История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Китая. Культура древней нации китай


Культура

revolutionary operaРеволюционная опера

Китай имеет крайне богатую и разнообразную культуру. Китайская традиционная культура формировалась тысячелетиями практически в изоляции. После 1949 года культура значительно обогатилась коммунистическим влиянием. С 1966 по 1976 года в стране проходила Культурная революция, в ходе которой традиционная китайская культура запрещалась и уничтожалась. С 1980-хх годов китайское правительство отказалось от этой политики, и приступило к возрождению традиционной культуры. Современная китайская культура является смешением традиционной культуры, коммунистических идей и пост-модернистского влияния, связанного с процессами глобализации.

Архитектура

Китайская архитектура так же стара, как вся китайская цивилизация. Со времём династии Тан китайская архитектура оказывала значительное влияние на строительные технологии Вьетнама, Кореи и Японии. В XX веке в Китае распространились западные строительные технологии, особенно в городах. Традиционные китайские здания редко превышают три этажа, и требования урбанизации привели к тому, что современные китайские города имеют западный вид. Однако в пригородах и деревнях зачастую до сих пор строят по традиционным технологиям.

shangqingpalace1Дворец Высшей Чистоты

Для традиционных китайских зданий характерна двусторонняя симметрия, которая символизирует баланс и равновесие.Китайские здания занимают максимум отведённой для них территории, свободное пространство оказывается внутри здания в виде внутренних двориков. Внутри здания размещаются отдельные корпуса, соединённые крытыми галереями. Система внутренних двориков и крытых галерей имеет практическое значение - защищает от жары. Для китайских зданий характерна протяжённость по ширине, в отличие от европейцев, предпочитающих строить ввысь. Корпуса внутри здания размещены иерархично: самые важные находятся по центральной оси, менее важные по краям, старшие члены семьи живут на дальней стороне, младшие и слуги - в передней, у входа. Для китайцев характерна геомантия, или фэн-шуй. В соответствии с этим сводом правил, здание строят задней частью к возвышенности, а передней к воде, за входной дверью стоит препятствие, так как китайцы верят, что зло путешествует только по прямой линии, по зданию развешиваются талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.

Традиционно в Китае строят из дерева, каменные постройки всегда были редкостью. Также редко встречаются несущие стены, вес крыши обычно несут деревянные колонны. Число колонн обычно чётное, оно позволяет создать нечётное количество отсеков, а вход разместить ровно по центру. Деревянные конструкции с минимумом несущих частей значительно устойчевее к землетрясениям. Крыши бывают трёх типов: плоские наклонные встречаются на домах простолюдинов, со ступенчато меняющимся наклоном используются для более дорогих зданий, а плавные крыши с приподнятыми углами являются привелегией храмов и дворцов, хотя встречаются и на домах богачей. Конёк крыши обычно украшается резными фигурами из керамики или дерева, сама крыша покрыта черепицей. Стены и фундаменты строились из утрамбованной земли или кирпича, реже - из камня.

Живопись и каллиграфия

winter-lakeshore«Зимнее озеро»

Традиционная китайская живопись называется Гохуа (национальная живопись). В императорские времена практически не было профессиональных художников, живописью занимались на досуге аристократы и чиновники. Писали чёрной краской и кистью из шерсти живатных по шёлку или бумаге. Картины являлись свитками, которые вешали на стенах или хранили свёрнутыми. Зачастую на картине писались стихи, сочинённые художником, и относящиеся к изображению. Основным жанром был пейзаж, который называется Шаньшуй (горы и вода). Главным был не реализм, а передача эмоционального состояния от созерцания ландшафта. Живопись расцвела во время династии Тан, и совершенствовалась при династии Сун. Сунские художники начали писать размыто удалённые объекты для создания эффекта перспективы, а также исчезание контуров в тумане. При династии Мин в моду вошли картины-повествования. С приходом к власти коммунистов в живописи воцарился жанр социалистического реализма, изображающий жизнь рабочих и крестьян. В современном Китае традиционная живопись сосуществует с современными западными стилями.

Каллиграфия (Шуфа, законы письма) считается в Китае высшей формой живописи. Каллиграфия включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Литература

xyj-sunwukongСтраница «Путешествия на запад»

Китайская литература имеет более, чем трёхтысячелетнюю историю. Первыми расшифронанными текстами являются гадательные надписи на панцырях черепах при династии Шан. Художественная литература традиционно имела второстепенное значение. Классическим литературным каноном считаются сборники конфуцианских этико-философских книг: Пятикнижие, Четверокнижие и Тринадцатикнижие. Отличное знание конфуцианского канона было необходимым условием для сдачи экзаменов на государственные должности. Большое значение имеют традиционные династийные хроники. После прихода к власти новой династии, начиная с Хань, учёными составлялась подробнейшая летопись правления предыдущей династии. Двадцать четыре истории являются сборником таких хроник. Существует также Семикнижие - сборник трудов о военном искусстве, самым известным из которых является "Искусство войны" Сунь Цзы.

