Костюм древнего китая. Китайский национальный костюм
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Китайская древняя одежда. Костюм древнего китая


что носили при дворе императора

История Китайской моды: что носили при дворе императора

История моды древнего Китая является отражением национальной истории. Всегда мода императорского двора отличалась особой роскошью и изяществом, сочетая в себе, как и древние традиции, так и нововведения, приходившие с каждой новой династией.

На протяжении веков китайская мода зависела от политических и религиозных факторов. Древнекитайское общество отличалось строгой социальной иерархией, а покрой, ткань и цвет традиционного китайского костюма служил показателем социального статуса, пола и профессии.

Наряд императора.

Китайский император носил роскошные шелковые одеяния, которые назывались «ханьфу», и состояли из нескольких слоев ткани. Ширина рукавов указывала  на благородное происхождение, и даже рукава почти касались земли. Отличительными символами императорских одеяний были вышивки драконов, небесных светил и гор. Голову императора венчала корона из жемчужных нитей, а императрица носила корону в форме мифической птицы феникса. Так же желтый цвет считался божественным и был прерогативой императора.

Мода как показатель социального статуса.

Простолюдины.

Простые люди носили обыкновенную одежду из растительных волокон, позже из хлопка. Их костюм состоял из куртки и штанов, удобных для работы. Верхней одеждой был халат, который обычно подпоясывали. В холодный период времени надевали несколько халатов или носили шубы из меха козы, обезьяны, собаки. В дождь надевали плащ из плетеной травы или соломы.

Обувь так же была многообразна. Самая ранняя и примитивная обувь – легкие, плетенные из соломы туфли, которые завязывались ремешками. Позже появились туфли из ткани и кожи. Крестьяне носили конические шляпы из соломы.

Богатые люди.

А костюмы представителей высших сословий отличались богатством вышивки и украшений. Нагрудная нашивка – мандаринский квадрат или буфан – на одежде придворных чиновников и военных указывала на их принадлежность к определенному рангу.

Вышитые на буфанах животные и птицы говорили о статусе придворного. Например, девяти рангам гражданских чиновников соответствовали девять видов птиц: павлин, фазан, журавль и т.д. А ранг военных чиновников определялся девятью видами животных: лев, тигр, леопард, носорог и т.д.

В холодное время знать носила лисьи, соболиные шубы, каракуль очень ценился в Китае. Мужчины носили сапоги из ткани или кожи. Женщины носили сандалии с высокой подошвой в виде скамеечки. Обувь декорировалась вышивкой.

Головные уборы, которые не снимались даже в торжественных случаях, были важной частью костюма. Знать носили черные фетровые или шелковые шапочки с пуговицей на макушке, Часто вместо головного убора носили зонтик. Когда-то император династии Сунн обязал всех придворных чиновников носить шляпы с длинными полями, чтобы чиновники не перешептывались, склоняя головы, друг к другу во время совещаний.

«Лотосовая ножка».

Ради красоты и моды китаянки были готовы терпеть неимоверную боль. Примерно в Х веке появилась мода на «лотосовые ножки», которые считались признаком красоты и благородного происхождения. В возрасте 6 лет стопы девочек туго перебинтовывались, в результате чего маленькие косточки ломались, и рост ступни практически прекращался, Как говорится «красота требует жертв».

Женская одежда и украшения.

Искусство ухода за собой в древнем Китае всегда было на высоте. Придворные дамы носили изысканные одеяния, сложные прически и яркий макияж. Женщины сильно белили лица и использовали косметику с натуральными красителями из соков трав, угля, глины и др. Волосы смазывали ароматическими эссенциями, воском, посыпали сверху цветной пудрой.

Веера и зонтики были в моде во все времена и пользовались спросом, как у мужчин, так и у женщин. Веера были круглые или складные, расписанные изображениями, цветов, насекомых, пейзажами. Они изготавливались из слоновой кости, попроще – из бамбука и бумаги. Шелковые наряды украшались бисером, жемчугом и самоцветами. Говорят, что в распоряжении императорской наложницы, очаровательной леди Ян, было около 700 вышивальщиц  и портных, которые удовлетворяли все ее модные капризы.

Цвет и ткани.

Желтый был цветом императора. Чистые и насыщенные цвета, такие как красный, черный, синий, разрешалось носить только представителям высших сословий, крестьяне же могли носить только серые и бледные тона.

Китайская знать носила платья, изготовленные из различных видов шелка, сатина и органзы, богато украшенные и расшитые жемчугом и золотыми нитями. С приходом к власти династии Цинн в моду вошел маньчжурский стиль в одежде: на смену «ханьфу» пришел маньчжурский халат, который в начале ХХ века преобразился в ципао.

Современная Китайская мода.

Сейчас в Китае вовсю бушует пламя моды и стиля. Молодые дизайнеры демонстрируют на показах безумие в самых неожиданных сочетаниях мехов с металлом и хрусталем, а Шанхай всё чаще упоминают в списке городов с самыми стильными уличными обитателями. Буквально десять лет назад китаянка в юбке была редкостью: только брюки, закрытые рубашки и свитера, это обуславливалось исторически сложившимися строгими нравами и морально-религиозными устоями.

Теперь же в Китае среди молодёжи набирает популярность «кукольный стиль» с его милыми платьицами, юбочками в оборку, бантиками и рюшками. Конечно, тут и влияние японско-корейских модников, но нельзя не признать, что китайская уличная мода довольно-таки самобытна. Особенно интересно в неё вписывается национальная одежда, популярная у всех поколений. Помимо экстравагантных фантазий и удивительных сочетаний несочетаемого, креативные китайские дизайнеры активно разрабатывают и тему экологии. И самые современные тенденции успешно соседствуют с этническими мотивами.  

Возможно, сочетание молодых талантов от моды и высокого производственного потенциала дадут в будущем Китай, как одну из стран-законодателей в области стиля и науки одеваться. А пока большинство европейских производителей одежды, обуви и аксессуаров переносит в Китай свои заводы и фабрики, Пекин и Шанхай уверенно завоевывают звание модных городов.

Автор: Наталия Даниленко

umandarina.ru

Костюм Древнего Китая - Сайт учителя изобразительного искусства Белозеровой Натальи Николаевны

Древнекитайская цивилизация возникла на рубеже II-III тысячелетий до н.э. в бассейне реки Хуанхэ. Просуществовала она до 220 г. н.э. когда наступило крушение империи Хань. До второй половины I в. до н.э. Китай развивался изолированно от других стран. Состоял Китай из городов-государств, среди которых самым значительным был город Шан.Древние китайцы носили по несколько одежд, так как климат на севере был суровым, а на юге чередовались сильная жара и холод.За две тысячи лет до нашей эры китайцы умели изготовлять цветную шелковую ткань, тонкие ткани из конопли и хлопка.

