Рост рабовладения. Источники рабства Древнего Рима. Рабство в древнем риме кратко
Рабы в древнем Риме - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Читайте так же еще статьи по разделу:
Рабство существовало уже на заре римской истории. Среди древнейших римских рабов было много земледельцев, не выплативших долга ростовщику и обязанных его отработать. Положение этих кабальных рабов мало чем отличалось от положения чужеземцев, захваченных в плен и превращенных в рабов. В ходе длительной борьбы плебеев против патрициев кабальное рабство для римских граждан было отменено. Римлянин, не сумевший -выплатить долга, терял свое имущество, но не свободу. Но лица, ее обладавшие римским гражданством, по-прежнему за неуплату -долгов или податей обращались в рабов.
Рабами становились также военнопленные.
Массовая продажа пленных в рабство часто являлась наказанием за восстание против римского господства. Но, конечно, десятки тысяч пленников продавали не только для устрашения покоренных народов. Владение рабами было выгодно. Рабы избавляли римлян от изнурительного труда в рудниках, на полях. Эксплуатация рабского труда приносила большие доходы рабовладельцам.
В то же самое время рабский труд отличался крайне низкой производительностью. Раб работал из-под палки и не был заинтересован в результатах своей работы. Он не получал никакой выгоды от того, что работал лучше, и поэтому, как только за ним прекращался надзор, он бросал работу, портил орудия труда, калечил скот. Этим объясняется крайне медленное развитие техники в период господства рабства. Некоторые технические изобретения использовались только в военном деле и строительстве. Рабам давали лишь самые грубые орудия, которые было трудно испортить.
Общество, основанное на рабстве, таило в себе непримиримые противоречия, которые привели его к гибели. Эксплуатация рабов в древнем мире Не знает пределов. Она приводит к физическому истреблению огромной массы людей, занятых необходимым для общества производительным трудом. Отсюда ясно, что для существования такого общества необходим постоянный приток рабов.
Период расцвета рабовладельческого строя в Риме — III в. до н. э. — II в. н. а,—это время бесконечных войн, обеспечивших поступление на рынки массы рабов. Тяжесть войн выносили на своих плечах свободные крестьяне и ремесленники, служившие в войске или отдававшие в солдаты своих сыновей. Господство рабского труда в земледелии и ремесле приводит к разорению свободного населения империи, занятого в производстве. Одновременно приходит в упадок римская армия. Победы сменяются поражениями, завоевательные войны — оборонительными. Источник постоянного пополнения рабов иссяк. Присущие рабскому труду отрицательные стороны проявляются все сильнее и сильнее. Наступает общий упадок производства. Приходят в запустение города, расстраивается торговля.Рабовладельцы начинают отпускать на свободу рабов, так как труд их становится невыгодным. Растет число вольноотпущенников. Появляется новый слой трудящихся, занимающий промежуточное положение между свободными и рабами — колоны, прежде свободные мелкие земледельцы, попавшие в зависимость к крупным земельным собственникам и обязанные нести ряд повинностей в их пользу.Так возникла историческая необходимость замены рабовладельческого строя другим, более передовым общественным строем. Однако класс рабовладельцев упорно .отстаивал свои права и преимущества! Сохранялось рабовладельческое государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса. Для уничтожения рабовладельческого строя требовалось .сломить сопротивление рабовладельцев, разрушить рабовладельческое государство. Это сделали народные массы, поднявшиеся на борьбу против угнетателей. Удары изнутри сочетались с ударами извне. «Варвары» вторглись в пределы империи и совместно с колонами и рабами уничтожили рабовладельческое государство. Исчезли все препятствия на пути к новому, более передовому общественному строю.
Рекомендуем ознакомится: http://antiquehistory.ru
worldunique.ru
Рабы и гладиаторы в Риме
Рабство в Риме
Рабов в Риме было так много, что почти все граждане, даже самые бедные, владели ими.
