Управленческая мысль древней индии. Управленческая мысль в Древней Индии: письменные источники и их содержание
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Управленческая мысль в Древней Индии: письменные источники и их содержание. Управленческая мысль древней индии


Управленческая мысль в Древней Индии

Арутюнов К.Р.

ИМ 1-3

Управленческая мысль в Древней Индии: письменные источники и их содержание

Индийская цивилизация сложилась в результате миграции обитавших на рубеже III-II тысячелетий до н.э. в районе Причерноморья и Прикаспия индоевропейских племен. Во II тысячелетии до н.э. часть из них пришла в долину Ганга. Пришельцев назвали индоариями.

Об экономической жизни, общественных отношениях, идеологии и культуре Древней Индии 2-й половины 1-го тыс. до н.э. мы знаем значительно больше, чем о предыдущем периоде, так как источники в это время стали чаще датироваться. К этому периоду относятся первые попытки классификации норм обычного права, дающие ценнейший материал для основ управленческой мысли. Одним из таких сборников является «Манавадхармашастра», которая обычно переводится как «Законы Ману». Появляются также трактаты по различным вопросам управления. Самым известным из них является «Артхашастра, или наука о политике». Этот трактат составлялся примерно в IV в. до н.э. — II—III вв. н.э.

Уже ко времени образования империи Маурьев (IV—II вв. до н.э.) произошли серьезные сдвиги в развитии производительных сил в Индии. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие металлы. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причем земледелие значительно преобладало, а скотоводство имело второстепенное значение.

В Индии был культивирован дикий хлопок, он служил для изготовления тканей. В «Артхашастре» упоминаются хлопок, хлопчатобумажные ткани и те районы, где они изготовлялись. Наряду с хлопководством распространяется шелководство. Шелк, шелковые ткани и шелководство упоминаются в грамматике Баники и в трактате «Артхашастра». Шелководство и изготовление шелковых тканей распространяются главным образом в Восточной Индии, наряду с местным шелком упоминается и привозной китайский шелк.

Ремесла все больше отделяются от сельского хозяйства. Свободные ремесленники объединяются в особые группы, напоминающие позднейшие гильдии или цехи. Эти гильдии (срени) управлялись советами и начальниками, которые регламентировали цены и качество изделий.

Среди городов выделяются наиболее крупные — Баранаси, Шраваста, Разжагрха, Патталин-путра. Торговые пути, проходившие по рекам и караванным дорогам, соединяли отдельные города и государства. Развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению слоя купцов и к дальнейшему углублению социальных противоречий. Начали устанавливаться торговые связи и с соседними странами, например, с Китаем и Бактрией. Появились и первые медные монеты (кахапана), которые, однако, не имеют определенного чекана и подписей. Позднее их сменяют золотые монеты.

Характерной чертой исторического развития Индии и государственного устройства является рабство, возникшее в недрах первобытнообщинного строя, которое не могло развиться до античных форм. Фактическим тормозом была сельская община как форма экономической и социальной организации свободного населения. Необходимость коллективных усилий организованных людей при строительстве дамб и других ирригационных сооружений была одной из причин сохранения общины.

Особую роль в развитии Индии сыграли географические факторы — например, суровые климатические условия, когда нередко происходили засухи или, наоборот, наводнения. Для борьбы с этими стихийными бедствиями нужны были усилия в государственном масштабе. Недостаток воды, малочисленность рек и других естественных водоемов, длительные периоды отсутствия дождей — все это выдвинуло создание системы искусственного орошения на первый план. Осуществление таких работ было непосильным для отдельных крестьянских хозяйств и даже крупных деревенских общин. Правительство было вынуждено взять в свои руки это дело, чтобы обеспечить нормальное функционирование экономической жизни. Это обусловило отсутствие у феодалов и крестьян частной собственности на землю, и в этом историческая особенность экономического развития Древней Индии.

В трактате «Законы Ману» приводятся интересные мысли о системе управления персоналом. Вообще, в работах мыслителей Древней Индии наиболее многочисленны те разделы и главы, где речь идет об администрации, чиновниках государственной службы, управленческих работниках. В них рассматриваются по существу все кадровые проблемы в комплексе, т. е. излагаются вопросы оценки потребности в кадрах управления, формулируются требования к управленческим кадрам, принципы подбора и расстановки кадров, цели, задачи и методы их подготовки к деятельности в системе управления, приводятся различные системы вознаграждения, характеристики разных стилей управления, вопросы делегирования полномочий.

Приведем несколько цитат из трактата «Законы Ману»: «Надо назначить семь или восемь сановников, наследственных, знатоков кшатрий (одна из варн), храбрых, опытных в военном деле, родовитых, испытанных. Даже дело, которое легко исполнимо, с трудом исполнимо одним, тем более сложно управлять, особенно без помощников, весьма процветающим царством. Вместе с ними следует постоянно обдумывать обычные дела, мир, войну, взимание налогов, охрану страны и обеспечение приобретенного. Узнав мнение каждого из них — в отдельности или совместно, следует самому выбрать при исполнении дел полезное для себя... Надо назначить также других служащих — честных, умных, собирающих богатства надлежащим образом и хорошо испытанных. Сколько человек нужно для надлежащего исполнения дел, столько способных, предусмотрительных и неумолимых и надо назначить. Из них следует назначить храбрых, способных, родовитых, честных в делах в рудники и мастерские, робких — во внутренние покои дворца. Следует назначить старосту для (каждой) деревни, управителя 10 деревень, управителя 20 и 100, а также управителя 1000. В каждом городе надо назначить одного, думающего обо всех делах, высокого по положению, грозного на вид, подобного планете среди звезд».

Характерная черта древнеиндийского общества – распадение его на четыре Варны (длительное время называвшиеся в Европе кастами). Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Каждая Варна – замкнутая группа людей, она занимает строго определенное место в обществе. Варна эндогамна – браки заключаются лишь внутри Варны. Принадлежность к Варне определяется рождением и наследуется. Члены Варны имеют свою традиционную профессию. Умственный труд стал монополией высшей Варны жрецов – брахманов, воинское поприще – Варны кшатриев, земледельческий, ремесленный и торговый труд – Варны вайшьев («вайшья» - принадлежность, зависимость), самый низменный труд – Варны шудры.

«Артхашастра» — большое произведение, состоящее из 15 отделов, или книг. Каждый отдел, в свою очередь, имеет разделы и главы. Всего насчитывается 150 глав, 180 разделов, или 6000 стихов (в число последних включается общее количество фраз трактата).

Анализ текста трактата показывает, что в Древней Индии были известны принцип плановости и процедура планирования как функция государственного управления. Так в «Артхашастре» приводится система управления, в которой многие вопросы экономической, финансовой и хозяйственной жизни решаются на основе этого принципа и с использованием инструментария планирования. Планировалось очень многое: распределение отраслей производства по областям и провинциям, заселение новых областей, число и состав высших и низших чиновников в государственном аппарате, получение общих доходов и расходов, расходы на содержание государственного аппарата. И, наконец, был разработан плановый инструмент для управления персоналом, точнее — первая в мире модель Табели о рангах Каутильи.

