Доклад о пирамидах древнего египта. Реферат Пирамида как символ египетской культуры Религия Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад на тему: «Египетские пирамиды». Доклад о пирамидах древнего египта


Доклад на тему: «Египетские пирамиды»

Доклад на тему: «Египетские пирамиды» поможет подготовиться  к уроку и узнать интересную информацию.

Сообщение «Египетские пирамиды»

Пирамиды — известные каждому архитектурные памятники Древнего Египта. Пирамиды Хеопса и Гизы — одни из семи чудес света. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов . Слово «пирамида» — греческое, означает многогранник. Всего в Египте было обнаружено более 118 пирамид разной формы и высоты.

Древняя египетская архитектура даже в наши дни поражает мощью своих громадных каменных сооружений. У входа в эти сооружения, стоят огромные статуи фараонов, лежат сделанные из камня сфинксы. Сфинкс — в Древнем Египте — воплощение царской власти, статуя, изображающая фантастическое существо с телом льва и головой человека или священного животного.

Великая пирамида Хеопса является лицом Египетских пирамид и самым масштабным сооружением древности. Возведение пирамиды заняло целых два десятилетия и завершилось в 2560 году до н.э. Высотой в 146.5 метров, она являлась крупнейшим строением в мире на протяжение более 4 тысячелетий. Вес пирамиды – более 6 миллионов тонн. Площадь этого гиганта – около 5 гектаров. Пирамида Хеопса состоит из 2,3 миллионов каменных блоков.

Второй по значимости является пирамида Хефрена, сына Хеопса. Её построили на 10-метровом плато, потому она кажется выше пирамиды Хеопса, но это не так. Её высота — 136.4 метра. Неподалеку от пирамиды Хефрена находится Великий Сфинкс — монумент, высеченный в скале. Черты лица Сфинкса повторяют лицо фараона Хефрена.

Склепы египетских фараонов находятся не внутри пирамид, как многие ошибочно полагают, а недалеко от них, в Долине Царей. Согласно одной из теорий, построить величественные пирамиды египтянам помог освоенный ними математический «принцип рычага». Но, в то же время, таким способом соорудить пирамиду Хеопса удалось бы за полтора столетия. Тогда как появилась она всего за два десятилетия. Египетские пирамиды строились около двух столетий подряд. Пока сооружалась одна, на песках уже возникала другая.

Сообщение про пирамиды Вы можете написать сами, используя эту информацию, чтобы получить хорошую оценку.

kratkoe.com

Доклад - Загадки египетских пирамид

Московский Гуманитарный Техникум Экономики и Права

РЕФЕРАТ

По предмету: Культурология

на тему: «Загадки египетских пирамид»

Москва 2008

Содержание

Введение

Чудо в пустыне

Архитектурная планировка, организация труда и выполнение работ

Загадки пирамид

Тайна вентиляционных шахт Пирамиды Хеопса

Книга на камнях

Тайны каменных подземелий

Пирамиды есть только в египте?

Заключение

Список использованной литературы

Почти пять тысячелетий тому назад египетский фараон Джосер и его гениальный зодчий Имхотеп решили воздвигнуть сооружение, какого еще не видывал свет — колоссальную гору из камня, построенную по строгому математическому расчету, такую прочную, чтобы простояла до скончания веков. Строительство этой первой в мире пирамиды длилось более двух десятилетий, а количество работников — военнопленных, рабов, добровольных помощников — исчислялось десятками тысяч. На протяжении двух следующих веков египетские фараоны по примеру первых строителей пирамиды воздвигали себе гробницы. За этот сравнительно небольшой срок были сооружены великие пирамиды, которые доныне поражают и восхищают толпы туристов. Но возведение этих грандиозных рукотворных гор прекратилось так же внезапно, как и началось. Фараоны, как и прежде, довольствовались более скромными усыпальницами.

Самые древние в мире и массивные монументы из камня — египетские пирамиды — были созданы, чтобы внушать людям благоговейный ужас и поражать их воображение. Поразительно, с каким интересом люди всегда воспринимали самые невероятные теории, возникавшие на их счет. Так, например, один астроном из Шотландии узрел в размерах пирамиды Хеопса не только закодированные в них расстояние от земли до солнца и время исхода иудеев из Египта, но и дату будущего конца света — 1881 год.

Несмотря на всю видимую незыблемость пирамид, они, по иронии судьбы, пострадали не столько от сил природы, сколько от рук человека. Древние египтяне были первыми вандалами: они грабили их погребальные покои и безжалостно сдирали с них известняковую оболочку, используя материал для других построек, и. это варварство продолжалось и в более поздние времена.

С ростом туризма выросла и вероятность порчи памятников. Толпы неутомимых верхолазов устремлялись с риском для жизни к вершинам пирамид, нанося им непоправимый урон. Благодаря закону, принятому в 1983 году египетскими властями, четыре крошечные фигурки, штурмующие пирамиду Хеопса на фотографии наверху, были одними из последних, кому удалось это сделать, хотя туристам все еще разрешается заходить внутрь пирамиды.

Погонщики верблюдов и уличные торговцы, которые, должно быть, досаждали своими призывами еще греческому историку Геродоту, когда тот осматривал пирамиды, сегодня обязаны держаться от них на приличном расстоянии.

Отец истории" Геродот назвал египетские пирамиды «первым чудом света». Прошедшие тысячелетия не только подтверждают это название, но и все больше принуждают исследователей считать это «чудо» величайшим и таинственнейшим из всех, известных человечеству.

Пустынное, каменистое плато Гизе, где находится комплекс пирамид, имеет плоскую форму, с небольшим наклоном с запада на восток на протяжении 2-х километров и с севера на юг — 1,3 километра и ныне практически поглощённом Каиром. Комплекс, расположенный на нём, состоит из трёх больших пирамид, сфинкса, и нескольких малых пирамид, храмов, гробниц жрецов и должностных лиц. Примечательно, что все стороны пирамид практически точно ориентированы на магнитные полюса (отклонение всего 3 градуса). На расстоянии примерно 160 метров от Пирамиды Хеопса возвышается пирамида Хефрена (Хафры), высота которой 136,6 метра (ранее 143.5), а длина сторон — 210,5 метра. Визуально пирамида Хефрена, сохранившая 22 ряда облицовки, кажется выше пирамиды Хеопса. Эффект достигается за счёт того, что её основание находится на более высокой отметке. Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных сооружений Древнего царства является нижний храм Хефрена. Этот храм, имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5м, построен из больших блоков гранита. Его стены имеют легкий наклон, и в связи с этим он производит впечатление огромной мастабы, в особенности со стороны фасада.