Особенно много рабов находилось в имениях аристократов. Работая с раннего утра до позднего вечера, они получали однообразную и грубую пищу, а вместо одежды — тряпьё. За малейшую провинность раба наказывали — избивали и заковывали в кандалы. Один жестокий рабовладелец бросал провинившихся рабов в специально устроенный пруд на съедение хищным рыбам.
Рабов считали не людьми, а имуществом, принадлежащим хозяину. Римский писатель выразился так: «В имении бывают орудия трёх видов — немые, мычащие и говорящие». Нетрудно понять, что людей он приравнял к мотыгам и волам.
Рабами торговали на рынках. На шею выставленному на рынке невольнику вешали табличку с указанием происхождения, возраста, состояния здоровья и умения выполнять какую-нибудь работу. Здесь же указывалось его имя. Впрочем, вместо имени чаще давалась кличка. Если раба захватили на поле боя с оружием в руках, то на голову ему водружали венок. Войлочная шляпа на голове раба означала, что продавец не ручается за его здоровье и поведение.
Рабовладельческое поместье. Современный рисунок. Рабы носят корзины с виноградом и давят его ручным прессом. В центре владелец имения, управляющий и старый ненужный раб.
Невольники, прислуживавшие в роскошных домах знати, были в лучшем положении. Они зачастую становились учителями детей хозяина. Искусным ремесленникам в городе разрешалось жить и работать отдельно, отдавая хозяину большую часть заработанных денег. Такие рабы могли с течением времени выкупиться на свободу.
Гладиаторы
Особенно тяжёлой была участь гладиаторов — рабов, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения и удовольствия зрителей. Римляне любили эти кровавые зрелища. Толпы лишившихся земли, обнищавших и часто отчаявшихся римских граждан требовали самых грубых развлечений. «Хлеба и зрелищ!» — стало их лозунгом. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Гладиаторы в амфитеатре. Современный рисунок
Для гладиаторских представлений строились огромные амфитеатры, вмещавшие десятки тысяч зрителей. Бои были театрализованы. Например, один гладиатор, изображая рыбака, вооружался трезубцем и сетью. Роль рыбы играл его противник, вооружённый мечом и маленьким щитом. На шлеме у него была прикреплена фигурка рыбы. Раненный в бою гладиатор протягивал к зрителям левую руку, моля их о пощаде. Если зрители решали сохранить ему жизнь, они поднимали кверху большой палец. Если они обращали палец вниз, раненого добивали. После трёх лет игры со смертью на арене гладиатор получал свободу.
Вопросы по этому материалу:
Назовите источники рабства в Древнем Риме.
Когда и почему количество рабов в Риме резко увеличилось?
Как использовался труд рабов в Древнем Риме?
Почему гладиаторские бои стали популярными в Риме?
doklad-referat.ru
Рост рабовладения. Источники рабства Древнего Рима
Сельское хозяйство и ремесла с конца III в. развивались на базе рабовладельческого способа производства. Рабовладение существовало с самого начала истории Рима, но ведущим рабовладельческий способ производства в Италии становится не ранее та- рентинской и пунических войн
Превращение Рима в мировую державу сопровождалось захватом не только денег, золота, серебра, меди и дорогих вещей, но и огромного количества рабочей силы — рабов. После взятия Тарента, например, было продано в рабство сразу 30 тыс. человек, в войне с македонским царем Персеем в 157 г. захвачено тоже 30 тыс. человек. Тиберий Семпроний Гракх, отец римских трибунов братьев Гракхов, в 177 г. в Сардинии обратил в рабство
более 80 тыс. «Тогда, — замечает Ливий,— так много продавалось рабов и они были так дешевы, что слово «сардинец» сделалось синонимом вообще дешевого товара» (sardi venales, alus alio nequior). Еще более жестоким было порабощение 150 тыс. эпирцев в 167 г. В 177 г. было захвачено 5 тыс. иллирийцев. Охота за рабами была одним из стимулов военных экспедиций и налетов римских полководцев. В 171 г. консул Гай Кассий Лонгин (С. Cassius Longinus) даже был обвинен в набеге на альпийские народности с целью захвата рабов.