Во время династии Мин популярность обрели развлекательные романы. Образцом китайской прозы являются Четыре классических романа: "Троецарствие", "Речные заводи", "Путешествие на Запад" и "Сон в красном тереме". В 1917-1923 годах появилось Новое Культурное движение. Его писатели и поэты, для того, чтобы быть более понятными, стали писать на разговорном китайском, байхуа, вместо вэньяна, или древнекитайского. Основоположником современной китайской литературы является Лу Синь.

Музыка

chinesemusiciansМузыканты с традиционными инструментами

В Древнем Китае социальный статус музыкантов был ниже, чем у художников, однако музыка играла важное значение. Одной из книг конфуцианского канона является Ши Цзин - сборник народных песен. С приходом к власти коммунистов появились такие жанры, как революционные песни, марши и гимны.

Традиционная китайская музыкальная гамма состоит из пять тонов, существуют также 7-ми и 12-ти тоновые гаммы. По китайской традиции музыкальные инструменты делятся по материалу звучащего элемента: бамбуковые, глиняные, деревянные, каменные, кожаные, шёлковые, металлические.

Театр

beijing-opera2Пекинская опера

Классический китайский театр называется Сицюй, который соединяет в себе пение, танец, сценические речь и движение, а также элементы цирковых и боевых искусств. В зачаточном виде театр Сицюй появился во время династии Тан (VII в. н. э.). В разных провинциях развивались свои варианты традиционного театра. Наиболее известной из них является Пекинская опера - Цзинцзю. Театр Сицюй продолжал развиваться и изменяться и в Китайской республике, и после прихода к власти коммунистов.

Кинематограф

Первый киносеанс в Китае прошёл в 1898 году, первый китайский фильм снят в 1905 году. До 1940-хх годов Шанхай оставался главным кинематографическим центром страны, киноиндустрия развивалась с помощью США и испытывала сильное американское влияние.

С провозглашением КНР в 1949 году киноиндустрия бурно развивалась. До начала Культурной революции было выпущено 603 полнометражных и 8 342 документальных фильмов. Для развлечения и обучения детей снималось большое разнообразие анимационных фильмов. Во время Культурной революции кинематограф был сильно ограничен, множество старых фильмов запрещено, новых снималось мало.

В новом тысячелетии китайский кинематограф испытывает влияние традиции Гонконга и Макао, после их присоединения к Китаю. Снимается большое количество совместных картин. В 2011 году объём кинорынка Китая составил 2 миллиарда долларов и, опередив Индию и Великобританию, вышел на третье место в мире после США и Японии.

Боевые искусства

shaolin temple kick statueСтатуя в Шаолине

Китайские боевые искусства являются не приёмами боя с оружием или без оружия, но комплексом различных культурных явлений. Помимо приёмов рукопашного и вооружённого боя китайские боевые искусства включают в себя различные оздоровительные практики, виды спорта, акробатику, способы самосовершенствования и психофизического тренинга, элементы философии и ритуал как способ гармонизации отношений человека и окружающего мира.

Китайские боевые искусства называются У-шу, или Кунг-фу. Главными центрами развития У-шу являются монастыри Шаолинь и Уданшань. Бой ведётся в рукопашную, либо одним из 18-ти традиционных видов оружия.

Кухня

В Китае имеется множество кулинарных школ и направлений. Каждая провинция имеет свою кухню, почти каждый город или посёлок - свои фирменные блюда. Самыми известными и влиятельными кулинарными школами являются Кантонская, Цзянсусская, Шаньдунская и Сычуаньская.

