Античные цивилизации Средиземноморья Античность с лат древний. Античное средиземноморье древний рим
Античные цивилизации Средиземноморья - часть 3
Религии спасения души, зародившиеся в странах Востока, не получили распространения в Греции, где сохранялась вера в богов, олицетворяющих силы природы: Зевса ― повелителя молний, Посейдона ― бога морей, Гермеса ― бога торговли, Ареса ― бога войны и др. В то же время отзвуки миропонимания, присущего таким религиям, как иудаизм, буддизм, зороастризм, конфуцианство, нашли определенное отражение в философских системах греческих мыслителей. Позднее многие их идеи приобрели популярность в Римской империи, возродились в средневековой Европе, стали основой философии Нового времени.
Взаимодействие с греческой культурой и наукой не прошло бесследно для обществ Древнего Востока. Любознательность греческих мыслителей, географов, историков в сочетании с накопленными веками знаниями жрецов религиозных культов Востока дали новый импульс развитию науки. Александрия, столица Египта при Птолемеях, стала крупным научным центром, александрийская библиотека почиталась в Древнем мире за одно из чудес света.
Римская империя
Наиболее масштабная в истории Древнего мира попытка создания обширной, эффективно управляющейся империи была предпринята Римом, владения которого охватили все Средиземноморье.
В IV веке до н.э. римляне в результате многочисленных войн с италийскими племенами (латинами, самнитами) и этрусками подчинили себе Среднюю Италию.
В III веке до н.э. римляне приступили к покорению греческих городов-государств на побережье Южной Италии. Крупнейший из них ― Тарент ― обратился за помощью к царю Эпира (северо-запад Греции) Пирру, ведущему свой род от Александра Македонского. В 280 г. до н.э. его войска высадились в Италии. Римляне впервые столкнулись с боевыми слонами и македонской фалангой и потерпели поражение. Однако Пирр понес такие потери, что продолжение войны стало для него затруднительным. Между тем Рим выставлял одну армию за другой. В 275 г. до н.э. Пирр вынужден был покинуть Италию.
Пунические войны
Следующим шагом к возвышению Рима было сокрушение Карфагена. Этот город был основан финикийцами еще в IX веке до н.э. и стал крупнейшим центром торговли Западного Средиземноморья. Карфагенянами (римляне называли их пунами) были созданы собственные колонии в Испании, Сардинии, Сицилии и на Корсике.
Первая Пуническая война (264-241 гг. до н.э.) шла в основном на территории Сицилии. После того как римляне создали мощный флот и добились господства на море, Карфаген вынужден был признать свое поражение. Он выплатил контрибуцию , Сицилия перешла к римлянам, которые потом беспрепятственно захватили Корсику и Сардинию.
В ходе второй Пунической войны (218-202 гг. до н.э.) карфагеняне предприняли попытку взять реванш. Их войска, возглавленные талантливым полководцем Ганнибалом (246-183 гг. до н.э.), выступив из Испании, пройдя через Альпы, вторглись на территорию Италии и нанесли тяжелые поражения римлянам. Образцом совершенства военного искусства сталабитва при Каннах (216 г. до н.э.), во время которой римские легионы были окружены и полностью разгромлены. Тем не менее, исход войны был предрешен. Карфаген не мог оказать поддержки войскам Ганнибала, изолированным на юге Италии. Тем временем римляне высадились возле Карфагена, что вынудило Ганнибала срочно вернуться в Северную Африку. В 202 г. до н.э. возле местечка Замы он потерпел свое первое и последнее поражение.
По условиям мира Карфаген лишился всех своих колоний, уплатил контрибуцию. Римляне получили весь его флот и боевых слонов. Военная и экономическая мощь Карфагена была подорвана. Рим же обратил свое внимание на Восточное Средиземноморье. Его железные легионы разгромили Македонию, превратив ее в римскую провинцию. Города-государства Греции, которые римляне провозгласили освобожденными от македонского господства, подверглись разорению. Коринф, пытавшийся бороться за свою независимость, был разрушен. Римляне разгромили войска сирийского царя Антиоха, пытавшегося прийти на помощь Македонии. Греческие мыслители, поэты, торговцы, обращенные в рабство, продавались на невольничьих рынках новой великой державы.
В 149 г. до н.э. Рим обвинил Карфаген, начавший восстанавливать свое торговое влияние, в нарушении условий мира и вновь начал против него войну. В 146 г. до н.э. римский сенат вынес решение о полном уничтожении города-соперника. Карфаген был сожжен, территория, которую он занимал, распахана и предана вечному проклятию. Господство Рима над Средиземноморьем стало безраздельным.
Кризис Римской республики
Приток богатств из покоренных земель, рост доходов от торговли, увеличение числа рабов, оказавшихся в распоряжении римской знати, стали причинами роста противоречий в самом Риме.
Со все более широким распространением товарно-денежных отношений мелкие, натуральные и полунатуральные хозяйства римских колонистов в Италии разорялись. Земли переходили в руки крупных землевладельцев, преимущественно патрициев. На них производилась товарная продукция, здесь использовался труд рабов.
Разорение мелких землевладельцев имело самые неблагоприятные последствия для Рима. Именно они составляли основной контингент тяжеловооруженных пехотинцев для легионов. Лишившиеся земли, граждане Рима возвращались в "Вечный город", где лишь немногие из них находили работу. Большинство жило за счет раздачи бесплатного хлеба знатными гражданами, которые искали поддержки плебса.
Обострились противоречия и в среде знати. Состоятельные, разбогатевшие на торговле и завоевательных походах римляне ― выходцы из плебеев (их называли всадниками, поскольку они выставляли конницу в армию Рима) стали добиваться политического влияния, вступая в конфликт с патрицианскими семьями землевладельцев, контролирующими сенат.
В 133 г. до н.э. народным трибуном был избран Тиберий Гракх , предложивший провести земельную реформу. Он хотел перераспределить земли, находящиеся в собственности Рима, установив предельный размер земельных владений (250 га на семью) для патрициев, а излишки на уравнительной основе (по 7,5 га) передать неимущим. Несмотря на упорное сопротивление патрициев, Гракху удалось добиться принятия закона о земельной реформе, но в вооруженном столкновении на улицах Рима в 132 г. до н.э. он был убит. Его брат Гай Гракх наделил землей примерно 50 тыс. человек, но это не решило проблемы разорения мелких собственников. В 121 г. до н.э. на улицах Рима вновь вспыхнули бои между сторонниками патрициев и плебса. Гай и около 3 тыс. его сторонников погибли.
Серьезную проблему составляло значительно возросшее количество рабов. Те из них, которые использовались в качестве прислуги в семьях знатных римлян, были грамотными (особенно это относилось к выходцам из Греции), высоко ценились и имели сносные условия существования. Однако в основном рабы использовались на плантациях, они были полностью бесправны, подвергались жестокому обращению. Терять им было нечего, и удержание их в повиновении требовало крупных вооруженных сил. Вскоре произошло восстание рабов на Сицилии, которые захватили весь остров и, поскольку многие из них были родом из Сирии, провозгласили создание Новосирийского царства. Римлянам потребовалось четыре года, чтобы вернуть себе власть над островом.
Наиболее опасным вызовом для Рима стал его конфликт с городами Италии, приведший в 90—88 гг. до н.э. к гражданской войне на Аппенинском полуострове. Жители этих городов, ранее подчиненных Римом, обязаны были служить в римских легионах. Но у них не было права на получение доли военной добычи. Земли италийских городов также переходили под контроль крупных собственников и римских патрициев. Однако города не имели средств на пропитание бедняков, которыми располагал Рим.
