Искусство древнего Египта: росписи. Роспись древняя
NoZDR - Роспись и живопись
Страница в процессе разработки, поэтому для некоторых видов росписи и живописи есть только заголовки :)
Роспись
Роспись - это искусство декорирования кистью и красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Живопись пространственно отражает на холсте окружающий мир. Роспись же более проста, символична, осязательна и неотъемлема от украшаемого изделия. Это один из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей росписей. Вот некоторые из них.
Архангельского края
Архангельский край богат на разные виды росписей. Ниже перечислены росписи Архангельского края, представленные на этой страничке:
Вологодские
Нижегородского края
Борецкая
Борецкая роспись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Одна из северодвинских росписей. Существует с XVIII века. Вначале существовал один центр росписи — село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся чёрным контуром. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.
Великоустюжская
Еще в XVI веке Великий Устюг стал крупным торговым центром. В период расцвета город был известен уникальными видами народного искусства. Одним из таких видов стала роспись по дереву и бересте. С XVII века многие живописцы из Великого Устюга работали по вызову в Москве на царских заказах. Так в 1669 году художники из Устюга писали травы в Коломенском дворце, поэтому таких художников называли «травниками».
В Устюге была своя школа иконописи. Художники писали иконы по заказу церквей и монастырей, они же украшали росписью бытовые вещи для горожан. Расписывали бытовые предметы, как и иконы, яичной темперой. В отличие от иконописных заказов, где художники должны были точно следовать установленным церковью канонам, при росписи бытовых предметов они рисовали все, что хотели: что видели вокруг себя и что поражало их воображение. В основе великоусюгской росписи лежит растительный орнамент. Главный элемент в этом орнаменте — незаменимый цветок тюльпана.
В традициях великоустюгской росписи доминирует золотистый или белый фон. Цветовое решение — охристо-желтый, красно-коричневый, зеленый — синий. черная графика. В росписи выделяется три вида: сундучная, коробеечная (менее детальная и объёмная), сложноорнаментальная роспись (многоцветное узорочье беспокойных, динамичных орнаментальных композиций, составленных из переплетающихся стилизованных цветов и трав).
(фотографии с сайта https://store.russianarts.online)
Верхнеуфтюжская (Уфтюжская)
Владимирская
Волховская
Вятская
Гаютинская
Гжельская
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. Добыча глины в этом районе ведётся с XVII века. Вначале блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда, производимая из местной глины, расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия стали расписывать только синей краской - это стало фирменным стилем гжели, узнаваемым во всём мире.
Глубоковская
Городецкая
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Гуслицкая
Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица — так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области). В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье. В 60-70-х гг. XIX в. в слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П. Пискунова. В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. «Гуслицкая» манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи — сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.
Жостовская
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Считается, что жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Заводчики Демидовы внедряли там этот промысел. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.
Каргопольская
Карельская
Кемеровская
Киевская
Кичменгско-Городецкая
Курская
Липецкая
Междуречья
Мезенская (Палащельская)
Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в Архангельской области. Центром возникновения считают село Палащелье на реке Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета. Классический вариант - на охристой поверхности (обычно незагрунтованное дерево) террактовая (красная) роспись с чёрными оживками. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
Нижнетагильская (Тагильская)
Нижнетоёмская
Онежская (Олонецкая)
nozdr.ru
Росписи. Величие Древнего Египта
Живопись в Египте всегда была неотъемлемой частью архитектуры и никогда не была самостоятельным видом искусства. Вся скульптура, круглая и рельеф, раскрашивалась без градаций оттенков, фигуры обводились контурами. Эти изобразительные принципы использовались также в стенной живописи, которая в эпоху Древнего царства была тесно связана с рельефным искусством. Именно в этот период распространились два основных вида техники стенной росписи: темперой по сухой поверхности и вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления.
Самым ранним примером египетской живописи служат росписи гробницы в Иераконполе, относящейся к додинастическому периоду (предположительно герзейскому). Эти росписи, представляющие огромный интерес для археологов, настолько примитивны, что едва ли могут считаться искусством. Они упоминаются здесь только по той причине, что являются самым ранним из известных примеров живописных работ и, вероятно, самыми ранними в этой колыбели цивилизации, Восточном Средиземноморье.
Не сохранилось росписей времен I и II династий, но роспись в гробнице Нефер-маата, относящейся к III династии, показывает, что мог сделать египетский художник, имеющий в своем распоряжении крайне ограниченные средства. Художник изобразил гусей и, несмотря на примитивную технику – только контуры птиц, закрашенные в естественный цвет, и небольшие пучки травы, – картина в целом производит впечатление. Росписи в гробнице Хесира, относящейся тоже к III династии, на которой изображены разные предметы домашнего обихода, представляют интерес только для археологов. Росписи в гробницах Древнего царства не представляют художественной ценности, но заслуживают внимания с точки зрения цветовой гаммы.
