ГОСЭКЗАМЕН / Шпоры / В-6_Культура Индии и Китая. Культура древней индии и китая
В-6_Культура Индии и Китая
Билет 6. Культура Индии и Китая
Индия и Китай — самые древние из существующих ныне цивилизаций. Это послеосевые культуры, но они имеют общие с доосевыми культурами черты: традиционализм, ритуальность, каноничность, тесная связь культуры с религиозно-философскими взглядами.
Культура Древней Индии
Почти пятитысячелетняя история индийской художественной культуры, конечно, не была единой и непрерывной. Ее можно разделить на два основных периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500—1800 гг. до н.э.). Второй период — арийский — охватывает всю последующую индийскую культуру и обусловлен приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.
Наиболее яркая особенность культуры Хараппы — ее чрезвычайный консерватизм. Одной из самых сложных загадок хараппской цивилизации до сих пор остаются язык и письменность.
Из всех произведений художественных ремесел особого внимания заслуживают небольшие статуэтки и рельефы на печатях.
Примерно в середине II тыс. до н. э. культура хараппской цивилизации пришла в упадок. Причина ее заката остается загадочной. Возможно, падение этой цивилизации произошло вследствие нашествия кочевых племен или причиной гибели жителей древнеиндийских городов была эпидемия малярии.
Через несколько веков после заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена (от арий — благородный). Именно арии с их огромным вниманием к религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям придали всей индийской культуре религиозно-духовный характер. Все знания, необходимые для жизни, заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение. Так появились важнейшие священные книги Индии — веды (от глагола «ведать», «знать»).
Веды представляют собой сборник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул. Веды содержат сведения обо всех сторонах жизни древних индийцев.
Начиная с вед в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм — религия самих вед. Примерно в I тыс. до н.э. ведизм трансформировался в брахманизм, представлявший собой более стройное учение о мире. Характерной чертой брахманизма стало признание некоего мирового, космического принципа, Абсолюта, предшествующего существованию природы и человека (Брахма). Роль конкретных богов, которых в брахманизме насчитывалось довольно много, была не столь велика. По сути дела, они были лишь индивидуализированным воплощением этого Абсолюта. Многочисленный пантеон богов этого периода был разделен на три группы в соответствии с тремя сферами Вселенной — небом, землей и воздухом. Веды не только религиозные, но и литературные памятники древнеиндийской культуры.
Но время шло, и священные тексты постепенно становились! малопонятными. Потребовались комментарии к ведам, приспосабливающие древнюю религию к изменившимся условиям жизни. Так появились «Брахманы», «Аранъяки» {«Лесные книги») и «Упанишады» («Сидящий у ног учителя»). Так была разработана вторая ключевая идея индийской религии, философии и культуры - идея вечного круговорота мира, места и судьбы человека в нем. Идея о разделении духовного и телесного начал человека придала этому круговороту форму переселения душ (сансары).
Карма занимает особое место во всей индо-буддийской культуре. «В широком смысле карма — это общая сумма совершенных всяких живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования; в узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования».
В брахманизме лейтмотивом проходит идея скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром.
Обновление и расцвет культуры гуптской эпохи были обусловлены не только политическими и историческими причинами, но и появлением новой, самой распространенной религии — индуизма. Индуизм стал результатом своеобразного религиозного синтеза, конечным итогом длительного религиозно-философского поиска, он объединил в себе старые божества ведийской Индии, ритуалы брахманизма, а также ряд местных культов. Он принял идею о нетленной душе, подчиняющейся закону кармы, и возможности спасения ее из круговорота сансары достижением мокши. Как и в брахманизме, сохранялась аскетическая практика как один из путей спасения.
По сути дела, индуизм стал образом жизни, совокупностью жизненных принципов, норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд. Индуистом нельзя было стать, им можно было только родиться.
Индуистские боги принципиально отличаются как от христианского Бога, имеющего три ипостаси, так и от Аллаха, предопределяющего судьбу каждого мусульманина. Они приближены к земным условиям, конкретизированы в своих качествах и постоянно находятся в центре земных событий. Важнейшими из многочисленных богов индуизма являются три (тримурти) высших божества — Брахма (создатель мира), Вишну (его хранитель) и Шива (разрушитель).
Утверждение буддизма государственной религией повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. В этих сооружениях нашли отражение и ранее существовавшие архитектурные традиции, и народная мифология, соединившаяся со сказаниями и легендами о жизни, подвигах и перевоплощениях Будды . Сам образ Будды в ранних буддийских памятниках не получил чувственно-образного воплощения. Он воспроизводился только через ряд символов: колесо закона, ланей, слушающих проповедь Будды; слонов, поклоняющихся дереву, под которым он предавался раздумьям.
В этот период в Индии впервые для строительства и создания больших скульптур стали применять камень.
Индия в IV—V вв. прославилась расцветом драматургии, поэзии, сценического искусства, музыки, но, кроме того, в этот период подлинного расцвета достигла и индийская живопись, украшавшая храмы.
Форма классического индуистского наземного храма кубической формы с плоским покрытием, к которому добавлялась башенная надстройка с большим количеством украшающих его скульптур. Образцом пещерного индуистского храма служит храмовый комплекс в Эллоре. В выражении идеалов и ценностей индуизма (как и буддизма) искусство скульптуры сыграло, пожалуй, большую роль, чем архитектура. В Древней Индии существовало несколько скульптурных школ. Большинство из дошедших до нас скульптур того времени имеют культовый характер, но уже тогда существовала и светская скульптура.
Среди всех направлений древнеиндийской художественной культуры особое место занимала литература, которая стала важнейшим источником в изучении всей индийской культуры. Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов — ведийский, эпический, период санскритской художественной литературы. Для первых двух этапов было характерно преобладание устной традиции передачи текста. Но решающее значение для появления древнеиндийской литературы имело создание классического литературного языка санскрита (означает «стройный», «упорядоченный. Этому языку суждено было стать основным, классическим языком индийской литературы. На нем наиболее полно и универсально были выражены в слове религиозные, философские, эстетические, социальные и другие идеи и идеалы индийской культуры.
В древнеиндийской литературе особого внимания заслуживав творчество поэта и драматурга Калидасы (IV—V вв.). Его перу принадлежит много известных драм, в том числе и высшее достижение древнеиндийской драмы «Шакунтала». В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрывается прежде всего внутренний мир героев, их чувства, переживания. К концу периода древности относится расцвет религиозной поэзии.
Китайская культура является одной из наиболее древнейших и самобытных в ряду других культурно-исторических типов мировой цивилизации. Ее история насчитывает несколько тысячелетий. Для китайца на первом месте всегда остается социальная этика и административная практика. Эталонами для подражания в Китае до сих пор считаются прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятыми нормами, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий.
Древнейший период китайской культуры, который можно изучить на основании письменных документов, начинается с XVIII в. до н.э. Он связан с правлением китайской династии Шан-Инь. Непрерывность развития китайской культуры — одна из важнейших ее особенностей, неразрывно связанная с такими чертами этой культуры, как традиционализм и замкнутость. Замкнутость китайской культуры основана на убеждении китайцев в своей исключительности, в том, что их страна является центром обитаемой земли и всего мироздания.
Становление древнекитайской культуры было непосредственно связано с преодолением этнической раздробленности, так как территорию страны с древних времен населяло множество родственных племен. По мере того как складывалось межплеменное культурное единство, формировалось и китайское этническое самосознание, отличительными чертами которого стало представление о себе как о единственном цивилизованном народе, который должен господствовать над остальной территорией, населенной варварами
Замкнутый характер развития древнекитайской культуры, обеспечивший ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. В зависимости от социального положения каждому человеку предписывались строго определенные нормы поведения, широко известные как китайские церемонии.