Особенно много рабов дала третья Пуническая война. По свидетельству Аппиана, Сципион Эмилиан вывез из Карфагена 60 тыс. рабов, большая часть которых была продана в самом Риме. Косвенным доказательством многочисленности рабов в Римской республике во II в. служат наличие большого числа вольноотпущенников и их роль в социально-экономической и политической жизни Рима. Между прочим, из вольноотпущенников вышел народный трибун Габиний (vemae nepos), введший в 139 г. тайное голосование, Публий Фурий и др. Во время суда раздраженный Сципион заявил: «Как могут меня смущать крики людей, подобных вам, для которых Италия является мачехой, которых я недавно привел сюда как пленных?». В следующие столетия с ростом римского империализма захваты еще более участились и соответственно увеличилось число рабов.
Война была одним из основных источников приобретения рабов, но не единственным. Наряду с войной первостепенное место в системе античной экономики занимало пиратство. После разгрома морских держав, Карфагена и эллинистических государств, своим флотом задерживавших распространение пиратства, оно приняло громадные, дотоле неслыханные размеры. Захватываемые пиратами рабы доставлялись на невольничьи рынки, главный из которых в римское время находился на острове Делосе.
Во II и I вв. Римской республики рабовладение приняло весьма широкие размеры, большие, чем в каком-либо другом государстве античного мира. Рабский труд применялся в мастерских, в сельском хозяйстве, рудниках, общественных работах и в домах частных лиц — домашние слуги, повара, актеры, музыканты, педагоги и т. д. К сожалению, за отсутствием статистических данных общая цифра рабского населения в Италии в конце Республики не может быть установлена. Несомненно одно, что больше всего рабов было в Южной Италии и Сицилии, очагах рабских революций. Напротив, в северных частях Италии дольше сохранялись свободные землевладельцы и рабское население не было так велико, как на юге.
Основным источником рабства в древности всегда была война. Но в Риме благодаря особенностям его истории война как источник общего воспроизводства рабов играла большую роль, чем на Востоке и в Греции.
Вторым источником рабства была задолженность. Правда, по отношению к римским гражданам долговое рабство было фактически уничтожено законом Пе- телия и Папирия. Но в провинциях дело обстояло иначе: провинциалы не имели права гражданства, и римские ростовщики массами продавали их в рабство за долги. Во время подготовки к борьбе с кимврами и тевтонами (около 105 г.) Марий получил от сената право приглашать себе на помощь союзников из числа окраинных государств. С такой просьбой Марий обратился к царю Вифинии Никомеду. Тот ответил, что большинство вифинцев, уведенных римскими откупщиками, томятся в рабстве в провинциях. Вероятно, Никомед несколько сгустил краски, но, как бы там ни было, сенат вынес постановление, чтобы никто из свободнорожденных союзников не находился в рабстве. На основании этого постановления сицилийский претор в течение нескольких дней освободил более 800 человек. Этот факт, сообщаемый Диодором (фрагменты XXXVI книги), ярко иллюстрирует положение вещей на римской периферии в конце II в.
Третьим источником пополнения массы рабов являлось пиратство, которое в римскую эпоху достигло неслыханных размеров. В три последних века Республики на малонаселенных побережьях восточной половины Средиземного моря — Иллирии, Киликии, на Кипре — пираты создали целые государства с крепостями и флотом. Случалось, что из-за пиратов приостанавливалась морская торговля, а в Риме хлеб сильно поднимался в цене вследствие невозможности подвезти его из провинций. Дерзость пиратов доводила до того, что они нападали на побережья Италии и Сицилии.
