История возникновения игрушки на Руси. Игрушки древней руси
КАК НА РУСИ ИГРУШКИ ДЕЛАЛИСЬ Самые ранние игрушки, обнаруженные на…
КАК НА РУСИ ИГРУШКИ ДЕЛАЛИСЬ
Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до нашей эры. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Ещё в древности игрушки вырезали из дерева. Деревянные игрушки изготавливались на Севере, в Поволжье, Подмосковье. С рождением ребёнка игрушка становилась непременным спутником детской жизни. Самым маленьким предназначались всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской, ими обычно обвешивали детскую колыбель.
По мере того как подрастал ребёнок, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали ему ходить, осваивать пространство. Для этой цели служили разные напольные каталки и каталки на палочке.
Когда же ребёнок начинал ходить, то у него была другая каталка- на верёвочке. Чаще всего это был конь на колёсах. Он следовал по пятам за хозяином, а ребёнок переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так игрушка развивала ребёнка физически и воспитывала духовно. Примерно с двух лет крестьянский ребёнок играл вполне самостоятельно. Мячи, луки тренировали в нём меткость и ловкость, волчки, жужжалки прививали технические навыки, дудки, рожки, свистульки развлекали и знакомили с народной музыкой, игрушечные топоры, тележки приобщали ребёнка к повседневному деревенскому труду. Игрушки почти никогда не украшались ни резьбой, ни росписью.
К труду крестьянские дети приучались рано. Поэтому и все крестьянские игрушки делались таким образом, чтобы ребёнку было необходимо вложить в неё частичку труда: погремушку необходимо потрясти, тогда она зазвучит; каталку возить, тогда она оживёт; куклу одевать, и тогда она будет похожа на человека.
С 5-6 лет дети делали игрушки сами. Материал для игрушек находили рядом с домом, во дворе, на улице, в поле, в лесу. Из прутьев делали шалаши, луки, из древесной коры – кораблики и лодочки.
Приведённый выше материал подтверждает моё предположение о том , что народные игрушки воспитывали и развивали крестьянских детей.На Руси существовали и центры по изготовлению игрушек. Самым крупным и известным центром по производству деревянных игрушек был город Сергиев Посад. Резьбой и токарной обработкой дерева занимались в Троицко - Сергиевой лавре и поселении вокруг монастыря ещё с 15 века. В процессе исследования я узнала о том, что игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же игрушечных центров.
Игрушки Петра 1 и его детей (потешных лошадок, фигурки коров, оленей, петуха, уток) изготавливали сергиевские мастера. Позднее в Сергиевом Посаде стали делать игрушки из папье-маше.
Получает своё развитие и матрёшка. Эта новая токарная игрушка стала в одночасье игрушкой-сувениром, визитной карточкой большой страны. А ещё на Руси делали игрушки из глины. Такие игрушки делали у нас в области в селе Абашево Спасского уезда. Они сохранились до наших дней, и у многих они есть дома. Известность, которую приобретает промысел в конце 20-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево Пензенской области, автора многих интересных игрушек.
Самой распространённой среди игрушек на Руси была и остаётся кукла. Глиняные, деревянные, тряпичные куклы бытовали в крестьянской среде несколько веков и имели различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.
Даже в самых бедных крестьянских семьях куклы имелись обязательно. В куклы играли и девочки, и мальчики примерно до 7-8 лет, пока женский и мужской детский костюм, кроме причёски, ничем не различался.
Вот как описывает процесс игры крестьянских детей в своей книге «Куклы» Марина Юрина:
« В свободное от домашних дел время собирались соседские ребята, искали сначала укромное место для игры и строили там шалаши из прутьев. Покрывали их соломой или травой и устраивали в них всё, как в настоящем жилище: горницу, сени, сарай. Потом начиналась игра: «парни» уходили на работы, за дровами, пахать, косить, а «девки» оставались дома стряпать, прясть пряжу, нянчить детей. Все эти знакомые роли часто исполнялись с куклами. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды».
Когда девочка подрастала и становилась девушкой, кукла была для неё визитной карточкой. Как правило, на посиделки, куда заглядывали будущие женихи, девушки приходили с куклами, по наряду которых судили о способности к рукоделию будущих жён.В народной среде поощрялось изготовление кукол и игры с ними. Прежде всего это было связано с подготовкой девочек к роли матери и к ручному женскому труду – учили шить, вышивать, прясть.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзине, чтобы они не валялись, где попало.
