Древняя русь киевская. Древний Киев - столица Древней Руси. Древний Киев: история и архитектура
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Киевская Русь — миф или реальность? Древняя русь киевская


Киевская Русь — миф или реальность?

Летописный свод «Повесть временных лет» — единственный письменный источник, подтверждающий существование так называемой Киевской Руси. Явившаяся миру в момент формирования «официальной версии» нашей древней истории, она то и дело подвергается справедливой критике специалистов и не может рассматриваться в качестве достоверного исторического документа.

Строительство Киева при Ярославе Мудром. Миниатюра из Радзивилловской летописи (список ХV века)

Но даже если всерьез воспринимать сие сугубо литературное произведение и описываемые в нем события, то этого как минимум недостаточно для подтверждения существования такого средневекового объединения, как Киевская Русь. Ну не могло столь «выдающееся» государство в Восточной Европе оставить после себя всего один письменный исторический источник! Но обо всем по порядку...

 

Мог ли Киев быть столицей Руси?

Для начала хотелось бы рассмотреть саму возможность появления такого Приднепровского объединения, как Киевская Русь, и в частности его центра — Киева. Даже для далекого от исторической науки человека понятно, что вероятность того, что именно Киев, расположенный где-то на окраине, мог стать центром государства, непросто ничтожно мала, но и абсурдна. Во-первых, независимо от первоначальных размеров государства его столицу всегда пытаются располагать как можно ближе к центру — подальше от внешних границ и их потенциального врага. Таким образом, центр страны будет надежно защищен от внешнего вторжения, чего мы совершенно не видим в случае с Киевом, который располагался на окраине средневекового государства.

Во-вторых, другим, наиболее благоприятным местом для расположения столицы является точка пересечения транспортных путей сообщения. В этом случае из центра всегда можно с легкостью добраться в любой, даже самый отдаленный уголок государства. В противном случае управлять таким гигантским объединением, как Киевская Русь, без наличия современных средств связи (телефон, радио, телевидение, телеграф, интернет) просто невозможно. Но в случае с Киевом мы видим прямо противоположную картину — он не только расположен на окраине, но и не имеет удобных транспортных путей сообщения с большинством значимых городов — Москвой, Новгородом, Владимиром, Ярославлем, Полоцком и другими.

Княжение великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха в Киеве. Миниатюра Лицевого летописного свода

В-третьих, большинство средневековых столиц — это не только административные, но и торговые центры своих государств. Для удобства поддержания торговли они могли располагаться на берегу моря или крупной реки. И в случае с Киевом, на первый взгляд, все нормально — он расположен на Днепре. Но это только на первый взгляд! Поскольку перспектива развития международной торговли по реке Днепр весьма сомнительна. Его притоки позволяют попасть в такие «партизанские» территории, как Припять, Полесье или Пинск, освоение которых не завершилось даже к началу XX в. Что уж тут говорить о более раннем периоде и перспективах развития транзитной торговли посредством этих земель. И тут на помощь сомнительному положению Киева приходят сторонники Варяжского пути — «из варяг в греки». Согласно мнению отдельных историков, именно этот путь соединил северные балтийские земли, Новгород, Киев и Черное море. Абсолютно иррациональный, а местами и абсурдный, он предполагает прохождение замысловатого, извилистого маршрута «Балтика — Волхов — Ловать — Западная Двина — Днепр» и преодоление двух водоразделов волоком. Но ведь варяги — это настоящие герои своего времени, им все нипочем! Они могут тащить свои корабли по суше волоком и не ищут прямых путей!

Путь «из варя́г в гре́ки» (Варя́жский или Восто́чный путь) — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в начале X века — середине XIII века. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией

Ну а если серьезно, то расстояние по маршруту «Балтика — Волхов — Ловать — Западная Двина — Днепр» — это в 5 раз больше расстояния по маршруту «Балтика — Западная Двина — Днепр», который предполагает всего один волок и выходит прямо в Черное море. Не говоря уже о том, что «ходить в греки» можно было и по маршруту «Балтика — Висла — Буг — Припять — Днепр». Но, как бы там не «ходили варяги», а существование экономически выгодного торгового пути, соединявшего север, Киев и юг, подлежит очень большому сомнению. Это очень маловероятно из-за естественных географических особенностей самого Днепра — ниже Киева он испещрен довольно опасными порогами, которые исключают возможность прохождения торговых судов. Так, известный французский инженер и картограф Гийом Боплан в своей работе «Описание Украины» пишет:

Плодородие почвы доставляет жителям хлеб в таком изобилии, что нередко они не знают, что с ним делать, тем более, что у них нет судоходных рек, впадающих в море, за исключением Днепра, который в 50 милях ниже Киева прегражден тринадцатью порогами, последний из которых отстоит от первого на добрых семь миль, что составляет целый день пути, как это видно на карте. Эта преграда препятствует им сплавлять свой хлеб в Константинополь.

Пороги на Днепре

Интересный факт! Как это в XVII в. вдруг перестала быть судоходной река, по которой всего несколько веков назад проходил крупнейший торговый путь «из варяг в греки»? Ну допустим, что самоотверженных купцов того времени не пугали никакие преграды. Снедаемые жаждой наживы, они были готовы петлять абсурдным маршрутом, десятки верст тащить свои суда волоком, разбивать их на опасных днепровских порогах, и все ради того, чтобы попасть из Балтики в Черное море через Киев. Тогда возникает вполне закономерный вопрос: а где, собственно, существование морского порта или хотя бы захудалой крепости, расположенной в устье р. Днепр? Ведь только с их помощью киевские князья могли контролировать торговлю и порядок на этом маршруте. Но их просто нет!

