Междуречье древняя. Рабовладельческие государства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава I. Древняя Месопотамия. Междуречье древняя


Месопотамия (Междуречье). История Древнего Востока

Месопотамия (Междуречье)

Природные условия в низовьях Тигра и Евфрата трудно назвать особо благоприятными. Из-за гнилых болот район был опасен для здоровья. В древнейшую эпоху основные орудия труда изготавливались из камня и дерева, но здесь не было ни того, ни другого. Строительным материалом служили камыш и глина. Можно предположить даже, что первоначально население появилось здесь не по доброй воле, а было оттеснено сюда более сильными племенами. Но именно Нижнее Междуречье стало колыбелью самой ранней цивилизации Азии.

Ирригационная система Месопотамии имела несколько иной характер, чем в Египте. Долина Нила орошалась во время разлива великой реки, и основной заботой египтян было сохранение воды на полях до наступления времени сева: с помощью дамб они сооружали своего рода бассейны. В Двуречье же разливы Евфрата и особенно Тигра были нерегулярными, нередко бурными и порой затрудняли сельскохозяйственные работы. Местная система ирригации была основана на рытье каналов, по которым воду можно было подавать на поля. Постоянное орошение речной водой, быстро высыхающей под жарким южным солнцем, приводило к серьезной беде – засолению почв и последующему катастрофическому снижению урожаев.

В сельском хозяйстве Нижнего Двуречья, помимо зерновых и бобовых, важнейшую роль играла финиковая пальма: ее плоды ели сырыми и сушеными, из них варили пиво, древесина (впрочем, невысокого качества) шла на топливо и на постройки, а листьями покрывали крыши домов.

В III тысячелетии до н. э. здесь появляется письменность, что знаменует переход к цивилизации. Основным материалом для письма была глина – главное богатство страны. После того как значки перестали рисовать на мягкой глине, а начали выдавливать острым концом тростниковой палочки, их линии приобрели форму клинышков. Возникла система письма, которую по внешней форме знаков называют клинописью. Она постепенно распространилась по всей Передней Азии. Документы, написанные на глине, не подвержены тлению или гниению, они не горят, а, напротив, закаляются в огне пожаров. Благодаря этой счастливой случайности – выбору материала для письма – современные исследователи располагают бесчисленным множеством глиняных табличек или их фрагментов из стран клинописной культуры.

Письменные свидетельства позволяют узнать, какие языки были распространены в Передней Азии, какие народы обитали здесь в глубокой древности. Ведь народы бесписьменные для нас, как правило, безгласны и часто даже безымянны. Этнолингвистическая карта Передней Азии начиная с III тысячелетия до н. э. выглядела следующим образом.

Изобретателями клинописи были шумеры, обитавшие в Нижнем Двуречье. Не установлены родственные связи шумерского языка ни с одним из известных древних или современных языков мира. Судя по тому, что некоторые географические названия в этом районе не имеют шумерской этимологии, они могли быть заимствованы у местного «дошумерского» населения. Но связать этот гипотетический субстратный язык с каким-либо из тех, которые знакомы по письменным памятникам, не удается. Вполне вероятно, что и некоторые культурные достижения, которые мы склонны приписывать шумерам, на самом деле заимствованы ими у племен, первоначально заселявших низовья Евфрата и Тигра.

Клинописная табличка

К северу от шумеров, в Месопотамии и почти на всей территории Передней Азии, с глубочайшей древности жили племена, говорившие на семитских языках. Восточная группа этих языков представлена аккадским языком (с его диалектами – вавилонским и ассирийским), ближе к Средиземному морю распространены были западносемитские наречия амореев, финикийцев, арамеев, евреев. На семитских языках говорили и в Аравии. Само название «семиты» пошло от известного библейского генеалогического мифа, согласно которому все эти народы являются потомками Сима – одного из сыновей Ноя, спасшегося в ковчеге после Всемирного потопа.

Как уже говорилось, в далеком родстве с семитскими языками Передней Азии находятся языки Северо-Восточной Африки (древнеегипетский, берберо-ливийские, кушитские и чадские). Одно время последние объединяли в отдельную группу и называли хамитскими (по имени Хама – родного брата библейского Сима). Но сейчас ученые полагают, что специфической близости между этими наречиями Африки не существует, хотя все они по отдельности связаны родством с семитскими языками. Поэтому для обозначения данной лингвистической семьи название «семито-хамитская» изменили на «афразийская».

Ряд языков Передней Азии не входит в афразийскую семью. Например, ближайшие соседи шумеров – эламиты, жившие к юго-востоку от них, между низовьями Тигра и Персидским заливом, говорили на особом языке, отдаленные родичи которого обнаруживаются лишь на юге Индии. В Верхней Месопотамии и Закавказье издавна жило хурритоязычное население, создавшее во II тысячелетии до н. э. государство Митанни. Дальним (и не прямым) потомком хурритов были урарты, обитавшие в I тысячелетии до н. э. на Армянском нагорье. Хурритский и урартский связывают с некоторыми языками современного Кавказа (главным образом Дагестана).

В клинописных документах нередко упоминаются племена, относительно языка которых не сохранилось достоверных свидетельств. В таких случаях историк ощущает свою беспомощность: ведь это может быть либо иное наименование хорошо известной народности, либо совершенно новая, не известная науке этническая группа. Но бывало и так, что составитель древнего текста, не будучи специалистом – этнологом или лингвистом, в одном термине объединял группы, не имевшие между собой ничего общего ни по языку, ни по происхождению.

