Древние предания христиан. Священное Предание: многовековой опыт жизни Церкви
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство древних христиан I – III веков. Древние предания христиан


Священное Предание: многовековой опыт жизни Церкви

Pisanie_Predanie_250Все знают, что главная книга христиан — Библия, ее мы называем Священным Писанием. Но очевидно, что жизнь христианских общин регулируется не только Библией. В решении многих вопросов мы обращаемся к Священному Преданию. Что же это такое и какова связь между Писанием и Преданием?

Где это записано?

Для начала зададимся вопросом: а как дошло до людей Писание? Принесли ли им ангелы некую книгу? Нет, все было не совсем так. В жизни разных людей, начиная с Авраама, происходили разные события, которые они воспринимали как Откровение Божие. Об этих событиях они рассказывали своим детям и внукам. Потом часть этих рассказов была записана, к ним постепенно добавлялись другие. А то, что уже было записано, нуждалось в различных пояснениях. Очень упрощенно говоря, главные из записанных книг были названы Священным Писанием. А книги, записанные позднее, или даже просто традиции толкования самых главных книг получили имя Священного Предания.

Вопрос о соотношении Писания и Предания остается вечно актуальным, он по-разному трактуется в разных христианских деноминациях, к нему вновь и вновь приходится обращаться при решении практических проблем, возникающих в жизни Церкви. Дебаты на эту тему можно часто услышать в диалогах между православными и протестантами: протестанты упрекают православных в том, что они заменили Писание множеством каких-то своих собственных придумок, которые в Библии не найдешь, и назвали их Преданием. Православные, наоборот, отвечают, что с древнейших времен христиане не опирались на одно Писание, как свидетельствует, к примеру, святой Василий Великий: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменных наставлений, а некоторые приняли от апостольского предания… Например, кто Писанием учил, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались образом креста? К востоку обращаться в молитве какое Писание нас научило? Слова призывания при преложении Хлеба Евхаристии и Чаши благословения кто из святых оставил нам в Писании?.. Благословляем также и воду крещения, и елей помазания… по какому Писанию? Не по Преданию ли, умалчиваемому и тайному?»

И тогда протестанты обычно восклицают: «Да где же оно, это ваше тайное Предание, покажите нам список книг, которые его содержат?» Но вот как отвечает на этот вопрос наш современник игумен Петр (Мещеринов): «Церковь не имеет догматического богословского определения, некоей точной формулы, что есть Св. Предание. Нет в Церкви книги, озаглавленной “Св. Предание”… Православная Церковь очень свободна, в отличие, например, от Церкви латинской. Вот они всё определяют точно, всё формулируют, всё схоластически догматизируют и записывают в толстенные катехизисы. У нас этого нет; в Православной Церкви точно фиксированы лишь очень немногие важнейшие вещи — только основы нашей религии; очень многое оставлено на свободу, на сам опыт жизни Церкви. В этом — глубочайшее уважение к человеку».

Значит ли это, что Предание — вообще всё, что угодно? Разумеется, нет. Для православных Предание — это, по сути, многовековой опыт жизни Церкви. Но если Писанием мы называем книгу вполне определенного содержания, то Предание просто невозможно определить такими рамками, как невозможно ими определить, скажем, семейные традиции. Если я скажу постороннему человеку: «У нас в семье принято поступать так-то и так-то», он может меня спросить: «А где это записано?» И мне нечего будет ему ответить. Мы просто живем так…

Иерархия текстов

Нам сегодня это может показаться удивительным, но первые десятилетия Церковь жила даже без письменного Евангелия. Как отмечает евангелист Лука в самом начале своей книги, он взялся за этот труд именно потому, что уже существовало немало устных рассказов, и свое Евангелие он записал « по тщательном исследовании всего сначала» (1: 3).

Видимо, нечто подобное происходило и с Ветхим Заветом: не то чтобы Моисей, спустившись с Синайской горы, сел и написал сразу всё Пятикнижие или Исаия, получив откровение, немедленно создал свою книгу от первой до последней страницы. Такого мы нигде не найдем в самой Библии. Напротив, в ней встречаются ясные указания, что ее книги складывались постепенно. В Притчах Соломоновых, например, есть такой подзаголовок: «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского» (25: 1). Но между Соломоном и Езекией прошло более двух столетий! То есть все это время изречения Соломона существовали либо в устной форме, либо в виде каких-то отдельных документов, но не входили в единую книгу Притчей. Это можно сравнить со сборником стихов Ломоносова или Державина, впервые изданным лишь в наше время.

Таким образом, можно сказать, что Писание постепенно выкристаллизовалось в глубине Предания: наиболее важные и ценные его части были отобраны общиной верующих и включены в состав Библии, и только потом этот выбор был окончательно ограничен рамками канона.

Но это совсем не значит, что между Писанием и Преданием не может быть никакого напряжения. В тех же Евангелиях мы не раз читаем о том, как Христос обличал книжников и фарисеев, подменявших Писание «преданиями старцев» и возлагавших на людей «бремена неудобоносимые». Такое может происходить и в наши, и в любые другие времена: человеческие традиции становятся самодостаточными, порой они просто заслоняют собой все остальное.

Именно поэтому на заре Реформации отцы протестантизма отказались видеть в Предании нечто равноценное Писанию, провозгласив принцип Sola Scriptura : только Писание может быть источником вероучения для христиан. Им возражали католики: и Писание, и Предание должны быть источниками вероучения. Православное видение этого вопроса можно представить как систему, состоящую из концентрических кругов. В самом центре находится Евангелие, далее идут другие библейские книги, от актуальнейших Павловых Посланий до книг Паралипоменон. Здесь заканчивается Писание, но вовсе не заканчивается учение Церкви. Следующий круг — определения вселенских соборов и литургические тексты, затем идут творения отцов, иконы, храмовая архитектура и другие элементы Предания. В самых внешних кругах — традиции конкретных епархий и даже приходов, но они уже явно лежат за пределами Священного Предания.

Итак, можно сказать, что Писание — центральная и самая важная часть Предания, неотделимая от всего остального. Впрочем, при этом надо отличать ту его часть, которая действительно стала достоянием всей Церкви и которую смело можно назвать Священным Преданием, от разных обычаев, пусть и полезных, но не имеющих общецерковного значения. На Карфагенском соборе 257 года один из епископов заметил: «Господь сказал: Я есмь истина. Он не сказал: Я есмь обычай». Современный богослов епископ Каллист Уэр прокомментировал эти слова: «Есть разница между преданием и традициями: многие унаследованные от прошлого традиции имеют человеческую и случайную природу. Это благочестивые (или неблагочестивые) мнения, но не истинная часть Предания — основания христианской вести».

От периферии — к золотой середине

Люди, приходящие в Церковь, сначала соприкасаются с самыми внешними его слоями: «а вот наш батюшка говорит…», «а вот мне в храме сказали…». Это вполне естественно, но на этом никогда не надо останавливаться. Периферийные круги должны согласовываться с центральными: что говорит приходской священник, разумеется, важно, но еще важнее постановление Вселенского собора, а всего важнее — Евангелие. И если видишь противоречие между одним и другим, то… нет, не надо торопиться. Надо сначала задуматься.

Мы прекрасно осознаем дистанцию между нами и отцами Церкви, когда рассуждаем об их святости и о своей греховности. Но при этом многие люди говорят так, будто нет вообще никакой дистанции между их пониманием и тем, что говорили отцы, словно любое наше повторение сказанных ими слов автоматически создает духовное тождество между нами и ними. Мы можем повторять слова Писания или его авторитетнейших толкователей, но это еще не значит, что именно наше нынешнее понимание этих слов является самым правильным: нужно проникнуть в саму суть их аргументов, понять их позицию и разглядеть, насколько она применима к нашей собственной ситуации. Следование отцам не есть механическое повторение.

Даже внутри одной конфессии встречаются люди разных взглядов и направлений. Потому и не существует абсолютно объективного, научно доказанного толкования Библии, которое можно было бы уподобить таблице Менделеева или карте звездного неба. Если бы оно существовало, его давно приняли бы все здравомыслящие христиане, отвергнув все, что с ним не согласуется. Но они продолжают спорить, и каждый уверен в своей правоте. И каждая сторона ссылается на своих отцов: православные, к примеру, на Иоанна Златоуста, католики — на Августина Гиппонского. Так было всегда: например, в III веке Киприан Карфагенский и римский папа Стефан спорили о том, действительно ли крещение, полученное у еретиков, — но оба они погибли мученической смертью, оба прославлены как святые. Кстати, единого мнения, чье именно крещение бывает недействительно, нет у христиан и по сю пору.

Впрочем, по многим важнейшим вопросам все христиане имеют одинаковую или очень близкую точку зрения, и даже то, что казалось спорным во время Реформации, сегодня могут так или иначе признавать практически все христиане. Например, Мартин Лютер провозглашал, что Писание понятно всякому человеку на внешнем, грамматическом уровне, но глубинное понимание духовных истин приходит только под действием Святого Духа. Это говорилось в ответ на утверждение католических богословов, что простому человеку Библия недоступна (в то время католики совсем не поощряли ее чтение на народных языках, а только на латыни). Но сегодня, пожалуй, мало кто из традиционных христиан станет возражать Лютеру.