И только в будущем представители Османской империи возведут географически и стратегически важную крепость Ачи-Кале, запиравшую выход в Черное море из Днепра. Именно за Ачи-Кале почти полтора года будет биться князь Потёмкин. В 1788 г. она будет покорена, и с 1792 г. станет носить уже русское название — Очаков. Чуть ранее (в 1778 г.) в устье р. Днепр появится еще один крупный город — Херсон. Но он тоже основан как русская крепость и не имеет никакого отношения к существованию Киевской Руси. Равно как и заложенная в 1784 г. в Днепровско-Бугском лимане крепость, от которой ведет свою историю г. Николаев.

Очаковские ворота — одно из первых сооружений Херсона, часть оборонительного комплекса Херсонской крепости

Но и в этот раз шаткое положение Киевской Руси «спасают хитроумные историки». В частности, они в буквальном смысле слова додумывают существование древнерусского порта в устье р. Днепр. Дескать, ранее на месте небольшого городка Алешки, который был основан в 1784 г. и с 1854 г. называется Цюрупинск, был возведен достаточно богатый торговый город-порт Олешье (XI в.), который появился еще во времена существования казачьей сечи. При этом полностью отсутствуют прямые исторические доказательства этой «чудесной метаморфозы». А все реальные археологические находки лишь доказывают то, что в начале XVIII в. здесь действительно располагалось казачье укрепление, возникшее еще в конце XVII в. Однако, это поселение носило название Днепровск, и лишь спустя время оно было переименовано в честь выдуманного древнерусского города Олешье. Ведь изменить топонимику, особенно если в этом возникает необходимость, для историков не составляет никакого труда!

Но вернемся к нашему «великому торговому пути», который, по всем определениям, должен был быть лакомым кусочком наживы для лихих разбойников. Для защиты от них князья и их подданные просто обязаны были возводить на берегах Днепра хорошо укрепленные поселения. Располагая постоялыми дворами для отдыха купцов и необходимой инфраструктурой, со временем они должны были расширяться и постепенно превращаться в достаточно крупные города. А теперь вопрос: сколько таких древнерусских городов на берегах р. Днепр вам известно? Небольшой Канев с населением всего в 28 000 человек, поселочек Любеч, районный городок Рогачев, Орша и Смоленск? Но ведь это ничтожное по своим географическим и стратегическим масштабам число! Особенно учитывая тот факт, что скандинавы называли территорию Древней Руси не иначе, как Гардарика — страна городов. Где эти города? И это не говоря уже об особо опасных участках «Великого торгового пути» — днепровских порогах, преодоление которых подразумевало надежную защиту от внешнего нападения разбойников. Такую защиту могли гарантировать только крепостные сооружения, возведенные по маршруту «из варяг в греки». Только вот где эти укрепления?

 

Киевская археология: мало находок, много баек

А теперь попробуем посмотреть на проблему существования Киевской Руси с экономической точки зрения. Согласно ее постулатам, любой мало-мальски крупный торговый город — это место, где совершаются сделки и существует таможенный сбор, т.е. мыт. И в данном случае историки пытаются убедить нас в том, что Киев был именно таким местом. Он «давал добро» активно торгующим купцам, следующим по маршруту «из варяг в греки», и здесь все купцы еще с «докиевских» времен обязаны были платить мыт. При этом один из самых влиятельных деятелей советской истории, профессор и академик Борис Рыбаков, в своем исследовании «Город Кия» пишет следующее:

Предположение о «таможенных сборах» в окрестностях будущего Киева подкрепляется большим количеством находок красивых бронзовых предметов, украшенных многоцветной выемчатой эмалью. Фибулы, декоративные цепи, детали питьевых рогов компактной массой встречаются на пространстве от устья Десны до Росси.

О чем это нам говорит академик? Получается, что повсеместно таможня требовала уплаты мыта деньгами, а «докиевские» и киевские таможенники были больно падкими до произведений прикладного искусства и по своей доброте душевной брали с купцов пошлину не деньгами, а различной утварью? Впрочем, спасибо академику Рыбакову и на этом! Ведь в отличие от современных «светил» украинской исторической науки он хотя бы не врал и честно, хоть и в завуалированной форме, но констатировал: под Киевом мытная монета обнаружена не была. Зато в изобилии встречается домашняя утварь, изготовленная из бронзы. Кстати! К аналогичному заключению пришли и скандинавские исследователи, которые также опровергают «величие торгового пути из варяг в греки». Согласно их мнению, на долю византийских монет приходится менее 1% всех находок, обнаруженных на территории археологических комплексов. В то же время большое количество обнаруженных серебряных дирхемов указывает на довольно развитые торговые отношения с русскими, проживавшими в районе Волги.

Резюмируя все вышесказанное, вывод напрашивается сам собой. По сути своей, Киев — это скорее региональный центр торговли. Ему далеко до звания «мирового» центра торговых отношений, и уж тем более он не мог играть значительной роли в политической жизни древней Руси. Был бы он действительно столицей, то вокруг его центра без сомнения сформировались бы крепостные сооружения, со временем образовывая города-спутники, со всех сторон защищающие его подступы. Например, вокруг той же Москвы сформировалось Золотое Кольцо с хорошо укрепленными городами и монастырями. Подступы к Петербургу защищает большое количество фортов и обширная сеть пригорода и т.д.