На очень ранней стадии развития культуры в Китае вся человеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через законы которой люди пытались осмыслить принципы своего бытия. Поэтому у китайцев было особое отношение к природе; наряду с ее обожествлением для китайской культуры, как ни для какой другой, были характерны ее эстетизация и поэтизация природы. Именно поэтому в китайской художественной культуре раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Одним из главных факторов, объясняющих особенности китайской культуры, является тоново-изолирующий язык, создающий совершенно иное (по сравнению с европейским) семантическое пространство. Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно произнесено, отсюда одно и то же сочетание звуков, произнесенное разным тоном, имеет разное значение. Эти слова записываются с помощью иероглифов, которые возникли из пиктографического (рисуночного) письма после его упрощения. Общее количество иероглифов доходит до 80 тыс. Для чтения классических текстов нужно знать не менее 7 тыс. иероглифов. Поэтому даже высокообразованные китайцы при чтении пользуются словарем. Китай был по преимуществу неграмотной страной. Но отсюда и уважение к письменному слову в китайской культуре всегда было очень велико.
В мировоззрении китайцев главное место традиционно занимает проблема отношений неба и человека. Небо, понимаемое в мифологии в виде верховного сверхъестественного существа, становится синонимом космического начала, природы, естественной закономерности.
Стержнем анализа человека в древнекитайской философии является проблема соотношения знания, действия и нравственности.
Несмотря на своеобразие подходов в решении мировоззренческих проблем различных направлений, можно выделить общие черты, характерные для философии Древнего Китая в целом:
Философские знания в Китае неразрывно связаны с этикой и политикой, знания всегда рассматривались как путь к самосовершенствованию. Отличительной чертой философии Древнего Китая является ее полная демифологизация; философия развивается на самостоятельной основе, практически не используя мифологический материал.
Специфической чертой китайской мудрости является ее склонность рассматривать предметы в их целостности, преемственности развития, поэтому небо, природа и человек рассматриваются как нечто органически единое, взаимосвязанное. Преемственность является одним из основных принципов китайской культуры.
Буддизм первое время благодаря аскетической практике и отсутствию жертвоприношений сходил за разновидность даосизма. Но уже в IV в. буддизм завоевывает все большую популярность и начинает оказывать воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в архитектуре — храмовые комплексы и изящные пагоды стали символами буддийской веры и воплощением возвышенных духовных начал.
Но буддизм в Китае не стал прямым заимствованием индийской мысли. Буддизм махаяны был дополнен традиционной китайской мыслью, конфуцианским прагматизмом, что привело к возникновению одного из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли — чань-буддизма (японский дзэн).
Таким образом, можно сказать, что классическая китайская культура представляла собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Важнейшим этапом на пути становления китайской художественной культуры стало появление конфуцианства и даосизма, которые придали китайскому мировоззрению целостность и завершенность. Тогда же сформировались и главные направления китайской художественной культуры.
Стали развиваться принципы регулярного градостроительства, в жизнь вошли шелковые ткани и другая продукция из шелка, а также началось производство лаковых изделий, появились первые живописные произведения.
Своего наивысшего подъема архитектура и искусство Древнего Китая достигли в III в. до н.э. Этому времени объединения страны соответствует и создание наиболее грандиозных монументальных памятников древнего китайского зодчества. Самое крупное сооружение Китая конца IV—III вв. до н.э. — Великая китайская стена.
Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати — их погребальные склепы.
Китайское искусство очень практично. Особое значение в Китае имеет каллиграфия, часто ставящаяся даже выше живописи. В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин — свитки.
Однако из всех видов художественного творчества самым важным китайцы считали живопись. Живописное искусство той эпохи проявляло себя в различных формах — в настенной живописи дворцов и храмов, в миниатюрной живописи на веерах и других, но главной формой оставалась все же свитковая живопись.
Очень популярен в Китае жанр «цветы и птицы», «травы и насекомые», который зародился в IX в. В нем соединены вместе эстетика и символ.
Как и в пейзаже, в живописи «цветов и птиц» отражаются основные космологические принципы даосизма. Единое, т.е. мир, реализуется через единственное — дерево, цветок.
Поэзия в Китае, проникнутая идеями конфуцианства и даосизма, объединяет разум и отрешенность. Наиболее древние образцы китайской поэзии дошли до нас в «Книге песен» («Ши-цзин»). Они относятся к XI—VI вв. до н.э.
Постепенно складываются основные литературные жанры: цы — стихи песенного типа, которые первоначально создавались как тексты песен на определенную мелодии фу — стихотворения в прозе разных размеров, с рифмой и без нее; сук— ода лапидарного типа с кратким выразительным слогом; сюй — предисловие к стихам и одам и т.д.
Важную роль в XVI—XVIII вв. начали играть бытовая живопись, книжная гравюра, непосредственно связанные с расцветом новых литературных жанров — романа и драмы. В них отразился возросший интерес к частной жизни человека, к его интимным переживаниям. Особое внимание при этом уделялось гармонии поз и жестов, так как именно через них передавались оттенки разнообразных настроений.
4
studfiles.net
Культура Древнего Китая и Древней Индии
Культура. Древнего. Китая сформировалась в III тыс. до не и развивается почти непрерывно в течение 5 тысяч лет. Китайский этнос создал особый тип культуры, отличается от культуры других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играла большую роль, чем мистика и индивидуалистические поиски спасения. Крупнейшими, общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жи ты достойно соответствии с принятой нормы. Жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, а, прежде всего,. Риту-лизированной этика формировала лицо трад ицийнои китайской культуры. Важной чертой древней китайской культуры было, в отличие от европейской, не достижение практических целей, а личное самосовершенствование человекння людини.
Характерными особенностями китайской культуры выступают: традиционализм - ориентация на поддержку образа жизни предков, на подчинение индивида социальному порядку; религиозно-поэтическое отношение я к природе, которая была предметом поклонения; китайская церемония - наличие фиксированных норм поведения и мышления, которые сложились на основе культа древности, и которые были положены в основу нового типа городскую кой рациональной культуры,"растворением"религиозного начала в социальном, что нашло яркое отражение враження в конфуцианстве. Подробнее об особенностях конфуцианства см. в главе, посвященной историческим формам религии
Основными видами искусств в. Китае выступают архитектура, литература, музыка, живопись, прикладное искусство. Уже в XV веке до не в. Китае существовала развитая система иероглифического письма насчитывающая около двух тысяч иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II веке число иероглифов составляло более 10 тыс. с, в III веке - более 18 тыс. Создание иероглифической письменности дало возможность легко общаться носителям многочисленных языковых диалектов, не понимали устной речи, в письменной форме. При императ орских дворах создаются большиеикі библиотеки. В начале I тыс. до не относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы - «Книга песен», содержащий около 300 песен и стихов, и «Книга перемен»
Широко известны древние китайские монументальные сооружения -. Большой канал, который строился на протяжении многих веков, и Великая китайская стена, строительство которой осуществляется в период объединения страны в единстве дину централизованное государство 221-207 до не и которая должна была защитить. Китай от внешних враговів.
В культурной жизни. Китая важны буддийские монастыри, которые были украшены скульптурными изображениями. Будды и буддийских божеств, императорские дворцы (в III веке до не их бул ло построено более 7000).
В VII-XVIII веках основное место среди других видов искусства занял живопись, который отразил преклонение людей перед красотами. Вселенной, природы. Самостоятельными жанрами были"люди","цветы-птицы","горы-воды" ставшие традиционными на многие века
Древним китайцам принадлежат многие технических изобретений: магнитный прибор - прародитель компаса, водяная мельница, первый в мире сейсмограф, спидометр, бумага, книгопечатание, порох, фарфор и т.д.
С наук бурно развивалась астрономия, математика и медицина. Так, впервые в истории человечества здесь был создан небесный глобус, воспроизводил движение небесных тел, составлен каталог медицинских книг, в которых были с собраны рецепты лечения многих болезней, впервые китайцы ввели понятие отрицательных чисел.
