История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Работа: Язычество древних славян. Религии древних славян язычество


Язычество как религия

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Является ли язычество религией, почему был сделан выбор между язычеством и мировыми религиями?

Язычество – это религия или комплекс религий, являющихся не христианскими. Однако и к исламу, и к иудаизму они отношения не имели. Просто термин был предложен христианами. Обычно язычеством называют любую политеистическую религию. Само название «язычество» появилось гораздо позже. А само верование возникло еще до новой эры. Тогда у человека не было никаких знаний, кроме тех, которые он мог наблюдать в природе. Все происходящие явления объяснялись божественными силами. Трудно вспомнить, какие народы не были язычниками. Почти все жившее тогда население прошло этот этап развития верований, религиозных взглядов. И лишь через несколько столетий с начала новой эры язычество сменилось современными мировыми религиями.

Спорным и интересным остается вопрос, является ли язычество религией. Здесь мнения разделяются. Кто-то считает язычество совокупностью множества политеистических религий. Кто-то говорит, что это первая в мире религия. Для третьих язычество включает в себя не только понятие религии, но и других сторон человеческой жизни. Нам ближе именно эта точка зрения. Но для простоты будем говорить, что язычество – религия.

Язычество, имея общие черты и базовые понятия, отличалось у разных народов. Поэтому мы и говорим о язычестве славянском, о язычестве римском, скандинавском и другом. Что было между ними общего?

  • Политеизм.
  • Натурализм.
  • Поклонение идолам, кумирам.
  • Вера в мистицизм (сверхъестественные способности у человека, дар целительства).
  • язычество древняя религия славян

  • Удовлетворение естественных потребностей является вполне приемлемым и нормальным. Жизнь в удовольствие.
  • Наличие высших богов и духов (низших), находящимся всегда рядом с человеком.
  • Признание того, что все люди – дети богов, они все равны перед природой.
  • Попытки повлиять на природу, на жизненные явления путем магических обрядов и ритуалов.
  • Множество праздников, связанных с земледелием, сменой времен года, восхвалением богов.
  • Жертвоприношения богам.
  • Плохие поступки (подобие греха в христианстве) можно было искупить хорошими.
  • Нет веры в бессмертие души.

Содержание статьи

Язычество – религия древних славян

Язычество – это древняя религия славян. Однако религия – это понятие слишком узкое, как уже было сказано. Ведь язычество для наших предков было целой системой мировоззрения, своеобразной культурой со своими особенностями. Религия славянское язычество появилось и достигло своего развития, самостоятельности на заре первого тысячелетия новой эры. До этого была общая религия для всех индоевропейских племен.

Славянская религия (язычество) была сочетанием следующих основных черт:

  • Обожествление природы, поклонение природе. Это явление еще называется словом анимизм.
  • Является ли язычество религией, почему был сделан выбор между язычеством и мировыми религиями?

  • Почитание своего Рода, свои предков.
  • Вера в существование невидимых сил как злых, так и добрых. Эти силы, как считали древние славяне, постоянно сопровождают человека, участвуют в его жизни.
  • Вера в магию, в силу обрядов и заговоров.

Как и все языческие религии, славянское язычество было политеистичным. Для кого термины политеизм и язычество – это одно и то же, синонимы. Однако это не совсем так. Язычество – это более масштабное, всеобъемлющее понятие. Это не только вера во многих богов.

Но вернемся к славянскому многобожию. Каждый из «участников» языческого пантеона был ответственным за то или иное природное явление или сторону жизни человека. Например, Перун – бог грома, Лада – богиня любви и так далее. Каждый бог представлялся в определенном образе, с характерной для него внешностью и атрибутикой.

Для чего нужны были боги язычникам? Они, на самом деле, были своеобразными представителями природы, высших сил. Богам не поклонялись, богов славили. Славяне не просили у них прощения. У них просили хорошего урожая, здоровья, успехов на войне, в любви. Причем просить нужно было у соответствующего божества. Для самых почитаемых и важных сооружали языческие храмы – капища, святилища. В них проводились подобия богослужений. А вот посредниками между богами и людьми были волхвы, жрецы. Они обладали необычайной мудростью. Также богам приносили жертвы, или требы. Не стоит думать, что жертвы были человеческими и кровавыми. Совсем нет. В дар богам приносили еду, зерно, цветы. В честь богов устраивали праздники.

Является ли язычество религией, почему был сделан выбор между язычеством и мировыми религиями?

Представление о существующем мире у славян было своеобразным. Единым Творцом считался бог Род. Именно он создал три мира. Правь – Высший мир, божественный, мир мудрости и законов. Навь – мир прошлого, мир основ. Явь – мир, в котором живут люди, настоящий, реальный, видимый. Все они преследуют цель продолжения рода, постоянного совершенствования.

