Реферат - Материалы и орудия для письма - файл n1.docx. Орудие письма древних
6.Материалы и орудия письма
Материал для письма. Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен. Пергамен получил свое название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н. э. была усовершенствована технология его изготовления. Он представлял собой особым способом обработанную кожу животных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных телят. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамен попал через Византию. Первоначально его называли «кожами», «телятинами». Слово «пергамен» вошло в употребление в XVII в., проникнув в Россию через польский язык.
Наряду с высококачественными листами пергамена для письма использовались и менее удачные экземпляры. Они имели разрезы, сделанные ножом при начальной обработке и выскабливании кожи («дырявый пергамен»), или участки, с которых был плохо удален жир и они поэтому не впитывали чернила («зализы»).
Пергамен был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамена могли использоваться два, три и более раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на них текста. Рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале, называются палимпсестами (от греческого «снова стираю»). Для прочтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог привести к их безвременной утрате. В настоящее время при прочтении палимпсестов широко используются рентгеноскопия, инфракрасное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование. Много палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Европы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко. В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту. Грамоты из бересты были обнаружены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Москве. Береста — кора берез, менее прочный, но более дешевый, чем пергамен, материал. Она лучше пергамена сохраняется в земле. Перед употреблением береста обрабатывалась и обрезалась сверху, снизу и с боков. Берестяные грамоты, найденные в земле, промывались в горячей воде с содой, затем расправлялись и помещались между стеклами, где высыхали.
Чернила, которыми писались древние русские рукописи, были плотными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже если смочить письмо. В основе их приготовления лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В практике встречались и черные чернила. В этом случае в их состав добавлялась сажа. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения. Для датировки рукописей важен не только цвет чернил, но и их химический состав, характерный для разного времени и, вероятно, для различных рукописных центров.
Кроме чернил использовались краски, которыми писались заголовки, заглавные буквы и другие украшения. Древние писцы знали киноварь — краску оранжево-красного цвета, охру — краску желтого цвета, черную краску, свинцовые белила, лазурь. В богато украшенных рукописях использовалась золотая краска, приготовляемая из истертого в порошок золота, замешанного на камеди. Это было так называемое «твореное золото».
Орудия письма. В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные перья (реже павьи). Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влажные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли.
Для написания красками заглавных букв и заголовков пользовались кисточками. На берестяных грамотах записи выдавливались острым костяным или железным предметом.
studfiles.net
Орудия письма
От исхода античности до начала классического средневековья (V—XII вв.), три группы терминов звучат, в соответствии с тремя типами орудий письма, сменившихся в эти века в практике письма.
Одна — «стиль», stilus, позже — graphium: из металла, железная или бронзовая, палочка, на одном конце заостренная для писания и закругленная на другом для затирания написанного. Название «стиля» уже с античностью отошло. Пройдя через устав бенедиктинский тверже держалось имя graphium. Предмет же самый сберегли меровингские клады.
Имя другое — calamus, harundo: заостренная тростинка камыша, особенно подходящая, если делалась из италийского камыша (север уже столь совершенного материала не давал), а впоследствии — деревянная палочка. В VI в. о каламе Исидор говорит, как о соперничающем с пером.
Наконец перо, птичье перо: penna avis, которое можно заострить и расщепить, при помощи одного только очень острого ножа. Перо появляется в иконографии ирландских евангелий VIII и IX вв., в руках только лишь евангелиста Иоанна. Остальные евангелисты до XI в. будут вооружены каламом.
Каковы действительные отношения пера и калама в века VI—XI, когда два авторитетных писателя говорят о них? «Орудия писца, — в VI в. говорит Исидор, — калам и перо. Ими наносятся слова на страницы. Но калам — из дерева; перо же — птицы, чье острие делится надвое…» В XII в. Петр Почтенный говорит в одном из своих писем о «книгах, писанных птичьими перьями или каламами болотистых мест» (calamis palustrium locorum).
Темный вопрос этот все еще разрешается путем гипотез. Есть догадка, что именно вступлением пера следует объяснить в VII в. изменение унциала. Есть и другая догадка: что господством пера объясняются ломаные формы готического письма и его победа в XII в. В XII в. канонические изображения, всегда запаздывающие сравнительно с действительностью, рисуют однако всегда перо в руках евангелистов, а многочисленные литературные свидетельства этого века уже почти исключительно говорят об орудиях письма — перьях гусиных, павлиньих, лебединых, и металлических.
informvest.ru
Введение. Орудия и материалы письменности у древних народов
Введение. Орудия и материалы письменности у древних народов
Прежде чем говорить об Иоганне Гутенберге, не лишним будет ознакомиться, хотя бы вкратце, с теми способами, которые употреблялись у древних народов для обмена мыслей.
Мимолетная человеческая мысль для своего внешнего выражения, кроме живого слова, имеет еще и письмена. Но если слово, по выражению поэта, «звук пустой», который так же скоро пропадает бесследно, как и появился, то нельзя того же сказать о письме: что написано пером, того не вырубишь топором, – говорит русская пословица.
В древнем мире вся вековая мудрость, все знания, добытые продолжительным опытом, сохранялись в памяти благодаря записыванию. Таким образом дошли до нас творения древних греческих философов, например Аристотеля и других, и надо удивляться, что их произведения при всем несовершенстве рукописного способа производства книг не были преданы забвению.
В Императорской публичной библиотеке, в Петербурге, есть собрание образцов письменности всех народов и всех времен. К чему только не прибегало человечество, чтобы записать свои мысли для грядущего потомства!
Первая книга человека – деревянная или каменная; первое перо его – крепкий нож или топор.
Из Библии известно, что Моисей начертал свои десять заповедей для народа израильского на каменных скрижалях. Четыре тысячи лет тому назад египтяне вырезали целые легенды и исторические повествования на стенах своих пирамид. В развалинах Вавилона попадаются кирпичи с выдавленными на них письменными знаками. В кабинете медалей парижской Национальной библиотеки хранится кусок серебристого свинца, добытого римлянами из рудников Испании за 100 лет до христианской эры: на этом куске отпечатаны крупными буквами имена двух владельцев рудников. Официальные акты древних народов – египтян и греков – нередко вырезались на каменных или бронзовых пластинках. Документы помещались вдоль стен, иногда прибивались к ним гвоздями. Так, например, почетные аттестаты, которые выдавались военными властями римским солдатам после многих лет хорошей службы, были писаны на бронзовых пластинках. Если такая пластинка была исписана с обеих сторон, то ее не прибивали к стене, а подвешивали на маленьких цепочках, чтобы посетители могли прочитать, что написано на оборотной стороне. В храмах также вешали на цепочках небольшие дощечки с высеченными на них с обеих сторон притчами и изречениями.
В ту отдаленную эпоху целые библиотеки состояли из глиняных дощечек. Важное открытие глиняной литературы всецело принадлежит настоящему столетию. На том месте, где стояла столица древней Ассирии, давно уже находили барельефы с так называемыми клинообразными надписями на языке древних халдеев, иначе – на языке аккадийском. В середине нынешнего столетия стали находить с надписями на том же языке и глиняные плитки, на которых писали черточками, прежде чем окрепнет глина.
В одной Ниневии их собрано столько, что ими можно бы исписать 20 тысяч страниц in folio.[1] Посредством разных остроумных догадок и упорного труда ученые наконец выучились свободно читать эти черточки, и теперь известно, что аккадийский язык был мертвым уже за 1700 лет до Рождества Христова, но ассирийские ученые писали на нем и гораздо позднее, как в средневековой Европе писали на латыни. Из таких глиняных книг составлялись целые общественные библиотеки, где читатели, как и теперь, требовали книги по каталогу, отмечая только номер сочинения; подобные библиотеки были во многих городах Месопотамии.
Материал для ассирийских книг отличался дешевизной, а прочность их, если они стояли на месте, была вне всякого сомнения. Но глиняные книги были слишком неудобны для переноски и занимали чересчур много места: если бы написать клинообразными знаками на таких плитках содержание одного номера газеты Times, то десять самых сильных носильщиков не могли бы перенести их с места на место.
