Постройки рима древнего. Древние достопримечательности Рима. Постройки Древнего Рима. Храмы Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние достопримечательности Рима. Постройки Древнего Рима. Храмы Древнего Рима. Постройки рима древнего


Самые знаменитые архитектурные сооружения Древнего Рима

Римская империя является одной из древнейших цивилизаций мира. Ее история начинается более трех тысяч лет назад, а расцвет приходится на первые столетия нашей эры. Крах древнеримской цивилизации связывают с набегами варваров, что также положило начало и разрушению необъятного количества архитектурных сооружений того времени. До наших дней дожила лишь часть из них, но и этого достаточно, чтобы насладиться величием и красотой древних объектов культуры.

Триумфальная арка Тита

Десятое место среди самых популярных архитектурных достопримечательностей Рима можно смело отдать этому уникальному строению. Причиной постройки Триумфальной арки в 81 году нашей эры послужило взятие десятилетием ранее Иерусалима императором Титом.

арка Тита

Арка имеет один пролет и расположена на Священной дороге Via Sacra. Отличительной особенностью постройки является удивительный барельеф внутри арки, на котором изображено шествие воинов, демонстрирующих свои трофеи, добытые в Иерусалиме.

Арка практически полностью сохранила свой первозданный вид, за исключением отсутствия наверху памятника статуи самого Тита, слитой из бронзы.

Колонна Траяна

Благодаря своему уникальному строению, этот монумент поднимается среди прочих на 9 строчку рейтинга. Колонна посвящена императору Траяну, выходцу из обычных легионеров, укрепившему и усилившему власть римской империи в годы своего правления.

Колонна Траяна

Памятник был возведен в 113 году нашей эры. Внутри него находится винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку капители, а снаружи колонна украшена рельефными эпизодами сражений времен войны Дакии и Рима.

Основание памятника, внутри которого расположили урны с пеплом, является усыпальницей императора Траяна, скончавшегося в 117 году нашей эры, и его спутницы жизни.

Фонтан Треви

В Риме сохранилось большое количество прекрасных фонтанов, среди которых самым популярным является Фонтан Треви, за что он и получил восьмое место в списке достопримечательностей.

фонтан Треви

Это сооружение имеет удивительную историю. Еще в 20 годы нашей эры император Октавиан Август установил водоснабжение жителей чистой водой, питающееся от удаленного на 12 км от города источника. До 18 века сооружение было скромного вида, и только в 1762 году, после тридцатилетнего периода строительства, обрело свой уникальный вид.

Фонтан представляет собой каменное изваяние морского бога Нептуна, окруженного множеством персонажей, поражающих точностью деталей, и мимикой.

Термы Каракаллы

Седьмое место достается, так называемым, «банным комплексам» Рима. Созданы они были при Марке Аврелии, императоре по прозвищу Каракалла, в III веке нашей эры.

Строение имело множество отделений, предназначенных не только чтобы мыться, но и полностью расслабиться, получить наслаждение и отдохнуть душой. Постройки включали в себя сами бани (термы), библиотеки, места для театральных представлений, гимнастические залы.

Целью этого сооружения было привлечение людей, популяризация терм, в связи с чем императоры стремились не только украсить стены и полы строения уникальной мозаикой, мрамором, но и собирали в нем многочисленные скульптуры, и иные ценности искусства.

термы Каракаллы

Катакомбы

На шестую строчку попадают многочисленные подземные лабиринты Рима, представляющие собой античные места погребений людей, причисленных к лику святых.

Захоронения длились с I по V века нашей эры. За этот период в усыпальницах, количество которых насчитывают более шестидесяти, было погребено около 750 тысяч человек.

катакомбы

Так как катакомбы расположились по всему периметру города в разных его районах, одного конкретного входа в них нет. Попасть в подземные лабиринты можно, изучив официальные сайты усыпальниц.

Мавзолей Адриана

Еще одно уникальное строение Древнего Рима — замок Святого Ангела, — попадает на пятое место рейтинга. За свою историю это место успело побыть гробницей, тюрьмой, резиденцией пап и хранилищем их ценностей, замком, а в настоящее время является музеем и памятником архитектуры.

Мавзолей был построен в 139 году нашей эры по заказу самого императора Адриана, почитавшего искусство и архитектуру, для собственного погребения.

Сооружение представляет собой здание двадцатиметровой высоты, имеющее цилиндрическую форму, и установленное на крупном квадратном основании. Изначально верхушку строения украшала статуя Адриана, представленная в виде управляющего колесницей бога Гелиоса. К замку ведет чудесный мост, украшенный большим количеством античных скульптур.

мавзолей Адриана

Собор Святого Петра

Благодаря своему статусу главнейшего собора католической церкви, это строение поднимается на четвертую ступень в рейтинге знаменитых архитектурных сооружений Рима.

Строительство собора длилось более сорока лет и стало результатом работы многих знаменитых скульпторов и архитекторов, таких как Микеланджело Буонаротти, Джакомо делла Порта, Карло Мадерна.

Здание имеет потрясающий фасад с карнизом, увенчанным скульптурами одиннадцати апостолов (кроме Петра), Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. А перед самим собором установлены статуи Петра, держащего ключ от Царствия Небесного, и апостола Павла, торжественно держащего в руке меч.

собор св Петра

Высота купола, установленного на колоннах собора, до наших дней остается самой высокой в мире, и равна 138 метрам.

Собор поражает своими масштабами и огромным количеством отделений, уставленных скульптурами, картинами, лепниной. Затраты на его возведение были столь огромны, что Папа Лев Х вынужден был продать Альбрехту Брандербургскому права на осуществление индульгенций на немецких землях, из-за корыстности которого в будущем произошел европейский раскол.

Пантеон

Тройку лидеров открывает храм, построенный по заказу императора Адриана еще во II веке нашей эры, и посвященный всем Богам.

Как и многие другие здания древнего Рима, Пантеон является гробницей для захоронения многих знаменитых людей (здесь погребены Умберто I, Рафаэль).

Самой популярной и уникальной особенностью строения является круглое отверстие, расположенное на крыше купола, через которое в полдень в здание проникает яркий широкий луч света.

Храм славится своей богатой внутренней отделкой цветным мрамором, красивыми фресками и величественным убранством. И, не смотря на наличие толстых стен и массивного купола, внутри создается ощущение легкости и целостности всех конструкций.

Пантеон

Римский форум

Второе место рейтинга достается центру общественной жизни Рима — площади, выстроенной на месте когда-то болотистой местности, использующейся под кладбища, и осушенной при помощи канализационных систем, за несколько веков до нашей эры.

На римском форуме были воздвигнуты такие великолепные архитектурные сооружения, как Храм Веспасиана, Храм Сатурна и Храм Весты.

Посвященный богу Сатурну храм, построенный еще за 5 веков до нашей эры, претерпел множество изменений, связанных с постоянными разрушениями и восстановлениями, и дошел до нашего времени лишь в виде нескольких колонн.

Римский форум

Примерно та же участь коснулась и Храма Веспасиана, построенного в 79 году нашей эры, от которого в настоящее время осталось только три высоких колонны, возвышающихся на 15 метров над землей.

Дошел до нашего времени целиком только, воздвигнутый в честь богини домашнего очага, Храм Весты. После многочисленных пожаров, возникающих в здании, его было принято закрыть, в связи с чем строение пришло в упадок и сильно обветшало.

Колизей

Это сооружение по праву занимает первое место списка, поскольку уже давно является не просто величественным зданием, а неоспоримым символом Древнего и современного Рима.

Колизей

Амфитеатр представляет собой многоярусное здание овальной формы, с множеством расположенных по периметру арок разного размера. На строительство этого сооружения ушло 8 лет. Каждый ярус укрепляют колонны, возведенные в разных архитектурных стилях (коринфского, ионического, дорического ордена).

Отделка Колизея снаружи была выполнена в мраморе, а периметр украшали потрясающие скульптуры.

Самые важные персоны Рима и сам император усаживались в нижних ложах для привилегированных особ.

Несмотря на то, что уцелела лишь одна треть здания, римский Колизей остается одним из самых поразительных архитектурных сооружений во всем мире.

top-top.info

Мемориальные и триумфальные сооружения Древнего Рима | Архитектура Древнего Рима

Глава «Мемориальные и триумфальные сооружения» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)

Арка Августа на Римском форуме. Арка в Аримине. Арка Августа в Аосте. Арка Августа в Сегузионе. Арка Сергиев в Поле. Арка Тита. Арка Траяна в Анконе. Арка Траяна в Беневенте. Арка в Араузио. Арка Септимия Севера. Арка Константина. Арка на Бычьем рынке в Риме. Арка Адриана в Афинах. Колонна Марка Аврелия в Риме. Трофеи.

