Кентавр мифы древней греции. ВЕРСИИ.... Кентавры - истреблённые существа Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кентавр: Происхождение и место в славянской мифологии. Кентавр мифы древней греции


Кентавры - истреблённые существа Древней Греции

Наверное, никто уже не спорит с тем, что любые предания и мифы основываются на каких-то реальных событиях. Это же касается и мифов Древней Греции. Например, упоминания в них о кентаврах в описании подвигов Геракла.

История вкратце такова. По распоряжению царя Микен Эврисфея Геракл должен бы принести живым вепря, который обитал на горе Эриманф и опустошал окрестности города Псофиды. Проходя через Фолою, Геракл был радушно принят кентавром Фолом.

Фол стал угощать Геракла жареным мясом, сам же ел сырое. Когда Геракл попросил вина, Фол сказал, что боится открыть принадлежавшую всем кентаврам бочку. Тогда Геракл сам ее открыл.

Привлеченные запахом вина кентавры сбежались к пещере Фола, схватив кто огромный камень, кто целую сосну. Первыми попытались ворваться кентавры Анхий и Агрий, но Геракл, метая в них горящие головни, отразил их.

В остальных же он стал стрелять из лука, преследуя их аж до Малеи. Оттуда кентавры сбежались к Хирону, поселившемуся вблизи Малеи.

Геракл стрелял из лука в кентавров, столпившихся вокруг Хирона, но одна стрела, пронзив плечо Элата, засела в колене Хирона.

Глубоко огорченный этим, Геракл вытащил стрелу и приложил к ране лекарство, которое дал ему Хирон. Но рана была неизлечимой, и кентавр удалился в пещеру, желая там умереть.

Однако умереть он не мог, т.к. был бессмертен. Тогда Прометей предложил себя Зевсу в обмен, тот сделал его бессмертным, а Хирон скончался.

Вернувшись в Фолою, Геракл нашел и Фола погибшим: тот, вытащив из трупа стрелу, удивился, как такой маленький предмет мог погубить таких огромных кентавров.

Но стрела выскользнула из рук, упала на ногу, ранила Фола, и он тут же скончался. Похоронив Фола, Геракл отправился на охоту за вепрем, загнал его, связал и принес в Микены.

Описание этого подвига Геракла носит довольно странный характер: подавляющую часть легенды составляет рассказ о кентаврах и лишь четыре предложения говорят об охоте на вепря.

В рассказе же о кентаврах удивляет не столько факт их истребления, сколько обстоятельства гибели двух друзей Геракла - кентавров Хирона и Фола.

Как видим, в этом мифе много недомолвок, рождающих вопросы. Зачем Эврисфею нужен вепрь? Почему Фол и Хирон гибнут от незначительных ранений? Как связаны между собой истребление кентавров и охота на вепря? Почему, начиная с эпохи Возрождения, кентавры стали считаться символом похоти - в легендах о них практически нет самок женского пола, а кентавры часто упоминаются как похитители женщин.

Но прежде всего, почему соединены вместе две абсолютно не связанные между собой легенды - сражение с кентаврами и охота на вепря? Почему столь незначительная часть легенды стала известным подвигом Геракла? Там ведь в основном говорится о трагической гибели несчастных кентавров...

Да и в чем их вина? Лишь в том, что у них слишком острое обоняние. Складывается впечатление, что причиной смерти кентавров стала нелепая случайность или их буйный характер, когда они совершенно немотивированно напали на мирно отдыхающего Геракла со своим другом Фолом... Но погибли и Фол, и Хирон.

Они не нападали на героя. Почему гибнут те, кто не замышлял против Геракла ничего дурного?

Чтобы понять это, нужно разобраться, кто же такие кентавры? Обычно их изображают полуконями-полулюдьми, дикими и одинокими обитателями лесов и гор. Странный их вид приводит в недоумение, ведь ни одного скелета таких существ не обнаружено.

Что вообще их может роднить с конями - кроме внешности? У них намного больше общих черт с людьми. Они, как люди, едят мясо, пьют вино, знают лекарства из трав, пользуются огнем. И говорят они не на своем языке, а на человеческом.

Так что эти существа - люди по сути своей. А вид их свидетельствует о какой-то национальной или профессиональной особенности. Совершенно очевидно, что это образ всадника, в котором слиты в единое целое два существа: конь и человек.

Т.е. кентавры - порождение мифологического сознания. Это люди, для которых коневодство - основное занятие, можно сказать, смысл существования. Сидя верхом, они чувствуют себя наиболее естественно, в родной стихии.

Древние греки, впервые увидевшие всадника, посчитали его новым, неизвестным для них существом - человекоконем. Но почему в названии "кентавр" отсутствует греческое слово "конь", но отчетливо звучит слово "бык" (таврос)? Само слово "кентавр" (центаурос) некоторые лингвисты переводят как "убийца быков", "охотник на быков".

Но первая часть слова имеет значение "пустой", "не имеющий", "лишенный", у нее нет значения "убивать", "охотиться". Т.е. кентавры - это, по сути, те, кто не имеет быков.

Однако "таврос" - это не только "бык", но и военный корабль. Как ахейцы-мореходы могли называть людей, не знакомых с мореходством? Кентаврами! Т.е. не имеющими кораблей.

Судя по косвенным сведениям, накануне троянской войны ахейцы познакомились с коневодами-степняками. Они торговали между собой. Часть этих племен поселилась в Фессалии, Северной Греции. Но события легенды говорят о внутренних районах Пелопоннеса.

Можно предположить, что ахейские вожди использовали отряды кентавров в качестве союзников (или наемников) в войнах между племенами Пелопоннеса.

Формально в данной легенде Геракл действует в одиночку (как и в большинстве мифов), но, несомненно, это поздняя гиперболизация, когда все подвиги приписываются одному человеку.

Не стоит забывать, что после убийства трех своих сыновей, двух племянников и жены Геракл решением религиозного суда был определен к служению у Эврисфея и выполнял его задания.

Вместе с Гераклом в гости к Фолу пришел отряд воинов из Аргоса. Но и Фол встречает его не один, а вместе с другими вождями кентавров. Фол угощает Геракла мясом, естественной и привычной пищей кочевников-скотоводов.

То, что Фол ест сырое мясо - это желание авторов легенды подчеркнуть отсталость кочевников, ведь с точки зрения ахейцев они варвары, дикари...

Ахейцы привезли с собой бочку вина. Нужно быть очень наивным, чтобы принимать буквально на веру слова мифа, что вино хранилось в пещере. Скотоводы не занимаются виноделием. А для жителей юга это естественный вид их занятий.

Геракл открывает бочку, у него есть явное стремление напоить вождей кочевников. Легенда сообщает, что к пещере внезапно прибежали привлеченные запахом вина кентавры и принялись энергично нападать на пирующих.

Столь наивное объяснение приводится авторами сказания в качестве причины нападения кентавров, и оно вполне достаточно для людей, не обременяющих себя критически читать и воспринимать текст.

