Древние театры. Греческий театр: описание, история и интересные факты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Театры древней Греции: список. Древние театры


описание, история и интересные факты :: SYL.ru

Театральное искусство зародилось еще в древности. Процветания и наибольшего развития оно достигло тогда в Греции. Функцией его было распространять социально-этические, религиозные понятия, тем самым объединяя различные слои населения. Трагедии и комедии, образы и характеры, создававшиеся в то время поэтами, сегодня являются шедеврами литературной классики. С историей греческого театра, его особенностями познакомимся в данной статье.греческий театр

История

Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Эпоху рождения греческого театра (5-4 вв. до н.э.) принято считать образцом эталоном. Характерной чертой ее является гармония пропорций, элементов. Это касается архитектуры, пластики и самого сценического искусства.

Изначально греческий театр был связан с чествованием божества Диониса. Демократическое устройство, утвердившееся к 5 веку до н.э., способствовало быстрому росту популярности театра в Афинах, привлечению к нему мастеров поэтического слова. Нередко здания и площадки для представлений использовались для народных собраний, так как изначально при построении были рассчитаны на большое количество публики и вмещали от 10 тысяч человек. Священным атрибутом греческого театра того периода был алтарь Диониса. Он находился в центральной части здания – орхестре - и был своего рода напоминанием о религиозном начале искусства.

Самый первый театр располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя. Он был назван в честь божества-покровителя, а общество актеров носило название «дионисовских мастеров». Театр находился под открытым небом, места для зрителей были деревянными. В конце 5 века сиденья обрушились. Поэтому жители Афин совместными усилиями соорудили театрон – особые места для публики.рождение греческого театра

Особенности постановок

Рождение греческого театра ознаменовало новый этап развития искусства, не только литературного и ораторского, но и сценического. В его основе лежали символические игры, культовые обряды. Еще в конце 6 века популярностью пользовались три театральных жанра: комедии, трагедии и сатировские драмы. Постановки проходили не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Они были связаны с празднествами Дионисий и важными государственными событиями. Через хитросплетение характеров и действий персонажей можно было доносить до народа важные политические идеи и смеяться над злободневными проблемами.

В конце 4 века театр в Древней Греции потерял свою связь с религией. Теперь только важные государственные события отмечались драматическими представлениями. При этом авторы пьес и актеры старались так увлечь зрителей, что вся сценическая игра превращалась в единое переживание. И публика будто становилась действующим лицом.сиракузы греческий театр

Архитектурные особенности

История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.

Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру – круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.

Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.

При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.

Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах – до 44 тысяч.греческий театр история

Сиракузы

Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах – эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами "сражались" лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.

После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.

Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.греческий театр в таормине

Таормина

Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э. Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра. Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.

В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.

Актеры и хор

В греческих театральных постановках музыкальное сопровождение осуществлял хор. Количество актеров по правилам не превышало трех. А персонажей по сценарию часто было больше. Поэтому одному актеру приходилось исполнять несколько ролей. Для этого он менял костюмы и надевал разные маски. Женщины в спектаклях не участвовали. Женские образы изображали мужчины.

Актеры греческого театра по уровню мастерства и важности ролей делились на три группы: протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Следили за сценическими играми высшие должностные лица – архонты. По жребию они выбирали актеров для авторов. В обязанность архонтов входил также отбор поэтов для театральных состязаний. Вознаграждение актеров и содержание хоров осуществлялись из государственной казны.

Спектакли проходили как состязания. В них участвовали три поэта. Каждый выступал с группой пьес. Она включала три трагедии и сатировскую драму. Постановки давались под открытым небом в течение трех-четырех дней.

Стоимость билетов

Сначала драматические спектакли в греческом театре имели свободный вход для мужчин и женщин, граждан и метэков (неполноправных жителей). Позднее была введена плата за зрительское место. По современным меркам она составляла примерно 500 рублей. Для того чтобы в театр мог прийти каждый, из государственной казны выдавались деньги. По этому поводу в 4 веке до н. э. даже была организована зрелищная касса. Ее пополняли остатки расходов на нужды государства.актеры греческого театра

Влияние

Греческий театр античного периода признан основополагающим для европейского театра. До настоящего времени соблюдаются его принципы в архитектуре (наличие партера, амфитеатра, ярусов). Античная драма не раз ставилась на сцене нового театра. Медея и Антигона, Агамемнон и Прометей, Электра и Федра – эти герои получили вторую жизнь в современных трагедиях, операх и балетах. Греческому театру принадлежит то, что сейчас называют сущностью этого вида искусства, - драматический диалог и участие живого актера.театр в древней греции

Интересные факты

Когда заканчивались показные спектакли-состязания, судьи, отобранные архонтами, определяли победителей и награждали их призами.

В театр разрешалось ходить всем. Только посещение комедий запрещалось замужним женщинам.

В греческом театре не было занавеса.

