Ван древний китай. Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть XI
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ван (правитель страны в Др. Китае). Ван древний китай


Ван (титул) - это... Что такое Ван (титул)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ван.

Ван (кит. 王; пиньинь: wáng) — титул правителя в Древнем Китае. Титул не входил в иерархию пяти степеней знатности (гун, хоу, бо, цзы, нань) и стоял над ними.

Титул известен со времён династии Чжоу. Правители этой династии называли себя ванами, что в русскоязычной традиции применительно к той эпохе переводится как император (в англоязычной традиции принят перевод «king», то есть король). В последнее время часто переводится как «царь», что подчёркивает архаичность титула (например, Вэнь-ван — Царь Просвещённый). Однако со времени первого установления централизованной власти при императоре Цинь Шихуане происходит девальвация титула до уровня владетельного князя. Теперь титул вана имели правители самостоятельных владений, входивших (как правило, номинально) в империю. В этом смысле титул сродни европейским титулам «великий герцог» или «великий князь». Со времён династии Хань титул присваивался ещё наследнику престола, до тех пор, пока он не вступил на трон, а также близким родственникам императорской семьи мужского пола (в этом смысле титул равнозначен европейским понятиям «принц», «цесаревич» и «князь императорской крови»).

Пожалование титулом вана было исключительной прерогативой императора, однако в периоды феодальных междоусобиц нередки были случаи присвоения этого титула наиболее влиятельными феодалами. Так, Лю Бэй, основав царство Шу, до принятия титула императора носил титул Ханьчжоуского вана.

Ваны в танском Китае

См. также: Чиновники империи Тан#Знать

В период правления династии Тан (618—907) высшая аристократия, представленная ванами, получала широкие преимущества в имущественной и правовой сфере. Имперские законы выделяли три разряда ванов: циньваны, сываны и цзюньваны.

Администрация Вана

Ванам разрешалось содержать собственную администрацию, имевшую все признаки государственной: ванфугуань кит. 王府官.

  • 1 Фу кит. 傅 Воспитатель: ранг сопровождающий 3-й.

Как указано в династийной летописи: «Поддерживал и поправлял в случае ошибок и упущений».

  • 1 Цзии цзяньцзюньши кит. 諮議參軍事 Соучаствующий в делах советник: ранг основной 5-й.

Разрабатывал общие концепции и обсуждал текущие дела.

  • 1 Ю кит. 友 Сотоварищ: ранг сопровождающий 5-й низший.

Сопровождал вана, по надобности напоминал ему о правилах поведения.

  • Шиду кит. 侍讀 Чтецы-служители

Должности совмещения.

  • 1 Ваньсюэ кит. 文學 Учёный-литератор: ранг сопровождающий 6-й высший.

Заведовал библиотекой вана.

  • 2 Цзицзю кит. 祭酒 Возливатели жертвенного вина: ранг сопровождающий 7-й высший.

Один в Западной палате, второй в восточной. Вводили в княжеский дом почётных гостей, особенно учёных и мудрецов.

Чиновники, занимающиеся управлением двором:

  • 1 Чжанши кит. 長史 Главный администратор: ранг сопровождающий 4-й высший.
  • 1 Сыма кит. 司馬 Ведающий важными делами: ранг сопровождающий 4-й низший.
  • 1 Юань кит. 掾 Малый заведующий: ранг основной 6-й высший.

Следил за исполнением текущих дел.

  • 1 Шу кит. 屬 Малый управляющий: ранг основной 6-й высший.

Занимался тем же, чем и юань, но по другим отделам.

  • 1 Чжубу кит. 主簿 Регистратор: ранг сопровождающий 6-й высший.

Оформлял распоряжения вана.

  • 2 Цзиши цаньцзюньши кит. 記室參軍事 Внутренние соучаствующие в делах секретаря: ранг сопровождающий 6-й высший.

Оформляли представления вана императору или наследнику престола.

  • 1 Луши цаньцзюньши кит. 錄事參軍事 Соучаствующий в делах секретарь: ранг сопровождающий 6-й высший.

Заведовал передачей дел, проверял нет ли задержек, проверял и визировал документы, снимал копии и регистрировал их.

  • 1 Луши кит. 錄事 Секретарь: ранг сопровождающий 9-й низший.
  • 1 Гунцао цаньцзюньши кит. 功曹參軍事 Соучастник по делам отдела заслуг: ранг основной 7-й высший.

Учитывал чиновников двора, записывал их, проверял выполнение ими задач, занимался снабжением их и следил за порядком на рабочих местах.

  • 1 Цанцао цаньцзюньши кит. 倉曹參軍事 Соучастник по делам отдела зернохранилищ: ранг основной 7-й высший.

