Древнее название былин. Что такое былина в литературе: определение
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Примеры былин. Герои русских былин. Древнее название былин


Феномен богатырского эпоса — былины.

Вы никогда не задумывались, почему укры в своих теориях не любят ссылаться на древнерусский былинный эпос? Ведь для националистов всех мастей такой материал является "золотой жилой." А в этом случае - нет! Более того, заведите со свидомыми разговор о былинах и увидите, как они занервничают и постараются быстрее "съехать" с данной темы. Чтобы поставит диагноз этому феномену, нужно рассказать о происхождении богатырского эпоса.

Былины (старины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII в; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Традиция устного пересказа былин прочно вошла в средневековую культуру Руси, а затем России. Для всех русских - песни о богатырях были важной информацией о великом прошлом страны. Неудивительно, что эпос стал важным источником для отечественной историографии. Старинные песни начали записывать, публиковать, изучать...

География происхождения былин весьма обширна. Данные о ней можно обнаружить в «Истории Русской Словесности» Галахова. Одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии — 3, в Нижегородской — 6, в Саратовской — 10, в Симбирской — 22, в Сибири — 29, в Архангельской — 34, в Олонецкой — до 300. Всех вместе около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших (московских и других). И ни одной на территории современной Украины! Объяснить такой конфуз укроучёным было очень тяжело, но пришлось. В результате, историография обогатилась шедеврами укроизмышлений о природе памяти народной.

Первыми фантастами стали члены Кирилло-Мефодиевского общества (М. Максимович - первый ректор Киевского университета, Н. Костомаров - историк, живущий на казённое жалованье, П. Кулиш - писатель, создатель ранней версии "украинского" алфавита). Они предположили, что исторические и общественные события в Украине в XVII веке были настолько революционны, что вытеснили из украинской памяти исторические воспоминания о прошлом. В переводе на язык обывателей этот пассаж можно трактовать, как амнезию по воздействием форс-мажора. Странно, что подобный глюк посетил всех украинцев без исключения!

Вторую причину, почему былины были забыты на территории, где родились и жили русские богатыри, указал издатель эпоса В. Авенариус в сборнике «Книга былин. Свод избранных образцов »(СПБ, 1880 г.):«Первым гонителем свободной народного творчества было варварство, вторым - цивилизация. А в XVII веке в Украине неграмотных людей почти не было. Образование и грамотность с каждым шагом вперед вытесняли древнюю песню все дальше». Хорошее объяснение! В Греции, Индии, Китае, Киргизии и прочих уголках планеты эпосы под натиском культуры не перекочевали на перефирию, а здесь, на Украине, локацию попутали и осели на землях северных варваров.

Отсутствие былин в Украине и Белоруссии все-таки удивляло свидомитов. Пусть действительно здесь в XVI - XVII веках произошла крупная культурная революция, но должно же хоть, что-нибудь осесть в фольклоре. Мысль, взбодрённая горилкой под сало и бульбу, выдала следующее резюме: в правильно развивающемся обществе все культурные памятники меняются и новые признаки затирают изначальное.

Радует слог: Каждый знает, что знаменитая София Киевская в нынешнем виде отличается от храма, на который смотрели современники Ярослава Мудрого и их близкие потомки. Исчезли двухъярусные галереи, окружавшие храм; бани оделись в формы украинского барокко, которое утвердилось в архитектуре XVII века, этаж старинных фресок нарисовали фрески поздних времен. Но мы прекрасно знаем, что кирпич храма, стены и мозаика, и фрески, часть из которых освобождены от рисунков поздних эпох - все это памятники далекого времени и об этом времени они нам вещают.

Примерно так надо смотреть на былины. Народная память трансформировалась под воздействием исторических обстоятельств.Качества героев- богатырей перекочевали в образы удалых козаков и сказочных персонажей типа Котигорошка, Буха Копитовича и смутьяна Чурилы...Бреда в этих рассуждениях, так много, что в публичных выступлениях на них не ссылаются.

Вот, казалось бы, место для русского натиска на позиции манкуртов. Нет! Молчим. Обходим правду стороной. А её - правду давно обосновали русские историки.

Русский историк Михаил Погодин ("Древняя русская история до монгольского ига". Том 2) вполне убедительно доказывал что в Киевской, т.е. Малой, Руси жили предки великороссов, а когда татаро-монголы напали на нее, все население из Киева и близких к нему городов и сёл отошло на север, даже киевский митрополит туда отступил, а на пустые земли пришли западноукраинские племена и этот край колонизировали. Этим, кстати, он объяснял и тот факт, почему олонецкие или архангельские крестьяне поют о Киеве, о князе Владимире, о других городах Малой Руси, собственно, об Украине.Важным моментом в деле сохранения былинной традиции было то, что она культивировалась в среде зажиточных, свободных крестьян, которые жили на Русском севере. Исследователь А. Гильфердинг об этом определенно написал: «Лучшие певцы были заодно известны как хорошие и состоятельные хозяева. Кажется, былины засели только в таких головах, которые сочетали врожденный ум и память с порядочностью... Из крестьян, от которых можно услышать былины, многие совсем не употребляет вина, а такого, чтобы это был пьяница, я не встречал между ними не разу».
После написанного, читателю должно быть ясно, почему случился пробел памяти у украинцев. Они, стремясь выжить, лишились гордости за своё великое прошлое, предпочитая сиюминутное благополучие. Царственным Героям в такой ауре места не осталось, а новая мифология увековечила хитрых и изворотливых казаков готовых служить, хоть пану, хоть турецкому султану...БОНУС

КАРТА БЫЛИННОГО МИРА (краткий путеводитель по миру былин Никиты Петрова, подбор иллюстраций Б. Днепров)

Географическое пространство былины достаточно обширно. Это направления (север, юг, восток, запад), топонимы (места, деревни, села, города, земли, царства, страны), гидронимы (реки, озера, моря, океан). Чтобы понять, как устроен эпический мир, имеет смысл разделить все названия на несколько групп.