«Золотое кольцо» России

В отличие от Москвы и Питера Киев был очень и очень слабо защищен, из-за чего при малейшей угрозе со стороны потенциального противника он с легкостью переходил «из рук в руки» и не мог противостоять натиску. При этом на территории самого города мы не обнаруживаем даже слабого подобия неприступной цитадели, которая приличествует статусу столицы. Здесь нет и намека на московский кремль или хотя бы на меньшие по масштабам псковские или новгородские сооружения. А все известные фортификационные строения были возведены на территории Киева уже гораздо позже, в конце XVII — начале XVIII вв. Все это лишний раз подчеркивает некую несостоятельность Киева в политическом, торговом и экономическом плане. В ответ на эти факты историки не перестают твердить одно: дескать, в свое время Киев очень пострадал от татаро-монгольского нашествия, был разграблен, сожжен, разрушен и т.д. Тогда вполне закономерный вопрос: почему столь «крупная столица» Киевской Руси не была восстановлена и не воссияла в своем величии назло врагам? Почему та же Москва, сожженная в 1812 г. и несколько раз в более ранний период, всегда быстро отстраивалась? В то время как «бедный, несчастный» Киев был сломлен, подавлен и прозябал в тени практически до наступления советской эпохи. 

Руины Золотых ворот Киева в ХIХ веке

Просто для справки, немного статистических данных, так сказать, возможность взглянуть на проблему с другой стороны. На рубеже XVIII — XIX вв. население Киева составляет 188 000 человек. Население тогда еще очень молодой Одессы — более 193 000 человек. В Харькове на этот момент проживает около 198 000 жителей. К концу XIX в. в Москве проживает уже порядка 800 000 человек, а Петербурге, вместе с пригородами, насчитывается более 1 350 000 жителей. В это же время население Киева практически не увеличивается, а сам он является малозначительным губернским, практически провинциальным городом на территории России и просто железнодорожным узлом. И дело здесь далеко не в «исторической несправедливости»! А географическом и стратегическом положении Киева. Расположенный вдали от крупных торгово- и экономически значимых центров, он малопривлекателен для заселения и продолжает оставаться просто провинцией. А наряду с его прозябанием активно осваивается южный регион и Новороссия. Даже с приходом советской власти столицей Украины становится не Киев, а Харьков, в котором на украинском языке практически никто не говорит. И только в послевоенное время, когда в 1947–1954 гг. был сооружен архитектурный ансамбль Крещатика, Киев приобретает более привлекательный, торжественный вид, становится более «столичным» и красивым городом.

Крещатик, современный вид

Вообще даже в прошлом Киев никогда не рассматривался в качестве единого поселения. Так, в конце XVIII в. на будущей территории современного города были расположены три разнесенных поселения: Киево-Печерская крепость с предместьями, в двух верстах от нее находился Верхний Киев и в трех верстах от них лежал Подол. Согласно «Географическому описанию города Киева, сочиненному Киевскаго гарнизона поручиком Василием Ивановичем Новгородцовым»

…Старый или Верхний город Киев состоит в четырех отделениях, которые обведены земляным валом с нарочито глубокими рвами и называются Андреевским, Софийским, Михайловским и Печерским отделениями...Там располагалось партикулярных дворов деревянных — 682.      

На тот момент в Киево-Печерской крепости, составной частью который были Лавра и предместье, Новгородцев зафиксировал 2 мужских монастыря, 8 каменных и 3 деревянных церкви. А прибывший ревизор насчитал 9 казенных каменных и 27 деревянных зданий вместе с предместьем и 1095 партикулярных (гражданских) дворов.

Киево-Печерская лавра. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда, 1651 г.

Самой населенной частью Киева был Подол. А именно:

В городе Киево-Подоле строения: монастырей мужеских: каменной — 7, деревянных — 2, женской каменной — 7; церквей: каменных — 9, деревянных — 77; магистратского строения: каменного — 4, деревянного — 7; обывательских дворов: каменных — 3, деревянных — 1926.

Таким образом, во всех трех разрозненных поселениях Киева насчитывалось менее 4 000 дворов (домов), три из которых были каменными. А общее количество обывателей, согласно переписи на момент правления Екатерины II, не превышало 20 000 человек! Другими словами, средненький райцентр. О торговых возможностях тогдашнего Киева можно судить по фразе того же поручика:

Купечества из мещан киевских, кои б имели большие капиталы, нет, кроме трех или четырех, а иные посредственный, лучше ж сказать, малой капитал имеют.

Другими словами, характер торговли был весьма и весьма посредственный. Далее он продолжает:

По реке Днепр весною и в межень, тож и осенью из великороссийских городов: из Брянска, Трубчевска, а из малороссийских: Новгородка-Северского и из других мест до Киева и до малороссийских городов Переяслава, Городища, Кременчуга и Переволочны с хлебом, с хлебным вином, железом полосным и чугунным, с конопляным маслом, диогтем, с веревками, рогожами, с медом, с ветчинным салом и деревянною посудою ходят барки, или так называемые байдаки, а из Польши в плотах строевой и дровяной лес, и прочие лесные припасы сплавляются… При городе Подоле есть пристань судам.