С охватившим всю Италию восстанием против римского господства Рим не справился. Ему пришлось пойти на уступки. Все жители италийских городов стали считаться римскими гражданами.
Бурные события конца II ― начала I века до н.э. в Риме и его владениях ознаменовали наступление кризиса Римской республики .
Обсуждение вопросов текущей политики римскими гражданами, живущими теперь в десятках городов, в значительной мере утратило смысл, поскольку учет их мнения стал невозможным. Принципы общинной демократии, выросшей из родоплеменного строя, не могли сохранять свою действенность в обширном государстве, созданном Римом.
Большие сложности вызывало управление державой, охватившей все Средиземноморье. В период республики провинции находились в ведении наместников. Их главным делом были исправный сбор налогов и поддержание порядка. Наместники назначались на один год, но сенат Рима и консулы не могли реально контролировать их деятельность. Поборы и произвол становились причиной частых восстаний, они, как и выступления рабов, подавлялись военной силой.
Армия была главной опорой власти Рима над покоренными землями. Это привело к краху Римской республики и ее замене империей, имевшей многие черты военной деспотии. Такова была единственно возможная форма существования крупных держав Древнего мира, представлявших собой конгломераты покоренных племен и государственных образований.
Становление Римской империи
На роль диктаторов могли претендовать лишь те полководцы, которые были популярны в армии и добились военных побед. Попытки установления династического правления предпринимались неоднократно, однако наследники императорской короны, не обладавшие военным талантом, чаще всего отстранялись от власти армией.
Первым из диктаторов в Риме был Сулла (138-78 гг. до н.э.), талантливый полководец, командующий армией, размещенной на юге Италии. В ответ на попытку народных трибунов отстранить его от командования он двинул войска на Рим и с боем взял его. Разгромив царя Понтии Митридата, начавшего войну с Римом, Сулла в 83 г. до н.э. вернулся в Италию и снова захватил Рим, установив свою диктатуру. Для борьбы с политическими противниками он ввел систему проскрипций ― списков людей, объявленных вне закона. При Сулле, таким образом, были убиты около 100 сенаторов и 2500 всадников.
mirznanii.com
Античные цивилизации Средиземноморья - часть 2
В 494 г. до н.э. плебеи, недовольные своим положением, отказались участвовать в очередном военном походе и в полном вооружении покинули Рим. Патриции вынуждены были восстановить порядки, введенные Туллием. Плебеи получили право выбирать народных трибунов, отстаивающих их интересы перед сенатом. В частности, трибуны могли приостанавливать выполнение принятых им решений.
В 451-450 гг. до н.э. в Риме впервые были приняты единые для всех законы (до этого споры решались на основе племенных обычаев и традиций). С 445 г. до н.э. разрешались браки между патрициями и плебеями. Еще через столетие плебеям предоставили доступ к выборным должностям, в том числе и консульским. В то же время в Риме должностные лица не получали жалованья, все расходы, связанные с несением службы, они покрывали за свой счет. Это обеспечивало доступ к власти только состоятельным гражданам.
Произошедшие перемены означали, что в V веке до н.э. в Риме, как ранее и в Афинах, сложилась новая политическая система общественной организации, в которой гражданство имело большее значение, чем родоплеменные связи.
Эти перемены содействовали превращению городов-государств в крупные центры торговли и ремесла. Они принялись наращивать военную мощь и начали борьбу за господство над Средиземноморьем.
Борьба за господство над Средиземноморьем
Рост экономического значения и прибыльности средиземноморской торговли привел к началу борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Она продолжалась с V до II века до н.э. и завершилась торжеством Рима, создавшего крупнейшую мировую державу.
Греко-персидские войны
Первую попытку установления контроля над средиземноморской торговлей предприняла персидская военная деспотия. Она захватила греческие города в Малой Азии, обложила их данью и разместила там свои гарнизоны. Стремясь подчинить своей власти причерноморские греческие поселения, Дарий начал поход на север. Его войска переправились через Босфор и Дарданеллы, пересекли Дунай, Днестр и достигли низовьев Днепра. Однако здесь армия «царя царей» столкнулась с воинственными племенами обитателей причерноморских степей ― скифов, которые нанесли ей поражение.
Воспользовавшись неудачей персов, города Малой Азии в 500 г. до н.э. отказались признавать их власть. Однако в начавшейся войне они получили лишь незначительную помощь от полисов Греции и были разгромлены. Вслед за этим Дарий потребовал повиновения от городов самой Греции. Многие из них согласились признать себя данниками Дария, не видя возможности защититься. Однако два крупнейших полиса ― Афины, располагавшие сильным флотом, и Спарта, обладавшая мощной армией, решили сопротивляться. В созданный ими союз вошел 31 полис.
Пелопоннесские войны IV—V вв. до н.э .
Война с персами продолжалась около тридцати лет и завершилась освобождением греческих полисов Малой Азии от их власти.
Важнейшим результатом войны был рост влияния Афин, которые стали крупнейшим финансовым и торговым центром Средиземноморья. Операции по обмену денег, предоставление кредитов позволили обогатиться многим афинянам. Морской порт Афин Пирей превратился в крупный город. В Афинах были воздвигнуты храмы, развалины которых и сейчас поражают туристов изяществом конструкции: Парфенон (храм Афины), Пропилеи (парадный вход на Акрополь).
Своего расцвета достигла афинская демократия. При архонте Перикле (490-429 гг. до н.э.) была введена оплата за занятие государственных должностей, что открыло доступ к власти рядовым гражданам. Афины стали центром научной и культурной жизни Греции. Особенно расцвели философия, поэзия, театральное искусство.
Опорой влияния Афин был морской союз, в который вошло около 200 полисов. Афинские гарнизоны размещались в городах союза, все их средства должны были храниться в Афинах. Их власти играли роль высшей судебной инстанции в союзе.
Гегемония Афин вызывала недовольство во многих традиционно соперничающих с ними городах-государствах Греции ― Фивах, Коринфе, Мегаре, а также в Спарте, которая отрицательно относилась к демократии и поддерживала полисы, где у власти оставалась родовая знать.
Война между созданным под эгидой Спарты Пелопоннесским союзом и Афинским морским союзом началась в 431 г. до н.э. и продолжалась с перерывами более 70 лет. В ее орбиту были втянуты греческие полисы в Италии и Сицилии, а также Персия. В конечном счете, Спарта потерпела поражение, однако война настолько ослабила все греческие города-государства, что ни одно из них не смогло воспользоваться ее плодами. Наибольший урон понесли Афины. Им пришлось пережить разорение, чуму, подрыв влияния в Греции.
Возвышение Македонии
Гористая Македония в IV веке до н.э. была землей пастухов и земледельцев. Родовая знать, главы племен, князья подчинялись царю. Его власть передавалась по наследству. Связи с городами-государствами Греции носили ограниченный характер, однако охватившие их войны затронули и Македонию, которая вынуждена была платить дань Пелопоннесскому союзу. Так, царь Филипп II (359-336 гг. до н.э.) в юности жил в Фивах как заложник и изучал греческое военное искусство.
Свое царствование Филипп начал с реорганизации армии. Ее основой стала тяжеловооруженная пехота. Защищенные доспехами и вооруженные длинными копьями (сариссами), бывшие пастухи двигаясь строем (фалангой), буквально сметали противостоящие им войска, разгром которых завершала тяжелая конница.