1. Названия, которые проецируются на реальную карту и совпадают с реально-историческими местами (Киев, Чернигов, Литва, Днепр и проч.). Такие названия попадают в былину на разных этапах ее бытования, во многом они нужны для формирования установки на достоверность при пропевании эпоса. Это своего рода внешняя карта.

2. Названия сугубо внутренние, характерные только для фольклорных текстов (камень Алатырь, земля Латыгорская, Корела проклятая, Святые горы и так далее). Их можно обозначать как эпические — или, шире, фольклорные. Они не проецируются на реальную карту, но тем не менее показывают примерное представление о пространстве эпического прошлого в головах у былинных сказителей.

Это карта внутренняя. И те и другие названия смело можно разделить на «свои» (Русь), «чужие» (земли неверные, горы, лес, река) и «нейтральные» (поле, дорога, море, океан). В своих пространствах действуют богатыри, они там живут, но путешествуют в чужие пространства — за невестой, с целью собрать дань, повоевать. В чужих пространствах находятся враги — противники героя (Змей живет у реки, Соловей на заросшей лесом дороге), они приходят в пространства свои — захватить Русь, сжечь и проч. Внутри своих пространств могут локализоваться пространства чужие — в случае если там живет отрицательный персонаж (например, дом колдуньи Маринки Кайдаловны в Киеве). Нейтральные пространства — это места встречи своих героев, пространство, в котором происходит перемещение персонажей, место, где герои пробуют свои силы, отдыхают, разбивая шатер (дорога, поле). Конечно, эти точки могут пересекаться, их значения инвертироваться: свое пространство может стать чужим для героя, если он прибывает из своего города в центральную точку былинного мира (Дюк Степанович из Галича приезжает в Киев). И наоборот, если герой едет в чужую землю из Киева, то чужая земля приобретает черты своего пространства (в царстве Индейском герой сразу входит в гридню, видит лавки, красный угол). Кроме того, тексты фольклора существует в разных вариантах, так что и географическое пространство тоже меняется. Карта былинного мира — это исследовательское упражнение, помогающее хотя бы приблизительно представить, как понимали мир люди, которые пели былины.

Царьград

Большой процветающий город — до того момента, пока в нем не обосновался Идолище, и теперь в Царьграде «все не по-прежнему, не по‑хорошему»: и люди плачут, и милостыни не дают. Илья Муромец побеждает Идолище и спасает город.

Окиян-море

Граница былинного мира. Очень глубокий водоем. «Высота ли, высота поднебесная, глубота, глубота окиян-море, широко раздолье по всей земле».

Ёрдань-река

Река недалеко от Еросолима-града. Несмотря на предупреждение  «бабы залесной» не купаться в ней, Василий Буслаев, не верящий в приметы, отправляется в реку. На обратном пути в Новгород предсказание сбывается и Васька погибает.

Еросолим-град

Святой город. Туда едет Василий Буслаев, чтобы отмолить грехи молодости. Там Господу-то Богу молятся, во Ёрдань‑то реченьке купаются, в кипарисном деревце сушатся.

Леденец

Иностранный торговый город. Там родился «богатый гость» (то есть купец) Соловей Будимирович, оттуда он приплывает на кораблях в Киев — свататься.

Галич

Город. Родина Дюка Степановича; там, по мнению Дюка, пекут лучшие калачи и делают замечательную водку. Описывается как «деревенька, славный город». Там в расписном тереме живет мать Дюка Степановича. Галичская земля славится богатством — у князя Владимира не хватает бумаги, чтобы описывать все имущество Галича, и он велит использовать бересту.

Святые горы

Место обитания Святогора, который может «гулять» только по ним, но не по русской земле, потому что проваливается. Там Святогор находит гроб для себя, ложится в него и умирает.

Датская земля

Туда князь Владимир посылает Добрыню, чтобы собрать дань.

Чисто поле

Промежуточное пространство между городами, странами и землями. Туда выходят богатыри из дома, там они разбивают шатры, спят, дерутся, пробуют свои силы, подкидывая палицы к небу.

Непра-река

Пограничная река, через которую татары каждый день пытаются построить мосты, но река каждую ночь смывает мосты. Происходит из крови убитой Непры-королевичны. Маленькая, но бурная. «Во глубину двадцати сажень, в ширину река сорока сажень».

Алатырь-камень

Нулевой километр былинного мира, своего рода центр.