Во всех этих сказаниях Каутилья предстает умным и хитрым политиком, обладающим чертами блестящего государственного деятеля. Его рисуют как смелого интригана, гордого и мстительного, который никогда не прощал обид и не забывал о своей цели.

Одно из важнейших достижений Каутильи в области развития всемирной управленческой мысли - это Табель о рангах государственных служащих, приведенная в «Артхашастре». До характеристики этого трактата мы не раз упоминали о кадровой тематике, отраженной в хрестоматийных материалах по истории Древнего Востока. В частности, встречались документы, в которых приводились перечень должностей высших руководителей, требования к служащим, отдельные процедуры подбора и расстановки кадров. Но все это не содержало единой стержневой идеи и чаще всего приводилось только для подчеркивания важности статуса первого человека в стране. Системного и детального описания практически всех элементов управления персоналом, как это было сделано в «Артхашастре», в мировой литературе по общественной мысли не существовало.

Перейдем к описанию служебных характеристик и обязанностей государственного аппарата, начиная с первого лица страны — царя. По мнению Каутильи, царь должен быть деятельным чело­веком, ибо «когда царь деятелен, то за ним деятельны все слуги. Если царь бездеятелен, то вслед за ним бездеятельны и его слуги. Поэтому пусть царь проявляет свою деятельность».

«Царь, всегда напряженный в работе, пусть велит делать то. что нужно. Корень того, что нужно, — это напряженность в работе, противоположное — корень вреда. При отсутствии напряженности в работе несомненна гибель как того, что уже достигнуто, так и того, что еще предстоит сделать. Напряженностью в работе достигается ее плод и полнота материальных благ».

Одной из ответственных должностей в руководстве страны был глава так называемых объединений (департаментов царской администрации). «Главы объединений в 100 или 1000 человек должны производить (среди таких объединений) распределение продовольствия и платы за работу, а также назначения и перемещения. В случае, когда это касается должностей по надзору за имуществом Царя и по охране городов и местностей, перемещений не бывает. Главенствующие люди должны быть постоянными. Их должнр быть несколько».

В стране существовал мощный институт "Надзирателей — по территориям (губернаторов, сборщиков податей) и по отраслям государственного хозяйства: надзиратели за земледелием, за скотом, за гетерами, надзиратели за судоходством, колесницами и сбором пошлин, в промышленности и ремесле (за мастерскими, рудниками, прядильным делом и др.).

Характеристика элементов системы управления завершается в «Артхашастре» приведением полного перечня должностей и определением окладов государственных служащих в соответствии с должностными обязанностями. Согласно основному принципу Ранжирования государственных служащих их деятельность должна быть определена «в соответствии с надобностями закрепленных Родов и селений, а оплата их должна равняться доходам, или же следует привлекать служащих за такое вознаграждение, при котором они были бы способны исполнять свои обязанности (Государь) должен заботиться о материальном благе и в то же время не допускать нарушение закона в своем попечении о государственном организме». Всего в Табели о рангах было 17 рангов должностей каждый из которых, в свою очередь, содержал несколько должностей, равно значимых для государства, судя по равным размерам вознаграждения.

Управление в Индии носило более демократический характер с элементами человеколюбия, чем в странах Древнего Востока.

Список используемой литературы:

«Всемирная история управленческой мысли» И.Н. Макашов и Н.В. Овчинникова

www.nashaucheba.ru

www.wikipedia.com

www.bibliofond.ru

freedocs.xyz

Управленческая мысль в Древней Индии

Арутюнов К.Р. ИМ 1-3 Управленческая мысль в Древней Индии: письменные источники и их содержание Индийская цивилизация сложилась в результате миграции обитавших на рубеже III-II тысячелетий до н.э. в районе Причерноморья и Прикаспия индоевропейских племен. Во II тысячелетии до н.э. часть из них пришла в долину Ганга. Пришельцев назвали индоариями. Об экономической жизни, общественных отношениях, идеологии и культуре Древней Индии 2-й половины 1-го тыс. до н.э. мы знаем значительно больше, чем о предыдущем периоде, так как источники в это время стали чаще датироваться. К этому периоду относятся первые попытки классификации норм обычного права, дающие ценнейший материал для основ управленческой мысли. Одним из таких сборников является «Манавадхармашастра», которая обычно переводится как «Законы Ману». Появляются также трактаты по различным вопросам управления. Самым известным из них является «Артхашастра, или наука о политике». Этот трактат составлялся примерно в IV в. до н.э. — II—III вв. н.э. Уже ко времени образования империи Маурьев (IV—II вв. до н.э.) произошли серьезные сдвиги в развитии производительных сил в Индии. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие металлы. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причем земледелие значительно преобладало, а скотоводство имело второстепенное значение. В Индии был культивирован дикий хлопок, он служил для изготовления тканей. В «Артхашастре» упоминаются хлопок, хлопчатобумажные ткани и те районы, где они изготовлялись. Наряду с хлопководством распространяется шелководство. Шелк, шелковые ткани и шелководство упоминаются в грамматике Баники и в трактате «Артхашастра». Шелководство и изготовление шелковых тканей распространяются главным образом в Восточной Индии, наряду с местным шелком упоминается и привозной китайский шелк. Ремесла все больше отделяются от сельского хозяйства. Свободные ремесленники объединяются в особые группы, напоминающие позднейшие гильдии или цехи. Эти гильдии (срени) управлялись советами и начальниками, которые регламентировали цены и качество изделий. Среди городов выделяются наиболее крупные — Баранаси, Шраваста, Разжагрха, Патталин-путра. Торговые пути, проходившие по рекам и караванным дорогам, соединяли отдельные города и государства. Развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению слоя купцов и к дальнейшему углублению социальных противоречий. Начали устанавливаться торговые связи и с соседними странами, например, с Китаем и Бактрией. Появились и первые медные монеты (кахапана), которые, однако, не имеют определенного чекана и подписей. Позднее их сменяют золотые монеты. Характерной чертой исторического развития Индии и государственного устройства является рабство, возникшее в недрах первобытнообщинного строя, которое не могло развиться до античных форм. Фактическим тормозом была сельская община как фор

docsportal.net

письменные источники и их содержание — реферат

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Теория Менеджмента»

Тема: «Управленческая мысль в Древней Индии: письменные источники и их содержание».

 

 

 

 

Студента: Голубевой Изабеллы Сергеевны

Специальность: Производственный менеджмент

Курс 2, группа 223

Форма обучения: очная

 

Руководитель: Лукьянов Лев Павлович,

к.э.н., доцент

 

 

Дата сдачи: 

Оценка______________

 

 

 

Южно-Сахалинск

2014

Содержание

 

1.Введение……………………………………………………………....3

2.Развитие управленческих идей в Древней Индии. Письменные источники………………………………………………………………4-13

Заключение………………………………………………....................14-15

Список используемой литературы……………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

Наука управления, как и любая другая наука, изучает прошлое, настоящее и будущее. Анализ прошлого дает возможность гораздо лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Познание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию прогрессивного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей.

