Старый армянский храм в Бирме. Древнейший храм в армении
Две старейшие церкви Еревана и часовня с мощами апостола Анании...
Сегодня покажу только две ереванские церкви, но какие! И еще посмотрим часовню с саркофагом, где хранятся мощи святого апостола Анании, крестившего и вернувшего, по воле Иисуса Христа, зрение гонителю христиан Савлу, ставшему позже апостолом Павлом и рьяным миссионером (такое нередко случается)...
А начнем с церкви (на снимке), которая находится в самом конце улицы Туманяна, в пяти минутах ходьбы от театра Оперы. Если быть точным, то адрес звучит так: Туманяна, 2-й тупик, 4. Признаюсь, покорежило. Не может храм, да еще 17 века, да еще возведенный на месте часовни 5 века, быть в тупике. Церковь и тупик... Не вяжется. Все дороги должны вести куда? В храм, правильно! А не в тупик, да еще второй (развели там...).
Товарищ-господин мэр Еревана, это у вас тупики с советских времен, небось, еще остались? Символично, конечно, но вы бы все же раступили бы их все, очень прошу... Будем считать это неформальным обращением.
Храм называется очень красиво: Сурб ЗоравОр АствацацИн (Могушественная Святая Богородица), и построен заново в 1694 году после сильнейшего землетрясения! На месте его в начале 17 века находился монастырский комплекс с часовней, который тоже был разрушен в 1679 году.
1.вот так выглядели церковь Зоравор и часовня Анании в середине июня этого года, когда мне в составе небольшой делегации из Латвии, возглавляемой настоятелем Армянской церкви в Балтии отцом Хосровым, посчастливилось побывать в Армении в рамках международного форума "Все едут в Ереван" (все материалы из Армении можно найти, в частности, по этому тегу).
2.посмотрите, какая красота находится над входом в церковь... При поддержке Первопрестольного Эчмиадзина в 70-е годы прошлого века (да-да, в советское время!) церковь реконструировали. Восстановили полуразрушенные стены, крышу, построили галерею для хора.
3.в притворе, над вторыми дверями, ведущими непосредственно в храм, замечаю фрагменты вот такой старинной фрески...
4.у хачкаров 17 века всегда горят свечи...
5.внутри церкви происходила Божественная литургия и священник с весьма харизматичным ликом причащал прихожан...
6.такое одеяние на священнослужителе вижу впервые... С этой же точки перевожу камеру почти на 180 градусов вправо,на алтарную часть:7.
8.молящиеся в боковом притворе:9.
10.
по всей видимости, это портрет одного из Католикосов (глав Армянской церкви), при котором был возведен этот храм
11.здесь же, в крохотной, совершенно темной нише, прикасаюсь, а потом наугад фотографирую местную чудодейственную реликвию - фрагмент древнего хачкАра (крест-камня). Только потом уже увидел, как он выглядит...
12.а теперь спустимся вот под эту часовню святого Анании, которую возвели в 1889г. :13.слева виден вход в часовню
14.так выглядит часовня внутри: почти в центре - саркофаг под древним хачкаром с мощями апостола Анании. Люди постоянно приходят сюда в надежде на исцеление от болезней и всяческих хворей. Известно, что Анания, вернувший зрение Павлу, обладал уникальными способностями врачевателя...15.
саркофаг
Несколько слов об Анании (из просветительских побуждений). Он был христианином из Дамаска (к слову, не только столица Сирии, но и один из старейших городов на земле, первые упоминания о котором относятся к 2500 году до н.э.). После смерти и воскрешения Христа Анания возвратился в Дамаск, где стал просветителем и первым епископом города. Но за веру свою пострадал. Во время своих проповедей в Елевферополе (нынешний Бейт Гуврин в Израиле) он был схвачен по приказу римского наместника Лукиана и бит камнями до смерти. Ученики Анании тайно перенесли тело учителя в Дамаск, где и похоронили. А в Армению мощи святого попали, предположительно, в 5 веке.
16.этот хачкар установлен на площадке перед церковью и часовней
17.здесь же, неподалеку во дворе, находится дом, построенный в старинном стиле, в котором, скорее всего, оборудованы служебные помещения для священников...
18.
Метрах в двадцати, на выходе со двора - детская площадка, что тоже глубоко символично)))
19.а на пересечении улиц Абовяна и Саят-Новы (тоже в центре, но в противоположной стороне от Оперы, минутах в 15-ти ходьбы) находится вот такая старинная церковь Св. Катогике, которая была здесь еще в 12 веке. Но череда землетрясений сделала свое дело. Возведена вновь в 1693-95 годах.
20.так эта старинная церковь выглядит изнутри. Взгляд вверх:21.
