Древняя литература план 6 класс. Календарный план по литературе 6 класс для школ ДНР по учебнику В. Я. Коровина
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тематический план по литературе. 6 класс. Древняя литература план 6 класс


Тематический план. Литература 6 класс.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 __ КЛАССЕ

Название темы, раздела (кол-во часов, отводимых на изучение)

№ урока

№ урока (данный по теме)

Содержание (тема урока)

Дата проведе-ния урока

Тип урока

Вводимые понятия

Оборудование

Домашнее задание

Примечания

Введение - 1

Учебник, тетрадь

1

1

Писатели-создатели, хранители и любители книги. В дорогу зовущие

Изучение нового материала

Стр.5

УНТ - 4

2

1

УНТ. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Изучение нового материала

Обрядовый фольклор, малые жанры фольклора

Стр.10-11

3

2

УНТ. Пословицы и поговорки

Изучение нового материала

Стр.14-15

4

3

Развитие речи №1. Письменный ответ на вопрос «В чем красота и мудрость русского фольклора?»

Обобщение и систематизация изученного

Письменный ответ на вопрос

5

4

Урок милосердия. Миф «Пять веков»

Изучение нового материала

Миф и мифология

Сборник «Вокруг тебя-мир» - 6 кл.

Стр.6

Древнерусская литература - 3

6

1

Древнерусская литература

Изучение нового материала

Летопись

Стр.21-22

7

2

Русские летописи. Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел

Изучение нового материала

Стр.24

8

3

Урок милосердия. «Месть Ольги» (фрагмент из «Повести временных лет» )

Изучение нового материала

Сборник «Вокруг тебя-мир» - 6 кл.

Д/зад в сборнике

Стр.59

Из литературы 18 века века - 3

9

1

Русская басня. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства.

Изучение нового материала

Мораль в басен, аллегория, иносказание

Стр.30-34

10

2

И.А.Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего искусства.

Изучение нового материала

Стр.36-37

11

3

И.А.Крылов. «Листы и корни». Роль власти в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна

Изучение нового материала

Стр.43-44, наизусть басню, иллюстрации к басням

Из литературы 19 века века - 46

12

1

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Лицейская лирика. «И.И.Пущину»

Изучение нового материала

Стр.52, 54 , наизусть «Узник»

13

2

А.С.Пушкин. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

Изучение нового материала

Эпитет, метафора, стихотв. послание

Стр.54-55

14

3

«Зимнее утро». Тема и идея стих-я. Роль композиции в понимании смысла стих-я.

Изучение нового материала

Стр.57

15

4

Развитие речи №2. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха

Развитие речи

Стр.58-59

16

5

Развитие речи №3. Обучение анализу стихотворения

Развитие речи

17

6

А.С.Пушкин. История романа «Дубровский»

Изучение нового материала

Стр.64, чит. 1 главу

18

7

А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова

Изучение нового материала

Чит.2-3 главы

19

8

Суд и его последствия

Изучение нового материала

Чит.4-5 главы

20

9

Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом

Изучение нового материала

Чит.6-7 главы

21

10

Пожар в Кистеневке

Изучение нового материала

Чит.8-10 главы

22

11

Учитель

Изучение нового мат.

Чит.11-16 главы

23

12

Маша Троекурова и В. Дубровский

Изучение нового материала

Чит. роман до конца

24

13

Развязка романа. Авторское отношение к героям. Композиция худ. произведения, роман, сюжет

Обобщение и систематизация изученного

Стр.149-150

25

14

Развитие речи №4. Подготовка к дом. сочинению №1 по роману «Дубровский»

Развитие речи

Написать сочинение, чит. «Выстрел»

26

15

Внекл. чтение№1. А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Выстрел». Три выстрела и три рассказа о них

Изучение нового материала

Чит. «Барышня-крестьянка»

27

16

Внекл. чтение№2. А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои. Роль антитезы в композиции повести. «Лицо и маска» героев. Роль случая в композиции произведения

