Что такое античность? Определение. Древняя античность
Античность — Юнциклопедия
Античность (от лат. antiquitas — древность, старина) — цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, исток, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность — средние века — новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, — демократию, народовластие — ив процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Поэтому время расцвета классической (образцовой) греческой демократии обычно и рассматривается как центр греко-римской античности (5—4 вв. до н. э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Время становления демократии (7—6 вв. до н. э.) называется архаическим (т. е. начальным, или древним) периодом, а еще более раннее время начала распада родовой общины, доисторическое, т. е. от которого не дошли письменные свидетельства (11—8 вв. до н. э.), называется темными веками или (по времени создания знаменитых поэм) «гомеровским» периодом. Крито-микенскую цивилизацию (3—2 тысячелетия до н. э.) относят уже к доантичным временам. Эпоху упадка греческих демократических государств, но вместе с тем распространения греческой цивилизованности и культуры в результате побед Александра Македонского (см Александра Македонского держава) от бассейна Средиземного моря вплоть до Индии называют эпохой эллинизма (338—30 до н. э.). Заключительную эпоху античности обозначают как эллинистическо-римскую, поскольку после покорения Римом последней эллинистической монархии — Египта (30 до н. э.) — более высокая греческая цивилизация и культура продолжают сосуществовать с римской культурой, оказывая на нее сильное влияние, а многие греческие города-государства и в пределах Римской империи сохраняют внутреннюю автономию, как и в эпоху эллинизма.
Греческая демократия содержала в себе черты, существенные и для современного понятия демократии, но были в ней и некоторые исторически неизбежные ограничения. Прежде всего, античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства .производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (т. е. свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, рода, сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тыс.) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не .говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами (см. Рабство, Работорговля).
Несмотря на указанную ограниченность, античная демократия (и даже аристократические государства) предоставляла свободу творческой инициативы такому количеству людей, которое было немыслимо в современных ей восточных деспотиях (см. Древний Восток), где, как правило, единственным частным собственником был деспот, а все прочие — его подданными, арендаторами и рабами. Именно гражданские права и послужили хорошей основой для веры грека классического времени в свои силы, в способность улучшить свою жизнь в результате собственных усилий, собственного труда. Все это имело своим результатом невиданное по динамике развитие и безусловную оригинальность в различных областях материальной и духовной культуры.
Одним из видимых результатов этого развития стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных египетских фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфически античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса — агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд — разного рода правительственных учреждений, собраний и т. п. Это здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гип-подамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления (вплоть до драконовского налогообложения Юстинианом) города теряли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.
Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, ставших предметами обязательного школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда — аристократическая община — уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров различных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города — театр. Величайшие драматурги трагедии — Эсхил, Софокл, Еврипид, комедии — Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства — ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Исократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением» греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие. Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, т.е. историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, т. е. проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.
В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качестро, увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и металлургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки и водяные мельницы.
К 4 в. до н. э. в общих чертах в Греции сложилась система образования — общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и многие неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, как живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными истоками — историческим опытом и достижениями прошлого.
yunc.org
Раздел III древний мир (Античность)
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. – СПб.: Астерион, 2004. – 279 с.
Раздел III
ДРЕВНИЙ МИР (Античность) (Ю.В.Лобанова)
3.1.
Общая характеристика
3.2.
Основные памятники
3.3
Пример характеристики памятника
3.4.
Персонология
3.5.
Библиография
3.1. Общая характеристика
Понятие «античность» объединяет греческую и римскую древность, охватывающую период от 3–2 тыс. до н.э., когда сформировалась Эгейская цивилизация – пролог античной культуры, до второй половины V в. н.э., когда Западная Римская империя прекратила свое существование. Столь значительная временная протяженность обусловила неоднородный характер данной цивилизации. Различались не только культуры Древней Греции и Древнего Рима, представлявшие собой различные фазы, особые варианты единой античной культуры. Но и сами эти культуры разделялись на значительно отличавшиеся друг от друга периоды. Например, внутри греческой цивилизации принято различать:
эгейскую (крито-иикенскую) культуру – 3–1 тыс. до н.э.;
«гомеровский период» – XI–VIII вв. до н.э.;
период архаики – VIII–VI вв. до н.э.;
период классики – V–IV вв. до н.э.;
эллинизм – конец IV в. до н.э. – I в. до н.э.
Неоднородность античной культуры усугублялась тем, что в ее создании участвовали многие племена и народы древности. Различными были формы государственного устройства. В одних только Афинах власть в разное время принадлежала то царям, то земледельческой аристократии, приобретала характер то тирании, то демократии. Культура Рима значительно разнилась в царскую эпоху, во время существования в нем республики (с 509 г. до н.э.) и империи (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.).
Различия касались не только политической культуры, но и культуры духовной. Античные философы по-разному отвечали на вопрос, что же представляет собой мир, из чего он возник, что является его первоосновой, каково место в нем человека. Философская мысль этой эпохи заложила основы и материализма, и идеализма.
И все же, несмотря на все культурное многообразие и пестроту, античность обладала своей картиной мира, нашедшей отражение в памятниках художественной культуры. Ее своеобразие может быть закреплено в понятиях «инновационность», «рациональность», «гармоничность», «пластичность». Наиболее полно эти качества выразились в период наивысшего расцвета древнегреческой культуры, получившего название высокой классики (середина – вторая половина V в. до н.э.).
Представлению о мировом порядке, мировом целом в античной мифологии и философии соответствовало понятие «космос». В отличие от хаоса, космос упорядочен, разумен, прекрасен в силу царящей в нем гармонии. В этом мироустройстве человеку отводится срединное пространство – ойкумена, которое не отделено непроницаемой стеной от подземного мира и Олимпа – мифологической резиденции верховных богов-«олимпийцев». Посредниками между этими мирами являются герои – полубожественные существа, стоящие на промежуточной ступени между богами и людьми.