Праздники

В Китае существует множество праздников и фестивалей, как традиционных, так и современных. Главным праздником в Китае является Новый год по традиционному лунному календарю. Он наступает от 21 января до 21 февраля, в зависимости от фаз луны. Китайский новый год официально отмечают три дня, фактически - две недели и больше. Важный государственный праздник - день образования КНР, 1 октября, его также отмечают три дня. Так как эти два праздника сливаются с выходными, фактически их отмечают до семи дней, эти ва празника называют «Золотыми неделями». Другими официальными праздниками являются Новый год, Фестиваль Цинмин, Праздник труда, Праздник драконьих лодок и Праздник середины осени. Существуют праздники для отдельных социальных групп: Женский день, дни детей, молодёжи и военнослужащих. Рабочий день для этих групп сокращается на половину. Традиционные праздники национальных меньшинств являются нерабочими днями в национальных автономиях.

infokitai.com

Древний Китай и его культура

Мифология и религия отступили под натиском этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция. Самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку - черты китайской культуры, прослеживающиеся в течение многих веков. Эти черты были если не порождены, то по крайней мере усилены и развиты конфуцианством. Конфуцианство – одна из основных религиозно-философских систем Древнего Китая, не столько религия, сколько национально-культурная традиция, образ жизни и социальный уклад китайцев.

Основатель системы — Кун-цзы (Конфуций) (551-479 гг. до н. э.), живший в эпоху кризисов, нестабильности и смут, панацею от всех бед и средство политического и культурного возрождения Китая усматривал в строгом и неуклонном следовании обычаям старины. Сам он считал себя не новатором-творцом, а лишь передатчиком забытой древней мудрости. Преклонение Конфуция перед идеализированной древностью, кропотливое собирание древних обычаев и ритуалов стараниями его учеников и последователей превратились в канонизированные нормы и стереотипы поведения, предусмотренные "на все случаи жизни" и строго обязательные для всех. Демонстрация преданности старине, уважения к старшим, нарочитые скромность и добродетель были сутью конфуцианской "модели поведения". Основу конфуцианского учения составляют пять простых и великих добродетелей: 1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество.

Конфуцианские стандарты включали и высокий уровень образованности: хорошего знания древних текстов, умения свободно оперировать изречениями мудрецов и писать сочинения в свободном стиле. Именно такое образование предлагала древнекитайская школа. Все дисциплины негуманитарного цикла, в особенности естественные науки, по мнению конфуцианцев, не заслуживали особого внимания.

В конфуцианстве понятие "ли" ("этика-ритуал"), включающее правила поведения, обряды, обычаи, стало высшим символом ритуализованной этики. "Правитель руководит подданными посредством ли". "Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность. В тот день, когда люди преодолеют себя и обратятся к ли, Поднебесная вернется к гуманности". Конфуцианство, вначале чисто философское учение, постепенно овладело и религиозными функциями, эффективно используя в своей проповеди не только разум, но и веру. Конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина. В этом и состояла главная сила "китайских церемоний".

Итак, специфичные для китайской духовной культуры проблемы были связаны с житейской мудростью, нравственностью, соблюдением этических норм и ритуалов. Однако сильное влияние имела и школа даосов. Даосизм - другая существенная религиозно-философская система Древнего Китая. Ее основателем был легендарный Лао-цзы (604 - ? до н.э.). В центре его учения – понятие дао, Великого Пути, Верховного Закона и Абсолюта, господствующего везде, во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него: невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, безымянное и бесформенное. Оно дает начало, имя и форму всему на свете; даже великое Небо следует дао. Познать дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм получил популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди долголетия и бессмертия.

Великое дао порождает инь и янь — два уравновешивающих друг друга противоположных начала, символизирующие противоборство и союз света и тьмы (темное — светлое; женское — мужское; тяжелое — легкое и т.п.). Вместе они образуют "Великий предел" (Тай-цзи). Даже в китайской медицине здоровье человека объяснялось гармонией между инь и янь в его организме. Лао-цзы приписывается авторство книги "Дао дэ цзин"("Книга о дао и дэ"), трактата о Пути и Добродетели, который является наиболее часто переводимым на иностранные языки произведением китайской литературы. Философские принципы даосизма легли в основу ряда древнекитайских единоборств (у-шу, цигун, тай-цзи-цюань). Даосский идеал — в пассивном следовании дао, природе и недеянии. Правитель ни во что не должен вмешиваться, предоставляя всему идти своим чередом: "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует...Когда правительство деятельно, народ становится несчастным", - полагал Лао-цзы.

Довольно скоро даосизм превратился в религиозное течение. Одной из забот даосов было достижение бессмертия, к чему даосы подошли практично и деятельно. Подготовка "кандидата в бессмертные" проходила с явным использованием элементов системы йогов: она включала в себя воздержание в пище (в идеале даос должен был научиться питаться собственной слюной), физические и дыхательные упражнения. Особый упор делался на моральные факторы: кандидат должен был совершить не менее 1200 добродетельных акций, причем одно безнравственное деяние перечеркивало все былые труды. Достижению заветной цели служили и особые препараты, порошки и микстуры, изготовлявшиеся даосами. Увлечение волшебными эликсирами вызвало бурное развитие алхимии. Китайской алхимией в ходе бесчисленных экспериментов совершались и действительно ценные открытия, в частности, был изобретен порох.