Литва

Иностранное королевство, также известное как царство Ляховинское. Там служил Дунай, живет невеста князя Владимира и ее отец — литовский король. Богатыри туда ездят с посольством. Описывается как «поганая», «хоробрая», «проклятая». Оттуда родом братья Ливики — напавшие на Русь племянники короля. Они сжигают пару городов, но терпят поражение: их выгоняют, одному отрезают ноги, другому выкалывают глаза. Возвращаются в Литву с позором.

Латинская земля

Любая чужая земля. В этой земле выращивают хороших жеребцов. Вероятно, там проживает любовница Ильи Муромца — баба Латыгорка, также известная как Златыгорка — мать Сокольника.

Ильмень-озеро

Владение Водяника (морского царя). Садко вылавливает из озера мусор — или рыбу белорыбицу, которые потом превращаются в золото. Озеро часто штормит.

Новгород

Богатый торговый мегаполис. Там (или рядом с ним) живут Садко и Вольга Всеславьевич, Хотен Блудович и богатырь-пахарь Микула, новгородские купцы, мужики, настоятели, стоят церкви соборные, в нем «колокольный звон». На мосту через Волхов с новгородцами дерется Василий Буслаев.

Ростов

Родина Алеши Поповича. Там живет отец Алеши — Леонтий, поп ростовский, у которого есть ненасытная корова.

Чернигов

Провинциальный город недалеко от Мурома. Илья Муромец спасает город от осады, и ему предлагают стать градоначальником. Эта позиция не устраивает Илью, поскольку он спешит на вечернюю службу в киевской церкви. Чернигов славится своими невестами («есть девушки да хорошии, молодушки да пригожии»).

Бекешовец

Провинциальный город. Илья Муромец освобождает его от татар, жители предлагают Илье стать у них воеводой, но тот благородно отказывается. Город постоянно осаждается врагами.

Смородина-река

Река, рядом с которой на дубах сидит Соловей-разбойник и закрывает дорогу на Киев  . Описывается как «мать быстра река», через реку Смородину есть Калинов мост.

Муром

Небольшой красивый город. Иногда в Муроме князь Владимир устраивает пиры, недалеко от него родная деревня Ильи Муромца. Там «фатерушки (то есть квартиры, дома) порасписаны» и «солдатушки порасставлены».

Карачарово

Село. Родина Ильи Муромца. Там он сидит на печи до 30 лет, затем, исцелившись, отправляется в Киев. Это село разоряют племянники литовского короля.

Поморская земля

Северная земля. Там есть «лавочка питейная», «царев кабак», там «пьют голи кабацкие», там же опохмеляется Илья Муромец. В Поморской земле живет Пленка Поморская — жена Святогора.

Леванидов крест

Эпическая координата места обитания Соловья-разбойника. Используется в качестве ориентира для локализации былинного смутьяна и разорителя — Чурилы Пленковича.

Киев

Столица былинного мира. Там живет князь Владимир, туда стремятся богатыри из провинции, которые затем его охраняют. Там живут бояре, воины, чудотворцы, есть застава, переулочки, пещеры, есть кабаки, сады, палаты белокаменные, дом колдуньи. Там проводятся пиры, скачки и свадьбы. Описывается как «стольный город», «славный город», «село прекрасное», про него идет «слава великая», он довольно большой: сокол облетит за меженный (то есть летний) день, маленькая птичка — ни за что.

Рязань

Родина Добрыни Никитича. Раньше она слободой слыла, а теперь слывет славным городом, оттуда Добрыня выезжает на подвиги.

Чисто поле

Промежуточное пространство между городами, странами и землями. Туда выходят богатыри из дома, там они разбивают шатры, спят, дерутся, пробуют свои силы, подкидывая палицы к небу.

Пучай-река

Пограничная «свирепая река», огненная, купанье в ней угрожает гибелью. Вопреки запрету матери там купается Добрыня Никитич и дерется со Змеем.

Бухарское царство

Выиграно в шашки Михайло Потыком у заморского царя Бухаря.

Заморская земля

Типичное царство, куда отправляются богатыри свататься. Там живет Торокан да сын Заморянин, там производят вино заморское — зелье лютое.

Индея богатая

Иностранное царство. Еще одна родина Дюка Степановича. Действительно очень богата — когда Добрыня едет описывать имущество Дюка, перед ним открывается великолепный вид: «золоченые кровельки», «крыши как огонь горят». Добрыня думает, что жители, испугавшись, подожгли город, но Индея настолько богатая страна, что и крыши тут из золота.

Сорочинские горы

Находятся за пределами Руси или на самой границе. Там живет Змей, с которым бьется Добрыня. Сорочинские горы — это гиблое место, в Сорочинских горах погибает новгородский сур (то есть молодец, удалец, забияка) Василий Буслаев.

Поленецкая земля

Восточное царство, «земля дальняя». Там живет нехороший царь Батур Батвесов. Добрыня и его приятель Василий Казимирович везут ему дань. Там играют в карты, в кости, соревнуются в меткости — стреляют в золотое кольцо на дубе кряковистом.

Подольское царство

Иностранное царство. Туда отправляется Михайло Потык за данью. В нем живут король и жена Михайлы — Авдотья, а также Настасья-королевична.

По материалам: "Курс № 14. Русский эпос" Boris Dneprov

lsvsx.livejournal.com

Что такое былина в литературе: определение

Снегурочка, Баба-Яга, Иван-Царевич – истории с участием этих персонажей большинство людей слышит еще в раннем детстве. Однако мир фольклора гораздо богаче, содержит не только сказки, но и песни, баллады, былины. Далеко не все смогут дать правильный ответ на вопрос о том, что такое былина в литературе, какова ее роль. Итак, что же представляет собой этот жанр?

