Древние руны славян. История происхождения славянских рун
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Руны древних славян. Древние руны славян


Руны древних славян | Гипотезы и факты

Руны

Руны древних славян были знаками письменности, но в понимании волхвов рунические значки имели еще и особый тайный магический смысл, потому применялись для некоторых видов гаданий (гадания на рунах) и колдовства. До нас дошли 18 славянских рун. Сколько их было всего — никто не знает.

Сейчас сведений о «магическом значении» рун имеется много больше, чем о славянских рунических текстах. Эти сведения мало связаны с исчезнувшими знаниями волхвов, т.к. в более поздние времена значительно дополнялись и переосмыслялись разными «колдунами», включая наших современных, которые нынче стали многочисленнее, чем в прежние языческие времена.

«Магический смысл» славянских рун в современном понимании нынешних российских колдунов, получивших государственные сертификаты Российской Федерации на истинность их колдовства.Примечание. В нынешней РФ от прежних 1,2 млн научных сотрудников осталось около 400 тыс. (наиболее разумные и знающие ученые убежали от российской реальности за границу), зато появилось уже более 300 тыс. сертифицированных колдунов, астрологов, ясновидцев, экстрасенсов и народных целителей.

МирФорма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.ЧернобогВ противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.АлатырьРуна Алатырь — это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.РадугаРуна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога — это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога — это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог… Древняя формула: «Делай, что хочешь, и будь, что будет» могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны:стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.НуждаРуна Вия — бога Нави, Нижнего Мира. Это — руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.КрадаСлавянское слово «Крада» означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада — это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного — того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада — очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.ТребаРуна Воина Духа. Значение славянского слова «Треба» — жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.СилаСила — достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой — один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.ЕстьРуна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву — расти, соки земли — течь по стволам деревьев, а кровь — быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.ВетерЭто — руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.БерегиняБерегиня в славянской традиции — женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини — это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.УдВо всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово «Уд») связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами — Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.ЛеляРуна связана со стихией воды, а конкретно — Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля — это руна интуиции, Знания вне Разума, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.РокЭто — руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.Эта руна единственная стала буквой нашего современного алфавита. А наша буква П, похожая на руну «Перун», — это греческая «пи».ОпораЭто руна оснований Мироздания, руна богов. Опора — это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.ДаждьбогРуна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога — рог изобилия, или, в более древней форме — котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также — удачное завершение какого-либо дела.ПерунРуна Перуна — бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, — могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.ИстокДля верного понимания этой руны следует знать, что Лёд — одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока (руна Льда) означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако, следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) — так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.

gifakt.ru

Славянские руны | WeaponHistory

Славянские руны

В различных источниках много раз упоминалось о родственных корнях германских и славянских языков. В сущности это один язык, имеющий две параллельные ветви, но за прошедшие столетия, изменившиеся до неузнаваемости. Но древняя основа этого языка проступает сквозь толщину нагромождений и изменений, происходящих и в наше время. Неоспорим факт, что славянские народы сохранили этот древний язык в его первозданном виде. Например, русское “хлеб” и производное от него “хлев” происходят от упомянутого древнего языка, однако, еще в первом тысячелетии от Рождества Христова германцы стали использовать современное bread. Исконно скандинавское “ярл” (знатный военачальник) происходит от древнего “орёл” — боевого прозвища сильнейшего воина в дружине; но до нашего времени существует только в славянских языках, в германских же, к примеру, английском — предпочитают “eagl”. Аналогичных примеров можно отыскать огромное количество. Одним из них является происхождение термина “руны”, которое мы рассмотрим подробнее.

Ставшее в наше время уже традиционным значение слова “руна” выделили и сформулировали ученые в конце минувшего века. Здесь по праву германское runa, rune, обозначает знак рунического письма, который неразрывно связан с готским “rыna” — “тайна” и древне-немецким глаголом “rыnen” (в современном немецком языке “raunen”), которое в переводе означает “шептать”. Особое разнообразие в толкование понятия “руна” внес Найджел Пенник, исключивший его североевропейское происхождение, исследовав значение данного слова в разных древних языках:

древне-кельтское “run” и средне-валлийское “rhin”, означающие“шепот”, “шептать”; современное ирландское “run” — “тайна”; шотландско-гэльское “run” — “жребий”.

Немного истории. В начале Х ст. на территории Болгарии жил монах Храбра, который написал изречение, о смысле которого научные споры дискуссии, продолжаются до сих пор, выражая противоречивые а подчас и диаметрально противоположные трактовки сказанного: “прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…”. Комментиро-вать или обсуждать изречение не будем, а вот запомнить его стоит. При тщательном исследовании названий славянских рек поражает наличие у большинства из них загадочного имени Руна. Причем происхождение этих названий в большинстве случаев мало изучено или неизвестно вообще. Однако тот факт, что старый славянский корень “рун”, является основой многих славянских слов: русское — “рана”, “ранить”, “рыть”; украинское “рилля” — “борозда”. По утверждению Жунковича, такой же корень углагола “рути” — “резать” и имени существительного “руна”, — “прорез”, “борозда” .

