Понте Ротто: первый каменный мост в Риме. Мосты в древнем риме
Мосты Рима - Достопримечательности
Мост Честио, также мост Святого Бартоломея (итал. Ponte Cestio, Ponte San Bartolomeo, лат. Pons Cestius) — древнейший после соседнего моста Фабричо сохранившийся мост Рима.
Описание
Мост соединяет Тиберину, остров на Тибре, с городским районом Трастевере. Сооружение было возведено около 60 — 40 годов до н. э., возможно, Луцием Цестием, братом Гая Цестия (см. пирамида Цестия).
В 370 году при Валентиниане I отреставрирован, позднее в 1193 году. Мост был полностью обновлён в 1888—1892 годах в связи с проведением канализации. С XV века мост называется в честь церкви святого Бартоломея на острове Тиберина — Ponte San Bartolomeo.
Мост Фабричо (итал. Ponte Fabricio, лат. Pons Fabricius), сегодня — Кваттро Капи (итал. Ponte dei Quattro Capi) — самый древний мост Рима.
Каменный мост, построенный в 62 году до н. э. куратором дорог (лат. curator viarum) Луцием Фабрицием, соединяет Тиберину с левым берегом Тибра. Мост длиной 62 метра, ширина арок — до 24.5 метров.
В Средние века мост также назывался pons Iudaeorum, так как находился рядом с гетто. Нынешнее название — Ponte dei Quattro Capi — мост получил по двум античным стелам у начала моста, с изображением четырёх голов Геркулеса или Януса.
Мост Святого Ангела (итал. Ponte Sant’Angelo) — пешеходный мост через Тибр в Риме, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана (ныне замок Святого Ангела), римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия». Облицован мраморными плитами.
В 1450 году перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; множество пилигримов погибло. В ответ папа велел снести древнюю триумфальную арку, которая якобы перекрывала выход с моста. C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра (работы Лоренцетто, 1530) и Павла (работы Паоло Романо, 1463), к которым с подачи Бернини добавилось ещё десять статуй ангелов.
Две статуи ангелов (оригиналы) хранятся в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.
Происхождение названия
Считается, что название реки «Тибр» имеет этрусские или италийские корни, скорее всего родственные кельтскому корню dubr, «вода».
По преданию, легендарный король Тиберин Сильвий, девятый в списке королей Альба-Лонги, утонул в реке Альбула, и она сразу же была переименована в его честь. В мифе упоминается первоначальное название реки, которое, вероятно, происходит от общего индо-европейского слова alba, «белый». Юпитер сделал Тиберина Сильвия богом и покровителем-духом реки, также называемым Волтурном (лат. Volturnus — «Бушующие воды»). К данной легенде восходит традиция изображения великой реки в виде сильного полулежащего бога-мужчины Тиберина со струящейся из его волос и бороды водой.
История
По преданию, Рим был основан в 753 г. до н. э. на берегу Тибра в 25 км от Остии на морском побережье, куда впадает река. В воды Тибра были сброшены в корзине младенцы Ромул и Рем (легендарные основатели города)
Тибрский остров посередине реки в центре Рима, долгое время был важным местом для брода, а позже был соединен с берегами мостом. Долгое время Тибр обозначал границу между землями этрусков на западе, сабинян на востоке и римлян на юге.
Бенито Муссолини, происходящий из области Романья, откуда берет свое начало Тибр, отметил его исток античной мраморной колонной, на которой высечена надпись QUI NASCE IL TEVERE SACRO AI DESTINI DI ROMA («Здесь рождается Тибр, освященный судьбой Рима»).
Тибр имел очень важное значение для торговли в Древнем Риме. Он являлся главным судоходным путем, позволяющий подниматься галерам с зерном по течению реки примерно на 100 км вверх уже в V веке до н. э. Также по реке перевозились камень, лес и продукты питания. Во время Пунических войн в III веке до н. э., порт города Остия, рядом с которым находится русло Тибра, стал стратегически важной военно морской базой Римской республики.