До Эсхила основой трагедий всегда служил миф. Древнегреческий драматург ввел второго актера, углубил конфликт пьес и расширил действие. Появление развернутых диалогов и декорационной живописи связано с творчеством Софокла.

www.syl.ru

Древнегреческий театр | История мира

Театр – это дословно место для зрелищ, которое начало свое существование как вид искусства в V–IV века до н. э. Древнегреческий театр этого времени называют классическим и принимают за образец. Для него характерны гармония в пропорциях и элементах, идет ли речь о композиции, пластике или архитектуре.

Древнегреческий театр

Древний греческий театр появился в связи с желанием греков символически отмечать умирание зимы и возрождение природы весной. Подобные празднества устраивали в честь Диониса, бога плодородия.

Начиная с конца VI века до н. э. каждый год в Афинах ставят комедии, трагедии и сатировские драмы именно на этот праздник. Это было целое торжество с определенным порядком. Постановкой занимались представители городской власти. В театр могли попасть буквально все жители, в том числе и бедные, которым выделялись под это специальные средства.

Замужние женщины не имели права посещать комедии.

Самым первым театром считается Афинский Театр Диониса, расположенный в Акрополе. По свидетельствам византийского ученого Свида, в этом театре все сооружения были исключительно на время представлений и в 499 – 496 г.г. до н. э. они обрушились и городские власти занялись строительством театрона – особых мест для зрителей.

Древнегреческий театр

Образ театра не раз менялся и перестраивался, но концепция сооружения оставалась неизменной и классической для всех других сооружений: орхестра (круглая площадка для хора и танцоров), зрительный зал и здание скены.

В самом сердце орхестры, центральной части театра, располагался алтарь Диониса.

В первых рядах театра размещались самые влиятельные люди города.

Афинский Театр Диониса мог вместить в себя 17 000 человек.

Античный актер должен был уметь исполнять несколько ролей в одном спектакле, в том числе и женские, а также петь, читать стихи, танцевать.

Древнегреческий театр

Театральные маски использовались не только для передачи образа, но и потому, что живая мимика была неразличима в огромном театре, и поэтому в ней не было никакого смысла. Для увеличения роста использовали котурны – кожаные сапоги на большой подошве.

Так, постепенно, от обычных гуляний и церемоний жертвоприношений, древние греки пришли к серьезному увлечению городских масштабов, создавая театральное действо. Афиняне добились в этом таких высот, что сегодня древнегреческий театр остается эталоном для любого театрального искусства.

istoria-mira.ru

Театр в Древней Греции

Жившие в Древнегреческой эпохе люди верили, что весь мир – это просто театральная сцена, на которой актеры играют свою роль и исчезают за кулисами. Что все приходят с небес и уходят туда же, исполнив свою предначертанную роль и предназначение. Поэтому не удивительно, что театру уделялось так много внимания. Сценические представления в те времена были максимально насыщены высоким, героическим и торжественным космологизмом. Театр имел огромное значение в жизни древнегреческих людей.

Жизнь как театр

Театральные представления в Древней Греции начинались рано утром и завершались с закатом солнца, и состояли из комедии, драмы и трагедии. Темы для постановок выбирались самые разнообразные: политика, вопросы воспитания, гражданского самопознания, этические и социальные темы. Подобные сценические представления имели большое влияние на сознание общества.

Еще с ранних времен в Греции были особо популярны обряды карнавального типа, которые устраивались в честь сельских богов. Стоит подчеркнуть, что огромную роль в развитии греческого театрального искусства сыграл культ бога Диониса. Появление этого тотального поклонения датируется 8-6 веком до н.э. Изначально Дионис считался богом сил природы, а затем стал покровителем веселья, виноделия, виноградарства и театрального искусства. Сценические действия в честь этого божества отличались торжеством, красочностью и грандиозностью. Вскоре театральные представления стали рассказывать о других богах и героях. К примеру, об Эдипе, Геракле и Тесее. Так жизненные мотивы проникли в суть древнегреческого театра и практически полностью вытеснили собой космологизм. Вообще считается, что сценическое искусство Древней Греции берет свое начало в мифологии. В процессе развития основой театра стали рассказы о жизни разных героев древности.

В древней Греции не существовало постоянных трупп, как это принято в современном театре, и профессиональных актеров. Сценическое представление организовывалось обычными гражданами, роли играли все желающие. К каждой постановке готовились маски, костюмы и декорации. Все эти сценические атрибуты отличались простотой и незамысловатостью.

Стоит отметить, что греческая трагедия обладала глубокой художественной выразительностью. А уже в конце 6-го столетия до н.э. театральное искусство было довольно развитым, благодаря традициям использовать богатую лирику и эпос.

www.letopis.info

Греческий театр - Русская историческая библиотека

Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов.