Триумфальные арки и колонны. Наиболее распространенными были триумфальные арки, возводившиеся уже в республиканский период, но ставшие особенно популярными в императорскую эпоху. К IV в. н.э. в Италии и провинциях насчитывалось более 350 арок. Аркам придавалось самое различное значение — политическое, мемориальное, религиозное, триумфальное. Они возводились в честь императоров, государственных деятелей или даже частных лиц; в городах и в пограничных областях — в знак подчинения их Риму, а также по случаю постройки или реконструкции дороги или моста, у входа на форум или стадион, в цирк, в порт и т.д. Римская арка служила для прохода и проезда, а также как пьедестал для статуи, скульптурной группы или квадриги. В немногих сохранившихся памятниках эти венчающие части утрачены много столетий назад, поэтому наше представление о римских арках неполно. Арка состояла из двух или более пилонов, перекрытых одним или несколькими сводами, и завершалась аттиком, в поле которого помещалась посвятительная надпись. Римская арка сформировалась к середине I в. до н.э. На ее сложение оказали влияние городские ворота и арки эллинизма.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Арка Августа на Римском форуме, 29 г. до н.э. Фасад, план
135. Рим. Арка Августа на Римском форуме, 29 г. до н.э. Фасад, план

Самые ранние арки были деревянными. Из источников известно о существовании однопролетных триумфальных арок с позолоченными бронзовыми статуями, которые в начале II в. до н.э. были поставлены на Римском и Бычьем рынке столицы по случаю победоносного окончания похода в Испанию. Подобная арка в 133 г. до н.э. была воздвигнута в Риме в честь трибуна Тиберия Гракха, погибшего в борьбе за права народа. В ранних сооружениях наряду со сводчатыми еще встречались и плоские покрытия. В арке Августа на Римском форуме (29 г. до н.э.) центральный сводчатый пролет был фланкирован боковыми пролетами прямоугольных очертаний (рис. 135).

Архитектура Древнего Рима. Аримин (Римини). Триумфальная арка, 27 г. до н.э.
136. Аримин (Римини). Триумфальная арка, 27 г. до н.э.

Среди дошедших до нас арок одна из наиболее древних — арка в Аримине (совр. Римини), 27 г. до н.э., построенная в ознаменование реконструкции важной в военном отношении Фламиниевой дороги (рис. 136). При въезде в Рим ей соответствовала арка на мосту Мульвия, через который дорога входила в столицу. Благодаря относительно малой глубине свода арка в Аримине, заключенная между двумя крепостными башнями, по своим пропорциям напоминала архитектурно оформленный проем в стене и была еще очень близка по типу к городским воротам, из которых она перестроена. Пролет арки (размером 9 м) обрамлен портиком из коринфских полуколонн с раскрепованными частями антаблемента над ними и низким фронтоном между ними. Западающий относительно полуколонн архитрав прикрывает продолженные клинья арки и включает в себя скульптурное украшение замкового камня, которому соответствуют рельефные медальоны в углах тимпана над профилированным архивольтом. Невысокий аттик с надписью, видимо, возвышался над средней частью, как и фронтон, акцентируя только арочный пролет. Таким образом, конструкция и декор арки в Римини мало согласованы друг с другом и в целом производили впечатление прорезанной проемом стены, на которую была наложена архитектурная декорация.

Архитектура Древнего Рима. Августа Претория (Аоста). Триумфальная арка Августа, 35 г. до н.э.
137. Августа Претория (Аоста). Триумфальная арка Августа, 35 г. до н.э.

Арка Августа в Аосте (древней Августе Претории), построенная в 25 г. до н. э. в честь основания императором нового города-колонии, уже выделилась из линии городских стен и представляла собой изолированный объем с углами, подчеркнутыми колоннами, и одним глубоким сводчатым проходом шириной 8,86 м (рис. 137). Внутренняя часть арки была украшена росписями. В отличие от предыдущей эта арка мыслилась уже не как проем в стене, а как монументальный проход, образованный пилонами и сводом, т.е. тектоника стены заменена здесь тектоникой, проистекающей из особенностей нового вида сооружения. Ордер также приобрел другой смысл. Зрительно выделив из общей массы сооружения, несущие пилоны, которые одновременно ограничивали пролет и поддерживали верхние части постройки, ордер тем самым выявил обе функции арки — парадного проезда и пьедестала скульптурной группы. Это было важным достижением, определившим в дальнейшем основные черты монументальных римских арок.

В то же время некоторые архитектурные членения здесь еще разномасштабны и плохо согласованы друг с другом: пилястры архивольта чрезмерно малы по сравнению с коринфскими полуколоннами, а протяженность средней части дорического антаблемента, выступающего над архивольтом арки, подчеркивает слабость частей антаблемента над угловыми полуколоннами. Пропорции арки в Августе Претории несколько тяжелы, вследствие чего она сохраняет сходство с городскими воротами.

Архитектура Древнего Рима. Сегузион (Суза). Арка Августа, 7 г. до н.э.
138. Сегузион (Суза). Арка Августа, 7 г. до н.э.

Уже к концу I в. до н.э. триумфальные арки приобрели стройность пропорций. Этим особенно отличается арка Августа в Сегузионе (совр. Сузе, Лигурия, 7 г. до н.э.), возведенная жителями города в память о проведении им дороги через Альпы (рис. 138 ). Эта арка окончательно приняла вид самостоятельного сооружения, уже ничем не напоминая ворота в крепостной стене. Объем ее более развит — глубина пролета равна его ширине. Трехмерность арки подчеркнута трехчетвертными колоннами по ее углам и сильной горизонталью лишенного раскреповок антаблемента, обходящего сооружение поверху. Гладь пилонов и плоское обрамление пролета, в котором архивольт плавно переходит в пилястры без импостов, прерываемый лишь их капителями, придают сооружению редкую целостность. Архитектурные средства применены здесь крайне лаконично, декор сведен к рельефной ленте фриза. От других арок I в. до н.э. арка в Сегузионе отличается ясностью форм и гармонией целого.

Архитектура Древнего Рима. Пола. Арка Сергиев, 29—28 гг. до н.э.
139. Пола. Арка Сергиев, 29—28 гг. до н.э.

Дальнейшее развитие римской арки позволяет проследить арка Сергиев в Поле (рис. 139). Она была поставлена, видимо, в 1-й трети I в. частным лицом — знатной горожанкой Сальвией Постумой — в честь трех ее погибших братьев и носила ярко выраженный мемориальный характер. Стройность и тектоничность арки в Сегузионе здесь сохранены, но композиция усложнена введением двух коринфских полуколонн на фасаде. Вместе с угловыми они составили пары тесно сдвинутых полуколонн по сторонам пролета. Постановка пар полуколонн на отдельные цоколи повлекла за собой раскреповку соответствующих им частей антаблемента и аттика. В центре аттик тоже раскрепован, образуя так же, как и в боковых его частях, пьедесталы для ныне утраченных статуй трех Сергиев. Таким образом, фасады арки получили динамичное решение, образовав два пространственных плана, оживленных игрой светотени. Второй план украшен впервые появившимися на арке фигурами летящих гениев в углах тимпана и надписями в западающих плоскостях аттика. Поверхности пилястр и свода покрыты тонким плетением растительного орнамента, мелкий узор которого живописно оттеняет крупные архитектурные формы. Все членения арки хорошо согласованы друг с другом, образуя единый архитектурный организм.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Арка Тита, 81 г. н.э. Ордер Архитектура Древнего Рима. Рим. Арка Тита, 81 г. н.э. Общий вид
Архитектура Древнего Рима. Рим. Арка Тита. Фрагмент фасада
140. Рим. Арка Тита, 81 г. н.э. Ордер, общий вид 141. Рим. Арка Тита. Фрагмент фасада

Классической завершенности этот тип сооружений достиг к концу I в. в триумфальной арке Тита, посвященной победе в Иудейской войне 70 г. Воздвигнутая в 81 г. в самой высокой точке Священной дороги и хорошо обозримая, арка монументально оформила торжественное вступление триумфальных процессий на Римский форум и далее к Капитолийскому храму (рис. 140, 141). Ее фасады повторили в общих чертах композицию арки в Августе Претории, раскреповки антаблемента над пролетом и над угловыми колоннами. Но те элементы, которые там диссонировали друг с другом, в арке Тита гармоничны, благодаря удачным пропорциям. В этом отношении здесь преодолены крайности более ранних арок — слишком приземистой арки в Августе Претории и подчеркнуто стройной арки в Поле. Близкие к квадрату пропорции придавали арке Тита спокойную устойчивость. Это впечатление усилено четко воспринимаемым расчленением фасадов на три взаимно уравновешенные горизонтальные (цоколь, средняя часть и аттик) и вертикальные (пролет и пилоны с соответствующими им частями антаблемента и аттика) зоны. В то же время легкое преобладание вертикальных членений выражает упругость несущих усилий арки — пьедестала под квадригой императора.

Столь же гармонично, и соотношение гладких поверхностей и декора. В арке Тита композиционный и смысловой центры сооружения совпадают. Скульптурный декор, раскрывающий назначение арки, сосредоточен в ее проезде и в центральном поле фасада, где он оттенен гладкими плоскостями пилонов и боковых делений аттика. Ширина арочного пролета акцентирована узкими глухими окнами по его сторонам (за одним из них внутри пилона находится лестница, ведущая на аттик). Не одна триумфальная процессия проследовала через арку Тита. На расстоянии, которое скрадывало детали, арка представала в величавой цельности своего внешне простого объема, возносившего статую императора на колеснице. При приближении становились различимыми слова посвятительной надписи на аттике, а затем и фриз со сценами жертвоприношения богам в благодарность за победу. Пролет арки окаймлял сильно профилированный архивольт с резной волютой на замковом камне, украшенной фигурой Фортуны. Летящие Виктории в тимпанах осеняли знаменами вступающих под арку победителей. Внутри проезда, на рельефе правого пилона, параллельно идущим двигалась колесница триумфатора Тита, окруженная ликторами и направляемая богиней Ромой. На левом рельефе римские воины вели пленных и несли трофеи, взятые из Иерусалимского храма, —  алтарь с трубами и священный семисвечник. Все рельефы выполнены с большим мастерством и отличались сочностью форм и тонкостью их обработки.