Реорганизовав армию, Филипп II начал войну с греческими полисами, проявив себя не только талантливым полководцем, но и умелым политиком, использовавшим противоречия между городами-государствами. После битвы при Херонее в Беотии в 338 г. до н.э., где объединенные силы греков были разбиты, царь Македонии созвал в Коринфе общегреческий конгресс. На нем Филипп II предложил создать союз и объединить силы для борьбы с традиционным врагом греков ― персидской военной деспотией.
Многие греческие политики, особенно блестящий афинский оратор Демосфен (384-322 гг. до н.э.), считали Македонию более опасным врагом, чем Персию. Однако страх перед Филиппом II был слишком велик. Греческие полисы заключили союз с Македонией и обязались предоставить войска для войны с Персией. В 336 г. до н.э., когда македонцы двинулись в Малую Азию, Филипп II был убит. Во главе армии стал его двадцатилетний сын Александр (356-323 гг. до н.э.) (рис. 2.4.4). Ему пришлось начать свое правление с подавления восстаний против македонского господства в греческих городах. Они вскоре ощутили жесткость нового царя: один из крупнейших полисов, Фивы, был полностью разрушен, а его жители проданы в рабство.
Рисунок 2.4.4.
В 334 г. до н.э. войска Александра ― около 35 тыс. человек ― выступили в поход против Персии.
Завоевания Александра Македонского
Многочисленные, но не обученные сражаться в строю персидские войска разбегались при столкновении с железными фалангами македонцев. В сатрапиях начались восстания против персидского господства. В греческих городах Малой Азии армию Александра приветствовали как освободительницу. В Египте жрецы провозгласили Александра сыном Бога и наследником власти фараонов. В Вавилоне, окруженном неприступными стенами, жители распахнули ворота города перед греко-македонской армией. Александр провозгласил себя царем новой Персидской державы.
Преследуя спасающегося бегством царя персов Дария III, войска Александра достигли Средней Азии, затем повернули на Индию, привлеченные слухами о ее сказочных богатствах. Македонцы впервые встретились с боевыми слонами и, тем не менее, одержали победу. Однако измученные походом, продолжавшимся уже восемь лет, непривычно жарким климатом, войска взбунтовались и отказались двигаться дальше. Александру пришлось возвращаться в Вавилон.
Завоеватель мечтал о создании великой империи, в частности он намеревался предпринять поход на запад, в Италию. Этим планам не суждено было исполниться: в 323 г. до н.э. в возрасте 32 лет Александр умер (либо от яда, либо от болезни), и его держава начала распадаться.
Дело в том, что, разгромив войска персидской военной деспотии, составлявшие ее костяк, Александр не смог создать системы управления покоренными землями. Его поход больше напоминал набег варваров, разоряющих все на своем пути, чем продуманное завоевание. Попытки Александра приблизить к себе персидскую знать (в частности, по его воле 10 тыс. воинов-македонцев должны были жениться на дочерях персидских вельмож) не дали результата. Ни у македонцев, ни у персидской знати не было достаточных сил, чтобы сохранить целостность огромного конгломерата племен, народностей, городов-государств, входивших в империю Дария. На ее руинах возникло несколько государств, возглавленных полководцами и родственниками Александра.
Наиболее крупными государственными образованиями были Египет, где утвердилась династия Птолемеев, Сирийское царство, в которое вошли земли до Инда, включая Вавилонию (династия Селевкидов), и Македония, сохранившая контроль над Грецией и полисами Малой Азии.
Александру не удалось создать греко-персидскую империю. И все же его завоевания оказали большое влияние на развитие народов Восточного Средиземноморья. Возросли возможности торговли, значительно расширился кругозор ученых Древней Греции.
mirznanii.com
Античные цивилизации Средиземноморье.
ТОП 10:
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Античная цивилизация или античный мир - обобщающее название, употребляемое для характеристики Древней Греции (этим понятием объединяются греческие города-государства, расположенные в материковой Греции, на полуострове Пелопоннес, в приморской полосе Малой Азии, а также на многочисленных островах восточного Средиземноморья) и Древнего Рима, постепенно превратившегося в крупнейшую средиземноморскую державу. И Древняя Греция и Древний Рим имели свою историю. Собственное неповторимое историческое развитие было характерно для каждого древнегреческого города-государства, для каждой римской провинции. Тем не менее, античная цивилизация имела некоторые основные черты, позволяющие охарактеризовать её как единое целое.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.
На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.
Греческая мифология -это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.
Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы. Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены (птицы с головами женщин).
Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов.
Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью.
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски.
Но если идея бога - творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева; Деметре - хлебных злаков; Дионису - виноградарства и виноделия; Гермесу - изобретение мер и весов, чисел и письма; Апполону - обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.
Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужила той неблагоприятной средой, которая способствовала зарождению особой формы умозрения, приведшей в дальнейшем к развитию теоретического - как философского, так и научного - мышления. Если в большинстве древних цивилизаций города - государства представляли собой автократические или теократические деспотии, то в греческом полисе VII-VI вв. до н. э. мы впервые встречаемся с демократией как общностью свободных граждан, равных друг перед другом и перед законом.
Одной из характернейших черт античного общества было отсутствие заметного взаимодействия между наукой и техникой. Это не означало что античная техника была примитивной, находившейся на очень низком уровне развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху зарождения греческой науки, греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как строительное дело, кораблестроение и другие, находились на передовом крае технических достижений той эпохи. Здесь действовали традиции отчасти заимствованные у народов Востока, отчасти же унаследованные со времен эгейской цивилизации.
История Древней Греции.
Дре́вняя Гре́ция— период в истории , который длился с III тысячелетия до н. э. до римского завоевания во II веке до н. э.. Сами греки до сих пор называют свою страну Элладой, а себя эллинами. Наименование «Греция» пришло к нам со времён древнего Рима. Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру западной цивилизации, родину мировой демократии, западной философии, основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, искусства театра, Олимпийских игр и т. д. Греческая культура имела мощное влияние на Римскую империю, которая, в свою очередь, донесла свою культуру почти до каждого европейского народа. Сам термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения в период древности и относится не только к территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и к другим регионам, заселенным в прошлом греческим народом, как, например, Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии, известные как Великая Греция, а также разбросанные греческие поселения на берегах Средиземного,Чёрного и Азовского морей.
Уже в древнегреческой мифологии было отчетливо видно стремление дать всеобъемлющую картину мира, найти объяснение всему сущему. Те же поиски, но уже на другом мировоззренческом уровне были продолжены учеными Древней Эллады. Именно в античной культуре наука впервые в истории человечества выделяется в самостоятельную сферу. Есть все основания вести речь не просто о накоплении научных знаний (что находились, как правило, в руках жрецов), а о развитии профессиональной науки.
Непреходящее значение имеет античная философия. В Древней Греции зарождается философия как научная теория, развивается система понятий, ставятся и получают своё оригинальное решение основные философские проблемы. Одним из важнейших достижений древнегреческой философии является разработка космологических вопросов — о происхождении Вселенной, о природе человека.
В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию, сочетание физической и духовной красоты. С этим идеалом соотносилась вся система воспитания и образования, уникальная для своего времени. Именно в полисах Эллады впервые в истории встала задача обучения детей всего свободного населения (речь шла прежде всего о мальчиках). Причем внимание обращалось как на приобретение научных знаний, так и на физическое развитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина.