Более удобный материал для писания, служивший древнему миру, изобретен в Египте, другой колыбели нашей цивилизации. Египтяне писали на папирусе. Это – травянистое растение, от 8 до 12 футов высоты, густыми массами растущее в болотах Египта, Палестины и Сицилии. Голый трехгранный стебель его, толщиною в человеческую руку, заканчивается букетом из листьев. Папирус (papirus antiquus) относится к семейству кипрейных растений. Наши виды кипрейных растений – карлики в сравнении с растущими в жарких странах. Один писатель V века говорит об Египте следующее: «Там стоит лес без ветвей и листьев, который составляет жатву воды и украшение болот».
По словам Плиния, бумагу из папируса приготовляли так: сочный стебель раскалывали и снимали с него различные перепонки, из которых наружные и внутренние шли на изготовление худшей, а немногочисленные средние – хорошей бумаги. Все это смачивали нильской водой, сжимали, сушили и выглаживали. Выделкою папируса занимался город Александрия, при устье Нила. Такая бумага была много хуже и дороже нынешней, и на ней писали только с одной стороны; тем не менее это изобретение имеет громадную важность: только благодаря ему умственная культура древнего мира могла подняться так высоко.
Древнейший образчик папируса Шамполион относит к 3500 году до Рождества Христова. Плиний приводит письмо на папирусе, современное Троянской войне.
Часто несколько листов папируса соединялись вместе, и получался свиток 20–27 аршин длины. Длинные полосы папируса навертывались на палку с утолщенными концами. На верхнем конце палки прикреплялся ярлычок с обозначением заглавия, который высовывался из футляра, большею частью кожаного, соответствовавшего нашему переплету. Это и есть форма старинной книги: свиток, наверченный на палку. В библиотеках эти свитки не ставились, а клались на полки так, что ярлычки были на виду. При открытии Геркуланума, который, как известно, занесен был извержениями Везувия, найдено было до двух тысяч томов рукописей греческих и латинских сочинении, к сожалению, обуглившихся. Писали на свитках– или вдоль, вертикальными колоннами, или поперек, рядами многих параллельных колонн.
Образцами такого письма могут служить грамоты, которые на Руси до начала ХVIII века писались на свитках, или старинные иконы, где свитки со словами иногда выходят изо рта говорящего.
Способ писания на свитках из Египта перешел в Грецию, а оттуда – в Рим, хотя египтяне долго сохраняли за собою монополию выделки папируса, и только в последнее время республики римляне завели собственные папирусные фабрики.
Во время Плиния производство папируса достигает в Римской империи уже высокой степени развития; различается много видов папируса: от первого сорта, который употреблялся только для важнейших документов, до оберточной бумаги, стоившей сравнительно недорого. Это производство иногда временно прекращалось вследствие неурожая папируса, из-за которого при императоре Тиверии чуть не вспыхнуло народное возмущение. В эллинскую эпоху папирус был значительно дороже, чем в римскую; так, при Перикле кусок папируса средней величины стоил около рубля, то есть в двести раз дороже, чем теперь стоит лист самой лучшей английской бумаги. Вследствие такой дороговизны в Греции часто для писания употреблялись другие материалы, между прочим черепки (откуда получил свое название известный суд на черепках – остракизм).
Законы Солона были написаны на деревянных цилиндрах и треугольных досках. Писали способом «бустрофедон», то есть строки шли то от левой руки к правой, то от правой к левой. Эти законы сохранялись в афинском Акрополе. Употреблялась также кора дерева, береста: лат. liber – книга – означало и кору дерева; писали, по свидетельству Ливия, и на полотне (libri lentei – полотняные книги). Но все это были исключения, и в библиотеках, как и в канцеляриях, папирус пользовался предпочтением.
Во II столетии до Рождества Христова у папируса появился соперник, хотя вначале не особенно могущественный, а именно пергамент.
Кожа исстари служила употребительнейшим материалом для писания почти на всем Востоке. По преданию, священные книги древних персов были написаны на 1200 бычьих кожах. С Востока обычай писать на коже перешел и в Грецию. Евреи удержали до наших дней обычай писать заповеди для синагог на коже; в древние времена они делали из кожи такие большие свитки, что на них помещалось все пятикнижие Моисеево.
О происхождении пергамента рассказывается следующее.
Когда малоазийский царь Эвмен II (от 197–158 до Р.Х.) основал в Пергаме большую библиотеку, то александрийские Птолемеи, не желавшие существования соперницы для своей библиотеки, запретили вывоз папируса. Царь Эвмен устроил в Пергаме фабрику для специальной выделки кож как материала для писания. С того времени от города Пергама произошло и самое название пергамента.
Обыкновенно пергамент выделывался из козьей или бараньей кожи. Освобожденная от мяса и сала ножом кожа полировалась пемзою – для очистки от шерсти и шероховатостей.
Тонкий пергамент выделывался из кожи ягнят и телят. Кстати заметим, что в Казанском университете, в библиотеке, хранится старинная Библия, написанная на телячьей коже.
По преданию, самый тончайший пергамент выделывался из кожи человека. Новейшие исследования подтверждают это. По мнению аббата Рива, латинская Библия ХIII века, хранящаяся в парижской Национальной библиотеке, писана на пергаменте из женской кожи, который действительно отличается поразительною тонкостью.
Пергамент был дороже папируса, но зато прочнее и мог исписываться с обеих сторон. Вследствие дороговизны пергамента нередко случалось, что с него смывали или соскабливали ранее написанное и принимались писать снова. Чтобы вытравить старинный текст, пергамент подвергали даже кипячению – для нового употребления. Подчас смывание и скобление было настолько несовершенно, что под новыми строками виднелись ранее написанные. Варварскому обычаю старинных писцов обязаны своим происхождением так называемые палимпсесты, которые сохраняются теперь в разных европейских библиотеках.
Этим именем называются такие рукописи, с которых смыто письмо позднейшего времени и химическими средствами восстановлено то, что было написано раньше. На одном из таких палимпсестов, хранящемся в Императорской публичной библиотеке в Петербурге, было написано сначала по-гречески в V веке, потом по-сирийски и наконец по-грузински.
Из пергамента неудобно было делать такие длинные полосы, как из папируса, вследствие чего форма свитка заменилась другой – книгой в листах, соединенных одною стороною или перегнутых пополам.
Размеры современных книг ведут начало от древнего своего прототипа – пергамента. Целая кожа, обрезанная квадратом и сложенная вдвое, представляла размер in folio различной высоты и ширины. Даже бумага при первом своем появлении приняла обыкновенный формат пергамента.
Происхождение бумаги теряется, как говорится, «во мраке неизвестности». Как известно, многие открытия и изобретения, облагодетельствовавшие человечество, приписываются китайцам: они изобрели порох, компас; они первые ввели в обращение ассигнации, и т. д. Тем не менее европейцы до всего этого дошли своим собственным умом. Изобретение бумаги также приписывается китайцам: они выделывали ее из хлопка или бамбука. Само слово «бумага» китайского происхождения. В Древней Руси бумагу называли «бамбицина». От китайцев бумага перешла в Туркестан, отсюда в Аравию, а из нее занесена в Испанию и Италию.
В Европе бумагу стали выделывать из льняных тряпок и полотна. Древнейшим документом на бумаге из полотна считается письмо принца Жуанвиля к королю Людовику X в начале XIV века. Бумажные фабрики существовали во Франции, начиная со времени царствования Филиппа Валуа, то есть с середины XIV века. С этого времени существует множество документов, написанных на тряпичной бумаге, предварившей изобретение книгопечатания почти на целое столетие.
Что касается орудий письма, то они были весьма разнообразны, смотря по тому, на каком материале приходилось писать.
Древние китайцы чертили свои письменные знаки шилом на бамбуковых дощечках или крепких листьях. Римляне писали на деревянных дощечках, покрытых воском; орудием письма служили железные или костяные палочки (stilus), заостренные с одного конца и широко сплющенные с другого. Острие стиля служило для начертания букв, а плоский конец – для нового выравнивания вощеной поверхности в случае, если вкралась ошибка и ее надо было исправить. Отсюда выражение: перевертывай почаще стиль, то есть внимательнее исправляй слог.
Вощеные дощечки употреблялись для частной корреспонденции, учебных занятий, счетов и т. п. В средние века Карл Великий всегда имел подобную дощечку у своего изголовья.
На папирусе и пергаменте писали так называемыми каламами: это не что иное, как тростник, очиненный наподобие гусиного пера.
