Литература древнего мира. ⁠Краткий обзор литературы Древнего мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

издательство«Детская литература». Литература древнего мира


Литература Древнего мира. 100 великих литературных героев [с иллюстрациями]

С определенной долей условности Гильгамеша можно назвать первым в истории литературным героем. Любопытно, что в нем нашли отражение наиболее часто повторяемые в веках черты популярнейших образов, рожденных человеческой фантазией. В сказаниях о Гильгамеше появились и особенно распространенные литературные типажи, с которыми мы в тех или иных вариациях встречаемся во множестве произведений всех времен и народов. Прежде всего, это верный друг главного героя, падшая женщина-соблазнительница, благородная самоотверженная мать.

Известны пять шумерских сказаний о Гильгамеше: «Гильгамеш и гора бессмертных», «Смерть Гильгамеша» (другое название «Гильгамеш в подземном мире»), «Гильгамеш и небесный бык», «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» и «Гильгамеш и Агга». Согласно традиции, эпос был записан со слов урукского заклинателя Синликеуннинни.

Открытие табличек, на которых были начертаны тексты, произошло в XIX в. В 1839 г. молодой английский дипломат Остин Генри Лейард заинтересовался курганами в Месопотамии. Под его руководством были раскопаны прославленные древние города Ниневия и Нимрод. В Ниневии был обнаружен дворец VII в. до н. э. с библиотекой царя Ашшурбанипала (около 20 тыс. глиняных табличек). Та часть библиотеки, в которой находились таблички с эпосом о Гильгамеше, была обнаружена в 1853 г. сотрудником Лейарда Хормуздом Рассамом. Наука археология в те годы еще только зарождалась. Обращение с найденными реликтами зачастую было варварское. Так случилось и с библиотекой Ашшурбанипала. Груды табличек лопатами засыпали в ящики и в таком виде переправляли в Британский музей, где они и валялись не прочитанными не одно десятилетие.

Библиотека Ашшурбанипала была оценена только после расшифровки клинописи, осуществленной преимущественно стараниями английского дипломата и разведчика Роулинсона.

Потребовалось почти двадцать лет, чтобы были дешифрованы таблички с эпосом о Гильгамеше. В 1872 г. Джордж Смит, ассистент Роулинсона, объявил на собрании Общества Библейской археологии, что обнаружил среди ассирийских табличек, находящихся в Британском музее, рассказ о Всемирном потопе. Это была знаменитая 11-я табличка из ассирийского собрания эпоса. Вскоре после этого выступления Смит опубликовал «Халдейский отчет о Потопе» и краткое описание эпоса.

Особую роль в судьбе «Эпоса о Гильгамеше» сыграла американская археологическая экспедиция из университета Пенсильвании. Началась она в сезон 1888/89 г. под руководством Джона Питерса на кургане Ниффер в южном Ираке.

Экспедиция нашла около 40 тыс. табличек с клинописью. Среди них были несколько с древнейшими версиями цикла о Гильгамеше на шумерском языке.

Имя Гильгамеш обычно переводят как «предок-герой». Конечно, так могли бы звать только легендарного правителя. Но на основании ряда обнаруженных источников многие ученые утверждают, что герой – лицо историческое. Немецкие археологи, работающие в Ираке, даже объявили в 2003 г., накануне нападения НАТО на Ирак, что в ходе раскопок в местах, где, согласно «Эпосу о Гильгамеше», располагался город Урук, обнаружили могилу Гильгамеша на дне высохшего русла реки Евфрат. Начавшаяся война прервала работу ученых.

Если мы будем говорить о содержании всех сказаний о Гильгамеше в целом, то получим представление о характере царя Урука в развитии. Вначале он предстает самовластным, невоздержанным деспотом, нещадно заставляющим верноподданных трудиться на строительстве крепостных укреплений города и отнимающим у них жен. Боги послали к Уруку дикого человека Энкиду, способного противостоять Гильгамешу. Коварный царь первоначально вознамерился ослабить врага, подослав к нему блудницу Шамхат. Энкиду поддался чарам женщины, которая привела его в город. Произошедшая далее битва между героями завершилась совершенно неожиданно – недавние враги подружились.

Затем друзья совершили поход в Ливанские горы против свирепого чудовища Хумбабы – властелина кедровых лесов и любимца могущественного бога Энлиля. По утверждению ряда литературоведов, начиная с этого сюжета Гильгамеш стал богоборцем и истинным героем, равным древнегреческому Прометею (что особо ценилось в советское время). Хумбаба был окружен семью магическими оболочками, данными ему богом Энлилем. Но герои вырубили волшебные кедры, которые являлись хранителями силы Хумбабы, и чудовище погибло – с каждым новым поваленным деревом Хумбаба лишался силы его оболочек, а вместе с ними и жизни.

Наблюдавшая за героями богиня Иштар воспылала страстью к Гильгамешу и предложила ему свою любовь. Однако герой отверг богиню, напомнив о погубленных ею любовниках и мужьях. Таким образом, если согласиться с трактовкой сказания Томасом Манном, Гильгамеш воспринял домогательства Иштар как оскорбление его мужского достоинства.

Гильгамеш и Энкиду со славой вернулись в Урук. Но по воле богов Энкиду вскоре умер. С этого времени Гильгамеша стали терзать мысли о грядущей смерти. Герой знал, что в мире есть единственный бессмертный – родственник Гильгамеша Ут-напишти. Царь решил найти его и узнать тайну вечной жизни, а потому отправился в странствование.

Видимо, здесь необходимо сделать важнейшее отступление. Начиная чуть ли не с первого художественного произведения, созданного человеком, вопрос о смерти, жизни и бессмертии стал главным вопросом творчества. Таковым он остается и по сей день. В эпосе о Гильгамеше впервые прозвучал единственный и неоспоримый ответ на него, обыгрываемый в литературе со всех сторон, но при этом не изменивший своей сути.

Много подвигов довелось совершить герою, прежде чем он добрался к Ут-напишти. Наконец Гильгамеш переправился в ладье через воды смерти на остров блаженных, где и нашел вечно живущего. В древности боги решили наказать людей и уничтожить всех потопом. Между собой они договорились не сообщать людям о грядущей гибели. Но хитроумный бог Эа послал своему любимцу Ут-напишти сон, в котором повелел ему построить большой ковчег, приготовить его к плаванию и взять с собой в путешествие всю семью и по паре каждого зверя и каждой птицы. После потопа собрался совет богов, которые сами были перепуганы разразившейся катастрофой, и в знак благодарности Ут-напишти за спасение человечества и всего живого даровали ему бессмертие.

Подвиг Ут-напишти оказался столь велик, что вряд ли кто из людей мог еще когда-либо совершить нечто равное. Так что Гильгамеш не мог более рассчитывать на бессмертие.

Отвергая вечную жизнь и саму надежду на нее, Ут-напишти в разговоре с героем воскликнул:

Разве навеки мы строим домы?

Разве навеки мы ставим печати?

Разве навеки делятся братья?

Разве навеки ненависть в людях?..

Упорствуя, Гильгамеш попытался избавиться от смерти с помощью цветка вечной молодости, но старания его оказались тщетными.

Эпос о Гильгамеше завершается следующими словами:

И прибыли они в Урук огражденный.

Гильгамеш ему вещает, корабельщику Уршанаби:

«Поднимись, Уршанаби, пройди по стенам Урука,

Обозри основанье, кирпичи ощупай —

Его кирпичи не обожжены ли

И заложены стены не семью ль мудрецами?»

Часто говорят, что завершение поэмы весьма туманно и не поддается трактовке. Но согласно традиции, слова эти разъясняются следующим образом.

Вернувшись в родной Урук, герой увидел, как вокруг города вырастают возводимые по его приказу стены, и понял, что бессмертие человека – в делах его, что не телесная оболочка, а память потомков даруют смертному вечность. Таков и есть единственный верный ответ на вопрос о смерти и бессмертии человека. Иное дело, какое это бессмертие – славное или подлое. Впрочем, все равно оно остается бессмертием.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

lit.wikireading.ru

Литература древнего мира – краткий обзор античных произведений

Современная литература основана на множестве произведений различных жанров, написанных античными авторами. В основном, эти произведения были религиозными, философскими или эпическими. Они раскрывали многие темы, которые касались жизни человека.

