Миф о происхождении людей. Мифы народов мира. Мифы древнего народа
Миф о происхождении людей. Мифы народов мира
В античные времена человечество развивалось цивилизациями. Это были обособленные народности, которые формировались под влиянием определенных факторов и имели свою культуру, технику и отличались определенной индивидуальностью. В силу того что они не были технически развитыми так, как современное человечество, древние люди во многом зависели от капризов природы. Тогда молнии, дождь, землетрясения и прочие природные явления казались проявлением божественных сил. Эти силы, как тогда казалось, могли определять судьбу и личностные качества человека. Так и зародилась самая первая мифология.
Что такое миф?
Согласно современному культурному определению, это повествование, которое воспроизводит верования древних людей об устройстве мира, о высших силах, о человеке, жизнеописания великих героев и богов в вербальной форме. Некоторым образом, они отражали и тогдашний уровень познаний человека. Эти сказания записывались и передавались из поколения в поколение, благодаря чему мы можем сегодня узнать, как же мыслили наши предки. То есть тогда мифология являлась некой формой общественного сознания, а также одним из способов понимания природной и социальной действительности, которая отражала взгляды человека на определенном этапе развития.
Мифы о происхождении человека и мира
Среди множества вопросов, которые волновали человечество в те далекие времена была особо актуальна проблема появления мира и человека в нем. В силу своего любопытства люди пытались объяснить и понять, как же они появились, кто их создал. Именно тогда и появляется отдельный миф о происхождении людей.
В силу того что человечество, как уже было сказано, развивалось большими обособленными группами, то легенды каждой народности были в некотором роде уникальными, так как отображали не только мировоззрение народа на тот момент, но и были отпечатком культурного, социального развития, а также несли информацию о земле, где проживал народ. В этом смысле мифы имеют некоторую историческую ценность, так как позволяют построить некоторые логические суждения о том или ином народе. Помимо этого, они являлись мостом между прошлым и будущим, связью поколений, передавая знания, которые были накоплены в рассказах от старого рода к новому, таким образом обучая его.
Антропогонические мифы
Независимо от цивилизации, у всех древних людей были свои представления о том, как же человек появился на этом свете. Они обладают некими общими чертами, однако также имеют и существенные различия, которые обусловлены особенностями жизни и развития той или иной цивилизации. Все мифы о происхождении человека называются антропогоническими. Это слово происходит от греческого «антропос», что означает — человек. Такое понятие, как миф о происхождении людей, существует абсолютно у всех древних народов. Разница лишь в их восприятии мира.
Для сравнения можно рассмотреть отдельно взятые мифы о происхождении человека и мира двух великих народностей, которые значительным образом повлияли на развитие человечества в свое время. Это цивилизации Древней Греции и Древнего Китая.
Китайский взгляд на сотворение мира
Китайцы представляли нашу Вселенную в виде огромного яйца, которое было заполнено определенной материей - Хаосом. Из этого Хаоса родился первопредок всего человечества - Паньгу. Он с помощью своего топора разбил яйцо, в котором появился на свет. Когда он разбил яйцо, Хаос вырвался наружу и стал меняться. Образовалось небо (Инь) — что ассоциируется со светлым началом, и Земля (Янь) — темное начало. Так в верованиях китайцев образовался мир. После этого Паньгу уперся руками в небо, а ногами в землю и стал расти. Он непрерывно рос, пока небо не отделилось от земли и не стало таким, каким мы видим его сегодня. Паньгу, когда вырос, распался на множество частей, которые стали основой нашего мира. Его тело стало горами и равнинами, плоть — землей, дыхание — воздухом и ветром, кровь — водой, а кожа — растительностью.
Китайская мифология
Как говорит китайский миф о происхождении человека, сформировался мир, который был населен животными, рыбами и птицами, но людей все еще не существовало. Китайцы верили, что создателем человечества стал великий женский дух — Нюйва. Древние китайцы почитали ее как устроительницу мира, ее изображали как женщину с человеческим телом, ногами птицы и хвостом змеи, которая держит в руке лунный диск (символ Инь) и измерительный угольник.