Отцы действительно помогают нам нащупать золотую середину, поэтому понятию «Священное Предание» можно дать и такое определение: это опыт прочтения Священного Писания наиболее опытными и духовно зрелыми нашими предшественниками. Предание — это опыт жизни по Писанию.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

www.pravmir.ru

Священное Предание - это что такое?

Существует два главных источника вероучения и религиозного порядка: Священное Предание церкви и Священное Писание. Понятие о Священном Предании невозможно постичь без понятия о Священном Писании, и наоборот.

священное предание это

Что такое Священное Предание?

Священное Предание — это, в широком смысле, совокупность всех устных и письменных религиозных знаний и источников, содержащих все догмы, каноны, трактаты и основу религиозного вероучения. Основу Предания составляет передача содержания веры из уст в уста, от поколения к поколению.

понятие о священном предании

Священное Предание — это совокупность всех догматов и церковных традиций, которые описаны в религиозных текстах, а также донесены до людей апостолами. Сила и содержание этих текстов равноценны, а истины, заключённые в них, — непреложны. Важные аспекты всего Священного Предания несут апостольские проповеди и тексты.

Как передается Священное Предание

Священное Предание может передаваться тремя способами:

  1. Из исторических трактатов, несущих в себе Откровение Божье;
  2. Из опыта предыдущих поколений, ощутивших на себе Божественную Благодать;
  3. Посредством проведения религиозных обрядов и несения церковной службы.

какое место в священном предании занимает библия

Состав Священного Предания

Не существует единого мнения о том, какое место в Священном Предании занимает Библия. В любом случае эта книга играет важную роль в любом разветвлении христианства. Понятия Священного Предания и Священного Писания неразрывно связаны, однако состав Предания гораздо более сложный. Притом в некоторых ветвях христианства, например, в католицизме, Писание не является важной частью Предания. Протестантизм же, напротив, признаёт только текст Библии.

Латинская трактовка Предания

Мнение церкви относительно Священного Предания напрямую зависит от конфессии. Так, к примеру, латинская версия Предания гласит, что апостолы, призванные проповедовать во все края, тайно передали авторам часть учения, которая была изложена письменно. Другая, незаписанная, передавалась из уст в уста, и была зафиксирована гораздо позже, в постапостольскую эпоху.

Закон Божий в русском православии

Священное Предание — это основа основ для русского православия, которое мало чем отличается от православия в других странах. Это объясняет одинаковое отношение к основным догматам веры. В русском православии Священное Писание — это, скорее, форма священного Предания, нежели самостоятельное религиозное произведение.

Первоначальная православная традиция вообще считает, что Предание может передаваться не при помощи передачи знаний, а только в обрядах и ритуалах, в результате участия Святого Духа в Церковной жизни. Создание Предания происходит посредством явления Христа в человеческую жизнь в ходе обрядов и образов, которые передаются предыдущими поколениями следующим: от отца к сыну, от учителя к ученику, от батюшки к прихожанину.

Таким образом, Священное Писание — главная книга Священного Предания, отражающая всю его суть. Предание в то же время олицетворяет Писание. Текст Писания не должен противоречить учению церкви, потому что именно понимание написанного в Библии приводит к осознанию всего вероучения в целом. Руководством к правильной трактовке Библии являются учения отцов церкви, однако они не считаются священными, в отличие от текстов, утверждённых на Вселенских соборах.

Писание в православии

Состав Священного Писания в православии:

  1. Библия;
  2. Символ веры;
  3. Решения, принятые Вселенскими соборами;
  4. Литургии, церковные таинства и обряды;
  5. Трактаты священников, церковных философов и учителей;
  6. Истории, описанные мучениками;
  7. Истории о святых и их жизни;
  8. Кроме того, некоторые учёные считают, что достоверным источником Предания могут служить христианские апокрифы, чьё содержание не противоречит Священному Писанию.

Получается, что в православии Священное Предание — это любая религиозная информация, не противоречащая истине.

Католическая трактовка

Католическое Священное Предание — это передающееся из уст в уста, от поколения к поколению, религиозное учение о житии Христа и Девы Марии.

Священное Предание в протестантизме

Протестанты не считают Предание главным источником своей веры и допускают самостоятельную интерпретацию текста Писания христианами. Кроме того, протестанты придерживаются принципа sola Scriptura, что означает «Только Писание». Доверять, по их мнению, можно лишь Богу, и только Божественное слово является авторитетным. Все остальные наставления ставятся под сомнение. Тем не менее протестантизм сохранил относительный авторитет отцов церкви, полагаясь на их опыт, однако абсолютной истиной считается лишь информация, содержащаяся в Писании.

Мусульманское Священное Предание

Священное Предание мусульман изложено в Сунне — религиозном тексте, приводящем эпизоды из жизни пророка Мухаммеда. Сунна является примером и руководством, составляющим основы поведения для всех представителей мусульманской общины. В ней содержатся высказывания пророка, а также поступки, которые одобряются исламом. Сунна — это вторая после Корана религиозная книга мусульман, являющаяся главным источником исламского права, что делает её изучение очень важным для всех мусульман.

С 9 по 10 век Сунна почитается среди мусульман наряду с Кораном. Существуют даже такие трактовки Священного Предания, когда Коран называют «первой Сунной», а Сунну Мухаммеда — «второй Сунной». Важность Сунны обусловлена тем, что после смерти пророка Мухаммеда она является главным источником, помогающим решать спорные вопросы жизни Халифата и мусульманской общины.

Место Библии в Священном Предании

Библия как основа божественного откровения — это истории, описанные в Ветхом и Новом Заветах. Слово «Библиа» переводится как «книги», что в полной мере отражает суть Священного Писания. Библия писалась разными людьми в течение нескольких тысяч лет, насчитывает 75 книг на разных языках, но имеет единую композицию, логику и духовное содержание.

По мнению церкви, сам Бог вдохновлял людей на написание Библии, поэтому эта книга является «богодухновенной». Именно он открывал авторам истину и составлял их повествование в единое целое, помогая осмыслять содержание книг. Притом Святой Дух не заполнял человеческий разум информацией насильно. Истина проливалась на авторов как благодать, порождая творческий процесс. Таким образом, Священное Писание — это, по сути, результат совместного творчества человека и святого Духа. Люди при написании Библии не находились в трансовых или затуманенных состояниях. Все они пребывали в здравом уме и трезвой памяти. В результате благодаря верности Преданию и житии в Святом Духе церковь смогла отделить зёрна от плевел и включить в Библию лишь те книги, на которых, помимо творческого отпечатка автора, лежит ещё и божественная печать благодати, а также те, что связывают между собой события Ветхого и Нового Заветов. Эти две части одной книги свидетельствуют друг о друге. Старое здесь свидетельствует о новом, а новое подтверждает старое.

понятия священного писания и священного предания

Священное Писание и Священное Предание кратко

Если Священное Предание содержит всю основу веры, включая Писание, то очень важно знать хотя бы краткое содержание наиболее важных его частей.

Начинает Библию Книга Бытия, в которой описывается момент сотворения Мира и первых людей: Адама и Евы. В результате грехопадения несчастные оказываются изгнанными из рая, после чего продолжают род человеческий, который только укореняет грех в земном мире. Божественные попытки намекнуть первым людям на их неподобающие действия заканчиваются тотальным игнорированием оных. В этой же книге описывается появление Авраама — праведника, заключившего с Богом завет — договор, согласно которому его потомки должны получить свою землю, а все остальные люди — благословение Божье. Потомки Авраама долгое время проводят в плену у египтян. На помощь им приходит пророк Моисей, спасая их из рабства и исполняя первый договор с Богом: предоставляя им земли для жизни.

Есть книги Ветхого завета, в которых приводятся правила всестороннего исполнения завета, нужные для того, чтобы не нарушать волю Божью. Нести в люди Закон Божий было поручено пророкам. Именно с этого момента Господь провозглашает создание Нового завета, вечного и общего для всех народов.

форма священного предания

Новый Завет целиком построен на описаниях жития Христа: его рождении, жизни и воскресении. Дева Мария в результате непорочного зачатия рожает младенца Христа — сына Божьего, которому суждено стать единым истинным Богом и Человеком, проповедовать и творить чудеса. Обвинённый в богохульстве, Христос подвергается убиению, после чего чудесным образом воскресает и отправляет Апостолов проповедовать по всему миру и нести слово Божье. Кроме того, существует книга об апостольских деяниях, в которой говорится о возникновении церкви в целом, о действиях народа, искуплённого кровью Господа.

Последняя библейская книга — Апокалипсис — говорит о конце света, победе над злом, всеобщем воскрешении и Божьем суде, после которого каждому воздастся за его земные деяния. Тогда же исполнится Божий Завет.

Существует также Священное Предание для детей, Писание в котором содержит основные эпизоды, но адаптировано для понимания самыми маленькими.

