ГлавнаяДревнийОсобенности древних цивилизаций обществознание
Цивилизации прошлого. Особенности древних цивилизаций. Особенности древних цивилизаций обществознание
4. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.
Восточный и античный типы цивилизационного развития. В нашей стране многие годы продолжаются споры о том, тяготеет ли Россия более к Западу, который считает себя наследником античного мира Древней Греции и Древнего Рима, или к многоликому, но единому в своих сущностных основах Востоку. Уже в развитии древних цивилизаций историки находят немало общих моментов, которые позволяют специалистам говорить о восточном и западном типах цивилизационного развития. Существует огромная литература по истории ряда государств Древнего Востока. К ним относятся Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н.э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н.э. – 415 г. н.э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н.э.). Не меньше внимания историки уделили истории Древней Греции (II тысячелетие – 149 год до нашей эры) и Древнего Рима (753 год до н. э. – 476 год нашей эры). В обобщенной форме эти два типа цивилизационного развития представлены в нижеследующей таблице-схеме. История в схемах. Восточный и античный типы цивилизационного развития. Цивилизации Древнего Востока Античная цивилизация (Древняя Греция и Древний Рим) Экономическая сфера 1. Преобладание государственной, царской, а также коллективной, общинной собственности на землю, на другие материальные ценности над частной собственностью как основа личной несвободы людей. 2. Натуральное хозяйство преобладает и тормозит развитие рынка. 1. Возникновение и укрепление частной собственности на землю, на другие орудия и средства производства как основы личной свободы людей. 2. Развитые товарно-денежные, рыночные отношения между людьми, регулируемые главным образом гражданским (цивильным) правом. Политическая сфера 1. Царская власть имеет деспотический, единовластный, наследственный, харизматический характер. 2. Управление осуществляется с помощью мощного государственного аппарата: центральная, региональная, местная власть, чиновничества. Преобладает принцип назначения сверху. 3. Верховный правитель опирается на многочисленные вооруженные силы, личную гвардию, другие силовые структуры. 4. Крупные многонациональные империи основываются на насилии. Войны преобладают над дипломатией в международных отношениях. 5. Суд опирается на обычай или писаный закон. 1. Впервые закладываются основы демократии, республиканской формы правления, принципы организации коллективной власти. 2. Власть осуществляется также в форме монархии, олигархии, личной диктатуры 3. Закладываются основы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Значительная часть должностных лиц, имеющих властные функции, выбирается населением, гражданами. 4. В основе военной организации лежит принцип всеобщей воинской повинности. Выполнение воинского долга- гражданская доблесть. 5. Появляются политические партии, межпартийная борьба за власть, другие элементы гражданского общества 6. Закладываются основы правового государства, судебной системы с привлечением граждан (суд присяжных). Духовно-культурная сфера 1. Высшие правители обожествляются, существующие религии освящают государственно-политическое устройство. 2. Художественная культура обслуживает интересы высшей власти и духовенства. 3. Общественное сознание отличается консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе. 1. Античная мифология, языческая религия отражает представления людей о высших силах, уверенность в том, что с ними можно договориться и даже бороться. 2. Художественная культура обращена к человеку, показывает его физическое и духовное совершенство, огромные возможности. 3. Для общественного сознания характерны дух соревнования, творчества, стремления изменить жизнь к лучшему, бросить вызов судьбе.