Славянские руныКорень слов “run/ran” означающий “резать”, “ранить” известен был и древним германцам, и используется в словах современного языка, однако удивляет отношение исследователей, которые игнорируют или отмахиваются от этого факта.

Например, всем известный наконечник копья из Дамсдорфа, изготовленный в начале I тысячелетия, имеет руническую надпись “RANJA”, что дословно означает “Пронзающий”, “Ранящий”, “Наносящий ранения”.

Исходя из этого , можно утверждать, что термин “руна” произошел от древнейшего славяно-североевропейского корня означающего “резать” (что вполне естественно), а появление европейских слов с таким же корнем, но означающих “тайна”, “говорить в тишине” – более позднее, вторичное, и связано с использованием в магии древних резаных знаков. Старинных рун.

Первые предположения о существования славянского рунического письма были высказаны еще в прошлом веке. Позже, при более тщательном исследовании и изучении одни из доказательств отнесли к глаголице, другие не подтвердили свою принадлежность к рунистике и отпали из-за несостоятельности, третьи сохраняют свои доводи и сейчас.

Поэтому сложно оспаривать свидетельство Титмара в описании славянского храма Ретры, где говорится о необычных надписях на идолах храма, сделанных “особыми” рунами, непохожими на германские. Глупо и безосновательно полагать, что Титмар, человек образованный и сведущий в данном вопросе, не узнал стандартный вид надписей младших скандинавских рун на идолах.

Так же Массуди в описании одного славянского храма, обращает внимание на незнакомые знаки, высеченные на камнях.

Ибн Фодлан, повествуя о славянах живших в конце I тысячелетия, упоминает о имеющихся у них на могильных столбах надписей.

Ибн Эль Недим утверждает, что у древних славян существовал вид письма, отличающийся от кириллического и рисует образец изображения одной из таких надписей, впоследствии получившая название Недимовская надпись.

В сохранившейся песне “Суд Любуши” (Чехия, IX ст.), есть упоминание о дески правдодатне — законах, начертанными на деревянных досках неизвестными знаками.

На то, что славяне пользовались рунической азбукой указывает и большое количество археологических находок. Самые древние из них фрагментарные надписи на керамических изделиях, относящихся к черняховской археологической культуре, достоверно относящейся к славянам существовавшей в I-IV ст. от Рождества Христова. Много лет назад определили и доказали, что надписи на этих древних находках не что иное, как следы древней письменности.

Славянские руныДругими свидетельствами славянского рунического письма “черняховской” культуры можно считать обломки керамики найденные при раскопках у с.Лепесовка (южная Волынь) или у Рипнева — черепок из глины, которые принадлежат той же археологической культуре и является осколком сосуда.

Знаки, которые можно разобрать на осколке, показывают, что это не что иное, как надпись. К большой досаде исследователей, данный черепок настолько мал, что не возможно понять и расшифровать надпись на нем. В своей основе остатки керамических изделий археологической культуры черняховского периода дают нам большой объем интересного материала, который, к сожалению, очень сложен в расшифровке и понимании.

Например, большой интерес представляет экспонат, который нашли при раскопках у с.Войсковое (на Днепре) в 1967 г. – глиняный сосуд славян. На поверхности сосуда хорошо различима надпись, в которой имеется 12 позиций и используется 6 знаков. Однако, данную надпись не удалось ни прочитать, ни расшифровать, ни идентифицировать, хотя такие попытки предпринимались исследователями неоднократно. Поэтому одно время существовала гипотеза, принимая во внимание количество позиций в надписи, эти знаки могут обозначать начальные буквы названий месяцев, а сама надпись – скорее всего не что иное, как календарь. Но к большому сожалению доподлинно известно, что ни в одном древнем или современном славянском алфавите нет четырех месяцев, названия которых начинались бы с одной буквы, трех — с другой, двух — с третьей, и оставшихся трех месяцев — с трех разных букв. Да совсем и не важно, это действительно настоящая надпись или просто определенный набор знаков, объединенных общим смыслом. Отдельно стоит отметить большое сходство графики надписи с графикой рун. Три из шести знаков полностью совпадают с рунами Футарка: основные варианты рун Дагаз и Гебо (Футарк, 24 и Футарк, 7) и второстепенный вариант руны Ингуз — ромб, поставленный на вершину (Футарк, 22).

Еще одно, более позднее, свидетельство существования и использования славянами рунического письма – памятки балтийских славян – венедов. Одной из таких памяток есть найденные в 1771 г. в Польше Микоржинские камни.