Значение Священного Писания

По сути, в Библии заключено доказательство договора между Богом и людьми, а также содержатся наставления относительно исполнения этого договора. Из священных библейских текстов верующие люди черпают информацию о том, как можно делать, а как нет. Библия — это наиболее действенный способ донести слово Божье до как можно большего количества последователей.

Считается, что достоверность библейских текстов подтверждается древнейшими рукописями, написанными современниками Христа. В них содержатся те же тексты, что и проповедуются сегодня в православной церкви. Кроме того, текст Писания содержит предсказания, которые впоследствии сбылись.

Божественная печать, лежащая на текстах, подтверждается многочисленными чудесами, описанными в Библии, происходящими и по сей день. Сюда относится схождение Благодатного огня перед пасхой, появление стигматов и другие события. Некоторые считают подобные вещи лишь кощунственными фокусами и профанацией, пытаясь разоблачить те или иные доказательства существования Бога и опровергнуть историческую достоверность событий Библии. Однако все эти попытки, как правило, оказываются безуспешны, ведь даже те очевидцы, которые были противниками Христа, никогда не отрицали того, что видели.

Самые невероятные чудеса, описанные в Библии

Дважды в год у берегов Южнокорейского острова Чиндо происходит чудо, подобное тому, что сотворил Моисей. Море расступается, обнажая коралловый риф. В любом случае нельзя теперь сказать точно, было ли библейское событие случайностью, связанной с природным явлением, или настоящей божественной волей, но это было на самом деле.

мусульманское священное предание

  • Воскрешение мёртвых

В 31-м году ученики Христа стали свидетелями удивительного явления: по дороге в город Наин они встретили похоронную процессию. Безутешная мать хоронила единственного сына; будучи вдовой, женщина осталась совсем одна. Согласно утверждениям тех, кто присутствовал при этом, Иисус сжалился над женщиной, прикоснулся к гробу и приказал мёртвому встать. К изумлению окружающих, юноша встал и заговорил.

книга священного предания

  • Воскресение Христово

Самое главное чудо, вокруг которого выстроен весь Новый Завет, — воскресение Христа, является к тому же самым засвидетельствованным. Об этом говорили не только ученики и апостолы, которые изначально сами не верили случившемуся, но и авторитетные современники Христа, такие, как, например, врач и историк Лука. Он также свидетельствовал о фактах воскрешения Иисуса из мёртвых.

священное предание и священное писание кратко

В любом случае вера в чудеса является неотъемлемой частью всей христианской веры. Верить в Бога — значит верить в Библию, и, соответственно, в чудеса, происходящие в ней. Православные христиане свято верят в содержание Библии как в текст, написанный самим Богом — заботливым и любящим Отцом.

fb.ru

Легенды о христианстве на Руси

Гражданская оборона :: Дни Киевской Руси в Севастополе

Годом принятия христианства на Руси считается 988-й. Но становление единственной государственной религии на русских землях нельзя считать единовременным актом. История прихода православия на русскую землю богата мифами и легендами.

Легенды о появлении христианства на Руси

Одна из версий, объясняющих причины принятия христианства на Руси, впрочем, ничем не подтвержденная, гласит, что сам Апостол Андрей по пути из Константинополя в Рим, доплыв по Днепру до Киева и Новгорода, проповедовал в этих местах религию Христа. Эта легенда нашла свое отображение во многих русских преданиях. В частности, о том, что Андрей, увидев холмы, на которых впоследствиии вырос Киев, напророчил ему славное христианское будущее. Другая версия утверждает, что причины принятия христианства на Руси очень субъективны, потому что такое решение принимал Киевский князь Владимир единолично, опираясь на собственные политические планы и амбиции. В подтверждение этой версии существует легенда, что князь посылал гонцов во все стороны света, чтобы они ознакомились с существующими религиями и доложили ему об их преимуществах и недостатках. Выслушав их, Владимир отдал предпочтение православию.

Причины принятия христианства на Руси

Не секрет, что Киевская Русь 10-го века была мощным феодальным государством с развитой торговлей и ремесленничеством. Она была известна во всем мире своей духовной и материальной культурой. Дальнейшее развитие государства требовало консолидации общества, чего невозможно было достичь без объединяющей население идеи единого Бога. Кроме того, нельзя недооценивать международные причины принятия Русью христианства. Для развития отношений с Византией и странами Западной Европы требовалась общая идейная платформа. Перечисляя причины принятия христианства Киевской Русью, нужно отметить и тот факт, что религия Христа позволяла государству примкнуть к семье очень развитых на то время европейских народов, которые относились к язычникам как к неполноценным людям. При этом важно понимать, что окончательный раскол христианства на западную и православную ветви произошел несколько позже в 1054 году.

Каковы причины христианства князем владимиром и крещения жителей древнерусского государства. ПриходСоборной це

Выбор православия, как утверждает большинство историков, также далеко не случаен. Православная Византия имела с Киевской Русью более тесные культурные и торговые связи, чем западно-европейские государства. Кроме того, амбициозному князю Владимиру очень импонировал тот факт, что византийская модель христианства предполагает подчинение церкви государству, чего не мог предложить Рим. Нельзя не упомянуть и то, что Византия была очень заинтересована в передаче своей религии обширным русским землям. Таким образом, она значительно расширила свое влияние на международной политической арене того времени. Принятие христианства византийской модели на Руси предполагало совершение богослужений на родном для населения языке, что, по версии некоторых историков, имело первоочередное значение для выбора Владимиром православия. Другие источники утверждают, что все причины принятия христианства на Руси, вместе взятые, тускнеют перед главной его женитьбой на сестре императора Византии, который просто не мог выдать замуж свою близкую родственницу за язычника.

Источники: www.syl.ru

Это интересно

Световые картины

Световые картины – это уникальное в своём роде представление, которое находится на пересечении искусства и светового шоу. ...

Изготовление бирок для товаров

Текстильные этикетки для одежды можно классифицировать по используемому материалу. Бирки могут быть изготовлены на сатине, на ...

Элитные квартиры в Петербурге – комфорт и безопасность

Элитная жилая недвижимость Санкт-Петербурга характеризуется несколькими параметрами, а точнее факторами. Например, первый фактор – это высокие ...

Народное лечение простатита

На Руси проблем с простатитом практически не было, что нельзя сказать про наше время. Что же случилось? Казалось ...

  • Церковь и государство в средние века

    Один человек по имени Билба, охотясь на песчаных крыс, вырыл нору так глубоко, что попал в подземный мир. Там он увидел отвратительных чудовищ, у них на...

  • Линейный двигатель внутреннего сгорания

    Древний Иерихон завоевал право считаться одним из первых городов Земли. По библейским описаниям известно, что этот неприступный город находился недалеко от...

objective-news.ru

Искусство древних христиан I – III веков

Христианство – своим направлением, своими небесными истинами, своим великими событиями – с момента своего появления должно было оказать благодатное влияние на все искусства. Божественная личность Господа Иисуса, озарившего Своим пришествием весь мир, учение веры с ее символикою, разнообразие Священной Истории, как Ветхого, так и Нового Завета, создали благодатный запас художественных идей, много превышающий языческие образы.

Евангелие святого Иоанна Богослова можно назвать евангелием для живописцев, ибо в нем представлены прекрасные, действительно, живописные образы доброго Пастыря, виноградника Господня, Тайной вечери, страданий, смерти и Воскресения Господа. Много подобного мы находим и у Святого евангелиста Луки. Церковное предание говорит о том, что евангелист Лука был мастером живописного дела и написал несколько образов Пресвятой Богородицы.( Церковное предание указывает на существование иконы Спасителя еще при Его жизни. Об этом повествует прп. Иоанн Дамаскин (Точное изложение Православной Веры, гл. 16)

Уже с самых первых времен появления христианства порой раздавался голос, укоряющий в том, что христианство уничтожает или стесняет искусства. Это высказывали Цельс, Лукиан, Юлиан, Ливаний и др. Однако Церковь никогда не допускала никакого пренебрежения или стеснения человеческого искусства. Подобные обвинения, главным образом, должны относиться к еретикам первых веков. Секты назореев, евионитов, монтанистов считали искусство живописи и скульптуры изобретением лукавого с целью ослеплять и увлекать людей.

Христова Церковь с самого начала своего бытия была покровительницей и защитительницей искусств. Если в первое время Церковь достаточно осторожно относилась к различным священным изображениям – то происходило это, в основном, от предосторожности, весьма уместной по отношению к новообращенным из язычества: чтобы творение не затмило Творца, святое не обесчестили прикосновением нечистых рук, и образ не приняли за одно с Образуемым. Но это столь же мало свидетельствует о нерасположении христианства к искусству, как и случай изложенный в Деяниях Апостольских (16, 23), когда в Эфесе все серебряники поднялись против Павла и проповедуемого им учения, потому что для них стало очевидным, что с падением культа поклонения Диане, они потерпят большой финансовый убыток. Несправедливо было бы вменить в вину Христианской Церкви и случаи, когда, по достижении торжества христианства и окончательном падении язычества, некоторые ревнители разрушали или позволяли разрушать храмы и произведения языческого искусства. Как правило, происходило это по воле императоров, стремившихся как можно скорее покончить с языческим прошлым - но никак не являло собою голос и волю Церкви.

