Текст к блоку по теме Древняя Русь. Слова на тему древняя русь
Текст к блоку по теме Древняя Русь.
5
Древняя Русь
(пояснительный текст к блоку)
Фоновое изображение – контур храма Святой Софии, который отражает период формирования, расцвета (при Ярославе Мудром) и упадка древнерусского государства.
Внутренняя политика.
славян относят к семье индоевропейских народов. Прародина славян точно неизвестна. Большинство ученых сегодня считают таковой часть Польши, Западную Белоруссию и Украину. Оттуда славяне в середине I тыс. н.э. двинулись на запад (западные славяне – поляки, чехи, словаки), юг (южные славяне – болгары, сербы, хорваты и др.) и восток (предки русских, украинцев и белорусов). На Восточно-европейской равнине проживали финно-угорские племена (мордва, мещера, чудь и др.), но славянская колонизация носила мирный характер. Однако с севера нападали варяги (викинги, норманны, предки скандинавов), а с юга – хазары (Хазарский каганат – государство с центром на Нижней Волге) (1). Они облагали восточнославянские племена данью и старались поставить под контроль торговый путь в Византию («из варяг в греки»).
В период расселения у славян господствовал родоплеменной строй. Решающая роль в управлении принадлежала вече (народному собранию), князьям (военным вождям) и старейшинам (2). В первой половине IX в. складываются восточнославянские союзы племен: поляне (среднее течение Днепра), древляне (р. Припять), вятичи (р. Ока), словене ильменские (оз. Ильмень) и др. Начинается процесс образования ДРГ. Призвание варягов в Новгород (летописная дата – 862) положило начало правлению там князя Рюрика (его потомки – Рюриковичи) (3). После его смерти при малолетнем сыне Рюрика Игоре править стал Олег (возможно, родственник Рюрика). В 882 он обманом захватил Киев (легендарный основатель – Кий), убил правивших там Аскольда и Дира, и сделал Киев своей столицей (4). Олег подчинил большинство восточнославянских племен. После его смерти стал править Игорь. В 945 он был убит при сборе дани с древлян, когда затребовал ее больше обычного (5). Ввиду малолетства сына Игоря Святослава править стала его жена Ольга. Она жестоко наказала древлян, но установила твердые нормы сбора дани (6). Святослав подрос, но почти не занимался вопросами управления, а предпочитал воевать. Он, однако, подчинил вятичей (последний крупный восточнославянский союз племен, который был вне ДРГ). После гибели Святослава вспыхнула распря между его сыновьями. Сначала победил Ярополк, но затем победу с помощью варягов одержал Владимир (980-1015).
Владимир посадил в различные города своих многочисленных сыновей (7). После его смерти между ними вспыхнула междоусобица. Власть в Киеве захватил Святополк, прозванный Окаянным за убийство своих братьев Бориса и Глеба (первые русские святые). Ему помогали поляки и печенеги, но победу все же одержал Ярослав, опиравшийся на помощь варягов и новгородцев (8). Правление Ярослава Мудрого (1019-1054) – расцвет ДРГ (9). При нем начал составляться первый общерусский сборник законов – «Русская правда» (составление продолжено при Ярославичах и Владимире Мономахе) (10).
По завещанию Ярослава его государство было разделено между сыновьями, что вскоре привело к новым междоусобицам. В 1097 на Любечском съезде князей раздробленность была юридически закреплена (11). На время смог объединить государство внук Ярослава Владимир Всеволодович Мономах (вел. киевский князь в 1113-1125, по матери – внук императора Византии Константина Мономаха) (12). Он заслужил большой авторитет и как организатор борьбы с половцами, и как противник княжеских междоусобиц, справедливый правитель (свои взгляды он выразил в «Поучении» детям). Мономах был приглашен на киевский престол в нарушение сложившегося порядка наследования после того, как недовольные высокими процентами по займам киевляне устроили беспорядки. Однако вскоре после смерти Владимира Мономаха ДРГ окончательно распалось (1132) (13).
Внешняя политика. После образования Древнерусского государства (ДРГ) основными направлениями его внешней политики стали отношения с Византией и Степью. Богатая Византия являлась привлекательным объектом грабежа и главным торговым партнёром. В 907 князь Олег совершил успешный поход на столицу Византии Константинополь (Царьград, ныне Стамбул), после которого был заключен очень выгодный для русов торговый договор (14). В 941 Игорь совершил новый поход, но его флот был сожжен «греческим огнем» (горючей смесью). В 944 Игорь повторил поход, но византийцы, не доводя дело до сражения, пошли на переговоры. Был заключен новый договор о торговле, не такой выгодный, как договор Олега (15). Ольга совершила в Константинополь дипломатическую поездку и приняла крещение (16). Святослав сначала в союзе с византийцами воевал против дунайских болгар, но затем вступил с ними в конфликт, поскольку решил перенести на Дунай центр своей державы. После упорной обороны г. Доростол на Дунае и личной встречи с императором он отступил (17). Политика Владимира в отношении Византии определялась его стремлением принять крещение (поход на Корсунь) (18). Позже отношения Византии с ДРГ приобрели мирный характер.
Отношения ДРГ со степными народами определялись необходимостью обороны от набегов. Первоначально главную проблему представляли хазары, но Святослав уничтожил Хазарский каганат (965) (19). Это развязало руки кочевникам-печенегам. Пользуясь тем, что Святослав не занимался обороной ДРГ, они угрожали Киеву и убили Святослава, когда он возвращался после войны с Византией. Система обороны от набегов была создана Владимиром I («богатырские заставы», засеки, сигнальные костры) (20), а Ярослав нанес печенегам решающее поражение (21). При Ярославичах в приграничной степи появились половцы, которые нанесли им поражение и, пользуясь наступающей раздробленностью, сильно разорили русские земли. В борьбе с ними приобрел авторитет князь Владимир Мономах. Он организовал успешные походы против половцев, и они перестали представлять прежнюю угрозу (22).
ДРГ также поддерживало различные отношения с восточными (Волжская Болгария и др.) и западными (Польша, Германия и др.) странами. Показателем высокого авторитета ДРГ было то, что дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за королей Франции, Норвегии и Венгрии (23).
Хозяйство и общественные отношения. Ведущие отрасли – сельское хозяйство и ремесло. Основа с/х – земледелие (пашенное на юге и подсечно-огневое на севере, выращивали зерновые культуры). Скотоводство играло подсобную роль. Важное значение имели охота на пушного зверя и бортничество (сбор меда диких пчел), дававшие главные экспортные продукты. Ремесло (особенно кузнечное, ювелирное и оружейное дело) развивалось интенсивно, в связи с чем росли города (главные – Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Смоленск) (24).