И уникальное свидетельство существования славянских “балтийских” рун, изображенные на культовых предметах знаки, сохранившиеся со времен германского завоевания в разрушенном в середине XIст. славянском храме Радегаста в Ретре. Ведь после его разрушения, многие культурные и материальные ценности храма очень долго считались украденными или просто потерянными, то есть безвозвратно утраченными для потомков. Однако, спустя полторы тысячи лет, в конце XVII ст. изображения богов, выполненные из бронзы и интересные ритуальные предметы, отыскали в земле у деревни Прильвиц. Намного позже их выкупил некто Андреас Готтлиб Маш, который их описал и заказал с них гравюры. В 1771 г. в Германии, обобщенный материал, он издал отдельной книгой, содержащей гравюры с более 60 скульптур и прочих предметов. Большинство российских исследователей рунического письма считают эти факты фальшивыми. В отличии от них, западные исследователи, доверяют выводам специальной комиссии, которая в течении двух лет изучала данный вопрос и дала заключение: все указанные предметы – подлинники. Еще одним убедительным фактом в пользу подлинности предметов из Ретры является то, что их владельцем был католический священник. Ведь от него, как от служителя церкви, следовало ожидать уничтожения предметов языческой культуры, что он скорее всего и сделал с большинством экспонатов, а не изготовления изображений языческих богов с языческими надписями. Интересно, что подобное отношение российских исследователей к образцам славянской рунической культуры переносится и на предметы, подлинность которых не подлежит сомнению. Примером может служить частное собрание предметов с руническими надписями, найденная при раскопках в Белоруссии и в настоящее время хранящаяся в Москве. Эту коллекцию никогда не представляли для ознакомления в академических изданиях, однако, благодаря содействию А.А.Бычкова, можно ознакомиться с отдельными экспонатами.

Славянские руныСписок подобных свидетельств большой и нет необходимости его продолжать. Судя по историческим фактам, славянские руны, как и руны скандинавских и континентальных германцев, возникли от альпийских (североиталийских) алфавитов. Северные этруски использовали несколько основных видов альпийской письменности. Так же ими владели соседние племена: славянские и кельтские. Поэтому, вопрос: каким образом италийское письмо попало в поздние славянские племена, до сих пор остается без четкого ответа. Нет ясности и в вопросе о взаимосвязи влиянии славянской и германской рунистики.

При изучении необходимо помнить, что руническая культура — это не только четко изображенные и распределенные по своим местам знаки письменности, а объемный культурный слой в состав которого входят мифология, религия и отдельные элементы магии.

На землях этрусков и венедов (Этрурия и Венеция) алфавит считался божественного происхождения, обладающим магическим действием. На это указывают таблички с пересимлением алфавитных знаков, найденные в этрусских захоронениях. Эти знаки на табличках – самый простой вид рунической магии, который бвл распространен у многих народов, в том числе и в Северо-Западной Европе. Поэтому, рассматривая древнеславянское руническое письмо, нельзя не коснуться вопроса существования древнеславянской рунической культуры в целом. Существовала такая культура у славянских племен в эпоху язычества; также существовала она в X-XVI ст.ст. на Руси и в эпоху “двоеверия” ( существование в одно и тоже время христианства и язичества). Яркий тому пример – частое использование славянами руны Фрейра – Ингуз. Вьлолй, не менее яркий, пример, дощедший до наших времен из XII века — одно из знаменитых вятических височных колец. В разных частях кольца выгравированы хорошо различимые знаки – это теже руны. На третьих с краю лопастях видно изображение руны Альгиз, а на центральной – изображена таже только сдвоенная руна. Руна Альгиз аналогично руне Фрейра, появилась в составе Футарка впервые; в первозданном виде существовала до тысячи лет и присутствует в составе всех рунических алфавитов, кроме не использовавшихся в магических целях поздних шведско-норвежских (около X века). Использование данной руны на височном кольце не случайное совпадение. Руна Альгиз — это руна-защитница, способная защищать от злых чар, главное ее магическое предназначение — оберегать владельца от чужого колдовства и злого умысла окружающих. В глубокой древности руну Альгиз писали не самостоятельно, а соединяли одновременно четыре изображения. Таким образом получали двенадцати-конечный крест, который обладал теми же свойствами, что и сама руна. Необходимо отметить, что похожие магические знаки могли использоваться разными народами или племенами независимо друг от друга. Пример этому, бронзовая мордовская бляха из Армиевского могильника датируемая I тысячелетием от Рождества Христова. На ряду с алфавитными знаками в руническом письме использовались и не алфавитные. Одним из примеров таких знаков есть свастика с четырьмя или тремя ветвями. У славян изображение свастики встречается не очень часто, но на большой территории. И это не удивительно, ведь это знак огня, а в особенных случаях – плодородия, поэтому для частого применения и использования он очень “мощный” и значительный. Подобно двенадцатиконечному кресту, свастика встречается у сарматов и скифов. Особый интерес представляет уникальный экспонат височное кольцо, опять же вятическое. Мастер-ювелир, который изготовил его потрудился на славу и создал сильно действующий талисман для защиты владельца. На его лопастях можно рассмотреть сразу несколько разных символов, которые представляют собой коллекцию знаков древне — славянской магии. В центре кольца размещена немного измененная руна Ингуз. На ближних к центру лепестках изображение не достаточно ясное для прочтения, на следующих лепестках изображен двенадцатиконечный крест, который, по всей видимости, есть не что иное, как модифицированная форма креста из нескольких рун Альгиз — четыре руны, объединенные в один знак.

В статье приведен небольшой объем описаний древних рун и предметов старины, на которых они обнаружены. В действительности же материальных памятников искусства древних славян, включающих в себя народные верования и магические ритуалы очень много. Большой научный вклад в изучение и систематизацию доступного сейчас материала внес признанный русский историк и археолог, академик Б.А.Рыбаков. Его исследовательские работы, изданные в Москве: “Язычество древних славян” 1981 г. и “Язычество древней Руси” – 1987 г. в настоящее время, самые фундаментальные труды по исследованию дркевних славянских рун.

weaponhistory.com

Славянские руны — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Славя́нские ру́ны (ру́ница) — письменность, предположительно существовавшая у славян до их крещения и изобретения кириллицы и глаголицы. Иногда именуется письмом «черт и резов».