Арка носила и мемориальный характер: в середине ее кессонированного свода было изображение гения обожествленного императора, возносимого орлом Юпитера на небо. Внутри аттика, как полагают, находилась урна с прахом Тита, к которой и вела лестница в пилоне.

Арка Тита классична по достигнутому в ней органическому единству функций, архитектуры и декора, по безукоризненному чувству меры, которое проявилось и в композиции фасадов и рельефов, и в лаконизме архитектурных и декоративных средств. В арке Тита впервые применен композитный ордер.

Архитектура Древнего Рима. Анкона. Арка Траяна, 115 г. н.э.
142. Анкона. Арка Траяна, 115 г. н.э.

Преемник Тита Домициан построил много арок, но все они были разрушены после его смерти. Арки начала II в. н.э. следуют типу, установленному аркой Тита. В правление Траяна в Анконе были реконструированы маяк и мол, опиравшийся на обращенные к морю аркады. При окончании работ в 115 г. порт украсила арка в честь Траяна и его семьи (рис. 142). Благородной простотой своего облика она близка к арке Тита, но пропорции её сильно удлинены: отношение ширины пролета к его высоте равно 3,25x8,2 м. Высота арки обусловлена сопоставлением ее с длинным молом, на котором низкое сооружение могло бы затеряться. Впечатление вытянутости усиливали резко обозначенные вертикали ордера, продолженные раскреповками не только аттика, но и цоколя. Раскрепованные части аттика служили пьедесталами для статуй, венчавших арку. Скромность декора — профилированные филенки и бронзовые гирлянды — отвечала деловому характеру портовых построек. Арка Траяна придала порту архитектурную законченность.

Архитектура Древнего Рима. Беневент. Арка Траяна, 115 г. н.э.
143. Беневент. Арка Траяна, 115 г. н.э.

Другой архитектурный образ у арки Траяна в Беневенте (114—115 гг.), возведенной в честь постройки дороги Рим—Бриндизи (рис. 143). Ее фасады, целиком покрытые мраморными горельефами, воскрешали изобилие скульптурного декора эпохи Флавиев. На стороне арки, обращенной к городу, рельефы повествуют о созидательной деятельности императора, а на внешней стороне — о его завоеваниях. По сравнению с аркой Тита здесь нарушено равновесие между архитектурой и декором в пользу последнего, что привело к выразительности иного рода. Пилоны, в арке Тита гладкие, здесь разбиты и по горизонтали — скульптурными полосами двух разных масштабов, и в глубину — между сильно выступающими передними фигурами идет второй ряд фигур, а за ними — плоскость стены. Многоплановость фасадной поверхности выявлена светотенью, очерчивающей фигуры на рельефах. Густые тени от карнизов контрастировали с освещенными полуколоннами и выступами аттика, сообщая арке живописность. Но подобное решение фасадов арки зрительно создало обманчивое впечатление конструктивной слабости сооружения. Раздробленные рельефами несущие пилоны воспринимаются как заполнение между ордерными членениями, образующими хрупкий каркас, который наверху отягощен тяжелыми выступами карниза и аттика. Отсутствие чувства меры в употреблении декора проявилось и в более поздних арках.

К III в. развилась усложненная форма арки. Вместо однопролетных стали сооружаться трехпролетные арки, в которых центральный проем обычно превышал боковые. Колонны, прежде примыкавшие к фасаду, отделились от арки и стали помещаться перед пилонами на отдельных постаментах. Соответственно усилилась раскреповка венчающих частей ордера. Самой ранней аркой с тремя пролетами в Италии была несохранившаяся арка Августа на Римском форуме. В разработке типа трехпролетной арки немалую роль сыграли зодчие провинций — Галлии и Северной Африки.

Архитектура Древнего Рима. Араузио (Оранж). Триумфальная арка эпохи Августа
144. Араузио (Оранж). Триумфальная арка эпохи Августа

Древнейшая сохранившаяся трехпролетная арка сооружена в начале империи в Араузио (рис. 144). Она имеет сходство с однопролетными арками того же времени: в оформлении главного фасада применен фронтон, как в арках Аримина и Вероны. На самое начало развития типа трехпролетной арки указывает и то, что в ней зодчие еще не следуют правилу, обязательному для более поздних арок: уровень импостов среднего прохода должен лежать над замком архивольта боковых сводов. Формы еще не уравновешены, аттик чрезмерно тяжел, членения фасада слишком дробны, а декор чрезвычайно обилен (черта, характерная для галльского искусства этого времени). Высокий, разбитый на два яруса аттик арки образует три постамента для скульптурных групп. Необычна трактовка антаблемента боковых фасадов арки. Раскрепованный над средними полуколоннами антаблемент изогнут в виде арки — прием, очень употребительный в восточно-римской архитектуре.

В пределах Италии сохранились только трехпролетные арки последних двух столетий империи.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Арка Септимия Севера, 203 г. н.э.
Рим. Арка Септимия Севера, 203 г. н.э.

В 203 г. в Риме у подножия Капитолия была воздвигнута мраморная триумфальная арка Септимия Севера, посвященная победам императора в Месопотамии. Ее большая высота — 23 м отчасти определялась постановкой в пониженной части форума. Арку увенчивали: в центре — фигуры Севера и его сыновей Геты и Каракаллы на колеснице с шестеркой коней, а по углам — четыре конные группы. Особенность арки составили внутренние проемы в средних пилонах. Композиция фасада не совсем удачна. В сопоставлении с плоским аттиком, заполненным рельефами, фасад кажется перегруженным. Особенно нетектонично решено его среднее звено. На облицованных барельефами пьедесталах колонны композитного ордера выглядят лишенными опоры, а наверху они не находят завершения, так как целиком занятый надписью аттик не раскрепован в центре. Рельефы арок — низкого качества, со слишком мелкими фигурами.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Арка Константина, 315 г. н.э. Фрагмент фасада Архитектура Древнего Рима. Рим. Арка Константина. Боковой фасад
Архитектура Древнего Рима. Рим. Арка Константина. Общий вид

145. Рим. Арка Константина, 315 г. н.э. Фрагмент фасада

146. Рим. Арка Константина. Боковой фасад

147. Рим. Арка Константина. Общий вид

Почти все эти недостатки были преодолены в арке Константина, построенной в 315 г. между Колизеем и Палатином (рис. 145—147). Эта триумфальная арка в честь победы Константина над Максенцием достигала в высоту 20,35 м и была скомпонована из готовых фрагментов, снятых с сооружений конца I — начала II вв.г что очень характерно для строительства поздней империи. Рельефы среднего пролета, медальоны со сценами охоты и жертвоприношения и восемь статуй варваров на аттике перенесены с арки Траяна у Капенских ворот. Лишь низкие по качеству фризы над малыми пролетами, рельефы цоколей и медальоны коротких боковых фасадов арки одновременны сооружению. Несмотря на «сборность» и некоторую непропорциональность отдельных деталей, арка Константина обладает большими архитектурными достоинствами. Она ясно организована: коринфские колонны, продолженные раскреповками венчающих частей арки и статуями, делят весь фасад на три неравные звена. Принцип симметрии последовательно проведен в композиции арки в целом и в отдельных ее частях: боковые звенья симметричны среднему, а детали расположены симметрично главной оси каждого звена, которая выделена замковым камнем арки и вертикалью аттика. Столь четкое распределение отдельных элементов придает целому спокойную уравновешенность. Проходящие поверх горизонтальных членений арки сильные вертикали колонн и раскреповок объединяют все части фасада в один целостный объем, органичность которого особенно очевидна при сравнении с аркой Септимия Севера. В то же время выступы этих вертикалей, ритмически чередуясь с углублениями фасада, делают объем арки пластичным. Желтый мрамор ордера в сочетании с порфировым фоном облицовки оживил сооружение, придав ему не свойственную большинству арок мажорность цвета.

Для акцентирования центральной части сооружения применен противоположный по сравнению с аркой Тита прием. Скульптурный декор сосредоточен не в центре, а по краям фасада, поэтому широкое ровное поле среднего деления аттика с посвятительной надписью выделяется по контрасту с боковыми его частями, которые измельчены рельефными вставками. Высокое качество большинства рельефов со сценами битв и триумфа созвучно мастерству композиции, что делает арку Константина лучшей из арок поздней империи.