Заведовал выплатами зернового кормления, приготовлением еды на кухне, вносом/выносом продуктов, закупками продуктов, заготовкой дичи и рыбы, сена и соломы.

  • 1 Хуцао цаньцзюньши кит. 戶曹參軍事 Соучастник по делам подворного отдела: ранг основной 7-й высший.

Учитывал крестьянские дворы вотчины вана, слуг. Занимался охотой, оформлял подорожные.

  • 1 Бинцао цаньцзюньши кит. 兵曹參軍事 Соучастник по делам подворного отдела: ранг основной 7-й высший.

Заведовал стражниками: списками, проверял заслуги, почётный караул, регалии, отпуска и командировки.

  • 1 Цицао цаньцзюньши кит. 騎曹參軍事 Соучастник по делам конного отдела: ранг основной 7-й высший.

Заведовал конями, конюшнями, пастбищами, колесницами, значками, военным снаряжением.

  • 1 Фацао цаньцзюньши кит. 法曹參軍事 Соучастник по делам судного отдела: ранг основной 7-й высший.

Заведовал расследованиями, наказаниями при дворе (кроме уголовных).

  • 1 Шицао цаньцзюньши кит. 法曹參軍事 Соучастник по делам общественных работ: ранг основной 7-й высший.

Заведовал земляными работами и общественными зданиями.

У каждого цао цаньцзюньши в подчинении было: 2 писца (史), и один кладовщик (府, два только у подворного хуцао).

  • 2 Цаньцзюньши кит. 參軍事 Соучастник в делах: ранг основной 8-й низший.
  • 4 Син цаньцзюньши кит. 行參軍事 Разъездной Соучастник в делах: ранг сопровождающий 8-й высший.

Отправлялись, по необходимости, для проверок на местах.

  • 2 Дяньцянь кит. 典簽 Блюстители официальной документации: ранг сопровождающий 8-й низший.

Обнародовали ванские распоряжения и отправляли их в надлежащие инстанции.

Администрация удела циньвана

Братья царствующего императора и его сыновья (кроме наследника) получали огромные земельные пожалования и собственный удел — ван го кит. 王国, где соответственно создавалась ванская администрация «циньванго» кит. 親王國. В династийных хрониках нет данных, о том, что ванская администрация управляла уделом вместо императорского правительства, так что, вероятнее, администрация занималась обслуживанием вана и его окружения.

  • 1 Лин кит. 令 Начальник: ранг сопровождающий 7-й низший.

Возглавляя администрацию, решал все вопросы.

  • 1 Датун кит. 大農 Великий земледелец: ранг сопровождающий 8-й низший.

Помогал лину и заведовал налоговыми поступлениями.

  • 1 Вэй кит. 尉 Пристав: ранг основной 9-й низший.
  • 1 Чэн кит. 丞 Помощник пристава : ранг сопровождающий 9-й низший.
  • 1 Сюэгуаньчжан кит. 學官長 Начальствующий над обучением: ранг основной 9-й низший.

Обучал дворцовых женщин (от аристократок и до служанок включительно)

  • 1 Чэн кит. 丞 Помощник: ранг сопровождающий 9-й низший.

Этот помогал сюэгуаньчжану.

  • 1 Шигуаньчжан кит. 食官長 Начальствующий над питанием: ранг основной 9-й низший.

Заведовал поставками продовольствия и приготовлением еды.

  • 1 Чэн кит. 丞 Помощник: ранг сопровождающий 9-й низший.

Этот помогал шигуаньчжану.

  • 2 Цзюмучжан кит. 廄牧長 Начальствующий над конюшнями и пастбищами: ранг основной 9-й низший.

Заведовали животными вана и их выпасом.

  • 2 Чэн кит. 丞 Помощники: ранг сопровождающий 9-й низший.

Этот помогал цзюмучжану.

  • 2 Даньфучжан кит. 廄牧長 Начальствующий над хранителями и кладовщиками: ранг основной 9-й низший.

Заведовали складами, отвечали за сохранность вещей.

  • 2 Чэн кит. 丞 Помощники: ранг сопровождающий 9-й низший.

Этот помогал даньфучжану.

Дружина личной охраны Вана кит. 親事府

Около 350 человек.

  • 2 Дяньцзюня кит. 典軍 Блюстители армии: ранг основной 5-й низший.
  • 2 Фу дяньцзюня кит. 副典軍 Товарищ блюстители армии: ранг основной 5-й низший.

Ведали сяовэями, при организации охраны и сопровождения. Ведали лошадьми стражников и упряжью.

  • 5 (или 2) Сяовэй кит. 校尉 Начальствующие приставы: ранг сопровождающий 6-й высший.
  • 3 (по «Тан лю дянь») Люйшуай кит. 旅帥 Предводители рот: ранг сопровождающий 7-й низший.
  • 7 (по «Тан лю дянь») Дуйчжэн кит. 隊正 Взводные исправники: ранг сопровождающий 8-й низший.
  • 7 (по «Тан лю дянь») Дуйфу кит. 隊副 Товарищи взводных: ранг сопровождающий 9-й низший.