Культуру. Древнего. Китая сохранила собственную самобытность на протяжении тысяч лет, можно по праву отнести к"вечным цивилизаций"
Одной из оригинальных и величественных культур, существующих на нашей планете, является индо-буддийская сформировавшаяся главным образом на территории. Индии
Культура. Древней. Индии сложилась на полуострове. Индостан во II тыс. до не в результате синтеза двух традиций:
- традиций автохтонного (протодравидського) населения, что создало хараппской цивилизации с централизованным государством, иероглифическим письмом, высокой культурой городского строительства, с развитым духовной жизнью, что характеры изувалося культом богини-матери, идеями перевоплощения и воз-даяния (эти идеи вошли в более поздние религиозно-философские доктрины. Древней. Индии - брахманизм, буддизм, индуизм)
- традиций индоариев пришедшие сюда в сер. ИИ тыс. до не и принесли свой язык, священные тексты -. Веды, ведическую религию многобожия, заняли доминирующее место в обществе
Тысячелетняя культурная традиция. Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Ментальности народов, относящихся к этому типу цивилизации, присуща ярко выраженная своеобразие: сознание ориентирована на идеалы и духовные ценности. Уверенность религиозного поиска, аск кеза, стремление к духовному совершенству характерные для индобуддийськои культуры. Человек начинает внутренне противопоставлять себя миру, выражая стремление прожить жизнь как индивидуальность: она идет от коллектива, развивает свою субъективность, становится отшельником, мудрецом, ищет знания, выдвигает умопостигаемые идеи о мировом рядомдок.
Индо-буддийская цивилизация отличалась тем, что делала акцент на высшую ценность небытия. Жизнь человека - это ожидание освобождения от мира. Все определялось постулатом о высшем справедливость кармы, что в воздает каждому согласно его заслуг. Религия ориентировала на отстраненность от реальности, пассивность личности, хотя человек и должна была стремиться к улучшению кармы путем самосовершенствования. Личность не имела собственной ценности. Человек представлялась как песчинка на берегу океана вечности, от нее ничего не зависело. Не случайно распространенным символом восточной культуры является человек в лодке без руля и ве это весел.
Отсюда фатализм вера в предопределенность судьбы и событий как отражение отсутствия возможности влиять на исторический процесс. Поэтому стремление к свободе было реализовано в духовной сфере, где было возможно отстраниться от власти земной, что и нашло свое выражение в религиозных системах. Древней. Индии: брахманизме, буддизме и индуизме. Подробнее о древнеиндийские религиозные системы и см. в соответствующих разделах пособиека.
Цивилизации. Древнего. Востока внесли огромный вклад в мировую культуру. Это были первые, по настоящему твердые шаги на пути к овладению и осмысления окружающего мира и осознания своего в месте в нему.
uchebnikirus.com
В-6_Культура Индии и Китая
Билет 6 Культура Индии и Китая
Индия и Китай — самые древние из существующих ныне цивилизаций. Это послеосевые культуры, но они имеют общие с доосевыми культурами черты: традиционализм, ритуальность, каноничность, тесная связь культуры с религиозно-философскими взглядами.
Культура Древней Индии
Почти пятитысячелетняя история индийской художественной культуры, конечно, не была единой и непрерывной. Ее можно разделить на два основных периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500—1800 гг. до н.э.). Второй период — арийский — охватывает всю последующую индийскую культуру и обусловлен приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.
Наиболее яркая особенность культуры Хараппы — ее чрезвычайный консерватизм. Одной из самых сложных загадок хараппской цивилизации до сих пор остаются язык и письменность.
Из всех произведений художественных ремесел особого внимания заслуживают небольшие статуэтки и рельефы на печатях.
Примерно в середине II тыс. до н. э. культура хараппской цивилизации пришла в упадок. Причина ее заката остается загадочной. Возможно, падение этой цивилизации произошло вследствие нашествия кочевых племен или причиной гибели жителей древнеиндийских городов была эпидемия малярии.
Через несколько веков после заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена (от арий — благородный). Именно арии с их огромным вниманием к религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям придали всей индийской культуре религиозно-духовный характер. Все знания, необходимые для жизни, заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение. Так появились важнейшие священные книги Индии — веды (от глагола «ведать», «знать»).
Веды представляют собой сборник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул. Веды содержат сведения обо всех сторонах жизни древних индийцев.
Начиная с вед в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм — религия самих вед. Примерно в I тыс. до н.э. ведизм трансформировался в брахманизм, представлявший собой более стройное учение о мире. Характерной чертой брахманизма стало признание некоего мирового, космического принципа, Абсолюта, предшествующего существованию природы и человека (Брахма). Роль конкретных богов, которых в брахманизме насчитывалось довольно много, была не столь велика. По сути дела, они были лишь индивидуализированным воплощением этого Абсолюта. Многочисленный пантеон богов этого периода был разделен на три группы в соответствии с тремя сферами Вселенной — небом, землей и воздухом. Веды не только религиозные, но и литературные памятники древнеиндийской культуры.
Но время шло, и священные тексты постепенно становились! малопонятными. Потребовались комментарии к ведам, приспосабливающие древнюю религию к изменившимся условиям жизни. Так появились «Брахманы», «Аранъяки» {«Лесные книги») и «Упанишады» («Сидящий у ног учителя»). Так была разработана вторая ключевая идея индийской религии, философии и культуры - идея вечного круговорота мира, места и судьбы человека в нем. Идея о разделении духовного и телесного начал человека придала этому круговороту форму переселения душ (сансары).
Карма занимает особое место во всей индо-буддийской культуре. «В широком смысле карма — это общая сумма совершенных всяких живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования; в узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования».
В брахманизме лейтмотивом проходит идея скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром.
Обновление и расцвет культуры гуптской эпохи были обусловлены не только политическими и историческими причинами, но и появлением новой, самой распространенной религии — индуизма. Индуизм стал результатом своеобразного религиозного синтеза, конечным итогом длительного религиозно-философского поиска, он объединил в себе старые божества ведийской Индии, ритуалы брахманизма, а также ряд местных культов. Он принял идею о нетленной душе, подчиняющейся закону кармы, и возможности спасения ее из круговорота сансары достижением мокши. Как и в брахманизме, сохранялась аскетическая практика как один из путей спасения.
По сути дела, индуизм стал образом жизни, совокупностью жизненных принципов, норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд. Индуистом нельзя было стать, им можно было только родиться.
Индуистские боги принципиально отличаются как от христианского Бога, имеющего три ипостаси, так и от Аллаха, предопределяющего судьбу каждого мусульманина. Они приближены к земным условиям, конкретизированы в своих качествах и постоянно находятся в центре земных событий. Важнейшими из многочисленных богов индуизма являются три (тримурти) высших божества — Брахма (создатель мира), Вишну (его хранитель) и Шива (разрушитель).
Утверждение буддизма государственной религией повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. В этих сооружениях нашли отражение и ранее существовавшие архитектурные традиции, и народная мифология, соединившаяся со сказаниями и легендами о жизни, подвигах и перевоплощениях Будды . Сам образ Будды в ранних буддийских памятниках не получил чувственно-образного воплощения. Он воспроизводился только через ряд символов: колесо закона, ланей, слушающих проповедь Будды; слонов, поклоняющихся дереву, под которым он предавался раздумьям.
В этот период в Индии впервые для строительства и создания больших скульптур стали применять камень.
Индия в IV—V вв. прославилась расцветом драматургии, поэзии, сценического искусства, музыки, но, кроме того, в этот период подлинного расцвета достигла и индийская живопись, украшавшая храмы.