Первый каменный театр Древней Греции был построен в Афинах, и он послужил образцом для всех других театров: афинский театр располагался на юго-восточном склоне Акрополя. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду (около 500 г. до н. э.), после того, как рухнули деревянные подмостки, установленные на центральной площади Афин, где в VI в. до н. э. происходили драматические представления.

Склон холма представлял собой естественный амфитеатр, на котором были сделаны ступеньки – места для зрителей, собственно θέατρον («театр»). Греческий театр в Афинах вмещал по примерным подсчетам разных ученых от 17 000 до 30 000 человек. В небольших греческих театрах места для зрителей составляли один или два яруса; в Афинах 78 рядов были разделены на три яруса двумя широкими проходами, идущими от одного конца полукруга к другому параллельно сиденьям. Лестницы, лучеобразно поднимавшиеся от нижних сидений к верхним, делили ярусы на несколько клинообразных частей. Крайние места с обеих сторон греческого театра были ограждены невысокими перилами; первый ряд имел каменные спинки, так как он предназначен был для должностных лиц, жрецов, почетных гостей. Центральное кресло, изукрашенное художественной резьбой, принадлежало жрецу Диониса.

Круглая площадка театра, отделенная от первого ряда невысоким барьером, посыпанная песком, а позднее вымощенная каменными плитами, называлась орхестрой. В центре ее находился жертвенник Дионису, на ступеньках которого размещались музыканты. С западного и восточного склонов холма на орхестру вели проходы – пароды.

Вначале представление греческого театра происходило в пределах орхестры; позже на ней выступал только хор, а для актеров позади орхестры был сооружен помост (проскений), а еще дальше – скена, помещение, в котором актеры переодевались, меняли маски и из которого выходили на проскений.

Греческий театр

План греческого театра

 

Реквизит греческого театра хранился в помещении не только скены, но и параскениев – боковых пристроек, справа и слева примыкавших к скене.

Хор попадал на орхестру через упомянутые уже пароды, находившиеся в греческом театре между местами для зрителей и проскением, справа и слева; через эти же два входа и зрители проходили к своим местам. Хоревты могли по ступенькам подниматься с орхестры на проскений и спускаться обратно, так что орхестра и проскений составляли практически одно целое.

В афинском театре появление актера справа от проскения означало приход из деревни или из другой страны, а появление слева – приход из города.

 

 

Сначала никаких декораций в греческом театре не было, но уже во времена Эсхила фасад скены, обращенный к зрителям, стал украшаться в соответствии с местом действия представляемой пьесы. Чаще всего это был дворец или храм, из средней двери которого выходили цари и правители, из двух боковых – другие лица. Внутренняя часть изображаемого здания была, конечно, не видна.

К середине V в. до н. э. к фасаду театральной скены стали прислонять или подвешивать расписные доски, куски холста, расписанные условно: деревья означали лес, дельфин – море, лесной бог – реку и т. п.

Из театральных машин в Древней Греции были особенно употребительны έκκύκλημα и έξώστρα – соответственно передвижная платформа на колесах и выдвижной балкон. Обе были предназначены для того, чтобы показывать зрителям греческого театра то, что произошло внутри дома. Под μηχανή подразумевалась обычно машина, при помощи которой с высоты на проскений спускались боги. Были театральные машины для воспроизведения грома и молний, для усиления звуков голоса актеров.

Среди действующих лиц древнегреческой трагедии особую функцию выполнял «вестник»: он рассказывал о том, что произошло в доме или где-нибудь вдалеке от места действия. Поэт должен был вложить в уста вестника такие слова, которые помогли бы зрителю ясно представить себе картину, которая по той или иной причине не могла быть развернута перед его глазами. С одной стороны, эпизоды, содержащие кровавые действия, в греческом театре было принято переносить «за сцену». С другой – ограниченные возможности театральной техники затрудняли перенос действия в другое место. Отсюда так называемый закон «единства места», который вовсе не был законом греческой театральной эстетики, и соблюдался до известной степени вынужденно: очевидно, удобнее было разыгрывать всю драму в одном месте, на которое указывали зрителям условные декорации. Чаще всего действие драмы происходило перед домом.

В греческом театре могли выступать только мужчины и только свободные граждане, не запятнавшие себя никакими постыдными поступками: театр был посвящен Дионису, и актер, таким образом, являлся служителем бога, поэтому он не лишался гражданских прав, как это было в Риме, и даже пользовался известным уважением.

Актеры и хор греческого театра выступали в масках; это было связано как с обрядовой традицией, так и со стремлением создать обобщенные образы, согласно установке греческого искусства. Один актер мог, меняя маски, исполнять мужские и женские роли. Существовали стереотипные маски, по которым зрители узнавали пол, возраст, общественное положение персонажа драмы. Поскольку сюжетами трагедий были в основном эпизоды из мифов, а в величественном представлении, по понятиям греков, персонажи должны выглядеть более высокими, чем обычно, актеры с известных пор стали выступать на котурнах – в обуви с высокими подошвами.

