Какие музыкальные инструменты были популярны у ДРЕВНИХ ГРЕКОВ? Музыкальные инструменты древних греков
Какие музыкальные инструменты были популярны у древних греков?
Какие музыкальные инструменты были популярны у древних греков?
Древние греки были очень музыкальным народом, и греческие музыканты использовали разнообразные инструменты. Среди струнных они особенно любили лиру и очень похожую на нее кифару. Под аккомпанемент звуков лиры поэты декламировали стихи, проходили театральные спектакли, выполнялись гимнастические упражнения, шла пантомима. Из-за своей универсальности именно лира стала символом музыкального искусства.
Лира не имела резонансного ящика, такого, какой имеет хорошо знакомая вам акустическая гитара, поэтому звучала не очень громко. Однако в качестве аккомпанирующего инструмента она была очень удобна.
В тех случаях, когда требовалось более громкое звучание, греки предпочитали лире и кифаре духовые инструменты – флейту (по-другому она называлась аулос), трубу. Музыка, исполнявшаяся на этих инструментах, сопровождала религиозные процессии, военные парады, похоронные церемонии.
Особенной популярностью пользовалась флейта-аулос. Ее звуки слышались и во время празднеств, и за работой – когда в ступе толкли зерно или в чанах выжимали виноград.
Обучение пению, пантомиме, танцам и игре на музыкальных инструментах было составной частью воспитания греческого юношества. Состязания в искусстве музыкального исполнения включались в программы священных Олимпийских и Пифийских игр.
Прославленным музыкантам на городских площадях греческих городов устанавливались памятники, их имена передавались из поколения в поколение.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
info.wikireading.ru
Музыкальные инструменты древних греков
В музыкальной практике бытовали многочисленные разновидности инструментов: струнных- лира, кифара, форминга, кинир, барбитон, лирофеникс, самбика, спадикс, псалтерий, магадис, пектида, эпигоний, набл и другие.
Форминга – древнегреческий струнный щипковый инструмент. Древнейшая разновидность лиры. Корпус полукруглой формы с боковыми планками, соединенными вверху поперечным бруском. Струны (3-5, иногда до 7) одним концом крепятся к бруску, другим – к корпусу. На форминге аккомпанировали пению. Инструмент известен по арамейским, хеттским и финикийским рельефам, упоминается у Гомера и Пиндара. В 5-4 веках до н.э. название "форминга" было вытеснено названием "лира" и "кифара".
Лира – древнегреческий струнный щипковый инструмент. Согласно мифу, изготовлены Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону, связывалась с его культом, в противоположность дионисийскому авлосу. Имела плоский, округлый корпус с кожаной мембраной, от 3 до 11 жильных, кишечных, льняных или конопляных струн. С 5 века до н. э. Для натяжения струн использовались деревянные, костяные, позднее металлические колки. При игре лиру держали наклонно, поддерживая кожаной перевязью. Согласно изображениям на одних античных вазах звукоизвлечение осуществлялось пальцами правой руки, на других – левой. Игрой на лире сопровождалось исполнение произведений эпической, а также лирической поэзии (отсюда термин "лирика"). Позднее вытеснена кифарой.
Кифара (или китара) – древнегреческий струнный щипковый инструмент типа лиры. Согласно сохранившимся изображениям и описаниям состояла из корпуса – узкой прямолинейной (трапециевидной) деревянной коробки (иногда округлой снизу), 2 ручек (прикрепленных к корпусу в продольном направлении) и перекладины (ярма), соединяющей ручки. Струны одинаковой длины, но разной толщины и натяжения прикреплялись снизу к передней части корпуса и сверху к перекладине параллельно плоскости корпуса и ручек. В первой половине 7 века до н. Э. имела семь струн, позднее 12. Применялась как аккомпанирующий пению и как сольный и ансамблевый инструмент. Вышла из употребления в 1 тысячелетии новой эры. В 20 веке кифара реконструирована американским музыкантом, композитором и мастером Г. Парчем.