Исчезновение язычества

В самом начале новой эры, когда происходило глобальное освоение земель, все племена современной Европы и Азии были языческими. Однако некоторое время спустя (примерно к восьмому веку) язычество стало постепенно вытесняться. Народы примыкали к христианству, исламу, иудаизму.

А почему язычество вытеснялось мировыми религиями? На то было несколько причин:

  • Оно становилось слишком примитивным для развивающихся народов. Люди начинали понимать многие природные явления. То есть теперь объяснить существование простейших природных явлений нельзя было тем, что «бог разозлился» или «духи захотели». Ведь становились известны и понятны реальные физические субстраты всех происходящих явлений.
  • Племена стали образовывать государства. А в любом государстве всегда есть некое социальное расслоение. Для язычества же все люди были равны перед природой. Так появлялись противоречия между действительностью и религией.
  • Язычество как религия не подходило и для государственной власти. Оно не подчинялось единому правителю, монарху.
  • Необходима была монотеистическая религия. А мировые как раз были такими.

Является ли язычество религией, почему был сделан выбор между язычеством и мировыми религиями?

Вот почему был сделан выбор между язычеством и мировыми религиями в пользу последних. Наибольшее распространение, конечно, получило христианство. Конечно, переход от язычества к другим религиям происходил достаточно длительно, иногда очень тяжело. Особенно интересен феномен двоеверия, существовавший в начале второго тысячелетия в Киевской Руси.

Однако мы не можем сказать, что язычество полностью исчезло из нашей жизни. Это отнюдь не так. Не многие знают, что даже после укрепление христианской религии на Руси, языческие традиции, обычаи, приметы продолжают существовать и ныне. Поэтому иногда говорят, что мировые религии, пришедшие на смену языческим, были вынуждены частично соединиться с ними.

История мировых религий. Язычество народов Европы.

Источник

slavicnews.ru

Религия древних славян :: NoNaMe

Религия древних славян

Религия древних славян представляет собой совокупность сложившихся в дохристианской славянской культуре религиозных воззрений и отношений, а также способов организации духовного опыта и поведения. Исторически религия славян восходит к религии древнейших индоевропейцев. Относительную целостность и своеобразие она приобретает в эпоху славянского единства, продолжавшуюся вплоть до второй половины I тыс. н.э. Постепенное расселение вело к появлению различий в религиозных представлениях и культах; кроме того, появлялись некоторые формы религиозной жизни, заимствованные славянами у соседних народов.

----------------------<cut>----------------------

Сведения о религии древних славян сохранялись в основном в устной традиции. Единственный письменный источник,«Велесова книга», вызывает у специалистов большие сомнения в своей подлинности.

Славянские представления о священном были связаны с представлениями о сверхчеловеческой силе, животворящей и наполняющей сущее способностью к росту. Существовала развитая система понятий, обозначающих сверхъестественные силы. Высший разряд составляли боги. Понятие «Бог» означает — дающий долю, удел, богатство. Боги, так же как в античной религии, делились на небесных, подземных и земных.

Религия древних славян

К небесным богам относился Перун — бог-покровитель княжеской власти, дружины и воинского ремесла. Он имел антропоморфный облик воина, иногда конного. Стрибог — бог атмосферных явлений, и прежде всего ветра. Даж-бог или Даждьбог — дающий бог, который соотносился с солнцем. Хоре (солнечный — сравните Хор или Гор у древних египтян) и Симаргл (мифологический образ огромного орла, соотнесенного с верхним миром).

К подземным богам относится прежде всего Земля, «Мать сыра земля», «Хлебородница», которая у славян не имеет эротической окраски и впоследствии идентифицируется с Мокошью. Мокошь — это женское божество, которое наделяется только положительными качествами. Однако у славян были представления и о злых женских божествах, которым надо приносить кровавые человеческие жертвы. Мужским подземным богом считался Белее, которого называли еще скотьим богом и считали, что он дарует обильный приплод, а следовательно, и богатство. Еще одним свойством Белеса считалось ясновидение.

Земные боги — это боги заселенного людьми мира. Их ответственность распространяется на культурные занятия, общественные и семейные отношения, быт и среду обитания. Это прежде всего Сварог — бог огня, поставленного на службу человеку. Преемственность поколений, берущих начало от общих предков, персонифицирована в образе Рода, рядом с которым упоминают рожаниц — дев судьбы, определяющих долю, судьбу новорожденного. Существовали представления о богах, связанных с профессиональными занятиями людей.

Наряду с представлениями о высших богах, существовали верования в богов низшего уровня, духов, оборотней. Значительный отряд именовали бесами, которым приписывали злонамеренность и губительную силу. К бесам относили духов опасных для посещения мест: лесной глуши (леший), болота (зыбочник, болотник) омутов (водяной). В поле обитали полудницы. Внешне бесов представляли в человеческом, зверином или смешанном облике.