 

Большинство создавались под влиянием религии.

 

Древний восток подарил миру произведения различных жанров: начиная от сказок, поучений и заканчивая религиозными текстами, поэзией. В III тысячелетии начала появляться философская и религиозная литература, создаются учители житейской мудрости – коллекции изречений философов. Этим был заложен фундамент многовековой литературной традиции.

 

История древней Индии известна нам, в основном, по Ведам – священным трудам арийцев, которые вторглись сюда в середине II тысячелетия до нашей эры. Также были созданы памятники, формировавшейся в тот же период, эпической литературы – поэмы “Рамаяна” и “Махабхарата”, которые содержат по нескольку десятков тысяч стихов.

Литература Месопотамии также богата жанрами, здесь создавались гимны, поэмы, эпосы, мифы и др. Выдающимся произведением шумеров является “Эпос о Гильгамеше” – памятник древней письменности, а также “Энума Элиш” – эпос описывающий создание мира.

 

Наиболее яркая и известная нам литература древности – греческая, которая, прежде всего, представлена известнейшими поэмами “Одиссея” и “Илиада”. Считается, что их создал Гомер. Эти произведения, на протяжении многих веков, вербально передавались от родителей к детям. Геосид (VIII – VII века до н.э.), создал поэму “Теогония”, где повествует о появлении богов и мира, а также поэтическое произведение “Труды и дни”. Гомера называют отцом эпической поэзии, а Геосида – поучительной.

В Афинах устраивались шумные вакханалии (праздники Диониса или Вакха) и на этой почве вырастает новое культурное и литературное явление – театр, он возник в середине VI века до нашей эры. Появляются поэты, которые пишут для театра, наиболее известными были Эвпатрид, Софокл и Эсхил. Немногие из их произведений дошли до нас, но из сохранившихся мы можем узнать, что основной их темой были отношения человека и богов, неотвратимость судьбы. Известнейшими произведениями были: ”Орестея”, ”Персы”, ”Царь Эдип” и другие.

 

Древнеримская литература начала развиваться с появлением письменности и первыми ее памятниками являются речи политиков, они писались на латыни. Одним из первых представителей древнеримских авторов был Ливий Андроник, который написал первую трагедию на латыни и перевел “Одиссею” на этот язык. За ним последовало множество других известных сегодня авторов, таких как: Овидий Назон, Вергилий, Тит Ливий, Гораций и другие. Они явились основателями большинства литературных жанров, существующих сегодня.

 

Литература Древнего мира послужила основанием для средневековой и современной литератур. До наших дней произведения античных авторов пользуются большой популярностью.

goncharovsergey.ru

Литература Древнего мира Эпоха | Издательство «Детская Литература»

Поиск книги:

 Абрамов ФедорАверченко, Надежда Тэффи, Саша Черный АркадийАйтматов Ч.Айтматов ЧингизАким Я.Аким ЯковАксаков С. Т.Александрова ТатьянаАлексеев СергейАлексеев С.Алексеевы Сергей и ВалентинаАлексин АнатолийАлексин А.Алешковский ЮзАльтов Г.Амраева АделияАндерсен Ханс КристианАндреев Л.Андрианова ИринаАнтонова И.Антонова ИринаАрбузов А.Ариарский С.Арсеньев ВладимирАстафьев ВикторАхматова АннаБабель И.Бажов П.Бажов П. П.Бакланов Г.Барто А.Барто АгнияБаруздин СергейБасова ЕвгенияБахревский ВладиславБелов ВасилийБелов В.Белых Г., Л. Пантелеев Беляев А.Берестов ВалентинБианки ВиталийБианки В.Блок А.Блок АлександрБогомолов ВладимирБондарев ЮрийБорисова И.Брагин В.Брагин ВладимирБулгаков М.Булгаков М. А.Булычев К.Булычев КирБунин И. А. Быков ВасильВ. Горьков, Ю. Авдеев Вампилов А.Вартаньян Э.Васильев БорисВасильева НадеждаВелтистов Е.Велтистов ЕвгенийВолков А.Волкова СветланаВоробьев КонстантинВоронкова Л.Воронкова ЛюбовьВьюгина СветланаГаббе ТамараГайдар АркадийГайдар А. П.Гайдар, Пантелеев, Зощенко, Житков, Пермяк, Драгунский, Осеева, Железников, Паустовский, Астафьев, Яковлев, Солоухин Гамазкова И., Шварц М. Гарин-Михайловский Н. Г.Гаршин В.Гаршин В. М.Генри О.Георгиев С.Георгий БаллГерцен А. И.Гёте Иоганн Вольфганг Гик Е.Гоголь Н. В.Гоголь Н.В.Голосовкер ЯковГолявкин ВикторГончаров И. А.Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин И. А.Горький МаксимГорький, М. Шолохов М.Гофман Э. Т. А.Грибачёв НиколайГрибоедов Александр СергеевичГригорович Д. В.Григорьев С.Грин А.Грин АлександрГромов М. П.Губарев В.Гумилев Н.Гюго В.Дайн Г.Даль В. И.Дегтярева ИринаДефо ДаниэльДмитриев Ю.Додж Мери МейпсДойл Артур КонанДостоевский Ф. М.Достоевский Федор Михайлович Доцук ДарьяДрагунский ВикторДружинина МаринаДубов Н.Дуров ВладимирДурова Н.Дурова НаталияЕршов П.Есенин С.Железников ВладимирЖелезников В.Житков БорисЖуковский В. А.Зайцев БорисЗайцева ОльгаЗальтен Ф.Замятин ЕвгенийЗощенко МихаилИвич А.Каверин В.Каверин ВениаминКазакевич Эм.Казаков Ю.Карамзин Н. М.Карамзин Н. М., Радищев А. Н. Д. И.Кассиль ЛевКатаев ВалентинКиплинг Р.Киплинг РедьярдКлячин ВалерийКнижник ГенрихКнорре ФедорКоваль Ю.Коваль ЮрийКоваль Ю., Маврина Т. Колпакова ОльгаКолтовой Б.Комаров В.Конан Дойл АртурКондатьев Д.Кондратьев ВячеславКоржиков В.Коржиков ВиталийКоринец ЮрийКорниенко ТатьянаКороленко В. Г.Костылев В. И.Крапивин ВладиславКрасовская ГалинаКрестовский В. В. Крупин ВладимирКрылов И. А.Крюкова ТамараКудрявцева ТатьянаКузнецова ЮлияКузьмин ЛевКулешова СюзаннаКуликов ГеомарКунин К.Куприн А. И.Куприн А.И.Куприн, И. А. Бунин А.И.Лабузнова СветланаЛагерлеф СельмаЛагздынь ГайдаЛагин ЛазарьЛадонщиков ГеоргийЛебедев В.Левкиевская Е. Е.Ленковская ЕленаЛермонтов М. Ю.Лермонтов М.Ю.Лесков Н. С.Лиханов АльбертЛогинов МихаилЛонгфелло Г. У.Лондон ДжекЛукашкина М.Лукашкина МашаЛунин В.Максимов АндрейМало ГекторМамин-Сибиряк Д. Н.Мамин-Сибиряк Дмитрий НаркисовичМанахова ИннаМаршак С.Матвеев ГерманМатвеева Е.Матвеева ЕленаМаяковский В.Медведев ВалерийМериме П.Метерлинк МорисМитяев АнатолийМихайлова НатальяМихеева ТамараМольер Мошковская Эмма Мурашова Е.Набоков В.Нагибин Ю.Нагибин ЮрийНадеждина НадеждаНекрасов Н. А.Непомнящий ЛеонидНехаев В.Носов Е.Обручев ВладимирОдоевский В. Ф.Олеша Ю.Ольгин О.Орлов ИванОрлова-Маркграф НинаОсеева ВалентинаОстровский А. Н.Островский Н.Пантелеев Л.Пастернак БорисПаустовский КонстантинПермяк Е.Пермяк ЕвгенийПеровская ОльгаПерро ШарльПечерская АннаПивоварова ИринаПлатонов АндрейПлатонов А.По ЭдгарПогорельский АнтонийПолевой БорисПолещук А.Полянская И.Пономарева ТатьянаПопов Е.Пришвин М.Пришвин МихаилПрокофьева СофьяПрокофьева С.Прутков КозьмаПушкин А. С.Пушкин Александр СергеевичПушкин А.С.Рабиза Ф.Рабле Ф.Рабле Франсуа Радищев А. Н.Рак И. В.Распе Р. Э.Распутин ВалентинРемизов А.Розов В.Романовский С. Т.Рубинштейн ЛевРубцов Н.Рудман ДавидРыбаков АнатолийРыбаков А. Н.Сааведра М. де. Де Костер Ш. СервантесСалтыков-Щедрин М. Е.Сахарнов С.Сахарнов СвятославСвифт Дж.Святослав СахарновСемёнов АлександрСент-Экзюпери А.Сергеев ЛеонидСеславинский М.Симонов КонстантинСкребицкий Г.Сладков Н.Снегирев Г.Соболев ЛеонидСоколов-Микитов И.Соколов-Микитов И. С. Солженицын А. И.Соловьев ВладимирСоловьев МихаилСоломко Н.Солоухин В.Сотник Ю.Сотник ЮрийСтанюкович К. М.Стендаль. Бальзак О. де Сухачев МихаилТанасийчук ВиталийТвардовский А. Твен МаркТендряков В.Тим СобакинТокмакова ИринаТолстой ЛевТолстой Л. Н.Толстой А.Толстой Л.Н.Томин Ю.Торопцев АлександрТрапезников А.Трифонов Ю.Троепольский ГавриилТрутнев Л.Труханов АлександрТуинов Е.Тургенев И. С.Турханов АлександрТынянов ЮрийТынянов Ю.Тютчев Ф. И.Уайльд ОскарУшинский К. Д.Уэллс ГербертФадеев А.Фёдоров МихаилФет А. А.Филатов ВалентинФонвизин Д. И.Фраерман РувимХемингуэй Э.Цветаева М.Цюрупа ЭсфирьЧаплина В.Чаплина ВераЧарская ЛидияЧернышев ВадимЧернышевский Н. Г.Чехов А. П.Чехов А.П.Чудинова ЕленаЧуковский Н.Чуковский КорнейШаламов ВарламШварц ЕвгенийШекспир ВильямШекспир У.Шипошина ТатьянаШмелев ИванШмелев И. С.Шолохов МихаилШтанько ВикторШукшин ВасилийЭсхил Юдин ГеоргийЯковлев ЮрийЯн ВасилийЯн В.