Мужской костюм

Нижней одеждой в Древнем Китае были штаны («ку») и рубаха. Штаны прятали под длинной одеждой, так как показывать их считалось неприличным. Они были широкими, с очень низким шагом, висели сзади мешком, подпоясывались кушаком. Шили их из пеньковых и шелковых тканей, позднее — из хлопчатобумажных. Носили китайцы штаны-ноговицы: отдельные штанины, которые прикреплялись к поясу при помощи тесемок. Назывались они «таоку» — «чехол на штаны». От холода китайцев спасали стеганые штаны на вате и надетые сверху ноговицы на вате.Верхней наплечной одеждой («и») были распашные двубортные или однобортные халаты и кофты. Верхняя одежда запахивалась на правую сторону и завязывалась. Считалось, что на левую сторону запахиваются только варвары. Рукава были широкими (средняя ширина рукава составляла 240 сантиметров). Во время работы рукава подвязывались специальной лентой, которая перекрещивалась на груди.Зимой китайцы носили сразу несколько халатов или одежду с подкладкой — «дзяпао», а иногда надевали стеганое на вате платье — «мяньпао». В северном Китае от холода защищали шубы («цю») из козьего, собачьего или обезьяньего меха. Шубы для знати шились из меха соболя или лисы, а поверх них надевали еще шелковые расшитые халаты. Больше всего ценились шубы из каракуля.Нижнюю часть туловища древние китайцы обертывали куском ткани — эта верхняя поясная одежда называлась «шан». Шан закреплялся на талии поясом — матерчатым («ню») или кожаным («гэдай»), а сбоку или сзади к нему прикрепляли «шоу» — цветные шнуры с нефритовыми украшениями, связанные в сетку. В древние времена пояс был важнейшим атрибутом костюма. К нему подвешивали строго определенные предметы: нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, иглу для распутывания памятных узлов шоу. Позже эти предметы превратились в украшения, к которым добавлялись декоративные нефритовые подвески — «пэйюй».Костюм из верхней плечевой одежды («и») и верхней поясной одежды («шан») назывался «ишан». Спереди на ишан надевался красный, богато украшенный фартук, необходимый для жертвоприношений.Форма, цвет, орнамент древнего китайского костюма были символичны. Верхняя его часть («и»), красно-черная, считалась мужской (символ Отца-Неба), нижняя («ша

artstudiozazerkalie.jimdo.com

Китайская древняя одежда

Модные сказки Древней Азии StyleNews

Когда речь заходит о мужской одежде, невольно думаешь о стандартном наряде брюки, рубашка, галстук, строгие туфли, шляпа Но это современный облик делового человека, а если представить вспомнить более ранние стили одежды, то картинка значительно измениться. Особенно кардинальные отличия заметны в костюмах китайских мужчин. У них совершенно иные понятия стиля, моды, признаков социального статуса, состоятельности. Например, национальная одежда мужчин Китая включает в себя халат. Мы привыкли считать халат домашним, удобным, теплым, но неприличным для появления на людях. Национальная одежда народов Китая воспринимает халат как верхнюю одежду, обязательный элемент костюма. А вот штаны для китайцев неприличное одеяние, как раз их жители страны прикрывают халатом либо плахтой. Мужчины Китая носят широкие штаны, а женская национальная китайская одежда штаны без молний, пуговиц .

Национальная одежда древнего Китая это еще и головные уборы. Шапки носят все парни, которым исполнилось двадцать лет, исключение только монахи. Но главным в костюме мужчин является пояс. Обычно пояс берут черный, а признаком состоятельности является ткань чем дороже, тем богаче владелец. Отсюда вывод нельзя представлять мужские костюмы только по одному критерию, необходимо учитывать место проживания, время, зажиточность, социальный статус человека.

Национальная одежда древнего Китая вообще ломает все стереотипы, начиная от стиля, манеры одеваться, заканчивая цветовым отражением положения в обществе. Конечно, Китай необыкновенная страна, с оригинальными традициями, обычаями, верованиями, отсюда и поведение жителей страны столь непривычное для населения Европы. Европейцы с уважением и интересом следят за новинками моды Китая, нередко заимствуют некоторые элементы одежды, обуви, украшений в свои коллекции. Национальная одежда Китая совершенно неподвластна времени, современным веяниям моды это отдельное явление, созданное внутри страны. Жители Китая патриоты, глубоко ценят свою историю, вероисповедание, манеры поведения. Они никогда не предадут память предков, скорее наоборот рьяно хранят все исторические и культурные ценности нации.

Как называется китайская традиционная повседневная одежда?

Говоря о традиционной китайской одежде, следует вспомнить, в первую очередь, о ханьфу. С давних времен китайцы носили так называемую одежду народа Хань . то есть ханьфу.

Сейчас эту одежду можно увидеть в китайских сериалах про стародавние времена. Все попытки восстановления традиции ношения этой одежды даже в самом Китае воспринимаются как обращение к японской культуре, потому как ханьфу, очень напоминает японское кимоно. В этом нет ничего удивительного, ведь традиция изготовления и ношения японской одежды, как и многое другое, была в свое время позаимствована в Китае V-VII веков, во время правления династии Тан. В последствии, в более стабильной и консервативной Японии эта одежда сохранилась, как национальная японская традиция. Если говорить о том, что сейчас воспринимается под понятием китайской национальной одежды, то в первую очередь вспоминается длинное, красивое платье. Это ципао. Правда в англоязычных странах эта одежда более известна под названием чонсам, что дословно переводится, как длинная рубаха. Слово чонсам пришло из кантонского диалекта китайского языка, который распространён на юге, преимущественно в провинции Гуандун. В других же частях страны, в том числе и в Пекине, этот вид одежды называют ципао, и неспроста, поскольку это слово имеет собственную историю. Китайская традиционная одежда сегодня очень разнообразна. В дополнение к ципао, это и короткие блузы, жилеты, запахивающиеся пиджаки и кофты. Основное отличие – мягкость и элегантность кроя, что называется, по фигуре, своеобразная отделка традиционной китайской вышивкой, тесьмой или пуговицами-узелками. Интересная информация встретилась по поводу правостороннего запаха одежды у китайцев. …Традиционный характер носило запахивание верхней одежды слева направо. В представлении китайцев, подобный способ надевания одежды указывал на их этническую принадлежность. «Левое запахивание» одежды было характерно для одежды не только варваров, но и умерших китайцев. Покойников облачали в халат, который запахивался налево, что подтверждается погребальными портретами и рельефами Поздней Хань. В Древнем Китае движение против солнца отождествлялось с враждебным, неблагоприятным, варварским, связанным с миром мертвых ритуалом…