Изучение нового материала

Стр.153-157

28

1

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стих-я. Особенности поэтических интонаций

Изучение нового материала

Стр.159

29

2

«Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Поэтическая интонация. Двусложные и трехсложные размеры стиха

Изучение нового материала

Стр.162

30

3

Антитеза как основной прием в стих-ях «Листок», «Утес». Особенности выражения темы одиночества

Изучение нового материала

Антитеза, размеры стиха, поэтическая интонация

Наизусть стих. (на выбор)

31

4

Развитие речи №5. Анализ стихотворения

Развитие речи

Подг. выразит чтение стих-й

32

5

Внекл. чтение№3. Урок-концерт. Любимые стих-я А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Комбинированный

Подг. к уроку вн. чт.

33

1

Внекл. чтение№4. Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики»

Изучение нового материала

34

2

Внекл. чтение№5. Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики». Практикум

Изучение нового материала

Стр.167-169

35

1

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Знакомство с героями

Изучение нового материала

Дочитать рассказ, подг. хар-ки героев

36

2

Крестьянские дети на страницах рассказа. Портреты героев как средство изображения их характеров

Изучение нового материала

Анализ эпизодов

37

3

Крестьянские дети на страницах рассказа. Портреты героев как средство изображения их характеров

Изучение нового материала

Анализ картин природы

38

4

Роль картин природы в рассказе.

И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Юмор автора

Изучение нового материала

Биогр. Ф.И.Тютчева

39

1

Урок милосердия. Человек и природа. Е.И.Носов. «Тридцать зерен»

Изучение нового материала

Сборник «Вокруг тебя-мир» - 6 кл.

Стр.90

40

1

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева.

Изучение нового материала

Антитеза

Наизусть «Неохотно и несмело...»

41

2

Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева.

Обобщение и систематизация изученного

Стр. 204-206

42

3

Развитие речи №6. Обучение анализу стихотворения

Развитие речи

Произвести анализ стих-я

43

1

А.А.Фет. Слово о поэте. Природа в лирике А.А.Фета как воплощение прекрасного

Изучение нового материала

Пейзажная лирика

Наизусть «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

44

2

А.А.Фет. Переплетение в лирике тем природы и любви. Природа как мир истины и красоты

Обобщение и систематизация изученного

Биография Н.А.Некрасова

45

1

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога»

Изучение нового материала

Стр.224-225

46

2

Своеобразие композиции стих-я «Железная дорога»

Изучение нового материала

Наизусть отрывок

47

3

Вн. чт. № 6. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка»

Изучение нового материала

Стр.245-247

48

4

Развитие речи № 7. Трехсложные размеры стиха. Анализ стих-я

Изучение нового материала

Стихотворные размеры, диалог, строфа

Выполнить анализ отрывка из стихотв.

49

1

Н.С.Лесков. «Левша». Понятие о сказе

Изучение нового материала

Сказ, ирония

Читать сказ до 10 гл.

50

2

Н.С.Лесков. «Левша». «Ужасный секрет» тульских мастеров

Изучение нового материала

Чит. до конца

51

3

Судьба Левши

Обобщение и систематизация изуч.

Подг. хар-ку Левши

52

4

Развитие речи № 8. Составление плана-характеристики Левши

Изучение нового материала

Стр.296-300

53

1

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе

Изучение нового материала

Чит. рассказы А.П.Чехова

54

2

Вн. чт. № 7. А.П.Чехов. Рассказы «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др.

Изучение нового материала

Написать отзыв о прочит. рассказе

55

3

Развитие речи №9. Устный пересказ рассказа А.П.Чехова с передачей юмора

Развитие речи

Юмор

56

1

Родная природа в стих-ях русских поэтов 19 века. Я.П.Полонский. Е.А.Баратынский. А.К.Толстой

Изучение нового материала

Лирика

Наизусть стих-е (на выбор)

57

2

Родная природа в стих-ях русских поэтов 19 века

Изучение нового материала

2 часть, стр. 3-6

Из литературы 20 века – 27

multiurok.ru

Тематический план по литературе. 6 класс

Тематический план по литературе. 6 класс

Дата

Наименование раздела программы. Тема урока

К-во час.