Исследователи пытаются увязать определенные археологические культуры, определяемые по материальным признакам (таким, как тип керамики, жилища, украшений, орудий труда), с носителями того или иного диалекта. Таким образом можно было бы выйти далеко за хронологические рамки, обусловленные появлением письменных документов (т. е. живых свидетельств разговорных языков). Изучая историческую лексику того или иного языка, ученые в состоянии реконструировать в общих чертах тип культуры народа, который на этом языке разговаривал. Скажем, обилие в языке терминов, связанных с разведением лошадей, заставляет искать носителей данного языка среди культур, знавших развитое коневодство.

Но, двигаясь по этому пути, следует соблюдать максимальную осторожность, ибо между археологической культурой и группой носителей определенного языка может и не быть однозначного соответствия. На близких наречиях могут говорить племена оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов, а сходные элементы материальной культуры – принадлежать носителям таких языков, которые не имеют между собой ни малейшего сходства. Несмотря на привычную в бытовом обиходе нечеткость употребления лингвистических и антропологических терминов, в научном исследовании их смешение недопустимо. Родство языков может быть строго доказано, но из этого вовсе не следует кровное родство всех носителей этих языков. Прекрасно говорящий по-английски темнокожий житель штата Нью-Йорк отнюдь не является потомком тех англичан, которые несколько веков тому назад осваивали Северную Америку.

Языки распространяются или умирают (последнее происходит не всегда вследствие физического истребления их носителей): история Древнего Востока дает тому множество примеров. Этнические группы порой неузнаваемо меняют свой облик, стиль жизни, одежду, занятия, религию, культурные и бытовые привычки, язык. Они смешиваются, дробятся, сближаются друг с другом или, напротив, расходятся. Народы не вечны (даже в странах Древнего Востока с его тысячелетней историей и устойчивыми формами жизни), но они в каком-то смысле и неуничтожимы: в генах людей, их языках, культуре сохраняется наследие немыслимо глубокого прошлого.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя Месопотамия – культура и искусство цивилизации

Название «междуречье» обозначает территорию слияния двух рек на Ближнем Востоке – Тигра и Евфрата. Рассмотрим, как жили люди не этой земле тысячи лет назад.

Древняя Месопотамия

Историки делят этот регион на Верхнее и Нижнее Междуречье. Верхнее – северная часть региона, где относительно недавно было сформировано государство Ассирия. В Нижнем (южном) Междуречье люди жили задолго до появления людей севернее. Именно здесь возникают первые города человечества – Шумер и Аккад.

На территории этого региона около 7 тысяч лет назад были сформированы первые государства – одноименные первым двум городам. Позже возникают и другие города-государства – Ур, Урук, Эшнуна, Сиппар и другие.

Карта Междуречья

Рис. 1. Карта Междуречья.

Спустя сотни лет города Нижнего Междуречья будут объединены под властью усилившегося Вавилона, который станет столицей Вавилонии. Севернее его возникает Ассирия.

Древняя цивилизация Месопотамии формировалась параллельно с египетской, но она имеет определенные отличия. Междуречье является уникальным очагом возникновения земледелия, потому что он не только располагался вдоль рек, но еще и было с севера защищено цепью гор, что обеспечивало мягкий климат.

Культура древней Месопотамии

Ярким представителем культурного наследия Месопотамии является народ шумеров. Никто не знает, как они появились в этом регионе, а главное, что они не имеют ничего общего с населявшими его семитскими народами. Их язык не был похож ни на один из соседних диалектов и был похож на индоевропейскую речь. Их внешность также отличалась от семитской – шумеры имели овальные лица и большие глаза.

Шумеры описывают в своих преданиях, что они были сотворены богами для того, чтобы служить им. По преданию, боги прибыли с другой планеты на Землю, а процесс сотворения человека описывается у шумеров достаточно подробно и рассматривается как плод эксперимента.

Шумерские города

Рис. 2. Шумерские города.

Так или иначе, искусство шумеров дало толчок для развития культуры других цивилизаций. У шумеров был свой алфавит, уникальная клинописная письменность, свой свод законов и множество технических изобретений, опережавших свое время.

История шумеров представляет собой борьбу между группами людей во главе каждой из которых стоял царь. Поселения шумеров были огорожены каменными стенами, население города достигало 50 тысяч человек.

Венцом культурного наследия шумеров является земледельческий альманах, в котором рассказывается как правильно выращивать растения и вспахивать почву. Шумеры умели пользоваться гончарным кругом и умели строить дома. Они не скрывали, что всему, что они умеют и знают, их научили боги.

Рис. 3. Клинопись.

Вавилония и Ассирия

Вавилонское царство возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры, причем сам город возник на месте более раннего шумерского города Кадингир. Это был семитский народ амореев, который перенял раннюю культуру шумеров, но сохранил свой язык.

Знаковой фигурой в истории Вавилона является царь Хаммурапи. Он не только смог подчинить себе многие соседние города, но и знаменит своим огромным трудом – свод «Законов Хаммурапи». Это были первые законы, высеченные на глиняной табличке, регулирующие взаимоотношения в обществе. По мнению историков, понятие «презумпция невиновности» также было введено этим царем.

