Театр и поэзия древнего египта. Какую роль в жизни египетского общества играли театр, музыка, поэзия. Назовите наиболее популярные инструменты в Древнем Египте.
>>> Музыка театр и поэзия древнего египта презентация. Театр и поэзия древнего египта
>>> Музыка театр и поэзия древнего египта презентация
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ЕГИПЕТ с греческого «загадка, тайна» с 2920 г. до н. э. до 332 г. до н. э. ТА-КЕМЕТ / ТА-МЕРИ с египетского «черная земля» / «любимая земля» Исторические этапы развития художественной
Подробнее
Культура Древнего Египта
Культура Древнего Египта Цель урока 1. Познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, литературой, медициной. 2. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ
Подробнее
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА БОГИ И ЖРЕЦЫ Древние египтяне верили, что природой управляют боги, что им нужно угождать и их нужно задабривать. Они строили жилища для богов - храмы. При храмах находились служители Подробнее
Первые художники Земли.
Первые художники Земли. Используя дополнительную литературу, напишите небольшое сосинение-эссе на тему «Первые художники Земли». Познакомтесь с книгой Дж. Уайта «Разгадка тайны Стоунхенджа» и перчитайте
Подробнее
Введение в мир искусства
Тема 1 Введение в мир искусства Искусство самый прекрасный, самый строгий и самый радостный путь человека к добру, к истине и совершенству. Томас Манн А вгуст Фри дрих Зи герт. Юный знаток искусства 1.
Подробнее
Добро пожаловать в Дом Смирнова!
Добро пожаловать в Дом Смирнова! Красивый старинный особняк Смирнова на Тверском бульваре задумывался, и строился как Дом приемов и торжеств для знатных особ Москвы. Название которого и было дом приемов Подробнее
Добро пожаловать в Дом Смирнова!
Добро пожаловать в Дом Смирнова! Красивый старинный особняк Смирнова на Тверском бульваре задумывался, и строился как Дом приемов и торжеств для знатных особ Москвы. Название которого и было дом приемов
Подробнее
ОГЛАВЛЕНИЕ. От составителя... 11
ОГЛАВЛЕНИЕ От составителя... 11 Глава 1. Пути выхода человечества из первобытного состояния Общие черты раннего периода истории Древнего мира и проблема путей развития человечества... 20 Предпосылки образования
Подробнее
г.стерлитамак 2009 г.
Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 4» Конспект урока Тема: «Царство Древнего Египта» Учитель истории I категории: Нурдавлетова Подробнее
ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. 1
УРОК 3 ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: АРХИТЕКТУРА ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. 1 В Древнем Египте искусство находилось на службе религии и обожествляемого фараона, выражая идею незыблемости существующего правления. Это особенно
Подробнее
Долина царей Древнего Египта
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» города Рубцовска Искусство Древнего Египта Долина царей Древнего Египта Презентация к уроку «История изобразительного
Подробнее
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПИРАМИД»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Саввушинская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПИРАМИД» повторительно-обобщающий урок Подробнее
египетская одежда. презентация
Комментарий: Национальная одежда ОАЭ - фото. Под абаей может быть традиционная арабская одежда, например, традиционное цветное платье. 15932270759763 3 дн. назад. Экспонаты древний Египет музеи мира ЖИВОПИСЬ
Подробнее
Пояснительная записка.
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Гусельниково» Рабочая программа. «Изобразительное искусство». Класс 8 общеобразовательный Количество часов в год
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по МХК в 10-11 классах разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования педагогическим коллективом МБОУ СОШ 7 г. Великие Луки Подробнее
Бесплатные объявления продажа квартир, аренда жилья, строительство, ремонт, архитектура, дизайн. И много другой полезной информации!!!
1 KVARTIRA-ONLINE.COM.UA Бесплатные объявления, продажа, аренда жилья Бесплатные объявления продажа квартир, аренда жилья, строительство, ремонт, архитектура, дизайн. И много другой полезной информации!!!
Подробнее
МАОУ «СОШ 87» г. Перми
МАОУ «СОШ 87» г. Перми Разработка открытого урока по теме: «Путешествие по Древнему Египту». 5 класс. 2014. Выполнила работу: Кашкина А.Л. Тема урока: повторительно обощающий урок по теме: «Путешествие
Подробнее
docplayer.ru
Музыка Древнего Египта
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки, театра и поэзии. Ученые считают, что есть все основания говорить о значительных достижениях египтян и в этих областях художественного творчества.
Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки и, возможно, мы ничего не узнали бы о ней, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.