До нас не дошли живописные работы эпохи Среднего царства, но сохранились росписи в гробницах номархов Менат-Хуфу (современный Бени-Хасан). Их делали местные художники, чье мастерство не идет ни в какое сравнение с художниками Мемфиса. Их попытки представить туловище в профиль не увенчались успехом, но их росписи отличают яркие краски и красивые узоры. В этот период живопись начинает заменять рельефы, возможно из-за дешевизны и в целях экономии времени.
В период правления XVIII династии основное место в украшении храмов и гробниц отдается росписям. Они украшают гробницы фиванских вельмож и чиновников. Аменхотеп II ввел моду украшать стены гробниц росписями, и этот обычай сохранялся до конца правления XX династии. Стены погребальной камеры Аменхотепа II выкрашены в цвет папируса, и на этом желтоватом фоне зелеными иероглифами написаны религиозные тексты. Темно-синий потолок усыпан светящимися звездами. На колоннах сохранились изображения фараона, приносящего жертвы Осирису, Анубису и Хатхор. По прошествии времени фараоны внесли изменения в оформление своих усыпальниц, и художники, изображая религиозные сцены, получили возможность использовать самые яркие краски палитры. Усыпальница Сети I – прекрасный пример такого оформления гробниц. Росписи подробнейшим образом рассказывают о плавании солнечной ладьи через двенадцать ночных часов по подземному Нилу. Художник изобразил бога Ра с головой барана, стоящего в окружении богов и богинь на ладье, завершающей ночное путешествие по подземному миру и вот-вот готового взойти на небо; астрономические созвездия и небесные светила, выполненные в виде диковинных зверей; египтян и известных им народов. Благодаря росписям погребальной камеры гробница Сети I по праву считается жемчужиной Долины царей.
В Телль-эль-Амарне, как и следовало ожидать, живопись претерпела коренные изменения, но здесь влияние Эхнатона пошло на пользу. Живописцы, в отличие от скульпторов, подхватили новые идеи. Они изображали животных в движении, использовали в качестве фона красивые цветы и растения для украшения храмов и дворцов Ахетатона, новой столицы, построенной Эхнатоном. Сохранился фрагмент росписи нижней части стены дворца в Телль-эль-Амарне, на котором изображены две сидящие у ног матери принцессы, дочери Эхнатона. Художник пытался обойти на тот момент непреодолимое препятствие: изобразить объемный предмет на плоской поверхности. Он попытался решить эту задачу, затемнив верхние части фигур и высветлив нижние.
В Поздний период росписями покрывали деревянные стелы, на которых обычно изображали подносящих приношения богам или умершим родственникам. Эти росписи, примитивные с точки зрения композиции и рисунка, поражают цветовой гаммой; чувствуется, что египетские художники были хорошими колористами. Что касается пейзажной живописи, то известна единственная роспись, относящаяся к этому периоду. На ней изображена гробница женщины по имени Зед-Амон-анх на краю пустыни; на переднем плане финиковые пальмы и сикомор; на заднем плане за гробницей возвышается утес. Фигура плакальщицы несоразмерно большая, но надо понимать, что с точки зрения египтянина без нее эта сцена не имела бы никакого смысла.
Обнаружено большое количество рисунков на папирусах начиная с периода правления XVIII династии, но особенно много относящихся к Позднему периоду. Среди этих изображений, описывающих приготовление и проведение погребения, работы по снабжению покойного и его кормление, моление богам, есть сцены, описывающие путь умершего в царство Осириса и пребывание в нем. Эти иллюстрации «книг иного мира», зачастую раскрашенные, демонстрируют филигранную работу живописцев.
Поначалу греческое искусство, которое появилось в Египте вместе с налаживанием торговых отношений между Грецией и Египтом, практически не оказало влияния на египетское искусство. Когда греческое влияние действительно сказалось на египетской скульптуре, так это при Птолемеях; о живописи ничего сказать нельзя, поскольку не сохранилось никаких живописных работ. Только в римский период опять появились росписи, причем только в одном районе страны, в Фаюме, там, где Птолемеи основали поселения для иностранных наемников и обитавших в Дельте греков. Фаюмские портреты – это синтетический сплав греческой и египетской культур; египетской, поскольку они использовались в египетском погребальном обряде, придя на смену портретным саркофагам, а греческой – по стилю, настроению и, возможно, по технике.
При римлянах, похоже, полностью исчезло исконно египетское искусство, впрочем, как и древняя религия и письменность Египта. В погоне за чужими художественными идеями и методами художники превратились в копировщиков, вместо того чтобы оставаться творцами. Однако с введением христианства появляется новое направление в искусстве, настолько тесно связанное с древним, что возникает вопрос: было ли это действительно новое направление или возрождение древнего искусства? К тому времени коптские художники научились рисовать человеческую фигуру анфас и активно использовали вновь обретенную способность. Но нельзя не заметить, что прекрасные образы, строгие линии и выражения лиц имеют огромное сходство с творениями древних художников. Эти работы напоминают и работы византийских мастеров. Однако расцвет византийского искусства произошел значительно позже, а значит, можно предположить, что византийские художники черпали вдохновение в египетском искусстве. На протяжении столетий византийское искусство оказывало огромное влияние на европейское искусство, но похоже, подобно искусству многих стран, взяло свое начало в долине Нила.