Пирамида Микерина (Менкаура), самая маленькая, расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота 62 метра, а длина сторон — 108.4 метров. Первоначально она была на 4 метра выше, но длину сторон сохранила, ибо наносы песка защитили нижнюю часть ее облицовки. Облицовка эта — из красного асуанского гранита — первоначально покрывала пирамиду почти на треть ее высоты, дальше ее сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, тоже была красная, гранитная. Такой двухцветной она была еще в 16 веке, пока ее не разграбили.

К югу от третьей пирамиды находятся три связанные с нею небольшие пирамиды, окруженные общей стеной. Площадь основания каждой из них по величине равна 1/3 площади основания пирамиды Микерина. Принято считать, что в этих пирамидах были похоронены жены фараона. В одном из помещений, связанных с пирамидой Микерина, американский археолог Райзнер открыл во время раскопок четыре скульптурные группы из сланца, называемые ныне триадами Микерина. Три из них находятся ныне в Каире, одна в Бостоне.

Ни в одной из Пирамид не было обнаружено никаких мёртвых тел, только пустые саркофаги.

Весь комплекс производит впечатление построенного по единому первоначальному плану.

Египетские мастера, начиная с незапамятных времен, работали по точным тщательно разработанным планам. Архитектор записывал свои мысли на листе папируса, глиняной табличке или известняковой плите, часто он работал с помощью разметки по клеткам, что помогало ему при проектировании, а позднее и при выполнении работ. Найденные археологами черепки и кусочки таких строительных проектов свидетельствуют о том, что древний архитектор изображал строящийся объект, как в общих чертах, так и в различных проекциях. В проекциях иногда были изображены такие части возводимого сооружения, которые снаружи не были видны. Таким образом, на этих древнейших строительных проектах были выполнены разрезы и сечения отдельных элементов строящегося здания. В большинстве случаев фасад изображался на самом краю плоскости основного чертежа.

Самые древние образцы архитектурных проектов, известные нам, относятся к периоду правления 3-ей династии. На куске известняковой таблички, найденном близ пирамиды Джосера, обозначены перпендикулярные линии. Они образуют сетку координат. Кривая с записями длины соответствует линии арочной крыши одного из зданий, принадлежащего к комплексу гробницы Джосера. Эта табличка хранится в музее в Каире и является частью архитектурного проекта Имхотепа, самого древнего известного нам архитектора и строителя.

О работе над проектированием пирамид мы знаем очень мало. Можно предположить, что строители работали на основании проектов, чертежей и планов. Вероятно, и скорее всего это именно так, они изготовляли и модели будущих пирамид. К примеру, в Дашуре был найден макет пирамиды времен 13-ой династии с коридорами и камерами (Наибольшую сложность при проектировании пирамид представляли две задачи. Первая — требовалось идеально выровнять основание, что при длине стороны в 100, 200 м и более — весьма сложно. Вторая — требовалось идеально высчитать угол наклона ребра угловых камней основания, так, чтобы эти ребра сошлись в одну точку на огромной высоте. И то и другое осуществлялось с высокой точностью, что подтверждает прекрасное владение прикладной математикой, впоследствии заимствованной и развитой древнегреческими учеными).

На основании своих египетских впечатлений Геродот рассказывает о строительстве пирамиды Хеопса. Он писал, что Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Постоянно работало сто тысяч человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Десять лет строили дорогу, она была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона Хеопса. Строительство же самой пирамиды продолжалось двадцать лет. Основанием пирамиды служил правильный четырехугольник, состоявший из тщательно отшлифованных и точно подогнанных один к другому каменных блоков. Пирамиду возводили в несколько приемов. После возведения первой очереди каменные блоки поднимали с помощью специальных подъемников, сделанных из коротких деревянных балок. Сначала заканчивали отделку верхней части пирамиды, после этого заканчивали соседние нижние части. Отделку основания и самой нижней части заканчивали в последнюю очередь.

Современные исследователи согласны с Геродотом в том, что на строительстве пирамиды Хеопса работало, по всей вероятности, сто тысяч человек, но всего лишь три месяца в году, в период разлива Нила. Постоянно на строительстве трудилось всего лишь около четырёх тысяч человек (видимо, это были специалисты высокого класса и архитекторы). Для них был построен жилой городок.

Работники объединялись в специальные отряды, которые состояли из более мелких групп. Разделение основывалось на вместимости фелуки египетского речного транспорта. Самая маленькая группа — «звено» — могла состоять из десяти человек. Отряды, «команды» строителей носили собственные имена. В этих именах обязательно присутствовало имя фараона. Например, отряд «Как любима белая корона Снофру», или «Хеопс облагородил два царства» и т.д.

В каменных карьерах на блоки ставили «номер» и дату изготовления, на основании этого определялась производительность труда и норма выработки. Средняя норма дневной выработки каменотеса составляла примерно 2 кубических метра камня. Для строительства пирамиды Хеопса были необходимы 2 300 000 каменных блоков массой в 2,5 тонны каждый. Если взять за основу данные Геродота, т, е. время строительства пирамиды 20 лет, то получим вполне реальный срок, получается, что ежедневно было необходимо укладывать в среднем 315 таких блоков.