Форма классического индуистского наземного храма кубической формы с плоским покрытием, к которому добавлялась башенная надстройка с большим количеством украшающих его скульптур. Образцом пещерного индуистского храма служит храмовый комплекс в Эллоре. В выражении идеалов и ценностей индуизма (как и буддизма) искусство скульптуры сыграло, пожалуй, большую роль, чем архитектура. В Древней Индии существовало несколько скульптурных школ. Большинство из дошедших до нас скульптур того времени имеют культовый характер, но уже тогда существовала и светская скульптура.
Среди всех направлений древнеиндийской художественной культуры особое место занимала литература, которая стала важнейшим источником в изучении всей индийской культуры. Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов — ведийский, эпический, период санскритской художественной литературы. Для первых двух этапов было характерно преобладание устной традиции передачи текста. Но решающее значение для появления древнеиндийской литературы имело создание классического литературного языка санскрита (означает «стройный», «упорядоченный. Этому языку суждено было стать основным, классическим языком индийской литературы. На нем наиболее полно и универсально были выражены в слове религиозные, философские, эстетические, социальные и другие идеи и идеалы индийской культуры.
В древнеиндийской литературе особого внимания заслуживав творчество поэта и драматурга Калидасы (IV—V вв.). Его перу принадлежит много известных драм, в том числе и высшее достижение древнеиндийской драмы «Шакунтала». В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрывается прежде всего внутренний мир героев, их чувства, переживания. К концу периода древности относится расцвет религиозной поэзии.
Китайская культура является одной из наиболее древнейших и самобытных в ряду других культурно-исторических типов мировой цивилизации. Ее история насчитывает несколько тысячелетий. Для китайца на первом месте всегда остается социальная этика и административная практика. Эталонами для подражания в Китае до сих пор считаются прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятыми нормами, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий.
Древнейший период китайской культуры, который можно изучить на основании письменных документов, начинается с XVIII в. до н.э. Он связан с правлением китайской династии Шан-Инь. Непрерывность развития китайской культуры — одна из важнейших ее особенностей, неразрывно связанная с такими чертами этой культуры, как традиционализм и замкнутость. Замкнутость китайской культуры основана на убеждении китайцев в своей исключительности, в том, что их страна является центром обитаемой земли и всего мироздания.
Становление древнекитайской культуры было непосредственно связано с преодолением этнической раздробленности, так как территорию страны с древних времен населяло множество родственных племен. По мере того как складывалось межплеменное культурное единство, формировалось и китайское этническое самосознание, отличительными чертами которого стало представление о себе как о единственном цивилизованном народе, который должен господствовать над остальной территорией, населенной варварами
Замкнутый характер развития древнекитайской культуры, обеспечивший ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. В зависимости от социального положения каждому человеку предписывались строго определенные нормы поведения, широко известные как китайские церемонии.
На очень ранней стадии развития культуры в Китае вся человеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через законы которой люди пытались осмыслить принципы своего бытия. Поэтому у китайцев было особое отношение к природе; наряду с ее обожествлением для китайской культуры, как ни для какой другой, были характерны ее эстетизация и поэтизация природы. Именно поэтому в китайской художественной культуре раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Одним из главных факторов, объясняющих особенности китайской культуры, является тоново-изолирующий язык, создающий совершенно иное (по сравнению с европейским) семантическое пространство. Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно произнесено, отсюда одно и то же сочетание звуков, произнесенное разным тоном, имеет разное значение. Эти слова записываются с помощью иероглифов, которые возникли из пиктографического (рисуночного) письма после его упрощения. Общее количество иероглифов доходит до 80 тыс. Для чтения классических текстов нужно знать не менее 7 тыс. иероглифов. Поэтому даже высокообразованные китайцы при чтении пользуются словарем. Китай был по преимуществу неграмотной страной. Но отсюда и уважение к письменному слову в китайской культуре всегда было очень велико.
В мировоззрении китайцев главное место традиционно занимает проблема отношений неба и человека. Небо, понимаемое в мифологии в виде верховного сверхъестественного существа, становится синонимом космического начала, природы, естественной закономерности.
Стержнем анализа человека в древнекитайской философии является проблема соотношения знания, действия и нравственности.
Несмотря на своеобразие подходов в решении мировоззренческих проблем различных направлений, можно выделить общие черты, характерные для философии Древнего Китая в целом:
Философские знания в Китае неразрывно связаны с этикой и политикой, знания всегда рассматривались как путь к самосовершенствованию. Отличительной чертой философии Древнего Китая является ее полная демифологизация; философия развивается на самостоятельной основе, практически не используя мифологический материал.
Специфической чертой китайской мудрости является ее склонность рассматривать предметы в их целостности, преемственности развития, поэтому небо, природа и человек рассматриваются как нечто органически единое, взаимосвязанное. Преемственность является одним из основных принципов китайской культуры.
Буддизм первое время благодаря аскетической практике и отсутствию жертвоприношений сходил за разновидность даосизма. Но уже в IV в. буддизм завоевывает все большую популярность и начинает оказывать воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в архитектуре — храмовые комплексы и изящные пагоды стали символами буддийской веры и воплощением возвышенных духовных начал.
Но буддизм в Китае не стал прямым заимствованием индийской мысли. Буддизм махаяны был дополнен традиционной китайской мыслью, конфуцианским прагматизмом, что привело к возникновению одного из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли — чань-буддизма (японский дзэн).
Таким образом, можно сказать, что классическая китайская культура представляла собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Важнейшим этапом на пути становления китайской художественной культуры стало появление конфуцианства и даосизма, которые придали китайскому мировоззрению целостность и завершенность. Тогда же сформировались и главные направления китайской художественной культуры.
Стали развиваться принципы регулярного градостроительства, в жизнь вошли шелковые ткани и другая продукция из шелка, а также началось производство лаковых изделий, появились первые живописные произведения.
Своего наивысшего подъема архитектура и искусство Древнего Китая достигли в III в. до н.э. Этому времени объединения страны соответствует и создание наиболее грандиозных монументальных памятников древнего китайского зодчества. Самое крупное сооружение Китая конца IV—III вв. до н.э. — Великая китайская стена.
Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати — их погребальные склепы.
Китайское искусство очень практично. Особое значение в Китае имеет каллиграфия, часто ставящаяся даже выше живописи. В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин — свитки.
Однако из всех видов художественного творчества самым важным китайцы считали живопись. Живописное искусство той эпохи проявляло себя в различных формах — в настенной живописи дворцов и храмов, в миниатюрной живописи на веерах и других, но главной формой оставалась все же свитковая живопись.
Очень популярен в Китае жанр «цветы и птицы», «травы и насекомые», который зародился в IX в. В нем соединены вместе эстетика и символ.
Как и в пейзаже, в живописи «цветов и птиц» отражаются основные космологические принципы даосизма. Единое, т.е. мир, реализуется через единственное — дерево, цветок.
Поэзия в Китае, проникнутая идеями конфуцианства и даосизма, объединяет разум и отрешенность. Наиболее древние образцы китайской поэзии дошли до нас в «Книге песен» («Ши-цзин»). Они относятся к XI—VI вв. до н.э.
Постепенно складываются основные литературные жанры: цы — стихи песенного типа, которые первоначально создавались как тексты песен на определенную мелодии фу — стихотворения в прозе разных размеров, с рифмой и без нее; сук— ода лапидарного типа с кратким выразительным слогом; сюй — предисловие к стихам и одам и т.д.
Важную роль в XVI—XVIII вв. начали играть бытовая живопись, книжная гравюра, непосредственно связанные с расцветом новых литературных жанров — романа и драмы. В них отразился возросший интерес к частной жизни человека, к его интимным переживаниям. Особое внимание при этом уделялось гармонии поз и жестов, так как именно через них передавались оттенки разнообразных настроений.
4
studfiles.net
3. Культура Древней Индии и Китая
Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика
3. Культура Древней Индии и Китая
Культура Древней Индии. Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Проблема единства и многообразия индуистской культуры привлекает к себе внимание исследователей. Множество региональных, религиозных, кастовых, этнических различий создает впечатление разрозненности. Однако структура индуистской цивилизации основана на взаимодействии между различными группами и уровнями, которое создает непрерывную связь, так унифицирующую роль играли религии Индии, которые последовательно сменяли одна другую.