Калам – первобытная форма современного стального пера. Стальным перьям предшествовали гусиные перья, которые очинивались перочинным ножом. Стальное перо начало употребляться с XIV века. В настоящее время вся Европа пишет стальными перьями, которые на наших глазах вытеснили гусиные. Скребок также являлся необходимым орудием для письма. Неверно написанное слово соскабливалось при помощи скребка и заменялось новым. На старинных рукописных миниатюрах писец всегда изображался со своими атрибутами: с пером в одной руке и со скребком в другой. Мокрая губка служила для смывания написанного.
Китайцы на своей тонкой бумаге издавна пишут кисточками разведенной тушью. Римляне писали чернилами, которые приготовлялись из сажи, гуммиарабика и воды.
Таким образом, техника записывания (орудия и материалы письма), практиковавшаяся у древних народов, не прошла для нас бесследно: все наши усовершенствования в этой области возникли на почве старого. Перо и бумага имеют своих предшественников, хотя и не знатного исторического происхождения, но тем не менее весьма почтенных. Мало того, седая древность передала нам многие слова, заимствованные из обихода древнего писца, к которым мы теперь относимся с особым уважением, хотя и употребляем иногда в переносном смысле, как, например: стиль, стилист и т. п.
Несмотря на полное отсутствие книгопечатания, у греков и римлян существовало весьма широко развитое книжное производство. Друг Цицерона, Помпоний Аттик, человек очень образованный и предприимчивый, первый ввел у себя изготовление рукописей в большом количестве для продажи. Успех Аттика вызвал много подражателей, и вскоре издание книг сделалось особым промыслом. Известный писатель, как, например, Овидий, окончив новую поэму, тотчас же шел в большой книжный магазин и заключал условие с книгопродавцем. Последний, получив рукопись, относил ее в обширный зал при магазине, где сидели за столиками десятки, а иногда и сотни писцов, пероскрипов, отчасти рабов, отчасти вольнонаемных. По приказу хозяина они оставляли всякую другую работу; один из них всходил на возвышение и начинал диктовать вновь приобретенную поэму. Перед каждым писцом – чистые свитки разной величины, двойные чернильницы с чернилами двух цветов и хорошо очиненный тростник. И вот через несколько часов уже готово столько экземпляров поэмы, сколько писцов у книгопродавца.
Вечером Овидий получал условленное количество экземпляров. Утром на другой день на столбцах и перекрестках улиц красовалась публикация о появлении у такого-то книгопродавца такой-то поэмы, а путем рукописной римской газеты через несколько дней о том же узнавали и самые отдаленные провинции империи.
Поэт Марциал (живший во второй половине I века от Р.Х.) в одном стихотворении жалуется на свое безденежье и таким образом говорит о распространении своих сочинений: «Не один только городской досуг увеселяет себя моею музою. И в воинском стане, среди дакийских инеев, суровый центурион читает мою книгу. Поет мои стихи и далекая Британия. Но какая от того польза для моего кошелька?»
Помимо книг красивых и всяких курьезов, у древних особенно высоко ценились экземпляры, исправленные известными грамматиками или самими авторами, особенно же автографы писателей. Автографами дорожили как единственными безукоризненно верными экземплярами.
В Афинах, в Акрополе, существовало особое книгохранилище, куда складывали известные книги, освобожденные от ошибок. В Риме при лучших книжных магазинах был один или несколько грамматиков, на обязанности которых лежало исправление рукописей; исправив экземпляр, они скрепляли его своею подписью. Дороговизна автографов уже в древности вызывала подделки. Подделывались и под стиль, и под руку писателя; были в ходу и письма Приама, автографы Гомера и т. п.
По свидетельству Цицерона, владевшего большим количеством книг на пергаменте, он видел целую «Илиаду», списанную на свитке из пергамента, помещавшемся в орехе!..
Книжные магазины в Риме, как у нас в сороковых годах у книгопродавца Смирдина, служили местом свидания литераторов, ученых и любителей литературы. При магазинах устраивались кабинеты для чтения, где за небольшую плату можно было просмотреть литературные новинки. В эпоху императоров подобные книжные магазины с кабинетами и залом для переписчиков появляются почти во всех городах. Плиний младший с удовольствием узнал, что в отдаленном Лионе его книги стоят на выставке.
При раскопке Помпеи откопали книжную лавку, при которой находилось помещение для писцов. В риторских школах нередко имелись очень хорошие библиотеки.
От V–IX века книжное дело в Западной Европе существует, так сказать, спорадически: то в одном, то в другом месте, благодаря трудам одного книголюбца или целой школы таковых, деятельно списываются старые книги и составляются новые, преимущественно поучительные или исторические. Известно, что в VI веке Кассиодор, составитель нескольких энциклопедий, покинув мирскую жизнь, устроил в одном из Калабрийских монастырей целый институт писцов. В VII столетии чтение и книгописание процветали в ирландских монастырях, и ирландские миссионеры разносили свои книги по всему материку Европы. Ирландцев сменили их победители англосаксы.
В средние века перепискою книг занимались по преимуществу монахи. Во всех больших монастырях имелось особое отделение Scriptorium для переписки книг. Подобное усидчивое занятие не могло не нравиться монахам – людям созерцательного и спокойного характера. Так как переписчики часто были люди малограмотные, то они делали много ошибок и даже иногда искажали самый смысл текста.
Техника переписывания книг мало-помалу совершенствовалась, разрасталась. Явилась потребность в разделении труда: одни писали, другие сравнивали, третьи исправляли и раскрашивали. Теперь мы книгу печатаем иногда с политипажами в тексте, в старину книгу украшали картинками и виньетками, нарисованными от руки. Заглавные буквы затейливо разрисовывали красными чернилами, киноварью. Искусные в переписывании книг монахи раскрашивали заглавные буквы, рисовали виньетки, а на полях книги, применяясь к тексту, делали художественно исполненные картинки. Монахи едва успевали переписывать рукописи для церковного обихода. Все их творчество уходило на украшение молитвенников, и в этом они достигли изящества. Рукописи монахов на пергаменте невольно вводят в заблуждение читателей: читая их, думаешь, что имеешь дело с печатной книгой, и до сих пор, рассматривая раскрашенные рисунки, знаток всегда будет удивляться их красоте, а равно богатству отделки виньеток – до такой степени каллиграфы успели обогнать искусство на четыре столетия. Но монахи занимались обыкновенно перепиской молитвенников, на которые спрос был у большинства, между тем как научные и философские сочинения были потребностью немногих. Не один монах сидел за письменным столом; вместе с ним занималось много послушников. Большое количество труда и времени, занимаемое перепиской, делало то, что занятие литературой сводилось на копировку. Нередко виньетки и миниатюры на книгах исполнялись знаменитыми художниками. В XIV и XV веках Франция была одною из стран, где процветало производство хороших и изящных книг. Переписчики, иллюминаторы, миниатюристы, переплетчики и пергаментщики составляли в Париже особый промышленный класс, пользовавшийся известностью во всей Европе.
Так как для переписки книги требовалось много времени (нередко около года и более), то и цены на книги были высокие. Например, за рукописную Библию платили тысячу червонцев. Только богатые люди могли иметь книги, да они и писались для них. Очень часто переплеты на книгах делались из бархата или благородного металла, усыпанного драгоценными каменьями с золотыми застежками. Такие книги обменивались за целые рыцарские имения или покупались владетельными князьями. За экземпляр рукописи Тита Ливия можно было в Италии купить роскошную виллу, – а тогда деньги были значительно дороже, чем теперь. Собственники книг, отдавая их на прочтение, взимали за это большую плату. В духовных завещаниях того времени особенно важное место занимает вопрос о судьбе оставшихся книг.
Многие монастыри обладали обширными библиотеками рукописных книг. Известно, что студенты часто платили профессорам перепиской их трудов. Короли и некоторые богатые люди занимались собиранием рукописей. Так, например, во Франции Карл V составил библиотеку в 1200 томов; некоторые из них, особенно те, у которых уцелели переплеты с собственноручною надписью короля, до сих пор сохраняются во французской Национальной библиотеке.