22.алтарная часть
23.рядом с древним храмом строится новый - церковь Святой Анны и церковный комплекс, где расположится ереванская резиденция Католикоса всех армян Гарегина II.
А кто не гулял со мной по Еревану, может успешно сделать это в этом посте - Ереванские этюды: центр, окраины, памятники и люди...
k-markarian.livejournal.com
Старейший Aрмянский храм - в Иране..
На протяжении столетий Иран был известен своим исламским культурным наследием. Но в Иране также находится одна из древнейших христианских церквей в мире — армянская Черная Церковь . Церковь или килиса, как мы называем ее на фарси, является священным местом для армян.
Особенно потому, что один из учеников Иисуса Христа Иуда ( Иуда Фаддей, один из 12 апостолов, брат Иакова — прим «Кавполит») принял мученическую смерть и был похоронен здесь.
Корреспондент Пресс-тв в провинции Западный Азербайджан Араш Халатбари расскажет нам больше .
— Путь к храму лежит через горы. Он расположен в 20 км от города Маку, где проживают иранские армяне. Издалека мы видим величественную церковь. Это монументальное строение простояло здесь тысячи лет.
Грандиозное здание за моей спиной — древнейший христианский храм в мире. Эта церковь называется Кара Килиса — кара — на турецком значит черный , а килиса означает церковь на фарси. Черная церковь разрушалась много раз за свою историю.
Но каждый раз ее восстанавливали из руин. Кара Килиса была основана в 66 году н.э., но первое строение не сохранилось. Те стены, которые мы видим, были построены в 7 веке, о чем свидетельствуют их украшения.
Новая церковь была возведена в 691 году. Она была сделана из черного камня. В время землетрясения храм рухнул. Поэтому в 800 году пришлось строить новый. Церковь увеличили и сделали новые стены из белого камня, чтобы все могли видеть ее величие.
nashaarmenia.info
Старый армянский храм в Бирме
Удивительно, но каждый, кто побывал в Бирме, в городе Янгон, обязательно видел довольно старый армянский храм. Он посвящен Святому Иоанну Крестителю и стоит на Мерчант-стрит уже более 150 лет. Его величие и спокойствие вносят в атмосферу города едва уловимое дыхание прошлых времен, когда здесь еще жил армянский народ.
Еще век назад в городе можно было встретить армян, которых здесь насчитывалось не одна сотня. Они создали успешную, процветающую торговую сеть, протянувшуюся по всей юго-восточной части Азии. Армяне жили в основном в Индии, Калькутте и Бангладеше.
Община долгое время пользовалась большими привилегиями, бирманский король даже выделил для них участок земли, где и находится церковь, а вместе с ней самый дорогой и популярный отель, в создании которого изначально участвовала армянская диаспора.
Со временем, благополучие в торговле сменилось нестабильностью, а экономическая и политическая обстановка в стране стремительно ухудшалась. Большинство армян покинуло Бирму, переехав в более привлекательные места, например в Австралию.
Сегодня в городе осталось всего 15-20 семей данной национальности, да и те уже не чистокровные армяне. Последний истинный представитель необычного для этих мест народа умер год назад.
История священника
Дела в армянском храме в наши дни идут не лучшим образом. На службе можно встретить всего 8-10 человек, крыша протекает в нескольких местах, ценное с исторической точки зрения архитектурное сооружение требует капитального ремонта.
Действующий настоятель – Джон Феликс. Он выходец из Мьянмы, не знает армянского языка, его родной язык – бирманский.
Феликс принял сан от своего отца, который верой и правдой служил в янгонской церкви 30 лет. Сначала священник был посвящен англиканской церковью, позднее приобрел сан православного служителя.
По его манерам, взгляду и улыбке становится ясно, что он любит свой храм и заботится о нем, не жалея сил и времени. Уныние настоятелю не свойственно, службы проходят регулярно с участием всех религиозных атрибутов. Небольшое число прихожан не помеха для этого.
Прихожане
Среди постоянных посетителей церкви выделяется Рэйчал Минос. Каждое воскресенье она исполняет армянские песни под сводами храма. Ее дед был чистокровным представителем покинувшего Бирму народа, служение имеет для нее важное значение.
Отец Рэйчал заботится о колоколах, оповещая громким звоном о начале литургии. Еще один человек, регулярно посещающий богослужения, когда-то венчался здесь. С тех пор прошло много лет, но его любовь и уважение к святому месту сохранились.
Церковь в Бирме вызывает интерес у туристов, с каждым годом их становится все больше и больше. Безусловно, этот культурный и исторический памятник колониальных времен должен бережно охраняться, чтобы, как можно дольше, украшать город и напоминать о традициях прошлого.
Армянская церковь в Янгоне в конце Второй мировой войны