Крейсер древних скандинавов. Самый древний корабль: супероружие викингов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Самый древний корабль: супероружие викингов. Крейсер древних скандинавов


Навигация древних скандинавов. Что такое "солнечный камень"

Какие морские навигационные инструменты были у викингов. Как без магнитного компаса скандинавы открыли Гренландию и Америку. Что за мистический «солнечный камень» упоминается в сагах. Ответы на эти вопросы читайте в этой статье.

Древние скандинавы путешествовали много. Очень много. Но если посмотреть на карту маршрутов их походов, можно заметить, что в основном, это прибрежное плавание.

Карта походов викинговКарта походов викингов

Плавание вдоль берегов не требовательно к навигации. Викинги ориентировались по местности. Это могли быть устья рек, фьорды, острова, мысы, горы, ледники — благо, всего этого в Норвегии, Дании и Швеции достаточно. Часто измеряли глубину воды лотом (груз на бичёвке). Стоило первопроходцу составить устную карту таких ориентиров и последующие путешественники могли смело использовать описанную местность в качестве направляющих. Стоит отметить, что викинги останавливались на ночлег на берегу, чтобы не потерять его из виду, путешествуя по воде ночью.

Если же погода не позволяла ориентироваться на местности (большая облачность) или ладья отошла далеко от берегов, всегда можно было определить местоположение по ветру, который «читался» по волнам, или определить направление к берегу по траектории перемещения птиц.

Но такие исключительные ситуации это редкость, они были не критичны. Потому что расстояния по оживлённым маршрутам были малы. Например, поход из западной точки Дании до Англии по прямой вдали от берега и при попутном ветре занимал всего 1.5 суток.

Другое дело — походы по открытом морю и океану

Больше 1000 лет назад викинги открыли Америку. Для этого им пришлось преодолеть несколько крупных участков по морям и Атлантическому океану, длиной от 1000 до 2000 км. Известно 7 регулярных маршрутов походов викингов на дальние расстояния в западном направлении.

7 регулярных маршрутов походов викингов
7 регулярных маршрутов походов викингов

И здесь ориентация по местности никак не могла помочь. Нужна была более надежная система. Однако магнитный компас, позаимствованный у арабов, появился в Европе только в 13-м веке.

Самый простой способ навигации в море — по закату и восходу солнца, строго на запад или на восток. Естественно, зная положение солнца в то или иное время года. Викинги действительно так путешествовали, например, по маршруту №7 на карте выше. Маршрут от Хернама (ныне Берген) до южного мыса Гренландии проходит ровно по 61-й северной широте.

Но чтобы выполнять более сложные манёвры и ходить по более сложным маршрутам, необходимо, как минимум, разбираться в определении сторон света. И древние скандинавы умели это делать.

Небосвод делился на 8 частей (Atta). Главные: Austuratt (восток), Norduratt (север), Suduratt (юг), Westuratt (запад). И второстепенные: Lundsudur, Utsudur, Utnordur и Landnordur (юго-восток, юго-запад, северо-запад, северо-восток).

В ясную ночь определение сторон света по звёздам было простым делом. Полярная звезда, указывающая на север, тогда светила также ярко, хотя и была смещена на 6° 14′ по сравнении с современным положением.

Чтобы определить стороны света днём, необходимо было определить положение солнца и знать его траекторию передвижения по небу в данный месяц года. Соответственно сутки викинги делили на 8 частей: Morgun (утро), Oendwerdur Dagur (первая часть дня), Hadaege (глубокий день, Middaege-полдень), Efri lutur Dags (последняя часть дня), Kwoeld и Aptan (вечер), Oendverd Nott (первая часть ночи), Midnaetti (полночь), Efri lutur Naetur (вторая часть ночи).

«Солнечный камень»

Но если небо затянуло облаками (а это обычное явление в северном полушарии) и положение светила не определить, то на помощь приходил мистический «солнечный камень». О нём упоминается в саге «Об Олафе Святом»:

Погода была облачная, шёл снег. Святой Олаф, король, послал кого-нибудь, чтобы осмотреться, но не было чистой точки на небе. Потом он попросил Сигурда сказать ему, где Солнце. Сигурд взял солнечный камень, посмотрел на небо и увидел, откуда пришёл свет. Так он выяснил положение невидимого Солнца. Оказалось, что Сигурд был прав.

«Солнечный камень» викингов так и не был найден. Но недавно был обнаружен кристалл в затонувшем корабле 16-го века. Появилась надежда, что такой же инструмент мог быть и у древних скандинавов.

Оказывается, некоторые виды кристаллов обладают способностью преломлять солнечный свет (двойная рефракция). Этими свойствами обладают многие кальциты, турмалины и иолиты. Исландский шпат (разновидность кальцитов) можно было найти на одноимённом острове.