Для некоторых людей нет ничего легче, как «зачитать» чужую книгу, то есть взять книгу для прочтения у своего приятеля и оставить ее у себя навсегда, присвоить ее. Современное общество смотрит на «зачитывание» книги сквозь пальцы. В старину книги были редки и дороги, и потому «зачитывание» книги пришлось бы очень накладно для ее владельца. Однако и в то время находились любители чтения, которые были не прочь «зачитать» книгу. В средние века против «зачитывания» книг была придумана весьма простая мера: в библиотеках и читальных залах книги просто-напросто приковывались к стене железными цепями, чтобы устранить возможность похищения их. Конечно, не особенно приятно читать прикованную цепями книгу, но что же иначе было делать? Этот факт наглядно показывает, между прочим, какими медленными шагами двигалось вперед просвещение. Для средневекового читателя книга, этот источник всякого знания, прикована была железными цепями к стене. Надлежало разорвать эти цепи, высвободить книгу из тихих монашеских келий, из роскошных палат богачей и пустить ее в обращение – на пользу общую.
Для бедного и среднего классов книга была положительно недоступна. «Нищие духом» поучались с церковных кафедр проповедниками; даже Слово Божие они могли слышать только во время богослужения – под стрельчатыми сводами готического собора. Чтобы сделать книгу общедоступною, надо было изменить самый способ ее производства, именно: рукописный заменить машинным, фабричным способом. Как известно, этот переворот в книжном деле произошел таким образом, что кропотливое переписывание уступило свое место тиснению, то есть книгопечатанию.
Во всемирной истории человечества изобретение книгопечатания составляет одну из самых светлых страниц.
История науки показывает нам, что многие гениальные идеи, великие открытия и изобретения появились не сразу, как говорится, не с неба упали к нам, а вырабатывались известным историческим путем – на более или менее благоприятной почве.
Хорошо удобренная почва дает жатву сторицею.
После целого ряда научных исследований многих поколений трудолюбивых ученых или практических тружеников иная идея, так сказать, носится в воздухе, отыскивая для себя какую-нибудь счастливую голову. Этим мы нисколько не хотим умалить роль гения на арене всемирной истории. По словам Карлейля, назначение великих людей заключается именно в том, чтобы указывать толпе то, что достойно удивления, пред чем она до тех пор проходила равнодушно.
На какой почве возникло книгопечатание? Существовало ли какое-нибудь тиснение до изобретения книгопечатания?
«От великого до смешного – один только шаг», – сказал Наполеон. Первые попытки тиснения в Европе относятся к производству… игральных карт. Около 1300 года через итальянцев и испанцев немцы познакомились с игральными картами – «книгою дьявола», как тогда их называли. Сначала эти карты рисовали от руки; но когда спрос на них увеличился, то их стали делать при помощи трафарета, то есть на пластинке вырезали нужный рисунок, клали ее на чистый лист бумаги и затем смазывали краской. Когда трафарет снимали, то на бумаге получался требуемый рисунок. Этим способом работа шла гораздо скорее, чем раскрашивание от руки.
Мало-помалу пришли к мысли вырезать изображение игральных карт ксилографическим путем на деревянной доске и получать с нее сколько угодно оттисков.
Как известно, резьба на дереве (ксилография) состоит в том, что нарисованное на доске изображение остается нетронутым, тогда как пустые промежутки вырезаются и удаляются, и рисунок в конце концов получает вид рельефа. Затем на рельефный рисунок, при помощи особого валика, накатывается черная краска, берется лист чистой белой бумаги и накладывается на него. Теперь если мы бумагу слегка нажмем и снимем, то получим оттиск нарисованного изображения.
Повторив эту операцию несколько раз, получим соответственное количество оттисков.
Первую попытку сделать из оттисков более или менее обширное применение представляют собою оттиски на материи, впервые появившиеся в Италии. В XII веке шелковые и полотняные ткани украшались напечатанными по ним цветными рисунками. В ХIII и XIV столетиях эту манеру стали применять при выделке ковров, на которых изображались библейские сцены и легендарные сюжеты.
Вскоре тиснение из практической, утилитарной области перешло в сферу умственного и нравственного развития человека. На досках, или таблицах, стали вырезать разные рисунки с небольшими нравоучительными надписями. Для изображения выбирались преимущественно сюжеты из Нового Завета, например, изображение Богородицы, распятия, вознесения, Страшного Суда, святых и т. п. С дальнейшим развитием графического искусства на рисунках подписи заменяются целыми изречениями, заимствованными из Библии, или стихами; и наконец с течением времени изречения уступили свое место целым страницам текста.
Тут уж недалеко и до изобретения книгопечатания.
Таким образом, становится ясным, что переписчик книг постепенно превращается в печатника и резчика форм. Оттиснутые картины с нравственными сентенциями продавались на рынках, а в праздничные дни даже и в церквах, но ни одна из подобных картин не дошла до нас.
Сюжеты для картин брались и из обыденной жизни, иногда даже безнравственного содержания. Против подобной профанации печатного искусства вооружался даже сам Лютер.
Кроме картин, ксилографическим способом печатались и небольшие сочинения. До нашего времени сохранилось около 30 разных сочинений, отпечатанных так называемым табличным способом; из них самые объемистые содержат в себе не более 50 листов. По своему содержанию это были молитвенники, календари, учебники и т. п. Из них особенною известностью пользуется Biblia pauperum, то есть «Библия для бедных», которая представляет собою ряд иллюстраций, начиная с рождения Девы и кончая Страшным Судом, с постоянными ссылками на Ветхий Завет. Всего в книге 40 библейских картинок, снятых с оконной живописи одного монастыря. Название этой книги одни объясняют тем, будто бы книга предназначалась для низших разрядов монашества, называвших себя pauperes Christi; по мнению других, это заглавие означает, что книга предназначалась для «нищих духом» или обделенных благами земными. «Библия для бедных» представляет теперь, конечно, величайшую библиографическую редкость, так что один английский лорд за экземпляр ее заплатил 1300 рублей.
Библия бедных. Ксилографическая книга XV века.
Для тиснения книг табличным способом образовались цехи мастеров; из них наиболее значительные были в городах Аугсбурге, Нюрнберге, Франкфурте-на-Майне, Кельне и других. В Ульме в 1430 году существовали рисовальщики и фабриканты карт, а в 1441 году появились и резчики форм. Тиснение досками (таблицами) в особенности процветало в Нидерландах. В 1442 году в Голландии уже были известны так называемые печатники и иллюминаторы, заменившие прежних переписчиков и рисовальщиков. В этом роде деятельности прославился гарлемский гражданин Лауренс Янсон Костер. Известия о нем записаны, по преданию, гораздо позднее времени, когда он жил. Некоторые голландские ученые вывели из них заключение, что изобретателем печатания посредством набора, составленного из литер, был Костер; ему поставлен в Гарлеме памятник как истинному изобретателю книгопечатания. Но это мнение основано больше на патриотических чувствах, чем на достоверных данных. Рассказывают целую легенду о том, будто бы Костер случайно напал на мысль книгопечатания. Гуляя в лесу близ Гарлема, он сорвал свежую ивовую ветку, содрал с нее кору и вырезал буквы своего имени – в виде игрушки для своего внука.
Ветка была влажная. Костер завернул ее в бумагу (пергамент) и положил в карман, а потом и забыл про нее. Только на другой день вынул он сверток, развернул и глазам не поверил: вырезанные буквы отпечатались на бумаге (пергаменте).
Костер в первую минуту не мог понять, отчего это так случилось, но потом сообразил, что палочка, на которой он вырезал буквы, была влажная и что, когда он положил ее в карман, она выпустила из себя сок, и вот выпуклые буквы, покрытые этим соком, отпечатались на бумаге (пергаменте), а когда ивовый сок подсох, то он потемнел, и буквы стали видны. Такова поэтическая легенда об изобретении книгопечатания.
Говорят, что Костер первый напечатал книгу «Зеркало спасения», а наборщики, разобрав шрифт и воспользовавшись временем, когда хозяин с семьею был в церкви, унесли шрифт в Майнц. Здесь будто бы воспользовался его тайной Иоганн Гутенберг, которого давно преследовала мысль получать возможно большее количество оттисков с одной и той же рукописи. Но все это – голландская переделка немецких рассказов о расхищении шрифта при взятии Майнца.
Типография Л. Костера. С гравюры XVII в.
Майнц. С гравюры 1493 года
Старая история повторилась и в наши дни: неоднократно делались попытки сорвать ореол гения с некоторых великих людей, так, например, трагедии Шекспира серьезно приписывались Бэкону, а в самое последнее время один немецкий живописец пространно доказывал, что знаменитые картины Рембрандта, – этого царя светотени, – написаны не им, а каким-то другим художником, и что Рембрандт ловко присвоил себе чужие труды, а вместе с тем и славу.
