«Как древние люди общались друг с другом». Общение древних людей
Древнейшие люди
Материальная культура и формы общения древнейших людей
Древнейшие люди появились в эпоху межледниковую, когда ледник, в начале четвертичного геологического периода покрывавший север Европы, Азии и Америки, отступил и установился климат гораздо более теплый, нежели в наше время. Европа тогда была покрыта тропическими лесами, здесь водились слоны и носороги.
Первые люди жили обычно на деревьях, лишь время от времени спускаясь на землю, где им угрожала смерть от хищных животных. У них не было ни жилища, как и не было одежды. Кроме примитивных дубин и необработанных камней, орудием им служило кремневое ручное рубило — массивное орудие миндалевидной формы, достигавшее 20 см длины и весом в 2 кг. С помощью другого камня оно было оббито с обеих сторон. Такое ручное рубило являлось орудием универсальным: оно служило для грубой обработки деревянных палок, для охоты на мелких животных, для защиты от диких зверей. Основным занятием было преимущественно собирательство готовых продуктов природы. Люди питались плодами, орехами, корнеплодами, ловили мелких животных.
Выделившись изначально из животного царства, в историю люди вступили еще в состоянии полу животном: дикие, беззащитные перед природными силами, не осознающие еще свою, собственную силу, они, как и животные были бедны, и производили больше их лишь ненамного. Первобытный человек совершенно полностью был напуган трудностью существования, бессилен в борьбе с природой.
И в таких условиях люди были вынуждены сообща работать, чтобы избежать голодную смерть и не стать добычей соседних обществ, либо хищных животных. Первобытные люди жили стадами; в этих стадах не существовало ни разделения труда, ни какого-либо расчленения общества, ни неравенства; не было ни брака, ни семьи, господствовал промискуитет, т. е. неупорядоченное половое общение. Если все члены стада рассматривались как «свои», то все, кто стоял вне стада, все «чужие», считались врагами.
Древнейшие памятники человеческой деятельности, относящиеся к нижнему палеолиту, обнаружились при раскопках в Армении на холме Сатани-дар.
В конце нижнего палеолита климат на земле подвергся значительным изменениям: период межледниковья кончился, и снова стал надвигаться ледник — приближалась пора третьего (максимального) оледенения; в Восточной Европе ледник спускался двумя колоссальными языками по Днепру и по Дону до Киева и Воронежа. В Европе появились хвойные леса и представители северной фауны — покрытые шерстью мамонт и сибирский носорог, — установились тундровые климатические условия. Животные тропических лесов либо вымерли, либо отступили на юг. В отличие от них люди смогли устоять перед наступлением холодов; они выдержали ухудшение климата только потому, что сумели найти новые средства для борьбы с природой.
Человек в то время, которое археологи называют средним палеолитом, научился пользоваться огнем. Возможно, что сперва люди научились пользоваться и научились хранить естественный огонь, а затем стали добывать огонь с помощью трения о кусок дерева деревянной палочки, в результате чего получались тонкие стружки, которые от трения нагревались и потом тлели. К ним подводили трут, изготовленный из волокон шерсти или растений, он возгорался, а затем огонек раздували в пламя. Трудность добывания огня заставляла первобытных людей поддерживать неугасимый огонь.
Использование огня имело огромное значение: огонь человеку давал защиту от диких животных и от холода, пищу есть позволял не в сыром, а в жареном виде. Добывание огня впервые человеку доставило превосходство над определенными силами природы и отделило тем самым окончательно от животного царства.
Люди в это время уже окончательно спускаются с деревьев на землю. Жилищем для них часто служат в это время пещеры, в которых они ищут спасения от холода и хищников. Изменилась и техника в обработке камня: люди в различных странах разными путями подходили к изготовлению более мелких и тонких орудий, нежели массивные рубила нижнего палеолита. Основными орудиями среднего палеолита были легкие остроконечники, пригодные для прокалывания и резания, и скребла, с их помощью можно было скоблить шкуры убитых животных.
Изменилась хозяйственная деятельность: основным занятием первобытных людей становится охота на крупных животных (оленей, быков, диких лошадей, а позднее — мамонтов). Эта охота могла осуществляться лишь коллективно и приводила к укреплению общности в первобытном стаде. Охотничьим оружием служили рогатины и копья, острия которых для большей твердости обжигались на огне, а также бола, представляющие собой ремни с прикрепленными на конце камнями; люди метали бола, стараясь запутать ремнями ноги бегущих животных.
Охота, связанная с «удачей», естественно, не могла быть единственным источником существования человека, и собирательство по-прежнему продолжало сохранять большую значимость.