Нюйва стала лепить из глины человеческие фигурки, которые оживали и превращались в людей. Она работала много времени и поняла, что ее сил не хватит для создания людей, которые смогут заселить всю землю. Тогда Нюйва взяла веревку и пропустила ее через жидкую глину, а затем встряхнула. Там, куда упали комочки мокрой глины, появились люди. Но все же они не были так хороши, как те, что были слеплены вручную. Так в мифах Китая обосновывалось существование знати, которую Нюйва слепила своими руками, и людей низших сословий, созданных при помощи веревки. Богиня дала своим творениям возможность размножаться самостоятельно, а также познакомила с понятием брака, который в Древнем Китае соблюдался очень строго. Поэтому также можно считать Нюйву покровительницей бракосочетания.
Таков китайский миф о происхождении человека. Как можно увидеть, в нем отражаются не только традиционные китайские верования, но и некоторые особенности и правила, которыми руководствовались древние китайцы в своей жизни.
Греческая мифология о появлении человека
Греческий миф о происхождении человека повествует, как титан Прометей сотворил людей из глины. Но первые люди были очень беззащитны и ничего не умели. За этот поступок греческие боги рассердились на Прометея и задумали уничтожить человеческий род. Однако Прометей спас своих детей, украв с Олимпа огонь и принеся его человеку в пустом стебле тростника. За это Зевс заточил Прометея в оковы на Кавказе, где орел должен был клевать его печень.
Вообще в греческой мифологии любой миф о происхождении людей не дает конкретной информации о появлении человечества, более концентрируясь на последующих событиях. Возможно, это связано с тем, что греки считали человека ничтожным на фоне всемогущих богов, таким образом подчеркивая их значение для всего народа. Действительно, практически все греческие сказания напрямую или косвенно связаны именно с богами, которые направляют героев из человеческого рода, таких как Одиссей или Ясон, и помогают им.
Особенности мифологии
Какими же особенностями обладает мифологическое мышление?
Как можно увидеть выше, происхождение человека мифы и легенды трактуют и описывают абсолютно разными способами. Нужно понимать, что необходимость в них возникла на раннем этапе развития человечества. Они возникли из потребности человека объяснить происхождение человека, природы, устройства мира. Конечно, тот способ объяснения, которым пользуется мифология, достаточно примитивен, он значительным образом отличается от той трактовки мироустройства, которую поддерживает наука. В мифах все достаточно конкретно и обособленно, в них нет абстрактных понятий. Человек, общество и природа сливаются воедино. Основной тип мифологического мышления – образный. Каждый человек, герой или бог обладает обязательно следующим за ним понятием или явлением. Этот вид мышления отрицает какие-либо логические доводы, основываясь на вере, а не знаниях. Оно не способно генерировать вопросы, которые не являются творческими.
Кроме того, мифология обладает также специфическими литературными приемами, которые позволяют подчеркнуть значимость тех или иных событий. Это гиперболы, которые преувеличивают, например, силу или другие важные характеристики героев (Паньгу, который смог поднять небо), метафоры, которые приписывают определенные характеристики вещам или существам, которые ими на самом деле не обладают.
Общие черты и влияние на мировую культуру
В целом, можно проследить некоторую закономерность в том, как именно объясняют происхождение человека мифы разных народов. Практически во всех вариантах есть некая божественная сущность, которая вдыхает жизнь в безжизненную материю, создавая и формируя таким образом человека. Это влияние древних языческих верований можно проследить в более поздних религиях, например, в христианстве, где Бог создает человека по своему образу и подобию. Однако если не совсем понятно, как появился Адам, то вот Еву Бог создает из ребра, что только подтверждает это влияние античных легенд. Это влияние мифологии можно отследить практически в любой культуре, которая существовала позже.