Внутренняя торговля была развита слабо (господство натурального хозяйства). Вместе с тем развивалась внешняя торговля (25). Русские купцы торговали с Византией, Закавказьем, Западной Европой. Вывозили меха, мед, воск, ремесленные изделия, ввозили предметы роскоши, вина, ткани.
В VI-VIII вв. в связи с развитием хозяйства на смену родовой общине пришла соседская, появились частная собственность и имущественное расслоение (26). В период существования ДРГ идет процесс становления феодализма. Для него характерно наличие двух основных общественных групп – феодалов-землевладельцев и зависимых крестьян, которых принуждают нести в пользу феодалов различные повинности (барщина – работа на поле и в хозяйстве феодала, и оброк – выплаты феодалу продуктами или деньгами). Слой феодалов составили великий князь и его родичи, военно-служилая знать варяжского и славянского происхождения, славянская родоплеменная знать, а также духовенство (после Крещения) (27). Появляются вотчины – крупные земельные владения с зависимыми крестьянами, передававшиеся по наследству (28).
Крестьяне жили общинами (верви). Среди них уменьшалось число свободных и росло число зависимых. «Русская правда» (главный источник по общ. отношениям в ДРГ) называет различные категории зависимого населения, но их положение неясно. Видимо, холопы – это близкие к рабам, закупы – работающие за долг («купу»), рядовичи – работающие по договору («ряд»). Процесс становления феодализма не был мирным, известны восстания крестьян и посадских людей, иногда под лозунгами возвращения к язычеству.
Эволюция общественных отношений нашла отражение в «Русской правде» (20). Правда Ярослава ограничивала кровную месть ближайшими родственниками, определила круг наказуемых преступлений. правда Ярославичей заменила кровную месть штрафом и усилила разницу в плате за убийство представителей различных категорий населения. Устав Владимира Мономаха урегулировал вопрос взимания ростовщического процента.
Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Культура ДРГ высоко оценивается специалистами. В сфере материальной культуры особенно успешно развивалось ювелирное дело. Известны скань (узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу) и зернь (узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку).
Духовная культура характеризовалась прежде всего развитием устного народного творчества и особенно былинного эпоса (былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).
Система религиозных представлений восточных славян до принятия христианства характеризуется как славянское язычество: поклонение силам природы и олицетворявшим их богам и духам. Основными божествами были Перун (бог грома и молнии), Сварог (бог неба), Велес (бог скота, пастухов), Род (бог плодородия), Лада (богиня семьи). В святилищах (капищах) перед идолами богов под руководством жрецов (волхвов) совершались жертвоприношения и исполнялись обряды (29).
После Крещения Руси в 988 г. (30) в духовной культуре произошли огромные изменения. Началось распространение славянской письменности (31), созданной в IX в. в Дунайской Болгарии просветителями св. Кириллом и Мефодием (кириллица). Стали создаваться школы, переводиться книги. Центры культуры – монастыри (главный – Киево-Печерский) (32). В XI в. началось формирование древнерусской литературы (первые летописи, «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона) (33). Крупнейший летописный свод Древней Руси «Повесть временных лет» возник в начале XII в. (главный автор – монах Киево-Печерского монастыря Нестор) (34).
С принятием христианства стали строить храмы. Типичны крестово-купольные храмы. Памятники зодчества – соборы Св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке, построенные при Ярославе Мудром (35). Храмы украшали мозаикой (рисунки из цветных стеклышек) и фресками (живопись по сырой штукатурке). При огромном культурном влиянии Византии следует отметить, что русские мастера творчески перерабатывали достижения греков.
Русь в IX – начале XII вв. (обобщающая таблица)
Линии сравнения
Начало IX в.
Начало XII в.
Население
Восточные славяне – основное население Восточно-европейской равнины
Отдельные восточнославянские племена
Единая древнерусская народность
Территория
Восточно-Европейская равнина (лес и лесостепь). Главная ось – Новгород–Киев (путь «из варяг в греки»)
Значительное социальное расслоение, формирование феодальных отношений (вотчина)
Политический строй
Отдельные племенные союзы
Древнерусское государство во главе с киевским князем, письменным законодательством, налогами и пр.
Международные отношения
Восточные славяне не играли самостоятельной роли в международных отношениях и находились в зависимости от варягов и хазар
Важная роль Древнерусского государства в системе международных отношений
Культура
Основа духовной культуры – славянское язычество
Основа духовной культуры – православие, но немало и пережитков язычества
multiurok.ru
Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса
Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Патриотическое воспитание
Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».
Задачи:
Образовательные:
контроль знаний основных событий, исторических личностей, дат.
Развивающие:
создание условия для развития навыков совместной деятельности, творческой самореализации личности.
способствование развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать.
закрепление навыков работы с картой.
Воспитательные:
воспитание патриотизма, уважения к предкам, как создателям культурных ценностей.
Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а. сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Иларион: «не в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли».
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси.
Первый тур
1. Кого в Древней Руси называли оратаем? (Пахаря.)2. Комната монаха в монастыре. (Келья.)3. Первая книга христианского мира (Евангелие.)4. Бог грома и молнии у древних славян. (Перун.)5. Старинная рукопись, документ. (Хартия, свиток.)6. Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси, (обет.)7. Боевой топорик с длиной рукоятью. (Секира.)8. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины.)9. Похоронный обряд у древних славян. (Тризна.)10. Чей щит прибит «на вратах Цареграда»? (Вещего Олега.)11. Как назывались в Московском государстве XVI - XVII веков учреждения? (Приказы.) Эти же задания звучат и для другой команды.
Второй тур
Ведущий.
В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах.
Инсценирование монолога Пимена из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» со слов: «Еще одно, последнее сказанье...» до слов: «Еще одно последнее сказанье...»
Завершите монолог Пимена.
Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. Своих царей великих понимают За их труды, за славу, за добро –А за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют.
Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. (Летописи, жития, сказания, воинские повести, поучения, исторические повесть.)
В чем своеобразие «Слова о погибели Русской земли»? (Сохранилось только начало произведения; оно представляет собой не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли: «О светло светлая и прекрасно крашенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская! Многими красотами прославленна ты...» Именно в этом произведении поставлен знак равенства между двумя понятиями: «земля Русская» и «вера христианская».)
Что говорится о пользе книг в «Повести временных лет»? («Великая ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемые и поучаемые на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напоящие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания».)
Какие слова произнес Батый, глядя на тело убитого Евпатия Коловрата? («О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего».)
Как «Повесть временных лет» рассказывает о том, откуда пошла русская земля?(Сим, Хам, Иафет, сыновья Ноя, разделили после всемирного потопа всю землю на три части. Сыновья Сима восточные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От племени Иафета произошел народ славянский, а по его имени и грамота назвалась «славянской».)