Территория России в системе Древнего мира. Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). В 1865 году Дж. Леббок впервые предложил разделить так называемый каменный век на палеолит (древний каменный век, свыше 1 миллиона лет – 12–10 тыс. лет до н. э.), мезолит (средний каменный век, занимающий период от 10 до 5 тысячелетия до н. э.) и неолит (новый каменный век, 5–2 тыс. до н. э.). История в терминах – неолитическая революция. Под неолитической революцией сегодня понимается крупнейшее, глобальное изменение в производительных силах, сутью которого стал переход от хозяйства присваивающего, связанного с охотой, рыболовством, собирательством, к хозяйству производящему, связанному с появлением земледелия и животноводства. В результате неолитической революции человек сумел окончательно подняться над природой (не отрываясь от нее), выделиться из природного мира и стать самостоятельным организатором своей жизни. Человек потребляющий трансформировался в человека созидающего. Хомо сапиенс стал в полной мере отвечать этому понятию. Неолитическая революция привела к возникновению человеческих сообществ, древнейших государств в районах, благоприятствовавших развитию земледелия. Эта ве-ликая ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ предопределила возникновение древ-нейших локальных цивилизаций, которые в своей совокупности положили начало исто-рии мировой цивилизации. Стартовой площадкой, с которой началась настоящая история человечества, Чело-века, стала огромная территория, протянувшаяся от северного побережья Африки до Ти-хого океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно 40 градусом северной широты. Эта полоса протянулась на 10 тыс. км с запада на восток и на 4 тыс. км с севера на юг. В эту полосу вошли территории Европы, Африки и Азии, прилегающие к Среди-земному, Черному и Каспийскому морям, к Персидскому и Бенгальскому заливам. Это Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малоазийский, Аравийский и Индостанский полуострова. Это Южная Европа, Северная Африка, Ближний, Средний и Дальний Восток, Индия. Это территория, на которой и сегодня проживает 4/5 населения земного шара. Самым главным фактором, предопределившим возникновение древнейших цивили-заций, были благоприятные природно-климатические условия. Евро-афро-азиатская древняя цивилизация формировалась в бассейне рек Нил, Тигр и Евфрат, в восточной части Средиземноморского побережья. Ареалом для Восточноазиатской цивилизации стал бассейн реки Хуанхэ, а для Южноазиатской – бассейн реки Инд. Названные водные артерии иногда называют «великими историческими реками», так как на их берегах возникли древнейшие цивилизации. Доместикация или одомашнивание животных (коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд и др.) улучшило питание людей. Животные стали использоваться для выполнения тяжелых, в том числе сельскохозяйственных работ. Страна ариев. Ариями называли себя народы Древнего Ирана и Древней Индии (II-I тыс. до н. э.), говорившие на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов позволила ученым предположить, что изначально существовала праарийская общность (древниe арии), потомками которых являются исторические и современные арийские или индоиранские народы. Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку. Под властью глав семей находились люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот, количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды, занимавшие селения-общины. Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы. Во главе общества стояли жрецы, среди которых особо выделялись поэты-провидцы, и аристократическая верхушка, состоявшая из воинов-колесничих. Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности. Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия. Страной или прародиной ариев в III-IIтысячелетиях до нашей эры была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современного Афганистана и Ирана. В реальной истории происходили сложные миграции ариев. На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н.э.), Гандхара-Пенджаб (1700-1500 гг. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н.э.). Представление о ранних ариях и их миграциях дают памятники Андроновской и Язской культур, а также Бактриано-Маргианского комплекса, для изучения которых многое сделали российские (советские) ученые.
studfiles.net
6.Общие черты цивилизаций Древности.
1.Предмет исторической науки и её функции.
Понятие. Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование». В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».
Предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения социума и до настоящего времени.
Главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.
Функции истории. История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:
– описательная (нарративная) фунция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;
– познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;
– прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;
– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.
2.Методы и источники изучения истории.
Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:
– конкретно-исторический или идеографический метод;суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;
– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;
– историко-генетический метод;связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;
– ретроспективный метод;заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;
– историко-типологическийметод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)
– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Исторические источники. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина –источниковедение.
Существует множество определений понятия «исторический источник». В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.
Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).
Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.)
Существование и дальнейшее развитие любого народа неразрывно связано с его историческим прошлым. Народ без исторической памяти обречен на неминуемую деградацию и исчезновение. Помимо забвения истории существует и иная угроза – искажение исторического прошлого. Причиной тому может быть как отсутствие научных исследований по истории народа, так и полное неприятие или отсутствие интереса к этим исследованиям у большинства населения. В результате все исторические события воспринимаются на уровне обыденного сознания, факты искажаются или забываются, и создается отрывочная полумифическая картина, ведущая к утере подлинной исторической памяти народа. Другой причиной может быть целенаправленное искажение исторического прошлого. Как правило, это делается с определенными политическими целями в интересах отдельных политических партий и групп населения. Во избежание подобных трансформаций, в историческом знании должно поддерживаться равновесие познавательного, практического и социального начал.