Былины в русской литературе: история

Этот термин стал употребляться лишь в 1839 году, придуман он фольклористом Иваном Сахаровым. Ранее произведения, относящиеся к данному жанру, именовались «старинушками», «старинами». Самые древние из них были известны еще в 10-м веке, в те времена они рассказывались под аккомпанемент гуслей. В дальнейшем традиция использовать музыкальное сопровождение угасла. Публиковать такие истории начали лишь в начале 18-м века.

что такое былина в литературе

Итак, что такое былина в литературе? Определение кратко звучит как эпическая песнь-сказание, являющаяся одной из разновидностей устного народного творчества, имеющая героико-патриотический характер. Главными героями подобных историй становились в первую очередь богатыри. Сюжеты, связанные с жизнью Древней Руси, позволяют лучше представить себе образ мыслей людей, живших в IX-XIII веках.

Особенности жанра

Былины в русской литературе в основном описывали героические события, нередко в них рассматривались те или иные увлекательные исторические происшествия. Сюжеты брались как из истории Киевской Руси, так и из событий доисторических времен. Среди персонажей таких произведений, помимо мужественных богатырей, борющихся со злом, присутствуют фантастические образы, к примеру, Змей Горыныч, Соловей-разбойник. Также роли героев доставались реальным историческим лицам вроде киевских князей Игоря, Владимира.

былины в русской литературе

Что такое былина в литературе? Это также и произведение, которое не имеет автора. Сказания путешествовали из поколения в поколение, обрастали новыми увлекательными деталями. Люди, исполнявшие героические песни, уважительно именовались «сказителями». От них требовалось не заучивание произведений наизусть, а способность красочно передавать их, не допускать искажения смысла.

Структура

Пытаясь понять, что такое былина в литературе, необходимо представить себе структуру подобного текста. В основном произведения насчитывали три композиционных элемента: запев, зачин, концовку. Истории начинались с запева, представлявшего собой своеобразное вступление. От запева требовалось не рассказать о сюжете исторической песни, а привлечь внимание слушателей.

что такое былина в литературе определение

Что такое былина в литературе без зачина? Речь идет о самом рассказе, посвящавшем слушателей в основные события, которые описывались в народных произведениях в приукрашенном виде. Обязательно присутствовала и концовка, представляющая собой своеобразное подведение итогов. Также роль концовки могла взять на себя прибаутка.

Для былин характерен тонический стих, также называемый народным. Для стихотворных строк было обязательным одинаковое число ударений, тогда как количество слогов могло отличаться. Первое ударение в основном приходилось на третий слог, считая от начала. Третий слог, считая от конца, отмечался последним ударением. Также интересно обилие эпических формул, примером которых может служить выражение «очи ясные».

Богатырские былины

Наиболее известны такие персонажи героических песен, как три богатыря. Без Добрыни, Алеши, Ильи что такое былина в литературе? Определение подобных произведений – богатырские песни-сказания (существуют также и социальные). Муромец, Никитич и Попович прославились многочисленными воинскими подвигами, служили Владимиру Красно Солнышко.

что такое былина в литературе определение кратко

Пример типичной богатырской былины – история, описывающая борьбу Ильи Муромца с ужасным Соловьем-разбойником, который умеет уничтожать вокруг себя жизнь с помощью свиста. Великий богатырь, конечно же, берет чудовище в плен, прорвавшись в его логово, а затем лишает его жизни. В эту же категорию входит столь же известное произведение о сражении Добрыни со Змеем.

Социальные былины

Социально-бытовые произведения также пользовались огромным спросом. Примером такой былины может служить история Садко – юного одаренного гусляра, который никак не может приобрести известность. В конце концов юноша удостаивается покровительства Морского Владыки, впечатленного его талантом, однако сбегает от него и возвращается на родину, отказавшись от предложенных ему несметных сокровищ.

Персонажами социальных былин в основном становились крестьяне, купцы, встречаются среди них и князья. Помимо упомянутого выше Садко, популярности удостоились такие герои, как Микула, Вольга. Социальные и героические произведения одинаково привлекательны качественной прорисовкой характеров главных действующих лиц.

Итак, что такое былина в литературе? Краткий ответ – произведение, пронизанное патриотизмом, верой в торжество добра и поражение зла.

fb.ru

История появления былин. Рассказ детям

История появления былин. Рассказ детямБылины о богатырях и удалых молодцах старого доброго времени, старины или «старинки», как их называют сами сказители, поются ещё и поныне в глухих уголках России. Там они исполняются, утрачивая мало-помалу свой строгий эпический характер, дробясь на более мелкие сюжеты. Прежде, когда народная среда, хранившая былины, жила обособленной жизнью, хранить старинные песни было легко, было нетрудно запоминать их и сказывать в особой певческой манере.

Пока жизнь селянина замыкалась в неторопливый круг подручной крестьянской работы – рыбной ловли, охоты да пашни, былины действительно хранили, подобно историческим песням, самые отдаленные отзвуки седой старины. Для юных поколений они стали настоящим учебным историческим материалом.