Самбика – (или самбука) – в Древней Греции и Риме струнный щипковый инструмент ближневосточного происхождения типа угловой арфы (другое название тригон).
Псалтерий – (буквально в переводе с греческого "перебираю струны") –– общее название древних и средневековых многострунных щипковых инструментов. Имел плоский треугольный или четырехугольный, чаще трапециевидный корпус. Струны защипывали пальцами или плектром. Ныне бытуют инструменты типа псалтрерия – гусли, кантеле, цитра, цимбалы и другие.
Плектр – (в переводе с греческого буквально "ударяю") приспособление для защипывания струн при игре на некоторых щипковых инструментах. Представлял собою пластинку различной формы и размеров из кости, металла, гусиное перо или кольцо с крючком-ноготком, надеваемое на палец.
Из духовых инструментов известны различные виды авлоса (бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим), сиринги (одно-, двух и многотрубчатые) и труб (сальпинга, керас и другие).
Авлос – древнегреческий язычковый духовой инструмент. Представлял собой пару отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости позднее из металла с 3-5 (позднее более) пальцевыми отверстиями. Длина авлоса различна, обычно около 50 см. Применялся профессиональными исполнителями для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время похоронных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре. Правый авлос издавал высокие звуки, а левый – низкие. Этот инструмент был снабжен мундштуком и отдаленно напоминал гобой. Должно быть играть на нем было нелегко, ведь в оба авлоса нужно было дуть одновременно.
Сиринга – (сиринкс) 1) общее название древнегреческих духовых инструментов (тросниковаых, деревянных, типа флейты (продольная). 2) древнегреческая пастушечья многоствольная флейта или флейта Пана (от 5 до 13 скрепленных между собой трубок). Флейта Пана – общее название многоствольных флейт. Оно восходит к древнегреческому мифу о боге Пане – покровителе пастухов, который обычно изображается играющим на многоствольной флейте. Инструмент состоит из набора открытых с верхнего конца тростниковых, бамбуковых и других трубочек разной длины, скрепленных тростниковыми планками и жгутом. Каждая трубка издает 1 основной звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра. Пан известен свои пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга (буквально "свирель") бежала в страхе перед Паном и бросилась к реке Ладон. Там она умолила своих сестер –наяд спасти ее. Наяды превратили Сирингу в тростник, который от дуновения ветра издавал жалобный звук. Пан сделал из этого тростника свирель ("сирингу" или флейту), носящую имя нимфы, и больше всего полюбил его. Пан ценитель и судья пастушечьих состязаний в игре на свирели. Пан даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса – судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши.
Корну – длинный рог, прямой или закрученный спиралью, предшественник валторны, звучал во время ритуальных церемоний и на поле боя. На конце расширялся (раструб).
Александрийский механик Ктесибий (3-2 вв. до н.э.) сконструировал первый водяной орган- гидравлос.
Гидравлос (греч. “вода” и “трубка”, “свирель”) – античный орган, в котором необходимое давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось столбом воды. Имел от 4 до 18 труб в одном ряду (количество рядов не превышало 4). Гидравлос был распространен в Римской империи, затем в Византии.
Из древнегреческих ударных инструментов наиболее известны тимпан, систр, кимвалы, кроталы, псифира, роптр и лругие. Ударные инструменты пользовались меньшей популярностью, чем струнные и духовые.
Тимпан (буквально в переводе с древнегреческого “бью”, “ударяю”) –древний ударный инструмент типа маленькой ручной литавры или одностороннего барабана. По кожаной мембране диаметром около 300 мм ударяли пальцами или кистями рук. В Древней Греции использовался с 5 века до н.э. вместе с авлосом и кимбалами в государственных и культовых церемониях, на празднествах (связан с культом Диониса и Кибелы). На тимпане играли преимущественно женщины. В Древнем и средневековом Риме тимпаном назывался двусторонний барабан. В средневековой Европе словом "тимпан" обозначались инструменты различных типов, с 16-17 веков преимущественно литавра, во Франции и Испании инструменты типа цимбал.