Также:

  • 16 Чжичжан циньши кит. 執仗親事 Ближние стражи с парадным оружием: ранг основной 8-й низший.

Им полагались луки и другое парадное оружие.

  • 16 Чжичэн циньши кит. 執乘親事 Ближние стражи выезда: ранг основной 8-й низший.

Подавали вану лошадей и колесницы. Эти стражами могли быть: сыновья и внуки наградных чиновников 2-1 рангов, почётных 5-1, сяньнаней (мелкий аристократ) или выше.

Дружина домашней Вана кит. 帳內府

Около 650 человек.

  • 2 Дяньцзюня кит. 典軍 Блюстители армии: ранг основной 5-й высший.
  • 2 Фу дяньцзюня кит. 副典軍 Товарищ блюстители армии: ранг сопровождающий 5-й низший.

Остальные либо как в личной охранелибо по «Тан лю дянь»: 3 сяовэя, 7 люйшуаев, 13 дуйчжэн и дуйфу.

См. также

Ссылки

Логотип Викитеки В Викитеке есть оригинал текста по этой теме.

dic.academic.ru

Ван (правитель страны в Др. Китае)

 Ван (правитель страны в Др. Китае) Ван, древнекитайский термин, обозначавший правителя страны в эпохи Инь (16≈11 вв. до н. э.) и Чжоу (11≈3 вв. до н. э.). Позже стал обозначать высший титул знатности, который давался членам царствующей семьи и заслуженным чиновникам. В древности и в средние века ≈ правители государств или княжеств в Корее также носили титул «В.»

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Ван (озеро в Турции)
  • Ван Ань-Ши

Смотреть что такое "Ван (правитель страны в Др. Китае)" в других словарях:

  • Список изобретений, сделанных в Китае — Колесница с зонтом в упряжке из четырёх лошадей из терракотовой армии …   Википедия

  • Хань (император. династия в Китае) — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан …   Википедия

  • Чжуансян-ван (Цинь) — Ин Ижэнь 5 й Император династии Цинь Дата рождения: 281 год до н. э.( 281) …   Википедия

  • КОНФУЦИАНСТВО — (кит. жу цзя, жу цзяо школа ученых интеллектуалов, учение ученых интеллектуалов) кит. классическая философия. К, возникло в 6 в. до н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и… …   Философская энциклопедия

  • Четыре ханьских округа — Округа династии Хань Четыре ханьских округа (кит. 漢四郡 …   Википедия

  • Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… …   Энциклопедия инвестора

  • КИТАЙ. ИСТОРИЯ — Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не… …   Энциклопедия Кольера

  • Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… …   Географическая энциклопедия

  • КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… …   Советская историческая энциклопедия

  • Путешествия Чжэн Хэ — Модель торгового судна, которое использовалось в экспедициях Чжэн Хэ (музей в Фучжоу, КНР) …   Википедия

dic.academic.ru

Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть XI

Анекдоты № 677 от 01.02.2013 г.

В древней книге “Дао Дэ Дзин” говорится: "Порождает, но не обладает; действует, но не надеется на других; превосходит всё, но не стремится главенствовать. Вот что значит удивительная сила Дэ!"

Правитель (ван) и его женщины

В Древнем Китае считалось, что ван обладает максимальным количеством великой силы Дэ среди всех жителей Поднебесной, или, по крайне мере, его государства. Для питания, поддержания и упрочивания силы Дэ правителю требовалось очень много сексуальных партнёрш. Согласно магическим представлениям древних китайцев, ван должен располагать следующим набором женщин для совокупления: одна главная жена (хоу), три дополнительные жены (фужэнь), девять жён второго ранга (бинь), двадцать семь жён третьего ранга (шифу) и восемьдесят одна наложница. Китайцы до сих пор считают, что нечётные числа соответствуют положительному мужскому началу в природе и мужской животворящей (производительной) силе. Четные же числа символизируют женское отрицательное начало и женское плодородие. Чисто “три” – это первое нечётное число после единицы и оно символизирует мощную мужскую потенцию. Девять – это три раза по три; символизирует собой изобилие. Умножая полученные числа на три, можно только увеличивать мужскую силу и изобилие.

Следует иметь ввиду, что чем более низкое положение в обществе занимал человек, тем скромнее становился набор женщин, с которыми он мог вступать в половые отношения.Для простолюдинов нормой было: один муж – одна жена.

