Гончарный круг древний. Бобринский А.А., Мунчаев Р.М. Из древнейшей истории гончарного круга на Северном Кавказе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Гончарное дело в Древне Руси. Гончарный круг древний


Бобринский А.А., Мунчаев Р.М. Из древнейшей истории гончарного круга на Северном Кавказе

К содержанию 108-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

В памятниках майкопской культуры позднего, так называемого новосвободненского этапа развития, относящихся ко второй половине III тысячелетия до н. э., обнаружены глиняные сосуды, на днищах которых имеются углубленные оттиски круглой формы (рис. 2). Они расположены в центре днища и имеют обычно небольшой диаметр — от 1,5 до 2,5 см, но в отдельных случаях диаметр их достигает 3—4 см. Оттиски заглублены в тело днища, как правило, незначительно — на 1—3 мм. До последнего времени эти оттиски не привлекали к себе особого внимания археологов-кавказоведов. А между тем, изучение сравнительно небольшой серии керамических сосудов с оттисками показало, что они чрезвычайно важны для исследования истории гончарной техники народов Кавказа. В предлагаемой статье кратко изложены итоги изучения углубленных оттисков, выявленных на сосудах майкопской культуры позднего этапа ее развития.

Керамика с углубленными оттисками зафиксирована и в поселениях, и в погребальных памятниках майкопской культуры позднего этапа развития, например в Луговом поселении, в курганах Бамута, Лескена и некоторых других, коллекции из которых хранятся в ГИМе, Институте археологии АН СССР и Чечено-Ингушском республиканском музее краеведения. Нами в данной связи изучены коллекции керамики майкопской культуры, находящиеся в ГИМе и Институте археологии АН СССР.

Оттиски выявлены главным образом на керамике небольших и средних размеров емкостью от 0,2 до 3 л. Эти сосуды по своим формам и технологическим признакам обычны для памятников майкопской культуры второй половины III тысячелетия до н. э. (рис. 3).

Встречаются они, однако, не на всех сосудах. Среди изученной нами керамики оказалось только 12 сосудов с такими оттисками, хотя просмотрено было несколько десятков целых экземпляров и сотни обломков керамики.

При осмотре оттисков было установлено, что на донном основании и боковых стенках некоторых из них сохранились следы от концентрического перемещения глиняных частиц в виде замкнутых концентрических бороздок. Эти следы очень важны, так как указывают на условие, при котором происходило образование оттиска. Такого рода следы могли возникнуть только при условии, если сосуд, сохраняя неподвижное положение по отношению к плоскости, на какой он был укреплен, совершал вращение вместе с этой плоскостью вокруг неподвижного стержня, который при трении с частицами глины и чертил эти бороздки на глине.

Рис. 2. Образцы днищ майкопской керамики с углубленными оттисками. 1 — Луговое поселение; 2 — Баиутскbй могильник

Рис. 2. Образцы днищ майкопской керамики с углубленными оттисками. 1 — Луговое поселение; 2 — Баиутскbй могильник

Правда, на большей части сосудов с оттисками таких следов не оказалось. Но объясняется это прежде всего особенностями глиняного теста и технологией изготовления майкопской керамики. После формовки поверхности ее обливали жидким раствором ангоба красновато-коричневого цвета, под слоем которого и оказывались «погребенными» интересующие нас следы. Однако и относительно всех других оттисков мы можем с уверенностью заключить, что и они образованы в результате вращения сосуда вокруг неподвижного стержня. Об этом свидетельствует другой признак именно такого условия следообразования, сохранившийся у всех оттисков: повышенный рельеф по краю оттисков (рис. 4, 2). Такое повышение рельефа может возникнуть только в случае вращения днища сосуда вокруг неподвижно закрепленного стержня. При простом контакте ось — днище, т. е. в случае сохранения неподвижного их положения относительно друг друга, возникают совершенно иные очертания рельефа вокруг углубленных оттисков. В этом случае создается зона с пониженным, а не с повышенным рельефом вокруг углубления (рис. 4, 3). Полное отсутствие такого рода признаков на майкопской керамике с оттисками позволяет с уверенностью заключить, что все они образованы при однотипных условиях следообразования, а именно, в условиях вращения сосуда, закрепленного на плоскости вокруг неподвижного стержня. Если бы мы имели дело со статическими отпечатками, то можно было бы допустить различное их толкование и, в частности, рассматривать отпечатки как какие-то меты гончаров, связанные, быть может, с непонятными для нас символами, например гончарными клеймами и т. и. Но перед нами следы иного рода — не статические, а динамические, возникшие в условиях вращения сосуда. И это обстоятельство значительно облегчает объяснение такого рода оттисков.

Рис. 3. Образцы форм майкопской керамики с углубленными оттисками на днищах. 1—5 — Бамутский могильник; 6 — курган у с. Лескен

Рис. 3. Образцы форм майкопской керамики с углубленными оттисками на днищах. 1—5 — Бамутский могильник; 6 — курган у с. Лескен

Рис. 4. Признаки динамического и статического следообразования на керамике. 1 — общие условия динамического следообразования; 2 — особенности рельефа оттисков при динамическом следообразовании; 3 — особенности рельефа оттисков при статическом следообразовании

Рис. 4. Признаки динамического и статического следообразования на керамике. 1 — общие условия динамического следообразования; 2 — особенности рельефа оттисков при динамическом следообразовании; 3 — особенности рельефа оттисков при статическом следообразовании

Дело в том, что аналогичные оттиски на днищах хорошо известны не только на майкопской керамике. Они многократно были зафиксированы, например, на средневековой керамике Восточной Европы. С символическими знаками типа клейм они не имеют никакого родства. Правда, до того, как были прослежены конкретные условия следообразования таких оттисков, некоторые археологи действительно принимали их за гончарные клейма. Но к настоящему времени твердо установлено, что динамические углубленные оттиски имеют техническое происхождение. Они оставлены концом оси гончарного круга .