В последующие столетия на строительстве пирамид работали специальные бригады мастеров. К примеру, нам хорошо известны образ жизни и организация труда мастеров-строителей гробниц Долины царей. Благодаря археологам у нас есть возможность читать египетские иероглифы, нам известны даже имена некоторых древних мастеров. Проектирование, строительство и украшение царских усыпальниц и гробниц было делом специальной «конторы», в которой работали художники, резчики по камню и другие высококвалифицированные специалисты. Главным «куратором» работы этой «фирмы» был высший сановник фараона, его визирь. Число работающих в одной «конторе» достигало и превышало 120 человек. Наряду с высококвалифицированными специалистами использовалась также и низкоквалифицированная рабочая сила, помощники (например, транспортники). Рабочие делились на две группы — на правую и левую, опять же по примеру речников. Во главе этих команд стояли начальники, рядом с ними постоянно находились писцы, которые должны были ежедневно делать заметки о ходе работ, быте и условиях труда рабочих, составлять списки различных материалов, необходимых для ведения работ, инструментов, рассчитывать заработную плату. Большая часть этих записей дошла до наших дней, благодаря ним мы смогли познакомиться с жизнью и трудом древних ремесленников.

Благодаря изучению древних рисунков и текстов мы многое узнали о том, как строили и проектировали здания древние египтяне. Археологи нашли древние строительные инструменты из меди и бронзы: резцы, сверла, долота, тесла, а также инструменты из камня и дерева (шлихтовый и шлифовальный камни, деревянный молот и др.). Древнему египетскому инженеру-строителю в его работе по проверке точности измерений помогали отвесы, нивелиры, треугольники и измерительные линейки.

Большинство египтологов считает, в отличие от утверждений Геродота, что при строительстве пирамид египтяне не пользовались никакими приспособлениями и механизмами. По мере возведения пирамиды они сооружали из глиняных кирпичей специальные наклонные платформы, по которым с помощью деревянных санок и физической силы человека каменные блоки поднимались на необходимую высоту. Нет никаких свидетельств о том, что строители пирамид пользовались колесом или системой подъемников. Остатки же таких платформ-рамп были обнаружены археологами.

Для возведения небольших объектов использовали строительные леса и подмостки, при крупных строительных работах, как, например, сооружение пирамид, и в более поздние времена при постройке храмов и т.д. пользовались для доставки необходимых материалов специальными наклонными платформами. Эти платформы наращивали по мере роста сооружения. После окончания строительных работ эти платформы разрушались. Одновременно с возведением здания его внутренние помещения заполнялись песком. Окончательные отделочные работы производились сверху вниз. По мере их окончания песок удалялся.

В каменоломнях блоки высекали несколько крупнее, чем нужно. Эти каменные блоки были грубо обработаны. В таком виде их доставляли на место строительных работ. Тонкая обработка камня, окончательная подготовка блоков под необходимые стандарты и придание им формы производились уже на месте строительства, иногда и в процессе производства работ (о тщательности доводки гигантских каменных блоков свидетельствует точная их разметка перед установкой на место (найдены номера блоков, нанесенные на их поверхность краской) и тот факт, что по сей день толщина шва между камнями не превышает, как правило, 0,15 мм).

Кроме осмотра и учета особенностей выбранного для строительства места архитектор свято соблюдал традиции, особенно это касалось ориентации будущего здания по звездам. Кроме решения чисто технических вопросов нужно было проследить за точным соблюдением множества связанных со строительством обрядов. Эти обряды начинались уже с момента определения места работ и продолжались весь подготовительный период. На основании текстов, найденных на раскопках в Абусире, мы имеем достаточно полное представление об обрядах и церемониях, которыми сопровождались работы по расчистке местности, ее выравниванию и т.д. Самые торжественные церемонии проводились по случаю начала строительных работ. Фараон лично вбивал первые колышки, копал первую яму, обжигал первый кирпич и сам закладывал его в фундамент будущей пирамиды. Жертвоприношения (жертвенные животные или священные статуэтки) совершались рядом с местом работ по закладке фундамента. Для придания новому сооружению магической силы в фундамент строящейся пирамиды закладывали камни из более древних гробниц и храмов. Считалось, что некоторые архитектурные орнаменты и формы тоже имеют магическую силу. Их изготовляли в одно время со строительными работами.

Расчеты современных ученых показывают, что все, связанное с расположением трех главных пирамид, а может быть, и всех других, что находятся на плато Гизы, отнюдь не случайно: их проектная высота, углы наклона, периметр, даже взаимное расположение на земле — все эти параметры связаны друг с другом, и были выбраны сознательно, с особым смыслом.

Аббат Море, директор Буржской обсерватории во Франции, обнаружил еще более удивительные вещи. Так, умножив высоту Великой пирамиды, которую он принял в 148,21 м на один миллион, он получил расстояние от Земли до Солнца в километрах — 148 210 000 км. А ведь вплоть до 1860 года это расстояние было принято считать чуть большим, чем 154 млн. км.

То же самое можно сказать и о числе «пи», которое, утверждает аббат Море, можно получить, сложив четыре стороны основания Великой пирамиды, длина каждой из которых, по его мнению, составляет 232,805 метра, и затем разделив полученный результат на две высоты пирамиды.

Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей, по которой они восходили на небо. Поэтому самые древние пирамиды были ступенчатыми, имели форму лестниц, и только у более поздних стены гладкие. Почему это произошло, до сих пор не выяснено.

Исследователей, пытавшихся выяснить, каким образом древние строители смогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение, да ещё не просто воздвигнуть, а придать ему геометрически правильную форму пирамиды, всё это ставило в тупик. Иногда, как и о мегалитических сооружениях, высказывается мнение, что пирамиды не мог построить народ, живущий в бронзовом веке, и что в создании этих колоссальных сооружений принимали… инопланетяне.

Когда речь заходит о пирамидах, читатель вспоминает обычно пирамиду Хеопса. Пирамиде Хеопса посвящено много литературы, которую часто трудно назвать научной. Авторы многих книг и трудов старались открыть в цифрах, определяющих пропорции этой постройки, мистический смысл. Иные считали ее творением цивилизации, прибывшей из Атлантиды, превращенным позже в гробницу Хеопса. Множество недоразумений возникло в связи с планировкой ее внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход — вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на четыре стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде. Казалось бы, что о столь известном памятнике, бывшем предметом самых разнообразных исследований и толкований, трудно сказать какое-либо новое слово, а еще труднее объяснить ряд замеченных уже ранее моментов, давших почву для произвольных, часто эзотерических теорий.