Одним словом, ничего интересного и особо выдающегося о жизни провинциального города Киева поручик в своем отчете не сообщает. Общую картину «унылой провинциальной хроники» подтверждают и археологические раскопки. Призванные обнаружить материальные ценности прошлого, они активно ведутся на территории Киева с середины 50-х гг. XX в. За это время было отрыто приличное количество различной малосущественной мелочи, благодаря которой было написано немало научных трудов. А что в итоге? — В итоге ничего! Клады, которые имеют особую ценность для археологов, на территории Киева, особенно на Подоле, обнаруживают с заветной регулярностью. Но проблема в том, что найденные при этом византийские монеты не имеют никакого отношения к периоду зарождения «государственности» Киевской Руси и становлению ее «столицы». А основываясь на официальной датировке отрытых монет, можно сделать только один вывод: серебро и золото на приднепровских просторах зарывали обычные разбойники.

Ну а как же обстоит дело с древнерусскими монетами? Да тоже никак! Период XII–XIII вв. был официально объявлен «историками» «безмонетным». Дескать, не было в ту эпоху денег и, соответственно, искать их бессмысленно. При этом некоторые ученые мужи предлагают свою версию товарно-денежных отношений — существование так называемых гривен, которые по сути своей являлись слитками серебра.

Серебряные слитки (гривны) — это, конечно, намного лучше, чем вообще «безмонетный» период. Но тогда напрашивается вполне естественный вопрос: как простые люди расплачивались на базаре за свои покупки? Согласитесь, сложно себе представить, какого-нибудь обывателя, который пришел «скупиться по мелочи» и каждому из продавцов «отрубывает» от своего слитка по маленькому кусочку серебра. Любая монета — это простое и вместе с тем гениальное изобретение человечества. Ведь все монеты идентичны между собой — они равны по весу и составу, а значит, имеют абсолютно одинаковую покупательскую ценность. Что же до слитков, то определить на глаз, сколько нужно серебра «отрезать», например, за курицу — этого не сможет с ювелирной точностью сделать ни продавец, ни покупатель. Поэтому даже обычный здравый смысл подсказывает, что если уж монеты хотя бы один раз в истории народа вошли в обращение, то они уже никуда не денутся — это удобно и значительно упрощает товарно-денежные отношения.

Но проблема в том, что серебряные и золотые монеты в процессе своей ежедневной эксплуатации постепенно истираются. Например, была монета весом 12 г, а через год, глядишь, а она уже не 12 г весит, а 11 г. Как быть в этой ситуации? Человек придумал выход — со временем были изобретены бумажные купюры, которые не утрачивали своего веса, а, следовательно, и покупательской способности ни через год, ни через два. Но это случилось со временем, а пока что были придуманы гривны — своеобразные 200-грамовые серебряные купюры.

Киевская гривна ХII–ХIII вв. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Таким образом, серебряные слитки-гривны — это не расходные монеты! Это купюры крупного номинала, предназначенные для расчета за оптовые покупки. И скорее всего они были в обращении не вместо мелких монет, а наряду с ними. Мало того, ими расплачивались только при крупных сделках, например, купцы за свой опт. А простые обыватели по-прежнему ходили в лавку или на рынок с мелкими монетами. В этом случае возникает новый вопрос: почему историки упорно датируют гривны именно XII–XIII вв.? Ведь даже согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона они имели хождение плоть до XVI в., и привязывать их существование именно периоду Киевской Руси нет видимых оснований. Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Гривна — это определенная мера серебра. При этом в обращении могли быть и совершенно иные монеты — динары, ефимки, талеры. Они могли быть серебряными или золотыми. Главное — все они конвертировались в единую серебряную гривну весом 200 г. При этом их поток должен был стекаться в единый княжеский монетный двор, который, согласно «рассказам» историков, мог располагаться только в Киеве, как в столице Киевской Руси. А, значит, именно здесь археологи должны были то и дело обнаруживать большое количество кладов с гривнами. Но где они, эти клады!? За ответом обратимся к официальным историческим источникам! Так, Книга Ивана Спасского «Русская монетная система» указывает следующее:

Только одна монета найдена в Киеве [в 1792 г.], да и то не в земле, а как подвеска к иконе, тогда как все остальные тяготеют к северо-западному краю древнерусского государства: одна найдена в земле поблизости от древнего Юрьева (Тарту), другая — на острове Саарема; есть указания и о находке в Петербургской губернии. Известно несколько подражательных монет, происходящих из Скандинавии. «Ярославле сребро» и относят поэтому к периоду княжения Ярослава в Новгороде — под рукой Владимира, занимавшего русский стол. Подобно тому, как на монетах описанного выше раннего киевского типа помещалось изображение Христа, здесь другая сторона занята изображением христианского покровителя Ярослава — святого Георгия.

Далее еще интереснее:

…В конце 20-хгг. XIX в. появилось еще несколько монет: две серебряных монеты Владимира нашли в Борисполе на Украине, и по одной — на Цимлянском городище (древний Саркел — Белая Вежа) и в Польше — в составе Ленчицкого клада.<…> В 1852 г. был найден ставший знаменитым Нежинский клад — около 200 серебряных монет.  