История появления былиныКогда-то «старинки» были заурядным явлением в любой северной деревушке. Хороших сказителей раньше было много, от них собиратели ревностно записывали былинные тексты.

Каждый народ трепетно относится к своей родине, изучает её прошлое. Исторические уроки нам необходимы, без знания традиций прошлого трудно построить будущее. Русский народ создал много выдающихся произведений, его «культурная» кладовая полна изюминок. Одной из них являются былины – уникальный вид древних народных эпических песен.

Ученых всегда волновал вопрос: когда, в какие времена и на каких территориях сложились былины? Былины появились в древний период нашей истории. Сказать, какая из них стала первой в плеяде наших былин, представляется невозможным. Но истинно одно: былины – это не искусственный эпос, это живой и чувствительный отклик на всё происходящее в государственной, политической, бытовой жизни русского народа, его освободительной борьбе.

Былины, эти удивительные песни-сказания о подвигах богатырей, о жизни Древней Руси обязаны своему рождению IX—XIII векам. Доказательством того, что былины сложились именно в этот период, служат документы древности, начальная летопись. Сложились они, вероятнее всего, в Киевской Руси. Это можно почерпнуть из их содержания: события приурочены к Киеву и связываются с именем Владимира.

Изучение былинЛюди науки всегда изучали былины с самых разнообразных точек зрения – художественной, исторической, культурно-бытовой. Поначалу некоторые эксперты увидели в былинах свидетельство яркой духовной мощи, которая служила прообразом русского национального типа. Однако дальнейшие исследования показали, что былины и богатырские персонажи далеко не составляют явления, свойственные только русскому или даже славянскому национальному гению. У народов Запада и Востока, у северян и горцев оказались сюжеты, во многом схожие с сюжетами наших былин. Началось историко-сравнительное исследование параллелей в сюжетах и образах. И это исследование лишило былины ореола национальной исключительности. Оно ввело их в общие с другими народами условия эпического песнотворчества, при которых роль индивидуальной обработки у каждого народа сводилась к приспособлению сюжета к его музыкально-поэтическим потребностям и вкусам, сообразно духу языка и художественному уровню среды.

Наши былины в оригинальной форме дают нам понятие о героической этике, они отражают сложный и разнообразный мир русской жизни, взятой в различные моменты – то дружинно-княжеского уклада, то бытового, то праздничного.

Хранение былинГородом, где умели ценить и память о колыбели русских городов и о дружинниках, стояльцах за русскую землю, где любили собирать и слушать на пирах заморских певцов, заезжих скоморохов и своих доморощенных «веселых людей», гудцов и гусельников, был славный древний город Великий Новгород.

Изучение былин в плане сюжета, способов художественной обработки и языка, приводило к заключению, что былины сложились не в тех местах, где они были позднее записаны и сохранены. Былины хорошо хранила суровая природа Севера, с бесконечными озерами, лесами, каменистыми пашнями, как бы оберегала от недоброго взгляда затаенность патриархального быта.

Сказители былинДавно уже нет сказителей былин по профессии. Кто такие «сказители»? Былины поются особого рода певцами, которых называют «сказители», название это произошло оттого, что пение былин есть нечто среднее между пением и рассказом.

Былины сказывают кто лучше, кто хуже, и стар и млад в далёких деревенских поселениях. Присутствующие слушают пение с глубоким вниманием, переживая и содержание и настроение песни. Лишь изредка скажут они замечание, выражающее удивление или сочувствие тому, о чем поется в песне. Подобно древнегреческому хору, слушатели отзываются в моменты наибольшего драматизма рассказа, как бы с намеренной целью поддержать певца выражением сочувствия тому настроению, которое находит в песне его свою самую вдохновенную, самую чуткую форму. Песня стала домашним делом, не возводящим певца на степень профессионального артиста.

detskiychas.ru

что это, время создания, классификация былин

 

Былины – это эпические песни русского народа, в которых повествуется о героических подвигах мужественных богатырей. В былинах часто описываются героические события, в которых принимал участие наш народ, ведь само слово «былина» - означает «старина», то есть то, что происходило в далеком прошлом.

Этот литературный жанр не имеет достоверной точности: чтобы подчеркнуть исключительную смелость героев – богатырей, некоторые события, описываемые в былине, значительно преувеличивались.

Роль былин в национальном литературном процессе очень важная, так как они представляют собой русский эпос, который передает нашему поколению знания о бытии, верованиях и традициях наших предков.

Время создания былин

События, которые легли в основу русских былин происходили в 10 - 12 веке. Но оформляться и записываться начались приблизительно в 14 веке. До тех пор былины существовали в устной форме и передавались в народе с поколения в поколение.

Текстовое наполнение былин в связи с этим иногда менялось – новое поколение добавляло что-то свое в сюжет, иногда значительно преувеличивая его.

Классификация былин

В современном литературоведенье не существует единого мнения на счет классификации былин. Традиционно все былины делят на две группы: новгородского и киевского цикла. События, которые описываются в былинах киевского цикла, повествуют о периоде правления князя Владимира.

Герои былин киевского цикла знакомые нам уже давно Илья Муромец, Михайло Потык, Добрыня Никитич, Чурило Пленкович, Алеша Попович. Все герои былин делятся на старших и младших богатырей. Старшие богатыри – Микула Селянович, Вольга и Святогор – мудрые наставники молодых богатырей.

