Наказания древние. История "наказаний" на Руси и способы исполнения некоторых из них.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История детских наказаний от Древней Руси до наших дней. Наказания древние


Наказания в Древнем Риме: виды

Наказания в Древнем Риме, а особенно во времена абсолютного монархизма и сакрализации личности императора, были не только широко распространены, но и отличались большим разнообразием. Вид наказания зависел во многом от сословия, к которому принадлежал провинившийся, а также от периода истории – в разные времена для одних и тех же казней использовались разные виды оружия и инструментов.

В республиканской истории Древнего Рима главным местом, где наказывали преступников, было Эсквилинское поле, располагавшееся недалеко от одноименного кладбища, но в имперский период оно было перенесено на Марсово поле.

Своеобразная методика наказания в Древнем Риме действовала для представителей аристократических слоев общества. Так, им позволялось самостоятельно лишить себя жизни, но данный процесс должен был происходить под тщательным контролем и наблюдением со стороны надзирателей. Аристократов также никогда не казнили прилюдно и не вешали на всеобщее обозрение: все казни с использованием веревок производились в закрытых помещениях, где присутствовало ограниченное количество допущенных людей.

Например, по решению Сената, такая смерть была выбрана для участников и сторонников заговора Каталины. Однако постепенно все виды казней и наказаний, для которых необходима была веревка, ушли в прошлое. Уже во время правления императора Нерона они фактически не применялись, редким исключением были отдельные случаи.

наказания римаКак уже упоминалась, некоторым представителям аристократии в качестве наказания разрешалось совершить самоубийства. Причем человек также самостоятельно выбирал и способ, при помощи которого он лишит себя жизни. Такая смерть считалась особой высшей привилегией, которая предоставлялась провинившимся знатным римлянам. Например, этого был удостоен консул Валерий Азиатик, который предпочел вскрыть себе вены и самолично привел приговор во исполнение.

Утопление в кожаном мешке, напротив, считалось недостойным способом лишить человека жизни. Обычно к такому наказанию приговорили римлян, совершивших убийство близких родственников. Топили людей за разные провинности, но именно за указанное преступление в мешок к убийце клали животное – собаку, змею или обезьяну. Такая традиция берет свои корни из народных поверий, что перечисленные животные слишком плохо чтят и не уважают собственных родителей, а утоплению в мешке впервые были подвержены именно убийцы своих отцов.

Распятие было не только наказанием, которое приносило сильные муки перед смертью, но и одной из самых позорных разновидностей казней. Таким образом уходили из жизни убийцы, бунтовщики, предатели, военнопленные, рабы и прочие категории римлян. Если было совершено насильственное убийство хозяина дома, то такому наказанию были подвержены все рабы вне зависимости от каких-либо факторов. Основной целью было даже не заставить преступника испытывать муки и страдания, а показать остальным, что бывает с теми, кто посмел преступить черту закона, это было своего рода назиданием. Поэтому и без того мучительный процесс наказания сопровождался целым позорным ритуалом – преступник самостоятельно нес орудие собственной казни на спине.

периоды римской империи

Другим известным способом наказания было отсечение головы. Причем в разные периоды древнеримской истории для этого использовались различные орудия – мечи или топоры. Такой вид наказания имел публичный характер, поскольку традиционным место для совершения казни была площадь, находившаяся перед городскими воротами. При этом изначально громко объявлялись провинности римлянина, которые привели его к такой участи, а затем он подвергался публичной порке. Только после всех мучений и унижений преступника лишали жизни, отсекая ему голову. Наиболее известными историческими личностями, которые были подвержены отрубанию головы, были сыновья Луция Брута, их приговорил к такому страшному наказанию собственный отец.

На ранних этапах формирования древнеримской цивилизации, когда армия была еще не так могущественна, существовала разновидность очень страшного наказания. Ему подвергались военные отряды, которые тем или иным способом были замечены или заподозрены в проявлении малодушия. В таких случаях наказанию в виде отсечения головы подвергался каждый десятый воин, находящийся в составе провинившегося отряда.

Интересными возможностями были наделены жрицы, посвятившие свою жизнь поклонению богине Весты. Если такая жрица встречала процессию, которая сопровождала преступника к месту казни, то одной клятвы девушки, что их встреча носит совершенно случайный характер и ее слова хватало для того, чтобы человек был помилован. Однако передвигались жрицы по Риму в специальных носилках, перемещением которых занимались рабы, и, если кто-либо осмеливался проскочить под таким «транспортным средством», то слова жрицы также хватало и для того, чтобы казнить провинившегося человека.

 

drevniy-egipet.ru

История "наказаний" на Руси и способы исполнения некоторых из них.

Телесные наказания распределялись на три категории:1.Членовредительные (изувечивающие) – лишение человека какой-либо части тела или ее повреждение (ослепление, вырезание языка, отсечение руки, ноги или пальцев, отрезание ушей, носа или губ, кастрация).2. Болезненные - причинение физического страдания путем нанесения побоев различными орудиями (кнут, плети, батоги (палки), шпицрутены, розги, кошки, линьки).3. Осрамительные (позорящие) - наибольшее значение имеет опозорение наказываемого (например, выставление у позорного столба, клеймение, наложение оков, бритье головы).