Древнетюркская мифология о том, как появился человек
Древнетюркский миф о происхождении человека прародительницей человеческого рода, а также творцом земли, называет богиню Умай. Она в виде белого лебедя летала над водой, которая существовала всегда, и искала землю, но не нашла ее. Она снесла яйцо прямо в воду, но яйцо тотчас же утонуло. Тогда богиня решила сделать гнездо на воде, но перья, из которых она его сделала, оказались непрочными, и волны разбили гнездо. Богиня задержала дыхание и нырнула до самого дна. Она вынесла оттуда в клюве клочок земли. Тогда бог Тенгри увидел ее страдания и послал Умай трех рыб из железа. Она положила землю на спину одной из рыб, и та начала расти, пока не образовалась вся земная суша. После чего богиня снесла яйцо, из которого появился весь человеческий род, птицы, звери, деревья и все остальное.
Что же можно определить, прочитав этот тюркский миф о происхождении человека? Видно общее сходство с уже известными нам легендами Древней Греции и Китая. Некая божественная сила создает людей, а именно из яйца, что очень похоже на китайское сказание о Паньгу. Таким образом, понятно, что изначально люди ассоциировали создание самих себя по аналогии с живыми существами, которых они могли наблюдать. Также прослеживается невероятное почитание материнского начала, женщины как продолжательницы жизни.
Мифы о происхождении человека для детей
Что же может почерпнуть для себя ребенок в этих легендах? Что нового он узнает, читая мифы народов о происхождении человека?
В первую очередь это позволит ему ознакомиться с культурой и жизнью народа, который существовал в доисторические времена. Поскольку для мифа характерен образный тип мышления, ребенок довольно легко его воспримет и сможет усвоить необходимую информацию. Для детей это те же самые сказки, и, подобно сказкам, они наполнены той же моралью и информацией. При чтении их ребенок научится развивать процессы своего мышления, научится извлекать для себя пользу из чтения и делать выводы.
Миф о происхождении людей даст ребенку ответ на волнующий вопрос – откуда же я появился? Конечно, ответ будет являться неправильным, но дети воспринимают все на веру, и поэтому он удовлетворит интерес ребенка. Читая приведенный выше греческий миф о происхождении человека, ребенок также сможет понять, почему для человечества так важен огонь и как он был открыт. Это пригодится в последующем обучении ребенка в начальной школе.
Разнообразие и польза для ребенка
Действительно, если взять примеры мифов о происхождении человека (да и не только их) из греческой мифологии, можно заметить, что красочность персонажей и их количество очень велики и интересны не только для юных читателей, но даже и для взрослых. Однако нужно помочь ребенку со всем этим разобраться, иначе он просто запутается в событиях, их причинах. Необходимо объяснить ребенку, почему бог любит или не любит того или иного героя, почему помогает ему. Таким образом ребенок научится строить логические цепочки и сопоставлять факты, делая из них определенные выводы.
Поэтому стоит приучать ребенка читать мифы с раннего возраста. Они послужат прекрасными сказками и помогут развить навыки чтения, логического и образного мышления, формирования мыслей.
загрузка...
worldfb.ru
Мифы о возникновении мира у разных народов
ИУДЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
В любой мифологии основу составляют мифы о сотворении мира и людей.
Так из чего же первоначально создавался мир? Каждый народ отвечает на этот вопрос по-своему.
Так, согласно, иудейской мифологии: «Бог создал Небеса из света Своих одежд. Он создал Землю из снега, что был под его Священным Престолом. Он бросил его на воду, и вода, застыв, превратилась в прах. Земля и Море тоже стали простираться дальше и дальше.» Или по-другому представлению: «Бог сплел вместе две нити – огненную и снежную, чтобы создать Свой мир; и еще две – огненную и водную, чтобы создать Небеса. Другие считают, что Небеса были созданы из снега».
МИФОЛОГИЯ ЕГИПТА
Однако, если иудейские мифы близки к библейским, самыми древними из дошедших до нас они не являются. Родиной большинства мифов, по историческому праву, является Малая Азия.