3.Историография как отрасль науки.
Историография (в переводе с греческого – «пишу расследование»).Историография – в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе (так называемая, проблемная историография), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография). В более широком смысле слова историография понимается как вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки.
4.Концепции исторического развития.
Формационная концепция истории. При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется человечество? В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу: рождение, расцвет, упадок, гибель. Такой точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества видится как восходящий процесс, переход от старого к новому, хотя возможны и временные отступления. В нашей стране в течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства отношение производительных сил и производственных отношений. Историки насчитывали пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и комм теистическая (последняя формация называлась высшим этапом развития, предполагалось, что ее складывание лишь начинается). Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика. Соответствующий уклад господствует в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни народов в стране, находящихся в рамках одной из формации. Переход от формации к формации объяснялся ростом производительных сил ведущих «изменению производственных отношений. Разные народы и страны в разнос время вступают в соответствующую формацию, могут «пропустить» некоторые из них, но в целом всю всемирную историю укладывали в данную схему. Понятие формации характеризует, таким образом, прежде всего, социально-экономический Е строй общества. Нетрудно заметить, что формационный подход фиксирует ряд несомненно, существующих исторических закономерностей. Например, у всех народов на раннем этапе их развития был сходный уклад жизни — период первобытности. Черты феодализма, классический вариант которого существовал в Западной Европе в ^Средние века, можно обнаружить и, но многих других регионах мира. Несомненно, и существование господствующего ныне в мире уклада, который называют капитализмом. Однако формационная схема, созданная на основе изучения ^западноевропейской истории, не всегда приемлема для истории |других частей света. Так для древних обществ Азии, Африки, доколумбовой Америки рабовладельческий уклад сложно назвать господствующим. Тот же феодализм принимал в Азии весьма спс-1фические. отличные от Европы, формы. Описанный выше формационный подход не учитывает природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие формационные схемы, которые, тем не менее, во главу угла ставят социально-экономические различия. Разновидностью формационного подхода можно назвать технократическую концепцию развития человечества. Согласно данному подходу решающим фактором развития общества является развитие техники, производственной технологии. Изменяется техника — меняется характер общества. Одним из вариантов данного подхода является археологическая периодизация: каменный век, бронзовый век и железный век. Деление проведено по основному материалу для изготовления орудий труда. Важной гранью в истории человечества, без сомнения, является его переход от присваивающего к производящему хозяйству, которое господствует и в наше время. Два этих типа хозяйства определяют весь уклад жизни людей. Поэтому и история человечества дел шея на два соответствующих этапа.
Цивилизационная концепция истории. В последнее время все более широко при характеристике направления развития общества используется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований. Так известный французский ученый XVIII в Ш. Монтескье делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации (продолжающуюся до сего дня). Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появились письменность, города и государство. В данном понятии цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются доиндустриальная цивилизация и индустриальная цивилизация. В до-индустриальную эпоху основой жизни людей являлось сельское хозяйство, в индустриальную — промышленность. Выделяют также постиндустриальную, илиинформационную, цивилизацию, в которую ряд стран вступили во второй половине XX в. Критерии разграничения доиндустрпальной и индустриальной цивилизаций лежат в сфере экономики. Поэтому ряд историков считают, что данное деление также относится к формационной концепции. Преимущество цивилизационной концепции истории состоит в ее действительной универсальности. Все народы мира прошли в своем развитии доиндустриальную и индустриальную эпохи. Однако термин «цивилизация» чаще используется для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории разных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени, например при переходе общества, от до индустриальной к индустриальной эпохе. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации. Критерии разделения на локальные цивилизации лежат, прежде всего, в сфере культуры. Кроме того, на характер цивилизации влияют природно-географические условия, в которых она развивается. Ныне не сформировались устоявшиеся подходы для определения типов локальных цивилизаций. Так, почти во всех учебниках, где перечисляются цивилизации, их списки сильно отличаются друг от друга. Наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время. Цивилизации можно разделить на первичные и вторичные. Первичными считаются цивилизации, возникшие непосредственно из первобытности. Вторичные цивилизации появлялись на базе первичных и осваивали их достижения. Наконец, существует концепция мировой (глобальной) цивилизации. Считается, что развитие всесторонних связей между странами и народами, унификация их социально-экономической, политической, культурной жизни ведет к складыванию единой мировой цивилизации. Данный процесс, разумеется, еще далек от завершения.