Становление науки управления говорит о том, что нежизненные концепции гибли, а оставались исключительно самые значимые, проверенные практикой и временем. Опыт развития многих стран мира показывает, что обращение к истории нередко происходило в критические, судьбоносные периоды общественной жизни, в периоды поиска путей выхода из образовавшейся кризисной ситуации.

Специфические особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии проявились, прежде всего, в его источниках. На сегодняшний день Восток с его культурой, историей и правом все чаще становится предметом научного исследования.

Актуальность моей работы состоит в том, то при исследовании исторических аспектов возникновения, становления и развития философии государственного управления в Древней Индии позволяет изучить детально методы управления государством, народом, подчинёнными  и как эти методы  применяются в менеджменте сейчас.

Объект исследования – письменные источники управленческих идей Древней Индии.

Целью моей работы стал анализ управленческой мысли Древней Индии и отражение её сейчас в теории менеджмента.

Для достижения заданной цели предлагается решить следующие задачи: • выявить предпосылки, особенности управленческой мысли в Древней Индии; • рассмотреть особенности управления на примере письменных источников; •  раскрыть особенности регулирования государственного управления трактатами « Артхашастра» и «Законы Ману».

Развитие управленческих идей в Древней Индии.

Уже ко времени образования империи Маурьев (IV—II вв. до н.э.) произошли серьезные сдвиги в развитии производительных сил в Индии. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие металлы. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причем земледелие значительно преобладало, а скотоводство имело второстепенное значение.

Хозяйственная жизнь Индии все более развивалась. Области, прилегающие к долинам рек, превратились в цветущие землевладельческие районы. Благодаря искусственному орошению были расширены пахотные земли. Специалисты-агрономы тщательно учитывали параметры погоды и количество осадков. Наиболее выгодным растением считался рис. В литературных произведениях упоминаются овощи, цветники и фруктовые сады. В хозяйственных трактатах говорится о подготовке семян и приготовлении удобрений. Особые «надзиратели за земледелием» должны были соблюдать за посевами. В пользу государства взимались налоги, главным образом натурой (в частности, зерном, которое  затем хранилось в больших царских амбарах). Землю можно было продавать, дарить, сдавать в аренду. Арендная плата взималась обычно в виде определенной доли урожая.

Бедняки в общинах все чаще теряли свои земельные наделы и становились арендаторами, отдавая иногда владельцу земли. Цари вознаграждали землями богачей из высших каст. В одном из источников («Суттанипата»), например, рассказывается о богатом брахмане Каси Бхарадвадже, который владел большим поместьем. Ему принадлежали большие стада и 500 плугов при помощи, которых его рабы обрабатывали его земли.

Ремесла все больше отделяются от сельского хозяйства. Свободные ремесленники объединяются в особые группы, напоминающие позднейшие гильдии или цехи. Эти гильдии управлялись советами и начальниками, которые регламентировали цены и качество изделий.

В джатаках упоминается 18 различных ремесленных гильдий. Эти гильдии способствовали развитию ремесел в определенных районах и передаче ремесленных навыков по наследству. Особое распространение получили ткацкое дело, основанное на применении шерсти, льна, хлопка и шелка, металлургия и деревообделочное мастерство.

В «Артхашастре» говорится о различных металлических сплавах и об обработке разных руд. Большое значение получило изготовление железа, из которого делали орудия и оружие. В связи с развитием ремесленных производств появляется специализация отдельных видов ремесла, например, изготовление луков и стрел. Ремесленники селятся в городах и пригородах. Города превращаются в крупные хозяйственные торгово-ремесленные центры.

Торговые пути, проходившие по рекам и караванным дорогам, соединяли отдельные города и государства. Развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению слоя купцов и к дальнейшему углублению социальных противоречий. Начали устанавливаться торговые связи и с соседними странами, например, с Китаем и Бактрией. Появились и первые медные монеты, которые, однако, не имеют определенного чекана и подписей. Позднее их сменяют золотые монеты.

Все больше углубляются противоречия между богачами и бедняками. Число рабов увеличивается. Развивается работорговля, большие богатства сосредоточиваются в руках богачей, особенно ростовщиков. В рабство обращались военнопленные, несостоятельные должники и преступники. Усложнение в социальных отношениях приводит к изменениям кастовой системы. Некоторые представители высших каст разорялись и оказывались в рядах трудовых масс. В литературе упоминаются брахманы, которые принуждены добывать себе кусок хлеба земледельческим или ремесленным трудом.

Характерной чертой исторического развития Индии и государственного устройства является рабство, возникшее в недрах первобытнообщинного строя, которое не могло развиться до античных форм. Фактическим тормозом была сельская община как форма экономической и социальной организации свободного населения. Необходимость коллективных усилий организованных масс людей при строительстве дамб и других ирригационных сооружений была одной из причин сохранения общины.

Другой основой общины, помимо коллективного владения, было непосредственное соединение земледелия с ремеслом, прекращение общины в целое. Государственные организации почти не вмешивались в дела общины, у нее была своя сельская администрация. Государственные повинности для общины в целом также тормозили распад общины. В свою очередь, прочность общины мешала широкому развитию рабовладельческих отношений, хотя у общины были свои рабы для выполнения тяжелых, грязных работ. Некоторые ремесленники тоже являлись рабами. Тормозом распада общины и развития частной собственности была государственная собственность на землю. Эта форма позволяла рабовладельческой знати с помощью государственного аппарата не только эксплуатировать, но и посредством налога грабить свободное население.

Особую роль в развитии Индии сыграли географические факторы — например, суровые климатические условия, когда нередко происходили засухи или, наоборот, наводнения. Для борьбы с этими стихийными бедствиями нужны были усилия в государственном масштабе. Недостаток воды, малочисленность рек и других естественных водоемов, длительные периоды отсутствия дождей — все это выдвинуло создание системы искусственного орошения на первый план. Осуществление таких работ было непосильным для отдельных крестьянских хозяйств и даже крупных деревенских общин. Правительство было вынуждено взять в свои руки это дело, чтобы обеспечить нормальное функционирование экономической жизни. Это обусловило отсутствие у феодалов и крестьян частной собственности на землю, и в этом историческая особенность экономического развития Древней Индии.

Важнейшим руководством для управления государством в ту пору и последующие эпохи служили трактаты «Законы Ману» и «Артхашастра». Трактат «Законы Ману» создавался в течение 400 лет (II в. до н.э. — II в. н.э.) и просуществовал почти два тысячелетия как действующий свод дхарм (законов, религии, правил регламентов, обычаев или наставлений) для всех индийцев по широкому кругу вопросов. Наряду с общими повествованиями о происхождении мира и общества, об источниках дхарм и изучении вед, дхарм для представителей различных сословий древнекитайского общества, трактат содержит дхарму для царей. Здесь изложены основы политики, управления государством в военное и мирное время, цели царской власти, указаны качества, которыми должен обладать правитель, распорядок его дня.

