КЛЕРУХИЯ (др.-греч. κληρουχία) | Энциклопедия Всемирная история
В древней Греции военно-земледельческое поселение.
В классический период древнегреческой истории этот термин прилагался к афинским поселениям, основанным на территории подчиненных или союзных государств (начиная с конца VI в. до н.э., особенно в период существования Делосского союза) с целью военно-политического контроля над ними, а также для наделения землей безземельных граждан.
Т.к. античные авторы не всегда отличают клерухии от других колоний, часто трудно определить статус того или иного вновь основанного поселения. С той или иной степенью вероятности важнейшими клерухиями до конца V в. до н.э. считаются: Халкида (506 г. до н.э.), Наксос, Андрос, Херсонес Фракийский, Лемнос и Имброс (ок. 450 г. до н.э.), Гестиэя (ок. 446 г. до н.э.), Эгина (431 до н.э.), Лесбос (427 г. до н.э.), Мелос (416 г. до н.э.), с некоторыми особенностями Саламин (в к. VI – н. V в. до н.э.), статус Скироса неясен. Все эти клерухии не пережили поражения Афин в 404 г. до н.э. Более поздними клерухиями были: Лемнос, Имброс и Скирос (с н. IV в. до н.э. до римского периода с перерывами), Самос (ок. 365-322 гг. до н.э.) Потидея (361-356 гг. до н.э.), Херсонес Фракийский (353/2-338 гг. до н.э.). Число жителей в клерухии варьировалось от 4 тыс. (Халкида) до 250 человек (Андрос).
Клерухия была особым видом греческой колонии, в которой поселенцы сохраняли свое первоначальное гражданство. Поселенцы – клерухи (др.-греч. κληροῦχοι) получали земельный надел (клер - κλῆρος), который они могли не только обрабатывать сами, но и сдавать в аренду (как на Лесбосе, Thuc., III, 50). Как афинские граждане, клерухи должны были нести военную службу, принимать участие в отправлении общественных религиозных культов в Афинах. Удаленность от Афин, однако, заставляла клерухов, как правило, создавать органы местного самоуправления по афинской модели – буле, экклесия, должностные лица. В IV в. до н.э., по крайне мере, клерухии управлялись должностными лицами из Афин. В эллинистический период, особенно в Птолемеевском Египте, клерухи – профессиональных солдаты, которые получали клеры за службу.
Автор статьи: О.В. Кулишова
Литература
Schmitz W. Wirtsschaftliche Prosperität: Soziale Integration und die Seebundspolitik Athens. München, 1988. P. 298 ff.
Figueira T. J. Athens and Aigina in the Age of Imperial Colonization. Baltimore; London, 1991
Graham A. J. Colony and Mother City in Ancient Greece. 2nd ed. Chicago, 1983. P. 166 ff.
Cargill J. Athenian Settlements of the Fourth Century BC. Leiden, 1995
Статью разместил(а)
Кулишова Оксана Викторовна
доктор исторических наук, профессор кафедры истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета
w.histrf.ru
Греция XI—IX вв. до н. э.
41
ГЛАВА III.
ГРЕЦИЯ XI—IX ВВ. ДО НАШЕЙ ЭРЫ
Вторжение дорийцев и его последствия
История Греции от времени вторжения дорийцев до начала VIII в. до н. э. может быть изложена лишь в самых общих чертах. Вторжение дорийцев в северную Грецию (около 1300 г. до н. э.) совпало по времени с продвижением в северные районы Греции — в Иллирию, Македонию и в Эпир — племен иллирийцев, также принадлежавших к индоевропейским племенам.
Продвижение дорийцев с севера на юг было длительным процессом, происходившим на протяжении, по крайней мере, ста лет. Оно было частью одновременного общего передвижения племен.
Археологические памятники (преимущественно данные погребений) свидетельствуют о пребывании дорийцев сначала в Македонии, затем в Фессалии, а позже — о проникновении их двумя путями на юг, в Пелопоннес.
Дорийцы в Греции. Как показывают археологические памятники в Эпире, Фессалии и Беотии, по пути своего продвижения дорийцы производили сильные разрушения, а это предполагает сопротивление местного населения, оказанное завоевателям.
Около 1200 г. до н. э. дорийцами, вторгшимися, по всей вероятности, из Элиды, был разрушен ахейский дворец в Пилосе (Мессе-ния). Нападение дорийцев было внезапным, как об этом свидетельствует поспешное бегство обитателей дворца. Вскоре после гибели пилосского дворца в Арголиде дорийцами же был разрушен микенский дворец.
Часть ахейской знати бежала в Аттику, в Афины. Это подтверждается и свидетельством Фукидида: «. . .вытесняемые войной или междоусобицами, самые могущественные обитатели из прочей Эллады удалялись к афинянам, так как те сидели на земле крепко, и становясь тотчас гражданами в Аттике, уже с давней поры еде-
42
лали государство еще большим по количеству населения, так что впоследствии, когда в Аттике не оказалось достаточно земли, афиняне отправили колонии даже в Ионию» (I, 2).