Религия древних славян

К наиболее опасным относилась группа полудемонов человеческого происхождения — это люди, не избывшие свой жизненный путь, — упыри, вурдалаки, ведуньи, русалки. Они вредят человеческому роду, и их надо опасаться. Существовало также и олицетворение болезней: мимохода, лихорадка, мара, кикимора и др.

Еще одна группа персонифицировала понятие о судьбе: Доля, Недоля, Лихо, Горе, Правда, Кривда и др.

У славян существовала вера в бессмертие души, в ее посмертное существование. При погребении необходимо было соблюсти все тонкости обряда, и только в этом случае душа обретает покой и впоследствии будет помогать потомкам. Славяне прибегали к различной форме захоронений, часто к кремации. Особое место в понимании мира у славян занимала вода. Они считали, что вода является стихией, связывающей живой и потусторонний мир.

В тяжелые годы славяне прибегали к ритуальному умерщвлению стариков в надежде на то, что перешедший в мир иной родственник облегчит участь живущих. Этот обряд назывался «сажать на лубок».

Религия древних славян

Существовало множество обрядов, сопровождающих человека в иной мир, но не меньшее количество обрядов необходимо было соблюдать и после похорон. Наибольшее значение имела тризна — состязания и пиршество; смысл этого обряда — в активизации сил жизни, в победе ее над силами смерти.

Погребальный обряд — это обряд перехода. К переходным обрядам относятся также свадьба и рождение ребенка. Существовала и календарная обрядность: Святки, Масленица. Иногда обряды сопровождались человеческими жертвоприношениями, но чаще жертвы были бескровными в виде пищи или иных даров. Часто жертвенная пища поедалась во время пира. В фольклоре сохранилось немало свидетельств о жертвенных пирах. Славяне считали, что на этих пирах присутствует Бог в виде гостя и одновременно хозяина ритуального пира, которого называли «Господь

Распространено было гадание. Поскольку вода была границей между мирами — потусторонним и посюсторонним, многие гадания предполагают манипуляцию с водой.

Первичной ячейкой религиозной жизни выступала семья или общность семей — род. Обряды проводил глава семьи. Специальных жрецов не было, хотя были знатоки маши — волхвы.

Религия древних славян

txapela.ru

Работа - Язычество древних славян

                МИФИ ( Технический Университет ).

Реферат

по истории

Русской культуры

на тему:

«Язычество восточных славян

и его отражение в быте

и нравах народа».

Выполнил:

студент гр. В1-12

Ландышев

Сергей

Владимирович.

Преподаватель:

Македонская В.А.

Москва 1998

            Оглавление:

1. Введение.

2. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны.

3. Происхождение славян.

4. Славяно-Русское язычество.

          а) Классификация и общиесведения.

          б) Мир в представленияхдревних славян.

          в) Обряд погребения.

          г) Жречество.

          д) Пантеон языческих богов.

          e) Влияние язычества на культуру и быт древних славян.

5. Список литературы.

Введение.

Период становления Русской государственности и событияпредшествующие этому являются одними из наименее изученными страницами нашейистории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайнескудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывалисобытия, порой, тенденциозно и противоречиво. Конечно, Византийцев занималиславяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особоинтересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения историиДревней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, восновном, археологические и этнографические исследования.

          Язычествопрошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнегочеловека до государственной «княжеской» религии Киевской Руси к 9веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделитьобряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников омире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние накультуру и быт древних славян.

          Темареферата выбрана мной не случайно. Язычество притягивает к себе любоголюбознательного человека не только таинственными, порой непонятными обрядами,не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятникамикультуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, мужествомдревних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человекупротивостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.   

          Этнографическиеисследования показывают поразительную живучесть многих представлений о мире,которые славяне перенесли даже в христианство. Удивляет этнографов и народнаяпамять: в некоторых сказаниях упоминаются даже вымершие исполины — мамонты«чудища хоботистые».

          Послепринятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не такпросто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывалисьвеками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результатерусское православие, по крайней мере в народном представлени, превратилось всимбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. Многие христианскиепраздники уходят своими корнями в язычество. Например, день святых Бориса иГлеба (2 мая) совпадал с языческим праздником первых ростков.

          ЯзычествоВосточных Славян — огромный культурный пласт, представляющий интерес дляисториков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние надальнейшую судьбу Русского государства.  

Древнейшие цивилизации на территории нашей страны.

          В настоящее время в славянских республиках бывшего СССРдоля славян составляет от 85% до 98%. Однако такое положение сложилосьотносительно недавно. На заре нашей эры лишь северо-запад Украины входил в ареал расселения древних славян. По мереосвоения новых земель, предки русских, украинцев и белорусов смешивались сместными народами, впитывая в себя их культуру и обычаи. Поэтому особенно важноучитывать огромную роль неславянских народов в становлении Древнерусскогогосударства. 