Основные виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

1.

03.09.

Литература как художественное отражение жизни

1

Работа с книгой, выделение главного в учебной статье, составление плана к ней

Знать: литература как особая форма познания действительности, уметь выделять главное в прочитанном

Устное народное творчество( 2ч+1 р.р)

2.

07.09.

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

1

Составление плана к статье учебника, ответы на вопросы

Знать жанры обрядового фольклора, уметь характеризовать их содержание и поэтику

3.

10.09.

Пословицы и поговорки – малые жанры устного народного творчества

1

Работа над статьёй учебника, ответы на вопросы

Знать понятие пословицы и поговорки, уметь отличать пословицу от поговорки

4.

14.09.

Развитие речи. Составление рассказов по пословицам

1

Составление плана к рассказу, составление рассказов по пословицам

Знать смысл пословиц, уметь применять пословицы в своей речи

Древнерусская литература (1ч.)

5.

17.09.

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе»

1

Комментированное чтение, беседа по прочитанному, составление словарика трудных слов

Знать стилевые особенности летописи, уметь характеризовать содержание и проблематику «Повести…»

Из литературы ХVIII века (3ч)

6.

21.09.

Русская басня. Общечеловеческие пороки в баснях И.И. Дмитриева

1

Выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы, создание иллюстраций к басням

Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль басен, определять идейно-смысловую нагрузку в баснях

7.

24.09

И.А. Крылов-баснописец. Анализ басен «Листы и корни», «Ларчик»

1

8.

28.09.

Мастерство Крылова-рассказчика в басне «Осёл и соловей»

1

Из литературы ХIХ века ( 25+4р.р)

9.

01.10.

А.С. Пушкин. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

1

Выразительное чтение наизусть, составление устного портрета лирического героя, определение размеров стиха, сочинение – миниатюра «Дружба в моей жизни»

Знать основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина, основные мотивы лирики поэта, понятие темы и поэтической идеи стихотворения, уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи, характеризовать композицию

10.

05.10

Стихотворение «И.И. Пущину». Жанр стихотворного послания

1

11.

08.10.

Мотивы единства красоты человека и природы в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога»

1

12.

12.10.

А.С. Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства

1

Составление плана к прочитанному, подробный пересказ отдельных эпизодов

Знать содержание романа, историю его создания, понятия «сюжет» и «композиция».

Уметь анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, составлять план событий, говорить о композиции романа, проводить сопоставительный анализ образов

13.

15.10.

Протест Дубровского против несправедливых порядков, произвола, деспотизма

1

Анализ эпизодов, выборочный пересказ прочитанного

14.

19.10

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

1

Выразительное чтение по ролям, подробный пересказ понравившегося эпизода

15.

22.10.

Развитие речи. Подробное изложение « Поединок Дефоржа с медведем»

1

Подробный пересказ эпизода из романа

16.

26.10.

Внеклассное чтение. «Повести Белкина». Анализ повести «Выстрел»

1

Анализ повести, характеристика героев, составление плана к образу главного героя

Знать художественные особенности повестей, их идейное содержание, уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов

17.

29.10

Тестирование по творчеству А.С. Пушкина

1

Ответы на вопросы и выполнение заданий

Уметь отвечать на поставленные вопросы

18.

09.11.

М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Тучи»

1

Анализ поэтического текста, работа над выразительным чтением, комментированное чтение, характеристика лирического героя стихотворения

Знать биографические факты из жизни и творчества поэта, содержание и тему изучаемых стихотворений, уметь анализировать поэтический текст и делать выводы, характеризовать стилистические средства

19.

12.11.