Бочка вина, по легенде, принадлежит всем кентаврам, и охранять ее доверили Фолу. Если он открыл ее, значит, посчитал это нужным. Это не повод для нападения, а попытка скрыть истинную причину возмущения кентавров и их нападения.

А вот события в пещере, где были Фол и другие вожди кентавров, и могли стать причиной нападения рядовых воинов, находящихся снаружи. Внутри же развернулась настоящая драма. В конце концов, зря, что ли, Геракл открывал бочку с вином и спаивал вождей кентавров! Ахейцы принялись резать опьяненных и наивных детей степных просторов.

Услышав шум и крики о помощи, рядовые воины и бросились осаждать пещеру. Кентавры был потрясены коварством аргосцев и убийством своих вождей, а вовсе не тем, что бочка с вином была открыта без их ведома! Именно это коварство и резня в пещере и стали подлинной причиной нападения кентавров на пещеру.

Количество убитых поражает воображение, множество кентавров бежало. И это все сделал один Геракл?!

Бежавшие на конях кентавры прискакали к Хирону, но Геракл не знал пощады: смертельную рану получил даже бессмертный и мудрый Хирон.

В чем суть бессмертия Хирона? В данном случае бессмертие - это особый статус, привилегированное положение. Хирон - вождь, а, значит, не простой смертный.

И Хирон, и Фол в легенде друзья Геракла и оба гибнут от несчастного случая. Но уже в древности многие сомневались в этом. "Первый Ватиканский Мифограф" сообщает: "Аспер передает также, что, когда Фол дивился стрелам Геркулеса, сразившего столько кентавров, одна из них упала ему на ногу.

Излечить его от этой раны было невозможно. Поэтому некоторые и полагают, что Фол был убит Геркулесом".

А почему же было невозможно излечить? Да потому что стрелы были отравлены! После убийства лернейской гидры Геракл стал использовать яд.

Естественно, эффективность его "подвигов" намного повысилась, о чем упоминают и Еврипид, и Софокл. К такому средству обычно прибегают только очень коварные люди.

Геракл, несомненно, таким и был. Вспомним, ранее он бросил в огонь свою семью. Теперь вот настал черед Фола и Хирона...

Но что могло явиться действительной причиной для убийства кентавров? Скорее всего, они находились в Пелопоннесе по договору с одним из вождей ахейцев. То ли они требовали выплаты жалованья, то ли не хотели уходить из Пелопоннеса, то ли еще по каким-либо причинам, но Эврисфей посылает отряд вместе с Гераклом, чтобы уничтожить конников.

Роль Фола в этих событиях не совсем понятная. Он мог оказаться как и наивным, доверчивым человеком, принимая Геракла в качестве гостя, так и быть в заговоре с ним. Впрочем, смерть ждала его в любом случае.

welemudr.mirtesen.ru

Загадочный мифический кентавр

kent_1Кентавры известны нам как вымышленные существа, пришедшие из мифов Древней Греции. Дикие обитатели непролазных лесов и неприступных гор, они представляли собой нечто сверхъестественное – получеловека-полулошадь. По одной из версий эти чудесные существа произошли от союза Иксиона, сына бога войны и Тучи, волею Зевса принявшей облик Геры. Отсюда их нелестное название «тучеродные звери». Действительно, кентавры славились воинственным нравом и символизировали животную сторону людей. Говорят также, что они были потомками сына бога Аполлона и магнесийских кобылиц. Огромные создания являлись воплощением силы, отличались невоздержанностью и жестокостью. Славились варварским бытом, отрицая всякие элементы цивилизации.

Кентавры жили сначала в Фессалии и без конца сражались со своими соседями, похищая их жен. Часто их изображали в свите бога виноделия Диониса вместе с сатирами, и бог любви Эрос избирал их для верховых прогулок. Все это подчеркивало непредсказуемость, распущенность в любовных похождениях и склонность к пьянству этих существ.

Легенды o кентаврах

Самым известным представителем в своем роде был Хирон. Бессмертный сын богини Океана Филиры и титана Кроноса, Хирон родился с телом и ногами лошади, но человеческим торсом, головой и руками, и этому есть объяснение. Кронос, втайне от своей жены Реи встречался с Филирой, и, естественно, однажды был застигнут врасплох непосредственно в момент свидания. Опасаясь гнева жены, Кронос принял образ коня. Столь необычное происхождение Хирона послужило развитию в нем положительных черт, в отличие от других кентавров. Благодаря ему, о кентаврах пошла положительная слава, они были названы самым гармоничным творением волшебной зоологии.

Мифический кентавр Хирон был мудрым, терпеливым и добрым. Он славился широкими знаниями в охоте, медицине и военном искусстве, также имел эстетический и музыкальный вкус. Хирон был дружен с богом искусств и предсказаний Аполлоном. Он был учителем и наставником некоторых греческих героев. Ясона и Актеона Хирон обучил охоте. Он дал им столько знаний и навыков, чтобы добывать достаточно дичи и благородства, чтобы не истреблять лишнего. Хирон обучил ремеслу самого Асклепия, который получил бессмертие в награду за искусство во врачевании и медицине. С младенчества воспитывал Хирон Ахилесса – великого героя будущей Троянской войны, вскармливая его мясом диких животных для придания особой силы. Великий мифический кентавр вернул зрение Фениксу (не тому, который птица – символ вечного обновления, а древнегреческому герою-полубогу, ослепленному смертными). Он научил его сначала любить и понимать жизнь по-настоящему, а затем и вылепил ему глаза из смеси порошка драгоценных камней, золотого песка, нектара и амброзии и солнечного луча. Геракл по неосторожности ранил бессмертного Хирона стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдания кентавра были невыносимы, и он обменял свое бессмертие на свободу Прометея, которого Зевс обрек на вечное забвение. Зевс же даровал Хирону место на небе, которое сейчас мы называем созвездием Кентавра.

kentПопулярна и легенда о битве кентавров с полумифическим племенем лапифами, проживающим по соседству. Речь идет о лапифской свадьбе, на которую были приглашены кентавры. Много вина они выпили, и, потеряв разум, стали хватать девушек из племени с целью похищения. Беспощадно крушили они мужей лапифов, но те были не менее могучи и мужественны и кентавры бежали, расселившись по всей Греции.

Известно и другое сражение с участием кентавров. Однажды к благожелательному кентавру Фолу заглянул Геракл по пути за эримантским вепрем. Принес он с собой много вина для угощения всех кентавров. Вино одинаково вскружило голову всем участникам. Гераклу уже разонравилась компания, и он стал отгонять буйствующих кентавров, стреляя в них из лука, стрелы в котором были отравлены ядом лернейской гидры. Сын Зевса тогда почти уничтожил весь род кентавров и именно тогда ранил по ошибке своего друга Хирона.