Земным воплощением разумности, рациональности мироустройства явился компактный, обозримый город (полис), представлявший собой объединение частных землевладельцев и ремесленников, обладавших равными правами и одинаковой свободой по отношению к несвободным «варварам». В Древнем Риме город как административная единица, по своему характеру близкая полису, получила название «цивитас» (лат. civitas – государство). Социальные связи внутри городов-государств отличались ясностью, законы, в том числе признававшие за каждым гражданином свободу слова, право отстаивать свое мнение, подвергать критике правителей и государство, глубоко почитались.
Греки восхищались своим космосом, пытались постичь его законы, услышать ритм и звучание его музыки (Пифагор и пифагорейцы). Предметы, явления окружающего мира воспринимались ими как носители заложенной в нем гармонии. Отсюда – радостное, жизнеутверждающее начало античной художественной культуры. Обилием красок, эпитетов отмечено творчество Гомера: «светлоструйная» (река), «розовоперстая» (заря), «златотронная» (Гера), «виноцветный» (прибой) и т.п. Жизнерадостность античного искусства выразилась и в практике раскрашивания скульптур и храмов (в синие, красные, золотые цвета), и в особом подходе к выбору материала для постройки (например, для создания храмов, посвященных морским божествам, предпочтение отдавалось мрамору холодного, голубоватого оттенка). Преклонение перед космосом, его гармонией выразилось и в бережном отношении греков к ландшафту (экосу). Для размещения культовых комплексов, акрополей, использовались естественные возвышенности, а для сооружения театров – склоны холмов, в которых один над другим вырубались ряды для зрителей.
Стремление быть достойным своего космоса лежит в основе идеи калокагатии – утверждения единства в человеке и телесного, и духовно-нравственного совершенства. Ориентирами для подражания при этом были герои, скульптурные образы которых украшали площади античных городов.
Желанием приблизиться к гармонии, составляющей основу мироздания, объясняется и неудержимая тяга греков к состязаниям. Агональность (от «агон» – борьба, состязание) античной культуры проявлялась в разных сферах жизни. Наряду со спортивными (гимнастическими) и конными соревнованиями существовали и художественные (поэтические и музыкальные). Разновидностью агона были также состязания в области искусства красноречия (риторики) и философские беседы (диалоги), которые Сократ сделал основным методом философского познания. В театре в форме агона представлялись комедии и трагедии, причем состязались не только драматурги, но и актеры, и хореги.
Уверенность в гармоничности мироустройства, готовность принять царящие в нем разумные законы в качестве идеального образца и совершенствоваться во имя приобщения к его качествам способствовали раскрытию творческого потенциала эллинов. Поэтому античную культуру относят к креативному, или инновационному, типу, характеризующемуся сравнительно высокой степенью открытости, восприимчивости к нововведениям. В отличие от «анонимных» культур Древнего Востока, она сохранила множество имен выдающихся личностей: политиков, философов, людей искусства, деятельность которых характеризуется чертами яркого индивидуального своеобразия.
Вместе с тем стремление эллинов соответствовать своему космосу сказалось на отношении к художественной культуре и ее творцам. Платон и Аристотель разработали учение о подражании, рассматривавшее искусства, и мусические (музыка, танец, поэзия), и изобразительные (скульптура, живопись, графика), как отражение, уподобление действительности. Несмотря на то что принцип подражания не исключал образотворческой функции искусства, оставляя место художественному вымыслу, художники причислялись к ремесленникам. Считалось, что они должны знать законы гармонии, владеть художественными средствами и техническими приемами. Что же касается фантазии, то она была ограничена (например, в искусстве театра она допускалась лишь в комедии, тогда как создатели трагедий не вправе были отступать от мифологических сюжетов). Деятельность художника должна была отвечать критерию правильности подражания.
Скульпторы и живописцы стремились придать своим произведениям всю возможную натуральность и чувственную выразительность. Показательна в этом отношении басня о живописцах Зевкисе, написавшем виноград с такой иллюзией достоверности, «что птицы слетелись его клевать, и Паррасии, обманувшем Зевкиса изображением занавеса, который Зевкис попытался отдернуть»1.
Представлением древних греков о мироздании был обусловлен и набор видов искусств: так, наряду с архитектурой, мусическими и изобразительными видами искусства древние греки причисляли к искусствам все виды ремесел, гимнастику, агрикультуру, медицину, т.е. все формы деятельности, служившие удовлетворению материальных потребностей людей и направленные на установление гармонии между миром человека и космосом. Считалось, что искусство театра, поэзия и музыка так же «очищают» и освобождают душу и дух человека своим благотворным влиянием, как и очистительные медицинские процедуры. Во время государственных праздников Великих Дионисий и Леней люди – полноправные члены полиса – собирались в театре, вмещавшем все население города, на представление трагедий, чтобы «посредством сострадания и страха» получить душевное и физическое облегчение (катарсис), снять накипь «подобных страстей», привести в гармоническое сочетание все элементы и «силы» мироздания. Не случайно идеалу красоты, воплощенному в древнегреческой скульптуре периодов архаики и классики, также чужды эмоциональность, индивидуальность, физическая и душевная напряженность. Принцип подражания в этих образах выразился в максимальной явленности в человеке/герое универсальных, наиболее ценных качеств космоса, царящего в нем незыблемого порядка.
Стремление запечатлеть рациональность, гармоничность мироустройства прослеживается не только в пластическом совершенстве статуй, создававшихся в соответствии с правилами, закреплявшими представление об идеальных пропорциях человеческой фигуры, но и в четкой архитектонике античных храмов (ордерная система), и в строгой схеме, которой было подчинено внешнее построение трагедий. Понятие «канон» в значении «совокупность правил» или «образец» употреблялось и в скульптуре, и в архитектуре (у Витрувия), и в музыке, и в литературе.