В древнерусской литературе так говорится о походе Ольги к городу Искоростеню: «Ольга собрала в Киеве войско, с которым пошла на Деревскую землю. Стояла там Ольга все лето и не могла взять города. И решила она пойти на хитрость...» В чем же заключалась эта хитрость?(«Ольга сказала древлянам: «Давайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья, и я уйду прочь». Древляне согласились. Ольга же, раздав воинам птиц, приказала привязать каждой птице трут, завернутый в небольшие платочки, и прикрепить ниткой к голубю или воробью. Когда стало смеркаться, птиц отпустили и они полетели в свои гнезда. Сразу загорелись все дома. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их».)
Как и когда погиб киевский князь Святослав?(В 972 году возвращался Святослав, заключив мир с греками, в Русскую землю через порог, где его малую дружину поджидал печенежский князь Куря. И напал на него Куря, и убили Святослава, взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.)
Как княгиня Ольга принимала сватов от древлян, мстя им за мужа своего Игоря?(Сказали древляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его за князя нашего Мала». Послали 20 мужей в ладье к Ольге. И сказала Ольга: «Любезна мне речь ваша, хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши, а понесите нас в ладье». Так гости и сделали. И принесли их на двор к Ольге. И как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И повелела Ольга засыпать их живыми; и засыпали их.Другим лучшим мужьям-древлянам Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И разожгла баню, и вошла в нее древляне и стали мыться, и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, исгорели все.В третий раз приказала Ольга древлянам приготовить меды у того города, где убили мужа ее. Взяв с собой дружину, отправилась она к могиле своего мужа и оплакала его. А потом приказала совершить тризну. И когда опьянели древляне, велела дружине рубить древлян, и иссекла их пять тысяч.)
Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве?(Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича на битву и предсказал ему победу.)После второго тура проводится конкурс чтецов. Один-два участника от каждой команды читают отрывки из «Слова о полку Игореве».
Третий тур
Командам предлагаются тесты «Устаревшая и малоупотребительная лексика».
Тест для первой команды.
1. Агнец - это:
а) ангел;
б) ягненок;
в) огонь.
2. Где вам могли встретится буки
а) в лесу;
б) в книге;
в) на картине.
(Буки - название букв б в церковно - славянской азбуке.)
(Клобук - высокий монашеский головной убор с покрывалом.)
Тест для второй команды.
1. Алкать значит:
а) кричать;
б) жаждать;
в) бежать.
(Алкать - жаждать, сильно хотеть.)
2. Пращур - это:
а) динозавр;
б) отец прапрадеда;
в) название болезни.
(Пращур - предок, отец прапрадеда, прапрабабки.)
3. Забрало - это:
а) меч;
б) городская стена, ее верхняя часть, ограда;
в) кольчуга.
(Забрало - городская стена, ее верхняя часть.)
4. Лепота - это:
а) лепные узоры;
б) настой их липы;
в) красота.
(Лепота - красота, приличие.)
5. Покажите свою десницу. (Десница - правая рука.) Что необходимо, чтобы стать толмачом*!
а) хорошо рисовать;
б) быстро бегать;
в) знать языки.
(Толмач - переводчик.)
Игра со зрителями
Пока команды решают тесты, со зрителем проводится конкурс «Спешите видеть».
1. Что вы можете рассказать о картине Сурикова «Боярыня Морозова»?(на репродукции картины Сурикова изображен тот момент, когда Морозову везут в заточение. Это произошло 17 или 18 ноября 1671 года. Боярыня уже три дня под стражей в своем московском доме. Теперь ей возложили цепь на шею, посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова, подняв правую руку и ясно изобразив ею старообрядческое двуперстие, крестила себя и часто звонила цепью.)
2. Назовите этот предмет и расскажите о его владельце.(Шапка Мономаха. Владимир Мономах - внук Ярослава Мудрого. Всю жизнь Мономах боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным деятелем и опытным полководцем, образованнейшим человеком своего времени...)
3. Как называется эта книга? (Каким образом она связана с именем Сергия Радонежского?(Икона «Троица». Лавра Сергия Радонежского носит название Троице-Сергиевой лавры. Храм, построенный Преподобным Сергием - храм Пресвятой Троицы, призывающей к единству земли Русской, поэтому храмовая икона - Пресвятая Троица, выражающая суть самого храма.)
4. Древняя Русь славилась большим разнообразием посуды. Во время пиров столы обильно заставлялись ладьевидным ковшами, чашами, чарками и обязательно сосудами шарообразной формы. Наполнены медом, они передавались по кругу. Как называется этот предмет пиршества? (Братина.)
Четвертый тур
В этом туре вопросы задаются каждому участнику игры.
1. Почему одна из икон чудотворна Николы стала называться «Заразской»?(Княгиня Евпраксия с сыном Иваном Федоровичем Постником похоронены у иконы великого чудотворца Николы Корсунского. «И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте «заразила» (разбила», узнав о гибели своего мужа в Орде и о желании хана сделать ее своей наложницей», - говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».)
2. Что вы узнали о последних днях жизни боярыни Морозовой и ее сестры Евдокии Урусовой из «Повести о боярине Морозовой»?(Царь Алексей Михайлович приказал уморить обеих сестер голодом в Боровской яме. В ночь с 1 на 2 ноября 1675 года смерть положила конец страданиям. Тела сестер зарыли внутри стен Боровского острога.)
3. В каком произведении древнерусской литературы заложена великая идея сплочения русской народной силы? (В «Слове о полку Игореве».)
4. Почему хан Батый отпустил пленных с Авдотьей Рязаночкой, а не срубил ей «по плеч буйну голову»?
(Хану Батыю пришлись по сердцу умные речи Авдотьи:Я замуж пойду, так у меня и муж будет,Свекра стану звать батюшкой, Приживу я себе сына любезного, Так у меня и сын будет, Приживу я себе дочку любезную, Воспою-вскормлю, замуж отдам, Так у меня и зять будет. Не видать мне будет единыя головушки, Мне милого братца родимого, Да не видать век да повеку).
5. Чем князя Владимира привлекла вера христианская (Красотой богослужения.)
6. Чья судьба крепко связана с тремя понятиями: Никон, яма в Пустозерске, казнь огнем? (Судьба протопопа Аввакума.)
7. Что общего и различного в «Слове о полку Игореве» и «Задонщине»?
(Автор «Задонщины» использовал сюжет, лексику, композицию «Слова...». Однако в «Слове...» русские воска потерпели поражение, а в «Задонщине» - одержали победу)
8. В эпоху Куликовской битвы сбылось то, о чем мечтал автор «Слова о полку Игореве». О чем идет речь?