Впрочем, мифы Древней Греции с множеством божеств и полубогов — не единственный источник для предположений о возникновении кентавров. Есть версия, что образ кентавра возник у этого народа потому, что им, никогда не садившимся верхом на лошадь, первый же встречный кочевник показался созданием, которое было единым с конем. Впрочем, индейцы также верили, что конь и всадник должны составлять единое целое. Легенды говорят, что, увидев однажды, как был повержен всадник, индейцы бросились бежать в страхе, уверенные, что одно животное разделилось пополам. Причем, если первое утверждение подвергается большим сомнениям – все-таки греки знали, что такое лошадь – то для индейцев такое животное было «в новинку». Поэтому куда более правдоподобным звучит объяснение, что создание образа кентавра было осознанным.

Во втором тысячелетии до нашей эры вавилонские кочевники касситы возводили по границам своей империи гигантские каменные изваяния своих хранителей-богов, в сонм которых вошел и мифический кентавр. Одно их таких каменных изваяний выглядело как существо с лошадиным туловищем, крыльями и двумя лицами, одно из которых было мордой дракона и смотрело назад, а второе – человеческое лицо, зрящее вперед. Этот кентавр имел два хвоста – лошадиный и скорпионий. В руке он сжимал лук, ставший традиционным оружием кентавров. Впрочем, никто не пытается приписать касситам «авторство» этого мифического существа.

Стоит отметить, что вариаций Кентавров было придумано предостаточно. Помимо крылатых полулюдей попадались в легендах и человек-осел (онокнтавр), и человек-буйвол (букентавр), и человек-лев (леокентавр) и тому подобное.

Символика и астрология

В астрологии кентавр — знак Стрельца. Относится к огненным знакам. Характерными чертами является двойственность натуры, дикий, грубый, буйным нравом, и, с другой стороны, мудрость, ловкость, целеустремлённость и бесстрашие. Поэтому людям, рождённым под знаком Стрельца, свойственны как все самые лучшие человеческие качества, так и худшие необузданного и любвеобильного создания, готового на самые необдуманные поступки и выпады. Подчеркивается способность таких людей на самопожертвование.

Кентавр отождествляет собой внутреннюю борьбу каждого человека между природной свирепостью и положительными качествами, рассудительностью и животной натурой, дикой природой и чувством собственного достоинства. Этот полуконь-получеловек может стать символом соединения силы и духа, ее направляющего.

Несмотря на то, что особую известность кентавры приобрели в древнегреческих мифах, оказалось, что в христианской культуре также есть место для этого мифического существа. В христианстве в полулюдей заложен не менее интересный символический смысл.

В христианской культуре мифический кентавр предстает символом страсти, чувственности, адюльтера и жестокости. Это образ человека, в котором добро и зло ведут непрерывную борьбу с переменным успехом. Это – еретик или последователь веры, исказивший ее, обесценивший. Кентавр возникает как существо высокомерно и в целом считается полной противоположностью образа благородного рыцаря.

magicjournal.ru

Кентавры. Мифы и легенды

Кентавры — это дикие существа, полулюди-полукони, смертные обитатели гор и лесных чащ. Рождены кентавры от Иксиона и тучи, которая по воле Зевса приняла облик Геры. Иногда кентавров считают потомством Посейдона.

Живут кентавры на горе Пелион и сражаются со своими соседями лапифами. Целью сражения является похищение жен этого племени. Хирон и Фол занимают особое место среди всех кентавров. Они являются самим воплощением мудрости и благожелательности. Хирон считался сыном Зевса (или Кроноса) и кобылицы (или океаниды) Филиры, Фол — сыном Селена.

Гвидо Рени. Похищение Деяниры

Гвидо Рени. Похищение Деяниры

 

Интересно узнать: Хирон воспитывал Тесея, Ясона, Диоскуров, как лекарь обучал врачеванию Асклепия. Самого Пелея Хирон научил, как добиться расположения Фетиды, которая меняла свой облик. Именно он подарил Пелею знаменитое копье, которое было сделано из пелионского ясеня.

Жили себе кентавры, не тужили, пока Геракл не рассеял их по всей Элладе. Большую их часть герой перебил. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли голодной смертью. Согласно одной из версий, Посейдон взял их под свое покровительство. Одни кентавры в героических мифах являются воспитателями героев, например, Ясона и Ахилла, другие — враждебны героям.

Одним из кентавров, известных своим коварством, является Несс. После битвы Геракла с кентаврами, Несс поселился у реки Эвен и занимался платным перевозом путников. Однажды через реку переправлялась молодая красавица жена Геракла Деянира. Несс попытался похитить ее. Геракл, вплавь переплывший реку, пронзил кентавра стрелой с ядом Лернейской гидры. Несс не мог позволить себе остаться неотомщенным. Умирая, он посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет сохранить любовь Геракла. Деянира так и сделала. Она пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

sitekid.ru

ВЕРСИИ.... Кентавры - истреблённые существа Древней Греции: wowavostok

Наверное, никто уже не спорит с тем, что любые предания и мифы основываются на каких-то реальных событиях. Это же касается и мифов Древней Греции. Например, упоминания в них о кентаврах в описании подвигов Геракла.

История вкратце такова. По распоряжению царя Микен Эврисфея Геракл должен бы принести живым вепря, который обитал на горе Эриманф и опустошал окрестности города Псофиды. Проходя через Фолою, Геракл был радушно принят кентавром Фолом.

Фол стал угощать Геракла жареным мясом, сам же ел сырое. Когда Геракл попросил вина, Фол сказал, что боится открыть принадлежавшую всем кентаврам бочку. Тогда Геракл сам ее открыл.

Привлеченные запахом вина кентавры сбежались к пещере Фола, схватив кто огромный камень, кто целую сосну. Первыми попытались ворваться кентавры Анхий и Агрий, но Геракл, метая в них горящие головни, отразил их.

В остальных же он стал стрелять из лука, преследуя их аж до Малеи. Оттуда кентавры сбежались к Хирону, поселившемуся вблизи Малеи.

Геракл стрелял из лука в кентавров, столпившихся вокруг Хирона, но одна стрела, пронзив плечо Элата, засела в колене Хирона.

Глубоко огорченный этим, Геракл вытащил стрелу и приложил к ране лекарство, которое дал ему Хирон. Но рана была неизлечимой, и кентавр удалился в пещеру, желая там умереть.

Однако умереть он не мог, т.к. был бессмертен. Тогда Прометей предложил себя Зевсу в обмен, тот сделал его бессмертным, а Хирон скончался.

Вернувшись в Фолою, Геракл нашел и Фола погибшим: тот, вытащив из трупа стрелу, удивился, как такой маленький предмет мог погубить таких огромных кентавров.

Но стрела выскользнула из рук, упала на ногу, ранила Фола, и он тут же скончался. Похоронив Фола, Геракл отправился на охоту за вепрем, загнал его, связал и принес в Микены.

Описание этого подвига Геракла носит довольно странный характер: подавляющую часть легенды составляет рассказ о кентаврах и лишь четыре предложения говорят об охоте на вепря.