Проблема соотношения человека и природы, микрокосма и вселенной стала одной из центральных для античной культуры. Мысль о соразмерности физически и нравственно совершенной, свободной личности космосу получила в ней математическое, философское обоснование, была закреплена в многочисленных памятниках искусства. Каноны красоты, разработанные в соответствии с принципами «золотого сечения», получили отражение в трактате «Канон» и известной статуе «Дорифор» скульптора Поликлета. Представления о красоте приобрели телесный, осязаемый характер. На первое место в ряду искусств выдвинулась скульптура, наиболее наглядно воплотившая в себе идею человека как «меры всех вещей».
Пропорции храмов, ваз, статуй разрабатывались с учетом математически выверенных особенностей человеческого строения. Римский архитектор Витрувий, обобщивший в своих теоретических трудах опыт предшественников, подчеркивал, что «основные меры, которые являются необходимыми при всяких сооружениях, древние заимствовали от тела человека, как то: пальцы, ладони, стопы, локти…» и уподоблял дорическую колонну фигуре мужчины (ширина соотносится с высотой в пропорции 1:7), ионическую – женщины (1:9), коринфскую же колонну считал созданной «в подражание девичьей грациозности».
Человеческое содержание античного искусства выразилось и в отступлениях от строгой прямолинейности, геометрической строгости форм. Зодчие и скульпторы сознательно и последовательно применяли систему «поправок» (этот прием получил название курватуры), в результате чего устранялись оптические искажения, свойственные зрению человека. Например, Парфенон – главный храм Афин, памятник славы и величия афинского государства, не имеет ни одной прямой линии: ступени цоколя и горизонтальные перекрытия слегка выгнуты; колонны наклонены к середине портика; боковым колоннам придано утолщение; рельефы южной стены, обращенной к городу, более выпуклы и т.д. Все эти «отклонения», также основанные на точном расчете, были направлены на достижение эффекта оптимальной гармоничности восприятия храма людьми. Кроме того, место человека в мироздании, закрепленное в ансамбле афинского Акрополя, подчеркивалось виртуозным использованием колонн различного размера и ордера в зависимости от характера постройки, «соседством» на рельефах людей и богов (последние изображены сидящими, т.е. соразмерными человеку). Изменения в античной культуре, произошедшие в эллинистическую эпоху, усилили тенденцию внимания к человеку, его внутреннему миру.
Античность называют колыбелью европейской цивилизации, имея в виду непреходящую значимость ее достижений в материальной, духовной, художественной сферах для культуры Европы последующих эпох (в период так называемого «Каролингского возрождения» VIII в., в эпоху Возрождения, Барокко (прежде всего – в абсолютистской Франции), Просвещения и др. В XVII в. сложился классицизм – направление и стиль европейского искусства, в рамках которого античное наследие признавалось высшим, абсолютным идеалом. Более поздние ориентации (2-я половина XVIII – первая треть XIX в.; конец XIX – начало XX в.) на классические традиции Древней Греции и Рима получили название «неоклассицизм». Со времени Возрождения осознанное обращение к античной классике как образцу для подражания, и стилистическому, и содержательному, составляло основу художественного образования.
studfiles.net
Что такое античность? Определение :: SYL.ru
Очень часто в повседневной жизни вы можете слышать такое слово для обозначения временного периода Древней Греции и Рима, как «античность». Что такое этот период? Ответ на этот вопрос вы найдете в данной статье.
География
Что такое античность? Это такая эпоха в истории, которая значительно повлияла на дальнейшее развитие многих государств. Те страны, считающиеся образцами данного периода, располагались на территориях Южной и Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки. Наиболее выделяющимися являются такие государства, как Древняя Греция, Древний Рим. В этих странах духовная сфера общества достигла наивысшей точки развития. Они относятся к Центральной части.
На периферии античного мира, например, в Средиземноморье, на территории бассейна реки под названием Дунай, а также в Северной Африке, располагались государства, которые вошли в состав античного мира чуть позже.
Этапы Античности
Что такое античность? Это длительный период всеобщей истории, который условно разделяется на несколько этапов. Первый из них начался в Древней Греции еще до нашей эры, а именно в конце II – начале I тысячелетия. В середине I тыс. до н. э. начался период итальянской античности.
Перед тем как культура и искусство Древней Греции стали образцовыми, шло активное развитие Крито-Микенской цивилизации, возникшей на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры. Она повлияла на исторический путь античных государств. Античный мир завершил свое существование в середине I тыс. н. э. Историки считают, что окончательной датой древней истории является 476 год нашей эры. В целом протяженность античности составляет 1,5 тысячи лет.
Общество и экономика
Что такое античность? Это не только культура и искусство Древних Греции и Рима. Это также общественно-политическое устройство этих государств, их экономика. Чем характеризовались эти сферы жизни? Общество было представлено сложной структурой, что, конечно же, порождало глубокие внутренние противоречия. Это также было одной из причин, по которым античные государства потрясали многочисленные социальные конфликты, смуты, восстания и даже гражданские войны. Государство же было представлено полисом.
Экономическое развитие Древних греков и римлян было довольно-таки успешным для того времени. Большим значением обладала частная собственность. Даже небогатые люди владели хотя бы небольшим участком земли, лодкой или мастерской. Более успешные граждане, чье финансовое положение было хорошим, попросту говоря, знать, могли позволить себе крупные участки земли и более развитые мастерские.
История
Данная наука сложилась в Древней Греции. Ее основал ученый Геродот, благодаря которому сохранилась информация о Греко-персидских войнах. Впоследствии многие философы и ученые делали свой вклад в такую науку, как история Античности. В трудах того времени можно увидеть попытки обосновать причины того или иного события, роль конкретного исторического лица и так далее. Особенно известными и по сей день являются труды императора Марка Аврелия, который, кстати, был изображен на многих статуях.