В трактате приводятся интересные мысли о системе управления персоналом. Вообще говоря, в работах мыслителей Древней Индии наиболее многочисленны те разделы и главы, где речь идет об администрации, чиновниках государственной службы, управленческих работниках. В них рассматриваются по существу все кадровые проблемы в комплексе, т. е. излагаются вопросы оценки потребности в кадрах управления, формулируются требования к управленческим кадрам, принципы подбора и расстановки кадров, цели, задачи и методы их подготовки к деятельности в системе управления, приводятся различные системы вознаграждения, характеристики разных стилей управления, вопросы делегирования полномочий.

Из них следует назначить храбрых, способных, родовитых, честных в делах в рудники и мастерские', робких — во внутренние покои дворца.

 «Артхашастра» — большое произведение, состоящее из 15 отделов, или книг. Каждый отдел, в свою очередь, имеет разделы и главы. Всего насчитывается 150 глав, 180 разделов, или 6000 стихов (в число последних включается общее количество фраз трактата).

  • 1-й отдел «Артхашастры» начинается вступительной (первой) главой, где дано перечисление отделов и разделов всего трактата и излагаются правила поведения царя. В этом отделе содержатся разделы и главы о классификации наук, об общении с учеными, назначении министров и советников, об испытании их честности, назначении тайных агентов и руководстве ими, о направлении послов, о наблюдении за царскими сыновьями, о царском жилище и самосохранении царя.
  • 2-й отдел, наиболее обширный, говорит об обязанностях многочисленных надзирателей в промышленности, сельском хозяйстве, судоходном и военном делах, а также надзирателей за мерами веса, пошлинами и податями и др. Здесь указаны обязанности хранителя казны, собирателя доходов, военачальника, градоначальника и др. Излагаются положения о заселении страны, распределении земли, ведении счетов, составлении указов, об испытаниях чиновников, о действиях различных государственных агентов.
  • 3-й и 5-й отделы отражают вопросы государственной политики и суда. В них рассматриваются дела, связанные с браком, с разделом наследства, с исполнением договоров и взысканием долгов; дела, касающиеся закладов рабов, прав собственности, насилия, различных видов оскорблений; действия тайных агентов и утонченные средства государственной политики, принципы тайных наказаний, пополнения казны, поведения придворных, укрепления государства, единовластии и др.
  • 4-й и 8-й отделы говорят об устранении препятствий на пути к общественному порядку, о наблюдении за ремесленниками и купцами, о стихийных бедствиях и борьбе с ними, об охране нравов, о различных допросах, пытках, о наблюдениях за всеми ведомствами, способах наказания, о наказаниях за различные проступки, о задержании по подозрению и расследовании случаев внезапной смерти, о различного рода бедствиях (стихийных, внутренних), о беспорядках, подрывающих основы государства и власти царя и нарушающих спокойствие его державы.
  • 6-й отдел посвящен основам государственности, он повествует о совершенствовании основ государства, о мире и труде.
  • 7-й, 9-й, 10-й, 12-14-е отделы посвящены вопросам войны у внешней политики.
  • 11-й отдел излагает образ действий по отношению к союзам и объединениям, а именно действия, вызывающие разногласия в объединениях и применение тайных карательных мер.
  • 15-й отдел посвящен методике трактата и различным научным методам.

student.zoomru.ru

Управленческая мысль в Древней Индии — контрольная работа

Джайнизм сохранил ряд  элементов брахманизма: веру в перевоплощение душ, учение о карме, о периодическом появлении пророков (Конституция, Уставы Советских республик). Джайнизм и буддизм отрицают кастовый строй, учение об индивидуальном избавлении от страданий, святость Вед, брахманистские обряды (долой монархию!).

Обряды джайнизма включают поклонение Джине как божеству, а также его ученикам, чтение священных текстов, публичные исповеди (культ личности Ленина и партийных лидеров, чтение на ночь отчетов о съездах партии).

Брахманизм – религия древних индийцев, являвшаяся дальнейшим развитием ведической религии в период становления рабовладельческого общества. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним («брахманы», «араньяки» и «упанишады»), составленные в 8-6 вв. до н.э. При переходе к рыночной экономике потребовалась нормативно-правовая база с комментариями.

Брахманизм давал религиозное  обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (касту) брахманов (должностные лица современности с их политической неприкосновенностью).

Членам каждой из четырех  варн (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) предписывались особые правила поведения, права, гражданские и религиозные обязанности (дхарма). Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами (структура органов местного самоуправления) существует высший абсолют – бог-творец Брахма (Президент). Пример соблюдения вертикали власти: На пути к лучшей жизни (решение вопроса гражданина) стоит бесконечный ряд переселений душ (инстанций и ведомств), которая может воплощаться в самых разнообразных формах – начиная от растений и животных (местный чиновник – бюрократ) и кончая брахманами, царями и даже небожителями («Я буду жаловаться; До президента дойду; В Конституционный суд обращусь; В Гамбург»). Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его праведности. Важнейшими добродетелями считались: беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов.

Выполнение этих предписаний  вело якобы к новому, лучшему перерождению души, а нарушение требований дхармы – к новым несчастливым перерождениям. Учение о посмертном воздаянии использовалось господствующими классами для удержания в покорности народных масс. Преступление и наказании:, воспитание у гражданина почитания Закона и ответственности перед ним. Брахманизм стал основой формирования индуизма.

Индуизм – религия, наиболее широко распространенная в настоящее время в Индии. Возник в 6-4 вв. до н.э. как реакция на распространение буддизма и джайнизма. Индуизм представляет собой, по существу реформированный брахманизм и укрепился в Индии в период смены рабовладельческих отношений феодальными (4-6 вв.), которые закрепили кастовое деление общества. Индуизм является неоднородной религией: в нем нет единой догматики, обрядности, организованной церкви (либерализм – будущая демократия).

Кроме элементов брахманизма, в индуизме входят элементы ведических и местных религий, пережитки первобытных верований. Индуизм – религия с элементами идолопоклонства. Общим для всех течений индуизма является признание Вед священными книгами (официальность и общепризнанность), учение о сансаре, странствиях души, перевоплощающейся после смерти в различные живые существа соответственно закону кармы. Этот закон определяется соблюдением или несоблюдением кастовых предписаний, или дхармы. Индуизму свойственно учение о неравенстве людей перед богом, о божественности кастового деления.

Пример разделения властей: Главным богом в индуизме является триединый бог, обладающий свойствами созидания (Брахма) (законодательная  власть), сохранения (Вишну) (исполнительная власть), разрушения (Шива) (судебная власть). Брахме практически не поклоняются, почитают Вишну и Шиву (на ряду с ними – множество других богов).

Важную роль в индуизме играет представление об аватарах –  периодических воплощениях Вишну (разветвленная структура исполнительной власти) в местных богах (органы местного самоуправления), в человеке (должностное лицо) или животных (менеджер среднего звена). Аватарой Вишну, например, считается Будда, что свидетельствует о возможности приспособления индуизма к другим верованиям, в частности к буддизму (взаимозависимость структур власти).

Буддизм – одна из трех мировых религий (общедоступность, легитимность), возникшая в Индии в середине I тысячелетия до н.э. Буддисты утверждают, что буддизм появился в результате земной проповеди Будды Шакья-Муни (Ленин: «Землю - крестьянам, фабрики – рабочим!»).

