Древнейшие ремесла. § 5. ДРЕВНЕРУССКОЕ РЕМЕСЛО
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнегреческие ремесла. Древнейшие ремесла


Ремёсла в Древней Руси Википедия

Ремёсла Древней Руси — ремёсла, получившие распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.

С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, некоторые покидали сельскую местность и уходили в города и крепости, где создавались ремесленные посады[1]. В них к XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.

Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью. Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения — золотые, серебряные, бронзовые, медные[1].

В древнерусских городах были развиты такие виды ремёсел как гончарное, кожевенное, древодельное, камнетёсное и т. д. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали как на заказ, так и на рынок[1]. Академик Рыбаков разделяет городское и деревенское ремесленное производство. В городах были развиты кузнечно-слесарное и оружейное дело, обработка драгоценных металлов, литейное дело, ковка и чеканка, волочение проволоки, филигрань и зернь, эмаль, гончарное дело, производство стекла и т. д.[2] В деревнях были развиты кузнечное ремесло, ювелирное дело, гончарное дело, обработка дерева, обработка кож и меха, ткачество и т. д.[2]

Общая характеристика

В Древней Руси в X веке существовало ремесло с довольно высокой технологией производства и значительной дифференциацией по отраслям. Была развита чёрная металлургия на основе сыродутного процесса производства железа из болотных руд. Жившие в сельских местностях металлурги поставляли в города значительное количество качественного железа. Городские кузнецы переделывали часть его в высококачественную углеродистую сталь[3]. Были развиты кожевенное и скорняжное производства и изготовление кожаной обуви. Известно несколько видов сортовой кожи. Был широк ассортимент шерстяных тканей. Также были развиты обработка дерева и кости. Выделялась обработка цветных металлов. Техника ювелирного ремесла находилась на высоком технологическом и художественном уровне[3].

Первый этап развития древнерусских ремесел длился более двух веков — до 20—30-х годов XII века. Он характеризуется совершенной и высокой техникой ремесленного производства. Количество изделий было ограниченным, сами они были достаточно дорогими. В этот период была распространена работа на заказ, так как рынок свободного сбыта был ещё ограничен. В это время были созданы основные виды ремесленного инвентаря и заложены новые технологические основы древнерусского производства. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что ремесленное производство Древней Руси находилось на одном уровне с ремесленниками Западной Европы и Востока[3].

На втором этапе развития, который начался в конце первой трети XII века, произошло резкое расширение ассортимента продукции и значительная рационализация производства в виде упрощения технологических операций. В текстильном производстве в конце XII века появляется горизонтальный ткацкий станок. Возрастает производительность, упрощается система переплетений, сокращаются сортовые виды тканей. В металлообработке вместо качественных многослойных стальных лезвий появляются упрощённые и менее качественные лезвия с наварным остриём. В это время проявляется и серийность производства. Создаются стандарты изделий, особенно в металлообрабатывающем, текстильном, деревообрабатывающем, сапожном, ювелирном ремёслах[3]. В этот период наступила широкая специализация ремесла внутри отдельных отраслей производства. Количество специальностей в конце XII века в некоторых древнерусских городах превышало 100. Тогда же произошло резкое развитие мелкотоварного производства, продукция которого была рассчитана на сбыт не только в городе, но и в деревнях[4].

Монголо-татарское нашествие прервало развитие древнерусского ремесла. Это произошло, когда оно находилось в состоянии высокого и постоянного развития. Разгром покоренных русских городов Восточной и Южной Руси и угон в рабство русских ремесленников приостановили развитие ремесла и его техники более чем на столетие. В землях и городах севера и запада Руси (Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк, Галич и т. д.), менее пострадавших от опустошения, продолжилось развитие ремесел и культуры, однако оно было отягощено татарской данью[4].

Ремёсла

Выплавка и обработка железа и стали

Топор. Рязанское княжество, XIII век. Мечи. Владимирская область. Русь, XII—XIII века Древнерусский навесной замок.

Ко времени создания Древнерусского государства в Восточной Европе основным типом железоделательных горнов стала стационарная наземная шахтная печь с шлакоотводным устройством. В Древней Руси металлургия довольно рано отделилась от металлообработки, то есть от кузнечного дела. Производством железа на Руси всегда занимались металлурги, жившие в деревнях. Добыча руды производилась осенью и весной. Металлургические объекты Древней Руси, раскопанные в ходе археологических работ, представляют собой развалы глинобитных и каменных горнов, вокруг которых размещаются скопления сырья. Таких объектов, являющихся целыми комплексами, известно более 80. При этом почти все они располагались вне населённых пунктов[5].

Техника металлургического производства состояла в прямом восстановлении железной руды в металлическое железо. При производстве стали железо насыщалось углеродом. Этот способ называется сыродутным. Сущность сыродутного процесса заключается в том, что железная руда, засыпанная в печь поверх горящего угля, подвергается химическим изменениям: окислы железа (руда) теряют свой кислород и превращаются в железо, которое густой тестовидной массой стекает в нижнюю часть печи. Необходимым условием для восстановления железа является постоянный приток воздуха[2]. Недостатком этого способа был низкий процент выплавки металла из руды. Часть металла оставалась в руде. Процесс восстановления железа именовался «варкой»[5], она требовала от мастера большого опыта и умения. Варка сильно расширила возможности кузнечной технологии. Помимо железа в Древней Руси широко применялась углеродистая сталь. Рабочие элементы режущих орудий труда, оружия, инструментов изготовлялись из стали — сплава железа с углеродом. В древнерусских письменных памятниках сталь упоминается под названием «оцел», а всего на Руси использовались три вида стали[6]:

  • цементованная (томленая) с однородным строением и равномерно распределённым по всей массе углеродом
  • сварочная сталь неоднородного строения
  • сырновая, слабо и неравномерно науглероженная

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов — мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства — ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливалось в кузнечных мастерских[2][7].

Кузнецы-оружейники составляли особую группу ремесленников. Производство оружия получило широкое развитие в Древней Руси благодаря всеобщей потребности в нём. Различные виды оружия получили специальные названия по способу их изготовления, внешнему виду и окраске или по основному месту их производства[8]. Специализация в оружейном деле достигла больших размеров, так как требовала особо тщательных и умелых приёмов обработки[8].

Обработка дерева

Н. К. Рерих, «Город строят» (1902)

Основным материалом для производства на Руси было дерево. Из него делались жилища, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, водопроводы, машины и станки, орудия труда и инструменты, посуда, мебель, домашняя утварь, детские игрушки и т. д. Обработка дерева особенно была развита в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами. Древнерусские мастера хорошо знали технические свойства и иные качества древесины всех пород, растущих в русских лесах и широко применяли её в зависимости от технических условий изделия и физико-механических свойств породы[9].

В обработке наиболее распространены были сосна и ель. Сосну предпочитали для столярных изделий, домашней утвари и т. д., а ель, в свою очередь, наиболее широко применялась в строительстве. Древесину лиственных пород в основном применяли для изготовления бытовых вещей, в строительстве её использовали редко. Дуб, берёза, осина практически не использовались в строительстве жилых и хозяйственных построек. Древесина дуба была дефицитной, поэтому её старались использовать при изготовлении изделий повышенной прочности, как, например, санные полозья, бочки, лопаты и т. д. Довольно широко использовались клён и ясень. Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды, которую изготовляли на токарных станках[10].

Древнерусские мастера владели и обработкой редких на Руси пород, как, например, самшит. Эта порода доставлялась с Кавказа, из лесов Талыша. Из самшита делались двусторонние гребни и маленькие пиксиды (важно отметить, что деревянные гребни в Древней Руси делались практически исключительно из самшита)[10].

О технике и организации заготовки древесины в Древней Руси известно мало. Рубка леса была феодальной повинностью крестьян, рубили его зимой. Археологические памятники, связанные с обработкой древесины, представлены в основном инструментами и непосредственно продукцией мастеров. В то же время мастерских было найдено мало, значительная часть их была обнаружена во время раскопок в Новгороде Великом. В частности, там были мастерские токарей по дереву, бондарей, гребенников, ложкарей, резчиков посуды и т. д. Среди обнаруженного инструментария преобладают топоры, тесла, пилы, долота, сверла и т. д., причём данные образцы в своем развитии достигли высокого уровня и не уступали лучшим западноевропейским образцам того времени[10].