М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в стихотворениях «Листок», «Утёс», «На севере диком»

1

20.

16.11.

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с окружающим миром

1

21.

19.11.

И.С. Тургенев . Страницы биографии. Цикл рассказов «Записки охотника»

1

Работа со статьёй учебника, составление цитатного плана рассказа, выразительное чтение диалогов по лицам, пересказ отдельных эпизодов рассказа, анализ поведения героев

Знать этапы жизни Тургенева, владеть понятием «сюжет», понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать

22.

23.11.

Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

23.

26.11

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Портреты героев, их духовный мир

1

24.

30.11

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Размышления поэта о жизни, законах природы

1

Работа над выразительным чтением, комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования, анализировать поэтический текст

Знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов

25.

03.12.

Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Листья». Обучение анализу стихотворения

1

26.

07.12.

А.А. Фет. Поэтическое изображение природы в стихотворениях поэта

1

Анализировать поэтический текст, комментированное чтение стихов с элементами исследования

Знать о роли пейзажа как средстве создания настроения, уметь выделять изобразительные средства

27.

10.12.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений Тютчева и Фета

1

Выразительное чтение поэтического текста,

Уметь выразительно читать стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства

28.

14.12.

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Краски и звуки в лирике Тютчева и Фета»

1

Подбор рабочего материала к сочинению

Уметь отбирать из поэтического текста слова и выражения для раскрытия темы сочинения

29.

17.12.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Железная дорога»

1

Выразительное чтение стихотворения, анализ поэтического текста, работа над особенностями языка и стиля, комментированное чтение

Знать факты жизни и творчества Некрасова, содержание стихотворения, своеобразие композиции, уметь определять трёхсложные размеры стиха

30.

21.12.

Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Роль пейзажа, своеобразие композиции

1

31.

24.12

Н.А. Некрасов. Декабристская тема в поэме «Дедушка»

1

Чтение и анализ отрывка поэмы, ответы на вопросы

Знать историю создания поэмы, её основное содержание, уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства

32.

28.12

Тестовая работа по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова.

1

Тестовая работа

Уметь осуществлять поиск необходимой информации

33.

11.01

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе

Чтение и анализ сказа, составление цитатного плана произведения,

работа над языком произведения, ответы на вопросы

Знать, что такое сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения, уметь выполнять художественный пересказ эпизодов, анализировать содержание сказа, авторские языковые средства

34.

14.01

Изображение царских чиновников и талантливого русского человека из народа

1

35.

18.01

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос: «Какими чертами русского народа гордится Н.С. Лесков?»

1

Письменный ответ на вопрос

36.

21.01

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе

1

Работа с учебником, анализ содержания рассказа, комментированное чтение, ответы на вопросы

Знать сведения из биографии А.П. Чехова, жанр юмористического рассказа, уметь анализировать содержание рассказа, характеризовать композицию и стиль, находить приёмы изображения комического

37.

25.01

Комическое в рассказах А.П. Чехова. Речь героев как источник юмора

1

Работать над понятиями: анекдот, юмор, сатира

38.

28.01

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

1

Анализ поэтического текста, выразительное чтение, нахождение изобразительно –выразительных средств в стихотворениях, подготовка иллюстраций

Знать поэтов ХIХ века, понятия: «лирический герой», «художественный образ», уметь анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности в поэтическом тексте

Из литературы ХХ века (17ч+3р.р)

39.

01.02

А.С. Грин «Алые паруса» Романтические мечты и душевная чистота главных героев

1

Анализ содержания рассказа, пересказ эпизодов повести, словесное рисование, составление цитатного плана

Знать содержание повести, уметь выделять и формулировать тему и идею произведения, владеть различными видами пересказа

40.

04.02

А. Платонов. Сила любви в рассказе «Корова»

1

Анализ эпизодов рассказа, комментированное чтение, ответы на вопросы

Знать содержание рассказа, своеобразие его языка, уметь анализировать эпизоды, характеризовать героя

41.