Архитектура
Эпоха Античности тесно связана с развитием архитектуры. Во-первых, высокого уровня достигло градостроительство. Так, все города были тщательно спланированы и основательно построены. В них находились театры, гимнасии (спортивные комплексы), рынки, стадионы, а также храмы. Дороги на улицах были вымощены черепками посуды, булыжниками или плитами из камня. Система водоснабжения и канализации также была хорошо развита.
Как греки, так и римляне могли возводить сложные сооружения, при этом добавляя в здания интересные архитектурные решения. Так, в Древней Греции появилась ордерная система. Храмы возводились на фундаменте прямоугольной формы; на ступенях, ведущих внутрь, собирались верующие. В храме располагалась статуя какого-либо бога. Поэтому многие сооружения назывались примерно так: «Храм Ники Аптерос».
Римляне переняли многие элементы греческой архитектуры, например колонны. Однако они также привнесли кое-что новое в искусство античности. Например, арочные конструкции и купольные своды. Новый прочный строительный материал также был изобретен ими. Он так и называется: римский бетон.
Театр и ораторское искусство
Культура Античности неразрывно связана с такими понятиями, как «театр» и «ораторское искусство». Действительно, театр был одним из основных видов массовых зрелищ. Через пьесы формировалось гражданское сознание. Такие драматурги, как Эсхил и Софокл, Аристофан и Менандр, известны на весь мир. Древнеримское театральное искусство первоначально было прямым подражанием греческому. Однако население этого государства предпочитало комедии. Благодаря добавлению музыкальных номеров, танцев и даже спецэффектов представления становились намного зрелищнее.
Ораторское искусство было практической потребностью античного общества. Именно в этот период была создана теория красноречия, которая широко применялась в политической борьбе и судебных спорах. Наиболее известными ораторами стали Демосфен и Цицерон, жившие в Древней Греции и в Древнем Риме, соответственно.
Литература
Что такое античность? Это период, который оставил глубокий свет в развитии европейских государств. Одним из величайших достижений культуры этого времени является художественная литература. В главных центрах искусства, а именно в Греции и в Риме, сложилось множество литературных жанров.
К ним относятся: поэзия (лирическая и эпическая), трагедия, комедия, роман. Такие произведения, как «Илиада», «Одиссея», «Золотой осел» являются лучшими в своем роде и относятся к древнегреческой культуре. Древнеримская литература известна по поэме «Энеида».
Влияние на иные государства
Древняя античность оказала большое влияние на другие государства. Так, архитектурные элементы были заимствованы отсюда и использованы во многих стилях и направлениях. Статуи богов и исторических деятелей стали образцами изящества и красоты, эталоном, по которому впоследствии создавались новые произведения искусства. К античности как образцу возвращались во времена Возрождения и Классицизма, считая произведения этого периода идеалом пропорциональности.
В период Античности были заложены основы театрального и ораторского искусства, а также литературы. Более того, общественное устройство древних государств было частично перенято более современными странами. И, наконец, язык и письменность периода античности легли в основу многих современных языков, таких, как английский, немецкий, испанский, итальянский, французский и даже русский. Многие науки были заложены в это время, стали фундаментом для их дальнейшего изучения. Латинским языком пользовались в эпоху Античности и Средневековья, а теперь он является научным.
www.syl.ru
Что такое античный мир? » Детская энциклопедия (первое издание)
Античным миром называют группу рабовладельческих государств, сложившихся в I тысячелетии до н. э. на побережье Средиземного моря. Важнейшими среди них были рабовладельческие города-государства, созданные греческими племенами, и сильный союз рабовладельческих городов древней Италии, возглавленный Римом. К концу I в. до н. э. Рим стал столицей Римской империи, включавшей все страны, прилегающие к Средиземному морю, многие страны Западной Европы и часть побережья Черного моря.
На Востоке рабов заставляли трудиться главным образом для удовлетворения потребностей их господ, а в древней Греции и Риме рабовладельцы стремились уже получать доходы, используя рабский труд для производства товаров на продажу. Рабы трудились на полях, в рудниках, каменоломнях, мастерских, в которых изготовлялись самые различные товары: оружие, мебель, обувь, глиняная посуда и т. д. В Римском государстве труд рабов был более широко распространен, чем на Востоке и даже в Греции.
В отличие от стран древнего Востока, где управление государствами было сосредоточено в руках царей-деспотов — неограниченных повелителей, господствовавших над подданными (как рабами, так и свободными) и их имуществом, — в древней Греции и Риме возникли более развитые и сложные формы управления государством. Характеризуя их, В. И. Ленин писал: «… в древней Греции и Риме, которые целиком покоились на рабстве, мы имеем уже разнообразные формы государства. Тогда уже возникает различие между монархией и республикой, между аристократией и демократией. Монархия — как власть одного, республика— как отсутствие какой-либо невыборной власти; аристократия — как власть небольшого сравнительно меньшинства, демократия — как власть народа (демократия буквально в переводе с греческого и значит: власть народа). Все эти различия возникли в эпоху рабства. Несмотря на эти различия, государство времени рабовладельческой эпохи было государством рабовладельческим, все равно — была ли это монархия или республика, аристократическая или демократическая».
За счет беспощадной эксплуатации рабов греческие и римские рабовладельцы создали высокую культуру. Она легла в основу последующего культурного развития европейских народов. Ф. Энгельс писал о значении античной (греко-римской) культуры: «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки, без рабства не было бы Римского государства. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы…»
Государства античного мира в VI в. до н. э.—II в. н. э.
Язык, как известно, важнейшее средство передачи знаний. Многие слова языков современных народов, в том числе и русского, заимствованы из древнегреческого или латинского — языка римлян. Более того, от латинского языка произошли многие европейские языки: итальянский, испанский, французский, румынский.