В рассказе же о кентаврах удивляет не столько факт их истребления, сколько обстоятельства гибели двух друзей Геракла - кентавров Хирона и Фола.

Как видим, в этом мифе много недомолвок, рождающих вопросы. Зачем Эврисфею нужен вепрь? Почему Фол и Хирон гибнут от незначительных ранений? Как связаны между собой истребление кентавров и охота на вепря? Почему, начиная с эпохи Возрождения, кентавры стали считаться символом похоти - в легендах о них практически нет самок женского пола, а кентавры часто упоминаются как похитители женщин.

Но прежде всего, почему соединены вместе две абсолютно не связанные между собой легенды - сражение с кентаврами и охота на вепря? Почему столь незначительная часть легенды стала известным подвигом Геракла? Там ведь в основном говорится о трагической гибели несчастных кентавров...

Да и в чем их вина? Лишь в том, что у них слишком острое обоняние. Складывается впечатление, что причиной смерти кентавров стала нелепая случайность или их буйный характер, когда они совершенно немотивированно напали на мирно отдыхающего Геракла со своим другом Фолом... Но погибли и Фол, и Хирон.

Они не нападали на героя. Почему гибнут те, кто не замышлял против Геракла ничего дурного?

Чтобы понять это, нужно разобраться, кто же такие кентавры? Обычно их изображают полуконями-полулюдьми, дикими и одинокими обитателями лесов и гор. Странный их вид приводит в недоумение, ведь ни одного скелета таких существ не обнаружено.

Что вообще их может роднить с конями - кроме внешности? У них намного больше общих черт с людьми. Они, как люди, едят мясо, пьют вино, знают лекарства из трав, пользуются огнем. И говорят они не на своем языке, а на человеческом.

Так что эти существа - люди по сути своей. А вид их свидетельствует о какой-то национальной или профессиональной особенности. Совершенно очевидно, что это образ всадника, в котором слиты в единое целое два существа: конь и человек.

Т.е. кентавры - порождение мифологического сознания. Это люди, для которых коневодство - основное занятие, можно сказать, смысл существования. Сидя верхом, они чувствуют себя наиболее естественно, в родной стихии.

Древние греки, впервые увидевшие всадника, посчитали его новым, неизвестным для них существом - человекоконем. Но почему в названии "кентавр" отсутствует греческое слово "конь", но отчетливо звучит слово "бык" (таврос)? Само слово "кентавр" (центаурос) некоторые лингвисты переводят как "убийца быков", "охотник на быков".

Но первая часть слова имеет значение "пустой", "не имеющий", "лишенный", у нее нет значения "убивать", "охотиться". Т.е. кентавры - это, по сути, те, кто не имеет быков.

Однако "таврос" - это не только "бык", но и военный корабль. Как ахейцы-мореходы могли называть людей, не знакомых с мореходством? Кентаврами! Т.е. не имеющими кораблей.

Судя по косвенным сведениям, накануне троянской войны ахейцы познакомились с коневодами-степняками. Они торговали между собой. Часть этих племен поселилась в Фессалии, Северной Греции. Но события легенды говорят о внутренних районах Пелопоннеса.

Можно предположить, что ахейские вожди использовали отряды кентавров в качестве союзников (или наемников) в войнах между племенами Пелопоннеса.

Формально в данной легенде Геракл действует в одиночку (как и в большинстве мифов), но, несомненно, это поздняя гиперболизация, когда все подвиги приписываются одному человеку.

Не стоит забывать, что после убийства трех своих сыновей, двух племянников и жены Геракл решением религиозного суда был определен к служению у Эврисфея и выполнял его задания.

Вместе с Гераклом в гости к Фолу пришел отряд воинов из Аргоса. Но и Фол встречает его не один, а вместе с другими вождями кентавров. Фол угощает Геракла мясом, естественной и привычной пищей кочевников-скотоводов.

То, что Фол ест сырое мясо - это желание авторов легенды подчеркнуть отсталость кочевников, ведь с точки зрения ахейцев они варвары, дикари...

Ахейцы привезли с собой бочку вина. Нужно быть очень наивным, чтобы принимать буквально на веру слова мифа, что вино хранилось в пещере. Скотоводы не занимаются виноделием. А для жителей юга это естественный вид их занятий.

Геракл открывает бочку, у него есть явное стремление напоить вождей кочевников. Легенда сообщает, что к пещере внезапно прибежали привлеченные запахом вина кентавры и принялись энергично нападать на пирующих.

Столь наивное объяснение приводится авторами сказания в качестве причины нападения кентавров, и оно вполне достаточно для людей, не обременяющих себя критически читать и воспринимать текст.

Бочка вина, по легенде, принадлежит всем кентаврам, и охранять ее доверили Фолу. Если он открыл ее, значит, посчитал это нужным. Это не повод для нападения, а попытка скрыть истинную причину возмущения кентавров и их нападения.

А вот события в пещере, где были Фол и другие вожди кентавров, и могли стать причиной нападения рядовых воинов, находящихся снаружи. Внутри же развернулась настоящая драма. В конце концов, зря, что ли, Геракл открывал бочку с вином и спаивал вождей кентавров! Ахейцы принялись резать опьяненных и наивных детей степных просторов.

Услышав шум и крики о помощи, рядовые воины и бросились осаждать пещеру. Кентавры был потрясены коварством аргосцев и убийством своих вождей, а вовсе не тем, что бочка с вином была открыта без их ведома! Именно это коварство и резня в пещере и стали подлинной причиной нападения кентавров на пещеру.

Количество убитых поражает воображение, множество кентавров бежало. И это все сделал один Геракл?!

Бежавшие на конях кентавры прискакали к Хирону, но Геракл не знал пощады: смертельную рану получил даже бессмертный и мудрый Хирон.

В чем суть бессмертия Хирона? В данном случае бессмертие - это особый статус, привилегированное положение. Хирон - вождь, а, значит, не простой смертный.

И Хирон, и Фол в легенде друзья Геракла и оба гибнут от несчастного случая. Но уже в древности многие сомневались в этом. "Первый Ватиканский Мифограф" сообщает: "Аспер передает также, что, когда Фол дивился стрелам Геркулеса, сразившего столько кентавров, одна из них упала ему на ногу.

Излечить его от этой раны было невозможно. Поэтому некоторые и полагают, что Фол был убит Геркулесом".

А почему же было невозможно излечить? Да потому что стрелы были отравлены! После убийства лернейской гидры Геракл стал использовать яд.

Естественно, эффективность его "подвигов" намного повысилась, о чем упоминают и Еврипид, и Софокл. К такому средству обычно прибегают только очень коварные люди.

Геракл, несомненно, таким и был. Вспомним, ранее он бросил в огонь свою семью. Теперь вот настал черед Фола и Хирона...

Но что могло явиться действительной причиной для убийства кентавров? Скорее всего, они находились в Пелопоннесе по договору с одним из вождей ахейцев. То ли они требовали выплаты жалованья, то ли не хотели уходить из Пелопоннеса, то ли еще по каким-либо причинам, но Эврисфей посылает отряд вместе с Гераклом, чтобы уничтожить конников.

