История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Раздел V. Глава 1. Древнегреческая цивилизация. Морская цивилизация древняя греция


морские цивилизации. История мировой культуры

История древней Греции

Возникновение морских цивилизаций знаменует новый этап эволюции человечества.

«Одна особенно яркая черта, по моему мнению, характеризует этот второй период развития цивилизации: отныне отдельные народы и нации могли исчезать с исторической арены, могли умирать, как это случилось с древними египтянами и самими финикийцами, но светоч всемирной цивилизации от этого не угасает и, разгораясь все ярче и ярче, преемственно передается одним народом другому» (Мечников Л. И Цивилизации… С. 330–331). Роль моря столь велика, что до настоящего времени большинство человечества живет не далее 60 км от морской береговой линии.

Говоря о природе Греции, отмечают близость к морю (самая дальняя точка в Греции удалена от моря на 100 км), способствующую развитию торговли; мягкий климат, благоприятствующий произрастанию таких растений, которые не плодоносят в других местах; особый прозрачный воздух. «И вообще все блага, какие только боги посылают людям в различные времена года, все это здесь раньше всего появляется и позже всего кончается», – пишет Ксенофонт (Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1991. С. 142). Есть мрамор, необходимый для строительства и ваяния, серебряные руды и т. п.

Как природа определяет становление культуры? Есть ли связь между прозрачным воздухом Греции и ясностью ее мысли? Может быть, ясный воздух позволяет лучше разглядеть смысл бытия? Этот вопрос еще недостаточно выяснен, но несомненно, что на развитие греческой культуры повлиял особый рациональный склад ума ее народа. Греция была богатой рабовладельческой страной. Рабы выполняли все тяжелые работы, а у свободных людей было много досуга и денег, нажитых ремеслами и торговлей.

Предшественницей греческой считают крито-минойскую (или эгейскую) островную цивилизацию, существовавшую на Крите и островах Эгейского моря, которая равна по возрасту шумерской и египетской. История собственно греческой культуры начинается с приходом в Грецию с севера примерно в XXII в. до н. э племен, которые называли себя ахейцами. Расцвет ахейской культуры приходится на XV?XIII вв. до н. э. Эту цивилизацию называют микенской, поскольку одним из ее важнейших центров был город Микены. В XIII в. происходит осада Трои, описанная Гомером в «Илиаде». В конце XIII в. ахейская культура погибает, по-видимому, в результате нового нашествия с севера европейских континентальных племен дорийцев.

В истории греческой цивилизации имеется момент, который напоминает кульминационную точку развития цивилизации индийской: как арийцы дравидов, так дорийцы завоевали ахейцев, но переняли их более древнюю мифологическую культуру, распространив ее на большую территорию. Еще раз встречаемся с феноменом победы культуры побежденного народа, доказывающим, что эволюция культуры идет иными, часто противоположными путями, нежели социальная эволюция.

Период расцвета древнегреческой культуры в VI?V вв. до н. э. называют классическим. Возникают философия, скульптура, драма, возводятся великие храмы, начинают проводиться Олимпийские игры. Важнейшими политическими событиями данного периода были греко-персидские войны и возникновение демократического общественного устройства.

Период с IV в. до н. э. по V в. н. э. носит название эллинизма. Он начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается захватом варварами Рима, покорившего Грецию в начале II в. до н. э. Затем Греция входит в Византийскую империю до ее завоевания турками в XV в.

Благодаря «отцу истории» Геродоту (490/480 – 430/422 гг. до н. э.), который, объехав большую часть известного грекам мира, описал в своей «Истории» то, что видел и слышал, мы имеем важные сведения не только о греческой, но и о других древних культурах – египетской, ближневосточных. Другой греческий историк Фукидид (ок. 460–400 гг. до н. э.) написал «Историю Пелопонесской войны» и считается родоначальником исторической критики.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Раздел V. Глава 1. Древнегреческая цивилизация

1. Природа и население морской цивилизации

В отличие от Востока, который создал несколько вариантов цивилизационного развития, Европа не отличалась таким разнообразием. Но здесь появилась античная цивилизация, которая по праву считается вершиной древности, ее удивительно ярким и плодотворным финалом. Фактически в эту эпоху здесь зародилась демократия, было признаноправо собственности, определенанепреложность закона, сформировалась идеяуважения к человеку, возниклорационалистическое мышление, зародилисьосновы наук, выработалась привычка кличной инициативеисамостоятельному труду. И особое место среди цивилизаций народов моря по своему вкладу в развитие мирового цивилизационного процесса занимает Древнегреческая цивилизация.

Античная цивилизация возникла на стыке трех частей света (Европа, Азия, Африка), тесно связана с морем и относится к типу морских цивилизаций. Она не единственная, но самая крупная цивилизация Средиземноморья, господствовавшая здесь более двенадцати веков. На берегах Средиземноморья обитало около 20народов, у каждого из которых была попытка создания своей цивилизации. Эти морские цивилизации народов моря часто называют цивилизациямиталассократии ( от греч. таласса море, кратос сила, мощь). Среди них в I тыс. до н.э. выделились и начали стремительно развиваться две Древнегреческая и Древнеримская. В настоящее время их чаще всего объединяют в Античную цивилизацию. Понятие античность появилось в начале XVIII в. и стало применяться исключительно к искусству ранних исторических периодов. Впоследствии античностью называлось все, что было связано с греко-римской древностью.

Хронологические рамки Античной цивилизации определяются VIII в. до. н.э. середина V в. н.э. В ее истории четко выделяются две локальных цивилизации Древнегреческая (VIII-I вв. до н.э.) и Древнеримская (VIII в. до н.э. V в. н.э.). Иногда между ними выделяют Эллинистическую цивилизацию илиалександрийскийпериод (330-220 гг. до н.э.), когда эпицентр культуры переместился вАлександрию.

Древнегреческая цивилизация сложилась в бассейне Эгейского моряна двух материках (Европа и Азия) и множестве островов. Она включала Южней Балканы, острова,Крити прибрежные районы Малой Азии. Жизнь населения этого региона тесно связана с морем, которое способствовало развитию мореплавания, колонизации, торговли, открывало возможности знакомства с цивилизациями Востока. Море сформировало определенный характер и психологические особенности древних греков смелость, решительность, оптимизм и вера в собственные способности.

Материковая Греция, которая делится на Северную, Среднюю и Южную (Пелопоннес), представляет собой гористую местность. ИсключаяФессалийскуюравнину в Северной Греции, Мессению иЛаконикув Южной, здесь практически нет плодородных земель. Страна была покрыта обширными лесами и зарослями колючих кустарников. Климат в этом регионе субтропический, сухой с не особенно жарким летом и теплой зимой.

В Греции не было крупных рек, что не позволило здесь создать оросительные системы, характерные для речных цивилизаций Востока. Главными отраслями хозяйства были земледелие, скотоводство (козы, овцы) и садоводство. В основном выращивали ячмень, виноград, оливки. Потребность в пшенице удовлетворяли за счет привозного зерна из Северного Причерноморья, Египта и Сицилии. Садоводство и виноградарство давало продукты первой необходимости оливковое масло и вино, скотоводство шерсть для прядения и ткачества. В прибрежных районах, имеющих изрезанные берега, удобные бухты и гавани, развивалось рыболовство, которое давало существенную добавку к пищевому рациону греков.