В последние годы при изучении современного сельского гончарства на территории Восточной Европы были выявлены и различные круги, обладающие способностью оставлять на днищах формуемых сосудов динамические круглые оттиски, углубленные в тело днища. Оказалось, что такие орудия, бытовавшие в древности, и до настоящего времени применяются в сельских очагах гончарства .

Обнаружение на днищах майкопской керамики углубленных динамических оттисков, аналогичных оттискам, зафиксированным на круговой средневековой керамике, позволяет сделать вывод, что и майкопская посуда небольших и средних размеров изготовлялась также с помощью гончарного круга. Больше того, на основании обнаруженных динамических следов от оси мы можем отметить и некоторые общие особенности устройства самого майкопского круга. Во-первых, он должен был иметь ось, неподвижно укрепленную в каком-то основании. Во-вторых, он должен был иметь рабочий диск со сквозным отверстием в центре. Эти особенности его устройства еще не дают оснований для сопоставлений гончарного круга майкопских гончаров с каким-то конкретным орудием, известным по этнографическим и археологическим данным. Но они позволяют сузить направление поисков.

В настоящее время уже ясно, что вывод о применении гончарного круга носителями майкопской культуры позднего этапа развития опирается на достаточно прочные основания. Этот вывод, однако, несколько смещает нашипредставления о признаках, какими следует оперировать для определения лепной и круговой керамики. Можно ли сказать, что наши представления об этих признаках достаточно полны? Нет, сказать этого нельзя. Признаки, по каким следует различать лепную и круговую керамику, очень слабо разработаны. Мы с достаточной точностью определяем случаи применения круга, когда с его помощью производятся конечные операции по обработке сосуда, когда в результате этих операций на его поверхности остаются многочисленные параллельно расположенные замкнутые концентрические бороздки. Но мы нередко становимся в затруднительное положение, когда таких бороздок нет или они очень невыразительны. Пример с майкопской керамикой — достаточно полная и яркая иллюстрация неудовлетворительного состояния методики определения круговой и лепной керамики. Определение этой керамики как круговой позволило исправить, углубить наши представления о начальном периоде истории гончарного круга на Северном Кавказе на целое тысячелетие. По-видимому, при дальнейшем изучении материалов и разработке методики удастся не раз еще вносить такого рода исправления, неизменно приближающие нас к более правильным выводам об особенностях исторического развития на той или иной территории.

Мы уже отмечали, что следы на днищах оказались не на всех сосудах майкопской культуры. Чем объяснить это обстоятельство? Причин, по-видимому, несколько, учесть их все невозможно. Но в основном их отсутствие связано с технологическими особенностями изготовления керамики майкопскими гончарами, а не с другими причинами. Особенно наглядную иллюстрацию этому положению дают некоторые сосуды. На них возникшее при формовке углубление от конца оси было замазано дополнительными кусочками глины (рис. 5,2). Прием этот, видимо, был известен широко, хотя использовался не всеми гончарами.

Помимо следов от оси гончарного круга, обнаруженных на днищах майкопской керамики, на ней выявлены и параллельные концентрические замкнутые бороздки на поверхности, которые можно считать своего рода классическим признаком, указывающим на использование центрированного вращения. Об этом можно было бы и не упоминать, так как следы от оси являются бесспорным свидетельством применения гончарного круга майкопскими мастерами. Но эти концентрические бороздки позволяют в данном случае значительно расширить документированные представления о степени распространения круга у племен майкопской культуры.

Дело в том, что этот классический признак использования круга прослежен и на керамике со следами от оси, и на керамике, не имеющей таких следов. Концентрические параллельные бороздки опоясывают поверхность большинства майкопских сосудов под венчиком, т. е. в месте, которое было наиболее защищено от стирания и наложения других следов при дальнейшей ручной обработке поверхностей: их ангобировании, лощении и т. д.

Таким образом, в настоящее время можно констатировать, что в памятниках майкопской культуры позднего этапа развития основная часть керамики небольших и средних размеров изготавливалась с помощью гончарного круга.

Но возникает вопрос о том, какого типа это был круг? Как было устроено это самое древнее центрированное орудие формовки, зафиксированное к настоящему времени на территории СССР? Располагая конкретными следами от оси гончарного круга и зная, что такие следы могли оставить только орудия, имевшие неподвижную ось и рабочий диск со сквозным отверстием, мы попытались найти пути решения этого вопроса. С этой целью были изучены особенности следообразования гончарных кругов различных конструкций, какие до недавнего времени бытовали или даже применяются сегодня деревенскими гончарами на территории Восточной Европы. Выяснилась одна любопытная особенность. Оказалось, гончарные круги различных конструкций, но имеющие неподвижную ось и сквозное отверстие в рабочем диске, обладают способностью оставлять следы, различающиеся особенностями рельефа их донной части, т. е. углубленной части .

Рис. 5. Образцы керамики с нарушенными признаками особенностей следообразования. 1 — днище с углубленным оттиском, поверхность которого покрыта слоем ангоба; 2 — днище с углубленным оттиском замазанным дополнительным кусочком глины после формовки

Рис. 5. Образцы керамики с нарушенными признаками особенностей следообразования. 1 — днище с углубленным оттиском, поверхность которого покрыта слоем ангоба; 2 — днище с углубленным оттиском замазанным дополнительным кусочком глины после формовки

Например, ножные круги способны оставить на днищах следы с одними очертаниями рельефа, ручные круги — с другими. Эти особенности связаны с особенностями колебательных движений, возникающих при вращении орудий различных конструкций. На основании находок в средневековых памятниках керамики с различными разновидностями следов было сделано предположение о существовании в древней Руси трех конструкций гончарных кругов с неподвижной осью и сквозным отверстием в рабочем диске. Справедливость этого предположения удалось подтвердить находками деталей от самих орудий, существование которых было предсказано по следам .

Рис. 6. Этнографические образцы гончарных кругов с одним скользящим подшипником. 1 — Уимонские селения Бийского у. Томской губ., Западная Сибирь; 2 — дер. Снегирево Кунгурского р-на; дер. Черепаново Ваковского с/с Кудымкарского р-на Пермской обл.

