Древний Китай - колыбель Дальневосточных цивилизаций, презентация 5-й класс. Презентация 5 класс древний китай
Презентация "Древний Китай" - История
Древний Китай
Цивилизация древнего Китая появилась за 3 тыс. лет до н. э.
у реки Хуанхэ.
Китайцы Хуанхэ называют «рекой, надрывающей сердце».
Считается, что основателями Китая и
родоначальниками всего китайского народа
были 3 небесных мудреца, которые имели нечеловеческий облик — тело змеи и лицо человека, и 5 земных императоров. Все искусства и ремесла известные в Древнем Китае были созданы тремя небесными мудрецами Шэнь-нун, Фу Си и Хуан-ди. Историки полагают, что Хуан-ди был вместе с тем и одним из пяти земных императоров. Шэнь-нун – первый в Китае вспахал землю, а самым ранним правителем и основоположником китайской цивилизации был Хуан-ди.
Что изобрели китайцы?
Бумага
Компас
Книгопечатание
Порох
Фарфор
Шёлк
Чай
Образец древней бумаги Китая
В эпоху Хань (206 г до н.э. – 8 г.н.э) была изобретена технология изготовления бумаги. Сначала бумагу делали из конопляных очесов, она была очень грубой и шла только на обертку. К IV веку бумага стала более дешевой и гладкой (делали ее уже из отходов ткацкой фабрики, тряпья, коры, старых рыболовных сетей).
Бамбуковые дощечки с иероглифами.
Китайские иероглифы
Бамбуковая книга
Писали кисточкой и тушью. Стержень кисти делается из бамбука,
а головка – из шерсти животных.
До появления бумаги для письма использовали черепашьи панцири,
бронза и камень, затем использовали бамбуковые дощечки.
Для написания текста одного доклада требовалось до 3 тысяч таких
дощечек, а несли доклад ко двору двое слуг!
Более подходящим материалом для письма тушью оказалась шелковая
ткань, однако шелк был слишком дорог.
Китайцы первыми в мире стали разводить культуру чая, разработали технологию переработки чайного листа, заваривания чая.
Первый в мире капитальный труд, посвященный чаю, был написан в VIII веке Лу Юем ( в труде описана даже посуда, необходимая для чаепития).
Чаепитие долго было привилегией высшей аристократической знати. Чай в качестве погребального предмета клали в могилы усопших богатых сановников.
По легенде. Порох китайцами был изобретен случайно. Китайские алхимики пытались создать смесь, которая даровала бы им бессмертие.
Но по иронии судьбы им удалось создать то, с помощью чего легко отобрать жизнь у человека.
Однако в Китае порох использовали не только на поле боя, причем мирное применение взрывчатого порошка по своему разнообразию не уступало военному. Его использовали в домашнем хозяйстве, когда травили насекомых. Медики прижигали порохом язвы и раны, а также с его помощью во время эпидемий проводилась дезинфекция.
Наиболее известный,
красочный и совсем
уж «китайский» способ
применения пороха –
это фейерверки.
Во 2 веке до н.э. китайцы научились изготовляли фарфор, который называют - белое золото Китая.
О китайском фарфоре говорят:
Белизной подобен нефриту,
тонкостью - бумаге.
Блеском подобен зеркалу,
звонкостью --цимбалам.
Секрет изготовления китайского фарфора держался в строжайшем секрете. Под угрозой смерти запрещалось выносить эту тайну за пределы страны. Лишь в 18 веке, когда развитие химии позволило европейцам определить состав загадочного вещества, секрет китайской посуды был раскрыт.
Китайская философия -
с достоянием мировой культуры.
Известное изречение «Не делай в отношении другого то, чего не желаешь, чтобы сделали с тобой» принадлежит Конфуцию – выдающемуся просветителю, жившему в эпоху «Весны и осени».
По Конфуцию, люди должны любить своих ближних, тогда станет возможным поддержать правильные отношения между старшими и младшими, провести четкую грань между благородным и подлым, а это в свою очередь позволит поддержать устои семьи и порядок в обществе.
Конфуций положил начало частным школам.
Конфуций
(551-479 гг до н.э.)
Тутовый шелкопряд — самое распространенное на Земле слепое и не умеющее летать насекомое-производитель.
Родина шелка – Китай. Существует легенда, что жена императора Китая Хуан Ди, 14-летняя Си Линг Чи обнаружила уникальные свойства тутового шелкопряда, когда он случайно упал к ней в чашку горячего чая и выпустил тонкую шелковую нить. 3 тысячи лет Китай был единственным местом на земле, где умели производить шелк.