Сложившиеся в древности каноны и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, утверждения поз и жестов в круглой скульптуре. Однако, создавая рисунки на папирусе, художник вел себя более легкомысленно. Привлекает внимание детальный чертеж двери. Интересны наброски сцен повседневной жизни. Они дают более четкое представление о художественных способностях египтян, чем многие рисунки и росписи.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
Самая древняя роспись на стене монументальная жвопись
Роспись пещеры Альтамира
В 1879 году в пещере Альтамира на севере Испании, в провинции Сантандер впервые были обнаружены настенные рисунки времен эпохи палеолита. Ученые установили, что на каменных стенах пещеры присутствуют несколько археологических слоев. Самые ранние рисунки были выполнены более 18 тысяч лет назад!
На потолке пещеры Альтамира более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили более 150 рисунков: бизонов, лошадей, оленей, кабанов и колдунов получеловеческого, полуживотного облика. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися, бегущими, лежащими или ранеными. Но какая-либо общая композиция отсутствует, так что многие изображения накладываются одно на другое. Наскальная живопись была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей почти на 380 м. Некоторые рисунки, оставленные на потолках ее низких коридоров, удобнее рассматривать лежа на спине (так говорится в путеводителях). В отличие от более древних наскальных рисунков, выполненных в простейшей контурной манере, изображения в Альтамире имеют темный контур, и закрашены красной и желтой красками с различной силой тональной насыщенности, что придает фигурам объем.
Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит, пиролюзит и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит), марганца (псиломелан) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).
Росписи пещеры Альтамира - яркий пример монументального первобытного реализма. Долгое время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры как подделку, но в начале XX в. подлинность ее была окончательно доказана.
История научного открытия палеолитической живописи драматична. В 1868 г в узкую трещину на склоне холма Альтамира попала собака. Чтобы вызволить ее, хозяину пришлось раскидать немало камней, открыв вход в таинственное подземелье. Владелец собаки, адвокат Марселино Саутуола начал его исследование и вскоре обнаружил грубые каменные и костяные топоры, ножи, молотки. Но только в 1879 г его шестилетняя дочь Мария увидела на плоскости нависающего свода рисунки. Выдающиеся археологи того времени не признали подлинности находок Саутуолы, и в 1888 году, осмеянный и забытый, Саутуола скончался. Только в 1902 г его открытие признали и публично извинились.
Признание Альтамиры вызвало "цепную реакцию открытий". В 1901 г была обнаружена пещера Комбарель с гравированными фигурками зверей (14 мамонтов, 3 северных оленя, 2 бизона, 90 других животных) и Фонт-де Гом (гравировки и многоцветные изображения двухметровых зубров, мамонтов, северных оленей). В 1912 г в пещере "Трех братьев" (сыновей французского археолога Бегуэна) - рисунки оленей и человека в маске. В 1940 г - непревзойденная Ласко с монохромной и полихромной росписью изображений диких лошадей, быков, оленей, горных козлов, мужчины с птичьей головой, лежащего перед убитым им бизоном.
Только во Франции сейчас известно более 130 пещер с позднепалеолитической живописью. Открыты они и в других странах: Испании (Гибралтарская), Греции (Левкадская), Италии (Басуа), Румынии (Пэдуря), России (Капова, Игнатьевская, М. Сыя), Монголии (Гурван Цэнхэр), Индии (Бимбетка, Кришны ) и др. Поражает близость датировок рисунков: 35-10 тыс. лет до н. э. Правда, и здесь иногда бывают непонятные исключения. В 1971 г в Западном Иране отрыта значительно более древняя позднепалеолитическая живопись (60-40 тыс. лет). Приведенные данные убедительно свидетельствуют об отсутствии одного центра формирования культуры первобытного человека. "Школа живописи" находилась не только в окрестностях Пиренеев. Она имела "филиалы" в Кантабрийских и Динарских горах, на Урале и в отрогах Гималаев, на Кавказе, Эльбрусе... В 1985 г. сенсационное открытие на берегу Средиземного моря сделал аквалангист А. Коске. На глубине 36 м он обнаружил щель в скале, обрамленную кораллами и водорослями. Наклонный тоннель через 150 м вывел его в большой зал. В 1990-1991 гг на его стенах были найдены изображения человеческих рук, десятки рисунков лошадей, бизонов, тюленей...
Знаменитые художники Греции
Праксителя спросили: «Какие твои статуи больше тебе нравятся?» Он ответил: «Те, которые расписывал художник Никий».
Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела - в телесный цвет, одежда - в красный и синий, оружие - в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезались, а писались по мрамору краской. Храмы тоже не были целиком белые: фриз и фронтоны раскрашивались, обычно в синий цвет, и на этом фоне, как живые, выступали статуи и барельефы.
Самыми знаменитыми в художественной росписи стен были две пары соперников: в V веке Зевксис и Паррасий, в IV веке Апеллес и Протоген.
Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого росписи под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало - на стене была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию. "Не могу, - ответил Паррасий, - оно-то у меня и нарисовано". Зевксис склонил голову. "Ты победил! - сказал он. - Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца".
Зевксис недаром выбрал предметом для своей картины виноградную гроздь: это он умел изображать как никто другой. Однажды он написал мальчика с гроздью в руках, и опять птицы слетелись клевать ягоды, а народ был в восторге. Недоволен был только сам Зевксис. Он говорил: "Значит, я плохо написал мальчика: если бы мальчик был так же хорош, птицы боялись бы подлетать к ягодам".
У Апеллеса с Протогеном было необычное состязание. Апеллес, желая увидеть картины Протогена, приплыл в Родос и сразу же направился в мастерскую художника, но не застал его дома. Он взял кисть, набрал желтой краски и провел по его стене тонкую-тонкую черту. Вернувшийся Протоген воскликнул: "Только Апеллес мог писать так тонко!" - схватил кисть и провел поверх Апеллесовой черты свою, более тонкую - красную. На другой день опять пришел Апеллес, увидел эту черту и вписал в них еще одну, черную, самую тонкую и тогда Протоген признал себя побежденным. Кусок стены, где состязались два художника, потом вырезали и бережно хранили. В галерее римского императора Августа среди многофигурных мифологических картин этот белый квадрат с тремя цветными линиями казался совсем пустым - и оттого вызывал особенный восторг.
Когда Апеллеса спрашивали, кто пишет лучше, он или Протоген, Апеллес отвечал: "Владеем кистью мы одинаково, но класть кисть вовремя лучше умею я". Это означало, что слишком долгая работа над картиной бывает вредна. Правилом Апеллеса было: "ни дня без черты!"
Однажды Александр Македонский посмотрел на свой портрет на коне и стал критиковать. А конь Александра посмотрел на нарисованного коня, потянулся к нему и заржал. "Видишь, царь, - сказал Апеллес, - конь твой разбирается в живописи лучше, чем ты".
Литература: Михаил Гаспаров Занимательная Греция
Рубрика: монументальное искусство, самая древняя роспись на стене
www.art-spb.ru
Что такое роспись в Древнем Египте? Давайте узнаем
Египет - это загадочная страна, которая привлекает многих своим историческим и культурным наследием. Помимо величественных пирамид и папирусов культуру Древнего Египта хорошо характеризуют еще и росписи на стенах, которые рассказали исследователям практически обо всех аспектах жизни египтян. Если вы хотите узнать больше об этой стране, то вам просто необходимо изучить, что такое роспись в Древнем Египте. Давайте разбираться.
Рельефы и росписи Древнего Египта
Наверняка общее представление о рельефах Египта имеется у каждого. И это не удивительно, ведь что такое роспись в Древнем Египте? По сути она представляла собой строго отпределенные картины. Так, все люди изображались здесь строго лицом, руками и ногами в профиль, а телом в фас. Такое изображение, по мнению египтян, наиболее точно позволяло передавать пропорции и особенности человеческого тела. В первую очередь рельефы относились к духовной жизни общества, что позволило сохранить каноны неизменнными на протяжении практически 2,5 тысячелетий.
Наивысший пик расцвета этого искусства пришелся в Египте на 14 век до н.э. Египтяне тысячелетиями оттачивали навыки изображения, что в конечном итоге позволило им создать самые точные и четкие линии и повторяющиеся изображения.
Что изображали росписи
Самое частое изображение в Древнем Египте - это картины загробной жизни. Однако наряду с ними можно найти рисунки, которые и помогли исследователям узнать больше о жизни древних египтян. Так, в храмах и сооружениях можно увидеть картины бытовой жизни, такие как, например, сбор урожая, охота, рыбалка, приемы пищи, поклонение богам, отдых знати и прочие действия в полной детализации. Неизменным было одно - хозяин гробницы всегда присутствовал на рисунках и хотя бы на одном из них был представлен на пиру.
Для того чтобы подчеркнуть важность того или иного человека, его изображение увеличивали по сравнению с остальными. Так, самыми большими фигурами являлись боги и фараоны, вельможи - чуть меньше, а крестьяне были самыми маленькими.
Где выполнялись росписи
В первую очередь росписи выполнялись в гробницах, именно поэтому основным их мотивом были представления египтян о загробной жизни. Такие изображения выполнялись в ярких красках, как, например, в гробнице фараонов и знатных людей, однако могли быть просто выбиты на скалах захоронений более бедных слоев населения. При этом сама поверхность гробницы большой роли не играла - будь то песчаные блоки или внутренность пещеры.