Тряпичные куклы даже на жатву с собой брали, и по посиделкам с ними ходили, и в гости, а потом и в приданое клали. Удивительно: в куклы дозволялось играть даже невесте, пришедшей после свадьбы в дом жениха! Старые люди вспоминают: «Прасковья пошла замуж в 14 лет и кукол всех с собой забрала. Целую корзину этого добра привезла в дом жениха. И рассказывала потом, что свёкор строго всем домашним наказал: не доглядывать и не смеяться над молодой, когда она тихонько пряталась на чердак, чтобы поиграть в куклы. Потом их снова оттуда достали, уже для её детей».
В 18 веке в Россию постепенно стали проникать игрушки из-за границы (в том числе и куклы) для богатых людей. Начиная с 19 века в Москве и других городах стали возникать мастерские по производству подобных кукол. Куклы из простых крестьянок стали превращаться в горожанок, одетых в современную, соответствующую времени года одежду.
В этот период, пожалуй, закончилось искусство рукотворной артельной игрушки. Однако самобытная русская игрушка продолжала жить и развиваться в центрах народных художественных промыслов.
swarogfond.livejournal.com
Какой игрушка на Руси была
Этот цикл посвящается «кустарям, мастерам и художникам – всем, кто сделал игрушку своей работой, ремеслом и художеством – на радость детям».
Игрушка – это мир детства каждого человека. Можно сказать, что традиционная игрушка – это мир детства страны. Вместе с ростом интереса к собственным традициям растет и интерес к русской кукле, деревянной и глиняной игрушкам. Проводятся многочисленные ярмарки, салоны, выставки. Правда, пока интерес этот чисто ознакомительный. А ведь, пожалуй, игрушка – это одна из немногих сфер, где мы можем сохранить не только старые образцы, но и умирающие традиции.Сегодня русская игрушка редкий гость в экспозициях музеев. Делалась она из подручных материалов и хранилась недолго. Лишь благодаря собирателям и энтузиастам, редкие экземпляры все-таки были сохранены.
Эти маленькие свидетели прошлых эпох теперь становятся объектами глубокого исследования с одной стороны искусствоведов, с другой – антропологов и культурологов всех мастей. Неудивительно, ведь игрушка оказывается тесно связанной со скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством. Она рассказывает об истории искусства прошлых веков.
С другой стороны, будучи потомком еще архаических традиций и практик, игрушка пропитана символизмом и тайным смыслом, трудно понятным человеку не посвященному в суть древних культурных кодов. Эта двойственность делает ее единственной в своем роде. Нигде в мире ей просто нет аналогов.
Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н.э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Для привлечения духа умерших изготавливались фигурки, в которые они якобы должны были вселиться – прообразы будущих кукол.
Древние игрушки делались из подручных материалов родителями для своих детей. Уже в этой преемственности таится ее суть, как проводника традиционных смыслов. На создание простой куклы отцом или матерью тратилось время свободное от тяжелой работы в поле, а времени такого было совсем немного. Потому игрушке всегда свойственны простота изготовления, экономия материала (берегся каждый лоскуток) и лаконизм передававшихся по наследству приемов. Понятие красоты было неотделимо от «полезного» и «доброго». Самое доброжелательное к человеку – Солнце (несущее свет и тепло) – отсюда преобладание на крестьянских игрушках красного цвета и изобилие солярного («солнечного») знака в виде спирали.
Предпочтительными были образы коней и птиц – мир предков и мир богов. А идея плодородия подавалась через фигурки домашних животных и женщин.Игры в куклы были для ребенка не просто развлечением, они подготавливали его к жизни и труду, развитию самостоятельности и смекалки, передавали традиции и опыт. Они изменялись с ростом ребенка, но никогда не меняли своей сути. Так, например, над колыбелью младенца вешали тряпочки, звенящие украшенные подвески.
Они и развлекали, и защищали ребенка от зла. Ведь, как считали крестьяне, нечистая сила боялась звона, шума, солнечных цветов и знаков. Годовалому ребенку мастерили каталку на палочке, конструкция, форма и декор которой имели архаичную форму. В языческой культуре праславянской древности маленькие колесницы посвящали природным божествам, от которых зависел земледелец. Каталку мальчика – будущего защитника – украшали фигуркой коня, девочки – будущей продолжательницы рода – птичкой. Когда дети подрастали, отец вытесывал из древесных остатков сыну — коня, а дочери – куклу.