Пятый тур
Вопросы к первой команде
1. Кем были открыты первые школы на Руси?2. Где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого? (В «Повести временных лет»)?3. Автор Летописного свода «Повесть временных лет» (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)4. Основатели славянского письма (Кирилл и Мефодий.)5. Назовите дату празднования славянской письменности (24 мая)6. Год принятия христианства на Руси (988 г.)7. Имя Сергия Радонежского в мирской жизни (Варфоломей)8. Волхвы - это... (языческие жрецы)9. Первоначальное значение слова «буква» в России. (Дощечка из букового дерева с письменными знаками.)10. В каком городе древней Руси была устроена первая библиотека? (В Киеве)11. К чему обращается Ярославна в плаче? (К солнцу, ветру, Днепру)12. Что являлось центром образованности в Древней Руси? (Монастыри)13. В каком году состоялся поход князя Игоря Новгород-Северского? (В 1185 г. 23 апреля)14. Кто из писателей или поэтов, известных вам, обращался в своем творчестве к «Слову о полку Игореве»? (Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Шкля-ревский...)15. Композитор, написавший оперу «Князь Игорь» (Бородин)16. Как звали половца, который помог Игорю бежать из плена?(Овлур)17.Как в «Слове...» автор называет Игоря, его брата Всеволода, племянника Святослава и сына Игоря - Владимира? (Четыре солнца)
Вопросы ко второй команде
1. Что предвещало поражение Игоря? (Затмение солнца)2. Кто из рязанских вельмож особенно прославился в битве с Батыем? (Евпатий Коловрат)3. Основатель Киева (Кий)4. Как погиб Олег Вещий? (от укуса змеи)5. Автором какого выдающегося произведения древнерусской литературы является Владимир Мономах? («Поучение»)6. Имя первого князя на Руси (Рюрик)7. В «Задонщине» девять раз звучит один и тот же призыв. Какой? («За землю русскую и за веру христианскую»)8. Бог ветра в Древней Руси (Стрибог)9. Город, в котором родился Василий Буслаев (Новгород)10. У какого города был убит древлянами князь Игорь Киевский? (Искоростень)11. Чье золотое слово звучит в «Слове о полку Игореве?»12. Назовите художников, иллюстрировавших «Слово...» (В.А. Фаворский, Роман Белоусов, И.Я. Билибин)13. Имена первых святых на Руси (Борис и Глеб)14. Кто такой Боян? (Поэт, певец Древней Руси)15. Где был приобретен сборник, включающий «Слово о полку Игореве»? (В Спасском монастыре Ярославля)16. Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Благословил войско на битву и предсказал победу)17.Назовите все части трилогии, повествующей о величайшем бедствии Древней Руси - монголо-татарском нашествии. (Трилогия В.Яна: «Чиниз-хан», «Батый», «К последнему морю»)
Заключительное слово учителя
Благодарю за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях, о славных русичах, которые, как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «...были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали.» А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.
Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих отцов не только можно, но и нужно. Знать историю своей страны - это долг каждого из нас. (Путин В.В.)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Древняя Русь 3
Древняя Русь
Введение
О древней истории принято говорить, что она «овеяна мифами». Точнее же – она (если только речь идет о подлинной древности) рождается из мифа. И потому столь трудно бывает найти тот рубеж, где начинается собственно история – «деяния людские» - и завершается миф – деяния богов и богоравных героев. Хотя начало нашей истории хронологически соотносимо с европейским средневековьем, привычное словосочетание «Древняя Русь» имеет полное право на существование. В ней, как и в истории Шумера или Эллады, чем ближе к истокам, тем трудней разглядеть черты реальных людей сквозь марево мифа.Время и месторасположение древних славян
Где же располагалась прародина славян? Эта проблема давно дискутируется в науке. Территорию прародины помещали в Среднем Подунавье, между Одером и Вислой, между Вислой и Днепром, в Припятском Полесье и т.д. По разному датировалось время выделения славян из общего массива индоевропейских народов – от III тысячелетия до н.э. до последних веков I тысячелетия н.э. В настоящее время с достаточной долей вероятности можно лишь говорить, что накануне выхода славян в VI в. н.э. на сцену Великого переселения народов под своим именем (словене) они занимали территорию примерно от верховья Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило в VI – VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно, произошло и разделение славян на три ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию – от Пелопоннеса на юге до Финского залива и р.Невы на севере, от Альпийских гор, средней Эльбы и Ютландского полуострова на западе до верхней Волги, средней Оки и верхнего Дона на востоке.
В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя. В VI – VIII вв. н.э. в результате дробления и смешивания племен складывались новые славянские общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Их названия чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, поляне – «живущие в поле») или названия реки (например, мораване – от р.Моравы). Славянские общности имели двухступенчатую структуру: несколько относительно небольших образований, которые можно условно определить как племенные княжества, составляли, как правило, более крупные – союзы племенных княжеств. Создание территориально-политических общностей я вилось важной предпосылкой формирования государственности.
На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известно двенадцать славянских союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян, до Западного Буга, - волыняне, в верховьях Днестра – хорваты, ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье, южнее полян, - уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах Десны и Сейма располагался союз, носивший наименование Север, в бассейне р.Сож – радимичи, на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной к северу от древлян обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и волги – кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе оз.Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием. Образование Древней Руси
Политической стороной генезиса феодального общества у славян в VIII – X вв. было формирование раннесредневековых государств. Оно шло в двух основных формах: в Великой Моравии, на Руси, в Польше и Чехии – путем подчинения одному союзу племенных княжеств других союзов; в Сербии, Хорватии, Карантании (Словении) и у полабских славян – в пределах одного союза племенных княжеств. Особым путем формировалось Болгарское государство. Здесь произошло объединение славянского союза племенных княжеств с иноэтнической общностью – протоболгарами.
За исключением территорий к югу от Дуная, отнятых славянами у Восточной Римской (Византийской) империи, славянские государства возникали в областях, не входивших в зону античной цивилизации, и феодальные отношения у них в отличие от западной Европы складывались бессинтезными, а потому замедленным путем.
Государство восточных славян, получившее политико-географическое название Русь, возникло в IX – X вв. Вначале, в IX в., сформировались два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим – объединение словен, части кривичей и финноязычных племен на севере, в районе оз. Ильмень.
Вопрос о начале государства Русь породил длительную дискуссию между так называемыми норманистами и антинорманистами, в которой важную, а порой и решающую роль играли политико-идеологические соображения.
В начале XIII в. на волне свойственной эпохе Просвещения поэтизации «германского гения», возникает так называемая норманиская теория, основоположником которой был немецкий историк и филолог, член Петербургской Академии наук Г.З. Байер. Норманисты, всецело доверяя летописным известиям, делали из них вывод, что именно скандинавы – подлинные творцы российской государственности.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. Происходили постоянные междоусобные войны. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом перешла в руки трех варягов – братье Рюрика, Синеуса и Трувора, старший из которых положил начало княжеской династии.