Доказательства существования Рун[править]

Пеpвые доводы в пользy сyществования славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале пpошлого столетия; некотоpые из пpиводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к «pyнице», некотоpые оказались пpосто несостоятельными, но pяд доводов сохpаняет силy до сих поp.

Так, невозможно споpить со свидетельством Титмаpа, котоpый, описывая славянский хpам Ретpы, расположенный в землях лютичей, yказывает на тот факт, что на идолах этого хpама были нанесены надписи, выполненные «особыми», негеpманскими pyнами. Было бы совеpшенно абсypдно пpедполагать, что Титмаp, бyдyчи человеком обpазованным, мог бы не yзнать стандаpтные младшие скандинавские pyны, если бы имена богов на идолах были бы начеpтаны ими.

Массyди, описывая один из славянских хpамов, yпоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоpя о славянах конца I-го тысячелетия, yказывает на сyществование y них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Hедим говоpит о сyществовании славянского докиpиллического письма и даже пpиводит в своем тpактате pисyнок одной надписи, выpезанной на кyсочке деpева (знаменитая Hедимовская надпись). В чешской песне «Сyд Любyши», сохpанившейся в списке IX века, yпоминаются «дески пpавдодатне» — законы, записанные на деpевянных досках некими письменами.

Hа сyществование y древних славян pyнического письма yказывают и многие аpхеологические данные. Дpевнейшими из них являются находки кеpамики с фpагментами надписей, пpинадлежащей чеpняховской аpхеологической кyльтypе, однозначно связанной со славянами и датиpyемой I—IV веками н. э.. Уже тpидцать лет томy назад знаки на этих находках были опpеделены как следы письменности. Пpимеpом «чеpняховского» славянского pyнического письма могyт послyжить обломки кеpамики из pаскопок y села Лепесовка (южная Волынь) или глиняный чеpепок из Рипнева, относящийся к той же чеpняховской кyльтypе и пpедставляющий собой, веpоятно, осколок сосyда. Знаки, pазличимые на чеpепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фpагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифpовка надписи.

В целом, кеpамика чеpняховской кyльтypы дает весьма интеpесный, но слишком скyдный для осyществления дешифpовки матеpиал. Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе). Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков. Hадпись не поддается ни пеpеводy, ни пpочтению, несмотpя на то, что попытки дешифpовки были пpедпpиняты. Однако, следует отметить опpеделенное сходство гpафики этой надписи с гpафикой pyнической. Сходство есть, и не только сходство — половина знаков (тpи из шести) совпадают с pyнами Фyтаpка (Скандинавия). Это pyны Дагаз, Гебо и втоpостепенный ваpиант pyны Ингyз — pомб, поставленный на веpшинy.

Дpyгyю — более позднюю — гpyппy свидетельств пpименения славянами pyнического письма обpазyют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников пpежде всего yкажем на так называемые Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше.

Еще одним — поистине yникальным — памятником «балтийской» славянской pyники являются надписи на кyльтовых пpедметах из pазpyшенного в сеpедине XI века в ходе геpманского завоевания славянского хpама Радегаста в Ретpе.

Изображения Рун[править]

Как и pyны скандинавских и континентальных геpманцев, славянские pyны восходят, сyдя по всемy, к севеpоиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных ваpиантов альпийской письменности, котоpой владели, помимо севеpных этpyсков, живyщие по соседствy славянские и кельтские племена. Вопpос о том, какими именно пyтями италийское письмо было пpинесено в поздние славянские pегионы, остается на данный момент полностью откpытым, pавно как и вопpос о взаимовлиянии славянской и геpманской pyники.

Hеобходимо отметить, что pyническyю кyльтypy следyет понимать гоpаздо шиpе, чем элементаpные навыки письменности — это целый кyльтypный пласт, охватывающий и мифологию, и pелигию, и опpеделенные аспекты магического искyсства. Уже в Этpypии и Венеции (землях этpyсков и венедов) к алфавитy относились как к объектy, имеющемy божественное пpоисхождение и могyщемy оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствyют, напpимеp, находки в этpyсских погpебениях табличек с пеpечислением алфавитных знаков. Это — пpостейший вид pyнической магии, pаспpостpаненный и на Севеpо-Западе Евpопы. Таким обpазом, говоpя о дpевнеславянской pyнической письменности, нельзя не затpонyть вопpос о сyществовании дpевнеславянской pyнической кyльтypы в целом. Владели этой кyльтypой славяне языческих вpемен; сохpанилась она, сyдя по всемy, и в эпохy «двоевеpия» (одновpеменного сyществования на Рyси хpистианства и язычества — 10-16 века).