Часть населения, пытавшегося оказать вооруженное сопротивление дорийцам, после поражения покинула Пелопоннес, переселившись на острова Эгейского моря. Тиринф был покинут его обитателями и больше не заселялся. Началось освоение дорийцами захваченных территорий. Тогда и установилась новая система эксплуатации местного земледельческого населения и порабощение земледельцев, населявших плодородные долины.
В период выработки новых форм жизни (X—IX вв. до н. э.) завоевателями были унаследованы и основные орудия труда, которыми продолжали пользоваться земледельцы и ремесленники. Большинство ахейских поселений и после утверждения у власти новых вторгшихся племен сохранило свои прежние названия. Унаследованы были и все основные культы ахейских божеств, многие из которых к тому же имели, вероятно, общегреческое происхождение. Свидетельством глубины и ширины процесса ассимиляции является и самое существование гомеровского эпоса, уходящего корнями в ахейский период.
Сходство религиозных представлений, на основе общности происхождения и общего языка, несомненно содействовало процессу слияния культов и большей легкости заимствования технических и культурных достижений предшествующего периода.
Однако наряду с этим происходили и значительные разрушения производительных сил. Ирригационная система в Беотии пришла в упадок; искусство монументального строительства было забыто; на территории Греции выходила из употребления и забывалась письменность — слоговое письмо Б.
В течение первого столетия после вторжения дорийцев (1200— 1100 гг. до н. э.) в Греции произошли значительные изменения. Хотя не все районы греческого мира подпали под власть завоевателей, но центры наиболее могущественных ахейских государств были разгромлены и уничтожены. Территория ахейских государств, заселенная вновь прибывшими племенами, была поделена между отдельными племенными общинами завоевателей.
Ахейцы Аркадии, усиленные притоком беглецов из соседних районов Пелопоннеса, сохранили свою независимость и свой племенной состав. Аттика и Афины, заселенные племенем ионийцев, сумели отстоять свою независимость.
На рубеже XI в. до н. э. (около 1100 г.) происходило дальнейшее распространение греков на острова Эгейского моря и побережье Малой Азии.
Впоследствии здесь, особенно в Ионии, развились цветущие города греков: Милет, Эфес, Смирна, Фокея, Колофон.
Период дорийского завоевания оказал большое влияние на дальнейшую историю греческих обществ, так как с этим временем связано распространение орудий из железа. Возможно, что дорийцы
43
уже владели техником плавки железной руды, еще неизвестной ахейцам.
Население завоеванных районов как материковой, так и островной Греции, значительно превосходило завоевателей по своей численности. Чтобы удержать в повиновении массы основного производительного населения покоренных земель, дорийцам было необходимо опереться на местную землевладельческую знать, принимая ее в свою среду. Сами дорийцы, находившиеся во время вторжения на этапе первобытнообщинного строя (патриархат), не могли сразу же противопоставить порабощенному населению сильную централизованную власть, поскольку сами не знали государственного строя.
Постепенное распространение железа. Самым значительным явлением в это время было постепенное распространение железа. Изготовление в большом масштабе железных орудий труда и вооружения произвело переворот в экономических отношениях греческих обществ. Отмечая исключительно важную роль развития железной техники в истории человечества, Энгельс писал: «Человеку стало служить железо, последнее и важнейшее из всех видов сырья, сыгравших революционную роль в истории, последнее — вплоть до появления картофеля. Железо сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств; оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов»
Плуг, например, снабженный бронзовым лемехом, мог проводить лишь часто прерывающуюся неглубокую борозду, поэтому обязательным условием хорошей вспашки была сильная тяга молодых волов, мускульная сила и ловкость самого пахаря. Появление и распространение железных орудий труда (плуг с железным лемехом, железные серпы, пилы, топоры разных форм, мотыги, ножи) привели к расширению площади обрабатываемых полей и к более глубокой вспашке, к значительному расширению власти человека над природой. Многие достижения критян и ахейцев были унаследованы. Плуг, колесные повозки, парусные суда, прессы для выжимания оливок, гончарный круг, зачатки архитектуры (особенно храмовой и крепостной), формы орудий труда — все это послужило основой дальнейшего общественного развития. Конечно, в процессе завоевания во многих районах греческого мира происходило значительное разрушение ценностей, а следовательно, и частичное разрушение производительных сил, сопровождавшееся расстройством внешних сношений, падением морских связей, упадком ремесла и торговли, частично и земледелия; тем не менее основные техниче-
1 Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, Госполитиздат, 1951, стр. 168. (В дальнейшем ссылки производятся на это издание.)
44
ские достижения прежних периодов были сохранены. Значительная часть накопленного трудового опыта была передана следующим поколениям производительного населения древнего мира.
Экономические и политические отношения. Завоевание наложило свою печать на экономические и политические отношения в покоренных странах. Земледельцы плодородных долин Лаконики и Мессении, Крита и Фессалии были порабощены. Система эксплуатации этого земледельческого населения была основана на самом праве завоевания, на переходе земли в собственность завоевателей. В разных районах покоренное и порабощенное земледельческое население называлось по-разному — илотами в Спарте, пенестами в Фессалии, войкеями на Крите и т. д. Пользование землей и рабами было разделено между военно-родовыми подразделениями новых хозяев. На этой основе и развилось впоследствии крупное землевладение новой знати, в руках которой сосредоточилась и политическая власть.