Греческая театральная маска

Греческая театральная маска. Рисунок на античном сосуде ок. 350-330 до Р. Х.

 

Театральные представления в Афинах были организованы как состязания трагических и комических поэтов и их хоров на праздниках Великих Дионисий, продолжавшихся 6 дней. Задолго до праздника афинский архонт (одно из высших должностных лиц) знакомился с переданными ему рукописями и отбирал трех поэтов, каждый из которых представлял тетралогию (три трагедии и одну сатировскую драму). Трем поэтам архонт давал три хора. Участвовавший в состязании поэт был одновременно и режиссёром, учителем (по-гречески, διδάσκαλος), а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес. Постановка драм в греческом театре требовала больших расходов, которые поочередно поручались трем богатым гражданам-хорегам (организаторам представления).

Каждый из трех поэтов ставил в театре свою тетралогию в один из трех последних дней праздника, отведенных для театральных представлений. Тетралогия разыгрывалась с утра, а когда (в 80-х годах V в. до н. э.) появилась комедия как театральный жанр, представления стали длиться от зари до зари, так как вечером ставилась еще комедия.

Таким образом, зрители проводили в греческом театре целый день, ели и пили в театре, приходили и уходили, когда хотели, громко выражали свое одобрение и порицание представляемому зрелищу, что, очевидно, не слишком мешало его восприятию, так как в греческих театрах была прекрасная акустика. Особенно понравившиеся места трагедии или комедии публика требовала повторить громкими криками αύθις («снова»).

 

Афинский театр, где исполнялись пьесы Эсхила

Развалины театра Диониса в Афинах в настоящее время

 

После окончания театрального представления выбранное из числа зрителей жюри (по одному человеку от каждого из 10 афинских округов) устанавливало первого, второго и третьего «победителей» трагического (а позже и комического) агона (состязания). Призы получали все три поэта и три протагониста (исполнителя главной роли). Получивший первый приз, вместе со своим хорегом и протагонистом, увенчивался плющом.

 

Древнегреческий театр в Эпидавре

 

Первоначально вход в греческий театр был открыт для всякого желающего бесплатно; допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метеки (переселенцы из других городов). Позже была введена плата за место в театре (2 обола). Со времени Перикла городская казна выдавала афинянам деньги на посещение театра, а в IV веке до Р. Х. по предложению Эвбула в Афинах была создана особая театральная касса, пополнявшаяся из остатков государственных расходов. Греческие театры, в частности афинский, благодаря большим размерам и удобствам размещения публики часто являлись и местом народных собраний (см. экклесия). Драматические представления с конца IV века до Р. Х. утратили религиозный характер и тесную связь с праздниками Диониса. Театральными постановками отныне стали праздноваться все важные события общественной жизни.

 

rushist.com

Античный театр древней Греции - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Античный театр древней Греции

 Читайте так же еще статьи по разделу:

  - Быт древних греков

- Античное искусство и наука древней Греции

 Возникновение театра в древней Греции.

Театр — одно из древнейших искусств. Его истоки теряются в первобытном обществе. Театр возник из народных охотничьих и земледельческих игр, носящих магический характер. Веря, что подражание животному, его внешности и повадкам может повлиять на результат охоты, первобытные люди устраивали пляски одетых в звериные шкуры людей.

 

С возникновением земледелия появились празднества, отмечавшие сбор урожая. На празднике в честь бога виноделия Диониса виноградари в козлиных шкурах изображали различные эпизоды из жизни Диониса, воспевали силу виноградной лозы, дающей радость.

Из этой песни людей в козлиных шкурах возникла трагедия (трагос — по-гречески «козел»).Из этих же праздников, посвященных Дионису, возникла и комедия (от слова комос — необузданное веселье). Комедия в отличие от серьезных и скорбных трагедий возбуждала смех.Со временем греческие театральные зрелища утратили связь с почитанием бога Диониса, они рассказывали о жизни других греческих богов, героев, а также об обыкновенных людях.

Устройство театра в древней Греции.

Театры в Древней Греции строились под открытым небом, на склоне гор и холмов. Они были рассчитаны на несколько тысяч, а то и на несколько десятков тысяч зрителей. Зрители сидели на поднимавшихся уступами каменных скамьях лицом к широкой круглой или квадратной площадке — орхестре