Первая группа привнесена в Россию из Византии вместе с распространением христианства, вторая впервые законодательно установлена в Судебнике 1497 года, третья упоминается в тексте Двинской уставной грамоты 1397 года.

Клеймение введено указом царя Михаила Федоровича: в 1637 году на щеке у преступников стали клеймить слово «вор», позже замененное на одну большую букву «В». Использовались и другие варианты: бунтовщиков 1662 года (знаменитый «Медный бунт») клеймили литерой «Б».

Отсечение рук и пальцев.

По Уложению 1649 года руки лишались те, кто: в присутствии государя замахивался на кого-нибудь оружием, ранил другого на государевом дворе, при насильственном въезде на чужой двор или судью в приказе. Эта кара назначалась вору за кражу лошади на службе либо укравшему в третий раз на государевом дворе. Кроме того, подьячему за подлог (неправильное составление судного списка) и площадному подьячему за написание заочно земной кабалы. Один палец отсекали за легкую рану, два пальца левой руки - за татьбу (воровство) в первый раз. Левую руку по запястье - за две кражи, за нанесение тяжелой раны, за покушение на своего господина и за третью кражу рыбы из садка или пруда. Левую руку и правую ногу отрубали за один разбой, за церковную кражу, за убийство в драке в пьяном виде с ограблением убитого и за второй грабеж.В 1653 году смертная казнь для воров и разбойников заменили членовредительным наказанием. Руки, ноги, пальцы отрубали также за корчемство (содержание питейных заведений), фальшивомонетничество (выделку воровских медных денег).

Кнут.

Наказание кнутом требовало большого искусства. Палач отходил на несколько шагов от преступника, взмахивал кнутом обеими руками над головой и с громким криком быстро приближался, опуская кнут на спину. К телу прикасался только хвост кнута. Линия одного удара не могла пересекать линию другого. Ударив, палач смахивал с ремня кровь и кожу; кнут размягчался, и после десяти ударов его сменяли.Наказание совершалось медленно, «ударов 30 или 40» в час. Многие умирали под кнутом. Исход зависел не столько от количества ударов, сколько от их силы. Иногда наказываемые выдерживали и 300 удары, а иногда первый же удар ломал позвоночник.

Батоги.

Более легким наказанием считалось битье батогами, т.е. палками или толстыми прутьями с обрезанными концами. Ими выколачивали подати и недоимки; господа били ими слуг, а служилые люди - подчиненных. По суду их назначали за воровство, дурные слова про царя, за ложное слово и дело. «Был бит батогами крестьянин Иван Григорьев за то, что пьяный назвал своего сына государевым семенем.При наказании виновного клали на землю лицом вниз; один палач садился ему на ноги, другой на голову, обхватив коленями его шею. Каждый брал по два прута толщиной в мизинец и били виновного по спине и ниже до тех пор, пока распорядитель наказания не прекращал его или пока не ломались батоги. Побои по животу, бедрам и икрам считались беззаконием. Во время производства экзекуции преступник должен был кричать «виноват», а по окончании кланяться палачам в ноги. Если он этого не делал, то его били до тех пор, пока он не закричит «виноват».

Закапывание в землю «живьем» завершает варварский цикл пенитенциарной системы рассматриваемой нами эпохи, точнее — цикл регламентированных телесных наказаний. В русском уголовном праве использовалось также колесование, подвешивание за ребро, заливание горла металлом (для фальшивомонетчиков). Но это скорее история смертной казни. Закапывание в землю так, чтобы торчала только голова, применялось к женщинам, отравительницам своих мужей. К казнимым приставляли надсмотрщика, который не позволял давать им ни есть, ни пить. Иногда несчастных откапывали еще живыми и отдавали в монастырь на вечное заточение.

Эпоха Петра Первого.

При Петре Великом применение кнута («торговая казнь») назначалась или самостоятельно, или как составная часть процедуры политической смерти, в последнем случае вместе с клеймением. В начале царствования Петра клеймили наложением орла на щеку («заорлить в щеку»), а позднее в двух видах: для тяжких преступников - вырезанием ноздрей,для менее важных - клеймением буквой «В». Торговая казнь признана по Уставам воинскому и морскому и по Генеральному регламенту лишала наказанного чести и даже права служить солдатом. Для солдат и матросов в эпоху Петра I введены новые виды телесных наказаний - шпицрутены и кошки соответственно.

Шпицрутены.

Немецкие шпицрутены — гибкие прутья длиной около сажени и несколько меньше вершка в диаметре (2,1 м в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре). Процедура наказания была крайне жестокой. Обнаженного до пояса осужденного проводили сквозь два длинных ряда солдат, у каждого в руке был шпицрутен. Чтобы осужденный не мог уклониться, его руки привязывали к ружью, повернутому к нему штыком. Наказание полагались за воинские преступления, за чернокнижничество, чародейство и идолопоклонство, за поношение Божьей Матери и святых, за прелюбодеяние и пр.