Что такое роспись в Древнем Египте - это искусство, которое, прежде всего, было расчитано не на зрителя, ведь зачастую настоящие произведения искусства расположены в местах, куда доступ обычным людям был запрещен.
Также настенные росписи Древнего Египта делались в храмах, посвященных различным богам. В этом случае они рассказывали уже о мифах, легендах и представлениях египтян о том или ином божестве.
Как египтяне делали росписи
Для того чтобы понять, что такое роспись в Древнем Египте, необходимо узнать, как они изготавливались. Первоначально египтяне делали углубления в качестве контуров рисунка, а затем при необходимости заполняли их красками. Причем краски использовали только натуральные и естественных цветов: красные, желтые, зеленые, синие и черные. Этого вполне хватало для того, чтобы выразить намерения автора. Причем цвета выражали не только тот или иной оттенок, но передавали саму душу окрашенного объекта. Так, например, зеленый цвет служил олицетворением добра.
Изготовление росписи шло в три этапа: первоначальная роспись, вырезание углублений и окончательная роспись. Как ни странно, некоторые росписи сохранили свой цвет даже до наших дней.
fb.ru
На Русском Севере пишут по-пижемски
Ещё по теме славянской и русской культуры, а также русские народные промыслы
Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками.2.
3.
Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Есть данные, что росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме - большом селе, где шла переписка книг.4.
5.
Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.6.
7.
Геометрические узоры - линии, точки, крестики - имели глубокий смысл для древнего человека, который украшал свои предметы быта. Изучением этих символов занимались такие известные ученые как: Б. А. Рыбаков, В. П. Даркевич, А. К. Амброз. Они указывают на то, что прямая линия может обозначать твердь небесную и твердь земную. Плавная линия обозначает воду, крест - символ огня или солнца. Ромб это земной знак, точки - семена, а ромб, разделенный крестом с ростками на краях, - это символ изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи. Незнание законов природы вызывало страх перед стихийными бедствиями, и человек, изображая эти символы, пытался таким образом защитить себя от сил природы, т.е. символы были не только украшением предметов быта, но и являлись оберегами.8.
9.
На Печоре широко распространены расписные короба с довольно простыми орнаментальными узорами, - типичные мезенские изделия из села Палощелья. Сюда, на Печору, их регулярно завозили зимней дорогой через непроезжую в другое время года тайболу. Но есть на Печоре и своя роспись коробов и сундуков. Оригинальный орнамент этой росписи не похож ни на какой другой русский орнамент. В нем нет ничего общего даже с местной же росписью ложек в Скитской, Замежном и Усть-Цильме. Узор печорских сундуков напоминает пучки трав, связанных в узлы. Ритм этого орнамента строгий, упругий, вполне подходящий к суровым географическим условиям печорского края. Мастерами этой росписи были: И. С. Мяндин, П. А. Мяндин, С. И. Мяндин, Н. И. Носов, Ф. С. Бобрецов, А. А. Вакуев, А. М. Бажуков, О. С. Аншуков, С. С. Чупров.10.
11.
Федор Осипович Аншуков жил в деревне Скитской (на месте древнего Великопоженского общежития, где, очевидно, существовала школа переписчиков книг). В молодости Аншуков слыл удачливым охотником, а под старость перешел на ложкарное дело. Его роспись отличалась тонкостью и изяществом. Больше чем другие "писари" он любил применять зеленую краску (а не только черную и красную). Иногда этот мастер подписывался. Умер Ф. О. Аншуков в 1946 году.
Ремесло. Пижемская роспись___
Народный мастер России - Ольга Шелепеева знакомит с удивительной росписью по дереву - пижемской росписью
Из комментариев к статье: — На Печоре круг декорируемых расписываемых изделий чрезвычайно широк: посуда (ложки, солонки), орудия труда и быта (каталки, швейки, грабли, хомутные клещи), инструменты, предметы для игр (бачевые палки) и орудия охотничьего промысла (ложи ружей).