Позже он приобрел не менее значимое торговое значение: сюда стекались товары со всех римских колоний Средиземноморья. В это время начали строить причалы и на самом Тибре, объединяющие берега в районе Марсового поля. Также римляне включили Тибр в городскую канализационную систему (Клоака Максима), что позволило перенаправлять воду в центральную часть города.
В результате обмельчания и засорения реки ее коммуникационное значение уменьшилось, что усугубилось возведением нового порта в Фьюмичино в I веке н. э. Во времена правления императоров Клавдия и Траяна была построена дорога Виа Портуенсис (Via Portuensis), соединяющая Рим и Фьюмичино.
В VII—VIII веках некоторые римские папы пытались улучшить навигационные возможности Тибра. В XIX веке были проведены масштабные работы по очистке Тибра от скопившегося на дне мусора. После этого на какое-то время торговые пути были восстановлены, но XX веке были снова забыты, поскольку перестали играть такую важную роль как в древности.
Тибр известен своими наводнениями. Область Марсового поля, которая находится в низине, регулярно затоплялась водами великой реки. В 1876 году были построены высокие набережные, предотвращавшие разлитие реки. Улицы вдоль набережной сегодня называются lungoteveri («вдоль Тибра»).
romanpeace.ru
Дороги, мосты и акведуки Древнего Рима | Архитектура Древнего Рима | Огюст Шуази
Глава «Сооружения общественного назначения: дороги, мосты и акведуки» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Греция, наложившая свой отпечаток на все, что только касается внешней формы, играет зато весьма ничтожную роль в истории сооружений чисто утилитарного характера. Мы видели, что греки не имели ни регулярно функционировавших дорог, ни прочных мостов, так как они не пользовались сводами. Честь проведения воды по горам (Альбанский водоспуск) и осушения болотистых местностей подземными каналами (водоспуск Ла-Марта, клоака Максима) принадлежит этрускам. Римляне приписывали проведение первых мощеных дорог карфагенянам, но монументальный характер был придан этим трем видам общественно-полезных сооружений (дороги, мосты и акведуки) уже самими римлянами.
Дороги — Большие дороги проводились римлянами исключительно со стратегическими целями. Они идут, по возможности, по прямой линии от одного крупного центра к другому, не обслуживая промежуточных районов. Они только изредка отклоняются от прямой трассы, чтобы избежать подъемов. Шоссированная часть дороги служила для особо быстрых сообщений, а так как римские лошади не подковывались, то справа и слева оставляли широкие обочины с естественным грунтом, по которым и происходило обычное движение. Шоссе предназначалось исключительно для армии и императорской почты, и правила были в этом отношении настолько строги, что правителю Вифинии, нарушившему их по крайней необходимости для своих личных нужд, пришлось извиняться перед императором.
Помимо мостов, к которым мы вернемся ниже, римские дороги были оборудованы строениями для смены лошадей, а также, ввиду незначительного количества гостиниц, и этапными пунктами для ночлега, обозначаемыми в путеводителях словом «mansiones». При постройке дорог римляне задавались целью свести почти к нулю работы по ремонту. Одежда шоссе состоит из слоя щебня огромной толщины, никогда не требовавшего подбивки; эта одежда уложена иногда на растворе и образует длинные искусственные глыбы. Часто встречаются также и дороги, мощеные плитами.
Нередко римские дороги выступают рельефом на гребне холмов и кажутся уложенными на насыпи. В действительности же мы имеем здесь дело с простым вымыванием окружающей почвы под длительным действием дождей.
Водопроводы. — Римляне, считавшие изобилие воды первой потребностью больших городов, оставили нам монументальнейшие водопроводы. Римская Кампанья исчерчена акведуками; подходы к большим городам, как например к Фрежю и Лиону или к Аспендосу в Азии, отмечены линиями водопроводов.