Греция была богата полезными ископаемыми (серебро, золото, медь, свинец, железо) и строительным материалом (известняк, мрамор, глина). Греки научились плавить бронзу из меди и олова, использовать ее для изготовления орудий труда и оружия. Целые семьи занимались изготовлением гончарных и ювелирных изделий. На островах Мраморного и Эгейского морейдобывался мрамор разных цветов (серый, черный, с прожилками голубого и розового цвета). Но особенно славился необычайной белизны мрамор с островаПарос.

Какой народсоздавал Древнегреческую цивилизацию? Этническая история Древней Греции весьма динамична. Уже в III тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова проживалипеласги древнейшие догреческиеплемена, этническая принадлежность которых до сих пор является предметом дискуссий. Они населяли также крайний северо-запад Анатолии и островаЭгейского моря. На рубеже III-II тыс. до н.э. Балканский полуостров переживает вторжение собственно греческихплемен-ахейцев, возможно, мигрировавших из придунайских областей Европы.Пеласгибыли частично истребленыахейцами, частично ассимилировались с ними.Ахейцысчитаются одним из основных древнегреческихплемен, а само названиеахейцычасто употребляется в качестве общего названия греков. С конца XIII в. до н.э. с севера в Грецию стали проникатьдорийцыи весь XII в. до н.э. прошел под знаком этого переселения. Осев сначала в Средней Греции, они затем проникли вПелопоннес, на острова южной частиЭгейского моря, а также в Южную Италию и наСицилию. НаПелопоннеседорийцы стали господствующимнародом.

Создатели Древнегреческой цивилизации называли себя эллинами, а римляне дали им название греки. Относятся греки к средиземноморскойрасе, а их язык к индоевропейской языковой семье. Многочисленныеплеменане имели общего языка, однако, общаясь, понимали друг друга. При этом выделились три диалекта:ионийский, дорийский, эолийский. Общий языккойнесложился лишь в эпоху эллинизма.

История Древнегреческой цивилизации делится на следующие периоды:

  • гомеровскийпериод (темные века) XI-IX вв. до н.э.;

  • архаическая Греция (период Великой греческой колонизации) VIII-VI вв. до н.э.;

  • классическая Греция V-VI вв. до н.э.;

  • эпоха эллинизма IV-I вв. до н.э.

studfiles.net

Становление античной цивилизации как морской и торговой

Государственный комитет по рыболовству РФ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Институт Экономики

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Культурология»

Тема: «СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК

МОРСКОЙ И ТОРГОВОЙ»

Студент группыЗФЭ-88

Проверил:

Д.Э.Н, О.К.

СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК МОРСКОЙ И ТОРГОВОЙ

Античной обычно называют культуру древнегреческой и древнеримской цивилизации. Сам термин “античность” (от лат. “anticus” – древний) был введен в употребление итальянскими гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в их время. Позже стало ясно, что Восток древнее, что влияние на античность оказывали и Древний Египет (довольно существенно), и Месопотамия (слабо), а может быть и Древняя Индия (что проблематично). Однако античная цивилизация не была продолжением развития этих эпох, и им подобных культур. Она самостоятельно, и очень своеобразно, развивалась.

Ее становление (как с предисторией) связывают с так называемой эгейской культурой, существовавшей в средиземноморском регионе уже во 2-ом тысячелетии до нашей эры. В истории культуры Древней Греции выделяют архаический период, примерно до 500 г. д. н. э. и классический: от 500 до 338 г. д. н. э., до времени, когда Греция попадает под власть Македонии. Но древнегреческая культура не исчезла, оказалась продолжена. С одной стороны, в явлении “эллинизма” (на Востоке), а с другой – в развитии римской цивилизации, сильное воздействие на которую она оказала, будучи в ряде отношений с ней сходной. Римское государство возникло в VIII в. д.н.э. и просуществовало до V в.н.э. Но и ее история далее продолжалась Византией, наследовавшей что-то и от Древнего Рима и от Древней Греции. Таким образом, античная цивилизация и культура развивалась примерно 3 тысячелетия.

Все культуры оригинальны, все ценны сами по себе. Но античная культура оказалась необычайно значимой в истории мировой культуры, став существенным моментом культуры европейской (в том числе и современной) и повлияв на развитие ряда восточных культур, с которыми она взаимодействовала.

Древнегреческая цивилизация складывалась как земеледельческая, и это роднило ее с речными земледельческими цивилизациями. Древние греки выращивали злаки, разводили оливки, возделывали виноградники. Но они обрабатывали для этого неподатливую почву. В Древней Греции не было ни таких масштабов земледелия, ни таких урожаев, как, скажем, в Египте. И в Древнем Египте (и в древних Индии и Китае) – сложились цивилизации “вертикального” типа, что было связано с ирригационым характером земледелия и относительной замкнутостью культур. Там доминировали деспотический тип правления, четкая сословная иерархия, мировоззрение, направленное более вверх и вниз, чем вдаль (ибо слишком-то двигаться было непродуктивно), углубленная саморефлексия (углубление более в себя, в свой внутренний, а не во внешний мир). В Древней Греции и Древнем Риме неизбежным стало иное: широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли, а где-то и разбоя. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров. Цивилизация древних греков (и при всем их своеобразии, – древних римлян) развивалась как морская и торговая, динамичная, открытая для воздействий (и воздействующая!), впитывающая в себя многое, направленная на открытие и усвоение. Этой цивилизации была исходно свойственна скорее горизонталь, чем вертикаль, и целенаправленность не на саморефлексию (хотя и это было), а на практическое действие в динамике, Древние греки – не созерцатели, не традиционалисты, а деятели, устремленные к завоеванию жизненных благ и постижению окружающего их мира.

Торговля, динамика хозяйства не продуцировали деспотии, и греки тяготели к созданию государств иного типа. В наиболее развитых центрах Древней Греции появились своеобразные формы демократического управления.

В целом этот тип цивилизации и культуры, родившийся в Средиземноморском регионе, был направлен к увеличению власти человека над природой. Люди здесь очевидно стремились утвердить свою человеческую сущность, усовершенствовать саму природу человека, улучшить его жизнь. Поэтому греческую цивилизацию не без оснований называют гуманистической. И древние римляне, при всех особенностях их культуры, во многом были устремлены к тому же.

Но и античная цивилизация выросла из таких же первобытных отношений, как и все другие. Она сохраняла черты первобытности, а на ее закате (особенно очевидно это для Древнего Рима), приобрела некоторые моменты цивилизованности, гибельные для нее. Не надо преуменьшать достижений и богатства античной культуры, но не надо и преувеличивать, забывая о ее несовершенстве.

Гуманистическая цивилизация, развиваясь, упорно сохраняла некоторые древние обычаи. Андре Боннар описывает, как в утро битвы с персами (битвы при Саламине), когда афиняне спасали независимость греческих племен, их главнокомандующий Фемистокл, чтобы склонить на свою сторону успех, принес в жертву богу Дионису – Пожирателю Сырого Мяса трех юношей-пленников, собственноручно задушив их на виду у всего флота.