Порядок сексуальных контактов вана

Со своей главной женой ван мог совокупляться только один раз в месяц; всё остальное время ван должен был совокупляться с женщинами более низких рангов, причём, чем ниже был ранг женщин, тем чаще с ними должен был совокуплялся ван. Китайцы считали, что именно во время сексуального контакта мужчина увеличивает свою силу Дэ и сексуальную мощь за счёт женской силы. Очередной цикл ван начинал с многочисленных сношений с женщинами самого низкого ранга. Чем выше становился ранг употребляемых женщин, тем реже с ними вступал в сношения ван. Такой порядок сношений должен был обеспечить максимальную потенцию вана к моменту сношения со своей главной женой, а правительница получала наиболее благоприятный момент для зачатия здорового и умного наследника престола.

Дамы нюйши

Специальные придворные дамы, “нюйши”, не только наблюдали за сексуальными отношениями вана, но и контролировали их. Нюйши следили за тем, чтобы ван вступал в половые отношения с женщинами только в благоприятные для этого дни. Они определяли порядок и периодичность сексуальных отношений с женщинами каждой категории. Кроме того, нюйши вели строгий учёт всех сексуальных контактов вана и делали записи о них специальной красной кисточкой. Отсюда-то и пошёл обычай при описании сексуальной жизни правителей называть их как "записи, сделанные красной кистью".

Контроль и учёт сексуальных контактов

Нюйши должны были следить за состоянием здоровья всех женщин правителя (вана), за их менструальными циклами и оповещать обо всём этом вана. Каждую выбранную для сексуального контакта женщину в спальню вана сопровождала одна из нюйши. Нюйши надевала на правую руку этой избранницы серебряное кольцо и была обязана присутствовать при половом акте, чтобы вскоре сделать запись об этом событии в специальном журнале с указанием точного времени окончания полового акта. Серебряное кольцо на руке сексуальной партнёрши вана теперь перемещалось на её левую руку. Если оказывалось, что женщина забеременела во время такого контакта, нюйши выдавала ей золотое кольцо с правом ношения на руке. Только главная жена и три жены высшего ранга могли оставаться с правителем на всю ночь; все остальные женщины должны были покидать спальню правителя задолго до наступления рассвета.

“Лунъян”

Древние тексты очень скупо и невнятно говорили о гомосексуальных нравах правителей. Одно из первых таких сведений относится к III веку до Р.Х., когда в государстве Вэй министр по имени Лун Ян-цзунь стал любовником своего повелителя. Эта связь получила в китайском обществе такую большую известность, что с тех пор в литературе слово “лунъян” стало наиболее часто употребимым синонимом для гомиков.

Возвращение жены

Важный сановник по имени Юй Пань из государства Чжэн в 548 году до Р.Х. встретил по дороге молодого человека, ведущего к себе в дом невесту. Девушка так приглянулась Юй Паню, что он силой отнял её у молодого человека и поселил в одном из подвластных ему городов. Молодой человек не смирился с утратой, подстерёг и убил Юй Паня, а затем вернул себе жену.

Слишком близкий контакт

Однажды на правителя (вана) государства Чу, когда он ехал куда-то с семьёй, напали бандиты. Охрана вана не совладала с бандитами, и тому пришлось спасаться бегством, бросив на дороге свою семью. Только Чжун Цзянь, управляющий князя, смог последовать за своим господином, неся на спине юную дочь правителя Цзи Ме. Через какое-то время ван решил выдать дочь замуж, но Цзи Ме отклонила кандидатуру, предложенную отцом, со следующей формулировкой: "Дочь не должна сама выбирать будущего мужа, но Чжун Цзянь нёс меня на своей спине". Девушка напомнила отцу, что она находилась в слишком близком физическом контакте с Чжун Цзяном, и, следовательно, уже не могла выйти замуж ни за какого другого мужчину. Пришлось вану отдать свою дочь в жёны этому самому Чжун Цзяню.

Вид с террасы

В 661 году до Р.Х. правитель государства Лу пристроил к своему дворцу высокую террасу, с которой открывался вид на дом одного высокопоставленного чиновника. Однажды с этой террасы он увидел дочь этого чиновника и захотел склонить её к прелюбодеянию, но девушка отклонила все притязания правителя. Эта девушка подарила свою благосклонность правителю только после того, как тот пообещал сделать её первой женой; позднее она оправдала ожидания правителя и родила ему сына.