Кроме одно- и трехпролетных арок, а также более редких двухпролетных, ставившихся иногда в виде пропилей у входа в цирк, на мост и т.п., существовал еще интересный тип четырехстолпных арок — тетрапилов. Тетрапилы обычно воздвигались на перекрестке улиц и были равнофасадны.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Арка Януса на Бычьем рынке IV в. н.э. Современный вид
148. Рим. Арка Януса на Бычьем рынке IV в. н.э. Современный вид

Арка на Бычьем рынке, построенная в IV в. н.э. и известная под ошибочным на-званием арки Януса, — одна из немногих сохранившихся (рис. 148). Четыре массивных, частично пустотелых пилона с помещениями внутри были перекрыты крестовым сводом, облегченным амфорами, и увенчивались пирамидой. Внешний вид арки был необычен из-за отсутствия раскреповок и колонн. Одинаковая обработка равных по величине фасадов и аттика рядами декоративных ниш подчеркнула кубическую форму сооружения и его центричность. Обработанные в виде раковин полукруглые завершения ниш были обведены профилированными архивольтами и обрамлены тонкими колонками. Три яруса колонок образовали прозрачную сетку, наложенную на фасады. Изящные формы колонок, сопоставленные с нарядными нишами, контрасты света и тени, солнечные блики на белой мраморной поверхности фасадов делали объем арки легким и изысканным.

Архитектура Древнего Рима. Афины. Арка Адриана, 120 г. н.э.
149. Афины. Арка Адриана, 120 г. н.э.

Арки сохранились во многих провинциальных городах империи, особенно в Африке. Провинциальные архитекторы, возводившие арки, по-своему истолковывали римские принципы. Это хорошо показывает арка Адриана в Афинах, поставленная в 120 г. н.э. на границе старого и нового города (рис. 149) и оформлявшая вход в Олимпейон. Являясь одновременно мемориальной аркой и воротами, включенными в ограду, она сильно отличается по своему облику от большинства римских арок. Вместо массивного аттика ее увенчивает легкая колоннада с двусторонней эдикулой в центре. Несколько большая ширина нижней части создает впечатление устойчивости конструкции, не лишая ее легкости и стройности. В то же время чрезмерная ширина прохода (6,1 м) и то обстоятельство, что архивольт врезается в архитрав, показывают, что греческим архитекторам было трудно проникнуть в логику римских конструктивных решений. Арка Адриана показывает греческую переработку римской архитектурной темы; она очень удачно вписывается в окружающий городской пейзаж, которому не соответствовала бы рядовая римская арка, слишком тяжелая для архитектуры Афин.

Архитектура Древнего Рима. Пальмира. Триумфальная арка, II в. н.э. План Архитектура Древнего Рима. Тимгад. Триумфальная арка, II в. н.э.
150. Пальмира. Триумфальная арка, II в. н.э. План 151. Тимгад. Триумфальная арка, II в. н.э.

Очень распространенным в провинциях был тип трехпролетной триумфальной арки. Такими были арки II в. — в Пальмире на повороте дороги (Сирия, рис. 150), Антиное (Египет), Тимгаде и Сбейтле (Северная Африка). Особенно интересна трехпролетная арка в Тимгаде (рис. 151), обычно называемая аркой Траяна, хотя она построена несколько позднее. Здесь отчетливо видно, как изменилось оформление углов трехпролетных арок. В самых ранних арках (в Араузио) угол оформлен трехчетвертной колонной, в Тимгаде ее заменила пилястра, а в более поздних (арки Септимия Севера и Константина в Риме) оформление угла отсутствует. Четыре коринфские колонны на фасаде арки уже не связаны непосредственно с пилоном. Раскреповка антаблемента арки в Тимгаде и два сегментовидных фронтона, соединяющих колонны попарно, создавали впечатление, что они обрамляют в большей степени боковые проходы, чем центральный. Ниши со статуями над малыми проходами были обрамлены колонками, опиравшимися на консоли. Своеобразие арки в Тимгаде заключается в акцентировании боковых частей фасада. Их пластическая разработка представляет контраст плоскостной, заглубленной центральной части арки.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Колонна Марка Аврелия, 176-193 гг.
152. Рим. Колонна Марка Аврелия, 176-193 гг.

Кроме арок триумфальными сооружениями служили также колонны, лучшим образцом которых была триумфальная колонна Траяна на его форуме и повторившая ее позже колонна Марка Аврелия в Риме (рис. 152).

Трофеи. Эти монументальные памятники воздвигались римлянами в знак победы в завоеванных странах или на их границах, прославляя победоносное римское оружие и напоминая покоренным народам о могуществе завоевателей. По архитектурной композиции они чрезвычайно близки к мавзолеям тумулусного типа. Одни из трофеев имели большое сходство с высотными мавзолеями. Таков трофей Августа в Турби, воздвигнутый в 7—6 гг. до н.э. императором после его завоевания Альп. Это было стройное здание башенного типа: на низком цоколе располагался объем квадратного сечения со стороной 32,5 м, на который опирался цилиндр диаметром 21 м, прорезанный нишами и окруженный 24 колоннами. Над конической кровлей возвышалась бронзовая статуя Августа-победителя с фигурами скованных варваров у его ног (рис. 153). Внутри был ряд лестниц для подъема на верхний ярус.

Архитектура Древнего Рима. Турби. Трофей Августа, 7—6 гг. до н.э. Современный вид Архитектура Древнего Рима. Адамклисси (Дакия). Трофей Траяна, 109 г. н.э. Реконструкция

153. Турби. Трофей Августа, 7—6 гг. до н.э. Современный вид

154. Адамклисси (Дакия). Трофей Траяна, 109 г. н.э. Детали рельефного фриза; реконструкция

Архитектура Древнего Рима. Адамклисси (Дакия). Трофей Траяна, 109 г. н.э. Детали рельефного фриза Архитектура Древнего Рима. Адамклисси (Дакия). Трофей Траяна, 109 г. н.э. Детали рельефного фриза

Другие по своему образу ближе к классическим мавзолеям I—II вв. н.э. К этой категории принадлежал трофей Траяна в Адамклисси, построенный в 109 г. н.э. после победы над даками, жившими по Дунаю, на территории современной Румынии (рис. 154). Могучее кольцо его стен (диаметром 27 м) окружал пояс метоп укрупненного масштаба. По гипотезе Ф. Бобу-Флореску (F. Bobu-Florescu. Monumentul de la Adamclissi Tropaeum, Bucuresti, 1961) он проходил в средней полосе стены. Его рельефы в шести батальных сценах, составленных из девяти метоп каждая, красноречиво раскрывали жестокую историю порабощения Дакии римлянами. Выложенная каменной черепицей крыша имела чешуйчатую поверхность. Ее плавное восхождение (под углом в 45°) подводило взор к двухъярусному шестигранному постаменту, на котором у подножия грозного трофея в мучительных позах застыли скульптурные фигуры пленных даков. Монумент в Адамклисси, посвященный Марсу Мстителю, достигал 32 м в высоту и был хорошо виден издалека. Его окружали широкие ступени, приглашавшие зрителей — в большинстве своем покоренных, но не смирившихся даков — рассмотреть на близком расстоянии рельефы фриза, которые показывали неумолимую силу захватчиков. Трофей, в Адамклисси, в полном смысле слова являвшийся памятником монументальной пропаганды, был поставлен для лучшего обозрения на открытом месте.

antique.totalarch.com

Акведуки Древнего Рима - чудо инженерии. История и постройка

 

Акведуки стали важным достижением древнеримских инженеров: благодаря строительству этих сооружений римлянам удалось наладить идеальную систему водоснабжения городов, требующих большого расхода воды.

 

 

Акведук представляет собой оросительный канал, идущий через дороги и реки: по таким каналам в города доставляли воду. Если акведук протягивали на поверхности земли, то перекрывали верх с целью сохранить воду чистой. Нередко на пути таких древних трубопроводов встречались овраги или ямы: тогда архитекторы трудились над созданием прочных и почти воздушных конструкций. Арочные пролеты украшали и дополняли ландшафт. Арки шли в несколько ярусов: это помогало сделать сооружение особенно устойчивым.

 

 

Известны самые старые водопроводы мира – это египетские и ближневосточные конструкции, которые снабжали водой древние государства, Египет и Ниневию.

 

 

Римские акведуки: история

 

Наиболее выдающимися по величию архитектурной мысли и сложности конструкций были акведуки Древнего Рима. До сих пор туристы могут видеть на экскурсиях некоторые отлично сохранившиеся водопроводы в европейских городах.

 

 

В 6 веке до нашей эры у жителей миллионного города Рима возникла насущная потребность в постройке акведука для подачи в город питьевой и технической воды. Горожанам не поступала вода в достаточном количестве, кроме того – вода требовалась для обеспечения терм, римских саун.

 

 

Аквия Апия стал первым мостом длиной в 16 км. Далее римляне выстроили акведуки Марция и Клавдия: они исправно снабжали город водой.

 

 

Известные древние водопроводы

 

1. Лучше всех удалось сохранить 275-метровый Гардский акведук, расположенный в одной из французских провинций поблизости от крупного города Нима. На стене конструкции архитекторы оставили надпись, по которой ученым удалось установить примерное время постройки и первоначальную высоту моста – акведук был выше, чем известный Колизей.

 

Работали над возведением сооружения каменщики, руководил которыми зять императора Августа. Мост с многочисленными арками выстроили из каменных блоков: вес некоторых из них достигал 6 тонн. Этот акведукпоставлял воду из речки Фонтан-дель-Юр: несмотря на отсутствие декоративных элементов мост очень функционален и прост в конструкции.

 

Длинный и прочный акведук тянул воду над очень сложным рельефом местности: архитекторы моста смогли с высокой точностью рассчитать несущие детали и расположить арки по закону строгой симметрии. Трехъярусный акведук состоит из нескольких рядов арок, размещенных друг над другом.