В первое время своего существования Христианская Церковь мало занималась художествами. Причина здесь, прежде всего, кроется в особом, гонимом положении Церкви. Как могли развиваться художества, когда Церковь подвергалась жестокому преследованию, и малейший видимый знак мог выдать христианина и целую общину в руки врагов? (В Истории Церкви Евсевия епископа Кесарийского мы находим, например, следующую фразу: «Я видел множество портретов Спасителя, Петра и Павла, которые таким образом сохранились до нашего времени». Перед этим Евсевий подробно останавливается на описании статуи Спасителя, виденной им в городе Панеаде (Кесарии Филиповой в Палестине), воздвигнутой кровоточивой женой, исцеленной Спасителем)

Неблагоприятные обстоятельства, сопровождавшие появление Христианской Церкви, в первое время не позволяли думать даже о весьма скромных памятниках зодчества. В век апостольский и много времени спустя дома верующих служили местами христианских богослужебных собраний. Часто для этой цели отводили самую лучшую, в богатых домах – верхнюю комнату (горницу) (Деян. 1, 13; 20, 8). С наступлением гонений местами молитвенных собраний стали пещеры, подземные катакомбы и даже темницы.

Наиболее полную картину древних христианских общественных собраний (храмов) представляют собой подземные катакомбы – кладбища (Iocus religiosus). Большей известностью из сохранившихся до нашего времени пользуются Римские катакомбы (общая протяженность составляет более 700 км.). Известны катакомбы в Палестине, Африке, Центральной Азии, Кипре, Сирии. В Риме известно 42 катакомбы; из них: 26 больших, 11 малых, 5 возникших после торжества христианства.

В целом, искусство первохристианское есть, прежде всего, искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, как правило, соответствует священным текстам: ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.

ПЕРИОД I-III ВВ

Христианское искусство зарождалось в определенное время на определенном фоне, который не мог не влиять на христианских живописцев. Христиане не копировали, не следовали прямо, но определенные черты раннего искусства родились именно вследствие общения с языческими образцами.

Предание – Нерукотворный Образ. Спас на чрепице (на черепице). В 10 в Образ был перенесен в Константинополь. Это предание сохранилось с 3 в. В 6 в это уже авторитетное повествование (доиконо-борческий период).

Плат Вероники. Вероника – кровоточивая жена, края подала Христу, идущему на крестную смерть, плат. На плате изобразился образ в терновом венце.

Есть мнение (еп.Василий Родзянко), что Нерукотворный Образ – Туринская Плащаница. Есть пре-дание о древних изображениях Христа (рукотворных) – скульптура Христа в г.Панеане, М.А., изобра-жение Христа и преклонившейся Вероники, о ней пишет в 4 в Евсевий Кесарийский - “язычникам было свойственно так благодарить благодетелей”. Евсевий признает факты чудотворения – народ рвал траву вокруг статуи и исцелялся. Были иконы Христа 4, 5 в, но они не сохранились..

Предания об иконах Пресвятой Богородицы. Повествование есть о написании только одной ико-ны. В Русской Церкви предание говорит о 3, 10, на западе – 21 иконах, написанных ев.Лукой. Уже в 6 в об этой иконе есть свидетельства. Сейчас мы не можем показать эту икону. Владимирская икона по кра-сочному слою – 12 в. возможно, это список с иконы ев.Луки, м.б.она написана на той же доске.

Предание о нерукотворной иконе Б.М. - [Лиддской] (Римской). О ней свидетельствует св.Германа Конст., 8 в.

Собственно древнейшее церковное искусство не сохранилось. Это было вызвано гонением на Церковь, многое было утрачено или вообще изображений в храмах не делалось.

Эльвирский собор 302-304 гг, правило 34 - “да не будет в церквах живописных изображений”. Имеется в виду живопись на стенах. Храм м.б.разрушен при гонении. Чтобы не подвергнуть поруганию святыни, собор постановил не делать изображений на стенах. В периоды мекжду гонениями строились отдельные храмы, руины дошли до нас.

Искусство скульптуры, бывшее в употреблении в античности, теперь перестает быть актуальным. В этот период создается очень мало скульптур. Например, скульптура Христа в Панаде – 1-3 вв, но в целом отношение к скульптуре неготивное, количество их у ранних христиан незначительное.

Римские катакомбы представляют собой совершенно поразительные коридоры подземные, достигающие пяти этажей вглубь. Протяжённость их чрезвычайна велика: если римские катакомбы вытянуть в линию, то их протяжённость будет около 1000 километров. Кроме Рима катакомбы существуют в Неаполе, в Египте, в Палестине, но именно в римских катакомбах избежало уничтожения и сохранилось наибольшее количество первохристианских памятников. Римские катакомбы сохранили рисунки на своих стенах, свидетельствующие, что библейский символизм находил выражение в живописном и графическом исполнении. Рыба, якорь, кораблик, птицы с оливковыми ветвями в клюве, виноградная лоза, монограмма Христа и т.д. - эти знаки несли в себе основные понятия христианства. Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы. Постепенно христианская культура осваивала язык античной культуры, по мере разложения последней христианские апологеты все меньше опасались ассимиляции христианства античным миром. Язык античной философии хорошо подошел для изложения догматов христианской веры, для богословия. Язык позднеантичного искусства на первых порах оказался приемлемым для христианского изобразительного искусства.

Все изображения (живопись) катакомб обычно разделяют на: 1) символическую (якорь, голубь, феникс, павлин, агнец), 2) аллегорическую («Притча о 10 девах», «Добрый Пастырь»), 3) историческую («Ноев ковчег», «Даниил во рве львином», «Поклонение волхвов»), 4) литургическую (плавающие рыбы, на спинах которых находятся корзины с хлебами), 5) изображения Христа (условное изображение в виде юноши) и Богородицы.( Образ Богоматери достаточно устойчив с самых первых времен христианства. Богородица часто изображалась с Младенцем на руках в образе смиренной и кроткой женщины. Древнейшим фресковым образцом изображающим Богоматерь является роспись в катакомбах Прискиллы (I-II вв.), фреска в катакомбах Маркеллина и Петра (начало III в.), фреска в катакомбах Агнии (IV-V вв.). Отличительная черта всех этих изображений состоит в том, что они находятся, в большей или меньшей степени, под влиянием античной школы и, потому, являются свободными произведениями художественного творчества – отсюда их яркая индивидуальность) Большинство изображений катакомб носит символический характер. При выборе символических изображений, христиане опирались отчасти на творения свт. Климента Александрийского, который первым из отцов указал на удобство египетских иероглифов для изображения христианских образов (голубь, рыба, корабль, лира, якорь, птица). Но самым древним символом доныне остается крест. В катакомбах он часто скрывался под видом буквы «Х» или еврейской буквы «Т». Только в памятниках искусства, начиная со времени Феодосия Великого (379-395 гг.), появляется прямое изображение знамения креста.

Искусство катакомб прежде всего искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, в большинстве соответствует священным текстам, ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.

Первые христиане употребляли прежде всего библейские символы, как агнец, Ноев ковчег и т.д. но когда в Церковь стали входить язычники, эти символы оказались им чуждыми и часто малопонятными. Тогда, чтобы приблизить их к постижению истины, Церковь приняла некоторые языческие символы, способные передать её учение. Но, принимая эти символы, Церковь очищала их от языческого содержания, восстанавливая их первоначальный глубокий смысл, который к этому времени был в значительной степени утерян, и использовала их для выражения совершившегося дела спасения.

Наряду с редкими непосредственными изображениями Христа мы находим множество изображений и символических, как написанных красками в катакомбах, так и барельефных на саркофагах. Из тех, которые прибегают к человеческому образу, на первом месте стоит изображение Доброго Пастыря, которое появляется уже в первом веке. Например, на саркофагах знатных людей появляется сюжет "Добрый Пастырь" - это аллегорическое изображение Христа является знаком принадлежности этих людей к новой вере. Образ тесно связан с символом агнца и основан на библейских текстах. Так пророки Иезекииль (гл.34) и Давид (пс.22) представляют Израиль как стадо овец, Пастырем которого является Бог. И Христос применяет этот образ к Самому Себе: "Я есмь пастырь добрый; " (Ин. 10.14) или "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. " (Мф. 15.24). восприняв этот иконографический тип, христианство вложило в него определённое догматическое содержание: Добрый Пастырь - воплощённый Бог - несёт на Себе заблудшую овцу - падшую человеческую природу и сочетает её со Своей Божественной славой. Здесь поясняется действие Христа, а не показывается Его исторический облик. Облик этот ни в коем случае нельзя смешивать с образом Христа Отрока - Эммануила.