Особое место в истории мировой цивилизации занимает древнегреческая художественная культура. Эллинское искусство достигло глубокой человечности образов, проникнуто ощущением гармонии мира и человека, что осознанно воплощает красоту природного бытия.
Возникновение древнегреческого театра связано с праздниками в честь бога виноградарства Диониса — дионисиями. Участники процессий надевали козьи шкуры и пели и танцевали (слово «трагедия» в переводе с греческого — «песнь козлов»). На историческое происхождение театра указывает обязательное участие в трагедиях хора, с которым сначала вступал в диалоги единственный актёр, позже количество актеров увеличилось до трех. Совместившись с литературной традицией, театр в классическую эпоху из религиозных, народных представлений превратился в самостоятельный вид искусства.
В городах Древней Греции допускали роскошь только для общественных построек. Частные жилища были очень скромны и лишены даже самого незначительного комфорта. Очевидно, что люди почти не жили в домах и чаще всего ночевали вне дома, под портиками. Городские улицы, узкие и извилистые, загроможденные вдобавок выступами и балконами первых этажей, были почти недоступны для солнца.
infopedia.su
Античное Средиземноморье. Древний Рим | Всемирная история 10 класс - Приколы
...
11 мес. назад
Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных...
...
11 мес. назад
Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных...
...
11 мес. назад
Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных...
...
11 мес. назад
Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных...
...
2 г. назад
Пройти тест по теме: http://goo.gl/e2xMSq Домашнее задание от Домашней Школы InternetUrok: http://goo.gl/r8cUgd Задать вопрос к урок...
...
2 г. назад
Видеолекция из истории древней Греции для 6 (5) классов. Эллинизм - период в истории Средиземноморья, в первую...
...
11 мес. назад
Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных...
...
11 мес. назад
Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных...
...
2 г. назад
Видео к уроку по истории древнего мира.
...
2 г. назад
Пройти тест по теме: https://goo.gl/z7rDkQ Домашнее задание от Домашней Школы InternetUrok: http://goo.gl/r8cUgd Задать вопрос к...
...
2 г. назад
канал автора (CrashCourse) :https://www.youtube.com/channel/UCX6b17PVsYBQ0ip5gyeme-Q оригинальное видео: ...
...
11 мес. назад
Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных...
...
11 мес. назад
Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных...
...
4 г. назад
История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние клас...
...
2 г. назад
Видео к уроку по истории древнего мира.
...
11 мес. назад
Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных...
...
11 мес. назад
Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных...
...
2 г. назад
Пройти тест по теме: http://goo.gl/gpvaqV Домашнее задание от Домашней Школы InternetUrok: http://goo.gl/r8cUgd Задать вопрос к урок...
Кинофрагмент знакомит с памятниками архитектуры и искусства стран передней Азии и Египта, после завоевани...
prikoly2016.ru
Античные цивилизации Средиземноморья Античность с лат древний
Античные цивилизации Средиземноморья
Античность (с лат. древний) - термин, означающий греко-римскую древность во всём многообразии её исторических форм Этапы античности I. Крито- микенская эпоха (III - кон. I тыс. до н. э. ) - возникновение первых государственных образований II. Ранняя античность (VIII в. до н. э. - II в. до н. э. ) - зарождение Греческого государства III. Классическая античность (I в. до н. э. - II в. н. э) - время единства греко-римской цивилизации, IV. Поздняя античность (III - VI вв. н. э. ) - распад Римской империи
Периодизация истории Древней Греции I. Крито-микенская эпоха (III тыс. - XII в. до н. э. ) II. Темные века (XI - IX вв. до н. э. ) III. Архаическая Греция (VIII - VI вв. до н. э. ) IV. Классическая Греция V в. - 338 г. до н. э. V. Эллинизм (IV - I вв. до н. э. )
Крито-минойская цивилизация Ø На рубеже III - II тыс. до н. э. возникла первая критская цивилизация (погибла в XV в. от природного катаклизма) Ø В XVI - XV вв. до н. э. города Крита были объединены под властью Кноса (Минойский период) Центрами политической, культурной и экономической жизни становятся дворцы (Кносский дворец)
Кносский дворец В 1900 г. А. Эванс обнаружил Кносский дворец бывший сердцем Минойской цивилизации Гигантский дворец с тронным залом, царскими покоями и хранилищами, 3 -х, 4 -х этажными сооружениями, имел достаточно сложную систему водоснабжения и канализации, с обширными кладовыми и помещениями для ремесленных мастерских, располагался вокруг просторного двора (мегарона), где происходили культовые церемонии и впрямь был похож на лабиринт богато украшенный фресками изображавшими жизнь древних критян
Микенская цивилизация В конце XV в. до н. э. минойская цивилизация погибла под давлением греков-ахейцев (Микекнская цивилизация) Ø В середине XV в до н. э. центр цивилизации переместился на Пелопоннесс (Микены, Тиринф, Пилос) Ø Война микенского царя Агамемнона против Трои составили основу Гомервоского эпоса «Илиада» Ø В XII в. ахейская Греция подверглась нашествию дорийцев (гибель Микенской цивилизации) В Микенах располагался один из крупнейших дворцов эпохи, сложенный из гигантских блоков известняка. Гомер позднее придёт к выводу о том что построить такое сооружение могли только гиганты циклопы
Микенский дворец
Особенности первых античных цивилизаций I. Минойская и микенская цивилизации типологически близки к востоку, географически - относятся к Европе II. Были морскими цивилизациями III. Нет ирригации => нет жесткого контроля => нет деспотии IV. Морская торговля => инициатива => больше свободы V. Большая свобода в духовной сфере
Дорийцы В XII. в. до н. э. в Грецию вторглись находившиеся на более низкой ступени развития дорийцы, разрушившие многие микенские города Ø XI - IX вв. до н. э. - «Тёмные века» (освоение железа) Ø VIII - VI вв. до н. э. - «Эпоха архаики» (формирование античной цивилизации)
Великая греческая колонизация ВГК - масштабное расселение древних греков по берегам Средиземного и Чёрного морей в VIII - VI вв. до н. э. Северное Причерноморье Северо-Западное Средиземноморье Южные Аппенины Малая Азия Северная Африка
Великая греческая колонизация Причины ВГК Отмена долгового рабства Малоземелье Борьба знати и демоса Развитие торговли
Олимпийские игры В 776 г. до н. э. в Греции в Олимпии прошли первые соревнования среди лучших греческих атлетов ØПо легенде их учредил Геракл в честь своего отца - Зевса Ø Игры проходили один раз в 4 года в них участвовали атлеты из всех полисов и колоний Ø На время игр в Греции прекращались всей войны (не только спортивный праздник но и религиозное мероприятие)
Античный полис I. Полис - город -государство (население и социальная структура) II. Полис - гражданская община Признаки полиса Ø Территория (город и сельская округа) Ø Организация власти и управления (демократические, олигархические, аристократические, монархические Ø Население (небольшое по численности) Ø Социальная структура (граждане, свободные не граждане, рабы) В VI в. до н. э. среди полисов Древней Греции возвышаются Афины
Афины В VII в. до н. э. положение народных масс в Афинах оставалось достаточно тяжёлым Ø Земля в Афинах принадлежала знати Ø Основным видом рабства в Афинах было долговое рабство Ø На земле должников ставили «долговые камни» Как итог, обострение социальной напряжённости в обществе