Рис. 6. Этнографические образцы гончарных кругов с одним скользящим подшипником. 1 — Уимонские селения Бийского у. Томской губ., Западная Сибирь; 2 — дер. Снегирево Кунгурского р-на; дер. Черепаново Ваковского с/с Кудымкарского р-на Пермской обл.

Возвращаясь к майкопской керамике, следует заметить, что очертания рельефа углубленных оттисков у нее в тех случаях, когда он не оказался нарушенным позднейшими операциями в процессе изготовления предмета и его хранения в музеях, всегда однотипны. В профиле эти следы имеют устойчивые очертания донной части (рис. 4, 2). Здесь для нас опять важен предшествующий опыт: оказалось, что такого рода очертания донной части характерны для случаев следообразования только на ручных кругах с одним скользящим подшипником. Обнаружение на днищах майкопской керамики таких следов позволило предположить, что керамика майкопской культуры позднего этапа развития изготовлялась на ручном круге с одним скользящим подшипником.

Как мог выглядеть этот круг? Этнографически орудия с таким конструктивным устройством дожили в некоторых районах нашей страны до настоящего времени. Это наиболее простое в техническом отношении орудие формовки, сохранившееся до наших дней (рис. 6, 1, 2). Оно еще и сейчас с небольшими переделками применяется, например, в некоторых сельских очагах гончарства на территории Пермской обл. Известен такой же образец орудия из Западной Сибири, где его в конце XIX в. применяли русские переселенцы. Устроен этот круг просто: диск с отверстием, ось с плечиками и опорная плита, на которой крепится ось. При раскопках в Новгороде был обнаружен обломок рабочего диска от подобного простейшего круга, относящийся к XI—XII вв. Вообще, судя по этнографическим наблюдениям, орудия этой конструкции чрезвычайно мало варьируют. Они различаются в основном размерами и способом крепления оси в основании, тогда как диск и ось, их устройство остаются фактически неизменных очертаний. Это обстоятельство позволяет предположить, что и круг майкопских гончаров принципиально не отличался от дошедших до нас орудий этой конструкции. Такое предположение может быть подтверждено и некоторыми документальными свидетельствами иного рода.

Рис. 7. Реконструкция гончарного круга из Ура (профиль)

Рис. 7. Реконструкция гончарного круга из Ура (профиль)

В этой связи нам хотелось бы коснуться вопроса о происхождении гончарного круга у племен майкопской культуры. Мы уже отмечали, что наши методы определения лепной и круговой керамики довольно несовершенны. Это обстоятельство при рассмотрении вопроса о происхождении круга на материалах другой культуры могло бы сделать такой вопрос недоступным для сколько-нибудь конкретного решения. Но в нашем случае эта проблема притуплена. Дело в том, что существует ряд важных фактов, указывающих на то, что в сложении майкопской культуры известную роль сыграли связи с цивилизациями Передней Азии . По-видимому, в результате этих связей и появился у племен майкопской культуры гончарный круг, идея которого или сам он были переднеазиатского происхождения, где круговая керамика в III тысячелетии до н. э. уже прочно вошла в быт городских цивилизаций.

Для нас особенно важно то обстоятельство, что при раскопках в Уре был обнаружен гончарный диск именно от круга, способного оставлять на дни-щах следы, аналогичные тем, какие были зафиксированы на майкопской керамике, что может рассматриваться как археологическое подтверждение не только наличия связей, но и правильности интерпретации обнаруженных на майкопской керамике следов. Только орудие, подобное урскому кругу и образцам, сохранившимся до наших дней, могло оставить на днищах майкопской керамики отмеченные следы. 11о-видимому, мы вправе реконструировать орудие майкопских гончаров, ориентируясь на урскую находку (рис. 7).

Не совсем ясно, из какого материала делались орудия майкопских гончаров. На днищах не обнаружено бесспорных следов от дерева. Может быть, как и орудия гончаров Ура, майкопские гончары делали диски глиняными. Если это так, то можно надеяться, что в дальнейшем будут обнаружены новые доказательства справедливости предложенной реконструкции.

Таким образом, в результате детального изучения поздней группы керамики майкопской культуры из Прикубанья, Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии удалось установить чрезвычайно важный факт, а именно: определенная часть этой керамики изготовлена при помощи примитивного гончарного круга, близкого по своим конструктивным особенностям к подобным орудиям из древневосточных памятников III тысячелетия до н. э. Значение этого факта трудно переоценить — ведь до сих пор нигде в юго-восточной Европе, включая и Закавказье, применение гончарного круга для этого времени не зафиксировано.

К содержанию 108-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

В этот день:

Нет событий

Свежие записи

arheologija.ru

Гончарное дело в Древне Руси

Говоря о керамике Древней Руси невозможно не упомянуть известного русского учёного Б. А. Рыбакова Он говорит о двух системах горнов: — «двухъярусную с прямым пламенем» и «горизонтальную с обратным» (более совершенную). По своему происхождению первую систему, распространенную в небольших русских городах он связывает с устройством провинциальных римских горнов (гепдельбергского типа, а донецкий вариант — с фанагорийским), а вторую, встречаемую в более крупных городах, следует сближать с керченскими позднеримскими печами».  Несмотря на то, что Рыбаков выводит типы русских горнов из гептельбергского, фангорийского, а также из керченских более поздних горнов, он, однако, почему-то забывает называть причину, дающую право ему это делать.

Обязательное применение горнов городскими мастерами повело к образованию термина «гърнъчаръ» гончар. Т. И. Макарова тоже подтверждает тот факт, что гончары были в городах, но она говорит, что «гончары, как правило, селились на окраинах городов», образуя гончарные «концы» и слободы».

Вспоминая о гончарных концах нужно возвратиться опять-таки к «Ремеслу Древней Руси» и воспользоваться выдержкой из этой книги: «Гончарные концы Новгорода убедительно свидетельствуют в пользу возросшего значения городского гончарного дела.

Ранний русский город IX—X вв. был местом первого применения I-го гончарного круга. Отсюда, из городских мастерских на княжеских и боярских дворах новая техника начала распространяться вширь, проникая в деревню.