Греки применяли в качестве водопроводов только желоба с непрерывным уклоном; римляне же впервые осмелились спускать воду по склону долины, чтобы заставить ее вновь подняться по противоположному склону. Этого результата они достигли, только заключив воду в свинцовые трубы, но так как свинец не может сопротивляться сильному напору, то при пересечении ложбин переход всегда, смягчался рядом арок (рисунок 345, В), которые заполняли часть пересекаемой долины. Мы видим это на примере Лионского акведука.
Рис. 345
Рис. 346
Римляне были, кроме того, знакомы с разрушительным действием гидравлических ударов. Чтобы предупредить таковые и дать вместе с тем выход воздуху, содержащемуся в воде, пониженные части водопроводов прерывались водонапорными колоннами А. Вода поднимается в них, достигая на мгновение своего естественного уровня, и затем снова падает. Такие разделенные водопроводы допускали более легкое исправление аварий и давали возможность производить частичный забор воды из резервуаров, расположенных наверху у водонапорной колонны.
Этот прием, по-видимому, практиковался, начиная с эпохи Витрувия; он был осуществлен в Помпеях и находит до наших дней обычное применение на всем Востоке. Мы видим вблизи Аспендоса на дне долины, которую пересекает акведук, подъемы и обратные спуски, сложенные из камня и заменяющие водонапорные колонны. Что касается самой разбивки водопроводных линий, то римляне не располагали для этой цели такими точными приборами, как современные гидротехники. Единственными нивеллировочными приборами являлись ватерпас и уровень с отвесом, и Плиний Младший приводит случай ошибки, обусловленной употреблением столь несовершенных приборов. Памятники гидротехнического строительства римлян свидетельствуют скорее об интересе, с которым они относились к проблеме водоснабжения, чем о совершенстве методов.
От эпохи империи нам сохранились, наконец, весьма замечательные портовые сооружения: в настоящее время частично очищен порт в Остии с его набережными, молами и огромными складами. Мол Тапса на африканском берегу выявляет все особенности приемов римской конструкции: это — массив из щебня на растворе, пересекавшийся деревянными связями, от которых остались следы в виде пустот в кладке.
Витрувий описывает способ защиты молов с помощью искусственных массивов, возводившихся на отмели, подмываемой волнами. Развалины в Пуццолах и одна из помпейских фресок знакомят нас с волнорезами в виде сквозных аркад, разбивавших большие волны, но сохранявших внутри порта легкое волнение, которое препятствовало занесению порта песком. Морские побережья Римской империи освещались маяками (маяк в Булони и др.).
Мосты, акведуки. — К числу крупнейших сооружений римского строительства относятся мосты. Очертания арок всегда приближаются к полукругу, причем каждый бык является параллельно и устоем арки, что позволяет одновременно возводить ряды арок. Мост в Римини дает нам образец стиля этих сооружений (рисунок 346): ничего, кроме нескольких украшений на тимпанах и карниза с кронштейнами. Еще проще и строже оформление моста св. Ангела в Риме, моста Фабриция и римских мостов в Везоне и Сомьере.
Для больших мостов и очень высоких акведуков применялись параллельно две системы: в высоту возводилось по два и даже по три ряда аркад, образовывавших как бы мост в несколько ярусов. Мы видим такое разрешение задачи на примере Гардского моста. В других же случаях быки пропускались во всю высоту, но стягивались посредине арочными связями. Система отдельных быков применена в мосту Нарни; Сеговийский акведук построен по системе быков, соединенных связями.
На рисунке 347 изображены оба разрешения задачи: А — Гардский мост, В — Сеговийский акведук. Второй тип почти исключительно господствовал в римской Испании и придает памятникам этой провинции своеобразный отпечаток (Алькантра, Мерида, Теруэц и др.).
Рис. 347
Отметим в сооружениях Галлии в качестве местной конструктивной особенности частое применение системы, показанной на рисунке 301 (Гардский, Сомьерский и Вермантонский мосты). Эта система будет применена в средние века в мостах св. Духа и Авиньонском.
