Барельеф в древнем египте. Разоблачение барельефа на древнем египетском храме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древности Египта. Часть 20. Карнак с разницей в 150 лет. Барельеф в древнем египте


Барельеф: Египет | Арт-студия Натальи Кобзевой

Барельеф в коридоре, июль 2014 г. В продолжение темы оформления узкого коридора буду рассказывать о создании на стене восточного барельефа. Тема: египетские пирамиды, караван верблюдов, всем известный египетский Сфинкс и пески. Данная тема выбрана, потому что камень, вокруг будущего барельефа был песочного цвета с оттенками желтого, да и владельцы помещения были не равнодушны к Востоку.

барельеф египетрисунок барельефа

Сначала на прогрунтованную стену нанесла рисунок простым карандашом, особо на деталях не заостряя внимания, так как все детали прорабатывались уже потом. Главное очертить контур будущего барельефа.

барельеф пустыня

барельеф пустыня

Затем основной фон вылепила в виде песочных дюн, а на переднем плане шел караван верблюдов и погонщик впереди. Задний план заняли египетские пирамиды и Сфинкс, вытянув свои длинные лапы в самом центре барельефа.

барельеф караванпанно из гипса верблюдверблюд на стенебарельеф в коридоре

Работала только с гипсовой шпатлевкой и используя немного венецианской штукатурки. Когда основная масса набросков подсохла, с помощью различных инструментов доводила весь барельеф до конечного результата. Сами же пирамиды лепила из мокрого раствора, не дожидаясь пока он подсохнет. Формировала кирпичики тут же.

пустыня барельеф

барельеф пирамидыбарельеф египетский сфинкс

После полного высыхания панно прогрунтовала и покрасила дисперсионными красками, излишки которой снимала мокрой губкой. Если быть точнее, то красила губкой. Закрепила барельеф лаком на водной основе.

египетские пирамиды барельефбарельеф караван в пустынепирамиды сфинкс барельефискусственный камень и барельефбарельеф пустыня караванкамень и барельеф в коридоре

барельеф верблюдкобзева наталья барельеф

kobzewa.ru

ФОРМАТОР » Загадки древних барельефов

Луиджи Гальвани в 1790 году открыл “животное электричество” по чистой случайности. Он заметил, что мышцы лягушки непроизвольно сокращаются, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.

Так начиналась известная история, создания современной “электротехнической” цивилизации.

В 1969 г.В фундаменте Египетского храма Хатхор (построен в период правления царицы Клеопатры VII – 69-30 г.г.до н.э.) в Дендере были найдены узкие камеры шириной 1,1 м. Археологи ничего не могут сказать о назначении этих помещений, но здесь изображены древние лампы накаливания! Подземная камера расположена у самой дальней стены храма, двумя этажами ниже под землей. В нее можно попасть через узкую шахту. Ширина этой камеры 1 м 12 см, а длина — 4 м 80 см. Почему именно в такой неприглядной труднодоступной,узкой камере, на настенных барельефах, изображен — процесс электрического освещения?! Египетский храм Хатхор: (600x450, 30Kb)
Древняя электролампа?! (600x450, 56Kb)Этих барельефов три. Все они находятся в одном зале и посвящены одной теме: группа людей (жрецы?) занята действием с некими предметами. Первая аналогия, возникающая при виде этих предметов, – электрическая лампа. На них изображены люди держащие большие, прозрачные,колбообразные предметы, внутри них видны извивающиеся змеи (В иероглифических текстах, сопровождающих барельефы, эти змеи описываются глаголом seref, что означает «пылать»,речь здесь может идти о некоей форме электрического освещения),вытянувшись по всей длине объекта ,являют собой символическое изображение витой нити накаливания.

Острые хвосты змей введены во что-то вроде цветков лотоса: не нужно большой фантазии, чтобы увидеть в них электрические патроны.Под «лампами» находятся весьма необычные предметы называемые Джед(потом были найдены образцы Джед, на которых висели медные провода),похожие на изоляторы, на которые как на колонны, опираются колбы.

От лотоса-патрона отходят кабели в полосатой оплетке, ведущие к «ящику» (в текстах этот кабель назван “барка бога солнца Ра”).Солнечное божество, изображенное на коробке-«генераторе» – Хех или по иной версии Атум-Ра, указывает на сопричастность данного ящика к некой энергии.