Всегда игрушку делали из того, что было под рукой. Остатки сарафана, отдельные лоскутки, деревяшки. А порой и из соломы. Такую куклу-стригушку, только большую, ставили между стеклами, где в морозные дни она напоминала о лете и солнце, а также вбирала в себя лишнюю влагу. Дети их получали только после «службы между рамами».
Осенью и зимой – когда время для рукоделия было больше – мастерились и украшались детские «потешки»: тряпичные куклы и глиняные свистульки – два основных вида русской игрушки. Если рассматривать ее с точки зрения материала.Гораздо позже игрушка становится предметом ремесла. «Потешки» выполнялись мастерами, для которых производство служило добычей средств к существованию. В крестьянской семье в дополнение к основному гончарному промыслу делали на продажу глиняную игрушку.
Постепенно производство игрушек вышло за рамки одной семьи или двора. Возникали крупные промысловые центры. Как Сергиев Посад с его деревянными изделиями. Существует предание, что первую игрушку здесь вырезал сам Сергий Радонежский. А в XVII веке город стал крупнейшим центром по производству «потешных возков», коней и птиц.
Интересно отметить, что до определенного времени крестьянские и царские дети играли одними и теми же игрушками. Игрушки самого Петра I, а также те, которые приобретались для его детей — лошадки, фигурки коров, оленей, петуха и утки близки по описанию Сергиево-Посадским изделиям.Еще полвека назад почти в каждой деревенской семье, а порой и в городской, играли самодельными куклами. Но постепенно, с ростом промышленных предприятий, миллионами начали выпускать игрушки из пластмассы. Традиция домашней куклы почти «умерла».Не устарела лишь тряпичная кукла. Глиняные и деревянные игрушки тоже сохраняют традиции. Но, воспринимаются они уже не как предмет детских забав, а как национальный сувенир.
Анастасия Некрасова
fund.cyrillitsa.ru
Игры и игрушки Древней Руси
Игрушки Древней Руси
Вступление
Я люблю играть в куклы. Люблю с ними разговаривать. Шить им костюмы. Я понимаю, что приходит время моего расставания с детством и, конечно, с куклами. Наверное, все девочки в моем возрасте переживают то же, ведь мы воспринимаем кукол как живых людей.
Как-то мне пришла в голову мысль о том, что есть же люди, которые не расстаются с куклами на протяжении всей жизни. Это мастера по изготовлению кукол, актеры кукольного театра, художники-кукольники… Я еще не решила, кем буду, но мне очень интересна история возникновения куклы на Руси. Ведь наверняка девочки в Древней Руси играли в куклы. Какими они были?
Книги известных историков, кстати я очень люблю историю, помогли мне узнать об этом много интересного.
Эту тему мы будем изучать в 5 классе на уроках ОДК «Русь моя родная». Я решила подготовить к уроку проект, где расскажу классу о своем увлечении куклами и историей.
Я думаю, что многие, как и я, узнав об истории кукол, захотят сделать что-то для себя или своих друзей.
* * *
Игрушки, употребляемые детьми простых людей в Древней Руси немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.
Их изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Также шло в дело дерево, солома, глина, лён.
В Древней Руси детская игрушка всегда была вязана с реальной жизнью, окружавшей детей. Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных.
Глину расписывают, как будто наспех. Это делается специально для того, чтобы создать «метафорический, присущий народному искусству, а не натуралистичный образ», дать ребенку пофантазировать. По мнению Платона, Локка, Фребеля и других, излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливого ума и склада характера.
Древняя разъёмная игрушка - прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама Матерь - богиня жизни, продолжения рода. Ей, родившейся в подмосковном Сергиевом Посаде, досталась особая любовь и слава. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. В конце 19 века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, а известный художник С.В.Малютин придумал образ русской девочки в сарафане. Дли ей самое простое имя – Матрена. Успех к девочке Матрене пришел только в 1900 году на Всемирной выставке в Париже.
Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер - семь тел. И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода: в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.
infourok.ru
История игрушек: как развивали детей на Руси - Статьи - 1 год - 3 года
Алёна Замотаева / Фотобанк Лори
Конечно, в старину сенсорных девайсов со звуковыми и световыми эффектами не было. А вот прототипы известных кубиков Никитина и Зайцева, пособий Монтессори, вкладыши и предметы для детского рукоделия были доступны практически всем сословиям.