Падение и частичная гибель рабовладельческой правящей ахейской знати привели к оживлению общинных отношений, особенно в тех районах, где не оказалось завоевателей — дорийцев и эолийцев. В завоеванных новыми пришельцами территориях рост новых классовых отношений обычно происходил в пределах небольших общин, владения которых часто ограничивались плодородной равниной, окруженной со всех сторон горами.
Гомеровский эпос
В свете последних раскопок дворцов и поселений микенского периода все более явственно выступает перед нами древность происхождения гомеровских песен, передававшихся из поколения в поколение. В этот длительный период своего существования песни изменялись и шлифовались, одни эпические песни вытесняли Другие. После передвижения племен, в результате обработки певцами материала народных песен, предания, относящиеся к различным местностям, событиям и лицам, оказывались включенными в единый эпический цикл.
О популярности складывавшегося эпоса свидетельствует и тот факт, что в древности существовало большое количество местных вариантов гомеровских поэм, иногда существенно расходившихся с известным нам теперь текстом.
Таким образом, возникновение гомеровского эпоса, может быть, в виде отдельных песен и былин, относится еще к очень раннему времени. Но если корнями гомеровские поэмы уходят в микенский период, то развитие и окончательное оформление эпоса относится ко времени после дорийского завоевания.
Микенские корни поэм представлены миром героев-ахейцев, ставших общегреческими героями; с другой стороны, поэмы представляют и быт позднейшего времени — аристократический строй
45
родовой знати, и наличие жилищ и поселений, отличных по своему типу от ахейских.
Два мира, отделенные друг от друга временем дорийского переселения, в поэмах тесно слиты друг с другом. Это создает ложное впечатление о единстве гомеровского общества, которое в таком виде, как оно отражено в поэмах, в действительности не существовало.
Хотя «гомеровский вопрос», т. е. вопрос о происхождении эпоса, не разрешен и в настоящее время, но все более и более начинает преобладать точка зрения, что окончательным завершением эпоса явилась работа одного из гениальных поэтов, имя которого остается нам неизвестным. Исходя из результатов исследования исторических условий жизни общества в VIII в. и их отражения в поэмах, некоторые полагают, что этот поэт мог жить в VIII в. до н. э. Взяв за основу старые песни народа, поэт сумел отобрать из них наиболее ценное и переработать их в единый текст поэмы на основе своего мастерства и своего огромного дарования.
Проф. И. М. Тронский в своей книге по истории античной литературы подчеркивает, что понятия «народного» и «личного» творчества не являются понятиями взаимоисключающими друг друга. При этом И. М. Тронский вспоминает замечательные слова, принадлежащие В. Г. Белинскому: «Илиада» была столь же непосредственным созданием целого народа, сколько и преднамеренным, сознательным произведением Гомера. Мы считаем за решительно несправедливое мнение, будто бы «Илиада» есть не что иное, как свод народных рапсодов: этому слишком резко противоречит ее строгое единство и художественная выдержанность. Но в то же время нельзя сомневаться, чтобы Гомер не воспользовался более или менее готовыми материалами, чтобы воздвигнуть из них вековечный памятник эллинской жизни и эллинскому искусству. Его художественный гений был плавильной печью, через которую грубая руда народных преданий и поэтических песен и отрывков вышла чистым золотом»
Греческое общество в изображении гомеровских поэм
Вместо ахейских государств с центром на укрепленном оборонительными стенами холме основную роль играли небольшие племенные общины, члены которых жили в неукрепленных поселках. Каждое такое племя (фила) являлось объединением родов и фратрий 2, возглавляемых родовой знатью, жившей патриархальными общинами. Г лавой племени являлся басилевс — верховный военачальник, верховный судья и жрец общины. Власть басилевса —
1 В. Г. Белинский, Поли. собр. соч., т. VII, 1955, стр. 104.2 Фратрия (буквально — братство) является объединением нескольких родов, родственных по крови между собой. Объединение фратрий составляет филу (племя).
46
племенного вождя — еще не утратила своей демократической основы. Басилевс опирался на народное собрание, которое было составлено из боеспособных мужчин каждого данного племени или, как говорит Энгельс, из «совокупности вооруженного народа». Из старейшин знатных родов (геронтов) образовалась герусия, совет старейшин, который ведал делами общины.
Земледелие. Основным занятием населения было земледелие. Частной собственности на землю здесь еще не было, но и передела земель, характерного для сельской общины в период ее расцвета, уже не производилось. Вся земля была поделена на «клеры», т. е. на «наделы, полученные по жребию» 1.
Кроме клеров, которыми владели все члены общины, существовало еще два вида земель — темены и пустоши, т. е. земли, расположенные на границах общин и составлявшие фактически ее резервный фонд.