В русском языке насчитываются тысячи древнегреческих и латинских слов. Многие из нас носят древнегреческие и латинские имена: Анатолий по-гречески — восточный, Андрей — храбрый, Георгий — землепашец, Василий — царь, Евгения — благородная, Зоя — жизнь, Ксения — гостеприимная, Виктория — по-латински победа, Виктор — победитель, Константин — стойкий и т. д.
Греческая и латинская письменности легли в основу современной письменности. Из греческого алфавита возник славянский, а затем и русский. Латинским алфавитом пользуются многие народы мира.
Долгое время латинский язык был международным научным языком. До настоящего времени врачи всех стран пишут рецепты лекарств по-латыни.
Греческие мыслители и ученые заложили основы научных знаний и дали названия различным отраслям науки. Грамма — по-гречески буква, грамматика — наука о правилах письма, арифметика — наука о числах, география — описание земли, геометрия — измерение земли и т. д.
В некоторых отраслях научных знаний древнегреческие ученые достигли таких успехов, что их работы (например, книга по геометрии, написанная греком Эвклидом) лежат в основе современных учебников и учебных пособий по этому предмету. Сочинения греческих историков, географов, философов, поэтов переведены на языки подавляющего большинства народов мира. Их читают и изучают не только специалисты, но и все культурные люди.
В Греции впервые возник театр. До настоящего времени некоторые из пьес, написанные древнегреческими писателями, как, например, сказание о несчастной судьбе царя города Фив Эдипа («Царь Эдип»), идут на сценах современных театров. Бессмертны памятники греческой скульптуры и архитектуры.
Освоив греческую культуру, римляне обогатили ее замечательными открытиями в области строительной техники. Римляне развили науку о праве и суде (юриспруденцию), создали новую организацию военного дела. Римские поэты, писатели, историки внесли ценный вклад в сокровищницу мировой культуры.
Римская поэзия оказала огромное влияние на многих поэтов европейских народов, в том числе и на таких выдающихся русских поэтов, как Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и др.
Древнегреческие мифы — сказания о богах и героях, римские предания о начальном периоде истории Рима, сохранившиеся в рассказах последующих историков, оказали большое влияние на развитие европейской культуры.
Большинство европейских писателей, художников, композиторов XV—XVIII вв. брали сюжеты для своих произведений из древнегреческих мифов, римских легенд, сказаний о подвигах древних политических, военных и культурных деятелей.
Без знания истории древней Греции и Рима, без представления об основных чертах античной культуры современный человек не может в полной мере понять и оценить культурные сокровища, созданные человечеством.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Для чего нам нужна наука история Что такое средние века?
.
de-ussr.ru
Древний Рим и Древняя Греция
Период античности вызывает большой интерес как у профессиональных историков, так и у любителей культуры, живописи, архитектуры. Действительно, эти две крупнейшие цивилизации древности дали миру множество открытий, изобретений, достижений практически во всех областях человеческой деятельности.
Древний Рим и Древняя Греция объединены в историографии под общим названием Античная эпоха, Античность. Эти слова подчеркивают общность социально-экономического развития, художественной культуры, мировосприятия древними греками и римлянами, при этом римляне становятся преемниками великой греческой цивилизации и во многом ее тиражируют. Но уже со свойственными им чертами. В основе этих явлений лежит экономическая структура, которая базировалась на рабовладельческом способе производства. Именно рабы со всего мира были ядром экономического развития и благосостояния этих государственных образований. История Древней Греции и Рима изобилует проявлениями открытого неповиновения рабов, самыми известными из которых были бунт илотов в Спарте и восстание Спартака в Риме, которые были подавлены. Но их источником стала жестокость и абсолютное безразличие к рабам, которых просто не воспринимали как людей, при этом такой взгляд был распространен как среди знати, так и среди свободного населения.
Однако цивилизация Древней Греции и Рима не ограничивается рабовладением. Греки являются первооткрывателями многих политических явлений: бесспорно, самым известным является народовластие. Не только народовластие вышло из среды греческой цивилизации, но и принцип разделения властей, хотя и очень примитивный и усовершенствованный римлянами, которые, чтобы избежать произвола, ограничивали сферу деятельности преторов и квесторов, а сенаторы даже могли противостоять императору. Многие из этих принципов легли в основу европейских политических моделей. Древний Рим и Древняя Греция дали миру олимпийские игры, которые впервые были проведены в городе Олимпия в 776 году до н. э. Знаменитое римское право, состоящее из множества разделов и предельно четко разработанное, легло в основу законодательств многих стран мира.
Но истинным достоянием Античности является богатейшая культура, которая в большом объеме дошла до нас. Древний Рим и Древняя Греция явили планете таких известных людей, как Аристотель, Архимед, Фукидид, Гомер. Их произведения и открытия в корне изменили научную картину мира, философские взгляды, обогатили средневековую литературу. Произведения Цицерона, Вергилия являются классикой изящной словесности. Цельс и Гален - основоположники многих медицинских открытий. Со времен Античности сохранились потрясающие по свое монументальности, мастерству архитектурные памятники. Парфенон, храм Артемиды, Театр Диониса являются классикой архитектуры. Римляне переняли и усовершенствовали методы и технику возведения сооружений, и все это выразилось в Колизее, термах Каракаллы, триумфальных арках и храмах. Этот греко-римский стиль архитектуры получил впоследствии название классического. Таким образом, можно сказать, что Древний Рим и Древняя Греция - неисчерпаемый источник культуры для всего мира.
fb.ru
Античность [Эпоха] — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat
География античности
Античный мир объединял древнейшие в Европе государства, которые составили особый тип обществ, значительно отличавшихся от древневосточных.
Географические границы античного мира охватывают обширные территории Южной и Центральной Европы, Северной Африки и Малой Азии, среди которых можно условно выделить две области — центральную и периферийную.
Центральная область представлена Балканской Грецией, западной частью Малой Азии, островами Эгейского моря, Сицилией, Италией. Именно здесь находились важнейшие центры античного мира, именно здесь античная история достигла наивысшего развития, проявив свою значимость для всей мировой истории.