Таким образом, данные монеты сложно назвать «по-настоящему киевскими» — их находят где угодно, но только не на монетных складах-кладах столицы Киевской Руси. Например, один из самых больших кладов был обнаружен в 1906 г. на территории Твери. Много монет киевского типа было отрыто при раскопках готландского клада в Швеции. При этом историки не предоставляют никаких доказательств тому, что эти «сокровища» были отчеканены именно в Киеве. Вывод: их привязка именно к Киеву — это не более чем очередной спекулятивный ход «горе-историков». И только одна находка на территории Михайловского монастыря могла бы говорить в пользу чеканки истинно киевских монет в Киеве. Но, к сожалению, она была сделана в 1997 г., т.е. уже в период «свидомой самостийности», и вполне могла быть просто сфальсифицирована. И доказательство тому — все последние «сенсационные» находки современных украинских археологов. То они обнаружили массовое захоронение жертв «батуринской резни», то чудесным образом миру был явлен «украиномовный» вариант орликовской конституции, хотя «мовы» в XVIII в. еще не существовало. Одним словом, если в пропагандистских или политических целях нужно будет обнаружить затонувшую Атлантиду посреди Киевского водохранилища, то украинские труженики-археологи ее без труда там откапают.

Зато доподлинно известно, что под так называемыми киевскими сребниками следует понимать около 340 видов монет с различным содержанием серебра. Скорее всего, к их чеканке приступали по мере того, как пустела княжеская казна, а после их насильственно вводили в обращение по нужному курсу, что напрямую свидетельствует об экономической слабости княжества. И все же! Что собой представляют киевские клады и о чем говорит их наличие? В большинстве случаев — это скромные заначки обывателей. По сути своей, это отложенные на «черный день» серебряные либо золотые украшения: кольца, серьги, крестики. Как правило, они спрятаны в горшках и просто зарыты в землю. Что касается более крупных кладов, например, принадлежавших тем же купцам, то в данном случае не все так прозрачно и просто. Приведем лишь один из последних примеров. «Клад из руин Десятинной церкви» С.И. Климовского, сотрудника Института археологии НАН Украины, опубликованной в «Восточноевропейском археологическом журнале» (№ 5(6), 2000 г.). Начинается данная статья довольно многообещающе:

Среди древнерусских городов Киев занимает первое место по количеству найденных кладов…

Однако после этого идет описание каких-то мифических находок, сделанных еще в XI в., и о которых известно лишь по летописям последующих веков. Из достоверно сделанных открытий автор первым упоминает клад, обнаруженный «на хорах Успенского собора Киево-Печерской лавры, являвшегося тайной монастырской казной XVII–XVIII вв. и насчитывавшего 6184 золотые монеты…». Бесспорно! Данный клад — это настоящее сокровище для археологов и историков, но, к сожалению, он не имеет никакого отношения к древней Киевской Руси. Наконец, С.И. Климовский сообщает действительно достоверные сведения:

В 1955 г. при раскопках по ул. Владимирской, 7–9 в жилище XIII в. возле печки был найден глиняный горшок, в котором находились золотые колты, серьги, серебряные витые и пластинчатые браслеты, перстни. Этот клад, спрятанный при осаде 1240 г., на долгие годы стал последним древнерусским кладом, обнаруженным в этой части Киева. И вот, через 43 года на противоположной стороне улицы был найден новый клад, резко отличающийся от известных в этом районе, но тесно связанный, как и большинство из них, с событиями декабря 1240 г.

Исходя из этого, несложно предугадать риторику заинтересованных историков: все древние клады уже давно разграблены, а до нас доходят «достоверные» слухи об их раннем существовании. При этом любой здравомыслящий человек может сделать вполне закономерный вывод: все монетные клады, отрытые на территории Киева, указывают на то, что этот древний город никогда не был и не мог быть столицей государства русского.

Древний Киев. Из мультфильма «Сказочная Русь»

Киев не являлся административным, торговым или экономическим центром Киевской Руси. Иначе бы он то и дело радовал археологов ценными находками, доказывающими его могущество и экономический расцвет древнего государства. Почему этого не происходит? Вот здесь ответ уже предельно прост! Потому что Киевская Русь со столицей Киев — это не более чем выдумка заинтересованных в этом историков.

----------------------------------------------

По материалам книги Алексея Кунгурова «Киевской Руси не было, или Что скрывают историки»

ruvera.ru

Древний Киев - столица Древней Руси. Древний Киев: история и архитектура

Образование 26 марта 2015

Древняя Русь стала культурным учителем Европы. Ее наукой, стилем правления, этикетом и архитектурой восхищались далеко за пределами государства. Недаром князья были в почете, и каждый из правителей имел честь дружить и породниться с ними.

Призрачный основатель города

Все слова - это послания. Сообщение, которое оставили для будущих поколений предки. И история древнего Киева скрывается в его названии.

древний киевНаиболее известная легенда об основании города - рассказ о трех отважных братьях: Кие, Щеке, Хориве и их прекрасной сестре Лыбидь. По преданию, именно эта семья в конце V века закладывала первые камни для будущего города. В честь старшего брата и назвали поселение. Но мнение ученых разделяется по правдивости этой теории. Первые считают, что реальной исторической фигурой был только Кий, а его братья - фантазия народа. Вторые ставят под сомнение существование даже старшего брата. В общем, древний Киев не единственный город, что построили три брата. Также на территории Европы разбросано более сотни других старинных городков с похожим корнем. Поэтому исследователи и критикуют эту концепцию.

Происхождение названия

Отклонив миф о Кие, ученые нашли другие объяснения. Так, в тюркском языке есть слово «ков», что переводится как "берег реки". «Киви» на сарматском диалекте означает горы. Существует и совсем далекая версия. По ней город взял свое имя от пракрита (древнеиндийский язык), где слово «коява» переводится как "место трона". Учитывая то, что Киев - столица древней Руси - расположен в гористой местности на берегу Днепра и со дня основания был центром политической элиты, каждое из объяснений имеет право на существование.