Кошки и линьки.

Кошки — четырехвостные плети с узелками на концах, введены в Морском уставе (1720) для наказания матросов. При Анне Иоанновне кошками стали сечь и проституток (ранее их наказывали батогами и кнутом), а также укрывателей беглых крестьян и преступников. Линьки представляли собой куски каната с узлами, ими били только матросов за дисциплинарные провинности.

Эпоха Екатерины Второй.

Екатерина Великая в своем Наказе объявила телесные наказания допустимыми, за исключением тех, «которыми тело человеческое изуродовать можно» - калеки были обузой для государства. Следуя за западными мыслителями, Екатерина II отрицала взгляд на наказание как на возмездие и развивала мысль, что главная цель наказания состоит в ограждении людей от преступлений и в уменьшении общественного вреда последних. Наказания, направленные против жизни, здоровья и имущества правонарушителей, постепенно уступали место наказаниям, ограничивавшим их свободу, - тюремному заключению, ссылке и каторге. Новые тенденции получили свое дальнейшее развитие в XIX веке.

В 1785 году от телесных наказаний были освобождены дворяне, именитые граждане, купцы первой и второй гильдий, в 1801 году - священники, затем - лица других сословий при наличии образования. Однако к учащимся начальной и средней школ, среди которых преобладали представители привилегированных сословий, розги широко применялись вплоть до 1860-х гг.

В начале XIX века вышел из употребления кнут, ограничивалось число ударов. Уложение о наказаниях 1845 года установило высший предел наказания плетьми и розгами в 100 ударов. Смягчалась кара для больных и старых, исполнение приговора не производилось при сильном морозе и ветре, 1851 года при наказании присутствовал врач. В 1863 году, после упразднения крепостного права и судебных реформ Александра II, телесные наказания были в основном отменены. Женщины вообще от них освобождались, а для мужчин они сохранились в пяти оговоренных в законе случаях:

1) допускалось наказание крестьян по приговору волостных судов до 20 ударов розгами. Освобождались лица с образовательным цензом в объеме среднего образования, лица, занимавшие общественные должности, служившие в армии, страдавшие определенными болезнями и достигшие 60 лет;

2) разрешалось наказание арестантов розгами до 100 ударов с санкции губернатора за нарушение общественного порядка;

3) ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы за проступки могли наказываться розгами - соответственно до 100 и 30 ударов;

4) плети (до 100 ударов) могли назначаться ссыльнокаторжным при совершении нового преступления;

5) допускалось наказание корабельных служащих хлыстом до 5 ударов и учеников ремесленников до 5-10 ударов розгами.

Официальная советская педагогика с 1917 года считала телесные наказания детей недопустимыми. Они были запрещены во всех типах учебных заведений, но в семье оставались нередким явлением.

clubklad.ru

История детских наказаний от Древней Руси до наших дней

Буквально на днях патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призвала не считать побоями физические наказания детей в воспитательных целях. Церковь и ранее оправдывала такие воспитательные меры и порой даже настаивала на них. Но у государства сейчас другие представления о воспитании: с новыми поправками в Уголовный кодекс за причинение физической боли детям россияне могут отправиться в тюрьму сроком до двух лет. Тем самым власти закрепили окончательный поворот в традиции воспитания — детей больше бить нельзя.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Традиционное наказание

Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь. «Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» — дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» — о пробелах в воспитании. «Жену учи до детей, а детей без людей» — о времени и месте проведения воспитательной работы. «Кого журят, того и любят» — о выборе тех, кого нужно наказывать. «По дважды и Бог за одну вину не карает» — о количестве наказаний за одну провинность.

Похвала ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи». Хвалящий якобы рисковал оговорить ребёнка, поэтому суеверная мать должна была после положительных слов трижды плюнуть. Эта боязнь дошла до наших дней во фразе-предупреждении «не перехвали».

С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека

Воспитательные наказания готовили детей не только к земной, но и к небесной жизни. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, — гласят Притчи Соломоновы в Библии. — Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт».

В самом известном своде правил средневековой России — Домострое — наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.

Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:

«А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».

Рекомендовалось «сокрушать ему рёбра» и «бить жезлом». Под «жезлом» понимался прут. От его ударов ребёнок «не умрёт, но здоровее будет», и его душа точно спасётся. Строгое воспитание в будущем «мужественного» человека подкреплялось, в частности, отсутствием улыбок во время игр.

Процедура наказания в семьях была спрятана от посторонних глаз. В школах при монастырях и церквях дети могли «получить» не только от отцов и старших братьев

Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь. На гравюре-фронтиписе в начале книги был изображён класс, в котором учитель бьёт розгами одного ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в типографии Василия Бурцева в 1637 году. К розгам можно добавить и такие методы воспитания, как стояние коленями на горохе и удары верёвкой.