Протяженность стены составляет:
8 тысяч 851 км и 800 м
Строительство Великой Китайской стены началось в 3 в. до н.э. во время правления императора Цинь Шихуана .
Китайские земледельцы давно находили странные глиняные черепки. В 1974 г. Крестьянин Янь Джи Ван решил выкопать на своем участке колодец. Воду он не нашел, зато обнаружил нечто другое.
На глубине 5 метров он наткнулся на статую древнего воина в полный рост. Раскопки показали, что воин здесь не один.
Ученые обнаружили целую армию - несколько тысяч фигур. Сомнений быть не могло. Глиняные солдаты пролежали в земле уже больше 2 000 лет с момента смерти легендарного объединителя Китая Цинь Шихуанди.
Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди.
Место раскопок в Китае
multiurok.ru
Урок-презентация по истории в 5-м классе по теме "Обобщающее повторение по Древнему Китаю"
Разделы: История и обществознание
Цели:
обучающая: систематизация и
контроль качества знаний по теме “ Китай в
древности”.
развивающая: формирование
основных умений и навыков строить рассказ на
основе текста учебника, делать несложные выводы.
воспитательная: развитие
познавательного интереса, умения работать с
историческими документами, воспитывать уважение
к историческому прошлому стран мира.
Оборудование: компьютор,
мультимедиопроектор с экраном, карта “ Индия и
Китай”, учебник А. А. Вигасин, Г. И. Годер, рабочая
тетрадь № Г. И.Годера.
План урока.
Географическое положение и природные условия
Древнего Китая.
Конфуций его учение.
Объединение китайского государства.
Достижения и изобретения китайцев
Ход урока
1. Оргмомент.
- Урок истории. Проверьте, у вас на
столе учебник, дневник, рабочая тетрадь, ручка,
карандаш.
- Дети, вспомните историю народов
какого древнего государства мы изучали
несколько последних уроков.( Китая)
- Сегодня на уроке мы повторим знания
по теме “Древний Китай”, а поэтому перед нами
несколько задач, сначала проверим, знаете ли вы
географическое положение, природные условия и
занятия населения Древнего Китая.
- На втором этапе урока надо будет
рассказать о китайском мудреце Конфуции и его
учении.
- Потом попробуете составить рассказ
об объединении Китая.
- Последняя задача урока узнать о
достижениях и изобретениях Китая, ответить на
вопрос, что дал Китай миру.
- А ещё мы увидим, кто на уроке из вас,
ребята, самый активный, даст больше правильных,
точных и полных ответов.
2. Проверка знаний по первому этапу.
- Приступаем к первому необычному
заданию. Возьмите листок с текстом, ручку.
Подпишите листок. Сейчас вы проверите, знаете ли
вы географическое положение, природные
особенности и занятия населения, а для этого
внимательно прочитайте текст и попробуйте найти
ошибки. Вам поможет карта на стр.103 учебника. Кто
выполнит работу, поднимает руку.
- Проверим выполненное задание, а для
этого поменяйтесь листочками ( взаимопроверка),
возьмите карандаш, если найдена ошибка,
поставьте на полях плюс, если не найдена- минус.
- Исправленный текст читаю, а вы
проверяйте (на экране появляются слайды № 3, 4, 5.)
- Так скажите, на каком материке
находится Китай?
- Какие реки протекают?
- Какие основные занятия мужского
населения и женского?
3. Повторение материала о Конфуции и
его учении.
- Жили китайцы на обширной территории
Великой Китайской равнины.
- Объясните выражение – Великая
Китайская равнина.
- В I тыс. до н. э. несколько государств
враждовали между собой, но народы жили по одним
обычаям. Об этих обычаях любил рассказывать
мудрец Конфуций, которого почитали китайцы. А жил
он 5 веков до н. э ( появляется слайд с
изображением мудреца).
- Расскажите и вы, что знаете о
Конфуции.
- Давайте вспомним, чему учил мудрец (
появляется др. слайд).
- Какие основные положения вы
запомнили из учения?
- Давайте ещё прочитаем со слайда его
учения.
- Почему необходимо с почтением
относится к родителям?
- Выберите высказывание Конфуция,
которое характеризует его отношение к знаниям,
учебе.
- Приведите свои примеры из жизни,
когда вы поступили согласно правила,
совпадающего с советом Конфуция.
- Своим ученикам Конфуций излагал
содержание учебников, а ученики помнили их . Но
так ли выглядили книги во времена Конфуция ?(
появляется слайд с изображением книг, ребята
рассказывают о них).