Роль Фола в этих событиях не совсем понятная. Он мог оказаться как и наивным, доверчивым человеком, принимая Геракла в качестве гостя, так и быть в заговоре с ним. Впрочем, смерть ждала его в любом случае.

Преступник после свершения преступления уже не нуждается ни в соучастниках, ни тем более в свидетелях своих деяний. Победителям-ахейцам же достались в награду кони побежденных. Может быть, именно они и стали одной из причин истребления кентавров...

Что еще позволяет говорить о том, что убийство кентавров было преступлением? Перед свершением своего двенадцатого подвига (привести Кербера к Эврисфею) Геракл должен был пройти посвящение в Элевсинские мистерии, "но участвовать в таинствах он еще не мог, ибо не был очищен от скверны после убийства кентавров" ("Мифологическая библиотека", Аполлодор).

Таким образом, это убийство по тяжести преступления приравнивалось к убийству своих детей, после которого он также должен был пройти очищение.

Но почему же кентавров считали символом похоти, как сообщают нам многочисленные словари? Сексуальный мотив в поведении кентавров появился из-за неправильного понимания мифов о них, где они часто похищают женщин.

Это объясняется просто: отряды кочевников, приглашенные ахейцами, состояли из одних мужчин. И естественно, что многие из них стремились похитить себе женщину из местных жителей.

А какое отношение к кентаврам имеет Эриманфский вепрь? По легенде, вепрь опустошал окрестности города Псофиды, спускаясь с горы Эриманф. Псофиды расположены на северо- востоке Аркадии. Гора Эриманф находится на северо-западе Пелопоннеса.

Но зачем кентаврам обитать на высоте 2224 м над уровнем моря? Отряды кочевников находились в долине реки Эримант. Вождя кентавров и называли вепрем. Ничего удивительного здесь нет: во многих мифах древних народов выдающихся воинов называли по именам животных, обладающие мощью и силой: быком, львом, тигром, волком, медведем, вепрем, слоном.

...На берегу Эримантоса, несущего свои воды вдоль горного хребта к безбрежному морю, нашли свой последний приют доверчивые и простодушные обитатели степных просторов, разделившие пищу и кров с тем, о котором потом сложат многочисленные легенды о его подвигах. Могли ли они думать, что дружба с Гераклом опаснее, чем вражда с ним...

https://www.kramola.info/vesti/neobyknovennoe/kentavry-istreblyonnye-sushchestva-drevney-grecii

wowavostok.livejournal.com

Происхождение и место в славянской мифологии

Миф о кентавре относится к категории древнейших и представляет собой один из наиболее устойчивых образов в мировой истории – всадника верхом на лошади.

Кентавр неотрывно следует за героем в греческой мифологии, встречается среди преданий Микен и скифов.

Идею существа, наполовину состоящего из лошади и человека, также можно отнести к разного рода химерам, тем самым она становится самой устойчивой и долгоживущей среди всего «пантеона» преданий и легенд.

Первые упоминания

Статуэтка кентавра

Статуэтка «Кентавр и человек». Бронза. VIII в. до н.э.

Принято считать, что первые упоминания и мифы про кентавров восходят к бронзовому веку.

В основе этого предположения лежит находка в виде двух бронзовых статуэток, предположительно, культуры Микен, найденных при раскопках.

Однако с таким же успехом мифы о кентавре, в несколько другом амплуа, могут встречаться и ранее, поскольку, как уже было сказано, идея слияния двух живых существ в одно, не нова.

Впрочем, даже эта гипотеза показывает, насколько такой миф живуч.

Некоторые историки полагают, что в основу мифа о кентавре легли лихие скифские наездники.

Лихие наездники

Будучи, фактически, одними из первых кочевых народов, использующих лошадей не только в быту, но и на войне, они наводили ужас на условно цивилизованный, но все еще далекий от «одомашнивания» животных Запад.

Всадники

Также сюда можно отнести предания о жестоких таврах и касситах, также почитавших идею боя верхом.

Легенды со временем обрастали дополнительными подробностями, всадники получали новые возможности, а их связь с лошадьми, со слов свидетелей и очевидцев, превращалась в подобие физиологической.

Так, к примеру, в эпоху нашествия гуннов, римляне полагали, что этот кочевой народ растет вместе со своими лошадьми, а воины зачинают потомков с кобылицами.

В любом случае, мифы о кентавре появились именно как попытка объяснить не просто тягу, а умение отдельных народов обращаться с лошадьми и приручать их.

Традиционное объяснение происхождения
Иксион и Нефела

Иксион и Нефела

Классический миф о кентаврах предполагает, что этот кочевой народ появился в качестве потомков Иксиона и Нефелы.

Иксион, будучи королем Лариссы, был приглашен на пиршество на вершине Олимпа, однако там посмел приставать к Гере.

По одной из версий, богиня сама создала свой образ из облаков, названный Нефелой.

По другой — это сделал Зевс.

В любом случае, Иксион соблазнил Нефелу, после чего от их союза и произошли кентавры.

Несмотря на то, что для любовников все закончилось не слишком благополучно, потомство Зевс сохранил, после чего кентавры заселили леса Греции.

В мифах Эллады

Эллины полагали кентавров дикарями, кочевым народом, неспособным на земледелие, науки, в том числе философию.

Однако среди этого племени есть те, что заслужили особое положение, а именно Хирон и Фол.

Хирон и Ахиллес

Хирон и Ахиллес

Первый кентавр – это умудренный старец, его часто изображают с человеческими передними ногами и ушами, отличительный признак высокого положения.

Он учил Ясона и Ахилла, даже Геракла, пока не пал от его руки, когда герой впал в безумие.

Другой кентавр, отмеченный особым образом в мифологии Древней Греции – это Фол, друг Геракла, погибший случайно от отравленной стрелы героя.

Оба этих героя опровергают традиционное представление о кентаврах в мифах.

Они сдержанны и мудры, классический кентавр, напротив, является диким, олицетворяя буйные ручьи и горные реки.

Довольно часто кентавры в преданиях сопровождают Диониса, греческого бога виноделия, таким образом, возможно, подчеркивается их ветреный и праздный образ жизни.

Физиология

КентавридаКлассический кентавр выглядит как туловище лошади с человеческим торсом и головой. Он разумен, вместе с тем быстр и ловок.

Кентавры сбиваются в табуны, однако кентавриды, самки этого племени, практически не представлены в живописи и литературе.

Более старшие и мудрые кентавры выглядят так: человеческий торс с нормальными ушами и передними ногами, продолжение же туловища лошадиное.

Доподлинно известно, что кентавры дают потомство естественным путем, но как происходит вскармливание жеребенка, грудью или выменем, а также как он выглядит, неизвестно.

Среда обитания

Кентавры не приучены к земледелию, поэтому им ближе степи и леса.