Римское правительство вело с пиратами упорную борьбу. Мы уже говорили о войнах в Иллирии. Помпей в 67 г. получил диктаторскую власть над районом Средиземного моря и его побережьем для ликвидации пиратских гнезд. С пиратами боролись Цезарь и Октавиан. На некоторое время военные меры давали результат, но, пока существовала рабовладельческая система, полностью уничтожить пиратство было невозможно. С одной стороны, значительная часть пиратов состояла из беглых рабов. Не случайно после подавления крупных восстаний рабов пиратство усиливалось в огромной степени. С другой сто-
роны, сама рабовладельческая система частью питалась морским разбоем, так как пираты являлись крупными поставщиками живого товара на невольничьих рынках. Морские разбои были весьма выгодным занятием, и немало богатых людей Средиземноморья вкладывало свои деньги в пиратские предприятия. Таким образом, пиратство являлось органической частью рабовладельческого строя и полностью ликвидировать его было невозможно. К этому нужно добавить, что в эпоху гражданских войн пираты как организованная сила часто использовались воюющими сторонами.
Четвертым источником рабства являлось естественное воспроизводство рабов. Сын рабыни становился рабом, и каждому господину было выгодно, чтобы у его рабынь рождалось как можно больше детей. Такие рабы, родившиеся и выросшие в доме (vernae), ценились рабовладельцами, так как они считались более послушными. Поэтому господа принимали различные меры для поощрения рождаемости у рабынь, например освобождение от работ, отпуск на волю и т. п.
Однако решить таким путем проблему общего воспроизводства рабов было невозможно, так как процент рождаемости у них в целом был невелик из-за сурового режима, отсутствия законной семьи, казарменного образа жизни, нежелания рабов иметь детей и пр.
Римские рабовладельцы прибегали даже к организации специальных рабских питомников. Диодор (фрагмент XXXIV книги) говорит о существовании таких питомников в Сицилии во II в. В них разводили рабов на продажу, и рабовладельцы партиями покупали там нужную им рабочую силу.
Одним из моментов воспроизводства рабов было их обучение, повышение их квалификации. Выше мы говорили, каким образцовым рабовладельцем был Катон. Он занимался и обучением малолетних рабов, перепродавая их потом с выгодой. Занимался обучением рабов и Красс, крупный римский богач первой половины I в.
Наряду с этими четырьмя основными источниками рабства было еще несколько второстепенных, не имевших большого значения. Так, свободного человека можно было продать в рабство в виде наказания за некоторые преступления, например за уклонение от военной службы. Отец мог три раза продать в рабство сына, и только после третьей продажи сын выходил из- под власти отца. Впрочем, в последние века Республики право отцов продавать детей фактически, по-видимому, сошло на нет.
Рабов приобретали обычно двумя способами: или получали непосредственно из военной добычи, или покупали на рынке. Первый способ практиковался в армии. Полководцы были почти бесконтрольными распорядителями военной добычей и имели полную возможность даром приобрести себе любое количество рабов. Но и рядовые воины могли кое-чем поживиться. Так, Цезарь часто дарил своим солдатам по одному рабу на человека.
Однако главным источником частного воспроизводства являлась покупка рабов на рынке. Невольничьи рынки существовали во всех городских центрах Римской державы. В самом Риме рынок рабов находился возле храма Кастора. Наибольшей известностью пользовался невольничий рынок на Делосе, где, по словам Страбона (XIV 5, 2), иногда продавалось до 10 тыс. рабов в день.
Рабы, которых выводили на рынок, выставлялись обнаженными, чтобы покупатель мог наглядно убедиться в доброкачественности предлагаемого товара. Обычно они имели отличительные знаки: либо выкрашенные белой краской ноги, либо шерстяной колпак на голове. У военнопленных, выведенных на продажу, был на голове венок.
Продавец должен был осведомлять покупателя о всех недостатках раба. Иногда на шее раба висела дощечка, на которой были указаны его племенное происхождение, возраст и т. п. Закон предусматривал, что если после продажи у раба обнаружатся скрытые недостатки, то сделка расторгалась.
Цены на рабов в Риме подвергались очень большим колебаниям. Неимоверно высокие цены, о которых до римской эпохи и не подозревали, обусловливались развитием роскоши и непроизводительных расходов. За красивых танцовщиц выбрасывали огромные суммы. Сотни тысяч сестерций платили за актеров и представителей других высококвалифицированных профессий.