Кимбал – ударный инструмент (тарелки). В центре бронзовых тарелок проделаны отверстия. В них крепились тесемки или кожаные ремни, за которые музыкант держал инструмент.
Систр – древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из рамки с рукояткой, сквозь которую проходили 3-4 свободных стержня с загнутыми концами, стрежни позвякивали при встряхивании. В Египте применялся деревянный систр, в эпоху Римской империи стал изготовляться из металла.
К сожалению, мы очень мало знаем об античной музыке и вряд ли когда-либо сможем представить себе ее подлинное звучание.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 26 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.061 сек.)
mybiblioteka.su
Какие музыкальные инструменты были популярны у ДРЕВНИХ ГРЕКОВ? — domino22
*****
Древние греки были очень музыкальным народом, и греческие музыканты использовали разнообразные инструменты. Среди струнных они особенно любили лиру и очень похожую на нее кифару.
Под аккомпанемент звуков лиры поэты декламировали стихи, проходили театральные спектакли, выполнялись гимнастические упражнения, шла пантомима. Из-за своей универсальности именно лира стала символом музыкального искусства.
Лира не имела резонансного ящика, такого, какой имеет хорошо знакомая вам акустическая гитара, поэтому звучала не очень громко. Однако в качестве аккомпанирующего инструмента она была очень удобна.
Особенной популярностью пользовалась флейта-аулос. Ее звуки слышались и во время празднеств, и за работой — когда в ступе толкли зерно или в чанах выжимали виноград.
Обучение пению, пантомиме, танцам и игре на музыкальных инструментах было составной частью воспитания греческого юношества. Состязания в искусстве музыкального исполнения включались в программы священных Олимпийских и Пифийских игр.
Прославленным музыкантам на городских площадях греческих городов устанавливались памятники, их имена передавались из поколения в поколение.
В тех случаях, когда требовалось более громкое звучание, греки предпочитали лире и кифаре духовые инструменты -флейту (по-другому она называлась аулос) , трубу. Музыка, исполнявшаяся на этих инструментах, сопровождала религиозные процессии, военные парады, похоронные церемонии.
Когда из голубого шарфа Вечерних, медленных теней, Твоя мечтательная АРФА Вдруг запоет о вихре дней. О бурях неги, взлетах страсти, О пламенеющих сердцах, Я весь в ее волшебной власти, В ее ласкающих струях. Мне кажется, что эти звуки На волю выведут меня. Из праздной скуки, душной муки, Ушедшего бесплодья дня. (С. Городецкий)
*****
Что-то вас давно не слышно, Три заливистых струны? Говорят: из моды вышли Песни русской старины! Словно птиц залетных стайка, Мода мчит за ветром вскачь. Не печалься, балалайка, И не плачь, не плачь, не плачь! Вспомни, как в избе сосновой Разливался голос твой, Как с Наташею Ростовой Тебя слушал граф Толстой. Ты и нынче зря робеешь! Ты одна на всю страну. Ты задиристо умеешь Тронуть русскую струну! С удалым народным сердцем Ты сроднилась неспроста! В золотых руках умельцев Ты не смолкнешь никогда! Ну, кленовая, наддай-ка! Растревожь меня вконец. Баловная балалайка, Деревянный бубенец! (Игорь Кобзев)
*****
www.domino22.ru
Древние греческие музыкальные инструменты. – Альтамира
Поверили бы мне, если бы я сказал тебе, что первая ‘игорная’ группа в истории мира была сформирована точно 50,000 лет назад в ‘Каменном’ периоде?