Подобно Джеду, Хех являлся олицетворением вечности, его имя означает «миллион» или вообще очень большое число. В то время как изолятор-Джед символизирует «постоянную» вечность, Хех олицетворяет вечную смену циклов,что может символизировать,ну очень большой ресурс данного источника энергии.

Справа на рельефе стоит демон-павиан или бог Гор с собачьей головой и держит в руках ножи,которые можно истолковать как и охраняющую силу или опасность исходящую от ящика,или даже как включатель/выключатель.

Есть мнение ,что эта подземная камера в фундаменте храма Хатхор(“место бога Гора”) в Дендере, была мини-электростанцией, и здесь изобразили тайную науку об электричестве, которая передавалась только посвященным..Что касается «ламп»,можно идентифицировать их как трубки Крукса. Британский физик Уильям Крукс (1832–1919) одним из первых начал изучать распространение электрического разряда в стеклянных трубках, наполненных разреженными газами. При подключении к высоковольтной обмотке индукционной катушки такие трубки испускали яркое свечение.

Существует мнение, что подобные лампы использовались во время нанесения изображений в различных постройках древнего Египта, на стенах которых не было найдено следов от копоти,которую “должны” были оставить обычные ламны.С одной стороны это аргумент в поддержку выше приведенной гипотезы, с другой доподлинно неизвестно какими лампами пользовались древние египтяне, и возможно что помещения тщательно очищали от копоти.

Более того ,были найдены списки по ведению расходов, в которых указывалось количество выданного рабочим, масла, для освещения работ.

Судя по содержанию иероглифических надписей сопровождающих барельефы, те кто их вырезал уже плохо представляли истинный смысл рисунков,вероятнее всего, что изображения эти, доставшиеся в “наследство” от ранней цивилизации, стали “каноническими” и на протяжении времени копировались,лишь повторяя канон еще более древних, священных изображений подобно современным иконам…кстати о иконах и артефактах на них, подобных этим,речь еще впереди..

 

www.evdart.ru

Разоблачение барельефа на древнем египетском храме - 2 Декабря 2015

Речь идет о знаменитом барельефе, на котором якобы изображены силуэты современной военной техники. В интернет - журнале "Популярная механика" блогер Валерий Иванов пытается разоблачить древние письмена.

 

Я не египтолог, мне не довелось потрогать данный артефакт, но все же я с ним не согласен. Для тех, кто впервые читает об этом, поясню, что 3500 лет назад на древнем египетском храме появились вот такие странные иероглифы.

 

 

Привожу его исследование полностью.

Загадка «древнеегипетского вертолета» была решена археологами из Мюнхенского института египтологии в 1992 году. Изучив картинку, ученые пришли к выводу, что ее дорисовало время. Трещины, следы от штукатурки, сколы добавили детали — например, несущий винт «вертолету», пушку — «танку», хвост — «самолету». И «техника» обрела современные черты. На самом же деле все эти «конструкции» прежде были просто иероглифами.

 

Иероглифы. Так изначально (фрагмент) выглядели иероглифы, ставшие вертолетом, танком и прочей техникой

 

Помимо времени, повлияло и то, что текст по сути является «палимпсестом», то есть в разное время на одном камне вырезались различные иероглифы. Текст фараона Сети был «подкорректирован» его преемником Рамзесом II. Титул «кто отразил девять врагов Египта (девять луков)» был заменён на титул Рамзеса «кто защищает Египет и покоряет чужие страны». Подобные случаи узурпации (присвоения) памятников своих предшественников не единичны.

 

 

 

(Нажмите для увеличения)

 

Со временем выцвела раскраска иероглифов, отвалилась часть штукатурки, закрывавшая старую надпись, и получилась эта странная комбинация. Трудно отделаться от впечатления, что эти знаки похожи на современную технику. Так уж устроено наше восприятие: в непонятном мы склонны опознавать прежде всего то, что нам хорошо знакомо.

 

Можете со мной не согласиться, но я вижу то, что я вижу. На этой фотографии отчетливо видно, что остальные иероглифы от времени не пострадали.