Азбука Василия Бурцева, 1637 год

Уставное наказание

Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.

Как прекрасное образование не помогло Александру I изменить Россию

При создании в конце XVIII века системы народных школ, которые должны были охватить относительно большое количество населения, тема наказания детей была закреплена в правилах. Так, в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года телесные наказания были запрещены. В 1804 году в новом положении запрет был сохранён, а в 1820 году — отменён.

В этот период воспитываются «непоротые поколения». Словосочетание приписывают Александру Пушкину. Представители этих поколений в декабре 1825 года вышли на Сенатскую площадь. Восстание декабристов стало точкой начала общественных «заморозков» правления Николая I. В 1828 году устав гимназий и училищ постановил разрешить физически наказывать учеников первых трёх классов. В 1838 году к ним добавились все гимназисты.

Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.

Существовала так называемая шкала наказаний — за каждый проступок следовало конкретное наказание

Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.

В 1864 году «Уставом гимназий и протогимназий» телесные наказания были отменены. Годом ранее запретили физические наказания в отношении детей-преступников. Любопытно, что, как и сейчас, против либерализации тогда выступало руководство церкви. Общий гимназический устав не означал отмену физических наказаний во всех школах большой империи.

Бывало, что общество родителей возмущалось методами воспитания приезжих в города и сёла учителей, выступая против наказаний как таковых или передачи этого права посторонним. В мужских и военных учебных заведениях насилие применялось чаще, чем в женских.

При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды

В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.

Из записок Николая I, 1931 год:

«Граф Ламсдорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом — страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении я видел одно принуждение, и учился без охоты».

Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал — Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский. Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.

Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси

Дети Александра II тоже воспитывались без жестокости: выговоры, угрозы не пустить повидаться с родителями и пожаловаться императору, запрет есть сладкое, стояние в углу, не разрешение идти развлекаться. Известный семьянин Николай II, бывало, лично наказывал своих детей. Императорских детей шлёпали. Не доставалось только цесаревичу Алексею. Из-за гемофилии любой удар мог стать очень болезненным.

Советские наказания

В советской школьной системе бить детей было запрещено. Телесные наказания назывались буржуазным пережитком. Сторонники свободного воспитания, начавшие создавать свои общества ещё до революции, получили поддержку на правительственном уровне.

Нельзя было применять насилие не только в обычных школах, но и в учреждениях для трудных подростков. В крайних случаях педагог или руководитель могли неформально отвесить непослушным детям подзатыльники. В 1930-х свободные порядки в школах первых лет советской власти уступили место догматизации и унификации образования.

Поманский Н.Н., 1928 годФёдоров А., 1926 годЛаптев А., 1929 год

Те наказания, что использовались в школах, касались определения места ребёнка в социальной системе. За проступки могли позже обычного принять в пионеры или вовсе исключить из них. За плохое поведение — вызвать родителей в школу. Увеличение общественной нагрузки — тоже способ наказания. Например, назначить нерадивому школьнику дополнительное дежурство. В отличие от российских школ советские не боялись ставить «двойки» и оставлять учеников на второй год.

Многое из этого применяется до сих пор. С поправкой на ослабление дисциплины и технический прогресс

Теперь учителя пытаются сконцентрировать внимание учеников, отбирая мобильные телефоны, а на несерьёзные нарушения делового стиля в одежде не обращают сильного внимания.

В семьях в XX веке ситуация продолжала оставаться разной. В одних семьях детей часто били, в других нет. Но со стороны власти насилие не поощрялось. Напротив, физические наказания воспринимались чем-то старорежимным и спорным.

Уголовные наказания

В наши дни вопрос о наказании детей обсуждается среди родителей, психологов и педагогов. Битье детей окончательно перестало быть нормой для большинства. Это закреплено и в Уголовном кодексе. Согласно 116 статье, за «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» в отношении близких родственников можно получить от 360 часов обязательных работ до двух лет лишения свободы.

8 правил наказания непослушных детей

Принятие поправки в эту статью в июле 2016 года вызвало недовольство Патриаршей комиссии РПЦ. Ссылаясь на Священное Писание и Священное Предание православной церкви, она заявила, что «разумное и любовное использования физических наказаний» — право родителей, установленное Богом. Несогласные были и среди сенаторов, принимавших закон. Поэтому спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать рабочую группу для обсуждения принятых поправок.

Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции

Этим страхом овеяны противники западных тенденций, когда сотрудники социальных служб могут забрать ребёнка из семьи за действия, которые в России считаются в порядке вещей. Зачастую страх основан на преувеличениях и пересказах уехавших за рубеж обиженных русскоговорящих родителей. При этом статистика по убийствам детей в России показывает угрожающие цифры, которые должны наоборот призывать усилить контроль за жизнями детей. Детей, в отношения которых совершено насилие, тоже много. По словам уполномочённого по правам детей Павла Астахова, только за один 2014 год потерпевшими были признаны почти 100 тысяч детей.