В действительности же появление  новой религии связано с разрушением  родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных рабовладельческих государств и усилением классового гнета (1 Мировая война – недовольства – революция). Старые племенные религии уже не отвечали новым общественным условиям (необходимость модернизации, «серебряный век» интеллигенции, прибывшей с Запада). Из множества религиозных групп, предлагавших свои пути религиозного «спасения» (правые, эссеры, кадеты, либералы и т.д.), при поддержке властей сложилась более или менее единая буддийская организация и догматика (РКП(б), партия рабочих и крестьян). Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему.

Причина зла и страданий  – привязанность человека к чувственному миру (Бога – нет!) перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их («Готов к труду и обороне СССР!», 5летки, ударный труд), поняв суетность и зло мира, можно прекратить «круговорот бытия» (власть буржуазии), создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване (коммунизм, светлое будущее). Это «спасение» достигается вступлением на «восьмеричный путь» праведной жизни (партия, комсомол, пионерская организация), под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному путем самососредоточения.

Практически такая жизнь  возможно только в монашеской общине (партийная элита с семьями жили в светлом настоящем). Мирянин мог рассчитывать на «лучшее перерождение», лишь щедро жертвуя монахам (партийные и профсоюзные взносы) и соблюдая 5 моральных требований (Конституция и уголовный кодекс): воздержание от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя («сухой закон»). Учение буддизма было выгодно господствующим классам, т.к. обвиняло во всех земных страданиях самого человека, якобы создавшего себе в прежних перерождениях такую судьбу (раскулачивание зажиточных крестьян, репрессии), и представляло кротость и смирение главными добродетелями, несущими избавление от страданий земного бытия.

Дзен, дзен-буддизм – одна из разновидностей буддизма. Берет начало в распространившемся в 6 в. чань-буддизме. Исходя из признания общих принципов буддизма, дзен-буддизм своеобразно толкует вопрос о соотношении земного и божественного мира, не ставя между ними преграды, а, напротив, утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между собой (народ и власть едины, демократия).

В то время как в  традиционных формах буддизма содержится требование ухода от чувственного мира (сансары) во имя достижения небытия (нирваны), где только и возможно соединение человека с божеством, дзен-буддиззм учит, что с божеством можно соединится в земной жизни, обнаружив его «в собственном духе, собственной природе». Так в дзен-буддизме вводится понятие «сатори» - внезапного просветления в момент сильного переживания (перестройка, 90-е годы 20-го века), знаменующего «обнаружение Будды в своей природе» (приватизация). Для дзен-буддизма характерны крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему (рынок суров), ибо верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством (накопление капитала), что является высшей целью его существования.

Именно эти черты  дзен-буддизма обусловили его популярность в современном капиталистическом мире, его распространение в западных странах. Модное увлечение дзен-буддизмом объясняется также тем, что он не предъявляет (спрос-предложение, свобода выбора, конкуренция) верующим сложных требований в отношении обрядности, обязательного исполнения культовых действий, ритуалов.

Таким образом, проследив хронологию возникновения философских мыслей, то сопоставленным реалиям недалекого прошлого и настоящего тоже будут в хронологическом порядке.

Вывод по всей работе: Древний  Восток действительно можно назвать  источником управленческой мысли.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

История может на деле выполнить свою общественную роль, изучая процессы общественно-политической жизни в комплексе, системно, рассматривая всю совокупность явлений.

Не зная истории, мы теряем память и мудрость нации. К. Маркс  сказал: «Традиции мертвых поколений тяготеют над умами живых».

 На развитие философии  на Древнем Востоке (Китай и  Индия) значительное влияние оказал  так называемый «азиатский» способ  производства. Характерным для него  было наличие земледельческой общины, верховная собственность деспотичного государства на землю и принудительный характер многих видов хозяйственной деятельности.

Здесь философия носила патриархальный и консервативный характер. Она была явно недостаточно ориентирована на связь с научным знанием, в ней был слабо выражен личностный компонент (позиция мыслителя). На первом плане в философии Китая и Индии находились социально-политическая и морально-этическая проблематика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Васильев Л.С. «История религий Востока» - Москва, 1998.
  2. «Дао и даосизм в Китае» - Москва, 1982.
  3. Каган М.С. «Философия культуры» - Санкт-Петербург, 1996.
  4. Никифоров В.Н. «Восток и всемирная история» – Москва, 1977.
  5. Вечная мудрость Индии. Ведическая астрология: Вильям Р. Ливэси — Москва, АСТ, Астрель, 2009 г.- 208 с.
  6. Восточная философия: — Москва, Харвест, 2006 г.- 320 с.
  7. Индийская философия. Том 2: С. Радхакришнан — Москва, Радогост, 2005 г.- 654 с.
  8. Индийская философия. Энциклопедия: — Санкт-Петербург, Восточная литература, 2009 г.- 952 с.
  9. Индийская философия: Сарвепалли Радхакришнан — Санкт-Петербург, Академический Проект, Альма Матер, 2008 г.- 1008 с.
  10. Индия: Г. М. Бонгард-Левин — Санкт-Петербург, Наука, 2003 г.- 364 с.
  11. История Древнего мира: С. Ю. Суряпин, Т. Н. Явкина — Москва, Феникс, 2004 г.- 224 с.
  12. Цивилизация Древней Индии: Артур Бэшем — Санкт-Петербург, У-Фактория, Харвест, 2007 г.- 496 с.

freepapers.ru

письменные источники и их содержание — реферат

В те далекие времена в Древней Индии серьезно обсуждался и решался вопрос о научности в государственном управлении и о пользе науки в практической жизни. «С наукой государственного управления связаны все мирские дела, поэтому тот, кто хочет (успеха) в мирских делах, пусть всегда будет с поднятым жезлом (наказание)... Применение жезла, основывающееся на истинном поведении, приносит живым существам благополучие, Истинное поведение бывает добыто работою над собой и природой».

Анализ текста трактата показывает, что в Древней Индии были известны принцип плановости и процедура планирования как функция государственного управления. Так в «Артхашастре» приводится система управления, в которой многие вопросы экономической, финансовой и хозяйственной жизни решаются на основе этого принципа и с использованием инструментария планирования. Планировалось очень многое: распределение отраслей производства по областям и провинциям, заселение новых областей, число и состав высших и низших чиновников в государственном аппарате, получение общих доходов и расходов, расходы на содержание государственного аппарата. Наконец был разработан плановый инструмент для управления персоналом, точнее — первая в мире модель Табели о рангах, основные положения которой будут приведены чуть позже.

В «Артхашастре» приведены подробные характеристики работы кадров управления всех уровней — царя, министров и советников, послов, градоначальников, главного военачальника, главного сборщика податей в сельской местности. Затем указаны требования к армии надзирателей, которые делились в соответствии с функциями управления по отраслям и видам производства. В «Артхашастре» приведены практически все элементы кадровой работы.

После того, как распределили министерские полномочия, место, время и дело, все с указанными свойствами люди должны быть сделаны министрами, но не советниками».

В трактате приводятся требования к личным и деловым качествам высших руководителей — министров, главных советников, послов, домашнего жреца.