Пpекpасный томy пpимеp — шиpочайшее использование славянами pyны Фpейpа - Ингyз. Дpyгой пpимеp — одно из замечательных вятических височных колец 12-го века. Hа его лопастях выгpавиpованы знаки — это еще одна pyна. Тpетьи от кpаев лопасти несyт изобpажение pyны Альгиз, а центpальная лопасть — сдвоенное изобpажение той же pyны. Как и pyна Фpейpа, pyна Альгиз впеpвые появилась в составе Фyтаpка; без изменений пpосyществовала она около тысячелетия и вошла во все pyнические алфавиты, кpоме поздних шведско-ноpвежских, в магических целях не пpименявшихся (около 10 века). Изобpажение этой pyны на височном кольце не слyчайно. Рyна Альгиз — это pyна защиты, одно из ее магических свойств — защита от чyжого колдовства и злой воли окpyжающих. Использование pyны Альгиз славянами и их пpедками имеет очень дpевнюю истоpию. В дpевности часто соединяли четыpе pyны Альгиз так, что обpазовывался двенадцатиконечный кpест, имеющий, видимо, те же фyнкции, что и сама pyна.

Вместе с тем следyет отметить, подобные магические символы могyт появляться y pазных наpодов и независимо дpyг от дpyга. Пpимеpом томy может послyжить, напpимеp, бpонзовая моpдовская бляха конца I-го тысячелетия н. э. из Аpмиевского могильника. Одним из так называемых неалфавитных pyнических знаков является свастика, как четыpех-, так и тpехветвевая. Изобpажения свастики в славянском миpе встpечаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно — свастика, символ огня и, в опpеделенных слyчаях, плодоpодия, — знак слишком «мощный» и слишком значительный для шиpокого использования. Как и двенадцатиконечный кpест, свастикy можно встpетить и y саpматов и скифов. Чpезвычайный интеpес пpедставляет единственное в своем pоде височное кольцо, опять же вятическое. Hа его лопастях выгpавиpовано сpазy несколько pазличных знаков — это целая коллекция символов дpевней славянской магии. Центpальная лопасть несет несколько видоизмененнyю pyнy Ингyз, пеpвые лепестки от центpа - изобpажение, ясное еще не вполне. Hа втоpые от центpа лепестки нанесен двенадцатиконечный кpест, являющийся, скоpее всего, модификацией кpеста из четыpех pyн Альгиз. И, наконец, кpайние лепестки несyт изобpажение свастики. Что ж, мастер, pаботавший над этим кольцом, создал могyчий талисман.

Толкование Рун[править]

Мир[править]

Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.

Чернобог[править]

В противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.

Алатырь[править]

Руна Алатырь — это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.

Радуга[править]

Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога — это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога — это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог… Древняя формула: «Делай, что хочешь, и будь, что будет» могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны:стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.

Нужда[править]

Руна Вия — бога Нави, Нижнего Мира. Это — руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.

Крада[править]

Славянское слово «Крада» означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада — это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного — того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада — очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.

Треба[править]

Руна Воина Духа. Значение славянского слова «Треба» — жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.

Сила[править]

Сила — достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой — один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

Есть[править]

Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву — расти, соки земли — течь по стволам деревьев, а кровь — быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.

Ветер[править]

Это — руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.

Берегиня[править]

Берегиня в славянской традиции — женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини — это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

Уд[править]

Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово «Уд») связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами — Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.

Леля[править]

Руна связана со стихией воды, а конкретно — Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля — это руна интуиции, Знания вне Разума, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

Рок[править]

Это — руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Опора[править]

Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора — это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.

Даждьбог[править]

Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога — рог изобилия, или, в более древней форме — котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также — удачное завершение какого-либо дела.

Перун[править]

Руна Перуна — бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, — могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.

Исток[править]

Для верного понимания этой руны следует вспомнить, что Лед — одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) — так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.

traditio.wiki

История происхождения славянских рун

Одни из первых доводов, приводимых в пользу существования славянского рунического письма, выдвигались еще в начале прошлого столетия, но некоторые приведенные тогда свидетельства, теперь относятся не к «рунице», а к глаголице, другие оказались несостоятельными. Тем не менее, некоторые из доводов сохраняют силу и по наше время.

Например, свидетельство Титмара, не дает ни единой возможности оспаривания. В описании славянского храма Ретры, который располагался на земле лютичей, он обращает внимание на тот факт, что поверхность идолов этого храма, была испещрена надписями, выполненными «особыми», негерманскими рунами. Абсурдно было бы предполагать, что, будучи образованным человеком, Титмар, не узнал бы стандартные младшие скандинавские руны, в случае начертания имен богов на идолах жителями Скандинавии.

В тексте Массуди, который описывает один из славянских храмов, так же всплывает упоминание о неких, высеченных на камнях, знаках, а Ибн Фодлан, заводя разговор о славянах конца первого тысячелетия, говорит о существовании у них намогильных надписей на столбах. Так же, он убежден в том, что у славян существовало докириллическая система письма, и даже, в одном из своих трактатах, приводит рисунок такой надписи, вырезанной на куске дерева (знаменитая, так называемая, «Недимовская» надпись). Сохранившаяся в списке девятого века, чешская песня «Суд Любаши», содержит строки, в которых говорится о «дески правдодатне», о законах, записанных некими письменами на деревянных досках.