В XIX и XX вв. эта теория зачастую использовалась в качестве доказательства культурной неполноценности славян, их неспособности к самостоятельному историческому развитию.
Непосредственной реакцией на появление «норманизма» стало возникновение прямо противоположной теории зарождения российской государственности, у истоков которой стоял М.В. Ломоносов. «Антинорманисты», не без оснований усматривая во взглядах своих оппонентов оскорбление русского национального достоинства, решительно отрицали достоверность летописных известий о призвании Рюрика.
Следует заметить, что спор между «норманистами» и «антинорманистами», даже если отбросить его идеологическую мотивацию, базируется на ложной и наивной исходной посылке, будто государство может быть «учреждено» по воле отдельной творческой личности или некоторой совокупности таковых. В действительности же оно возникает в результате закономерного, внутренне обусловленного процесса усложнения функций публичной власти и ее постепенного отделения от общества. Поэтому вопрос о том, кто первый был официально провозглашен правителем государства, с научной точки зрения, имеет второстепенное значение. Если историческая память увенчала конкретного героя лаврами основателя государства, это означает лишь то, что в его «деяниях» сфокусирован переломный момент, кульминация длительного процесса политогенеза, задолго до его рождения начавшегося и намного позже его смерти завершенного.
В настоящее время сам факт призвания варягов не ставится наукой под сомнение. В истории не редкость, когда протогосударственное образование, складывающееся из разных и равновеликих этнических общностей, подобно новгородской конфедерации словен ильменских, кривичей и чуди, нуждается в некой нейтральной силе, примиряющей противоречия сторон. По мнению многих историков, призвание Рюрика представляло собой «ряд» - договор, по которому на него возлагались обязанности по организации совместной обороны и речной навигации. В пользу данной версии говорит тот факт, что и в более поздние времена подобная форма фиксации отношений между князем и городом практиковалась достаточно часто: в Западной Руси – вплоть до XIV в., в Новгороде и Пскове – до их присоединения.
Преемник Рюрика Олег в конце IX в. захватил Киев и объединил два важнейших центра восточных славян. Согласно летописным данным, в 882 г. Олег сумел выманить из Киева и убить Аскольда и Дира – варягов, освободивших полян от дани хазарам и княживших в этом городе. Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей. Князь правил в Киеве 33 года. Таки образом, более развитое Среднее Поднепровье стало ядром государственной территории Руси, а северные земли превратились в подчиненную киевским князьям область.
Преемником Олега стал Игорь (912 – 945 гг.), по летописи, сын Рюрика. Его потомков принято называть Рюриковичами. В 945 г. при сборе дополнительной дани с древлян Игорь был убит. Его вдова, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам, разорив их землю и истребив знать. Сын Ольги и Игоря князь Святослав (945 – 972 гг.) уделял мало времени внутренним делам государства и прославился своим военными походами. После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за власть два его старших сына – Ярополк и Олег погибли. Победителем стал младший сын Святослава – Владимир. Он правил с 980 г. по 1015 г. именно в этот период завершилось оформление древнерусской государственности.
Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является «скандинавская» версия. Она исходит из того, что в основе слова «Русь» лежит древнескандинавский глагол «грести», означавший вначале воинов-гребцов, а затем княжеских дружинников. Некоторые исследователи высказывают предположение об иранской, балтской или славянской этимологии этого слова.
В настоящее время не вызывает сомнений как автохтонное (т.е. на местной славянской основе) формирование государства Русь, так и значительное участие в этом процессе выходцев из Скандинавии, которые сыграли активную роль в образовании господствующего слоя. То, что дружинники-викинги не создавали на Руси новых политических структур, а лишь включались в шедшие здесь процессы образования государства, подтверждается типологическим сходством и синхронностью генезиса феодализма у славян и скандинавов. И тот, и другой регион относились к числу «бессинтезных», и скандинавские государства также складывались в течение IX – X вв.
В IX – X вв. киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать – дружина киевских князей.
Некоторые из союзов племенных княжеств были подчинены киевским князьям в два этапа. На первом они лишь выплачивали подать – дань, сохраняя внутреннюю «автономию». Дань собиралась посредством полюдья – объезда киевскими дружинными отрядами территории подчиненного союза. В X в. дань взималась в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме. Единицами обложения служили дым (т.е. крестьянский двор), рало и плуг (в данном случае – земельная площадь, соответствующая возможностям одного крестьянского хозяйства).
На втором этапе происходило непосредственное подчинение союзов племенных княжеств киевскому князю. Местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской династии назначался в качестве князя-наместника. При этом для нейтрализации сепаратистских тенденций местной знати вместо старого племенного центра строился новый «град»: Владимир-Волынский, Смоленск (на новом месте), Туров и т.д.
Земли древлян, дреговичей, радимичей и кривичей были подчинены в IXв., а окончательно – к концу X в. (древлян – к середине X в.). вятичи дольше всех боролись за свою самостоятельность. Они были подчинены лишь ко второй половине X в., а окончательно – спустя примерно столетие. Волыняне и хорваты были сразу же непосредственно подчинены Киеву в конце X в. Земли уличей и тиверцев в X в. были заняты тюркскими кочевниками – печенегами.
Правитель Руси в первой половине IX в. в дополнение к общеславянскому титулу «князь» принял восточный титул каган. У тюркских и монгольских народов он обозначал верховного правителя. Этот акт, во-первых, символизировал независимость от Хазарии – тюркского государства, сложившегося в VII в. в междуречье нижнего Дона и Волги, чей правитель именовался каганом. В течение некоторого времени поляне, северяне, вятичи и радимичи находились в зависимости от Хазарского каганата. Во-вторых, принятие титула каган подчеркивало верховенство русского князя над князьями крупных славянских союзов, которые именовались светлые князья и великие князья.
Формирование территориальной структуры государство Русь завершилось в конце X в. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств (кроме вятичей). Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдье. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями – вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в X в. государство именовалось «Русь», «Русская земля». Это название распространилось со Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям.
Структура государства оформилась при князе Владимире. Он посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля словен) – Вышеслава, позже – Ярослава, в Полоцке (кривичи) – Изяслава, в Турове (дреговичи) – Святополка, в земле древлян – Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) – Всеволода, Смоленске (кривичи) – Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) – Ярослава, позже 0 Бориса, в муроме (финноязычная мурома) – Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) – Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в IX – X вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Киевской Руси, но выплачивали ей дань. Эти этносы (около двух десятков) обитали вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ Руси.
Общественный строй
Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах.
Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточнославянские дружины появились уже в VI – VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором назывались «полюдье». Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором.