Первые упоминания об Ассирии датируются 24 веком до н.э. и просуществовало 2 тысячи лет. Ассирийцы были достаточно воинственным народом. Они подчинили себе Израильское царство и Кипр. Их попытка подчинить египтян не увенчалась успехом, так как через 15 лет после покорения Египет все-таки обрел независимость.

Культура Ассирии как и вавилонская в своем фундаменте имела шумерскую.

Что мы узнали?

Междуречье является древнейшим регионом расселения людей. Нам известно, какие народы жили на этой территории несколько тысяч лет назад, но мы до сих пор не знаем, откуда они там появились. На эти загадки еще предстоит найти ответ.

Тест по теме

obrazovaka.ru

МЕЖДУРЕЧЬЕ В ДРЕВНОСТИ - ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ В МЕЖДУРЕЧЬЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ В МЕЖДУРЕЧЬЕ

1.Природа Южного Междуречья.

К северо-востоку от Египта, в Азии, протекают две большие реки - Евфрат и Тигр. Обе они берут начало в горах южнее Кавказа и впадают в Персидский залив.

Территория между Евфратом и Тигром в их среднем и нижнем течении называется Междуречьем.  Северная часть Междуречья -холмистая, а южная - низменная и равнинная. 

В Южном Междуречье земля глинистая. Зимой здесь идут проливные дожди. Земля покрывается непроходимой грязью. Весной тают снега в горах, где берут начало Тигр и Евфрат. Реки выходят из берегов и широко разливаются. Особенно бурно разливается Тигр; он превращается в стремительный поток воды шириной в* десятки километров. Поток размывает берега, разрушает жилища, уносит людей и скот.

Зато речной ил удобряет при разливах землю. Поэтому почвы в Междуречье исключительно плодородны.

С окончанием разлива жара достигает 50° в тени. Почва на высоких местах покрывается твёрдой коркой. В низинах вода застаивается и загнивает; здесь образуются болота.

2. Первые жители Южного Междуречья.

Плуг в Южном МеждуречьеПлодородные почвы Южного Междуречья привлекали сюда земледельцев. Люди поселились в Южном Междуречье за несколько тысяч лет до н. э. Среди болот и зараставших тростником озёр появились редкие родовые посёлки. В них было по нескольку хижин, слепленных из глины и тростника. Жители посёлков занимались мотыжным земледелием, скотоводством и охотой.

Земледельцы рыли каналы для орошения полей и для осушения болот. Они окружали плотинами селения и сады для защиты от разливов, насыпали из глины целые холмы, на которых и люди, и скот спасались во время наводнений.

Жители Южного Междуречья научились делать медные, а затем и бронзовые орудия труда. Они изобрели плуг, пригодный для вспашки тяжёлой глинистой почвы (рис. 41).

3. Южное Междуречье в III-II тысячелетиях до н. э.

Огромный, напряжённый труд людей превратил Южное Междуречье в цветущую страну.

В III-II тысячелетиях до н. э. на полях, тщательно обработанных крестьянами и орошаемых водой из каналов, зрели богатые урожаи пшеницы и ячменя: одно посеянное зерно приносило до ста зёрен. Вокруг селений зеленели финиковые пальмы.  Из фиников изготовляли муку, мёд, вино, а из волокон пальмовой коры плели верёвки и корзины. Пальма имела такое важное значение для жителей Междуречья, что ее называли «деревом ЖИЗНИ».

На пастбищах паслись овцы с длинной волнистой шерстью, буйволы и коровы.

На холмах стояли города. В них жили и работали ткачи, кузнецы, кожевники, гончары и другие ремесленники. Особенно славились изготовленные в Междуречье шерстяные ткани.

В Южном Междуречье нет залежей меди, золота и серебра. Здесь также очень мало дерева. Население получало всё это из других стран в обмен на хлеб, финики, скот и ткани. Деньгами в Междуречье служили слитки серебра.

4. Как в Междуречье образовались классы рабов и рабовладельцев.

В Южном Междуречье, так же как в Египте, развитие земледелия и скотоводства привело к образованию классов.

Владельцам земли стало выгодно иметь рабов. Заставив их работать, можно было получить столько зерна, что его не только хватало на прокормление рабов, но и оставались излишки. Излишки зерна и скота владелец рабов обменивал на золото, бронзу, тонкие ткани и украшения.

Захваченные на войне пленники становились рабами. Старейшины и вожди племён составили класс рабовладельцев.Вид в Южном междуречье

5. Как рабовладельцы заставляли работать на себя бедняков.

Большинство населения в Южном Междуречье составляли крестьяне и ремесленники.

Нередко бедняку было нечего есть или не на что было купить необходимые для хозяйства орудия труда. Тогда ему приходилось просить у богатого рабовладельца зерно или серебро в долг. Должник должен был не только вернуть полученное в назначенный срок, но и дать большую приплату к долгу.

Если бедняк мог отдать только приплату, то сам долг оставался за ним. В следующий срок он опять должен был давать приплату. Многие крестьяне и ремесленники, работая всю свою жизнь не разгибая спины, лишь выплачивали всё новые и новые приплаты к старому долгу.

Безземельный бедняк просил богача дать ему во временное пользование участок поля или сада. За это он отдавал владельцу земли половину урожая, собранного в поле, и 2/з урожая, собранного в саду.