Мы дошли до того момента, когда тиснение практиковалось в Европе в довольно обширных размерах, преимущественно для удовлетворения религиозно-нравственных потребностей народа. Но все-таки это были начатки печатания. Неудобства табличного способа очевидны: текст каждой страницы приходилось вырезать на доске, поэтому если книга состояла, например, из 100 страниц, то необходимо было на 100 таблицах вырезать соответствующий текст.
Тиснению надлежало сделать еще один шаг.
Изобретение книгопечатания, так сказать, носилось в воздухе, было делом времени.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
biography.wikireading.ru
Материал и орудия письма
Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации.
Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».
Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берё зовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.
Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.
На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались боль шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт ким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, же лезо и дубильные вещества. В качестве последних применя лись обычно так называемые чернильные орешки — особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вре дителями.
Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры.
Для просушки чернил на бумаге употреблялся мелкий кварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы, имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делались из дерева, глины, рога, металла.
Кроме чернил, для письма употреблялись краски, особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заго ловков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber — красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, от крывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «аб зацем» — небольшим пропуском в начале текста, передвигае мого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнамен тации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр.1
При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.
Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за полнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред назначаемые для последующей раскраски места так и не рас крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен ной в копируемом ими оригинале.
При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрного текста оставалось свободное место, заполняв шееся впоследствии золотыми буквами или же заглавием в целую строку. Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись заглавными разрисованными буквами и т. д.
Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (каламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображения были продуктом не которой стилизации.
1) В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. – М, 1967
Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литера турных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославля лись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славян ских племён и военные подвиги, давалось религиозное обосно вание идеи о необходимости общественного неравенства, осу ждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы фео дальной знати, служат и величественные архитектурные соору жения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже наме чалась противоположность двух культур — господствующего класса и непосредственных производителен материальных благ.
Однако произведения зодчества, изобразительного искус ства, литературы, используемые господствующим классом в це лях идеологического воздействия на трудящихся для укрепле ния своей власти, являются памятниками культуры всего рус ского народа. Замечательные произведения древнерусской архитектуры, занимающие одно из первых мест в мировом искус стве, построены руками русских зодчих, выходцев из трудового народа. Городские мастера создали замечательные памятники изобразительного искусства. В феодальную литературу широ кими струями проникали мотивы народного творчества.
Феодальная литература Древней Руси имела прогрессив ный характер. В замечательном памятнике русской историче ской мысли и литературы XII в., Повести временных лет, про водится идея единства Русской земли и русского народа, — показатель того, что к этому времени уже сложилась древне русская народность. Это памятник, в котором отражён глубо кий патриотизм.
Рукописный орнамент и миниатюра
Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента (от латинского слова ото—украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов:
1) заставки — особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы;
2) инициалы — разрисованные за главные буквы, открывающие соответствующий раздел текста;
3) концовки — художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки;
4) полевые украшения — узоры на полях (по термино логии более поздних старообрядческих письменных памятни ков — цветки).
Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисун ками (иллюстрациями) в красках, часто на особых листах.
www.ukoha.ru
Реферат - Материалы и орудия для письма
Реферат - Материалы и орудия для письмаДоступные файлы (1):
n1.docx
ВВЕДЕНИЕ
Каждый историк при изучении письменных и печатных документов прежде всего должен установить время появления их и место написания, в связи с чем возникает вопрос о подлинности произведения, так как даты написания, имеющиеся в рукописи или печатной книге, не всегда соответствуют действительности. Поэтому знание основных палеографических наблюдений и палеографических методов обязательно для историка, входит в первейшую задачу всякого источниковедческого анализа.
Актуальность темы. Вопрос о материалах и орудиях для письма принадлежит к числу важных вопросов палеографии. Отдельные разделы исследуют писчий материал, орудия письма, филиграни (водяные знаки) в их историческом развитии. Это необходимо не только для правильности чтения рукописных текстов, но и для определения места и времени их возникновения, их авторов и истории создания, выявления различного рода подделок.
Изучение изменений материалов и орудий письма, с учётом всей совокупности палеографических особенностей, позволяет правильно датировать происхождение, подлинность, время и место написания древнейших дошедших до нас исторических источников.
Историография:
Щепкин, В.Н. Русская палеография / В.Н.Щепкин. – М.: «АСПЕКТ ПРЕСС», 1999 – 272с.
Книга удачно построена композиционно: в логически целесообразной последовательности в неё включены все разделы, которые охватывают палеографическое исследование и описание рукописных книг. «Русская палеография» В.Н.Щепкина впервые лаконично и четко даёт формулировку методу и цели палеографии. Полезным является включение в учебник разделов о старославянском языке и старославянских азбуках.
Леонтьева, Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины / Г.А Леонтьва , П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. – М.: «ВЛАДОС», 2003. – 368с.
Учебник состоит из нескольких глав, одна из которых посвящена палеографии. В книге раскрываются особенности методических приемов и специфика предмета.
Специальные исторические дисциплины / под ред. М.М. Крома. – 2-е изд., испр. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003. – 634с.
В учебном пособии изложены основы специальных исторических дисциплин, специфика, методы и задачи. Книга написана на материалах, относящихся к истории России (хотя авторы, там, где это было необходимо, делали экскурсы в историю развития той или иной дисциплины в зарубежных странах). Учебное пособие написано авторским коллективом. Раздел «Палеография» - кандидатом исторических наук Е.В. Крушельницкой.
Цель работы: показать эволюцию материалов и орудий для письма с древнейших времён до настоящего времени.
Задачи:
- охарактеризовать материалы для письма;
- рассмотреть краски и чернила для письма;
- изучить орудия письма.
Объектом изучения являются материалы, краски, чернила и орудия для письма.
Структура работа включает в себя: введение, три пункта, заключение, библиографический список и приложения.1. Материалы для письма.
В древности в качестве материала на Руси использовали камень и дерево. На камне написан один из древнейших русских текстов XI в. – запись о том, что в 1068 г. князь Глеб мерил по льду ширину Керченского пролива от Тамани до Корчевы. О письме на дереве известно из упоминаний в новгородских летописях и в Псковской судной грамоте: на «досках» писались деловые документы. Ни одной такой доски до наших дней не сохранилось. 1
С древнейших времен все народы, помимо твёрдого материала (камень, железо и разные предметы, на которых надписи высекались, чеканились, вырезались), использовали тот мягкий материал для письма, который предоставляла им среда обитания. В Индии писали на пальмовых листьях, славянские племена использовали бересту, египтяне – папирус, восточные народы – кожу. С античных времён в разных странах использовались восковые дощечки – церы: на доске делалось углубление таким образом, что по периметру образовывалась прямоугольная рамка; это углубление заливалось воском, по которому и писали заострённой палочкой – стилом; написанное могло быть затёрто обратной стороной стила, и это представляло удобство для временных хозяйственных записей.
В археологический сезон 2000 г. в Новгороде в слое XII в. были найдены восковые дощечки (церы) с текстами псалмов. Эта находка чрезвычайно важна, поскольку подтверждает данные письменных источников об употреблении этого материала на Руси.2
Древнейшим мягким материалом, сфера употребления которого вышла за пределы той страны, в которой он изготавливался, был папирус. Папирус – это тростниковое растение, произраставшее в низовьях Нила. Сердцевину этого тростника разрезали в продольном направлении на узкие пластинки, их раскладывали на гладкой доске в два слоя так, что пластинки одного слоя лежали перпендикулярно пластинкам другого слоя, смачивали водой, придавливали каменным прессом, затем высушивали. Получался гладкий, блестящий, при просмотре на свет плетёный лист желтоватого цвета. Это был дешёвый и достаточно прочный писчий материал. Однако он не был пригоден для изготовления книги в привычной нам форме – форме кодекса. При сгибании папирус трескался, как высушенный лист гербария. Поэтому древние книги имеют форму свитка – именно свитки как символ древней письменности мы видим на изображениях пророков и т.п. Для изготовления такой книги листы папируса склеивались торец с торцом в длинную полосу, которая наматывалась на валик. Вряд ли возможно установить время изобретения папируса, как неизвестно и точное время попадания этого писчего материала в Европу. Однако в течение нескольких столетий папирус, экспортировавшийся из Египта во многие страны, был основным писчим материалом в Европе – последние написанные на папирусе документы папской курии датируются XI в. нашей эры.