- Конфуций говорил, что мудрость
заключается в знании книг ( на экране показать
это выражение ), но всякого ли человека,
обладающего знаниями можно считать учёным?
- Ответ на этот вопрос поможет дать
исторический документ на стр. учебника 104. (Дети
читают отрывок и находят ответ на вопрос.)
- Подумайте и скажите, всякого ли
обладающего знаниями можно назвать учёным?
- А ещё Конфуций считал, что
воспитанного человека можно узнать по его
манерам.
- По каким признакам можно было узнать
воспитанного китайца?
- Как вы считаете, ребята, пользуемся ли
мы сейчас советами из учения Конфуция?
- Многие положения из учения
современны и сегодня, особенно отношение к
старшим и учениям, и я хотела, чтобы вы о них
всегда помнили.
4. Составление рассказа об объединении
Китая.
- Мы знаем, что китайский мудрец учил
правителей заботится о подданных и в 221г. до н.э
единым правителем стал (появляется слайд с
изображением властителя Китая) Цинь Шихуан.
- Какое это имело значение для жителей
Древнего Китая? Задача, которую вам необходимо
решить. Но сначала попробуйте составить рассказ,
как произошло объединение Китая, используя
логическую цепочку ( появляется на слайде схема).
- Что же положительного дало китайцам
объединение страны в одно государство?
(Прекратились войны между жителями
страны).
- Вскоре с севера (появляется слайд с
картой и постепенно появляющиеся стрелки
помогают детям увидеть, откуда появляются
племена гуннов) на Китай стали совершать набеги
гунны.
- Кто такие гунны?
- И тогда решил Цинь Шихуан возвести Великую
Китайскую стену (появляется слайд с изображением
стены)
- С какой целью?
- Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести,
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны.
-Чтобы удержать отвоеванные у гуннов
земли, обезопасить торговые пути, чтобы жить
спокойнее, чтобы не было войны. Вот к чему
стремились китайцы ! Как важно это было для
населения Китая, так и сегодня для всех народов
всей планеты важно жить в мире и согласии, единым
народом, в единстве сила.
5. Что же дал Китай миру?
Жители единого Китая считали себя единым
народом, имели единую культуру.
- Что такое культура?
- Культура – достижения в различных областях.
- Вот о достижениях и изобретениях китайцев мы
продолжим разговор.
(Появляется слайд, на котором перечислены
достижения и изобретения китайцев)
- Давайте перечислим, что изобрели
китайцы?
- Каковы их изобретения?
- Какой вывод можно сделать на
основании этих данных?
- Китай своеобразная страна с особой
культурой. А достижениями и изобретениями
талантливых китайцев мы и весь мир пользуемся и
сейчас.
- Но пришло время вам проверить свои
знания по теме “ Древний Китай”, только каждый
из вас сам выберет задание.
- 1) В рабочей тетради стр. 74 № 90,
вставить недостающие слова.
2) Решить кроссворд.
- Те, ребята, которые выбрали кроссворд,
подпишите листочек. Решение его вы проверите
сами, если решите правильно, то по горизонтали
получите имя мудреца, а те, кто работает в
тетради, проверит свои ответы с экрана.
- Пока вы выполняете задание, звучит
китайская музыка. Это тоже культура китайцев.
(На экране появляется слайд- “проверь
себя”)
- К проверке присоединяются и те
ребята, которые быстро решили кроссворд.
- В архитектуре достижениями китайцев
является Великая Китайская стена, а скажите, чем
было вызвано изобретения компаса? (Вставляется
другой диск издательство “ Просвещения”.)
(Появляется слайд, на котором дети
видят ещё изобретения китайцев), с какой целью
изобретали бумагу (вспоминают о письменности и
прослушивают информацию диктора о письменности).
- Ещё дети рассказывают, как выращивали
чай, изготавливали шёлк.
- И в конце нашего урока прослушайте и
запомните (открываю слайд “Запомните” и диктор
проговаривает всю важную информацию по всем
вопросам, которые повторяли на уроке).
6. Задание на дом по выбору.
Нарисовать рисунок, в котором отразите
то, что больше всего запомнили с урока; или
составьте свой кроссворд в необычной форме по
теме.
7. Оценки за урок (комментирует учитель).