Среди сохранившихся акведуков Древнего Рима именно этот долгое время интенсивно использовался в качестве магистрали, но ввиду износа сооружения мост закрыли для проезда транспорта. В наши дни по акведуку запрещено автомобильное движение – пропускают лишь пешеходов.

 

Особой изюминкой акведука является его уникальный способ построения: большое количество каменных блоков держится лишь на ювелирной подгонке камня. В конструкции не использован цемент или другие скрепляющие строительные компоненты, но блоки безупречно прилегают друг к другу. На блоке во втором ярусе исследователи отыскали высеченное на камне имя «Вераний» - возможно, это имя принадлежит архитектору моста.

 

 

2. Среди других акведуков Древнего Рима известен Карфагенский водопровод – сейчас от него остались лишь руины, а когда-то он подавал в город воду из рек Тунисского Атласа. Это мощное сооружение имело длину 132 км. Потоки воды текли естественно, по уклонам рельефа. Сам акведук заложили жители Карфагена, а завершили постройку римляне. Несколько раз сооружение было разрушено и восстановлено.

 

 

3. Древний водопроводный мост 30-метровой высоты расположен в испанской провинции Сеговия – он тянется на 17 километров. Ныне сохранившийся один из пролетов бывшего моста можно увидеть в центре города. Поток из этого водопровода направлялся сначала в большие цистерны, затем из резервуаров вода шла по другим внутригородским каналам. Сооружение разрушили мавры в XI веке, но затем акведук быстро восстановили.

 

 

4. Константинополь был крупным и хорошо развитым городом, где также была велика потребность в снабжении чистой водой. Даже на северных землях Африки можно встретить акведуки Древнего Рима - римляне и на этой территории выстроили общественную систему водоснабжения. Сейчас в окрестностях Стамбула до сих пор туристам демонстрируют руины - небольшой фрагмент постройки. Это был один из известных и мощных акведуков - Валента, также много раз подвергавшийся реконструкции. Водопровод отличался классическим римским стилем, мост был украшен арками, от одной из которых начинался знаменитый туристический маршрут - бульвар Ататюрка.

 

 

5. Древним инженерам было под силу не только снабдить город водой, но и разработать успешную систему сохранения влаги. В старинном Стамбуле работали более 40 водохранилищ, некоторые из них функционируют и сейчас.

 

Туристы едут в Стамбул посмотреть на уникальный подземный зал-резервуар с 336 колоннами: это Цистерна Базилика, расположенная неподалеку от Храма Софии. Хранилище воды отстраивали почти четверть века, а пользовались этим резервуаром больше 1000 лет. Теперь это настоящий музей рукотворных чудес, привлекающий путешественников со всего мира.

 

 

6. Также интересен и акведук в Эфесе – древнем городе, в котором был возведен беломраморный храм Артемиды. После войн город оказался во власти римлян, которые стремились благоустроить все свои наделы. В Эфесе выстроили не только бани и библиотеки, школы и театр, но и провели систему водоснабжения с акведуком. Водопровод создали из керамического материала, он проходил над и под землей. Водную магистраль собрали из трубных секций, соединенных между собой функциональными растровыми соединениями.

 

 

Водопроводы Древнего Рима 

 

 

Увидеть древние акведуки и посетить самые интересные места, связанные с историей Рима, вполне реально – достаточно приобрести доступную по цене туристическую путевку в бюро путешествий Resort.ru. Это обширный выбор туров и самые комфортные условия поездки, приятные впечатления от экскурсий и великолепного сервиса.

 

Читайте также

koi.resort.ru

Акведуки Древнего Рима - чудо инженерии. История и постройка

 

Акведуки стали важным достижением древнеримских инженеров: благодаря строительству этих сооружений римлянам удалось наладить идеальную систему водоснабжения городов, требующих большого расхода воды.

 

 

Акведук представляет собой оросительный канал, идущий через дороги и реки: по таким каналам в города доставляли воду. Если акведук протягивали на поверхности земли, то перекрывали верх с целью сохранить воду чистой. Нередко на пути таких древних трубопроводов встречались овраги или ямы: тогда архитекторы трудились над созданием прочных и почти воздушных конструкций. Арочные пролеты украшали и дополняли ландшафт. Арки шли в несколько ярусов: это помогало сделать сооружение особенно устойчивым.

 

 

Известны самые старые водопроводы мира – это египетские и ближневосточные конструкции, которые снабжали водой древние государства, Египет и Ниневию.

 

 

Римские акведуки: история

 

Наиболее выдающимися по величию архитектурной мысли и сложности конструкций были акведуки Древнего Рима. До сих пор туристы могут видеть на экскурсиях некоторые отлично сохранившиеся водопроводы в европейских городах.

 

 

В 6 веке до нашей эры у жителей миллионного города Рима возникла насущная потребность в постройке акведука для подачи в город питьевой и технической воды. Горожанам не поступала вода в достаточном количестве, кроме того – вода требовалась для обеспечения терм, римских саун.

 

 

Аквия Апия стал первым мостом длиной в 16 км. Далее римляне выстроили акведуки Марция и Клавдия: они исправно снабжали город водой.

 

 

Известные древние водопроводы

 

1. Лучше всех удалось сохранить 275-метровый Гардский акведук, расположенный в одной из французских провинций поблизости от крупного города Нима. На стене конструкции архитекторы оставили надпись, по которой ученым удалось установить примерное время постройки и первоначальную высоту моста – акведук был выше, чем известный Колизей.

 

Работали над возведением сооружения каменщики, руководил которыми зять императора Августа. Мост с многочисленными арками выстроили из каменных блоков: вес некоторых из них достигал 6 тонн. Этот акведукпоставлял воду из речки Фонтан-дель-Юр: несмотря на отсутствие декоративных элементов мост очень функционален и прост в конструкции.

 

Длинный и прочный акведук тянул воду над очень сложным рельефом местности: архитекторы моста смогли с высокой точностью рассчитать несущие детали и расположить арки по закону строгой симметрии. Трехъярусный акведук состоит из нескольких рядов арок, размещенных друг над другом.

Среди сохранившихся акведуков Древнего Рима именно этот долгое время интенсивно использовался в качестве магистрали, но ввиду износа сооружения мост закрыли для проезда транспорта. В наши дни по акведуку запрещено автомобильное движение – пропускают лишь пешеходов.

 

Особой изюминкой акведука является его уникальный способ построения: большое количество каменных блоков держится лишь на ювелирной подгонке камня. В конструкции не использован цемент или другие скрепляющие строительные компоненты, но блоки безупречно прилегают друг к другу. На блоке во втором ярусе исследователи отыскали высеченное на камне имя «Вераний» - возможно, это имя принадлежит архитектору моста.

 

 

2. Среди других акведуков Древнего Рима известен Карфагенский водопровод – сейчас от него остались лишь руины, а когда-то он подавал в город воду из рек Тунисского Атласа. Это мощное сооружение имело длину 132 км. Потоки воды текли естественно, по уклонам рельефа. Сам акведук заложили жители Карфагена, а завершили постройку римляне. Несколько раз сооружение было разрушено и восстановлено.

 

 

3. Древний водопроводный мост 30-метровой высоты расположен в испанской провинции Сеговия – он тянется на 17 километров. Ныне сохранившийся один из пролетов бывшего моста можно увидеть в центре города. Поток из этого водопровода направлялся сначала в большие цистерны, затем из резервуаров вода шла по другим внутригородским каналам. Сооружение разрушили мавры в XI веке, но затем акведук быстро восстановили.

 

 

4. Константинополь был крупным и хорошо развитым городом, где также была велика потребность в снабжении чистой водой. Даже на северных землях Африки можно встретить акведуки Древнего Рима - римляне и на этой территории выстроили общественную систему водоснабжения. Сейчас в окрестностях Стамбула до сих пор туристам демонстрируют руины - небольшой фрагмент постройки. Это был один из известных и мощных акведуков - Валента, также много раз подвергавшийся реконструкции. Водопровод отличался классическим римским стилем, мост был украшен арками, от одной из которых начинался знаменитый туристический маршрут - бульвар Ататюрка.

 

 

5. Древним инженерам было под силу не только снабдить город водой, но и разработать успешную систему сохранения влаги. В старинном Стамбуле работали более 40 водохранилищ, некоторые из них функционируют и сейчас.

 

Туристы едут в Стамбул посмотреть на уникальный подземный зал-резервуар с 336 колоннами: это Цистерна Базилика, расположенная неподалеку от Храма Софии. Хранилище воды отстраивали почти четверть века, а пользовались этим резервуаром больше 1000 лет. Теперь это настоящий музей рукотворных чудес, привлекающий путешественников со всего мира.

 

 

6. Также интересен и акведук в Эфесе – древнем городе, в котором был возведен беломраморный храм Артемиды. После войн город оказался во власти римлян, которые стремились благоустроить все свои наделы. В Эфесе выстроили не только бани и библиотеки, школы и театр, но и провели систему водоснабжения с акведуком. Водопровод создали из керамического материала, он проходил над и под землей. Водную магистраль собрали из трубных секций, соединенных между собой функциональными растровыми соединениями.

 

 

Водопроводы Древнего Рима 

 

 

Увидеть древние акведуки и посетить самые интересные места, связанные с историей Рима, вполне реально – достаточно приобрести доступную по цене туристическую путевку в бюро путешествий Resort.ru. Это обширный выбор туров и самые комфортные условия поездки, приятные впечатления от экскурсий и великолепного сервиса.