Геродот рассказывает, что сооружение Большой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема каменных блоков,20 же лет велось строительство самой пирамиды. При постройке гробницы Хеопса в течение каждого трехмесячного строительного цикла непрерывно работало по 100 тысяч человек. Точные подсчеты количества использованных строительных блоков и облицовки, размещения бригад рабочих и т.п. подтверждают правильность сведений Геродота, более того — если бы мы разрабатывали план осуществления такого сооружения, прибегая к помощи кибернетики, мы пришли бы к именно таким оптимальным данным. Возведение пирамиды, требовавшее большой концентрации рабочей силы, являвшееся при этом чрезвычайно длительным процессом (20-30 лет), не могло обойтись без некоторых переделок и отклонений от первоначального проекта, вводившихся в процессе строительных работ. Следует не забывать о том, что пирамида Хеопса является первой целиком законченной пирамидой, угол наклона стен которой является наиболее правильным решением для конструкций такого типа. Веслав Козиньский, польский архитектор и геолог, предполагал, что осуществление такой постройки могло вестись только по планам и рисункам и что в процессе работ строители пользовались также макетом, наподобие того, как это часто делается ныне при строительстве крупных сооружений. Он решился выдвинуть даже гипотезу, которая сначала может вызвать сомнение у каждого египтолога, согласно которой три, так называемые малые пирамиды, расположенные с восточной стороны Большой пирамиды, были макетами-моделями (в масштабе примерно 1: 5), отражающими три этапа изменений проекта Большой пирамиды.

Козиньский выдвинул также свою гипотезу относительно причины отклонения царской погребальной камеры от главной оси пирамиды, что неоднократно вызывало совершенно фантастические теории. Авторы этих теорий исходили из якобы загадочных цифр, таящихся в пропорциях этого сооружения. Козиньский же считал, что во время строительства пирамиды произошел некоторый перерыв в доставке гранита, и во избежание простоя большую галерею протянули выше, чем предполагалось ранее, что в свою очередь вызвало отклонение погребальной камеры от главной оси пирамиды. Возможно, что с целью передать давление огромной тяжести кладки при новом расположении склепа, над его перекрытием была сооружена разгрузочная конструкция, состоящая из пяти рядов гранитных блоковые пустотами между ними, задачей которой было обеспечить, возможно, большую прочность гранитного потолка склепа. После окончания постройки оказалось, однако, что сооружение этой конструкции было недостаточной мерой для предохранения погребальной камеры. Давление огромной каменной массы на неправильно расположенный склеп было настолько велико, что его перекрытие треснуло. Трудно себе представить, чтобы фараона могли похоронить в поврежденной погребальной камере. Вот почему в ней так и не было обнаружено остатков царского саркофага.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — пяти ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

В 90-х годах с помощью прибора-микрогравиметра, французские и японские ученые обнаружили внутри Пирамиды ТРИ гравитационные аномалии, указывающие на неизвестных помещения! Одно из них имеет длину 30 метров, ширину 5 метров и высоту 3 метра. Просверлив отверстия, ученые «заглянули» туда телевизионным зондом и обнаружили в пустотах песок, но не тот, который в изобилии имеется вокруг Пирамиды, а встречающийся лишь в шести километрах к юго-западу! К тому же, как выяснилось, перед закладкой в Пирамиду он тщательно просеивался. По мнению некоторых специалистов, песок именно такого состава препятствует прохождению электромагнитных волн, которыми в свое время пытались «просвечивать» это сооружение.

Телевизионный зонд обнаружил в одной из крупных пустот некие инородные тела. Разрешающей способности телекамеры не хватило для отождествления этих «тел». Директор Департамента древностей Египта Ахмед Кадри прокомментировал: «Есть в Пирамиде что-то еще, о чем мы пока не знаем. В эту часть сооружения никто раньше не проникал. Там есть какая-то конструкция!»

Вентиляционные шахты Пирамида Хеопса уже на протяжении ряда лет вызывают ряд вопросов. Ранее считалось, что шахты в камере царицы были незакончены, однако исследования Рудольфа Гантенбринка, проведённые в 1993-м году, заставили сомневаться и в этом предположении.

Но начнём сначала. Так называемые вентиляционные шахты идут на север и юг от погребальных камер. Они имеют почти квадратное сечение в разрезе (23*22 см) и следующие углы отклонения от горизонтали (по измерениям 1993-го года):

Северная шахта камеры Царя — 32 028', Южная шахта камеры Царя — 450, Северная шахта камеры Царицы — 37 028'', Южная шахта камеры Царицы — 39 030'

Две шахты погребальной камеры фараона известны еще с семнадцатого века. Джон Гривз, профессор астрономии в Оксфорде, сообщил о существовании этих шахт после своего знаменитого обследования пирамид Гизе в 1638 году, упомянув, что северная шахта «почернела от огня факелов». В 1693 году де Майе, французский генеральный консул, тоже доложил о своем открытии шахт и сделал необычный вывод о том, что они служили для спуска пищи и удаления мусора". Британский искатель приключений, полковник Вайз, вместе со своим коллегой, Дж.С. Перрингом, открыл, что шахты выходят наружу; это произошло в 1837 году. Поначалу оба исследователя решили, что шахты ведут в какую-то комнату, хоть у этого прохода и были очень маленькие размеры (23 на 22 сантиметра), но отказались от своей идеи, когда почувствовали после расчистки северной шахты потоки воздуха". Они предположили, что шахта была создана для вентиляции; именно благодаря им закрепилось выражение — «вентиляционная шахта».

Однако «такая вентиляционная» система весьма мало походит на вентиляционную систему домов Египтян… Для того, чтобы проветривать погребальные камеры в пирамиде Хеопса, было бы разумнее разместить шахты горизонтально на уровне потолка, чем делать их наклонными, начинающимися в одном метре от пола, на уровне крышки саркофага. Можно добавить, что при строительстве наклонной шахты строителям приходится иметь дело с массой проблем при прокладке ее через ярусы, чего не было бы, если бы вентиляционные шахты были горизонтальными".