 Школьная библиотекаКак хорошо уметь читать!Живая природаКнига за книгойЗа землю РусскуюВеликие битвы Великой ОтечественнойКниги о великих людях РоссииБиблиотека мировой литературы для детей и юношестваКонкурс имени Сергея МихалковаНаша маркаМастера детской книгиПо секрету всему светуПоклон победителямОбо всем на светеЯ познаю мир

 Дошкольный возрастМладший школьный возрастСредний школьный возрастСтарший школьный возрастВсе возрастные группы

 1-й класс2-й класс3-й класс4-й класс5-й класс6-й класс7-й класс8-й класс9-й класс10-й класс11-й класс

detlit.ru

Литература древнего мира - МХК - Сочинения, рефераты - Каталог файлов

СОДЕРЖАНИЕ1.Введение2.Рим3.Первые драматурги4.Античная литература Рима5.Поэзия6.Заключение7.Используемая литература

ВВЕДЕНИЕ

Любопытно взглянуть на нашу Землю за тысячелетия до нас По масштабам передвижения она огромна. Ее не обойти, не облететь, не окинуть взглядом.Человечество еще немногочисленно. Бескрайние просторы - цветущие, благодатные - лишины постоянных человеческих жилищ."Природы вольные сыны" редкими группами кочуют по ним, собирая для пропитания коренья, травы, охотясь за редким зверьем.Воссоздать картину жизни человечества древнейшего периода, конечно, довольно трудно. "Письменности не существовало, и мы не знаем не только того, как народы называли себя, но даже языков, на которых они говорили",-пишет специалист по археологии Дж.Мелларт. Огромную роль в прогрессе человечества на том этапе сыграл переход от простого пользования дарами природы к искусственно созданным уже человеком продуктам. Это был эпохальный переворот. Люди начали освобождаться от рабской зависимости от природы и это сразу сказалось на всем строе их жизни. Американский биолог Эдуард Дивей подсчитал, что население Земли за одно тысячелетие увеличилось в 16 раз и достигла примерно 80 млн.человек. Люди стали заниматься земледелием, приручением животных. "Эти достижения в свете современных научных данных должны рассматриваться как фундамент человеческой цивилизации",- заключает Джеймс Мелларт.Таково было положение человечества до возникновения первых письменных цивилизаций (около 3500 г. до н.э.).Великими вехами в духовной истории людей стали эпохи возникновения первой формы общения между ними - речи, а потом и письменности. Это был, конечно, длительный процесс. Многие из языков древности умерли. Претерпела изменение и письменность народов. Некоторые ее виды давно уже забыты и требуют расшифровки.Общий процесс развития человечества значительно замедлялся из-за отсутствия прочных и регулярных связей между Востоком и Западом. Европа, к примеру, только в XI-XIIвв. стала производить бумагу, а между тем Китай делал бумагу уже в начале нашей эры.Наука Востока и Запада развивалась самостоятельно, в отрыве друг от друга, часто, естественно, повторяя друг друга. Иногда ученые Востока опережали своих коллег на Западе или открывали в явлениях, уже известных Западу, новые стороны. Параллельно, часто повторяя друг друга , не ведая о том, развивались и философские воззрения народов Востока и Запада.О душе древнего человека, его страхах, мечтах, о его философии,мы можем судить по поздним источникам, сохранившим переходившие из уст в уста, из поколения в поколение стародавние предания.В дошедших до нас письменах запечатлелись дела и мысли наших предков. Что они любили? О чем мечтали? К чему стремились? Ответ на эти и другие вопросы дают поэтические сказания древних народов. Литература - страна живых картин и чувств. Она переносит нас в самые отдаленные времена и в самые отдаленные земли. В сущности, через литературу мы общаемся со всеми поколениями, жившими до нас. История литературы превращается как бы в огромную панораму жизни человечества. Историк расскажет нам, как люди жили, поэт покажет нам их жизнь, пользуясь выразительными средствами поэзии, заставит нас ее пережить, перечувствовать, перестрадать.Объектом литературы как в древности, так и в наши дни была и остается, говоря словами Пушкина, "судьба человеческая, судьба народная". О человеке и народе писатель рассказывает языком поэтических образов, поэтических картин, т.е. обогащая реальную жизнь дарами своего сердца, своего воображения, своих чувств.Читая древние поэтические сказания, мы познаем мир нравственных и эстетических ценностей далеких эпох.Огромное духовное богатство сохранили нам книги. Читая их, мы приобщаемся к тысячелетнему интеллектуальному опыту человечества.

РИМ

Весь мир находился в руках победителей-римлян. Они владели и морями, и сушей, инебом, усеянным звездами, но им всегобыло мало! Их тяжело нагруженныекорабли бороздили моря. Если имвстречался укромный залив и неизвестнаяранее область, где по слухам, былизолотые рудники, местные жителиобъявлялись врагами Рима, и судьбаготовила им опустошительную войну,чтобы римляне могли завладеть новымисокровищами.Гай Петроний