08.02

А. Платонов. Смысл сказки – были «Неизвестный цветок»

1

Анализировать содержание рассказа

Знать содержание сказки, уметь выделять главное в прочитанном

42.

11.02

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца».

1

Сопоставлять героев, эпизоды, события

Находить художественные средства изображения героев произведения, комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному

З н а т ь виды сказок, основную мысль произведения, особенности композиции, уметь характеризовать художественные особенности сказки, определять главную идею, выражать отношение к прочитанному

43.

15.02

Человек в окружающем мире, «что есть правда»

1

44.

18.02

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Идейно – художественные особенности сказки - были

1

45.

20.02

Развитие речи. Сочинение «Человек и природа в сказке - были «Кладовая солнца»

1

Сочинение

Уметь показать героев рассказа в единстве с окружающим миром

46.

25.02

Внеклассное чтение. А.Лиханов. «Последние холода». Герои рассказа

1

Чтение и анализ содержания рассказа, характеристика героев рассказа, ответы на вопросы, пересказ понравившихся эпизодов

Знать содержание рассказа, его композицию, уметь определять главную мысль произведения, выражать отношение к прочитанному

47.

29.02

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни

1

Комментированное и выразительное чтение, анализ содержания рассказа, характеристика героев рассказа, составление плана к образам, подробный пересказ понравившихся эпизодов, отвечать на вопросы

Знать факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра, понятие художественной детали, уметь проводить анализ отдельных эпизодов, давать нравственную оценку поступкам героев

48.

03.03

Нравственные проблемы рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

49.

10.03

Внеклассное чтение. В.П.Астафьев. «Белогрудка». Анализ рассказа

1

Комментированное чтение, анализ содержания рассказа, беседа по вопросам

Знать содержание рассказа, его основную мысль, уметь характеризовать героев

50.

14.03

В.Г. Распутин «Уроки французского». Трудности военного времени в рассказе

1

Беседа по прочитанному, подробный пересказ отдельных эпизодов рассказа, составление плана к образу литературного героя, характеристика героев повествования, оценка поступков героев

Знать факты биографии писателя; смысл названия рассказа; приемы характеристики героя; понятие «посвящение», «предисловие»; прием антитезы; композицию рассказа. Уметь охарактеризовать героя; составлять портрет литературного героя

51.

17.03

Смысл названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

1

52.

28.03

Развитие речи. Рассказ о литературном герое(по рассказам В. Астафьева, В. Распутина, А. Лиханова)

1

Рассказ о литературном герое, составление плана к образу литературного героя, пересказ прочитанного

Уметь охарактеризовать главного героя, выражать своё отношение к прочитанному

53.

31.03

С. Есенин, А. Блок. Тема родины и родной природы в их творчестве

1

Анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный текст

Работать над языком стихотворений

Знать сведения о жизни и творчестве С. Есенина и А. Блока; темы лирики поэтов; понятие «аллитерации»

У м е т ь находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять лингвистический анализ текста

54.

04.04

А. Ахматова, Н. Рубцов. Постижение красоты

1

Анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный текст

Работать над языком стихотворений

Уметь анализировать поэтический текст, находить в нём изобразительно-выразительные средства

55.

07.04

Развитие речи. Сочинение «Мой любимый уголок природы»

1

Сочинение-описание

Уметь образно описывать любимые уголки природы

56.

11.04

В.М. Шукшин. Соединение грустного и смешного в рассказе «Срезал»

1

Чтение с комментариями учителя; беседа по содержанию

Знать содержание рассказа, уметь определять основную мысль произведения

57.

14.04

К. Кулиев и Г. Тукай. Тема Родины и народа.

1

Анализ поэтического текста, выразительно читать стихотворения,

Знать сведения о жизни творчестве Г. Тукая и К. Кулиева, поэтический мир поэтов; уметь выполнять лингвистический анализ текста лирического произведения, выразительно читать стихотворный текст

58.