Крестьянские, мещанские, купеческие и дворянские отпрыски играли, по сути, одними и теми же игрушками, просто сделаны они были из разных материалов и разным способом: кому-то, например, родители покупали у кустаря деревянную дудочку, а кому-то – сами лепили свистульку из глины.
Кстати, обычай меняться игрушками существовал у детей всегда: например, сын богатого подрядчика Иван Сергеевич Шмелев вспоминает в автобиографических записках, как радовался, выменяв у сына пасечника кукольные лубяные саночки, отдав тому свои – крытые бархатом и с серебряной бахромой.
Игрушки с рождения
Сторонники развивающих игрушек считают, что младенцам необходимы подвесные игрушки, которые развивают сенсомоторную координацию (согласованность восприятия глазами и действий руками). Речь идет, в первую очередь, об объемных фигурках, простых погремушках, колокольчиках и т.д.
На Руси колыбелька или ходунки малыша из любого сословия традиционно были обвешаны погремушками, трещотками, яркими тряпочками, бубенчиками, кусочками меди и другими «побрякушками». Помимо познавательной и игровой функции, некоторые из этих предметов несли и «мистическую» нагрузку – заботливые родители верили, что все это должно защитить дитя от дурного глаза, злых духов и порчи.
К слову, все эти игрушки были самыми что ни на есть экологичными. Например, на протяжении веков малышей в нашей стране развлекали точеными деревянными погремушками или погремушками, сделанными из бересты. Внутрь «для бренчания» помещали мелкие камешки или сушеный горох.
Дети постарше играли с погремушками... из мочевого пузыря домашних животных. Эти пузыри тщательно промывали, натирали золой (для того, чтобы избавиться от жира), наполняли горохом, и надували через соломинку. Такую погремушку часто вешали на бечевку ребенку на шею – и она, при движении, издавала довольно громкий шум.
Игрушки от года до 4-5 лет
Именно в этом возрасте активно формируется моторика, внимание, речь, и мышление: нужны наглядные пособия для предметной деятельности. На Руси таких игрушек хватало: это и деревянные пирамидки с кольцами, и кубики, и аналоги современных вкладышей. Правда, самый известный из них – матрешка – появилась довольно поздно, на рубеже XX века.
Кроме того, для познавательной активности ребенку нужны динамические игрушки – и они в России были. Например, иностранцы всегда поражались мастерству резчиков из села Богородское – те создавали затейливые «наковальни» с кузнецами, медведями, гусарами, райскими птицами и т.д. Популярны были куклы-дергунчики (от слова «дергаться»), части которых соединяли нитками.
Еще один необходимый предмет в детских играх – мяч – не только для двигательной активности, но и для развития способности принимать и отдавать. На Руси игры с мячом были известны с глубокой древности – первые упоминания о них найдены в летописях X-XI веков. Чаще всего мяч делали из тряпок и тряпками же набивали.
В северных губерниях мячи плели из лыка липы, березы или ивы. Внутри они были пустые или набивались песком. В южных областях мячи валяли из овечьей шерсти. Каучуковые мячи появились в России, как и во всем мире, уже во второй половине XIX века.
Помимо этого, очень популярны были игрушки, тренирующие меткость, такие как лук. Стрелять из него могли не только мальчики, но и девочки.
Игрушки от пяти и старше
В старину детей очень рано приучали к труду, поэтому крестьяне делали для сыновей плетенки из бересты, кузовочки, тележки, игрушечную упряжь, кнутики, даже столярный инструмент. Девочки получали в подарок крохотную домашнюю утварь, веретена, прялки. Все это должно было с младых ногтей в игровой форме приучить детей к их дальнейшим обязанностям. Как правило, такие игрушки украшались довольно скупо – вероятно, чтобы подчеркнуть их утилитарное назначение. Подобные игрушки – только более нарядные – были и у детей высших сословий.
Последователи Монтессори считают, что не только девочкам, но и мальчикам для здорового личностного развития необходима кукла. Желательно, чтобы она не была чрезмерно детализирована и давала маленькому человеку простор для создания собственного игрового пространства вокруг себя. Всем этим требованиям куклы, распространенные на Руси, отвечали. Чаще всего дети младшего возраста играли в «болванчики» – деревянные куклы, которые обычно вырезал отец или старший брат.