«Наивысшая до сего дня цена, — пишет Плиний 1, — за какую был
продан человек, рожденный в рабстве, была, насколько мне известно, дана за грамматика Дафниса... 700 тыс. сестерций... В наше время эта цена была превзойдена, и притом в значительной степени, актерами, которые покупали себе свободу на свои доходы, так как существует предание, что уже у наших предков актер Росций зарабатывал в год 500 тыс. сестерций» ’.
Резкие падения цен на рабов наблюдаются в периоды крупных завоеваний.
В I в., в период завоевания Пон- тийского царства, рабов продавали по 4 денария за голову, тогда как средняя рыночная цена на раба равнялась 300—500 денариям. Посмотрим теперь, в каких отраслях хозяйства применялся рабский труд в Риме. На первом месте в этом отношении нужно поставить домашнее хозяйство. Причем необходимо подчеркнуть непроизводительный по преимуществу характер домашнего рабского труда. Подавляющее большинство «городской фамилии» 2 являлось полупаразитической группой, состоявшей из прислуги, челяди. В богатых и даже средних римских домах часть «фамилии», обслуживавшая непосредственно господскую семью, была непропорционально велика по сравнению с тем количеством рабов, которые работали в домашних мастерских или были отпущены на оброк. Богатый римский дом имел сотни рабов, начиная от привратников, скороходов, судомоек, уборщиц и кончая парикмахерами, маникюршами, учителями, врачами, управляющими. агентами для поручений и т. п.
По сравнению с домашними рабами рабы-ремесленники, работавшие на рынок, были сравнительно немногочисленны. Это были рабы, отпущенные на оброк своими господами или принадлежавшие собственникам мастерских. Вообще удельный вес рабского труда в промышленности Италии был, по- видимому, невелик.
Широко применялся труд рабов в строительном деле: упомянутый
выше Красс имел больше 500 строительных рабочих-рабов. То же самое нужно сказать о горном деле: в серебряных рудниках в Испании, около Нового Карфагена, работало до 40 тыс. рабов.
Рабы были заняты в качестве служащих в торговых домах, банкирских конторах, в компаниях откупщиков (societates publicanorum) и других частных предприятиях.
Наконец, многочисленную категорию составляли в Риме государственные рабы.
Одной из важнейших сфер применения рабского труда было сельское хозяйство Италии. Это вызывалось как аграрным характером страны, так и концентрацией земельных владений начиная со II в. Крупное же сельское хозяйство создавало благоприятные условия для массового применения труда рабов. По этому вопросу у нас есть хорошие источники в виде агрономических сочинений Катона и Варрона, а также произведения писателя I в. н. э. Колумеллы. По этим источникам можно проследить развитие римского сельского хозяйства и эволюцию рабского труда на протяжении почти трех столетий.
Катон указывает', каков был обычный состав рабов для обслуживания оливкового сада в 240 югеров (около 60 га): вилик (надсмотрщик над рабами, обычно сам из рабов), вилика (ключница, часто жена ви-лика), 5 работников, 3 пахаря, 1 погонщик ослов, 1 свинопас, 1 овчар — итого 13 человек. Для виноградника в 100 югеров Катон устанавливает такую норму: вилик, вилика, 10 работников, 1 пахарь, 1 погонщик ослов, 1 человек, который смотрит за ивняком, 1 свинопас — итого 16 человек. Очевидно, виноградник был более трудоемким хозяйством, чем оливковый сад.
Эти нормы рабочей силы кажутся низкими. Но не нужно забывать, что Катон дает только перечни постоянных рабочих из рабов. Во время сбора и выжимки оливок и винограда дополнительно нанималось некоторое количество свободных рабочих.
Нормы Катона относятся только к поместьям незернового характера Средней Италии. Крупные скотоводческие латифундии юга и зерновые хозяйства Сицилии требовали значительно большего количества рабов.