В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали — наказание было заслуженным. Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли. Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Что делать, если ребёнок вас раздражает

С каких слов начинается насилие в семье

5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать

mel.fm

Чего больше всего боялись все крестьяне и бояре на Руси?

Система кнута и пряника существовала всегда. Если рассматривать наказания, предусмотренные государством, то сегодня санкции чаще всего проявляются в виде штрафов или лишения свободы. В Древней Руси вариантов существовало намного больше. Чаще всего избирались меры, способствующие формированию чувства стыда и последующего порицания со стороны общества. Для русского народа позор был хуже смертной казни.

Правосудие

Торговая казнь

Этот тип наказания, регламентированный в 1497 году, представлял собой прилюдную порку. Собственно, название и связано с тем, что действо совершалось на глазах у торговцев и крестьян, прямо на рыночной площади. Обычно пороли слегка, цели причинить особую боль или тем более убить не преследовалось, важно было пристыдить преступника. Для этого также соблюдалось важное условие: наказуемый должен был быть обнажен. Чаще всего торговая казнь применялась к тем, кто разгневал высшие чины.

Рынок

Позорный столб

В XVIII предыдущий способ был заменен на более гуманный вариант, исключающий телесное наказание. «Изюминкой» снова была публичность. Позорный столб устанавливался в самом оживленном месте города. К нему кандалами и цепями приковывали осужденного. Срок нахождения в таком унизительном положении зависел от тяжести преступления.

Позорный столб

Шельмование

Этот ритуал был придуман Петром I и представлял собой преломление шпаги над головой наказуемого. Изначально этот способ применялся только в армии, но позже получил популярность и в гражданской практике. Жест символизировал лишение человека титула и чести. Ходят слухи, что ему подвергались даже Достоевский и Чернышевский.

Достоевский

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:О странных законах и разных запретах мира

Бородовая пошлина

Бороды на Руси всегда являлись гордостью мужчины. По растительности на лице даже судили о статусе, богатстве  и аристократичности человека. Любое покушение на бороду рассматривалось как страшное оскорбление. Однако великий Петр I считал иначе. Наверняка, вы слышали о том, что правитель приказал активно бороться с этим «аксессуаром». Правда для начала существовала небольшая поблажка: бояре могли продолжать носить свою драгоценность, уплачивая бородовую пошлину в государственную казну.

Петр Великий

Уродующие казни

Бедным сословиям повезло меньше. Часто к крестьянам применялись так называемые уродующие казни, оставлявшие след на всю жизнь. Так, например, за незаконное когда-то курение, разрывали ноздри, а за кражу могли вырезать буквы «В», «О» и «Р» на лице.

Крестьяне

А вы знали про эту сторону российской истории? Поделитесь интересной статьей с друзьями, сделайте репост!

facte.ru

Древние наказания, которые не соответствовали преступлениям

Одним из критериев, по которым можно судить о цивилизации, является система правосудия. Предметом не утихающих споров сегодня является допустимость смертной казни, в древности же над этим задумывались куда меньше. Вот несколько примеров казней, которые были гораздо суровее, чем того заслуживали проступки, и законов, которые сегодня, к счастью, не применяются.

Смертная казнь у ацтеков

Применение высшей меры наказания у ацтеков не было редкостью. Смертью карались не только серьезные преступления, как убийства и инасилования, но и колдовство, клевета и нарушение общественного порядка. Поплатиться жизнью человек мог даже за то, что сдвинул границы своего земельного участка. За появление на публике в пьяном виде тоже казнили, но только молодых нарушителей. Впрочем, обвинение в адрес конкретного человека не всегда означало, что его убьют — потерпевший мог забрать обидчика себе в качестве раба.

Казни могли подвергнуться даже дети, не достигшие десятилетнего возраста. Такое наказание ждало тех, кто напал на своих родителей или ударил их. За неуважение к старшим ребенка незнатного происхождения приговаривали к публичному избиению, а отпрыска из благородной семьи запросто могли убить. Видов казни было несколько — побивание камнями, выпускание внутренностей, обезглавливание или вспарывание грудной клетки.

Читайте также: Вилли Боскет: подросток-монстр изменил закон

Стрельба из пушки

В середине 1800-х годов Пенджаб находился под контролем анличан, и местное население то и дело устраивало мятежи, протестуя против насаждения британской воли. Чтобы устрашить непокорных, английские военнослужащие применяли следующий вид казни: обвиняемого привязывали перед дулом заряженной пушки так, чтобы дуло упиралось ему в спину, после чего пушка приводилась в действие. Единственным утешением для смертников могло служить лишь то, что умирали они крайне быстро.

Кодекс Хаммурапи

Один из древнейших законодательных памятников славится установлением системы "око за око", однако это правило действовало только в тех случаях, когда конфликтующие стороны были представителями одного и того же класса. А вот о позиции этого кодекса относительно ложных обвинений известно гораздо меньше. Так, закон разрешал кому угодно обвинять кого угодно и в чем угодно. С одной лишь оговоркой: обвинитель должен был предоставить неопровержимые доказательства своей правоты — в противном случае ему грозила смертная казнь. Что до обвиняемого, то ему было жизненно необходимо уметь держаться на воде: для определения виновности или невиновности подсудимого его бросали в реку, и если человек шел ко дну, его признавали виновным. Если же несчастному удавалось выбраться на берег, он автоматически становился невиновным, и тогда обвинителя казнили за ложные обвинения.