Боннар отмечает и то, что во всех древнегреческих городах (кроме Фив) долгое время отцу семейства представлялось неограниченное право избавляться от своих детей при их рождении. Детей просто выбрасывали, продавали работорговцам. Такие обычаи и самые дикие суеверия сосуществовали с глубокими мудрыми размышлениями и действительными ценностями культуры.

Одним из условий блестящего развития античной цивилизации стало рабовладение. В общем, цивилизация и здесь распускалась и взращивалась на том же “черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира”.

Но некоторые благоприятные обстоятельства развития этой цивилизации позволили ей до поры прогрессировать необычайно, быть подвижной, а не застойной, и стать во многих отношениях культурой в высшем смысле этого слова.

Греки, которые впервые создали такую цивилизацию, были на берегах Средиземноморья народами пришлыми, и видимо в основном кочевыми. Около 2000 года до н. э. все они еще занимали Дунайскую низменность и только продвигались на побережье Эгейского моря, смешиваясь с коренным населением этих мест (пелазгами или эгейцами, или критянами – по центру на острове Крит).

Уже было отмечено, что в качестве предыстории античной цивилизации исследователи указывают на так называемую эгейскую культуру, культуру минойского (от мифического царя Миноса) Крита. Эгейская культура была, по-видимому, развитой, своеобразной и богатой. Столицей около 1700 года до н.э. стал Кносс на Крите, где были потом найдены развалины великолепного дворца с удивительными росписями, характерной выразительной мелкой пластикой. Однако об этой культуре известно немногое, хотя она видимо оказала существенное влияние на завоевателей – ахейцев, обосновавшихся в Микенах и Тиринфе. Эгейскую культуру, более позднюю, именуют еще крито-микенской. Сами ахейцы, похоже, были грабителями, ставшими мореплавателями, воевавшими с Троей (в Малой Азии), орудовавшими в дельте Нила. Но, по-видимому, они усвоили культуру эгейско-критскую, преобразовав ее. Волна завоевателей ахейцев была одной из первых. После них пришли эолийцы, ионийцы и, наконец, – дорийцы, около 1100 г. до н.э.

Дорийцы знали употребление железа, имели хорошее оружие, были воинственны и быстро захватили материковую Грецию, до них заселенную другими греческими племенами.

Материковая Греция была страной гористой. Горы делили страну на множество маленьких территорий, позже обозначенных как “полисы” (города, укрепления, государства). Постепенно образовались десятки полисов, которые воевали друг с другом, объединялись в союзы, снова разъединялись. Но полисы соперничали на только в военном отношении, они вели соревнования и иного рода. В Древней Греции возникли разнообразные спортивные состязания, в том числе и знаменитые Олимпийские игры. Были, порой грандиозные по тем масштабам, конкурсы трагедий, комедий, танцев, лирической поэзии. Победители прославляли не только себя, но и свой полис. Соревнования так высоко ценились, что на время национальных игр, – прекращались войны, в судах не разбирались дела, казни преступников откладывались.

Таким образом, полисная разобщенность создавала обстановку конкуренции: военной, торговой, ремесленной, спортивной, художественной. В результате обеспечивались высокие достижения в разных сферах цивилизации и культуры.

Полисная разобщенность, правда, несколько и ослабляла, скажем военную силу древних греков. Их военные союзы были недолговечными. Объединенной армии, как и единого государства, не сложилось вплоть до македонского господства над всей Грецией. А это был уже закат древнегреческой культуры, хотя и такой закат, с которым по яркости не сравнятся иные эпохи расцвета.

И все же, несмотря на очевидную разобщенность, в Древней Греции постепенно складывается некое не столько этническое, совсем не государственное, а скорее цивилизационно-культурное единение людей, называвших себя эллинами, а материковую Грецию “Элладой”. А. Боннар цитирует историка Геродота, который писал, что эллины едины по крови, говорят на одном языке, имеют одних богов, приносят те же жертвы, имеют одинаковые обычаи и нравы. Эллинам противопоставлялись все остальные – варвары. В слово “варвар”не вкладывалось уничижительного смысла. Варвар – это иностранец, говорящий не по-гречески, бормочущий “бар-бар-бар”, так что его не поймешь. Греки могли восхищаться многими достижениями, скажем египтян, персов, но они чувствовали себя отличными от них по своей культуре и по тому, что эллины – исходно свободны: для рабства варвар рожден, а грек для свободы!