Старшие богатыри олицетворяют собой дохристианские верования славянского народа в богов силы, мужества, отваги.

Собирательство былин

Первый сборник русских былин был издан в Москве в 1804 году. Первое издание пользовалось большой популярностью в русском обществе, и уже через несколько лет первичный сборник был значительно дополнен новыми былинами и несколько раз переиздан.

В эпоху романтизма, которая наступила после окончания Отечественной войны, русские былины стали неотъемлемой частью литературного наследия. В середине века популярность былин вызвала всплеск интереса к фольклору и его собирания по всем уголкам России.

Таким образом, уже к началу 20 века число былин было пополнено новыми произведениями. На сегодняшний день существует около 80 русских былин. К сожалению, русские былины полностью исчезли из быта нашего народа, и существуют только в форме литературных произведений. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Барто «Лешенька, Лешенька»: анализ стихотворения Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Ильины три поездочки»: былина о герое славянского эпоса

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Примеры былин. Герои русских былин

Былины - разновидность устного народного творчества в песенно-эпической манере. Их сюжет, как правило, построен на описании какого-либо неординарного события из прошлого или заметного исторического эпизода. Герои былинного эпоса разнообразны по характеру, однако их мощь всегда обращена на борьбу со злом. Враги богатырей описываются не менее красочно, каждый персонаж - это характерный злодей. Примеры былин многочисленны, но некоторые нужно выделить особо, об этом пойдет речь в данной статье.

примеры былин

Как появился литературный термин "былина"

Нынешнее название было предложено в 1839 году филологом Иваном Сахаровым, который напечатал свой реферат в издании "Песни русского народа". Ученый использовал выражение "по былинам", что означает "согласно фактам". "Быль", "былое", "былина" - лингвистический выбор оказался удачным.

Традиционно былины подразделяются на два обширных цикла: киевский и новгородский. С первым связано основное количество персонажей, также в нем доминируют сюжеты, в которых фигурирует стольный град Киев и двор князя Владимира Святославовича, а позже Владимира Мономаха.

Былинными героями-богатырями выступают: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Чурило Пленкович, Михайло Потык. Новгородские былинные герои - это гусляр-купец Садко и богатырь Василий Буслаев. "Старшие" киевские богатыри - Микула Селянинович, Святогор и Вольга.

Ученые изыскания

Примеры былин характеризуются тем, что вплоть до 18-го века их никто не записывал. Первый сборник в авторстве Кирши Данилова был создан в Москве лишь в 1804 году. И только после этого последовали дополненные переиздания. На волне интереса к былинному эпосу в 1830-1850 годах славянофил Киреевский Петр Васильевич организовал повсеместный сбор фольклорных произведений. За короткое время им и его помощниками были записаны несколько сотен былинных сказаний в Поволжье и северных губерниях, а затем в Сибири и на Урале. Итогом работы группы исследователей стали 80 сюжетов.

В целом, примеры былинного эпоса были полностью систематизированы в короткое время, и ученые-филологи получили возможность работать с обширным эпическим материалом. Результатом этого стало использование фольклорных произведений в диссертациях и научных трудах. Наиболее значительные примеры былинного творчества русского народа выводились на международный уровень.

былина садко

Большинство былинных сказаний имели мифологическую основу с описанием стихийных явлений экстремального характера и богатырей, преодолевающих их последствия. Причем делалось это всегда успешно. На протяжении нескольких веков былины всячески переиначивали, перекраивали и сокращали. Одно время сказания смешивали с устными фольклорными произведениями Запада, но окончилось это профанацией, и подобные попытки впредь пресекались. В конце концов былинный эпос упорядочили.

Характерные признаки

Постепенно былины приняли устойчивую фольклорно-литературную форму, и таким образом появился вполне определенный стихотворный стиль, состоящий из сочетания дактиля с хореем, а позже из анапестов. Рифмы практически не было, все основывалось на благозвучии стиха и его музыкальности. Стихотворные былины отличались от "побывальщин", примитивных изложений в прозе, которые как искусство не принимались публикой. Слог подлинной былины всегда богат поэтическими оборотами, насыщен эпитетами, аллегориями и сравнениями. При этом стихи ясны и логичны в своем звучании.

Обычно стихотворная былина делилась на две части. Рассказчик сообразно с первой должен был импровизировать, преподносить тексты как бы от себя, а вторая часть обязывала его следовать определенной схеме, типически передавать содержание в точном изложении, не меняя при этом ни единого слова. Таким образом получалась словесная мозаика, которая не всегда выглядела органично. Многое зависело от таланта рассказчика.

былина вольга и микула

Илья Муромец, герой былинный

"...Жил под городом Муромом, в селе Карачарово, крестьянин роста богатырского, да ходить не мог, все на печи лежал. То, что ноги не шли, печалило Илью. Слышал он, разбойники по дорогам людей грабят, Змей Горыныч на Руси бесчинствует, уж девок всех начисто извел. Как помочь земле родной, Илья все печалился.

Помогли странники, что зашли водицы испить. Поколдовали да поправили ноги Илье Муромцу, встал он, силушку обрел невиданную. Купил коня себе доброго, выхолил, в утренней росе понежил, и стал конь Илье подстать, сильный да быстрый.

Собрался Илья, оседлал Бурушку, да поскакал порядок на Руси наводить, только его и видели".