Исландский шпат, кальцит. Предполагаемый "солнечный камень" викинговИсландский шпат, кальцит. Предполагаемый «солнечный камень» викингов

Принцип работы основан на способности таких кристаллов улавливать поляризационный солнечный свет, который исходит кругами в 90 градусах от источника. Достаточно двух кристаллов, чтобы обнаружить солнце в непогоду и даже в течении 50-и минут после захода солнца. Учитывая, что викинги плавали в северных широтах, когда в начале лета солнце практически не заходило за горизонт, такой инструмент был просто необходим при плавании. Кстати, видеть поляризационный свет могут, например, пчёлы.

Принцип работы "солнечного камня" викинговПринцип работы «солнечного камня» викингов. Идея изображения: NewScientist

Последние эксперименты венгерских учёных выяснили, что погрешность обнаружения положения солнца при таком методе составляет ±4 градуса, а это очень хороший результат. Было произведено 1080 разнообразных замеров.

В итоге гипотеза об использовании кальцита в качестве высокоточного прибора выглядит всё более правдоподобной. Учитывая и то, что ненастная погода над морями и Атлантическим океаном могла быть неделями.

Другие навигационные приборы

Учёные предполагают существование у викингов помимо «солнечного камня» трёх видов навигационных приборов: горизонтная доска, солнечный компас, световая доска (сумеречная доска).

На горизонтной доске отверстиями помечены месяцы походов. С одной стороны — положения восхода солнца, с другой — положения заката. Колышком помечался текущий месяц. Сделав один замер колышком (на закате или рассвете), можно определить север, отметив середину расстояния между соответствующим противоположным отверстием для текущего месяца.

На диске солнечного компаса заранее отмечались траектории движения тени от солнца в течении дня для различных месяцев. Соответственно, сделав замер в определённое время дня и сопоставив длину тени с измерениями, можно было определить север.

Световая доска является комбинацией горизонтной доски и солнечного компаса. Измерения производятся на базе тени от широкого гномона в центре прибора, сопоставляя их с предварительно нанесённой гномической линией. Эта доска была особенно эффективна в купе с «солнечным» камнем на закате или рассвете, а также в течении 50 минут, когда солнце скрыто за горизонтом.

Фрагмент деревянного диска времён эпохи викингов, найденный в южной Гренландии (Уунаторк, Uunartoq), мог быть комбинацией таких приборов.

Фрагмент деревянного диска Уунаторк, найденный в Гренландии. 2 варианта использования диска
Фрагмент деревянного диска Уунаторк, найденный в Гренландии. 2 варианта использования диска

Для того, чтобы считывать значения диска как со световой доски был необходим особый гномон. Он также был найден — солнечный брусок.

Солнечный брус и 2 варианта его использованияСолнечный брус и 2 варианта его использования

После осознания того, что викинги могли обладать хотя бы одной или несколькими такими отличными навигационными техниками и приборами возникает только один вопрос: почему скандинавы сделали так мало открытий? Если бы история оставила эпохе викингов ещё, хотя бы, 100 лет, то мы бы сейчас в учебниках истории прочли, как какой-нибудь Сигурд Суровый открыл Австралию. Прочли за бокалом хорошего южно-скандинавского эля 🙂

Источники: The Royal Society (A, B, C), New Scientist, книга «Походы викингов» (Стриннгольм Андерс Магнус).

fiord.org

Сколько викингов помещалось в драккаре, кнорре?

Рассмотрим три типа кораблей Древней Скандинавии: кнорр, карви, драккар.

Кнорр

В распоряжении учёных есть отлично сохранившийся кнорр, Скульделев-1. Археологи извлеки 60-70% материала Оттара (его второе название). Длина кнорра — 15.8м, ширина — 4.8м, грузоподъёмность — 26 тонн.

Кнорр - корабль викингов© Музей викингов в Roskilde, Фото: Werner Karrasch

Учёные выяснили, что для управления таким кораблём необходим экипаж из 5-8 человек. И напомним, что посередине корабля находился большой грузовой отсек.

Кнорр - корабль викингов

Это значит, что вместительность корабля зависит от назначения его использования в данный момент.

Если это перегон груза — 5-8 человек экипажа и несколько дополнительных воинов для защиты — 4-5. Основное пространство максимально забито грузом. Всего — максимум 12-13 человек.

Если это колонизация новой территории, то также нужно использовать пространство максимально для пожитков поселенцев. Сага о Эрике Рыжем нам подсказывает, что в переход из Исландии в Гренландию отправилось 300 человек на 25-и судах. Получаем те же 12 человек на судно. Здесть нужно отметить, что эти судна были максимально вместительными и надёжными для перехода по сложным маршрутам.

Но а если рассматривать просто перевозку людей, то, судя по пространству, это максимум 25-30 человек в зависимости от уровня требуемого комфорта прогулки. Хотя это и противоречит прямому предназначение судна.