Обработка цветных металлов

Продукция ремесленников по обработке цветных металлов в Древней Руси имела широкий спрос. Они изготовляли женские украшения и принадлежности костюма, предметы культа и церковной утвари, декоративную и столовую посуду, конскую сбрую, украшения для оружия и т. д. Основной отраслью цветной металлообрабатывающей промышленности было литейное дело, достигшее в Древней Руси высокого художественного и технологического развития. Также широко применялись многочисленные механические операции — ковка, чеканка, прокатка, гравировка, тиснение, штамповка, волочение, скань, чернение, эмаль, наведение золотом и инкрустация металлами. Ковка, чеканка и штамповка были основными механическими операциями при изготовлении любой нелитой вещи[11].

Древняя Русь собственных цветных металлов и их руд не имела. Их привозили из стран Западной Европы и Востока. Золото в основном поступало в виде монет. Его получали в результате торговли или войн с Византией и половцами[12]. Серебро шло на Русь в виде монет и в слитках. Оно поступало из Богемии, из-за Урала, с Кавказа и из Византии[12]. Медь, олово и свинец завозились в виде слитков и полуфабрикатов в форме прутов, полос и проволоки. При этом документальные свидетельства о характере и путях импорта появились только в XIV веке[11].

Золото и серебро использовались для чеканки монет, изготовления печатей, чаш, кубков и т. д. Основными покупателями изделий из них были князья и зажиточные люди, а также священнослужители. Кроме чаш и других церковных сосудов духовенство приобретало золотые и серебряные кресты, оклады для икон и Евангелий, используемых во время церковной службы. Некоторые соборные церкви имели золоченые купола. Порой золотыми и серебряными пластинами покрывали определённые части внутренних стен и перегородок церквей[12].

Ювелиры в Древней Руси назывались «златарями» или «серебряниками». Ювелирное производство было распространено, в основном, в крупных городах. Часть изделий шла на широкий сбыт, другая часть делалась по заказу. Князья покровительствовали ювелирам[8]. Среди городов, где было развито ювелирное дело, выделялись Рязань, Киев, Полоцк и Новгород[13].

Основной технологией производства было литьё. Однако кроме него при обработке цветных металлов также применяли следующие операции: чеканку, тиснение, штамповку и т. д. Эти операции требовали развитого инструментария, который включал в себя наковальни простые и фигурные, наковальни для чеканки, молотки простые и фигурные, костяные молотки для выколотки, чеканы, клещи, кусачки, пинцеты, зубила, сверла, зажимы, бородки, ножницы по металлу и т. д.[14]

Прядение и ткачество

Прядение и ткачество занимало одно из важнейших мест в ремесленном производстве Древней Руси. Оно было наиболее массовым и повсюду распространённым, непосредственно связанным с изготовлением одежды и других предметов быта. Его распространению способствовали рост населения и развитие торговли[15]. Ручное ткачество как домашнее ремесло было довольно распространенным[16]. Ассортимент древнерусских тканей был очень широк. Помимо тканей местного производства применялись и импортные — шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, привозимые из стран Востока, Византии и Западной Европы. Ткани в виде всевозможных фрагментов широко представлены среди древнерусских археологических находок. Часть из них обнаружена в курганах, остальные — при раскопках древнерусских городов[14].

В Древней Руси ткани изготовлялись из шерсти, льна и конопли[15]. Они различались по материалу, качеству, видам переплетений, фактуре и окраске. Простая льняная ткань, идущая на мужские и женские рубашки, убрусы, полотенца, называлась полотном и усцинкой. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся при изготовлении верхней одежды, именовалась вотола. Существовали и другие названия льняных тканей — частина, тончина и т. д.[14] Из шерстяных тканей наиболее распространены были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно. Технологическое изучение тканей периода Древней Руси показало, что ткачи применяли несколько систем ткацких переплетений, объединяемые в три группы с разными вариантами: полотняное, саржевое и сложное. Также изготовлялись три сорта тканей: тонкошёрстные, полугрубошёрстные и грубошёрстные. К тонкошёрстным тканям относятся разные виды сукон. В основном шерстяные ткани делались красного цвета, затем шли чёрный, зелёный, жёлтый, синий и белый[14].

Обработка кожи

Производство по выделке кож и пошиву кожаных изделий имело большой удельный вес в народном хозяйстве Древней Руси. Среди населения спрос на кожаные изделия был велик. Из кожи изготовлялась обувь, в больших количествах её потребляли шорники и седельники, из неё делали конскую сбрую, колчаны, щиты, основы пластинчатой брони и другие предметы хозяйственного и бытового назначения. Археологические материалы позволили полностью реконструировать технику и технологию кожевенного и сапожного производства[17].

В IX—XIII веках основным сырьём для кожевников служили воловьи, козлиные и конские шкуры. Первый технологический этап работ заключался в очистке шкуры от шерсти, что делалось путём обработки в специальном чане при помощи извести. Такой чан, представляющий собой ящик из деревянных плах, был найден в Новгороде в кожевенной мастерской XII века. Следующей стадией было дубление кожи, для чего использовались специальные растворы и механическое размягчение — кожа мялась руками. После этого выделанную кожу кроили и сшивали. Затем она использовалась для изготовления самых различных изделий[18].

Среди кожевенных работ существовали отдельные профессии: седельники и тульники (изготовители колчанов), скорняки и сапожники, изготовители пергамента и сафьяна[19].

Обработка кости

Ассортимент изделий из кости в IX—XIII веках был достаточно широк. Из кости резали гребни, рукояти ножей, пуговицы, ручки зеркал, шахматы и шашки, обкладки луков и седел, иконки. Из специализированных инструментов в косторезном ремесле применялись ножи, резцы, сверла, пилы и токарный станок. О высоком уровне косторезных работ свидетельствуют гребни из рога, пропилы между зубьями которых иногда не превышали десятых долей миллиметра. Большинство бытовых изделий из кости и рога покрывалось орнаментом при помощи резцов. Токарный станок использовался при изготовлении объемных изделий — например, на нём выточены костяные игральные шашки из Чёрной могилы в Чернигове[20].

Массовым материалом косторезного производства были кости крупных домашних животных, а также рога лосей и оленей. Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость. Инструментарий костореза состоял из набора ножей, пил, плоских и гравировальных резцов, сверл-дрелей, обычных перовидных сверл, напильников, рашпилей и т. д.[21]

Среди костяных изделий значительную массу составляли художественные поделки: навершия посохов, накладные пластинки на шкатулки и кожаные сумки, различные привезки. Навершия изготовляли в виде головок птиц и зверей и в виде разнообразных геометрических фигур. На плоских накладных пластинках изображали фантастических зверей, солнечные знаки, геометрический, растительный, циркульный орнаменты, всевозможные плетенки и другие мотивы[21].

Гончарное дело

Горшок (муляж), Крапивенского городища. Древнерусская культура, X—XIII века. Из фондов Шебекинского историко-художественном музея Горшок. Рязанское княжество, XIII—XIV века.

Повсеместное распространение глин, пригодных для изготовления керамической посуды, обеспечило широкое развитие гончарного дела в Древней Руси. Оно было распространено повсеместно, однако в городах было более развито, нежели в деревнях[22]. Посуда производилась различной вместимости и формы, что определило обилие названий для обозначения её различных видов[22]. Помимо посуды гончары производили детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и т. д. Изготовлялись также светильники, рукомойники, корчаги и другие изделия[23][24]. На днищах многих сосудов древнерусские ремесленники оставляли специальные клейма в виде треугольников, крестов, квадратов, кругов и других геометрических фигур. На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков[24].

Среди археологических находок доминируют изготовленные на ручном гончарном круге. Это объясняется тем, что на рубеже IX—X веков произошёл переход от лепной керамики к гончарной, то есть круговой. Гончарные круги делались из дерева, поэтому остатков гончарных кругов и их деталей не сохранилось. Академик Рыбаков выделял две системы гончарных горнов, которые применялись древнерусскими ремесленниками — горны двухъярусные с прямым пламенем и горны горизонтальные с обратным пламенем. По мнению Рыбакова, вторая система была более совершенна[25]. Горны нагревались до температуры примерно 1200 °C[24].

До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам[26]. Ранний гончарный круг крепился на грубой деревянной скамье, располагавшей специальным отверстием, имевшим ось, которая держала большой деревянный круг. Во время работы левой рукой гончар вращал круг, а правой начинал формировать глину. Позднее появились круги, вращавшиеся при помощи ног[24].