Музыкальные инструменты
Да хорошо… ты прав, я разыгрывал тебя в этом. Но шутка была довольно хороша, не так ли? Да хороша… Я знаю…, что шутка была, вероятно, худшей из тех, какие ты когда-либо слышал. Но, эй, что, если я сказал, что самый первый музыкальный концерт на нашей любимой Матере-земле произошел более чем 35,000 лет назад, и его показала группа доисторических флейтистов. Теперь, какова была бы твоя реакция на это? Нет, я не разыгрываю на сей раз тебя, потому что веришь ты или нет, это верно. Недавние результаты показали, что самый старый музыкальный инструмент на Земле, оказывается, 35,000-летняя флейта, которая была, по всей вероятности, вырезана из кости доисторического стервятника. Я держу пари, что новость о рок-группе Каменного века не кажется всем теперь такой плохой, не так ли?
Так или иначе, возвращаясь к вопросу, произошла музыка в доисторические времена и каков полученный быстрый импульс после этого. Это играло огромную социальную значимость, особенно в древнюю эру, которая является тем временем, когда многие последующие музыкальные инструменты выросли в популярности среди масс.
Hydraulis: Также известный как водный орган, такое изобретение hydraulis идет в определенный Ctesibius Александрии. Гидраулис был изобретен приблизительно 250 до н.э. и является первым известным клавишным музыкальным инструментом. Он работал по принципу воды и давления воздуха и производило свежий и ясно слышимый звук. Естественно, это стало очень популярным среди людей и регулярно использовалось в театре, а так же на общественных сборах. Он, как говорили, также был фаворитом среди римских императоров.
Лира: Это один из самых старых известных струнных инструментов. Есть интересный рассказ в греческой мифологии, окружающий лиру, который рассказывает, что греческий Бог Гермес изобрел инструмент и позже передал его Аполлону. Первоначально, лиры были сделаны из раковин черепах и имели, от семи до двенадцати последовательностей. Они производили игру посредством плектра и были относительно легкими в игре инструментами.
Китара: kithara была продвинутой версией греческой лиры. Она изготавливалась из древесины и имел больший звуковой диапазон, чем лира. Были многократные версии kithara, некоторые с пятью последовательностями, другие с двенадцатью. Игра и заглушка методов, которые мы связываем с игрой гитары, порожденной из kithara. Кроме того, слово ‘гитара’ было фактически получено из слова kithara. Хорошая часть пустяков, не так ли?
Авлос: Авлос был духовым инструментом, подобным современному кларнету. Интересный факт в этом инструменте состоит в том, что человек должен был поместить два из них в свой рот в то же самое время и играть на них обоих одновременно! Это сделало авлос довольно трудным инструментом, чтобы играть, уже не говоря о владельце. Интересно, игроки авлоса должны были привязать инструмент вокруг головы, чтобы закрепить щеки и должным образом выровнять две трубы ко рту, такова была степень сложности, вовлеченной в игру этого инструмента.
www.altamira.by
Музыка в Древней Греции
Рождение человека и звука
Музыка родилась вместе с человеком. В начале человек различал гармонию природных звуков, помогающих ему в жизни и его деятельности. Постепенно он начал сам воспроизводить и обрабатывать звуки. Свои музыкальные творения он использовал для общения с другими людьми, для изгнания страха и злых духов и восхваления богов. Сегодня мы поговорим об истории греческой музыки и о том пути, который она прошла.
Язык души
Понятие "музыка" по определению древнегреческих поэтов и философов происходит от слова "муза" (от 9 муз, богинь искусств). Платон писал: "То, что для тела гимнастика, для души - музыка". Из девяти муз, по крайней мере, пять патронируют музыку. Термин "музыка" в нынешнем понимании используется с 4 в. до н. э. Сегодня все западные языки в качестве названия искусства звука, используют понятие, пришедшее из Древней Греции (музыка, music, musik, musica и т. д.).