Малая Азия – колыбель всех народов, начало всей человеческой истории, поэтому большинство мировых мифов явно несут на себе влияние забытых и угасших преданий, корнями своими из этих древнейших мест. Нет нигде в мире истории более древней, чем история Двуречья и Египта. Часть древнейших шумерских мифов таких, как о Сотворении мира и Всемирном потопе, оказали большое влияние на мифологию многих, особенно близлежащих, народов. Возможно как сохранившие корневые, более глубинные знания о допотопной древности, шумерские мифы нашли свое отражение и в начальной части Библии – «Бытие».
В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма. Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояла Великая Восьмёрка созидательных сил. Мужские божества этой Восьмёрки - Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон ("Невидимый", т. е. Воздух) - имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские: Хаухет, Наунет, Куакет и Амаунет - богини со змеиными головами. Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - "Огненный остров". И там, на острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри - "молодой Pa".
Однако по другой версии, солнечное божество, осветившее землю, пребывающую во мраке, родилось из цветка лотоса, чудесным образом выросшего на Изначальном Холме. Когда младенец Ра только-только родился, он заплакал от радости, и тут же из его слёз, упавших на Холм, возникли люди.
В "Книге Мёртвых" – древнейшем памятнике письменности Египта, сохранились фрагменты еще одного мифа: яйцо, из которого родился бог Солнца, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун - белая птица, первой влетевшей во тьму и нарушившей вековечное безмолвие Хаоса. Великий Гоготун изображался в виде белого гуся - священной птицы бога земли Геба.
И это далеко не единичный случай, когда в роли божества, рождающего Солнце и творящего мир, выступает животное или птица. Сохранились следы предания о том, что Солнце рождено в виде золотого телёнка небом, которое само представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему её телу звёздами. Или существовал миф, по которому небо представлялось свиньей, а звёзды - рожденными ею поросятами. По иным воззрениям египтян, Солнце - это огромный шар, который катит по небу солнечный жук. Чаще небо мыслится в виде богини-женщины Нут, тело которой изогнуто над землёй, а пальцы рук и ног опираются на землю. Нут рождает солнечного младенца, творящего затем богов и людей. Нут почиталась величайшей матерью и самого Солнца и всей вселенной.
МИФОЛОГИЯ ШУМЕРОВ
По шумерской мифологии первоначально всё заполняли вечные воды дочери океана Намму - Праматери. В этом первичном море и зародилась неким образом Вселенная, состоявшая вначале из неразделимого единства куполообразного Неба, водрузившегося над плоской Землей. Когда ж Намму разделила их, то Ки (Земля) вскоре родила сына-первенца Энлиля – могучего бога воздуха, а Ана (Небо) стал его отцом.
Далее Энлиль фигурирует как «отец богов», «владыка небес и земли», выступает и в роли бога-громовика под именем «господин грозы», а также он - «царь всех земель», позднее цари и правители, похваляясь своей значимостью, утверждали, что именно Энлиль наделил их властью.
Следом в шумерских мифах появляется сын Энлиля – бог воды и мудрости Энки, которому предстояло довершить начатое отцом творение.
И сотворил бог Энки Дильмун – «чистую», «непорочную» и «светлую» «страну жизни», которой неведомы были болезни и смерть. Призывает Энки Уту, бога солнца, и приказывает ему наполнить Дильмун свежей водой, принесенной с земли. Уту выполняет приказание, и страна превращается в божественный сад с плодоносными зелеными лугами и долинами.
В этом раю Нинхурсаг, великая богиня-мать шумеров, выращивает восемь растений, которые Энки безжалостно съедает, и несет за это наказание: у него заболевают восемь органов. Когда он начинает излечиваться, то из его органов появляются новые боги и богини. Одним из больных органов Энки было ребро. По-шумерски ребро – звучит «ти», поэтому богиню, появившуюся из ребра Энки, зовут Нин-ти - «госпожа ребра». Однако у шумерского слова «ти» есть и другое значение: «оживлять», «давать жизнь», таким образом, Нин-ти – это еще и «госпожа, дающая жизнь», что созвучно библейскому имени Ева.