Городская посуда Смоленска и Чернигова уже в X в. далеко опередила по своему качеству деревенскую.

Городские гончары значительно лучше готовили глиняное тесто, не применяя грубых примесей вроде дресвы. Существенно отличаются изделия городских гончаров от деревенских большой тщательностью отделки, большим разнообразием форм. По сравнению с деревней, гончарное дело в русских городах сделало значительные успехи. Целые кварталы крупных городов получили название по гончарам».

Способ загрузки горна удалось проследить только во Вщиже несмотря на плохую сохранность горна.

Вщижский горн был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил уже к концу, но еще не был завершен.

Рыбаков Б. А. приводит пять типов гончарных горнов, найденных в донецком городище. Вот что он пишет по этому поводу: «В Донецком городище (остатки русского города Донца, куда прибежал князь Игорь Святославич из половецкого плена) раскопано пять горнов. Четыре из них очень близки к вщижскому и райковецкому, но отличаются существенной конструктивной деталью: топочное помещение разделено вдоль глиняной подпорной стенкой, на которой лежит центральная часть череня.

О горнах пишет также Т. И. Макарова, но она в отличие от Рыбакова даёт краткую характеристику. Она пишет: «Техника производства керамических изделий изменялась очень медленно. До наших дней в гончарном производстве применялся гончарный круг двух конструкций: более древний и примитивный – ручной (низкий, приводится в движение рукой) и более усовершенствованный – ножной». «В настоящее время известны горны из раскопок в Киеве, Вышгороде, Донце, Вщиже, Старой Рязани, Белгороде и Райковецком городище.

Все исследованные горны относятся к позднему времени, к XII— XIII вв., а два датируются даже годами непосредственного нападения татар (Вщиж — 1238 г. и Белгород — 1240 г.). Вопрос о времени появления горнового обжига в силу этого остается открытым.

Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец X — начало XI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет.

Вторым косвенным доказательством существования горнов в более раннее время является наличие в Приднепровье в XI в. местной выработки амфор, требовавших очень высокой температуры для получения ярко красного обжига толстых стенок. Гончарные горны были различной конструкции. Наиболее простая обнаружена при раскопках, проведённых во Вщиже в 1940 г Рыбаковым Б. А. Он описывает своё исследование так: « Горн находился на краю города, близ вала, у реки, (но внутри городских стен). Он имел два яруса - нижний, топочный, где горели дрова, и верхний —, обжигательный, куда закладывалась посуда. Ярусы были разделены горизонтальной перегородкой из хорошо обожженной глины, толщиной от 10 до 14 см. На нижней поверхности перегородки были видны отпечатки выгоревших впоследствии деревянных креплений, каркаса, на которые первоначально накладывалась сырая глина. Горн был овальный в плане (180 X 130см), внешние стенки сложены из глины (обожженной лишь с внутренней стороны) и с внешней стороны присыпаны мощным слоем песка. Это делалось для уменьшения теплопроводности стенок и для сохранения жара внутри горна. Перегородка между ярусами (современное название — «черень», украинское — «чершь») находилась от пола топки («кабины») на высоте 35 см. По окружности череня шли 12 сквозных отверстий (прогары, продухи), посредством которых жар проникал в обжигательную камеру. Температура внутри горна, очевидно, превышала 1200 0, т.к. вся нижняя поверхность череня и продухи были покрыты толстой коркой зелёной стекловидной массы, образовавшейся от плавления глины. Покрытие горна не прослежено».

О появлении гончарного производства написано и в книге «Археология СССР: Русь, замок, село». Здесь поверхностно рассказывается о гончарном деле: «керамическое производство, уходящее своими технологическими традициями в глубь тысячелетий, до последнего времени базировались на довольно элементарной технической основе. Технологический процесс производства керамики состоял из четырёх последовательных операций. Первая – подготовка сырья для производства изделия, т. е. приготовление специальной глиняной массы. Вторая операция – формовка, т.е. изготовление формы самого изделия. Третья – разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение. Четвёртая операция – обжиг, обеспечивающий физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия.

Продукцией древнерусских мастеров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки, и, наконец, расписные писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой Древней Руси были кухонные печные сосуды – горшки, крынки, жбаны, миски, сковород. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, афоры и ряд подобных изделий.

Подавляющее большинство деревенской посуды изготовлено на ручном круге. Переход от лепной керамики к гончарной, т.е. круговой, произошёл в конце IX – начале X в».

Говоря о гончарном деле, невозможно не упомянуть о том, что кроме гончарных горнов в Киевской Руси существовали ещё и русские печи, а также гончарные круги. Но прежде чем преступить к описанию вышесказанного, необходимо сказать о том, что печи использовались гончарами не в городах, а в деревнях, в городах же использовали горновой обжиг.

Остановимся на гончарных кругах. Мы обращаемся к Рыбакову Б. А., опираясь на его исследования, существовавшие уже в середине XX в: «Гончарный круг, издавна известный в причерноморских городах, в римское время продвинулся вверх по Днепру и Днестру в область полей погребальных урн, но с падением римской культуры был забыт там. Для северных областей за тысячу, а для южных – за пятьсот лет до Киевской Руси началась необъяснённая до сих пор, постепенное огрубение керамических изделий. Утолщались стенки, увеличивалось количество примесей, ухудшался обжиг. И только в IX веке происходит сравнительно быстрый переход к гончарному кругу, производящему заметное улучшение качества глиняной посуды. Можно думать, что первоначально гончарный круг возник в южной половине южных земель, а уже оттуда проник и на север. В этом убеждают более быстрое развитие и совершенствование керамических форм на юге и примитивность их на севере, в лесной полосе.

Введение гончарного круга означало переход к ремесленному производству, переход изготовления горшков из рук женщин в руки мужчин-специалистов. В гончарном деле в IX-X вв. происходило тоже самое, что в это время происходило на северо-востоке в меднолитейном деле – замена женского домашнего производства – мужским ремесленным.