На барельефах и росписях запечатлены группы музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединенных в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения играющих музыкантов позволили исследователям высказать мнение оь использовании хейрономии, то есть специальной жистикуляции руками для выражения ритма и мелодии.
О чем музыка? Вероятно, это были гимны богам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах.
Великолепно сохранившиеся фрески позволяют судить и о наиболее популярных музыкальных инструментах Древнего Египта. В одном поучении писцу говорится, что профессиональный музыкант должен быть «обучен играть на свирели, играть на флейте и петь с музыкальным инструментом». Танцовщицы и музыкантши. Гробница Накхта. Карнак. XIV в. до н.э.
Самое почетное место среди музыкальных инструментов занимает арфа. Первые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к эпохе Древнего царства, когда он по форме больше напоминал простой лук.
Самое почетное место среди музыкальных инструментов занимает арфа. Первые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к эпохе Древнего царства, когда он по форме больше напоминал простой лук.
1. Каковы особенности древнеегипетской скульптуры? Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов?
2. Что вам известно о рельефных и живописных композициях египетских художников? Какова главные сюжеты рельефов и фресковых росписей?
3. Какую роль в жизни египетского общества играла музыка? Назовите наиболее популярные музыкальные инструменты
Музыканты и танцовщицы. Роспись из гробницы в Фивах. XIV в. до н.э.
mykonspekts.ru
Сокровища гробницы Тутанхамона — КиберПедия
Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта считают так называемый амарнский период, главные достижения которого связывают с правлением фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368—1351 гг. до н. э.), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону». Результатом его религиозно-политической реформы стало запрещение многочисленных старых культов и введение единобожия — поклонения богу солнца Атону, обычно изображавшемуся в виде солнечного диска с расходящимися лучами. Это был смелый и рискованный шаг со стороны фараона, выступившего против могущественного фиванского жречества. Столицу из Фив перенесли в Ахетатон (селение, возникшее позднее на его месте, Эль-Амарна, и дало название оригинальному стилю в искусстве).
Амарнский период внес в изобразительное искусство большие перемены. Отказ от идеализации образов, точная передача индивидуальных черт человека стали главными требованиями для художников. Наглядное представление об этом можно получить по скульптурным и живописным портретам Эхнатона. Известно, что фараон не обладал могучим телосложением, его наружность не очень-то соответствовала идеалу героического владыки. Он был болезненно худ, непропорционально сложен. Удлиненный овал лица, утяжеленная нижняя челюсть, маленькая голова на вытянутой шее, тонкие ноги, выпуклый живот вряд ли могли вдохновить художников. Не смея противиться канону, они создавали вполне реалистичный образ правителя. В этом можно убедиться, взглянув на рельеф «Поклонение богу солнца Атону», где царь выглядит почти комически.
Однако это не карикатура, а результат стремления художников более точно передать суть модели.
В конце XIX в. в Тель-эль-Амарне начались археологические раскопки, открывшие человечеству немало художественных ценностей мирового значения. Подлинным шедевром, созданным в придворной мастерской Эхнатона, является портрет жены фараона царицы Нефертити — «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным». Именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени. Ее скульптурный портрет, открытый в 1912 г. при раскопках немецким археологом Л. Бор-хардтом, стал настоящим событием. Весьма красноречивой была и короткая запись в архивном отчете: «Описывать бесцельно — смотреть!»
Действительно трудно описать словами одухотворенную хрупкость этого легкого, стремительного профиля, изумительного по выразительности женского лица, увенчанного голубой короной, изящество гибкой шеи, тонкость и женственность облика. Не могут не обратить на себя внимание почти ничем не нарушаемая симметрия, удивительное чувство меры в передаче пластических форм. Поистине царственная осанка, способная вызвать благоговейное преклонение и восхищение совершенством прекрасного облика. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал в более широком и вневременном смысле. Этот удивительный портрет, создавший новое представление о красоте, по праву занимает почетное место среди самых поэтичных женских образов.
Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Продолжателем дела Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351—1342 гг. до н. э.), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей.
В 1922 г. английский археолог Говард Картер (1873—1939) сделал сенсационное открытие. Ему удалось обнаружить знаменитые сокровища гробницы фараона, к счастью, не разграбленные к тому времени. Двенадцать ступеней вели к замурованной двери с печатью Тутанхамона. Каких только предметов здесь не было! Богато украшенные ложа, стулья, кресла, игральные столики, позолоченные колесницы, модели морских судов, расписные ларцы и сундуки, военное оружие, парадная посуда, большие и маленькие статуи, изображения животных...