Охота на крупных животных человеку давала мясную пищу, причем люди среднего палеолита могли уже есть мясо не сырым, а поджаренным на огне (впрочем, иногда они по-прежнему ели сырое мясо). Мясная пища подразумевает новый важнейший шаг в преобразовании человека, ибо в ней содержатся в виде почти готовом почти все вещества, которые нужны организму человека. Кроме того, из шкур животных люди научились приготовлять примитивную одежду, необходимую в условиях похолодания.
Тогда же изменялись и общественные отношения в человеческом стаде. Появилось первое разделение труда — разделение по поло-возрастному принципу. Мужчины становятся охотниками, тогда как женщины и дети занимаются собирательством.
Накопление производственного опыта приводило к развитию человеческого сознания и речи.
Мясная пища, накопление производственного опыта и развитие речи — все это изменяло и сам физиологический тип человека.
Человек среднего палеолита, так называемый неандерталец (от находки 1856 г. в Неандертале, близ Дюссельдорфа), представлял собой значительно более развитой тип, нежели найденные ранние виды ископаемых людей. Емкость черепа неандертальца (1400 куб. см) уже приближается к размерам черепа современного человека.
По многочисленным находкам целых скелетов неандертальцев ученые пытались восстановить их облик, который имел якобы обезьяньи, звериные черты.
Но все эти попытки были предположительными, так как ученые не могли в большей или меньшей степени точно восстановить мышцы лица и головы. Эту задачу с успехом разрешил русский ученый М. М. Герасимов, который является одновременно и скульптором.
Он установил закономерности, существующие между костным черепом и мягкими тканями лица, и проверил их на опыте: восстанавливал лица по черепам людей, портреты которых сохранились, не глядя на эти портреты, и всегда оказывалось, что реконструкция М. М. Герасимова имеет полное сходство с портретом. Герасимов восстановил таким путем лица синантропов и неандертальцев. В синантропе действительно было еще много обезьяньих черт, но неандертальцы имели уже вполне человеческий облик.
Особенностью его была посадка головы, которая была пропорционально больше современной и выдвинута вперед, так что получалась сутулая фигура, но черты лица были уже вполне человеческие, также и вся посадка фигуры и форма рук. Ноги его были обращены носками внутрь, как это и теперь имеет место у племен, занимающихся охотой; походка неандертальцев, вопреки утверждениям археологов, была вполне устойчивой.
informvest.ru
«Как древние люди общались друг с другом»
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие №14
Тема: «Как древние люди общались друг с другом»Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.
Задачи:
Обучающая задача: Показать значение общения между людьми. Раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма;
Развивающая задача: Развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения, развивать мелкую моторику, пространственные представления.
Воспитательная задача: Воспитывать любовь к языку, уважение к прародителям.
Оборудование: Письмо Пиши-Читая, барабан, верёвочки с узелками разных цветов, береста, пластилиновые дощечки для рисунков детей, палочки, книга Киплинга «Как было написано первое письмо». Презентация.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо из страны «Пиши-Читай»
Письмо Пиши-Читая.
Дорогие ребята. Сегодня я предлагаю вам настоящее путешествие в прошлое. Где люди еще совсем не могут писать и читать. Я думаю вам будет интересно узнать как же люди общались друг с другом на расстоянии, если они не знали грамоты, не умели писать. Надеюсь ваше путешествие будет интересным и поучительным. Счастливого пути. Ваш друг, Пиши-Читай.
И так, ребята, сегодня Пиши-Читай приглашает нас отправиться в путешествие в прошлое. Вы хотите? (Да).
Рассаживайтесь на коврике, скоро на этом месте у нас появится машина времени.
Ребята, как можно общаться друг с другом, когда находишься, друг от друга далеко-далеко? (дети высказывают свое мнение; подвести к ответу: пишем письма)
Воспитатель:
Вы хотите научиться писать?
Как вы думаете, легко это или сложно?
А человечеству легко было научиться писать?
(дети высказывают свое мнение)
Знаете, кто изобрёл письменность и когда это произошло? (Нет)
Сегодня мы это обязательно узнаем.
Воспитатель: Как же люди обходились без письма? Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома, не было ни одного города, даже маленьких поселков не было, люди жили в пещерах. Но там жили не только люди. Кого ещё можно было встретить в этих пещерах? (ответы детей)
Долго ли, коротко ли, но древние люди выселили древних животных из своих пещер. Но давайте обо всем по порядку.
Воспитатель: Садимся в машину времени, закрываем глаза и летим в те времена (звучит музыка, закрываются жалюзи, включается презентация) (Слайд1) Воспитатель: Теперь мы с вами древние люди. (Слайд2). Оглядитесь по сторонам, что мы видим? (ответы детей)
Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапин, которые сделали дикие животные, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму.
Воспитатель:
А чем люди отличаются от животных? (рассуждения детей; подвести к ответу, что люди между собой умеют общаться)
Что значит «общаться»?