Кнорр - корабль викингов© Музей викингов в Roskilde, Фото: Werner Karrasch

Карви

Карви, универсальный корабль. Его соотношение длина-ширина: 4 к 1. Это ключевой параметр для понимания возможного размещения экипажа. Т.к. корабль получается шире, то и вместительность корабля больше. Потому что у лонгшипов (драккаров) соотношение 7 к 1. И когда судно идёт на вёслах места для количества людей большего, чем которое находится у вёсел, фактически нет. Ну а у карви совсем другая ситуация.

Яркие представители карви — корабли из Усеберга (Осеберга) и Гокстада.

Реплика Усебергской ладьи викинговРеплика Усебергской ладьи

Усебергкий карви — 21.58м в длину и 5.10м в ширину. Нёс 15 пар вёсел. Экипаж — до 60 человек.

На этом снимки реплики Гокстадской ладьи можно хорошо оценить размеры палубы

Гокстадская ладья — 23.80м в длину и 5.10м в ширину. 16 пар вёсел. Экипаж — 60-70 человек.

Цифры экипажа для этих кораблей — максимально возможные. Когда в походе не нужен был лишний груз и на борту было достаточно людей, чтобы идти на вёслах в две смены.

Для карви или судов, которые достигают в ширину 5 или более метров можно смело использовать формулу для подсчёта вместительности ладьи: количество гребцов x 2.

Лонгшипы или драккары

Как уже говорилось, соотношения длины и ширины боевого лонгшипа: 7 к 1. И, чтобы говорить об их вместительности, нужно изучить длину корабля и его оснащение вёслами.

Яркий, хорошо сохранившийся представитель с большим количеством реплик — Скульделев-2. Типичный лонгшип длиной в 30м, шириной в 3.80м.

Лонгшип или драккар викингов© modelships.de

На борту 56-60 вёсел. Экипаж — 70-80 человек.

Соотношение длина корабля — количество экипажа не такое хорошее, как у карви. Но зато скорость — потрясающие 20 узлов!

Роскилле-6 или Роскильде-6 — самый длинный из найденных драккаров. 36 метров, ширина — 3.50м. Это 39-и баночный корабль по количеству пар вёсел. На борту 78 гребцов или около 100 воинов. Гигантский корабль!

Каркас Роскильде-6 (драккар викингов) в берлинском музееКаркас Роскильде-6 в берлинском музее

Каркас Роскильде-6 (драккар викингов) в берлинском музее

До находки драккара Роскильде-6 в сагах упоминались такие гиганты, как «Длиннай змей», принадлежавший Олафу Трюггвассону (34-баночный) и «Большой Дракон», принадлежавший Харальду Хардрада (Прекрасноволосый) (35-баночный).

Скорее всего, Роскильде-6 принадлежал великому датскому конунгу, которым был, естественно, Кнут Великий.

В конце концов мы можем написать формулу, по которой можно примерно вычислить вместительность лонгшипа, драккара: количество вёсел x 1.33.

Итоги

Вместительность кнарров (океанский торговых кораблей) — около 12 человек с полным грузовым отсеком.

Вместительность универсальных кораблей — карви — примерно 70-80 человек.

Вместительность драккара зависит от количества гребцов. Диапазон лонгшипов — от 13 пар вёсел (13-и баночный) до 39 пар (Роскильде-6). Т.е. от 35 человек до 100. Но по данным учёных большинство драккаров, которые использовались в эпоху викингов в составе армий — 20-25 баночные. Т.е. 55 — 70 человек. Это самые честные цифры, если брать среднестатический быстроходный корабль в составе армии викингов.

fiord.org

Корабли викингов

 

Как только их не называли - викинги, варяги, люди моря, языческие чудовища. Отряды этих чрезвычайно отважных, выносливых и жестоких воинов на небольших быстроходных судах, совершали стремительные набеги на прибрежные города Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии повсеместно неся смерть и разрушения.

 

Позже викинги пересекли Каспийское море, и дошли до Багдада, а пират и мореплаватель Эрик Рыжий в 1000 году - почти за 500 лет до Христофора Колумба - добрался до берегов Северной Америки и основал поселение на севере Ньюфаундленда. Норманны вселяли ужас - перед ними трепетала вся Европа и Азия.

эпоха викингов

Викинги появились в Скандинавии в середине 8 века н. э. в селах и деревушках расположенных на берегу моря и вдоль рек. Это были в основном светловолосые скандинавы. Но слово «викинг» неэтнический термин и не говорит о национальной принадлежности. Были викинги славянские и ирландские. В те времена в северной Европе викингами называли всех людей, которые вели определенный образ жизни. Нельзя назвать место и время возникновения общности викингов. В Скандинавии было не мало мест пригодных для поселений, но между ними были различия. Об этом говорит язык, строительный метод и обряды.