Зарождение демократии В VII веке до н. э. демос (народ) с доведённый до отчаяния начинает борьбу против знати Ø В 594 г до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона Ø О нем говорили: «Честен, одарен умом» Реформы Солона I. Отмена всех долгов II. Обращение человека в раба за долги запрещено III. Снятие долговых камней IV. Должник отвечает не свободой, а имуществом
Управлении Афинами до реформ Солона 9 архонтов Правители города и судьи ареопаг Совет знати знать Обладала всей властью демос в управлении не участвовал
Управлении Афинами после реформ Солона 9 архонтов Избираются из знати и демоса ареопаг Состоит из знати и Демоса знать Делит власть с демосом демос Участвует в управлении Начинает формироваться греческая демократия
Спартанское государство 2 царя Командиры войска Совет старейшин Обсуждают проблемы Народное собрание Спартанцы Илоты Состоит из спартанцев Свободное население Рабы
Спартанцы и илоты Ø Покоренное население спартанцы превратили в рабов-илотов Ø Спартанцы заставляли илотов пить неразбавленное вино и затем показывали юношам Ø Часто на илотов устраивали охоту, убивая самых сильных Ø Илоты не раз поднимали восстания против хозяев
Спартанское воспитание Агогэ - система обязательного гражданского воспитания детей полноправных граждан в Спарте в VIII - IV вв. до н. э. Ø Прохождение через эту систему детей других сословий являлось особой привилегией, дающей шанс на получение гражданства В 7 лет мальчиков забирали у матерей и они начинали свое обучение в военных лагерях: Ø По минимуму обучались грамматике и арифметики Ø Спали на жёстких циновках Ø Учились воровать чтобы выжить Ø Грелись во внутренностях животных Ø Совершали набеги на поселения илотов Ø В 17 лет юноши проходили обряд Øинициации При рождении мальчика его осматривали старейшины и в случае слабости ребёнка его убивали
Греко-персидские войны (500 - 449 г. до н. э. ) - военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами государствами, отстаивавшими свою независимость Ø Сражение при Марафоне (490 г. до н. э. ) Ø Сражение в Саламинском проливе (480 г. до н. э. ) Ø Легендарным стал подвиг спартанского царя Леонида и его 300 воинов погибших в Фермопильском ущелье (480 г. до н. э. ) Ø Сражение при Платеях (479 г. до н. э. ) Греческие города смогли отстоять свою независимость
Пелопоннесская война Пелопонесская война (431 - 404 до н. э. ) военный конфликт между Афинским морским союзом во главе с Афинами, и Пелопоннесским союзом под предводительством Спарты Не столько военный, сколько политический конфликт Пелопонесский союз одержал победу в конфликте но противостояние между Спартой и Афинами будет продолжать вплоть до Македонского завоевания Греции
Эллинизм (334 - 30 гг. до н. э. ) - период в истории Древней Греции и Древнего Востока, когда произошло тесное взаимодействие и взаимовлияние греческой и восточной цивилизаций Этапы эллинизма I. Возникновение эллинистических государств (кон. IV - нач. III в. до н. э. ) II. Формирование социально-экономической и политической структуры и расцвет этих государств (III - нач. II в. до н. э. ) III. Период экономического спада, нарастания социальных противоречий, подчинения власти Рима (сер. II - кон. I в. до н. э. )
present5.com
Создание Римской Средиземноморской державы
С завоеванием Италии Рим вполне созрел для выхода на широкую международную арену.
Во второй половине III в.до н.э. Рим одержал в двух изнурительных Пунических войнах победу над крупной рабовладельческой державой - Карфагеном. В результате победы в первой войне с Карфагеном Рим овладел богатой Сицилией, которая стала первой римской провинцией. Вскоре Рим, пользуясь трудностями Карфагена захватил острова Корсику и Сардинию. Вторая Пуническая война по своим масштабам, размаху и историческому значению стала одной из крупнейших войн древности. Результатом этой войны стало полное господство Рима в Западном Средиземноморье, а Карфаген лишился всех заморских владений и всякого политического значения.
После победы над Карфагеном Рим начинает активизировать политику по отношению к эллинистическим государствам, устремляя алчные взоры на богатый восток. В ходе двух войн с Македонией в начале II в.до н.э.это некогда могущественное государство было разгромлено и лишено всякой самостоятельности. Разгрому подверглись и македонские союзники - Эпир и Иллирия. Сирийская война (192-188) окончательно подорвала военное могущество Селевкидов и усилила римское влияние на востоке. В 149-146 гг.до н.э. римляне жестоко подавили антиримское движение в Греции. Ахейский союз, возглавлявший это движение, был разгромлен, а центр этого движения - Коринф в 146 г.до н.э. был полностью разрушен римлянами. Одновременно Рим провел войну на уничтожение Карфагена (Третья Пуническая война 149-146 гг.до н.э.) и старый противник Рима, принесший ему столько бед и забот, тоже был разрушен до основания, а место, на котором находился этот некогда цветущий город, перепахано, посыпано солью и предано проклятию.
Вслед за Македонией и Грецией Риму досталось еще одно эллинистическое государство - Пергам. Последний его царь Аттал III, чувствуя падение политического значение его государства и понимая неизбежное подчинение Риму счел за благо для своих граждан отдаться под власть Рима добровольно: в 133 г.до н.э. он завещал свое царство Риму, и на месте Пергама была образована римская провинция Азия - первое владение римлян на территории Азиатского континента. Наконец, вплоть до конца 140-х гг.до н.э. Рим вел войны за овладение Испанией. Их успешное завершение было ознаменовано покорением Лузитании и выходом римских легионов на побережье Атлантики.
Таким образом, Рим стал мировой Средиземноморской державой. Каковы были ближайшие результаты и последствия этого этапа римских завоеваний? Одним из основных следствий завоеваний Рима стало собственно создание Средиземноморской державы, которая строилась римлянами сначала по принципу зависимых государств, но вскоре римляне осознали необходимость формирования провинциальной системы. Эта система складывалась стихийно, и никаких общих законодательный установлений на этот счет не было. Каждая новая провинция организовывалась по особому закону командующего, который завоевал страну. Затем из Рима направлялся наместник (в ранге проконсула, пропретора или проквестора), как правило, бывший магистрат. В специальном эдикте он провозглашал основные принципы своего правления, которыми намеревался руководствоваться. Наместник располагал всей полнотой военной, гражданской и судебной власти и не нес никакой ответственности до окончания срока своих полномочий (обычно 1 год).
К середине II в. до н.э. в Римской державе было 9 провинций, и все они рассматривались как "поместья римского народа" вне Италии. Часть земли выделялась в пользу римских колонистов, а местные общины должны были платить налог в пользу Рима, который либо устанавливался в виде постоянной суммы, либо, чаще, в размере 1/10 доходов. Кроме того на провинциях лежало бремя обеспечения римских войск, находящихся на их территории, а также содержание римских наместников и их штата. Налоги римляне обычно отдавали на откуп представителям богатого и предприимчивого сословия всадников. Откупная система предполагала внесение суммы налогов в казну, после чего собирались значительно большие суммы по сравнению с первоначальным взносом. Римские законы всегда стояли на стороне римлян, поэтому провинциалы испытывали порой весьма сильные притеснения и поборы со стороны отдельных лиц, приехавших из Рима. Не случайно в Риме бытовало высказывание относительно некоторых римских наместников: "Приехал в богатую провинцию бедным человеком и уехал из бедной провинции богатым".
