные, напоминают лепную корзину с листьями, цветами и фруктами. Примеры: храм Аполлона в Дидиме (5 в. до н.э.), храм Ники Аптерос на афинском Акрополе (442–420гг.)
Храм Ники Аптерос на афинском Акрополе (442–420 гг.).
Реже встречаются древние колонны, относящиеся к 7-6 вв., в которых капитель выполнена в виде протомы и напоминает переднюю часть тела животного, голову.
Колонны Древнего Рима
Колонны Древнего Рима во многом переняли формы греческих ордеров, к которым добавился композитный и тосканский ордера. Колонны Древнего Рима часто не несут нагрузку, эту функцию выполняли стены. Несущую функцию колонна выполняла в аркадах. Композитная колонна похожа на коринфскую, но к капители добавлены эхин от ионической колонны и волюты. Тосканская колонна Древнего Рима близка к дорической, однако имеет большую толщину колонны, простую базу, гладкий ствол, капитель без украшений. Древние колонны объединялись в колоннады, использовались не только на фасадах, но и в интерьерах. Колонны Древнего Рима получили дальнейшее архитектурное развитие в Византии, где стали возводить аркады на высоких колоннах. Арки опирались на пульваны - элементы на капителях, над которыми стали устанавливать импост - столбик с квадратным сечением.
Аркада на основе зодчества Древнего Рима - королевский замок на Вавеле (Краков).
Колонны романского стиля
В романском стиле древние колонны утрачивают четкие античные пропорции, капители приобретают большее разнообразие форм: встречаются колонны с капителями в виде усеченного шара или пирамиды с лепным растительным или зооморфным орнаментом. В определенный период развития романского стиля капители стали украшать барельефами с изображениями святых.
Угловая капитель Дворца дожей - скульптурный барельеф "Суд Соломона". Справа - "Опьянение Ноя", барельеф Филиппо Календарио.
Древние колонны в готике разделяли нефы в храмовых сооружениях, являлись элементом конструкции и несли основную нагрузку. Они стали тоньше и объединялись в пучки. Пучок колонн на некоторой высоте от пола иногда объединялись в цилиндрический ствол, или по всей длине объединялись с цилиндрическим основанием (собор Нотр-Дам в Париже, Реймский собор). В церкви Сен-Назер в Каркассоне в 14 в. нервюры поддерживали по три колонны, соединенные в виде трилистника.
Пучки колонн в соборе Нотр-Дам де Пари.
Колонны эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения древние колонны снова приобретают античные пропорции ордеров. Если устраиваются аркады, то арки опираются на капители (баптистерий Сан Джованни во Флоренции (11–13 вв.), собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции). Во времена барокко создают монументальные конструкции. Например, колонны тосканского ордера выстроены в колоннаду на площади перед собором св. Петра в Риме (архитектор Бернини).
Колоннада на площади перед собором св. Петра в Риме.
Колонны эпохи классицизма
Классицизм вновь возвращается к традициям колонн Древней Греции: примером может служить ионическая колоннада южного фасада Британского музея в Лондоне (1823–1847 гг., архитектор Роберт Смерк), колонны портика церкви св. Женевьевы в Париже (Парижский Пантеон. 1756 г., архитектор Жак Жермен Суффло). В 19 в. колонны изготавливают из новых материалов - металла, железобетона и уменьшаются в размерах, однако, античные пропорции сохраняются: например, в читальном зале библиотеки св. Женевьевы в Париже (1843–1850 гг., архитектор Анри Лабруст), перекрытие опирается на тонкие чугунных колонны, похожие на античные колонны с коринфскими капителями.
Тонкие металлические колонны в читальном зале библиотеки св. Женевьевы в Париже (1843–1850 гг., архитектор Анри Лабруст).
Имитация древних колонн в современном строительстве
Демократизация современного общества, новые технологии и материалы позволили строить коттеджи и частные дома в исторических стилях, где используются колонны. Существенно удешевляется и ускоряется строительство, если используются архитектурные элементы из полиуретана. Полиуретановые колонны обычно не несут нагрузки. Для несущих конструкций создают полые колонны, внутри которых находится столб из металла или железобетона. Полиуретановые изделия могут имитировать древние колонны, повторяя все детали декора. При этом их можно создавать на основе эскизов или известных образцов.
Образец капители полиуретановой колонны.
Эклектика, свойственная современному строительству, а также широкие возможности производства архитектурных элементов, позволяет сделать выбор стилевых решений такого важного элемента фасадного декора как колонна.