По какой-то причине строители оставили нетронутыми последние 13 см. блока у входа в две вентиляционные шахты в камере царицы, поэтому факт, что они вообще не служили для вентиляции, не вызывает сомнений. Только в 1872-м году Уэйнмэн Диксон, по аналогии с камерой царя, обнаружил их методом простукивания и пробился к каналу высотой 20 и шириной 23 см. Через 2 метра каналы уходил под углом вверх. Братья Диксоны успели сделать в шахтах три небольших находки — единственные предметы обнаруженные в Пирамиде Хеопса.

Учитывая вышеизложенное, была высказана догадка, что шахты не предназначались для вентиляции вообще; а служили для чисто религиозных целей: «Более вероятно, что они выполняли какую-то роль при погребении, возможно, являясь путем для выхода души царя».

Аббат Море, кстати, полагал, что архитекторы Великой пирамиды знали и многое другое, что сумели воплотить в камне: продолжительность високосного года; расстояние, которое Земля проходит по своей орбите за 24 часа; плотность вещества Земли, а также среднюю температуру нашей планеты, поскольку тепловая единица Великой пирамиды равна значению средней температуры поверхности Земли, и т.п.

Еще более интригующие результаты дают исследования последних лет, из которых следует, что размеры, величины, вес и взаимные расстояния друг от друга трех пирамид и Сфинкса отражают аналогичные взаимоотношения Солнца, Венеры, Земли и Марса между собой. А углубленный анализ геометрических отношений элементов некрополя Гизы не только доказал, что его создатели знали такое понятие, как «золотое сечение», но и чудесным образом связали комплекс пирамид Гизы с «пирамидами» и «лицом» Сидонии на Марсе!

Эту концепцию, например, тонко обосновывает группа авторов во главе с Г. Хэнкоком, которая также показывает, что отдельные элементы комплекса Гизы могут быть гораздо старше 5000 лет, традиционно приписываемых ему учеными, и насчитывать более 12 000 лет.

И все же загадки внешних характеристик пирамид ничто по сравнению с тем, что происходит внутри. Обратить внимание на них ученых заставили таинственные и почти детективные истории. Наиболее нашумевший случай — обнаружение захоронения Тутанхамона в 1923 году. Сенсация облетела весь мир, но вслед за этим начались необъяснимые события, символически названные впоследствии «проклятием фараонов» — более точного названия этому странному явлению в человеческом языке не нашлось. Большинство членов экспедиции — 11 человек, во главе с ее главным спонсором и покровителем лордом Карнервоном и научным руководителем Говардом Картером в течение последующих шести лет погибли по разным причинам и при различных обстоятельствах, которые внешне никак не связаны между собой и не могут быть связаны, если руководствоваться привычной для нас человеческой логикой. Но ее в этом случае, очевидно, недостаточно.

Мы говорим — «пирамиды», сразу всплывает — «Египет». Простейший ассоциативный ряд, однако, не дает полной картины: пирамиды смотрят в небо со всех концов земного шара. Египет, возможно, центральная часть эпического полотна, но не единственная. Во Франции, в Бретани, сохранились 4 заброшенных пирамиды, по возрасту старше египетских. В Китае есть Долина пирамид, значительно превосходящих даже пирамиду Хеопса — размер самой высокой около 300 метров. Америка может гордиться ступенчатыми пирамидами, которые более 3,5 тысячи лет назад воздвигли индейцы майя; но это еще не все — около одного из Багамских островов на дне моря были обнаружены руины гигантского сооружения прямоугольной формы. Подводные исследования показали, что это… нет, не пирамида — разрушенный и затонувший город. Однако примечательно вот что: строения были выполнены из каменных блоков весом от 2 до 25 тонн, причем блоки были так же идеально подогнаны друг к другу, как блоки египетских пирамид. Форма другая — но технология одна и та же. По данным радиоуглеродного анализа, древнему городу около 10 тысяч лет. У подножия потухшего вулкана, что рядом с Мехико, под слоем лавы найдены остатки разрушенной пирамиды. Если вспомнить о том, что последнее извержение вулкана произошло 8 тысяч лет назад, то возраст мексиканской пирамиды определяется как «более 8 тысяч лет». Итак, мир полон пирамид. Выходит, у древних египтян не было «патента» на их постройку. Пирамиды — не вывихи капризного воображения фараонов, не следствие элементарной мании величия, воплощенной в камне. Пирамиды — нечто большее, чем место упокоения властителей Древнего Египта. Об этом, кстати, недвусмысленно говорит следующий факт: ни в одной из египетских пирамид до настоящего момента не было найдено ни одной мумии. Все саркофаги, обнаруженные в пирамидах, пусты. Фараоны покоились в склепах и усыпальницах в Долине царей, рядом с пирамидами — но не внутри их самих!

Дети любят играть в кубики, перекладывая их с места на место, строя из них разные фигуры. Давным-давно, тысячи лет назад, когда баобабы были большими, а люди — маленькими и в набедренных повязках, они тоже играли в кубики. Только кубики были огромными, а фигура из них складывалась почти всегда одна и та же — пирамида.

Многие пытались разгадать секреты пирамид. Эти сооружение представляет собой неразрешимую головоломку из числовых комбинаций. Фантастическая изобретательность, мастерство, время и труд архитекторов пирамиды, использованные ими при возведении вечного символа, по мнению многих исследователей, указывают на чрезвычайную важность послания, которое древние египтяне хотели передать грядущим поколениям.

Земной шар утыкан ими, они есть везде — в Африке, Америке, Европе и Азии. Пирамидами «переболели» все цивилизации. Можно ли сейчас, спустя сотни веков, понять — что заставляло человечество играть в столь странные и одинаковые игры? И — игры ли то были? …

1. К. Михайловский “Пирамиды и мастабы".

2. Н.А. Дмитриева “Краткая история искусств.

3. Бабанин В.П. Тайны великих пирамид. С-Пб.: Лань, 1999. — 510 с.