Это писал римлянин, приятель Нерона , одного из самых жестоких и ничтожных личностей на римском императорском престоле (54-68 гг.н.э.), придворный писатель, автор знаменитого романа "Сатирикон", богатый и знатный человек, достаточно равнодушный, чтобы не возмущаться этим, не тщеславиться.История Древнего Рима богата грандиозными событиями, восходящими подчас до уровня всемирно-исторической трагедии. Его нельзя оценить однозначно: он и велик , монументален, грандиозен, и страшен некоторыми чертами своего исторического бытия. Он дал беспримерные образцы силы человеческого гения и вместе с тем - жестокости, слабодушия, коварства.Из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век Рим расширял свою территорию путем завоевания чужих земель, покорения племен и народов, пока из маленького городка-полиса не превратился в огромную мировую державу от западных берегов Средиземного моря до Кавказа.Вся его писанная и неписанная история, признанная и утвержденная государством, все легенды, религия должны были подкреплять примерами из прошлого идею военного могущества римлян, якобы изначально предопределенного, вечного, незыблемого.Родоночальником государства официально был признан Эней, выходец из воспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и богини Венеры (Афродиты). Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать в сознании народа идею божественного предустановления самого Римского государства.От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея, рождаются братья Ромул и Рем.У колыбели Римского государства был, следовательно сам бог, и не просто бог, а бог войны.Коварный и злобный Амулий, убивший своего брата, отца Сивильи, завладевший ее престолом, узнав о рождении близнецов, которые могут угрожать ему в будущем, приказывает выбрасить их в Тибр. На помощь приходит сама река - ее волны нежно подхватывают детей и выносят на берег, где их находит и воспитывает... волчица.Зверь, бесстрашная кровожадная хищница, питает своим молоком основателей Рима. Символом Рима, его Государственным гербом стало изображение волчицы с двумя младенцами.Молоко волчицы! Идеологическое жало легенды направлено прямо в сердце римского воина - смелого, сильного и жестокого.Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию, это произошло в 753 году до н.э. и до 509 года он управлялся царями.Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса (государства). В честь него и был назван город (по латыни Рома). Последним царем стал Тарквиний Гордый. Он был изгнан из города за оскорбление нравственных и религиозных чувств народа. Возглавил эту акцию Юний брут-старший, оставивший свое имя векам как один из первых борцов против тирании. Римляне отказались от монархического правления и установили республику. Она просуществовала около 500 лет, до 31 года до н.э.

ПЕРВЫЕ ДРАМАТУРГИ

Побежденная Греция победиласурового победителя и внесла искусствов грубый лациум.Гораций

Эти строки Римского поэта стали крылатыми. Римляне восторгались культурой Греции, и этому восторгу не было предела. Когда поэт Лукреций задумал изложить стихами философию Эпикура, он прежде всего выразил свое безграничное восхищение греческим мыслителем. Он назвал его славой и честью Греции, своим отцом, наставником, обращаясь к нему с поистине сыновней любовью. Римляне нисколько не стыдились признаваться в своей зависимости от культуры Греции, и это при их надменности и кичливой гордости званием римлянина. Однако были и в Древнем Риме противники иностранных влияний. Суровый консерватор Катон (234-149 гг. до н.э.) резко осуждал своих соотечественников за преклонение перед греческой культурой, но сам уже в старости взялся за изучение греческого языка и не мог без одобрения не отзываться о греческих историках Фукидиде и Ксенофонте.Даже богов римляне стали "переманивать" к себе с греческого пантеона.У Лукиана есть по этому поводу насмешливая сценка "Собрание богов". На Олимпе греческие боги решили произвести чистку. Для этого избрали комиссию для отбора истинных богов, отделив их от пришельцев, "ввиду того, что многие чужеземцы, не только эллины, но и варвары, отнюдь недостойные делить с нами права гражданства, неизвестно каким способом попали в наши списки, приняли вид богов и так заполнили небо, что пир наш стал теперь похожим на сборище беспорядочной толпы, разноязычной и сбродной..."Двенадцать богов Олимпа перекочевали в Римский пантеон и заняли в нем все почтенные места,правда под другими именами, кроме Апллона, который сохранил свое греческое имя.Из своих они оставили Януса, двуликого бога дверей (привратника), хранителей дома семьи Пенатов (они жили в доме, а вне дома - Лары). Сохранили они также культ предков, которых представляли божки Маны. Богиня Веста тоже охраняла и защищала домашний очаг римлян и очень почиталась ими. Почиталась и легендарная греческая пророчица Сивилла Кумская. Сивиллины книги, содержащие греческие оракулы, хранились в храмах, их читали специальные толкователи.Знакомство рядовых римлян с греческой литературой началось с 240 г.до н.э., когда появилась "Латинская Одиссея", вольный перевод поэмы Гомера, сделанный пленным греком Ливием Андроником. В течение 2-х столетий книга была своеобразным учебником в школьных занятиях юных римлян.Переняли римляне у греков и театральные представления, правда внеся в их устройства некоторые изменения, у них имелись и некоторые собственные традиции, заимствованные у этрусков.В 55 г. до н.э. Помпей построил первый каменный театр на 40 тысяч мест. Впервые появился занавес, сцена раздвинулась вглубь, а орхестра стала служить партером для самых именитых гостей. Актеры набирались из рабов, вольноотпущенников (мужчин и женщин). Профессия актера у римлян, в отличие от греков, считалась позорной.От древних римских авторов остались лишь имена да краткие фрагменты, кроме двух главнейших. Это драматурги - Плавт (254-184) и Теренций (195-159).

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА РИМАТИТ МАКЦИЙ ПЛАВТ(ок254-184 гг. до н.э.)О жизни величайшего римского комедиографа известно очень немногое. Он родился в г. Сарсине, в Умбрии, умер в Риме. Есть скудные и не очень достоверные сведения о его занятиях торговлей, о работе на мельнице и о театральной деятельности. По счастливой случайности из 21 одной комедии Плавта сохранилось 20 комедий полностью и одна в отрывках. Особенно известны "Хвастливый воин", "Менехмы", Горшечная комедия", Псевдол", "Привидение", Выкхиды", "Пленники", Амфитрион".Вот содержание комедии "Привидение":Подружку выкупил на волю юноша,Растратив все в отсутствие отца добро.И вот старик вернулся. Транион сумелВкруг пальца обвести его: мол, выехалИз дома сын, испуган привидением.Да тут явился ростовщик, потребовалЕму проценты заплатить. Раб дальше врет:На те, мол, деньги дом соседний сын купил.Изобличен был раб. Но собутыльник ихЕму и юноше прощенье вымолил.

ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР(ок.195-159 гг.до н.э.)Публий Теренций Афр родился в Карфагене, был рабом римского сенатора, который отпустил его на волю. За свою короткую жизнь поэт написал 6 комедий, все они сохранились до нашего времени.Комедии Теренция во многом отличаются от комедий его предшественника. Они значительно серьезнее, точнее передают проблематику греческой комедии, ее мягкое, гуманистическое звучание; в них нет плавтовского озорства, динамики действия, безудержной буффонады.Я - человек!Не чуждо человеческое мне ничто.Дозволь вопрос, дозволь и увещание.Коли ты прав, так буду поступать и я,Не прав - я отклонить тебя попробую.(отрывок из комедии "Самоистезатель")

ЛУКРЕЦИЙ

Рода Энеева мать, людей и бессмертныхуслада. О благая Венера! Под небомскользящих созвездий жизнью тынаполняешь и все судоносное море, иплодородные земли; тобою все сущиетвари жить начинают и свет,родившиеся, солнечный видят.Лукреций"О природе вещей"

Благая Венера! Богиня любви. Самая прекрасная из всех прекрасных греческих богинь Олимпа. Греки ее называли Афродитой. Римляне переименовали в Венеру, отождествив свою богиню садов с греческой богиней любви. Услужливая фантазия породилу легенду о сыне Венеры Энее, основателе Римского государства. Венера стала национальной святыней Рима. Военначальники называли ее Felix ("приносящей счастье"). Юлий Цезарь считал ее своей прародительницей , якобы род его шел от Энея. Ей воздвигали храмы, скульпторы изображали ее в мраморе.Лукреций ставил ее больше как философ, ибо поэма его при всем эстетическом богатстве ее красок есть поэма философская по преимуществу."О благая Венера!" В этом возгласе вылился весь восторг Лукреция перед жизнью. Венера для него олицетворение самой жизни, ибо все начинается с прекрасной любви.

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближениемТучи уходят с небес, Земля-искусница пышныйСтелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,И умиренная гладь сияет разлившимся светом...Ибо одна ты в руках своих держишь кормило природыИ ничего без тебя на божественный свет не родится,Радости нет без тебя никакой и прелести в мире.