Форма древнейшего гончарного круга нам неизвестна, т.к. все части его (может быть за исключением оси) были деревянные и ни разу не были встречены в раскопках.

Этнографические материалы сохранили до нашего времени почти все звенья эволюции техники гончарного дела».

Скорее всего, существовало 2 типа круга: «Круг первого типа был усовершенствован добавлением деревянного подпятника («порплицы»), который принимал на себя давление круга, уменьшая трение, и придавал устойчивость всей системе, центрируя ось («веретено»)».

Второй тип был несколько иначим. «Две плоскости круга, надетые на ось и соединенные спицами (или «цевками»), постепенно отдалялись друг от друга, чем также создавалась большая устойчивость. Основной точкой опоры становилась порплица на нижней стороне верхнего круга. Ось удлинялась, и верхний круг надевался на нее сверху. Спицы и нижняя плоскость не несли никакой тяжести и служили только для устойчивости, не позволяя кругу колыхаться. Ось представляла собой кол, вертикально врытый в землю. Гончар при работе на таком кругу сидит на особой скамейке, более высокой, чем скамейка архаичного круга. Такая конструкция круга позволяла гончару изредка действовать ногами для ускорения движения или остановки. Отсюда оставался только один шаг к переходу на круг ножного типа.

Посредствующим звеном между ручным и ножным кругом был ручной круг тяжелого типа, диаметр которого доходил до 40—50 см. Для увеличения инерционной силы круг иногда оковывали железной шиной. Верхний накладной кружок с клеймом и подсыпкой песка исчезает. Поиски средств увеличения инерции свидетельствуют о стремлении гончаров получить непрерывное вращение круга, которое при малом весе круга недостижимо.

Введение в дело ног гончара, вращающих нижнюю плоскость круга, сразу разрешило проблему непрерывного вращения и освободило обе руки мастера. Гончарный круг при этом претерпел следующие изменения: верхний круг стал меньше, веретено длиннее, нижний круг значительно возрастает в размере и весе, становясь маховиком всей системы. Веретено для устойчивости перехвачено в верхней части, а нижний конец вращается на порплице, врытой в землю или вбитой в пол.

Еще больше изменений претерпевает способ формовки посуды. При изготовлении на ручном кругу гончар обязательно должен провести большую подготовительную работу по формовке основы сосуда. Для этой цели в Восточной Европе и Западной Сибири, как это выяснено М. В. Воеводским, применялась так называемая «ленточная» техника предварительной лепки сосуда. Глина раскатывалась на длинные валики, которые слегка сплющивались с боков и укладывались по спирали, образуя тело будущего горшка. При ручной копке все ограничивалось сглаживанием пазов и приданием сосуду необходимых выпуклостей и венчика. При работе на ручном кругу легкого типа эту заготовку из глиняной спирали ставили на круг (предварительно посыпав круг песком для устранения прилипания), и гончар, подталкивая круг левой рукой, правой рукой формовал сосуд, сглаживал неровности, заравнивал пазы между глиняными лентами.

Ручная лепка при работе на простейшем гончарном кругу отнимала у гончара значительную часть времени, но без нее мастер был бессилен сформовать сосуд на медленно вращавшемся кругу, который двигался неровными толчками.

Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую ручную лепку: на быстро вращающийся круг мастер бросал кусок глины («омятево», на Украине — «балабух») и вытягивал из него сосуд любой формы, пользуясь пластичностью глины. Подсыпка песка была уже ненужна, так как гончар был заинтересован в том, чтобы глиняный ком возможно плотнее сидел на круге. Готовый сосуд срезался ниткой, оставлявшей на дне дугообразные следы.

Какой же тип гончарного круга бытовал в Киевской Руси? Продукция, полученная на каждом типе круга, отличается целым рядом особых признаков:

1. Ручной круг легкого типа:

а) следы ленточной техники,

б) углубление на дне от маленького кружка,

в) клеймо,

г) подсыпка песка,

д) допустима незначительная асимметричность (от колебаний оси и круга), особенно в тонких верхних частях, а также дрожание и непараллельность орнаментальных линий.

2. Ручной круг тяжелого типа:

а) следы ленточной техники,

б) гладкое дно, срезанное ниткой,

в) клейма быть не может,

г) подсыпка отсутствует,

д) полная симметрия и частота орнаментальных линий.

3. Ножной круг:

а) нет следов ленточной техники».

Что же касается русской печи, то Б. А. Рыбаков отмечает, что «обжиг горшков в домашних печах способствовал сохранению топки по черному — курных печей. На Мологе в изготовлении посуды принимают участие и женщины, что не наблюдается в других местах. Форма посуды примитивна. Область Моложского Полесья является как бы переходной от ручной лепки к гончарному производству»



biofile.ru

Гончарный круг Википедия

Potters wheel (PSF).png

Гончарный круг — станок для формирования посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда. Ручной гончарный круг одной рукой вращают на вертикальной оси и формируют изделие другой рукой. Ножной гончарный круг приводят в движение с помощью махового колеса, расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута, как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины. Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров. В различных странах гончарный круг использовался в разное время:

В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом. Основная конструкция гончарного круга практически не изменилась с древнейших времен, изменения затронули в основном тип привода.

История развития гончарных кругов[ | код]

Ручной гончарный круг[ | код]

Сложно сказать, как именно появился на свет прообраз этого круга. Конструктивно он представлял маховик, закреплённый на короткой оси, и вращался при помощи рук. Так как формовка изделия идет за счёт рук, то применялись массивные планшайбы-маховики, которые длительное время обеспечивали устойчивое вращение. В более развитом варианте для вращения планшайбы использовался труд помощника (или рабов). В России начинающие гончары иногда использовали прямой аналог этого древнего круга — лепили на круге «Здоровье» (два штампованных стальных диска, соединённых короткой осью, а между ними, в канавках — стальные шарики).

Ножной механический круг[ | код]

Развитием ручного привода послужило разделение и разнесение по высоте планшайбы и маховика, что позволило опустить маховик столь низко, что его стало удобно раскручивать при помощи ног. В различных вариантах такой круг жив и до сих пор. Конструктивно они выполнялись из дерева, в качестве смазки для вращающихся частей использовался дёготь.

Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо (Сирах. 38:32)

Гончарные круги с электроприводом[ | код]

По типу передачи:

  • с фрикционным электроприводом.

Пропуская эпоху использования животных в качестве привода и появление первых паровых двигателей, перенесемся в эпоху электропривода. Взяв за основу ножной механический круг, кто-то подручными средствами приспособил к нему электромотор. Мотор был закреплён не жёстко, на его вал был надет резиновый ролик. При нажатии на педаль, мотор поворачивался, и резинка мотора начинала постепенно раскручивать маховик. Удерживая или отпуская педаль, можно добиться заданной скорости вращения. Аналогичная конструкция привода использовалась в первых автомобилях Г.Форда. Для подтормаживания тяжёлого маховика был введён новый элемент — ножной тормоз. Преимущество подобных кругов — их высокая надёжность и низкая стоимость. Недостатками же являются возникновение больших напряжений в фрикционных роликах при передаче большого крутящего момента, вследствие чего необходимо либо применять громоздкую систему с жидкостной передачей, либо ролики при сухом трении будут относительно быстро изнашиваться. Также сложности возникают при регулировке оборотов - поддержание заданных оборотов в данной схеме возможно только с применением дорогостоящих частотных регуляторов. Разновидностью фрикционного привода является привод с так называемым обкатным роликом (аналогично приводу грампластинки в электропроигрывателях 70..80-х годов).

ru-wiki.ru

Гончарный круг — википедия орг

Potters wheel (PSF).png

Гончарный круг — станок для формирования посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда. Ручной гончарный круг одной рукой вращают на вертикальной оси и формируют изделие другой рукой. Ножной гончарный круг приводят в движение с помощью махового колеса, расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута, как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины. Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров. В различных странах гончарный круг использовался в разное время:

В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом. Основная конструкция гончарного круга практически не изменилась с древнейших времен, изменения затронули в основном тип привода.

Ручной гончарный круг

Сложно сказать, как именно появился на свет прообраз этого круга. Конструктивно он представлял маховик, закреплённый на короткой оси, и вращался при помощи рук. Так как формовка изделия идет за счёт рук, то применялись массивные планшайбы-маховики, которые длительное время обеспечивали устойчивое вращение. В более развитом варианте для вращения планшайбы использовался труд помощника (или рабов). В России начинающие гончары иногда использовали прямой аналог этого древнего круга — лепили на круге «Здоровье» (два штампованных стальных диска, соединённых короткой осью, а между ними, в канавках — стальные шарики).

Ножной механический круг

Развитием ручного привода послужило разделение и разнесение по высоте планшайбы и маховика, что позволило опустить маховик столь низко, что его стало удобно раскручивать при помощи ног. В различных вариантах такой круг жив и до сих пор. Конструктивно они выполнялись из дерева, в качестве смазки для вращающихся частей использовался дёготь.

Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо (Сирах. 38:32)

Гончарные круги с электроприводом

По типу передачи:

  • с фрикционным электроприводом.

Пропуская эпоху использования животных в качестве привода и появление первых паровых двигателей, перенесемся в эпоху электропривода. Взяв за основу ножной механический круг, кто-то подручными средствами приспособил к нему электромотор. Мотор был закреплён не жёстко, на его вал был надет резиновый ролик. При нажатии на педаль, мотор поворачивался, и резинка мотора начинала постепенно раскручивать маховик. Удерживая или отпуская педаль, можно добиться заданной скорости вращения. Аналогичная конструкция привода использовалась в первых автомобилях Г.Форда. Для подтормаживания тяжёлого маховика был введён новый элемент — ножной тормоз. Преимущество подобных кругов — их высокая надёжность и низкая стоимость. Недостатками же являются возникновение больших напряжений в фрикционных роликах при передаче большого крутящего момента, вследствие чего необходимо либо применять громоздкую систему с жидкостной передачей, либо ролики при сухом трении будут относительно быстро изнашиваться. Также сложности возникают при регулировке оборотов - поддержание заданных оборотов в данной схеме возможно только с применением дорогостоящих частотных регуляторов. Разновидностью фрикционного привода является привод с так называемым обкатным роликом (аналогично приводу грампластинки в электропроигрывателях 70..80-х годов).

  • с редуктором и(или) ременной передачей.

В качестве электропривода используется высокооборотный коллекторный мотор постоянного или переменного тока с электронной схемой регулировки оборотов. На выходном валу двигателя монтируется компактный планетарный редуктор, от которого в свою очередь приводится во вращение и сама планшайба. Ременная передача является связующим звеном между планшайбой и редуктором. При достаточных габаритах круга необходимый передаточный момент обеспечивается только ременной передачей. Преимущества такой схемы - простота управления коллекторным двигателем, пониженный вес конструкции по сравнению с фрикционной передачей. Недостатком является износ щеток в коллекторном узле двигателя (хотя ресурс щеток в современных двигателях достигает до 10 лет) и повышенный уровень шума узла мотор-редуктор (если он применяется в данной схеме).

  • прямой привод .

Развитие электронной силовой техники и микропроцессоров позволили сделать доступными по цене бесколлекторные двигатели на постоянных магнитах. Главной особенностью гончарного круга с таким приводом является отсутствие какого-либо передаточного/промежуточного устройства между мотором и планшайбой. Т.е планшайба сидит на одной оси с ротором бесколлекторного двигателя. Такая возможность обеспечивается вследствие высокого крутящего момента двигателя. Это дает максимально простую конструкцию самого гончарного круга, снижение его веса и габаритов, обеспечение пониженного уровня шума, получение любой фиксированной скорости вращения планшайбы. В двигателе нет изнашивающихся частей, как например, в коллекторных э/двигателях. Для обеспечения максимальной электробезопасности круг питается от сетевого трансформаторного блока питания постоянный тока (выходное напряжение 36В.). В полевых условиях, или при отсутствии сетевого напряжения, круг может питаться от соединённых последовательно трёх автомобильных аккумуляторов. При этом время непрерывной работы может составить до 8 часов. В современных электрических гончарных кругах скорость вращения плавно регулируется, обычно в пределах от 0 до 200 оборотов в минуту — для начинающих, и от 0 до 400 оборотов в минуту — для профессионалов, когда необходима высокая скорость формовки. Кроме того, можно изменять направление вращения планшайбы: для правшей — против часовой стрелки, для левшей — по часовой стреле.

www-wikipediya.ru

Гончарный инструмент. Инструменты — Путеводитель по русским ремёслам

Гончарному делу много сотен лет. Оно развивается, совершенствуется и совешенствуются инструменты для создания гончарных изделий. 