В трактате излагаются интересные процедуры оценки кандидатов на должность министров, осуществляемые с помощью доверенных людей и тайных агентов (рекрутеров). Их родину и способность к руководству пусть царь выяснит через доверенных людей; их искусство в ремесле и остроту в научном знании — от людей с одной с ними специальности; пусть выяснит красноречие, самоуверенность, искусство в ответах, в разговоре, из общения — честность, доброту, устойчивость в преданности; от сожителей пусть выяснит добродетель, силу, здоровье, стойкость, отсутствие упрямства и легкомыслие; лично — приветливость и неспособность вызывать ссоры; пусть выяснит ум, память, ловкость — по приступу к работе; в бедствии пусть выяснит предприимчивость, храбрость, выносливость.

В трактате также излагаются методы подбора и расстановки министров. Совместно с главным советником и домашним жрецом царь, назначив министров на должности, пусть испытывает их хитростями. Пусть он после испытаний министров — чистых по хитрости закона поставит на дела судебные и уголовные; чистых по хитрости выгоды пусть ставит на дела сбора поступлений, на должности сборов податей и счетные; чистых по хитрости любви пусть ставит надела по охране увеселений внутри дворца и вне его; чистых по хитрости страха пусть ставит на дела в непосредственной близости царя. Чистых по всем хитростям пусть сделает советниками; нечистых во всем пусть пошлет в рудники, в строевые леса, в леса — заповедники слонов и в мастерские.

Министров, очищенных по отношению к трем разделам (закон, материальная выгода, любовь) и страху, пусть ставит во главе дел, относящихся к их специальности, в соответствии с результатами проверки их честности».

 «Царская должность» уже в те древние времена требовала от человека исключительных качеств. Все время правителя и днем, и ночью было расписано — это выполнение различных административных обязанностей, прием официальных и тайных рапортов, совещания с министрами, казначеями и военачальниками. Перерывы для отдыха, сна, приема пищи, увеселений и развлечений в гареме были также жестко ограничены строгим расписанием. Далекий от «погрязания в типично восточной роскоши», молодой монарх «Артхашастры» был самым большим тружеником в своем царстве. Не всякий царь мог выдержать такую нагрузку, тем более что на каждом шагу приходилось принимать самые тщательные меры предосторожности и личной охраны, опасаясь яда или кинжала убийцы.

При отсутствии напряженности в работе несомненна гибель как того, что уже достигнуто, так и того, что еще предстоит сделать. Напряженностью в работе достигается ее плод и полнота материальных благ».

Одна из обязанностей царя — постоянный контроль и проверка результатов работы своих ближайших сановников.

Одной из ответственных должностей в руководстве страны был глава так называемых объединений (департаментов царской администрации). Главы объединений в 100 или 1000 человек должны производить (среди таких объединений) распределение продовольствия и платы за работу, а также назначения и перемещения. В случае, когда это касается должностей по надзору за имуществом Царя и по охране городов и местностей, перемещений не бывает. Главенствующие люди должны быть постоянными. Их должно быть несколько.

Как уже отмечалось, в стране существовал мощный институт надзирателей — по территориям (губернаторов, сборщиков податей) и по отраслям государственного хозяйства: надзиратели за земледелием, за скотом, за гетерами, надзиратели за судоходством, колесницами и сбором пошлин, в промышленности и ремесле (за мастерскими, рудниками, прядильным делом и др.). Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего, надзиратели царя должны вести дела при содействии счетчиков, писцов, знатоков монеты, держателей чистого Дохода и вторых надзирателей.

           Вторые надзиратели — это ездоки на слонах, конях и колесницах. Те из них, которые являются учащимися и зарекомендовали себя умелыми и честными, должны следить (как шпионы) за счетчиками и т. д. И он, царь, должен установить многоначальные (разнородные) и непостоянные (сменяемые) должности. Те, кто не расстраивает имущества, а разумно увеличивает его, стремясь доставить приятное царю, пусть остаются постоянно в своей должности».

В трактате приводятся должностные инструкции, наставления и рекомендации различным надзирателям. Например, надзиратель за питейным делом должен организовывать торговлю, но она может производиться в разных местах или же быть централизованной в соответствии с выгодой при покупке и продаже».

             Надзиратель за прядильным делом  должен заботиться о том, чтобы  доспехи, одежды и веревки, изготовляемые  из нитей, выделывались специалистами этого дела.

Вся работа должна быть поделена на участки — главные и второстепенные, нужно правильно распределить участников производства, дать определенную работу, координировать исполнение работы. Надзиратель должен считаться с имеющимся материалом и инструментом, правильно приспособить само место работы, подобрать помощников.

На каждом предприятии должна существовать четкая система вознаграждения в виде различных форм поощрения и наказания. Надзиратель должен был заботиться, чтобы на рассвете в помещении прядильни производилась выдача платы за работу в обмен на изготовленный продукт.

Здесь же описаны меры наказания в виде штрафов, причем штрафы взимались и с надзирателя: «Если он смотрит прядущей женщине в лицо или разговаривает о посторонних делах, то с него взыскивается штраф низшего вида (до 96 пана). Если он выдает плату за работу позднее надлежащего времени, то с него следует средний вид указанного штрафа. То же следует в том случае, если он платит за неисполненную работу».

Надзиратель за рудниками, знающий сам науку о металле и рудах, плавку металлов, окраску самоцветов или при помощи людей, это знающих, обеспеченный соответствующими работниками и снабженный инструментами, должен исследовать рудники, бывшие в разработке, имеющие своими признаками шлак и золу, и не бывшие в разработке руды в земле, горах и в жидкости, (их) особый цвет и тяжесть, острый запах и вкус».

Хранитель казны должен сделать помещение для казначейства, торговые помещения, склады, помещения для сырья, арсеналы и тюрьмы».

Характеристика элементов системы управления завершается в «Артхашастре» приведением полного перечня должностей и определением окладов государственных служащих в соответствии с должностными обязанностями при котором они были бы способны исполнять свои обязанности. Государь должен заботиться о материальном благе и в то же время не допускать нарушение закона в своем попечении о государственном организме». Всего в Табели о рангах было 17 рангов должностей каждый из которых, в свою очередь, содержал несколько должностей, равнозначимых для государства, судя по равным размерам вознаграждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение            Управление как особый вид человеческой деятельности появляется с первыми искусственными общностями (охотничьей группой, соседской общиной, затем государством). Первый слой профессиональных управленцев возникает с появлением государств.

Поскольку их организаторская работа была ориентирована на общественные организации, которые в тоже время считались и хозяйственными организациями, имеются основания называть первых правителей менеджерами.

В труде «Артхашастра» изложены основы индийской общественной администрации, учение о хозяйстве в области ремесла, торговли; рекомендации относительно поддержания в стране экономического, социального и политического порядка; качества государственного администратора. Каутилье, автору «Артхашастры», приписывают выдающуюся роль в развитии управленческой мысли и сохранении индийской империи на протяжении многих столетий.

Хотелось бы подчеркнуть огромную роль управленческой мысли Древней Индии с точки зрения теории менеджмента. Письменные трактаты того времени заложили основу управления государством, организацией, фирмой и по сей день.