деревня викингов

Люди заселили побережье на тысячу километров, поэтому мореплавание было им знакомо задолго до эпохи викингов. Обилие рыбы способствовали возникновению многочисленных поселений. Женщины играли важную роль в обществе. Пока мужья уходили в море, на них возлагалось ведение хозяйства. Крестьянские хозяйства полностью обеспечивали себя всем необходимым, поэтому в семьях было много детей. Мальчикам приходилось помогать по хозяйству, но каждый из них мечтал, что он тоже скоро может уйти в приключения викингов.

 

поход викингов

Поскольку лето в Норвегии было короткое, викингам приходилось заготавливать достаточно много продовольствия, чтобы пережить долгую зиму. Рыбу и мясо тюленей сушили, солили и хранили в деревянных бочках. Несмотря на загруженность работой викингам не было чуждо чувство прекрасного. Например, бусы из разноцветного стекла очень ценились скандинавами и они были готовы идти за ними хоть на край света. Это было очень дорогостоящее украшение. Бусы передавались по наследству. За ними охотились при набегах. По количеству золотых застежек можно было судить о ранге их владельца. Бусы были символом социального положения.

Поклонение богам викингов подразумевало регулярные жертвоприношения. Одним из обрядов было детоубийство. Если первым ребенком у женщины рождалась девочка, ее забирали у матери, выносили из деревни викингов и оставляли умирать. В боевых походах очень много погибало мужчин, и таким образом регулировалась демографическая ситуация, сохраняя пропорции мужского населения.

 

К другим богам обращались за силой и благополучием. Ритуальные церемонии возглавлял старейший. Раз в 9 лет совершался самый кровавый обряд, который называли «блуд». В жертву приносили девять существ разного существа, в том числе и человека, а обезглавленные тела вешали в лесу на одном дереве. В судне викингов хоронили избранных. Вместе с телом клали все, что могло понадобиться им в загробном мире.

корабли викингов

Почти во всех деревнях викингов были судостроительные верфи. Столетиями совершенствовалось искусство кораблестроения. Викинги сумели создать корабль, который изменил ход истории. Во всей северной Европе корабли викингов строились по единому образцу - из досок, скрепленных заклепками. Благодаря этим заклепкам судно викингов было прочным и гибким.

строительство корабля викингов

 

корабли викингов

 

Мир викингов таил в себе много секретов мастерства, которые сейчас забыты. Основным инструментом при постройке корабля был топор, материалом - дерево. В эпоху викингов кораблестроение было настоящей профессией. Корабелы искали в лесах деревья с естественными изгибами, подходящий для обводов корпуса корабля, который они собирались построить. Деталь судна викингов вытесывали так, чтобы древесные волокна идущие вдоль детали повторяли все изгибы. Доски вытесывали из ствола дерева, а шпангоуты из кривых ветвей. Лучшим материал считался дуб, но часто приходилось довольствоваться сосной. Ни одному десятку людей приходилось заниматься строительством в течение нескольких лет.

Корабль викингов строили из специальных досок. Для их изготовления ствол дерева разбивали вдоль с помощью клиновидного деревянного бруса. Из каждого ствола вытесывалась всего одна доска толщиной 3 см. Доски обладали гораздо большей прочностью и гибкостью чем современные. У викингов судостроителей не было чертежей, строили, опираясь на собственную память. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Чтобы обеспечить водонепроницаемость, щели между досками обрабатывали просмоленной шерстью и паклей. Корпус корабля викингов из досок, закрепленных внахлест, так называемая «клинкерная» технология, обеспечивала большую гибкость продольной оси. Эта технология стала главным достижением викингов, она применялась на протяжении тысячелетий и сохранилась в традициях других народов северной Европы и Америки.

 

боевой корабль викингов

Жесткую конструкцию могли разбить волны, но корабли викингов были гибкими подобно дельфину. В этом секрет кораблей викингов. Принцип примерно такой же, по которому сегодня строят океанские яхты. Даже с полным грузом осадка корабля небольшая и он скользит по поверхности воды, почти без сопротивления. Под парусом корабли викингов почти не касались воды и становились быстроходными. Скорость достигала 20 узлов.

Викинги гордились своими кораблями. По бортам располагались 15-20 пар весел, в центре устанавливалась мачта с единственным прямоугольным парусом. Викингам принадлежит изобретение риф-сезней, с помощью таких приспособлений в штормовую погоду можно убавить площадь парусов.

типы кораблей викингов

Существовало несколько типов кораблей, каждый из них соответствовал своему назначению. В дальние плавания викинги чаще всего отправлялись на дракарах - удлиненное мелкосидящее судно с симметрично загнутыми вверх конечностями одну, из которых украшала вырезанная голова дракона призванная вызывать ужас у врага.

 

корабль викингов дракар

Дракар - боевой корабль до 30 м в длину под парусом и веслами, команда которого состояла из 60 - 80 человек. Каждый член команды боевого корабля вез с собой оружие и снаряжение и был готов вступить в бой. Для повышения устойчивости судна на дно укладывали балласт. На таких кораблях отважные мореплаватели совершали свои походы в Англию, Францию, Испанию, страны Средиземноморья, Гренландию и добирались до берегов Северной Америки.