В круг даосских наук входила и астрология; при этом упор делался не на астрономически-календарный, а на гадательно-предсказательныи аспект. Без учета гороскопа китаец не начинал ни одного серьезного дела, а женитьба начиналась с присылки гороскопа невесты в дом жениха. Не менее популярной была геомантия, наука о связи небесных явлений, космических сил и земного рельефа. Только при благоприятном сочетании всех факторов участок земли считался пригодным для сельского хозяйства или строительства. В недрах геомантии появился компас — одно из величайших изобретений китайцев.

В Китае же был произведен и первый удручающий "социальный эксперимент". Императором Цинь Ши-хуаном был введен единый свод законов, единая письменность, создана имущественная и социальная градация, а также проведена реформа культуры. В первую очередь было запрещено существование разнообразных философских школ. Большинство книг было сожжено, сотни философов утоплены в нужниках. За утайку книг кастрировали и направляли на строительство Великой Китайской стены. Стену, ставшую символом культурной изоляции Китая, строили более 2 миллионов заключенных. Она простирается более чем на 4 тысячи километров: как и все тоталитарные режимы, диктатура Цинь Ши-хуана тяготела к архитектурному гигантизму. Известный психоаналитик Эрих Фромм отмечал, что система абсолютной власти имеет параноидальный характер. Вспомним Наполеона, Бисмарка, Сталина, Гитлера и др. Эта же участь постигла и Цинь Ши-хуана. Император заболел манией преследования. Тоталитаризм, враждебный любой культуре и любой традиции, исторически обречен: империя Цинь просуществовала всего пятнадцать лет. Новая династия Хань возобновила прерванную традицию: уничтоженные книги были восстановлены по памяти. Конфуцианство с его идеалом высокоморального человека вновь стало господствующей идеологией, одной из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее мощным бюрократическим аппаратом. Однако пятнадцать лет террора и подавления культуры не прошли бесследно: плюрализм мнений, расцвети борьба школ, невмешательство властей в духовную жизнь и мировоззренческие споры так и не были восстановлены. Любопытно, что Цинь Ши-хуан стал одним из любимых героев Мао Цзэ-дуна, а в 1973 году "Женьминь Жи-бао" дословно повторила лозунг: "Книги — в огонь, ученых — в яму". Во II-III вв. в Китай проникает буддизм. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью и конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных направлений мировой религиозной мысли — чань-буддизм (в Японии - дзэн-буддизм). Буддизм оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (изящные пагоды стали традиционным типом древнекитайского храма). В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма. Своеобразно и изобразительное искусство Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Такого типа здания стали называться пагодами и использовались как храмовые постройки. Распространены были резьба по камню, лаковые миниатюры, известна была и фресковая живопись. Интересно и то, что поэзия, живопись и каллиграфия в Китае были неразрывно связаны. В основе всех трех видов лежит специфика иероглифического китайского письма, а произведения всех трех направлений искусства создаются с помощью одного и того же инструмента - кисти. Главная цель китайской эстетики - в отражении гармонии жизни, а единение трех видов художественного творчества отражает реализацию этой цели. Считается, что китайская каллиграфия - искусство написания иероглифов - отражает состояние души через искусно воспроизведенные знаки. Графическая красота иероглифов соответствует красоте поэтического текста. Текст же в свою очередь сопровождается живописным эквивалентом. Живопись как бы объединяет все три вида искусства. Поэзия же в свою очередь неразрывно связана с музыкой. Уже в начале I тыс. до н.э. были созданы наиболее ранние памятники древнекитайской литературы - "Книга песен", содержащая более 300 песен и стихов, и "Книга перемен". Ярким выражением утопических представлений о счастливой стране является "Персиковый источник" Тао Юань Мина, ставший воплощением мечты о прекрасном, радостном, безбедном обществе.

Конфуцианство наложило глубокую печать на все стороны жизни китайского общества, в том числе и на функционирование семьи. Семья считалась сердцевиной общества, ее интересы намного превосходили интересы отдельного человека, который рассматривался лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных интересов. Подрастающего сына женили, дочь отдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом не вставала.