Экономическое развитие Древней Индии, а именно развитие ремесленных производств способствовало повышению уровня жизни людей и прибавление капитала государства. Развитие внутренних и внешних торговли дало толчок к появлению новых слоев населения, установлению торговых связей. Расслоение не могло не отразиться на настроение людей. Начались противоречия богатых и бедных. Уже тогда появляются коллективные организационные массы людей для осуществления общих целей, что с позиции менеджмента является одной из основ успеха организации.

«Законы Ману» и «Артхашастра» являются письменными источниками, способствующие установлению основ политики. Трактаты приписывают принципы управления государством, цели царской власти, качества царя, то есть вс. То, что помогает наиболее точно управлять государством и людьми в нем. В трактате изложена система управления персоналом. Этот факт дает понять, что уже на тот момент люди задумывались о распределении полномочий друг между другом, о целях, задачах, методах подготовки кадров для управления. 

Принцип плановости и процедура планирования как функция государственного управления зародилась еще в Древней Индии и сохранилась по сей день во многих методах управления государством. С точки зрения менеджмента, планирование и принцип плановости является необходимым для управления организацией или фирмы.

Трактат «Артхашастра» обязывал царя постоянно контролировать и проверять результаты работы своих сановников. Такой метод в управлении применяется и сегодня. Президент, директор, менеджер обязан четко контролировать ход работы и результат своих подчиненных. В «Артхашастре» также прослеживалось точное распределение обязанностей должностных структур. Этот метод применяется сейчас во всех структурах.

 Каутилье, автор трактата, заложил основы в управлении государства, его существенные принципы сохранились сейчас и применяются в организации как необходимые методы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Авдиев В. И. История Древнего  Востока: учебное пособие .— М., 1983. – 455с. 2. Волков Ф. М. У истоков научных представлений об управлении: учебное пособие.—М.:ИНФРА-М,2006.–317с. 3. Всеобщая история менеджмента: учебное пособие /И. И.Мазур, А. Г. Поршнев, В. Д.Шапиро, Э. М.Коротков, Н. Г.Ольдерогге /Под ред. И. И.Мазура. – М.: Издательский центр «Елима», 2010.–784с. 4. История Древнего мира /Под ред. В. Н. Дьякова и Н. М. Никольского. – М.:Учпедгиз,1952.–613с. 5. История менеджмента /Под ред. Д. В.Валового. — М.: ИНФРА-М, 1997. – 549с.  6. Маршев В. И. История управленческой мысли: учебник.– М.:2005.–731с 7. Тураев Б. А. История Древнего Востока. — Минск: Харвест, 2002. – 683 с. 8.www.hi-edu.ru 9.www.history.xsp.ru 10. www.BiblioFond.ru

 

 

 

student.zoomru.ru

Развитие управленческих идей в Древней Индии — реферат

Федеральное государственное бюджетное Учреждение высшего профессионального образования  «Государственный университет –  учебно-научно-производственный комплекс»

Юридический институт

 

Кафедра «Экономика и  менеджмент»

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Менеджмент  и маркетинг»

 

 

Тема реферата:

«Развитие управленческих идей в Древней Индии»

 

 

 

 

Выполнил                                                                                   Максимов А.С.

 

Проверил         

к.э.н., доцент                                                                          О. В. Магомедалиева

                                                                              

 

Орёл, 2012

Содержание

 

 

Введение

Развитие управленческих идей в  Древней Индии

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Каждая наука базируется на применении исторического опыта. Изучение прошлого помогает избежать противоречий и ошибок, встречающихся в самом начале становления науки.           Наука управления как и любая другая наука изучает прошлое, настоящее и будущее. Анализ прошлого дает возможность гораздо лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Познание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию  прогрессивного состояния науки, а  также появлению и формированию новых идей.

Становление науки управления говорит о том, что нежизненные  концепции гибли, а оставались исключительно  самые значимые, проверенные практикой  и временем. Опыт развития многих стран мира показывает, что обращение к истории нередко происходило в критические, судьбоносные периоды общественной жизни, в периоды поиска путей выхода из образовавшейся кризисной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие управленческих идей в  Древней Индии

 

Уже ко времени образования  империи Маурьев (IV—II вв. до н.э.) произошли серьезные сдвиги в развитии производительных сил в Индии. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие металлы. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причем земледелие значительно преобладало, а скотоводство имело второстепенное значение.

Хозяйственная жизнь  Индии все более развивалась. Области, прилегающие к долинам  рек, превратились в цветущие землевладельческие районы. Благодаря искусственному орошению были расширены пахотные земли. Специалисты-агрономы тщательно учитывали параметры погоды и количество осадков, необходимых. Для той или иной культуры. Наиболее выгодным растением считался рис. В литературных произведениях упоминаются овощи, цветники и фруктовые сады. В хозяйственных трактатах говорится о подготовке семян и приготовлении удобрений. Особые «надзиратели за земледелием» должны были соблюдать за посевами. В пользу государства взимались подати налоги, главным образом натурой (в частности, зерном, которое затем хранилось в больших царских амбарах). Землю можно было продавать, дарить, сдавать в аренду. Арендная плата взималась обычно в виде определенной доли урожая.

Бедняки в общинах  все чаще теряли свои земельные наделы и становились арендаторами, отдавая иногда владельцу земли половину урожая. Цари вознаграждали землями богачей из высших каст. В одном из источников («Суттанипата»), например, рассказывается о богатом брахмане Каси Бхарадвадже, который владел большим поместьем. Ему принадлежали большие стада и 500 плугов при помощи которых его рабы обрабатывали его земли.

Ремесла все больше отделяются от сельского хозяйства. Свободные ремесленники объединяются в особые группы, напоминающие позднейшие гильдии или цехи. Эти гильдии управлялись советами и начальниками, которые регламентировали цены и качество изделий.

В джатаках' упоминается 18 различных ремесленных гильдий. Эти гильдии способствовали развитию ремесел в определенных районах  и передаче ремесленных навыков  по наследству. Особое распространение получили ткацкое дело, основанное на применении шерсти, льна, хлопка и шелка, металлургия и деревообделочное мастерство.

В «Артхашастре» говорится  о различных металлических сплавах и об обработке разных руд. Большое значение получило изготовление железа, из которого делали орудия и оружие. В связи с развитием ремесленных производств появляется специализация отдельных видов ремесла, например, изготовление луков и стрел. Ремесленники селятся в городах и пригородах. Города превращаются в крупные хозяйственные торгово-ремесленные центры.

Торговые пути, проходившие  по рекам и караванным дорогам, соединяли отдельные города и государства. Развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению слоя купцов и к дальнейшему углублению социальных противоречий. Начали устанавливаться торговые связи и с соседними странами, например, с Китаем и Бактрией. Появились и первые медные монеты, которые, однако, не имеют определенного чекана и подписей. Позднее их сменяют золотые монеты.

Все больше углубляются противоречия между богачами и бедняками. Число рабов увеличивается. Развивается работорговля, большие богатства сосредоточиваются в руках богачей, особенно ростовщиков. В рабство обращались военнопленные, несостоятельные должники и преступники. Усложнение в социальных отношениях приводит к изменениям кастовой системы. Некоторые представители высших каст разорялись и оказывались в рядах трудовых масс. В литературе упоминаются брахманы, которые принуждены добывать себе кусок хлеба земледельческим или ремесленным трудом.