Темены (отрубная земля) предоставлялись общиной во владение представителям родовой знати. Эти владения представлены в эпосе как очень значительные, в действительности же они не превышали, по-видимому, 20—30 га и, конечно, не могли равняться с теменами ахейских правителей, которые во много раз превосходили их по своей величине. Темены знати, кроме земли, отведенной под зерновые культуры, включали в себя также земли, отведенные под плодовые сады и виноградники, а также и огороды. Наличие сада, наряду с виноградником, было в то время признаком большого богатства. Дома родовой знати и басилевсов были расположены рядом с их земельными владениями, и поэтому Телемах, вернувшись домой после поездки на розыски отца, мог сразу осмотреть свои поля.
Клеры рядовых земледельцев были значительно меньше по размеру и состояли, преимущественно, из пахотной земли. Обработка земель на этих клерах часто производилась деревянной сохой, вырезанной иногда из одного куска дерева. Для запашки поля обычно употреблялись мулы, а в более состоятельных хозяйствах — волы. Основной сельскохозяйственной культурой был ячмень; пшеница возделывалась лишь на полях родовой знати, которой предоставлялись участки наиболее плодородной земли. При уборке урожая жнецы работали серпами, а дети помогали собирать сжатые колосья, которые затем обмолачивались на утоптанном току. Для веяния зерна употреблялась обычно шкура, сложенная в форме лопаты.
Фукидид, рассказывая о положении мелких земледельцев в отдаленные времена, писал, что тогда «каждый обрабатывал почву исключительно в меру его нужды, без владения излишком, даже без посевного запаса... Лучшая земля,— замечает он далее,— часто меняла своих хозяев» (I, 2).
1 Слово «клер» означает жребий.
47
Скотоводство. Наряду с земледелием большую роль играло скотоводство, Известны два вида пастбищ: равнинные и горные. За пределами поселка на пустующей запасной земле располагались общинные выгоны -для скота. У Гомера путник, приближаясь к Итаке, сначала видел обширные пастбища, где пасутся стада. Затем его внимание привлекали отдельные хижины пастухов, разбросанные на далеком расстоянии друг от друга. Близких соседей у пастухов не было.
Основное движимое богатство знати заключалось в обширных стадах. В этом отношении очень характерно богатство дома Одиссея, у которого на общинных выгонах паслось 12 стад быков и 60 стад мелкого рогатого скота (овец, коз) и свиней. Мелкий земледелец, или совсем не имевший крупного рогатого скота, или владевший одним волом, несколькими овцами, козами и свиньями, тем самым оттеснялся на худшие выгоны. Постепенно пустоши все более застраивались, появлялись хижины пастухов и загоны для скота, обносившиеся заборами. Так мало-помалу родовая знать захватывала пастбищные земли, присоединяя их к своим теменам.
Особую роль в скотоводческом хозяйстве занимало коневодство. В древности лошади не были рабочим скотом, ибо пахали на мулах и волах. Владение конями было доступно только членам самых богатых и знатных родов. В тот период особенно велико было значение коней в военном деле (боевые колесницы знати) и в военно-спортивных состязаниях знати. Родовая знать, владевшая конями, уделяла им большое внимание: они паслись на лучших лугах, их кормили ячменем и даже пшеницей.
Основной пищей родовой знати, кроме хлеба, были мясо, сыр и молоко, а едой сельского населения в основном была рыба. В поэмах после перечисления богатых жатв, деревьев, гнущихся под тяжестью фруктов, после указания на плодовитость овец, говорится о море, изобилующем рыбой, как утешении для мелкого люда. Именно поэтому знать называется «едоками мяса», а беднота «едоками рыбы».
По сравнению с земледелием, скотоводством и рыболовством, охота играла подчиненную роль, являясь также занятием, доступным лишь родовой знати.
Ремесло. Ремесло в этот период еще не вполне отделилось от земледелия. Самое слово «демиург» означало в то время человека, работающего на общину. К демиургам причислялись все люди, не связанные непосредственно с земледелием, т. е. ремесленники, певцы, врачеватели, прорицатели, жрецы и т. д.
Преобладающим в это время является домашнее хозяйство: рубка леса и постройка помещений для жилья и загонов для скота; производство одежды, обуви и кожаных шапок; размол хлеба и его приготовление; изготовление тетивы для лука и глиняной лепной посуды,— все это производилось дома. Известны четыре основных вида ремесла, в зависимости от материала, подвергавшегося обработке: металл, дерево, кожа и глина. Основным типом ремесленни-
48
ков, связанных с работой по металлу, были странствующие ремесленники.
Оседлым видом ремесла было только ремесло кузнеца, связанного со специальным помещением — с кузницей. Орудия труда были несложными: печь и раздувальный мех, тигель, наковальня, молот и клещи. Большой нужды в кузнецах еще не было, и одна кузница обслуживала сразу несколько поселений.
Иначе обстояло дело с ювелирными мастерами, изготовлявшими изделия из золота и серебра. С переносной наковальней они переходили из одного знатного дома в другой, работая по заказам и на материале заказчиков. Таких ремесленников встречали приветливо в домах родовой знати, хорошо кормили и после окончания работы вознаграждали обычно подарком.