Автор текста: М. Сергеева
www.facade-project.ru
Архитертура Древнего Египта
Конструкторское решение
Наибольшее распространение в
период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Его
ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у
многочисленных участников торжественных религиозных процессий.
Фасад храма обращался к Нилу, от
которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или священными
овнами (баранами). Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм,
настраивало молящихся, перед которыми во всем великолепии простирался залитый
солнцем мир, отгороженный и в то же время слитый с этой своеобразной стеной
каменных изваяний. Аллея сфинксов приводила к входу - каменному пилону - грандиозной,
сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посредине.
Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался
прямоугольный в плане, открытый двор, обнесенный колоннами. В центре двора по
главной оси также прокладывалась каменная колоннада. Она намечала прямую линию
пути к колонным залам, молельням, кладовым и другим помещениям. Монументальные
рельефы покрывали стены храмов. Мощные колоннады, многочисленные скульптуры
дополняли их торжественный облик.
Сохранившиеся колоннады и храмы
древней столицы донесли до наших дней величавый дух архитектуры этого периода.
Величайшими сооружениями эпохи
Нового царства стали храмы, или "дома" богов, как их называли древние
египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и
западную, на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила
возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном
берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба
в честь умерших и обожествленных фараонов.
Заупокойные храмы и гробницы
разделялись. Храмы строились внизу, на равнине, а гробницы, для сохранности от
разграбления, высекались в скалах и маскировались. Классическим для этого
времени стал храм царицы Хатшепсут у скал Дейр-эль-Бахри (XVIII династия, ок.1500
г. до н. э).
Хатшепсут не жалела средств на
возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону".
Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы
и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого
архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения
Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их
появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз
оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы
храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти
оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная
территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную
землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего,
в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.
Вырубленный в известняковых
скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На
каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики
- и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными
дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.
Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра.
Этот царь считался
родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала
преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на
египетский престол.
Рис.1 "Храм царицы Хатшепсут"
Архитектурно-композиционное решение
К эпохе Нового царства храм уже
приобрел каноническую форму. Аллея, по обе стороны которой выстроились сфинксы,
вела к монументальному входу, оформленному в виде двух пилонов. По обе стороны
от входных ворот возвышались гигантские статуи богов или правителей. Наружные
фасады храма были покрыты рельефами, прославлявшими власть фараона и его победы.
Распределение рельефов на стенах
храма во многом отражает мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной
части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем
Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах
северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых
зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства Обеих земель
встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы
храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры,
хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи,
олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта - богиню Уаджет, расположено
изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта.
Рис. 2. "Рельеф храма"
Если рельефы первого яруса храма
посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы
повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих
территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная
теогамия - история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная
на этих стенах. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного
отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская
супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми
качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена
божественного рождения правительницы.
Этот сюжет, как все в египетском
искусстве, не случаен. Отстранив от правления Тутмоса III и получив
неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от
вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Именно поэтому в
памятниках этой царицы о ее божественном происхождении и изначальной
избранности для той роли, которую она играла.
Композиция южного портика
второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным
хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что
местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя
вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все
подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут,
особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так
славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта,
приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония,
притирания, шкуры животных, золото и невольников.
Верхняя часть храма посвящена
богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам
центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца
Ра и родителей Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса
расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и
самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.
Единственный дверной проем,
располагавшийся между пилонами, вел в залитый солнцем перистиль - внутренний
двор, окруженный колоннадой. Пройдя перистиль и продолжая двигаться по
центральной оси, можно было попасть в гипостиль - многоколонный зал, плоскую
кровлю которого поддерживали тесно поставленные столбы; за ним находилось
святилище со священной баркой фараона. Меньшие помещения вокруг святилища
служили сокровищницами, складами и т.п. По мере движения от входа к святилищу
потолок снижался, а пол повышался, словно сдавливая пространство. Поскольку
окон не было, гипостиль освещался через двери, ведущие в него из перистиля, и
до святилища доходил лишь слабый отсвет.