Для детей постарше было больше вариантов. Во многих областях России изготовляли «крупенички» – основой для такой куклы служил мешочек из ткани, куда насыпали зерно, а потом игрушку украшали по собственному усмотрению. Были распространены и «мотанки» – куклы из ниток, которые умели делать практически все, даже дети. В тех регионах, где растили хлеб, делали соломенные куклы-«стригушки».
Самой распространенной была, конечно же, тряпичная кукла. Чаще всего их создавали без лица, но с четко обозначенной грудью – отзвук языческого культа плодородия. Наряжали куклу в платье, традиционное для той местности, где она была изготовлена. Платье шилось один раз, и уже не снималось; на нем девочки оттачивали навыки рукоделия. Кукла могла быть богато украшена вышивкой, бисером, тесьмой. Даже в самых бедных домах таких игрушек насчитывались десятки. Конечно, позднее появились и дорогие фабричные куклы с фарфоровыми головками, но даже в очень состоятельных семьях их выдавали детям лишь по большим праздникам – в остальное время и наследники самых знатных фамилий играли с традиционными народными куклами.
Когда появилось само понятие «развивающая» игрушка?
Ответ на это есть: в XIX веке, примерно тогда же, когда возникла прогрессивная философия особого «мира детства». Теперь родители могли порадовать детей домиками для кукол с обстановкой, действующими моделями железной дороги, наборами «прачечная» или «бакалея».
Популярны долгое время были оптические игрушки - калейдоскоп, микроскоп, волшебный фонарь и праксиноскоп (предшественник мультипликации). Но и традиционные народные игрушки не были забыты – наоборот, производители совершенствовали их в соответствии с требованиями времени. Один из ярких примеров тому – старинная русская забава «бирюльки». В традиционном виде это игра, в которой используют соломинки и спички, а в середине XIX века артели начали производить для нее специальные наборы из «токарной мелочи» – маленьких предметов, изображавших домашнюю утварь, сладости, овощи и фрукты.
Читайте также: Детство в 90-х: 18 вещей, которые делали нас счастливыми.
deti.mail.ru
Игрушки Древней Руси Игрушка это
Игрушки Древней Руси
Игрушка – это мир детства. Можно сказать, что традиционная игрушка – это мир детства страны. Сегодня русская игрушка редкий гость на экспозициях музеев. Делалась она из подручных материалов и хранилась недолго.
Самые ранние игрушки , обнаружены на нашей территории, относятся ко II тысячелетию до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Для привлечения духа умерших изготавливались фигурки , в которые они якобы должны были вселиться- прообразы будущих кукол.
Древние игрушки делались из подручных материалов родителями для своих детей. Уже в этой преемственности таится суть , как проводника традиционных смыслов. На создание простой куклы отцом или матерью тратилось время свободное от тяжелой работы в поле, а времени такого было совсем немного. Поэтому игрушке всегда свойственна простота изготовления, экономия материала и лаконизм передававшихся по наследству приемов.
Понятие красоты было неотделимо от «полезного» и «доброго» . Самое доброжелательное к человеку- Солнце(несущее свет и тепло- отсюда преобладание на крестьянских игрушках красного цвета и изобилие солярного( «солнечного» ) знака в виде спирали.
Предпочтительными были образы коней и птиц - мир предков и мир богов. А идея плодородия подавалась через фигурки домашних животных и женщин. Игры в куклы были для ребенка не просто развлечением, они подготавливали его к труду и жизни, развитию и самостоятельности и смекалки, передавали традиции и опыт.
Они изменялись с возрастом ребенка, но никогда не меняли своей сути. Так, например, над колыбелью младенца вешали тряпочки, звенящие украшенные подвески. Они и развлекали и защищали ребенка от зла. Годовалому ребенку мастерили каталку на палочке. В языческой культуре православной древности маленькие колесницы посвящались природным божествам, от которых зависел земледелец.
Каталку мальчика- будущего защитника- украшали фигуркой коня, девочки- будущей продолжательницы рода- птичкой. Когда дети подрастали, отец вытесывал из древесных остатков сыну- коня, а дочери- куклу. Всегда игрушку делали из того, что под рукой. Остатки сарафана, отдельные лоскутки, деревяшки. А порой и из соломы.