Из античной мифологии взят другой, сравнительно редкий символический образ Христа в виде Орфея, игрой на лире чарующего диких зверей. Символ этот часто встречается в писаниях древних авторов, начиная с Климента Александрийского: как Орфей укрощал своей лирой диких зверей, очаровывал горы и деревья, так Христос привлекает людей через Своё Божественное слово и покоряет стихии.

Даже сюжеты, которые могут с первого взгляда показаться декоративными, имеют скрытый смысл, как, например, виноградная лоза, очень часто встречающаяся в первохристианских росписях. Это образная форма, соответствующая словам Спасителя : " Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. " (Ин.15. 4-5). И слова эти, и соответствующее им изображение имеют двойной смысл. Изображение лозы и её ветвей указывает на Христа и Его Церковь: "Я есмь лоза, а вы ветви".но чаще всего встречается изображение лозы с гроздьями винограда: или сбор винограда, или птицы, клюющие гроздья. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви - Евхаристию. "Виноград даёт вино, как Слово дало Свою кровь", - пишет Климент Александрийский. Люди или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми.

Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба (у примитивных народов рыба символ плодовитости, у римлян начала эры она превратилась в эротический символ). Принятию христианами этого символа способствовало то, что рыба играет большую роль в евангельском повествовании. Сам Спаситель неоднократно пользовался образом рыбы и рыбной ловли. Обращаясь к рыбакам, Он, естественно, употреблял образы им близкие и понятные, и, призывая их к апостольскому служению называл их "ловцами человеков" (Мф. 4.19; Мк. 1.17). Но широкое распространение этого символа в христианстве имело и другое основание, а именно: значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба - Ichthus (Ichthus - "рыба" греч., Iesous Christos Theou Uios Soter - Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель). Образ этот встречается повсюду: и в стенных росписях, и на саркофагах, и в надгробных надписях, и на отдельных предметах. Маленьких рыбок из металла, стекла, перламутра или камня христиане носили на шее, как мы носим нательный крестик, с надписью "спаси" или "да спасёшь". Итак первое и основное значение рыбы - это Сам Христос. Некоторые древние авторы называют Его "небесной рыбой". Чтобы показать, что церковь основывается на Христе, изображают корабль, покоящийся на спине рыбы. Христос посреди христиан изображался в виде большой рыбы, окружённой маленькими. Более того в изображениях и письменных источниках, употребляющих символ, рыбы, подчёркивается евхаристическое значение этого символа. Когда изображается таинство Евхаристии, в виде трапезы, совершения самого таинства или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображалась рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывала на значение хлеба и вина.

Другим распространённым символическим изображением Спасителя был Его ветхозаветный прообраз - агнец, изображение которого появляется в христианском искусстве с I века. Этот символ распространялся как и рыбы распространялся прежде всего на Самого Христа, на христиан вообще, и в первую очередь на Апостолов. Агнцы, пьющие воду из горных источников, указывают на утоление жажды душ человеческих живой водой евангельского учения. Если агнца было два, то это указывало на Церковь из израильтян и Церковь из язычников.

Изображения Богоматери в катакомбах почти так же многочисленны, как изображения Спасителя. Но в то время, как Христос часто изображается символически, Богоматерь всегда изображается прямо и непосредственно. Наиболее древнее дошедшее до нас Её изображение относится ко II в. Часто изображается Она и одна в виде Оранты, то есть с воздетыми в молитве руками. Такое изображение подчёркивает Её роль Предстательницы пред Богом за Церковь и за мир, и в таком именно виде и изображается Она на многочисленных найденных в катакомбах донышках богослужебных сосудов. Иногда рядом с Ней изображаются Апостолы Петр и Павел, иногда Её мать, святая Анна. Роль Её особенно подчёркивается в сцене поклонения волхвов. В римских катакомбах до сих пор открыто не менее 12 изображений поклонения волхвов, восходящих ко II- IV векам. Богоматерь всегда сидит, держа Младенца на коленях и вместе с Ним принимая поклонение, что особенно подчёркивает Её достоинство Матери Божией. Этими изображениями христиане подчеркивали место в Церкви христиан из язычников и законность их служения наряду с христианами из народа израильского.

Наряду с изображениями, прямыми или символическими, Спасителя и Божией Матери, мы видим в катакомбах и изображения Апостолов, пророков, мучеников, а также образы Ангелов, т.е. всё разнообразие христианской иконографии.

В искусстве катакомб мы находим основной принцип церковного искусства. В катакомбах уже с первых веков появляется новый стиль искусства, свойственный христианству. Искусство это передаёт учение Церкви и соответствует священным текстам. В соответствии с этим и цель его в том чтобы на проблематику повседневной жизни дать евангельский ответ. Нигде в катакомбах мы не встречаем изображений бытового или психологического характера, в катакомбах до сих пор не найдено ни одной сцены мучений. Ещё одна черта, характерная для христианского искусства: образ сводится к минимуму деталей при максимуме выразительности. Этот лаконизм, эта скупость в средствах выражения также соответствует лаконичному и сдержанному повествованию Евангелия. Символика этого времени представляет собой стройную систему, проникнутую благовестием о тайне спасения.

Похожие статьи:

poznayka.org

«Русское слово»

Книга для учителя

Основы религиозных культур

к размещению на сайте

В. И. Пискарев, И. В. Сафронова

Основы духовно-нравственной

культуры народов России

Основы религиозных культур народов России

4 класс

Книга для учителя

Москва

«Русское слово»

2012

С 2012 г. в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации был введен новый предмет — ≪Основы религиозных культур и светской этики≫ (ОРКСЭ). Он представляет собой комплексный учебный курс светского характера, цель которого состоит в формировании у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В Федеральный перечень учебников курса ОРКСЭ вошел учебник А. Н. Сахарова, К. А. Кочегарова ≪Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России≫1. Настоящее пособие является методическим сопровождением к данному учебнику.

Содержание данного пособия соотнесено с составом дидактических единиц разделов (тем) учебника. Основным структурным элементом пособия выступает тема. В каждой из них представлены цели и задачи изучения материала, типы уроков, религиоведческий тезаурус (понятия и термины), проверочные задания, содержательные связи с предметом ≪Окружающий мир≫, список дополнительной литературы. Кроме того, изложен план изучения нового материала и рекомендации по работе с каждым пунктом данного плана. Соотнесение тем и затрачиваемых на их изучение учебных часов в соответствии с базисными учебными планами Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г. и новым ФГОС 2010 г. произведено в программе, которая является составной частью УМК ≪Основы религиозных культур народов России≫ для 4 класса.

__________________________________

1 ^ Основы духовно-нравственной куль-

туры народов России: основы религиозных культур народов России:

учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское

слово, 2011.

4

Авторы стремились к тому, чтобы учитель располагал необходимым и достаточным материалом для организации продуктивной учебной деятельности на каждом занятии; ясно представлял себе своеобразие и общность духовно-нравственных ценностей традиционных религий России, видел пути духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в процессе изучения комплексного учебного курса.

Как правило, содержание методического пособия формировалось посредством обращения авторов прежде всего к текстам священных книг христианства, ислама, иудаизма и буддизма в целях формирования идентичных представлений об основах того или иного вероучения, его традициях и ценностях, а также к статьям учёных-религиоведов XIX—XX вв., в т.ч. из энциклопедических изданий.

Материалы методического пособия учитель может непосредственно использовать в своем рассказе во время урока; при организации самостоятельной работы учащихся; при под-

готовке ими индивидуальных сообщений. Обращение к ним поможет учителю пополнить, расширить и обновить свои знания по истории, ценностно-смысловым основам традиционных

российских религий, являющихся частью общероссийского историко-культурного наследия.

^

Цель изучения темы: познакомить учащихся с содержанием курса ≪Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России≫, сформировать у них первоначальные представления о происхождении религии и ее роли в истории человечества.

^ : ад, Бог, душа, духи, монотеизм, религия, язычество.

Изучение нового материала

^ Межпредметные связи
1. Почему возникли религиозные верования? ≪Окружающий мир≫

Человек — часть природы.

Зависимость жизни человека от природы

2. От многобожия — к вере в единого Бога ≪^

Внутренний мир человека

3. Чем помогли религии человеку? ≪Окружающий мир≫

Человек — носитель и создатель культуры. Вклад в культуру традиций

и религий разных народов

^

При ответе на этот вопрос учитель обращается к начальной истории религий, к эпохе зарождения религиозных верований, опираясь на представления, которые должны были быть сформированы у учащихся при изучении учебного предмета ≪Окружающий мир≫ о роли природы в жизни человека, о возможности и методах человеческого познания. Он отмечает, что, согласно данным современной науки, религия возникла несколько десятков тысяч лет назад на относительно высокой ступени развития общества древних людей. Тогда зародились культ — религиозное почитание — животных, охотничье колдовство, свидетельством чего являются памятники искусства того времени. Первобытные охотники верили, что с помощью специальных обрядов можно вернуться с промысла с богатой добычей, защитить себя от страшных клыков и когтей хищников. Нужно только умилостивить высшие, сверхъестественные существа — духов. Тогда же получил распространение обычай хоронить умерших сородичей с орудиями труда и украшениями. Это означало появление представлений о посмертном существовании — о мире мертвых и душе, которая продолжает жить после смерти тела.