Одежда китайского воина

Главным элементом одежды древних китайцев, равно как и китайских воинов, был традиционный халат. Длина халата и рукавов, расцветка, а также качество материала и работы определяли социальный статус и богатство воина. Чем длиннее халат, тем выше должность его хозяина. В армии расцветка и качество ткани халата отличали военачальника от рядового воина. Солдаты носили однотонные серо-белые халаты, для одежды командного состава и некоторых элитных частей китайской империи, особенно в эпоху Хань, было характерно большое разнообразие расцветок. Преобладающими цветами в их одежде были зеленый, коричневый, розовый, голубой, красный, пурпурный, оранжевый, серый, желтый, белый и черный. Как уже упоминалось, черный цвет был объявлен священным в Циньской империи, что отражалось и в расцветке одежды той эпохи.

Солдаты регулярной китайской армии находились на казенном обеспечении и снабжались одеждой централизованно. Типичной одеждой воина были полотняные штаны и халат обычно бело-серого цвета, светлые кожаные туфли. На изготовление стандартного солдатского халата шло примерно 9,2 м полотна.

У солдат в эпоху Хань халат доходил обычно лишь до колена, так как в бою длинная одежда была неудобна. Халат, как и рубахи древних китайских воинов, имели обязательный правый запах, что по традиции считалось одним из важных признаков, отличающих китайца от «варвара». Халат китайцы подпоясывали поясом, обычно изготовленным из ткани или кожи.

Вставляем шпильки SadPanda, китайская кухня, китайский язык, Китай, 中 国

Штаны китайского воина представляли собой «ноговицы», состоявшие из двух отдельных штанин, закреплявшихся на поясе.

Обувь древнекитайского воина изготавливалась из светлой кожи или плелась из пеньковых веревок. Это были тапочки с квадратными или округлыми мысками, надеваемые на босу ногу. Другой разновидностью обуви воинов были используемые вместо туфель грубые полотняные чулки. Кроме того, в китайской армии, особенно в кавалерии, весьма распространенными в Ханьскую эпоху стали сапоги, перенятые у кочевых народов.

Прически воинов древнекитайского войска. Эпоха Цинь

Головные уборы древние китайские воины носили достаточно редко. В Ханьскую эпоху волосы не стригли, а укладывали их в прическу, скрепляя шпилькой. Среди воинов первого Циньского императора преобладали два типа причесок. В первом случае пучок волос на макушке делился на две части, которые вместе с прядями у висков заплетали в две косы. В третью косу заплетали разделенные на три части волосы на затылке. После этого все три косы соединяли на затылке, а затем вместе с основной массой волос их закручивали узлом в верхней части головы правее макушки.

Во втором случае волосы спереди и с боков зачесывали назад, делили на шесть прядей, которые заплетали в плоскую косу. Косу закручивали на затылке. Поверх узла волос надевали головной убор в виде согнутого под острым углом прямоугольного куска кожи. Его закрепляли с помощью ленты, завязываемой под подбородком.

Головные уборы китайцев. Эпоха Цинь

В качестве головных уборов в ханьское время использовали также своеобразные прямоугольные мешочки из легкой и прозрачной шелковой материи, надевавшиеся сверху на узел волос.

Источники: starina-rus.ru, otvet.mail.ru, infourok.ru, www.e-reading.mobi, www.e-reading.club

Это интересно

Ипполит в греческой мифологии:

Сын афинского царя Тесея и царицы амазонок Антиопы. По Плутарху мать Ипполита звали или Ипполита, или Меланиппа. ...

Что такое автожир?

Автожир устойчив, манёвренен и удобен в управлении даже при ветре до 15 м\с. При этом он имеет способность ...

Антигона

Когда царь Фив Креонт после гибели в единоборстве братьев Антигоны Этеокла и Полиника велит похоронить первого со всеми ...

Мисс совершенство

Психологи пришли к выводу, что для того чтобы завоевать титул «Мисс-совершенство», необходимо следовать нескольким простым правилам. Если ...

  • Новые конструкции ветрогенераторов

    После смерти Рюрика в 879 г. из-за малолетства его сына Игоря князем Новгородским стал его родственник Олег. Князь Олег был очень предприимчивым...

  • Иисус Навин

    Особо римляне почитали божества, покровительствовавшие домашнему очагу. Его главной покровительницей была богиня Веста. Ей посвящали вход в дом (отсюда "вестибюль"). В...

objective-news.ru

Специальная одежда чиновников Китая династии Цин (1644-1911).

Первоначально материал был собран для создания карнавального костюма, я несколько углубилась в тему, чтобы статья соотвествовала запросам ролевиков. Пожалуйста, обратите внимание на ссылки в тексте.Статья обновлена.

Специальная одежда чиновников Китая династии Цин (1644-1911).

Парадная (чаофу) и полуофициальная (чифу) одежда чиновников разных рангов отличалась качеством и оформлением шёлка, допустимыми к использованию декоративными мотивами, аксессуарами. Поверх неё носилось верхнее платье (буфу). Для одежды было характерно сочетание гладкокрашенных и орнаментированных тканей различных цветов.

Основная часть одеяния чифу была цельнокроенной и вырезалась из единого куска специально вытканного шёлкового полотна.Рис. 1. Нераскроенное императорское платье чифу.

Отличительным знаком милости императора было позволение носить чифу с изображением дракона. Самым нарядным считался синий цвет в сочетании с жёлтым. Роскошные чифу с вытканными драконами именовались "драконьим платьем" - луньпао или манпао (на халатах императоров и наследников престола были вытканы драконы с пятью когтями — луны, на одежде придворных вышивались драконы с четырьмя когтями — маны). В законах отмечалось, что императоры в виде награды могли даровать сановникам право носить халат с изображением драконов с пятью когтями, но название такой одежды все равно оставалось прежним. Драконы на луньпао, который обычно переходил от одного правителя к другому, были вышиты не только на груди, на спине и на плечах, но так же и на подоле (по кругу - спереди и сзади относительно колен), и даже на внутренней подкладке. Таким образом на платье помещались девять драконов. При взгляде спереди или со спины, одновременно должны были быть видны пять драконов, поскольку в традиционном Китае числа пять и девять ассоциировались с престолом правителя. Одежды жёлтого цвета, а также изображения двенадцати символов власти (см. приложение №2) принадлежали только императору. Чиновникам высших рангов иногда дозволялось включать в костюм декоративные элементы жёлтого цвета.