Стеклоделие

Фрагменты стеклянных браслетов, Крапивенское городище. Древнерусская культура, X—XIII века. Из фондов Шебекинского историко-художественном музея

Стеклоделие в Древней Руси зародилось в XI веке и к XII—XIII векам достигло значительного развития. В начале XI века распространение получили стеклянные бусы отечественного производства, которые в следующем веке были вытеснены импортными изделиями. Серединой XI столетия датируется появление столовой стеклянной посуды и разнообразных сосудов. К XII веку столовая стеклянная посуда получила широкое распространение, ею пользовались и рядовые горожане. В первой половине XII века массовое распространение получили стеклянные браслеты, популярные у женщин. Их носила практически каждая горожанка[25].

В IX — начале XI века для Древней Руси археологически известно несколько категорий стеклянных изделий. Наиболее распространены были стеклянные бусы и бисер, реже встречаются стеклянные сосуды и игральные шашки, ещё реже — стеклянные браслеты. В этот период все стеклянные изделия на Руси являлись импортом — по торговым путям они попадали в Восточную Европу из Византии и Арабского мира. Самые первые русские стеклодельные мастерские появились в Киеве в первой половине XI века в Киево-Печерской лавре. Возможно, причиной этого послужила необходимость изготовлять мозаики для оформления Софии Киевской[27].

Стеклянные изделия в Древней Руси делались из стекла разного состава, что определялось назначением изделия. Стеклянная посуда, оконное стекло, бусы, перстни изготовлялись из калиево-свинцово-кремнеземного стекла, которое слабо окрашивалось или было цветным. Для производства игрушек, писанок и т. д. применяли свинцово-кремнеземное стекло с окраской в разные цвета[25].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Культура Древней Руси (рус.). Проверено 30 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  2. ↑ 1 2 3 4 Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1948.
  3. ↑ 1 2 3 4 Древняя Русь, 1985, с. 243.
  4. ↑ 1 2 Древняя Русь, 1985, с. 244.
  5. ↑ 1 2 Древняя Русь, 1985, с. 245.
  6. ↑ Древняя Русь, 1985, с. 247.
  7. ↑ Кузнечное дело на Руси (рус.). Проверено 23 апреля 2013. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  8. ↑ 1 2 3 Тихомиров, 1956, с. 73.
  9. ↑ Древняя Русь, 1985, с. 254.
  10. ↑ 1 2 3 Древняя Русь, 1985, с. 255.
  11. ↑ 1 2 Древняя Русь, 1985, с. 261.
  12. ↑ 1 2 3 Вернадский, 2012, с. 129.
  13. ↑ Тихомиров, 1956, с. 75.
  14. ↑ 1 2 3 4 Древняя Русь, 1985, с. 265.
  15. ↑ 1 2 Вернадский, 2012, с. 132.
  16. ↑ Тихомиров, 1956, с. 82.
  17. ↑ Древняя Русь, 1985, с. 269.
  18. ↑ История культуры Древней Руси. М.-Л. 1951. Т. 1. С. 150—152.
  19. ↑ Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М. 1948. С. 400—401.
  20. ↑ История культуры Древней Руси. М.-Л. 1951. Т. 1. С. 155—158.
  21. ↑ 1 2 Древняя Русь, 1985, с. 271.
  22. ↑ 1 2 Тихомиров, 1956, с. 85.
  23. ↑ Древняя Русь, 1985, с. 272.
  24. ↑ 1 2 3 4 Гончарное дело на Руси (рус.). Проверено 30 августа 2014.
  25. ↑ 1 2 3 Древняя Русь, 1985, с. 273.
  26. ↑ Корни народного творчества (рус.). Проверено 30 августа 2014.
  27. ↑ Щапова Ю. Л. Стекло Киевской Руси. М. 1972. С. 176—187

Литература

  • Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — 400 с. — ISBN 878-5-699-55146-0.
  • Древняя Русь. Город, замок, село. — М.: Наука, 1985. — 429 с.
  • История культуры Древней Руси / Греков Б. Д., Артамонов М. И.. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. — 483 с.
  • Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М.: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
  • Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
  • Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
  • Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — 477 с.
  • Терехова Н. Н., Розанова Л. С., Завьялов В. И., Толмачева М. М. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. М., 1997.
  • Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
  • Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Л., 1974.

Ссылки

wikiredia.ru

Древнегреческие ремесла

Разбираемый нами тип полисной экономики был определен как торгово-ремесленный в том смысле, что в его структуре ремесла и торговля занимали большое место. Что стимулировало рост ремесленного производства и торговых операций в греческих полисах? Прежде всего развитие города как торгово-ремесленного центра, увеличение его населения, усложнение городской жизни с ее многообразными запросами и нуждами. Горожанин в отличие от сельского жителя хотел жить в благоустроенном жилище, видеть красивые храмы и площади, любоваться произведениями искусства, посещать театр и гимнасий, принимать участие в общественных шествиях. И все эти потребности надо было удовлетворять: строить храмы и общественные здания, возводить театры, гимнасий и стадионы, подводить водопроводы и отводить сточные воды, строить корабли, изготовлять обувь и одежду и т. п. Развитие городской жизни было невозможно без подъема ремесел и тесно связанных с ними торговых операций.

Древнегреческие ремеслаДревнегреческие ремесла. Фото: DigPeter

Ремесла и торговля не могли развиваться без привлечения дополнительной рабочей силы. Эту силу давало сельское население, которое в связи с развитием городской жизни и внедрением рабовладельческих поместий вытеснялось из сельской местности и скапливалось в пределах городских стен. Эту дополнительную силу давали также пришлые свободные люди из других греческих городов, оседавшие на постоянное место жительства в данном городе. Однако большая часть работников вновь организуемых ремесленных мастерских комплектовались за счет рабов. Без широкого распространения рабства невозможно было бы бурное развитие ремесленного производства и торговли во многих городах Греции V–IV вв. до н. э.

Для прочного существования ремесленных производств (обработки металлов, керамических изделий, строительства, изготовления одежды и обуви, разных видов вооружения и т. д.) необходима была постоянная сырьевая база: нужно было добыть руду, получить из нее металл, иметь глину, кожи, шерсть и др. В небольших греческих полисах местного сырья было, как правило, немного. Камня, глины, шерсти, кожи было достаточно для обеспечения мастерских соответствующим сырьем, а вот железа, цветных металлов, ценных пород камня (мрамор, гранит), строительного и корабельного леса не хватало. Получить недостающее сырье можно было только путем торгового обмена: за привозимое платили звонкой монетой или своими ремесленными и сельскохозяйственными товарами.

Близость моря, благоприятное расположение многих торгово-ремесленных полисов на морском побережье облегчало снабжение греческих мастерских необходимым сырьем, так как перевозки грузов по морю были самыми удобными и дешевыми. Таким образом, в распоряжение греческих ремесленников могло поступать сырье со всего Средиземноморья и Причерноморья.

Следует отметить, что Балканская Греция богата разнообразными полезными ископаемыми, которые активно использовались древними греками. В разных районах Греции были обнаружены месторождения железа, меди, золота и серебра. Восточная часть Балканской Греции изобиловала залежами мрамора и известняка; высококачественная глина была практически во всех полисах. Некоторые районы Греции были особенно богаты полезными ископаемыми: Лаконика — железной рудой, Южная Аттика — железной рудой и серебром, Эвбея — железной рудой и медью. Одной из самых богатых была область Пангея на северном побережье Эгейского моря, где активно разрабатывались залежи железной руды, меди, олова, золота, серебра. Этот район не случайно стал предметом ожесточенной борьбы ведущих полисов Греции V–IV вв. до н. э. Необходимый для строительства кораблей лес рос в горах Македонии, в окрестностях Синопы и Амиса (Южное Причерноморье) и в области Киликия в северо-восточной части Средиземного моря.

Основой основ ремесленного производства являлось получение металла и необходимых изделий из него, т. е. металлургия и металлообработка. В классическую эпоху греческие мастера получали металла больше по количеству и лучше по качеству, чем их предшественники, а железо вошло в производство и в повседневную жизнь.

Большой прогресс был достигнут в горном деле, в организации поиска рудных месторождений и их разработки. Если в предшествующее время руду добывали в открытых карьерах, то в классический период ее стали извлекать из земных недр путем прокладки шахт, прорезающих земную толщу и расходящихся в горизонтальном направлении штреков, проложенных вдоль рудоносных жил.