А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко? (рассуждения детей)
Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение? (рассуждения детей)
Воспитатель: Использовались разные сигналы: вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям.
Посмотрите на рисунки (Слайд 3). Если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко - враг близко, тревога).
А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана. Он называется «там-там» (Слайд 4). Два удара – приветствие (показ), частая дробь – тревога (показ). Давайте послушаем, как звучит «там-там. А теперь, давайте и мы с вами попробуем себя в роли индейцев. Динамическая пауза.
И будет враг бежать. бег на местеВоспитатель: Молодцы, помогли соседнему племени. А теперь посмотрите на эти ленточки (раздать ленточки с узелками). Как вы думаете, так можно общаться? (Слайд 5) Что можно сообщить таким способом? (рассуждения детей)
Воспитатель: Многие племена завязывали узелки разных цветов, так передавали важные сведения. Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны? (рассуждения детей)
Воспитатель: Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот на экране одно из первых писем. (Слайд 6). Но оно не обычное – его нарисовала давным-давно маленькая девочка. Конечно, не на бумаге. А на бересте. Что это такое? Береста – это верхний слой коры берёзы (береста раздается детям). Раньше её использовали для написания записок. Посмотрите, как можно снять тонкий слой с бересты. На что он похож. (похож на бумагу). Попробуйте сами.
Вернёмся к записке. Девочка Таффи несла её маме. Что на ней изображено? (рассуждения детей). Почему столько разных мнений у нас появилось? Такие рисунки древние люди оставляли везде, где бывали.
(Слайд 7). По ним учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена.
Воспитатель: О девочке Таффи рассказал детям писатель Киплинг. Называется история «Как было написано первое письмо». Папа Таффи сломал копьё на рыбалке, попросил принести девочку новое копьё, а малышка нарисовала записку и передала через незнакомца маме. Все «прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было дело, было очень смешно. Папа сказал Таффи, что такие записки – великое открытие и придёт день, когда люди назовут его умением писать.
Вот так, или почти так, появилось рисуночное письмо. Это произведение мы прочитаем с вами позже, а пока давайте вспомним, как же древние люди общались друг с другом?
Воспитатель: Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом. Пиши-Читай приготовил для вас сюрприз: дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки. (раздаются дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма)
Воспитатель: Давайте попробуем прочитать письмо получившиеся у вас письма. (взять дощечку одно из детей и попросить прочитать 3-4 человек). Правильно мы поняли?
Воспитатель:
Какими способами общались древние люди?
Удобны эти способы?
Молодцы. А нам с вами пора возвращаться. Понравилось вам наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
ologike.ru
Древние люди общались через "наскальные соцсети"
Как выяснили ученые, первая социальная сеть появилась несколько сотен тысячелетий. И самое удивительное, что один из древнейших таких ресурсов был обнаружен на территории России. Британские ученые обнаружили в РФ - в районе Белого моря - и в Норвегии первобытные рисунки, которые, по их мнению, были аналогами современных социальных сетей, пишет "Эхо Планеты".
Читайте: Археологи доказали существование древнего Вифлеема.
По словам археолога из Кэмбриджа Марка Сепуэлла, эти "полотна" далеко не маленькие - каждое размером примерно с футбольное поле. Как выяснили эксперты, с их помощью древние общались друг с другом. В частности, на камнях выполнены рисунки, которые давали возможность накапливать различные знания: люди изображали сцены охоты, строительство жилища.
Также по теме: Был ли самый древний рисунок эротическим?
Ученые уверены, что наши предки возвращались к этим изображениям вновь и вновь, отвечая на них своей графикой: человеку с самого возникновения социума очень важно было чувствовать связь с другими людьми, общаться, отмечает Uralstudent. Всего британские специалисты исследуют порядка 2500 рисунков. Археологи разделяют рисунки на слои, чтобы понять, как со временем менялось сознание людей и как происходило общение. Кстати, позже подобная коммуникация стала мобильнее, перейдя со скал на предметы быта. Различные инструменты с рисунками ученые нашли на берегах рек, что доказывает, что первобытные жители передвигались на лодках.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Апокалипсис 2012
www.pravda.ru
Способы общения древних людей.
способы общения древних людей
Окружающий мир
1 класс
Первая теория-люди произошли от обезьяны.
Вторая теория говорит о том, что в создании человека участвовали высшие силы.
Для общения древние люди использовали наскальные рисунки, огонь, язык жестов.
Индейцы при помощи огня оповещали сородичей об опасности.
Древние люди жили в пещерах и оставили много посланий на скалах.
Спасибо за внимание!
multiurok.ru
Конспект досуга в подготовительной к школе группе Как древние люди общались друг с другом?