          Северноепобережье Чёрного моря и Кавказ ещё в доисторические времена были заселены Скифами.Скифы, в данном случае, могут отождествляться с иранцами, таврами (народ,живший на территории Крыма), фракийцами, финскими и праславянскими племенами.Изначально Скифы были кочевниками, но позже основная их масса перешла коседлому образу жизни и образовала «Скифское царство», которое  находилось в постоянных контактах со своимисоседями. Примерно в 7 в. до н. э. началась колонизация Северного Причерноморья древними греками. Колонизаторывстречали сопротивление со стороны скифов, но, как правило, в локальных стычкахвыходили победителями, обращая в рабство непокорные племена. Впрочем,рабы-скифы не пользовались большим спросом из-за их строптивости и природнойсклонности к вину. Позже скифам приходилось вести борьбу и с Римлянами.

          Тольков прошлом веке российскими археологами была открыта ещё одна своеобразнаякультура, существовавшая примерно в 2-4 веках нашей эры и названная историками«черняховская».

Следы «черняховской» культуры былинайдены на побережье Днепра, недалеко от Киева. Этнически «черняховцы»были близки к иранцам, вместе с тем среди них могли быть и другие этносы, в томчисле и праславяне. Известно, что «черняховцы» имели весьма тесныеконтакты с Римской империей и готскими племенами. Высокая концентрациянаселения, а также высокий уровень развития земледелия и ранних ремёсел создалипредпосылки для создания государственности, но самобытная цивилизация неустояла под ударами гуннов.

          Большиеизменения в демографическую обстановку на территории нашей страны в то времявнесло гуннское нашествие. Гунны были известны ещё древним китайцам. Примерново 2 веке до н.э. они были вынуждены отойти на запад под давлением войск«поднебесной» и где-то ко 2 веку н.э. вышли к Волге. На берегах Волгигунны вынуждены были задержаться почти на два столетия, поскольку встретилисопротивление со стороны алан (иранцев). Позже, сломив сопротивление аланскихплемён, гунны устремились на поселения «черняховцев» и далее назапад. Весьма воинственные гунны вели кочевой образ жизни, тем не менее,испытывая на себе влияние  культурпокорённых народов, все более тяготели к благам цивилизации. Знаменитыйгуннский царь Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого быта. Такимобразом, можно говорить о появлении на карте мира к 4-5 вв. гуннскогогосударства, простиравшегося до границ римской империи, и которое представлялособой сложный конгломерат народов, где пришлые гунны уже составлялименьшинство. После смерти Аттилы, начались распри среди наследников ипокорённые народы, воспользовавшись ситуацией, оттеснили гуннов на восток впричерноморские степи.

          Всоставе гуннских племён можно выделить прототюрков. Поначалу их роль не быладоминирующей, но положение стало меняться в 6 веке, когда с востока, изпределов нынешней Монголии, на запад устремился мощный поток прототюркскихплемён. Тогда же ими была образована сильная конфедерация, названная Тюркскийкаганат и которая простиралась на огромном пространстве от Монголии до Волги. Вкаганате существовала чёткая иерархическая структура, во главе которойнаходился хакан, имеющий неограниченную власть и приравненный кочевниками ккитайскому императору. Позже Тюркский каганат распался на две части, из которыхтак называемый Западнотюркский каганат властвовал на территории от Алтая доВолги, а затем распространил свою власть и на часть предкавказья.

          Самымсерьёзным последствием этого образования был приход тюрок на запад, в том числеи в Восточную Европу. В 6-10 вв. население почти всей степной части ВосточнойЕвропы подверглось тюркизации, тогда как в лесостепной утверждался доминантславян.

          Толькона центральном Кавказе сохранился мощный массив аланского (иранского) этноса,который оправился после гуннского погрома и воссоздал своё политическоеобъединение — Аланский союз.

          Также,в западном Предкавказье (территория нынешнего Краснодарского края) в 6 в.господствующее положение заняли булгары и образовали государство, котороеполучило название Великая Булгария. Булгары соперничали с западными тюрками ипытались распространить своё влияние на западе, в степях современной Украины.Во второй половине 7 в., под ударами хазар, они вынуждены были покинуть родину.Большая часть булгар ушла на Балканы, часть в Центральную Европу, но некоторыевсё же остались в предгорьях Кавказа.

          В7 в., распадается Западнотюркский каганат и из него, самостоятельнымобразованием, выделяется Хазарское царство. Изначально хазары описывалисьразными источниками как представители монголоидной расы, однако, позже ониимели уже иной облик с явным преобладанием европеоидного расового типа. Этоговорит о том, что, будучи представителями гуннских племён, хазары смешивалисьс местными народами. Центром Хазарской державы сначала был Приморский Дагестан,где находились первые две столицы — Баланджар и Самандар. Известно, что хазарычасто выступали союзниками Византии в войнах с Ираном. Также, они активносоперничали с арабами и из-за войн с ними вынуждены были перенести свою столицусевернее, в устье Волги. Более того, хазары пошли дальше на северо-запад.Русские летописи отмечают, что им платили дань славянские племена — вятичи,радимичи и какое-то время поляне.