Венера в поэме Лукреция - поэтический образ. Ни в каких богов он не верил и задачей своей поставил избавить людей от этой веры. Правда , он не полностью отверг существование богов и вслед за Эпикуром удалил их на жительство куда-то в "интермундии" (между мирами), где они, нисколько не думая о людях и не вмешиваясь в их дела, блаженствуют в вечных безмятежных радостях, не зная ни бед, ни грозных возмущений природы.Может быть, это была уступка современникам, что бы не отпугивать их своим безбожием?С первых же страниц его поэмы "О природе вещей" мы попадаем в атмосферу полнейшей иррелигиозности. Более того, подчас мы видим в поэте не просто скептика, но ярого, воинственного атеиста. Оказывается, как он разъясняет читателю, жизнь людей "долго безобразно влачилась под религией тягостным гнетом". Вера в богов приносила людям величайший вред, вселяя в них страх перед неким существом, которое с неба взирало на них "ликом ужасным". и жалкие смертные опускали глаза долу, робея и трепеща. Но вот один эллин (Эпикур) осмелился не опустить глаз, и сколько бы его ни пугала молва о богах, он отважно обратился к природе, в ней одной ища разъяснения загадкам мира.Лукреций изложил в своей поэме философию материолизма, точнее ту высшую ступень его, на какую поднялся античный мир. Он заявил, что вселенная бесконечна /"Дна никакого нет у вселенной нигде", "нет ни конца ни предела пространству"/, что состояние материи - вечное движение /"Мир обновляется вечно.Все это вошло как несомненная истина в современное учение о материализме.Лукреций затронул проблему познания и пришел к выводу, что первыми посредниками между нами и окружающим миром являются органы чувств, которыми снабжено наше тело /"Осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может"/. Далее Лукреций размышляет и о вопросах бытия человека и общества. Все люди и отдельный человек должны жить для радостей земных. Счастье - вот цель их существования. Этого требует сама жизнь, сама природа.Поэт обращает свой взор и на жизнь общественную, его интересует проблема прогресса. Что движет им? Что заставляет людей постоянно совершенствовать свой быт? Оказывается - потребности, нужда:

Судостроение, полей обработка, дороги и стены,Платье, оружье, права, а также и все остальныеЖизни удобства и все, что способно доставить усладу:Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй -Все это людям нужда указала, и разум пытливыйЭтому их научил в движенье вперед постепенном.Лукреций жил недолго, умер, вероятно, в возрасте 44 лет, если верить очень скупым и достаточно сомнительным сведениям, дошедшим до нас об этой замечательной личности (99 - 55 гг.до н.э.). Сохранился единственный отзыв о поэме, принадлежавший современнику автора. В 53 году до н.э. Цицерон в письме к брату писал: " ...в ней много проблесков природного дарования, а также искусства".

ПОЭЗИЯЛирика! Для суровых римлян с их гражданскими чувствами, преданностью интересам государства, мужественным воинам, не привыкшим к каким либо личным излияниям,- это было в диковинку. Цицерон так и назвал лириков - "поэтами новыми".Само появление их свидетельствовало об упадке республиканских традиций. В их подчеркнутой устремленности к интимному миру человека, в сущности, выражалась их политическая позиция. Они смеялись над важностью и серьезностью эпических повествований, издевались над литературными консерваторами, демонстративно занимаясь поэтическими пустячками, явно отдавая предпочтение формальной стороне стиха. Надо сказать, что в данной области они достаточно преуспели и внесли в римское стихосложение ряд новшеств:Друг Лициний! Вчера, в часы досуга,Мы табличками долго забавлялись.Превосходно и весело играли,Мы писали стихи поочередно,Подбирали размеры и меняли.Рассказывает Катулл о своих литературных забавах. Поэзия , как игра, как легкое развлечение. И они занимались ею, молодые, "новые поэты".

ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛЛирический поэт Катулл Родился на севере Италии, в городе Вероне. К концу 60-х годов до н.э. поэт переселяется в Рим, где знакомится со многими представителями знати и ведет беспорядочный образ жизни "литературной богемы".Гай Валерий Катулл принадлежит к числу римских поэтов-лириков, получивших с легкой руки Цицерона название "неотериков" - новых поэтов, и был наиболее талантливым из них. Стихи Катулла обладают удивительной лирической силой, глубокой искренностью и выразительной простотой. Значительная часть его лирика рождена под воздействием большой любви к Клодии (сестре известного политического деятеля той эпохи). Эти стихи поставили Катулла в ряд величайших лириков мировой поэзии.Милый птенчик, любовь моей подружки!На колени приняв, с тобой играетИ балует она и милый пальчикПодставляет для яростных укусов.Когда так моя прелесть, жизнь, отрадаЗабавляется, бог весть как смеется,Чтоб найти утешеньце в заботах,Чтобы страсть (знаю - страсть!) не так пылала,Тут и я поиграть с тобой хотел бы,Чтоб печаль отлегла и стихло сердце.(перевод Пиотровского)

ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН( 70 - 19 гг. до н.э.)Вергилий, выдающийся поэт Древнего Рима, родился в Андах. Он изучал риторику и философию, учился у известного философа эпикурейской школы Сирона.Его литературная деятельность начинается в 40 годы до н.э. В это Время он подражает неотерикам, в частности, Катуллу. В конце 40-х годов Вергилий выпускает сборник, состоящий из 10 эклог -"Буколики", опираясь на традицию буколической (пастушеской) поэзии, сформировавшейся в литературе эллинизма.В течение 30-х годов он создает большую дидактическую поэму, посвященную сельскому труду - "Георгики". Он прославляет в ней сельский тру, деревню как опору государства, стремится возбудить интерес к сельскому труду, что отвечало насущным потребностям политики Августа, стремившегося возродить сельское хозяйство, разоренное гражданской войной. В "Георгиках" Вергилий выступает как убежденный и активный глашатай идей принципата.Сразу же после окончания "Георгик" Вергилий принимается за работу над "Энеидой", героической поэмой, ставшей главным трудом его жизни.Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои -Роком ведомый беглец - к берегам приплыл Лавинийским.Долго его по морям и далеким землям бросалаВоля богов, злопамятный гнев жестокой Юноны.Долго и войны он вел, - до того, как, город построив,В Лаций богов перенес, где возникло племя латинян,Города Альбы отцы и стены высокого Рима.Муза, поведай о том, по какой оскорбилась причинеТак Царица богов, что муж, благочестием славный,Столько по воле ее претерпел превратностей горьких,Столько трудов. Неужель небожителей гнев так упорен?(Начало поэмы "Энеида")

КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК(65 - 8 гг.до н.э.)Квинт Гораций Флакк родился в маленьком городке на югк Италии в семье вольноотпущенника. Отец отвез его в Рим, где Гораций учился вместе с сыновьями знатных римлян. В двадцатилетнем возрасте он отправляется в Афины, где и продолжил свое образование.Произведения Горацио дошли до нас полностью. Первые его стихиотносящиеся к 30-м годам I века до н.э., были собраны в две книги "Сатир" и названы самим поэтом "Беседами". Они посвящены различным темам философско-этического, литературно-критического, бытового и автобиографического характера.Центральное место в творчестве Горация занимают четыре книги "Од" (или "Песен"). В них с наибольшей полнотой раскрылась идейная направленность поэзии Горация - утверждение политических и религиозно-этических идей принципата, прославление Августа, морально-философские воззрения поэта. Богато и разнообразно представлена в них и любовно-лирическая тема. В "Одах" достигло совершенства художественное мастерство поэта - яркая образность и свежесть языка, филигранная отделка стиха, разнообразие ритма, блестящая, виртуозная композиция стиха.Славный внук, Меценат, праотцов царственных,О отрада моя, честь и прибежище!Есть такие, кому высшее счастие -Пыль арены взметать в беге увертливом.Раскаленных колес: пальма победнаяИх возносит к богам, мира властителям.Есть другие, кому любо избранникомБыть квиритов толпы, пылкой и ветренной.(отрывок из "Оды".Книга первая)

ОВИДИЙ(43г. до н.э. - 18г. н.э.)Овидий родился в г.Сульмоне в старинной всаднической семье. Отец отправил его в Рим, где будущий поэт получил великолепное риторическое образование, которое наложило отпечаток на все его творчество. Государственнаякарьера не увлекла Овидия. Он вскоре бросает служебную деятельность и посвящает себя полностью поэзии.Первыми произведениями Овидия были сборники любовных элегий ("Аmores") и стихотворных посланий мифических героинь своим возлюбленным и мужьям ("Героиды"). Овидий продолжает жанр любовных элегий, развитый и представленный Тибуллом и Проперцием.Оставаясь в рамках жанра, Овидий вносит в элегию новую, неведомую до сих пор тональность - иронию, придает ей риторическую окраску и блеск остроумия. Элегии Овидия не свойственны глубина и искренность чувств, тревога и неудовлетворенность действительностью, столь характерные для старших элегиков.Важным стихом я хотел войну и горячие битвыИзобразить, применив с темой согласный размер:С первым стихом был равен второй. Купидон рассмеялсяИ, говорят, у стиха тайно похитил стопу."Кто же такие права тебе дал над стихами, злой мальчик?"