Садко

Русский народный фольклор отличается разнообразием сюжетов и декоративностью. Герои попадают то на остров, где живут чудовища, то в пучины океанские, где их поджидает царь морской с русалками.

Былина "Садко" - одно из лучших эпических произведений. По ее мотивам создана опера Римского-Корсакова с одноименным названием. Кроме того, былина "Садко" послужила сюжетом для фильма режиссера Александра Птушко с Сергеем Столяровым и Аллой Ларионовой в главных ролях.

«…В славном Новограде как жил-был купец Садко, богатый, статный. Раньше были у него только гусли яровчаты, по пирам приглашали играть, тем и жил. Да только вот не позвали его не раз, и не два, и не три, задумался Садко, вышел к Ильмень-озеру, сел на камень бел-горюч, тронул струны.

былина соловей разбойник

Взнеслась вода волнами, показался царь морской. "Славно играешь, Садко! Как благодарить тебя? Аль казной золотой? Поди-ка ты в Новоград и ударь о велик заклад. Заложи головушку буйную против товара красного купеческого, на долю непомерную. Да скажи: есть в Ильмень-озере рыба золотая. Как заклад ударишь, выходи на берег с неводом шелковым. Дам тебе три рыбины-перья золотые".

Проиграли купцы Новоградские все товары свои красные гусляру Садко, стал он поторговывать, получать барыши великие. Разбогател да вернул купцам их товары красные. А сам стал жить на новое свое богатство. А уж как поплыл Садко за моря да привез жену - это другой рассказ...»

Богатыри Вольга и Микула Селянинович

Среди русских эпических образов встречаются герои, которых рассказчики наделяют невиданой силой, и при этом они живут в необычной обстановке, подстать их сказочной мощи.

Былина "Вольга и Микула" - великолепный пример фольклорного произведения, в котором показано, как герои русского эпоса объединяются для борьбы с бесчинствами на Руси. В то смутное время чиновничество на Руси распоясалось, все вопросы решались только за взятки. От неправомерных действий "государевых служб" пострадал простой пахарь Микула Селянинович, об этом и рассказывает былина "Вольга и Микула".

герои былин

«…Рассыпала ночь звезды по небу, и родился к утру на Руси-матушке богатырь молодой Вольга Всеславьевич. Проспал младенец один час, потянулся, и лопнули все пеленки, пояса золотые. И так сказал Вольга матушке: "Сударыня-матушка, не пеленай меня, одень в латы железные, в шлем да в руки дай палицу стопудовую". Мать перепугалась, а Вольга растет не по дням, а по минутам, растет и грамоте учится. Как шесть лет исполнилось, пошел погулять, земля затряслась. Звери попрятались, птицы улетели, а Вольга давай всякие забавы придумывать: то соколом станет и в небо взлетит, то оленем поскачет, а то серым волком обернется. А как стукнуло богатырю 15 лет, тут-то и натворил он добрых дел. А каких - это другой рассказ…»

Микула Селянинович

«…Ранним солнышком собрался Вольга с дружиной своей по городам подати собирать, проехали, может, версту, как слышат - пашет кто-то рядом, плугом по камушкам чиркает. Поехали к пахарю, а доехать не могут, к вечеру не доехали, на другой день не доехали, слышно только как лемех-плуг чиркает да пахарь насвистывает. Доехали на третий день, на закате. Слез с коня Вольга, поклонился пахарю в пояс: "Здравствуй, добрый человек, в поле работничек!" "Будь здрав, Вольга Всеславович! Куда держишь путь?"

Долго ли, коротко ли, поговорили о том, о сем, да поехали вместе разбойников на большой дороге стращать. Сто городов да тысячу деревень освободили, а был тот пахарь - Микула Селянинович, богатырь русский. Сдружились они с Вольгой, и поделом было на следующий день всякой нечисти, вывели подчистую. А уж какой пир был у них на столах дубовых да в лесу - об этом другая былина расскажет…»

илья муромец герой былин

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Большинство произведений русского эпоса хрестоматийны, время над ними не властно, а популярность их растет год от года. Шедевры включают в школьные программы, по ним проводятся научные исследования. Былина "Соловей Разбойник и Илья Муромец" является именно таким произведением.

«…Сидит Соловей на сыром дубе, разбойник, Одихмантьев сын. То свистнет по-соловьиному, а то закричит по-звериному. То ли от посвиста, то ли от рыка трава-мурава полегла, цветочки лазоревы осыпались, темный лес на землю приклонился, а кто есть из людей - все мертвые лежат. Прямоезжей дорогой на пятьсот верст все полегло, а окольным ездом - на тысячу.

Проезжал тут казак Илья Муромец, лук берет тугой, тетивочку шелкову натянул, стрелочку каленую наложил. Стрелял в того-то на сыром дубу Соловья Разбойника. Да око и выбил, и на землю спустил, привязал к стремечку да повез по чистому полю мимо гнездышка да соловьиного…»

fb.ru

Значение былин в русской литературе

Значение былин в русской литературеВо времена седой старины появились особые песни. Они рассказывали о том, что было. За ними закрепилось слово «былины», а ещё «старины» и «старинки». В допетровскую эпоху по Руси разгуливали толпы певцов и потешных людей, своих и заезжих, среди которых были ряженые музыканты и скоморохи в коротких туниках с разрезными полами. В их репертуаре чередовались весёлые песни с серьёзными былинами о важных событиях и исторических лицах. В былинах имели место подлинные исторические факты, отражались думы и чувства народа, черты древности, которые давно забылись.