mirznanii.com

Становление античной цивилизации как морской и торговой

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

Становление античной цивилизации как морской и торговой

  Античной обычно называют культуру древнегреческой и древнеримской цивилизации. Сам термин “античность” (от лат. “anticus” - древний) был введен в употребление итальянскими гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в их время. Позже стало ясно, что Восток древнее, что влияние на античность оказывали и Древний Египет (довольно существенно), и Месопотамия (слабо), а может быть и Древняя Индия (что проблематично). Однако античная цивилизация не была продолжением развития этих эпох, и им подобных культур. Она самостоятельно, и очень своеобразно, развивалась.  Ее становление (как с предисторией) связывают с так называемой эгейской культурой, существовавшей в средиземноморском регионе уже во 2-ом тысячелетии до нашей эры. В истории культуры Древней Греции выделяют архаический период, примерно до 500 г. д. н. э. и классический: от 500 до 338 г. д. н. э., до времени, когда Греция попадает под власть Македонии. Но древнегреческая культура не исчезла, оказалась продолжена. С одной стороны, в явлении “эллинизма” (на Востоке), а с другой - в развитии римской цивилизации, сильное воздействие на которую она оказала, будучи в ряде отношений с ней сходной. Римское государство возникло в VIII в. д.н.э. и просуществовало до V в. н.э. Но и ее история далее продолжалась Византией, наследовавшей что-то и от Древнего Рима и от Древней Греции. Таким образом, античная цивилизация и культура развивалась примерно 3 тысячелетия.  Все культуры оригинальны, все ценны сами по себе. Но античная культура оказалась необычайно значимой в истории мировой культуры, став существенным моментом культуры европейской (в том числе и современной) и повлияв на развитие ряда восточных культур, с которыми она взаимодействовала.  Древнегреческая цивилизация складывалась как земеледельческая, и это роднило ее с речными земледельческими цивилизациями. Древние греки выращивали злаки, разводили оливки, возделывали виноградники. Но они обрабатывали для этого неподатливую почву. В Древней Греции не было ни таких масштабов земледелия, ни таких урожаев, как, скажем, в Египте. И в Древнем Египте (и в древних Индии и Китае) - сложились цивилизации “вертикального” типа, что было связано с ирригационым характером земледелия и относительной замкнутостью культур. Там доминировали деспотический тип правления, четкая сословная иерархия, мировоззрение, направленное более вверх и вниз, чем вдаль (ибо слишком-то двигаться было непродуктивно), углубленная саморефлексия (углубление более в себя, в свой внутренний, а не во внешний мир). В Древней Греции и Древнем Риме неизбежным стало иное: широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли, а где-то и разбоя. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров. Цивилизация древних греков (и при всем их своеобразии, - древних римлян) развивалась как морская и торговая, динамичная, открытая для воздействий (и воздействующая!), впитывающая в себя многое, направленная на открытие и усвоение. Этой цивилизации была исходно свойственна скорее горизонталь, чем вертикаль, и целенаправленность не на саморефлексию (хотя и это было), а на практическое действие в динамике, Древние греки - не созерцатели, не традиционалисты, а деятели, устремленные к завоеванию жизненных благ и постижению окружающего их мира.  Торговля, динамика хозяйства не продуцировали деспотии, и греки тяготели к созданию государств иного типа. В наиболее развитых центрах Древней Греции появились своеобразные формы демократического управления.  В целом этот тип цивилизации и культуры, родившийся в Средиземноморском регионе, был направлен к увеличению власти человека над природой. Люди здесь очевидно стремились утвердить свою человеческую сущность, усовершенствовать саму природу человека, улучшить его жизнь. Поэтому греческую цивилизацию не без оснований называют гуманистической. И древние римляне, при всех особенностях их культуры, во многом были устремлены к тому же.  Но и античная цивилизация выросла из таких же первобытных отношений, как и все другие. Она сохраняла черты первобытности, а на ее закате (особенно очевидно это для Древнего Рима), приобрела некоторые моменты цивилизованности, гибельные для нее. Не надо преуменьшать достижений и богатства античной культуры, но не надо и преувеличивать, забывая о ее несовершенстве.  Гуманистическая цивилизация, развиваясь, упорно сохраняла некоторые древние обычаи. Андре Боннар описывает, как в утро битвы с персами (битвы при Саламине), когда афиняне спасали независимость греческих племен, их главнокомандующий Фемистокл, чтобы склонить на свою сторону успех, принес в жертву богу Дионису - Пожирателю Сырого Мяса трех юношей-пленников, собственноручно задушив их на виду у всего флота [1].  Боннар отмечает и то, что во всех древнегреческих городах (кроме Фив) долгое время отцу семейства представлялось неограниченное право избавляться от своих детей при их рождении. Детей просто выбрасывали, продавали работорговцам. Такие обычаи и самые дикие суеверия сосуществовали с глубокими мудрыми размышлениями и действительными ценностями культуры.  Одним из условий блестящего развития античной цивилизации стало рабовладение. В общем, цивилизация и здесь распускалась и взращивалась на том же “черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира” [2].  Но некоторые благоприятные обстоятельства развития этой цивилизации позволили ей до поры прогрессировать необычайно, быть подвижной, а не застойной, и стать во многих отношениях культурой в высшем смысле этого слова.  Греки, которые впервые создали такую цивилизацию, были на берегах Средиземноморья народами пришлыми, и видимо в основном кочевыми. Около 2000 года до н. э. все они еще занимали Дунайскую низменность и только продвигались на побережье Эгейского моря, смешиваясь с коренным населением этих мест (пелазгами или эгейцами, или критянами - по центру на острове Крит).  Уже было отмечено, что в качестве предыстории античной цивилизации исследователи указывают на так называемую эгейскую культуру, культуру минойского (от мифического царя Миноса) Крита. Эгейская культура была, по- видимому, развитой, своеобразной и богатой. Столицей около 1700 года до н.э. стал Кносс на Крите, где были потом найдены развалины великолепного дворца с удивительными росписями, характерной выразительной мелкой пластикой. Однако об этой культуре известно немногое, хотя она видимо оказала существенное влияние на завоевателей - ахейцев, обосновавшихся в Микенах и Тиринфе. Эгейскую культуру, более позднюю, именуют еще крито-микенской. Сами ахейцы, похоже, были грабителями, ставшими мореплавателями, воевавшими с Троей (в Малой Азии), орудовавшими в дельте Нила. Но, по- видимому, они усвоили культуру эгейско-критскую, преобразовав ее. Волна завоевателей ахейцев была одной из первых. После них пришли эолийцы, ионийцы и, наконец, - дорийцы, около 1100 г. до н.э.  Дорийцы знали употребление железа, имели хорошее оружие, были воинственны и быстро захватили материковую Грецию, до них заселенную другими греческими племенами.  Материковая Греция была страной гористой. Горы делили страну на множество маленьких территорий, позже обозначенных как “полисы” (города, укрепления, государства). Постепенно образовались десятки полисов, которые воевали друг с другом, объединялись в союзы, снова разъединялись. Но полисы соперничали на только в военном отношении, они вели соревнования и иного рода. В Древней Греции возникли разнообразные спортивные состязания, в том числе и знаменитые Олимпийские игры. Были, порой грандиозные по тем масштабам, конкурсы трагедий, комедий, танцев, лирической поэзии. Победители прославляли не только себя, но и свой полис. Соревнования так высоко ценились, что на время национальных игр, - прекращались войны, в судах не разбирались дела, казни преступников откладывались.  Таким образом, полисная разобщенность создавала обстановку конкуренции: военной, торговой, ремесленной, спортивной, художественной. В результате обеспечивались высокие достижения в разных сферах цивилизации и культуры.  