Шахтно-штрековый способ добычи позволял полнее использовать все рудные запасы месторождения, включая очень глубокие жилы, которые, как правило, были самыми богатыми. Работа в глубоком подземелье, в узких штреках, где рабочий ручным кайлом, иногда полулежа, отбивал куски породы и относил их в корзине к основному стволу шахты, была особенно изнурительной, тяжелой. Неудивительно, что выполнялась она главным образом рабами, часто ссылаемыми своим господином в рудники за какую-либо провинность.

Добытая руда подвергалась обработке здесь же, на месте добычи. Куски руды дробились, промывались; в процессе этих операций происходил отсев пустой породы, обогащение руды и подготовка ее к выплавке. Получение металла, особенно железа, из руды является сложной технологической операцией. Для отделения примесей от находящегося в руде чистого железа нужна высокая температура (температура плавления железа — 1539 °C). Древние греки не знали каменного угля, дающего столь высокую температуру, процесс плавления происходил в печах примитивной конструкции. В них железо доводилось лишь до тестообразного состояния, но при этом чистый металл не получался (так называемый сыродутный способ получения металла). Он содержал много примесей и нуждался в дополнительной обработке, чтобы его можно было использовать для различных производственных целей. Дополнительная обработка происходила в кузницах. Многократно нагревая металл, кузнец ковал его тяжелым молотом, закаливал изделие в холодной воде и добивался тем самым хорошего качества. Таким образом, кузнечная обработка являлась необходимым звеном в процессе получения самого металла. Особая роль кузнецов в таком важнейшем производственном процессе, как получение и обработка металла, предопределила их высокий престиж в обществе. Недаром покровитель кузнечного дела бог Гефест считался одним из главных в греческом пантеоне, входил в число 12 олимпийских божеств.

Искусные греческие кузнецы, применяя различные приемы обработки железа, могли получать твердую сталь, которая была необходима для изготовления оружия (мечи, наконечники копий и др.) и орудий труда (например, лемехи, столярный инструмент и др.). Об успехах греческой металлургии говорит наличие нескольких разновидностей стали: самыми известными были лаконская, лидийская, синопская, халибская.

Как ни широко применялось железо, оно не могло вытеснить традиционные виды металлов: медь и его сплав — бронзу. Греки были искусными мастерами по этим металлам. Они могли получать бронзу высокого качества, умело ее обрабатывали, изготавливая разнообразные изделия. Потребности в бронзе были еще довольно велики: из нее делали шлемы, поножи, части щитов, дорогую и красивую посуду, зеркала, греческие скульпторы создавали бронзовые скульптуры (особенно в V в. до н. э.). В V–IV вв. до н. э. ремесленники могли получать тонкие бронзовые листы, из которых можно было изготовлять изделия высокого качества. Важнейшее место в металлообработке занимало производство оружия, одно из сложных и комплексных ремесленных операций. В греческих полисах, где каждый гражданин был вместе с тем и воином, хранил в своем доме полный комплект вооружения, требовалось большое количество самого разнообразного оружия: мечей разных видов, копий (длинных и коротких), кинжалов, луков и стрел, пращей и дротиков, панцирей, поножей, щитов и др. На изготовление оружия шло много металла самого лучшего качества (как железа, так и бронзы), а производство приобрело массовый характер.

Наряду с металлургией важнейшей отраслью греческого ремесла было керамическое производство. Специалисты гончарного дела изготавливали самые разные изделия: амфоры и пифосы для хранения вина, масла, зерна, парадную столовую посуду (несколько десятков видов), водопроводные и канализационные трубы, строительные детали (облицовочные плиты и украшения), светильники, грузила для рыболовных сетей и грузики для ткацких станков, терракотовые статуэтки, без которых в IV в. до н. э. нельзя представить ни один греческий дом.

V–IV вв. до н. э. — время самого активного строительства: возводились крепостные стены, общественные и частные здания, храмы и театры. Греки освоили обработку многих пород камня, в частности нашел самое широкое применение в строительстве твердый и трудный для обработки, но красивый мрамор. Камень добывали в открытых каменоломнях, транспортировали крупными блоками на место строительства и там тщательно обрабатывали: пилили на мелкие блоки, сверлили, подготавливали фигурные детали, подгоняли их друг к другу, шлифовали. Особенно тщательной отделкой и красотой отличались здания общественного назначения, в первую очередь храмы, выполненные в одном из трех ордеров: дорическом, ионическом или коринфском. Высокое мастерство требовалось для изготовления статуй, причем в IV в. до н. э. большую их часть делали из мрамора, и скульптору, помимо чисто художественных задач, была необходима квалификация для работы по камню.

Мастера разных специальностей — плотники и столяры, ткачи и такелажники, мастера по металлу и другие — требовались на строительстве кораблей. Греческий флот был укомплектован лучшими судами своего времени: военные суда — триеры — были быстроходны, маневренны, устойчивы на волне и превосходили военные корабли своих противников — персов. Торговые суда с парусным движителем бороздили волны Средиземного и Черного морей, обеспечивая интенсивные торговые операции. Крупные торгово-ремесленные полисы имели солидный военный и торговый флот. Так, Афины могли выставить флот до 400 военных судов, Коринф — до 200 триер, мелкие города Керкиры — до 150 триер. Строительство и ремонт боевых и торговых судов были важной отраслью греческого ремесленного производства.

Одежда изготовлялась в основном в ткацких мастерских. Впрочем, ткачество в V и начале IV вв. до н. э. сохраняло связи с домашним бытом, каждая греческая хозяйка вместе со своими дочерьми или служанками умели работать на ткацких станках (наиболее распространен был вертикальный станок), изготовляли пряжу и здесь же в доме шили из приготовленного полотна хитон — длинную нательную рубаху без рукавов, гиматий — плащ, хламиду — короткий плащ — и другие виды одежды. В IV в. до н. э. рост потребностей городского населения привел к выделению ткачества из круга домашних занятий и появлению специальных мастерских, работающих на продажу. Спрос на одежду для рабов привел к организации мастерских, специализирующихся именно на этом виде одежды (например, в Мегарах), славились среди покупателей милетские хламиды, в Аморгосе изготовлялись прозрачные ткани.

Ремесленные мастерские — эргастерии, в которых обрабатывался металл, изготовлялась керамика, вооружение, ткани или обувь, были разными по величине: мелкими, где владелец работал с 2–3 рабами или своими домочадцами, средними — с 10–15 рабами; здесь хозяин был занят главным образом надзором и организацией производства, крупными — в 30–40 рабов. Так, знаменитый афинский оратор Демосфен имел две мастерские с 20 рабами в одной и 32 — в другой. Афинский финансист Пасион в начале IV в. до н. э. имел мастерскую со 100 рабами, а отец судебного оратора Лисия Кефал владел эргастерием в 120 рабов. Однако крупных эргастерий было мало, основными в греческом ремесле были мелкие и средние мастерские. Главной рабочей силой в них были рабы, вместе с ними трудились и свободные люди, в том числе и граждане, из-за отсутствия точных сведений трудно определить соотношение свободного и рабского труда в греческих мастерских. В наиболее развитых в промышленном отношении полисах Греции, таких, как Афины, Коринф, Мегары, Родос, Милет, видимо, рабский труд преобладал.

В средних и крупных эргастериях применялась некоторая специализация занятых работников, что повышало общую производительность труда. Выделяются мастерские по производству только светильников (у афинского оратора Гипербола была мастерская светильников), только мечей, только лож (обе у Демосфена), только щитов (у отца Лисия). «В небольших городах, — писал Ксенофонт, — один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг, стол, а нередко тот же человек сооружает и дом, причем он рад, если найдет достаточно заказчиков, чтобы прокормиться. Конечно, такому человеку, занимающемуся многими ремеслами, невозможно изготовлять все одинаково хорошо. Напротив, в крупных городах благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла. А нередко довольно даже и части этого ремесла: так, один мастер шьет мужскую обувь, а другой — женскую. А иногда человек зарабатывает себе на жизнь единственно тем, что шьет заготовки для башмаков, другой тем, что вырезает подошвы, третий только тем, что выкраивает передки, а четвертый — не делая ничего этого, а только сшивая все вместе. Разумеется, кто проводит время за столь ограниченной работой, тот и в состоянии выполнить ее наилучшим образом».