18.04

Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

1

Анализировать содержание рассказа, комментированное чтение рассказа, чтение произведения по ролям, беседа по вопросам по содержанию рассказа, наблюдение за художественными особенностями рассказа

Знать факты биографии писателя, содержание рассказа, роль юмора в повествовании, уметь постичь нравственные проблемы, затронутые в рассказе, характеризовать художественные особенности рассказа

Из зарубежной литературы(9 ч.)

59.

21.04

Мифы Древней Греции. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1

Подробно пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию мифов, находить отличительные особенности мифов

Знать понятие мифа; понятие “герой” в древнегреческой мифологии; содержание некоторых мифов, отличительные особенности мифа и сказки, уметь выполнять художественный пересказ

60.

25.04

Сочетание реальности и фантастики в «Легенде об Арионе»

1

Работа с учебником, комментированное чтение легенды, выразительное чтение отрывка из поэмы, составить план текста эпизода, ответы на вопросы

Знать понятие легенды, содержание произведения, владеть навыками пересказа, уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки

61.

28.04

Из древнего эпоса. Гомер и его поэмы «Илиада», «Одиссея»

1

Анализ содержания поэмы, подробный и сжатый пересказ отдельных эпизодов, выразительное чтение отрывков из поэмы

Знать содержание поэмы, уметь проводить сравнительный анализ образов, характеризовать художественные особенности поэмы

62.

05.05

Ф. Шиллер. Идеи чести и человеческого достоинства в балладе «Перчатка»

1

Составление плана к литературному образу, комментированное чтение, беседа по вопросам по прочитанному

Знать содержание баллады, жанр баллады, владеть навыками анализа текста, уметь проводить сравнительный анализ с балладами других авторов

63.

12.05

Тема и идея новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе». Образ главного героя

1

Характеристика главного героя, составление плана к образу, комментированное чтение, ответы на вопросы по содержанию произведения, анализ текста новеллы

Знать содержание произведения. Владеть навыками анализа текста, биографические сведения о писателе, определение жанра “новелла”, уметь проводить сравнительный анализ жанров “новелла” и “рассказ»

64.

65.

16.05

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Характеры героев.

2

Выразительное чтение по ролям, составление словесного портрета героев, ответы на вопросы по прочитанному

Знать содержание произведения, уметь составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев

19.05

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Юмор в произведении.

66.

23.05

А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча

3

Давать нравственную оценку поступкам героев, беседа по вопросам, составление плана к образу главного героя,

Знать основные факты биографии писателя; содержание сказки.

Уметь воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр сказки

67.

26.05

А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Идейное содержание сказки

68.

27.05

А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Идейное содержание сказки

multiurok.ru

Календарный план по литературе 6 класс для школ ДНР по учебнику В. Я. Коровина

­

Программа основного общего образования МОН ДНР

для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке в 5-9 классах

Донецкий институт последипломного педагогического образования

Литература 6-й класс

(70 часов; из них ТКР – 4ч, РР – 4ч, УВЧ – 2ч, ЛРК – 2ч)

I семестр – 32 часа (2 часа в неделю)

II семестр – 38 часов (2 часа в неделю)

Учебник: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин ЛИТЕРАТУРА 6 класс

Москва «Просвещение» 2016

п/п

Тема урока

Дата

проведения

Примечания

План

Факт

1-я четверть

1

Введение (1ч).

Писатели — создатели, хранители и любители книги. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Развитие понятия о художественной литературе..

2

Устное народное творчество (1ч).

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

ТЛ Обрядовый фольклор (начальные представления).

Колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни (по выбору учащихся наизусть).

3

Пословицы и поговорки как отображение народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии Теория литературы. Пословицы и поговорки (развитие представления).

4

Из древнерусской литературы (1ч).

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

ТЛ Летопись (развитие представлений). Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

5

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА

Русские басни. Жанр басни. История русской басни.