Горшок для замеса глиныpinterest button Горшок для замеса глины Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, придать особую интересную форму — используют различные приспособления и инструменты.

Основные инструменты

Гончарный круг

Это, пожалуй, единственный инструмент, без которого не возможно работать гончару и единственный механизированный инструмент. 

Гончарный круг представляет собой круглую подставку. Для придания изделию симметрии, подставку необходимо поворачивать. Для облегчения вращения подставки какой-то безвестный гончар догадался укрепить ее на оси. Затем придумали механизм, приводимый в действие ножной педалью.

Кувшин на гончарном кругеpinterest button Кувшин на гончарном круге Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом.

Основная конструкция гончарного круга практически не изменилась с древнейших времен, изменения затронули в основном тип привода.

Струна

Как правило, она изготавливается  из стали или нейлона. Струна применяется для резки глины и перемещения изделия с шлифовального круга. Для этого готовое и подсушенное изделие как бы срезается струной с поверхности круга.

Струна для разрезания глиныpinterest button Струна для разрезания глины Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Кольца или ручки на концах служат для захвата и облегчения работы, предохраняя руки гончара от повреждения. Струну растягивают и разрезают глину, наподобие тому, как режут сливочное масло.

Иглы или шило

Состоят из деревянной ручки с длинным металлическим наконечником, используются для разметки, насечек или надрезов, а так же для образования отверстий в стенках горшков.

Гончарные гребешки или деревянные шнарики (шаблон)

Изготовленные из металла, дерева, резины или твердого пластика гребешки применяются для полировки изделия во время гончарной обработки. 

Существует достаточно широкий диапазон таких гребешков, что даёт возможность придавать поверхностям различную фактуру.

Работа на гончарном кругеpinterest button Работа на гончарном круге Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Так же они используются для зачистки и шлифовки изделий, создания нескольких одинаковых, ровных форм. Они изготовляются из дерева, пластмассы и других материалов размером не больше ладони.

Печи для обжига

Ещё одним незаменимым оборудованием в гончарстве является печь. Если глиняное изделие не подвергнуть обжигу, оно не приобретёт своих свойств и качеств водостойкости и прочности.

Обжиг может осуществляться разными способами. Ранее обжигали в горнах, вырытых в земле, которые топились дровами. 

Затем стали делать печи газовые, угольные и, наконец, электрические. Современные электрические печи, безусловно, наиболее удобны.

Обжиг требует высоких температур, при этом понижаться и повышаться они должны постепенно. Иначе произойдёт растрескивание поверхности изделия.

Вот почему удобно использование электрических муфельных печей, которые позволяют плавное изменение температуры при обжиге.

Фильм о гончарных инструментах

ru.russianarts.online

История гончарного круга

Рассказывая о гончарстве, невозможно обойти вниманием один из важнейших его инструментов — гончарный круг. Это нехитрое устройство было изобретено около 7 тысяч лет назад, с того времени практически не менялось. Внешний дизайн, материалы, из которых выполнены его детали, конечно, со временем модифицировались, но основной принцип действия остался прежним.

Первые ручные круги появились в Древней Месопотамии в долине Тигра и Евфрата у шумеров в IV тысячелетии до нашей эры. Приблизительно в это же время он начал применяться, очевидно, в Иране и Индии.

Судя по археологическим находкам, уже в начале III тысячелетия до нашей эры гончарный круг появился в Древнем Египте, Средней Азии и Сирии. В других регионах он появился значительно позже. Например, в Китае — в XIV веке до нашей эры, на территории Италии, Греции, Испании, а также в Причерноморье и на Кавказе — в VIII—VII веках до нашей эры.

И только в эпоху раннего Средневековья, в IV-VI веках, гончарным кругом начали пользоваться мастера, работавшие на территории современных скандинавских стран, Германии и России.

Самыми первыми и простыми его формами были круглые деревянные площадки-диски на вертикальном стержне, вращавшемся в выдолбленной колодке. Они предназначались для поддержки глины при формовке и вращались вручную.

Такое нехитрое устройство позволяло гончарам резко повысить производительность труда, значительно улучшить качество и увеличить разнообразие изделий.

Прообразом первых гончарных кругов послужили, вероятно, плоские подставки в виде листа растения, куска циновки, камня ит. п., на которых изделия поворачивались во время формовки и которые не позволяли влажной глине прилипать к земле.

Затем у некоторых народов появились подставки в виде дисков на толстой ножке, которые устанавливались в выкопанную в земле ямку или специально сделанное углубление в толстой доске. Такие приспособления до последнего времени использовались гончарами некоторых африканских племен. Для облегчения вращения торец ножки иногда делали плоским. Очевидно, со временем такие ножки постепенно превращались в шипы.

Постепенно конструкция гончарного круга совершенствовалась. Уже в III тысячелетии до нашей эры появился простейший поворотный круг, приводимый в движение руками. Он представлял собой устройство, при котором круг-подставка насаживался на короткую ось, установленную на подпятнике. Скорость вращения такого устройства была невелика. Однако оно позволяло создавать более совершенные изделия, производить более качественную отделку их внешней поверхности, а также правильнее и симметричнее наносить орнамент.