Существует миф о том, как Энки и Нинхурсаг вдвоем сотворили первого человека из «глины (взятой) из бездны». Нинхурсаг, как великая мать и земная богиня, «производящая потомство», считалась не только матерью всех живущих, а, в первую очередь, матерью земных царей.
МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Понятие о хаосе, как первооснове всего сущего, в той или иной форме, присуще большинству мировых мифовоззрений.
Например, по одному из наиболее популярных мифов Древнего Китая о сотворении мира, известного со II в. до н. э., следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала — Инь (мрачный), управлявший небесами и Ян (светлый), владеющий землей.
МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ИСЛАНДИИ
С пустоты начинается процесс формирования мира и в древне-исландских языческих сказаниях.
Космос возник из пустоты Гинугага, а весь последующий мир был создан из тела двуполого великана Имира. Выкармливала этого великана корова Аудумла, а из соленых камней, которые она лизала, возник Бури, отец богов, среди которых будет и Один. Затем Один с братьями Вили и Bе убьют Имира, а из его тела сотворят мир. Плоть Имира стала землей, кровь — морем, кости — горами, череп — небом, волосы — лесом, а ресницы — стенами Мидгарда, сказочной страны. Сыновья Бора затем оживили деревянные изваяния людей, населив ими свое царство. В мифе говорится, что поначалу люди были бездыханны и не имели судьбы. Оживили людей боги, но судьбу им дали норны – богини судьбы.
МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
«Тьма изначальная» - всё тот же хаос, присутствовала в представлениях древних славян как западных, так и восточных.
«И была тьма изначальная, и жила в той тьме Мать Времени, великая Мать мглы и вечности – Сва. И тосковало сердце её, захотелось ей узнать смех детский, ручонки нежные, и взяла она тепло души свое, и, держа в руках, свернула в спираль, скатала зародыш огненный. И из того зародыша огненного сделала сына своего. И родился сын из зародыша огненного, а из пуповины родился змей огнедышащий, имя ему - Ферт.
И стал змей мудрый другом сыну Сва - Сварогу. Играя, вместе росли они. И стало скучно Сварогу с матерью, ибо стал он уж юношей. И схотел он тоже иметь детей маленьких. И попросил он мать помочь ему. Согласилась Мать Времени. Она взяла от души своей и дала проглотить это змею мудрому. Прошло много времени. И однажды проснулся Сварог. Взял посох богатырский и прикоснулся к хвосту змея-Ферта. И выпало из змея яйцо.
Подхватила его Мать Времени и, разбив, звезду сделала. Еще раз нажал Сварог посохом на хвост змея огненного, и еще родился ребенок (сын или дочь) у бога с богинею. Так рождены были все дети его и Матери Времени – Сва.
Как же всё живое появилось на свете белом?
Уснул Сварог, лег на змея-друга и свернулся змей, став ложем для побратима своего. Мать Времени, богиня Вечности, захотела удивить сына своего. Взяла в ладошки звезды ясные, содрала со змея шкуру старую, смолола всё это в пыль серебристую. Взмахнула руками лебедиными, и рассыпалась пыль по небу звездному. И от той пыли всё живое народилось. И ушло на то не день, не два и не тысяча лет.
Человек так же сделан был, только в тело его Великая Мать всего сущего душу вложила. Душа же та – дыханье спящего сына Сварога. Может, оттого и спит душа в теле нашем и просыпается лишь в годину трудную. Может, и правильно оное, ибо, если б думал человек только о возвышенном, не заботясь о хлебе насущном, люди бы вымерли. Знай, рожден человек и богом, и змеем. От того заключено в нем и хорошее, и плохое. Левая половина змеева, а правая – звездная. Важно только следить ему, чтоб плохое и хорошее, зло и добро, в равновесии находились, он от того только выиграет. Если злого больше будет – сгорит душа в пламени огненном, в пламени злости и зависти. И не будет от жизни той ни пользы, ни радости. Коль добро перевесит, то скучен станет для людей человек тот, сильно праведный зануден более, чем надобно. Поучать берется без меры он. Наставления же его не от сердца часто идут. Нуден такой человек и смешон.