Для греческого ремесла характерна тесная связь с рынком, где ремесленник продавал свою продукцию, покупал сырье, орудия труда, рабов, продовольствие для их пропитания. Подъем деловой активности в торгово-ремесленных центрах, успехи в технологии, специализация эргастериев при устойчивых источниках пополнения рабов делали занятия ремеслом выгодным делом. Средний доход от эксплуатации одного раба, занятого в ремесле, достигал одного — двух оболов в день, или 60–120 драхм в год, в то время как содержание семьи свободного гражданина в год, например, в Афинах V в. до н. э. стоило 180 драхм; иначе говоря, доход от двух — трех рабов был достаточен для содержания одной афинской семьи, состоящей из 3–4 человек.



biofile.ru

Ремесло древнего Египта

Естественные богатства Египта и развитие ремесла

Обилие материалов, требовавших различной обработки, и раннее развитие техники в глубочайшей древности уже заставили выделиться специалистов, работавших не только для себя, но и для обмена и сформировать ремесло Египта. Дерево и металлы привозились в Египет из окрестных стран, также как и такие цветные камни, как малахит и лапис-лазули, кроме того Египет чрезвычайно богат своим местным камнем, как поделочным, так и строительным: всех оттенков зеленого и красного цвета яшма, зеленый амазонит, изумруды, горный хрусталь, цветной кварц, серпентины, диорит и порфир, гранит разных пород, песчаник необычайной твердости, шифер, мягкие известняки и великолепный, сквозящий алебастр добывались и выламывались в горных цепях по обе стороны Нильской долины. Кроме того Египет имел хорошую глину, а пустыня и ее оазисы поставляли чистый кварцевый песок и натровые соли, важные в некоторых отраслях производства.

Камнерезы и деревообделочники

Инструменты египетского ремесленника были чрезвычайно несложны: для сверления каменных сосудов из алебастра и других пород камня, и для изготовления статуй он применял ручное сверло; наждак играл при этом большую роль, также как песком и наждачным порошком полировали и отделывали готовые вещи.

Ремесло древнего Египта

Египетские рабочие высверливают каменный сосуд.

То же сверло, вращаемое смычком, употреблялось и при работах по дереву.

Ремесло древнего Египта

Столярная мастерская. Выделка мебели.

Топор с деревянной рукояткой и каменным, а затем бронзовым лезвием, пила, тесло и долото — обычные инструменты деревообделочника, но и этим небольшим набором древний египтянин умел сработать не только простую мебель, но и тончайшей работы коробочки и так называемые «ложки» для притираний и духов, подголовник и деревянную статуэтку, часто скреплённую из отдельных кусков дерева. И теми же простыми инструментами они изготовляли монументальные заупокойные статуи из наиболее твердых каменных пород, или из мягкого известняка, который затем раскрашивался.

Металлисты

Египтяне были отличными металлистами: золото, серебро, медь им были знакомы чрезвычайно рано, еще в доисторическое время. Они рано научились приготовлять сплавы золота с серебром (по-египетски «джам») или с медью, придавая ему красноватый оттенок, а со времени Среднего царства сплавляют медь с оловом, получая бронзу.

Ремесло древнего Египта

Египетские металлисты за работой.

Металл расплавляется в тиглях, причем, пламя раздувается при помощи ножных мехов. Расплавленная масса выливается в формы, которые после остывания разбиваются и счищаются вместе со шлаками, чистый же металл идет в обработку к мастеру, который ковкой придает ему нужную форму, по которой потом чеканит или гравирует. Скульптурные произведения отливаются в форме, иногда по частям, которые затем скрепляются. Чтобы статуэтка была легче и, чтобы потратить меньше дорогого материала; применяют способ отливки на форме из воска или из пористой массы.

Гончары и стеклоделы

Чрезвычайно схожа по технике была работа гончара и стеклодела. Раньше уже было сказано, что Египет имеет свою хорошую глину, но она никогда не играла в Египте такой роли, как в Месопотамии, потому-что, если в Месопотамии глина является почти единственным поделочным материалом, Египет имеет большое количество камня. Из глины изготовлялись прямоугольные кирпичи с примесью пальмового волокна, потом кирпич для прочности стал обжигаться и, что очень важно для определения времени его изготовления, на нем отштамповывалось имя царя, при котором он был сделан. Утварь в глубочайшей древности изготовлялась без помощи гончарного круга, от руки, но уже при первых царях станок стал применяться. Древнейшая посуда обжигалась путем опрокидывания ее в жар вниз горлышком. Поэтому горло такого сосуда прокапчивалось и чернело. Впоследствии эту черную черту по краю горла стали наносить искусственно.

Глина как цементирующее вещество входила в состав массы так называемого египетского «фаянса», который изготовлялся из кварцевого песка с примесью извести и глины, отжимался в форме, окунался в сыром виде в цветной стеклянный порошок и затем обжигался, причем расплавленное стекло покрывало «фаянс» тонкой стеклянной пленкой. Так изготовлялась дорогая посуда, кубки и вазы в форме рыбы или цветка лотоса, а также фигурки «ответчиков-ушебти». Изготовлять стекло в Египте умели уже на заре истории, более чем за 3 с половиной тысячи лет до нашей эры, но египтяне не умели выдувать стекло и обрабатывали расплавленную, вязкую как тесто массу стекла от руки, накатывая ее на форму, которая после изготовления нужного предмета удалялась путем выскребывания. Стекло и стеклянные глазури были всегда цветными и непрозрачными, и должны были заменять такие драгоценные камни, как синюю лапис-лазули, или ярко-голубую бирюзу.

Ювелиры

С ремеслом металлиста, камнереза и гончара чрезвычайно тесно связана работа ювелира. В Египте очень большую роль играли украшения — браслеты, серьги и в особенности ожерелья, входившие в костюм египтянина, как его необходимая составная часть. Ожерелья снизывались из бус и звеньев, золотых, серебряных, высверленных из различных камней, или прессованных в форме из «фаянсовой» массы, и глазурованных стеклом. Египетские ювелиры особенно искусно делали вещи из египетской перегородчатой «эмали», т. е. из мельчайших кусочков цветных камней и стекла, которые плотно вкладывались в гнезда из тонкой золотой пластинки, припаянной на поверхности того предмета, который хотели украсить.

Текстильное и кожевенное дело

Одежда в Египте приготовлялась из льняных материй. Обрабатывать льняное волокно Египтяне умели еще до первых царей, т. е. вероятно уже в самом начало четвертого тысячелетия до нашей эры. В древнейших могилах много раз находили грубый холст, в который были завернуты трупы. Особенно славился Египет тонкими, как современный батист, тканями, которые вывозились за пределы Египта через город Пелузий в Дельте. Французское слово «блуза», перешедшее и в русский язык, есть ничто иное, как искажение слова «Пелузий», которым называли льняные ткани, вывозимые через эту гавань. Обычно одежда была белой, желтовато-белой, но иногда она ткалась с цветными узорами. На ногах носили сандалии, плетеные из тростника тем же способом как плелись циновки, или изготовленные из кожи.

Положение ремесленников и рабочих

Тяжелая работа ремесленника, очевидно, оплачивалась недостаточно хорошо и была мало привлекательна для всякого, кто имел возможность избегнуть ее. В египетских надписях мы часто встречаем восхваления почетного положения «ученого», писца знающего грамоту: «нет сословия, которое не было бы управляемо, только ученый управляет сам», говорит в своем поучении египетский мудрец Дуауф.

А наряду с этим: «никогда не видел я, чтобы кузнец получал поручения, или золотых дел мастера с посланием, но видел я кузнеца за его работой, у отверстия печи его. Пальцы его были подобны крокодиловой коже, вонял он сильнее рыбьих отбросов. Рабочий, работающий теслом, устает больше, чем тот, кто пашет: дерево — поле его, мотыга его — бронзовое тесло. Ночью, когда он свободен, делает он больше, чем могут его руки и ночью жжет он огонь. Каменотес ищет работы по твердому камню. А когда она исполнена, руки его разбиты и устал он. Когда присядет он в сумерки, бедра его и спину ломит. Ткачу в его мастерской хуже, чем женщине. Его бедра прижаты к желудку и не дышит он воздухом. Дает он привратнику хлеба, чтобы тот выпустил его на свет… Совсем плохо сапожнику: вечно он попрошайничает… жует он кожу». Из этой надписи ясно, что некоторые категории ремесленников работали не свободно, а подневольно, под надзором надсмотрщика, потому-что ткачу приходится подкупать хлебом привратника, чтобы он выпустил его на воздух из душной мастерской, где не продохнуть от летящего льняного волокна, и где он часами сидит, скорчившись за работой. «Сапожник жует кожу», т. е. ему до такой степени нечего есть, что он жует только, когда тянет дратву зубами.