Другим основным материалом для письма до XIV в. был пергамен. Пергамен получил своё название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н.э. была усовершенствована технология его изготовления.3 Он представлял собой особым способом обработанную кожу животных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных телят, поскольку их кожа была тонкой и не испорчена укусами оводов и слепней. Снятую шкуру животного обрабатывали: счищали острым ножом шерсть и мясо, затем натягивали на раму, выстругивали, золили и обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамен попал через Византию. Первоначально его называли «кожами», «телятинами». Слово «пергамен» вошло в употребление в XVII в., проникнув в Россию через польский язык.
Наряду с высококачественными листами пергамена для письма использовались и менее удачные экземпляры. Они имели разрезы, сделанные ножом при начальной обработке и выскабливании кожи («дырявый пергамен»), или участки, с которых был плохо удалён жир и поэтому они не впитывали чернила («зализы»).4
Пергамен был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамена могли использоваться два, три и более раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на них текста.5 Рукописи, написанные насколько раз на одном и том же материале, называются палимпсестами (от греческого palin «опять» и psao «скоблю»)6. Для прочтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог привести к их безвременной утрате. В настоящее время при прочтении палимпсестов широко используется рентгеноскопия, инфракрасное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование. Много палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Европы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко. Особенностью пергаменных рукописей является отсутствие какого-либо стандарта в форматах, т.к. куски пергамена всякий раз подбирались из того, что можно было достать на рынке.
Данные палимпсестов имеют важное значение для истории письменности, в частности они являются одним из аргументов в пользу большей древности глаголицы по отношению к кириллице: сохранились палимпсесты, нижний слой текста которых написан глаголицей, а верхний кириллицей; палимпсестов с обратным соотношением текстов до сих пор не выявлено.
В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту. Грамоты на бересте были обнаружены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Москве. Береста – кора берёз, менее прочный, но более дешёвый, чем пергамен материал. Она лучше пергамена сохраняется в земле. Перед употреблением береста обрабатывалась и обрезалась сверху, снизу и с боков. Берестяные грамоты, найденные в земле, промывались в горячей воде с содой, затем расправлялись и помещались между стеклами, где высыхали.
Береста была дешевым материалом для письма. Поэтому на ней редко писали деловые документы (в частности акты). Чаще она использовалась для бытовой переписки, обучения грамоте, написания текстов по хозяйственной отчетности и подсчетам и т.д.7
Пергамен и береста вплоть до XIV в. оставались основными материалами для написания документов и книг, для письма. В XIV в. в делопроизводстве появилась бумага, которая стала медленно вытеснять пергамен сначала в центре страны, а затем и на её окраинах.
Наиболее ранними из известных до настоящего времени русских актов, написанных на бумаге, являются жалованная грамота нижегородского князя Василия Давыдовича Ярославскому Спасскому монастырю (написана ранее 1345 г.) и договор московского великого князя Семена Ивановича с братьями (около 1340-1351 гг.). Древнейшая книга « Поучения Исаака Сирина», написанная на бумаге, относится к 1381 г.8
До XVIII в. бумага была преимущественно привозной. Попытки наладить её отечественное производство, сделанные в XVI и XVII вв., были малоуспешными. Наиболее ранней по времени (XIV в.) импортной бумагой была итальянская. К концу XIV столетия стала поступать французская бумага, широкое распространение которой на русском рынке относится к XV и XVI вв. С конца XV в. появилась немецкая бумага. Импортная бумага привозилась в Русское государство через Кафу (Феодосию), Сурож (Судак), Ригу, Новгород, и Смоленск.9
Бумага имеет ряд особенностей, могущих служить показателем её датировки. Одной из таких особенностей являются так называемые водяные знаки. До изобретения машинного способа бумагу делали вручную. Материалом служило пеньковое или льняное тряпьё. Основными операциями при изготовлении бумаги были варка, промывка, измельчение тряпичной массы. Размельченную в толчее и отбеленную в извести тряпичную массу выливали в формы, внешне напоминающие противни. Ближе к дну формы располагалась сетка из тонких проволок. В середине правой стороны формы к сетке приваривался проволочный рисунок. Проволочная сетка и проволочный рисунок задерживали жидкую бумажную массу, не давая ей осесть на дно формы.
После того как лишняя вода стекала сквозь сетку, еще мятые и влажные листы прокладывались кусками грубого сукна или войлока и пропускались через пресс для удаления остатков влаги. Затем бумажные листы проклеивали, разглаживали, лощили.10 Поскольку на проволочной сетке и проволочном рисунке бумага ложилась более тонким слоем, на готовом листе получалось видимое на свет изображение и проволочной сетки, и рисунка – водяные бумажные знаки.
Водяной знак – любая прозрачная линия, фигура, буква (литера), полученная на листе бумаги вследствие истончения бумажной массы в местах её соприкосновения с выступающими проволочками дна бумажной формы. В палеографии есть свои термины для обозначения водяных знаков. Водяной знак, оставленный на бумаге проволочной сеткой в виде вертикальной линии, получил название пантюзо, а в виде горизонтальной линии – вержер. Водяной знак бумаги, содержащий полное или частичное сюжетное или буквенное (литерное) изображение, образуемое проволочным рисунком, называется филигранью. Термин «филигрань» состоит из двух латинских слов: filum – нитка, granum – зерно и подчёркивает тонкость узора. Водяные знаки появились на бумаге европейского производства в XIII. в. и продержались до настоящего времени на государственных бумагах и деньгах.11
Для каких целей натягивалась проволочная сетка и проволочный рисунок? Если проволочная сетка была необходимым элементом технологии ручного производства бумаги, то проволочный рисунок и его отпечаток на бумаге – филигрань – имел иное значение.
Филиграни были одинаково нужны и фабрикантам, и потребителям бумаги. Фабриканты употребляли филиграни для того, чтобы отличить производство своей фабрики от производства конкурирующих фабрик. Индивидуальные малозаметные особенности одной и той же филиграни помогали каждому фабриканту знать мастера, который изготовлял бумагу и был ответствен за её качество.
Другое назначение филиграней – дать указание потребителям на формат и качество бумаги. Бумага большого, среднего и малого формата иногда выпускалась только с филигранью, свойственной только этим форматам. В этом случае размер бумажного листа связывался потребителем именно с конкретной филигранью. Бумага высшего сорта могла иметь более осложнённый рисунок первоначальной филиграни по сравнению с филигранью бумаги низшего сорта той же фабрики.
В быту употребление бумаги с разными водяными знаками приобрело определенный смысл. Например, вдвое оскорбительным было получить письмо недоброжелательного содержания на бумаге с филигранью «шут» или «под дураком», как эту филигрань называли в народе. Любовное письмо старались послать на бумаге с филигранью «розовый куст». Морякам было приятно получить письмо с филигранью «якорь», «кораблик» и т.д.
Существует несколько десятков тысяч филиграней. Они различаются по типам. Это разнообразие объясняется технологией производства бумаги: быстрым снашиванием проволочной сетки и рисунка и их заменой. Исследователь западноевропейских филиграней Ш. Брике отмечал, что, по свидетельству старых фабрикантов ручной эпохи производства бумаги, даже в руках опытных мастеров проволочный рисунок мог служить не более двух лет. К этому времени проволочки изнашивались, смещались, разрывались, и возникала необходимость подновлять рисунок. Поскольку рисунок делался вручную, то даже при возобновлении старого варианта он с абсолютной точностью не повторялся. Это приводило к тому, что полученный на бумаге от такого проволочного рисунка один и тот же тип филиграни насчитывал десятки и сотни вариантных особенностей. Преднамеренное видоизменение филиграни имело в большинстве случаев тенденцию к их усложнению и редко – к упрощению. Следует отметить, что некоторые филиграни, однажды появившиеся, могли продолжать своё существование в течение длительного времени и даже переходить на бумаге других стран. Например, филигрань «кувшин», появившись в Италии в первой четверти XIV в., со второй половины XV в. была прочно освоена французскими фабрикантами и использовалась ими еще в конце XVII в., продержавшись, таким образом, около четырёх веков.