Но любят всех своих детей отец с матерью. Каждый им ребенок мил по-своему. Любит Сварог и друга Ферта верного. Раз в год гуляет Сварог с посохом по небосклону и от тех шагов звезды падают и рождается пространство, форма, время.
Но не вечны, как и люди, звезды на небе. Не вечен и сам Сварог. Всему есть смерть и рождение. Настанет час, и погубит Сварога друг, друг любимый, змей огненный. Изрыгнет он из пасти огонь смердящий, словно тысячу солнц жарких. И погибнут звезды в пламени. И погибнет всё живое на свете белом. Но, погибая, возродится. Произойдет обновление. Так было уже и так будет. И при смерти богов и змея огненного соберутся души их и души людей в единое целое, в одну общую спираль, и взлелеет это целое Мать Времени. И добавит к нему частицу души своей. И появится из этого со временем зародыш огненный, и появится огонь, земля и вода, и повторится сначала всё, и вернётся на круги свои. Так было, есть и будет…»
По материалам сайта sklaviny.ru
shalash.dp.ua
Защита проекта "Мифы народов мира"
Разделы: Литература
"Глубокое проникновение в культуру прошлого
и культуру других народов сближает времена и
страны". Д.С. Лихачев.
Цели:
Обобщение изученного по теме “Мифы народов
мира”;
Формирование представлений учащихся о
древнейших сказаниях, повествующих о
происхождении вселенной и человека;
Привитие эстетического вкуса;
Нравственное воспитание подростков.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые
коллеги! Сегодня у нас очень интересный урок.
Тема урока “Мифы народов мира”.
Сегодня мы обобщим знания по изученным мифам
народов мира, а также ребята познакомят нас со
своими проектами, подготовленными по
самостоятельно прочитанным мифам (кельтскому (Приложение 2), индийскому (Приложение
3), славянскому (Приложение 1)).
Повторение.
А сейчас вспомним, что же изучали мы на
предыдущих уроках.
Беседа по вопросам.
Итак, что же такое мифы?
Мифы – древнейшие сказания, повествующие о
происхождении вселенной и человека, тайнах
рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и
любовных переживаниях богов, царей и героев.
Кто же создавал мифы?
Все народы мира с древних времен создавали
мифы. Они рождались из естественной
любознательности людей, их стремления понять и
объяснить действительность. В мифах переплетены
донаучные представления о природе и обществе,
ранние элементы религии, философии, искусства.
Какую практическую роль играли мифы в жизни
древних людей?
При помощи мифов древние люди пытались
объяснить мир, в котором они жили.
Чем, по-вашему, мифы отличаются от сказки?
Сказка – это придуманные истории. Все
знают, что происходящих в них событий на самом
деле не было, что это чистый вымысел.
Мифы – это другое дело. Это предание, в
которое верил весь народ, живший в определенную
эпоху, в определенном месте. Мифы в образной
форме выражают представления об окружающей
действительности (явлениях природы,
человеческой натуре, отношениях между людьми).
Чем мифы отличаются от реальных историй?
История рассказывает о настоящих событиях и
героях минувших эпох. Тогда как действие мифа
отнесено к особому доисторическому времени –
эпохе сотворения мира, эпохе первопредков. Для
древнего человека существующий миропорядок
обусловлен событиями мифического времени, и все
происходившее в этом доисторическом времени
приобретает значение примера, образца для
подражания.
Слово учителя.
- Итак, в первобытном обществе мир осмыслялся в
мифологических образах. Мифы давали законченную
картину мироустройства. Они передавались из рода
в род и воспринимались как духовное завещание
предков, в котором сосредоточен опыт и вековая
мудрость предыдущих поколений. Посредством мифа
утверждалась непреложная система ценностей и
норм поведения, закреплялся существующий
порядок в мире на том основании, что как было
всегда.