Вся работа, связанная с обработкой дерева, была объединена в руках плотника. Плотник выполнял последовательно все процессы труда, начиная от рубки дерева до изготовления плота, мебели и постройки дома.
К специалисту-кожевнику обращались лишь в исключительных случаях и только представители родовой знати. Ему поручались работы, которые нельзя было выполнить дома, а именно художественное изготовление щитов, украшенных богатыми узорами.
Гончарное ремесло являлось преимущественно домашним ремеслом. Однако выделка художественной посуды, требовавшая специальных навыков, наличия гончарной печи и оборудования, была специализированной отраслью ремесла, удовлетворявшего отдельные заказы знати.
Торговля. Слабое развитие в ремесле общественного разделения труда и полное отсутствие технического разделения, наличие групп странствующих ремесленников — все это свидетельствовало об отсутствии большого спроса на изделия ремесленников, о том, что систематического обмена товарами еще не существовало и ремесло удовлетворяло ограниченные нужды потребителей преимущественно внутри общины. Это подтверждается и тем, что в поэмах еще нет слова, обозначающего «купец». Кроме того, для общества, изображаемого в поэмах, характерно наличие довольно развитого пиратства. Маркс характеризует пиратство как особую форму сношений, когда нужда в дополнительных товарах уже существовала, но регулярного обмена товарами еще не было.
Ценные металлы и предметы роскоши ввозились в Грецию обычно с Востока. В поэмах мы встречаемся преимущественно с финикийскими купцами. Они торговали вышитыми тканями и коврами, бронзой, ювелирными изделиями, благовониями, металлами. Однако и финикийская торговля была тесно связана с пиратством. Так, по рассказу Гомера, финикийцы причалили со своими товарами к острову, богатому вином, хлебом, быками и овцами. Они выставили на берегу свои товары — женские одежды, бронзовую утварь, предметы роскоши. Чтобы обменять привезенные ими товары на продукты питания, им понадобилось провести на острове целый год.
49
При этом они ходили еще и по домам родовой знати, употребляя все свое красноречие на то, чтобы склонить богачей на приобретение их товаров. Перед отъездом, уже после погрузки корабля, они старались захватить с собой, применяя насилие и хитрость, красивых девушек и юношей для продажи их в рабство в другие страны.
Люди, занимавшиеся торговлей, в глазах родовой знати того периода были недостойны знатных людей, зато пиратство расценивалось как доблесть.
Мореплавание еще не было развито. Путь из Трои в Спарту казался далекой и опасной поездкой. Плавали только в хорошую погоду, только днем, никогда не теряя из виду землю.
Наряду с пиратством постепенно развивались и формы мирного обмена. Так, например, среди родовой знати получил широкое распространение обычай гостеприимства, передающийся в каждом роде от отца к детям. Гостя принимали приветливо и радушно угощали; при отъезде хозяин дома делал своему гостю (обычно знатному) подарок, а гость обязательно делал ответный подарок хозяину.
Единицей счета был бык, к которому чаще всего приравнивали остальные предметы обмена. Цена рабыни колебалась от 4 до 20 быков; бронзовые треножники стоили 12 быков; доспехи, в зависимости от их качества и украшений, от 9 до 100 быков. Однако бык не мог стать реальной единицей обмена. Критские единицы обмена, имитировавшие в бронзе и меди шкуру быков, в гомеровском обществе неизвестны. Чаще всего здесь имел место прямой обмен. Особенно ценились слитки металла — меди, бронзы, железа, серебра и золота. Наиболее распространенной счетной единицей обмена служили бронзовые и медные котлы и треножники, оценивающиеся в одного быка.
Таким образом, торговля еще не была развита. Археологически это подтверждается почти полным отсутствием внешних связей в XII—XI вв. до н. э.
Социальное неравенство. Положение рядового общинника зависело от наличия клера, но, поскольку переделы земли давно были прекращены, мы встречаем уже и здесь появление земельного неравенства; наличие людей «многонадельных» (многоклерных) и людей, не имеющих надела (без клера). Наличие клера обеспечивало земледельцу его правовое положение в общине. Он входил в род, фратрию, филу; он был участником жертвоприношений и религиозных праздников общины, он — член народного собрания, и его личная свобода охраняется общиной. Люди, потерявшие клер в результате неурожая, многодетности, насилия или вследствие других причин, уже не могли найти себе применения в общине, потому что только незначительное количество бедняков могло найти себе средства пропитания, работая на кораблях знати в качестве гребцов. Ремесленные изделия находили мало спроса; кроме того, профессиональные навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Человек, потерявший клер
50
или не получивший его, пытался искать счастья на стороне. В поэмах мы находим уже довольно большую группу людей, называемых фетами, т. е. батраками. Покинув пределы своей общины, они тем самым становились вне коллектива; их называли «безродными», «чужаками». В той общине, где они жили, они не пользовались правом защиты и покровительства; они, таким образом, были совершенно бесправны.