 

Читайте также

resort.ru

Древние достопримечательности Рима. Постройки Древнего Рима. Храмы Древнего Рима

Древние достопримечательности Рима можно оценить сегодня весьма неоднозначно. Внушительная арена, на которой не считался чересчур жестоким ни один вид пыток. Места поклонения, где часто почитали богов с помощью ритуальных жертвоприношений, которые сегодня нас шокируют. Дворцы для увеселений, в которых не только принималось сексуальное развращение, но даже поощрялось. Государство Древнего Рима привлекает интерес многих исследователей и любителей истории.

Кем были люди, создавшие в Риме столь грандиозные сооружения? Что заставляло их строить все более великие памятники и какой это было сделано ценой? Каковы были законы Древнего Рима? Ответы на эти вопросы весьма интересны, хотя нам и по сей день известно далеко не все. Древние достопримечательности Рима действительно впечатляют. Представим вам некоторые из них.

Колизей

Толпы людей привлекал на арену кровавый спектакль. Порой в римском Колизее были зрителями до 50 тысяч человек. Все они жаждали лицезреть сцены непередаваемого ужаса. Знать, священники, сенаторы, императоры, рабы, простые люди веселились, видя кровавые сцены.

постройки древнего рима

Гладиаторы сражались друг с другом, надев тяжелую броню. Зачастую они забивали соперника до смерти. На арене натравляли друг на друга диких голодных зверей, выпускали их на сражение с человеком. Цель, которую преследовали участники данных противоборств, - разорвать друг друга в клочья. Некоторые особенности Древнего Рима сегодня нам непонятны.

Наполнение водой арены для представлений

На сцене использовались различные виды спецэффектов. Они включали наполнение водой арены для имитации морских сражений. Как же древним римлянам удавалось наполнять Колизей водой?

Все на самом деле довольно просто: из акведуков наполнялась система резервуаров. Они находились прямо над ареной, на склоне. Эти изобретательные древние римляне перекачивали вниз воду из акведуков, а затем по резервуарам в центр Колизея. Более сложный вопрос - как им удавалось затем откачать воду?

Считается, что древними римлянами была построена канализационная система. Однако на вопрос этот еще предстоит ответить исследователям, так как в Колизее совсем немного до сегодняшнего дня было проведено раскопок. Древние достопримечательности Рима еще недостаточно изучены.

Кровавые состязания

Основные римские мифы были частью спектакля. Причем чем они были ужаснее - тем лучше. Христиан и преступников зачастую брали на наиболее опасные роли.

В римском Колизее кровавые состязания преобладали с самого его открытия, которое произошло в 72 году н.э. Церемония открытия была устроена императором Титом. Продолжалась она 100 дней. Беспрецедентная резня произошла в день открытия: погибли около 5 тысяч животных.

Колизей - дар Веспасиана

Колизей - это дар римлянам от императора Веспасиана, предшественника и отца Тита. Веспасиан, основатель династии Флавиев, начал править в 69 году н.э. Это время было критическим моментом в истории Рима. С тех пор, как империя была основана Августом, прошли сотни лет, и теперь ее будущее было весьма смутным.

храмы древнего рима

Воцарился хаос, когда началась гражданская война в Риме. Четыре императора сменилось за один год. После этого управлявший Сирией Веспасиан захватил власть.

Являясь ловким дипломатом и героем, он легко приобрел поддержку Сената и был объявлен императором. После этого, подавив восстание на Рейне и еврейский бунт в Иерусалиме, он сосредоточился на внутренних проблемах.

Веспасиан за десятилетнее правление избавил казну от дефицита, оставленного его предшественником Нероном. Он также начал строить множество общественных зданий. Самым грандиозным предприятием стал Колизей. Задумывался он как символ успеха и власти Веспасиана.

Строительство Колизея

Более 10 лет потребовалось для того, чтобы завершить строительство. Первоначально Колизей назывался Амфитеатром Флавия. Множество разнорабочих и рабов были использованы для его сооружения. Некоторые строители являлись пленниками, которых захватил Веспасиан, выиграв иерусалимскую кампанию.

До сих пор имя архитектора, создавшего Колизей, неизвестно. Одной из наиболее удивительных особенностей данной достопримечательности является весьма сложная система, созданная для контроля за толпой. Амфитеатр первоначально имел 80 входов. Все они вели в определенные сектора. Места делились на ярусы.

Судьба Колизея

Последние игры, о которых известно из письменных источников, проводились в 6 веке нашей эры. Они завершили эти жестокие состязания, забавлявшие некогда кровожадных римлян. Колизей после этого в течение долгого времени не использовался. Он был частично разрушен, как и многие другие древние достопримечательности Рима. Страшное землетрясение произошло в 9 веке, в результате была уничтожена его большая часть.

Позднее Колизей стал использоваться в качестве каменоломни. Сдиралась богатая мраморная облицовка, которую стали употреблять при возведении церквей и дворцов. Все еще осталась нетронутой часть четырех уровней, первоначально существовавших. И по сей день Колизей является свидетельством как жестокости древних римлян, так и мастерства людей, построивших достопримечательности Древнего Рима. Он привлекает в Италию множество туристов.

Пантеон

достопримечательности древнего рима

Храмы древнего Рима впечатляют. Самый известный из них - Пантеон. В 30-е годы ХХ века Бенито Муссолини, итальянский диктатор, задумал оригинальную пропагандистскую кампанию. В частности, он проводил параллели между славой нового режима и величием, которым обладала империя Древнего Рима. Привело это к множеству археологических исследований и раскопок по всему государству. Из-за разлива Тибра на многих памятниках появились отложения земли, которые их полностью покрывали. Мавзолей Августа из-за своей близости к реке был сильно поврежден. Построено это сооружение было примерно с 27 по 23 годы до н.э.

Архитектурный план, обнаруженный рабочими

Рабочие, углубившись на 6-7 метров в землю, обнаружили мостовую, которая была сделана из массивных блоков. Однако вскоре началась Вторая Мировая война, и на некоторое время об этом открытии забыли. Только спустя 20 лет, в 1964 году, римские специалисты вновь принялись изучать это место. Полноразмерный архитектурный план был высечен на мостовой. Очевидно, что двор служил мастерской для строительного объекта. Весь вопрос в том, для какого.

Не соответствовал проекту ни один из существующих памятников. Один из специалистов в 1992 году разгадал загадку. Похоже, что планы эти были созданы для Пантеона. Точно совпадали многие части сооружения, но не все.

древние достопримечательности рима

Первый Пантеон

Пантеон - это знаменитый храм, который был построен в честь императора, а также для поклонения богам Рима. То, что мы видим сейчас - это не первый Пантеон. Храм первоначально был задумкой Марка Агриппы, властного римского генерала. Началось строительство в 27 году до нашей эры, а завершено было через два года. Однако в 64 году н.э. большой пожар уничтожил Пантеон.

Перестройка Пантеона

После этого, в 118 году н.э., началась перестройка, которой руководил император Адриан. Он был архитектором-любителем, который участвовал во многих строительных проектах Рима.

Пантеон был построен после 10 лет работ. Адриан посвятил сооружение его первому строителю. Именно поэтому на фасаде виднеется имя Марка Агриппы.

В Пантеоне примечательна огромная ротонда, сделанная из кирпича и камня, а также свод, который образует купол. Пантеон - квадратное сооружение, 43 метра в высоту и ширину. Стены его 7,5 метров толщиной, а каждая из бронзовых дверей весит по 20 тонн.

Там, где сейчас находятся росписи на библейские мотивы, раньше стояли мраморные статуи богов Рима.

Термы Каракаллы

Достопримечательности Древнего Рима включают также термы Каракаллы. Эти античные бани похожи на современные оздоровительные центры. Они являются крупнейшими и самыми богато украшенными из всех общественных бань, возводившихся в Древнем Риме. Строительство их начал Септимий Север в 206 году н.э. А завершено строительство было в 216 году. Открыл термы Каракалла сын Септимия.

Украшения терм, их использование

Эти постройки Древнего Рима были украшены действительно богато: стены, облицованные мрамором, мозаичный пол, лепные потолки.

империя древнего рима

Занимали термы большую и красиво украшенную территорию, использовавшуюся как гимнастический зал. Здесь мужчины занимались спортом: метали копье, диск, боксировали. Вход в бани даже для рабов был свободным. Изначально женщины и мужчины мылись вместе, но в начале ІІ века Адриан запретил это.

Вторжение готов, уничтожение терм

Эти постройки Древнего Рима продолжали использоваться вплоть до 535 года н.э. В это время вторглись готы, которые разломали акведук. Та же судьба постигла термы Каракаллы, как и многие другие памятники Древнего Рима. Они были частично уничтожены. Требовавшиеся на их ремонт большие суммы исчезли, когда империя рухнула, исчез привычный для жителей окружающий мир. Древний Рим уходил в прошлое.

В Средние века мрамор и бронза сдирались со стен, а украшавшие термы прекрасные скульптуры оказались в коллекциях римских Пап и аристократии.

Форум

законы древнего рима

От величественного Римского форума сохранилось не многое. Он был центром жизни Рима. Появился Форум в IV веке до н.э. На его месте в наши дни сохранились лишь фрагменты некоторых памятников, множество опрокинутых камней и пара сводов. Отметим сразу, что примыкают к Римскому форуму императорские форумы, которые не являются частью Римского, хотя схожи с ним и по назначению, и по названию.