          Возникновениев низовьях Волги колонии евреев, гонимых из Византии, и  поражения в войнах с мусульманами подвинулоопределённую часть хазарской знати к принятию иудаизма. Тогда же главнымидействующими лицами стали крупные еврейские торговцы, которые могли финансовоподкрепить такого рода операцию. Принятие иудаизма, однако, не принесло Хазариибольшой пользы. К тому же основная часть населения исповедовало ислам,христианство и старые языческие культы.

          Впокорённых хазарами странах поднимались восстания. К первой трети 9 в.освободились славяне-поляне, а к концу 9 в. попытки сбросить хазарскую властьпредпринимались в Волжской Булгарии — небольшом государстве, возникшем наСредней Волге. В 10 век Хазария вступила ослабленной. Главным врагом её теперьбыла Русь, которая разгромила Хазарский каганат. 

Происхождение славян.

 

          Вплоть до первых столетий нашего века трудно найтикакие-либо упоминания о славянах. И это не удивительно. Прежде всего, восточныеславяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителейславянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы.

          Ареалрасселения праславян, которые, как полагают лингвисты, отделились отродственных им балтов в середине 1 тыс. до н. э., был весьма невелик. В раннихисточниках праславяне назывались венедами и связывались как с германскимиплеменами, так и с финнами (не современными финнами). Отсюда можно сделатьпредположение, что венеды занимали приблизительно территорию нынешнейЮго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины. Напротяжении 2 в. славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть другихнародов с побережья Балтийского моря и, позже, заняли районы Прикарпатья.

          Гуннскоенашествие привело к значительным перемещениям населения. Примерно в одно времяс заселением тюрками степной части Юго-Восточной Европы, её лесостепную частьпостепенно осваивали славяне, которые уже к 5 в. вышли  к среднему Днепру.Затем они продвинулись в бассейн реки Десны, получившей славянское название(Правая). Любопытно, что основная часть крупных рек на юге сохранили своистарые, иранские названия. Так, Дон — просто река, Днепр — объясняется какглубокая река, Рось — светлая река, Прут — река и т. д.

          Главнымиврагами гуннов были готы и иранцы, славяне же если не стали союзниками гуннов,то, во всяком случае, смогли использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу.После войн с азиатами в лесостепной части местное население значительноуменьшилось. В лесах же оно никогда

многочисленным и не было. При этом славянепервоначально как жители лесов продвигались вдоль больших рек, служивших в тупору едва ли не единственными транспортными артериями для лесных и лесостепныхобластей. Местное население (иранское, балтское, а затем и финское) довольнолегко ассимилировалось славянами, как правило, мирным путём.

          До6 в. Византийские историографы почти не упоминают о славянах, но позжеинформация о них начинает расти. Это связано, скорее всего, с началом активнойколонизации Балкан славянами (они вплотную приблизились к византийскимграницам). Византийцы делили славян на две группы. Западные славяне так иназывались как славяне (склавины, склавии). К ним же относились и балканскиеславяне. Но, кроме того, упоминались анты, которые считались особой, скореевсего восточной, группой славян.

          Византийскиеписатели выделяли антов как храбрейших из славян. Любопытно, что анты исклавины часто враждовали друг с другом и этим умело пользовались византийцы,ещё больше сталкивая своих северных соседей.

          Целесообразнопривести отрывок из описания славян 6 в. византийцами: " Племена склавов иантов одинаковы по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом несклонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Онимногочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим кним иноземцам добры и дружественны, препровождают их с места на место, куда бытам ни было нужно; так что, если гостю по беспечности принявшего причинён вред,против него начинает вражду тот, кто привёл гостя, почитая отмщение за негосвященным долгом… У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных вскирды, в особенности проса и полбы… Живут они среди лесов, озёр и труднопроходимыхболот, устраивая много, с разных сторон, выходов из своих жилищ… Ведяразбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местахлесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами,внезапными нападениями и хитростями… Они опытнее всех других людей и впереправе через реки и мужественно выдерживают пребывание в воде, так чтонекоторые из них, оставшиеся дома и внезапно застигнутые опасностью,погружаются глубоко в воду, держа во рту изготовленные для этого длинные тростинки,целиком выдолбленные и достигающие поверхности воды; лёжа навзничь на глубине,они дышат через них и выдерживают много часов, так что не возникает на их счётникакого подозрения… Поскольку у них много вождей и они не согласны друг сдругом, нелишне некоторых из них прибирать к рукам с помощью речей или даров, вособенности тех, которые ближе к имперским границам, а на другихнападать".