Труд ремесленника и рабочего оплачивается натурой в зависимости от продолжительности рабочего дня. Среди них встречалось много крепостных, принадлежавших частным лицам или целым учреждениям. Ремесленники и рабочие образовывали «отряды» под начальством «начальника отряда» — надсмотрщика, который распределял работу и выдавал пайки. Из записи одного из таких надсмотрщиков эпохи фараона Рамзеса IX (1142-1123 г. до нашей эры) мы узнаем, что четыре раза в месяц его «отряд», состоявший из металлистов, столяров и др., получает в большом количестве рыбу, основную пищу египетского рабочего. Ежемесячно выдается паек стручковыми плодами (бобами, горохом), известное количество «сосудов», очевидно с маслом и пивом, дрова и зерно. Однако выдача заработной платы регулярно запаздывала, или оказывалась неполной. Приходилось обращаться с жалобами к высшим чиновникам, очевидно через их приближенных: «нам выдали сегодня хлебные пайки (зерном), пишет тот же «начальник отряда», «мы дали опахалоносцу (визиря) два ящика и письменный прибор» — очевидно взятка, чтобы он доложил начальнику о нуждах отряда. Добиваться выдачи заработной платы приходилось иногда путем забастовок. При Рамзесе III (1198-1107 до нашей эры) отряды рабочих Некрополя (города мертвых на западном берегу Нила) «покинули стены его», ответив на все уговоры и «великие клятвы» жрецов и чиновников: «мы пришли сюда от голода и жажды, у нас нет одежды, нет мастей, нет рыбы, нет овощей. Сообщите фараону, нашему доброму владыке, напишите визирю, нашим начальникам, чтобы съестные припасы были доставлены». Но неоднократно еще приходилось рабочим «садиться у некрополя», потому что выдача пайков все снова и снова задерживалась.

informvest.ru

Ремёсла в древней Руси. | Славянские традиции

Ремёсла в древней Руси.

Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, готовили продукты своего труда для всей общины, а остальные ее члены обеспечивали их продуктами сельского хозяйства, мехами, рыбой, зверем. И уже в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок. Сначала он носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители десятков других профессий. Эти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси, ее высокой материальной и духовной культуры.

Имена древних ремесленников, за малым исключением, нам неизвестны. За них говорят предметы, сохранившиеся от тех далеких времен. Это и редкие шедевры, и повседневные вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка.

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. При раскопках древнерусских поселений часто находят шлаки - отходы металлоплавильного процесса - и куски железистой крицы, которые после энергичной проковки становились железными массами. Обнаружены и остатки кузнечных мастерских, где встречены части горнов. Известны погребения древних кузнецов, которым в могилы положили их орудия производства - наковальни, молотки, клещи, зубила.

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

Особого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружия. Уникальными образцами древнерусского ремесла Х века являются предметы, обнаруженные в погребениях Черной Могилы в Чернигове, некрополей в Киеве и других городах.

Необходимой частью костюма и убора древнерусского человека, как женщины, так и мужчины, были различные украшения и амулеты, сделанные ювелирами из серебра и бронзы. Именно поэтому частой находкой в древнерусских постройках являются глиняные тигельки, в которых плавили серебро, медь, олово. Затем расплавленный металл разливали по известняковым, глиняным или каменным формочкам, где был вырезан рельеф будущего украшения. После этого на готовое изделие наносился орнамент в виде точек, зубчиков, кружочков. Различные привески, поясные бляшки, браслеты, цепочки, височные кольца, перстни, шейные гривны - вот основные виды продукции древнерусских ювелиров. Для украшений ювелиры использовали различную технику - чернь, зернь, скань-филигрань, тиснение, эмаль.

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Совсем других методов работы требовала зернь: маленькие серебряные зернышки, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки, припаивались к ровной поверхности изделия. Какого труда и терпения, например, стоило напаять 5 тысяч таких зернышек на каждый из колтов, что найдены при раскопках в Киеве! Чаще всего зернь встречается на типично русском украшении - лунницах, которые представляли собой подвески в виде полумесяца.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.

Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир...

А в Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс! Древние ладожане соорудили вымостку из камней - на ней и были найдены железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. Ученые полагают, что здесь когда-то стояла металлоплавильная печь. Найденный тут же богатейший клад ремесленных инструментов, видимо, связан с этой мастерской. В составе клада двадцать шесть предметов. Это семь маленьких и больших клещей - они использовались в ювелирном деле и обработке железа. Для изготовления ювелирных изделий применялась миниатюрная наковаленка. Древний слесарь активно пользовался зубилами - их здесь найдено три. С помощью ювелирных ножниц резали листы металла. Сверлами проделывали отверстия в дереве. Железные предметы с отверстиями служили для вытягивания проволоки при производстве гвоздей и ладейных заклепок. Найдены также ювелирные молоточки, наковаленки для чеканки и тиснения орнаментов на украшениях из серебра, бронзы. Здесь же обнаружены и готовые изделия древнего ремесленника, - бронзовое кольцо с изображениями человеческой головы и птиц, ладейные заклепки, гвозди, стрела, клинки ножей.

Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства.

Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары.

На древнерусских поселениях IX-Х веков археологи раскопали мастерские по производству глиняной посуды, литейные, ювелирные, косторезные и другие. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать.

Развитие земледелия и отделение от него ремесла, ослабление родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, а затем и появление частной собственности - обогащения одних за счет других - все это формировало новый способ производства - феодальный. Вместе с ним постепенно возникало и раннефеодальное государство на Руси.

Ковка металла на Руси

На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. В X – XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров.

В XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение, и в городе, и в деревне. Русские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем.. На ней работали небольшие заводики с полумеханизированным процессом дутья - мельничьим приводом. Первым сыродутным горном был обычный очаг в жилище. Специальные горны появились позднее. В целях пожарной безопасности их располагали у края городищ. Ранние печи представляли собой густо обмазанные глиной круглые ямы диаметром в один метр, вырытые в земле. Их народное название - «волчьи ямы». В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов.

Меха раздувались вручную. И эта работа делала процесс варки очень тяжелым. Археологи до сих пор находят на городищах признаки местной выработки металла - отходы сыродутного процесса в виде шлаков. По окончании «варки» железа домницу ломали, удаляли посторонние примеси и ломом извлекали из печи крицу. Горячая крица захватывалась клещами и тщательно проковывалась. Проковка удаляла с поверхности крицы частицы шлака и устраняла пористость металла. После проковки крицу снова нагревали и снова клали под молот. Эта операция повторялась несколько раз. Для новой плавки верхняя часть домницы реставрировалась или строилась заново. В более поздних домницах передняя часть уже не ломалась, а разбиралась, и расплавленный металл стекал в глиняные емкости.

Но, несмотря на широкое распространение сырья, выплавка железа производилась далеко не на каждом городище. Трудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. В древности кузнецы сами плавили металл, а затем его ковали. Необходимые принадлежности кузнеца - горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним - набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ. Техника ручной ковки почти не менялась до XIX века, но подлинных древних кузниц истории известно еще меньше, чем домниц, хотя археологи периодически обнаруживают в городищах и курганах много кованых железных изделий, а в погребениях кузнецов их инструменты: клещи, молот, наковальню, литейные принадлежности.

Письменные источники не сохранили до нас технику ковки и основные технические приемы древнерусских кузнецов. Но исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. В каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца - мастер и подмастерье. В XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы занялись непосредственно ковкой железных изделий. В Древней Руси кузнецом назывался любой мастер по металлу: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру».

Простые кованые изделия изготавливались с помощью зубила. Применялась также технология использования вкладыша и наваривания стального лезвия. К наиболее простым кованым изделиям можно отнести: ножи, обручи и дружки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, - уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подмастерья.