Недостойный

В 579 году до Р.Х. высокопоставленный сановник государства Цзинь по имени Ци Чоу приехал в государство Лу. Ему очень понравились местные женщины, и он попросил равного ему по рангу сановника государства Лу подыскать ему жену. Этот сановник решил силой отнять красивую жену у младшего офицера по имени Ши Сяо-шу и отдать её в жёны этому самому Ци Чоу. При расставании жена сказала своему мужу: "Даже птицы и животные не расстаются добровольно со своими самками. Что же ты будешь делать?" Ши Сяо-шу безвольно ответил: "Если я воспротивлюсь, то рискую быть убитым или наказанным". Женщина отправилась вместе с Ци Чоу в государство Цзинь и там родила ему двоих детей (вероятно, дочерей). Вскоре, однако, Ци Чоу умер, и его родственники отправили эту женщину вместе с детьми обратно в государство Лу. Ши Сяо-шу встречал свою бывшую жену на берегу Жёлтой реки, и сразу же утопил двоих детей, которых она родила от Ци Чоу. Женщина просто взбесилась и заявила бывшему мужу: "Прежде ты не защитил собственную жену и позволил её забрать. А теперь ты не смог отнестись как отец к сиротам и уничтожил их. Кто знает, как ты кончишь!" После этого женщина поклялась никогда больше не видеть Ши Сяо-шу и отказалась вернуться в его дом. Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть XДревний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть IX (Продолжение следует)

www.abhoc.com

Китай. Период Восточного Чжоу

С самого начала своего существования Западно-Чжоуское государство было поставлено перед необходимостью отражать набеги окружающих племен, особенно на северо-западе и юго-востоке, и до поры справлялось с этой задачей. С ростом сепаратизма чжухоу ослаблялась военная мощь ванов, падал авторитет царской власти. Чжоуские правители все с большим трудом сдерживали натиск племен, ставший особенно сильным на северо-западе и юго-востоке страны. В VIII в. до х.э. под напором непрекращающихся вторжений западных кочевых племен из глубин Центральной Азии чжоусцы стали покидать свои исконные земли в бассейне р. Вэйхэ. В 771 г. войско Ю-вана было разбито кочевниками, сам он попал в плен, после чего его сын Пин-ван перенес столицу на восток. Этим событием традиционная китайская историография начинает эпоху Восточного Чжоу (770-256 гг. до х.э.). Его начальный этап, охватывающий период с VII до V в. до х.э., по летописной традиции называют периодом "Чуньцю" ("Весен и осеней").

Закрепившись на востоке страны, Пин-ван образовал здесь небольшое государство со столицей в г. Лои. К этому времени, согласно традиционной историографии, на территории Китая существовало около 200 царств, которые ряд исследователей, не без основания, основания, относят к категории городов-государств. И вообще, представление о раннегосударственных образованиях в древнем Китае как о деспотиях восточного типа давно требует пересмотра и подвергается основательной критике. Раннечжоуские царства древнего Китая (которые огульно нельзя относить к числу протодревнекитайских, ибо в них консолидировались различные этнические общности, а не только протоханьцы) располагались с запада на восток от долины р. Вэйхэ до п-ова Шаньдун, включая Великую Китайскую равнину, на юге и юго-востоке они захватывали долину нижнего и среднего течения р. Янцзы, а на севере достигали района современного Пекина. Их окружали враждебные племена, известные под обобщающими названиями: ди (северные племена), и (восточные племена), мань (южные племена), жун (западные племена).

Об эпохе "Чуньцю" наряду с археологическим материалом повествуют многие нарративные памятники. Среди них упомянутая выше лапидарная летопись царства Лу (в Шаньдуне) "Чуньцю" с комментариями на нее: "Гуньянчжуань", "Гулянчжуань" и самым известным из всех - "Цзочжуань", так называемым "Левым комментарием", а также "Гоюй" ("Речи царств"), восходящим к традиции IX в. до х.э. и представляющим особенно большой интерес для изучения этого этапа древней истории Китая.

Среди царств, рассеянных в это время в бассейне среднего и нижнего течения Хуанхэ на Великой Китайской равнине, одни относили себя к потомкам чжоусцев, другие - шанцев. Но все они признавали над собой верховную власть чжоуского вана, провозглашаемого Сыном Неба, и считали себя "срединными царствами" (чжунго) мира - средоточием Вселенной. Распространившаяся в это время ритуально-магическая концепция чжоуского вана как Сына Неба была связана с культом Неба - верховного божества, - зародившимся в Китае вместе с чжоуской государственностью. По сравнению с шанскими культами предков и сил природы культ Неба и Сына Неба, как его земного воплощения, был надплеменным, межэтническим, совместимым с местными общинными культами, но возвышающимся над ними. Вместе с учением о Воле (Мандате) Неба (Тяньмин - "Божественной инвеституре") он служил идее харизмы власти вана и легитимации права династии Чжоу на господство в Поднебесной (Тянься - Страна под Небом). Хотя Восточно-Чжоуское царство в это время было отнюдь не самым крупным и далеко не самым сильным в военном отношении, но именно оно являлось своего рода связующим единством "чжоуского мира" в силу освященного традицией представления о сакральном характере власти его правителей. Оно играло большую роль в установлении дипломатических отношений между "срединными царствами" на всем протяжении периода "Чуньцю".