Тогда, ребята, в те далекие времена, не
существовало наук, не было космических ракет,
океанских лайнеров, способных совершать
кругосветные путешествия и таким образом давать
людям представление о границах мира. Поэтому во
всех уголках планеты зарождались свои мифологии,
способные объяснить тайны природы и нарисовать
свою картину мира.
Работа по карте.
Давайте посмотрим на географию основных
мифологий мира.
(На доске развернутая карта мира, на которую
учитель прикрепляет примеры различных (основных)
мифологий мира).
Для индейцев Северной Америки койот –
священное животное. Благодаря ему луна и солнце
освещают мир.
Один – бог победы, верховный бог викингов. Он
забирает к себе воинов, павших в битве.
Греки именуют царя богов – Зевс. Римляне зовут
его Юпитер.
Луг – кельтский бог света, он храбрец, силач,
музыкант и волшебник.
Ра – верховный бог Египта, бог солнца. Он не
должен останавливать свой бег по небу, иначе мир
погрузится во тьму.
Вишну – один из трёх богов в Индии, стоит у
колыбели мира.
В Австралии Радужный змей – создал природу.
На Руси – Сварог дал жизнь солнцу. (Даждьбогу),
Перуну, Яриле.
Вывод.
- Посмотрите, ребята, везде, на всех континентах,
люди рассказывали предания, которые описывают
деяния богов и помогают объяснить тайны мира.
Мифы о сотворении мира.
Слово учителя.
Повсюду людей волновали одни и те же вопросы.
Что было до того, как появились небо и земля?
Откуда взялись первые боги? Многие мифы
повествуют о том, что в самом начале мир
представлял собой только безбрежную водную
гладь. Так считали, например, жители Японии и
Месопотамии. Другие народы полагали, что мир
возник из пустоты: викинги думали, что он
появился из ледяной бездны, греки утверждали, что
из хаоса. В мифологиях разных народов, включая
индийцев, финнов, китайцев, распространен образ
мирового яйца, из которого возникла Вселенная
или бог – творец.
Беседа по вопросам.
Вспомните, как повествуют о создании жизни на
земле славянский “Народный миф о Солнце” и
индийский миф “Творение”.
Найдите общую черту в этих мифах. (Эти мифы
объясняют, как зародилась жизнь на земле).
Найдите основное отличие этих мифов. Как
по-разному они смотрят на место человека в мире? (В
индийском мифе человек – равноправное существо
между всех живых существ. В славянском мифе –
человек отмечен богом от всех живых существ,
светом разума и способностью к речи.)
Защита проекта.
А сейчас нам представит свой проект (Музыка
Валерий). Он расскажет нам ещё один славянский
миф о творении “Сказание о
Первоводе”.
(Ученик показывает свою собственную
иллюстрацию к мифу, который он самостоятельно
прочитал, а также делает сообщение о других
поверьях славян, связанных с водой.)
Вывод: Вот ребята, мы познакомились с
ещё одним мифом о творении. Так себе объясняли
наши предки возникновение воды на Земле.
- Итак, давайте ещё раз повторим, о чем же
рассказывают нам мифы о сотворении мира. (Мифы о
сотворении мира повествуют нам о том, как
появился мир на Земле, как появились небо и
звезды, солнце и облака, откуда на Земле
появились звери, птицы, откуда появился человек.)
Викторина.
- А теперь, ребята, давайте рассмотрим
иллюстрации на доске.
(На доске прикреплены две иллюстрации к мифам:
“Шестой подвиг Геракла. Скотный двор царя
Авгия” и “Богатырь Тор”)
Какие герои изображены на картинах? (Геракл,
Тор).
Назовите те характерные черты, по которым вы
узнали героев мифов?