Рис. 348
На рисунке 348 приводится в виде примера декоративных деталей изображение двух римских парапетов. Один из них заимствован из Везонского моста, другой — из моста Саларио. Эти узкие перила составлены из кубиков, соединенных друг с другом фальцованными плитами. Чтобы не сокращать ширину моста, их по возможности устраивали над выступами.
Из деревянных мостов римлян пользуются известностью мост Цезаря на Рейне и мост с тройными арками, переброшенный через Дунай при Траяне (рисунок 316).
Мосты Рима начали строиться еще в царские времена. Первый мост был деревянным. Римляне не хотели строить каменные мосты, это было связано с целью самообороны - деревянный мост при наступлении врагов можно было быстро сжечь. И еще одна причина нежелания возводить каменные мосты - на западной стороне реки Тибр располагались земли этрусков, враждовавших с римлянами. Лишь после того, как этруски подчинились властям Рима, без опасения можно было начинать строить долговечные переправы.
Первый Свайный мост был переброшен через реку Тибр ниже острова Тибуртина, назван так, потому что был построен без единого гвоздя из деревянных свай.
Рядом с ним появился мост Эмилия, в середине третьего века до нашей эры. На месте деревянного моста Эмилия в 179 и в 142 годах в результате перестройки и реконструкции установили каменный мост.
Мост Мальвио спустя столетие, в 110 году до н.э., был также заменен на каменный. С южной стороны моста установлены две статуи: Девы Марии (работа Д. Пидджани, 1840 г) и святого Яна Непомука (работа скульптора Агостино Крнаккини, 1731 г). Ян Непомук - исповедник королевы - был утоплен в Тибре по приказу чешского короля Вацлава IV, так как отказался сообщить имя любовника королевы (супруги Вацлава).
Мост Фабриция в Риме был построен в 62 году до н.э. по приказу консула Фабриция, он соединяет остров Тибуртина с левым берегом Тибра. При входе на мост установлены четыре столба, на вершинах которых статуи в форме человеческих голов. Одна из легенд гласит, что якобы четыре архитектора, строившие этот мост, перессорись между собой, и их по приказу понтифика обезглавили; поэтому и возвышаются над четырехгранными столбами гермы (головы).
Мост Цестия соединяет правый берег Тибра и остров Тибуртина. В I в. до н.э. мост построил Луций Цестий, в IV веке был реставрирован. Сохранена с древних времен только средняя арка моста, остальные были достроены в 1890-1892 годах. Современное название моста - понте-ди-Сан-Бортоломео, такое же название имеет церковь, расположенная на острове Тибуртина.
Древний мост Рима - Сикста (понте Систо), вероятно, был построен в XII веке Агриппой, другом царя Августа, а в XV веке при Сиксте IV мост Агриппа был перестроен, отсюда и появилось новое название моста.
Мост Элио, построенный в Риме при Адриане в 134 году, который вел к мавзолею правителя, сохранил лишь среднюю его часть, остальное было заменено и достроено в XVII в. Это самый красивый мост в Риме, его украшают скульптуры святых апостолов Петра и Павла, к которым впоследствии присоединились статуи десяти ангелов (работы Бернини), после чего мост носит название - понте Сант-Анджело (мост Святого Ангела).
Мост Умберто в Риме соединял Дворец правосудия с центром города. (Район Прати, площадь моста Умберто и район Понте). Мост Умберто I спроектировал и построил архитектор Анджело Васковали в 1895 году, строительство моста длилось десять лет.
По проекту Анджело Васковали были построены мост королевы Маргериты (1886-1891 гг) и мост Кавур (1891-1896 гг).
Мост Витторио-Эммануэле II был спроектирован архитектором Эннио Де Росси в 1886 году, но в эксплуатацию пущен лишь в 1911 году. По мосту Витторио Эммануэле можно пройти к Ватикану, расстояние от него до площади Святого Петра займет по времени не более пяти минут. Справа от этого моста расположен мост Святого Ангела.
В настоящее время насчитывается около 35 мостов в Риме через реку Тибр, и 10 мостов, имеющих солидное историческое прошлое, через приток Тибра - реку Аньене.