Уже в IV тысячелетии до н. э. в Южном Междуречье первобытно общинный строй сменился рабовладельческим.  С установлением рабовладельческого строя образовались государства. Без государства - царской власти, войска, чиновников, тюрем - рабовладельцы не смогли бы удержать в повиновении рабов и бедняков.

  • < МОГУЩЕСТВО ДРЕВНЕ ЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э. И ЕГО ПАДЕНИЕ
  • -> ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО >

hist-world.com

Глава I. Древняя Месопотамия. История древней Ассирии

Несколько тысячелетий назад Персидский залив вдавался в сушу намного дальше, чем в настоящее время. Однако постепенно наносы Тигра, Евфрата и других рек, теперь уже высохших, заполнили громадную котловину между Сирийской пустыней на западе и Иранским нагорьем на востоке. Благодаря этому образовались земли Южного Междуречья, или Месопотамии (так называли область эту греки), заболоченные, заросшие дикими растениями и безлюдные.

Позже на этих неприветливых землях появились первые поселенцы. Но не по доброй воле пришли они сюда – воинственные кочевые племена вынудили их искать убежище в долинах рек Месопотамии.

Северная часть Месопотамии, которую в древности называли Ассирией, представляет собой гористую местность, орошаемую обильными дождями. Ее южная часть, называвшаяся некогда Вавилонией (в Библии – Сеннааром), – болотистая низменность, почвы которой образованы речными наносами. Тигр и Евфрат разливаются с марта – апреля. (Тигр в середине марта и в июне уже входит в свои берега, Евфрат – с апреля по сентябрь.) Под Месопотамией, в узком смысле слова, подразумевают область, расположенную между Тигром и Евфратом (примерно от Мосула до Багдада), а в более широком смысле – территорию от предгорий Армении до Персидского залива, с одной стороны, и от крутых склонов сирийских и аравийских гор до устья Тигра и Евфрата – с другой.

На севере Месопотамии разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обоим берегам рек. Большая часть речной долины засушлива, зато в низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много. Она застаивается, образуя обширные гнилые болота.

Летом в Южной Месопотамии стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди, и после них равнина покрывается растительностью. Но снова приходит лето с суховеями, и цветущий луг превращается в пустыню.

Нелегко было жить в такой стране. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, рыть каналы, сооружать запасные резервуары. В низовьях приходилось осушать болота, чтобы превратить долину в цветущую страну.

Хлеб снимали дважды (как и в современном Ираке): в апреле – мае и сентябре – октябре.

Урожай в Северной Месопотамии зависел от дождей. Поэтому ассирийцы говорили, что «их глаза устремлены на дождь – небесный поток». Бог Адад считался у ассирийцев небесным владыкой, который посылал на землю дожди; не случайно в ассирийских законах упоминаются «воды бога Адада».

Вавилония, расположенная на юге Месопотамии, когда-то превосходила плодородием даже Египет. По рассказам греческого историка Геродота, урожай хлебов бывал сам 200-300. Колосья пшеницы и ячменя достигали часто ширины в четыре пальца, просо и кунжут – величины дерева (из семян кунжута вавилоняне выжимали масло). Большинство пальм приносило плоды, из которых пекли хлеб и приготовляли вино.

Горы, окаймлявшие с востока, севера и запада Ассирию, частично покрывали леса. Здесь водилось много диких зверей и птиц. С давних времен добывались различные сорта камня (базальт, алебастр, диорит, известняк и др.). В районе современных городов, Мосул и Ана, имелись залежи мрамора, разрабатывающиеся и поныне. Горные районы были богаты полезными ископаемыми (медь, свинец, серебро, железо).

На равнинах Ассирии водились львы, слоны, леопарды, дикие ослы и лошади, кабаны, а в горах – медведи и лани. Теперь почти все эти виды животных исчезли, а когда-то охота на львов и леопардов была любимым развлечением ассирийских царей.

Бассейн Тигра и Евфрата занимает площадь 71 тыс. кв. км, из которых на долю Тигра приходится 37,5 тыс., а на долю Евфрата – 33,5 тыс. кв. км, хотя длина Евфрата составляет 2770 км, а Тигра – лишь 1950 км.

Евфрат берет начало на Армянском нагорье, недалеко от оз. Ван. Здесь сливаются два его истока – Западный и Восточный (их ассирийские названия – Арсанис и Арацани, турецкие – Карасу и Мурат).

Он несет свои воды с востока на запад, извиваясь между горами. Пройдя более 450 км, Евфрат круто поворачивает на юг, а затем на запад, потом снова на юг. Здесь, недалеко от его долины, начинается Тигр. Он течет с противоположного Евфрату склона гор и проходит вблизи оз. Ван, от которого ушел Евфрат. Тигр превосходит своего близнеца быстротой течения, за что арабы и прозвали его стрелой. Он несет вдвое больше воды, так как принимает с левой стороны много ручьев и рек, стекающих с гор Западного Ирана. Встречая на пути горные цепи, Тигр поворачивает на юг, к Персидскому заливу.

Евфрат уходит от Тигра почти на 400 км. Между ними расположилась целая горная страна, раскинулись степи, покрытые зеленым ковром. Совсем немного осталось Евфрату до Средиземного моря, но дорогу ему загораживает Антиливан, и река вновь поворачивает на юг, а потом на юго-восток, навстречу Тигру. Так, разделившись в начале, обе реки опять сближаются и несут свои воды рядом.