ФЕДР(конец I в.до н.э. - ок.70 г.н.э.)Жанр басни, народный по содержанию и по форме, в римской литературе находит свое выражение в творчестве Федра, бывшего греческого раба из Македонии, отпущенного на волю Августом. Федр умер в глубокой старости. Из его произведений мы узнаем, что он жил в бедности и подвергался преследованиям за свои басни, в частности со стороны Сеяна, временщика Нерона. Материалом для Федра служили басни легендарного греческого баснописца Эзопа и окружающая поэта римская действительность. Басни Федра выражали протест демократических кругов римского общества против насилия и гнета знати и богачей, осуждали пороки и несправедливость власть имущих.

Лиса и аистНе делай зла: иначе, учит басенка,Тебе твои же плутни будут карою.Лиса к обеду пригласила аиста(Гласит молва) и на тарелку плоскуюПохлебки жидкой налила, которуюНе склюнуть было аисту голодному.Ответный пир готовя, аист кашеюКувшин наполнил и , клюв туда просунувши,Наелся сам, замучив гостью голодом.И так сказала птица перелетнаяЛисе, края кувшина тщетно лижущей:"Кто дал пример - терпи от тех, кто брал пример.

ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, мы охватили взглядом целую эпоху духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций. Это было царство мифа, созданное воображением человека. Воображение - великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало "Илиаду" и "Рамаяну", "Эпос о Гильгамеше" и "Энеиду". Воображение создает свой "идеальный мир", исходя из жизни, наблюдая закономерность, компонуя, видоизменяя реальные лики мира и запечатлевая их в искусстве.Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные в литературных образах, они волнуют нас как вечная и неугосимая мечта о прекрассном. Литература древнего мира - наше общее богатство - сокровищница созданий человеческого гения.

 

1.С.Д.Артамонов "Литература древнего мира", Москва,"Просвещение",19882.Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова "Античная литература. Рим.