Самой родной является славянская трактовка. Она ведет название города от слова «кий» - то есть палка, посох. Таким предметом владели волхвы и князья, и Киевом называли каждый город, в котором были эти люди. Это объясняет десятки городов-тезок по Европе.

история древнего киева

Видео по теме

Сердце Руси

На самом деле Киевской Руси как государства не существовало. Термин был придуман учеными для того, чтобы не путаться между Русью, сформировавшейся в IX веке и Московским царством, которое на пять веков старше.

В то время одно из крупнейших государств средневековой Европы, центром которого был древний Киев, называли просто Русь. Территорию населяли восточные славяне, которые впоследствии дали начало украинцам, белорусам и россиянам. Много сделала на пути к установлению государственности торговля. Страна возникла на транспортном пути из Скандинавии по Днепру вниз через Черное море в Византию. Эта дорога получила название «путь из варяг в греки».

В середине IX века в Новгород был призван княжить варяг Рюрик. Это было сделано с определенной целью. Иностранец должен был навести порядок. Но других достоверных источников, подтверждающих слова из «Повести временных лет» (в летописи упоминается об этих событиях) нет. Представитель новой власти пришел со своим народом, который назывался русы. Именно от варяга и пошло слово «русь».

Первые князья

В 862 году прибывшие вместе с Рюриком Аскольд и Дир подчинили себе древний Киев. По другим источникам - эти мужчины были потомками знаменитого Кия, основавшего город.

древний киев фото882 год стал переломным в истории. К Киеву подошел князь Олег. Он был из рода Рюриковичей. После смерти последнего стал регентом при его сыне Игоре и начал княжить на новгородской земле. Во время своих походов он приблизился к Киеву и узнал о том, кто там властвует. Тогда спрятал свое войско и вызвал правителей к себе, назвавшись купцом. Аскольд и Дир повелись на приманку и впоследствии были казнены войском Олега. Регент Игоря заметил, что они не княжеского рода, поэтому не имеют права сидеть на троне.

С тех пор древний Киев стал новой столицей, тем самым объединив два центра славян. Именно князя Олега ученые считают родоначальником Киевской Руси.

Языческая культура

Задолго до прихода правителей-христиан земли Киева населяли язычники, которые имели свою культуру и архитектуру.

Восточные славяне верили в силы природы, боготворили их. Местами поклонения становились энергетические точки, где ощущались сильные мистические энергии. Как правило, это были холмы. На них наши предки устраивали капища. Это была первая архитектура древнего Киева. Обычно по центру стояла фигура деревянного или каменного идола. Был жертвенник, к которому верующие возносили дары. Такие капища были найдены на Благовещенской горе, которая была святым местом для бога молнии Перуна.

киев столица древней русиДревние славяне большое значение придавали горам, хотя жили они преимущественно на берегах рек. На холмах они молились и приносили жертвы. До сих пор в Киеве сохранились места их поклонения. Обычно это каменный круг с выступами на четыре стороны света. Вместе с тем капища были политическими центрами, где решались важные вопросы. Общая географическая карта древнего Киева открывает все места поклонения староверов. Каждая гора была центром ритуала жертвоприношения.

Существуют утверждения, что язычники возводили храмы за несколько лет до принятия христианства.

Жемчужина христианства

С приходом князей популяризировалось христианство. Оно было основой архитектуры Руси и дало новое направление в развитии духовного строительства.

Ранее религиозные объекты строились из дерева. Первым каменным центром поклонения стала Десятинная церковь, которая прославила древний Киев. Фото-реконструкция этого архитектурного шедевра учитывает описание летописей. Ознакомиться с ней можно в Историческом музее Киева.

карта древнего киеваЭто было чудо, которое поражало своим богатством и великолепием. Построена она была около 989 года за счет налогов. Для ее сооружения были привезены лучшие мастера из Византии. Также она была пышно украшена изнутри. Количество мозаик, фресок и икон до сих пор не берутся подсчитать. Феодальная раздробленность стала началом ее краха.

Современная киевская архитектура

История древнего Киева сохранилась в архитектуре и до сегодняшнего дня. Самым ярким примером является Софийский собор. Первые камни были заложены в 1037 году. Над ним работали константинопольские и славянские зодчие. В XVII-XVIII столетии собор был перестроен в стиле украинского барокко. В 1934 году стал музеем - Софийским заповедником.

Ученые до сих пор спорят о том, кто был инициатором идеи построения храма - Владимир или его сын Ярослав.

архитектура древнего киеваЗолотые ворота - еще один памятник архитектуры Руси, который радует и сегодня. Кроме культурного смысла, построение несло охранное назначение. Город активно строился и требовал оборонительных укреплений. Название происходит от аналога в Константинополе.

Архитектура – машина времени, которая покажет древний Киев. Фото объектов можно найти в статье, но лучше всего увидеть все своими глазами.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Октябрьский дворец (Киев): история и архитектура Новости и общество Октябрьский дворец (Киев): история и архитектура

Одной из визитных карточек столицы Украины считается Октябрьский дворец. Киев гордится архитектурным творением и трепетно сохраняет даже самые мрачные страницы его истории.