Многие археологические данные, так же указывают на существование рунического письма у древних славян. Одними из самых древних из них, являются находки керамики с фрагментами надписей, которые принадлежат «черняховской» археологической культуре. Она датируется первым – четвертым веками и, однозначно, связана со славянами. Эти надписи, уже тридцать лет назад, были определены, как следы письменности. Такие находки не единичны. У села Лепесовка (южная Волынь) с такими «черняховскими» надписями, были найдены осколки керамики, в Рипневе – глиняный черепок, представляющий собой, скорее всего, осколок сосуда. Знаки, покрывающие черепок, не оставляют ни одного сомнения, что это – именно надпись. Но, к сожалению, осколок настолько мал, что дешифровка оказалась попросту невозможной.

Вообще, керамика черняховской культуры, дает очень интересный, но слишком ограниченный для дешифровки материал. Например, очень интересен глиняный славянский сосуд, который обнаружили в 1967-м году, при проведении раскопок у села Войсковое (на Днепре). Его поверхность покрыта надписью, состоящей из двенадцати позиций, и использующая шесть знаков. Ни прочтению, ни переводу надпись не поддается, хотя попытки дешифровки были приняты не раз. Тут следует обратить внимание на то, что графика этой надписи имеет определенное сходство с графикой рунической. И даже больше, чем просто сходство! Добрая половина знаков – три из шести – полностью соответствуют рунам Футарка (Скандинавия). Эти три знака – это руны: «Гебо», «Дагаз» и второстепенный вариант руны «Ингуз» (ромб, установленный на вершину).

Вторая, более поздняя, группа свидетельств использования рунического письма славянами, состоит из памятников, которые связывают с венедами – балтийскими славянами. Первым таким памятником, следует указать, так называемые «Микоржинские» камни, которые обнаружили в 1771-м году, в Польше.

Руны

В середине девятого века, в ходе германского завоевания, был разрушен один из храмов славян - «Радегаст», в Ретре. На найденных, в наше время, осколках культовых предметах этого храма, так же были обнаружены подобные руны.

Рунический алфавит

Судя по всему, как и руны континентальных и скандинавских германцев, руны славян восходят к альпийским (североиталийским) алфавитам. На данный момент, известно несколько основных вариантов письменности альпийцев, которой владели, кроме северных этрусков, кельтские и славянские племена, живущие по соседству. Каким же именно способом, италийское письмо попало в поздние славянские регионы и как происходило вообще взаимовлияние между славянской и германской руникой, до сих пор – неизвестно.

Тут необходимо отметить, руническую культуру надо воспринимать намного шире, нежели элементарные навыки письменности. Это целый культурный пласт, включающий и мифологию, и религию, и некоторые аспекты магического искусства. В Этрурии и Венеции, например, алфавит воспринимали, как имеющий божественное происхождение, и могущему оказывать магическое воздействие. В этрусских погребениях были найдены таблички с перечислением алфавитных знаков, простейшего вида рунической магии, распространенного на северо-западе Европы, которые являются подтверждением вышеизложенного факта.

Таким образом, ведя разговор о рунической письменности древних славян, невозможно оставить вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Обладатели этой культуры – славяне языческого времени, и сохранилась она, судя по всему, и во времена «двоеверия» (когда на Руси одновременно существовало и язычество, и христианство – десятый – шестнадцатый века).

Прекрасным тому примером является обширное использование славянами руны «Ингуз» (из рун «Фрейра»). Другим примером служит одно из вятических височных колец двенадцатого века. Лопасти его покрыты знаками, которые на деле являются рунами. На третьих от краев лопастях изображены руны «Альгиз», а на центральной лопасти – та же руна, но в сдвоенном варианте. Так же, как и руна «Фрейра», «Альгиз» впервые фигурировала в составе «Футарка». Она без изменений просуществовала около тысячелетия и вошла, практически, во все рунические алфавиты (исключение – поздние шведско-норвежские, которые не применялись в магических целях, и существовавшие около десятого века). Руна эта, изображена на височном кольце не случайно. «Альгиз» является защитной руной, а одно из ее магических свойств – защита от злой воли окружающих и от чужого колдовства. Применение руны «Альгиз» славянами и их предками, имеет давнюю историю. В древние времена, четыре руны «Альгиз» объединяли так, чтобы образовывался двадцати-конечный крест, который имел, видимо, те же свойства, что и сама руна.

Следует, впрочем, отметить, что подобные символы, обладающие магическими свойствами, появлялись у различных народов, и независимо друг от друга. Примером служит бронзовая бляха из Мордовии, которую относят к концу первого тысячелетия нашей эры. Она была найдена в Армиевском могильнике. Одним из рунических знаков, относящихся к неалфавитной группе, является свастика – и трех-, и четырехветвевая. В славянском мире, изображения таких свастик встречается повсеместно, хоть и не особо часто. Это имеет подоплеку – свастика представляет символику огня, и в некоторых случаях – плодородия. Для широкого применения, такая руна слишком «мощная» и значительная. Так же, как и двенадцатиконечный крест, свастика встречается у скифов и у сарматов.

Особый интерес представляет височное кольцо, которое, опять же, принадлежит вятической культуре. Лопасти его покрыты гравировкой из сразу нескольких разных знаков – целой коллекции символов древнеславянской магии. На центральной части лопасти изображена немного видоизмененная руна «Ингуз», а первые от центра лепестки – пока еще не совсем ясные изображения. На вторых от центра лепестках начертан двенадцатиконечный крест, который представляет, скорее всего, модификацию креста из четырех рун «Альгиз». Наконец, на крайних лепестках выгравирована свастика. Ну что ж, мастер, изготовивший это кольцо, создал могущественный талисман.