          Упоминаемыевизантийцами славянские вожди — это вовсе не цари или князья, а скореепредводители военных дружин стадии военной демократии. Дружины всегда шливпереди своего народа, нередко углубляясь в своих походах во вражескуютерриторию, как бы готовя её к славянской колонизации.  

Славяно-Русское язычество

а)Классификация и общие сведения.

«Язычество», как известно,— крайне неопределенный термин,возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского,дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные иразного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, ипредставления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов,германцев, кельтов или домусульманская религия татар.

          Славяно-русскуючасть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный,независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозныхпредставлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому,локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.

          Главным,определяющим материалом для изучения язычества является этнографический:обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры,  волшебные сказки, сохранившие фрагментыдревней мифологии и эпоса; важен символический оррамент вышивки и резьбы подереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народноймудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.

          Сопоставляяфольклорные данные с надежными хронологическими ориентирами, имеющимися враспоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появлениежелеза, время постройки первых укреплений и т. п.), можно уловить динамикуязыческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.

          В самомначале12в. русский писатель, современник Владимира Мономаха  предложил периодизацию славянского язычества,разделив его на четыре стадии:

          1.Культ«упырей (вампиров) и берегинь» — одухотворявший всю природу иделивший духов на враждебных и благожелательных.

          2.Культземледельческих небесных божеств «Рода и рожаниц». Исторически дверожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшиев дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.

          3.КультПеруна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшемставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государстваКиевской Руси Перунстал первым, главнымбожеством в княжеско-государственном культе 10 в.

          4.Послепринятия христианства в988г. язычество продолжало существовать,отодвинувшись на «украины» государства.

          Праславянскоеобщество6 — 4вв. до н. э., занимавшее восточную половинуобщеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи,называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период, завершающийсясозданием феодального государства Киевской Руси.Целостность обозначенногопериода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов-кочевников(3в. дон. э.) и вторжением гуннов(4в. н. э.).Внутри этого периода можно наметить одинсущественный рубеж, связанный не с внешними событиями, а с уровнем развитиясамого славянского общества. Таким рубежом являются5 — 6 веканашей эры, характеризуемые тремя категориями новых явлений: во-первых, славянеперестали поддаваться кочевникам, и новые наезды (авар, хазар, печенегов)встречали твердую оборону. Во-вторых, славяне осуществили военную колонизациюбалканских владений Византии; в-третьих, славяне начали мирную колонизациюлесной зоны Восточной Европы. В этом периоде возникают огромные святилища нагорах под открытым небом, которые отражают потребностьвмноголюдных общеплеменных«соборах»,«собраниях».

Этот ежегодный праздник устраивался в честь такихсвященных предметов, как плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифскимвлиянием, происходит смена славянского термина «див», «дый»на новое обозначение — «бог», удержавшееся навсегда.

б) Мирв представлениях древних славян.

          Миртогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес иподземно-водной зоны.

          У многихнародов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Водаконкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омывающих землю, что,может быть, архаичнее и локальнее—где бычеловек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек,ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство. Судя по фольклору,славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краюземли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальныйдворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это—отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Мореможет быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плаваютна кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами;отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляетсяв свои налеты на святую Русь. Это—реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам идаже носившее временами название «Русского моря». До этого моря отлесостепной окраины славянской прародины или (что то же самое) от южной окраиныславянских царств можно доскакать «скорою ездою», как говаривали в16в.,всего лишь за три дня.

          Дляязычников был очень важен аграрный аспект земли: земля-почва,рождающая урожай, «Мать — сыра — земля», почва, насыщенная влагой,питающей корни растений, «матушка-земля», с которой связан целый рядобрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземнымсказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, «матерью урожай»была Макошь, введенная в980г. в пантеон важнейших русских божеств, какбогиня плодородия.

Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства,по-разному воспринималось первобытными людьми: охотники палеолита,представлявшие мир как бы плоским, одноярусным, не интересовались небом, неизображали солнца, занимаясь лишь плоскостью своей тундры и животными, накоторых они охотились. Охотники мезолита, разобщенные на небольшие группы,затерянные в бесконечной тайге, поневоле обратились к нему, к звездам,помогавшим им ориентироваться в лесной пуще во время длительного преследованияоленей. Было сделано важное астрономическое наблюдение: оказалось, что средибесчисленного количества медленно движущихся по небу звезд есть неподвижнаяПолярная звезда, всегда указывающая Север.

          Небо, впрямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытнымилюдьми. Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческойжизни существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам нужно былознать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи («тучные»,содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Непознанность процессаиспарения земной воды, образования облаков и тумана («росы») привелак своеобразному представлению о постоянных запасах воды где-то высоко надземлей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, можетпринять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, «утучнить» ее исодействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о хозяиненебесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями. Вдополнение к двум архаичным рожаницам появился могущественный Род, повелительнеба и всей Вселенной, великий жизнедавец вдувающий жизнь во все живоепосредством дождевых капель.

          Солнцетоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условиепроизрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности,элемент капризов божественной воли— солнцебыло воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов былпостроен на четырех солнечных фазах и подчинен 12солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было дляземледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне,как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира.

          Впредставлениях славян-язычников о подземно-подводном ярусе мира тоже многообщечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей эпохи, когда после таяниягигантского ледника континенты были затоплены морями и озерами, быстроменявшими свои очертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи,необъятными болотами в низких долинах. Фольклор еще не изучен с точки зрениятого, какой резкий перелом должен был произойти в человеческом сознании притаком быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира.

          Важнойчастью представлений о подземном мире является общечеловеческая концепцияподземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью ивыплывает на другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца осуществлялосьводоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой былподземный ящер, заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его утромна востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроделебедей.

в)Обряд погребения.

          Особоеместо среди языческих обрядов занимал обряд погребения. На протяжениидлительного периода сильно колебалось соотношение двух основных видовпогребального обряда — трупоположенияи сожжения. Первобытное погребение скорченныхтрупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона в чреве, былосвязано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего и хоронилиподготовленным к этому второму рождению. Праславяне еще в бронзовом векеподнялись на новую ступень и отказались от скорченности Вскоре появилсясовершенно новый обряд погребения, порожденный новыми воззрениями о душечеловека, которая не воплощается вновь в каком-либо другом существе (звере,человеке, птице...), а перемещается в воздушное пространство неба. Культпредков раздвоился: с одной стороны, невесомая, незримая душа приобщалась кнебесным силам, столь важным для тех земледельцев, у которых не былоискусственного орошения, а все зависело от небесной воды. С другой стороны,благожелательных предков, «дедов», необходимо было связать с землей,рождающей урожай. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха вземлю и постройки над погребением модели дома, «домовины».Многовремени спустя, в9 — 10вв. н. э., когда уже сформировалась Киевская держава,среди некоторой части русской знати в третий раз появился обряд простогозахоронения без сожжения, что произошло, по всей вероятности, под влияниемвозобновившихся связей с христианской Византией. Но как только началасьмноголетняя война с империей, великокняжеское окружение подчеркнуто вернулось ккремации. Курганы эпохи Святослава, преследовавшего христиан, были грандиознымисооружениями на высоких берегах рек, погребальные костры которых должны былибыть видимы в радиусе около40км, т. е. на пространство четырех — пяти тысячквадратных километров!

г)Жречество.

          Славянскоеязычество достигло апогея накануне образования Киевской державы и в первые двастолетия ее формирования(9 — 10вв.),когдакульт Перуна, бога грозы и покровителя воинов и князей, стал государственнойрелигией Киевской Руси.

          Особую рольздесь сыграло жреческое сословие древней Руси. Общим названием жрецов было«волхвы» или «волшебники». В составе всего жреческогосословия было много различных разрядов. Известны«волхвы-облакопрогонители»,те,которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создаватьнеобходимую людям погоду. Были волхвы-целители, лечившие людей средстваминародной медицины, «волхвы-хранильники», руководившие сложным деломизготовления разного рода амулетов-оберегов и, очевидно, орнаментальныхсимволических композиций. Творчество этой категории волхвов могут изучать какархеологи по многочисленным древним украшениям, служившим одновременно иоберегами, так и этнографы по пережиточным сюжетам вышивки с богиней Макошью,молитвенно обращающейся к небу, богинями весны, едущими на конях «сзолотой сохой» и многочисленными символическими узорами. Интереснейшийразряд волхвов составляли «волхвы-кощунники», сказители«кощюн» -  мифов, хранителидревних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также «баянами»,«обаятелями», что связано с глаголом «баять» -  рассказывать, петь, заклинать. Кромеволхвов-ведунов, существовали и женщины-колдуньи, ведьмы (от «выдать»—знать), чаровницы, «потворы».

д)Пантеон языческих богов.

          Около полутора столетий(9-10вв) Киевская Русь была государством с языческой системой, нередкопротивостоящей проникновению христианства. В эпохуСвятослава,в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычествобыло реформировано и противопоставлено проникавшему на Русь христианству.Действительность требовала какого-то упорядочения первобытной языческой религиис её племенными культами и приведения её в соответствие с новым уровнемгосударственной жизни.

          К концу10в., в результате реформ, на Руси складывается пантеон Владимира, гдеязыческие божества были расставлены в порядке их  старшества и каждому из них были условнопротивопоставлены античные боги и христианские святые.

          ПЕРУН.Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое местов условиях военных походов на Балканы  в4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси

9-10вв. как покровитель воинов, оружия, войн. Послехристианизации уподоблен пророку Илье.