Колонны древнеегипетских храмов
сохраняют свою преемственность от растительных форм: их цилиндрические стволы
слегка сдавлены у основания, где ствол обегают раскрашенные рельефные
изображения листьев. Капитель сначала расширяется, а затем сужается наподобие
закрытых бутонов лотоса и папируса; рельеф и раскраска имитируют плотно сжатые
лепестки цветка. У более высоких колонн центрального нефа гипостиля капителям
придана колоколообразная форма раскрытых цветков тех же растений. В других
случаях мы обнаруживаем еще более древнюю форму колонны в виде связки
тростника, восходящую к эпохе Древнего царства. Росписи стен и колонн
гипостильного зала обычно изображали растения в нижнем ярусе, людей за
различными занятиями - во втором, летящих птиц - в третьем, и над всем этим - синее
небо, усеянное звездами.
Рис.3 "Храм. Колонны"
"Изобразительные" колонны
Древнего Египта воспроизводили природу Египта: папирусовидные с открытым и
закрытым бутоном (основной тип колонн Нового Царства), лотосообразные,
пальмообразные, со сложной (композитной) капителью (эллинистический период), с
гаторической капителью, с капителью в виде перевернутого колокола (редко
встречается).
Рассматривая в целом
архитектурно-планировочную композицию храма в Фивах, необходимо отметить ее
динамический характер, которому соответствовало чередование метрических
протяженных аллей сфинксов с нараставшим в сторону святилища ритмом
пилонов-преград.
Вопрос об ориентации фиванских
храмов по сторонам света давно уже привлекал многих ученых. Еще в конце XII в. появились
труды английских иследователей Ниссена и Локьера, которые высказали предположение
о том, что многие египетские храмы были ориентированы на заход или на восход
солнца либо на звезды, которые связаны были с солнечным циклом. С XX в. эти
наблюдения были продолжены французским исследователем Ленгреном и известным
английским астроархеологом Дж. Хоккинсом. Гипотезу этих ученых подтверждали и
надписи, сделанные на храмах, повествовавшие об обрядах, связанных с их
закладкой.
На самой границе пустыни и
орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная
дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон
охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками.
Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников,
привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера
Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян
Храм стоит у подножия круто
обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым
фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Чтобы
посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила,
и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик
храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на
капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; Гор - один
из важнейших богов в египетском пантеоне, сын Осириса и Исиды, человек с
головой сокола; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых
изображалось путешествие в далёкую страну Пунт). На просторных террасах
располагались водоёмы, росли деревья, экзотические цветы, пели птицы.
Рис. 4 "Храм царицы Хатшепсут"
Рис.5 "Гор - человек с головой сокола"
Рис.6 "Голова богини Хатор"
Храм царицы Хатшепсут был
ориентирован на восход солнца в день зимнего солнцестояния, т.е. в период
окончания разлива Нила и начала посевных работ. Другими словами, храм служил
своеобразным календарем, по которому жили и трудились многие поколения жителей
Древнего Египта.
Помещения храмов, открытые
дворы, аллеи сфинксов не представляли собой законченного целого, а
пристраивались друг за другом. Здесь наблюдается композиционный принцип "формосложения",
характерный для всего египетского искусства. Пилоны древнеегипетских храмов - не
фасад, а заслон, маскировка, сокрытие. В отличие от античных, египетские здания
покрывались облицовкой либо гипсовой обмазкой с росписью зеленой, желтой,
красной красками для создания впечатления огромной, нерасчлененной,
нетектоничной массы. Поэтому египетские строители не обращали особого внимания
на правильность швов, рядов кладки.
Египтяне предпочитали
прямоугольный формат, что хорошо согласовывалось с "кубической концепцией"
скульптуры и фризовым расположением росписей. Вместо конуса - пирамида, вместо
цилиндра - обелиск, взамен шара - куб, что хорошо видно на примере оригинальной
гаторической капители. Перед пилонами храмов устанавливались кедровые мачты с
разноцветными вымпелами, обитые золоченой медью, и статуи фараонов,
блокообразный характер которых хорошо сочетался с архитектурой.
В период раннего христианства
храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и
превратился в руины.
Интерьер
Заупокойный храм царицы
Хатшепсут выстроенный близ Фив, в Дейр-эль-Бахри, в той же долине, что и храм
Ментухотепов, представлял собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех
колоссальных террас, восходящих ступенями друг над другом и объединенных
пологими пандусами. Постепенно поднимаясь, храм как бы врастает в толщу скал, к
которым он примыкает.
Мерный и строгий ритм колонн и
столбов, окружающих каждую террасу, находит свой отзвук в изумительной красоте
пустынной и дикой природы, будто естественно расширившей и дополнившей творение
Сенмута - строителя этого ансамбля.