В более позднее время под термином «музыка» понималось выражение чувств и мыслей с помощью гармоничного сочетания звуков. Это искусство, отражающее действительность и воздействующее на людей организованной структурой звука. Музыка близка людям, вибрации голоса воздействуют на душевный мир человека. Музыка выражает характер людей и поэтому ее часто называют языком души.
Знакомясь с поэтической литературой, мифами и легендами, мы узнаем, какую значимость придавали эллины музыке. Например, Орфей со своей лирой очаровывал диких зверей; камни, завороженные игрой Амфион, пускались в пляс и самостоятельно занимали свое место в постройках при строительстве в Фивах, а Арион очаровывал игрой на гитаре дельфинов в море. Эти мифы отражают глубину веры в силу искусства звуков и дают представления о магических свойствах музыки, общей для практически всех музыкальных культур мира. Древнегреческая музыка не имела полифонию. Звук и слово были связаны воедино, где ритмические стихи задавали ритм мелодии. Именно поэтому поэт и композитор был в одном лице, и ритм стиха определял ритм музыки.
В гомеровском эпосе мы встречаем первые формы художественной поэзии и музыки. В эти годы певцы на симпозиумах, официальных праздниках и состязаниях, сопровождали декламацию о боевых подвигах и достижениях игрой на лире и кифаре. Гомер упоминает Фимия, Фамира и Димодока в «Фамире и Димодоке», как самых почитаемых вокалистов эпохи. Были популярны и народные песни, такие как плач, лен (печальная песня о прощании лета с осенью), гименей (свадебная песня), комос (песня, завершающая вечер) и другие.
К сожалению, из музыкального наследия Древней Греции до настоящего времени дошло лишь небольшое количество произведений и их фрагментов. Так наиболее полно сохранились два Дельфийских гимна, три гимна Аполлону и Эпитафия. Но у нас осталось много теоретической информации, по которой можно воссоздать представление о древней греческой музыке. Эту информацию мы находим в трудах Платона и Аристотеля, "Элементах гармоники" Аристоксена, трудах Евклида, в статье «О музыке» Плутарха, в трудах византийских, латинских авторов и др.
Расцвет песенного жанра
В 5 в. до н. э. наступает расцвет песенного жанра и комедии, которые, по-видимому, восходят своими корнями к культу Диониса, особенно в таких жанрах, как дифирамб, танцевальные песни (фаллические, сатирические, а иногда и непристойного содержания). Драма неразрывно связывала поэзию, музыку и танец. Так хор пел под аккомпанемент флейты, а монологи и диалоги сопровождались игрой на лире или гитаре. Инструментальная музыка становится популярной со второй половины 5 в. до н. э. В различных музыкальных конкурсах лучшие волынщики и гитаристы получали денежные или другие призы.
Считается, что Пифагор со своими учениками заложил основы теории музыки и музыкальной акустики. Он установил связь между высотой звука и длиной строки, делая опыты по так называемой "норме" или "монохорду Пифагора". Помимо последователей Пифагора теорией музыки занимались Аристотель, Аристоксенос, Плутарх и др.
Музыкальные инструменты древних греков
Древние греки использовали струнные, ударные и духовые музыкальные инструменты. Среди струнных щипковых музыкальных инструментов были известны лиры. С конца 7 в. до н. э. начали появляться инструменты, сходные с арфой, а с конца 4 в. до н. э. имеются данные, подтверждающие появление «πανδουρίδες» (пандуридес) – струнно-щипкового музыкального инструмента типа лютни, считающийся предшественником сегодняшнего тамбура. К духовым музыкальным инструментам (представляющим собой трубки, издающие звуки в результате колебаний заключенного в них столба воздуха) относились инструменты наподобие сегодняшней зурны и свирели, одностворчатые или многостворчатые. Ударными музыкальными инструментами были погремушки, барабаны, тарелки и различные колокольчики (колокола). В древнегреческой музыке использование ударных инструментов было не столь распространено, за исключением церемоний типа оргий, где играли на барабанах, тарелках, а также использовали колокольчики.