 

 

При чем здесь краска и штукатурка? Допустим, надпись и переделывалась, но это же не тату. Насколько мне известно, иероглифы вырезали в камне, а не рисовали. Для того чтобы вырезать новый иероглиф, нужно уничтожить старый. Или у древних египтян были технологии по наращиванию камня?

Мы с вами наблюдаем памятники старины в том виде, в котором они существовали в период пика развития своей цивилизации. А что было до этого? Кто дал древним египтянам знания по астрономии, физике и химии, которыми мы восхищаемся по сей день? Египтологи, к сожалению, не могут ответить на этот вопрос.

www.neveroyatno.info

Разоблачение барельефа на древнем египетском храме

Речь идет о знаменитом барельефе, на котором якобы изображены силуэты современной военной техники. В интернет - журнале "Популярная механика" блогер Валерий Иванов пытается разоблачить древние письмена.

Я не египтолог, мне не довелось потрогать данный артефакт, но все же я с ним не согласен. Для тех, кто впервые читает об этом, поясню, что 3500 лет назад на древнем египетском храме появились вот такие странные иероглифы.

Привожу его исследование полностью.

Загадка «древнеегипетского вертолета» была решена археологами из Мюнхенского института египтологии в 1992 году. Изучив картинку, ученые пришли к выводу, что ее дорисовало время. Трещины, следы от штукатурки, сколы добавили детали — например, несущий винт «вертолету», пушку — «танку», хвост — «самолету». И «техника» обрела современные черты. На самом же деле все эти «конструкции» прежде были просто иероглифами.

Иероглифы. Так изначально (фрагмент) выглядели иероглифы, ставшие вертолетом, танком и прочей техникой

Помимо времени, повлияло и то, что текст по сути является «палимпсестом», то есть в разное время на одном камне вырезались различные иероглифы. Текст фараона Сети был «подкорректирован» его преемником Рамзесом II. Титул «кто отразил девять врагов Египта (девять луков)» был заменён на титул Рамзеса «кто защищает Египет и покоряет чужие страны». Подобные случаи узурпации (присвоения) памятников своих предшественников не единичны.

Со временем выцвела раскраска иероглифов, отвалилась часть штукатурки, закрывавшая старую надпись, и получилась эта странная комбинация. Трудно отделаться от впечатления, что эти знаки похожи на современную технику. Так уж устроено наше восприятие: в непонятном мы склонны опознавать прежде всего то, что нам хорошо знакомо.

Можете со мной не согласиться, но я вижу то, что я вижу. На этой фотографии отчетливо видно, что остальные иероглифы от времени не пострадали.

При чем здесь краска и штукатурка? Допустим, надпись и переделывалась, но это же не тату. Насколько мне известно, иероглифы вырезали в камне, а не рисовали. Для того чтобы вырезать новый иероглиф, нужно уничтожить старый. Или у древних египтян были технологии по наращиванию камня?

Мы с вами наблюдаем памятники старины в том виде, в котором они существовали в период пика развития своей цивилизации. А что было до этого? Кто дал древним египтянам знания по астрономии, физике и химии, которыми мы восхищаемся по сей день? Египтологи, к сожалению, не могут ответить на этот вопрос.

http://www.neveroyatno.info/

www.the-submarine.ru

Древности Египта. Часть 20. Карнак с разницей в 150 лет : humus

[прошлые выпуски]Древности ЕгиптаДревности Египта. 2Древности Египта. 3Древности Египта. 4Древности Египта. 5Древности Египта. 6Древности Египта. 7Древности Египта. 8Древности Египта. 9Древности Египта. 10Древности Египта. 11Древности Египта. 12Древности Египта. 13Древности Египта. 14Древности Египта. 15. Фаюмские портретыДревности Египта. 16Древности Египта. 17Древности Египта. 18. Гробница ТутанхамонаДревности Египта. 19

Карнак. Барельеф в храмеКарнак. Барельеф в храме

Карнак. Барельеф на 2-ом пилоне гипостильного залаКарнак. Барельеф на 2-ом пилоне гипостильного зала

Карнак. Барельеф на 3-ем пилоне гипостильного залаКарнак. Барельеф на 3-ем пилоне гипостильного зала