Неотъемлемую часть храма
составляли рельефы и росписи, многие из которых насыщены в этот период
динамикой. Мчащиеся колесницы, тонконогие лани, в паническом беге спасающиеся
от разящих стрел охотников, стройные кони, летящие галопом, сменили прежние
торжественные, спокойные шествия.
Связи с другими странами
пробудили интерес к далеким краям, и этот интерес нашел воплощение в искусстве.
Рельефы стен храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри повествуют о путешествиях,
иноземных послах, о ладьях, пускающихся в плавание. Прежнее построчное
построение в рельефе перемежается с композиционно сложными группами.
Рис.7 "Рельеф. Богиня Хатхор и Гор"
Свой храмРельеф. Богиня Хатхор и Гор царица поставила рядом
с храмом фараона XI династии Ментухотепа I, он повторял сочетание пирамиды и
колоннад, но был более грандиозным, с множеством террас и статуй. Внутри полы
отделывались золотыми и серебряными плитами. Двери - из кедрового дерева, с
инкрустацией золотом и слоновой костью. Стены имеют росписи, для прочности и
яркости красок они покрывались "пульверизированным стеклом". Статуи
инкрустировались, раскрашивались. Глазурованные кирпичи с яркими красками
растительного орнамента, возможно, воспроизводили древний обычай занавешивать
глинобитные стены плетеными циновками. Пальмовидные капители - прообраз
ионических капителей Древней Греции - украшались глазурованными плитками и деталями
из позолоченной бронзы. Росписи полов часто имитировали нильские заросли с
цветущими лотосами и порхающими птицами. Египетским искусством был создан
особый тип углубленного в плоскость рельефа.
Ощущение прочности, вечности материала не позволяло воображению мастера
проникать в глубину камня и сосредоточивало его пластические ощущения на
поверхности, вдоль контурных линий. Рельеф углублялся в плоскость - при
освещении сверху или сбоку, особенно на ярком тропическом солнце, светотень
создавала игру светлых и темных контуров, а осязательное чувство - иллюзию
пространства. Нужно провести рукой по поверхности египетского рельефа, чтобы
ощутить тончайшие подъемы и углубления, едва уловимое волнение поверхности,
понять осязательный принцип работы мастера.
biofile.ru
Архитектурные элементы Древнего Египта – колонны, пилястры, базы, капители, фасадный декор
Искусство Древних Египтян, одной из самых древних культур человечества, сыграло большую роль в истории всех народов. Передовое и совершенное — оно даже в 21 веке восхищает своей монументальностью.
История всего архитектурного декора начинается с древнего Египта, в котором реалистическая правдивость скульптурных портретов сочеталась с разнообразной сложностью форм колонн, украшающих строения.
Для всех периодов египетского искусства характерно замечательное единство стиля, которое объясняется различными факторами: своеобразные природные условия, исключительное значение религии и жречества, фараона и его двора, первенствующая роль архитектуры, дух консерватизма.
Первым, и наиболее сложным видом декора считаются рельефы и статуи, которыми украшались входы, стены храмов и гробниц. Такие фасадные архитектурные элементы для наружной отделки фасада прославляли фараона и передавали в основном военные сцены; внутреннее пространство предназначалось для сюжетов культового характера.
Украшенные рельефами двери (храм Сенусерта II в Медамуде), образцы каменных оконных решёток (дворец Минептаха в Мемфисе), образцы водосточных труб, заканчивающихся львиной головой, которые много веков спустя будут копироваться греками – это лишь немногие дошедшие до нашего времени примеры фасадных архитектурных элементов.
Однако наибольшего интереса в архитектурных формах древнего Египта заслуживают столбы, пилоны и колонны. С развитием государства увеличение масштабов сооружений вынуждало применять колонну в первую очередь как опору для просторных залов или огромных входов. Разнообразные колоннады – характерная черта храмов, которые были построены правителями во все периоды существования царства. Колонны, как фасадные архитектурные элементы, можно было разделить на 3 основных типа:
пальмовидные,
лотосовидные
папирусовидные.
В их основе лежат растительные формы и отличаются они в основном формами баз и капителей. Капитель пальмовидной колонны стилизована в крону пальмы. Различие между папирусовидными и лотосовидными колоннами в том, что ствол первых расширяется к низу, а у вторых такого расширения нет.
Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор. Некоторые колонны украшают рельефы — столбы Тутмоса III в Карнакском святилище украшены цветками лотоса.
Египетское искусство стало огромным шагом вперед после первобытного, и было началом применения сложной наружной отделки фасада.