Исполнялись былины особым образом. Сказитель, певец былин, вводил слушателей своим «зачином» в соответствующее настроение степенной и мирной беседы. Он пробегал по струнам, вызывал вдохновение в себе и в слушателях, создавал особое настроение перед исполнением былины. Во всех этих «зачинах» сказывался не столько словесно-поэтический, сколько музыкальный приём. Но вот «зачин» исполнен, и певец приступает к содержанию былины.

Былины – это отголосок прошлого, того самого, которое мы изучаем, к которому бережно относимся. На основе прошлого строится будущее.

Каково же значение былин для русской литературы?

Былины исторические, героические, богатырские, социально-бытовые обогатили русскую литературу. Это произведения, лишенные всего искусственного, ненастоящего донесли до нас черты древних эпох, особенности столь милой старины.

Былины, этот бесценный опыт народного творчества, помогли распутать сложнейшие узлы истории, бескомпромиссно изобразив жизнь во всех её острейших конфликтах, перипетиях, событиях.

Былины явились базой для появления в литературе произведений героической и исторической направленности.

Каково значение былин для нас?

Былины пришли к нам вместе с теми заповедями, традициями и обрядами, которые были на Руси тысячи лет назад. Они имеют документальную ценность. Мир и борьба, обычаи и быт повседневной жизни составили основу былинного творчества. Именно из былин мы узнаем о том, как жили наши предки, русичи, как крестьянствовали, что их заботило и волновало.

Былины рассказывают нам о лучших примерах – как надо Родине служить, её защищать, как готовить себя к ратному подвигу, как воспитать в себе выносливость и храбрость.

Именно из песенных рассказов-былин мы можем почерпнуть сведения о подвигах воинов, о верности воинскому долгу, о стремлении народа ко всему незаурядному, исключительному, красочному.

Из былин узнаём мы о старой Руси, об устройстве городов, о русском богатырстве.

О сказителях былин

Сказители былин – люди особенные. Было замечено, что некоторые поющие ими былины они не знают наизусть, то есть не могут повторить старую былину слово в слово. В каждое новое повторение уже спетой ими раз былины они вносят новые приемы исполнения: то вводя ту или иную подробность, то опуская её, то видоизменяя отдельные стихи, то растягивая, то сжимая. При этом былина не теряет своего общего характера, она не является только заученной, окаменевшей в памяти певца, напротив, его роль в былине – роль свободного импровизатора на подробно разработанную, но уже готовую тему. Наблюдения над составом былины ведут ещё дальше в тайны этой импровизации, где наши сказители являются до известной степени и творцами былин.

detskiychas.ru

Тәуелсіздік жолында. Тәуелсіздік жолындағы қадам

Былины

Были́ны (стáрины) – героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX–XIII веках; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда и связь происхождения термина «былина» от слова «быль» – то, что было, и народное название былины – «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Вместе с тем былины основаны на художественном вымысле: чудесное в них включено в действительность и даётся с полной верой в его реальность.

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями в строке.

Былинный мир объединил в себе людей и события разных столетий. И старшие богатыри – герои древних былин – Вольга, Микула Селянинович, Святогор, и младшая эпическая троица – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – стали друг другу современниками.

Историзм былин

В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого иногда отождествляют с Владимиром Святославичем.

Илья Муромец упоминается в XIII веке в норвежском и немецком эпосе. В 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота видел его гробницу в Софийском соборе в Киеве.

Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери.

Алёша Попович служил у ростовских князей, потом перебрался в Киев и погиб в битве на Калке.

Виды былин

Среди былин выделяют героические и социально-бытовые.

Для героических былин характерны бой, открытое столкновение, схватка богатыря с врагом. Врагом может быть и войско противника, и чудовище: змей, Соловей-разбойник, Тугарин Змеевич.

В социально-бытовых былинах нет схваток, военного столкновения. В их основе лежит бытовая ссора, спор или соперничество Они отражают общественную жизнь страны и быт древнерусского человека. Так, в былине «Вольга и Микула Селянинович, крестьянин-труженик, могучий хлебопашец противопоставлен князю и его дружине, а в былине «Садко» наряду со сказочными элементами (пребыванием Садко в подводном мире) показана реальность – жизнь людей Новгорода.

В былинах используются такие средства художественной выразительности, как эпитет, параллелизм, сравнение, антитеза, гипербола.

Былины сложены на основе формул, часто построенных с применением постоянного эпитета, например:

• Он скорешенько скочил как на резвы ножки,

Кунью шубоньку накинул на одно плечо,

Шапочку соболью на одно ушко.

• Стал он силушку конём топтать,

Стал конём топтать, копьём колоть,

Стал он бить ту силушку великую.

А он силу бьёт – будто траву косит.

• Приезжает он на широкий двор,

Ставит коня да серед двора

Да идет в палаты белокаменны.

• Все за столом призамолкнули:

Меньший хоронится за большего.

Больший хоронится за меньшаго,

А от меньшаго мал ответ живет.

Былины

www.itest.kz


Смотрите также