Карнак. Барельеф на стене храмаКарнак. Барельеф на стене храма

Карнак. Наклонная колонна гипостильного залаКарнак. Наклонная колонна гипостильного зала

Карнак. Южная сторона храмаКарнак. Южная сторона храма

Карнак. Пилон, северная сторонаКарнак. Пилон, северная сторона

КарнакКарнак

Карнак. Соленое ОзероКарнак. Соленое Озеро

Карнак. Колоннада гипостильного зала, вид с югаКарнак. Колоннада гипостильного зала, вид с юга

Карнак. Руины гипостильного залаКарнак. Руины гипостильного зала

Карнак. Святилище храма Тутмоса IIIКарнак. Святилище храма Тутмоса III

Карнак. Барельеф на стене слева от Царского павильонаКарнак. Барельеф на стене слева от Царского павильона

Карнак. Разрушенный пилонКарнак. Разрушенный пилон

Карнак. Рухнувший обелискКарнак. Рухнувший обелиск

Карнак. Колонный залКарнак. Колонный зал

Карнак. Аллея сфинксовКарнак. Аллея сфинксов

Карнак. В Большом залеКарнак. В Большом зале

Карнак. СвятилищеКарнак. Святилище

Карнак. Фрагменты обелискаКарнак. Фрагменты обелиска

Карнак. Общий вид развалин, вид озераКарнак. Общий вид развалин, вид озера

КарнакКарнак

Карнак. ПилоныКарнак. Пилоны

Карнак. Развалины Большого залаКарнак. Развалины Большого зала

Карнак. КолонныКарнак. Колонны

Карнак. Аллея СфинксовКарнак. Аллея Сфинксов

КарнакКарнак

Карнак. Колонны гипостильного залаКарнак. Колонны гипостильного зала

КарнакКарнак

КарнакКарнак

КарнакКарнак

Карнак. Аллея сфинксовКарнак. Аллея сфинксов

Карнак. Большой колонный залКарнак. Большой колонный зал

КарнакКарнак

КарнакКарнак

Карнак. Колоннада в храме АмонаКарнак. Колоннада в храме Амона

Карнак. Колонны ХрамаКарнак. Колонны Храма

Карнак. Обелиск в храме АмонаКарнак. Обелиск в храме Амона

Карнак. Статуи храмаКарнак. Статуи храма

Карнак. Статуя Рамсеса IIКарнак. Статуя Рамсеса II

Карнак. Храм ХонсуКарнак. Храм Хонсу

источникисточникисточник

humus.livejournal.com

Конпект урока на тему "Мастера Египта. Барельеф"

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

  1. - - Знакомство с новым, интересным.

-Чтобы не совершать ошибок , люди должны планируют свою работу. Мы тоже будем учиться планировать и работать по построенному плану.

- Посмотрите на доску. Как называется данное изделие? ( Плитка, скульптура… )

- Это изделие называется БАРЕЛЬЕФ. На доску вывешивается новое слово.

    1. Сообщение.

- Какое домашнее задание было у вас? (узнать, что означает слово барельеф)

- БАРЕЛЬЕФ это(французкое слово. bas-relief — низкий рельеф) — один из видов скульптурного изображения на плоскости, все части которого выступают над поверхностью фона менее чем на половину своего объема.

- Какими источниками мы пользовались? (Словарями, в интернете)

-Барельефы — очень древний вид декоративного оформления архитектурных сооружений.

Барельефы выполняются в различных материалах:

Металл, гипс, мрамор, гранит, дерево, штукатурка

Барельефы могут быть любой толщины, иметь квадратную и прямоугольную формы, реже всего – круглую.

Ими были украшены стены храмов в Древнем Египте и дворцов. Резные барельефы можно увидеть во всех средневековых соборах Европы.

С древнейших времен барельефы украшают здания (снаружи и внутри), а также различные монументы для усиления их выразительности.

    1. Первичная проверка понимания.

- Что такое порельеф?

- Какие материалы использовали для изготовления барельефа?

- Что украшают барельефом?

- А вы где встречали барельеф? ( На зданиях, монетах)

- В Ульяновске на Доме Гончарова в 1907году была установлена мемориальная доска с барельефом писателя.

  1. Планирование деятельности.

- Как вы думаете, почему я ввела в урок это новое слово барельеф?