Славяне разделялись на несколько племен, друг от друга независимых; племена делились на роды; каждый род жил отдельно на своем месте, под властью своего родоначальника или князя, имел свои обычаи; селения укреплялись, огораживались, и такие огороженные селения назывались городами.
Основой хозяйства славян было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями – рало (в южных областях), соха (на севере). Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.Религия древних славян
Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; Мокошь – оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл – бог подземного мира. Особо почитался бог солнца , который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.
С формированием древнерусской государственности было тесно связано и принятие христианства, ставшее крупнейшим событием политической и культурной жизни Руси. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств завершается оформление государства Русь с правящей династией Рюриковичей и единым господствующим слоем, включавшим в себя дружины киевского князя и его родственников-вассалов. В этих условиях сохранявшиеся следы былой независимости стали неприемлемыми для центральной власти. В территориально-политической сфере таковыми были центры союзов племенных княжеств (и вместо них, как уже отмечалось, создаются новые центры). В идеологии же пережитками старины оказались местные языческие культы, поощрявшие сепаратистские настроения.
Сразу же после того как в 980 г. Владимир, устранив своего старшего брата Ярополка (972 – 980 гг.), овладев киевским престолом, он попытался создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном – богом грозы, которому покланялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла желаемого результата, и через несколько лет киевский князь ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией, о принятии монотеистической религии.
Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства (католицизм), мусульманство, господствовавшее в территориально близкой к Руси Волжской Болгарии, иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии (правда, фактически уже не существовавшей как государство). Выбор был сделан в пользу православия, хорошо известного на Руси: княгиня Ольга и часть русской знати уже были крещены. Сам акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с перипетиями политических взаимоотношений Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, захватившего малоазиатскую часть империи. За это Владимир потребовал выдать за него замуж сестру императоров Анну. Этот брак сразу бы поднял международный авторитет киевского князя. Соглашение было достигнуто, и 6-тысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежника. Однако Василий и Константин нарушили свое обещание. Тогда Владимир захватил центр крымских владений Византии – Херсонес (Корсунь) и тем самым принудил императоров прислать к нему Анну. Только после этих событий, наглядно продемонстрировавших политическую самостоятельность и силу Руси, Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. Вернувшись домой, он устроил массовое крещение жителей Киева. Все вышеперечисленные события произошли в рамках 988 – 990 гг., точная их хронология остается предметом дискуссий.
Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое-где, например, в Новгороде, и в результате кровавых столкновений. Была учреждена русская митрополия, которая подчинялась константинопольской патриархии. В важнейших городах – Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове в конце X – XI вв. создаются епископства. Православное духовенство на Руси было на первых порах греческим. Богослужебные и иные книги поступали в основном из Болгарии, которая стала христианской страной на столетие раньше.
Принятие христианства не только оказало глубокое влияние на внутреннюю жизнь государства, но и способствовало быстрому укреплению его международных связей.Заключение
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управления страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.
Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.
История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX – начало XII вв., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX – середина X вв.) – время первых киевских князей. Второй (вторая половина X – первая половина XI вв.) – время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период – вторая половина XI – начало XII вв., переход к территориально-политической раздробленности.Библиографический список
1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России: Учебник, М.: Просвещение, 1997. – 330с.
2. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие. – М., Дрофа, 2001. – 656с.
3. История России (IX – XX вв.): Учебное пособие/Отв. Ред. Я.А. Перехов. – М., Гардарики, 2002. – 623с.
4. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник, - М., «ПБОЮЛ Рожников», 2000. – 544с.
5. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории. М., ООО «Астрель», 2003. – 477с.
www.coolreferat.com
Древняя Русь
Введение. ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ (839-878 гг.) 1. Русские племена в девятом веке "Повесть временных лет", составленная в двенадцатом веке на основе первой летописи одиннадцатого века, открывается общим этнографическим и географическим введением, после которого записи расположены в хронологическом порядке. Во вступительной части составитель "Повести" ведет речь в общих словах о тех местных славянских племенах, которые относятся к русским. Однако, не дается исчерпывающего обзора; приводится несколько перечней племен, и из них ни один не совпадает с каким-либо другим. Поэтому вероятным представляется, что составитель "Повести" имел в своем распоряжении ряд источников, сведения из которых он не систематизировал, а также, что он распределял определенные племена по группам в соответствии с общей для них определенной исторической почвой. Давайте рассмотрим с этой точки зрения два перечня русских племен на листе 4 и листе 6 Ипатьевского списка, соответственно . Первый перечень включает в себя следующие названия: поляне, древляне, дреговичи, полочане, словене (новгородские) и северяне. К этой цепочке следует добавить кривичей, поскольку полочане представляют собой лишь ветвь этого племени. Смоленск был главным городом кривичей. Вообще, в этот перечень включены племена Западной и Северной Руси. Второй список - следующий: поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, хорваты, дулебы уличи и тиверцы. Стоит заметить, что здесь названы племена Центральной и Юго-западной Руси. Сравнив оба этих перечня, мы можем убедиться, что как в один так и в другой включены три племени: поляне, древляне и северяне. Все три жили либо в районе Киева, либо близко к нему. Поэтому мы можем предположить, что оба перечня были составлены летописцами, которые в каждом случае начинали свой обзор племен с Киева. Если же мы теперь рассмотрим те племена, которые не совпадают в перечнях, а упоминаются лишь в каком-то одном то можем говорить о двух группах русских племен: северо-западной и южной. Хотя перечни составлены в одиннадцатом веке, нет сомнений в том, что большинство из упомянутых в них племен существовали значительно раньше. Мы видели что Прокопий, историк шестого века, дает названия двух главных славянских групп: склавене и анты. Однако, каждая из них, вероятно, состояла из ряда более мелких групп, и сам Прокопий говорит в одном случае о "неисчислимых племенах антов". Иордан, которому известны и склавене, и анты (как и венеты на севере), тоже