Кроме нужды, которая гнала людей искать счастья за пределами родной земли, источником развития слоя фетов являлась кровная месть. Кровная месть, вызванная иногда даже случайным убийством, передавалась по наследству из поколения в поколение, унося с собой бесчисленные человеческие жертвы. Избегнуть смерти можно было, лишь покинув пределы общины.
Жизнь фетов была очень тяжелой. «Скверный желудок причиняет жестокие заботы, когда блуждаешь за добычей, переходя от лишений к страданиям», говорится о фетах. Основным занятием фетов была поденная работа. Работа поденщика требовалась только в хозяйствах богатой знати. «Иноземец, говорит Одиссею знатный юноша Итаки Евримах,— если ты хочешь служить как фет, я найму тебя на работу в удаленную часть моих владений для постройки стен из камня и посадки деревьев». Когда Одиссей под видом старика-нищего возвращался домой, ему предлагали наняться на работу «сторожить хлева, подметать двор или носить зелень козам».
Феты работали в домах знати пастухами и земледельцами, особенно во время уборки урожая, когда нужна была подсобная сила. Кроме того, феты выполняли и домашнюю работу. «Я,— говорит тот же Одиссей, прикидываясь фетом,— работаю быстро и хорошо во всем, что вы захотите. . . разжечь огонь, наколоть сухих дров, нарезать мясо, зажарить его, разлить вино,— мне знакомы все услуги, которые маленькие люди делают большим».
. При найме фета на работу обычно сразу же определялся срок найма, который, если это было выгодно хозяину, мог быть продлен на ряд лет. Единственная оплата труда, известная из поэм,— оплата натурой: питанием, необходимой скромной одеждой и иногда подарком. Знатный говорил нищему: «Хочешь быть у меня фетом? Я предлагаю тебе почетные условия: я буду кормить тебя, дам тебе одежду и обувь».
Условия найма были обязательными лишь для фетов. Хозяин мог в любое время нарушить свои обещания и не отдавать фету в конце его работы обещанной награды. Так, например, наказанные Зевсом боги Аполлон и Посейдон должны были работать фетами у Ааомедона, отца троянского царя Приама, в течение года. Посейдон выстроил за это время стены Трои, а Аполлон пас стада быков.
Но, когда нам условленной платы желанные Горы Срок принесли, Лаомедон жестокий насильно присвоил Должную плату и нас из пределов с угрозами выслал.
Лютый, тебе он грозил оковать и руки и ноги,
51
И продать, как раба, на остров чужой и далекий;Нам обоим грозился отсечь в поругание уши.Так удалилися мы, на него негодуя душою.(Илиада, песнь XXI, стихи 450—456).
Не все феты, однако, находили применение своей рабочей силы. Многие из них были вынуждены становиться бродягами-нищими, особенно старики. Они боролись друг с другом за лучшие места, где они могли получить подачку, за куски хлеба и объедки пищи у столов пирующей знати. Ночлегом им в зимнее время служили обычно кузницы.
Наличие в общинах людей, не находивших применения своему труду,— показатель далеко зашедшего процесса разложения всякого общественного строя. Община в гомеровских поэмах уже была пронизана социальными противоречиями, хотя эти противоречия еще не развились в классовый антагонизм.
Рабство. В гомеровских общинах уже существовало рабство, но оно не достигало тех размеров, которые нам известны по документам ахейского Кносса и Пилоса. Рабство здесь имело ограниченное развитие и носило еще домашний, патриархальный характер. Только у богатой знати были рабы, и только басилевсы имели их в большом количестве.
Основными источниками рабства являлись войны и пиратство, реже — обмен. Более ранняя по времени поэма «Илиада» еще не знала мужского рабства; мужчины военнопленные убивались. В «Одиссее» уже встречаются покупные мужчины-рабы, хотя преобладают женщины-рабыни. В прощании Гектора с Андромахой Гектор с грустью говорит о том, что Андромахе грозит порабощение, если его, Гектора, постигнет смерть и рухнет крепкостенная Троя:
Будет некогда день, и погибнет священная Троя,С нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама.Но, не столько меня сокрушает грядущее горе Трои, Приама-родителя, матери дряхлой Гекубы,Горе тех братьев возлюбленных, юношей многих и храбрых,Кои полягут во прах под руками врагов разъяренных,Сколько твое, о супруга! тебя меднолатный ахеец,Слезы лиющую, в плен повлечет и похитит свободу!И, невольница, в Аргосе будешь ты ткать чужеземке,Воду носить от ключей Мессеиса или Гипперея,С ропотом горьким в душе; но заставит жестокая нужда!(Илиада, песнь VI, стихи 448—458)
Захват и похищение людей пиратами с целью продажи их в рабство — явление широко распространенное. «День порабощения», это выражение постоянно встречается в поэмах. Ни знатность, ни богатство не спасают от опасности стать рабом. Ни один человек того времени не мог быть уверенным в том, что ему до конца жизни не грозит порабощение. Правда, представители родовой знати могли надеяться на выкуп, но у рядовых земледельцев на это не было никакой надежды.