Смотрите также: Достопримечательности Рима, Семь холмов Рима, Базилики Рима, Рим.
Метки: достопримечательности, достопримечательности Рима, Италия, мосты Рима, Рим
mskpartner.ru
Об истории мостов в античности и средневековой Европе. Часть 2 - Сергей Алданов
Мосты Древнего Рима.
Рис. 8 Мильвийский мост (Ponte Milvio), на реке Тибр, один их старейших римских мостов. Но он, фактически, менялся всю свою историю. Первоначальный мост был построен в 206 г. до нэ, но в 115 г. до нэ был снесен и на его месте построен новый. В раннем Средневековье монах Акуцио ремонтировал Мильвийский мост. В 1429 г. папа Мартин I заказал ремонт обветшавшего моста у известного архитектора,Франческо да Генаццано. Новые ремонты моста были проведены в XVIII и XIX вв.
Прежде чем говорить о вкладе Древнего Рима в каменное мостостроение, надо поставить вопрос об идентичности сохранившихся мостов. В самом деле, для них, как памятников древности, возникает проблема, а насколько они такими памятниками являются? Дело в том, что мосты при долгой эксплуатации, а также больших паводках, наводнениях, землетрясениях, военных действиях зачастую разрушаются. Восстановление может изменить их облик. На примере Мильвийского моста (рис. 8) эта проблема становится понятной – его пришлось перестраивать и ремонтировать в общей сложности 5 раз. На рис. 9 показано, как сильно мог разрушиться мост примерно за 300 лет – одна его сторона требует радикального ремонта.
В установлении идентичности, существует несколько проблем – проблема надежности кладки, надежности опор и временной идентификации элементов моста, учета кардинальных перестроек. Но идентичность – все же проблема историков. Для римских строителей – это была проблема технологии, долговечности создаваемого моста.
Рис.9. Гравюра Пиранези изображает Мильвийский мост в середине XVIII век. Художник зафиксировал момент, когда часть моста оказалась в ветхом состоянии.
Что касается кладки, то проблемой масштабного строительства из камня и кирпича, долгое время было отсутствие надежного связывающего раствора, необходимого для строительства больших конструкций.
В Древнем Египте использовали для этой цели гипс, в Месопотамии битум. Не совсем ясно, когда грекам стал известен раствор, в который входила известь, и достаточно поздно (около 200 г до нэ., греческая Малая Азия) они пришли к раствору, который использовал материал, подобный цементу, связывающий воду. В результате образовывалась прочно комбинация природного цемента, извести и песка. Римляне усовершенствовали этот раствор, добавляя в него лавовую породу из района Поцциоли, еще один вид природного цемента. В результате получилась самая прочная связка до времен изобретения портланд-цемента. Таким образом, им открылся путь к очень большим долговечным и устойчивым строениям, в том числе к большим мостам. А ценность их для римлян была очевидна: хорошие дороги и мосты позволяли контролировать большие территории. Самый старый и при том частично сохранившийся древнеримский мост - Pons Aemilius (Ponte Emilio) в Риме, построенный в 142 г. до нэ. Он многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался, а сейчас от него сохранилась одна арка.
Надежные, устойчивые к паводкам опоры мостов некоторое время были, вероятно, проблемой и для римлян. Потому самые ранние простые мосты часто использовали скалы, как природные опоры, – как, например, в случае двух похожих мостов в Турине и в Vaison-la-Romaine (Франция) – рис. 10. Подобие этих мостов показательно – одинаковые условия предопределяют сходные решения. Верней сказать, строители ищут подходящие условия для облегчения своей работы и применения готовых решений. Кстати, в таких простых случаях вопрос об идентичности мостов также становится заметно проще.
Рис.10 Мост в Турине (около 25 г. век до нэ) и мост в Vaison-la-Romaine, (149 г до нэ или 1 в. нэ?), ширина пролета 17,2 м.