Многие важнейшие изобретения, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришли из Китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. В Китае были изобретены пушки, порох, бумага и приспособления для печати, в том числе и подвижной шрифт. Китайские целители открыли кровообращение. Там в VII веке были изобретены механические часы. Совершенствуя художественную керамику, в IV веке н. э. китайцы изобрели фарфор. Не представляется возможным перечислить все значительные открытия катайских ученых в области математики, механики, биологии, медицины, астрономии. Уже во II тыс. до н. э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов, барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др. В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров.

Существенную роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыфал Великий шелковый путь, который был проложен во II в. до н. э. посольством Чжан Няня. Китай стал известен в Европе как "Serica" ("Страна шелка"). Но по торговым путям из Китая в Европу шли не только рулоны шелка, ящики с фарфором и чаем. Распространялись различные нравственные, философские, эстетические, экономические и педагогические идеи, которым суждено было оказать воздействие на Запад.

 

 

 

 

 

www.historicus.ru

Культура Китая | Легендарный Китай

                             Культура Китая

Культура Китая во все времена развивалась в противоречивых условиях, Культура Китаядействующих внутри страны. Основной причиной этого являются попытки капиталистических государств установить на территории Китая свое господство.

Однако и в таких условиях культура Китая продолжала стремительно развиваться, она имеет многовековую историю развития и отличается не только особыми духовными и материальными ценностями, но и поразительной жизнестойкостью.

Множество войн, мятежей и разрушений, производимых завоевателями не ослабили ее, а даже наоборот китайская культура одерживала победу над культурой многочисленных завоевателей страны.

Культура Древнего Китая сохраняла монолитность в течение всей истории. Каждая культурная эпоха оставляла богатое наследие своим потомкам. Дошедшие до нас литературные и материальные источники, дают нам более четкие знания о развитии религии и философии Китая, возникновении социально-политических систем.

Мы можем проследить за этапами развития градостроительства, архитектуры, пластического искусство Китая; за созданием поэтических памятников и прозы; за возникновением произведений изобразительного творчества; за образованием общенациональной формы театра, а чуть позже и музыкальной драмы. Китайский фарфор, вышивка, расписные эмали, резные изделия из камня, дерева и слоновой кости — все это миру подарил Китай.

Значительны и его научные достижения в сфере образования, медицины, астрономии, книгопечатания магнетизма и т.д.

Каждая культурная эпоха неразрывно связана с особенностями своей истории Культура Китаяи является определённым этапом  в развитии культуры Китая.

Существует несколько эпох развития китайской культуры. Древний Китай II в. до н.э. – до III в. н.э — это эпоха культуры в период правления династии Шан (Инь) и династии Чжоу, влияние оказала культура империи Цинь и Хань.

Китай в III –IX вв. включает в себя исторический период Южных и Северных династий, а также период объединения Китая и создание танского государства.

Китай в X –XIV вв. — это период  правления пяти династий, образования империи Сун, также влияние на культуру оказали монгольские завоевания и династия Юань. Китай XV – XIX вв. ознаменовался культурой периода правления династии Мин, влияние оказало и завоевание Китая маньчжурами и дальнейшее правление маньчжурской династии Цин.

В Древнем Китае высшим божественным началом являлось — Небо. Однако китайское Небо — это не Иисус, не Яхве, не Аллах, не Будда и не Брахман. Это высшая всеобщность, холодная и абстрактная, безразличная и строгая к человеку. Это то, что нельзя любить и с этим нельзя слиться и невозможно подражать,  и нет смысла для восхищения.

Но в системе религиозно-философской мысли Китая, кроме Неба, существует и Будда (знание о нём пришло в Китай из Индии вместе с буддизмом в начале н. э.), и Дао. Причём Дао в его даосской трактовке (есть и другое толкование, конфуцианское, воспринимавшее Дао, как Великий Путь Истины) близко к индийскому Брахману. Однако Небо — всегда было верховной всеобщностью в Китае.

Культура Китая во многом формировалась по принципам, изложенным в «Даодэцзине».«Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует Дао, а Дао следует естественности» — принцип единства Неба и Человека, изложенный в «Даодэцзине», написанной Лао Цзы — учителем даосизма.

Китай, его история, культура и экономика оказали влияние не только на развитие культуры соседних народов,  которые населяли территории позднейших  Тибета, Монголии, Индо-Китая, Японии и Кореи, но и на множество ведущих держав средневекового мира. Китайская культура оказала значительное влияние на развитие мировой культуры. Самобытность, высокая нравственная и художественная ценность свидетельствуют о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа.

Интересно! Китайские Драконы

azialand.ru