Придворная одежда была двух видов – летняя (из шифона и других лёгких тканей, иногда на тонкой шёлковой подкладке) и зимняя (из плотного шёлка, отороченная мехом, на шёлковой, ватной или меховой подкладке).

Рис. 2 Полуофициальное летнее "драконье платье" чифу высокопоставленного чиновника. Шифон, рисунок «драконы в поднебесье».

Рис. 3 Полуофициальное платье высокопоставленного чиновника (чифу). Шёлк c вытканными драконами и цветами.

Рис. 4 Полуофициальное летнее платье высокопоставленного чиновника (чифу). Шёлковый гобелен с изображениями драконов и птиц, со вставками из голубого гладкокрашенного шёлка, на однотонной голубой подкладке. Застёгивается на металлические пуговицы в форме шариков у горла, под правой мышкой и дважды на правом боку. Крепёж для пуговиц и петли выполнены в цвет окантовки горловины.

Парадная сложнокроенная одежда (чаофу) предназначалась для особо торжественных случаев, таких, как церемония восхождения на престол, празднование Дня рождения императора, жертвоприношения Небу и Земле. В комплекс чаофу входило распашное платье с притачной юбкой в складку, которое надевалось с роскошным оплечьем (пилИнг), головным убором и длинными ожерельем чаодзю, выбор камней для которого соответсвовал рангу чиновника. Подпоясывалась чаофу кожаным или шёлковым поясом с каменной или металлической пряжкой.

Рис. 5 Парадная одежда чиновника высшего ранга чаофу. Тонкий шёлк, изображения драконов и символов вселенной.

Рис. 6 Парадное платье чиновника высшего ранга чаофу. Шёлк, вытканный узор с драконами.

Право носить оплечье пилИнг в комплексе парадного одеяния чаофу даровалось чиновнику специальным указом императора. Длинное ожерелье чаодзю чиновников высшего ранга изготавливалось из каменных бусин (жемчуг и некоторые из драгоценных камней можно было надевать в чаодзю только императору и его родственникам). Чиновники победнее обходились фарфоровыми, костяными и стеклянными ожерельями.

Рис. 7 Роскошное ожерелье чаодзю, набранное из каменных бусин в сочетании с эмалированными серебряными вставками.

Рис. 8 Оплечье пилИнг с изображениями драконов для парадного костюма чаофу чиновника высшего ранга. Шёлк, вышивка золотыми нитями.

Верхнее распашное платье (буфу) надевалось поверх парадного или полуофициального костюма. Изображения на квадратных нашивках (буцзы) на груди и спине соответствовали рангу чиновника, который соотносился с одной из птиц (см. приложение №1). Платье обычно шилось на подкладке.

Рис. 9 Верхнее распашное платье чиновника (буфу). Шёлк, нашивки буцзы придворного на груди и спине золотного шитья, изображающие золотых фазанов(второй ранг).

Летний специальный головной убор чиновника представлял собой конус, сплетённый из бамбука, отделанный понизу шёлком. Зимний головной убор состоял из облегающей чёрной шапочки с пришитыми круглыми полями, часто отделанными собольим мехом, и церемониального плюмажа из павлиньих перьев (хуалинь). Оба головных убора венчались шёлковой кистью (иногда очень объёмной), поверх которой крепился шарик, обозначающий ранг чиновника (см. приложение №3). Император даровал право носить плюмаж за особые заслуги.

Рис. 10 Зимняя шапка чиновника. Чёрный шёлковый сатин, меховые поля, красная шёлковая кисть, плюмаж из павлиньих перьев хуалинь. Навершие показывает, что шапка изготовлена для чиновника 6-го ранга.

Плюмаж хуалинь, имеющий павлиний глаз, дозволялось носить придворным и чиновникам до шестого ранга включительно.

Рис. 11 Плюмажи из павлиньих перьев (хуалинь) – с двумя и одним глазком.

Рис. 12 Простая демисезонная чиновничья шапка в разобранном виде. Хорошо виден крой тульи и приподнятые круглые поля.

Рис. 13 Летняя чиновничья шапка без знаков отличия. Бамбук, шёлковая окантовка края, шёлковая красная кисть.

Рис. 14 Летняя чиновничья шапка со знаками отличия 3-го ранга. Бамбук, шёлковая окантовка края, пышная шелковая красная кисть, хуалинь с одним глазком.

Рис. 15 Парадный портрет придворного. Пожилой мужчина из императорского рода одет в зимнее платье чаофу, вытканное золотыми драконами по синему фону. На шее у него оплечье пилИнг на золотистой подкладке и жемчужное ожерелье с яшмовыми бусинами. На голове парадная шапка с пышной красной шёлковой кистью, рубиновым шариком и пером павлина. На животе видна поясная пряжка.

Рис. 16 Портрет принца Чуаня. На принце парадное платье чаофу из синего шёлка, подбитое мехом, затканное драконами, оплечье пилИнг на подкладке из золотистого шёлка, ожерелье из яшмы с нефритовыми бусинами, пояс. На голове шапка с пышной красной шёлковой кистью, рубиновым шариком и плюмажем из павлиньих перьев.

Приложение №1.Перечень символов чиновничьих рангов, отображаемых на квадратных аппликациях (буцзы) верхней одежды (буфу) (NB! на женском одеянии буфу солнце на буцзы изображается справа от символа ранга).Главный цензор и специальный уполномоченный по надзору гражданских и военных ведомств получали высокую честь носить одежды с узорами сечжи (мифические животные, которые обладали способностью отличать ложное от истинного).

Рис. 17 Аппликация (буцзы) для верхнего распашного платья (буфу) гражданского чиновника 1 ранга

Рис. 18 Аппликация (буцзы)для платья буфу супруги гражданского чиновника 5 ранга.

Рис. 19 Аппликация (буцзы)для платья буфу гражданского чиновника 6 ранга.

Рис. 20 Буцзы для платья буфу военного чиновника 4 ранга

Рис. 21 Буцзы для платья буфу цензора (чиновника специальной службы императорского надзора).

Приложение №2.Двенадцать символов императорской власти.

Приложение №3.Перечень отличительных наверший для чиновничьих шапок.