Еще один интересный старый мост ведет к острову на Тибре (рис 11):
Рис. 11. Pons Fabricius на фото и гравюре Пиранези (1756). Построенный в 62 году до нэ, мост Фабрициуса за все время существования ремонтировался лишь один раз и считается, что он сохранил первоначальный вид. На гравюре видно, что центральная опора моста сконструирована с учетом возможных мощных потоков воды, несущих обломки – у нее есть специальный отражатель.
Разрешив подобные сложности уже в I веке до нэ – I веке нэ, римляне далее пускались на великие мостостроительные проекты, крупнейшим из которых
aldanov.livejournal.com
первый каменный мост в Риме — 39Rim.ru
Последние изменения: Июль 20, 2018
Здесь, на Палатинском мосту, ежедневно останавливаются сотни туристов, чтобы в который раз запечатлеть себя у стоящего посреди реки громадного обломка древнеримской истории. Многие сотни лет он возвышается над неспокойными водами Тибра в том месте, где река делает последний поворот, прежде чем покинуть район исторического центра Вечного города. Это сохранившиеся до сих пор остатки древнего моста, называемого сегодня Понте Ротто (Ponte Rotto), являвшегося первым каменным мостом Рима.
Уже в III веке до н.э. западный берег Тибра (современный район Трастевере), заселенный еврейской общиной, связывали с городом несколько деревянных мостов, часто разрушаемых бурными водами реки при наводнениях. Возведение первого каменного моста в Риме, находившегося на месте Понте Ротто, приписывается римским цензорам Marco Emilio Lepido и Marco Fulvio Nobiliore в 179г. до н.э. Однако, основываясь на имеющихся древних изображениях нумизматических артефактов и свидетельствах Плутарха и Ливия, некоторые историки склоняются к мнению, что возведение моста началось несколько раньше. Около 241г. до н.э., с началом строительства старой консульской дороги – Via Aurelia, связавшей Рим с Черветери (Cervéteri), были заложены каменные пирсы причалов на берегах Тибра. В дальнейшем они послужили береговыми опорами для деревянного моста, построенного в 192г. до н.э. Этот мост, известный как Понте Эмилио (лат. Pons Aemilius), мало чем отличался от находившегося севернее по реке деревянного моста Понте Субличио (Ponte Sublicio).
В 142г до н.э. цензоры Publio Cornelio Scipione и Lucio Mummio предложили заменить промежуточные опоры моста Понте Эмилио на каменные, так как деревянные часто разрушались водами реки, скорость течения которой в этом месте увеличивалась из-за сужения русла и большой турбулентности потока. Просуществовав в таком виде почти полторы сотни лет, мост Эмилио впервые был полностью перестроен в 12г. до н.э при императоре Октавиане Августе. Он был значительно расширен, его деревянный настил заменили плитами травертина, а для поддержания массивного сооружения на реке возвели пять арочных опор. Новый и самый большой мост в Риме стал первым, построенным полностью из камня, а новаторские технологии его возведения опередили свое время. Чтобы подчеркнуть его размеры, он был переименован в Pons Maximus.Как известно, римские топонимы часто менялись, и переправа, связывавшая оба берега, не являлась исключением. Название вновь изменили в IX веке при понтификате Иоанна VIII (872-882), когда на восточном берегу реки один из древних римских храмов был превращен в церковь Santa Maria Egiziaca с посвящением Преподобной Марии Египетской. Мост Максимус стал называться Понте Санта Мария. Кроме этого, в разные времена мост имел следующие латинские наименования:
Pons Fulvius – по имени первого из ответственных за мосты Рима;
Pons Lapideus – по имени второго ответственного;
Pons Consularis – то есть Консульский мост;
Pons Palatinus – по наименованию близлежащего Палатинского холма;
Pons Senatorum, названный так в 1144 г., чтобы отметить заслуги римских сенаторов, вложивших собственные денежные средства в его восстановление после очередного разрушения водами реки.