Таким образом, произошло удвоение мира на реально существующий мир и мир потусторонний, сверхъестественный. Первый — неживая (солнце и луна, дождь и ветер, гром и молния и др.) и живая природа (животные, растения). Второй — невидимые и всесильные духи (затем — боги), которые являются двойниками вещей и явлений живой и неживой природы и действуют в ней; невидимая и бестелесная душа; таинственный и непостижимый загробный мир (царство мертвых). Удвоение мира, представление о существовании высших сил, управляющих сообразно своей воле окружающим миром, человеком — атрибут религиозных верований, ставших впоследствии главным элементом религии.

Понятие ≪религия≫ трактуется так: ≪Религия — вера в существование сверхъестественных сил — Бога или богов, духов, ангелов и т. д., возникшая в глубокой древности вследствие бессилия первобытного человека перед силами природы, а его разума перед постижением ее процессов≫1.

≪Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного≫2.

Светская наука считает, что духов (затем — богов) человек создавал сам, наделяя их в своем воображении сознанием, волей и другими человеческими свойствами. Зачем? Человек, зависимый от природы, не могущий противостоять природным стихиям, был вынужден, чтобы

___________________________________________________

1 Богомолов А.И. Религии мира: новейший словарь. Ростов н/Д, 2005. С. 467.

2 Новый энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1018.

выжить, приспосабливаться к ним, пытаясь каким-то образом воздействовать на то, что он не мог постичь. Такова была важнейшая практическая потребность, породившая религиозные верования.

Таким образом, обобщает учитель, религиозные представления, верования — продукт человеческого ума, который пытался мыслью проникнуть в окружающий мир, в свой собственный внутренний мир, найти способы умиротворить грозные природные силы в интересах выживания человеческого рода. Свои желания человек адресовал могущественным духам (затем — богам), повелевающим, как он полагал, миром или частью его.

^

Учитель отмечает, что религиозные верования не оставались неизменными. Они развивались вместе с совершенствованием их создателя — человека, изменением его занятий, образа жизни, познавательных возможностей, потребностей. Могучие древние духи превращались во все более могущественных богов. Боги, представленные в язычестве, как и духи, наделялись человеческими качествами, не только добродетелями, но и пороками. Их также необходимо было умилостивить, принося им жертвы, в том числе кровавые.

Боги были также ≪воплощенными, осуществленными желаниями человека≫ (^ ). Но совершенствующийся, развивающийся человек желал все большего и лучшего. Многочисленные, зачастую враждующие друг с другом, капризные, своенравные боги из языческого пантеона не могли быть для него идеалом. А такой идеал человеку, мечтавшему о правильной, справедливой жизни, был необходим. Ответом на эту потребность стала идея единого Бога.

Единый Бог, согласно представлениям людей, был не просто одним-единственным. Он был воплощением добродетелей — мудрости, справедливости, любви, милосердия, заботы. Он был всевидящим и всезнающим, сострадающим и прощающим, нетерпимым ко злу и способным отпустить грехи покаявшемуся, которому затем лишь оставалось следовать лучшему.

Единый Бог не только демонстрировал образцы достойного поведения, но задавал нравственные требования, сформулированные в заповедях, автором которых был сам человек. Так от лица единого Бога создавался мир новых духовно-нравственных ценностей, которые должны были стать ценностями, качествами самого человека. Человек добровольно становился на путь самосовершенствования, пытаясь заслужить милость Бога и спасти свою душу.

Таким образом, обобщает учитель, религиозные представления, верования прошли длительный путь развития, высшей точкой которого стали монотеистические религии (иудаизм, христианство и ислам). Они отражали нравственное, интеллектуальное развитие человека.

^

Третий вопрос — это вопрос о роли религии в развитии общества, в развитии человека. Мы стремились показать, говорит учитель, что религиозные верования возникли на определенном этапе развития общества, самого человека и менялись вместе с тем, благодаря кому они стали явлением истории. Но фактом является и обратное влияние религий на общество, на человека.

На протяжении столетий из религиозных источников черпали свой материал (идеи, сюжеты, образы) литература, искусство, философия, право. Религиозные учебные заведения были основными и практически единственными центрами грамотности, просвещения. Религиозные ценности составляли ядро духовно-нравственных ценностей, в некоторой степени сохраняя это свое значение до настоящего времени. Без религии не обходилось формирование мировых держав, она сплачивала и сплачивает до сих пор людей одной веры.

Завершить рассмотрение третьего вопроса можно обобщающим и ярким афоризмом выдающегося русского историка В.О. Ключевского: ≪Религия и история — все нравственное и умственное достояние народа≫.

Основной вывод. Религии — важная часть истории человечества. Облик современного мира людей сложился в том числе и под влиянием религии.

^

Ад (греч. hades — подземное царство; лат. locus infernus — нижнее место) — подземное царство мертвых, преисподняя. В первобытных религиях — место пребывания душ умерших, которые ведут там такое же существование, как и при жизни. В дальнейшем ад изображается как мрачное место, место мучений, наказания грешных душ.

Бог — в религиозных представлениях и учениях сверхъестественное существо (одно из существ), сотворившее мир и управляющее им. Выделяют монотеизм (вера в существование единого всемогущего Бога, которому принадлежит абсолютная власть над всем миром: в иудаизме — Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — Святая Троица) и политеизм (вера в существование множества богов, каждый из которых властвует над определенной частью мира).

Душа — духовно-мифологическое представление о наличии в человеческом организме самостоятельной духовной субстанции, части. В отличие от смертного тела душа, как правило, наделяется свойством бессмертия. Душа — совокупность психических характеристик личности.

Духи — фантастические, сверхъестественные самостоятельные существа, которые, по религиозным представлениям, способны влиять на природу, общество и человека. Духи всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами. До того как воображение первобытного (древнего) человека населило сверхъестественный мир духами, оно наделяло сверхъестественными свойствами сами вещи и явления, двойниками которых стали эти духи.

Монотеизм (греч. monos — один, единственный и theos — бог) — религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане.

Рай — согласно иудаистскому, христианскому, исламскому, буддийскому вероучениям, обитель душ праведников, место их вечного блаженства. Истоки представления о рае восходят к первобытным верованиям о загробном существовании души. Как правило, райское блаженство противопоставляется мучениям душ грешников в аду.

Религия — поклонение высшим силам и вера в них; единство мировоззрения, соответствующего поведения и специфического действия (культа). В основе религии лежит вера в реальное существование сверхъестественных, надприродных сил, одного или нескольких богов. Религия — часть духовной культуры.

Язычество — политеистические религии (верования, обряды, культы, составляющие ранние формы религии), многобожие. Язычество послужило «строительным материалом» для всех позднейших религий, в том числе иудаизма, буддизма, христианства, ислама. Элементы язычества встречаются в культуре многих народов, исповедующих монотеистические религии, и тем самым составляют часть их духовного наследия.

Литература

Богомолов А.И. Религии мира: новейший словарь. Ростов н/Д, 2005.

Всеобщая история религий мира. М., 2008.

Мифологический словарь/гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991.

Новый энциклопедический словарь. М., 2006.

Примерная программа по окружающему миру//Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. 4-е изд., перераб. М., 2010.

Словарь общественных наук. Ростов н/Д, 2006.

Энциклопедический словарь юного историка (Всеобщая история). 2-е изд., доп. М., 1999 (≪Мифология≫, ≪Культура≫, ≪Религия≫, ≪Первобытное общество≫).

^

Древние предания христиан

Цель изучения темы: рассказать учащимся о познавательном значении и нравственном смысле древних преданий христиан.

^ Ветхий Завет, завет, грех, свобода выбора, Десять заповедей, Мессия, христианство.

Изучение нового материала

^ Межпредметные связи
1. Библейские предания о сотворении мира и человека ≪^ ≫

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Планеты и

звезды. Солнце — звезда. Земля — планета. Смена дня и ночи. Вода. Растения, их разнообразие. Животные,

их разнообразие

2. Библейские предания о Всемирном потопе и Вавилонской башне ≪^ ≫

Вода

3. Десять заповедей ≪Окружающий мир≫

Человек — носитель и создатель культуры. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа

жизнеспособности общества.

Вклад в культуру традиций и религий разных народов

^

Логически правильно будет начать урок с краткого объяснения смысла слова ≪предание≫. В словарях, религиоведческой литературе оно используется в одном ряду с такими словами, как ≪рассказ≫, ≪сказание≫, ≪повествование≫, ≪миф≫. Учитель останавливается на одном из синонимов, учитывая его доступность для учеников данного класса. Универсальное значение может иметь образное толкование из словаря В.И. Даля: ≪Предание — голос древности≫.