Часто они появляются в качестве традиционного народа греческих предгорий и гор. Там они занимаются выпасом скота и охотой.

Ремесел, как и собственной культуры у кентавров нет, из мифов следует, что они являются промежуточным звеном между непосредственно человеком и зверем, то есть лошадью.

Примечательно, взаимоотношение большого рогатого скота, в том числе быков, и кентавров описаны даже в названии этого вида.

Так, согласно одной версии, с латинского кентавр (centauros) означает буквально «охотник за быками».

Это же говорит в пользу теории о том, что кентавры являются олицетворением всадников, поскольку кочевые народы в основном занимались выпасом лошадей и коров.

Нрав и поведение кентавров
Геракл и Несс

Геракл и кентавр Несс

Часто кентавра ассоциируют с дикой необузданной мощью горной реки.

Это сравнение наиболее точно олицетворяет сущность кочевого народа.

Кентавры вспыльчивы, агрессивны и жестоки.

Гераклу пришлось перебить большую часть этого племени, поскольку напористость кентавров не позволяла им отступить.

Примерно те же черты кентавр представляет в геральдике.

Однако там он имеет также яркий антихристианский подтекст, показывая ленность, праздность и легкомыслие.

Место в русском фольклоре

В русских преданиях образ кентавра олицетворяет кентаврос, создание, позднее ставшее своеобразным воплощением Асмодея.

Он выступает противников царя Соломона и также падает от его руки во время противостояния за супругу владетеля, совращенную дикарем.

Кентавроса также изображают с оружием в руке, показывая агрессию и злобный нрав.

Непосредственно сам образ кентавра остается востребованным как в литературе, так и других жанрах искусства.

Несмотря на то, что первичная ассоциация с дикарями ослабела, первоначальное предание об этом народе осталось неизменным.

kriptozoo.ru

Мифы и легенды древней Греции. Деянира и кентавр Несс

Миры фентези [91]

Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные.

Готика и фентези. Картинки и фотографии [113]

Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации.

Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185]

Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ.

Мистические явления [277]

Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты.

Нелепые факты [280]

Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности

Мрачная готика [31]

Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт.

История Франции [79]

Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции.

Города Франции [126]

Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира.

Дворцы и замки Франции [84]

История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры.

Короли и императоры Франции [64]

История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров.

Легенды Франции [70]

Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки.

Музеи Франции [19]

Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое.

Храмы и соборы Франции [66]

Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне.

История Великобритании [83]

Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси.

Исторические личности Великобритании [64]

Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы.

Достопримечательности Великобритании [80]

Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр.

Легенды и мифы Великобритании [104]

Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде.

Мифы и легенды народов мира [56]

Мифы, саги, былины и легенды народов мира. Русские святцы, мир Славян глазами художников. Мифы о сотворении мира, Кельтские сказания.

История и культура Японии [123]

История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни.

Галерея фоторабот [391]

Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки.

Художественная галерея [689]

Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов

Красивое оформление для сайтов и блогов [215]

Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки.

Курсовые работы и не только они... [30]

Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе.

Праздники,которые мы празднуем [51]

Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое.

Самое удивительное в искусстве [10]

Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк.

Мистика [12]

Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума.

Фанфики по квестам [9]

Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров.

Юмор [10]

Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики

Проза [17]

Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления.

Фентези [17]

Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой.

Миры кота Баяна [23]

Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы.

vision7.ru

Полубог СИЛЕН | Спутники Диониса | Вакханки и менады | Козлоногие сатиры | Римский Фавн | Мифы о кентаврах

Полубог Силен, вакханки, кентавры

Полубог Силен — воспитатель бога Диониса. — Опьянение полубога Силена. — Вакханки (менады) и Вакханалии. — Сатиры — спутники Диониса. — Фавны римской мифологии. — Облик кентавра. — Нравы кентавров. — Мудрый кентавр Хирон. — Геракл и кентавры. — Битва кентавров с лапифами.

 

Полубог Силен — воспитатель бога Диониса

Полубог Силен, олицетворяющий собой бурдюк (мех для вина), является, естественно, по мифам древней Греции, воспитателем Диониса (Вакха) — бога вина.

В искусстве полубог Силен имеет два совершенно различных типа.

На античных барельефах и гравированных камнях полубогу Силену придавали грубые, тучные формы, как бы для того чтобы контрастнее выделить элегантные формы бога Диониса (Вакха) и изящные, легкие формы спутников Диониса — сатиров и менад. Состояние вечного опьянения, в котором пребывает полубог Силен, требует вечной поддержки. В вакхических праздниках полубог Силен принимает участие сидя верхом на осле, подгибающемся под тяжестью своего дородного седока. Подле Силена всегда идут сатиры, поддерживающие его и не позволяющие ему падать в ту или другую сторону.

Но полубогу Силену, как воспитателю и приемному отцу бога Диониса (Вакха), подобает в некоторых случаях являться в более приличном и достойном виде. Тогда на памятниках античного искусства появляется второй тип Силена: огромный живот полубога исчезает, опьянение пропадает и ему придают стройные, даже благородные формы.

Таким является полубог Силен на прекрасной бронзовой статуе, открытой в Помпеях или Геркулануме. Эта статуя изображает Силена, забавляющего маленького Диониса игрой на кимвалах (медные тарелки).

В Лувре находится статуя Силена, известная под названием «Фавн и дитя». Полубог Силен там изображен в виде старого сатира. Выражение лица полубога благородное, он как бы любуется ребенком Дионисом (Вакхом), которого держит на руках.

Опьянение полубога Силена

Полубог Силен почти всегда в состоянии опьянения, но иногда это — вдохновенное опьянение прорицателя, могущего открыть людям тайну бытия и тайну начала вселенной.

Философ Платон считает полубога Силена эмблемой мудрости, скрытой под отталкивающей наружностью. Римский поэт Вергилий говорит о Силене следующее: «Пастухи и нимфы нашли спящим пьяного Силена, они связали его венками и, разбудив Силена, стали требовать от него вдохновенных песен. Силен запел, и тотчас же вокруг него фавны и все животные принялись вертеться в такт его ритмичных стихов, далее самые старые сильные дубы — и те закивали в такт своими верхушками. Парнас с меньшей радостью прислушивался к звукам лиры Аполлона, а смертные испытывали меньшее наслаждение, слушая мелодичную игру Орфея, потому что Силен пел о том, как в бесконечной пустоте необъятного пространства собирались все начала, все причины сотворения воздуха, земли и воды, и как из этих первых элементов образовались все существа, как, вначале только мягкая глина, шар земной мало-помалу округлился и, став твердым, принудил моря войти в берега.

Силен воспевал землю, пораженную первыми лучами солнца, облака, поднимающиеся в пространстве для того, чтобы с высоты небес вернуться на землю в виде дождя, леса с их колеблющимися вершинами и немногочисленных еще животных, блуждающих по неизвестным горам».