Периферийная область охватывала Причерноморье, центральную и восточную части Малой Азии, Западное Средиземноморье, Британию, территории бассейна реки Дунай, некоторые западноевропейские территории, Северную Африку, включая Египет (с конца IV в. до н. э.). Данный регион составили земли, которые, испытав сильное влияние античных традиций и культуры, вошли в состав античного мира позже, в результате их мирной колонизации или завоевания.
Этапы античности
Ранний этап античной истории начался в Греции в конце 2-го — начале 1-го тыс. до н. э. В Италии античная история началась несколько позже — в середине 1-го тыс. до н. э. Античной истории в Греции предшествовал длительный период развития Крито-Микенской цивилизации, которая возникла на рубеже 3-2-го тыс. до н. э. и погибла в конце 2-го тыс. до н. э. Эта древнейшая в Европе цивилизация развивалась по особому пути и обладала чертами, сближающими её со странами Древнего Востока.
Завершилась античная история в середине 1-го тыс. н. э. Для Европы условной датой окончания древней, то есть античной, истории считается 476 г. н. э.
Таким образом, общая временная протяжённость античной истории составила примерно полторы тысячи лет!
Общество античности
Общество античных государств имело сложную структуру, которая неизбежно порождала глубокие внутренние противоречия и служила причиной тяжёлых социальных конфликтов. Многие периоды античной истории отмечены борьбой различных слоёв свободного населения, которая иногда приобретала характер смут, восстаний и гражданских войн.
Полис
см. Полис (античность)
Общество в античные времена было представлено в виде полисов — особой формы государства.
Античная экономика
Древние греки и римляне создали развитую для своего времени экономику. В хозяйстве античного мира большую роль играла частная собственность: даже небогатые крестьяне, ремесленники, рыбаки, моряки, торговцы имели свой участок земли, мастерскую, лодку, лавку. Многие представители знати, а также отдельные разбогатевшие незнатные граждане Греции и Рима приобретали обширные участки земли, ремесленные мастерские, накапливали значительные денежные суммы. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
В античном хозяйстве преобладал труд мелких свободных собственников. Труд на своей земле или в своей мастерской считался достойным гражданина и вообще свободного человека. Хозяева земельных наделов или ремесленных мастерских использовали труд свободных наёмных работников. Однако греки и римляне полагали, что свободный человек, нанимаясь к другому работать за плату, поступался частью своей свободы и своими правами.
Рабство
см. Античное рабство
Античная политика
см. Античная демократия
Античная культура
см. Античная культура, Культурное наследие Античности
На этой странице материал по темам:
Доклад по тебе античность
Существовало ли отличие между рабством в древневосточных и античных обществах?
Охарактеризуйте первичное и вторичное вступление греции на
Античная история это
1. что следует понимать под античным миром?
Вопросы к этой статье:
Что следует понимать под античным миром?
Опишите географические границы греческого античного мира.
Какое влияние оказали географические факторы на развитие античных обществ?
wikiwhat.ru
Античность древней греции ― ГРЕЦИЯ
Античность: культура и античное искусствоДревние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство. родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово "античный " происходит от латинского "антиквус ", что в переводе на русский означает "древний ". Впервые термин "античность" был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.Архаическая эпоха.В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям “героической” эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль – коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.Общественное устройство Греции – рабовладельческая демократия, и для неё характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.РелигияКосмогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос — жизненное начало. Гея породила звездное небо — Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов — титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса — Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера — под водительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги — третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс – властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей землю и моря, Аид (Плутон) — владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия — богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру, дочь которой Кора, некогда похищенная Аидом, стала его супругой.Для религиозного греческого сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали.Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов.ЛитератураВ классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Античность древней греции и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях — Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний. Победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя. Доблесть не есть личное качество победителя, она передается по наследству в знатных родах в силу их божественного происхождения.С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. Большое развитие в этот период получают те литературные жанры, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом: продолжает развиваться красноречие и создается философский диалог.V век до н. э. — время расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии — Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и, сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлинную драму. Женские роли исполнялись мужчинами.Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались по праздникам.АрхитектураАрхаическая эпоха — время становления греческой архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Характерная особенность греческой архитектуры — применение ордеров, т.е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор — колонн, поддерживавших несомые части — антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и крыши. Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм, ему жертвовали часть добычи, захваченной у врагов, оружие, подношения по случаю избавления от опасности и т.д. Значительную часть таких даров составляли произведения искусства.В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и практику. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений на афинском акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э. он заново отстраивался в течение всего V в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры.СкульптураСкульптура и живопись Греции в V в. до н.э. развивали традиции предшествующего времени. Основными оставались изображения богов и героев — покровителей полиса и “идеальных” граждан. В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства, ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Монументальная греческая живопись известна намного хуже, чем вазопись. В греческой вазописи V. до н.э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины.Письменность и языкВеличайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла “демократизация” системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными.Древнеримская цивилизацияПо вопросу о месте возникновения Римской цивилизации существует две точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби, полагали, что Римская цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это всего лишь кризисный период в развитии античной цивилизации, последняя стадия греко-римской цивилизации. Согласно их концепции цивилизация-это в первую очередь культура. Римская культура, с их точки зрения, не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они считали, что та цивилизация очень утилитарна. В этой цивилизации духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян носит подражательный характер. Существует, также и другое мнение, которое доминирует в настоящее время в мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что дает ей полную характеристику. Что же особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.