Прежде всего, следует отметить общую тенденцию формообразования расписываемых предметов быта. Это следование древнерусским новгородским традициям, где производство деревянной посуды существовало еще в домонгольский период. Ложки широко использовались в быту россиян и имели весьма разнообразный вид, формы их и орнаментика так богата, что в целом они дают яркую картину художественного уровня мастерства. Судя по некоторым этнографическим источникам, орнаментированная, раскрашенная ложка играла важную роль в свадебном обряде. Ложка, изготовленная из дерева, имела недолгий срок и требовала частых замен, в связи с этим, на Печоре в среде старообрядцев имелось несколько комплектов посуды. Так, кроме индивидуальной посуды для каждого члена семьи имелась отдельная посуда для иноверцев, которую хранили отдельно, обычно за печкой, специальная посуда для поминальных трапез.Пижемские ложки изготавливались ручным способом при помощи топора и ножа-резака. По размерам, форме и назначению делятся на два типа: ложки собственно для еды - "пижемки", они удивительно изящны по форме и пропорциям и черпаки - "ластовицы", которые используются в качестве поварешки. Верхняя часть ложки чаще выполнялась в виде вытянутого овала, небольшого по глубине (по сравнению с известной хохломской ложкой) или имела каплевидную форму и гармонично соединялась с плоским черенком: пижемские ложки "разливистые", в форме овального лепестка, черенок у них щепной.Своеобразную форму "пижемки" завершает горбоносый переход черенка в лопастку - так образно характеризуются изделия "ложкарей села Замежное" в книге "Современное народное искусство". В целом, ложка-"пижемка" являет собой один из образцов ложек, найденных при раскопках в г. Новгороде. Вторая разновидность ложек - "ластки" или "ластовицы" связана с несколько иной функцией, а именно с зачерпыванием пищевых продуктов, поэтому отличается большим размером и несколько иной формой: верхняя часть-черпак более глубокая, ручка круглая несколько изогнутая и заканчивается крючкообразным завершением для подвески.Обе разновидности ложек не претерпели каких-либо изменений в течение почти двух веков и до сих пор соблюдается «дедовский способ» изготовления ложек; при этом у каждого мастера была своя форма ложки и только ему присущая роспись. В прошлом сравнивали красоту девушки с изящностью пижемской ложки: "Молодка уж така баска, как пижемска ложка».Дописточник иллюстраций: Роспись по дереву / ВК || Пижемская роспись / ВК || Энциклопедия Технологий и Методик
Александр Родин«Славянская культура», 14 марта 2015
yarodom.livejournal.com
Искусство древнего Египта: росписи
В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Эти представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Главными были “Ка” и “Ба”. “Ка” являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. В культе мертвых “Ка” занимала очень важное место. Гробницу умершего называли “домом Ка”, жреца, который совершал погребальные обряды, называли “служителем Ка”. “Ка” делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. “Ба” означало то, что можно назвать “чистым духом”. Он покидал человека после его смерти и направлялся на небеса, это была внутренняя энергия человека, его божественное содержание. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Такое право имели только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах гробницы: считалось, что фараон забирает их с собой. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Под этим подразумевалось решительно все, чем покойный пользовался при жизни: жилище, пища, слуги, рабы и предметы первой необходимости. Но, прежде всего, нужно было сохранить невредимым тело — обезопасить его от всяких посторонних воздействий. Только при условии полнейшей сохранности тела “Ба” душа умершего могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Эти представления и породили два следствия: бальзамирование трупов и постройку гробниц, напоминавших скорее крепости. Каждая пирамида должна была служить защитой для запрятанной в ней мумии от любого возможного врага, от любых дерзостных поступков, от нарушения покоя.
Египтяне всю жизнь готовились к смерти, а свои гробницы они строили так долго, что на это уходил труд многих поколений. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу - дом смерти. Колоссальные усилия всего населения страны уходили на то, чтобы соорудить фараону храм вечности. Все виды искусства присутствовали в заупокойных храмах: и живопись, и скульптура, и различные орнаменты, все было направлено к тому, чтобы на том свете, в загробной жизни фараон чувствовал себя так же хорошо, как и на этом. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Для этого египтяне стали делать мумии. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Простым людям не строили пирамид. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Это слово так и осталось в истории искусства, означая древнюю форму египетского захоронения.
Постройка даже средней пирамиды была непростым делом. Приходилось посылать целые экспедиции, чтобы доставить на плато Гизэ или плато Саккара гранитные и алебастровые блоки. С начала Нового царства фараонов стали хоронить в Долине царей к западу от Фив, где образовался новый некрополь. Всего пирамид насчитывается около восьмидесяти. Совсем недавно, в 1952 году, египетский археолог Мохаммед Закария Гонейм открыл еще одну не известную доселе пирамиду в Саккара, в двадцати километрах от Каира!
Самая древняя пирамида — пирамида фараона Джосера — была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, о нем складывали легенды, его труды и книги в течение тысячелетий имели огромный авторитет. Имхотепа считали магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды Джосера, находилось на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Стена была усилена башнями и разделена плоскими выступами, в ней было четырнадцать ворот, настоящими были только одни. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты.
Сама пирамида находилась в середине комплекса, высота ее — 60 метров, она имела основание со сторонами 118х140 метров. Строительные работы на отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Некоторые помещения были выложены голубыми изразцами, которые создавали видимость небесного свода в верхней части стены и на потолке. Археологами были обнаружены три барельефных изображения фараона Джосера: он изображен во время религиозных обрядов. Под землей, у восточной стороны пирамиды, были заготовлены одиннадцать узких погребальных камер. Они располагались на глубине 33 метров. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей.