4. Материалы сайта: www.bankreferatov.ru.

www.ronl.ru

Реферат Пирамида как символ египетской культуры Религия Древнего Египта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. ДРАГОМАНОВА

РЕФЕРАТ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

НА ТЕМУ: Пирамида как символ египетской культуры. Религия Древнего Египта

Выполнил студент 33 группы

Геращенко Вячеслав

Киев 2009

Пирамида как символ египетской культуры

К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства пирамид, которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе, Саккаре, Абусире, возле Фив и Мемфиса (только в окрестностях Каира их 67),— пирамиды строили и в других древних культурах, например у майя. Но там пирамиды были частью религиозного культа и лишь изредка служили усыпальницами правителей. В Египте же пирамида — всегда усыпальница, а главное — символ власти и государственного устройства, который сливался с основными культами. Таким образом, пирамида для египтян — это образ жизни и смерти. “Все на свете боится времени, но время боится пирамид”,— гласит старинная поговорка.

Пирамиды Египта — воплощение вечности, дарованной богам и фараонам. Пирамида отражает безграничность власти, это “дорога в небо”, “путь к солнцу”, который совершает одна из душ фараона после смерти. Недаром же одна из ранних пирамид (XXVIII век до н. э.) — пирамида фараона Джосера (ок. 2780—2760 до н.э.), основателя III династии, завершившего объединение Верхнего и Нижнего Египта, построенная его верховным сановником, мудрецом и врачевателем Имхотепом (впоследствии обожествленным),— была ступенчатой и служила огромной лестницей, по которой усопший фараон восходил на небо.

Рассматривая схематически египетское государство, мы заметим, что на вершине пирамиды восседает фараон, сын Солнца, перед которым целовали землю. Особой милостью для приближенного, даже для царского сановника, было разрешение целовать ноги фараона. Фараону мало было считаться просто “богом”, во времена Древнего царства его называли “большим богом”. Ему принадлежали “земля и народ; он даровал все посты, выслушивал все жалобы, предводительствовал всеми войсками и был верховным жрецом каждого бога” [194, с. 146]. Но он не мог заниматься различными делами одновременно и потому доверял свои религиозные функции жрецам, а управление государством — министру и целой когорте чиновников. Первым лицом после царя был верховный сановник, который одновременно исполнял обязанности верховного судьи, ведал местным управлением, разного рода хранилищами, государственными мастерскими и руководил всеми работами в стране.

Следующую ступень в государственной пирамиде занимали все прочие сановники, а также жрецы — носители знаний и обычаев, посредники между людьми и богами, при этом они “пользовались дарами, которые приносили богам; они как бы кормились вместе с богами: считалось, что ежедневные мелкие заботы не должны отвлекать от служения богу” [61, с. 36]. О том, как воспринимали приближенных к особе правителя людей, свидетельствуют титулы, которыми их наделяли: “первенствующий”, “истинный знакомец царя”, “спутник” (царя).

Высокое место отводилось писцам, зодчим и художникам. И это понятно: писцы вели полный учет и контроль всех богатств царя или вельможи, знали способы организации производства, умели планировать и осуществлять крупные технические задачи, такие, как строительство каналов, водохранилищ, храмов и пирамид. Они находились под защитой бога письменности и счета — Тота и считались его жрецами. Один писец в наставлении своему сыну, сравнивая работу писца с другими видами деятельности, говорит:

“О, если б я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других.должностей... Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его...

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, оружие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты...

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Не спокойное это занятие перед тобой... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы...

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник" [314, с. 51—53].

Таким образом, мы имеем дело с самыми древними менеджерами в истории общества, так же, как и с древними бухгалтерами, ведущими самые настоящие приходно-расходные книги.

Зодчие обслуживали основные виды строительных работ: ирригационные сооружения, храмы и пирамиды. Обычное жилье, вплоть до дворца фараона, считалось временным перед лицом загробной вечности, которая была уготована каждому после смерти, и поэтому строилось из непрочных материалов: хижины простонародья — из тростника, осоки и глины; более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняных кирпичей. Если жилище разрушалось по какой-либо причине, на его месте возводилось новое, и холм, на котором стояло здание, становился все выше. Для такого рода сооружений было довольно и простых ремесленников, зодчие же выполняли более ответственную миссию: они сооружали жилища богов и обиталища вечности для фараонов. С этого времени появляется должность человека, способного рассчитать и организовать строительство (перевод с египетского, обозначающий эту должность, звучит привычно и для нашего уха — инженер).

Рядом с вечностью находились и художники: они создавали росписи, рельефы и скульптуры, связанные с заупокойным культом, и потому занимали более высокое положение по сравнению даже с военными и знатью, занимавшими следующие ступени государственной пирамиды.

Ближе к подножию этой пирамиды располагались ремесленники, торговцы и, наконец, крестьяне. Рабы были собственностью преимущественно знати и фараонов, поскольку основные работы в государстве выполняли по указанию правителя особые “рабочие отряды”, состоявшие из ремесленников и свободных земледельцев. Степень свободы последних была относительна: вельможи старались обеспечить себя трудом крестьянина или ремесленника. Знать требовала, чтобы они признали над собой опеку и власть, отдавали своему властителю часть дохода, за что им гарантировались охрана от всякого нападения, суд в случае ссор и тяжб и помощь при неурожае или других бедствиях.

В Египте с ранних времен существовали специализация и разделение труда. Надписи в пирамидах и на папирусах упоминают о “домах оружия”, “домах ткачих”, “домах писцов”, где выполнялись различные работы для хозяйств вельмож, знати и фараонов. Ремесленники объединялись в общую мастерскую — “палату мастеров”, там работали одновременно медники, золотых дел мастера, каменотесы, изготовители посуды, плотники и другие. При этом были и отдельные мастерские со своими начальниками. Разделение труда позволяло некоторым изделиям проходить через руки различных мастеров, например, бусы изготовлялись одними, а нанизывались в ожерелья и подвески другими людьми. Таким образом, в организации хозяйств знати тоже лежит “принцип пирамиды”.