Начатые в 20-е года XX века раскопки в долине Инда (Мохенджо-Даро, Индия), Хараппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты. Они оказались сенсационными и позволили сделать вывод о существовании более пяти тысяч лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали называть хараппской или протоиндийской. Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развития искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древневосточных городов система канализации и водоснабжения. В городах строились двух- и трехэтажные здания из обожженного кирпича. Хараппская цивилизация, пережив подъем, приходит в упадок и исчезает. Начиная уже с середины второго тысячелетия до нашей эры, происходит процесс вытеснения коренного населения на юг. Его место занимают скотоводческие племена ариев, которые принесли с собой свой язык, свои мифологические представления, свой жизненный уклад. С конца II начала I тысячелетия до нашей эры дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы - веды. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул. Эстетический идеал древнеиндийского изобразительного искусства, это богатство и пластическая выразительность образов, а также смелость творческой фантазии, мастерство, передача движений и чувств. Но все-таки, как уже отмечалось, самую главную роль в культуре Древней Индии религия. Итак, перечислим основные религии индийской цивилизации: 1) Брахманизм (I тысячелетие до нашей эры) - весь мир лишь иллюзия, страдания несущественны, трудолюбие, отсутствие зависти, культ предков. 2) Индуизм (I тысячелетие до нашей эры) в основе лежит учение о перевоплощении душ (реинкарнация), закон воздаяния кармы за доброе или злое поведение. 3) Буддизм (VI век) - жизнь-это страдания; источник страдания- желание; спасение от страданий возможно; путь спасения от страдания отказ от мирских соблазнов. Буддизм до сих пор остается одной из мировых религий.
Общей чертой всех перечисленных религий является понятие «сансара» (путь перерождений).
Культура Древнего Китая. Китай - самая большая и обособленная цивилизация. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных сил - Света и Тьмы. Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле. Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности и предметы утвари. В середине I в. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция, Буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы. Исходной идеей даосизма является учение о дао (в переводе с китайского - путь). В учении Лао-Цзы дао - невидимый, вездесущий закон природы человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и им управляющий. Учение о дао может привести к выводу : если все в мире живет, развивается, переходит в свою противоположность, то надо соответствовать дао, жизнь сама в конце концов нормализуется. Отсюда вывод - человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жэнь» (человечность) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве, в соответствии с принципом: «чего не желаешь себе, того не делай другим». Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. Известно, что уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы - «Книга перемен». Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в первые словари. При императорских дворцах создаются обширные библиотеки. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221207 до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой Китайской Стены, которая частично сохранилась до нашего времени. Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготавливая почву для производства фарфора. Несмотря на различия в культурах Древнего Востока стоит отметить общее в их развитии, это обожествление и деспотический характер власти. Но все эти черты не помешали заложить фундамент для античной цивилизации. В частности в Древнем Египте были заложены основы математики и астрономии, в культуре Двуречья появились первые учителя, а в Китае и Индии в VI в. до н .э. вместе с Древней Грецией зарождается философия.
Глоссарий
Анимизм - от лат. душа, дух. Это вера в существование духов, одухот-ворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой. Веды - памятник древнеиндийской культуры (конец II - начало I тыся-челетия до н.э.), источник сведений по социально-экономической и культурной истории Древней Индии. Карма - в индуизме и буддизме - общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и последующего существования. Сансара - в индуизме и буддизме - представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цель переходов души из одной телесной оболочки в другую, цель перерождений, круговорот рождения и смерти. Тотемизм - это вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением. Фетишизм - это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека.
Вопросы для контроля
1. Расскажите об этапах первобытной эпохи? 2. Расскажите об особенностях религии Древнего Египта? 3. Назовите основные черты древнеегипетской культуры? 4. Охарактеризуйте эстетический идеал индийской культуры? 5. Расскажите об основных религиях Древней Индии? 6. Охарактеризуйте древнекитайскую картину мира? 7. Определите значение религиозно-философских систем в культуре Китая (конфуцианство, даосизм)?
textb.net
Культура Древней Индии и Древнего Китая.
Основные вопросы:
1. Структура древнеиндийского общества и особенности государственного управления.
2. Богатство религиозных верований: ведийская религия, индуизм, буддизм, джайнизм.
3. Литература. Древнеиндийский эпос.
4. Архитектура и изобразительное искусство Индии.
5. Основные особенности древнекитайской культуры. Космологические взгляды древних китайцев.
6. Древнекитайская государственная культура. Учение Конфуция о государстве.
Прежде чем приступать к работе над данной темой, следует изучить периодизацию истории Древней Индии. Расскажите, что представляла собой индийская система четырех варн, используя при этом «Законы Ману». Как соотносятся между собой варны и касты. В чем особенности древнеиндийской системы управления?
Культуру Древней Индии во многом определяла ее религия. Древнейшая известная нам религия Индии – ведийская, само название которой происходит от названия священных книг – вед. К началу нашей эры ведийская религия трансформировалась в индуизм, который и в настоящее время является религией большинства населения Индии. В VI в. до н. э. в Индии возник буддизм, ставший впоследствии мировой религии. Почти одновременно с буддизмом возникает джайнизм. Раскройте сущность каждого из данных религиозных верований, используя при ответе отрывки из священных текстов. Покажите в чем их влияние на индийскую культуру и жизнь индийцев.
Охарактеризуйте ведийскую литературу, основной корпус которой составляют шрути (слышание) и смрити (запоминание). К литературе смрити примыкает эпическая поэзия. Познакомьтесь с наиболее известными древнеиндийскими поэмами «Махабхаратой» и «Рамаяной». Остановитесь также на литературе буддийского канона.
Характеризуя архитектуру и изобразительное искусство Древней Индии, следует остановиться на основных достижениях каждого исторического периода. Что представляли собой культовые буддийские сооружения ступы и пещерные храмы? Каковы отличительные особенности индийской скульптуры и живописи?
На основе материала, изложенного в лекции, выделите основные особенности древнекитайской культуры. Их следует выписать в тетрадь в форме плана. Подробно остановитесь на концепции китаецентризма. Покажите, какую роль в китайской цивилизованности играют письменность и ритуал. Рассмотрите, как изменяется государственная структура в Древнем Китае. Какую роль в системе управления играл император? Какое место в системе управления занимала семья? Познакомьтесь с учением Конфуция о государстве.
Изучая древнекитайское искусство, обратите внимание на его своеобразие. Покажите, как связаны между собой живопись, поэзия, и каллиграфия. Что представляет собой традиционный китайский дом?
Контрольные вопросы
1. Что представляли собой города Мохенджо-Даро и Хараппа?
2. Назовите основные варны древнеиндийского общества. В чем разница между варнами и кастами?
3. Дайте общую характеристику священных книг «Вед».
4. Какие философские положения содержатся в «Упанишадах»? Каков смысл понятий «Брахман – Атман», «самсара», «карма»?
5. Перечислите основные особенности ведийской религии.
6. Перечислите основные особенности буддизма. Каков смысл понятия «нирвана»?
7. Перечислите основные особенности религии индуизма.
8. В чем особенности древнеиндийского изобразительного искусства
9. Назовите основные периоды древнекитайской истории.
10. Каково происхождение названия «Китай»? Как сами китайцы называют свою страну?
11. Каковы особенности семьи в Китае? Почему она является основой государственной пирамиды?
12. Назовите основные положения учения Конфуция о государстве.
13. Какими важнейшими качествами согласно учению Конфуция должен обладать «благородный муж»?
14. Перечислите основные идеи даосизма. В чем суть концепции «недеяния»?
15. В чем особенности древнекитайской письменности? Какой материал использовался китайцами для письма?