Полисная разобщенность, правда, несколько и ослабляла, скажем военную силу древних греков. Их военные союзы были недолговечными. Объединенной армии, как и единого государства, не сложилось вплоть до македонского господства над всей Грецией. А это был уже закат древнегреческой культуры, хотя и такой закат, с которым по яркости не сравнятся иные эпохи расцвета.  И все же, несмотря на очевидную разобщенность, в Древней Греции постепенно складывается некое не столько этническое, совсем не государственное, а скорее цивилизационно-культурное единение людей, называвших себя эллинами, а материковую Грецию “Элладой”. А. Боннар цитирует историка Геродота, который писал, что эллины едины по крови, говорят на одном языке, имеют одних богов, приносят те же жертвы, имеют одинаковые обычаи и нравы. Эллинам противопоставлялись все остальные - варвары. В слово “варвар”не вкладывалось уничижительного смысла. Варвар - это иностранец, говорящий не по-гречески, бормочущий “бар-бар-бар”, так что его не поймешь. Греки могли восхищаться многими достижениями, скажем египтян, персов, но они чувствовали себя отличными от них по своей культуре и по тому, что эллины - исходно свободны: для рабства варвар рожден, а грек для свободы!  От варваров и от соседних полисов древних греков отъединяли и защищали горы. Объединяло же и устремляло свободных эллинов к движению - море, видное почти отовсюду, море с прекрасными удобными гаванями. Море было лучшей дорогой для освоения иных земель, которые древние греки колонизировали весьма успешно. Мореходы одного только из полисов - Милета, - основали 90 поселений на берегах Черного моря. Боннар считает, что именно море цивилизовало древних греков. Но морские, и такие дальние, походы, укрепление удаленных колоний, - были очень трудными. И если это делалось в огромных масштабах, стало быть, была и насущная потребность в этом. Действительно, древние греки, при растущем населении и ограниченной технике обработки земли, - не могли без этого прокормиться. Масло и вино, имевшиеся в изобилии, - далеко не все, что нужно. Свои леса (а Греция поначалу была лесистой), быстро свели почти на нет. Почва не позволяла иметь мощного земледелия, а пастбища - расширяющегося скотоводства. Обыденная жизнь древних греков была в общем довольно бедной. Ячменный и ржаной хлеб был привозным. Своими были, помимо масла и вина, овощи, фрукты, рыба, сыр и козье молоко. Мясо и дичь употреблялись в пищу по праздникам, или богачами, которые постепенно выделились из расслаивающегося населения.  Расслоение населения в Древней Греции было одним из важнейших условий развития цивилизации и культуры. И это расслоение в некоторых отношениях отличалось от вроде бы такого же расслоения, происходившего в других древних цивилизациях. Хотя начальный момент был и здесь и там одним и тем же: наряду с общинным владением землей появляется частная собственность на землю. И наряду с крестьянами-общинниками, появляются слои средних и крупных собственников-землевладельцев (последние из которых представляют аристократическую верхушку обществ, бывшую родоплеменную “знать”). Вместе с этим, и в результате внешних столкновений, появляются зависимые обедневшие работники (обращаемые в рабство) и рабы-варвары. В связи с особенностями древнегреческих религиозных верований, жречество не складывается в существенный по значению социальный слой. Но зато относительно велики и значительны были слои торговцев и ремесленников.  В границах отдельных полисов, при отсутствии сильной единой общегреческой власти, между социальными слоями возникает политическая борьба, в ходе которой рождаются различные формы социально-политического управления, в том числе и такая немыслимая для других древних сообществ, - как демократия (власть народа: демос - народ, кратос - власть). В Афинах, где эта форма политической жизни была наиболее развита, большую роль в ее становлении сыграли реформы Солона.  Солон, аристократ по рождению, обедневший и восстановивший свое богатство торговлей, в 594 г. до н. э. был облечен чрезвычайными полномочиями. Это было время кризиса афинского полиса: крестьяне были обременены долгами; знатные превращали афинян за долги в рабов. Земля и власть сконцентрировались у немногих. Все это вызывало сопротивление, порождало кровавые беспорядки. Для ремесленников и торговцев жизненная ситуация оказалась слишком неустойчивой. И они, и аристократы, дали право Солону провести реформы, чтобы вернуть жизнь Афин в устойчивое русло. Солон сумел провести такие реформы, защищая и знать и плебс от неумеренных нападок. Он не стал отнимать все привилегии знати, но после его реформ благородное происхождение само по себе перестало давать политические преимущества. Зато такие преимущества давало теперь богатство. Солон именно по этому признаку, по степени богатства, разделил граждан на слои. При этом он уничтожил долговое рабство, освободив неоплатных должников от уплаты, и запретив давать взаймы под залог людей. Он ввел раздел имущества между наследниками после смерти отца и разрешил любому афинянину приобретать родовые земельные владения. Власть отца ограничивалась, и совершеннолетний сын стал равноправным с отцом.  Конечно, реформы Солона проводились в интересах имущих. Более зажиточные слои имели право теперь занимать более высокие должности в управлении жизнью полиса. Но они же должны были при этом нести и большие государственные расходы. Граждане низшего слоя вообще не платили налогов и освобождались от необходимости военной службы. Это была цензовая демократия, которая совершенствовалась постепенно, так, что через 100 лет политические права стали доступными всем гражданам, независимо от богатства. Но уже Солон ввел право всем - голосовать в народном собрании и любому - говорить в нем.  Древние греки начали обсуждать свою жизнь публично. Это было очень важным Позже Фенелон заметит, что всё в Греции (точнее в Афинах) зависело от народа, а народ зависел от слова. Недаром именно в античности развилось ораторское искусство.  Но и эта цензовая, неполная демократия, и демократия века Перикла, более поздняя, более развитая, - натыкалась на ограничения, не позволившие ей ни вполне развиться, ни утвердиться. Одним из таких ограничений стало, по- видимому, рабовладение. Цивилизация Древней Греции была рабовладельческой. В V веке до н. э. население Афин наполовину состояло из рабов. Раб был предметом собственности, купли-продажи. Он считался вещью, одушевленным орудием. Хозяин имел над рабами полную власть. В Спарте с рабами обращались жестоко, в Афинах значительно мягче. Но и там и тут - рабство считалось вполне нормальным явлением, неотъемлемым условием жизни свободных людей. И так оно и было.  Рабство служило основой древнегреческой цивилизации и культуры, хотя и ограничивало в какой-то мере их развитие. Организованное в античности применение “говорящих орудий” практически во всех сферах жизнедеятельности - сравнимо в этом плане по своему значению с применением машин и операционного разделения труда в Европе XVII - XIX вв. Конечно, наличие рабского труда породило у части населения презрение к труду вообще, особенно к физическому. Но рабы своим трудом высвободили время и силы свободных для занятий организацией общества, управленим, разнообразной интеллектуальной деятельностью. Презрение к труду было, но не у всех, и по большей части к технической деятельности (нетворческой). А Праздность как таковая в периоды и становления и расцвета древнегреческой и древнеримской культур - презиралась. Также, как и отупляющий рабский труд. И у гражданина греческого полиса и у римского гражданина были обязанности, была необходимость быть деятельными. Это касалось горожан: рабы и крестьянство обслуживали процесс бурной жизнедеятельности античных городов. Цивилизованная жизнь была городской (и в римских провинциях, по возможности, строилась на манер городской). Это была жизнь с разнообразным деловым и досуговым общением в специально организованной (по-городскому) искусственной среде. В отличие от других древних цивилизаций древние греки создали не один “большой дом”, оазис в долине реки, а множество домов в материковой Греции, на островах, в греческих колониях (а Рим стал цивилизовать, окультуривать среду в широких масштабах). И жизнь античных людей развивалась от бедной в физическом, в комфортном, интеллектуально-ценностном отношениях - ко все большему цивилизованному и культурному богатству и разнообразию, в том числе и к богатству потребностей в ценностях жизни и культуры и возможностей их удовлетворения.