Религия Древнего Египта

В системе культуры за пределами ее материально-практической сферы всегда лежит еще один пласт — мир идей и мировоззрений, который для Египта был, пожалуй, определяющим. Многие авторы (например, Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 1857—1934) считают, что Египет — родина магии, тем более что в мировоззрении древнего Египта невозможно разделить мифологию, религию и магию. Все они прочными многочисленными нитями связаны друг с другом и с практической деятельностью.

Особое место занимает образ пирамиды и в представлениях о мироздании, и в духовной жизни египтян. Главным был культ бога Солнца — Ра, называвшегося в текстах дневным солнцем в отличие от Атума — бога вечернего, заходящего солнца и Хепри — бога утреннего, восходящего солнца. Пирамиды Древнего царства отождествлялись с Солнцем, а в поздний период Нового царства существовало изображение Солнца в виде пирамиды, что восходит к очень древнему мифу о сотворении мира. В мифе говорится о треугольном камне, который поднялся из вод первозданного океана. Этот камень называли “бен-бен” (или “ментхир”), ему поклонялись в окрестностях Мемфиса, отождествляя его также и с богом Атумом, который изображался человеком с двойной короной на голове и именовался “владыкой обеих земель”, т. е. Верхнего и Нижнего Египта. В Древнем царстве пирамиду считали равной по своему значению окаменевшему лучу солнца. Вершину пирамиды обычно венчала маленькая пирамидка с забавным названием — “пирамидон”. До наших дней сохранился лишь один высеченный из черного гранита пирамидон на вершине пирамиды Аменемхета III (ок. 1849—1801 до н. э.) из XII династии — на его гранях изображен крылатый солнечный диск. Египтяне, изображая солнце, рисовали его лучи в виде треугольников, обращенных вершинами к солнечному диску. Можно предположить, что в представлениях о пирамиде, как о символе Солнца, сыграли свою роль не только мифы. При восходе и заходе солнца над горизонтом возникает “зодиакальный” свет, который образует треугольник. Так что пирамида представляет собой одновременно и путь на небеса, и Солнечный луч, падающий на землю. В некоторых областях Египта сооружались мемориальные обелиски в виде суживающегося кверху гранитного столба с пирамидально заостренной верхушкой, считавшейся самой священной частью сооружения, причем часто ставили парные обелиски, видимо, они также были символами солнца.

Египтяне считали, что их страна находится в середине мира, земля плавает в большом океане, небо — плоская крыша, покоящаяся на высоких горах и укрепленная четырьмя столбами, а сверху в виде светильников свешиваются звезды [61, с. 47].

По их представлениям, до земных царей Египтом правили боги, затем полубоги. В одном из древних трактатов сказано: “Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил жертвоприношения, основал храмы, сотворил их тела ради умиротворения сердец”. Богов в Египте было множество: каждый ном и даже город имел их несколько. Главное солнечное божество было многоликим: Атум считался богом — создателем мира, и в этом качестве отождествлялся с Ра; создателем, “формовщиком”, сотворившим человека из глины, считался Хнум, который отождествлялся с Ра и Амоном; солнечным богом, еще одной ипостасью Ра, был Амон, почитавшийся так же, как “царь всех богов”, от его имени фараон провозглашался властителем и считался его сыном; “телом Ра” называли Атона — солнечный диск. Боги олицетворяли силы природы, главной силой в Древнем царстве считался бог Атум, который звался Атум-Ра. В Среднем царстве выделяется культ нового государственного бога — Амона, почитание которого зародилось в Верхнем Египте в Фивах, а затем распространилось по всему Египту, и теперь главное божество приобретает имя Амон-Ра.

В гимнах Амону подчеркивается, что ему фараоны обязаны своими военными успехами:

Говорит Амон-Ра, владыка Карнака,

Я связал нубийцев десятками тысяч

И северян с сотнями тысяч пленных.

Они приходят с приношениями на спинах,

Сгибаясь перед твоим величеством по моему приказу.

[60, с. 50]

Храму Амона принадлежали золотые прииски в Нубии, ему платили дань три города, в храмовых мастерских работали тысячи ремесленников и рабов. Жрецы Амона, разбогатевшие от войн, стали считать, что царская власть подчиняется воле богов Амона, поэтому они, его жрецы, могут руководить царем, вследствие чего между фараонами и жрецами не раз происходили столкновения.

Именно по этой причине во времена Нового царства фараон Аменхотеп IV (1368—1351 до н. э.) повел борьбу против культа Амона и, объявив новым богом Египта бога Атона, приказал закрыть храмы всех других богов и запретил поклоняться им. На шестом году правления он переменил свое имя ("Аменхотеп" — "Амон доволен") на имя Эхнатон ("Угодный Атону").

У египтян божества еще долго соединяли в себе остатки тотемизма, и они продолжали почитать разных животных в качестве священных: крокодилов, кошек, змей и пр. Наибольшим почетом пользовался священный бык — Апис.

Воплощением Аписа был черный бык с белым пятном на лбу, который содержался в Мемфисе, в святилище. Смерть быка-Аписа считалась большим несчастьем и вызывала всеобщий траур. Умершего быка бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапеуме около Мемфиса. Избрание нового священного быка превращалось во всенародный праздник.

Изображения богов были часто в виде человека с головой животного. Например, богиня Хатхор — богиня радости, рождений, любви изображалась с головой коровы, бог Себек — покровитель города Фаюма — с головой крокодила, Иарит — богиня-змея, охранительница власти фараонов, Нефертум — бог с цветком лотоса на голове (лотос — символ рождения и процветания), Сехмет, богиня войны,— с головой львицы. Особым расположением пользовалась богиня радости и веселья Бает с головой кошки.

Городские и областные боги олицетворяли различные силы природы или некоторые общественные явления. Например, Тот был покровителем мудрости и письма (“Владыка счета”, “Исчислитель лет”), а также лекарей. Его жена богиня Маат считалась олицетворением Порядка и Истины, без нее не мыслилась справедливость; в “Текстах пирамид” говорится, что царь должен стремиться “утвердить Маат на месте беспорядка”, а одно из древнейших поучений называет Маат главным принципом всех человеческих отношений и государственности.