В древности они впадали в Нижнее море[2] раздельно, а в настоящее время сливаются в единый поток, носящий название Шатт-эль-Араб, протяженность которого 187 км. Он протекает по территории, бывшей когда-то морским дном.

У обеих рек-близнецов имеются притоки. В Евфрат вливаются Балих и Хабур – слева и небольшая река Саджур – справа. В Тигр – Верхний и Нижний Заб, Дияла (по-ассирийски – Тура-ту) и другие реки.

Долина верхнего Тигра в торговом отношении занимала выгодное положение. Отсюда шли знаменитые караванные пути: на юг по Тигру – к Персидскому заливу; на восток по долинам рек – на Иранское плоскогорье; на север – через горные проходы в районе трех великих озер – Севан, Ван и Урмия – в Закавказье; на северо-запад по Тигру – к границам Сирии и Малой Азии, откуда открывался путь на запад к торговым городам Сирии и финикийского побережья.

Благодаря оросительным сооружениям всю местность вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата некогда покрывали сады и пашни. Ныне эти каналы разрушены и засыпаны песком. Даже в наши дни археологи находят остатки древних оросительных систем, о которых упоминал еще Геродот. Ежегодно повторявшиеся разливы Тигра способствовали образованию в этом районе озер. Одно из них, Джезаир-Мунтефик, тянется на несколько километров вдоль реки. Топи Хсур-Амара переходят далее в болото Абур-Азам, занимающее на восток от Тигра почти все огромное пространство от р. Керки до Амары. Здесь встречается множество уток, цапель и другой болотной птицы.

Из растений попадаются группы финиковых пальм, чередующиеся с зарослями тростника. Многие пальмы растут прямо в воде. По арабской поговорке, финиковая пальма должна иметь «ноги в воде, а голову – в огне». Высота отдельных деревьев достигает 20 м, толщина ствола доходит до метра. Продолжительность жизни пальмы около 100 лет. На севере Месопотамии финики не успевали созревать и пальмы оставались лишь декоративными растениями.

Болотистую часть долины Тигра и Евфрата покрывали заросли тростника, которые образовывали густые джунгли. Тростник заменял местным жителям дрова: им отапливали жилища; смешанный с глиной, он использовался для строительства домов, укрепления берегов каналов и т. д.

Другим природным богатством этой долины была глина. Из глины или кирпичей в Месопотамии строили жилища, начиная от хижин бедняков и кончая дворцами и храмами. Из глины же изготовлялись таблички для письма и другие изделия. Глина была настолько распространена в Месопотамии, что, согласно шумерским мифам, бог Энки создал из нее первого человека.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древние цивилизации: Месопотамия (Междуречье) ≪ Scisne?

Сегодня речь пойдет о древнейшей цивилизации на нашей планете - Шумерской, появившейся в Междуречье или Месопотамии (по-гречески это как раз и есть Междуречье). Таким образом, наша сегодняшняя тема: Месопотамия (Междуречье)

Древние цивилизации: Месопотамия (Междуречье) Тигр и Евфрат дали жизнь очень похожей и одновременно непохожей на Египет цивилизации Междуречья. Сходство здесь идет от климатических условий. Земля Месопотамии похожа на оазис, расположенный, как и в случае Египта, в пустыне. Посмотрим на карту.

Северо-восточная часть страны - горы Армении и Тандурека, распадающиеся на несколько параллельных горных цепей, которые отделяют Междуречье от высокого Иранского нагорья. Высота этих гор - 3-4 тыс. метров (самая высокая вершина Ку-и-Дена достигает 5200 м), и стоят они сплошной стеной, постепенно снижающейся к юго-востоку. Эта стена перехватывает все влажные западные ветра, которые становятся снегом в горах Армении, а летом извергаются вниз Тигром и Евфратом. Тигр и Евфрат несут с собой множество наносной земли, которая оседает как только реки вырываются на равнину. Почти вся южная часть вавилонской долины сложена именно этой землей, и ее плодородие тоже легендарно, так же как и нильский ил.

Но земледелие - непростая задача и тут. Во-первых, так же как и у Нила, разлив здесь - сезонное явление. Во-вторых, самую плодородную часть - устье рек - нужно защищать от постоянного заброса соленых вод Персидского залива. Если заброс все же произошел, то места, где осталась горько-соленая вода, надо немедленно осушать, в противном случае это станет не только источником заболеваний, но и солончаком, не пригодным к земледелию. Никогда не пригодным. Земли, потерянные во времена шумеров, остаются потерянными вплоть до нашего времени.

Для нормального земледелия здесь требовалась и требуется грамотная ирригация местности. Дело это тут весьма непростое, поскольку стоит чуть увеличить подачу воды, как она просачивается под землю и смешивается с солеными грунтовыми водами. Интересно, что в самых древних легендах о сотворении мира, есть легенда о том, как Тиамат смешала свои соленые воды с пресными водами Апсу, от чего родился мир.

Так вот, если воды смешивались, то они выносились на поверхность полей, и мы снова получали злостный солончак, где не только пшеница, но и сорняки просто не растут никогда. При недостатке же полива поля выгорали. Но эти трудности - как все мы знаем - были преодолены и даже с избытком: Шумерская цивилизация была первой цивилизацией, построившей искусственные судоходные каналы и начавшей торговать с соседними государствами. Некоторые из этих каналов до сих пор сохранились вблизи современной Джохи (или древней Уммы).