Рис. 22 Навершия для чиновничьих шапок. Слева направо сверху вниз: 1-2 - 5-й ранг, 3 – 3-й ранг, 4 – 4-й ранг, 5 – низшие ранги, 6 – 6-й ранг, 7-8 – низшие ранги.

costume-history.livejournal.com

Символизм в костюме древнего Китая

Краткий обзор истории костюма в др. Китае

Китай - страна древней истории, населенная множеством народностей. Почувствовать ритм его современного развития и реформ можно проследив длительную эволюцию богатой культуры костюма. Из поколения в поколение китайские мастера одежды вносили свою лепту в это направление декоративно-прикладного искусства. Самобытная китайская одежда уже стала важной частью культуры всей нации, с ней постепенно знакомится все больше и больше людей в мире посредством вернисажей, фильмов, художественных альбомов.    В руинах Хэмудуской культуры, существовавшей 7000 лет назад, были обнаружены иглы из кости и фрагменты одежды. Это доказывает, что китайская одежа уходит крнями в очень далекую историю человечества. Изящные виды одежды древнего Китая от периода Воюющих царств, эпохи Весны и Осени, династий Цинь и Хань, периода Вэй и Цзинь, Южных и Северных династий до династий Тан, Сун, Юань, Мин и Цин, вписали блестящие истории странички в историю китайского костюма.    В период Весны и осени (770 лет до н. э.) уже существовали мастерские по пошиву одежды государственных чинов. В то время были известны и частные пошивочные лавки. Тогда по одежде уже можно было различать сословную принадлежность человека. Так как были разные независимые княжества и все они стремились к обеспечению своей обороны и развитию экономического потенциала. Все это наложило отпечатки и на многообрзие костюма.    В династии Цинь и Хань (221 г. до н.э. - 220 г. н.э.) Китай был объединен императором Циньшихуаном, похороненым, как известно, вместе с погребальными статуями воинов и коней. Их раскопки помогли ученым уточнить, в частности, и особенности одежды той эпохи. При нем была введена новая классификация одежды, отражавшая обществевнное положение и ранг чиновников от самого императора, его министров, до служащих и т. д.    В эпоху Южных и Северных династий (220-589 гг.) в Китае было много войн. Народности страны переселялись в это смутное время из одного места в другое, благодаря чему смешивались разные культуры и эстетические идеи. Философские учения прямо влияли на народную жизнь. В это время и культура одежды имела собстввенное своеобразие. В нарядном костюме той эпохе отбразились характер человека и природы.    Династия Тан (618-907 гг.) занимает блестящую страницу в истории китайского костюма. Открытая политика и существование различных идеологических школ повлияли на направления костюма, форма одежды стала более свободнее чем при предыдущих династиях. В этот период женская одежда стала называться модой. Быстро менялись формы и ярко проявлялась красота одежды. Модная одежда была очень популярна, с ней нельзя сравнивать предыдущие периоды истории. В династию Сун (960-1279 гг.) китайская одежда отличалась скромным и изящным стилем. Такая одежда сегодня должна напоминать в первую очередь платье для отдыха.    В династию Юань (1206-1368 гг.) страной управляли монголы. В этот период одежда, естественно, несла на себе отличительные особенности монголов. Сочетание раскошного костюма ханьцев и скромного стиля. Одежды монголов - особенность монгольского периода в истории национашьного костюма.    В династию Мин (1368-1644 гг.) традиции костюма значительно преобразовываются. Упраздняется одежда чиновников по рангам, новые времена вносят новые мысли в искусство одежды. Отдается должное красоте природы, что вносит жизненность в культуру костюма того времени.    Династия Цин (1616-1911 гг.) открыла удивительную страницу истории костюма в нашей стране. За это время в мире произошли огромные изменения, однако важные события не повлияли на культуру костюма Китая. Люди привыкли соотносить положение в обществе с одеждой, поэтому они демонстрировали себя во всем своеобразием традиционного наряда. Именно такие привычки стали важным наследием содержанием наследия культуры костюма. Женское платье «ципао» по сей день пользуется большой славой, оно стало представителем китайского национального женского костюма именно потому, что подчеркивает красоту женщин Востока.

  Древние китайцы носили по несколько одежд, так как климат на севере был суровым, а на юге чередовались сильная жара и холод. Уже за две тысячи лет до нашей эры китайцы умели изготовлять цветную шелковую ткань, тонкие ткани из конопли и хлопка. 

Китайский национальный мужской костюм

Нижней одеждой в Древнем Китае были штаны ("ку") и рубаха. Штаны прятали под длинной одеждой, так как показывать их считалось неприличным. Они были широкими, с очень низким шагом, висели сзади мешком, подпоясывались кушаком. Шили их из пеньковых и шелковых тканей, позднее — из хлопчатобумажных. Носили китайцы штаны-ноговицы: отдельные штанины, которые прикреплялись к поясу при помощи тесемок. Назывались они "таоку" — "чехол на штаны". От холода китайцев спасали стеганые штаны на вате и надетые сверху ноговицы на вате. Верхней наплечной одеждой ("а") были распашные двубортные или однобортные халаты и кофты. Верхняя одежда запахивалась на правую сторону и завязывалась. Считалось, что на левую сторону запахиваются только варвары. Рукава были широкими (средняя ширина рукава составляла 240 сантиметров). Во время работы рукава подвязывались специальной лентой, которая перекрещивалась на груди.

Зимой китайцы носили сразу несколько халатов или одежду с подкладкой — "дзяпао", а иногда надевали стеганое на вате платье — "мяньпао". В северном Китае от холода защищали шубы ("цю") из козьего, собачьего или обезьяньего меха. Шубы для знати шились из меха соболя или лисы, а поверх надевали еще шелковые расшитые халаты. Больше всего ценились шубы из каракуля. Нижнюю часть туловища древние китайцы обертывали куском ткани — эта верхняя поясная одежда называл "шан". Шан закреплялся на талии поясом — матерчатым ("ню") или кожаным ("гэдай"), а сбоку или сзади к нему прикрепляли "шоу" — цветные шнуры с нефритовыми украшениями, связанные в сетку. В древние времена пояс считался важнейшим атрибутом китайского национального костюма. К нему подвешивали строго определенные предметы: нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, иглу для распутывания памятных узлов шоу. Позже эти предметы превратились в украшения, к которому добавлялись декоративные нефритовые подвески "пэйюй". Костюм из верхней плечевой одежды ("и") и верхней поясной одежды ("шан") назывался "ишан". Спереди на ишан девался красный, богато украшенный фартук, необходимый для жертвоприношений.

Форма, цвет, орнамент древнего китайского народного костюма были символичны. Верхняя его часть ("и"), красно-черная, считалась мужской (символ Отца-Неба), нижняя ("шан"), желтая, женской (символ Матери-Земли). Позднее структура одежды упростилась, и на смену платью пришел однотонный халат. Император носил халат желтого цвета, что символизировало его власть над землей. Символический смысл имели также декоративные изображения на повседневной одежде китайцев. Мужские кофты и халаты часто украшались иероглифами "долголетие". Нередко такой иероглиф окаймляли кольцом из пяти летучих мышей: слова "летучая мышь" и "счастье" в китайском языке звучат одинаково.