 

knorr

 

Основным грузовым судном считался широкий «knorr» с парусом площадью 90 кв. м., осадкой 1,5 м и грузоподъемностью 40 тонн.

Были также небольшие суда для рыболовства, переправы и местного сообщения.

 

грузовое судно

 

Весла кораблей викингов были сделаны из сосны с узкой торцевой частью, которые были легкими и достаточно эффективными. 

Якоря были сделаны из камня или железа и достигали полутораметровой длины с железной цепью. Паруса изготовлялись из шерстяных тканей, которые ткали женщины. 

Представление о конструкции кораблей викингов хорошо дают сохранившиеся суда «Oseberg» и «Gokstad», названные в честь населенных пунктов возле которых были найдены.

 

корабль викингов «Oseberg»

 

 

корабль викингов «Gokstad»

 

морская битва викингов

Торговые суда создали базу для экспансии викингов в Европе и за ее пределами. Установив контроль над рынками и торговыми путями, викинги стремились к власти. Действуя силой и хитростью, викинги контролировали прибыльную торговлю мехом. Вскоре одежду из пушнины стали носить султаны далеких империй, а викинги выторговывали за них драгоценные металлы.

korabley.net

Корабли - Фьорд

Корабли викингов делились на два главных типа – боевые драккары (draken — по-шведски, drekar — по-норвежски, по-исландски) и торговые кнорры (knarr, кнар). Первые были уже и легче для достижения максимальной скорости. Экипаж мог достигать 80, 100 людей, но в среднем эта цифра была примерно 40-60 скандинавов.

Читайте также: Сколько викингов помещалось в драккаре, кнорре?

 

Найденные корабли викинговНайденные корабли

На рисунке показана эволюция кораблей во времени. Внизу шкала футов. Изображение взято из Энциклопедии “Исчезнувшие цивилизации” – “Викинги: набеги с севера”.

1-й корабль относится к периоду с 500 по 300 г. до н.э. Датская лодка хьортспринг.

2-й корабль – нюдамский, середина IV века н.э. Он также как и хьортспринг не имел паруса и приводился в движение с помощью вёсел.

3. Норвежский квалсундский корабль 750 г. н.э. имел киль и был более крепким. Возможно, на нём уже использовался парус.

4. Знаменитый осебергский корабль использовался для ритуальных целей. 800 — 850 гг.

5-й корабль – гокстадский 850 г. Прочный киль, широкий, большой парус.

6. Корабль типа кнорр. Высокие борта позволяли перевозить большое количество груза.

7. Последний корабль был построен примерно в 1000 г. Это самый большой найденный драккар. Длина – 100 футов (30 метров).

Конструкция корабля драккара викинговКонструкция корабля

Одно из самых значимых археологических открытий в этой области – находка во фьорде Роскильде (Дания), недалеко от города Скульделев. Были обнаружены сразу пять затопленных кораблей. Каждому присвоили имя “Скульделев” со своим индексом. Два последних корабля из нашего списка как раз из этого списка: Скульделев – 1 и Скульделев – 2.

Имея такой богатый материал, современные корабельные смогли смастерить настоящие прототипы драккаров прошлого. В 1893 г. и в 1991 г. разные корабли успешно преодолевали путь то Норвегии до Ньюфаундленда (Канада), по древнему мореплавательному пути скандинавов.

Эволюция кораблей викингов: "Судно из Квальзунда", "Судно из Усеберга", "Судно из Гокстада", драккар на позднем этапеЭволюция кораблей: «Судно из Квальзунда», «Судно из Усеберга», «Судно из Гокстада», драккар на позднем этапе

Корабли викингов – это плод настоящего искусства – искусства изготовления быстрых и прочных кораблей. Именно культ драккаров, культ мореплавания позволил древним скандинавам стать такой грозной военной волной для других народов. На период экспансии никто не обладал такими совершенными технологиями. Их корабли могли преодолевать быстро большие расстояния и переносить достаточно многочисленный и динамичный отряд.

Корабль для викинга – это его второй дом. Многие исследователи находят его очень схожим с наземным жилищем скандинавом. Общая структура одна и та же. Каждый воин имел свой угол на драккаре. У него была своя скамья, где он спал, либо сундук, который использовался тоже для сна, а также для хранения всей утвари воина – оружие, трофеи.

В древности иметь свой корабль – это наивысшая ценность. Практически ничего не было дороже из имущества, чем гениально изготовленный морской дракон.

Каждый корабль отождествлялся с живым существом. Он имел своё уникальное имя. Как и любое животное у него был свой нос и хвост, которые были соответственно украшены. Зачастую, передняя часть корабля представляла собой голову мифического животного. Чаще – дракона. Он и отгонял злых духов, и просто наводил умопомрачительный страх противнику.