alexlat.ucoz.ru

Литература древнего мира

Литература древнего мира

Поэзия Древнего Египта(в переводах Анны Ахматовой и Веры Потаповой)Из персидско-таджикской поэзии"Золотые стихи" пифагорейцевХалиль Джебран. ПророкДжалаладдин Руми. Китаб ал-Маснави (Книга двустиший)Плутарх. АгесилайЭпос о ГильгамешеГуру Арджан. Утренняя молитва сикховМарк Аврелий. РазмышленияКсенофонт. Киропедия (Отрывки) (Пер.Г.А.Янчевецкого)Квинт Гораций Флакк. Наука поэзииГораций. О поэтическом искусстве (Пер.А.А.Фета)Гораций. Из эподовКвинт Гораций Флакк. ПосланияКвинт Гораций Флакк. Юбилейный гимнКвинт Гораций Флакк. ЭподыГораций. ОдыВ.Дуров. Поэт золотой серединыПриложениеКвинт Гораций Флакк. ОдыКвинт Гораций Флакк. СатирыГораций. Послание к Писонам об искусстве поэзии (Отрывки) (Пер.А.В.Артюшкова)Гай Светоний Транквилл. Жизнеописание ГорацияСиленциарий. ЭпиграммыМарк Аврелий Олимпий Немесиан. Эклога II (отрывки) (Пер.Ф.А.Петровского)Марк Аврелий. Отрывки из дневниковКаллимах. ЛирикаКорнелий Тацит. ОтрывкиН.Османов. Руми (Предисловие к сборнику стихов, 1957г.)Джалаладдин Руми. СтихиАрхилох. СтихотворенияГерод. Сваха, или СводняМ.Подземская. ГеродГерод. УчительГерод. Ревнивица; Башмачник; СонГерод. СводникГерод. Жертвоприношение АсклепиюДжебран. Афоризмы из сборника "Песок и пена"Джебран Халиль Джебран. Из книги "Безумец. Его притчи и стихи"Платон. ДиалогиПлатон. Пир (Отрывок) (Пер.С.А.Жебелева)Платон. ПирПлатон. ПослезакониеПлатон. ГосударствоПлатон. ЗаконыПлатон. Федр (Отрывок) (Пер.С.А.Жебелева)Платон. Апология СократаЭсхил. Агамемнон (перевод Вяч.Иванова)Эсхил. Отрывки из трагедии "Хоэфоры" (Перевод А.Пиотровского)Эсхил. ПросительницыЭсхил. Отрывки из трагедии "Агамемнон" (Пер.С.И.Радцига)Эсхил. Агамемнон (перевод С.Апта)Эсхил. Плакальщицы (хоэфоры) (перевод Вяч.Иванова)Эсхил. Жертва у гроба (перевод С.Апта)Эсхил. ПерсыЭсхил. Семеро против ФивЭсхил. Эвмениды (перевод С.Апта)Эсхил. Эвмениды (перевод Вяч.Иванова)Эсхил. Персы (Отрывок) (Пер.А.Пиотровского)Эсхил. Прометей прикованный (отрывки) (Пер.В.О.Нилендера)Эсхил. Прикованный ПрометейЭсхил. Прометей прикованныйСафо. Лира, лира священнаяСапфо. Мелика.[Вокальная лирика]Анакреонт. СтихотворенияАнакреонт. МеликаАнакреонтикаАнакреонт. СтихотворенияНевий. Отрывки из комедийКсенофан. ФрагментыПетроний Арбитр. СатириконЦицерон. ОтрывкиАммиан Марцеллин. 31 книга прошлых событий (Отрывки)Гай Гракх. ОтрывкиПакувий и Акций. ФрагментыТибулл. ЛирикаСенека. Отыквление (Отрывки) (Пер.И.Холодняка)Луций Анней Сенека. О блаженной жизниЛуций Анней Сенека. Нравственные письмаСенека. ЭпиграммыЛуций Анней Сенека: об автореЛуций Анней Сенека. ФедраЛуций Анней Сенека. ОктавияL.ANNAEI SENECAE. PHAEDRAСенека. Октавия (Отрывки) (Пер.С.Соловьева)Сенека. ПисьмаСенека. Медея (Отрывки) (Пер.С.Соловьева)Сенека. Федра (Отрывок) (Пер.С.Соловьева)Исократ. Панегирик (Пер.Н.Ф.Дератани)Эсоп. БасниЭзоп. БасниГай Юлий Цезарь. ОтрывкиЮвенал. СатирыАвсоний. Мозелла (отрывки) (Пер.А.В.Артюшкова)Алкей. Мелика.[Вокальная лирика]Древнейшая римская литератураФеогнид. ЛирикаМимнерм. ЛирикаГиппонакт. ЛирикаКаллин. ЛирикаВакхилид. Хоровая лирикаИвик. Мелика.[Вокальная лирика]Пиндар. Хоровая лирикаДионис и разбойникиРимская литература (приблизительно) второй половины II века и первой половины I века до н.э.Греческая древнейшая литератураАрхилох. ЛирикаСолон. ЛирикаГимн к Гермесу (Отрывки) (Пер.В.В.Вересаева)Война мышей и лягушек (Батрахомиомахия)Симонид. Хоровая лирикаЛеонид. ЭпитафииВергилий. МоретумВергилий Марон Публий. БуколикиВергилий. Георгики (Отрывки)Вергилий. Энеида (Отрывки)Асклепиад. ЭпиграммыАристофан. Лягушки (Отрывки) (Пер.Н.Цветкова)Аристофан. МирАристофан. Лисистрата (Отрывки) (Пер.А.Пиотровского)Аристофан. ОблакаАристофан. Всадники (отрывки) (Пер.А.Станкевича)Геродот. Поликрат (Отрывки) (Пер.Ф.Г.Мищенко)Тит Макций Плавт. ПривидениеТит Макций Плавт. Хвастливый воинПлавт. Куркулион (Отрывок) (Пер.Ф.А.Петровского и С.В.Шервинского)Тит Макций Плавт. АмфитрионТит Макций Плавт. КладТит Макций Плавт. КуркулионТит Макций Плавт. ПсевдолТит Макций Плавт. ШкатулкаТит Макций Плавт. ПерсТит Макций Плавт. ПленникиТит Макций Плавт. ВакхидыТит Макций Плавт. ОслыТит Макций Плавт. КанатТит Макций Плавт. КупецТит Макций Плавт. ПуниецТит Макций Плавт. Два Менехма (пер.А.Артюшков)Тит Макций Плавт. СтихТит Макций Плавт. ЭпидикТит Макций Плавт. Три монетыТит Макций Плавт. КасинаТит Макций Плавт. ЧемоданТит Макций Плавт. ГрубиянМ.Позднев. Театр Плавта. Традиции и своеобразиеТит Макций Плавт. Два Менехма (пер.С.Радлова)Гесиод. О происхождении богов (Теогония)Гесиод. Работы и дниИосиф Флавий. Иудейская войнаФукидид. Из речи Перикла над могилами воинов (Пер.Ф.Г.Мищенко и С.А.Жебелева)Плиний Младший. ПисьмаГай Саллюстий Крисп. ОтрывкиПроперций. ЛирикаГелиодор. Эфиопика (Отрывки) (Пер.А.Егунова)Публий Овидий Назон. МетаморфозыС.Ошеров. Лирика и эпос ОвидияВ.Левик. О поэте-переводчике Сергее Васильевиче ШервинскомОвидий. ЛирикаПублий Овидий Назон. Скорбные элегииОвидий. Лирика (Пер.А.А.Фета)Публий Овидий Назон. Любовные элегииСофокл. Следопыты (Пер.Ф.Ф.Зелинского)Генеалогические таблицы мифологических персонажей, упоминаемых СофокломСофокл. Эдип в Колоне (Пер.Ф.Ф.Зелинского)Софокл. Антигона (Отрывки) (Пер. В.О.Нилендера и С.В.Шервинского)Софокл. Филоктет (Пер.С.В.Шервинского)Софокл. Антигона (пер.Д.С.Мережковского)Софокл. Электра (Пер.Ф.Ф.Зелинского)Софокл. Аякс (Пер.С.В.Шервинского)Жизнеописание СофоклаСофокл. ФрагментыСофокл. Антигона (Пер.Ф.Ф.Зелинского)Софокл. Антигона (пер.С.Шервинского, Н.Познякова)Софокл. Трахинянки (Пер.С.В.Шервинского)В.Ярхо. Софокл и его трагедииСофокл. ЭлектраСофокл. Царь ЭдипСофокл. Филоктет (Пер.Ф.Ф.Зелинского)Софокл. Аякс (Пер.Ф.Ф.Зелинского)В.Н.Ярхо. Ф.Ф.Зелинский - переводчик СофоклаСофокл. Трахинянки (Пер.Ф.Ф.Зелинского)В.Н.Ярхо. Трагический театр СофоклаСофокл. Царь Эдип (Пер.Ф.Ф.Зелинского)Античные свидетельства о жизни и творчестве СофоклаСофокл. Эдип в Колоне (Пер.С.В.Шервинского)Демосфен. Вторая речь против ФилиппаДемосфен. Из третьей речи "Против Филиппа" (Пер.С.И.Радцига)Песни Шираза (Персидская народная поэзия в переводах А.Ревича)Марциал. ЭпиграммыФеогнид. СтихотворенияЛукан. Фарсалия (отрывки)Лукиан. О кончине Перегрина (Отрывки) (Пер.Н.П.Баранова)Лукиан. Разговоры богов (Отрывки)Лукиан. Похвала мухеЛукиан. Прометей, или КавказЛукиан. Разговоры в царстве мертвых (Отрывки)Лукиан. Александр, или лжепророк (Отрывки) (Пер.Д.В.Сергеевского)Лукиан. Правдивые истории (Пер.К.В.Тревер) (Отрывки)Апулей. Метаморфозы, или Золотой оселФахриддин Гургани. Вис и РаминЛукреций. Из поэмы "О природе вещей"Тит Ливий. ОтрывкиЛисий. Из речи "Об убийстве Эратосфена" (Пер.С.И.Соболевского)Лонг. Дафнис и Хлоя (Отрывки) (Пер.С.П.Кондратьева)Феокрит. Идиллии (Отрывки) (Пер.М.Е.Грабарь-Пассек)Феокрит. СтихотворенияМенандр. Жалоба девушкиВ.Н.Ярхо. Менандр - поэт, рожденный зановоМенандр. ГеройМенандр. Третейский судАнтичные свидетельства о жизни и творчестве МенандраМенандр. Горанский папирусМенандр. КарфагенянинМенандр. Комедии, известные по цитатам у античных авторовИзречения МенандраМенандр. ОдержимаяМенандр. Папирусы ДидоМенандр. Маски средней и новой комедииМенандр. ОстриженнаяМенандр. Девушка из ПеринфаМенандр. Гамбургский папирусМенандр. Отрезанная косаМенандр. КифаристМенандр. НенавистныйМенандр. Антиноопольский папирусМенандр. Самиянка (пер.А.Парина)Менандр. ГидрияМенандр. БрюзгаМенандр. Двойной обманМенандр. Каирский папирусМенандр. Женщины, готовые к смертиМенандр. СикионецМенандр. Самиянка (пер.Г.Церетели)Менандр. ПривидениеМенандр. ЛьстецМенандр. ЩитМенандр. ЗемледелецТеофраст. ХарактеристикиФеофраст. ХарактерыTEофPаст. Характеры (Пер.В.Смирина)Харитон. Повесть о любви Херея и КаллироиТиртей. ЛирикаТиртей. ЛирикаЛуцилий. Отрывки из произведенийТеренций. ФормионГай Светоний Транквилл. Жизнеописание ТеренцияТеренций. ЕвнухОтрывки из несохранившихся комедий Римской паллиатыТеренций. СвекровьТеренций. Девушка с АндросаТеренций. БратьяВ.Ярхо. Драматургия Теренция: Уроки ЧеловечностиТеренций. СамоистязательГомер. ИлиадаГомер. ОдиссеяГомер. Приключения Одиссея (Пересказ для детей Н.А.Куна)Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре (сойращенный перевод)Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре (пер.Н.Заболоцкий)Бабарахим Машраб. ИзбранноеЭнний. Из драматических произведений (Отрывки)Энний. Анналы (Отрывки)Эпиктет. АфоризмыЭпиктет. В чем наше благо?Персий. СатирыАристотель. Никомахова этикаАристотель. МетафизикаАристотель. РиторикаАристотель. Поэтика (Отрывки) (Пер.В.Аппельрота)Аристотель. КатегорииАристотель. ФизикаКатулл. ЛирикаПлутарх. Пелопид и МарцеллПлутарх. Антоний (Отрывки) (Пер.Алексеева)Плутарх. АратПлутарх. Деметрий и АнтонийПлутарх. Фокион и КатонПлутарх. Солон и ПопликолаПлутарх. Александр и ЦезарьПлутарх. Перикл и Фабий МаксимПлутарх. Сравнительные жизнеописания. Указатель именПлутарх. Тесей и РомулПлутарх. Серторий и ЭвменПлутарх. Агид и Клеомен и Тиберий и Гай ГракхиПлутарх. Демосфен и ЦицеронПлутарх. Аристид и Марк КатонПлутарх. ОтонПлутарх. АртаксерксПлутарх. Никий и КрассПлутарх. Эмилий Павел и ТимолеонтПлутарх. Сравнительные жизнеописания. Хронологическая таблицаПлутарх. Гай Марий и ПиррПлутарх. Гай Марций и АлкивиадС.С.Аверинцев. Добрый Плутарх рассказывает о героях, или счастливый брак биографического жанра и моральной философииПлутарх. Тесей и РомулПлутарх. Филопемен и ТитПлутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума ПомпилийПлутарх. Фемистокл и КамиллПлутарх. Агесилай и ПомпейПлутарх. Алкивиад и Гай Марций КориоланПлутарх. ГальбаПлутарх. Ликург и НумаПлутарх. Кимон и ЛукуллПлутарх. Лисандр и СуллаФедр. БасниКлавдиан. ЛирикаЕврипид. Вакханки (Перевод Иннокентия Анненского)Еврипид. ЕленаЕврипид. Ифигения в ТавридеЕврипид. РесЕврипид. Ифигения в АвлидеВ.Н.Ярхо. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедииЕврипид. ГекубаЕврипид. КиклопЕврипид. ГераклидыЕврипид. ИпполитЕврипид. МедеяЕврипид. ГераклЕврипид. ОрестЕврипид. ИонЕврипид. ФиникиянкиЕврипид. УмоляющиеЕврипид. АлькестаЕврипид. Вакханки (перевод Ф.Ф.Зелинского)М.Л.Гаспаров. Еврипид Иннокентия АнненскогоЕврипид. ЭлектраГенеалогические ТаблицыЕврипид. ТроянкиЕврипид. Андромаха

ancient.odn.org.ua

Том 1. Литература Древнего мира (doc)