Китайский национальный женский костюм

Женщины в Китае, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны, скрывавшиеся под верхней одеждой. Верхний костюм "ишан" был также подобен мужскому. Только в эпоху Тан женщины переоделись в кофты и юбки похожие на европейские. На бедрах этих юбок были треугольные вырезы, через которые была видна ткань кофты. Женские наряды отличались от мужских главным образом исключительной красотой вышитых цветных узоров. Обычно эти узоры заключались в декоративные круги — "туань". Все изображения в "туанях" были глубоко символичны. Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму, пиона — весну, лотоса -лето и солнце, хризантемы — осень. Распространенным был изображение бабочки — символа семейного счастья. Супружеское счастье олицетворяла пара уточек-мандаринок. Наконец, "туани" могли быть сюжетными: в них вышивали девушек и юношей, стариков и младенцев, изящные павильоны, сценки, иллюстрирующие знаменитые литературные произведения.

 

Традиционная китайская культура пронизана понятиями о "Величие единства Неба и Человека". Костюм, как часть культуры, являлась отражением глубоких философский познаний древних китайцев.

  Самый ранний трактат времен династии Чжоу раскрывает секрет достижения успеха в ремеслах: "Погода подвержена сезонным изменениям; земля зависит от погоды; есть умелые мастера, равно как есть и неуклюжие; есть хорошие материалы и плохие. Тот, кто сможет объединить все четыре компонента, тот получит хороший результат". То есть при гармоничном сочетании естественной космической периодичности, благоприятных земных условий с мастерством человека  можно действительно достигнуть хорошего результата. Таким образом "единство Небес и Человека" находит отражение в традиционных китайских костюмах и дизайнерских разработках. Шеньи - типичный костюм, который носили во времена династии Хань. Особенность костюма заключается в том, что верхняя и нижняя части одежды соединены, и манжеты выделены другой тканью. Он полностью скрывает тело, не давая возможности увидеть ни кусочка плоти, но дает проявиться изящности и равновесию.

Шеньи символизирует единство Неба, Человека и моральных традиционных понятий храбрости, справедливости и непорочности. Этот костюм является воплощением всех вещей на земле. Широкие манжеты рукава Шеньи символизируют Юаньжун Небесного пути [Юаньжун означает гармонию, совершенствование и законченность]. Наложение правой части воротника на левую часть символизирует ясность и перпендикулярность граней Земли, отражает концепции Инь и Ян [Инь (луна) символизирует восприимчивость, и пассивность. Ян (солнце) символизирует мужское начало, действие, движение и жар]. Правая сторона воротника представляет Ян и находится снаружи. Левая сторона представляет Инь и находится внутри. Это также демонстрирует необыкновенность духа законности, справедливости и беспристрастия, с которым люди относятся друг к другу.

Сзади у Шеньи проходит прямой шов от основания до верха. Это отражает праведность человеческого поведения. Широкий пояс обвязан вокруг талии, символизируя движение вперед или назад и отвечает концепции равновесия. Верх сделан из четырех частей ткани, символизируя времена года. Низ одежды состоит из 12 частей ткани, представляя 12 месяцев года. Ежедневная жизнь человека должна соответствовать строгой цикличности 12 месяцев, поэтому форма и части, которые составляют Шеньи, не должна меняться. Это также представляет традиционную китайскую культуру, которая выделяет благородство, исключает вульгарность, подчеркивает дух изящества, внутреннее значение и исток жизни.

Юньцзянь - платье, созданное во времена династий Суй и Тан. Оно обходит вокруг шеи и опускается на плечи. Форма Юньцзянь круглая снаружи и квадратная внутри, что представляет "понятие о том, что Небеса круглые, а Земля квадратная". На плечах Юньцзянь вышиты цветы и фрукты, соответствующие четырем временам года, и привязаны длинные зеленые кисточки, которые спускаются по сторонам. Этот дизайн подчеркивает красоту каждой из частей. Кажется, что человек и природа объединяются и охватывают все, что заставляет человека размышлять о бытии. Созидательные идеи "Единства Небес и человека" в Юньцзянь отражают ценность терпимости и гармонии всего на земле в традиционных китайских предметах одежды.

Некоторые люди будут спорить, что с научной точки зрения неправильно говорить "Небеса круглые, а Земля квадратная". Как небеса могут быть круглыми, а земля квадратной? В этом случае понятие «Небеса круглые, а Земля квадратная» не основано на географии. Это – философское понятие, включающее в себе путь, правило и культуру. Высказывание, что "Небеса являются круглыми", представляет Юаньжун. Высказывание "Земля квадратная" представляет человеческий путь, подчеркивая его непорочность и прямоту, непредвзятость и поведенческие нормы. Это - реальная ценность, представленная в соответствии с понятием "Небеса круглые, а Земля квадратная" и "Величие единства Небес и человека".

Пятитысячелетняя традиционная китайская культура является длительной и основательной, всеобъемлющей, широкой и глубокой. Только тогда, когда мы смотрим на ее происхождение, можем понять основные принципы понятия "Величие единства Небес и человека".

Ткани, цветовая гамма

 

Китай по праву считается родиной шелка и искусства шелковой орнаментации. В древности считалось, что трение шелка о кожу человека способствует излечению от многих болезней. Поэтому не только прекрасные внешние качества привлекали к нему внимание богатых и знатных людей всего мира.     Фантастические драконы, птицы, летучие мыши, бабочки, цветы сливы, пиона, лотоса, медальоны сложной формы всегда насыщены глубокой символикой. В представлениях древних китайцев-земледельцев началом жизни является единство двух противоположных сил: Неба и Земли. Конкретным выражением их слияния был дождь. Отсюда основной мотив китайского орнамента: волны, облачные ленты и спирали - символы грома и молнии. Отсюда и образ дракона - повелителя дождя, плывущего в волнах или парящего среди облаков и в то же время объятого пламенем. Цветовая символика в древности определялась сменой времен года. Зеленый - цвет весны, молодых всходов, красный - лета и огня, желтый - цвет земли, цвет созревающих хлебов, белый - цвет осени, когда закрома наполняются белоснежным зерном риса. Но белый - это и цвет запада, где умирает Солнце, поэтому для траурных одежд используются некрашеные ткани. Черный цвет - цвет зимы, самого темного времени года, а черный с красным отливом (цвет сюань) символизирует зарождение света в недрах тьмы, образ солнцестояния.    В средневековье общий характер цветовой гаммы сохраняется, но ее символика постепенно вытесняется иерархическими знаками социальной регламентации: желтый цвет - цвет императорской одежды, красный - высших сановников. Затем следовали зеленый, синий, белый цвета.