          СТРИБОГ — Род — Святовит — Сварог («Небесный»). Древнее первенствующее божествонеба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен христианскому богу-творцуСавоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.

          ДАЖЬБОГ — Солнце — сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белогосвета», податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону ипротивопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба былинебесными богами. 

          МАКОШЬ.Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат «вилы» — русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческойДеметре («Земле-матери») и христианской матери божьей. Частоизображалась с турьим «рогом изобилия».

          СЕМАРГЛ.Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. Вболее широком смысле — символ «вооружённого добра». Посредник междуверховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение кМакоши, как божество растительности, связанной с почвой.

          ХОРС.Божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение кобразу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные «хороводы»и русское наречие «хорошо» — «солнечно». Отношение Хорса кДажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.

          В итоге появляются как бы три разрядабогов: на первом месте стоит общегосударственный княжеский бог Перун,воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей.Второй разряд составляют древние божества неба, земли и «белогосвета» — Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божествадополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл — Макошь.

е)Влияниеязычества на культуру и быт Восточных Славян.

          КультураРуси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влияниемразличных культурных направлений, стилей,

традиций.Одновременно Русь не просто слепо копировалачужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурнымтрадициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманиюокружающего мира, своему представлению о прекрасном.

          Язычникамбыли известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой,музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играютархеологические исследования.

Раскопки на территориях древних городов показывают всёразнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытыемогильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения.Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучениеремёсел. На диадемах, колтах, серьгах древние ювелиры отразили своипредставления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они моглирассказать о «Кащеевой смерти», о смене времён года, о жизниязыческих богов… Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занималивоображение тогдашних художников.

          Большоезначение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональнуюнагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь,рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхнийярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т.д.

          Ксожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почтиутрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидетьв отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия,когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яыческого божества,свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

          Большимразнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результатемноговековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенноярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:

          1. Праздник первых ростков — 2 мая.

          2. Моленияо дожде — с 20 по 30 мая.

          3. Ярилиндень — 4 июня.

          4. Моленияо дожде — с 11 по 20 июня.

www.ronl.ru

Об этапах развития язычества у славян — Язычество

Спустя некоторое время после христианизации Руси, некоторые летописцы принялись за составление истории формирования и развития языческой веры славянских народов. Один из них в 12 веке, опираясь на работы Григория Богослова, взялся за периодизацию язычества, что нашло отражение в его сочинении «Слово об идолах». На сегодняшний момент это едва ли не единственный источник доступный для изучения этого процесса, однако, и его не стоит применять для каждого славянского народа, так как у каждого из них были свои специфичные воззрения. В сочинении этого неизвестного летописца описано идолопоклонничество и процесс становления языческой веры исключительно для небольшой части славяно-русского общества. Но все же какое-то представление об этапах развития славянского язычества все же получить можно.

Установить ориентировочную хронологию некоторых стадий развития язычества также помогают фольклорные данные в сочетании с неопровержимыми данными, которые может предоставить современная археология. Зная, когда начало развиваться земледелие, металлургия и строительство первых оборонительных укреплений, можно получить приблизительную картину того, как развивалось язычество. Изучив все это, академик Рыбаков выстроил собственную систему периодизации язычества у славян.

1-ая фаза, когда люди практиковали культ «берегинь» и «упырей», суть которого заключалась в обожествлении природы. В этот период появляется понятие «злых» и «добрых» духов.

2-ай фаза. С появлением земледелия система верования первой фазы трансформировалось в культ «Рода и Рожаниц». В рожаниц древние славяне верили раньше, чем в Рода. Изначально их было две. Обе богини символизировали плодородие, да и плодовитости всего живого. Спустя некоторое время рожаницы стали богинями плодородия в агрономическом смысле. Это способствовало и формированию матриархального строя общества.

3-ья фаза начинается с появления культа Перуна, самого почитаемого древнего бога грома, грозы, молнии, а позже еще и ставшего покровителем войны, в частности воинов и князей.

4-ая фаза знаменуется принятием христианства, после чего язычество не исчезает полностью, а то, что остается от него – адаптируется в новом контексте. В этот период значительно дискредитируется культ Перуна, хотя какие-то его признаки находят и в новом христианском боге. Несмотря на поголовное крещение славянского народа, некоторые люди продолжали служить языческим богам и особенно самому древнему из них – Роду.

Вот эти четыре этапа формировались в соответствии с географическими, климатическими, политическими, этническими и прочими условиями. Не забываем, что с изменением общества появляется необходимость, если не в новой религии, то в пересмотре некоторых принципов. Так, научившись возделывать землю, у людей возникло иное представление о божествах, покровительствующих плодородию. Приблизительно такие же этапы развития языческой религии были и у других народов, что не удивительно, поскольку общество развивается везде одинаково, пусть даже и асинхронно. И славяне не исключение.

pagandom.ru