От бурного потока Тибра опорные конструкции моста более всего пострадали в 1230 и 1422гг. При понтификате Юлия III, в 1552 году арочные пролеты были полностью перестроены по проекту Нанни ди Баччо Биджио (Nanni di Baccio Bigio), более известного как Джованни Липпи. Кроме этого, Папа захотел добавить по центру моста небольшую часовню, однако эта его идея была архитектором отвергнута.
Макет восстановленного моста, представленный в Музее Рима в Трастевере
Всего через несколько лет, в 1557 году, река вновь повредила мост, который простоял в полуразрушенном состоянии почти двадцать лет. К его реконструкции приступили лишь в 1573 году при понтификате Григория XIII. Папа, готовясь отметить очередной Юбилейный год, поручил восстановление моста архитектору Маттео ди Кастелло. На сохранившейся каменной арке до сих пор видна высеченная в камне надпись, извещающая потомков, что восстановление было завершено в 1575 году.
Памятная доска с высеченной надписью на мосту Понте Ротто. Фото середины XIX века
В канун Рождества, 24 декабря 1598 года в Риме случилось наводнение, которое город не испытывал за всю свою многовековую историю – в некоторых его местах уровень воды разлившейся реки достигал более 5 метров. Великий потоп разрушил три из шести опорных конструкций восточной половины моста, в результате чего арочные пролеты рухнули и были сметены бурным потоком.
Гравюра Джузеппе Васи, 1740г
Первый каменный мост Рима больше никто не пытался восстановить. С тех пор он получил свое нынешнее название – Понте Ротто, то есть «Сломанный мост». В течение многих лет он использовался как рыбацкий пирс, куда приходили жители округи удить рыбу, пока построенное прямо у входа на мост здание не закрыло к нему доступ.
Сломанный мост в Риме. Фото 1850г
250 лет спустя, благодаря новым промышленным технологиям, два противоположных берега Тибра вновь были связаны между собой. По проекту инженера Пьетро Ланциани (Pietro Lanciani,1791-1868) существующий участок сломанного моста соединили с левым берегом металлическим пролетом, поддерживаемым стальными тросами. Открытие восстановленного Понте Ротто состоялось 31 мая 1853 года.
Понте Ротто, Тибр
При проведении работ по расширению русла реки и облагораживанию его берегов, в 1887 году пешеходный мост через Тибр был ликвидирован. Его два арочных пролета, находившиеся ближе к западному берегу и построенные в XVI веке, разрушили, оставив лишь один по центру реки. Возвышающаяся над водой руина до сих пор опирается на оригинальные пилоны, построенные во II веке до н.э.
Сломанный мост, 2018г
Сегодня остатки моста покрывает множество трещин, придавая этому осколку древнеримской истории ни с чем несравнимый романтический вид. А стоящий посреди реки Сломанный Мост в Риме будет всегда напоминать его жителям об огромной разрушительной силе Тибра.
Где находится Понте Ротто
Понте Ротто: первый каменный мост в Риме
Средняя оценка 5 Проголосовало 4
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
39rim.ru
Римские мосты - Традиции в дизайне и архитектуре
В Риме 26 мостов через Тибр и 4 через Аньене. Для римских мостов характерно нечетное количество полуциркульных пролетов, часто уменьшающихся к краям. Когда-то на въезде стояли еще триумфальные арки.Середина моста могла быть отмечена аттиком. Над опорами располагались дополнительные отверстия, которые служили для пропуска воды в паводок и одновременно облегчали вес конструкции. Наводнения на Тибре бывали и бывают довольно сильными. Совсем недавно, в ноябре 2012 года вода поднималась до рекордной отметки за 50 лет -13. 49 метров. Судя по мерампредосторожности на старых римских мостах, которые предотвращали обрушение конструкции из-за подъема воды, то они были и тогда.Перед Новым годом тишь и гладь.
Вид на этот мост был очень популярен у художников, его писали без счету раз в разные годы, даже в разные столетия.
Джованни Пиранези.
Камилл Коро
Каспар ван Виттель
И в обратную сторону его тоже писали.Каспар ван Виттель. Любопытная деревянная конструкция - видимо для водопоя лошадей.