Реконструирование форума Августом

Строительство форума было случайным. Систематического плана не существовало. Поэтому форуму не доставало гармонии. Во времена Августа он был полностью реконструирован. Этот император убрал большинство сооружений, при этом вымостив и расширив территорию. Сейчас то, как форум выглядел в период республики, является загадкой. Многие постройки были деревянными, поэтому были снесены или уничтожены. Август для строительства использовал лишь камень и цемент.

государство древнего рима

Весталки

Храмы Древнего Рима на форуме включают храм, посвященный богине Весте. Это была для римского народа одна из самых важных и древних богинь. Связывали ее с сердцем, а также с огнем. Считалось, что огонь этот представлял духовную силу всей страны. Служили ей жрицы, которые следили, чтобы огонь не погас. Они всегда должны были оставаться девственницами, в противном случае их ожидала казнь. Весталки жили рядом с храмом. Выбирались они из аристократических семей в возрасте от 6 до 10 лет. 30 лет они должны были служить при храме. После окончания службы этим женщинам, таким образом, было как минимум 36 лет. Многим они казались слишком старыми, чтобы на них жениться. Большинство весталок оставалось до конца жизни жрицами.

Архитектура Древнего Рима намного превзошла по величию, функционализму и масштабу созданные греками образцы. Важную роль здесь сыграло отчасти изобретение хорошего цемента. Но не менее важным было самолюбие императоров, старавшихся на протяжении веков превзойти своих предшественников, возводя все более величественные, грандиозные и богато украшенные памятники.

загрузка...

fjord12.ru

Акведуки Древнего Рима - чудо инженерии. История и постройка

 

Акведуки стали важным достижением древнеримских инженеров: благодаря строительству этих сооружений римлянам удалось наладить идеальную систему водоснабжения городов, требующих большого расхода воды.

 

 

Акведук представляет собой оросительный канал, идущий через дороги и реки: по таким каналам в города доставляли воду. Если акведук протягивали на поверхности земли, то перекрывали верх с целью сохранить воду чистой. Нередко на пути таких древних трубопроводов встречались овраги или ямы: тогда архитекторы трудились над созданием прочных и почти воздушных конструкций. Арочные пролеты украшали и дополняли ландшафт. Арки шли в несколько ярусов: это помогало сделать сооружение особенно устойчивым.

 

 

Известны самые старые водопроводы мира – это египетские и ближневосточные конструкции, которые снабжали водой древние государства, Египет и Ниневию.

 

 

Римские акведуки: история

 

Наиболее выдающимися по величию архитектурной мысли и сложности конструкций были акведуки Древнего Рима. До сих пор туристы могут видеть на экскурсиях некоторые отлично сохранившиеся водопроводы в европейских городах.

 

 

В 6 веке до нашей эры у жителей миллионного города Рима возникла насущная потребность в постройке акведука для подачи в город питьевой и технической воды. Горожанам не поступала вода в достаточном количестве, кроме того – вода требовалась для обеспечения терм, римских саун.

 

 

Аквия Апия стал первым мостом длиной в 16 км. Далее римляне выстроили акведуки Марция и Клавдия: они исправно снабжали город водой.

 

 

Известные древние водопроводы

 

1. Лучше всех удалось сохранить 275-метровый Гардский акведук, расположенный в одной из французских провинций поблизости от крупного города Нима. На стене конструкции архитекторы оставили надпись, по которой ученым удалось установить примерное время постройки и первоначальную высоту моста – акведук был выше, чем известный Колизей.

 

Работали над возведением сооружения каменщики, руководил которыми зять императора Августа. Мост с многочисленными арками выстроили из каменных блоков: вес некоторых из них достигал 6 тонн. Этот акведукпоставлял воду из речки Фонтан-дель-Юр: несмотря на отсутствие декоративных элементов мост очень функционален и прост в конструкции.

 

Длинный и прочный акведук тянул воду над очень сложным рельефом местности: архитекторы моста смогли с высокой точностью рассчитать несущие детали и расположить арки по закону строгой симметрии. Трехъярусный акведук состоит из нескольких рядов арок, размещенных друг над другом.

Среди сохранившихся акведуков Древнего Рима именно этот долгое время интенсивно использовался в качестве магистрали, но ввиду износа сооружения мост закрыли для проезда транспорта. В наши дни по акведуку запрещено автомобильное движение – пропускают лишь пешеходов.

 

Особой изюминкой акведука является его уникальный способ построения: большое количество каменных блоков держится лишь на ювелирной подгонке камня. В конструкции не использован цемент или другие скрепляющие строительные компоненты, но блоки безупречно прилегают друг к другу. На блоке во втором ярусе исследователи отыскали высеченное на камне имя «Вераний» - возможно, это имя принадлежит архитектору моста.

 

 

2. Среди других акведуков Древнего Рима известен Карфагенский водопровод – сейчас от него остались лишь руины, а когда-то он подавал в город воду из рек Тунисского Атласа. Это мощное сооружение имело длину 132 км. Потоки воды текли естественно, по уклонам рельефа. Сам акведук заложили жители Карфагена, а завершили постройку римляне. Несколько раз сооружение было разрушено и восстановлено.

 

 

3. Древний водопроводный мост 30-метровой высоты расположен в испанской провинции Сеговия – он тянется на 17 километров. Ныне сохранившийся один из пролетов бывшего моста можно увидеть в центре города. Поток из этого водопровода направлялся сначала в большие цистерны, затем из резервуаров вода шла по другим внутригородским каналам. Сооружение разрушили мавры в XI веке, но затем акведук быстро восстановили.

 

 

4. Константинополь был крупным и хорошо развитым городом, где также была велика потребность в снабжении чистой водой. Даже на северных землях Африки можно встретить акведуки Древнего Рима - римляне и на этой территории выстроили общественную систему водоснабжения. Сейчас в окрестностях Стамбула до сих пор туристам демонстрируют руины - небольшой фрагмент постройки. Это был один из известных и мощных акведуков - Валента, также много раз подвергавшийся реконструкции. Водопровод отличался классическим римским стилем, мост был украшен арками, от одной из которых начинался знаменитый туристический маршрут - бульвар Ататюрка.

 

 

5. Древним инженерам было под силу не только снабдить город водой, но и разработать успешную систему сохранения влаги. В старинном Стамбуле работали более 40 водохранилищ, некоторые из них функционируют и сейчас.

 

Туристы едут в Стамбул посмотреть на уникальный подземный зал-резервуар с 336 колоннами: это Цистерна Базилика, расположенная неподалеку от Храма Софии. Хранилище воды отстраивали почти четверть века, а пользовались этим резервуаром больше 1000 лет. Теперь это настоящий музей рукотворных чудес, привлекающий путешественников со всего мира.

 

 

6. Также интересен и акведук в Эфесе – древнем городе, в котором был возведен беломраморный храм Артемиды. После войн город оказался во власти римлян, которые стремились благоустроить все свои наделы. В Эфесе выстроили не только бани и библиотеки, школы и театр, но и провели систему водоснабжения с акведуком. Водопровод создали из керамического материала, он проходил над и под землей. Водную магистраль собрали из трубных секций, соединенных между собой функциональными растровыми соединениями.

 

 

Водопроводы Древнего Рима 

 

 

Увидеть древние акведуки и посетить самые интересные места, связанные с историей Рима, вполне реально – достаточно приобрести доступную по цене туристическую путевку в бюро путешествий Resort.ru. Это обширный выбор туров и самые комфортные условия поездки, приятные впечатления от экскурсий и великолепного сервиса.

 

Читайте также

les.resort.ru

Древние достопримечательности Рима. Постройки Древнего Рима. Храмы Древнего Рима

Древние достопримечательности Рима можно оценить сегодня весьма неоднозначно. Внушительная арена, на которой не считался чересчур жестоким ни один вид пыток. Места поклонения, где часто почитали богов с помощью ритуальных жертвоприношений, которые сегодня нас шокируют. Дворцы для увеселений, в которых не только принималось сексуальное развращение, но даже поощрялось. Государство Древнего Рима привлекает интерес многих исследователей и любителей истории.

Кем были люди, создавшие в Риме столь грандиозные сооружения? Что заставляло их строить все более великие памятники и какой это было сделано ценой? Каковы были законы Древнего Рима? Ответы на эти вопросы весьма интересны, хотя нам и по сей день известно далеко не все. Древние достопримечательности Рима действительно впечатляют. Представим вам некоторые из них.

Колизей

Толпы людей привлекал на арену кровавый спектакль. Порой в римском Колизее были зрителями до 50 тысяч человек. Все они жаждали лицезреть сцены непередаваемого ужаса. Знать, священники, сенаторы, императоры, рабы, простые люди веселились, видя кровавые сцены.

постройки древнего рима

Гладиаторы сражались друг с другом, надев тяжелую броню. Зачастую они забивали соперника до смерти. На арене натравляли друг на друга диких голодных зверей, выпускали их на сражение с человеком. Цель, которую преследовали участники данных противоборств, - разорвать друг друга в клочья. Некоторые особенности Древнего Рима сегодня нам непонятны.