Мастера производили сварку железа, нагревая его до температуры 1500 град С, достижение которой определяли по искрам раскаленного добела металла. Зубилом пробивали отверстия в ушках для ушатов, лемехах для сох, мотыгах. Пробойником делали отверстия в ножницах, клещах, ключах, лодочных заклепках, на копьях (для скрепления с древком), на оковках лопат. Эти приемы кузнец мог осуществлять только с помощью помощника. Ведь ему необходимо было держать клещами раскаленный кусок железа, что при небольших размерах тогдашних наковален было нелегко, держать и направлять зубило, бить по зубилу молотом.

Сложным было изготовление топоров, копий, молотков и замков. Топор выковывали с применением железных вкладышей и навариванием полос металла. Копья ковали из большого треугольного куска железа. Основание треугольника закручивали в трубку, вставляли в нее конический железный вкладыш и после этого сваривали втулку копье и выковывали рожон. Железные котлы делали из нескольких больших пластин, края которых склепывались железными заклепками. Операция кручения железа применялась для создания винтов из четырехгранных стержней. Приведенный выше ассортимент кузнечных изделий исчерпывает весь крестьянский инвентарь, необходимых для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и обороны. Древнерусские кузнецы X-XIII вв. владели всеми основными техническими приемами обработки железа и на целые столетия определили технический уровень деревенских кузниц.

Основная форма серпа и косы с короткой рукояткой были найдены в IX-XI веках. Древнерусские топоры претерпели значительное изменение и к X-XIII вв. обрели форму, близкую к современной. Пила в деревенском зодчестве не употреблялась. Для плотничных работ широко применялись железные гвозди. Их почти всегда находят в каждом погребении с гробом. Гвозди имели четырехгранную форму с отогнутым верхом. К IX-X веков в Киевской Руси уже существовало ремесло вотчинное, деревенское и городское. В XI век русское городское ремесло вступило с богатым запасом технических навыков. Деревня и город были до того времени еще совершенно разобщены. Обслуживаемая ремесленниками деревня жила небольшим замкнутым мирком. Район сбыта продукции был крайне мал: 10-15 километров в радиусе.

Городские кузнецы были более искусными мастерами, чем деревенские. При раскопках древнерусских городов оказалось, что почти каждый городской дом был жилищем ремесленника. С начала существования Киевского государства они проявляли высокое мастерство ковки из железа и стали самых различных предметов – от тяжелого лемеха и шлема с узорчатым железным кружевом до тонких игл; стрел и клепаных миниатюрными заклепками кольчужных колец; оружие и бытовой инвентарь из курганов IX-X вв. Помимо кузнечного ремесла они владели слесарным и оружейным делом. Все эти ремесла имеют некоторое сходство в способах обработки железа и стали. Поэтому достаточно часто ремесленники, занимавшиеся одним из этих ремесел, сочетали его с другими. В городах техника варки железа была более совершенна, чем в деревне. Городские кузницы, так же как и домницы, обычно располагались на окраине города. Оборудование городских кузниц отличалось от деревенских - большей сложностью.

Городская наковальня позволяла, во-первых, отковывать вещи, имеющие пустоту внутри, например, племя, втулки копий, кольца, а самое главное – она допускала применение ассортимента фигурных подкладок для поковок сложного профиля. Такие подкладки широко применяются в современном кузнечном деле при выковке кривых поверхностей. Некоторые кованые изделия, начиная с IX-X вв., носят следы обработки при помощи таких подкладок. В тех случаях, когда требовалась двусторонняя обработка, очевидно, применялись и подкладка и зубило-штамп одинакового профиля, чтобы поковка получалась симметричной. Подкладки и штампы применялись и при изготовлении боевых топоров.

Ассортимент молотков, кузнечных клещей и зубил у городских кузнецов был разнообразнее, чем у их деревенских собратьев: от небольших - до огромных. Начиная с IX-X вв. русские мастера для обработки железа применяли напильники. Древнерусские городские кузницы, слесарные и оружейные мастерские в X-XIII вв. имели: горны, меха, простые наковальни, наковальни с отрогом и вырезом, вставки в наковальню (различного профиля), молотки-кувалды, молотки ручники, молоты-секачи (для перерубания) или зубила, молоты-пробойники (бородки), ручные зубила, ручные пу

www.rutraditions.ru

§ 5. ДРЕВНЕРУССКОЕ РЕМЕСЛО. История России [для студентов технических ВУЗов]

§ 5. ДРЕВНЕРУССКОЕ РЕМЕСЛО

Развитие ремесла зависело от общественных процессов и социальных потребностей. В аграрном обществе эти потребности не могли быть значительными.

В догосударственный период ремесленные изделия представляли собой в основном оружие, которое было весьма примитивным. Преобладали лук и стрелы, метательные копья. Мечи, шлемы и кольчуги практически отсутствовали. В IX–X вв. вооружение русских воинов принципиально изменилось: появились мечи, сабли, кистени, новые формы копий и стрел, топоры, сложный лук, шлемы, усложнилось снаряжение всадника. Этому способствовало заимствование новых видов оружия и приемов ведения войны у соседей. Постоянно воюя с Византией и кочевниками, русские должны были подстраиваться под противника как в тактике ведения боя, так и в вооружении. Дальнейшее развитие военной техники шло не по линии изобретения чего-то принципиально нового, а в виде совершенствования заимствованных образцов.

Отделение ремесла от земледелия в Киевской Руси произошло, вероятно, в IX–X вв., то есть тогда же, когда и в Европе. К началу XIII в. ремесленное производство с точки зрения номенклатуры изделий и технологии поднялось на достаточно высокий уровень: археологические находки позволяют говорить о существовании до 60 ремесленных специальностей.

Летописцы единодушно рисуют города как большие ремесленно-торговые центры. В некоторых из них возникли ремесленные объединения, напоминающие западноевропейские цехи. Например, ремесленники Новгорода и Пскова объединялись в «улицы», «ряды», «сотни», имели свою казну, избирали старост и даже строили церкви в честь того или иного святого — покровителя их ремесла. Однако в условиях натурального хозяйства основная масса населения старалась самостоятельно изготавливать орудия труда, домашнюю утварь, одежду и обувь. Поэтому на уровень ремесла, производства более или менее больших объемов вышли только кузнецы и гончары.

Городское кузнечное и гончарное производство возникло в конце X в. Такие изделия находили сбыт за пределами города и даже страны. Уже в XI в. древнерусское оружие не уступало аналогам Западной Европы.

Широкое хождение на зарубежных рынках имели восточнославянские самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин (средняя пластина — из более твердого металла). В далекие итальянские земли экспортировались русские замки, в которых насчитывалось до 50 деталей.

Одним из важнейших способов обработки меди, серебра и их сплавов являлось литье. На протяжении IX–X вв. применялось преимущественно литье по восковой модели, жесткие литейные формы появляются позднее.

Европейские модницы носили украшения, выполненные на Руси в технике черни, скани и зерни. Об уровне развития ювелирного мастерства свидетельствуют женские височные украшения, колты — кольца с полукружием внизу, к которому прикреплялись миниатюрные серебряные конусы. На один конус напаивалось до 5 тыс. колечек диаметром около 0,5 мм из проволоки толщиной 0,2 мм. В каждом колечке находилось зернышко серебра диаметром 0,04 мм.

Женские украшения — кольца, браслеты, бусы — часто изготавливали из стекла. Открытие секрета производства цветного прозрачного стекла позволило древнерусским ремесленникам создавать ювелирные украшения из прозрачной перегородчатой эмали, равных которым не было в Европе.

Широкое распространение получили производство кирпича и многоцветной керамики, деревообработка. Кожевенники специализировались на изготовлении конской упряжи, одежды, обуви.

Оценить масштабы развития ремесла сложно. Археологические материалы показывают, что мастерские ремесленников, во-первых, встречаются нечасто, а во-вторых, они были незначительными по размерам.

Скорее всего, ремесло в большинстве городов оставалось на уровне натурального обмена. Основной причиной сохранения натурального хозяйства являлся низкий уровень жизни.