Кроме "срединных царств" на территории "чжоуского мира" находились и другие государства, нисколько не уступавшие им ни по размерам, ни по уровню культурного развития. Среди них выделялись южные царства Чу (в среднем течении Янцзы), У (в дельте Янцзы) и южнее их - Юэ. Их население было родственно предкам вьетнамцев, чжуан, мяо, яо, таи и других народов Юго-Восточной Азии. К VII в. до х.э. Чу оказалось в числе самых сильных царств, его правители присвоили себе титул ванов и, возглавив коалицию южных царств, активно включились в борьбу древнекитайских царств за гегемонию в Поднебесной.

Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шаниньской культуры (прежде всего иероглифическое письмо и технику бронзолитейного производства). "Чуньцю" было периодом развитого бронзового века в Китае. В это время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется производство бронзовых орудий труда. Появляются новые типы наступательного оружия, прежде всего стрелкового. Так, в Чу изобретается мощный арбалет с бронзовым спусковым механизмом, конструкция которого требовала использования для его изготовления бронзы высшего качества. Эпоха "Чуньцю" была апогеем мощи колесничного войска, вождение колесницы входит в число шести высших видов искусства чжоуской аристократии. В это время наблюдается рост городов как культурно-политических центров; они, как правило, остаются небольшими, но возникают и города с населением 5-15 тыс. человек.

Правители царств широко практикуют раздачу земли за службу, что, в частности, означало переуступку прав на получение поступлений от общин. В связи с разложением общинной собственности во многих царствах прекратились общинные переделы земли, которая наследственно закреплялась за отдельными семьями. Это вызвало изменение всей системы изъятия государством прибавочного продукта у основной массы производителей. По имеющимся данным, сначала в царстве Лу (в 594 г. до х.э.), потом в Чу (в 548 г. до х.э.), а затем и в других государствах система коллективной обработки общиной части ее полей в пользу царя была заменена зерновым налогом (обычно в одну десятую урожая) с поля каждой семьи. По сути это и было началом регулярного налогообложения земледельцев, что повлияло на характер общинных органов самоуправления.

Из представителей общинных органов самоуправления нам известны: старейшины фулоо, избираемые простым народом (шужэнь) в общинах (ли), коллегия трех главных старейшин (соньлоо) и староста, или городской голова (личжэн). Органы самоуправления, по-видимому, активно функционировали в городах и общинных объединениях (и). Представители общинных органов самоуправления отвечали за выполнение трудовых повинностей, за сбор налогов, за поддержание порядка в общине, исполнение межобщинного культа (в частности, саньлао). Они могли созывать местное ополчение, организовывать городскую оборону, вершить суд над людьми общины и даже приговаривать их к смерти. В ряде царств они могли самостоятельно сноситься с внешним миром, с помощью местного ополчения могли оказывать влияние на исход междоусобной борьбы претендентов на царский трон. В общественно-политической жизни периода "Чуньцю" активную роль играл слой гожэнь - "свободных людей", "полноправных граждан города-государства", обязанных военной службой, уплатой податей и несением ряда повинностей. Иногда они выступают на стороне правителя в его борьбе с могущественной знатью, их активное вмешательство в дела внутренней и внешней политики царств заставляет предположить наличие там пережитков института народного собрания. Сведения о гожэнь в царствах Чжэн, Вэй, Цзинь, Ци, Сун, Чэнь, Лу, Цзюй могут быть свидетельством того, что эти государства сохраняли известные черты демократического устройства. В ряде случаев правители царств даже заключали с гожэнь договоры о взаимной поддержке. Однако роль гожэнь в политической жизни царств к середине I тысячелетия до х.э. повсюду сходила на нет.

В этот период появляются факты отчуждения частных усадеб и огородов, но сколько-нибудь заметного распространения сделки с землей все еще не получают. С углублением процесса расслоения общины развивается долговое рабство, сначала под видом "усыновления", "залога" детей. Заложников-чжуйцзы с целью сохранить в хозяйстве работника нередко женили на дочери хозяина. В частных хозяйствах общинников было распространено патриархальное рабство. Для домашней работы использовались нучаньцзы - рабы, прижитые в доме от рабынь. Рабский труд находил применение и в земледелии. В отдельных случаях у частных лиц скапливалось множество рабов. Так, например, по данным нарративных памятников, в 593 г. до х.э. цзиньский полководец получил тысячу семей из числа захваченных в плен "варваров" из племени "красных ди". Даже если это число значительно преувеличено источником, все же оно очень велико. Столь большое число работников едва ли могло единовременно быть использовано в частном хозяйстве. Видимо, расчет был на их реализацию, что заставляет предполагать развитие работорговли. Однако в целом частное рабство в этот период еще не получило заметного развития. Источниками государственного рабства оставались захват военнопленных и порабощение по суду. Рабов часто называли по профессиям (конюх, дровосек, носильщик, пастух, уборщик, ремесленник) или применяли по отношению к ним общие наименования, например "слуга", "отрок". Подневольные работники, используемые в производстве, обозначались также собирательными терминами -ли и пу,- относившимися к лицам, утратившим статус, гарантирующий личную свободу. Показательно, что в этот период утверждается "классический" термин для обозначения раба - ну, ставший затем стандартным для всех дальнейших периодов истории Китая. Характерной чертой рабовладения восточночжоуского общества было сохранение многими категориями рабов признаков субъекта права.