Племя древнейшего Шумера пришло и взялось за обработку этой земли 6 тыс. лет назад, и по сей день оно представляет загадку для всех археологов своим происхождением. Дело в том, что большинство языков Земли произошли от единого индоевропейского языка. Конечно, есть исключения, их не так уж мало, например, в Африке, однако и те племена имеют некий известный или хотя бы подозреваемый источник. А вот язык древнего Шумера не похож ни на какой другой. Иногда кажется, что это племя спустилось с неба, настолько странной культурой оно обладало. Даже внешность древних шумеров была весьма странной для этих мест: ровный овал лица, большие глаза были так не похожи на обычный облик семитских племен, что спутать их нельзя. И именно эта цивилизация первой на Земле подарила нам письменность.

/800/600/http/savepic.org/7093956.jpg

Табличка с архаической клинописью Шумера 3200-3000 г. до н.э. Хранится в Берлине. Германия

Так же, как и в Египте, первые оседлые люди селились повыше от реки, которая разливалась самым загадочным и неожиданным, казалось бы, образом. К тому же Евфрат постоянно менял русло, и спокойный сегодня участок мог завтра оказаться залитым водой. Урожай в ту пору снимался только с открытых участков суши (т.е. там, где ничего не росло, что требовало тщательного выпалывания или выпиливания). Шумеры начали освоение земель, где рос только тростник, и получили сразу два прекрасных материала - глину и собственно тростник. Металла, руд, деревьев в регионе не было, поэтому как жилье, так и стены крепостей, пришлось строить из кирпичей.

Так же, как для Египта священным растением оказался папирус, так же для Междуречья и Шумера благодатной оказалась сама земля. Для того чтобы писать, нужен материал, который отображал бы разное давление от "ручки", т.е. пишущего инструмента. Таким материалом в Шумере оказалась мягкая глина Междуречья, которая легко после обжигалась, а после смешивания с асфальтом становилась твердой, как камень. В результате шумерские таблички сохранились в течение 6 тысячелетий и по-прежнему вполне читабельно выглядят.

/800/600/http/savepic.org/7142087.jpg

Математические таблички II тыс. до н.э.Хранится в Лондоне. Англия

Шумеры акклиматизировали под местные условия ячмень, рожь и пшеницу. Генетики предполагают, что родина этих растений - Средиземноморье, но, кажется, шумерские племена пришли из других мест. Выдающийся генетик Н.И.Вавилов доказал, что дикая пшеница, растущая на берегах Аравийского полуострова, никак не может быть предком наших обычных твердых и мягких сортов пшеницы. Твердые сорта происходят из Эфиопии, а мягкие - из предгорий Гиндукуша. Это вроде бы, позволяет предположить, что шумеры принесли некоторые злаковые с собой из других земель. Правда, повторю, никто не знает, из каких.

В завершении нашего визита в Месопотамию я выскажу еще одну гипотезу. Дело в том, что для выплавки бронзы нужно олово. В Месопотамии олова нет. Но его нет и у соседей. Ни в Анатолии (Турции), ни на Аравийском полуострове, ни на Синае. Олово есть на Кавказе, но залегает оно там на глубине не меньше километра и никогда в то время не добывалось. И в Иране тоже нет олова. Страбон – древнегреческий путешественник – давно предположил, что олово привозилось из Афганистана, но и там олова нет и никогда не было. Огромные запасы олова – собственно, его мировой источник – находятся в Индонезии, там где расположены государства Бирма, Малайзия, Таиланд… Или на юге Британских островов. Или же в Уральских горах. Но чтобы попасть туда морем или сушей, шумеры должны были огибать Африку или пересекать караванами леса еще дикой Европы (и все равно как-то преодолевать пролив Ла-Манш в конце), или не менее дикой Азии, что кажется невероятным. А вот в Бирму попасть можно было.

Посмотрите еще раз на карту региона. Бирма – тоже довольно древняя страна, и легко можно предположить существование цивилизации в устье реки Иравади. Добычу олова даже открытым способом можно вести совсем близко от устья. Можно предположить, хотя это не более чем мои личные домыслы, связь поселений на реке Иравади с поселениями на древнем Инде или Ганге. А вот дальше от Инда до Тигра с Евфратом можно добраться через Персидский залив и по берегу Индийского океана, что кажется мне намного более вероятным, чем доставка, скажем, из Англии. Впрочем, олово добывали и на Урале, а Великий Шелковый путь был известен задолго до того, как по нему прошел легендарный Марко Поло... Так что следы олова ведут, скорее всего, на восток.

/800/600/http/savepic.org/7126727.jpg

Табличка с клинописью II-I тыс. до н.э. Хранится в Берлине. Германия

К тому же, есть еще один факт, говорящий в мою пользу. Под конец правления Шумера случилось так, что племена хеттов, живших в Древней Анатолии, оказались отрезанными от торговых путей на восток дикими хурритскими племенами. И цивилизация хеттов попала в жесточайший кризис. Бронзы больше не было. Нигде. И пришлось хеттам всю свою дальнейшую историю вести почти непрерывные захватнические войны в тех местах с единственной целью - держать путь на восток открытым. Если мои слова про Анатолию вызвали у вас лихорадочные попытки вспомнить, что это за зверь и почему я его привожу в пример, то скажу, что именно там находились богатейшие залежи медных, золотых и серебряных руд во всей Малой Азии. И Анатолия была всемерно заинтересована, чтобы бронзу те же Ассирия и Вавилония плавили не сами, а закупали у них. Поэтому и все, что было связано с поставками олова, интересовало их в первую очередь. Ну, а сама Древняя Анатолия - это Турция.