Полубог Силен на всех праздниках является комическим элементом, как бы существующим затем только, чтобы увеселять менад видом своей дородности и опьянения. Комическая фигура Силена встречается очень часто в декоративном искусстве как украшение фонтанов, канделябров и кубков.

Тип Силена встречается также часто в мифологических картинах новейших художников. Рубенс очень любит изображать Силена толстым, с огромным животом, в сопровождении сатиров и нимф, окруженным веселыми улыбающимися амурами.

 

Вакханки (менады) и Вакханалии

Первые женщины, принимавшие участие в мистериях бога Диониса (Вакха) назывались вакханки, или менады. В переводе с древнегреческого языка последнее слово значит «неистовые, одержимые»; этот же корень — в древнегреческом слове мания. Вакханки-менады были нимфы, воспитавшие молодого Диониса.

пляска менады с тирсом

Менада в неистовой пляске. Вместо головной повязки у менады — змея. В одной руке менада держит пантеру, в другой — тирс, вакхический жезл. Аттический килик, около 490 г. до Р.Х.

Вакханки-менады фигурировали на всех памятниках искусства, изображавших праздники в честь Вакха — так называемые Вакханалии.

Античное искусство не делало никакого различия между вакханками и менадами, но древнегреческий драматург Еврипид указывает на то, что по мифологии существовала разница. Вакханки — греческие женщины, удалившиеся на гору Киферон, а менады — азиатские женщины. Менады пришли из Азии в Грецию вместе с богом Дионисом после его похода на Индию.

Как вакханки, так и менады являются обычными спутницами Вакха; ни один праздник, ни одно шествие не обходится без них. Вакханки-менады были почти безумные, исступленные женщины, предававшиеся под влиянием опьянения самым низменным страстям и доходившие впоследствии до всевозможных неистовств, например, до раздирания на куски живых козлят и телят и до пожирания их сырого окровавленного мяса.

В дикой пляске, оглушая и возбуждая себя громкой музыкой тамбуринов, флейт и кимвалов, носились вакханки-менады до тех пор, пока в полном изнеможении не падали на траву и засыпали.

Знаменитый древнегреческий скульптор Скопас, живший в 450 году до Р.X., изваял тип такой неистовой вакханки, послуживший потом прототипом для других статуй. Скопас изобразил свою вакханку в состоянии полного опьянения. Вакханка Скопаса несет дикую козу, которую только что зарезала, и ее распущенные волосы как бы развеваются по воле ветра. О статуе вакханки Скопаса сохранилось много восторженных отзывов античных писателей.

 

Сатиры — спутники Диониса

Кроме вакханок-менад, свиту бог Диониса (Вакха) составляла еще многочисленная толпа особых божеств греческой мифологии — сатиров и панов, соединявших в себе человеческие и животные формы.

бог дионис и сатир

Бог Дионис едет на колеснице, предшествуемой сатиром, несущим кратер (на спине) и канфар — особые разновидности древнегреческой керамики.

Мифологические сатиры представляли смесь человека с козой, с которой они, впрочем, очень любили забавляться, судя по многим камеям и гравированным камням, на которых изображены сатиры, заигрывающие с козами. Сохранилась очень интересная античная камея «Сатир, заставляющий плясать ребенка».

По античной мифологии, между сатирами и панами существует большое различие. Сатир занимает более высшую ступень в иерархии этих божеств. Сатир более приближается к человеческому типу и отличается веселым, добродушно-лукавым выражением лица, сатир смеется и дразнит панов, которых считает гораздо ниже себя.

Пастухи, употреблявшие вместо одежды козьи шкуры, могли породить в мифологии представление о сатирах. Веселый, остроумный и комический характер, который приписывали сатирам, заставил назвать комические поэмы сатирами, а их авторов — сатириками.

Вся эта толпа, сопровождающая Вакха повсюду, предается пьянству и страстно любит музыку. Сатиры занимаются еще тем, что танцуют, играют на кимвалах, бегают за нимфами и наигрывают им веселые мелодии на флейтах.

Создание мифологического типа сатиров принадлежит исключительно античной скульптуре; это просто фантазия и каприз скульпторов. Никакой философской мысли не лежит в основе мифа о сатирах. У сатиров нет другой миссии, как только забавлять молодого бога Диониса.

Согласно мифам древней Греции, сатиры сопутствовали Вакху в его походе на Индию. Правда, судя по тому, что античные писатели рассказывали об их поведении и наружном виде, сатиры не могли быть особенно пригодными на полях битв. «Эти толпы рогатых сатиров, — говорит древнегреческий поэт Нонн Панополитанский, — пьют полные чаши и напиваются; всегда грозные в драках и свалках, сатиры бегут с поля битвы; львы вдали от сражения, сатиры становятся зайцами в битвах. Ловкие танцоры, они еще ловчее опоражнивают огромные амфоры, наполненные вином. Мало среди сатиров оказалось полководцев, изучивших у Ареса военное искусство и умеющих командовать. Многие из сатиров покрыты страшными львиными шкурами; другие вооружены большими палицами; на лбу у них возвышаются рога; редкие волосы едва покрывают остроконечные головы и длинные уши сатиров; хвост, напоминающий лошадиный, развевается у сатиров на спине и обвивает их бедра».

мифологические сатиры давят виноград

Сатиры-виноделы. Длинноухие и курносые сатиры греческих мифов собирают и давят виноград. Изображение на древнегреческой вазе.

Примитивное искусство изображало мифологических сатиров в смешном или страшном виде, похищающих прекрасных нимф. И до наших дней искусство продолжает изображать старых, безобразных сатиров.

Древнегреческий поэт Гесиод называет сатиров ни к чему не пригодным племенем, но так как они вечно в рощах пляшут, играют и гоняются за прекрасными нимфами, то живописцы и скульпторы находили в обычаях и нравах античных сатиров много интересных сюжетов для своих композиций.

Скульптор Пракситель изваял идеальный тип сатира, который потом встречается повсюду на всех почти памятниках искусства. Сатир Праксителя был бронзовой статуей, пользовавшейся в античности такой славой, что в Афинах ее не называли иначе как «знаменитая».

Находящийся в Лувре «Фавн, играющий на флейте» считается весьма удачным повторением произведения Праксителя. Вообще, знаменитый сатир Праксителя послужил оригиналом для всех последующих статуй. По крайней мере, «Отдыхающий Фавн» в Ватикане, «Танцующий Фавн» во Флоренции и «Фавн, играющий на кимвалах» — все они считаются повторением статуи сатира работы Праксителя.

Фавны римской мифологии

Искусство смешало сатиров с фавнами. Полубоги фавны — римского происхождения, и само это слово — латинское. Полубог Фавн является в произведениях римских писателей цивилизатором, смягчающим нравы кочевников посредством музыки. Фавн — изобретатель пастушьей дудки, потому что и Фавн, как и все примитивные боги древней Италии, был покровителем пастухов.

Современные художники часто и охотно изображали блестящую свиту Вакха. Особенно удачно пользовался этим сюжетом Пуссен в своих мифологических композициях, которые можно встретить почти во всех музеях. Художнику удалось прекрасно передать характер этих вакхических праздников.