textb.net

Раздел V. Глава 1. Древнегреческая цивилизация

На главную страницу учебника|На главную страницу курса

1. Природа и население морской цивилизации

В отличие от Востока, который создал несколько вариантов цивилизационного развития, Европа не отличалась таким разнообразием. Но здесь появилась античная цивилизация, которая по праву считается вершиной древности, ее удивительно ярким и плодотворным финалом. Фактически в эту эпоху здесь зародилась демократия, было признаноправо собственности, определенанепреложность закона, сформировалась идеяуважения к человеку, возниклорационалистическое мышление, зародилисьосновы наук, выработалась привычка кличной инициативеисамостоятельному труду. И особое место среди цивилизаций народов моря по своему вкладу в развитие мирового цивилизационного процесса занимает Древнегреческая цивилизация.

Античная цивилизация возникла на стыке трех частей света (Европа, Азия, Африка), тесно связана с морем и относится к типу морских цивилизаций. Она не единственная, но самая крупная цивилизация Средиземноморья, господствовавшая здесь более двенадцати веков. На берегах Средиземноморья обитало около 20народов, у каждого из которых была попытка создания своей цивилизации. Эти морские цивилизации народов моря часто называют цивилизациямиталассократии ( от греч. таласса море, кратос сила, мощь). Среди них в I тыс. до н.э. выделились и начали стремительно развиваться две Древнегреческая и Древнеримская. В настоящее время их чаще всего объединяют в Античную цивилизацию. Понятие античность появилось в начале XVIII в. и стало применяться исключительно к искусству ранних исторических периодов. Впоследствии античностью называлось все, что было связано с греко-римской древностью.

Хронологические рамки Античной цивилизации определяются VIII в. до. н.э. середина V в. н.э. В ее истории четко выделяются две локальных цивилизации Древнегреческая (VIII-I вв. до н.э.) и Древнеримская (VIII в. до н.э. V в. н.э.). Иногда между ними выделяют Эллинистическую цивилизацию илиалександрийскийпериод (330-220 гг. до н.э.), когда эпицентр культуры переместился вАлександрию.

Древнегреческая цивилизация сложилась в бассейне Эгейского моряна двух материках (Европа и Азия) и множестве островов. Она включала Южней Балканы, острова,Крити прибрежные районы Малой Азии. Жизнь населения этого региона тесно связана с морем, которое способствовало развитию мореплавания, колонизации, торговли, открывало возможности знакомства с цивилизациями Востока. Море сформировало определенный характер и психологические особенности древних греков смелость, решительность, оптимизм и вера в собственные способности.

Материковая Греция, которая делится на Северную, Среднюю и Южную (Пелопоннес), представляет собой гористую местность. ИсключаяФессалийскуюравнину в Северной Греции, Мессению иЛаконикув Южной, здесь практически нет плодородных земель. Страна была покрыта обширными лесами и зарослями колючих кустарников. Климат в этом регионе субтропический, сухой с не особенно жарким летом и теплой зимой.

В Греции не было крупных рек, что не позволило здесь создать оросительные системы, характерные для речных цивилизаций Востока. Главными отраслями хозяйства были земледелие, скотоводство (козы, овцы) и садоводство. В основном выращивали ячмень, виноград, оливки. Потребность в пшенице удовлетворяли за счет привозного зерна из Северного Причерноморья, Египта и Сицилии. Садоводство и виноградарство давало продукты первой необходимости оливковое масло и вино, скотоводство шерсть для прядения и ткачества. В прибрежных районах, имеющих изрезанные берега, удобные бухты и гавани, развивалось рыболовство, которое давало существенную добавку к пищевому рациону греков.

Греция была богата полезными ископаемыми (серебро, золото, медь, свинец, железо) и строительным материалом (известняк, мрамор, глина). Греки научились плавить бронзу из меди и олова, использовать ее для изготовления орудий труда и оружия. Целые семьи занимались изготовлением гончарных и ювелирных изделий. На островах Мраморного и Эгейского морейдобывался мрамор разных цветов (серый, черный, с прожилками голубого и розового цвета). Но особенно славился необычайной белизны мрамор с островаПарос.

Какой народсоздавал Древнегреческую цивилизацию? Этническая история Древней Греции весьма динамична. Уже в III тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова проживалипеласги древнейшие догреческиеплемена, этническая принадлежность которых до сих пор является предметом дискуссий. Они населяли также крайний северо-запад Анатолии и островаЭгейского моря. На рубеже III-II тыс. до н.э. Балканский полуостров переживает вторжение собственно греческихплемен-ахейцев, возможно, мигрировавших из придунайских областей Европы.Пеласгибыли частично истребленыахейцами, частично ассимилировались с ними.Ахейцысчитаются одним из основных древнегреческихплемен, а само названиеахейцычасто употребляется в качестве общего названия греков. С конца XIII в. до н.э. с севера в Грецию стали проникатьдорийцыи весь XII в. до н.э. прошел под знаком этого переселения. Осев сначала в Средней Греции, они затем проникли вПелопоннес, на острова южной частиЭгейского моря, а также в Южную Италию и наСицилию. НаПелопоннеседорийцы стали господствующимнародом.

Создатели Древнегреческой цивилизации называли себя эллинами, а римляне дали им название греки. Относятся греки к средиземноморскойрасе, а их язык к индоевропейской языковой семье. Многочисленныеплеменане имели общего языка, однако, общаясь, понимали друг друга. При этом выделились три диалекта:ионийский, дорийский, эолийский. Общий языккойнесложился лишь в эпоху эллинизма.

История Древнегреческой цивилизации делится на следующие периоды:

  • гомеровскийпериод (темные века) XI-IX вв. до н.э.;

  • архаическая Греция (период Великой греческой колонизации) VIII-VI вв. до н.э.;

  • классическая Греция V-VI вв. до н.э.;

  • эпоха эллинизма IV-I вв. до н.э.

studfiles.net

Становление античной цивилизации как морской и торговой

Государственный комитет по рыболовству РФ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Институт Экономики

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Культурология»

Тема: «СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК

МОРСКОЙ И ТОРГОВОЙ»

Студент группыЗФЭ-88

Проверил:

Д.Э.Н, О.К.

СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК МОРСКОЙ И ТОРГОВОЙ

Античной обычно называют культуру древнегреческой и древнеримской цивилизации. Сам термин “античность” (от лат. “anticus” – древний) был введен в употребление итальянскими гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в их время. Позже стало ясно, что Восток древнее, что влияние на античность оказывали и Древний Египет (довольно существенно), и Месопотамия (слабо), а может быть и Древняя Индия (что проблематично). Однако античная цивилизация не была продолжением развития этих эпох, и им подобных культур. Она самостоятельно, и очень своеобразно, развивалась.

Ее становление (как с предисторией) связывают с так называемой эгейской культурой, существовавшей в средиземноморском регионе уже во 2-ом тысячелетии до нашей эры. В истории культуры Древней Греции выделяют архаический период, примерно до 500 г. д. н. э. и классический: от 500 до 338 г. д. н. э., до времени, когда Греция попадает под власть Македонии. Но древнегреческая культура не исчезла, оказалась продолжена. С одной стороны, в явлении “эллинизма” (на Востоке), а с другой – в развитии римской цивилизации, сильное воздействие на которую она оказала, будучи в ряде отношений с ней сходной. Римское государство возникло в VIII в. д.н.э. и просуществовало до V в.н.э. Но и ее история далее продолжалась Византией, наследовавшей что-то и от Древнего Рима и от Древней Греции. Таким образом, античная цивилизация и культура развивалась примерно 3 тысячелетия.

Все культуры оригинальны, все ценны сами по себе. Но античная культура оказалась необычайно значимой в истории мировой культуры, став существенным моментом культуры европейской (в том числе и современной) и повлияв на развитие ряда восточных культур, с которыми она взаимодействовала.