Греческий театр. В центре — орхестра. На ней справа и слева — хор, посередине — статуя Диониса. Орхестру замыкает скёнэ — крытое помещение ДЛЯ переодевания актеров. Перед скенэ — три актера. Рисунок современного художника по данным раскопокГреческий театр. В центре — орхестра. На ней справа и слева — хор, посередине — статуя Диониса. Орхестру замыкает скёнэ — крытое помещение ДЛЯ переодевания актеров. Перед скенэ — три актера. Рисунок современного художника по данным раскопокНа орхестре находились актеры и хор, одетые в соответствии С пьесой.Позади орхестры имелось помещение для переодевания актеров— скещ (отсюда современное название—сцена). В нем актеры надевали одежды и большие ярко раскрашенные маски. Первоначально маски изготовлялись из дерева, а затем из полотна, пропитанного гипсом и покрытого краской. Маски позволяли всем зрителям, даже сидящим очень далеко, видеть соответствующее действию «выражение лица» — скорбное, страдальческое, строгое, веселое. Помимо этого, широко раскрытый рот маски создавал нечто вроде рупора, усиливая голос актера.Рост актера увеличивался при помощи так называемых котурнов — сандалий с очень толстой подошвой. Женские роли в греческом театре исполнялись мужчинами.Маски древнегреческих актеровМаски древнегреческих актеров

Трагические и комические поэты в древней Греции.

В Афинах устраивались состязания трагических и комических поэтов. Каждый из них должен был написать и поставить три пьесы. Победитель награждался венком из вечнозеленого лавра. Знаменитые греческие трагические поэты V в. до н. э. — Эсхйл, Софокл и Эврипид. Участник греко-персидских войн Эсхил в трагедии «Персы» осудил персидского деспота Ксеркса за жестокость и своеволие, воспел отвагу греков в борьбе за свободу родины. Герои многих трагедий Эсхила — боги и полубоги. В трагедии «Прикованный Прометей» герой мифа, титан Прометей, изображен бескорыстным другом и благодетелем человечества, смелым борцом против произвола и насилия, воплощенного в образе Зевса.В трагедиях Софокла действуют не столько боги, сколько люди. В трагедии «Антигона» изображена смелая женщина, выступившая против несправедливого решения царя и за это приговоренная к казни. Антигона мужественно встретила приговор. Погибнув, она одержала победу, так как сам царь впоследствии раскаялся и отменил, хотя и поздно, свой приговор. Трагедия «Антигона» была страстным призывом к человечности, к верности долгу, к справедливости.Эврипид приблизил трагедию к зрителю, сделал ее более понятной и актуальной. Поэт смело поднимает волнующие многих современников вопросы о несправедливости неравенства женщины. Он изображает людей со всеми их страстями, чувствами и стремлениями, показывает иДревнегречес¬кий актер. На лице его — трагическая маска. На ногах—котурны. Статуэтка из слоновой кости, раскрашенная краскамиДревнегречес¬кий актер. На лице его — трагическая маска. На ногах—котурны. Статуэтка из слоновой кости, раскрашенная краскамих такими, какими они есть в жизни.Крупнейшим комическим поэтом был Аристофан. В своих произведениях он зло разоблачал недостатки современной ему афинской демократии, выставляя в смешном виде многих ее руководителей. Аристофан резко выступал против войн между греками, выгодных лишь кучке рабовладельцев, прославлял людей мирного труда. Во многих комедиях Аристофана высмеиваются лживость, жадность и несправедливость олимпийских богов. Так, в комедии «Птицы» он изображает Зевса вором и обманщиком, Посейдона — взяточником, Геракла — обжорой. Комедии Аристофана пользовались в народе заслуженным успехом.

Значение греческого театра.

Театр был величайшей силой в греческих государствах. Авторам трагедий и комедий внимал весь народ. Песня хора из трагедии «Антигона» — «Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней» — стала любимой песней афинян.Театр называли «школой для взрослых». Он воспитывал любовь к родине, уважение к труду, мужество и другие замечательные качества, подмечал недостатки в устройстве общества.

Греческий театр оказал огромное влияние на развитие театрального искусства народов современной Европы. Театр нашего времени заимствовал не только терминологию греческого театра, но и обязан грекам многими своими особенностями и приемами. Пьесы древнегреческих драматургов, созданные более двух тысяч лет назад, оказали влияние на творчество многих великих драматических писателей нового времени. В нашей стране и некоторых других странах до сих пор ставятся на сцене пьесы Эсхила, Софокла и Эврипида. По специальному решению Всемирного Совета Мира все прогрессивное человечество недавно отметило юбилей Аристофана. Мысли и чувства людей отдаленной эпохи, выраженные в трагедиях и комедиях греков, волнуют нас. 

antiquehistory.ru

Театры древней Греции: список

Театры Древней Греции стали образцами античного искусства. Каноны их строительства повторялись в формах строений, созданных на соседних территориях. Какие заведения были самыми популярными и  какой из культурных памятников являлся первым? 

Афинский театр в Древней Греции был построен в столице древней цивилизаии. Потом, уже по его подобию, были созданы все остальные архитектурные сооружения. Он был первым в государстве и распологался на юго-восточном склоне Акрополя. Надо сказать, что попытка постановки театрализованных представлений предпринималась в Афинах ещё в 6 веке до н. э. Для этого на цеентральной площади города были установлены деревянные подмостки, которые и служили своеобразной сценой для разыгрывания представлений. Но они продержались недолго и около 500 года до н. э. началось строительство первого в Древней Греции каменного театра.