Главная проблема в моем предположении та, что никто не видел древнейшей цивилизации в Бирме или на Урале (настолько древнейшей – до 6-7 тыс. лет), и никто не знает о связи поселений на Инде и Евфрате с Тигром… хотя по части последнего уже можно сказать пару слов. Дело в том, что в древних городах Индской цивилизации, которые сейчас называются Мохенджо-Даро и Хараппа (есть еще несколько более мелких), найдены таблички с шумерской клинописью, а в Ираке - хараппские гирьки для весов. Значит, связь все же была.

На Урале есть некоторые намеки на подобные события, однако они не являются официальными, наконец, с Бирмой вообще все сложно из-за всепоглощающих джунглей.

И вся моя гипотеза легко бы опровергалась отсутствием данных, если бы не необходимость привезти откуда-то олово, которого нигде в округе не было.

Ассирия Существует список из того, что шумеры сделали первыми на Земле, и он весьма внушителен. Открытие колеса, гончарного круга, бронзы, цветного стекла, создание древнейших календарей, библиотечных каталогов и рецептурного справочника принадлежит шумерам. Они первые составили правовые кодексы и придумали арифметику. Они впервые вычислили продолжительность года и площадь геометрических фигур. Они первыми создали профессиональную армию. Они создали первые в мире художественные книги.

После исчезновения Шумера и Аккада доминировать на этой земле стали две страны, попеременно берущие верх, - Вавилония и Ассирия. Так, в 1700-е годы до н.э. шестой царь вавилонской династии Хаммурапи объединил всю Месопотамию, и это был расцвет Вавилонии, которая через чуть больше чем тысячу лет была разрушена Ассирийским царем Синах-рибом. С этого момента тяжело отследить одно государство от другого, но в основном это Ассирия, которая в какой-то момент (во времена правления царя Асархаддона в 680-700 гг. до н.э.) захватывает все окрестные страны, включая Египет, и удержание этих стран становится главной проблемой ассирийских царей. Проблема была острой и неразрешимой: они не смогли удержать захваченное, и уже через 50 лет Египет освободился. Тем временем власть в стране пришла к царю Ашшурбанапалу, который сделает великое дело для всей нашей цивилизации - он создаст величайшую библиотеку древности, куда в частности скопирует и Энуму Элиш, и эпос о Гильгамеше... И именно оттуда мы получим большинство древнейших текстов тех времен.

/800/600/http/savepic.org/7103175.jpg

Древние дворцы Ниневии, столицы, построенной ассирийским царем Ашшурнасирпалом II в IX в. до н.э. (взято из журнала Вокруг света №12 2003 г.)

Элена Элк

scisne.net

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА МЕСОПОТАМИИ - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Древнее междуречье (двуречье) вкратце

 

Природа Южной Месопотамии

В долине двух больших рек Евфрата и Тигра расположена страна, называющаяся Месопотамией (второе название междуречье, двуречье). Подобно Нилу, Тигр и Евфрат летом широко разливаются. Это объясняется таянием снегов в горах Армении, откуда берут начало эти реки. Лишь в сентябре Тигр и Евфрат входят в берега, оставляя на полях слой жирного ила. Тигр и Евфрат приносили стране жизнь и плодородие.

Месопотамия (Междуречье, Двуречье) окружена выжженными солнцем степями и горами. Но она открыта со всех сторон и более доступна для сношений с другими странами, чем Египет.

 В Южной Месопотамии (Двуречье) в ноябре и декабре льют ливни, превращающие страну в болото. Непроходимые заросли на топких берегах Персидского залива, куда впадают Тигр и Евфрат, кишели различными насекомыми, змеями. Здесь водились дикие звери и птицы.

 

Древнее население Месопотамии (Шумеры)

В пятом тысячелетии до н. э. в Южной Месопотамии (Междуречье) появилось древнее население - племена шумеров. Судя по их статуям, это были крепкие, малорослые люди, с круглой бритой головой, большими глазами, длинным прямым носом.

Поселившись на равнине, шумеры окружили свои хижины валами из земли, чтобы их не затопляла вода во время половодья. Трудом многих поколений были осушены болота, истреблены или изгнаны в пустыню дикие звери.

Шумеры возделывали землю каменной мотыгой и снимали урожай серпом с каменными зубьями. На заливных лугах паслись стада коров, овец и свиней. Появились насаждения финиковой пальмы, которую древние народы называли «деревом жизни». Из ее плодов добывали мед, заменяющий сахар (сахара в древности не знали). Из листьев плели циновки. Косточки фиников заменяли кузнецам безлесных стран уголь; перетертые в муку, они шли на корм животным.

В качестве строительного материала использовались глина и камыш. Из глины шумеры делали кирпичи, которые высушивали на солнце. Глина шла также на изготовление посуды. Металл, строительный лес и камень доставлялись из соседних стран.