Самые длинные ладьи имели 50 метров в длину. “Длинный змей”, принадлежащий норвежскому королю Олафу Трюггвасону, был длиной 37 метров.

fiord.org

Самый древний корабль: супероружие викингов

Леденящий сердце ужас наводили на жителей прибрежных стран дикие в своих жадности и неистовстве древние морские разбойники – викинги. Все жители побережья Балтики и Северного моря, Атлантического побережья Европы, Средиземноморья дрожали при появлении слухов о приближении диких и кровожадных орд этих язычников. По речной системе ужасные ладьи викингов заходили даже в Каспийское  море. 

Там, где прошли викинги, оставались дымящиеся развалины и трупы мужчин, решивших защищаться, а также детей и стариков. Любимым их развлечением было подкинуть ребенка и поймать его на острие копья. Выживших после битвы противников викинги обращали в рабство и уводили с собой. Руины цветущих некогда деревень, аббатств и городов оставались там, где прошли эти воины, мечтавшие об одном: умереть с мечом в руке. Нет ничего удивительного в том, что, завидев у побережья прямоугольный парус ужасного корабля викингов - драккара, население в ужасе разбегалось. Тем же, кто убежать не мог, оставалось только молиться.

Первое документально зафиксированное нападение викингов на земли заморских народов зафиксировано в 789 году. Тогда три корабля викингов предали огню и мечу английское графство Дорсет. Местный правитель тэн Беохтрик был ими убит. Однако фантастическая археологическая находка, сделанная Конрадом Энгельхрдтом в болоте Нидам, позволяет утверждать, что история мореплавания викингов уходит своими корнями в более древние времена.

Болото Нидам находится в Германии севернее города Фленсбурга. На протяжении трех веков оно являлось главным мистическим центром окружавших его племен. Здесь совершались таинства, посвященные кровавым богам злобных викингов. Здесь приносились и жертвы этим алчущим огня и крови чудовищам.

За время исследований болота, в нем обнаружено сто шесть мечей, пятьсот пятьдесят два наконечника от копий, семьдесят изготовленных из стали и бронзы умбонов – округлых пластин в середине щита защищавших руку воина от проникающих ударов, а также множество украшений. Религия викингов обожествляла войну, изделия из металла, особенно оружие, стоили крайне дорого. Остается только гадать, о чем просили древние викинги своих божеств, принося им столь драгоценные дары.

Однако и такие пожертвования не были самыми ценными. Викинги жертвовали богам и целые корабли. Большая ладья в те времена была столь ценна, что современные викингам народы поражались такой их расточительности. Но у тех были свои представления о том, как договориться с богами о большой военной добыче и привлечь их на свою сторону в бою. Одним из таких жертвенных кораблей и являлось «судно из Нидама».

Учитель и энтузиаст-исследователь Конрад Энгельхардт обнаружил ладью в тине Нидама в 1863 году. Века, прошедшие со времен принесения в жертву, не прошли для корабля бесследно. Судно, построенное в древности из высококачественной дубовой древесины,  распалось на куски. Доски, составлявшие некогда обшивку корабля, осыпались и лежали отдельно. Шпангоуты сгнили настолько, что лишь отдельные их фрагменты могли быть исследованы. 

Однако в целом этих остатков было достаточно, для того, чтобы судить о степени развития искусства кораблестроения у древних воинственных народов Северной Европы. Оставалось только датировать судно. Помогли в этом обнаруженные в носовой части корабля восемь фибул из бронзы. Эти булавки для одежды, являвшиеся одновременно и украшением, широко использовались, начиная с бронзового века до средневековья. В процессе развития человечества, их внешний вид и устройство постоянно менялись. Обнаруженные на «судне из Нидама» фибулы отнесли ко второй половине четвертого века. К тому же периоду отнесли и само судно. Таким образом, этот грозный боевой корабль совершал морские походы примерно тысячу семьсот лет назад.

«Судно из Нидама» еще не было драккаром, прославленным в будущем военным кораблем викингов. Оно даже не имело паруса и ходило исключительно на веслах. Тридцать гребцов совместными усилиями предавали ему скорость. Одновременно с ними на борту могли находиться до десяти пассажиров. Для дальних походов в открытом море такие суда не годились, но викинги нашли выход из этого положения. Они двигались вдоль берега до пролива Ламанш, пересекали его в самом узком месте и грабили прибрежное население Англии.

Технические характеристики судна внушают невольное уважение к древним кораблестроителям. Огромная дубовая ладья имела почти двадцать три метра в длину при максимальной ширине около трех с половиной метров. Построено оно на килевой доске длиной пятнадцать метров и шириной около шестидесяти сантиметров. Долго, видимо, пришлось корабелам выбирать подходящий дуб на берегах холодных морей. Доски обшивки имеют длину двадцать метров и ширину пятьдесят сантиметров. Ни одного сучка в этих досках не было. Изрядно поредели дубовые рощи во время строительства этого корабля. Интересно, но в конструкции судна, созданного на дальнем севере Европы, ощущается средиземноморское влияние. Ряд конструктивных элементов, а также форма весел соответствуют римским кораблям этого периода.