16. В чем основные особенности древнекитайского искусства?
памятники: Махабхарата, Рамаяна, Бхагават-гита, Веды, мавзолей Тадж-Махал, терракотовое войско императора Цинь Ши-хуанди, Великая китайская стена, Запретный город, Пагода диких гусей, Боробудур, Тяньтань (храм Неба).
2. Подготовьте доклады на тему: «Религия Древней Индии»; «Культурные памятники Индии и Китая как туристские объекты» (по выбору студента).
Семинар 5.
Культура Древней Греции.
Основные вопросы:
1. Особенности древнегреческой культуры.
2. Греческий полис как феномен культуры. Афины и Спарта.
3. Древнегреческая мифология и религия.
4. Театр и его роль в культуре Древней Греции. Древнегреческая драматургия (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан).
5. Живопись, скульптура, архитектура: общая характеристика.
6. Всемирно-историческое значение древнегреческой культуры.
Методические указания
Прежде чем приступить к подготовке ответов на вопросы данного семинара, следует выучить периодизацию истории Древней Греции и познакомиться с кратким содержанием каждого периода. Затем выделите отличительные черты древнегреческой культуры. Подробнее раскройте такие из них как полисный характер, антропоцентризм, агональный характер.
В архаической период основной формой государственности в Греции становятся полисы – города-государства, возникающие первоначально как объединение ряда сельскохозяйственных общин. Выделите характерные признаки полиса. Сравните государственное устройство двух крупнейших греческих полисов – Спарты и Афин, раскройте функции высших органов власти и полномочия должностных лиц.
Остановитесь подробно на древнегреческой мифологии и религии. Обратите внимание, что миф в Древней Греции определял искусство, литературу, философию. Мифы разрешали антиномии бытия, создавали целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. Определяли образ жизни и поведение человека. Покажите особенности мифологического мышления древних греков. Приведите примеры героических мифов, рассказывающих о подвигах, и этиологических, объясняющих причины событий, обычаи, названия. Назовите 12 олимпийских богов. Покажите, в чем специфика древнегреческой религиозности.
Особое место в формировании античной модели мира принадлежит греческому театру. Покажите, что лежало у истоков театральных представлений. Опишите здание типичного древнегреческого театра. Расскажите, что представляли собой древнегреческие трагедии и комедии. Охарактеризуйте творчество выдающихся драматургов.
Готовя ответ на пятый вопрос семинара, покажите, чем отличалось древнегреческое искусство архаического и классического периодов. Что представляли собой ионический и дорический ордеры? Рассмотрите наиболее яркие архитектурные памятники Древней Греции. Остановитесь на творчестве выдающихся скульпторов – Мирона, Фидия, Поликлета. Познакомьтесь с древнегреческой вазописью.
Завершая работу над темой, покажите, в чем всемирно-историческое значение культуры Древней Греции.
Контрольные вопросы
1. Поясните смысл термина «античность».
2. Дайте периодизацию истории Древней Греции.
3. Поясните высказывание Горация «плененная Греция победила своего некультурного победителя»? О какой культурно-исторической эпохе идет речь?
4. Перечислите основные особенности древнегреческой культуры.
5. В чем состоит агональный характер греческой культуры?
6. Что такое античный полис?
7. Что представляла собой древнегреческая религия в доолимпийский и олимпийский периоды?
8. Какое влияние оказала древнегреческая мифология на современное европейское искусство?
9. Опишите типичное здание древнегреческого театра.
10. Чем древнегреческое театральное представление отличалось от современного?
11. Сравните ионическое и дорическое художественные направления.
2. Подготовьте доклады на тему: «Мифология Древней Греции»; «Пантеон богов Древней Греции», «Культурные памятники Греции как туристские объекты» (по выбору студента).
Семинар 6.
infopedia.su
3.4. Культура Древней Индии и Древнего Китая
Древнеиндийская культура была создана многими народами, населявшими Индию в III—i тыс. к н. е. В свою очередь, индийская культура влияла на культурное развитие соседних народов. Наша осведомленность относительно религиозных верований и взглядов древних индийцев объясняется большим количеством религиозных сборников, сохранились.
Древнейшая религия Индии заключалась в тотемізмі, обожествлении природы и культа предков. В связи с развитием земледелия здесь сформировалось представление о богине производительных сил природы — Адити, которую считали «общей матерью». Был значительно распространен культ огня, связанный с бытом патриархальной семьи. При родовом строе возник культ предков, имевший укреплять основы рабовладельческого строя аристократов.
В эпоху образования рабовладельческого общества и государства эти древние формы религии сменились новыми религиозными верованиями. Постепенно древние боги природы превращались в богов-покровителей государства, царя и царской власти. С образованием крупных централизованных государств возникают элементы единобожия. Окончательно формируется брахманизм. В эпоху усиления брахманской касты появляется особая жреческая и богословская литература — брахманські книги, в которых рассматривался своеобразное учение о тот ритуал, который должны знать жрецы-брахманы.
Против брахманской религии и кастовой системы выступил буддизм, возникший где-то в VI ст. к н. е. и значительно распространился уже в III ст. к н. е. В учении Будды отразился протест признание каждого человека, что родился в касте брахманов жрецом.
Письменность существовала в Индии уже в НЕТ тыс. к н. е. Древнейшие иероглифические надписи и до сих пор не прочитаны. Распространение алфавітне-слоговой письменности приходится на IV—НЕТ ст. к н. е. (возникла на основе персидско-арамейского письма).
Потребности повседневной жизни заставляли индейцев накапливать наблюдения над явлениями природы. Так появились первые знания в области медицины, астрономы, математики. Начальные формы научных знаний тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями. Указания на врачебные знания сохранились в РІГВЄДІ— сборнике древнейших индийских гимнов. Врачи уже имели некоторые анатомические знания. Для изготовления лекарств использовали различные травы. Появляются отдельные врачебные специальности — лечение внутренних болезней, болезней глаз, хирургия. Индейцы умели не только делать операции, но и изготавливать протезы. Появление первых медицинских трактатов приходится на начало нашей эры.
Индийцы владели знаниями по астрономии. Они установили фазы луны, лунный зодиак, разработали своеобразную форму календаря. Сначала год насчитывал 360 дней, затем 366, а в VI в, н. е. была более точно установлена продолжительность года.
Значительного развития в Индии достигла математика. Уже в III — II ст. к н. е. здесь сложилась десятичная система исчисления. В Индии впервые был применен знак ноль. Кстати, цифры, которые мы называем арабскими, на самом деле были изобретены индейцами, а затем перешли к арабам.
Древнейшими памятниками древнеиндийской литературы есть Веды. Ведическая литература очень обширна по своему содержанию, и в нее входят тексты разных исторических периодов. Прежде всего это сборники-самхіти: «Ригведа» (сборник гимнов), «Самаведа» (сборник песнопений), «Яджурведа» (сборник жертвенных формул), «Атхарваведа» (сборник магических заклинаний и формул), Брахманы (толкования ритуальных текстов самхіт), Аран’яки (тексты для пустынников), Упанишады (религиозно-философские трактаты).
Древнейшим произведением является Ригведа (конец II — начало i тыс. к н. е.). Уже в Ригведе можно найти зачатки драматургии.
Самыми выдающимися эпическими поэмами Древней Индии являются «Махабхарата» и «Рамайяна». которые были созданы в IV ст. к н. с. Эти произведения — настоящая энциклопедия Древней Индии. В них содержится интересный материал по различным аспектам социальной и культурной жизни, политического уклада, повседневной жизни древних индийцев. Уже в древности и средневековье они были известны далеко за пределами Индии. Согласно индийской традиции заключительным разделом ведической литературы является Упанишады. Это группа текстов, которая сочетает философские толкования ведической мифологии и ритуала.