Живописец Фрагонар и скульптор Клодион также любили изображать веселых сатиров, нимф и фавнов, внося в свои произведения элегантные формы и живость движения, характеризирующие французское искусство XVIII века.

Подобные мифологические сюжеты не могли не вдохновлять Рубенса, который мог в картинах на эту тему выказать весь свой мастерской колорит и свое уменье передавать движения, так что во многих музеях можно видеть обширные композиции этого художника, изображающие вакханок, пляшущих сатиров, нимф, захваченных врасплох сатирами, и прочее.

В Брюссельском музее находится знаменитая «Вакханалия» Журдена.

Изображение вакханок встречается в античном искусстве чаще всего на саркофагах, барельефах и вазах; из них самая знаменитая ваза находится на вилле Боргезе.

 

Облик кентавра

Мифы древней Греции в русской поэзии: стихотворение Андрея Белого «Игры кентавров» (1903 г.) с упоминанием кентаврихи, т. е. кентаврессы.

 

Андрей Белый

ИГРЫ   КЕНТАВРОВ

Кентавр бородатый,

мохнатый

и голый

на страже

у леса стоит.

С дубиной тяжелой

от зависти вражей

жену и детей сторожит.

 

В пещере кентавриха кормит ребенка

пьянящим

своим молоком.

Шутливо трубят молодые кентавры над звонко

шумящим

ручьем.

 

Вскочивши один на другого,

копытами стиснувши спину,

кусают друг друга, заржав.

Согретые жаром тепла золотого,

другие глядят на картину,

а третьи валяются ноги задрав.

 

Тревожно зафыркал старик, дубиной корнистой

взмахнув.

В лес пасмурно-мглистый

умчался, хвостом поседевшим вильнув.

И вмиг присмирели кентавры, оставив затеи,

и скопом,

испуганно вытянув шеи,

к пещере помчались галопом.

 

Горцы Фессалии были уже прекрасными наездниками в эпоху пеласгов, когда верховая езда была почти неизвестна в остальной Греции. Древние греки принимали конных фессалийцев за каких-то страшных чудовищ, и так как эти горцы любили вино, то мифы древней Греции поспешили их причислить к свите бога Диониса (Вакха) под названием кентавров.

Примитивное искусство изображало кентавра в виде мужчины, у которого задняя часть туловища, ноги и хвост — лошадиные. Позднее этот грубый тип кентавра был заменен другим: на лошадиное туловище был посажен человеческий торс и голова.

«Кентавр», находящийся на вилле Боргезе, считается самым лучшим изображением этих мифических существ.

Нравы кентавров

По античным описаниям, кентавры были грубые, почти животные существа, предававшиеся пьянству и низменным страстям. Кентавры питались сырым мясом. Обычным оружием кентавров были тяжелые палицы и огромные куски скал, которые они с ужасающей силой сбрасывали на неприятеля.

Кентавры являются как бы олицетворением грубых варваров, противников греческой цивилизации и развития, побежденных впоследствии знаменитыми героями греческой мифологии. В обществе Вакха нравы кентавров смягчаются и дикость их заменяется под его влиянием смирением и покорностью. Кентавры покорно идут перед колесницей Вакха, трубят в рога играют на лире, вместе с сатирами, вакханками, фавнами и другими. Иногда же кентавры везут колесницу Вакха и Ариадны.

Существует много изображений кентавров, но весьма мало изображений женщин-кентавров (кентавресс). Кентаврессы попадаются лишь изредка на саркофагах и гравированных камнях. Головы кентавресс и часть женского туловища напоминают нимф по красоте и стройности форм.

Из живописных произведений древнего периода писатели упоминают о картине живописца Ктесилоха «Женщина-кентавр, кормящая своих детей»; сохранился также в Пио-Клементинском музее барельеф, на котором изображены прекрасные по формам «Женщины-кентавры, отгоняющие сатиров».

кентавресса, кентавриха, кентавренок

Кентавресса кормит кентавренка. Средневековая миниатюра из Ратлендской псалтыри (Rutland Psalter), 1260 г.

В наши дни живописцы Арнольд Бёклин и Франц фон Штук очень часто изображают кентавресс в своих картинах.

Мудрый кентавр Хирон

Кентавры упоминаются очень часто в античной мифологии, они были всем хорошо известны за дикость и грубость нравов, так что тогда слово «кентавр» являлось как бы синонимом зверства и жестокости. Один только кентавр — мудрый Хирон — представляет исключение.

Кентавр Хирон сумел победить свои животные инстинкты и почти сравнялся по своим качествам с людьми. Кентавр Хирон был музыкант, гимнаст, хороший стрелок, прорицатель и искусный врач. Хирону было поручено воспитание многих знаменитых героев мифологии, как-то: Ахилла, Ясона, Кастора и Полидевка, Амфиарая и других.

 

Геракл и кентавры

Когда Геракл отправился на поиски эриманфского вепря, он встретил кентавра Фола (Φόλος), который оказал Гераклу гостеприимство. Желая угостить Геракла вином, кентавр Фол повел его к бочке, подаренной Фолу Вакхом.

Лишь только запах вина распространился в воздухе, целая толпа кентавров прибежала отовсюду и, собравшись перед пещерой, служившей жилищем Фолу, стала с громкими криками требовать себе вина.

Геракл вступил с кентаврами в бой и убил многих из них; эта битва очень часто изображалась античными художниками.

Из новейших произведений известна прекрасная по компоновке и движению картина Лебрена на этот мифологический сюжет.

 

Битва кентавров с лапифами

Миф о войне афинян с кентаврами, причиной которой было похищение Гипподамии, также послужил сюжетом для многих художественных произведений.

кентавресса, лапифы

Кентавресса обнимает смертельно раненного кентавра. Фрагмент картины «Битва кентавров с лапифами» Пьеро ди Козимо, 1500 г.

Герой мифологии Пирифой позвал на свою свадьбу с Гипподамией, дочерью лапифа Атракса, героя Тесея и афинян. Пирифой пригласил и кентавров, думая, что вид их позабавит остальных гостей.

Но как только кентавры начали пьянеть от действия винных паров, они позабыли всякое приличие. Один из кентавров, Евритион, схватил за волосы Гипподамию и хотел ее похитить. Примеру Евритиона последовали другие кентавры, стараясь захватить тех женщин, которые им пришлись по вкусу. Но Тесей отнял у Евритиона Гипподамию; тогда кентавр кинулся на него, но был убит Тесеем. Другие же кентавры, видя умирающего собрата, пришли в ярость и принялись кидать в противников все, что им попадало под руки. Тогда возгорелся бой между лапифами и кентаврами, продолжавшийся до тех пор, пока кентавры не были перебиты.

Битва кентавров с лапифами изображена на многих барельефах и на Парфенонском храме.

 

маски древнегреческой комедии, уроки древнегреческого

 

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

zaumnik.ru