52
Разграбить поля, похитить женщин и детей, захватить мужчин для представителей знати это было дело их доблести; для финикийских же купцов это было выгодным предприятием.
Рабыни выполняли все обязанности по домашнему хозяйству, важнейшими из которых было изготовление одежды и помол зерна. Последняя работа была самой тяжелой. В поэмах показано, как, стоя на коленях, рабыни растирают зерна между двумя каменными жерновами. Они работают всю ночь, а утро застает их за той же работой «падающими от усталости».
Мужчин, занятых в домашнем хозяйстве, было немного. Чаще они использовались в качестве пастухов. За стадами Одиссея смотрело не менее 24—30 рабов пастухов. Встречаются иногда рабы, занятые в садах и виноградниках.
Раб Одиссея, пастух Евмей, мечтал о том, что его господин, после возвращения на родину, отблагодарит его за усердие и преданность тем, что даст ему
Поле, и дом, и невесту с богатым приданым, и, словом,Все, что служителям верным давать господин благодушныйДолжен. . .(Одиссея, перевод Жуковского, песнь XIV, стихи 62—64).
На основании этого можно предполагать, что знать находила выгодным часть рабов-мужчин использовать в сельском хозяйстве, предоставляя им в пожизненную аренду участок земли. У отца Одиссея, старика Лаерта, в винограднике работали его раб и шесть сыновей раба. Этот раб питался за одним столом с хозяевами и жил в их доме, но имел свою семью и при этом довольно многочисленную.
Раб был собственностью хозяина, и господа имели над своими рабами право жизни и смерти. С рабами жестоко расправлялись их господа, если рабы не угождали им. За то, что раб и двенадцать рабынь Одиссея в отсутствие хозяина дома перешли на сторону представителей знатных родов, собравшихся в доме Одиссея в качестве «женихов» Пенелопы, Телемах, после возвращения Одиссея, производит сам расправу с ними.
. . .канат корабля черноносого взял он и тугоТак натянул, укрепивши его на колоннах под сводомБашни, что было ногой до земли им достать невозможно.Там, как дрозды длиннокрылые или как голуби в сети Целою стаей — летя на ночлег свой — попавшие (в тесных Петлях трепещут они, и ночлег им становится гробом),Все на канате они голова с головою повисли;Петлями шею стянули у каждой, и смерть их постиглаСкоро: немного подергав ногами, все разом утихли.Силою вытащен после на двор козовод был Мелантий;Медью нещадною вырвали ноздри, обрезали уши,Руки и ноги отсекли ему; и потом, изрубивши В крохи, его на съедение бросили жадным собакам.(Одиссея, песнь XXII, стихи 446—447).
53
Таким образом, неверность хозяину, хотя бы и вынужденная, вызывала беспощадное уничтожение рабов. Такое уничтожение, сопровождавшееся жестоким надругательством над человеком, не вызывало у древних чувства возмущения. С точки зрения рабовладельца такое возмездие являлось восстановлением нарушенного рабами права хозяина на преданность ему его рабов.
Начало разрушения родовой организации. Так в домах родовой знати постепенно крепнет институт рабства и право частной собственности на движимое имущество, к которому относятся и рабы. Одновременно отсутствие права частной собственности на землю позволяло знати постепенно сосредоточивать в своих руках, на правах родового владения, большие земельные участки под зерновые посевы, виноградники, огороды и сады; родовая знать захватывала также и пастбищные земли общины. Тем самым резервная земля общины постепенно все более сокращалась. Наличие безземельных членов указывает на отсутствие свободных земель у общины.
Социальное расслоение все глубже захватывало и раскалывало общину свободных. Это неравенство выступало в поэмах еще в примитивных формах: презрение человека родовитого к безродному, презрение крупного землевладельца и скотовода к мелкому общиннику, презрение рабовладельца к рабам и фетам, разделение на «больших» и «маленьких» людей.
Строй примитивной демократии постепенно отмирал. По мере экономического усиления знатных родов ослаблялась роль племенного вождя — басилевса — и одновременно народного собрания общины. За время двадцатилетнего отсутствия Одиссея народное собрание на Игаке созывалось лишь раз, да и то по настоянию сына Одиссея Телемаха для решения вопроса о его поездке в Спарту на поиски отца. Все остальное время родовая знать вершила делами острова, не интересуясь мнением народа. Таким образом, усиление знати приводило к постепенному прекращению деятельности народных собраний.
Власть в семье уже давно была закреплена за мужчиной. Наличие отдельных семей, экономически обособляющихся от рода, было признаком начала разрушения родовой организации в среде самой родовой знати. В сельской общине родовые связи между общинниками уже к этому времени давно ослабли.
Женщина в семье играла подчиненную роль, ее обязанности ограничивались домом. Муж являлся ее хозяином, в случае смерти или отсутствия мужа власть в семье переходила к сыну. Хотя экономический и социальный строй, изображенный в поэмах, не является описанием какого-либо конкретно определенного общества, тем не менее широкое полотно поэм ярко показывает период распада общинно-родового строя и процесс формирования первых общественных классов нового зарождающегося рабовладельческого строя.