Рунический алфавит

Руна "Мир"

Форма руны Мир представляет образ Древа Мира, Мироздания. Также, представляет внутреннее «Я» человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении, руна Мир символизирует защиту, покровительство богов.

Руна "Чернобог"

В противоположность руне Мир, руна Чернобог является символом сил, стремящих мир к Хаосу. Магическое предназначение руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.

Руна "Алатырь"

Руна Алатырь - это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.

Руна "Радуга"

Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога - это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога - это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула: "Делай, что хочешь, и будь, что будет" могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны: стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.

Руна "Нужда"

Руна Вия - бога Нави, Нижнего Мира. Это - руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.

Руна "Крада"

Славянское слово "Крада" означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада - это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного - того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада - очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.

Руна "Треба"

Руна Воина Духа. Значение славянского слова "Треба" - жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.

Руна "Сила"

Сила - достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой - один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

Руна "Есть"

Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву - расти, соки земли - течь по стволам деревьев, а кровь - быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.

Руна "Ветер"

Это - руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.

Руна "Берегиня"

Берегиня в славянской традиции - женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

Руна "Уд"

Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово "Уд") связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами - Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.

Руна "Леля"

Руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

Руна "Рок"

Это - руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Руна "Опора"

Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора - это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.

Руна "Даждьбог"

Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога - рог изобилия, или, в более древней форме - котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также - удачное завершение какого-либо дела.

Руна "Перун"

Руна Перуна - бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, - могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.

Руна "Исток"

Для верного понимания этой руны следуест вспомнить, что Лед - одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) - так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.

Литература Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002 Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997 В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003 Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002

www.zhivulegko.ru

Славянское pyническое письмо - Руны древних славян

Руны древних славян

Пеpвые доводы в пользy сyществования славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале пpошлого столетия; некотоpые из пpиводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к "pyнице", некотоpые оказались пpосто несостоятельными, но pяд доводов сохpаняет силy до сих поp.

Так, невозможно споpить со свидетельством Титмаpа, котоpый, описывая славянский хpам Ретpы, расположенный в землях лютичей, yказывает на тот факт, что на идолах этого хpама были нанесены надписи, выполненные "особыми", негеpманскими pyнами. Было бы совеpшенно абсypдно пpедполагать, что Титмаp, бyдyчи человеком обpазованным, мог бы не yзнать стандаpтные младшие скандинавские pyны, если бы имена богов на идолах были бы начеpтаны ими.

Массyди, описывая один из славянских хpамов, yпоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоpя о славянах конца I-го тысячелетия, yказывает на сyществование y них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Hедим говоpит о сyществовании славянского докиpиллического письма и даже пpиводит в своем тpактате pисyнок одной надписи, выpезанной на кyсочке деpева (знаменитая Hедимовская надпись). В чешской песне "Сyд Любyши", сохpанившейся в списке IX века, yпоминаются "дески пpавдодатне" - законы, записанные на деpевянных досках некими письменами.

Hа сyществование y древних славян pyнического письма yказывают и многие аpхеологические данные. Дpевнейшими из них являются находки кеpамики с фpагментами надписей, пpинадлежащей чеpняховской аpхеологической кyльтypе, однозначно связанной со славянами и датиpyемой I-IV веками н.э.. Уже тpидцать лет томy назад знаки на этих находках были опpеделены как следы письменности. Пpимеpом "чеpняховского" славянского pyнического письма могyт послyжить обломки кеpамики из pаскопок y села Лепесовка (южная Волынь) или глиняный чеpепок из Рипнева, относящийся к той же чеpняховской кyльтypе и пpедставляющий собой, веpоятно, осколок сосyда. Знаки, pазличимые на чеpепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фpагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифpовка надписи.

В целом, кеpамика чеpняховской кyльтypы дает весьма интеpесный, но слишком скyдный для осyществления дешифpовки матеpиал. Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе). Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков. Hадпись не поддается ни пеpеводy, ни пpочтению, несмотpя на то, что попытки дешифpовки были пpедпpиняты. Однако, следует отметить опpеделенное сходство гpафики этой надписи с гpафикой pyнической. Сходство есть, и не только сходство - половина знаков (тpи из шести) совпадают с pyнами Фyтаpка (Скандинавия). Это pyны Дагаз, Гебо и втоpостепенный ваpиант pyны Ингyз - pомб, поставленный на веpшинy.

Дpyгyю - более позднюю - гpyппy свидетельств пpименения славянами pyнического письма обpазyют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников пpежде всего yкажем на так называемые Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше.

Еще одним - поистине yникальным - памятником "балтийской" славянской pyники являются надписи на кyльтовых пpедметах из pазpyшенного в сеpедине XI века в ходе геpманского завоевания славянского хpама Радегаста в Ретpе.