Катон сообщает интересные данные о продовольствии и одежде рабов. Вилик, вилика и овчар получали меньше хлеба, чем рабы, занятые на тяжелой работе; зимой рабам полагалось меньше хлеба, чем летом. Вино для рабов Катон советует изготовлять из выжимок. Из одежды он рекомендует давать рабам через год попеременно тунику и короткий плащ. Старую одежду следует отбирать, чтобы рабы делали из нее лоскутные одеяла.
Катон дает массу советов по уходу за скотом и его лечению. Он указывает даже рецепт жертвы богам за волов, чтобы они были здоровы. И рядом с этим расчетливый хозяин ни слова не говорит о том, как лечить больных рабов. В наставлении вилику просто сказано:
«Рабам не должно быть плохо; пусть они не мерзнут и не голодают. Вилик неизменно должен держать их на работе; так легче удержит он их от воровства и проступков... Если он будет попустительствовать (рабам), хозяин не должен оставить это безнаказанным» 2.
Интересно в этом пункте сравнить Катона с Колумеллой, писавшем в I в. н. э., в период уже начавшегося кризиса рабовладельческого хозяйства. Оказывается, Колу- мелла больше заботится о здоровье рабов, чем Катон. Так, например, он дает советы, как устраивать помещение для рабов:
«Помещения для рабов, которые ходят на свободе, должны быть обращены на юг; для закованных, если их много, следует иметь эргастул 3 в подвальном помещении, как можно лучше устроенный в санитарном отношении, с большим количеством узких окон для света, расположенных на такой высоте, чтобы до них нельзя было достать рукой. Для скота делаются сараи, в которых он не будет страдать ни от холоду, ни от зноя; у рабочих волов должно быть два хлева — зимний и летний.,.»
Несмотря на это характерное сопоставление рабов со скотиной, Колумелла больше ценит здоровье раба, чем Катон, писавший в период расцвета рабовладельческой системы.
Юридическое и бытовое положение частных рабов в Риме II—I вв. до н. э. было чрезвычайно тяжелым К Это объясняется рядом причин: большим количеством рабов и их дешевизной, т. е. возможностью легко заменять старого или больного раба, концентрацией рабов в крупных поместьях и в домашнем хозяйстве, что вызывало необходимость держать их в постоянном страхе, и т. п. Римский раб стоял вне защиты закона по отношению к своему господину (убийство или увечье чужого раба преследовались в порядке гражданского права, как порча чужого имущества). Только совершенно исключительная жестокость могла вызвать в редких случаях вмешательство цензора или народного трибуна.
Раб был вещью, орудием производства. Варрон пишет:
«Теперь я скажу, какими средствами возделываются поля. Некоторые разделяют эти средства на две группы: на людей и на орудия, без которых они не могут возделывать. Другие делят их на три части: орудия говорящие, орудия, издающие нечленораздельные звуки2, и орудия немые. К говорящим относятся рабы, к издающим нечленораздельные звуки — волы, к немым — телеги».
Раб, отпущенный на волю, становился либертином (вольноотпущенником). Отпуск на волю (manumissio) не разрывал полностью отношений зависимости, так как вольноотпущенник переходил в число клиентов своего бывшего господина (теперь патрона), принимая его родовое (а часто и личное) имя. Он обязан был иногда оставаться в доме господина, иногда платить ему оброк и т. п. Поэтому часто отпуск раба на волю, особенно раба-ремесленника, заводившего свою мастерскую, был выгоден рабовладельцу, тем более что обычно раб выкупал себя за деньги.
Вольноотпущенничество в Риме было развито очень сильно. Для крупных римских рабовладельцев при их широком образе жизни, непроизводительных затратах капитала, спекуляциях, при невозможности сенаторам легально заниматься торговлей (по закону Клавдия) нужны были кадры всякого рода доверенных людей, подставных лиц, агентов для поручений и т. п. Для этого лучше всего подходили ли- бертины. Вот почему всякий богатый человек в Риме имел десятки, а иногда и сотни клиентов из вольноотпущенников. Не забудем также, что эти клиенты содействовали политическому влиянию своего патрона. Вольноотпущенники пользовались в Риме если и не всеми, то многими политическими правами, хотя и должны были записываться только в 4 городские трибы.
magref.ru
Доклад: "Рабство в Древнем Риме"
Рабы Рима стали частью его истории. Их количество стало одной из причин восхода и упадка великой империи. Несомненно одно - Рим стал ярчайшим примером эксплуатации человека.