О чем говорит этот голос? Если обратиться к словесному эквиваленту ≪миф≫ (от греч. mythos — предание, сказание, миф), то под этим термином понимается повествование о богах, духах, обожествленных героях и первых предках человека. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические) и человека (антропогонические), о происхождении Солнца (солярные), Луны (лунарные), звезд (астральные), мифы о животных, календарные мифы. В далеком прошлом именно таким был основной способ познания мира.

Ветхий Завет, являющийся для христиан священной книгой, наряду с Новым Заветом, начинается с двух преданий-мифов — о сотворении мира и о сотворении человека. Сегодня мало кто воспринимает эти рассказы буквально, но в свое время мало кто сомневался в их достоверности.

Первые две страницы Ветхого Завета (книга Бытие) содержат описание происходившего в процессе творения, продолжительность, последовательность деяний и сами действия Творца по созданию мира и человека. Мир, по сути, создается из пустоты за шесть дней, человек (Адам) — на шестой день творения ≪из праха земного≫ (глины) и ≪дыхания жизни≫, из ребра Адама создается Ева — ≪помощник, подобный ему≫. Наука опирается на совершенно иные представления о происхождении Земли, возникновении жизни, о появлении на ней человека. Суть этих представлений в том, что окружающий нас мир и жизнь возникли естественным путем на основе общих законов природы.

Может возникнуть вопрос: ≪Если ветхозаветные предания о происхождении мира и человека мифологичны, не имеют ничего общего с тем, что было на самом деле, то зачем же рассказывать о них?≫ Разве не интересно знать, говорит учитель, что предшествовало научной картине мира, как люди, жившие задолго до нас, представляли себе происхождение земли и неба, света и тьмы, самих себя? Ответ на эти вопросы не могли подсказать ни наблюдения, ни опыт. Эксперимент здесь вообще был невозможен. Не было еще развитой науки. Но человек проявлял любознательность, пытливость, воображение, стремление размышлять и делать выводы. Эти качества, необходимые для познания окружающего мира, нужны и сегодня. У нас есть возможность продолжать эстафету познания при помощи уже современной науки. Нужно быть благодарным тем, кто стоял в начале пути.

Что еще могут рассказать ветхозаветные предания о происхождении мира и человека? Они говорят нам, отмечает учитель, о важнейшей особенности монотеистической религии, согласно которой единый Бог — творец и властелин всего сущего, окружающего мира, видимого и невидимого, и человека. Вот как раскрывают религиозный смысл этих преданий современные ученые: ≪Все, что существует, происходит от единого Бога, человек — вершина творения, супружеская пара — первое звено человеческого общества, Бог — источник добра и блага≫1.

Может быть, важнее всего заключенный в этих преданиях нравственный смысл. Единый Бог, как мы говорили на первом уроке, представляется воплощением всех добродетелей. Это значит, что у человека есть возможность стать самому носителем этих добродетелей, значит, ему открыт путь к обретению лучших качеств. Здесь учитель может спросить учеников, какие человеческие качества они считают наиболее важными.

Своего рода продолжением ветхозаветного рассказа о сотворении человека является предание о грехопадении Адама и Евы — прародителей человечества, которое христиане всегда считали действительным историческим фактом. Все те, кто нарушил заповеди Бога — дьявол, принявший облик змея, Адам и Ева, — за преступление получили наказание; прародители были изгнаны из рая2 и стали смертными.

Но это была только внешняя сторона ветхозаветной истории. Утратила многие достоинства природа Адама и Евы. Христиане полагают, что первородный грех по наследству перешел на потомков Адамы и Евы3.

Таким образом, подчеркивает учитель, христианство истолковывает вкушение первыми людьми, поддавшимися искушению змея, запретного плода как грехопадение, первородный грех. Бог по традиции изображен строгим и справедливым судьей. Мир становится пространством борьбы добра и зла. Между ними и должен выбирать человек, пользуясь знанием

_____________________________________

1 Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам/под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; пер. с франц. Е.А. Терюковой; под ред. М.М. Шахнович, Т. В. Чумаковой. СПб., 2008. С. 173.

2 Бог, согласно религиозной традиции, ≪проклял змея и навеки осудил его ползать на чреве своем, глотать прах земной и враждовать со всем родом человеческим; он проклял землю, назначив ей производить тернии и чертополох; он проклял женщину, осудив ее рожать детей в муках и быть у мужа в подчинении; он проклял мужчину и обрек его в поте лица своего добывать хлеб насущный, для того чтобы в конце концов возвратиться в прах, из которого он был создан≫ (Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете / пер. с англ. 2-е изд., испр. М., 1989. С. 31).

3 Первородный грех исказил ≪истинную природу человека, созданного вначале невинным и безгрешным, его ≪богоподобие≫. Спасение от последствий грехопадения человека видят в акте крещения≫ (см.: Мифологический словарь. М., 1991. С. 161—162).

того, что есть добро и что есть зло, дарованной ему свободой выбора, которая оказывается тяжким бременем. И это, наверное, главный нравственный урок, заключенный в ветхозаветной истории о первородном грехе.

Учитель говорит и о познавательном значении данного сюжета. За историей о грехопадении стоит попытка объяснить смертную природу человека, показать, откуда появилась смерть на земле.

^

При рассмотрении второго вопроса учителю необходимо выделить главное, особенно имея в виду, что предания о Всемирном потопе и Вавилонской башне довольно пространны. Несмотря на то что предания о сотворении мира и человека, о первородном грехе рассказывают о других ветхозаветных событиях, у них один нравственный подтекст — человеческая греховность, гордыня, свобода выбора и ответственность за него1.

Размножившиеся многочисленные потомки Адама восприняли первородный грех, проявляя склонность и к добру, и ко злу, причем зло стало преобладать. ≪И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время, и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их≫2. Попытки Бога вразумить грешников, предававшихся пороку, через благочестивого Ноя успеха не имели. Не было ни покаяния, ни отступления от зла. Тогда Бог решил уничтожить все им созданное, наслав Всемирный потоп на землю.

_________________

1 В книге Бытие, с одной стороны, утверждается, что человеческое сердце склонно к греху (Быт. 6:5), с другой — что преодоление греховной натуры под силу человеку (Быт. 4:7).

2 Быт. 6:5–7.

В этом сюжете Бог изображен, отмечает учитель, как строгий и справедливый судья, являющий свое милосердие. Это уже измененное представление о нем. Согласно Ветхому Завету, Бог намеревался истребить не саму жизнь, а зло, сопутствующее ей в делах людей. По преданию, он избрал из людей Ноя — человека ≪праведного и непорочного в роде своем≫ для возобновления праведной жизни — и предупредил его о скором потопе. После потопа Бог заключил с Ноем вечный завет, пообещав, что ≪не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли≫1. Знамением этого завета была определена радуга, появляющаяся на небе после дождя в знак того, что это не дождь потопа, а дождь благословения.

Ученикам может быть интересна информация о том, что легенда о Всемирном потопе встречается у очень многих народов. Все мифы поразительно схожи как между собой, так и с ветхозаветным преданием. Все они рассказывают о том, что некогда был потоп на земле, который уничтожил почти весь человеческий род, что средством спасения был ковчег, что от смерти была спасена только одна человеческая семья.

Так, может быть, Всемирный потоп — не миф или легенда, а реальность, запечатленная в мифах и легендах? Исследовав все предания о Всемирном потопе, современные ученые, говорит учитель, пришли к выводу о том, что оно отражает очень важное событие в жизни людей. Вероятнее всего, это была природная катастрофа, которая, не будучи всемирной, тем не менее имела огромные последствия. Возможно, погибла одна развитая цивилизация с богатой культурой, но потопу были приданы вселенские масштабы. В древности люди воспринимали свою страну, свою цивилизацию как центр Земли, и все, что происходило с ними, происходило как будто на всей Земле. Поэтому потоп предстал как всемирное явление, имеющее не только нравственный смысл.

_____________________

1 Быт. 9:11.

Историю потопа можно рассматривать как предупреждение о возможных природных катастрофах, вызванных неправильным поведением людей и могущих погубить все живое вокруг. То было образное обращение к поколениям: берегите Землю, которая заключает для вас в себе весь мир.

Самое поучительное сказание о человеческой гордыне, продолжает учитель, заключено в предании древних христиан о Вавилонской башне. Судя по ветхозаветному тексту, однажды люди вознамерились построить в Вавилоне (первоначальный смысл этого названия ≪Врата Бога≫) башню высотою до небес. Богу высокомерные планы строителей не понравились, и он нарушил планы людей. Участники невиданного и дерзкогостроительства перестали понимать друг друга (результат смешения языков1), воздвигавшие башню были рассеяны по всей земле, а строительство прекратилось.

Сказание о Вавилонском столпотворении, его последствиях (смешение языков и рассеяние людей по всей земле), отмечает учитель, сохранилось и в преданиях других народов. Все они объясняют вмешательством Бога первопричину языковой и территориальной разобщенности людей.