Шумеры первоначально жили общинами, участвуя в совместных работах по постройке плотин и каналов. С началом обработки земли более совершенными орудиями появились излишки продуктов земледелия. Вместе с ростом богатства общин росло имущественное неравенство. Из общинников выделились знатные и богатые люди. Появились рабы из взятых в плен чужеземцев и единоплеменников, обращенных в рабство за долги.Чтобы держать в повиновении рабов, чтобы вести войны для захвата добычи и новых рабов, богатые и знатные люди нуждались в государстве.

 

Появление городов

В четвертом тысячелетии до н. э. в Месопотамии (Двуречье) появляются небольшие государства. Каждое состояло из города с близлежащими селениями. В городе был правитель с сильной властью. Земледелие Месопота­мии (Междуречье, Двуречье) основывалось на искусственном оро­шении. Поэтому в обязанность главы го­сударства входила организация работ по постройке каналов и плотин.Холмы с развалинами города древних шумеров. Современная фотография.Холмы с развалинами города древних шумеров. Современная фотография.Население облагалось непомерными податями и поборами. Налоги брались с земледельцев, пастухов, рыбаков, ремес­ленников. Для уплаты налогов общинни­ки нередко прибегали к услугам ростов­щиков, что приводило к закабалению свободных людей, к превращению их в рабов-должников. Обострялась классо­вая борьба.

Сохранились сведения о на­родном движении 2400 г. до н. э., в ре­зультате которого был свергнут царь в одном из шумерских государств Лагаше. К власти пришел другой царь — Урукагйна, проведший ряд мер для улучшения жизни рядовых общинников. Он уб­рал надсмотрщиков с полей, с колодцев, с мест рыбной ловли, сократил налоги и поборы, а также размеры платы, взи­маемой жрецами за исполнение религи­озных обрядов. Урукагина распорядился о том, чтобы военачальники не притесня­ли воинов.

Преобразования в государстве, или реформы Урукагины, были недолговечны. Рабовладельцы других государств Юж­ной Месопотамии со страхом взирали на положение в Лагаше и боялись, как бы народ повсюду не добился улучшения своей жизни. Царь соседнего с Лагашем города при поддержке пострадавшей от реформ Урукагины зна­ти начал военные действия против Урукагины и сверг его с пре­стола. Реформы Урукагины были ликвидированы.

Между государствами Южной Месопотамии (Двуречье) происходили ра­зорительные войны. Маленьким враждующим между собой госу­дарствам трудно было заботиться о подавлении рабов, о проры­тии каналов и возведении плотин, о защите от воинственных соседей. Возникла нужда в создании единого государства, в объ­единении Месопотамии.Столб с законами ва¬вилонского царя Хамму- рапи. На верхней части столба изображен Хамму- рапи, стоящий перед богом солнца Шамашем. Шамаш вручает царю свиток с законами.Столб с законами ва¬вилонского царя Хамму- рапи. На верхней части столба изображен Хамму- рапи, стоящий перед богом солнца Шамашем. Шамаш вручает царю свиток с законами.Вавилонское царство

Объединить всю Месопотамию удалось царям Вавилона. Этот город был расположен там, где близко сходятся Тигр и Евфрат, на пересечении водных и караванных путей. Вавилонские купцы торговали с другими городами Месопотамии и с соседними странами. Цари Вавилона подчинили всю Южную Месопотамию, которую стали называть Вавилонией. Была завоевана ими и Северная Месопотамия. Наивысшего могущества Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.).

 

Законы царя Хаммурапи

Их рабовладельческий характер. Для поддержания порядка, Выгодного рабовладельцам, Хаммурапи приказал составить законы. Онй были вырезаны на каменном столбе, найденном учеными в начале XX в. и хранящемся сейчас в Лувре. Сверху на столбе имеется изображение самого царя, стоящего перед Шамашем — богом солнца и справедливости. Бог вручает царю власть. Хаммурапи хотел показать, что власть царя создана самим богом. Так религия укрепляла могущество царя.В законах Хаммурапи отражена вся жизнь Вавилонии. Из них мы узнаем о положении рабов и свободных бедняков. В Вавилонском царстве раб рассматривался как вещь или бессловесное животное. За неповиновение раба подвергали жестоким и унизительным наказаниям. На лице раба выжигали клеймо, чтобы он не мог бежать от своего господина. Кража или укрывательство раба карались смертью.Тяжело жилось и свободным беднякам. Многие из них находились в Кабале у богачей. Хаммурапи установил, что свободные люди, попавшие в рабство за долги, отпускались на свободу через три года.Хаммурапи создал постоянное войско из незнатных и малоимущих людей. За службу воины получали небольшие участки земли, а Иногда сад с домом или скот. Это имущество нельзя было ни продать, ни отдать за долги. Воин не мог, подобно крестьянину, потерять свою землю и лишиться средств существования. Хаммурапи приказывал поддерживать в порядке плотины и каналы. Если по чьей-нибудь небрежности происходил прорыв плотины и сосед терпел убыток, виновный был обязан его возместить.При царях — наследниках Хаммурапи могущество Вавилона пало. Войны, непосильные подати и бесплатные принудительные работы разорили население. Около 1500 г. до н. э. Вавилонское царство было завоевано кочевыми племенами. Лишь в конце VII в. до н. э. Вавилония добивается самостоятельности. Вавилон становится крупнейшим городом Востока.

antiquehistory.ru


Смотрите также