В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых покоилась мумия Тутанхамона, украшенная драгоценными камнями. Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона, выразительно передающая черты фараона. Взгляд его широко раскрытых миндалевидных глаз устремлен в Вечность. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами — все передает величие и божественное происхождение фараона.
Несмотря на кратковременность амарнского периода, который длился всего 17 лет, он оставил глубокий след в истории мирового искусства.
Постепенно Египет теряет былое величие, но художественные традиции египетского стиля искусства полностью не исчезают. В наступившую эпоху Античности они «прорастают» в росписях Помпей. Интерес к самобытной культуре Египта вновь возникает в конце XVIII в. в связи с Египетским походом Наполеона Бонапарта. Во второй половине XIX в. к художественной культуре Египта обратятся французские художники-импрессионисты. Стилизация под египетское искусство будет и в России в эпохи классицизма (например, Санкт-Петербург, Павловск), эклектики и модерна.
Музыка, театр и поэзия
Художественную культуру Древнего Египта невозможно представить без достижений в других областях творчества — музыке, театре и поэзии.
Египет был первой страной, где особенным почетом и уважением пользовались профессиональные музыканты. Без их участия не обходилось ни одно театральное действо, так называемые мистерии, в честь наиболее почитаемых богов. Особенно пышное музыкальное сопровождение сопутствовало культу бога Осириса, покровителя и судьи мертвых, который олицетворял умирающую и воскресающую природу. Его жизнь, смерть и воскрешение определяли основное содержание театральных действ. Главные роли обычно исполняли жрецы, но иногда и сам фараон принимал в них участие, Кстати, обучение музыке входило в программу обязательного школьного образования в Древнем Египте.
Несмотря на то что до нас не дошел ни один из текстов подобных театральных представлений и культовых богослужений, существует мнение, что начало театру с широким музыкальным сопровождением положил погребальный ритуал. В нём использовались диалоги между богами в исполнении жрецов.
Время не сохранило древних образцов египетской музыки, и, возможно, мы ничего не узнали бы о характере ее звучания, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.
На барельефах и росписях запечатлены группы танцоров и музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединенных в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения музыкантов позволили исследователям высказать мнение об использовании хейрономии, то есть специальной жестикуляции руками для выражения ритма и мелодии, О чем же рассказывала музыка? Вероятно, это были гимны богам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах. Вот, например, замечательная «Песня арфиста» (XXI в, до н. э.):
Следуй желаниям сердца,
Пока ты существуешь,
Надуши свою голову миррой,
Облачись в лучшие ткани,
Умасти себя чудеснейшими благовониями
Из жертв богов.
Умножай свое богатство...
Свершай дела свои на земле
По велению своего сердца,
Пока к тебе не придет тот день оплакивания.
Утомленный сердцем не слышит их криков
и воплей,
Причитания никого не спасают от могилы.
А потому празднуй прекрасный день
И не изнуряй себя.
Видишь, никто не взял с собой своего достояния.
Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.
Все проходит, все подвластно смерти, от нее не спасут ни пирамиды, ни гробницы. А потому живи сегодняшним днем, пользуйся всеми радостями жизни и не думай о том, что рано или поздно всему придет конец...
Великолепно сохранившиеся фрески позволяют нам судить и о наиболее популярных музыкальных инструментах Древнего Египта. Самое почетное место среди них занимает арфа. Первые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к эпохе Древнего царства, когда арфа по форме больше напоминала простой лук. Позднее, в эпоху Рамсеса III, арфу покрывали тонкой резьбой, золотом и черепаховой костью. Подножие инструмента украшалось символическими фигурами сфинксов, зверей, головами богов и богинь. Широко были распространены также флейты, систры (шумовые инструменты) и барабаны различных типов. В их сопровождении исполнялись гимны, песни, стихи и танцы.
Вопросы и задания
1. Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры? Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов?
2. Что вам известно о рельефных и живописных композициях египетских художников? В чем проявилось их особенное мастерство? Каковы главные сюжеты рельефов и фресковых росписей? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?
3. Сравните штандарт из Ура с известными вам древнеегипетскими рельефами. Что между ними общего и в чем различие? Что сближает, а что разъединяет эти культуры?
4. 4*. Какую роль в жизни египетского общества играли театр, музыка и поэзия? Назовите наиболее популярные в Древнем Египте музыкальные инструменты. Для ответа используйте живописные и поэтические свидетельства той эпохи.
5. . Н. В. Гоголь отмечал, что «египетская архитектура... массивна, но стройность и простота... с нею неразлучны, главный же ее характер — колоссальность». Разделяете ли вы эту точку зрения? Аргументируйте свой ответ.