Осенью и зимой- когда время для рукоделия было больше- мастерились и украшались детские «потешки» : тряпичные куклы и глиняные свистульки- два основных вида русской игрушки. Интересно отметить, что до определенного времени крестьянские и царские дети играли одними и теми же игрушками. Игрушки самого Петра I, а также те, которые приобретались для его детей- лошадки, фигуры коров. Оленей, петуха.
present5.com
История возникновения игрушки на Руси
История возникновения
игрушки на Руси
Цель : Изучить историю создания игрушек на Руси. Развивать интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству в процессе изготовления вязаных игрушек.
Задачи урока:
Образовательная – расширять кругозор обучающихся, познакомить учащихся с историей создания игрушки на Руси и технологией изготовления вязаной игрушки.
Воспитательная – воспитание художественного и эстетического вкуса, уважения к народным традициям и промыслам своего края.
Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду X-XV веков. В это время игрушки делали из подручного материала, - дерева, кожи, соломы, глины, ткани. Первые артефакты относятся к территории самых древних русских городов – Новгорода, Коломны, Москвы, Киева, - и их окрестностей. Забавные игрушки не просто копировали черты реальных героев, но и хорошо подчеркивали неразрывное единство человека с природой.
Игрушки, имеют многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир. Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были «потешные» лошадки, оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде».
Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие — луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей. А делали их из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.
Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности.
Раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы.
Кукле отводили Важную роль, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала да же примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.
Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.
Шло время, вместе с ним совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. В дореволюционной России сложилось несколько центров изготовления игрушек: Троице-Сергиев Посад, села Полховский Майдан, Дымково и др. Часто народное творчество обращалось к таким материалам как солома, лён, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Сейчас это всего лишь игрушки-сувениры.
А вот вязаная игрушка снова
входит в моду.
И вы сами, своими руками при помощи спиц или крючка и небольшого количества пряжи, можете выполнить красивые игрушки. Узоры для них выбираются несложные (столбики без накида или лицевая гладь). Главное – умение придать игрушке нужную форму. Готовые изделия наполняют кусочками ваты или синтепона, а отделку выполняют в соответствии со своей фантазией, - бисером, стразами, лентами.
Вязаные игрушки смотрятся очень красиво. Технология изготовления игрушки проста, а процесс создания игрушек очень интересен и увлекателен. Вместо фабричных кукол и машинок вы можете подарить своим друзьям и близким красивые вязаные игрушки выполненные своими руками.
Смотря на прилавки игрушечных магазинов сегодня, видя такое разнообразие кукл, конструкторов, развивающих игрушек, мягких игрушек, невольно задумываешься о том, а во что же играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими?
Детская игрушка на Руси имеет очень богатую историю. Каждый родитель, даже в самом бедной крестьянской семье, старался дать ребенку какую-то игрушку. Игрушки делали из тряпочек - тряпичные народные куклы, из глины, из соломы и из дерева.
Историки говорят, что древние деревянные игрушки - потешки были известны на Руси как минимум с IХ века. Однако, в первые об игрушках в письменных источниках упоминается только в ХVII веке. Игрушки для детей делали как сами родители, так и специальные мастера. Что интересно, дети крестьян и юные цари играли в одинаковые игрушки. К девятнадцатому веку основные мастерские по изготовлению деревянной игрушки на Руси находились на Севере, в Поволжье и в Подмосковье. Именно в этих районах нашей родины было много леса для изготовления игрушек, а также налаженный рынок сбыта. Кстати, в этих же районах помимо игрушек производили и другие деревянные изделия - ложки, сундуки, телеги, посуду и так далее.
Наиболее древние деревянные игрушки называются "панки". Это игрушка вырезанная из цельного куска древесины. Такие игрушки изображали различных животных, птиц и людей. Такие игрушки очень полезны для маленьких детей. Дело в том, что панки делались достаточно схематично. Мастера не вырезали точных деталей персонажа, именно по этому у ребенка была возможность самому достроить любой образ. Так развивалась фантазия и воображение. Именно на таких игрушках строиться сегодня целая педагогическая система - вальдорфская методика обучения детей.
Деревянные игрушки часто служили оберегами дома и человека.
Практически каждая деревня или район имели свой стиль деревянной игрушки. Так как на Руси игрушки делали простыми без лишних деталей, отображая только основную суть предмета, то особенности стилей, как правило, заключались в различной росписи игрушки.