Сочетание формационного и цивилизационного подходов. Формационный и цивилизаиионный подходы отнюдь не противостоят друг другу. Они с разных сторон помогают раскрывать закономерности исторического развития. Можно сказать, что понятие «формация» характеризует временной срез истории (разное время — разные формации), а понятие «цивилизация» — пространственный (разные регионы — разные цивилизации). Формационный подход нацелен на выявление общих черт в истории разных стран и народов. Цивилизационный подход позволяет выявлять особенности и своеобразие развития стран и народов, влияние на этот процесс природно-географических факторов. Сочетание этих подходов может помочь выявлению так называемых региональных типов формаций, сменявших друг друга в рамках отдельных цивилизаций. Например, в рамках европейской цивилизации можно говорить (с существенными коррективами) о рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях. Для других регионов и цивилизаций картина будет несколько иная. Соотношение общего и особенного традиционно является острейшим вопросом при изучении истории России. В период становления российской исторической науки в XVIII —первой половине XIX в. господствовало представление о единстве путей развития человечества. В середине XIX в. распространились идеи о «самобытной жизни» каждого народа. Отмечалось, что Россия имеет явные отличия от других стран (православная вера, крестьянская община и т.д.). В связи с этим разрабатывалась концепция русской цивилизации. В начале XX в. в нашей стране вновь восторжествовала всемирно-историческая теория, сложилась схема пяти формаций. Идеи локальных цивилизаций продолжали разрабатываться русскими историками, оказавшимися в эмиграции. С конца XX в. эти теории вновь стали популярными в России. Однако формационные подходы в модернизированном виде также продолжают использоваться учеными.
Проблема периодизации истории. С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды:история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени иистория Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности — предысторию.) Данная периодизация отражает ряд объсктнвнь1х закономерностей, однако она построена в основном на материале западноевропейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически. В истории Азии, Африки, Америки существовали сходные в чем-то периоды, но они не совпадали по времени с европейскими. Для этих регионов можно выстроить свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны. Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории. По традиции историю всех стран делят на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Этого деления будут придерживаться и авторы учебника. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь применяется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории.
5.Самобытность России как научная проблема.
Факторы:
· Природно-климатический (Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов,являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Находясь в таком жестком цейтноте, пользуясь довольнопримитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только отплодородия почвы и капризов погоды.Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким примитивным, что он не всегда мог вернуть в урожае даже свои семена. Выход из этой по-настоящему драматической ситуации был один. Великорусский пахарь должен был в 22 рабочих дня (не говоря уже о том, когда у него на все работы было 10 рабочих дней) реально вложить в землю такой объем труда, который в более благоприятных условиях господского хозяйства на барщине занимал около 40 рабочих дней. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днем и ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, использование на мужских работах женщин и т.д.). А для тех, кто не мог выдержать такого режима труда, оставалось обрабатывать пашню кое-как и ждать чудес от природы. Именно этих бедолаг имел в виду князь М.М. Щербатов, когда писал о "чуть не пятой доле крестьян, которые питаются мякинным хлебом, живя скорее как животные, а не как люди".