Наиболее распространёнными филигранями на импортной бумаге XIV – XV вв. были следующие: на итальянской бумаге (XIV в.) – два круга, пересеченные линией с крестом наверху, кувшинчик, кораблик, секира; в XIV – XV вв. – гусь, три горы с крестом на средней из них. Французской бумаге XV – XVI вв. были свойственны филиграни: дельфин, собака, гербы владельцев мануфактур, кувшинчик (со второй половины XV в.). На немецкой бумаге XV – XVI вв. водяными знаками были: голова быка с украшениями, вепрь, орёл.12
Поскольку первые попытки завести отечественное производство бумаги в XVI в. окончились неудачей, а основанные в XVII в. мануфактуры (бумажные мельницы) не могли обеспечить потребностей страны в писчем материале, Россия вплоть до первого десятилетия XVIII в. пользовалась преимущественно привозной бумагой.
До середины XVI в. это была главным образом итальянская бумага с водяными знаками в виде перчатки, кувшина и др. С конца XVI – в XVII в. распространилась бумага французских фабрик, показателем которой были филиграни «виноградная кисть», «кувшин», гербы французских городов. В XVII в. стала использоваться голландская бумага, потеснившая во второй половине XVII в. французскую. Наиболее распространённой для этой бумаги с 1650 г. была филигрань «герб Амстердама», максимальное использование которой относится к 1701 – 1725 гг. Такой же распространённой филигранью голландской бумаги был знак «шут». Появившись впервые на бумаге немецкого происхождения в XVI в., филигрань «шут» стала использоваться в XVII в. в несколько усложнённом варианте и голландскими мастерами. Следует отметить, что поскольку отечественные мануфактуры в XVII в. находились в руках голландских мастеров, филиграни русской бумаги сначала подражали голландским знакам. Поэтому голландские филиграни «герб Амстердама» и «шут» появились на бумаге отечественного производства.13
В XVI – XVII вв. в качестве материала для письма продолжали использовать и бересту. Правда, на бересте в этот период писали уже на окраинах и притом в тех случаях, когда долгое время не было привоза бумаги.
С организацией и развитием в первой четверти XVIII в, отечественного бумажного производства потребность в писчем материале все больше стала удовлетворяться за его счет. При этом не исключалась возможность использования и импортной бумаги. В XVIII в. это была преимущественно французская и голландская бумага.
Филиграни бумаги отечественного производства часто имели изображения гербов: Государственного герба Российской империи в виде двуглавого орла, гербов городов, в которых находились бумажные фабрики. Например, на бумаге ярославских фабрикантов давалось изображение ярославского герба – медведя с протазаном. Чтобы отличить бумагу разных ярославских фабрик, на ней давались, помимо ярославского герба, литеры, изображающие начальные буквы названия мануфактуры или инициалы её владельцев. Такие же особенности были характерны и для бумаги, выпускаемой в других городах.
Отличительной чертой русских филиграней XVIII – XIX вв. от западных является более частое указание на русских филигранях года отлива бумаги.
Датирующим признаком бумаги стало гербовое клеймо, которое появилось после издания в 1699 г. указа об обязательном написании актов на гербовой бумаге. Клеймо в виде Российского герба (отсюда и происхождение названия бумаги – гербовая) ставилось в правом верхнем углу листа бумаги. Оно отличалось размером: меньшее, среднее, большое. В соответствии с величиной клейма бумага различалась по стоимости.
В основе датировки бумаги с гербовым клеймом лежит принцип соответствия разных форм клейма определенному отрезку времени. Причем показателем датировки являются две крайние даты, связанные с появлением и заменой клейма. Например, клеймо образца 1724 г. соответствовало периоду 1724 – 1726 гг., клеймо образца 1727 г. – периоду с 1727 по 1764 г.14
Дополнительным датирующим признаком бумаги с клеймом может быть водяной знак. С 1723 г. гербовую бумагу стали делать с филигранью, изображавшей государственный герб. Усложнение этой филиграни добавлением в 60-х годах указания года изготовления бумаги, а с 70-х годов стоимости бумаги оказывает помощь в уточнении (сужении) датировки клейменой бумаги в данный период. Гербовой бумагой широко пользовались и в XIX в.
Датировать бумагу помогает и фабричный знак слепого тиснения – штемпель.15 Самый ранний штемпель на бумаге отечественного производства С. А. Клепиков относит к 1828 г. Значение штемпеля как способа датировки бумаги особенно увеличивается в 1840 – 1880 гг., когда из-за стремления фабрикантов удешевить производство бумаги филиграни стали встречаться реже.
Форма штемпеля отличалась разнообразием: овальная, прямоугольная, со срезанными углами, круглая, фигурная, гнутая, в виде гербового щита или вписанного в овал круга. В связи с разнообразием форм штемпелей их размеры не могли быть стандартными. Штемпель в виде круга имел в диаметре 12 – 19 мм, овальная форма штемпеля могла составить в длину от 13 до 24 мм, прямоугольная форма со срезанными углами – 13 – 17 мм. В начале XIX в. в среде дворянства и купечества стало модным писать письма на почтовой бумаге, выполненной по личному заказу. В этом случае штемпели могли изображаться в виде сложных монограмм или начальных литер заказчиков.
Поскольку штемпель был средством товарной маркировки бумажного производства, в нем указывались название фирмы и стоимость бумаги. Изменение имени владельца предприятия приводило к изменению информативного содержания штемпеля. Основываясь на этом, можно датировать штемпель, а вместе с ним и бумагу. Датировка штемпеля будет более точной, если она сопоставляется с датировкой филиграни. Штемпель и филиграни удержались на почтовой и писчей бумаге вплоть до первой четверти XX в.
С конца XVIII в. бумагу стали подкрашивать преимущественно в синие тона. Плотные сорта синеватой бумаги датируются концом XVIII – началом XIX в. Бумага более густого синего цвета характерна для второй четверти XIX в.
С введением во втором десятилетии ХIХ в. машинного способа производства бумага стала более гладкой, плотной, могла иметь штампованные водяные знаки и машинный обрез. Во второй половине XIX в. Россия приступила к производству бумаги из тряпья с примесью механической древесной массы и целлюлозы. Качество бумаги зависело от состава бумажной массы. Бумага, изготовленная из чистого льняного тряпья, имела высокую прочность, плотность, эластичность, хорошую звучность. Применение хлопчатобумажного тряпья делало бумагу рыхлой и поэтому малозвучной. Включение в состав бумажной массы примеси целлюлозы улучшало внешний вид бумаги, но снижало её прочность. Механическая древесная масса ускоряла пожелтение бумаги, увеличивала её шероховатость и ломкость.
В конце XIX – начале XX в. писчая бумага подразделялась на несколько сортов, обозначенных особой нумерацией, помещаемой на штемпеле. Под первым номером выпускалась бумага высшего сорта, сделанная из тряпичного сырья. По мере увеличения примесей к тряпью и ухудшения качества бумаги номера понижались от второго до девятого.
Производственная практика выдвигала определённые требования к качеству бумаги в соответствии с её назначением. Например, с 1904 г. военные ведомства стали использовать для документов вечного хранения бумагу под первым номером, для документов, подлежащих хранению 15 лет и более, – бумагу под вторым номером. На бумаге под четвёртым номером в военных ведомствах писались документы, не требующие хранения.
В годы гражданской и Великой Отечественной войны бумажная промышленность испытала большие трудности. Ухудшение качества бумаги может служить важным палеографическим признаком, помогающим в датировке источников военных лет.
2. Краски и чернила для письма.
Чернила средневековых рукописей имеют коричнево-бурый оттенок и отличаются большой прочностью. Химический состав средневековых чернил различается по эпохам и странам, так как существовало множество рецептов их изготовления. Но все они были железистого происхождения и содержали воду, соли железа и дубильные вещества (в качестве последних обычно употреблялись «чернильные орешки» – наросты на дубовых листьях). Чернила варились в печи, наподобие еды, и приготовлялись, как правило, самим писцом. С XVII в., наряду с обычными, употреблялись сажевые чернила, которые изготавливались с добавлением сажи. Они чёрного цвета и не такие прочные, как железо-галловые. Сажевые чернила придавали документам несколько неряшливый вид и в практике встречались реже. От XVII в. сохранилось много рецептов приготовления чернил. В XVII в. для убыстрения приготовления чернил вместо железных предметов (ломаных ржавых гвоздей, подков и т. д.) стали использовать медный купорос. Для просушки чернил пользовались чистым речным песком, которым присыпались написанные тексты. Лист посыпали из песочницы, имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки.