утверждает, что названия славянских племен варьируются в разных кланах и местностях. К сожалению, ни он, ни Прокопий не взяли на себя труда дать хотя бы пробный перечень этих меньших племен и кланов. Если обратиться к византийским источникам восьмого и девятого веков, то найдем сведения, касающиеся только балканских славян. Мы уже встречали некоторые из этих племен, когда вели речь о южной экспансии дунайских булгар. Теперь нам следует более тщательно рассмотреть их названия. Согласно хронике Феофана Исповедника, когда булгары начали наступление во Фракию в конце седьмого века, сначала они завоевали северян и семь кланов. Название "северяне", несомненно, соответствует названию одного из русских племен, упомянутых выше. Что же касается семи кланов, то, на мой взгляд, они могут быть идентифицированы с одним из двух русских племен - радимичами или вятичами. Примечательно, что русские радимичи и вятичи жили в непосредственной близости от русских северян, так же как и балканские северяне и семь кланов. Более того, если мы обратимся к археологическим свидетельствам, то надо сказать, что среди древностей радимичей и вятичей были обнаружены характерные семилепестковые подвески. Каждый лепесток подвески у вятичей имеет форму продолговатого щита, в то время как у радимичей - треугольную форму. С моей точки зрения, эту подвеску можно рассматривать как эмблему племени, а количество лепестков показывает, что племя состояло из семи кланов, как и балканские семь кланов. Следует также заметить, что в то время как названия русских племен повторяются на Балканах, названия же ни вятичей, ни радимичей вовсе не упоминаются, и это создает вероятность того, что два эти племени, или, по крайней мере, одно из них, было представлено на Балканах семью кланами. Стоит отметить, что семь было сакральным числом у иранцев, а древнее иранское название крымского города Феодосия, например, - Абдарда, что означает "семь сторон". К югу от балканских северян и семи кланов в Родопских горах находились места поселения племени дреговичей. Одним из участников церковного Собора в Константинополе в 879 г. был епископ Петр из дреговичей. Известно, что племена полян, кривичей и древлян заселяли Пелопоннес. Совпадение названий племен балканских и русских славян не может быть случайным. Ясно, что балканские и русские племена, о которых идет речь, представляют собой разные ветви одних и тех же первоначальных племен. Некоторые из них, должно быть, принадлежали к склавенской группе, другие к антам. Во времена Прокопия как склавене, так и анты занимали обширные районы к северу от нижнего Дуная. Позднее часть из них двинулась на юг, во Фракию и Македонию. В результате последующих событий, особенно вторжения аваров, анто-славянское объединение на нижнем Дунае было расколото; та часть каждого племени или группы племен, что отправилась на юг, оказалась подчиненной либо Византии, либо булгарам, другие же, отправившиеся на север, со временем стали членами киевско-русского союза. Теперь нам следует определить, хотя бы в виде эксперимента, какие из славянских племен принадлежали к склавенской группе, а какие - к антской. Если начать разговор с балканских племен, то, по моему мнению, как северяне, так и семь кланов относились к антской группе. Свидетельством тому является их географическое положение в северо-восточной части Фракии, поскольку известно, что в шестом и седьмом веках анты занимали восточную часть нижнедунайской территории, а склавене - западную. Более того, само название "северяне" указывает на азовско-северокавказские связи этого племени, будучи иной формой названия "сабеиры", или "савиры", принадлежавшего булгаро-гуннскому народу на Северном Кавказе. Если балканские северяне были антами ими должны быть и русские, и если семь кланов следует идентифицировать с радимичами и вятичами, это значит, что русские племена, носящие такие же названия, тоже принадлежали к антской группе. Полян - как балканских, так и русских - следует тоже рассматривать как антское племя. В данном случае, само их название, видимо, является переводом названия антов, которое первоначально означало "степной народ", то же самое, что и название "поляне". С другой стороны, такие племена как древляне, дреговичи, кривичи и смоляне были скорее склавенами, а не антами, поскольку на Руси эти племена образовали северо-западную группу, северное "острие" которой даже сохранило подлинное название склавен (новгородские словене). Характерно, что за перечнем северо-западных племен в "Повести временных лет" (первым из двух, рассматривавшихся в начале этой главки) следует такое замечание: "И так распростерся славянский народ" (и тако разыдеся словенск язык). Учитывая эти предварительные замечания, давайте теперь обратимся к обзору сферы распространения и образа жизни русских племен восьмого и девятого веков. К сожалению, свидетельства письменных источников на эту тему, как и на многие другие, очень скудны. Больше сведений можно получить из археологических данных, однако относительно нашего периода их не так много, значительная часть системно исследованных славянских курганов и городищ относятся к более позднему времени - с десятого по тринадцатый век. Для удобства мы будем здесь рассматривать происхождение русских племен, группируя их по географическим областям следующим образом: а) Юго-западная область; б) Юго-восточная область; в) Запад; г) Лесной район Припяти и д) Север. а) ЮГО-ЗАПАДНАЯ ОБЛАСТЬ. Мы включаем в эту область правобережную Украину (без Волыни и Галиции) и Бессарабию, то есть территорию от Прута на западе до нижнего Днепра (ниже Киева) на востоке. Это родина западной группы антов в шестом веке. К концу восьмого века мадьяры проникли в район нижнего Буга. Даже после этого отдельные поселения антов, возможно, остались на своих землях, но вообще граница между территорией, контролировавшейся мадьярами, и землями антов проходила по линии от Тирасполя на нижнем Днестре к устью Роси на Днепре. Мадьяры в девятом веке жили к востоку от этой линии, а славяне - к западу. В девятом и десятом веках в юго-западной области, о которой сейчас идет речь, проживали следующие русские племена: поляне, уличи и тиверцы. Поляне к этому времени занимали большую часть Киевской области, тиверцы - южную часть Бессарабии, а уличи - северную Бессарабию и южную часть Подольской области. Само название, тиверцы, возможно, происходит от названия крепости Тура в которой император Юстиниан I разместил одно из антских племен, видимо, предков тиверцев. Название Тура, конечно, некоторым образом связано с античным названием Днестра Тирас, который упоминается Геродотом. Греческая буква (ипсилон), очевидно, использовалась, чтобы передавать звук, чуждый греческому языку. Первоначальное название происходит от иранского корня (tur или tvr). Следовательно, тиверцы (или турцы) были днестровским племенем. Что касается уличей, в разных летописях их имя читается по-разному (уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане). Некоторые исследователи предпочитают форму "угличи", которую они выводят из русского слова "угол" и предполагают в соответствии с этим, что родина "угличей" находилась в южной части Бессарабии, известной как "Угол" между Прутом и нижним Дунаем. На первый взгляд, такое объяснение представляется правдоподобным, но против него есть несколько соображений. В первую очередь, в так называемой "Никоновской летописи" упоминается город уличей, Пересечень. Этот город, должно быть, располагался не в южной части Бессарабии, а в ее центре, к северу от Кишинева. Более того, "Никоновская летопись" говорит