Во-первых, достаточно высокий уровень технического развития. Для ряда речных земледельческих цивилизаций характерно развитое ирригационное орошение. Искусственный полив позволил увеличить урожаи, получить излишки зерна и наладить торговлю с соседними народами. Появились также первые механизмы – повозки, мельницы. В городах - выложенные камнем дороги, водопровод. Время древних цивилизаций –- это эпоха бронзы и железа. К традиционным для первобытного строя ремеслам - ткачеству, прядению и гончарному делу, добавились металлургия и кузнечное дело. Собирательство как способ добывания пропитания отошло в прошлое. На смену добывающему типу хозяйства пришло производящее. Продолжало усложняться общественное разделение труда. К земледелию и скотоводству добавилось ремесло, торговля, политика, военное дело, мореходство, наука и искусство. Во-вторых, усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство - система органов управления обществом. При этом принадлежность к власти стала считаться почетной. Власть передавалась по наследству. Объем прав и привилегий напрямую зависел от того, насколько человек был далек или, наоборот, близок к верховной государственной власти. Именно в первых цивилизациях появляются первые города как центры ремесла, торговли, оборонительные пункты, как религиозные центры. В-третьих, появление письменности. Для догородской бесписьменной культуры было характерно отсутствие специальных каналов передачи накопленного жизненного опыта. Навыки и умения прививались в процессе непосредственной практики. Дети вместе с взрослыми трудились и учились на собственных ошибках и примере родителей и соплеменников. Знания о мире передавались устным путем от одного поколения к другому. Но постепенно количество знаний об окружающем мире становилось все больше и для хранения и передачи этой информации требовался более эффективный, чем человеческая память, механизм. Постепенно стала складываться письменность. Появился алфавит как система условных знаков-символов, каждый из которых обозначает отдельный звук или понятие. Появление письменности окончательно отодвинуло древние цивилизации от первобытности. Начали развиваться науки, появилась литература.
7.Этногенез восточных славян и язычество
Этногенез Восточные-Северо Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гуннысменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами.Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел.на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.Образование древнерусского государства.Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 вв сущ., согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, явл. союзницей Византии. Восточные источники позвол. предпол. существование накануне образования Древнерусского гос-ва трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное полит.объединение “Русь”, вкл. в себя и часть северян. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формир. государственности.Норманская теория. По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис.от хазар. В 859 г. новгородцы “игнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Рюрика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).
studfiles.net
Цивилизации прошлого. Особенности древних цивилизаций
Хабаровский торгово-экономический техникум
Контрольная работа №1
Ф. И. О.: Будько Марина Александровна
Предмет: обществознание
Группа: 108
Шифр: БН – 170
Вариант: 10
Оценка:
Дата проверки:
Подпись преподавателя:
1.Цивилизации прошлого. Особенности древних цивилизаций.
Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удаленность древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей. Тем не менее, мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечет своей загадочностью и необъяснимым обаянием.
«Дар Нила» - цивилизация Древнего Египта; Месопотамия – одна из древнейших в мире цивилизаций; загадочный Древний Китай; цивилизация Древней Индии, названной еще в древности «страной мудрецов»; древнегреческая цивилизация, чьи достижения легли в основу европейской культуры; цивилизация эллинизма, в которой как бы встретились Запад и Восток, породив высочайшие проявления культуры; Древний Рим с его особой системой ценностей. Так же истории известны цивилизации Средней Азии, сохранявшие культурное своеобразие и в Греко-македонскую эпоху; самобытные цивилизации Закавказья, которые отличались необычайной устойчивостью культурных традиций. Особое место занимала цивилизация скифов, которое не имела собственной письменности, а память о ней сохранилась в литературных памятниках других народов, в археологических находках.
В коротком очерке невозможно дать подробное описание мира древних цивилизаций. Наша задача – взглянуть на тот путь, который человечество прошло от древних цивилизаций до современной эпохи.
Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют все же некоторое единство в отличие от прежних состояний общества и культуры.
Возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время качественно новым, гораздо более богатым содержанием. Цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные циклы. Характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древним цивилизациям существенно меняется. Это связанно с расширявшимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства производящим.
Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях. Но овладение металлами, накопление знаний и передача их с помощью письменности меняли формы этой зависимости. Однако главным, что знаменовало переход от первобытности к древним цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название «аграрная революция».