Презентация
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Древний Китай - колыбель Дальневосточных цивилизаций, презентация 5-й класс
Природно-климатические условия формирования цивилизации Древнего Китая:
Китай находится в на крайнем Востоке Азии, отделённый от других цивилизаций Древнего Мира высокими горами. Природа Китая не создала такие комфортные условия, как в Междуречье Тигра и Евфрата, Индии или Египте. Случаются морозные зимы, ураганные ветра. Почвы не такие богатые. Реки Янцзы, и, особенно — Хуанхэ, склонны к катастрофическим паводкам.
Китай во II — первой половине I тыс. до н.э.:
Жители Древнего Китая традиционно выращивали рис и чай. Самая подходящая территория для существования людей в этом регионе — Великая Китайская равнина, т. е. нижняя часть течения рек Хуанхэ и Янцзы. В VII–VI жители Великой Китайской равнины освоили обработку железа. Железными топорами они освободили обширные территории. Наличие плугов с железными лемехами позволило освоить все эти земли. Примерно в это же время была разработана система ирригации освоенных земель. Также долгое время национальным секретом китайцев было производство шёлка из коконов тутового шелкопряда. VII–V века до нашей эры — время возникновения тут большого количества городов-государств, неустанно враждовавших между собой.
Первая Китайская империя:
В окончании периода непрерывных войн все земли были объединены в огромное единое государство во главе с династией Цинь. В 221 г., до н.э., правитель династии Цинь присвоил себе титул императора, что по-китайски звучит "хуанди". Он известен в истории как "первый император Цинь" — Цинь Шихуанди. Вся земля и власть в Древнем Китае оказались во владении императора. Территория империи была разделена на провинции, во главе которых стоял чиновник высокого ранга. Император почти постоянно путешествовал по своим владениям, проверяя выполнение его приказов. Именно в связи с этим между провинциями было построено много дорог. Была проведена стандартизация мер длины, веса, введена единая денежная система. На основании нововведений началось бурное развитие торговли.
Деспотия Первой Китайской империи:
Если император был разгневан подчинённым, то отправлял ему меч, что означало приказ убить себя. Для предотвращения восстаний и заговоров, император переселял знатных людей завоёванных земель в столицу, чтобы их контролировать. Малейшее преступление или неповиновение наказывалось превращением в государственного раба. Рабами становились, в том числе и ближайшие родственники императора. Цинь Шихуанди боялся за свою жизнь. Он перемещался от одного дворца к другому, еженощно менял место для ночлега. Опасения были не напрасны — он удачно пережил несколько покушений.
Военные компании империи:
Цинь Шихуанди непрерывно воевал с окружающими его империю правителями. На завоёванных территориях строились военные поселения. Взятых в плен делали рабами или казнили. Но основной его проблемой была защита северных рубежей империи от воинственных кочевых племён.
Великая Китайская стена:
Империю сильно волновали набеги кочевников-гуннов. Чтобы прекратить их нападения, по повелению императора была начата постройка огромной Великой Китайской стены. Её протяжённость в разные периоды — от восьми до двадцати одной тысячи километров, ширина верхней части и высота доходит до десяти метров. Ширина стены позволяет использовать её в качестве дороги. Эта стена, с перерывами в отдельные периоды, строилась на протяжении около 2 тыс. лет, истощая экономические и человеческие ресурсы Китая.Каждые двести метров, на расстоянии полёта стрелы, были построены башни. В пределах прямой видимости — около 10 километров, устанавливались сигнальные башни, на которых при появлении противника зажигался огонь. Сигнал передавался дальше цепочкой огней. Подобные системы сигнализации использовались также на Кавказе (аланы и другие) и у Запорожского казачества. Стена перестраивалась много раз, с повышением прочности материалов, значительные её части сохранились до сегодняшнего дня.
Терракотовое войско:
Цинь Шихуанди похоронен в подземной гробнице под охраной шести тысяч глиняных воинов в натуральный рост. Все воины с лицом, отличным от остальных, имеют различия родов войск и званий. Рядом со всадниками присутствуют их глиняные лошади, также в натуральную величину. Рядом с глиняным воинством были похоронены и строители усыпальницы вместе с семьями — около 70 тысяч человек.
Империя Хань:
Наследник первого императора не обладал талантами в управлении, и через несколько лет после его прихода к власти разгорелось сильнейшее восстание народа, в результате которого были отменены законы династии Цинь, в т. ч. освобождены государственные рабы. Во главе восставших одной из провинций был деревенский староста. После победы в своей провинции он поэтапно подчинил остальную территорию Древнего Китая, став родоначальником новой династии. Власть над Китаем более чем на четыреста лет оказалась в руках у династии Хань.