Упанишады — это по сути первая попытка осмыслить мир в рамках единого, последовательного учения. Именно в Упанишадах была сформулирована доктрина кармы, которая потом пронизывала не только ортодоксальные учения, но и такие религиозно-философские системы, как джайнизм и буддизм. Все в мире определяется моральным законом. Душа рождается или умирает, затем возникает вновь в той или иной форме этического баланса прижизненных свершений. Человек, которая вела себя аморально, рождается потом в виде животных, растений, камня. Только праведным поведением можно вернуться к человеческому образу.
Упанишады в значительной степени повлияли на все последующее культурное развитие Индии. Около 317 г. к н. е. была основана могущественная держава Маурья. Брахманизм не мог удовлетворить правящую династию, ведь догмы этой религиозной системы не соответствовали обстановке централизованного государства. Появляются новые религиозные учения, которые соответствовали духу времени, — джайнизм и буддизм (хотя, возможно, они существовали еще в VI в. к н. е.). Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех каст. Сторонники джайнизма проповедовали аскетизм, отказ от убийств. Целью количество джайнов было освобождение от перерождений.
Создание буддийской религиозно-філософськ^ой системы традиция предписывает Сіддхартху Гаутаму, жившего в VI— V вв. к н. е. Звали его оудда («просветленный»). Основой учения было признание, что жизнь есть зло. Любое желание человека приводит к страданиям. Единственный выход — отказ от всяких устремлений. Если это удастся, то человек после смерти уже не возродится в другом виде для новых страданий. Прекращение процесса бесконечного перерождения является нирваной — высшим благом.
Практические выводы из этого своеобразного учения были значительными. Религиозный культ и жречество стали лишними, поскольку путь к спасению достигался самим человеком. Буддизм считал несущественными сословные и имущественные различия, хотя спасение признавалось возможным лишь для свободных людей. Рабов не принимали в общин буддистов.
Хотя буддизм не стал общепринятым в Индии, уже в III ст. к н. е. он начал распространяться за пределами Индии, особенно среди народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.
Китайская культура берет свое начало в глубокой древности. Зарождение китайской цивилизации относится к временам царств Шан (середина II тыс. к н. е. — XII вв. к н. е.) и Чжоу (XII—III ст. к н. е.). Тогда были накоплены первичные научные знания. Китайцы знали лунный календарь, делили год на четыре сезона, фиксировали солнечные и лунные затмения, выделяли созвездия. В древних китайских летописях сохранились записи о астрономические наблюдения, ценность которых подтверждена современной астрономией. В IV ст. к н. е. ученый Ши Шэнь составил первый в мире звездный каталог. Начиная с 240 г. к н. е. китайские ученые точно фиксировали каждое появление кометы Галлея. Чжан Хэн (139-78 pp. к н. е.) создал небесный глобус, который воспроизводил движение светил. Он также изобрел первый сейсмограф.
Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить этапы развития иероглифической письменности, которая была уже достаточно развита в XV ст. к н. е. Древние предания, сохранившиеся в литературных источниках, свидетельствуют о существовании в более ранний период первобытного способа фиксации мыслей с помощью узелков на веревке. К этому времени относят также появление малюнкового письма — піктографії. Сначала рисовали предметы в целом. Дальнейшим этапом был переход к символическому рисунка или неполного изображение предмета, когда часть рисунка — пиктограмма символизировала целое. На протяжении веков эта система совершенствовалась. Увеличивалось количество иероглифов. Во времена династии Хань (220-206 pp. к н. е.) их насчитывалось 18 тыс. Были созданы специальные справочники, где содержались указания относительно поисков необходимых знаков.
В III ст. к н. е. материалом для письма стал шелк. На рубеже нашей эры изобрели тушь. Наконец, в И в. китайцы изобрели бумагу.
В тесной связи с развитием письменности развивалась литература. Одним из древнейших литературных памятников является «Книга песен», в которой содержится более 300 песен и стихов. Выдающимся представителем исторической и художественной прозы, классиком китайской литературы считается Сыма Цяиь (бл. 145-86 pp. к н. е.). Он стал основателем китайской историографии.
Философские взгляды китайцев зародились в древнейшие времена, их религиозные представления толковали жизнь на земле, природу как творение божественной силы. Одновременно появились и наивные, стихийные материалистические взгляды, в основу которых было положено представление о том, что вселенная состоит из первоэлементов — земли, неба, огня, воды, озера, ветра, горы, грома. Все вещи постоянно движутся и смешиваются вследствие взаимодействия и взаємозіткнення двух космических сил — силы Света и силы Тьмы. Эти взгляды о вселенной отражены в «Книге перемен» («И цзинн») и в «Книге документов» («Шу цзин»).
Наибольшее значение в Китае приобрели религиозно-философские системы, которые сложились в VI—V вв. к н. е. Особое значение в культурной жизни Китая имела религиозно-философская система Конфуция. Данных о личности и основателя конфуцианства очень мало. По традиционной китайской хронологии он жил бл. 551-479 pp. к н. е. Происходил из аристократического рода чиновников. Все его учение проникнуто глубоким уважением к старинных китайских обычаев и обрядов.
Основной принцип конфуцианства — традиция. Конфуций неоднократно подчеркивал, что он противник всяких новшеств. Особое значение придавал воспитанию в духе повиновения старшим и начальникам. Конфуцианская философия считала необходимым и вполне возможным изменение характера человека. Каждый человек должен быть доволен своим социальным положением и не стремиться к лучшему.
Вообще учение Конфуция отстаивало утверждение патриархальных традиций и незыблемость социальных устоев.
Противоречил конфуцианству другое философское направление — даосизм, найвидат-нішйм представителем которого является Лао-цзы. В этой философской системе прослеживаются элементы материализма и диалектики. По мнению даосистов, все, что существует, возникло из материальных частиц и развивается в соответствии с определенным законом. В даосизме отразились мнения и интересы различных слоев общества. Этим объясняется его популярность. Позднее в даосизм проникли мистические мотивы.
Буддизм в Китай пришел из Индии в V веке. к н. е. Этика буддизма’ имела много общего с даосизмом.
Древнейшие памятники искусства Китая датируются III тыс. к н. е.— время неолита. Это разного рода керамические изделия, сделанные вручную или на гончарном круге. Посуда часто расписан, орнаментированный узорами.
В период Шан появились первые укрепленные поселения. Города имели правильную планировку по кварталам. Самыми многочисленными произведениями искусства этого периода являются изделия из бронзы, особенно бронзовой посуды, бытового и культового назначения, найденные в погребениях. Была высоко развита техника резьбы по камню и кости. Особенно любили китайцы нефрит.
Культуру Шан восприняла и развила культура Чжоу— письменность, архитектурные приемы, религиозные представления. В искусстве расширился круг сюжетов и тем: наряду с абстрактной символикой появляются изображения людей и реальных животных. Этот период характеризуєтеся появлением живописи, о чем свидетельствуют находки картин, написанных по шелку.
Грандиозным архитектурным сооружением этого времени является «Великая китайская стена» (IV—III ст. к н. е.). Она была построена на северной границе Китая для защиты страны от набегов кочевников. Сначала ее протяженность составляла 750 км, а после многочисленных достроек протяжении веков — более 4 тыс. км.
Наивысшего развития архитектура и изобразительное искусство достигли (ПИ cm. к н. есть. — III cm. н. е.) в период династий Цинь и Хань.
От периода Цинь до нашего времени почти не сохранилось памятников, а о ханское искусство имеем довольно цельное представление.
Период ань — время блестящего расцвета культуры Китая. В это время особенно развивается монументальное искусство — скульптура и живопись. В центре городов строили роскошные дворцы, многоэтажные башни. Жилые постройки были богато декорированы. Ансамбли ханских погребальных сооружений достигали значительных размеров и представляли собой комплексы подземных пещер.