Китайские национальные головные уборы

Древние китайцы не стригли волосы, а собирали их в тугой узел — "цзы" — и укладывали на темени, закрепляя шпилькой. Надо лбом, на висках и на затылке волосы были тщательно приглажены. После захвата Китая маньчжурами всех китайских мужчин заставили брить переднюю часть головы, а остальные волосы заплетать на затылке в косу. Эта прическа стала своеобразным символом угнетения китайского народа, поэтому участники восстаний срезали косу.

Головные уборы китайских мужчин были разнообразными. Этикет требовал, чтобы голова всегда была покрыта. Несовершеннолетние юноши носили маленькие металлические колпачки. У знатных юношей эти колпачки могли быть золотыми, украшенными драгоценными камнями. По достижении совершеннолетия (двадцать лет) проводился ритуал надевания шапки — "гуаньли". Китайский император носил головной убор, который назывался "мянь". Его могли надевать и другие знатные лица во время совершения священных ритуалов. Конструкция мянь была очень сложной, и все ее детали имели символическое значение. В основе всех женских причесок лежал узел. Прически были сложными, но легкими и изящными. Их укладывали из прямых волос с несколькими проборами, симметричными волосяными петлями, валиками. Чтобы волосяные петли хорошо держались, их смазывали клейкими составами и наматывали на бархатные валики. Пучки, представлявшие собой высокие петли, в прическах закреплялись на темени или на затылке. В каждой прическе было по два-три пучка. С висков волосы зачесывались наверх, а лоб обрамляла короткая редкая челка. Были и другие варианты женских причесок, без челки, со спускающимися с висков длинными прямыми прядями, с прикрепленными парными украшениями. Знатные дамы носили парики.

Невесте перед свадьбой волосы заплетали в косу или скручивали в жгут и укрепляли на темени двумя большими шпильками крест-накрест. Во время венчания у невесты на лбу выстригали прямую челку, а на висках волосы срезали под углом. Китайские женщины головные уборы не носили. Только на свадьбу и в самых торжественных случаях они надевали сложный головной убор — "фэнгуань".

С древних времен в Китае искусство ухода за собой считалось особо возвышенным и утонченным. Женщины наносили на волосы эссенции и масла, смазывали лаком и воском, посыпали сверху цветной пудрой. Прически украшались цветами, веточками с листьями и мелкими почками. Невестам в височные пряди вплетали нити жемчуга, цветные шелковые шнуры, гирлянды мелких цветов. Древние китайские воины для устрашения неприятеля расписывали лицо тушью.

 

phibs-phibs.livejournal.com

лунпао - одежда китайского императора

любое повествование о китайском костюме, даже двадцатого века стоило бы начинать именно с этого артефакта: лунпао или "драконового халата" ("long"- дракон, "pao" - платье, одеяние, халат), так как именно это одеяние навсегда ушло из гардероба вместе с Синьхайской революцией. лунпао носил только Император Поднебесной...

императорское облачение всегда создавалась строго по канонам и нормам, особенно отличалось строгостью и сложностью одеяние императоров последней, маньчжурской династии Цин. во-первых, одеяние императора выражало собой режим и систему правления династии. во-вторых, все в нем имело глубочайшее значение: цвет, фасон и вышивка, символы. основная идея передавала традиционные китайские верования о единстве трех мировых начал: Неба, Земли и Человека (Императора). таким образом император, облачаясь в официальный парадный костюм (например, лунпао) включался в космологическую систему и становился связующей Осью мира между Небом и Землей. эта идея центра подчеркивалась цветом: только император мог носить желтые одежды. как вспоминал последний император Пу И: "Каждый раз при воспоминаниях о детстве перед моими глазами всплывает сплошной желтый туман: глазурованная черепица на крыше жёлтая, паланкин - жёлтый, подстилки на стульях - жёлтые, подкладки на одежде и шапке, кушак, фарфоровая посуда, ватные чехлы для кастрюль, обёртки для них, занавески, стёкла - всё жёлтого цвета. Этот существующий на правах личной собственности так называемый "блестящий жёлтый" цвет с детства заронил в мою душу чувство собственной исключительности".

лунпао (конец XIX века, династия Цин (1644-1911), Oklahoma History Centre)

подол такого платья украшался символическими изображениями мировых вод (лишуй) и волн (пиншуй), в которых плавают драгоценности, символизировавшие благие желания. в центре подола изображались трехглавые горы (boshan), символизировавшие ориентацию по сторонам света. основным элементом, давшим название всему халату, выступал  дракон с пятью когтями, парящий в облаках - этот символ изображался на груди, на спине и на плечах, по одному дракону в анфас, на подоле же как сзади, так и спереди изображались два обращенных друг к другу дракона в профиль. таким образом на платье помещались все девять драконов. при взгляде спереди ли, или со спины, одновременно должны были быть видны пять драконов, поскольку в традиционном Китае числа пять и девять ассоциировались с престолом правителя.

дракон стал символом императора согласно легенде, по которой он был сыном женщины и дракона. в китайской мифологии дракон являлся покровителем центра, а значит правомерно символизировал институт государственной власти, столицу и самого монарха. эта идея хорошо передавалось китайской пословицей: "пусть актер наденет лунпао, он не станет императором" (xizi chuanshang longpao, chengbuliao huangdi). обычай вышивать драконов на императорской одежде уходит своими корнями в глубокую древность, ко временам правления династии Чжоу (XI век - 256 г. до н.з.).часто дракона изображают с шаром или жемчужиной, символизирующей в даосизме и буддизме духовную суть вселенной, светоч и мудрость. отсюда одно из значений иероглифа "дракон" как выдающаяся личность, гений. обладающий талантом и мудростью.в облака помимо драконов были вплетены другие символов: солнце, луна и звёзды (олицетворяя свет, исходящий от престола), горы (как синоним стабильности и прочности правления), птицы (выражающие красоту и изящество), речной тростник (который представлял собой чистоту и безупречность), и огонь (символ света).

вообще одеяние цинских императоров подразделялось на несколько видов:* лифу (礼服, парадная церемониальная одежда, куда входило и лунпао)* чаофу (朝服, красное парадное платье)* цзифу (旗服, знаменная, праздничная одежда)* чанфу (常服, повседневная гражданская одежда)* бяньфу (弁, повседневная, чаще военная одежда)* синфу (дорожная одежда)* юйфу (雨服, одежда от дождя).