Реконструкции «судна из Нидама» предпринимались неоднократно. Первую еще в 1865 году выполнил Энгельгард. Наиболее точной считается реконструкция, выполненная в 1930 году Шетелигом и Йоханессеном. В связи со стопятидесятилетием обнаружения судна, в замке Готорп открыта экспозиция, посвященная этому кораблю, ставшему военной добычей викингов, перетащенному по суше на канатах и затопленному при помощи груза камней в мутных водах болота Нидам.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Рекомендуем почитать

Новости партнеров

 

tainoe.info

Мифы северных народов: Корабли викингов

Корабли викингов делились на два главных типа – боевые драккары и торговые кнорры. Первые были уже и легче для достижения максимальной скорости. Экипаж мог достигать 80, 100 людей, но в среднем эта цифра была примерно 40, 60 скандинавов.

Найденные корабли

На рисунке слева показана эволюция кораблей во времени. Внизу шкала футов. Изображение взято из Энциклопедии “Исчезнувшие цивилизации” – “Викинги: набеги с севера”.

1-й корабль относится к периоду с 500 по 300 г. до н.э. Датская лодка хьортспринг.

2-й корабль – нюдамский, примерно 850 г. н.э. Он также как и хьортспринг не имел паруса и приводился в движение с помощью вёсел.

Норвежский квалсундский корабль 750 г. н.э. имел киль и был более крепким. Возможно, на нём уже использовался парус.

Знаменитый осебергский корабль использовался для ритуальных целей. 800 - 850 гг.

5-й корабль – гокстадский 850 г. Прочный киль, широкий, большой парус.

Корабль типа кнорр. Высокие борта позволяли перевозить большое количество груза.

Последний корабль был построен примерно в 1000 г. Это самый большой найденный драккар. Длина – 100 футов (30 метров).

Конструкция корабля

Одно из самых значимых археологических открытий в этой области – находка во фьорде Роскильде (Дания), недалеко от города Скульделев. Были обнаружены сразу пять затопленных кораблей. Каждому присвоили имя “Скульделев” со своим индексом. Два последних корабля из нашего списка как раз из этого списка: Скульделев – 1 и Скульделев – 2.

Имея такой богатый материал, современные корабельные смогли смастерить настоящие прототипы драккаров прошлого. В 1893 г. и в 1991 г. разные корабли успешно преодолевали путь то Норвегии до Ньюфаундленда (Канада), по древнему мореплавательному пути скандинавов.

Эволюция кораблей:"Судно из Квальзунда","Судно из Усеберга","Судно из Гокстада",драккар на позднем этапе

Корабли викингов – это плод настоящего искусства – искусства изготовления быстрых и прочных кораблей. Именно культ драккаров, культ мореплавания позволил древним скандинавам стать такой грозной военной волной для других народов. На период экспансии никто не обладал такими совершенными технологиями. Их корабли могли преодолевать быстро большие расстояния и переносить достаточно многочисленный и динамичный отряд.

Корабль для викинга – это его второй дом. Многие исследователи находят его очень схожим с наземным жилищем скандинавом. Общая структура одна и та же. Каждый воин имел свой угол на драккаре. У него была своя скамья, где он спал, либо сундук, который использовался тоже для сна, а также для хранения всей утвари воина – оружие, трофеи.

В древности иметь свой корабль – это наивысшая ценность. Практически ничего не было дороже из имущества, чем гениально изготовленный морской дракон.

Каждый корабль отождествлялся с живым существом. Он имел своё уникальное имя. Как и любое животное у него был свой нос и хвост, которые были соответственно украшены. Зачастую, передняя часть корабля представляла собой голову мифического животного. Чаще – дракона. Он и отгонял злых духов, и просто наводил умопомрачительный страх противнику.

Самые длинные ладьи имели 50 метров в длину. “Длинный змей”, принадлежащий норвежскому королю Олафу Трюггвасону, был длиной 37 метров.

norse-ulver.blogspot.com

Самый древний корабль: супероружие викингов

Леденящий сердце ужас наводили на жителей прибрежных стран дикие в своих жадности и неистовстве древние морские разбойники – викинги. Все жители побережья Балтики и Северного моря, Атлантического побережья Европы, Средиземноморья дрожали при появлении слухов о приближении диких и кровожадных орд этих язычников. По речной системе ужасные ладьи викингов заходили даже в Каспийское  море. 