Фараон был для египтян божеством. Он, по их представлениям, никогда не рождался (по другим мифам, бог рождался от брака Амона и царицы-матери), а умирал по собственному желанию. Со временем внутри пирамид на стенах стали писать заклинания, которые должны были осчастливить фараона после смерти. В них говорилось о посмертном плавании фараона в солнечной ладье, в которой Ра совершает свой путь по небу. Солнце было богом живого царя, а после смерти его покровителем стал бог Осирис.

Осирис был некогда местным божеством, олицетворял воды половодья, несущие свежие силы растительности, и был связан с земледелием. Согласно мифу, Осириса убил его брат Сет, злой бог пустыни, и бросил ящик с телом убитого в воды Нила. Исида, сестра и супруга Осириса, богиня плодородия, воды, ветра, символ женственности, семейной верности, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мертвого Осириса, родила сына Гора, который отомстил Сету за убийство отца и на суде богов получил власть над Египтом. В одном из вариантов мифа говорится, что Сет, расчленив тело Осириса на 14 частей, разбросал их по свету. Бог Гор (Хор), “светлый сокол”, собрал все части и при помощи волшебства вместе со своей матерью Исидой оживил труп отца, после чего Осирис не пожелал вернуться на землю и стал богом загробного мира. У него была свита, состоявшая из 42 богов, среди которых находился бог Анубис с головой собаки или шакала. Первоначально Анубис был главным богом в царстве мертвых, а Осирис олицетворял умершего фараона, но постепенно к нему перешли функции Анубиса.

Считалось, что если повторить все заклинания, сказанные некогда Гором для оживления отца, над трупом фараона, то он получит ту же волшебную жизнь, которая была дана Осирису. Чтобы получить загробную жизнь, нужно было сохранить тело усопшего. В связи с этим возникает искусство бальзамирования и изготовления мумий.

Египтяне считали, что у человека несколько душ, по крайней мере, три, носившие названия: Ба, Ка и Ах. Ба — воплощение жизненной силы человека, она продолжает существовать и после его смерти. Живя в гробнице, Ба может отделяться от тела человека, свободно передвигаться и даже совершать “выход днем”, поднимаясь в небо. В загробном мире она осуществляет физические функции человека (ест, пьет и т. д.) Душа Ка выступает не только как жизненная энергия, но и как двойник человека. Это “второе я”, рождающееся с человеком и нераздельно с ним существующее при жизни и после смерти. Ах (“блаженный, просветленный”) — загробное воплощение человека. Считалось, что, умерев, каждый становится Ах. Тело человека и Ах едины, но тело принадлежит земле, а Ах — небу. Все эти сущности первоначально представлялись принадлежащими лишь богам и фараонам, причем у каждого их могло быть по несколько: например, бог Ра имел 14 Ка. В более поздние времена любой человек наделялся всеми этими сущностями.

Идеальным считалось состояние, когда все души человека составляют вечное единство, что достигается лишь после смерти при соблюдении всех условий ритуала погребения. Одним из таких условий был суд Осириса, через который проходил всякий, вступающий в загробный мир. Перед судом Анубис проверяет правильность пеленания мумии, взвешивает сердце предстающего перед ним человека на весах, на одну чашу которых клалось сердце, на другую — фигурка богини Маат или (по другим преданиям) перо. Если весы не колебались, то считалось, что человек вел праведную жизнь, достойную загробного мира. Если же Маат перевешивала, то умершего бросали на съедение чудищу, имеющему туловище льва и голову крокодила: самое страшное наказание для человека — перестать существовать как на земле, так и в загробном мире. В зале суда покойный обращался с речью к Осирису и к каждому из 42 богов (судей), оправдываясь в грехе, подвластном этому богу. В его речи обязательно были слова: “Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной Правды” [313, с. 36]. Дело в том, что имя считалось священным, и знание имени божества служило своеобразным “пропуском”, который “уменьшает”, “отбирает” силу противодействия данного божества. В тексте непременно присутствовала еще одна фраза, подобная заклинанию: “Я не делал зла”,— говорит усопший каждому из 42 богов [там же]. В Древнем царстве тексты такого рода молитв-заклинаний писали на стенах пирамид, затем на их основе был составлен сборник “Книга мертвых” — свиток папируса, насчитывающего около 200 глав. Этот свиток клали в саркофаги богатых, чтобы у них была возможность обратиться к нему во время суда. Свиток стоил дорого, поэтому людям несостоятельным не оставалось ничего другого, как вести действительно праведный образ жизни.

Кроме того, в усыпальницах фараонов высекались тексты, которые должны были “обеспечить” нерушимость пирамиды, а вместе с тем и нерушимость царского имени. “Для посмертной жизни было необходимо, чтобы имя человека помнили; если сохранялось хотя бы только одно имя, какая-то часть человека продолжала жить. Надпись на статуе, содержавшая это магическое слово — имя,— давала камню не только отождествление с конкретной личностью, но как бы оживляла его” [194, с. 175, 176]. В этой же связи считалось, что чем удивительнее по величине и прочности была пирамида, тем на более длительное время можно было сохранить имя царя.

При жизни фараон был земным богом, а после смерти объявлялся хозяином и земли, и неба. Поэтому, чтобы умершему фараону и его душам можно было жить и кормиться, гробница соответственно отделывалась, обставлялась и обеспечивалась жертвоприношениями и жрецами. Даже в самых древних захоронениях, которые еще имели вид усеченной пирамиды — мастабы (араб. “каменная скамья”), обязательно имелась стела, похожая на дверь. На ней писали имя и звание усопшего, чтобы через эту дверь входил и выходил его дух Ка, собирал жертвоприношения, которые лежали на каменной плите перед стелой. Алтарь для жертвоприношений (преимущественно плодов, злаков и трав) сначала находился в открытом дворике за небольшой оградой. В поздние времена это место культа перенесли внутрь усыпальницы, в специальное помещение, украшенное рельефами и надписями. Рядом с молельней стали делать еще одно помещение — сердар в котором стояла статуя умершего, служившая для сохранения земной формы усопшего. Ей обязательно придавалось портретное сходство с ним на случай пропажи или гибели мумии.

Использованная литература

1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.

bukvasha.ru