- В какой стране можно встретить данное сооружения?

- Путешествие по этой стране у нас не закончилось. По Египту можно ещё долго путешествовать. Узнать, что то новое интересное.

- Уточните тему урока? ( Мастера Египта. Барельеф)

- Откройте учебник на стр.15. Рассмотрите и составьте план урока.

1. Рассмотрим изделие

2. Поработаем по технологической карте.

3. Повторим технику тезобасности при работе с пластилином.

4. Изготовим изделие.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группе.

Регулятивные УУД

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

  1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Снится ночью паукуЧудо-юдо на суку.Длинный клюв и два крыла.Прилетит - плохи дела.А кого паук боится?Угадали? Это...

Без особого усилья,Широко расправив крылья,Славу в небе приобрел,Над землей парит ...

Кто отправился в полёт,В клюве веточку несёт?

По легенде птица Феникс возрождается из пепла. Фиолетовый цвет – это цвет ночи, таинственности.

Птица крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,

Сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо-влево,

Удивилась: « Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,

Полечу-ка я домой».

Полетела, полетела,

В гнездышко своё присела.

Стая птиц летит на юг,Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)Чтоб скорее прилетать,Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)В небе ясном солнце светит,Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)А внизу леса, поля –Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)Птички начали спускаться,На поляне все садятся.Предстоит им долгий путь,Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)И опять пора в дорогу,Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)Вот и юг. Ура! Ура!Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

II. Применение знаний. Практическая работа.

1. Анализ образца. 3 1 1 2

Выполняется с опорой на материал в учебнике на с. 15. Анализ барельефа выполняется по его рисунку.

- Отгадайте загадку:

- Сегодня мы с вами будем лепить птицу. Но она будет необыкновенная.

- Посмотрите на барельеф. В учебнике с 15 Может кто то знает, что это за птица?

А я и не думала, что вы знаете об этом?

- Это птица Феникс.

Феникс - священная птица, напоминающая по описанию орла или цаплю с золотыми и красными перьями, которая способна возрождаться, иногда даже из своего пепла.

- Подумайте! Почему для изображения ФЕНИКСА выбрали эти цвета?

- Красный цвет – цвет крови, символизирует жизнь

- Синий цвет – божественность. В мифологическом сознании небо всегда было обитание Богов.

- Желтый цвет – цвет Солнца, символизирует вечность, постоянство

- А что на голове у птицы - Феникс? ( Солнце)

- Вот почему на голове у неё круг, который символизирует Солнце.

- А почему выбрали фиолетовый фон?

ФИОЛЕТОВЫЙ цвет – цвет таинственности. Много легенд и тайн вокруг этой птицы.

- Может кто то знает их?

ФИЗМИНУТКА

- Птицы не любят жить по отдельности. Они существуют парами. Почему?

- Правильно. Вместе всегда легче и веселее.

- Сегодня мы с вами будем работать в парах.

- Вспомните правила работы в паре.

- Работать должны … ОБА

Один говорит – другой - … СЛУШАЕТ

Своё несогласие высказывай – ВЕЖЛИВО

Если не понял - ПЕРЕСПРОСИ

- Подготовка рабочего места.

- Посмотрите на свое рабочее место. И место своего соседа.

- Какие инструменты вам понадобиться во время лепки? (доска, стека, которой можно разрезать бруски на кусочки)

- Какие умения у вас уже есть?

- Какие правила работы с пластилином вы помните?

( 1. При работе с пластилином следует следить, чтобы пластилин не падал на пол.

2. Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать лицо руками.

3. После работы с пластилином, следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть их сухим полотенцем. )

Поэтапное выполнение работы.

- Технологию изготовления вы сможете рассказать сами, пользуясь технологической картой на стр.15.. Составим план.

(СЛАЙД № )

План.

  1. Выбираем пластилин нужного цвета.

  2. Отрезаем стекой нужное количество пластилина.

  3. Согреем кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

  4. Формируем лепешку толщиной 5 мм

  5. Накладываем шаблон.

  6. Проводим по контору.

  7. Снимаем излишки пластилина.

  8. Отделяем заготовку.

  9. Выкладываем на картонную основу.

  1. Самостоятельная работа. Групповая работа.

Работа с опорой на инструкционную карту. Во время выполнения работы звучит музыка «Египетское солнце».