В истории римского рабства можно выделить три этапа:
патриархальное рабство ранней республики 5-2 век до н. э.-когда использование рабов было незначительным,
«расцвет» рабства произошёл в период грандиозных римских завоеваний поздней республики (IIв до н. э.-1 век нашей эры)
В последующие столетия, когда уменьшился приток военнопленных, число рабов начало быстро сокращаться
К источникам рабства в Древнем Риме можно отнести:
1)захват военнопленных как основной 2) долговое рабство,
3)преступники, осужденные за свои деяния. 4)Жертвы пиратских нападений.
5)Дети рабов, которые обеспечивали прирост рабского населения.
Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Рабство в Древнем Риме" »
Рабы Рима стали частью его истории. Их количество стало одной из причин восхода и упадка великой империи. Несомненно одно - Рим стал ярчайшим примером эксплуатации человека.
В истории римского рабства можно выделить три этапа:
патриархальное рабство ранней республики 5-2 век до н. э.-когда использование рабов было незначительным,
«расцвет» рабства произошёл в период грандиозных римских завоеваний поздней республики (IIв до н. э .-1 век нашей эры)
В последующие столетия, когда уменьшился приток военнопленных, число рабов начало быстро сокращаться
К источникам рабства в Древнем Риме можно отнести:
1)захват военнопленных как основной 2) долговое рабство,
3)преступники, осужденные за свои деяния. 4)Жертвы пиратских нападений.
5)Дети рабов, которые обеспечивали прирост рабского населения.
Жизнь в древней Италии замерла бы без рабского труда, который применялся везде и всюду:
1)в сельском хозяйстве, 2) в богатых домах,
3)на государственной службе, 4)гладиаторских боях.
Рабами были актеры, врачи, учителя, секретари. Приобрести раба можно было на рынке. Цены на рабов в Риме очень колебались и зависели от состояния раба, от его способностей и образованности, но в целом рабы стоили дёшево.
В Древнем Риме рабов было очень много, и стоили они недорого. В понимании римлян, раб ассоциировался с иностранцем, варваром., всех варваров римляне считали низшей расой, у которых естественным состоянием было рабство. Например, Цицерон писал о распространенном мнении, согласно которому некоторые расы предназначены для рабства . Отношение римлян к рамбам и рабству хорошо характеризует высказывание одного сенатора:
Римляне жестоко обращались с рабами, наказывали их за малейшую провинность. Особенно это проявлялось в том, что римляне использовали рабов в своих кровавых зрелищах – гладиаторских боях.
Гладиаторы- сильные и ловкие рабы, специально обученные для битвы в амфитеатрах.
Таким образом, римляне в указанный период превратились в «нацию господ», которую обслуживала целая армия рабов.
Известно о нескольких восстаниях рабов, произошедших во II—I вв. до н. э. на территории Италии. Самым грозным было восстание Спартака (73-71 гг. до н. э.), в армии которого состояло около 120 тысяч человек.
kopilkaurokov.ru
Рабство в Древнем Риме
Рабство в Риме получило наибольшие размеры по сравнению с другими древними государствами и проявлялось в самых отвратительных формах.
1. Общая характеристика рабства в Древнем Риме
1.1. Источники рабов
Основным источником рабов был захват пленных. Именно пленные иностранцы составляли подавляющее большинство рабов в Древнем Риме, о чем свидетельствует анализ многочисленных письменных источников, в частности, надгробных надписей. Например, как указывает известный французский историк С.Николе, большинство рабов в Сицилии в конце II в. до н.э. (когда рабство на острове достигло наибольших масштабов) были уроженцами Малой Азии, Сирии, Греции, которые были незадолго до этого захвачены Римом[1].