Там, где прошли викинги, оставались дымящиеся развалины и трупы мужчин, решивших защищаться, а также детей и стариков. Любимым их развлечением было подкинуть ребенка и поймать его на острие копья. Выживших после битвы противников викинги обращали в рабство и уводили с собой. Руины цветущих некогда деревень, аббатств и городов оставались там, где прошли эти воины, мечтавшие об одном: умереть с мечом в руке. Нет ничего удивительного в том, что, завидев у побережья прямоугольный парус ужасного корабля викингов - драккара, население в ужасе разбегалось. Тем же, кто убежать не мог, оставалось только молиться. Первое документально зафиксированное нападение викингов на земли заморских народов зафиксировано в 789 году. Тогда три корабля викингов предали огню и мечу английское графство Дорсет. Местный правитель тэн Беохтрик был ими убит. Однако фантастическая археологическая находка, сделанная Конрадом Энгельхрдтом в болоте Нидам, позволяет утверждать, что история мореплавания викингов уходит своими корнями в более древние времена.

Болото Нидам находится в Германии севернее города Фленсбурга. На протяжении трех веков оно являлось главным мистическим центром окружавших его племен. Здесь совершались таинства, посвященные кровавым богам злобных викингов. Здесь приносились и жертвы этим алчущим огня и крови чудовищам.

За время исследований болота, в нем обнаружено сто шесть мечей, пятьсот пятьдесят два наконечника от копий, семьдесят изготовленных из стали и бронзы умбонов – округлых пластин в середине щита защищавших руку воина от проникающих ударов, а также множество украшений. Религия викингов обожествляла войну, изделия из металла, особенно оружие, стоили крайне дорого. Остается только гадать, о чем просили древние викинги своих божеств, принося им столь драгоценные дары.

Однако и такие пожертвования не были самыми ценными. Викинги жертвовали богам и целые корабли. Большая ладья в те времена была столь ценна, что современные викингам народы поражались такой их расточительности. Но у тех были свои представления о том, как договориться с богами о большой военной добыче и привлечь их на свою сторону в бою. Одним из таких жертвенных кораблей и являлось «судно из Нидама».

Учитель и энтузиаст-исследователь Конрад Энгельхардт обнаружил ладью в тине Нидама в 1863 году. Века, прошедшие со времен принесения в жертву, не прошли для корабля бесследно. Судно, построенное в древности из высококачественной дубовой древесины,  распалось на куски. Доски, составлявшие некогда обшивку корабля, осыпались и лежали отдельно. Шпангоуты сгнили настолько, что лишь отдельные их фрагменты могли быть исследованы. 

Однако в целом этих остатков было достаточно, для того, чтобы судить о степени развития искусства кораблестроения у древних воинственных народов Северной Европы. Оставалось только датировать судно. Помогли в этом обнаруженные в носовой части корабля восемь фибул из бронзы. Эти булавки для одежды, являвшиеся одновременно и украшением, широко использовались, начиная с бронзового века до средневековья. В процессе развития человечества, их внешний вид и устройство постоянно менялись. Обнаруженные на «судне из Нидама» фибулы отнесли ко второй половине четвертого века. К тому же периоду отнесли и само судно. Таким образом, этот грозный боевой корабль совершал морские походы примерно тысячу семьсот лет назад.

«Судно из Нидама» еще не было драккаром, прославленным в будущем военным кораблем викингов. Оно даже не имело паруса и ходило исключительно на веслах. Тридцать гребцов совместными усилиями предавали ему скорость. Одновременно с ними на борту могли находиться до десяти пассажиров. Для дальних походов в открытом море такие суда не годились, но викинги нашли выход из этого положения. Они двигались вдоль берега до пролива Ламанш, пересекали его в самом узком месте и грабили прибрежное население Англии.

Технические характеристики судна внушают невольное уважение к древним кораблестроителям. Огромная дубовая ладья имела почти двадцать три метра в длину при максимальной ширине около трех с половиной метров. Построено оно на килевой доске длиной пятнадцать метров и шириной около шестидесяти сантиметров. Долго, видимо, пришлось корабелам выбирать подходящий дуб на берегах холодных морей. Доски обшивки имеют длину двадцать метров и ширину пятьдесят сантиметров. Ни одного сучка в этих досках не было. Изрядно поредели дубовые рощи во время строительства этого корабля. Интересно, но в конструкции судна, созданного на дальнем севере Европы, ощущается средиземноморское влияние. Ряд конструктивных элементов, а также форма весел соответствуют римским кораблям этого периода.

Реконструкции «судна из Нидама» предпринимались неоднократно. Первую еще в 1865 году выполнил Энгельгард. Наиболее точной считается реконструкция, выполненная в 1930 году Шетелигом и Йоханессеном. В связи со стопятидесятилетием обнаружения судна, в замке Готорп открыта экспозиция, посвященная этому кораблю, ставшему военной добычей викингов, перетащенному по суше на канатах и затопленному при помощи груза камней в мутных водах болота Нидам.

repin.info


Смотрите также