-Оценка работы.

- За что я могу похвалить своего соседа?

- Чем мне он помог?

- Как вы работали в паре?

- Теперь мы можем завершить наш макет «Древний Египет», который делаем не первый урок.

- Куда вы расположите Барельеф на макете?

Завершите макет.

  1. Рефлексия.

- Кто из вас считает, что у вас получилось то, что вы задумали?

- Почувствовали вы себя мастерами Египта?- Что вызвало затруднение? Почему?

doc4web.ru

БАРЕЛЬЕФ

Слово "барельеф" (в переводе — низкий рельеф) пришло в русский язык из французского и означает скульптурное изображение или орнамент, выступающие на плоскости менее, чем на половину своей величины.

Чтобы увидеть барельеф, надо поднять голову, потому что размещается он, как правило, очень высоко: на стене фасада или внутри дома. Чаще всего над окнами или дверьми. Иногда во фризе или фронтоне. Барельефы могут быть разных форм, но, как правило, они прямоугольные или круглые. Реже встречается ленточный барельеф. Раньше их делали, в основном, из гипса, мрамора, терракоты или металла. В наши дни делают также из бетона и сплавов.

Барельеф — это очень древний вид декоративного оформления архитектурных сооружений. Ими украшали стены храмов в Древнем Египте и дворцов ассирийских царей. В Древнем Риме их высекали и на триумфальных арках, и на мраморных саркофагах. Резные барельефы можно увидеть во всех средневековых соборах Европы. Делали их также и мастера Древней Руси. Композиционное искусство и ритмическое разнообразие — главное в сюжетных барельефах.

В России их исполнением занимались известные скульпторы: от М. И. Козловского до А. Т. Матвеева. Но авторы декоративных барельефов на фасадах частных домов большей частью неизвестны, ибо это была массовая продукция. Их сюжеты изучены плохо. Они заимствованы обычно из позднеантичного искусства и изображают жертвоприношения, поклонение Вакху, играющих купидонов, танцующих муз и т. п. В тондо часто представлены профили абстрактных древних героев. Орнаментальные барельефы тоже стандартны: маски, гирлянды, тирсы, канделябры, трофеи и т. п. Фасадные барельефы однообразны, однако, только на первый взгляд. Их иконография во многих случаях зависит от архитектурного задания и назначения. Это прежде всего относится к общественным постройкам. Манежи украшают композиции с изображением конных ристалищ, военные сооружения — разнообразная арматура, Адмиралтейство — морская символика. В панно на фасадах храмов можно увидеть крылатых ангелочков, на домах купцов — кадуцей, жезл бога торговли Гермеса, на учреждениях искусства — Аполлона с музами. Встречаются и повествовательные панно. На фасаде Публичной библиотеки они рассказывают о науках и художествах, на аттике Казанского собора — о библейской истории. Следовательно, барельефы не только украшали плоскость, но и несли символико-смысловую нагрузку.

С эклектикой в барельеф пришли реальные исторические сцены, конкретные портреты (писателей, художников, учёных), усложнённый плетёный орнамент. Распространился горельеф, т. е. высокий рельеф, который усиливал пластичность изображений.

Модерн обогатил иконографию (в ней появились растения, птицы и животные) и нашёл новые материалы (камень, майолика). Барельефы обрели больше пространства — их освободили от обрамления и стали помещать в самых неожиданных местах: у входов, под крышей, на пилястрах и т. д. Часто в полный рост изображались символические фигуры гениев, сивилл, атлетов. Сюжетные сцены вышли из моды, ритм сменился алгоритмом.

Советская эра вернула сюжеты и придала барельефу откровенно идеологический характер. Он стал походить на развёрнутую повествовательную картину о революционных и трудовых событиях. Для этой цели лучше всего подходил ленточный барельеф крупного размера.

К сожалению, сегодня барельеф практически исчез с фасадов и сохранился только на памятниках. Современные здания сильно обезличены, их фасады из стекла, бетона и металла в барельефах не нуждаются. Но это временное явление. Постмодерн обречён на эклектику и поэтому рано или поздно вернётся к украшательству и вспомнит о барельефах.

Источник: www.adresaspb.ru

art-granit.com.ua