Другим следствием римских завоеваний стало утверждение рабовладельческого способа производства в классической форме. Быстрое развитие рабовладельческих отношений привело к изменению всего облика цивилизации, изменениям в социальной структуре и политической жизни, появлению новых городских центров и расцвету культуры. Последнему в сильнейшей степени способствовало знакомство римлян с достижениями других народов, и, надо отдать им должное, они перенимали их разумно - не только с пользой для себя, но и на благо всего античного мира, подсознательно содействуя созданию единой античной культуры всего Средиземноморья.
studfiles.net
АНТИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Поиск Лекций
На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. великие "речные" цивилизации сменяются "морскими" - финикийской и греческой. Для них характерно прибрежное положение городов и поселений. Сократ говорил, что они теснились вокруг моря, словно лягушки вокруг болота. Тур Хейердал считает, что 3100 и 1200 гг. до н. э. являются важнейшими поворотными вехами в истории не только Средиземноморья, но и всей Земли. Это даты крупнейших тектонических катастроф, которые привели к гибели сложившихся цивилизаций, массовому переселению народов и возникновению новых культур. В первом случае в Атлантическом океане произошла катастрофическая подвижка земной коры по рифтовому разлому, которая, возможно, уничтожила легендарную Атлантиду, описанную в знаменитых платоновских диалогах. Второе событие связано с извержением санторинского вулкана, повлекшим за собой гибель критской цивилизации, массовое переселение финикийцев в западную часть Средиземного моря и даже за его пределы. Интересно, что обе названные даты оказались отраженными в летосчислении народов, населяющих американский континент. Майя избрали начальной точкой отсчета своего календаря 3113 г. до н.э., а к 1200 г. до н. э. относится возникновение цивилизации ольмеков, на берегах Мексиканского залива. А если вспомнить, что майя называли себя потомками мореплавателей, пришедших с востока, то становится ясно, что грандиозные тектонические катастрофы могли привести не только к локальным, но и глобальным миграциям народов.
Экономика средиземноморских государств базировалась на возделывании злаков (ячменя, пшеницы), которое дополнялось скотоводством и рыболовством. В горах разводили преимущественно коз и овец, тогда как на увлажненных равнинах держали крупный рогатый скот и занимались земледелием. Возможности такого хозяйства были сильно ограничены гористым рельефом и недостаточным количеством пригодной для обработки земли. Огромным подспорьем в деле освоения мало пригодных для земледелия склонов гор явилось выращивание винограда, а также оливковых деревьев. Все "здание" хозяйственной жизни покоилось преимущественно на средиземноморской триаде - ячмене, винограде и оливе.
Разноплановость хозяйства, экологическая неприхотливость возделываемых культур, широко развитая торговля продуктами питания, использование железных орудии труда - все это позволило финикийцам и грекам выйти за рамки своего вмещающего ландшафта и расселиться по всему Средиземноморью. Если в Египте активность общества была направлена лишь на поддержание ирригационной системы и борьбу с надвигающимися песками, то более сложные природные условия Древней Греции требовали от земледельца значительно большего труда, экспериментаторства и инициативы.
Наиболее древняя цивилизация - минойская - зародилась на острове Крит на рубеже III и II тысячелетий до н. э. Ее расцвет приходится на XVI—XV вв. до н. э. Именно с этими временами связано греческое предание о великом царе Миносе - "владыке моря". Его отец - всемогущий Зевс, приняв облик быка, привез на Крит финикийскую принцессу Европу - мать Миноса. У царицы Пасифаи, жены Миноса, родился сын Минотавр - страшное чудовище с телом человека и головой быка, которого отец был вынужден спрятать подальше от глаз людских в мрачном лабиринте, построенном мастером Дедалом.
Для морских цивилизаций финикийцев и греков была характерна колонизация - создание многочисленных новых городов и поселений по берегам Средиземного и Черного морей, зачастую достаточно удаленных от города-метрополии. Недостаток пригодной для обработки земли в пределах полисов не позволял обеспечить сносные условия существования увеличивающегося числа местных жителей. Это, а также причины политического характера вызывали массовое вытеснение людей из родных мест.
Развитию колонизации способствовала морская торговля. Потребность в олове для производства бронзы привела древних финикийцев и греков даже на берега далекой Великобритании, которую греки называли Касситеридой (Оловянной страной). На судах перевозили зерно, оливковое масло, вино, древесину, гончарные изделия.
Процесс исследования и постепенной колонизации побережья Средиземного моря начался еще в середине II тысячелетия до нашей эры с плаваний древних финикийцев и жителей Крита, достигших Гибралтарского пролива. Финикийцы создали множество городов и поселений в Северной Африке: Уттика, Карфаген, Гиппон, Икозиум и др.; на Пиренейском полуострове: Гадир - современный Кадис, Малака - современная Малага и др.
В Древней Греции отсутствовала сильная централизованная власть. Горы и море изолировали отдельные общины друг от Друга, и вместо единого государства возникло множество небольших греческих городов-государств (полисов), разбросанных по югу Балканского полуострова, островам Эгейского моря и западному побережью Малой Азии. Образцы древнегреческой архитектуры до сих пор восхищают человечество (рис. 1.25).
Пик греческой колонизации Средиземноморья пришелся на VIII-VI вв. до н.э. В начале VIII в. до н. э. греки жили в пределах небольших, достаточно замкнутых общин на ограниченной территории юга Балканского полуострова, островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии, а к началу V в. до н. э. греческие города и поселения размещались по всему побережью Средиземного и Черного морей от Пиренейского полуострова до Крыма и Кавказа.
Колонии и метрополии поддерживали активные торговые связи, при этом колонии выступали поставщиками продуктов питания и сырья, а метрополии - продукции ремесленного производства. Зачастую колонии со временем обгоняли в развитии метрополии: так, могущество Карфагена затмило славу финикийских городов; греческая колония на острове Сицилия - Сиракузы стала одним из самых крупных городов античного мира.
Значительно расширив свои познания об окружающем мире, простирающемся от жарких тропиков до хладных северных морей, человек все более убеждался в собственном могуществе. Страшные чудовища и титаны оказались поверженными богами-олимпийцами, столь похожими на людей и обликом, и поведением. Страх перед неукротимыми природными стихиями отступил на второй план, победа богов-олимпийцев знаменовала победу человеческого разумного начала над хаосом первоздания.
Победившие боги кроме власти над стихиями обладали также человеческими добродетелями: умом и образованностью (Афина), властностью (Зевс), воинственностью (Арес или Марс), красотой (Афродита), поэтическим талантом (Феб), сметкой и расчетливостью (Гермес). Боги древних греков антропоморфны - подобны людям, лишь бессмертие является гранью, разделяющей их.
Прометей, или "провидящий", олицетворял мыслящую силу человеческого разума. Именно Прометею люди обязаны своим внешним видом, отличающим их от животных. "Прометей, - говорит Овидий, — размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле, человек может свободно поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды".
Прометей похитил на Олимпе и передал людям искру небесного огня. Разгневанный Юпитер (Зевс) решил наказать за это Прометея и весь род людской. Прометей был прикован к скале, каждый день прилетал орел клевать его печень и рвать когтями его тело. За ночь раны заживали, а на следующий день начинались новые мучения.
Чтобы наказать людей, Юпитер придумал для них источник мучений и вместе с тем предмет страстных желаний. "Повинуясь Юпитеру, хромой Вулкан вылепил из земли образ девственницы; Минерва поспешила ее нарядить в белую тунику и придать ей прелесть и обаятельность. Боги и люди пришли в восторг при виде этого чуда красоты, сотворенного на погибель человечеству, и дева эта стала прародительницей всех женщин, этих страшных и опасных врагов мужчин" (Гесиод). Пандора - "Одаренная богами" - так звалась первая женщина.