Переход от первобытности к цивилизации связан с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной структуры, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способов хранения и передачи информации.
Мышление человека было «нерасчлененным», он еще не мог определить существо происходящих событий и процессов. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколению.
Овладение новыми видами деятельности способствовало развитию иного типа сознания и появлению более современных каналов передачи информации. Первоначально аналитический тип мышления был присущ лишь части древнего общества, прежде всего чиновникам и ученым писцам.
Новые возможности хранения и передачи информации дала письменность. Дошедшие до наших дней письменные памятники древности приоткрывают завесу времени и позволяют проникнуть в мир древних цивилизаций.
Чтение и понимание древних письменных источников со всей остротой ставят задачу воссоздания целостной картины древних цивилизаций.
Новейшие данные науки показывают, что древние народы находились в постоянных контактах, в ходе которых шло взаимное обогащение культур. Несмотря на географическую удаленность, издревле были отлажены связи Ближнего Востока, Средней Азии и Индии; влияние месопотамской цивилизации доходило до Аравии. Греки и римляне добирались до Индии, реже – до Китая, индийские торговые колонии существовали в Иране и Египте. Наличие этих контактов подтверждают не только археологические данные, но и результаты экспедиций Тура Хейердала на судах, скопированных с судов древних египтян (экспедиция «Ра») и жителей Междуречья (экспедиция «Тигрис»).
Исключительно важную роль в углублении связей Запада и Востока сыграли походы Александра Македонского, образование огромной державы, затем эллинистических государств и Римской империи. В этих державах складывалась самобытная культура, соединившая элементы различных культур в органическое целое.
Свой вклад в становление древних цивилизаций внесли и кочевые народы, освоившие необозримые просторы степей, а также недоступных для земледелия пустынь и полупустынь. Кочевники и земледельцы не могли существовать друг без друга, без взаимного обмена продуктами земледелия и скотоводства – двух важнейших элементов хозяйственной системы Древнего мира.
Фундамент древних цивилизаций закладывали не только представители народов с высоко развитой культурой, но и неисчислимое множество безвестных тружеников. Многие выдающиеся творцы древней культуры были рабами. Произведения раба из Фригии баснописца Эзопа были широко известны в Греции, они оказали большое влияние на творчество представителей гораздо более поздних эпох – М. Лютера, Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И. А. Крылова. К римскому рабу Теренцию восходят истоки европейской драмы. И этот ряд имен может быть продолжен.
Древние цивилизации – не угасшие миры, свет от которых идет к нам. Их достижения являются частью современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности – взаимопониманию и взаимообогащению народов, взаимному уважению и осознанию себя наследниками общего богатства древних цивилизаций.
2. Социальное познание. Конкретно – исторический подход к социальным явлениям.
Усилиями учёных, изучающих социальные явления, общество познаёт само себя. Другими словами, субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают.
Люди являются творцами общественной жизни и её изменений, они же познают социальную действительность, её историю. Включённость человека как социального существа в социальную жизнь, которую она изучает, не может не сказаться на процессе познания.
Сравним: один учёный изучает физические явления, например электричество, другой – жизнь общества. Первый смотрит на объект изучения со стороны, второй является частицей изучаемого объекта. Тот, кто включен в изучаемый процесс, видит его как бы изнутри, имеет преимущества перед тем, кто пытается проникнуть в сущность природных процессов, протекающих независимо от человека. Но с другой стороны, будучи участником социального развития, человек не может быть безразличным к происходящему. Одни явления вызывают у него положительные чувства, другие – антипатию. Одним социальным силам, партиям, деятелем он сочувствует, другие осуждает. И это накладывает отпечаток на процесс познания.
Но дело не только в личностной оценке общественных явлений. Поскольку интересы больших групп людей (классов, демографических и профессиональных групп и т. д.) не совпадают, а в ряде случаев противоположны, выводы учёных, изучающих общество, задевают интересы тех или иных групп. Поэтому от них требуется максимальная сдержанность в выводах и заключениях.