Иван Иванович ДМИТРИЕВ (1760 — 1837)

Краткий рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

6

Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844)

«Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик».

Краткие сведения об авторе. Мастерство И..А..Крылова-баснописца

Басня по выбору учителя

7

Роль смеха в обличении человеческих пороков. Особенности использования аллегории, афористичность языка басен.

Теория литературы. Понятие об аллегории. Развитие понятия о басне.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

8

Александр Сергеевич ПУШКИН (8ч). Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

ТЛ Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме.

«Узник» (наизусть)

9

. «Зимнее утро». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

10

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

ТЛ Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное

«Зимнее утро»,

«И.И. Пущину» (наизусть)

11

Повесть «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров.

ТЛ Понятие о повести.

12

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости

13

Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

14

Романтическая история любви Владимира и Маши..

15

Авторское отношение к героям. ТЛ Понятие о композиции художественного произведения. Понятие о сюжете.

16

Контрольное сочинение. Герои Пушкина в борьбе за честь и независимость личности

17

Внеклассное чтение. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

2-я четверть

18

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (2ч). Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

Мотивы бури и покоя, мечты о свободе в стихотворении «Парус». Символические образы произведения.

Мотивы ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле в стихотворении «Три пальмы». Трагический финал произведения

«Парус» (наизусть)

19

Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. ТЛ Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре. Антитеза. Двусложные и трехсложные размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

«Тучи» (наизусть)

20

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (2ч). Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.

21

Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность

22

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

ТЛ Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении

23

Контрольное сочинение

24

Федор Иванович ТЮТЧЕВ (1ч). Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» – символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Одно стихотворение Ф.И. Тютчева (наизусть)

25

Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1ч). Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

ТЛ Пейзажная лирика (развитие понятия).

Одно стихотворение А.А. Фета (наизусть)

26

Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821 - 1877)

Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа.

Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия).Трехсложные размеры стиха. Диалог. Строфа (начальные представления). Понятие о сравнении. Развитие понятия об эпитете.

«Железная дорога».

Отрывок наизусть

27

Николай Семенович ЛЕСКОВ 3ч). Выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народного слова.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.

28

Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками

29

Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

ТЛ Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Начальное понятие о языке художественного произведения.

30

Развитие речи Письменный отзыв о прочитанном литературном произведении (личное отношение к героям и событиям произведения).

31

Антон Павлович ЧЕХОВ (1ч). Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

ТЛ Юмор (развитие понятия).

32

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА

Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется...». Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...». А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления)

Одно стихотворение наизусть (по выбору учащихся)

33

Литература родного края. Писатели Донбасса о родной природе

3-я четверть

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА

34

Александр Иванович КУПРИН (1870 — 1938)

Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор». Смысл подзаголовка рассказа. Признаки рождественского или святочного рассказа.

35

Художественный мир и герои произведения. Приемы воздействия на читателя в рассказе.

Теория литературы. Рассказ. Святочный (рождественский) рассказ

36

Александр Степанович ГРИН (1880 — 1932)

Краткие сведения об авторе.

«Алые паруса». Романтическое мироощущение, тонкий психологизм произведения Александра Грина

37

Любовь, доброта, человечность в повести «Алые паруса».

38

Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа.

39

Язык, стиль, символика названия произведения.

Теория литературы. Понятие о символе. Развитие понятия о повести (повесть-сказка).

40

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (1899 — 1951)

Сведения о писателе. «Неизвестный цветок». Труд души девочки и труд цветка, борющегося за жизнь

41

. Единение добра, красоты и труда в сказке.

Теория литературы. Сказка - быль.

42

Произведения о Великой Отечественной войне (1ч).

К. СИМОНОВ. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Д. САМОЙЛОВ. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Одно стихотворение (по выбору учащихся наизусть).

43

Виктор Петрович АСТАФЬЕВ (1ч). Краткие сведения о писателе.

Рассказ «Конь с розовой гривой». Утверждение в рассказе незыблемых нравственных устоев и доброты

.