Перелог в Древней Руси – это... Определение, история и интересные фактыОбразование Перелог в Древней Руси – это... Определение, история и интересные факты

Любое развитое цивилизованное государство брало начало из навыков и опыта человека, поставленного в тяжелые условия перед природой. Это касается древних людей, которые смогли своими усилиями достичь невероятных резуль...

Бог врачевания в Древней Греции: история и интересные фактыОбразование Бог врачевания в Древней Греции: история и интересные факты

Древнегреческим богом врачевания был Асклепий. Обстоятельства его жизни известны благодаря многочисленным мифологическим источникам. В период расцвета античной Греции в стране существовало около 300 храмов Асклепия, г...

Фразеологизм из мифов Древней Греции: история и современностьОбразование Фразеологизм из мифов Древней Греции: история и современность

Миф – это повествование, которое возникло на самых ранних этапах истории. А его фантастические образы (легендарные герои, боги) являлись своеобразной попыткой объяснить и обобщить многие явления природы, события...

Загадочный Древний Египет. Живопись и архитектура - в чем взаимосвязь?Образование Загадочный Древний Египет. Живопись и архитектура - в чем взаимосвязь?

Искусство Древнего Египта, история его возникновения и развития насчитывает более четырех тысяч лет. У исследователей и простых обывателей неподдельный интерес вызывает Древний Египет (живопись, монументальная архитек...

Мариинский дворец, Киев. История и описание Мариинского дворца в КиевеПутешествия Мариинский дворец, Киев. История и описание Мариинского дворца в Киеве

В современном Киеве сохранилось достаточное количество памятников архитектуры различных периодов. Фасады исторических зданий хранят немало занимательных историй, они лично являлись свидетелями смены эпох. Однако лишь ...

Как попасть в парк Феофания (Киев)? История и достопримечательности паркаПутешествия Как попасть в парк Феофания (Киев)? История и достопримечательности парка

Этот дивный зеленый уголок на юге украинской столицы привлекает к себе все большее количество отдыхающих. Как добраться в парк Феофания (Киев)? Что интересного там можно увидеть?Как доехать в парк Феофания (Ки...

Столица Сахалинской области: общие сведения, история и интересные фактыНовости и общество Столица Сахалинской области: общие сведения, история и интересные факты

Уникальная часть России, ее самая восточная территория, – Сахалинская область. Столица, город Южно-Сахалинск, расположена на самом крупном острове области и находится от Москвы на расстоянии 6660 км. Расскажем о...

Собор святого Феодора Ушакова (Саранск): история и архитектураДуховное развитие Собор святого Феодора Ушакова (Саранск): история и архитектура

В 90-е годы Православная Церковь получила возможность нового этапа развития в России. Начали восстанавливаться храмы, возвращаться традиции веры в жизнь многих людей. Не менее важной для духовной жизни общества являет...

Свято-Вознесенский собор, Великие Луки: история и архитектураДуховное развитие Свято-Вознесенский собор, Великие Луки: история и архитектура

Свято-Вознесенский кафедральный собор в городе воинской славы Великие Луки является достопримечательностью с богатой и во многом трагичной историей. В 2014 году город отметил двадцатилетие восстановления храма.

monateka.com

Краткая история Киевской Руси

Киевская Русь

Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до 2000 лет тому назад. Согласно легенде, в конце V - начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом.

Место для города было выбрано удачно - высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находится нынешний Подол.

В конце IX в. н. э., когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси - древнеславянского феодального государства. В силу своего расположения на торговых путях "из варяг в греки", Киев долгое время поддерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы.

Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980 - 1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм - Десятинная церковь.

В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Кроме того, в те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. (Для сравнения: в это же время в Новгороде, втором по величине городе Руси, было 30 000 жителей; в Лондоне, Гамбурге и Гданьске - по 20 000). Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.

Однако после смерти князя Владимира Мономаха (1125) начинается процесс дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими стенами. Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы. Тысячи киевлян были убиты, большая часть города сровнена с землёй. В истории Киева наступил долгий и мрачный период упадка. Почти сто лет монголо-татары господствовали на украинских землях. И всё же Киеву удалось сохранить свои древние , ремесленные, купеческие и культурные традиции и остаться важным политическим, торговым и экономическим центром. В XIV столетии Киевщина становится оплотом зарождавшейся украинской народности.

В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий - ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость и произвол иноземцев привели к многочисленным восстаниям украинского народа.

Царская Россия

В 1648 г. жители Украины начали вооружённую борьбу с поработителями. Во главе восстания стал гетман украинских казаков Богдан Хмельницкий. Вскоре большая часть Украины и Киев были освобождены. Однако, встав перед необходимостью вести борьбу на нескольких фронтах - с польскими и литовскими рыцарями на западе, крымским ханом и турецким султаном на юге, - Хмельницкий был вынужден обратиться за военной помощью к русскому царю. Формально союз Украины с Россией был заключён в 1654 г. в Переяславе (Переяславская рада). После поражения и смерти Ивана Мазепы, пытавшегося найти соязника для борьбы против царизма в лице Швеции, Украина надолго подпала под владычество Российской империи. Но несмотря на нещадный царский гнёт, в XVII -XVIII в.в. в Киеве всё же оставались оплоты политического, экономического, культурного и религиозного развития нации. Украинская культура концентрировалась вокруг таких заведений, как Киево-Могилянская академия. Некоторые украинские учёные и просветители завоевали широкое признание и авторитет во всей Европе. И все же значительных уступок добиться не удавалось.