Многие ученые считают, что в предании о Вавилонской башне нашло отражение строительство в Вавилонии гигантских культовых зданий —

_________________________________

1 ≪По библейскому воззрению, сначала все люди говорили одним и тем же языком. Это было великое благо, так как делало беспрепятственными взаимные сношения между ними; но они злоупотребили этим благом, и в наказание Бог смешал их языки, так что они перестали понимать друг друга и из их разных говоров образовались впоследствии разнородные языки. Разноязычие, по библейскому воззрению, есть, следовательно, наказание Божие, наложенное на людей с целью затруднить сношения их между собой, так как, в силу греховной наклонности сердца человеческого, подобными сношениями люди по преимуществу пользуются ко злу≫ // Лопухин А.П. Энц. словарь Брокгауза и Ефрона. Вавилонское столпотворение.

зиккуратов2. Мы теперь знаем, из каких материалов, согласно ветхозаветному рассказу, строилась башня, — из обожженных кирпичей и земляной смолы.

Наконец учитель отмечает, что предание о Вавилонской башне обогатило многие языки. В их обиход вошли изречения: ≪Вавилонское столпотворение≫, ≪смешение языков≫ и просто ≪Вавилон≫.

^

Переходя к третьему вопросу, учитель напоминает учащимся, каким предстает Бог в монотеистических религиях. Это не только воплощение добродетелей, но Творец нравственных требований, сформулированных в заповедях3. Целый ряд таких требований, правил изложен в Ветхом Завете (книга Исход). Согласно ветхозаветному тексту, Бог начертал на двух каменных плитах — ≪скрижалях завета≫ — десять заповедей, передал их Моисею на горе Синай и заключил завет с еврейским народом, который обещал исполнить божественные предначертания1.

В религиоведческой литературе текст из книги Исход с изложением десяти заповедей делят на четыре взаимосвязанные части, что можно успешно использовать на уроке. Эти части следующие: заповеди,

________________________________

2 Прообразом башни был зиккурат Этеменанка — одно из грандиозных творений вавилонской архитектуры. Зиккурат Этеменанка являл собой святилище бога Мардука и был центром вавилонской цивилизации, олицетворяя собой связь неба с землей, миром людей и духов (см.: Вавилонская башня / сайт Загадки истории — http://zagadki. dljavseh.ru/Zagadki_istorii/Vavilonskaja_bashnja.html).

3 Одно из значений слова ≪заповедь≫, по словарю С.И. Ожегова, — изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание. Заповедь — это и непреложное правило.

1 ^ — в преданиях иудаизма и христианства первый пророк бога Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племен в их исходе из Египта в Палестину. Был косноязычен. Моисей почитает-

ся также в исламе (пророк Муса) (Мифологический словарь/гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991. С. 372, 373; Новый энциклопедический словарь. М., 2006. С. 744).

относящиеся к Богу; предписание соблюдать субботу (шабат)2; требование уважать отца и мать; заповеди, от соблюдения которых зависит будущее человека.

Почему перечень начинается с Бога? Согласно религиозным представлениям, Бог — источник святости. Потому и предписывается не поклоняться другим богам, не сотворить себе кумира3, не произносить напрасно имя Бога. Отец и мать упоминаются как авторитеты, которые для каждого человека должны следовать сразу за Богом и, в определенном смысле, наделены его святостью. Только требование уважать отца и мать в Ветхом Завете сопровождается обещанием вознаграждения (≪чтобы продлились дни твои на земле≫, ≪чтобы хорошо было тебе на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе≫). Ветхий Завет неразрывно связывает будущее человека с соблюдением следующих заповедей: ≪не убивай≫, ≪не прелюбодействуй≫, ≪не кради≫, ≪не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего≫, ≪не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего≫.

Уместно будет задать учащимся вопрос о том, зависит ли теперь будущее человека от соблюдения этих заповедей. При наличии времени этот вопрос можно обсудить на уроке. В другом случае — ввести в состав домашнего задания. Важно, чтобы в процессе изучения заповедей учащиеся пришли к выводу о том, что добрые помыслы и поступки

____________________________

2 Шабат — седьмой день иудейской недели, считающийся священным. Главная особенность — полный отказ от работы в этот день. Отдых в шабат напоминает о том, как Бог отдыхал на седьмой день после сотворения мира, а также напоминает об исходе из Египта, о свободе человека, его души и разума от внешних обстоятельств (см.: Религии мира: словарь-справочник/под ред. А.Ю. Григоренко. СПб.: Питер, 2009. С. 160).

3 Слово ≪кумир≫, по словарю С.И. Ожегова, имеет два значения: 1) статуя языческого божества; 2) предмет преклонения, восхищения.

способствуют благополучию человека, а злые — ведут его к страданиям и страданиям других людей. Мы и сегодня говорим о том, подчеркивает учитель, что Десять заповедей легли в основу нравственного кодекса всего культурного человечества.

Самым значимым вознаграждением за соблюдение заповедей в Ветхом Завете предстает ниспослание людям Мессии. Он призван спасти людей от первородного греха путем его искупления, уничтожить зло путем победы над дьяволом. После этого люди вновь смогут обрести утраченный рай. В новозаветной христианской традиции таким Мессией является Иисус Христос.

^ . Ветхозаветные предания были небеспочвенны, хотя в них много выдумки, фантастического, нереального, наивного. Без этого человек в те времена не мог объяснить, понять мир. Он стремился извлекать уроки из давнего прошлого. Человеческое познание, которому присуще стремление извлекать уроки из прошедшего, продолжалось.

^

Ветхий Завет — часть Библии, рассматриваемая как Священное Писание иудаизмом и христианством. Содержит 30 книг, признаваемых каноническими. Книги Ветхого Завета условно подразделяются на несколько групп: Пятикнижие Моисеево, книги исторические и пророческие. Ветхий Завет написан на древнееврейском и частично на арамейском языке, завершен в III—II вв. до н. э.

Завет — слово, употребляемое в Ветхом Завете. Обозначает отношения между Богом и человеком, которые заключаются в попечении Бога о человеке и в обязанностях человека по отношению к Богу. Будучи вечным, завет не мог прекратиться после нарушения его человеком и по-прежнему распространялся на всех людей после потопа. И хотя греховное человечество и весь грешный мир вместе с ним погибли, завет Бога с Ноем так же распространялся на все произошедшее от Ноя человечество. Впоследствии подобных вечных и великих заветов не было. Бог отныне заключал завет не со всеми людьми, а только с отдельно избранными им племенами и

народами.

Заповеди — в иудейской и христианской религиях предписания социального и нравственного характера, которым Церковь придает божественный авторитет. Первоначально нормы поведения древних евреев, изложенные в Пятикнижии (декалог, десятословие).

Грех — согласно религиозному учению, проступок, совершенный по отношению к Богу и его закону. Грех может проявиться в осознанном противодействии воле Бога или нарушении его законов по неведению. Грех лежит исключительно на том, кто его совершил. Доктрина первородного греха основывается на двух главных тезисах: Адам своим прегрешением сообщил потомству наклонность к совершению грехов; Адам ввел в этот мир смерть (он стал сам смертным, смертными стали и его потомки).

^ (от др.-евр. machiah, буквально — помазанник; в пер. на греч. — Christos) — в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный Богом спаситель, призванный навечно установить свое царство. В древнейших книгах Ветхого Завета слово «мессия» означает царь или, в переносном смысле, идеальный государь, жрец.

Свобода — одно из основных понятий религии, философии и общественной жизни. Имеет негативный («свобода от» — независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы и т.п.) и позитивный («свобода для» как возможность и способность целеполагания, самоопределения) аспекты. В теистических религиях акт сотворения мира «из ничего» рассматривается как проявление присущей Богу абсолютной свободы. Формальным выражением свободы человека является свобода выбора между добром и злом, ставшим неизбежным после грехопадения. Свобода является неотъемлемой характеристикой «богоподобия» человека и непременным условием осуществления им своего предназначения — «уподобления» Богу.

Христианство (греч. Christos — помазанник) — одна из мировых монотеистических религий, оформляется в I—IV вв. в Римской империи, а затем получает широкое распространение в Европе, мире в целом. В основу христианства положена вера в Христа как в Богочеловека и Спасителя мира. Догматика и богослужение основываются на Библии, или на Священном Писании. Христианская Церковь включила в Библию иудейский Ветхий Завет; исключительно христианская часть Библии — Новый Завет.

Литература

Богомолов А.И. Религии мира: новейший словарь. Ростов н/Д, 2005.

Всеобщая история религий мира. М., 2008.

Мифологический словарь/гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991.

Новый энциклопедический словарь. М., 2006.

Примерная программа по окружающему миру//Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. 4-е изд., перераб. М., 2010.

Религии мира: словарь-справочник/под ред. А.Ю. Григоренко. СПб.: Питер, 2009.

Словарь общественных наук. Ростов н/Д, 2006.

Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам/под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; пер. с франц. Е.А. Терюковой; под ред. М.М. Шахнович, Т. В. Чумаковой. СПб., 2008.

Фрезер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете/пер. с анг. 2-е изд., испр. М., 1989.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, статьи ≪Вавилонское столпотворение≫, ≪Моисей≫, ≪Первородный грех≫.

rud.exdat.com


Смотрите также