Сергей Сергеевич Аверинцев   Елеазар Моисеевич Мелетинский   Павел Александрович Гринцер   Илья Шолеймович Шифман   Вячеслав Всеволодович Иванов   Татьяна Адольфовна Миллер   Николай Иосифович Конрад   Михаил Леонович Гаспаров   Виктор Ноевич Ярхо   Мария Евгеньевна Грабарь-Пассек   Юрий Борисович Виппер   Вероника Константиновна Афанасьева   Михаил Александрович Коростовцев   Иосиф Самуилович БрагинскийРедсовет Редактор: Георгий Петрович Бердников История всемирной литературы в девяти томах - 1Том 1. Литература Древнего мира 6Mиздано в 1983 г. НаукаДобавлена: 26.03.2012

Аннотация

История всемирной литературы — многотомное издание, подготовленное Институтом мировой литературы им. А.М.Горького и рассматривающее развитие литератур народов мира с эпохи древности до начала XX века.

По первоначальному плану, история должна была состоять из 10 томов. Однако к началу выхода издания 10 том (литература с 1945 по 1960-е годы) был изъят из плана и заменен «развернутым заключением» к 9 тому.

Содержание

• Том I посвящен развитию мировой литературы с древнейших времен, от ее фольклорных истоков, до начала н. э. В томе анализируются как ранние литературы Азии и Африки, так и сменившие их и отчасти впитавшие в себя их достижения классические литературы Азии (китайская, индийская, иранская, еврейская) и европейской античности (греческая и латинская).• Том II охватывает период со II—III вв. н. э. до XIII — начала XIV в., т. е. Раннее и Зрелое Средневековье. В нем детально исследуется процесс радикального преобразования литературных традиций Древности и становление словесности у молодых народностей; показывается, как в результате сложного взаимодействия этих двух начал развивается литература нового типа — средневековая литература.• Том III воспроизводит картину мировой литературы от конца XIII — начала XIV в. до рубежа XVI—XVII столетий. В нем широко представлена литература европейского Возрождения — эпохи, определенной Ф. Энгельсом как «величайший прогрессивный переворот, из всех пережитых до этого человечеством» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 345) и подробно охарактеризована судьба гуманистических тенденций в литературах народов Востока.• Том IV охватывает литературу XVII столетия. Авторы тома прослеживают, как основной общественный конфликт эпохи — столкновение между силами, стремящимися сохранить господство средневековых устоев, и тенденциями прокладывающего себе путь Нового времени — своеобразно преломляется в литературе различных регионов мира.• Том V посвящен XVIII в.• Том VI дает картину мировой литературы от Великой Французской революции до середины XIX в. В нем показано, как неуклонное расширение международных литературных связей приводит к тому имеющему огромное историческое значение качественному скачку в развитии мировой художественной культуры, который, как уже упоминалось, был отмечен классиками марксизма в «Манифесте Коммунистической партии».• Том VII посвящен литературному процессу второй половины XIX в.• Том VIII охватывает развитие мировой литературы от 1890-х и до 1917 г., т. е. в эпоху становления империализма и в канун пролетарской революции.• Том IX воспроизводит картину мировой литературы от Великой Октябрьской социалистической революции до окончания второй мировой войны.

Всего с 1983 по 1994 годы вышло 8 томов, хотя на титульном листе неизменно стояло «в 9 томах»; 9-й том, посвящённый литературе 1917—1945 годов, так и не увидел свет, хотя был подготовлен (как сообщается в предисловии к 8 тому, в связи с процессом «коренной переоценки» многих явлений литературы советского периода, решено было его не публиковать). В первом томе «Истории всемирной литературы» рассматривается развитие литератур мира с древнейших времен, от их фольклорных истоков, до рубежа старой и новой эры. В томе излагается как бы «завязка» мирового литературного процесса, иначе говоря: не только его начало, но и исходные стимулы и тенденции. Показано, как художественно осознается проблема отношений личности и коллектива, божества и человека на ранних этапах развития литературы. От образа «культурного героя» в древнем фольклоре до мотивов богоборчества в мифологии и классическом эпосе (древнегреческие титаны, древнеиранские борцы против дэвов, Гильгамеш и Иаков, Арджуна и Гунь), от осознания возможностей и прав индивидуума (особенно в древнегреческой литературе, но также в иранском и индийском эпосе, в древнеегипетской и вавилонской светской лирике) до представлений о всеобщей справедливости и духовной независимости в религиозно-художественной литературе раннего христианства, буддизма, манихейства, конфуцианства — таковы некоторые из основных ступеней и черт отражения гуманистической идеи в древней литературе, во многом определившие и характеризовавшие ее развитие. Первый том охватывает литературы Европы, Азии и Африки, прошедшие разновеликие отрезки в своем развитии. Так, например, литературы Древнего Египта и Месопотамии прошли полный цикл своего развития и окончательно оформились как историческое целое в пределах эпохи, рассматриваемой в томе, а развитие литератур Ирана, Индии и Китая в это время только началось, и им предстоял еще сложный и противоречивый путь, на котором порой сохранялась непрерывность языка и традиции (китайская литература), а порой эта традиция в большей или меньшей степени была нарушена (индийская, иранская литературы). Специфика и существенные отличия каждой из отдельных литератур, история которых излагается в первом томе, обусловлены также различиями во времени существования, социальными, этническими, политическими особенностями и т. п. Вместе с тем возможность и целесообразность рассмотрения этих литератур в пределах одного тома, помимо общей хронологической рамки, предполагает, что все они относятся в основном к эпохе первобытнообщинного (со времени появления элементов художественного мышления) и классового, преимущественно рабовладельческого, строя. Все это, безусловно, сказалось на общности ряда черт и моментов в истории литератур. Не менее важно выделение типологических связей и отношений между рассматриваемыми литературами. С этой точки зрения заслуживает внимания сравнение мифологических представлений разных народов, а также так называемых «священных книг» (Веды — в Индии, Авеста — у иранцев, Библия — у древних евреев), каждая из которых сама по себе составляет целую литературу, тесно связанную с устной народной поэзией. Это сравнение позволит не только установить черты типологической общности в названных литературах, но и обнаружить некоторые недостающие звенья в ряде других литератур. Не менее показательно типологическое сопоставление различных форм классического эпоса («Илиада», «Одиссея», «Эпос о Гильгамеше», «Махабхарата», «Рамаяна», фрагменты иранского эпоса), архаических жанров лирики (особенно у греков, египтян, китайцев), басни (египетской, вавилонской, греческой, индийской), древних метрических систем, художественных приемов создания образа и т. п. Древние литературы группируются на основе внутренних, более тесных, зональных связей и влияний в ареалы: Евро-афро-азиатский (египетская, шумерская, семитские, хеттская, греческая и римская литературы), Южноазиатский, иначе Средневосточный (индийская и иранская литературы) и Восточноазиатский, иначе Дальневосточный (китайская литература). Это деление на ареалы, а также характер развития каждой из литератур Древнего мира определили построение первого тома «Истории всемирной литературы».

Впечатления о книге:  

Прочитавшие эту книги читали:

lib.rus.ec


Смотрите также