в отличии от лунпао, праздничное одеяние цзифу носил не только император, но и члены императорской фамилии. поверх цзифу одевали однотонную кофту, на которой также нашивались знаки различия, точно обозначавшие ранг носителя (например, князь первого или второго ранга). изображения дракона мог носить только император.

цзифу (конец XIX века - начало XX века, Honolulu Academy of Arts)

в Запретном городе фасонами императорской одежды занималось целое ведомство илибу. порой процесс занимал весьма продолжительное время (около двух лет): cначала художники рисовали гунбихуа (традиционный живописный орнамент) согласно выдвинутой императором теме, потом старший евнух передавал рисунки императору (или регенту) на рассмотрение, иногда фасон прямо разрабатывался Департаментом двора. в конце концов изготовление императорского одеяния производилось тремя текстильными отделениями, находящимся в разных городах: Нанкине, Сучжоу и Ханчжоу. что касается денег, то ограничений никаких не существовало, и каждый такой наряд подчас стоил целого состояния. как вспоминал Пу И: "Для императрицы и наложниц на одежду выделялись определенные ассигнования, а у императора никаких ограничений не было. Шили одежду круглый год, а что шили, я и сам не знал. Во всяким случае, я всегда надевал что-нибудь новое. У меня под руками имеется счет, на котором написано: "Стоимость материала на верхнюю одежду, сшитую в период с 6-го числа десятого месяца по 5-е число одиннадцатого месяца". Год на счете не указан. Согласно записям, в этот месяц мне сшили одиннадцать халатов на меху, шесть парадных халатов, две меховых жилетки и тридцать пар теплых курток и брюк".

за день император переодевался не один раз, однако эти переодевания совершались по определенному распорядку. один только обычный халат император менял двадцать восемь раз. для хранения одежды существовал отдел шанъицзянь, где хранилась одежда императора, а также специальный отдел, который занимался управлением повседневным гардеробом императора. кроме того, во дворцах было множество евнухов, которые помогали императору переодеваться.

лунпао (период правления императора Цяньлуна (1736-1799), династия Цин).

лунпао (период правления императора Юнчжэна (1723-1735), династия Цин).

tata-cheshuina.livejournal.com

Одежда в Древнем Китае - e-motion.tochka.net

На севере Китая климат был весьма суровым, а на юге чередовались сильная жара и холод. Поэтому китаец одевался на все случаи жизни – в несколько штанов и несколько своеобразных распашонок. Нижняя одежда состояла из ку (штаны) и рубахи. Штаны – широкие с очень низким шагом, висящие сзади мешком и подпоясанные кушаком, – прятали под длинной одеждой, так как показывать их считалось неприличным. Шили их из пеньковых и шелковых тканей, позднее – из хлопчатобумажных.

На ку нередко надевались таоку – отдельные штанины, которые прикреплялись к поясу при помощи тесемок. В холодные времена китайцы носили стеганые штаны на вате и надетые сверху ноговицы на вате. Типичным комплектом верхней одежды древних китайцев был так называемый ишан. Спереди на ишан надевался красный, богато украшенный фартук, необходимый для жертвоприношений.

Форма, цвет, орнамент древнего китайского костюма были символичны. Верхняя его часть (“и”), красно-черная, считалась мужской (символ Отца-Неба), нижняя (“шан”), желтая, – женской (символ Матери-Земли).

“И” представляла собой распашные двубортные или однобортные халаты и кофты. И запахивались только на правую сторону. Рукава были весьма широкими (в среднем 240 см). На время работы их подвязывали специальной лентой, которая перекрещивалась на груди.

Нижнюю часть туловища древние китайцы обертывали куском ткани – это верхняя поясная одежда “шан”. Шан закреплялся на талии поясом – матерчатым (ню) или кожаным (гэдай), а сбоку или сзади к нему прикрепляли шоу – цветные шнуры с нефритовыми украшениями, связанные в сетку.

В древние времена пояс был важнейшим атрибутом костюма. К нему подвешивали строго определенные предметы: нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, иглу для распутывания памятных узлов шоу.

Позднее структура одежды упростилась, и на смену платью пришел однотонный халат. Император носил халат желтого цвета, что символизировало его власть над землей. Символический смысл имели также декоративные изображения на повседневной одежде китайцев. Мужские кофты и халаты часто украшались иероглифами “долголетие”. Нередко такой иероглиф окаймляли кольцом из пяти летучих мышей: слова “летучая мышь” и “счастье” в китайском языке звучат одинаково.

Зимой китайцы носили сразу несколько халатов или одежду с подкладкой – дзяпао, а иногда надевали стеганое на вате платье – мяньпао. В северном Китае от холода защищали шубы (цю) из козьего, собачьего или обезьяньего меха. Шубы для знати шились из меха соболя или лисы, а поверх них надевали шелковые расшитые халаты. Больше всего ценились шубы из каракуля.

Женщины в Китае долгое время, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны, скрывавшиеся под верхней одеждой. Верхний костюм ишан был также подобен мужскому. Только в эпоху Тан женщины переоделись в кофты и юбки, похожие на европейские. На бедрах этих юбок были треугольные вырезы, через которые была видна ткань кофты.

Женские наряды отличались от мужских главным образом исключительной красотой вышитых цветных узоров. Обычно эти узоры заключались в декоративные круги – туань. Все изображения в туанях были глубоко символичны. Цветы сливы и нарцисс олицетворяли зиму, пион – весну, лотос – лето и солнце, хризантемы – осень. Распространенным было изображение бабочки – символа семейного счастья. Супружеское счастье олицетворяла пара уточек-мандаринок. Наконец, туани могли быть сюжетными: вышивали девушек и юношей, стариков и младенцев, изящные павильоны, сценки, иллюстрирующие знаменитые литературные произведения.

По древнекитайскому этикету требовалось, чтобы голова мужчины всегда была покрыта. Отсюда огромное разнообразие головных уборов. Несовершеннолетние юноши носили маленькие металлические колпачки. У знатных юношей эти колпачки могли быть золотыми, украшенными драгоценными камнями. При достижении совершеннолетия (двадцать лет) проводился ритуал надевания шапки – гуаньли.

Китайский император носил головной убор, который назывался мянь. Его могли надевать и другие знатные лица во время совершения священных ритуалов. Конструкция мянь была очень сложной, и все ее детали имели символическое значение. Китайские женщины головные уборы не носили. Только на свадьбу и в самых торжественных случаях они надевали сложный головной убор – фэнгуань.

По материалам www.butik.com.ua

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

e-motion.tochka.net


Смотрите также