В 1880-х годах появились ализариновые чернила фиолетового оттенка.16
Как показывают отдельные опыты, химико-технологический анализ чернил славянских рукописей позволяет выявить показатели, важные для определения мести и времени создания рукописи. Однако на достаточно представительном массиве средневековых рукописей такой анализ ещё не проделан.
Кроме чернил для письма употреблялись краски, особенно красная, служившая для заголовков и инициалов (начальных букв)17. От обычая оформлять заголовки и инициалы красным цветом происходят такие термины, как как «рубрика» (от латинского ruber — красный) и «красная строка». Последнее название даётся строке, открывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «абзацем» — небольшим пропуском в начале текста, передвигаемого слегка вправо. 18
Для письма красным употреблялись краски разного химического состава. В Византии из сока моллюсков изготавливались пурпуровые чернила, употреблялись они только для подписи императоров. Из-за редкости и дороговизны пурпура эти чернила были заменены киноварью – краской ртутного состава. В обычных же византийских рукописях применяли малиновую краску растительного состава, так называемую «драконову кровь». В западной письменности в качестве красной краски господствовал сурик (по-латыни – minium, откуда, с изменённым значением, термин миниатюра) – сравнительно дешёвая краска розовато-оранжевого оттенка, получавшаяся при пережигании свинцовых белил.
В древнейших славянских рукописях, по-видимому, тоже не употребляется киноварь: примером может служить старославянская Саввина книга XI в., в коей заголовки писаны суриком; в древнейших славянских рукописях можно иногда встретить и « драконову кровь», например в глаголическом Мариинском евангелии. Употреблялась также красная краска смешанного состава. Но с XIII в. в России распространяется киноварь, которая отличается красно-малиновым оттенком. Розовато-оранжевый, легко бледнеющий и рыжеющий сурик, не вытесняя вполне киновари, в России широко распространяется со второй половины XVII в.как более доступная краска. Сурик господствует в народных русских рукописях XVIII и XIX вв. и таким образом в России составляет дату.
Золото (чаще) и серебро (гораздо реже) использовались для письма только в качестве роскоши, которая в России и Румынии входит в особую моду с эпохи нововизантийских и западных влияний (XV – XVI вв.). Золото, как и серебро, могло употребляться творёное (в виде краски) или листовое – тончайшие пластины накладывались на предварительно прописанные клейким веществом знаки. В России до конца XVI в. творёное золото было мало распространено.
3. Орудия письма.
Процесс и орудия письма можно видеть на старинных миниатюрах, изображающих евангелистов. Писали, держа лист на колене, столешница служила лишь для письменных принадлежностей: чернильниц разного вида, сосудиков для краски, сухих красок в кусках, циркуля, ножей кривых и прямых, пенала, губки, песочницы с воткнутыми перьями, цепочки с остриями по концам, кистей. На высоком пюпитре лежит лист или свешивается развёрнутый свиток; в корзине стоят свёрнутые и перевязанные свитки, иногда между ними торчит нож или перо. Обилие принадлежностей находим только в византийских и древнейших русских миниатюрах, позднее по большей части изображаются только чернильница и перо. На греческих миниатюрах изображается не птичье перо, а тростниковое – калям. Оно же изображено, по-видимому, на одной из миниатюр Остромирова евангелия. На остальных русских миниатюрах, по-видимому, всегда изображено птичье перо. Нет сомнения, что калям у нас не привился.19
Перья для письма были гусиные, реже, в виде роскоши, – лебединые; однажды упоминается павье перо (Псковский апостол 1307 г.). Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. 20
Слово «карандаш» встречается с Петровского времени, но карандашные очерки найдены в недописанных миниатюрах русских рукописей XVI в. Кисть употреблялась в славяно-русской письменности для изображения письменных знаков только при письме творёным золотом и серебром, да иногда для киноварных строк высокой вязи. Ножи существовали особые для очинки перьев и особые для подчисток написанного; ошибочно написанное удалялось также пемзой или губкой или покрывалось слоем белила, по которому писалось вновь. Для разлиновки употреблялись линейка, а равно циркуль и цепочка, размерявшие раму письма и расстояние строк, и «шильце» (притупленное остриё – металлическое или костяное), которым надавливались линии строк. В XVI – XVII вв., т.е. в эпоху, когда употреблялся и карандаш, упоминается карамса, или рамка с натянутыми нитями, служащая для разлиновки. В старообрядческой каллиграфии карамса употребляется до сих пор.
Шильцем могли линоваться или отдельные раскрытые листы с внутренней стороны, или сразу целые раскрытые тетради. В последнем случае линии оказываются слабее надавленными, по мере того как мы удаляемся от середины тетради.
1830-х годах в России появляются привозные металлические перья. Переход от гусиных перьев к металлическим был постепенным и первоначально захватил Москву и Петербург, затем крупные города и в последнюю очередь сельские местности. В школьной практике стальное перо стало утверждаться только с 1880-х годов. Переход к стальным перьям имел итогом убыстрение и стандартизацию письма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материал для письма является самым первым основанием для определения, хотя и в самых широких рамках, времени и места создания рукописи.
С древнейших времён помимо твёрдого материала (камень, железо), использовали и мягкий материал. Самым распространённым мягким материалом в древности стал папирус. Другим получившим повсеместное распространение писчим материалом был пергамен.
Пергамен был очень прочным, но и очень дорогим, поэтому в деловой письменности использовался папирус как гораздо более дешёвый материал. Рядом с ним сосуществовал более дешёвый материал – береста.
В XV – XVII вв. главным материалом для письма становится бумага. Она употребляется как в деловом письме, так и для написания книг. Пергамен использовался в исключительных случаях: для написания торжественных царских грамот, редко книг. Для датировки рукописей этого периода исключительно важное значение имеет наблюдение за водяными знаками.
От XVIII – XIX вв. осталось громадное количество источников. Палеографические наблюдения производятся над деловыми бумагами, книгами, рукописным наследием выдающихся государственных и политических деятелей науки и культуры.
В XVIII – XIX вв. палеографическими приметами бумаги, кроме водяных знаков, становится гербовое клеймо, цвет, а также различные свидетельства машинного производства бумаги: машинный срез, штамповка водяных знаков, штемпели.
Если материал письма за последние века изменился сравнительно мало, то орудия письма проделали за этот период значительную эволюцию. Основными орудиями письма были гусиное перо (примерно до 30-х годов XIX в.), металлические перья – вначале иностранного, затем (с 80-х годов XIX в.) отечественного производства. Карандаш (от тюрк. «кара» - чёрный, «таш» - камень) в виде вставленного в дерево графита в России стал употребляться со второй половины XVI в.
Древнейшие рукописи написаны преимущественно чернилами коричневого и черного цветов.
Методика изготовления стойких, отчётливо видимых чернил была освоена не сразу. В Древней Руси было известно много рецептов изготовления чернил: из сажи, уксуса, жжёного сена, чернильных орешков, ржавых гвоздей, древесной коры (ольховой, дубовой, яблоневой и др.)
В XVIII – XIX вв. изменился химический состав чернил. Появились ализариновые чернила фиолетового оттенка.
В качестве промокательной бумаги использовался мелкий сухой песок. Введение глицерина, а затем спирта обусловило быстрое высыхание написанного, что ограничило употребление промокательной бумаги.
Изучение изменений материалов и орудий письма, с учётом всей совокупности палеографических особенностей, позволяет правильно датировать происхождение, подлинность, время и место написания древнейших дошедших до нас исторических источников.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айплатов, Г.Н. Русская палеография: Учебное пособие / Г.Н. Айплатов, А.Г. Иванов. – М.: Логос, 2003. – 344с.
2. Леонтьева, Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г.А. Леонтьева. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 200с.
3. Леонтьева, Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины / Г.А Леонтьва, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. – М.: «ВЛАДОС», 2003. – 368с.
4. Специальные исторические дисциплины / под ред. М.М. Крома. – 2-е изд., испр. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003. – 634с.
6. Щепкин, В.Н. Русская палеография / В.Н.Щепкин. – М.: «АСПЕКТ ПРЕСС», 1999. – 272с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Берестяные письма и орудия для их письма.
Приложение 2.
Писала – орудия для письма на бересте и навощённых дощечках XI – XV вв.
Приложение 3.
Бумажный цех, Германия, середина XIX века. Мастер-бумажник раскладывает перебродившую целлюлозную массу из котла на форму, затем вода отжимается прессом, и, наконец, третий работник просушивает получившиеся листы.Приложение 4.