6. В чем проявилась связь архитектуры Древнего Египта с религиозномифологическими представлениями египтян? Какие ее элементы вошли в историю мировой архитектуры? Приходилось ли вам встречать египетские мотивы в архитектуре более поздних эпох?
7. Расскажите об истории создания и характерных особенностях одного из семи чудес света — египетских пирамидах в Гизе. Как вы думаете, почему поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» не утратила своего значения и в наши дни?
8. Что вам известно о храмовых сооружениях Среднего и Нового царств? Каковы главные художественные достижения архитектурных комплексов в Карнаке и Луксоре?
9. Чем обусловлено строительство скальных храмов и гробниц в Древнем Египте? Каковы характерные особенности скального храма царицы Хатшепсут?
Творческая мастерская
1. Внимательно рассмотрите скульптурный портрет писца Каи и прочтите «Прославление писцов» в переводе А. А. Ахматовой. Какой образ творческого человека складывается в вашем воображении? Насколько он соответствует литературному источнику? Какая связь существует между ними? Какими качествами его дополняет скульптурный портрет?
2. Опишите скульптурный портрет Нефертити. Как вы думаете, насколько справедливо утверждение о том, что спустя тысячелетия она остается олицетворением женской красоты, одухотворенности и изящества?
3. Сравните некоторые изображения египетских фараонов. Как вы думаете, что в первую очередь хотели передать создавшие их мастера? Попробуйте самостоятельно создать портрет фараона, следуя традициям египетского канона.
4. Каково влияние религиозных представлений египтян на искусство Древнего Египта?
5. Расскажите об истории создания и важнейших экспонатах некоторых коллекций египетского искусства в крупнейших музеях мира: Лувр (Париж), Британский музей (Лондон), Метрополитен (Нью-Йорк), Эрмитаж (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), художественные музеи Каира, Берлина и др.
6. Посмотрите художественные фильмы («Фараон», 1966; «Клеопатра», 1963) или театральные спектакли («Цезарь и Клеопатра»). Как в них переданы характерные черты художественной культуры эпохи Древнего Египта? Напишите рецензию на один из просмотренных фильмов или театральных спектаклей.
7. . Разработайте маршрут путешествия по долине Гизе. Попробуйте нарисовать одну из египетских пирамид средствами компьютерной графики.
8. Подготовьте экскурсию в Долину царей или составьте текст ведущего телепередачи, посвященной архитектурным памятникам Луксора и Карнака. Какие объекты вы отберете для демонстрации? Почему
cyberpedia.su
Тема 3. Музыкальный мир Древнего Египта
Хоры и ансамбли музыкантов при дворе египетского фараона, создававшиеся для музыкального оформления торжественных шествий, праздников, пиршеств и других событиях придворной жизни. Важная роль музыки в развлечениях древних египтян. Музыка при дворе фараона. Профессия музыканта в Древнем Египте.
Молитвенные песнопения, исполняемые египетскими жрецами и жрицами, как часть священных обрядов. Хвалебные гимны в честь богов.
Тема 4. Круиз по Нилу
Мифологические представления египтян о Ниле. «Гимн Хапи» («Восхваление Нила»).
Звуки и краски природы как неисчерпаемый источник египетского искусства. Музыка и звуки природы: переливы волн и звучание арфы, дуновения ветра и «голос» флейты, гром и звуки барабана. Древние египетские музыкальные инструменты: арфы разной конструкции, флейта (саламийя), большой барабан (табл балади), бубен (рикк), тарелочки (кусат) и другие.
В деревне Фараонов.
Деревня Фараонов – комплекс, расположенный на нильских островах в районе Гиза, созданный для того, чтобы показать, как жили люди в Древнем Египте. Демонстрация специально нанятыми людьми земледельческих работ, изготовления папирусных свитков, процесса создания гончарных изделий и др. Старинная одежда, жилище и быт древних египтян.
Песни, звучавшие на нильских берегах во время оросительных работ. Песни рыбаков, собирателей папируса и т.д. Народный праздник – песни, танцы и игра на музыкальных инструментах.
Прием на загородной вилле придворного фараона.
Архитектура и убранство жилища знатного египтянина. Одежда, макияж, украшения и развлечения придворных фараона.
Тема 5. Луксор и Карнак
Храмы, построенные на восточном берегу Нила в честь бога солнца Амона–Ра.
Архитектура Луксорского храмового комплекса.