Это иллюстрация к мифу “Скотный двор царя
Авгия”. Геракл раздвигает стену и направляет
воду двух рек, чтобы очистить скотный двор от
навоза. Характерные черты Геракла – это
мужество, сверхъестественная физическая сила и
выносливость, ум и смекалка.)
Вторая иллюстрация изображает бога грома Тора.
Тор – скандинавский бог грома, ветров и дождя.
Тор обладает недюжинной силой, он защитник богов
и людей, враг великанов. Этот рыжебородый бог –
сын Одина и земли Ёрд. Его оружие – молот
Мьёлльнир, который ему выковали карлики, едет он
на колеснице, запряженной двумя козлами.)
Назовите общие черты, которыми греки наделили
героя Геракла, а скандинавы - бога Тора? (Невероятная
сила, мужество. Своим долгом и полубог Геракл, и
бог Тор считают – защиту богов и людей, а высшей
доблестью – мужество в битвах со злом.)
Вывод: То есть, можно отметить, что в мифах
у разных народов отразились похожие
мировосприятия и понимания добра и зла, чести и
бесчестия.
Защита проектов.
Учитель: А сейчас, в подтверждении этих
слов, следующий ученик (Горин Владислав)
представит свой проект: “Миф о герое
Кухулине”. Это герой кельтских мифов, он самый
знаменитый герой ирландских саг.
А теперь послушаем защиту следующего проекта.
Его представит (Лопухов Артем). “Миф о
благородном боге Индре”. Индра – самый
великодушный и почитаемый бог в древней Индии.
Вывод: Ребята, мы познакомились с еще
двумя мифологическими героями: Отчаянным
смельчаком и силачом героем Кухулином и великим
и могучим богом Индрой.
Давайте посмотрим, что общего у этих двух
героев мифов? Какими чертами наделены оба эти
героя? (Сила, мужественностью, честь и
благородство. Стремление помогать людям).
Обобщение.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами смогли
“окунуться в безбрежное море”, “сокровищницы
мировой культуры”. Мы говорили о мифологии,
великом и прекрасном творении древних
цивилизаций.
А сейчас, в заключении урока я хотела, чтобы вы
ответили на некоторые вопросы (вопросы на
доске)
Из какого языка пришло слово миф? Что оно
означает? (Слово “ миф” - греческое и означает
“предание”, “сказание”).
Кто был создателем мифов? (Создателем мифов
были древние народы).
О чем рассказывалось в мифах? (В мифах
повествуется о происхождении мира и человека, а
также о деяниях древних богов и героев).
Какие вопросы, волновавшие наших предков, до сих
пор тревожат умы человечества? (Вопросы чести,
долга, нравственности).
Чем интересны мифы древних народов нам,
современным людям? (Они рассказывают о том, как
жили, во что верили, как понимали мир наши предки).
А теперь, ребята, давайте прочитаем слова Д.С.
Лихачева, которые вынесены эпиграфом к нашему
уроку:
“Глубокое проникновение в культуру прошлого
и культуру других народов сближает времена и
страны”.
Как вы понимаете эти слова? (Читая мифы разных
народов, мы глубже узнаем культуру и верования
людей. Знакомясь с ними, мы лучше понимаем их
нравы и обычаи, а понимание – это ключ к доверию)
Заключение.
Изображая своих богов и героев, древние люди
воплощали в них самые лучшие и самые благородные
качества человека.
Положительные герои наделялись беззаветной
отвагой, благородным мужеством, великой силой.
Враги же – коварством, подлым вероломством,
омерзительной жадностью.
Но везде и всегда – Добро побеждает Зло. Честь и
мужество одерживает верх над низостью и
трусостью.
Благородство и любовь всегда побеждает
коварство и жадность. Эти непреложные истины
доходят к нам через века. Прошли тысячи лет,
многие древние цивилизации стерты с лица Земли,
но Великие идеи Света, Добра и Чести и сегодня
являются самыми актуальными, самыми
современными!
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Написать сочинение – миниатюру на тему: “Какой
герой мифологии кажется мне самым отважным и
почему”.