Если рассматривать историю ремесла в Киевской Руси, то уровень его развития в то время был вполне сопоставим с европейским. Пионером в развитии ремесла Киевская Русь быть, конечно, не могла. Однако, оказавшись на пересечении евроазиатских торговых путей, она имела возможность впитывать все технологические новинки того времени.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Ремесло в Древней Греции

Зарождение и развитие ремесла в Греции связано с появлением в конце VIII — начале VII вв. до н. э. первых городских поселений, ростом численности их жителей, возникновением городской жизни с ее многообразными запросами и потребностями. Благодаря развитию ремесленных технологий греки научились воздвигать каменные храмы и общественные здания, окружать города стенами, мостить улицы, подводить водопроводы и отводить сточные воды, строить корабли, изготовлять обувь, одежду и предметы бытового обихода. Подъем ремесла давал работу растущему городскому населению и стимулировал развитие торговли. 

Горное и рудное дело

Рудные работы. Коринфский чернофигурный пинакс, 575–550 гг. до н. э. Лувр

Рудные работы. Коринфский чернофигурный пинакс, 575–550 гг. до н. э. Лувр, Париж

Основой ремесленного производства была металлургия . Некоторые районы Греции были богаты полезными ископаемыми. В Лаконике встречались залежи железной руды, в Южной Аттике добывали железо и серебро. Афиняне также разрабатывали богатые рудники на острове Серифос, где добывали магнетит. По отвалам шлака общий объем добычи здесь составлял около 7 млн т железа. Эвбея была богата железными рудами и медью. Здешняя руда содержала никель — ценную легирующую добавку, придающую жаропрочность и химическую стойкость. Одним из самых богатых рудных месторождений была Пангея на северном побережье Эгейского моря. Здесь активно разрабатывались залежи железных руд, меди, олова, золота и серебра. Медные рудники были известны на Кипре, Крите и Сардинии, а также в Италии, Чехии и Южной Германии.

Олово привозилось из Испании, Галлии и Британии. Руда добывалась в шахтах и штольнях, уходящих вниз на значительную глубину и расходящихся в горизонтальных направлениях вдоль рудоносных слоев. При проведении бурильных работ горную породу нагревали огнем, затем раскаленные слои поливали водой, и они давали трещины, в которые каменными молотками забивали деревянные клинья. Их смачивали, и естественная сила разбухания отламывала куски породы. Затем крупные глыбы разбивали с помощью больших каменных молотов на куски, руду собирали в корзины и поднимали на поверхность. Здесь ее дробили каменными молотками и растирали в порошок жерновами. Измельченную породу промывали, обжигали и, наконец, плавили в печах. Работа требовала специальной организации. Около 40 человек добывали и плавили руду, при них должно было состоять 60 лесорубов, 20 работников занимались обогащением и 30 — транспортировкой руды.

Искусные греческие кузнецы, применяя различные приемы обработки железа, могли получать твердую сталь, которую затем использовали для изготовления оружия и инструментов. Об успехах греческой металлургии говорит производство нескольких разновидностей стали: синопскую предпочитали использовать для выделки плотницких инструментов, лаконскую — для напильников и сверл, лидийскую — для клинков.

Металлургия

Фреска, изображающая изготовление доспехов для Ахилла

Фреска, изображающая изготовление доспехов для Ахилла, позволяет детально рассмотреть кузнечную мастерскую бога Гефеста, I в. Национальный археологический музей, Неаполь

Бронза представляет собой сплав из 12–15 % олова и 85–88 % меди, который имеет температуру плавления 950–1100 °С. Этой температуры также достаточно для ее литья. Плавление железа было для древних металлургов недоступно, поскольку для этого требовалась температура 1528 °С. Греки не знали об использовании каменного угля, дающего столь высокую температуру, и получали железо с помощью сыродутного процесса, который состоял в восстановлении железной руды углеродом при температуре 1110–1350 °С в специальных печах со вдуванием воздуха кузнечными мехами через Бронза представляет собой сплав из 12–15 % олова и 85–88 % меди, который имеет температуру плавления 950–1100 °С. Этой температуры также достаточно для ее литья. Плавление железа было для древних металлургов недоступно, поскольку для этого требовалась температура 1528 °С. Греки не знали об использовании каменного угля, дающего столь высокую температуру, и получали железо с помощью сыродутного процесса, который сопло. На дне печи образовывалась крица — комок тестообразного пористого железа весом от 1 до 8 кг, который затем неоднократно проковывали молотом для уплотнения и частичного выдавливания из него шлака. Кричное железо было довольно мягким, но греки постепенно обзавелись технологиями для увеличения его прочности путем насыщения поверхностных слоев углеродом.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Древний мир. Страны и племена. Цивилизация древнего Шумера. Ремесла.

Наряду с сельским хозяйством в древнейшей Месопотамии получили развитие и ремёсла. Однако развитие ремёсел в значительной степени тормозилось отсутствием наиболее важных видов сырья. В южной части Месопотамии не было ни металла, ни достаточного количества камня и дерева. Поэтому уже в древности здесь для замены этих недостающих видов сырья стали пользоваться, главным образом, глиной и камышом. Глиной пользовались часто, заменяя ею дерево, камень и металл. Из глины, делали бочки, ящики, трубы, печи, очаги, печати, веретена, светильники, погребальные ящики. В древнейшие времена из глины лепили сосуды — сначала от руки, а впоследствии на специальном гончарном круге. Наконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный материал — кирпич, который приготовлялся с примесью камыша и соломы. Этот кирпич иногда просушивался на солнце, а иногда обжигался в специальной печи. К началу третьего тысячелетия до н. э., относятся древнейшие здания, построенные из своеобразных крупных кирпичей, одна сторона которых образует плоскую поверхность, а другая — выпуклую.

Доска для шашечной игры из Ура.Доска для шашечной игры из Ура.                 

Важнейшими заменителями дерева в древней Месопотамии были камыш и тростник, различные виды которых в большом количестве растут в Двуречье. Камышом и тростником пользовались для изготовления различных плетёных вещей, в качестве строительного материала, а также и при кораблестроении. Дерево встречалось в Месопотамии редко и чрезвычайно высоко ценилось. На высокую стоимость дерева указывает обычай арендовать дом без деревянных частей. Арендатор обычно привозил все деревянные части дома и, покидая дом, увозил их вместе со своим имуществом. Шумерийцы изготовляли из дерева оружие (луки и стрелы), орудия труда (плуги), повозки, колесницы и корабли.

Серебрянная модель лодки из Ура.Серебрянная модель лодки из Ура.                 

Широкое распространенно скотоводства способствовало развитию кожевенного производства. Из кожи делали упряжь, обувь, шлемы, панцири, колчаны, в позднюю эпоху — даже особый писчий материал, напоминавший пергамент. В текстильном деле применялись лён и шерсть. Значительное развитие скотоводства способствовало широкому распространению шерстяных тканей.

Глиняная клинописная табличка Глиняная клинописная табличка                 

Крупный переворот в технике произвело открытие металлов. Одним из первых металлов, известных народам южной части Месопотамии, была медь, название которой встречается как в шумерийском, так и в аккадском языках. Своеобразная медная индустрия сохранилась почти до первой половины второго тысячелетия до н. э. Из меди делали самые различные предметы, в частности, оружие, орудия труда (топоры и серпы), сосуды. Большое количество разнообразных медных изделий было найдено при раскопках Ура. Медные статуэтки и рельефы, сделанные с большим художественным мастерством, свидетельствуют об относительно развитой металлургии уже в середине третьего тысячелетия до н. э. В надписях из Ларсы упоминаются 19 медных статуй, сделанных по царским приказам.

Превращение рисунков в клинописные знаки. Превращение рисунков в клинописные знаки.     

Несколько позднее появилась бронза, которая делалась из сплава меди со свинцом, а впоследствии — с оловом. Последние археологические открытия указывают на то, что уже и середине третьего тысячелетия до н. э. в Месопотамии было известно железо, очевидно, метеоритное. Так, в одной из гробниц в Уре был найден маленький топорик, сделанный из метеоритного железа, а в развалинах Эшнунны была обнаружена бронзовая ручка кинжала, во внутренней, полой части которой, сохранились микроскопические следы железа, очевидно, остатки железного клинка. Но всё же железные изделия этого времени были обнаружены в очень небольшом количестве. Очевидно, железо в Месопотамии в эту эпоху было мало распространено. Его приходилось привозить из далёких областей Закавказья, может быть, из Малой Азии, где находились древние очаги металлургической, в частности, железоделательной, техники.

Источник: "История Древнего Востока" В.И. Авдиев. Издание второе, дополненное и переработанное. Государственное издательство политической литературы, 1953.     

ancient.gerodot.ru


Смотрите также