Аллея каменных сфинксов, ведущая из Луксорского храма к Карнакскому. Сфинксы с телом льва и головой барана – священного животного бога Амона–Ра.
Архитектура карнакского храма, его колонны и статуи. Гипостильный, то есть многоколонный зал. Типы колонн (в виде лотоса, связок папируса, пальм).
Карнакский храм - каменный архив древнеегипетской истории. Надписи на его стенах, изображения ритуалов и праздничных торжеств. Рельефы, на которых запечатлены военные походы и подвиги фараонов. Растительные узоры на стенах храма. Роспись потолков, напоминавшая небо над Нилом темной звездной ночью. Величественное изваяние бога Амона-Ра в святилище храма.
Обелиск - вертикально стоящий четырехгранный каменный блок – неотъемлемая часть храмового комплекса.
Поклонение жрецов богам, молитвенные песнопения и хвалебные гимны в честь богов. Праздники и мистерии в честь богов. Ежегодный праздник в честь Амона-Ра. Роль музыки и танцев в древнеегипетских мистериях. Песни-гимны, песни-плачи и песни-танцы, сочетавшиеся с драматическим действием и шествиями. Мистерии как древнейший исток театрального искусства.
Тема 6. Абу – Симбел
Архитектура заупокойного храма Рамзеса II в Абу-Симбеле. Гигантские статуи фараона у входа в храм. Статуи фараонов в помещении храма. Загадка храма Рамзеса II.
Литература
Бродский Б. Жизнь в веках. Занимательное искусствоведение. М., 1990
Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1989.
Домашнев А.Д., Дроздова Т.Н. Из глубины веков. М., 1985.
Древние цивилизации /Под общей ред. Г.М. Бонгпрд – Левина. М.,1989.
Замаровский В. Их величества пирамиды. М.,1981.
Керам К. Книга пирамид //Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. М.,1960.
Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М.,1976
Косидовский З. Когда солнце было богом. М.,1991
Кристиан Ж. Египет Великих фараонов. М.,1992
Культура древнего Египта / Под ред. И.С. Кацнельсона
Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. М., 1971.Египет.
Ливрага Х. А. Фивы. М., 1997.
Матье М. Во времена Нефертити. Л., 1985.
Матье М. Искусство Древнего Египта. М.-Л., 1961.
Морли Ж. Как бы ты жил в Древнем Египте? М., 1995.
Мифологический словарь.М.,1992
Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего востока. М.,1994.
Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. С.-Петербург, 1997.
Рубинштейн Р.И. Египетская мифология // Мифы народов мира. М.,1987.Т.1.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.,1986.
Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1.Религии мира. М.,1996.
Энциклопедия для детей. Т. 7, ч.1. Искусство. М., 1997
studfiles.net
Какую роль в жизни египетского общества играли театр,...
Художественную культуру Древнего Египта невозможно представить без достижений в других областях творчества - музыке, театре, поэзии. Египет был первой страной, где особенным почетом и уважением пользовались профессиональные музыканты. Без их участия не обходилось ни одно театральное действо, так называемые мистерии, в честь наиболее почитаемых богов. Особенно пышное музыкальное сопровождение сопутствовало культу бога Осириса , покровителя и судьи мертвых, который олицетворял умирающую и воскресающую природу. Его жизнь, смерть и воскрешение определяли основное содержание театральных действ. Главные роли обычно исполняли жрецы, но иногда и сам фараон принимал в них участие. Кстати, обучение музыке входило в программу обязательного школьного образования в Древнем Египте. Время не сохранило древних образцов египетской музыки, и, возможно, мы ничего не узнали бы о характере её звучания, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны. На барельефах и росписях запечатлены группы танцоров и музыкантов : артистов, флейтистов, певцов, обЪединенных в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения музыкантов позволили исследователям высказать мнение об использовании хейрономии, то есть специальной жестикуляции руками для выражения ритма и мелодии. О чем же рассказывала музыка? Вероятно, это были гимны богам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах. Великолепно сохранившиеся фрески позволяют нам судить и о наиболее популярных музыкальных инструментах Древнего Египта. Самое почетное место среди них занимает арфа. Первые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к эпохе Древнего царства, когда арфа по форме больше напоминала простой лук. Позднее, в эпоху Рамсеса ΙΙΙ ,арфу покрывали тонкой резьбой, золотом и черепаховой костью. Подножие инструмента украшалось символическими фигурами сфинксов, зверей, головами богов и богинь. Широко были распространены также флейты, систры (шумовые инструменты ) и барабаны различных типов. В их сопровождении исполнялись гимны, песни, стихи и танцы.