На территории "срединных царств" шел процесс формирования этнокультурной общности хуася, в ходе которого возникает представление об исключительности и культурном превосходстве хуася над всей остальной мировой периферией - "варварами четырех сторон света" (сы и). Причем в этой восточночжоуской этноцентрической модели ойкумены на первый план выдвигаются не этноразличительные, а культурно-различительные признаки. Идея абсолютного культурного приоритета чжунго жэнь ("людей срединных царств") становится с этого времени важнейшим компонентом этнического самосознания древних китайцев. Однако уже тогда она решительно оспаривалась теми древнекитайскими мыслителями, которые осознавали ее полное несоответствие современной им действительности. Как уже говорилось, кроме "срединных царств" на территории Китая находились и другие крупные государства, в чем-то даже опережавшие их в общественном развитии. О высокой культуре нехуасяских царств Чу, У и Юэ уже сравнительно давно стало известно из материалов раскопок, и археологи получают все новые данные, подтверждающие это. В последние годы благодаря их усилиям были открыты памятники до этого почти неизвестного по письменным источникам восточночжоуского царства Чжувшань, основанного племенами "белые ди" в Северном Китае (в Хэбэе), обладавшего высокой оригинальной культурой; чжуншаньские изделия относятся к лучшим художественным образцам бронзолигейного искусства древнего Китая середины I тысячелетия до х.э. Однако в летописных памятниках о царстве Чжуншань упоминается лишь вскользь, поскольку оно не выдержало натиска "срединных царств". Известно также, что кроме Чжувшань "белыми ди" в том же регионе в эпоху "Чуньцю" были созданы еще два царства - Фэй и Гу.

Противостояние хуасяских царств всем "варварам четырех сторон света" ярко проявляется во взаимоотношениях царств в период "Чуньцю": взаимоуважительных - "братских, родственных" между хуася, связанных особыми правилами ведения междоусобных войн, - с одной стороны, и исполненных презрительного отношения хуасяских царств к "ничтожным варварам" - с другой. Между тем с конца VII - начала VI в. до х.э. окраинные нехуасяские царства выдвигаются на первый план политической конъюнктуры в качестве "гегемонов" (ба), фактически диктующих свою волю Поднебесной в период "Чуньцю". Среди них древнекитайская историческая традиция называет по крайней мере четырех правителей "варварских" царств: северо-западного жунского царства Цинь, уже упомянутых южных маньских царств Чу и У и самого южного из всех, этнически неоднородного царства Юэ. Из них только Цинь номинально признавало власть восточночжоуского вана.

На протяжении веков "срединные царства" находились в постоянных и интенсивных контактах с этими и другими соседними иноэтническими народами и племенными группами Восточной Азии, в ходе которых происходил сложный процесс ассимиляции и взаимовлияний. На формирование общности хуася существенное воздействие оказало оседание на Среднеки-айской равнине в VII-VI вв. до х.э. северных племен ди, принадлежавших к так называемому "скифскому миру". Заимствование культурных достижений "чужих" этносов имело немаловажное значение для социально-политического, хозяйственно-экономического и идеологического развития "срединных царств". С конца периода "Чуньцю" заметно расширяется территория хуася, хотя и в пределах бассейна р. Хуанхэ и среднего течения р. Янцзы. Становятся все более тесными взаимоотношения "срединных царств" с периферийными царствами Цинь, Янь и Чу, которые, со своей стороны, непосредственно вовлекаются в сферу культурного влияния хуася. Все эти процессы происходят на фоне ожесточенных войн между царствами, приобретавших исключительно напряженный характер в начале второй половины I тысячелетия до х.э. В междоусобную борьбу "срединных царств" активно вмешиваются сильные в военном отношении нехуасяские царства, и именно их участие в той или иной военной коалиции зачастую решает исход конфликтов. "Государства с десятью тысячами боевых колесниц" ("Вань чэн го") представлялись современникам могучей силой, определявшей судьбы Поднебесной. Возраставшее напряжение междоусобной борьбы "срединных царств" дополнялось столкновениями политических сил внутри их. Господствующее положение в древнекитайских царствах периода "Чуньцю" принадлежало наследственной аристократии, связанной обычно родством с царскими домами. Она занимала высшие посты в государственном управлении, владела боевыми бронзовыми колесницами, составлявшими основную ударную силу войска. В противовес ей правители стали формировать армии из пехотных подразделений. Начиная с VI в. до х.э. повсеместно отмечается яростная борьба знатных родов за власть в своих царствах. Стремясь ослабить мощь этой клановой иерархической аристократии, правители царств пытаются опереться на лично им преданных людей из незнатных семей, вводят новую систему служебного вознаграждения - "жалованье", которое стало выплачиваться зерном, служившим важнейшим эквивалентом стоимости. Эти нововведения в сфере политического управления вели к изменению характера государственного устройства. В крупных царствах постепенно устанавливается централизованная политико-административная система управления.