После социальных реформ 1861 г. и отмены крепостного права в культурной и экономической жизни Киева произошли некоторые изменения к лучшему. Увеличилось число больниц, богаделен, образовательных учреждений. После сооружения в 1860-е г.г. Одесско-Курской железнодорожной линии, с развитым к тому времени судоходством по Днепру, Киев становится крупным транспортным и торговым центром. Торги на киевской хлебной и сахарной биржах определяли мировые цены на эти продукты. Первый в России (и второй в Европе) электрический трамвай был пущен в Киеве в 1892 г. по маршруту, соединявшему Подол и Верхний город и проходившему по нынешнему Владимирскому спуску. Отечественные и зарубежные промышленники вкладывали в город значительные средства. Инфраструктура Киева стремительно развивалась.

Киевско-Могилянская Академия, основанная в 17-ом столетии Петром Могилой, стал первым университетом в Восточной Европе. В тот период, украинцы были наиболее образованы в мире, и почти все были грамотны. Печатались книги, изучались философия, музыка, литература и живопись процветали. Первая Конституция появилась в Украине в период казачества (1711).

Советский Союз

После революции в Петербурге власть в городе неоднократно менялась. Между 1917 и 1921 гг. в Киеве сменили друг друга три правительства независимого, но разрываемого на части гражданской войной, украинского государства. 22 января 1918 г. украинская Центральная Рада, возглавленная историком Михаилом Грушевским, провозгласила независимость Украины. Первым президентом Украинской Республики был избран сам Грушевский. Однако это решение было попыткой утопаюшего схватиться за соломинку. У украинских политиков не было достаточно политической, экономической и военной власти, чтобы отстоять независимость украинского государства. Вскоре части Красной армии под предводительством Антонова-Овсеенко напали на Украину. В январе 1919 г., в обстановке большой торжественности, Украинская Народная Республика во главе с Симоном Петлюрой формально объединилась с Западноукраинской Народной Республикой. (Последняя, имевшая своей столицей Львов, возникла на землях, ранее входивших в состав Австро-Венгерской империи). Однако этот союз украинских земель оказался весьма недолговечным, так как полки Западноукраинской Народной Республики вскоре потерпели поражение от вторгшихся в Галицию польских интервентов, а войска Советской России вытеснили из Киева части Петлюры.

В 1922 году быд создан Советский Союз, в состав которого вошла и Украинская Социалистическая Советская Республика. Формально - как суверенная держава в составе федерации, фактически же вся власть была передана центру, а СССР стал тоталитарной страной.

При Сталине лучшие кадры украинской науки и культуры, многочисленные представители технической, творческой и военной интеллигенции попали под жернова ГУЛАГа и закончили свой жизненный путь на сибирских лесоповалах и в ледяных пустошах Магадана.

Во время Второй мировой войны Киев был почти полностью разрушен. 72 дня продолжалась героическая оборона Киева от фашистских оккупантов, но противник был сильнее. 19 сентября 1941 г. войска нацистской Германии вступили в город. Широко известна трагедия Бабьего яра, киевского урочища, который гитлеровцы превратили в место массовых казней. Кроме этого, нацисты построили ещё два концентрационных лагеря в окрестностях города. В них за годы войны в общей сложности было замучено более 200 000 человек - советских военнопленных и гражданских лиц. Более 100 000 человек было отправлено из Киева на принудительные работы в Германию. Город был освобождён 6 ноября 1943 г. ценой боьших потерь и человеческих жизней.

В послевоенные годы Киев стремительно отстраиватлся. Политическая обстановка, однако, оставалась прежней - доносы, чистки, показательные судебные процессы, расстрелы в тюрьмах НКВД, ссылки в ГУЛАГ без суда и следствия. После смерти Сталина режим в стране несколько смягчился.

Чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986 г. заставила содрогнуться весь мир. Отныне жизнь каждого киевлянина раскололась на две части: до взрыва реактора и после. Чернобыль уже принёс Украине десятки тысяч смертей, загубил здоровье сотен тысяч людей, причинил огромный экологический и экономический ущерб.

Независимая Украина

В конце 80-х все заметнее становится безперспективность соцмалистического пути развития. Обещанного коммунизма так и не дождолись, а "развитый социализм" людей все больше не устраивал. Новы лидер, первый (и последний) президент СССР Михаил Горбачев берет курс на так называемую "перестройку", которая сопровождалась "гластностью", очередями в магазинах и высокой инфляцией. Одна за другой из социалистического лагеря выходят Венгрия, Польша, ГДР, Чехия, Румыния. "Железная система" трещит по швам.

6 июля 1990 г. парламент Украинской Советской Социалистической Республики провозглашает суверенитет Украины. Тревожные три дня неудавшегося кремлёвского путча в августе 1991 года стали поворотными в истории Украины. 24 августа 1991 года Верховный Совет Украины провозглашает Декларацию Независимости. 1 декабря 1991 года население страны на общенациональном референдуме подавляющим большинством голосов - 93% - высказывается за независимость. Леонид Макарович Кравчук, в прошлом коммунистический идеолог, становится первым демократически избранным Президентом независимой Украины. 10 июля 1994 г. во втором туре президентских выборов Леонид Кравчук проигрывает Леониду Кучме, который был переизбран на второй срок в 1999 году.

Позади 70 лет тоталитаризма. Украинские политики видят Украину демократической страной с рыночной, социально ориентированной экономикой.

Источник: www.rentapartment.com.ua

www.my-article.net


Смотрите также