Аллегорией того, почему с женщиной пришли на Землю несчастья, служит "ящик Пандоры". Пандора получила его от Юпитера, и в нем были заключены все людские бедствия. Сойдя на Землю, она, со свойственным женщинам любопытством, открыла ящик, и тотчас оттуда вылетели болезнь, голод, злоба, ненависть и много других бед. Вместе с появлением женщины прекратился золотой век человечества. Она лишила его бессмертия. Род человеческий с тех пор продолжается и размножается, но каждый отдельно рождается и должен умереть.
Появление наук было продиктовано потребностями человека, его основными занятиями - мореплаванием и земледелием. Мифологические объяснения одного неизвестного другим неизвестным уже не отвечало запросам людей практичных и деятельных. Хотя еще длительное время мифы и наука шли рядом. Герои мифов проявляют пытливость ума, достойную ученых, а ученые и философы облекают свои мысли в форму мифа.
Гекатей Милетский (546-480 до н. э.) поставил перед собой задачу собрать воедино имеющиеся сведения об окружающем мире и представить их в доступной форме. В своем "Землеописании" он обобщил множество записок о сухопутных и морских путешествиях и постарался как можно полнее и правдивее охарактеризовать известную ему Ойкумену - пространство, заселенное людьми. Живший столетием позже Геродот много путешествовал. В "Истории" в 9 книгах им описана природа многих стран и особенности жизни народов, их населяющих.
Страбон (ок. 63 до н. э. - ок. 24 н.э.) на основании личных наблюдений и по материалам многочисленных источников написал сочинение в 17 книгах "География". Это была сводка всех географических знаний, которыми располагали древние греки.
Будучи прекрасными наблюдателями, греческие ученые высказали гениальную догадку о шарообразности Земли. Аристотелю удалось найти необходимые доказательства этого предположения, а Эратосфен, первым введший в обращение термин "география", сумел с удивительной точностью определить раз меры земного шара. Клавдий Птолемей написал "Руководство по географии" в 8 книгах, к которым было приложено 27 карт. Это первый дошедший до нас географический атлас. Широкую известность получила геоцентрическая система мира Птолемея, обоснованию которой он посвятил 13-томное "Великое математическое построение астрономии".
Платон представлял наш "природный дом"- Землю -круглой планетой: "Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на мяч". Она "очень велика, и мы знаем малую ее часть". Ставя вопрос о том, сколько лет существуют на Земле государства, Платон отвечает: "огромный и неисчислимый период времени. Тысячи государств появилось за это время одно за другим и, соответственно, не меньшее число исчезло".
Уже в античную эпоху люди обладали знаниями и пониманием тех проблем, которые мы теперь называем экологическими. Согласно Платону некогда Аттика обладала очень плодородными почвами, обеспечивавшими безбедное существование ее жителей. Горы были покрыты лесами, которые не только кормили обитавших в них зверей, но и задерживали под своей сенью дождевые воды. "Вода не исчезала, как теперь, скатываясь в море по оголенной земле, - пишет Платон, - то, что сохранилось, если сравнивать это с тем, что существовало раньше, похоже на истощенное тело больного человека; все плодородные, мягкие земли растратились и исчезли, оставив лишь остов суши".
Великий Аристотель сформулировал принципы научного познания, позволяющие строить теории путем наблюдения фактов, отвечая при этом на вопрос: "Что это за предмет и почему он существует?". Оставив после себя более 300 сочинений ("Метафизика", "История животных", "Физика", "О Небе", "Метеорологика" и др.), он по праву считается основателем многих естественных дисциплин — гидрологии, метеорологии, океанологии, сравнительной анатомии, систематики животных и других. Как вдохновенно звучат его слова: "Мышление - доблестнейшее занятие человека, верх блаженства и радость в жизни..."
Преемником Аристотеля был Феофраст. Основной его заслугой была разработка основ ботаники как самостоятельной науки. Им написано "Исследование о растениях" в 9 книгах. При описании разных растений (около 500 видов) Феофраст уделял большое внимание их экологии, т.е. зависимости от теплоты, влажности, освещенности, почв и т. п. "Своеобразие растительности, - пишет он, - создается разницей в месте".
Наряду с описательным направлением, шедшим от эмпирических знаний, для античных ученых был характерен законотворческий подход, выразившийся в поиске первичной субстанции, преобразования которой создали все многообразие существующих форм. Как писал позднее Низами:
Разум знать пожелал в устремлении здравом,
Что же в мире явилось первичным составом?
Следуя своей интуиции, ученые отдавали предпочтение различным субстанциям: Фалес - воде, Анаксимен - воздуху, Ксенофан - земле, Гераклит - огню, а Аристотель - всем четырем субстанциям, а также эфиру. По мнению последнего, все вещи и явления находятся в процессе постоянного физического изменения, ведущего к совершенному состоянию. Анаксимандр почитал за первичную субстанцию апейрон, который не может быть познан опытным путем, предвосхитив тем самым гениальную догадку Демокрита из Абдер об атомистическом строении вещества.
Знаменательным явилось высказывание философа из Абдер, современника Демокрита, Протогора, заявившего: "Человек есть мера всех вещей: существующих - что они существуют, не существующих - что они не существуют". Возведение в абсолют данных слов привело к тому, что в античном мире человек был выделен из природы и поставлен в центр мироздания; обожествление природы сменилось антропоцентризмом. Природа стала рассматриваться лишь как основа для материальной деятельности человека, его мастерская.
Антропоцентризм греков нашел материальное воплощение в произведениях искусства, где человек выступает как основная фигура, а природа служит лишь рамой для ее обрамления. Античное искусство направило свое внимание на единственный объект - человеческое тело, которое считалось наиболее близким к идеалу. Изобразительное искусство постепенно шагнуло от статичных фигур куросов и кор (божественных юношей и девушек) к динамизму Лаокоона (рис. 1.26). Венцом античной скульптуры являются шедевры Фидия: он творец богов, похожих на олимпийцев, и олимпийцев, похожих на богов.
Рис. 1.26. Лаокоон (ок. 50 г. до н. э.)
Выдающиеся достижения античной культуры породили представление о гармонии человека и природы. На деле признаки экологического кризиса были свойственны и цивилизации Древней Греции. Еще в начале первого тысячелетия до н. э. горы Греции были покрыты лесами, а в IV в. до н. э., по свидетельству Феофраста, корабельный лес рос уже только в горной Аркадии и за пределами Греции - в Македонии, Фракии, Италии. Леса вытеснялись полями, садами, виноградниками; весьма велика была потребность в лесе для кораблестроения и в древесном угле для металлургии. Сведение лесов вело к эрозии почв, особенно на склонах. Козы, поедая побеги молодых деревьев, сводили на нет возможность естественного восстановления лесов.
Смыв почв с горных склонов коренным образом изменил облик девственных ландшафтов. Областью "оскальпированных почв" называют теперь Средиземноморье ученые.
Значительный урон окружающей среде наносился горнодобывающей промышленностью. До настоящего времени сохранились следы огромных каменоломен и шахт. Шахты Лаврионских рудников в Аттике, где добывали серебро и свинец, имеют глубину до 119 м, а каменоломни возле Сиракуз на о. Сицилия углублены на 30 м.