Понятно, что, например, сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим, в то время как монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы и достоинств монархической. Беспристрастными в изучении этого вопроса они быть не могут. Чем более исследователь включен в социально – политическую борьбу, тем сильнее будут складываться его субъективные позиции, его пристрастия, потребности, настроения на процессе познания социального объекта. Совпадение объекта и субъекта социального познания во многом объясняет наличие многих несовпадающих выводов и оценок, возникающих при изучении одного и того же общественного явления.
Ещё одна особенность социального познания состоит в сложности изучаемого объекта – общества. В социальных процессах взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные причины, в них вторгаются множество случайностей, причудливо переплетаются интересы, ожидание и воля, действия множества людей.
Связи в природе – это связи между неодушевленными предметами или неразумными живыми существами. Сложность познания социальных связей в том, что здесь приходится разбираться в отношениях людей, наделенных сознанием, чьи стремления, желания, цели зачастую скрыты, замаскированы заявлениями, обещаниями, саморекламой. Каждое событие в социальной жизни неповторимо по своему «рисунку». В природе закономерные связи более очевидны. День приходит на смену ночи, осенью природа засыпает, а весной пробуждается вновь, вода при температуре ниже нуля замерзает. В жизни общества события и явления не похожи друг на друга. Поэтому в общественной жизни обнаружить закономерность не легко, разобраться в её многочисленных зигзагах, скачках, движениях труднее, чем в природных процессах.
Ещё одна заметная особенность социального познания. Если в изучении природы большое место занимают непосредственное наблюдение и эксперимент, то в социальном познании возможности наблюдения и эксперимента ограничены.
Главный же источник знаний – это окружающая нас социальная действительность, исторический опыт, разносторонняя общественная практика.
Трудности социального познания стали основанием для вывода некоторых учёных о том, что общество не поддаётся научному изучению. Они считают, что возможно лишь описание общественных явлений. Однако большинство учёных не отказываются и от объяснения социальных процессов.
Не только описать, но и понять социальные явления помогает, прежде всего, правильный подход к ним. Это означает, что в понимании общественных явлений следует исходить из их сути. Если развитие общества, его история – это деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, так и её условия, которые являются результатом деятельности предшествующей. Нельзя не учитывать деятельность, воспроизводящую известные продукты и методы их создания, и деятельность творческую. Первая сохраняет стабильность, устойчивость, сложившиеся общественные формы. Вторая обновляет их, преобразует, прокладывает путь новому. Важно так же рассматривать взаимосвязь материальной и духовной деятельности. Наконец, необходим также анализ деятельности различных её субъектов: как больших групп людей, так и отдельных личностей.
Такой подход позволяет понять зависимость настоящего от прошлого, а также значение настоящего как условия достижения будущего. Мы лучше поймем сущность и формы современного государства в развитых странах Европы, если проследуем этапы его развития от зарождения до наших дней. Но знание современной роли и функции государства в этих странах помогает лучше понять его предыдущую историю. Вместе с тем знание прошлого и настоящего позволят выявить тенденцию развития государства в будущем, поскольку будущее существует в настоящем как бы в виде зародыша.
Выявляя общее, мы не можем забывать и о том, что не только индивидуальны, неповторимы отдельные события истории, но и своеобразен исторический путь народов, стран, регионов.
В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием, поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии.
Аналогия – это подобие, сходство предметов в каких - либо свойствах, признаках, отношениях, причём таких предметах, которые в целом различны. Если какой – либо социальный процесс в одной стране аналогичен процессу в другой, то можно лишь предполагать наличие некоторых общих признаков. Готового ответа аналогия не даст. Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях, учитывая многообразие исторического процесса, многовариантность развития, многолинейность истории.
Изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимосвязанности. И только изучая эти связи и взаимодействия, положение и интересы действующих сил, можно правильно понять изучаемый объект.
Пример конкретно–исторического подхода оценке общественных явлений показал Н. Г. Чернышевский. Он размышлял об этом следующим образом: можно ли ответить на вопрос «Благо ли дождь?». В год засухи, когда солнце выжигает посевы и крестьянин молит о дожде, дождь - благо. Но когда льют дожди, превращая поля в болота, дождь – зло. Иными словами, правильно оценить то или иное явление можно лишь с учётом конкретных условий, в которых оно существует, внимательно проанализировав все позитивные и негативные стороны.