Конспект досуга в подготовительной к школе группе «Как древние люди общались друг с другом»
цель
1. познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях; 2. показать значение общения между людьми; 3. воспитывать любовь к языку, уважение к прародителям; 4. развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения; 5. раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма; 6. развивать мелкую моторику, пространственные представления.
Оборудование:
Барабан, верёвочки с узелками разных цветов, «письмо» девочки Таффи, береста, пластилиновые дощечки для рисунков детей, палочки. картины с изображением пещер с «царапинами» медведей, древних людей, рисунками индейцев около костров, индейцев с барабанами и узелковыми «сообщениями».
Ход занятия:
I. Орг.момент.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в прошлое. Рассаживайтесь на коврике поудобнее, скоро на этом месте у нас появится машина времени.
II. Сообщение темы.
Как мы общаемся друг с другом, когда находимся далеко-далеко? (подвести к ответу: пишем письма) - Вы хотите научиться писать? - Как вы думаете, легко это или сложно? - А человечеству легко было научиться писать? - Знаете, кто изобрёл письменность и когда это произошло? - Сегодня на занятии мы узнаем, когда же появилась письменность.
III. Этапы развития письма.
- Но как же люди обходились без письма? Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: кого ещё можно было там встретить? Долго ли, коротко ли, но древние люди выселили древних Топтыгиных. - Давайте сядем в нашу машину времени, закроем глаза и полетим в те времена (звучит музыка, закрываются жалюзи, включается презентация с изображением пещер, затем слайд со «следами» от когтей медведей). - Теперь мы с вами древние люди. Оглядитесь по сторонам, что мы видим? - Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапин, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму. - А чем люди отличаются от животных? - Что значит «общаться»? - А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко? - Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение? - Использовались разные сигналы: вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд с индейцами у костра). Чем они отличаются? Да, если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко- враг близко, тревога) - А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана – там-тама (слайд с изображением там-тама). 2 удара (показ) – приветствие, частая дробь (показ) – тревога. Давайте с вами попробуем. Динамическая пауза. - Слышали сигнал тревоги? Скорее вставайте на помощь: Зовёт на помощь барабан шагаем по кругу Идём врагов прогнать Прогоним тут выпады вправо-влево, имитируем Прогоним там удары копьём И будет враг бежать. бег на месте – Тихо все сели. Молодцы, помогли соседнему племени. А теперь посмотрите на эти ленточки (раздать ленточки с узелками). Как вы думаете, так можно общаться? (слайд с древними людьми с «узелковыми сообщениями») Что можно сообщить таким способом? Многие племена завязывали узелки разных цветов, так передавали сведения о начале войны, рождении ребёнка и других событиях. Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны?
V. Рисуночное письмо.
- Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот у меня в руках одно из первых писем. Но оно не обычное – его нарисовала (да-да, я не ошибаюсь) давным-давно маленькая девочка. Конечно, не на бумаге. Что это такое? - Береста – это верхний слой коры берёзы (раздаю бересту детям), раньше её использовали для написания записок. Посмотрите, как можно снять тонкий слой с бересты. На что он похож. Попробуйте сами. - Вернёмся к записке. Девочка Таффи несла её маме. Что на ней изображено? - Такие рисунки древние люди оставляли везде, где бывали. По ним учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена. Как вы думаете, о чём же здесь написано? - Почему столько разных мнений у нас появилось? - О девочке Таффи рассказал детям писатель Киплинг. Называется история «Как было написано первое письмо». Папа Таффи сломал копьё на рыбалке, попросил принести девочку новое копьё, а малышка нарисовала «записку» и передала через незнакомца маме. Все «прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было дело, было очень смешно. Папа сказал Таффи, что такие записки – великое открытие и придёт день, когда люди назовут его умением писать. Вот так, или почти так, появилось рисуночное письмо. Это произведение мы прочитаем с вами позже, а пока давайте вспомним, как же древние люди общались друг с другом?
Закрепление изученного материала.
- Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом. Я приготовила для вас сюрприз: дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки. (раздаются дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма) - Давайте попробуем прочитать письмо Коли. - Правильно мы поняли? (заслушиваем рассказ 3-4 детей).
VII. Итог занятия.
- Какими способами общались древние люди? - Удобны эти способы? - В следующий раз мы узнаем о возникновении алфавита.
primwiki.ru
Способы общения древних людей.
способы общения древних людей
Окружающий мир
1 класс
Первая теория-люди произошли от обезьяны.
Вторая теория говорит о том, что в создании человека участвовали высшие силы.
Для общения древние люди использовали наскальные рисунки, огонь, язык жестов.
Индейцы при помощи огня оповещали сородичей об опасности.
Древние люди жили в пещерах и оставили много посланий на скалах.