Наполнение водой арены для представлений

На сцене использовались различные виды спецэффектов. Они включали наполнение водой арены для имитации морских сражений. Как же древним римлянам удавалось наполнять Колизей водой?

Все на самом деле довольно просто: из акведуков наполнялась система резервуаров. Они находились прямо над ареной, на склоне. Эти изобретательные древние римляне перекачивали вниз воду из акведуков, а затем по резервуарам в центр Колизея. Более сложный вопрос - как им удавалось затем откачать воду?

Считается, что древними римлянами была построена канализационная система. Однако на вопрос этот еще предстоит ответить исследователям, так как в Колизее совсем немного до сегодняшнего дня было проведено раскопок. Древние достопримечательности Рима еще недостаточно изучены.

Кровавые состязания

Основные римские мифы были частью спектакля. Причем чем они были ужаснее - тем лучше. Христиан и преступников зачастую брали на наиболее опасные роли.

В римском Колизее кровавые состязания преобладали с самого его открытия, которое произошло в 72 году н.э. Церемония открытия была устроена императором Титом. Продолжалась она 100 дней. Беспрецедентная резня произошла в день открытия: погибли около 5 тысяч животных.

Колизей - дар Веспасиана

Колизей - это дар римлянам от императора Веспасиана, предшественника и отца Тита. Веспасиан, основатель династии Флавиев, начал править в 69 году н.э. Это время было критическим моментом в истории Рима. С тех пор, как империя была основана Августом, прошли сотни лет, и теперь ее будущее было весьма смутным.

храмы древнего рима

Воцарился хаос, когда началась гражданская война в Риме. Четыре императора сменилось за один год. После этого управлявший Сирией Веспасиан захватил власть.

Являясь ловким дипломатом и героем, он легко приобрел поддержку Сената и был объявлен императором. После этого, подавив восстание на Рейне и еврейский бунт в Иерусалиме, он сосредоточился на внутренних проблемах.

Веспасиан за десятилетнее правление избавил казну от дефицита, оставленного его предшественником Нероном. Он также начал строить множество общественных зданий. Самым грандиозным предприятием стал Колизей. Задумывался он как символ успеха и власти Веспасиана.

Строительство Колизея

Более 10 лет потребовалось для того, чтобы завершить строительство. Первоначально Колизей назывался Амфитеатром Флавия. Множество разнорабочих и рабов были использованы для его сооружения. Некоторые строители являлись пленниками, которых захватил Веспасиан, выиграв иерусалимскую кампанию.

До сих пор имя архитектора, создавшего Колизей, неизвестно. Одной из наиболее удивительных особенностей данной достопримечательности является весьма сложная система, созданная для контроля за толпой. Амфитеатр первоначально имел 80 входов. Все они вели в определенные сектора. Места делились на ярусы.

Судьба Колизея

Последние игры, о которых известно из письменных источников, проводились в 6 веке нашей эры. Они завершили эти жестокие состязания, забавлявшие некогда кровожадных римлян. Колизей после этого в течение долгого времени не использовался. Он был частично разрушен, как и многие другие древние достопримечательности Рима. Страшное землетрясение произошло в 9 веке, в результате была уничтожена его большая часть.

Позднее Колизей стал использоваться в качестве каменоломни. Сдиралась богатая мраморная облицовка, которую стали употреблять при возведении церквей и дворцов. Все еще осталась нетронутой часть четырех уровней, первоначально существовавших. И по сей день Колизей является свидетельством как жестокости древних римлян, так и мастерства людей, построивших достопримечательности Древнего Рима. Он привлекает в Италию множество туристов.

Пантеон

достопримечательности древнего рима

Храмы древнего Рима впечатляют. Самый известный из них - Пантеон. В 30-е годы ХХ века Бенито Муссолини, итальянский диктатор, задумал оригинальную пропагандистскую кампанию. В частности, он проводил параллели между славой нового режима и величием, которым обладала империя Древнего Рима. Привело это к множеству археологических исследований и раскопок по всему государству. Из-за разлива Тибра на многих памятниках появились отложения земли, которые их полностью покрывали. Мавзолей Августа из-за своей близости к реке был сильно поврежден. Построено это сооружение было примерно с 27 по 23 годы до н.э.

Архитектурный план, обнаруженный рабочими

Рабочие, углубившись на 6-7 метров в землю, обнаружили мостовую, которая была сделана из массивных блоков. Однако вскоре началась Вторая Мировая война, и на некоторое время об этом открытии забыли. Только спустя 20 лет, в 1964 году, римские специалисты вновь принялись изучать это место. Полноразмерный архитектурный план был высечен на мостовой. Очевидно, что двор служил мастерской для строительного объекта. Весь вопрос в том, для какого.

Не соответствовал проекту ни один из существующих памятников. Один из специалистов в 1992 году разгадал загадку. Похоже, что планы эти были созданы для Пантеона. Точно совпадали многие части сооружения, но не все.

древние достопримечательности рима

Первый Пантеон

Пантеон - это знаменитый храм, который был построен в честь императора, а также для поклонения богам Рима. То, что мы видим сейчас - это не первый Пантеон. Храм первоначально был задумкой Марка Агриппы, властного римского генерала. Началось строительство в 27 году до нашей эры, а завершено было через два года. Однако в 64 году н.э. большой пожар уничтожил Пантеон.

Перестройка Пантеона

После этого, в 118 году н.э., началась перестройка, которой руководил император Адриан. Он был архитектором-любителем, который участвовал во многих строительных проектах Рима.

Пантеон был построен после 10 лет работ. Адриан посвятил сооружение его первому строителю. Именно поэтому на фасаде виднеется имя Марка Агриппы.

В Пантеоне примечательна огромная ротонда, сделанная из кирпича и камня, а также свод, который образует купол. Пантеон - квадратное сооружение, 43 метра в высоту и ширину. Стены его 7,5 метров толщиной, а каждая из бронзовых дверей весит по 20 тонн.

Там, где сейчас находятся росписи на библейские мотивы, раньше стояли мраморные статуи богов Рима.

Термы Каракаллы

Достопримечательности Древнего Рима включают также термы Каракаллы. Эти античные бани похожи на современные оздоровительные центры. Они являются крупнейшими и самыми богато украшенными из всех общественных бань, возводившихся в Древнем Риме. Строительство их начал Септимий Север в 206 году н.э. А завершено строительство было в 216 году. Открыл термы Каракалла сын Септимия.

Украшения терм, их использование

Эти постройки Древнего Рима были украшены действительно богато: стены, облицованные мрамором, мозаичный пол, лепные потолки.

империя древнего рима

Занимали термы большую и красиво украшенную территорию, использовавшуюся как гимнастический зал. Здесь мужчины занимались спортом: метали копье, диск, боксировали. Вход в бани даже для рабов был свободным. Изначально женщины и мужчины мылись вместе, но в начале ІІ века Адриан запретил это.

Вторжение готов, уничтожение терм

Эти постройки Древнего Рима продолжали использоваться вплоть до 535 года н.э. В это время вторглись готы, которые разломали акведук. Та же судьба постигла термы Каракаллы, как и многие другие памятники Древнего Рима. Они были частично уничтожены. Требовавшиеся на их ремонт большие суммы исчезли, когда империя рухнула, исчез привычный для жителей окружающий мир. Древний Рим уходил в прошлое.

В Средние века мрамор и бронза сдирались со стен, а украшавшие термы прекрасные скульптуры оказались в коллекциях римских Пап и аристократии.

Форум

законы древнего рима

От величественного Римского форума сохранилось не многое. Он был центром жизни Рима. Появился Форум в IV веке до н.э. На его месте в наши дни сохранились лишь фрагменты некоторых памятников, множество опрокинутых камней и пара сводов. Отметим сразу, что примыкают к Римскому форуму императорские форумы, которые не являются частью Римского, хотя схожи с ним и по назначению, и по названию.

Реконструирование форума Августом

Строительство форума было случайным. Систематического плана не существовало. Поэтому форуму не доставало гармонии. Во времена Августа он был полностью реконструирован. Этот император убрал большинство сооружений, при этом вымостив и расширив территорию. Сейчас то, как форум выглядел в период республики, является загадкой. Многие постройки были деревянными, поэтому были снесены или уничтожены. Август для строительства использовал лишь камень и цемент.

государство древнего рима

Весталки

Храмы Древнего Рима на форуме включают храм, посвященный богине Весте. Это была для римского народа одна из самых важных и древних богинь. Связывали ее с сердцем, а также с огнем. Считалось, что огонь этот представлял духовную силу всей страны. Служили ей жрицы, которые следили, чтобы огонь не погас. Они всегда должны были оставаться девственницами, в противном случае их ожидала казнь. Весталки жили рядом с храмом. Выбирались они из аристократических семей в возрасте от 6 до 10 лет. 30 лет они должны были служить при храме. После окончания службы этим женщинам, таким образом, было как минимум 36 лет. Многим они казались слишком старыми, чтобы на них жениться. Большинство весталок оставалось до конца жизни жрицами.

Архитектура Древнего Рима намного превзошла по величию, функционализму и масштабу созданные греками образцы. Важную роль здесь сыграло отчасти изобретение хорошего цемента. Но не менее важным было самолюбие императоров, старавшихся на протяжении веков превзойти своих предшественников, возводя все более величественные, грандиозные и богато украшенные памятники.

загрузка...

em-goldex.ru


Смотрите также