Характерной чертой исторического  развития Индии и государственного устройства является рабство, возникшее в недрах первобытнообщинного строя, которое не могло развиться до античных форм. Фактическим тормозом была сельская община как форма экономической и социальной организации свободного населения. Необходимость коллективных усилий организованных масс людей при строительстве дамб и других ирригационных сооружений была одной из причин сохранения общины .

Другой основой общины, помимо коллективного владения, было непосредственное соединение земледелия с ремеслом, прекращение общины в целое. Государственные организации почти не вмешивались в дела общины, у нее была своя сельская администрация. Государственные повинности для общины в целом также тормозили распад общины. В свою очередь, прочность общины мешала широкому развитию рабовладельческих отношений хотя у общины были свои рабы для выполнения тяжелых, грязных работ. Некоторые ремесленники тоже являлись рабами. Тормозом распада общины и развития частной собственности была государственная собственность на землю. Эта форма позволяла рабовладельческой знати с помощью государственного аппарата не только эксплуатировать, но и посредством налога грабить свободное население.

Особую роль в развитии Индии сыграли географические факторы — например, суровые климатические условия, когда нередко происходили засухи или, наоборот, наводнения. Для борьбы с этими стихийными бедствиями нужны были усилия в государственном масштабе. Недостаток воды, малочисленность рек и других естественных водоемов, длительные периоды отсутствия дождей — все это выдвинуло создание системы искусственного орошения на первый план. Осуществление таких работ было непосильным для отдельных крестьянских хозяйств и даже крупных деревенских общин. Правительство было вынуждено взять в свои руки это дело, чтобы обеспечить нормальное функционирование экономической жизни. Это обусловило отсутствие у феодалов и крестьян частной собственности на землю, и в этом историческая особенность экономического развития Древней Индии.

Важнейшим руководством для управления государством в ту пору и последующие эпохи служили трактаты «Законы Ману» и «Артхашастра». Трактат «Законы Ману» создавался в течение 400 лет (II в. до н.э. — II в. н.э.) и просуществовал почти два тысячелетия как действующий свод дхарм (законов, религии, правил регламентов, обычаев или наставлений) для всех индийцев по широкому кругу вопросов. Наряду с общими повествованиями о происхождении мира и общества, об источниках дхарм и изучении вед, дхарм для представителей различных сословий древнекитайского общества, трактат содержит дхарму для царей. Здесь изложены основы политики, управления государством в военное и мирное время, цели царской власти, указаны качества, которыми должен обладать правитель, распорядок его дня.

В трактате приводятся интересные мысли о системе управления персоналом. Вообще говоря, в работах мыслителей Древней Индии наиболее многочисленны те разделы и главы, где речь идет об администрации, чиновниках государственной службы, управленческих работниках. В них рассматриваются по существу все кадровые проблемы в комплексе, т. е. излагаются вопросы оценки потребности в кадрах управления, формулируются требования к управленческим кадрам, принципы подбора и расстановки кадров, цели, задачи и методы их подготовки к деятельности в системе управления, приводятся различные системы вознаграждения, характеристики разных стилей управления, вопросы делегирования полномочий.

Из них следует назначить  храбрых, способных, родовитых, честных в делах в рудники и мастерские', робких — во внутренние покои дворца.

Название «Артхашастры»  переведено как «Наука политики.

«Артхашастра» — большое  произведение, состоящее из 15 отделов, или книг. Каждый отдел, в свою очередь, имеет разделы и главы. Всего насчитывается 150 глав, 180 разделов, или 6000 стихов (в число последних включается общее количество фраз трактата).

1-й отдел «Артхашастры» начинается вступительной (первой) главой, где дано перечисление отделов и разделов всего трактата и излагаются правила поведения царя. В этом отделе содержатся разделы и главы о классификации наук, об общении с учеными, назначении министров и советников, об испытании их честности, назначении тайных агентов и руководстве ими, о направлении послов, о наблюдении за царскими сыновьями, о царском жилище и самосохранении царя.

2-й отдел, наиболее обширный, говорит об обязанностях многочисленных надзирателей в промышленности, сельском хозяйстве, судоходном и военном делах, а также надзирателей за мерами веса, пошлинами и податями и др. Здесь указаны обязанности хранителя казны, собирателя доходов, военачальника, градоначальника и др. Излагаются положения о заселении страны, распределении земли, ведении счетов, составлении указов, об испытаниях чиновников, о действиях различных государственных агентов.

3-й и 5-й отделы отражают вопросы государственной политики и суда. В них рассматриваются дела, связанные с браком, с разделом наследства, с исполнением договоров и взысканием долгов; дела, касающиеся закладов рабов, прав собственности, насилия, различных видов оскорблений; действия тайных агентов и утонченные средства государственной политики, принципы тайных наказаний, пополнения казны, поведения придворных, укрепления государства, единовластии и др.

4-й и 8-й отделы говорят об устранении препятствий на пути к общественному порядку, о наблюдении за ремесленниками и купцами, о стихийных бедствиях и борьбе с ними, об охране нравов, о различных допросах, пытках, о наблюдениях за всеми ведомствами, способах наказания, о наказаниях за различные проступки, о задержании по подозрению и расследовании случаев внезапной смерти, о различного рода бедствиях (стихийных, внутренних), о беспорядках, подрывающих основы государства и власти царя и нарушающих спокойствие его державы.

6-й отдел посвящен  основам государственности, он  повествует о совершенствовании основ государства, о мире и труде.

7-й, 9-й, 10-й, 12-14-е отделы  посвящены вопросам войны у  внешней политики.

11-й отдел излагает  образ действий по отношению  к союзам и объединениям, а именно действия, вызывающие разногласия в объединениях и применение тайных карательных мер.

15-й отдел посвящен  методике трактата и различным  научным методам.

Как видим, уже в те далекие времена в Древней  Индии серьезно обсуждался и решался вопрос о научности в государственном управлении и о пользе науки в практической жизни. «С наукой государственного управления связаны все мирские дела, поэтому тот, кто хочет (успеха) в мирских делах, пусть всегда будет с поднятым жезлом (наказание)... Применение жезла, основывающееся на истинном поведении, приносит живым существам благополучие, Истинное поведение бывает добыто работою над собой и природой».

Анализ текста трактата показывает, что в Древней Индии  были известны принцип плановости и процедура планирования как функция государственного управления. Так в «Артхашастре» приводится система управления, в которой многие вопросы экономической, финансовой и хозяйственной жизни решаются на основе этого принципа и с использованием инструментария планирования. Планировалось очень многое: распределение отраслей производства по областям и провинциям, заселение новых областей, число и состав высших и низших чиновников в государственном аппарате, получение общих доходов и расходов, расходы на содержание государственного аппарата. Наконец был разработан плановый инструмент для управления персоналом, точнее — первая в мире модель Табели о рангах, основные положения которой будут приведены чуть позже.

referat911.ru