Древнегреческая цивилизация складывалась как земеледельческая, и это роднило ее с речными земледельческими цивилизациями. Древние греки выращивали злаки, разводили оливки, возделывали виноградники. Но они обрабатывали для этого неподатливую почву. В Древней Греции не было ни таких масштабов земледелия, ни таких урожаев, как, скажем, в Египте. И в Древнем Египте (и в древних Индии и Китае) – сложились цивилизации “вертикального” типа, что было связано с ирригационым характером земледелия и относительной замкнутостью культур. Там доминировали деспотический тип правления, четкая сословная иерархия, мировоззрение, направленное более вверх и вниз, чем вдаль (ибо слишком-то двигаться было непродуктивно), углубленная саморефлексия (углубление более в себя, в свой внутренний, а не во внешний мир). В Древней Греции и Древнем Риме неизбежным стало иное: широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли, а где-то и разбоя. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров. Цивилизация древних греков (и при всем их своеобразии, – древних римлян) развивалась как морская и торговая, динамичная, открытая для воздействий (и воздействующая!), впитывающая в себя многое, направленная на открытие и усвоение. Этой цивилизации была исходно свойственна скорее горизонталь, чем вертикаль, и целенаправленность не на саморефлексию (хотя и это было), а на практическое действие в динамике, Древние греки – не созерцатели, не традиционалисты, а деятели, устремленные к завоеванию жизненных благ и постижению окружающего их мира.

Торговля, динамика хозяйства не продуцировали деспотии, и греки тяготели к созданию государств иного типа. В наиболее развитых центрах Древней Греции появились своеобразные формы демократического управления.

В целом этот тип цивилизации и культуры, родившийся в Средиземноморском регионе, был направлен к увеличению власти человека над природой. Люди здесь очевидно стремились утвердить свою человеческую сущность, усовершенствовать саму природу человека, улучшить его жизнь. Поэтому греческую цивилизацию не без оснований называют гуманистической. И древние римляне, при всех особенностях их культуры, во многом были устремлены к тому же.

Но и античная цивилизация выросла из таких же первобытных отношений, как и все другие. Она сохраняла черты первобытности, а на ее закате (особенно очевидно это для Древнего Рима), приобрела некоторые моменты цивилизованности, гибельные для нее. Не надо преуменьшать достижений и богатства античной культуры, но не надо и преувеличивать, забывая о ее несовершенстве.

Гуманистическая цивилизация, развиваясь, упорно сохраняла некоторые древние обычаи. Андре Боннар описывает, как в утро битвы с персами (битвы при Саламине), когда афиняне спасали независимость греческих племен, их главнокомандующий Фемистокл, чтобы склонить на свою сторону успех, принес в жертву богу Дионису – Пожирателю Сырого Мяса трех юношей-пленников, собственноручно задушив их на виду у всего флота.

Боннар отмечает и то, что во всех древнегреческих городах (кроме Фив) долгое время отцу семейства представлялось неограниченное право избавляться от своих детей при их рождении. Детей просто выбрасывали, продавали работорговцам. Такие обычаи и самые дикие суеверия сосуществовали с глубокими мудрыми размышлениями и действительными ценностями культуры.

Одним из условий блестящего развития античной цивилизации стало рабовладение. В общем, цивилизация и здесь распускалась и взращивалась на том же “черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира”.

Но некоторые благоприятные обстоятельства развития этой цивилизации позволили ей до поры прогрессировать необычайно, быть подвижной, а не застойной, и стать во многих отношениях культурой в высшем смысле этого слова.

Греки, которые впервые создали такую цивилизацию, были на берегах Средиземноморья народами пришлыми, и видимо в основном кочевыми. Около 2000 года до н. э. все они еще занимали Дунайскую низменность и только продвигались на побережье Эгейского моря, смешиваясь с коренным населением этих мест (пелазгами или эгейцами, или критянами – по центру на острове Крит).

Уже было отмечено, что в качестве предыстории античной цивилизации исследователи указывают на так называемую эгейскую культуру, культуру минойского (от мифического царя Миноса) Крита. Эгейская культура была, по-видимому, развитой, своеобразной и богатой. Столицей около 1700 года до н.э. стал Кносс на Крите, где были потом найдены развалины великолепного дворца с удивительными росписями, характерной выразительной мелкой пластикой. Однако об этой культуре известно немногое, хотя она видимо оказала существенное влияние на завоевателей – ахейцев, обосновавшихся в Микенах и Тиринфе. Эгейскую культуру, более позднюю, именуют еще крито-микенской. Сами ахейцы, похоже, были грабителями, ставшими мореплавателями, воевавшими с Троей (в Малой Азии), орудовавшими в дельте Нила. Но, по-видимому, они усвоили культуру эгейско-критскую, преобразовав ее. Волна завоевателей ахейцев была одной из первых. После них пришли эолийцы, ионийцы и, наконец, – дорийцы, около 1100 г. до н.э.

Дорийцы знали употребление железа, имели хорошее оружие, были воинственны и быстро захватили материковую Грецию, до них заселенную другими греческими племенами.

Материковая Греция была страной гористой. Горы делили страну на множество маленьких территорий, позже обозначенных как “полисы” (города, укрепления, государства). Постепенно образовались десятки полисов, которые воевали друг с другом, объединялись в союзы, снова разъединялись. Но полисы соперничали на только в военном отношении, они вели соревнования и иного рода. В Древней Греции возникли разнообразные спортивные состязания, в том числе и знаменитые Олимпийские игры. Были, порой грандиозные по тем масштабам, конкурсы трагедий, комедий, танцев, лирической поэзии. Победители прославляли не только себя, но и свой полис. Соревнования так высоко ценились, что на время национальных игр, – прекращались войны, в судах не разбирались дела, казни преступников откладывались.

Таким образом, полисная разобщенность создавала обстановку конкуренции: военной, торговой, ремесленной, спортивной, художественной. В результате обеспечивались высокие достижения в разных сферах цивилизации и культуры.

Полисная разобщенность, правда, несколько и ослабляла, скажем военную силу древних греков. Их военные союзы были недолговечными. Объединенной армии, как и единого государства, не сложилось вплоть до македонского господства над всей Грецией. А это был уже закат древнегреческой культуры, хотя и такой закат, с которым по яркости не сравнятся иные эпохи расцвета.

И все же, несмотря на очевидную разобщенность, в Древней Греции постепенно складывается некое не столько этническое, совсем не государственное, а скорее цивилизационно-культурное единение людей, называвших себя эллинами, а материковую Грецию “Элладой”. А. Боннар цитирует историка Геродота, который писал, что эллины едины по крови, говорят на одном языке, имеют одних богов, приносят те же жертвы, имеют одинаковые обычаи и нравы. Эллинам противопоставлялись все остальные – варвары. В слово “варвар”не вкладывалось уничижительного смысла. Варвар – это иностранец, говорящий не по-гречески, бормочущий “бар-бар-бар”, так что его не поймешь. Греки могли восхищаться многими достижениями, скажем египтян, персов, но они чувствовали себя отличными от них по своей культуре и по тому, что эллины – исходно свободны: для рабства варвар рожден, а грек для свободы!