Воров также подвергали смертной казни, равно как и тех, кто купил краденую вещь. Спастись в таком случае можно было, лишь приведя продавца в суд. Если продавец оказывался вором, его лишали жизни, если же доказать криминальное происхождение его товаров не удавалось, казнили покупателя.

Кодекс Ур-Намму

Шумерский свод законов — старший брат законов Хаммурапи. Он действовал в 2112-2095 годах до нашей эры и до современности дошел в виде нескольких глиняных табличек, хранящихся в Университете Пенсильвании и Британском музее. Некоторые положения кодекса Ур-Намму схожи с кодексом Хаммурапи, однако в ряде случаев они выглядят еще более абсурдными. К примеру, изнасилование каралось смертью, однако если изнасилован был раб, то насильник отделывался штрафов в 1,66 унций серебра. Если же насильник обещал жениться на своей жертве, то считалось, что преступления будто и не было.

Читайте также: А еще душегуб обожал канареек

Кодекс Феодосия

Первое официальное собрание законов Римской империи датируется 4299 годом до нашей эры и опирается, главным образом, на христианское учение. Соответственно, все храмы должны были находиться под контролем католической Церкви, а те, кто не следовал христианскому учению, объявлялись еретиками и приговаривались к крупным штрафам или смерти. Если же человек озвучивал свои убеждения, не совпадавшие с церковными доктринами, его лишали гражданских прав. Тех, кого застукали за жертвоприношением другим богам, ждала смертная казнь.

Драконовские законы

Афинский правитель Дракон в 621 году до нашей эры составил первый письменный свод законов в Греции. Законы были очень простыми: за любое правонарушение полагалась смертная казнь. Убийство? Казнь! Кража кочана капусты? Казнь. Тунеядство? Казнь, казнь, казнь! Дракон обладал извращенной логикой: в его представлении любое правонарушение было настолько ужасным поступком, что даже самые незначительные прегрешения карались только смертью. Впоследствии преемник Дракона, Солон, отменил все законы, оставив только смертную казнь за убийство.

Читайте также: Насилие в Индии: жертвы, о которых забывают

Хеттский кодекс

Одним из самых необычных законов кодекса хеттов было наказание за избиение беременной женщины, спровоцировавшее выкидыш. Если избиению подверглась свободная женщина, то агрессору предстояло уплатить десять полушекелей, если рабыня — то пять полушекелей. Изнасилование тоже трактовалось неоднозначно: если оно произошло на улице, насильника приговаривали к смерти. Если же изнасилование было совершено в доме, то виноватой считалась женщина и смертью карали уже ее. Еще более странным было наказание за зоофилию. Тех, кого застукали за сексом с собакой или свиньей, казнили, однако если "пассией" был мул или лошадь, скотоложцу всего лишь запрещали появляться в присутствии царя. Если же дело касалось коровы, то решение о казни или помиловании в каждом конкретном случае принимал царь.

Законы Месопотамии

Месопотамский кодекс дошел до нас лишь частично, однако и это немногое дает достаточно четкое представление о том, как в Месопотамии понималась справедливость. К примеру, если рыбака или надзирателя вызывали к правителю, а он не являлся, провинившегося лишали жизни. В том, что касалось дел семейных, законодательство было довольно однобоким. Муж, ушедший от жены, должен был выплатить ей штраф — небольшое количество серебра. А вот женщину, оставившую мужа, бросали в реку. Если сын отрекался от отца, отпрыска могли продать в рабство. Если же сын отрекался от матери, ему отказывали в праве на наследство и выгоняли из дома.