театр грецииДавайте же посмотрим, как выглядел этот театр. На склоне холма раскинулся амфитеатр со ступенями (это и были места для зрителей). Всего в этом театре могло разместиться до 30 тысяч зрителей. В Афинском театре было 78 рядов, они были разделены на три яруса двумя широкими проходами. Лестницы поднимались от нижних сидений к верхним. В первом ряду сиденья были с каменными спинками. Традиционно в первый ряд садились представители высших сословий: должностные лица, жрецы, особо почётные гости. В середине ряда находилось центральное кресло, богато украшенное художественной резьбой. Оно предназначалось для жрица культа Диониса.

От первого ряда невысоким барьером отделялась круглая площадка. Это была орхестра (изначально её посыпали песком, чуть позднее начали мостить каменными плитами). В центре орхестры находилось место для принесения жертв богу Дионису, на его ступеньках размещались музыканты. С западного и восточного склонов холма на орхестру вели проходы.

колизеи грецииИстория театров Древней Греции

Первые представления проходили только на орхестре, в дальнейшем она предназначалась только для хора, а актёры выступали на специально сооружённом для этого помосте.

1. Театр в Дельфах

Он до сих пор сохранился в исторической части этого древнего греческого города. Был построен в 4 веке до н. э. Амфитеатр мог вместить примерно 5 тысяч человек. Но сейчас он в плачевном состоянии: наполовину полностью разрушен.

2. Театр в Эпидавре

Греческий город Эпидавр расположен на побережье Арголидского полуострова. Театр в нём, конечно, древний, но сохранился довольно хорошо. Построен он был в 4 веке до н. э. Всего в нём 55 зрительских рядов и может разместиться более 20 тысяч человек. А главная особенность греческого театра в Эпидавре — акустика. Шёпот со сцены можно отчётливо услышать на самых последних рядах.

греческие театры3. Одеон Герода Аттического

Этот древнегреческий театр также расположен на южном склоне Акрополя. Он был построен знатным гражданином Греции Геродом Аттическим в 161 году до н. э. Театр был построен в память о рано скончавшейся жене Герода Регилле. Здание было рассчитано 5 тысяч зрителей и до наших дней почти сохранился в своём первозданном виде. На его сцене по сей день проходят спектакли и концерты.

 

drevniy-egipet.ru

ТЕАТР АНТИЧНЫЙ | Энциклопедия Кругосвет

ТЕАТР АНТИЧНЫЙ, понятие античного театра включает в себя историю театра античной Греции, театра эпохи эллинизма и театра древнего Рима. Древнегреческий театр генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник. В эпоху правления Перикла в Афинах малоимущим даже выделялись деньги на посещение театра.

 

Дионис (Вакх – второе название бога) в греческой мифологии земледельческий бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Симелы, ставший одним из важнейших в пантеоне античных богов, символ умирающей и возрождающейся природы. Диониса отождествляли с египетскими богами Осирисом, Сераписом и Амоном, древнеиранским Митрой, Адонисом, римским Либером, имевших в мифологии аналогичное значение. Дионис принадлежал к типу страдающих богов, поэтому связанные с ним сказания и мифы давали богатый материал для воспроизведения их в живом действии. С 534 до н.э. - года включения культа Диониса в государственную религию, празднества (мистерии) Дионисии стали ежегодными. В том же году выступил первый из известных нам драматургов Феспид. В марте с приходом весны в течение трех дней разыгрывались Великие Дионисии, где показывались трагедии и сатировские драмы. В январе - Ленеи, когда ставились комедии и в декабре - сельские (малые) Дионисии, праздник пробы молодого вина, когда повторялись представления, показанные в марте. На главном празднике - Великих Дионисиях в марте, когда природа пробуждалась после зимы, разыгрывалось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был послан на воспитание. Отсюда берет начало название западноевропейского карнавала (от лат. carrus navalis т.е. корабельная телега). Спутниками Диониса были сатиры и силены, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами. Козел - непременный персонаж в мифологии Диониса. Трагедия по-гречески - песнь козлов (трагос и оде). Аналогично комедия производится от космос и оде - песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты троянского и фиванского циклов. Хор сатиров заменил хор людей - появилась сатировская драма, новый жанр (создатель поэт Пратин, 6-5 вв. до н.э.). Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии - тетралогии.

В Афинах Великие Дионисии начинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров, менад, бассаридов с жезлами, увитыми плющом, в рощу Академа, известную тем, что в ней располагалась школа философа Платона. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия (известна с 6 в. до н.э.), от фаллических песен – комедия (известна с 5 в в. до н.э.). На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города. До нас дошли древнейшие памятники античного театра в Афинах, в Помпеях, в Аммане (Иордания). Самый крупный театр 350–330 вв. до н.э сохранился в Эпидавре на Пелопонессе.