54
Заключение
Вторжение новых греческих племен, живших еще в условиях родового строя, повлекло за собой не только быстрый распад ахейских государств, но и оживление родовых отношений. Основой дальнейшего развития производительных сил явилось постепенное распространение железных орудий труда и вооружения.
После завоевания на территориях бывших ахейских государств, так же как и на территориях государств, не захваченных ими, развивались мелкие самостоятельные общины. В IX в. до н. э. повсюду у власти стояли басилевсы. Родовая знать играла в тот период большую роль. Во многих местностях завоеватели владели землей на праве родовой собственности. Порабощенные землевладельцы оставались долгое время в собственности родов, распадавшихся на отдельные семьи. В районах, подвергнувшихся завоеванию, процесс порабощения сельского населения осуществлялся на основе права завоевания. В районах, не подвергшихся завоеванию, закабаление знатью крестьян происходило на основе роста долговой кабалы и концентрации земли в руках знатных родов.
Крупнейшим достижением культуры этого периода было возникновение (по-видимому, около 900 г. до н. э. или немногим позже) общегреческой письменности, основанной на алфавитном письме. В основу этого письма положен финикийский алфавит. В течение VIII в. до н. э. постепенно развился греческий алфавит из 24 букв, в котором были даны и обозначения всех гласных. Греки порвали с восточной традицией письма (справа налево). В развитом греческом письме повсюду преобладает письмо слева направо.
Переход к буквенному алфавиту имел огромное значение; благодаря ему письменность стала доступна широким кругам греческого населения и распространилась в размере, недоступном ранее, при слоговом письме, в ахейских государствах.
Таким образом, основными достижениями изучаемого периода были переход к железной технике, формирование экономически самостоятельных небольших греческих общин, тесно спаянных внутренней связью, создание греческого алфавитного письма.
Сознание общего единства всех греков проявилось уже, по-видимому, в начале VIII в. в общем наименовании всех греков эллинами, а страны — Элладой.
Все это создало предпосылки дальнейшего развития производительности труда и формирования рабовладельческих государств в более развитой форме — в форме полиса.
Подготовлено по изданию:
Колобова К.М., Глускина Л.М.Очерки истории Древней Греции. Пособие для учителя. Л., 1958.
www.sno.pro1.ru
Клерухи - это... Что такое Клерухи?
Клерухи — владельцы земельного участка клера. Такие участки выделялись афинским гражданам на землях, принадлежащих союзникам Афин (в частности, по Афинскому морскому союзу). Так создавались клерухий (гражданские колонии), бывшие одним из средств… … Словарь античности
Клерухия — (греч. κληρουχία) владения граждан какого либо древнегреческого государства, располагавшиеся вне его пределов. Известны главным образом только клерухии афинян, но их имели и другие государства.[1] Для Афин клерухия была одним из средств контроля… … Википедия
Клерух — Клерухия (греч. κληρουχία) владения граждан какого либо древнегреческого государства, располагавшиеся вне его пределов. Известны главным образом только клерухии афинян, но их имели и другие государства.[1] Для Афин клерухия была одним из средств… … Википедия
Клерухии — Клерухия (греч. κληρουχία) владения граждан какого либо древнегреческого государства, располагавшиеся вне его пределов. Известны главным образом только клерухии афинян, но их имели и другие государства.[1] Для Афин клерухия была одним из средств… … Википедия
клерухии — (греч. klēruchíai), древнегреческие военно земледельческие поселения, основанные на территориях подчинённых или союзных государств для военно политического контроля над ними, а также для наделения землёй безземельных граждан. * * * КЛЕРУХИИ… … Энциклопедический словарь
Клерухия — (κληρουχία, от κλήρος жребий, участок, и έχω) так называется особый вид колоний, основывавшихся главным образом (но не исключительно) афинянами на земле по большей части завоеванной, иногда же добровольно уступленной союзниками, например, взамен… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Государство Птолемеев — Социально политическое устройство эллинистического Египта по сравнению с другими эллинистическими государствами известно значительно лучше, главным образом, благодаря многочисленным греческим и демотическим папирусам, сохранившимся до нашего… … Всемирная история. Энциклопедия
КЛЕРУХИИ — (от греч. распределение наделов ), особый тип греческой колонии, обитатели которой (клерухи), в отличие от обычных колонистов, не утрачивали гражданства и не образовывали самостоятельной общины. Особенно активно выводили клерухии Афины в 5 в. до… … Энциклопедия Кольера
ЭЛЛИНИЗМ — термин, введенный в 30 х гг. 19 в. нем. историком И. Г. Дройзеном для характеристики периода в истории стран Вост. Средиземноморья от походов Александра Македонского (334 323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э.… … Советская историческая энциклопедия
КЛЕРУХИЯ — (от греч. «распределение наделов»), особый тип греческой колонии, обитатели которой (клерухи), в отличие от обычных колонистов, не утрачивали гражданства и не образовывали самостоятельной общины. Особенно активно выводили К. Афины в 5 в. до н.э.… … Юридическая энциклопедия