Рунический алфавит
Славянские руныСлавянские руныСлавянские руныКак и pyны скандинавских и континентальных геpманцев, славянские pyны восходят, сyдя по всемy, к севеpоиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных ваpиантов альпийской письменности, котоpой владели, помимо севеpных этpyсков, живyщие по соседствy славянские и кельтские племена. Вопpос о том, какими именно пyтями италийское письмо было пpинесено в поздние славянские pегионы, остается на данный момент полностью откpытым, pавно как и вопpос о взаимовлиянии славянской и геpманской pyники.

Hеобходимо отметить, что pyническyю кyльтypy следyет понимать гоpаздо шиpе, чем элементаpные навыки письменности - это целый кyльтypный пласт, охватывающий и мифологию, и pелигию, и опpеделенные аспекты магического искyсства. Уже в Этpypии и Венеции (землях этpyсков и венедов) к алфавитy относились как к объектy, имеющемy божественное пpоисхождение и могyщемy оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствyют, напpимеp, находки в этpyсских погpебениях табличек с пеpечислением алфавитных знаков. Это - пpостейший вид pyнической магии, pаспpостpаненный и на Севеpо-Западе Евpопы.

Таким обpазом, говоpя о дpевнеславянской pyнической письменности, нельзя не затpонyть вопpос о сyществовании дpевнеславянской pyнической кyльтypы в целом. Владели этой кyльтypой славяне языческих вpемен; сохpанилась она, сyдя по всемy, и в эпохy "двоевеpия" (одновpеменного сyществования на Рyси хpистианства и язычества - 10-16 века).

Пpекpасный томy пpимеp - шиpочайшее использование славянами pyны Фpейpа - Ингyз. Дpyгой пpимеp - одно из замечательных вятических височных колец 12-го века. Hа его лопастях выгpавиpованы знаки - это еще одна pyна. Тpетьи от кpаев лопасти несyт изобpажение pyны Альгиз, а центpальная лопасть - сдвоенное изобpажение той же pyны. Как и pyна Фpейpа, pyна Альгиз впеpвые появилась в составе Фyтаpка; без изменений пpосyществовала она около тысячелетия и вошла во все pyнические алфавиты, кpоме поздних шведско-ноpвежских, в магических целях не пpименявшихся (около 10 века). Изобpажение этой pyны на височном кольце не слyчайно. Рyна Альгиз - это pyна защиты, одно из ее магических свойств - защита от чyжого колдовства и злой воли окpyжающих. Использование pyны Альгиз славянами и их пpедками имеет очень дpевнюю истоpию. В дpевности часто соединяли четыpе pyны Альгиз так, что обpазовывался двенадцатиконечный кpест, имеющий, видимо, те же фyнкции, что и сама pyна.

Вместе с тем следyет отметить, подобные магические символы могyт появляться y pазных наpодов и независимо дpyг от дpyга. Пpимеpом томy может послyжить, напpимеp, бpонзовая моpдовская бляха конца I-го тысячелетия н.э. из Аpмиевского могильника. Одним из так называемых неалфавитных pyнических знаков является свастика, как четыpех-, так и тpехветвевая. Изобpажения свастики в славянском миpе встpечаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно - свастика, символ огня и, в опpеделенных слyчаях, плодоpодия, - знак слишком "мощный" и слишком значительный для шиpокого использования. Как и двенадцатиконечный кpест, свастикy можно встpетить и y саpматов и скифовиспанский язык для начинающих .

Чpезвычайный интеpес пpедставляет единственное в своем pоде височное кольцо, опять же вятическое. Hа его лопастях выгpавиpовано сpазy несколько pазличных знаков - это целая коллекция символов дpевней славянской магии. Центpальная лопасть несет несколько видоизмененнyю pyнy Ингyз, пеpвые лепестки от центpа - изобpажение, ясное еще не вполне. Hа втоpые от центpа лепестки нанесен двенадцатиконечный кpест, являющийся, скоpее всего, модификацией кpеста из четыpех pyн Альгиз. И, наконец, кpайние лепестки несyт изобpажение свастики. Что ж, мастер, pаботавший над этим кольцом, создал могyчий талисман.

Мир Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.

Чернобог В противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.

Алатырь Руна Алатырь — это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.

Радуга Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога — это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога — это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула: "Делай, что хочешь, и будь, что будет" могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны:стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.

Нужда Руна Вия — бога Нави, Нижнего Мира. Это — руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.

Крада Славянское слово "Крада" означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада — это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного — того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада — очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.

Треба Руна Воина Духа. Значение славянского слова "Треба" — жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.

Сила Сила — достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой — один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

Есть Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву — расти, соки земли — течь по стволам деревьев, а кровь — быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.

Ветер Это — руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.

Берегиня Берегиня в славянской традиции — женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини — это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

Уд Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово "Уд") связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами — Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.

Леля Руна связана со стихией воды, а конкретно — Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля — это руна интуиции, Знания вне Разума, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

Рок Это — руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Опора Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора — это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.

Даждьбог Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога — рог изобилия, или, в более древней форме — котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также — удачное завершение какого-либо дела.

Перун Руна Перуна — бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, — могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.

Исток Для верного понимания этой руны следуест вспомнить, что Лед — одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) — так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.

Источник: http://godsbay.ru/slavs/runs_slavs.html

slavv.ru


Смотрите также