Ручной гончарный круг устанавливался на скамейке или деревянной колоде, а мастер располагался на той же скамейке верхом.Вначале ручной круг вращал сам мастер, затем эту работу начали выполнять его помощники.

kerami-ka.ru

Гончарный круг Вики

Potters wheel (PSF).png

Гончарный круг — станок для формирования посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда. Ручной гончарный круг одной рукой вращают на вертикальной оси и формируют изделие другой рукой. Ножной гончарный круг приводят в движение с помощью махового колеса, расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута, как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины. Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров. В различных странах гончарный круг использовался в разное время:

В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом. Основная конструкция гончарного круга практически не изменилась с древнейших времен, изменения затронули в основном тип привода.

История развития гончарных кругов[ | код]

Ручной гончарный круг[ | код]

Сложно сказать, как именно появился на свет прообраз этого круга. Конструктивно он представлял маховик, закреплённый на короткой оси, и вращался при помощи рук. Так как формовка изделия идет за счёт рук, то применялись массивные планшайбы-маховики, которые длительное время обеспечивали устойчивое вращение. В более развитом варианте для вращения планшайбы использовался труд помощника (или рабов). В России начинающие гончары иногда использовали прямой аналог этого древнего круга — лепили на круге «Здоровье» (два штампованных стальных диска, соединённых короткой осью, а между ними, в канавках — стальные шарики).

Ножной механический круг[ | код]

Развитием ручного привода послужило разделение и разнесение по высоте планшайбы и маховика, что позволило опустить маховик столь низко, что его стало удобно раскручивать при помощи ног. В различных вариантах такой круг жив и до сих пор. Конструктивно они выполнялись из дерева, в качестве смазки для вращающихся частей использовался дёготь.

Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо (Сирах. 38:32)

Гончарные круги с электроприводом[ | код]

По типу передачи:

  • с фрикционным электроприводом.

Пропуская эпоху использования животных в качестве привода и появление первых паровых двигателей, перенесемся в эпоху электропривода. Взяв за основу ножной механический круг, кто-то подручными средствами приспособил к нему электромотор. Мотор был закреплён не жёстко, на его вал был надет резиновый ролик. При нажатии на педаль, мотор поворачивался, и резинка мотора начинала постепенно раскручивать маховик. Удерживая или отпуская педаль, можно добиться заданной скорости вращения. Аналогичная конструкция привода использовалась в первых автомобилях Г.Форда. Для подтормаживания тяжёлого маховика был введён новый элемент — ножной тормоз. Преимущество подобных кругов — их высокая надёжность и низкая стоимость. Недостатками же являются возникновение больших напряжений в фрикционных роликах при передаче большого крутящего момента, вследствие чего необходимо либо применять громоздкую систему с жидкостной передачей, либо ролики при сухом трении будут относительно быстро изнашиваться. Также сложности возникают при регулировке оборотов - поддержание заданных оборотов в данной схеме возможно только с применением дорогостоящих частотных регуляторов. Разновидностью фрикционного привода является привод с так называемым обкатным роликом (аналогично приводу грампластинки в электропроигрывателях 70..80-х годов).

  • с редуктором и(или) ременной передачей.

В качестве электропривода используется высокооборотный коллекторный мотор постоянного или переменного тока с электронной схемой регулировки оборотов. На выходном валу двигателя монтируется компактный планетарный редуктор, от которого в свою очередь приводится во вращение и сама планшайба. Ременная передача является связующим звеном между планшайбой и редуктором. При достаточных габаритах круга необходимый передаточный момент обеспечивается только ременной передачей. Преимущества такой схемы - простота управления коллекторным двигателем, пониженный вес конструкции по сравнению с фрикционной передачей. Недостатком является износ щеток в коллекторном узле двигателя (хотя ресурс щеток в современных двигателях достигает до 10 лет) и повышенный уровень шума узла мотор-редуктор (если он применяется в данной схеме).

  • прямой привод .

Развитие электронной силовой техники и микропроцессоров позволили сделать доступными по цене бесколлекторные двигатели на постоянных магнитах. Главной особенностью гончарного круга с таким приводом является отсутствие какого-либо передаточного/промежуточного устройства между мотором и планшайбой. Т.е планшайба сидит на одной оси с ротором бесколлекторного двигателя. Такая возможность обеспечивается вследствие высокого крутящего момента двигателя. Это дает максимально простую конструкцию самого гончарного круга, снижение его веса и габаритов, обеспечение пониженного уровня шума, получение любой фиксированной скорости вращения планшайбы. В двигателе нет изнашивающихся частей, как например, в коллекторных э/двигателях. Для обеспечения максимальной электробезопасности круг питается от сетевого трансформаторного блока питания постоянный тока (выходное напряжение 36В.). В полевых условиях, или при отсутствии сетевого напряжения, круг может питаться от соединённых последовательно трёх автомобильных аккумуляторов. При этом время непрерывной работы может составить до 8 часов. В современных электрических гончарных кругах скорость вращения плавно регулируется, обычно в пределах от 0 до 200 оборотов в минуту — для начинающих, и от 0 до 400 оборотов в минуту — для профессионалов, когда необходима высокая скорость формовки. Кроме того, можно изменять направление вращения планшайбы: для правшей — против часовой стрелки, для левшей — по часовой стреле.

Основные требования к современным электрическим гончарным кругам[ | код]

Работа за гончарным кругом
  • электробезопасность — применение электроприводов, работающих от постоянного напряжения 12..36 вольт. Желательна гальваническая развязка двигателя с корпусом круга.
  • надёжность и ремонтопригодность — т.е минимум конструктивных деталей, максимальная их жёсткость и надёжность, легкость и доступность при ремонте.
  • компактность и легкость, сочетаемые с высокой устойчивостью круга.
  • эргономичность — обеспечение высокого уровня комфорта при длительной работе за кругом, возможность работать как сидя, так и стоя, отсутствие разбрызгивания глиняной жижки по сторонам (наличие чаши).
  • бесшумность — самый сложный параметр, т.к применение электропривода изначально приводит к повышенному шуму. Самый низкий уровень шума у моделей с прямым приводом, но они дороги и поэтому пока не получили широкого распространения.

См. также[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru


Смотрите также