Определим хронологичские рамки существования Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования мы можем назвать не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э. финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул. это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода:· царский 8-6 вв. до н.э.,· период римской республики 4-1 вв. до н.э.,· период римской империи 1. до н.э.- 5. н. э.Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э.Истоки Римской цивилизации.Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — “квадригах”. Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу. Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения.РелигияВ повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах.В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Представления о богах, первоначально как о безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V. до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. Начиная с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала.Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной.Пантеизм. Эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы, который изобржался с огромным эрегирующим фаллосом. Именно фаллос сделался символом этого божества. Ему поклонялись эллины в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны в виде все тех же фаллосов- фаллические статуи, символы, амулеты имели всеобщее распространение- марионетки с поднимающимися фаллосами были обязательными участниками театральных зрелищ, официальных празднеств и традиционных шествий земледельцев вокруг полей, имевших целью повысить плодородие земли с помощью Пана. Вокруг этого бога кружился целый сонм духов: это кентавры – духи горных потоков, нимфы – духи лугов, дриады – духи деревьев, силены – духи лесов, сатиры – духи виноградников, и пр.Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле, имевший магический смысл – воздействие на силы плодородия земли. Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. Городское население чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров- считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров- считалось, что он сделал первые весы, гири, и установил измерительные стандарты.Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств, и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи- поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй- в дни летнего и зимнего солнцестояния совершались ритуалы священного брака, когда статую бога несли в дом первого архонта, укладывали в постель вместе с женой архонта, и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. В Элладе на протяжении всей ее истории совершались жертвоприношения животные и человеческие. Фемистокл, современник V. до н.э. самого просвещенного века Эллады, собственноручно задушил трех прекраснейшх юношей в качестве жертвы накануне Саламинского сражения, и он полагал, что одержал победу над персами только благодаря этой жертве. В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», то есть «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению. На сценических подмостках эллинских театров проливалась реальная кровь тех трагедийных героев, которые согласно сценарию должны были погибнуть – в последний момент вместо основного актера выводился дублер из числа все тех же отверженных, и он погибал, становясь жертвой богам. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Для римлян, как и для семитов, боги представлялись страшными силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов. Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных формальностей. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии- их религиозные представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, изображались в виде символов: Маны — под видом змей, Юпитер — под видом камня, Марс — под видом копья, Веста — под видом огня. Первоначальная система римской мифологии — судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература — сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти- не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которы составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества — олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились Manes, Lemures, Larvae, а также Genii и Junones (представители производительного и жизненного начала в мужчине и женщине). При рождении гении вселяются в человека, при смерти — отделяются от тела и становятся manes (добрыми душами).В честь Юноны и Гения в день рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее были приданы каждому семейству, городу, государству, для охраны, свои Гении. С Гениями родственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома- в каждой семье был свой lar familiaris, охранявший очаг и дом (позднее их было два). Кроме того, были особые боги очага (собственно покровители кладовой) — Penates, к которым причислялись, между прочим, Янус, Юпитер, Веста. Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях, назывались dei indigetes (внутри действующие или внутри живущие боги). Их было столько же, сколько различных деятельностей, т. е. бесконечное множество- каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки (indigitamenta) которых были составлены в IV веке до н. э. понтификами, с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться. Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др.), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa, и др.), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina, и др.), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas, и др.), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др.). Кроме того, были божества деятельностей (особенно земледелия и скотоводства) — например Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona), и мест — например Nemestrinus, Cardea, Limentinus, Rusina. При альнейшей эволюции мифологических представлений, некоторые из этих божеств более индивидуализировались, к основным их атрибутам присоединялись другие и мифологический образ становился рельефнее, приближаясь к человеческому, причем некоторые божества были соединены в брачные пары. На этой ступени развития религиозных представлений выступают божества природы — боги и богини водной стихии, полей, лесов, а также некоторых явлений человеческой жизни. Божества источников (обыкновенно — богини) почитались в рощах и обладали еще даром предвещания и песни, а также были помощницами при родах. К числу этих божеств относились, например, Camenae и Egeria — вещая супруга Нумы. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой Аргеев (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 г. до н. э.).К богам, деятельность которых проявлялась в природе и жизни и которые имели более яркую индивидуальность, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве. Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца (утро — отсюда Janus Matutinus) и все календы, а также названный по его имени месяц январь, как совпадающий с началом прибывания дней. Его призывали при начале каждого дела, особенно при жертвоприношениях, и считали даже за principium всего и за отца богов. Главное святилище бога Януса (Janus Geminus или Quirinus) находилось на северном конце форума, против храма Весты. Это была старинная арка, служившая как бы входом на форум (атриум Рима). Ворота ее в военное время были раскрыты- под аркой находилось изображение двуликого бога. Другим местом его культа был названный по его имени холм Яникул, на котором, по преданию, Анк Марций воздвиг укрепление для защиты торгового тракта, ведшего в Этрурию и гавани- в связи с этим Янус был богом покровителем торговли и мореплавания. С Янусом Matutinus родственна Mater Matuta, богиня рассвета, подательница света, помощница при родах, вместе с Портумном охранительница гаваней. Веста олицетворяла собой огонь, горевший в очаге как общественном, так и частном. Культом богини заведовали шесть дев, названных по имени ее весталками. В противоположность Весте, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан или Волкан (Volcanus) был представителем разрушительной огненной стихии. Как бог стихии, опасной для городских построек, он имел храм на Марсовом поле. Он призывался в молитвах и вместе с богиней плодородия, Майей, и считался божеством солнца и молнии. Позднее он был отожествлен с Гефестом и стал почитаться, как бог кузнечного искусства и вулканов.Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса. Позднее Сатурн был отожествлен с греческим Кроном, Опс — с Реей, причем многие особенности греческого культа были внесены в римский культ этих божеств. Земледелию и скотоводству покровительствовали также другие боги лесов и полей, символизировавшие собой силы природы и почитавшиеся в рощах и у источников. Их атрибуты и божественные свойства были столь же просты, как и сама жизнь и обстановка их почитателей. За все, что было дорого и приятно земледельцу и скотоводу, они считали себя обязанными божествам, посылавшим свое благословение. Сюда относились Фавн, с женой Фавной (Bona Dea), — благодетельный бог, отожествленный позднее с царем Эвандром- бег жрецов Фавна, луперков, имел целью низвести благословение бога на людей, животных и поля. Сильван (лесной бог, леший), пугавший одиноких путников вещими голосами, был покровителем границ и собственности- Либер и Либера — чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников — были отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны- Вертумн и Помона охраняли сады и фруктовые деревья- Ферония считалась подательницей обильной жатвы- Флора была богиней расцвета и плодородия- Палес охраняла пастбища и скот. Диана покровительствовала плодородию, на что указывает, может быть, совместность праздника ее (13 августа) с жертвоприношением в честь Вертумна. Кроме того, Диана охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам- позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны. К божествам, посылавшим плодородие, относился также Марс — один из наиболее почитаемых италийцами национальных богов, быть может древнее божество солнца. К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам- в честь его была установлена так называемая священная весна (ver sacrum). Он был также богом войны (Mars Gradivus)- военные атрибуты его (священные копья и щит) указывают на древность культа. Тотем Марса, picus (дятел), с течением времени сделался богом лесов и лугов, покровителем земледелия, и почитался, под именем Picumnus, совместно с Пилумном, богом молотьбы. Близко к Марсу стоит и сабинский бог Квирин- в позднейших преданиях Марс был сделан отцом Ромула, а Квирин отожествлен с Ромулом. Могущественнее всех упомянутых божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер и Юнона: Юпитер — как бог дневного света, Юнона — как богиня луны. Гроза приписывалась Юпитеру, как у греков — Зевсу- поэтому Юпитер считался самым могущественным из богов. Его оружие — молния- в древнее время в особых культах он даже назывался молнией. Он же посылал оплодотворяющие дожди (Elicius) и почитался как бог-податель плодородия изобилия (Liber). В честь его были установлены праздники, связанные со сбором винограда- он был покровителем земледелия, скотоводства и молодого поколения.Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису (Veiovis, Vediovis) — злому Юпитеру- родственный Юпитеру Summanus (sub mane — под утро) был богом ночных бурь. Как помощник в битвах, Юпитер назывался Stator, как податель победы — Victor- в честь его была учреждена коллегия фециалов, которые требовали удовлетворения у неприятелей, объявляли войну и заключали договора с соблюдением известных обрядов. Вследствие этого Юпитер призывался в подтверждение верности слова, как Deus Fidius — бог клятв. В связи с этим Юпитер был также покровителем границ и собственности (Juppiter Terminus или просто Terminus). Главным священнослужителем Юпитера был flamen Dialis- жена фламина — flaminica — была жрицей Юноны. Культ Юноны был распространен во всей Италии, в особенности у латинян, осков, умбров- в честь ее получил свое название месяц Junius или Junonius. Как лунной богине, ей были посвящены все календы- оттого же она называлась Lucina или Lucetia. Как Juno Juga или Jugalis или Pronuba, она освящала брачные союзы, как Sospita — охраняла жителей. Божества подземного мира не имели той яркой индивидуальности, которая поражает нас в соответственном отделе греческой мифологии- у римлян не было даже царя этого подземного мира. Богом смерти был Orcus- наряду с ним упоминается богиня — покровительница умерших — Tellus, Terra mater, — принимавшая тени в свое лоно. Как мать ларов и манов, она называлась Lara, Larunda и Mania- как avia Larvarum — она олицетворяла собой ужас смерти. Те же религиозные представления, которые создали ряд dei indigetes — божеств-представителей отдельных человеческих действий и деятельностей, — вызвали ряд божеств, олицетворявших нравственные и духовные античность древней греции понятия и человеческие отношения. Сюда относятся Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др.В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятие олицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом. Были, наконец, еще боги, усвоенные римлянами у других народов, главным образом у этрусков и греков. Греческое влияние выразилось особенно сильно после того, как были привезены в Рим из Кум Сивиллины книги — сборник греческих изречений оракула, сделавшийся книгой откровения римской религии. Греческие религиозные понятия и особенности греческого культа твердо водворились в Риме, или сливаясь с родственными римскими, или вытесняя бледные римские представления. Борьба рельефных образов греческой религии с неясными очертаниями римской кончилась тем, что римские мифологические представления почти совсем утратили национальный характер, и только благодаря консервативному культу римская религия сохранила свою индивидуальность и влияние. К числу иноземных божеств относятся этрусская Минерва (Menrva, Minerva), богиня мышления и разума, покровительница ремесел искусств. Благодаря сопоставлению с Палладой, Минерва вошла в капитолийскую триаду имела в капитолийском храме свою целлу. Отличие Минервы от Паллады состояло лишь в том, что первая не имела отношения к войне. Венера вероятно была древней италийской богиней прелести и расцвета, но в культе слилась с греческой Афродитой. Меркурий первоначально был известен как deus indiges — покровитель торговли (merx, mercatura), но позднее, через сопоставление с Гермесом, принял атрибуты греческого бога. Геркулес (переделка на лат. лад греч. Ή-ρ-α-κ-λ-ή-ς-) стал известен в Риме с установлением лектистерний- сказания о нем целиком заимствованы из греческой мифологии. Под названием Цереры (Ceres) с 496 года до нашей эры была известна греческая Деметра, культ которой оставался в Риме совершенно греческим, так что даже жрицами при ее храме были гречанки. Аполлон и Dis pater — также чисто греческие божества, из которых последний соответствовал Плутону, на что указывает сопоставление латинского имени с греческим (Dis = dives — богатый = Π-λ-ο-ύ-τ-ω-ν-). В 204 году был привезен в Рим священный камень Великой Идейской Матери из Пессинунта- в 186 году существовал уже греческий праздник в чес