Большинство ханских монументальных скульптур сделаны грубо и примитивно, хотя некоторые из них интересны по сюжету. В них часто отражались древние китайские легенды, басни, мифы. Значительное место среди изображений на рельефах занимали сюжеты религиозного и мифологического содержания.
Культура Древнего Китая сыграла большую роль в дальнейшем развитии китайской культуры. Она имела особое значение для стран Востока — Японии, Кореи, Индокитая, Монголии, которые на протяжении многих веков использовали культурные достижения Древнего Китая.
В плодородных долинах Нила, Тигра и Єфрату, на берегах Инда и Хуанхэ раньше, чем в других местах земного шара, образовались цивилизации.
Культура обществ Древнего Востока является важным шагом вперед в развитии духовной жизни человечества. Именно здесь возникли различные системы письменности — клинопись, иероглифы и тому подобное. Было положено начало научным знанием в области астрономии, математики, медицины, философии, создана художественная литература; зодчие и художники нашли решение целого ряда принципиальных вопросов архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства.
Центральной фигурой в искусстве Древнего Востока стал образ человека, хотя и часто связан с прославлением деспотии или с поклонением мифическим существам. Но в то же время в произведениях искусства нашли выражение представления о величии человека, отразились черты реальной жизни, народные мифы.
Дальнейшего развития приобрели живопись и скульптура, прикладное искусство. В синтезе изобразительных искусств доминирующее значение имела архитектура. Пирамиды Египта, зиккураты Двуречья, храмы и дворцы не только возвеличивали небожителей и земных владык, но и свидетельствовали о высоком мастерстве народов Древнего Востока.
В изобразительном искусстве были выработаны обов язкові нормы построения художественного изображения — каноны, что объяснялось как необходимостью закреплять достижения в изображении человеческого тела и изобретении композиционных решений, так и относительной задержкой художественного развития. На ранних этапах эти каноны способствовали совершенствованию мастерства художников; Древнего Востока, хотя в дальнейшем тормозили развитие искусства.
Искусство многочисленных народов Древнего Востока очень разное за своими исходными формами, художественными достижениями, путями развития, однако имеет много схожих принципиальных черт.
Традиции культуры Древнего Востока сохранились на протяжении вики и оказали большое значение на развитие многих народов Азии и Евро в последующие периоды.
(Visited 730 times, 1 visits today)
jayo.ru
Культура Древней Индии и Древнего Китая
Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить этапы развития иероглифической письменности, которая была уже достаточно развита в XV в. до н. е. Древние предания, сохранившиеся в литератур них источниках, свидетельствуют о существование в более ранний период первоначального способа фиксации мыслей с помощью узелков на веревке. До этого времени относят также появление рисуночного письма - пиктографии. Спо чала предметы рисовали в целом. дальнейшим этапом был переход к символическому рисунка или неполного изображение предмета, когда время тина рисунка - пиктограмма символизировала целое. На протяжении веков эта система совершенствовалась. увеличивалось количество иероглифов. Во времена династии Хань (220-206 pp. До н. Э.) Их насчитывалось 18 тыс. Были созданы специальные справочники, где содержались указания по пои ков необходимых знаков.
В III в. до н. е. материалом для письма стал шелк. На рубеже нашей эры был изобретен тушь. Наконец, в I в. китайцы изобрели бумагу.
В тесной связи с развитием письменности развивалась буква тура. Одной из древнейших литературных памятников является «Книга песен», в которой содержится более 300 песен и стихов. Самым выдающимся представ ником исторической и художественной прозы, классиком китайской литерату ры считается Сыма Цянь (ок. 145-86 pp. до н. э.). он стал фу Вертикальные китайской историографии.
Философские взгляды китайцев зародились в древние времена. их религиозные представления толковали жизни на земле, природу как творение божье ственно силы. Одновременно появились и наивные, стихийные материалистические взгляды, в основу которых было положено представление о том, что вселенная состоит из первоэлементов - земли, неба, огня, воды, озера, вит ру, горы, грома. Все вещи постоянно движутся и смешиваются в результате взаимодействия и взаемозиткнення двух космических сил - силы Света и силы Тьмы. Эти взгляды о вселенной отражены в «Книге перемен »(« И цзинн ») и в« Книге документов »(« Шу цзин »).
Наибольших значений в Китае получили религиозно-философские системы, сложившиеся в VI-V вв. до н. е. Непреходящее значение в культурной жизни Китая имела религиозно-философская система Коифуция. Данных о личности и основателя коифууишстял очень мало. По традиционной китайской хронологии он жил ок. 551-479 pp. до н. е. Происходил из аристократического рода чиновников. Все его учение проникнуто глубоким уважением к старинным китайских обычаев и обрядов.
Основной принцип конфуцианства - традиция. Конфуций неоднократно во креслював, что он противник всяких новаций. Особое значение придавал вы погребении в духе покорности старых и начальникам. конфуцианская философия счи жала необходимым и вполне возможным изменение характера человека. Каждый человек должен быть удовлетворена своим социальным положением и не стремиться к лучшему.
Конфуцианству противоречил другой философское направление - даосизм, найвидат-нишим представителем которого является Лао-цзы. В этой философской системе прослеживаю ться элементы материализма и диалектики. По мнению даосистов. все, что существует, возникло из материальных частиц и развивается в соответствии с определенным законом. В даосизме отразились мысли и интересы различных слоев общества. Этим объясняет ться его популярность. Позже в даосизм проникли мистические мотивы.
Древнейшие памятники искусства Китая датируются III тыс. До н. н.э.- время неолита. Это разного рода керамические изделия, сделанные вручную или на гончарном круге. Посуда часто расписан, орнаментированный визе Рунко.
В период Шан появились первые укрепленные поселения. Города имели правильную планировку по кварталам. Самыми многочисленными произведениями мы стецтва этого периода являются изделия из бронзы, особенно бронзовой посуды, бытовой и культового назначения, найденные в погребениях. Была высоко развита техника резьбы по камню и кости. Особенно любили китайцы нефрит.
Культуру Шан восприняла и развила культура Чжоу - писем ность, архитектурные приемы, религиозные представления. В искусстве расширился круг сюжетов и тем: наряду с абстрактной символикой появляются зоб жения людей и реальных животных. Этот период характеризуется появлением живописи, о чем свидетельствуют находки картин, написанных по шелка.
Грандиозным архитектурным сооружением этого времени является «Великая китайская стена» (IV-III вв. До н. Э.). она была построена на северной границе Китая для защиты страны от набегов кочевников. Сначала ее длина составляла 750 km, a после многочисленных пристроек протяжении веков - более 4 тыс. Км.
Наивысшего развития архитектура и изобразительное искусство достигли (Тии в. До н. Э. - III в. Н. Э.) В период династий Цинь и Хань.
Период Хань - время блестящего расцвета культуры Китая. В это время особенно развивается монументальное искусство - скульптура и живопись. В центре городов строили роскошные дворцы, многоэтажные башни. Жилые постройки были богато декорированные. Ансамбли ханских по ховальних сооружений достигали внушительных размеров и представляли собой комплексы подземных пещер.
Большинство ханских монументальных скульптур сделаны грубо и примитивно, хотя некоторые из них интересные по сюжету. В них часто отображается лись древние китайские легенды, басни, мифы. Значительное место среди изображений на рельефах занимали сюжеты религиозного и мифологического содержания.
Культура Древнего Китая сыграла большую роль в дальнейшем развитии китайской культуры. она имела непреходящее значение для стран Востока - Японии, Кореи, Индокитая, Монголии, которые на протяжении бага ти веков использовали культурные достижения Древнего Ки таю.
В плодородных долинах Нила, Тигра и Евфрата, на берегах Инда и Хуан хе раньше, чем в других местах земного шара, образовались цивилизации.
Культура обществ Древнего Востока является важным шагом вперед в развитии духовной жизни человечества. Именно здесь возникли различные системы письменности - клинопись, иероглифы и тому подобное.