В середине I тысячелетия до х.э. политическая карта древнего Китая по сравнению с началом периода "Чуньцю" кардинальным образом меняется: от двухсот государственных образований остается менее тридцати, среди которых выделяются "семь сильнейших" - Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу "периферийных", а также Вэй, Чжао, Хань и Ци - крупнейшие из "срединных царств". Непримиримая борьба между ними за преобладание и господство в Поднебесной становится определяющим фактором политической истории древнего Китая в последующий период - V-III вв. до х.э., - вошедший в традицию под названием "Чжаньго" ("Борющихся царств"), который завершается 221 г. до х.э.

Источники:

1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997

См. также:

www.world-history.ru

Древний Китай. Развитие философии. Ван Чун.

Религия и культура Китая в период династий ХаньРазвитие философии. Ван Чун

Противоречия внутри империи нашли отражение в борьбе идеологических течений в ханьском обществе. Научный и технический прогресс того времени дал ученым новую пищу для создания мировоззренческих систем. Так, в конце I в. до н. э. — начале I в. н. э. выступил с трактатом «Синь лунь» («Новые рассуждения») крупный ученый того времени Хуань Тань (40 г. до н. э. — 30 г. н. э.) В трактате «Синь лунь» он изложил свои взгляды на окружающую действительность с позиций материализма. Хуань Тань резко выступал против конфуцианцев и даосской мистики и был непримиримым врагом суеверий и невежества.

Самым выдающимся ханьским мыслителем, идеи которого оказали огромное влияние на дальнейшее развитие материализма в Китае, был Ван Чун (27 — 97) — один из крупнейших материалистов древности. Свои философские взгляды он изложил в большом полемическом трактате «Лунь Хэн» («Критические рассуждения»). Ван Чун признавал вечность и материальность мира. В объяснении мира он исходил из материальной субстанции ци, которую считал единственным источником бытия. Все в природе возникает естественно, как результат сгущения этой субстанции. Все вещи рождаются из ци, независимо от какой бы то ни было сверхъестественной силы.

Ван Чун разоблачал концепцию конфуцианства о сознательной деятельности неба и идее воздаяния, противопоставляя ей принцип естественного развития материального мира. Выступая против конфуцианской трактовки неба как божественного существа, Ван Чун давал небу материалистическое и атеистическое толкование и утверждал, что «небо есть тело, подобное земле». Однако, выдвигая положение о вечном существовании неба и земли, Ван Чун рассматривал их как нечто неизменное, в чем проявился метафизический характер его философии.

Уделяя в своем трактате большое внимание теории познания, Ван Чун считал источником знания чувственное восприятие реального мира. Он писал: «Если (человек) не слышит и не видит (окружающего), то у него не может быть и представления о нем». Ван Чун отрицал врожденное знание, мистическую интуицию, которыми, по конфуцианскому учению, якобы обладали мудрецы древности. Отрицая принципиальное различие между человеком и животным, Ван Чун указывал, что «человек есть (животное) существо; несмотря на то что он может быть знатен... его природа не отличается от природы других существ».

Вместе с тем он писал: «Среди существ, рождаемых небом и землей, человек является наиболее ценным, и эта ценность определяется его способностью к знанию». Одной из самых ярких глав «Критических рассуждений» является глава «О смерти», в которой Ван Чун выступил против конфуцианского культа предков и даосских идей о средствах, дающих якобы возможность достичь физического бессмертия.

Ван Чун утверждал, что все живущее рождается, развивается и неминуемо умирает. Человек, как и все живые существа, подвергается полному уничтожению. «Среди существ, несущих в венах кровь, нет таких, которые не умирали бы», — писал философ. Он отвергал идею бессмертия души и утверждал, что «мертвые не превращаются в духов, не обладают способностью к познанию и не могут приносить людям вред». Направляя основной удар против конфуцианской идеологии, Ван Чун вместе с тем преследовал широкие просветительные цели, разоблачая всевозможные предрассудки и суеверия.

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0     

ancient.gerodot.ru


Смотрите также