Пирамида фараона Джосера похожа на шесть мастаб, поставленных одна на другую, ступенями поднимающихся к небу. Что это было - ступени к небу, к богу или это был прообраз первичного холма Бен-Бен, с которого, по верованиям древних египтян, началась вся земля. Скорее всего, это было и то, и другое. Боги всегда находились наверху - на небе, а первичный холм Бен-Бен в виде треугольника стал самой главной символической формой для древних египтян. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. В нее никто после похорон не мог попасть, да и не должен был тревожить прах фараона, который будет лежать там вечно. Огромный храм вокруг пирамиды был построен для того, чтобы современники и последователи фараона могли приносить ему свои дары, молиться о его вечной жизни. Храм был обнесен толстой стеной. За ней были молельни с сокровищницами, но входить туда люди могли только в определенные дни очень длинными процессиями. Храм сохранился плохо, но даже сейчас мы можем видеть, как древние египтяне высекали из каменных стен полуколонны, которые отличаются от привычных форм.
Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян - лотос и папирус. Колонны такой формы характерны для всей архитектуры Древнего Египта, для всех храмов: и заупокойных, и посвященных различным богам.
Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру.
Только грани у нее как бы изломанны. До сих пор не понятно, с чем это связано. То ли время, отпущенное на строительство, истекло, то ли материал закончился или изменился угол наклона наблюдения за звездами, а может так и было задумано. Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось.
Самые знаменитые — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до н. э.
На основании своих египетских впечатлений Геродот так рассказывает о строительстве этой пирамиды. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет.
Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Сейчас на ее вершине площадка, на которой во время второй мировой войны располагался английский пост противовоздушной обороны. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, площадь ее более 50 000 квадратных метров.
Пирамида состоит из 2 300 000 кубических блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. По подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и толщиной в 30 сантиметров. Каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а самый тяжелый — 15 тонн, общий вес пирамиды — 5,7 млн. тонн.
“Семь чудес света” - так в античном мире были названы семь знаменитейших в те времена памятников зодчества и ваяния. Одним из чудес были пирамиды Гиза. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид! ".
В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Только с помощью самых современных приборов удалось обнаружить замурованный древними строителями вход в пирамиду. Внутри она прорезана ходами, коридорами, а к самой погребальной камере идет широкая пятидесятиметровая галерея, облицованная гранитом, перекрытая подобием свода, который позволяет стенам выдержать огромную тяжесть каменной массы, давящей на галерею сверху. Древние мудрые строители сделали еще несколько разгрузочных камер, чтобы пирамида была не слишком тяжелой. И, тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина.
Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Древние жрецы вначале выбирали место с достаточно устойчивым грунтом, затем они тщательно выравнивали стройплощадку и точно ориентировали ее по сторонам света, так как главный вход в пирамиду должен был находиться строго на севере. Дальше снаряжалась экспедиция в далекие Ливийские горы, где с помощью очень простого способа высекались огромные каменные глыбы: в трещины вбивали деревянный клин и поливали его водой. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. На лодки из папируса погружали один или два таких камня и начинался священный процесс перевозки камня к месту строительства. Египтяне еще не знали колеса, поэтому, для того чтобы перевезти камни по песку, использовали санки, которые делались из дерева, а полозьями служили бревна. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом.
Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. По мере того, как росла пирамида, пандусы поднимались все выше и выше, как бы опоясывая всю будущую постройку.
Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного - своей прекрасной облицовки. В древности она была облицована белыми плитами известняка, а самая макушка - золотом, которого в Египте было "больше, чем песка морского". Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Облицовка шла сверху вниз, и когда строители достигали земли, пирамида получалась законченной. По мере облицовки пандусы снимались. Пирамида Хеопса тысячелетия оставалась непревзойденным по высоте сооружением, созданным людьми. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. У Нила располагался нижний храм. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма.
Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Он высечен из каменной глыбы и чуть-чуть надстроен. Аллеи таких сфинксов охраняли процессии, двигавшиеся с телом фараона к месту его вечного успокоения. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.
Пирамиды Хефрена и Микерина своими юго-восточными вершинами находятся на одной линии с великой пирамидой Хеопса. Фараон Микерин был не такой значительной фигурой, как Хеопс. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Даже в Древнем Египте вскоре перестали их строить - слишком много на это требовалось материала и человеческих усилий.
В храме фараона Ментухотепа I была построена еще одна пирамида, соединенная с заупокойным храмом в один большой комплекс, находящийся в долине Дейр-эль-Бахри. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. В храме Ментухотепа I мы видим совершенно новые формы: пандусы, открытые дворы, портики с колоннами, выполненными в форме священных растений Древнего Египта. Открытые дворы в заупокойных храмах были похожи на дворы в домах простых египтян, но для фараонов они имели совершенно особое значение. Назывались они хебседными. Хебсед был праздником тридцатилетия правления фараона, когда совершалось ритуальное убийство статуй. Такая хебседная статуя Ментухотепа I сохранилась до нашего времени. Фараон должен был совершить ритуальный бег вокруг двора, чтобы доказать, что он может править Египтом дальше.