www.pravda.ru

Наказания в Древней Руси - Древняя Русь

Мы знаем, что славяне сначала жили небольшими патриархальными группами ― родами. Затем пришел общинный быт, где родовая связь уже слабела, появлялся некий союз, державшихся на общих интересах, взаимной защите. Но, конечно, сознания целостностности, какой-то начальной государственности, не было. Поэтому любое человеческое действие, несущее зло, вред, рассматривалось лишь с частной точки зрения: как вина частного человека перед частным, которая требует ответа. Это частное правонарушение породило идею наказания у сла­вян в форме кровной мести за убийство. Мстить мог только один из близких убитого: отец за сына, сын за отца, брат за брата, племянник за дядьку. Если же убийца скрывался, его имущество поступало в пользу ближайшего родственника убитого. Когда родственников не находилось и мстить было некому, убийца наказывался штрафом в пользу князя.«Мстити себе, мстити своих»,— так говорили в IX в. До нас дошли сведения о мести княгини Ольги за смерть своего му­жа князя Игоря. Она потребовала в виде дани с древлян по три воробья и голубя с каждого двора. Ольга велела привязать к птицам зажжен­ный трут с серой и пустить их на волю. Птицы воротились в свои гнез­да, и в городе начался пожар. Жители пытались спастись бегством, но их встречали мечи ольговой дружины.А Свенельд, старый воевода Святослава, просил Ярополка идти вой­ной на брата, желая отомстить за своего сына.Владимир мстил Ярополку, Рогнеда — Владимиру. Ярослав, выступая после смерти Бориса и Глеба против своего бра­та Святополка, обращается к Богу: «Не яз почах убивати братью, а он; да будет отместник Бог крови братья моею».Ослепленный князь Василько мстил своему врагу и вместе с ним невиновному народу, приказывая всех убивать: «И сотвори мщение на людех неповинных».Но времена менялись. Славяне становились христианами, что, не­сомненно, сказывалось на нравственной сути человека, княжеское за­конодательство набирало силу.Кровная месть начинала выглядеть уже несколько диковато, и в первом своде русских законов «Русской Правде» о ней лишь ска­зано:«Убьет муж мужа, то мстит брату брат, или сынови отца, любо отцю сына или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будет кто мьстя, то 40 гривен за голову: аще будет Русин, любо гридин, любо купчина, любо ябедник, любо мечник; аще изгои будет, любо Слове­нии, то 40 гривен положити за нь».После смерти Ярослава Мудрого его сыновья на совете с боярами отменили право родовой мести и окончательно заменили денежным вы­купом.Долгий процесс формирования феодальных отношений и классов завершился образованием государства.Конечно, если государство существует, оно нуждается в каких-то правовых нормах. Наиболее ранними дошедшими до нас памятниками древнерусского права являются договоры киевских князей с Византийской империей.С наступлением весны каждый год отправлялись русские купцы в столицу Византии Царьград. Торговый сезон длился полгода. За это время не могли не случаться недоразумения, конфликты между русскими и подданными империи. Сама ситуация требовала закона.В 911 г. князь Олег послал в Царьград пятерых «мужей», заключивших первый в истории России международный письменный договор, сохранившийся в летописи. Его обычно называют «Договор русских с греками».Нормы раннего права даны и в первой части «Русской Правды», так называемой «Древнейшей Правде», которая, возможно, не что иное, как грамота Ярослава Мудрого, изданная в 1016 г. В ней 18 статей, предназначенных, по всей видимости, гасить недоразумения, возникающие среди дружинников. Обозначены преступления: убийст­во, побои до крови или до синяков, удары палками, чашами, питьевыми рогами, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, укрывательство скрывшегося холопа, порча чужого оружия и одежды. Известны нам также уставы князей Владимира и Ярослава, опреде­лявшие долю церкви в княжеских доходах и преступления, подлежа­щие церковному суду.Очевидно, что уставы покоятся на заповедях Божьих. В них схо­дятся два взгляда на преступление: народный и церковный.Может вызвать недоумение система обильных штрафов. Но с точки зрения православной церкви, источник наказания (греха) заключается в страсти к гордыне, различным плотским удовольствиям. Наказание штрафом служит средством ликвидировать этот источник, изымая де­нежные средства.Такая система была главной в русском законодательстве почти до XVI в. На денежных штрафах построены Двинская Судная Грамота 1398 г., Псковская Судная Грамота и Новгородская 1471 г. Но уже пеня (продажа) взимается в пользу общественной власти: штраф платится князю или его наместнику.Во второй половине XI в. появился сборник законов, принятых князьями Изяславом, Святославом и Всеволодом. В истории его назы­вают «Правдой Ярославичей». Законы определяли наказания: так, за убийство приближенного князя — огнищанина, тиуна, мечника, старо­сты — полагался большой штраф в 80 гривен (около 5 кг серебра). Он в шестнадцать раз превышал пеню за убийство смерда. Полагались штрафы за посягательство на княжескую собственность: землю, скот, бортные ухожаи и пр.На основе «Древнейшей Правды» и «Правды Ярославичей» и, ко­нечно же, не без влияния церковно-византийского права в конце XI или в начале XII в. возник правовой сборник, известный под названием Краткой редакции «Русской Правды».До середины XI в. княжеские суды могли еще обходиться без свода законов. Действовали древние обычаи, которые являлись как бы мерилом всякого поступка.Но жизнь государства становилась все сложнее, а судебная практика ставила вопросы, ответы на которые в обычаях уже найти было нельзя.Появилась «Русская Правда» — свод законов, а ныне памятник древнего русского права. Большинство исследователей сходятся в том, что этот сборник начал составляться в конце Х в. или в начале XI в. и дополнялся и перерабатывался вплоть до половины XIII в.«Русская Правда» еще не знает преступлений против общества и против государства. Преступлениями считаются деяния, посягающие на жизнь и здоровье людей и на их имущество. Строго учитывалось, кто совершил преступление: свободный человек или холоп.Возмездием за преступление в основном являлись денежные штрафы — виры и продажи, и лишь иногда личное наказание — поток. Виры были трех видов: 80-гривенная, 40-гривенная и 20-гривенная, продажи — 12, 3 гривны и т. д.Закон уже обращает внимание на обстоятельства, при которых про­изошло преступление, с умыслом оно сделано или нет.«Русская Правда» различала два вида убийств: «убийство на раз­бое без всякой свады и убийство в сваде». Первое — убийство — «без раздражения», второе — «в раздражении», вследствие ссоры или драки.За лишение жизни на «разбое без всякой свады» назначались поток (изгнание) и разграбление имущества.За убийство в сваде взымался штраф — вира личная или общинная. За лишение жизни княжа мужа — 80 гривен, если он не был зачин­щиком, и 40 гривен, если он сам затевал сваду. За убийство свобод­ного людина — 40 гривен, если не им был дан повод к сваде, если же им, то 20 гривен. За убийство в сваде холопа или татя, пойманного на татьбе,— 12 гривен.За случайное убийство, а также за лишение кого-либо жизни при защите себя или своего имущества виновный от ответственности ос­вобождался. Нанесение увечий, ран и побоев злоумышленно без свады нака­зывалось так: за раны — 12 гривен, за побои со следами — 12 гривен, без следов — 3 гривны. В сваде: за раны — 3 гривны, за побои со следами — 3 гривны, без следов — 60 кун. Если увечье, раны причинял холоп, да к тому же свободному людину, то он подлежал не суду, а частной мести.Наказания за татьбу учитывали состояние преступника: свободный он человек или холоп. Различались преступники и по мере участия в преступлении: говорится впервые об укрывателях воровского и о по­купщиках татебного. Господствовала все та же система штрафов. Раз­меры зависели от предмета татьбы (за кражу холопа и бобра, напри­мер, взымалось 12 гривен), от места, из которого произведено воровство.Всего существовало четыре вида выкупов: годовщина, вира обык­новенная и дикая, продажа и урок.Годовщина принадлежала истцу, потерявшему через преступление близкого человека. Вира поступала в княжескую казну ― это когда у убитого не было родственников. Если убийца был неизвестен, штраф платило общество. Составлявшее округ (вервь), на территории которого преступление совершилось. Это дикая вира.Продажа ― штраф, платившийся виновным за нарушение личных чужих прав (кроме убийства). Уроки платились за материальный и за убийство холопов.На основе «Русской Правды» возникли местные феодальные судебники: Псковская и Новгородская судные грамоты, судебники Рязанского и Ростовского княжеств. Правовую жизнь обеспечивали также княжеские грамоты о земельной собственности, уставные грамоты наместничьего управления, определявшие права бояр, договорные княжеские грамоты.С XIV в. во время объединения русских земель вокруг Москвы закладывалась и основа для объединения правовых положений кня­жеств.