От варваров и от соседних полисов древних греков отъединяли и защищали горы. Объединяло же и устремляло свободных эллинов к движению – море, видное почти отовсюду, море с прекрасными удобными гаванями. Море было лучшей дорогой для освоения иных земель, которые древние греки колонизировали весьма успешно. Мореходы одного только из полисов – Милета, – основали 90 поселений на берегах Черного моря. Боннар считает, что именно море цивилизовало древних греков. Но морские, и такие дальние, походы, укрепление удаленных колоний, – были очень трудными. И если это делалось в огромных масштабах, стало быть, была и насущная потребность в этом. Действительно, древние греки, при растущем населении и ограниченной технике обработки земли, – не могли без этого прокормиться. Масло и вино, имевшиеся в изобилии, – далеко не все, что нужно. Свои леса (а Греция поначалу была лесистой), быстро свели почти на нет. Почва не позволяла иметь мощного земледелия, а пастбища – расширяющегося скотоводства. Обыденная жизнь древних греков была в общем довольно бедной. Ячменный и ржаной хлеб был привозным. Своими были, помимо масла и вина, овощи, фрукты, рыба, сыр и козье молоко. Мясо и дичь употреблялись в пищу по праздникам, или богачами, которые постепенно выделились из расслаивающегося населения.

Расслоение населения в Древней Греции было одним из важнейших условий развития цивилизации и культуры. И это расслоение в некоторых отношениях отличалось от вроде бы такого же расслоения, происходившего в других древних цивилизациях. Хотя начальный момент был и здесь и там одним и тем же: наряду с общинным владением землей появляется частная собственность на землю. И наряду с крестьянами-общинниками, появляются слои средних и крупных собственников-землевладельцев (последние из которых представляют аристократическую верхушку обществ, бывшую родоплеменную “знать”). Вместе с этим, и в результате внешних столкновений, появляются зависимые обедневшие работники (обращаемые в рабство) и рабы-варвары. В связи с особенностями древнегреческих религиозных верований, жречество не складывается в существенный по значению социальный слой. Но зато относительно велики и значительны были слои торговцев и ремесленников.

В границах отдельных полисов, при отсутствии сильной единой общегреческой власти, между социальными слоями возникает политическая борьба, в ходе которой рождаются различные формы социально-политического управления, в том числе и такая немыслимая для других древних сообществ, – как демократия (власть народа: демос – народ, кратос – власть). В Афинах, где эта форма политической жизни была наиболее развита, большую роль в ее становлении сыграли реформы Солона.

Солон, аристократ по рождению, обедневший и восстановивший свое богатство торговлей, в 594 г. до н. э. был облечен чрезвычайными полномочиями. Это было время кризиса афинского полиса: крестьяне были обременены долгами; знатные превращали афинян за долги в рабов. Земля и власть сконцентрировались у немногих. Все это вызывало сопротивление, порождало кровавые беспорядки. Для ремесленников и торговцев жизненная ситуация оказалась слишком неустойчивой. И они, и аристократы, дали право Солону провести реформы, чтобы вернуть жизнь Афин в устойчивое русло. Солон сумел провести такие реформы, защищая и знать и плебс от неумеренных нападок. Он не стал отнимать все привилегии знати, но после его реформ благородное происхождение само по себе перестало давать политические преимущества. Зато такие преимущества давало теперь богатство. Солон именно по этому признаку, по степени богатства, разделил граждан на слои. При этом он уничтожил долговое рабство, освободив неоплатных должников от уплаты, и запретив давать взаймы под залог людей. Он ввел раздел имущества между наследниками после смерти отца и разрешил любому афинянину приобретать родовые земельные владения. Власть отца ограничивалась, и совершеннолетний сын стал равноправным с отцом.

Конечно, реформы Солона проводились в интересах имущих. Более зажиточные слои имели право теперь занимать более высокие должности в управлении жизнью полиса. Но они же должны были при этом нести и большие государственные расходы. Граждане низшего слоя вообще не платили налогов и освобождались от необходимости военной службы. Это была цензовая демократия, которая совершенствовалась постепенно, так, что через 100 лет политические права стали доступными всем гражданам, независимо от богатства. Но уже Солон ввел право всем – голосовать в народном собрании и любому – говорить в нем.

Древние греки начали обсуждать свою жизнь публично. Это было очень важным Позже Фенелон заметит, что всё в Греции (точнее в Афинах) зависело от народа, а народ зависел от слова. Недаром именно в античности развилось ораторское искусство.

Но и эта цензовая, неполная демократия, и демократия века Перикла, более поздняя, более развитая, – натыкалась на ограничения, не позволившие ей ни вполне развиться, ни утвердиться. Одним из таких ограничений стало, по-видимому, рабовладение. Цивилизация Древней Греции была рабовладельческой. В V веке до н. э. население Афин наполовину состояло из рабов. Раб был предметом собственности, купли-продажи. Он считался вещью, одушевленным орудием. Хозяин имел над рабами полную власть. В Спарте с рабами обращались жестоко, в Афинах значительно мягче. Но и там и тут – рабство считалось вполне нормальным явлением, неотъемлемым условием жизни свободных людей. И так оно и было.

Рабство служило основой древнегреческой цивилизации и культуры, хотя и ограничивало в какой-то мере их развитие. Организованное в античности применение “говорящих орудий” практически во всех сферах жизнедеятельности – сравнимо в этом плане по своему значению с применением машин и операционного разделения труда в Европе XVII – XIX вв. Конечно, наличие рабского труда породило у части населения презрение к труду вообще, особенно к физическому. Но рабы своим трудом высвободили время и силы свободных для занятий организацией общества, управлением, разнообразной интеллектуальной деятельностью. Презрение к труду было, но не у всех, и по большей части к технической деятельности (нетворческой). А Праздность как таковая в периоды и становления и расцвета древнегреческой и древнеримской культур – презиралась. Также, как и отупляющий рабский труд. И у гражданина греческого полиса и у римского гражданина были обязанности, была необходимость быть деятельными. Это касалось горожан: рабы и крестьянство обслуживали процесс бурной жизнедеятельности античных городов. Цивилизованная жизнь была городской (и в римских провинциях, по возможности, строилась на манер городской). Это была жизнь с разнообразным деловым и досуговым общением в специально организованной (по-городскому) искусственной среде. В отличие от других древних цивилизаций древние греки создали не один “большой дом”, оазис в долине реки, а множество домов в материковой Греции, на островах, в греческих колониях (а Рим стал цивилизовать, окультуривать среду в широких масштабах). И жизнь античных людей развивалась от бедной в физическом, в комфортном, интеллектуально-ценностном отношениях – ко все большему цивилизованному и культурному богатству и разнообразию, в том числе и к богатству потребностей в ценностях жизни и культуры и возможностей их удовлетворения.

Список используемой литературы

  1. Боннар А. Греческая цивилизация от Илиады до Парфенона. М., 2003.

  2. Круглов В. Л. Эстетическое сознание Древней Греции. Основные характеристики мифологемы. Учебно-метод. пособие. г.Астрахань, 2003.

  3. Моммзен Т. история Рима. СПб.: Лениздат, 2000.

  4. Культура Древнего Рима. М.: Наука, 1985.

  5. Виппер Р. Ю. История древнего мира. М.: Республика, 2003

  6. Федорова Е. В. Люди императорского Рима. М.: МГУ, 2003. Тронский И. М. История античной литературы. М.: Высшая школа, 2002.

doc4web.ru