Недовольство первых жертв неразумного хозяйствования - мелких землевладельцев - нашло воплощение в философии школы киников, выдвинувших на первое место идеалы ограничения потребностей, простоты и естественности. По мнению Диогена из Синона, "лишь труды в согласии с природой ведут к счастливой жизни". Призывая уподобляться естественной природе животных, они противопоставляли "порочность" греков и "чистоту" варваров, отдавая предпочтение последним. Идея киников о разумном ограничении потребностей звучит достаточно актуально и в настоящее время.
Весьма созвучно с современной нравственной оценкой истории человечества выделение древними греками четырех веков. Первый век - золотой, когда на земле царила вечная весна; повсюду текли млечные ручьи; сок деревьев был подобен меду; земля рождала всевозможные злаки и плоды земные; болезней и старости не существовало; люди переходили в небытие засыпая. Второй век - серебряный: вечная весна уступила место четырем временам года; земля уже нуждалась в обработке для того, чтобы производить хлеб, необходимый для пищи. Третий век - медный: люди становятся жестокими, воюют друг с другом, но не доходят еще до преступления. И, наконец, четвертый век - железный - является веком всеобщей испорченности и греховности. "Тогда, - говорит Овидий, — пришлось поделить землю, которая до того времени была общим достоянием, как воздух и свет, и обозначить границы каждого участка. Люди стали рыться в недрах земли, ища в ней сокрытых сокровищ. Лишь только были добыты железо и золото, как тотчас же родилась Распря, и вскоре повсюду стало раздаваться бряцание оружия".
Теория Греции стала практикой Рима. Как отмечает В. В. Лункевич, "философия была для римлян не всеобъединяющим знанием о Вселенной и человеке, а искусством жить..." Четко работающая государственная машина военизированного государства точно так же покоряла и эксплуатировала природу, как захватывала и подчиняла земли и народы. Не отдельным городам-полисам, но могучей империи было под силу осуществление самых грандиозных проектов: создание обширной сети дорог, сооружение величественных строений, мостов, акведуков (рис. 1.27). Как указывает В. Д. Блаватский, из Рима во все направления вели 16 дорог с каменным покрытием, а мост через Дунай, сооруженный во времена императора Траяна, имел длину 1070 м, ничуть не уступая современным сооружениям подобного типа. При строительстве вилл, как пишет Саллюстий, срывались горы и "застраивались" моря.
Практицизм и рационализм римлян подобен современному прагматизму технических цивилизаций Запада. Как считают Р. К. Баландин и Л. Г. Бондарев, "римское общество того времени можно назвать первым обществом потребления".
Вооруженные более прогрессивными орудиями труда (колесный плуг, жнейка и др.) и культурой сельского хозяйства (применение двух-трехпольной системы земледелия, севооборотов и др.), римляне широко раздвинули границы земель, сильно преобразованных человеком, шагнув за пределы своего вмещающего ландшафта - своей природной зоны.
Большинство древнеримских ученых были по сути своей популяризаторами конкретных практических знаний, о чем можно судить даже по названиям их трудов, например сочинения Катона Цензора "О делах деревенских" и "Наставления сыну", а также "отца римской учености" Марка Теренция Варрона с таким же названием "О делах деревенских". Эти книги содержали мудрые и полезные советы о том, как следует выбирать угодья и заботиться о земле, культивировать растения, ухаживать за домашними животными и птицей, и многие другие. Поэма великого поэта Вергилия "Георгики", по мнению В. В. Лункевича, представляет собой "множество практических советов, обвитых гирляндами поэтических описаний":
А с промежутками в год - труд спорый;
Лишь бы скупую почву вдоволь питать навозом жирным,
А также грязную сыпать золу поверх истощенного поля,
Так, сменяя плоды, поля предаются покою.
Знаменитый оратор и политический деятель Древнего Рима Цицерон проповедовал утилитарное отношение человека к природе: "Люди будто назначены блюстителями земли... Неужели мир создан для деревьев, травы и зверей? Господство над земными благами у человека полное. Мы используем поля и холмы, реки и озера, мы сеем хлеб, сажаем деревья, направляем и поворачиваем реки... Человеческий разум проник в самое небо".
Покорение природы в Древнем Риме обернулось обострением экологических проблем. Основной причиной деградации природы оставались чрезмерный выпас скота, вырубка лесов, распашка горных склонов. Урожаи с полей становились все меньше:
И уже пахарь-старик, головою качая, со вздохом
Чаще и чаще глядит на бесплодность тяжелой работы,
Если же с прошлым начнет настоящее сравнивать время,
То постоянно тогда восхваляет родителей долю.
И виноградарь, смотря на тщедушные, чахлые лозы,
Век, злополучный, клянет и на время он сетует горько,
И беспрестанно ворчит, что народ, благочестия полный,
В древности жизнь проводил беззаботно, довольствуясь малым,
Хоть и земельный надел был в то время значительно меньше,
Не понимая, что все дряхлеет и мало-помалу,
Жизни далеким путем истомленное, сходит в могилу.
Лукреций Кар
Состоящая из 6 книг поэма Лукреция Кара содержит много интересных и оригинальных мыслей: о безграничности Вселенной и множественности миров, о вечности и изменчивости мира, о происхождении жизни, борьбе за существование и естественном отборе. Вслед за Варроном он затрагивает тему происхождения человека, весьма живописно изображая быт первобытных людей:
Люди еще не умели с огнем обращаться, и шкуры,
Снятые с диких зверей, не служили одеждой их телу;
В рощах, в лесах или в горных они обитали пещерах
И укрывали в кустах свои заскорузлые члены,
Ежели их застигали дожди или ветра порывы.
Общего блага они не блюли, и в сношеньях взаимных
Были обычаи им и законы совсем неизвестны.
Таблица 1.2.Периодизация развития географических идей и знаний в античное время (по А. Б. Дитмару, с сокращениями)
Дата
Период
Этап развития географии
Основные географические знания и идеи
До новой эры 546 г.
Классическая Греция
1. Донаучные географические представления
2. Первые научные попытки систематизации географических знаний, развитие первых идей
Зачатки географических знаний тесно переплетены с мифологией. Появление материалистических космогонии, содержащих географические представления. Умозрительные представления о Земле как о диске или шаре. Идея Ойкумены как обитаемой части Земли. Идея о природной зональности
404 г.
3. Начало дифференциации научных знаний, зарождение частных географических дисциплин
Появление элементов метеорологии, географии растений, геоморфологии и других географических наук. Научное доказательство шарообразной фигуры Земли, попытка измерения диаметра земного шара
277г.
Эллинизм
4. Зарождение физической географии как особой отрасли научных знаний
Синтез данных астрономии, математики и физики. Создание карты Ойкумены с использованием градусной сетки, первый опыт районирования. Идея о существовании четырех материков
146 г. -начало Новой эры
Римская империя
5. Развитие физической, математической географии и картографии. Обобщение географических знаний о природе и населении новых стран
Расширение пространственного кругозора в связи с римскими завоеваниями. Развитие учений о процессах, изменяющих поверхность Земли. Построение картографической сетки с учетом сферичности Земли
Широкую известность у потомков получило энциклопедическое сочинение Плиния Старшего "Естественная история", состоящее из 37 книг, в которых он дает детальнейший обзор более чем 2 000 трудов. По мнению А. Гумбольдта, "в древности нет ничего, что можно было бы поставить рядом с этой величественной попыткой описать вселенную".
Основные этапы развития географических идей и знаний в античное время обобщены в табл. 1.2.