также, что изначально уличи жили в районе нижнего Днепра, а к западу от Днестра они двинулись позднее. "Никоновская летопись" однако, является поздней компиляцией (шестнадцатый век). Но вот еще одна причина, чтобы не помещать уличей в бессарабский "Угол": он с шестого века был занят тиверцами. Таким образом выясняется, что форма "угличи" не имеет достаточных оснований, а форма "улучи" или "уличи" оказывается предпочтительней. Название "улучи", возможно, происходит от русского слова "лука". В этой связи мы можем вспомнить излучину черноморского побережья между устьями Днепра и Днестра. Именно сюда Иордан помещает антов. "Antesvero. ..qua Ponticum mare curvatur, a Danastro extenduntur ad Danaprum". Улучи-анты во второй половине шестого века подвергались набегам кутригуров и аваров и, вероятно, были оттеснены в глубь материка, потеряв на какое-то время выходы к морю, но позднее, в седьмом и восьмом веках, они, должно быть, вновь появились на черноморском побережье. К концу восьмого века территорию нижнего Буга заняли мадьяры, которые веком позже, в свою очередь, вынуждены были двинуться на запад, чтобы дать место печенегам, теснящим их с востока. Поляне в то время, когда составлялась первая русская летопись, населяли район Киева. В седьмом и восьмом веках, однако, место их обитания было, вероятно, на юге. Поскольку территория нижнего Буга в то время занималась улучами, мы можем определить место жительства полян в районе Ингула. Вероятно, они также контролировали устье Днепра. Даже в десятом и одиннадцатой веках Олешье в устье Днепра служило киевским (т.е. полянским) купцам перевалочным пунктом на их пути в Константинополь. С приходом мадьяр - в конце восьмого века - поляне отступили на север, в район Киева, который до этого, по всей видимости, был занят древлянами. Племенное имя полян (как и древлян), возможно, дано им, или принято ими как указание на природу страны, в которой они жили изначально. Как мы уже отмечали, название "поляне" означает "полевой (степной) народ". Мы можем вспомнить в связи с этим некоторые другие племенные имена сходного происхождения: езериты ("озерный народ"), поморане ("прибрежный народ"), доляне ("долинный народ"). С другой стороны, названия "полянин" и "древлянин" могут иметь отношение к предыдущим политическим связям каждого из этих двух племен, соответственно. Мы знаем, что одно из готских племен называлось гревтунги, что точно соответствует славянскому названию "поляне"; название другого готского племени, тервинги, имеет то же значение, что и "древляне". Мы можем предположить, что во времена готского владычества - в третьем и четвертом веках - предки полян были подчинены гревтунгам, а древлян - тервингам. Теперь обратимся к археологическим свидетельствам. Древности как уличей, так и тиверцев исследованы недостаточно. Район их первоначального поселения позднее "наводнялся" различными кочевыми племенами, главным образом тюркского происхождения, поэтому следов двух этих антских племен могло остаться немного и еще меньше обнаружено фактически. Автор первой летописи говорит, что в его время (одиннадцатый век) некоторые города уличей и тиверцев все еще существовали (суть грады их до сегодня). Ряд курганов, облицованных камнем, были раскопаны в южной части Подолии, они предположительно определяются как уличские. В этих курганах были обнаружены сосуды с останками, сожженные кости, вот почти и все. Больше материалов дали различные городища Киевской области на север которой поляне переместились позднее, но на юге области поселения полян, видимо, существовали в ранний период. Некоторые из этих городищ, такие как Пастер и Матронино в Черкасском районе, существовали с глубокой древности, и находки здесь иллюстрируют, главным образом, ранний этап культуры - стадию захоронения в урнах. В городище Пастер были обнаружены при раскопках украшения - подвески, стилизованные изображения лошадей и т.д., - которые можно отнести к периоду пятого-шестого веков, но с ними имеют сходство другие предметы более поздних периодов, даже одиннадцатого века. В некоторых Других городищах Киевской области, таких как, в частности, Княжья Гора в устье реки Рось, ранняя (пятого-шестого веков) и поздняя (десятого и одиннадцатого веков) стадии культурного развития в равной мере представлены лучше, чем промежуточный период - девятого и десятого веков. Однако, поскольку между ранними и поздними находками обнаруживается сходство, как в стиле, так и в составе вещей, можно получить отчасти и представление о промежуточном периоде. Среди предметов, обнаруженных в этих городищах, стоит указать железные орудия и принадлежности, такие как ножи, топоры, гвозди, серпы, замки, обручи. Ясно, что производство изделий из железа находилось у полян на высоком уровне. Следует добавить, что они были известны своим искусством ковки оружия, особенно мечей. Первая летопись содержит характерный рассказ об ответе полян хазарам, когда последние собирались потребовать с них дань. Поляне предложили заплатить мечами. Вообще говоря, мы можем предположить, что культурный уровень полян был сравнительно высок даже в восьмом и девятом веках, хотя накопление богатств, драгоценностей и произведений искусства еще не достигло таких размеров, как это будет позднее, в десятом и одиннадцатом веках.
б) ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ОБЛАСТЬ. Здесь мы ведем речь о территории к югу от реки Угры и ее продолжения, реки Оки. На западе эта территория ограничена грубо говоря, течением Днепра вниз от Могилева; на востоке - течением Дона; на юге - Черным морем. Мы включаем также в эту территорию Азовский регион и дельту Кубани. Во время составления первой летописи, т. е. в одиннадцатом веке, вся юго-восточная часть той территории, которую мы рассматриваем, контролировалась куманами, и только в устье Кубани Тмутараканский "остров" оставался в руках русских. В ранний период ситуация была иной, и мы уже имели достаточно свидетельств для утверждения того, что в восьмом веке на нижнем Дону и в Приазовье были русские (асо-славянские) поселения. Возможно, также, что русские проникли и в Крым. Первая летопись содержит названия трех юго-восточных русских племен, а именно: севере, или северяне, радимичи и вятичи. В одиннадцатом веке северяне заселяли бассейны следующих восточных притоков среднего Днепра: Псёл, Суда и Десна с ее притоком Сеймом; это соответствует территориям Черниговской, Курской и северо-западной части Полтавской областей. Радимичи населяли бассейн реки Сож, то есть левобережную часть Могилевской области. Вятичи контролировали южную часть бассейна Оки и район верхнего Дона, охватывая территорию Орловской, Калужской, Тульской и Рязанской областей. Мы можем с уверенностью сказать, что в более ранний период земли этих трех племён простирались намного дальше на юго-восток, и племена были вытеснены на север только в результате печенежских и куманских набегов. Можно предположить, что в первой половине девятого река северяне занимали весь бассейн Донца, а радимичи - Десны. Когда северяне были оттеснены на северо-запад от бассейна Донца печенегами, они, в свою очередь, вытеснили радимичей к северу от Десны в район Сожа. Что касается вятичей, мы можем предположить, что первоначально их поселения находились на Дону, по крайней мере, доходя на юге до Богучара. У нас нет сведений о названии асо-славянского племени, которое заселяло в восьмом я девятом веках нижний Дон и Приазовье, но можно утверждать с большой степенью достоверности, что оно называлось русь или рось, поскольку в этом регионе в начале девятого века был основан Русский каганат.