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: орхестры с алтарем Диониса посередине, театрона, который располагался в виде спускавшегося к орхестре амфитеатра, и скены. Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Зрительские места назывались театрон (от theasthai – смотреть). Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан.

Скена (в переводе с древнегреческого «палатка») – пристройка, место для бутафории, реквизита и переодевания актеров, примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, изображая здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре (параскениями). То, что происходило за сценой, показывалось с помощью особой машины, которая выдвигалась из здания скены – эккилемы. Изобретение декораций традиция приписывает Софоклу: это были разрисованные доски, выдвигавшиеся из параскениев. Позднее появились проскении, пристройки к сцене на столбах, соединявшиеся с орхестрой деревянным мостиком (в переводе «место, с которого говорят»). Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. В греческом театре была и несложная техника: особые подъемные механизмы обеспечивали появление богов – вершителей судеб – и появление актеров из-под земли по т.н. Хароновой лестнице (Харон – перевозчик в страну мертвых), т.е. из подвала через люк в полу.

Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек, при Софокле – из 15. В комедии хор состоял из 24 человек и делился на две части – полухории, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля. Постоянное присутствие хора требовало, чтобы действие не выходило за пределы одного дня. Отсюда французские классицисты 17 в. вывели правило единства времени и места. Постепенно функция хора сокращалась за счет увеличения нагрузки актеров. Первоначально актерами были авторы-драматурги, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом. Протагонист являлся своего рода антрепренером, именно он приглашал двух других актеров. У Эсхила хор во главе с корифеем играл ведущую роль. Софокл сократил хоровые части и увеличил число актеров с одного до двух, большое значение приобрел диалог. Еврипид ввел третьего актера. Четвертый актер появлялся в исключительных случаях. Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. К ним в последствии прибавились статисты – лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Например, после ослепления Эдип выходил в новой маске. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

Начиналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалой во главе. По мере развития древнегреческого театра удельный вес актера в спектаклях возрастал, хора – сокращался. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.

Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора – пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, – парод (проход), дальнейшие диалоги – эписодии (привходящие), заключительная часть драмы – эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора – вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы – deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.

Поскольку театр в Греции вырос из государственного культа почитания покровителя бога земледелия, то само государство принимало участие в организации театральных представлений. Архонты и хореги – должностные лица – организовывали весь театральный процесс: искали авторов, актеров, выплачивали им гонорар, вкладывая в это свои средства. Расцвет античного театра совпал с расцветом демократии, философии, изобразительного искусства, литературы в эпоху Перикла, когда творили Софокл и Еврипид, создатели великих трагедий. На Великих Дионисиях в марте им отводилось главное место. В виде тетралогий трагедии с заключающим их сатировскими драмами распределялись на три дня, после них ставились комедии. Все театральные постановки с 508 до н.э. проводились в виде состязаний – агона. Комиссия во главе с архонтом выбирала победителя, венчала его венком из плюща и увековечивала его имя протоколом на мраморной плите – дидаскалиях. В основе оценок спектаклей – непосредственная реакция зрителей, чьи аплодисменты, свист или крики возмущения сопровождали действие (театральную прессу заменял обмен мнениями на рыночной площади и в цирюльне). Эсхил – отец древнегреческой трагедии, талант которого необычайно высоко ценился, в театральных состязаниях не избежал поражений, и по этой причине был вынужден переселиться из Афин в Сицилию. Софокл, считавшийся баловнем судьбы, одержал 24 полные победы. Меньше всего побед одержал Еврипид. Несмотря на это памятники в театре Диониса в Афинах поставлены всем троим.

Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, в век Перикла за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. Зрители впускались по билетам, на которых обозначались не отдельные места, а клинья, на которые разбивался театр лучеобразными лестницами, в которых граждане размещались по филам (Аттика делилась на 10 фил). Женщинам и детям считалось неприличным присутствовать на представлениях комедий, т.к. в них часто допускались непристойные шутки. Например, у Аристофана содержались многочисленные намеки и пародии на современную литературу, философию и явления общественной жизни.

Расцвет афинской драматургии (5–4 вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы. Одновременно творил Аристофан – отец комедии, из произведений которого многое стало известным об особенностях греческой политической и культурной жизни.