Эти же архитектурные формы, только без пирамиды использовали в храме царицы Хатшепсут, в той же долине Дейр-эль-Бахри. На восточном берегу Нила строились храмы, посвященные великому богу Амону-Ра, объединившему весь Египет. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов - Карнак и Луксор. Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. То, что мы видим в Карнаке, вернее то, что от него осталось, впоследствии было использовано практически во всех храмах Древнего Египта. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними - обелиски. Обелиск - это как бы застывший солнечный луч. Обелиски стоят в Париже, в Санкт-Петербурге и в Cтамбуле, но появилась эта форма в Древнем Египте. Что это - скульптура или архитектура, или то и другое вместе? Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Их часто так и называли - колоссы. Они вызывали ужас и трепет даже у древних греков, которые прекрасно владели искусством архитектуры и скульптуры. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами.
Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Сначала процессия попадала в большой, залитый солнцем и окруженный колоннадой перистильный двор. Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. Пройдя дальше, сквозь следующие пилоны, люди оказывались в полутемном помещении, свет в которое лился только через маленькие окошки сверху. Это колоссальный колонный зал - гипостильный зал, центральные колонны которого достигали в высоту более двадцати метров. Свод над ними был расписан как небо - синий с золотыми звездами. Свет солнца преображался, попадая туда, и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника.
Следующий проход тоже шел сквозь пилоны, открытый двор, залитый солнцем, с колоннами и статуями фараонов, и колонный зал. И только потом начинались священные помещения: молельня, сокровищница и собственно храм, внутри которого стояли священные статуя и ладья.
Строительство храмов начиналось именно с этого ядра, из которого по великим праздникам выносилась статуя Амона, погружалась на священную ладью и пускалась в плавание по Нилу. Многие из великих фараонов вносили свой вклад в строительство этого храма, но некоторые из них были беспощадны к творениям своих предшественников. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. А фараон Тутмос III, правящий после нее, оказался таким же безжалостным и разрушил все залы со всеми колоннами и статуями, которые воздвигла эта царица. На колоннах и в залах было очень много надписей. Франсуа Шампольон, великий француз, который в двадцатые годы девятнадцатого века смог дешифровать египетскую письменность, прочитал почти всю историю Древнего Египта - про великие завоевания и походы, победы и поражения, которых было великое множество в этой долгой и длинной истории.
Храм в Луксоре построен был почти так же, как и в Карнаке. Соединены они между собой длинной аллеей сфинксов. Храм в Луксоре - это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Там тоже были гипостильные залы и перистильные дворы, в которых больше ста пятидесяти колонн, высота некоторых из них свыше двадцати метров, а охват - около трех метров. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного - Атона, бога солнечного луча. Он перенес столицу на новое место, построил новый город Ахет-Атон, но его революции скоро был положен конец. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам - пауза.
Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Самое великое, что было создано в его время, - это огромный храм Рамессеум, посвященный культу его божества. Этот храм очень похож на Карнак и на Луксор - с теми же дворами, гипостильными залами, с залом Анналов, где описаны все великие подвиги фараона Рамзеса II.
Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Знаменитым он стал из-за того, что по распоряжению ЮНЕСКО был перенесен на новое место, в связи со строительством Асуанской плотины. Современные строители с большим трудом смогли перевезти огромные камни, которые были высечены из скалы нашими предками.
Этот храм - скальная гробница. У него нет практически никаких наземных сооружений. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Снаружи - только фасад с огромными статуями фараона. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Дважды в год он освещает двух богов из трех, которым посвящен этот храм - статую бога Амона и статую бога Гора. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Их невозможно разделить, потому что они высечены из одной и той же скалы. Только при переносе храма на новое место стало ясно, насколько глубоко сквозь скалы могли видеть древние строители. Они смогли увидеть даже трещину в скале, благодаря которой образовалась естественная опора, не дававшая упасть фасаду. Но ничего более величественного, чем храм в Абу-Симбеле, египтянами больше построено не было.
studfiles.net
Борецкая роспись. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам
Бо́рецкая роспись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века.
История
Вначале, как видно, существовал один центр росписи — село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Впоследствии отпочковались еще два центра: с «пучужской росписью» (центр — в бывшем селе Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и «тоемской росписью» (ещё выше по течению — деревня Жерлигинская).
Лев Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Роспись
Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.
Росписью украшали в основном прялки. Хотя время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы.
Птица Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Красные, зеленые, изумрудные, золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. Выше, вместо крыльца и двери терема, появился пышный цветущий сказочный куст в окружении ярких сказочных птиц.
Тюльпан Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
По древней легенде, «начало всех начал» — это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека.
Элементы росписи на сухарнице Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Легенда
Среди легенд и преданий бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи: «Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские.
Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Великий Новгород.
Марфа Борецкая, якобы, вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст».
Птица на белом фоне Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Сейчас Борок это пристань в Бо́рецком сельском поселении Виноградовского района Архангельской области в 7 километрах от Городка и несколько близлежащих деревень.
Вероятно, среди новгородских и ладожских переселенцев были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.