Камилл Коро
Река украшает любой город, конечно, россиянину, привыкшему к размаху наших рек, европейские кажутся неширокими, но прогуляться по набережным приятно.
Старые римские мосты, построенные в разные века не поразят современными вантовыми конструкциями, они добротно-каменны, но патина времени и скульптура их украшает.
Мост Святого Ангела, столь популярный у художников, раньше назывался мостом Адриана, поскольку замок Святого Ангела был когда-то мавзолеем Адриана или еще его называли Элиев мост. Ponte Sant’Angelo - мост, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом. Он облицован мрамором и был украшен статуями апостолов Петра, работы Лоренцетто и Павла, работы Паоло Романо, а затем Бернини предложил установить еще 10 статуй ангелов.
В 1450 году перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору святого Петра, и обрушились в реку; множество пилигримов погибло. C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников.
Первый мост в Риме был построен в 179 году до н.э. - мост Эмилия; от него сохранилась лишь небольшая часть, эта руина возвышается посреди воды и называется Понте Ротто - "Разрушенный мост".
От второго-первого веков до н.э. сохранились мосты Мульвия в северном предместье Рима, Фабриция и Цестия (соединяющие остров на Тибре с его берегами). На мосту Фабриция до сих пор отчетливо видны надписи:" Луций Фабриций, сын Гая, куратор дорог, озаботился построить"., "Он же принял работу". Это было в 62 году до н.э. В 21 году до н.э. мост реставрировали и сделали еще одну надпись:"Квинт Лепид, сын Мания, Марк Лоллий, сын Марка, консулы, по постановлению сената приняли работу".Тогда еще не знали слова "распил", поэтому имена принимавших работу дошли через тысячелетия.
Мост Витторио Эммануила II. Он был открыт в 1911 году, в 50-ю годовщину национального объединения. Проект принадлежитархитектору Де Росси. На мосту четыре тяжелых аллегорических группы и пилястры с бронзовыми Победами.
discoverydesign.livejournal.com
Мост Адриана
Одним из самых красивых замков в Риме является замок Святого Ангела, к которому ведет не менее великолепное архитектурное сооружение — Мост Адриана. Характерной чертой моста является тот факт, что кладка его сводов была выполнена без применения раствора.
Мост Адриана
История моста
Император Адриан за несколько лет до своей смерти начал на правом берегу Тибра строительство мавзолея, который сегодня более известен как Замок Ангела.
Мост и Замок Святого ангела
Одновременно с мавзолеем Адриан начал строительство и прекрасного моста через Тибр, которые в эпоху барокко украсил статуями Бернини. На строительство этого комплекса в Риме было привлечено множество неквалифицированных рабочих. Строительный процесс пришлось сильно упростить, что привело древних архитекторов к необходимости изобретения новых, более рациональных приемов строительства.
Скульптуры на мосту
Вследствие упрощения процесса стало возможным разделение труда рабочих на стройке, что значительно упростило строительство Моста Адриана. При строительстве был также использован, изобретенный римлянами бетон, а также крупные и неотесанные каменные блоки.
Архитектура моста
В целом в античные времена в Римской Империи было построено большое количество мостов. Согласно некоторым исследованиям, общая протяженность дорог в Римской Империи составляла 80 000 километров. На каждой из римских дорог было построено по несколько мостов. По мостам также проходили и водопроводы, которые снабжали водой все крупные города Римской Империи. С античных времен в Италии сохранилось 30 мостов и акведуков, из них в самом Риме – 6. Первый каменный мост в Древнем Риме был возведен в самом центре города, у самого подножья Палатина в 127 году до н.э.
Мост Адриана ночью
Возводя мосты, римляне стремились к симметрии. При нечетном числе пролетов моста центральная его часть всегда была горизонтальной. Один из въездов на мост, как правило, украшала Триумфальная Арка. Внешняя часть римских мостов была облицована прочным и дорогим травертином, а внутренние выкладывали более дешевым туфом. Точно таким же способом был построен и мост Адриана.