Ещё одно требование конкретно – исторического подхода связано с проблемой повторяемости исторических событий. Однако несовпадение индивидуального облика событий не означает, что в них нет ничего общего. Если было бы так, мы не смогли бы их объединить словами «революции», «крестьянские восстания» и т. д. Если в многообразии связей, взаимодействий, которые обнаруживаются при анализе социального процесса, выделить наиболее устойчивые, существенные, т. е. такие, без которых процесс не происходит, мы выявим исторические закономерности.
Итак, рассматривать социальную действительность в развитии, изучать общественные явления в многообразных связях, выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях – важные принципы познания социальных явлений.
Самопознание.
Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя от внешнего мира.
В среднем до двухлетнего возраста дети, отлично узнающие других, не узнают себя на фотографиях, кинокадрах и даже в зеркале.
На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». Этот образ у молодых людей складывается, прежде всего, из представлений о собственной внешности.
Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я», путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность.
Между истинным и воспринимаемым изображением существует расхождение, причем с возрастом оно увеличивается.
Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле.
Отношение к собственной внешности, вместе с представлениями о своих способностях, отношение к себе других людей формируется в самооценку. Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, Нои мнения других о вашей персоне.
Существуют три основных момента для понимания самооценки. Во – первых, в её формировании важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, какими мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой: Самооценка = Успех/ Притязание.
Повысить самооценку можно либо добившись чего-то – успеха, либо снизив требования к идеалу – притязание.
Во – вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие. Сознание человека оказывается своеобразной раковиной, открывающейся для новых знаний о себе.
В – третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.
Образ «Я» не остаётся неизменным на протяжении всей жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к её повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека меняет менять отношение к себе и другим. Правильнее сказать, что у человека не один образ «Я», а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.
Важным средством познания является самоисповедь. По существу, самоисповедь является полным внутренним отчётом перед самим собой.
В жизни по разным причинам нередко приходится сожалеть о содеянном. Сожаление может вызвать длительно сохраняющееся чувство досады, неудобства, самоосуждения. Выразить наболевшее в словах, высказаться искренне перед кем – либо издавна считалось у людей одним из действенных способов избавиться от тягостных мыслей.
Психологически такое облегчение объяснимо: то, что первоначально не осознавалось до конца, в ходе исповеди делается более отчётливым, понятны, а значит, становится яснее, как действовать в такой ситуации.
Исповедь, прежде всего перед самим собой, помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. А это значит приоткрыть ещё одну тайну самого себя.
Субъективная сложность внутренней исповеди состоит не только в том, что абсолютная честность с самим собой – проявление нравственного начала в человеке. Гораздо легче найти оправдание своим поступкам, чем осудить себя в случае некрасивого поведения. Ещё одна причина заблуждений кроется в том, что наряду с осознаваемыми проявлениями человек подвластен и неосознаваемым проявлениям. Так, по теории З. Фрейда, «Я» человека является «несчастным» существом, поскольку служит трём господам и поэтому подвергается тройной угрозе: со стороны внешнего мира; со стороны бессознательных влечений и импульсов, источника психической энергии, нацеленной на удовольствия; со стороны строгого морального контроля, запретов, сложившихся под влиянием окружения и прежнего опыта.
Отношения сознанием и подсознанием похожи на отношения двух типов жильцов (приятные и неприятные). Они постоянно ведут между собой диалог, пытаясь постоянно привлечь хозяина дома («Я») на свою сторону. Дискуссия между жильцами есть не что иное, как внутренний диалог личности с собой.
Человек постоянно в процессе деятельности меняется. Его «Я», выступающее в качестве объекта познания, - сложное и динамическое образование.
Для достижения «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния, какие поступки дают удовлетворение, какие вызывают приятные переживания, недовольство собой.
Изучение может осуществляться в процессе другой деятельности – игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.