В понимании римлян, - пишет историк, - раб ассоциировался с иностранцем. Так же как древние греки считали всех варваров низшей расой, у которых естественным состоянием было рабство, такие же взгляды разделяли и римляне. Например, Цицерон писал о распространенном мнении, согласно которому некоторые расы предназначены для рабства [2].
Другим источником рабов было морское разбойничество, достигшее кульминационного пункта в эпоху первого триумвирата (середина I в. до н.э.), которое в отдельные периоды римской истории также значительно содействовало увеличению числа рабов.
Третьим источником рабов было право кредитора обратить в рабство своего должника. В частности, такое право было легализировано законами двенадцати таблиц (V в. до н.э.). По истечении срока займа должнику предоставлялся один месяц льготы; если долг не уплачивался, суд отдавал должника кредитору (jure addicitur) и последний держал его у себя дома в оковах в течение 60 дней. Закон определял для таких случаев количество хлеба, которое получал заключенный (не менее 1 фунта на день), и вес оков (не более 15 фунтов). За время заключения кредитор три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба (servus), которого кредитор мог продать, но только вне римской территории. Те же законы двенадцати таблиц давали отцу право продавать в рабство своих детей.
Вместе с тем, в IV в. до н.э. в Риме был принят закон Петелия, который запрещал обращать в рабство римских граждан – отныне рабами могли быть лишь иностранцы, и лишь в исключительных случаях (например, совершение серьезного преступления) ими могли стать граждане Рима. Согласно этому закону римлянин, публично объявлявший о своей несостоятельности (банкротстве), лишался всего своего имущества, которое отбирали в уплату долгов, но сохранял личную свободу[3]. С.Николе пишет в этой связи об «отмене долгового рабства» в Риме в 326 г. до н.э. Хотя есть упоминания о том, что данный закон в последующем обходили, но как полагают историки речь идет не о долговом рабстве, а о неких формах отработки долга, без формального обращения в рабство [4].
В период римского завоевания Средиземноморья во II-I вв. до н.э. долговое рабство вновь стало важным источником пополнения рабов – но уже за счет жителей покоренных стран. Известно много случаев массового обращения в рабство на завоеванных Римом территориях за неспособность уплатить высокие римские налоги (см. далее).
Были и такие случаи, когда государство подвергало гражданина maxima capitis diminutio, то есть превращало его в раба, за совершенные им преступления. Осуждённые на казнь преступники зачислялись в разряд рабов (servi poenae), потому что в Риме только раба можно было передавать в руки палача. Позднее для некоторых преступлений наказание было смягчено, и «рабов наказания» ссылали в рудники или каменоломни.
Если, наконец, свободная женщина вступала в связь с рабом и не прекращала её, несмотря на троекратный протест господина, она становилась рабыней того, кому принадлежал раб.
Ко всем перечисленным источникам рабства нужно присоединить ещё естественный прирост несвободного населения. Ввиду медленности этого роста установилась торговля рабами. Рабы ввозились в Рим отчасти из Африки, Испании и Галлии, но преимущественно из Вифинии, Галатии, Каппадокии и Сирии. Торговля эта приносила большой доход казне, так как ввоз, вывоз и продажа рабов были обложены пошлиной: с евнуха взималось 1/8 стоимости, с остальных — 1/4, при продаже взималось 2—4 %. Работорговля была одним из самых выгодных занятий; ею занимались самые знатные римляне, напр. Катон Старший, рекомендовавший ради большей доходности скупать и дрессировать рабов для перепродажи. Первое место в работорговле принадлежало грекам, за которыми было преимущество опыта. Для ограждения интересов покупателей принимались многочисленные меры. Цены на рабов постоянно колебались в зависимости от спроса и предложения. Средняя стоимость раба при Антонинах была 175—210 р.; но в отдельных случаях, как например за красивых молодых рабынь, платилось и до 9000 р.