Трагедии Эсхила отражали проблемы, волновавшие его современников. К их числу прежде всего относилась проблема рока, т.е. воли богов, возмездия и нравственного долга перед государством (Прикованный Прометей, Персы, Просительницы, Семеро против Фив, трилогия Орестея). Софокла также волновали большие философские и политические проблемы (Эдип царь, Антигона, Аякс, Филоктет, Электра). Еврипид первым стал изображать людей с присущими смертным недостатками и достоинствами, увлечениями, страстями, толкавшими их на преступления (Алкестиада, Медея, Ипполит, Андромаха, Гекуба, Троянки, Вакханки, Ифигения в Авлиде). Герои Еврипида погружены в себя, в свои переживания, внутреннюю борьбу, все безмерно страдают, поэтому его произведениям свойственен глубокий пессимизм. Ломая старые каноны, Еврипид проложил путь драматургии будущего. Недаром Аристотель назвал его самым трагическим поэтом, а Аристофан презирал за равнодушие к государственным проблемам.

Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами, порой непристойными остротами и эротикой.

Золотой век античного театра длился недолго. Это был именно век. На протяжении 5 в. до н.э театр сложился, вырос и в эллинистическое время (4 в. до н.э.) стал клониться к упадку. Трагический жанр быстро деградировал. У комедии была другая судьба. В эпоху эллинизма древнеаттическая комедия уступила место средней и новой аттической комедии (авторы: Филемон и Дафил). Их произведения дошли в пересказе римских авторов Теренция и Плавта. Крупнейшим представителем комедии в эпоху эллинизма стал Менандр (Дискол-Угрюмец, Третейский суд, Отрезанная коса). Характерной чертой новой комедии стало полное равнодушие к общественной жизни, уход в жизнь частную. Наряду с театром официальным распространились театры бродячих комедиантов – флиаков и мимов. Они разыгрывали примитивные пьески часто непристойного содержания.

У этрусков и римлян, как и у всех народов, существовали обрядовые и культовые песни и игры, бытовал и театр народной комедии, идущий от этрусков театр гистрионов, к греческому миму был близок народный театр ателана (от города Ателлы) с постоянно действующими лицами-масками: глупец Буккон, дурак Макк, простак Папп, хитрец Доссен. Он исполнял веселые народные веселые фарсы. В этой древней комедии масок содержались ростки будущей комедии дель арте. Римляне заимствовали у греков мифологию, пантеон богов, темы драматургических сочинений. Однако, несмотря на прямое заимствование, театр так и не стал органической частью римской культурной жизни. Непрерывно длящиеся войны, в которых участвовали поколения римских граждан, не могли не оказать пагубного влияния на их вкусы и психику. Римские граждане предпочитали грубые зрелища: смертельные схватки гладиаторов друг с другом и с животными на арене цирка. Наиболее известное театральное здание римской эпохи – огромное здание Колизея в Риме, который, в отличие от греческого амфитеатра, имел замкнутую форму и состоял из двух полукружий, его сцена-арена имела овальную форму.

 ИТАР-ТАСС КОЛИЗЕЙ

Поскольку театральное представление не было связано с культом божества, а приурочивалось к праздникам, цирковым представлениям, гладиаторским боям, триумфам и погребениям государственных деятелей, освящениям храмов, то римский театр носил прикладной функциональный характер. Римская республика, а тем более империя, была государством олигархического типа, поэтому развитие культурной жизни также пошло по-другому, что сказалось и на театре. Он не мог пустить глубокие корни при таких условиях. Иным, чем в Греции, был статус актера. В отличие от греческого, он не был полноправным членом общества и его профессия презиралась.

Организация римского театра имела свою специфику. Хор не участвовал в представлении, актеры не носили масок. Проблематика римской драматургий не поднималась до нравственной высоты древнегреческой. До нашего времени полностью дошли сочинения лишь двух драматургов: Плавта и Теренция, комедиографов, один из которых происходил из низших слоев общества, а другой был рабом, отпущенным хозяином на волю за талант. Сюжеты их комедий были почерпнуты из пьес новоаттической комедии, их главный герой – ловкий пронырливый раб (Близнецы, Клад Плавта, коллизии этих пьес впоследствии заимствованы Шекспиром и Мольером). Теренций черпал свои сюжеты из пьес Менандра (Евнух, Братья, Самоистязатель, Девушка с Андреса, Свекровь) и был известен больше как добросовестный переводчик, нежели оригинальный драматург. Трагический жанр представлен только произведениями Сенеки, философа-стоика, который писал пьесы на мифологические сюжеты для узкого круга избранных, и они, строго говоря, не имеют отношения к театру.

С утверждением Римской империи большое распространение получают пантомимы. Тем не менее римская драматургия оказала большое влияние на драматургию нового времени периода классицизма: Корнеля, Расина (в послеантичной Европе греческий язык был известен немногим).

Говоря о феномене античного театра, имеется в виду прежде всего «греческое чудо» и молодость греческой цивилизации. Простота и классическая ясность греческой культуры – наследие, которым до сих пор пользуется не только европейская, но и мировая культура.

Елена Ярошевич

 © DeA Picture Library/G. Dagli Orti ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР, Калабрия, 700 до н.э.АНТИЧНЫЙ ТЕАТР (Босра, Сирия)

www.krugosvet.ru


Смотрите также