44

Характеристика главных героев произведения. Мотивы поступков взрослых и детей в рассказе. Внутренние переживания и жизненные уроки главного героя. Смысл названия рассказа.

45

Валентин Григорьевич РАСПУТИН (3ч). Сведения о писателе.

Рассказ «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей военного времени.

ТЛ Рассказ, сюжет (обогащение знаний).

46

Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства

47

Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика.

48

Развитие речи

49

Василий ШУКШИН (1ч). Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

50

Фазиль ИСКАНДЕР (1ч). Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

51

Контрольная тестовая работа

52

Родная природа в русской поэзии XX века (1ч).

А. БЛОК. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...».

С. ЕСЕНИН. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

А. АХМАТОВА. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Одно стихотворение (по выбору учащихся наизусть).

53

Николай РУБЦОВ (1ч). Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Одно стихотворение (по выбору учащихся наизусть).

4-я четверть

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

54

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Легенды и мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки. Поэтизация могущества и мужества в подвигах Геракла

55

Геродот «Легенда об Арионе»

Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира. Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

56

ГОМЕР (VIII – VII ст. до н.е.) «Илиада», «Одиссея» (отрывки).

Краткие сведения о Гомере и его поэмах.

«Илиада». Общее представление о сюжете поэмы. Эпическое изображение событий Троянской войны

57

Воплощение в образе Ахилла античного идеала воина-героя. Поэтика "Илиады" Теория литературы. Понятие об эпической поэме. Развитие понятий о героическом эпосе, постоянных эпитетах..

58

Одиссея». Общее представление о сюжете поэмы. Тема «Одиссеи» – возвращение героя в родную Итаку

59

Воспевание в образе Одиссея таких черт характера, как верность родине и семье, мудрость, изобретательность, трудолюбие, практичность. Поэтика "Одиссеи".

60

Мигель де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА

(1547 – 1616)

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (отдельные главы по выбору учителя)

Основные сведения о жизни писателя.

«Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы.

61

Нравственно-философская и социальная проблематика романа. Выбор жизненного идеала. Конфликт иллюзии и действительности. Самоотверженность главного героя

62

Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы. Дон Кихот как «вечный» образ. Глубина и современность произведения. «Донкихотство» как социальное явление.

Теория литературы. Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах». Развитие понятий о романе, юморе.

63

Развитие речи

64

Иоганн Кристоф Фридрих фон ШИЛЛЕР (1759-1805)

«Перчатка» (в переводе В.А.Жуковского и М.Ю.Лермонтова)

Краткие сведения о поэте.

Противопоставление благородства и достоинства рыцаря Делоржа коварству и бездушию придворной дамы.

Динамичность сюжета, простота, драматизм повествования.

Теория литературы. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе.

65

Проспер МЕРИМЕ (1803 - 1870)

Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

66

Контрольная тестовая работа

67

Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (1900 – 1944)

Основные сведения о жизни и творчестве французского писателя.

«Маленький принц».Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми.

68

Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви.

69

.Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца.

Теория литературы. Понятия о сказке-притче, подтексте. Развитие понятия о символе.

70

Внеклассное чтение

Для заучивания наизусть

Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни (по выбору учащихся).

Крылов И.А. Одна басня (по выбору учителя)

Пушкин А.С. «Зимнее утро», «Узник», «И.И.Пущину».

Лермонтов М.Ю. «Парус», «Тучи».

Одно стихотворение Ф.И.Тютчева.

Одно стихотворение А.А.Фета.

Некрасов Н.А. «Железная дорога» (отрывок).

Одно стихотворение русских поэтов XIX века о родной природе (по выбору учащихся).

Стихотворения русских поэтов о второй мировой войне (по выбору учащихся).

Одно стихотворение русских поэтов ХХ века о родной природе (по выбору учащихся).

Рубцов Н. Одно стихотворение (по выбору учащихся).

infourok.ru