oldrus.livejournal.com

Виды и категории наказаний в Древнем Риме

Рассмотрим виды и категории наказаний в Древнем Риме, а также определим состав тяжелых наказаний.

В Древнем Риме выделялись определенные виды наказаний, которые делились на две категории: тяжёлые – смертная казнь, ссылка в рудники, изгнание; прочие – денежные штрафы и воздействия на тело.

Применение смертной казни предполагало различные способы: повешение, отсечение головы мечом, закалывание мечом, утопление в море.

Совершивших убийство кровных и родственников секли розгами, помещали в мешок с собакой, петухом и змеей, а после топили в море. Весталок, которые нарушили обет девственности, живьём закапывали в землю.

В Древнем Риме рабов казнили разными способами, в том числе сбрасывая с Тарпейской скалы. В императорский период возникают новые, более изощренные формы казни: распятие на кресте, сжигание, отдача на растерзание диким зверям. Однако выпускались императорские указы, которые запрещали применять мучительные способы для совершения смертной казни. Но эти запреты редко принимали во внимание.

Как правило, смертная казнь сопровождалась и конфискацией имущества. В период империи телесные наказания (битьё розгами, палками, бичевание) использовались только к рабам и лицам из низших сословий.

В древности согласно правилам XII Таблиц к дневному вору применяли телесные наказания, а после передавали потерпевшему. В результате преступник попадал во власть потерпевшего.

В период республики имелся такой вид наказания, как удаление в изгнание. Впоследствии оно было заменено ссылкой либо высылкой. При этом имущество сосланного подлежало конфискации. Он терял права римского гражданина и превращался в уголовного раба. Местом для пожизненной и срочной ссылки являлись острова.

В Древнем Риме самой суровой была ссылка на рудники, поскольку она сопровождалась каторжными работами. При этом существовали работы внутри самого рудника в тяжелых оковах и работа вне рудника (например, плавка руды и её сортировка в оковах). Вспомогательные работы, как правило, применялись по отношению к женщинам.

В Древнем Риме тяжелыми наказаниями являлись: присуждение к отдаче в гладиаторы, отдача для ловли диких животными и битвы с ними на сценах цирков. Гладиатор выступал своеобразным уголовным рабом.

lecu.ru


Смотрите также