Боги древней месопотамии. Бог воды в Междуречье. Боги Древнего Междуречья
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги Древней Месопотамии. Боги древней месопотамии


Боги Месопотамии Восточная мифология и история

Боги аккадской, ассирийской, шумерской, вавилонской, зороастрийской мифологии

Адад — бог грома, бури и ветра, сын бога неба Ану. Бог олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящие поля наводнения и плодородный дождь.

Ану — бог неба, верховное божество, правившее на небесах, сын Аншара и Кишар, один из триады богов-создателей, наряду с Энки, богом пресных и плодотворных вод, и Энлилем, или Белом, повелителем ветра.

Ахуромазда — в древнеиранской мифологии верховное божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов, жрец, творящий мир усилием или посредством мысли.

Ашшур — в аккадской мифологии центральное божество ассирийского пантеона. Ашшур — "владыка стран", "отец богов" и отец Aнy; его жена — Иштар Ашшурская.

Баал — в западносемитском мифотворчестве бог бури, грома, молний, дождя, связанного с плодородием. Владыка земли и плодородия, Баал (Балу) предстает как умирающий и воскресающий бог, чей главный враг — бог смерти и подземного мира Муту.

Зерван — в древнеиранской мифологии верховный бог, воплощение времени и судьбы. Зерван мыслился как бесконечное время, существующее изначально.

Ирра — в аккадской мифологии бог войны и чумы. Супругой его считалась богиня подземного мира Мамиту. Ирра несет на землю хаос и разруху.

Ицеды — общее прозвание божественных существ, впоследствии преобразованных в особую группу низших божеств вроде ангелов, полезных духов или добрых гениев.

Мардук — центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и магической силе; бога называют "судьей богов" и "владыкой богов".

Митра — в древнеперсидской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

Нергал — бог ужаса и истребления, мора, засухи и войны. Он считался также богом преисподней, владыкой подземного царства мертвых, откуда, собственно, в древнем языке и произошло его имя — "владыка темного града".

Син — в аккадской мифологии бог луны, отец солнечного бога Шамаша, планеты Венера (Инанны или Иштар) и бога огня Нуску.

Тешуб — бог грозы, почитаемый во всей Малой Азии. В текстах хеттской мифологии говорится о том, как грозный Тешуб победил отца богов Кумарби.

Уту — в шумерской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны. Уту почитали как бога-хранителя истины и справедливости.

Xорон — в западносемитском мифотворчестве бог-защитник. В угаритских мифах Xорон предстает как хранитель царской власти.

Шамаш — в аккадской мифологии всевидящий бог солнца и правосудия. Его сияние освещало все злодеяния, что позволяло ему предвидеть будущее.

Элохим — в древнесемитской мифологии верховное божество, демиург и первопредок. Элохим именуется как Илу, Эл, ("сильный", "могучий", "бог")

Энки — в шумеро-аккадском мифотворчестве одно из главных божеств; он хозяин Абзу, мирового океана всех земных вод, а также бог мудрости и владыка божественных сил.

Энлиль — в шумеро-аккадской мифологии одно из главных божеств, сын бога неба Ану. Он отличался особой злобностью по отношению к людям: насылал на них мор, засуху, засоление почв и, в довершение всего, — всемирный потоп.

godsbay.ru

Боги Месопотамии. Мифы древности - Ближний Восток

Боги Месопотамии

Древние наблюдатели видели в Месопотамии земной рай, не всегда сознавая, какими титаническими усилиями здесь создавалось изобилие. Текущие с гор Урарту Тигр и Евфрат с их многочисленными притоками переполнялись весною талыми водами и превращали низины Междуречья в сплошное болото. Требовались постоянные усилия, чтобы отводить излишние воды в каналы, очищать русла каналов от ила. Зато урожай на поливных землях был фантастически велик. Кроме воды и почвы Месопотамия не имела природных богатств, какими обладали соседние страны. Ни камня, ни леса, ни металлов. Жилища приходилось строить из глины и тростника, используя в лучшем случае обожженные на солнце кирпичи. Нефть, которой славится современная Месопотамия, была известна в самые отдаленные времена. Но применение её в древности было ограниченным.

Древнейшим народом Месопотамии, о котором нам известно из оставленных им же письменных памятников, были шумеры. Эти памятники были извлечены ещё в прошлом веке из песчаных холмов, возникших на месте древних городов. Но только в XX в. удалось прочесть и понять шумерские тексты, открывшие поразительный мир шумерской культуры. Теперь ни у кого не вызывает сомнений, что в этот мир уходят корнями выросшие на территории обитания шумеров (нижнее течение Тигра и Евфрата, впадающих в Персидский залив) аккадская, вавилонская, ассирийская цивилизации, а вслед за ними культуры всей Передней Азии.

Наряду с текстами хозяйственного назначения и государственными актами шумеры оставили записи своих мифов. Вслед за шумерами их пересказывали аккадяне, вавилоняне, ассирийцы, хетты. Значение мифов один современный знаток шумерской культуры, много сделавший для их понимания, выразил заголовком своей книги "История начинается в Шумере". Вместе с мифами мы погружаемся на глубину пяти и более тысячелетий. Мифы раскрывают представления о месте человека в мире, о его зависимости от могущественных сил природы и от богов, сотворенных по образу людей. Мифы — это священная история, где наряду с богами выступают предки, прародители, давшие жизнь «черноголовым» (так себя называли шумеры) и лишившие их по оплошности главного блага, которым пользовались сами, — бессмертия. В мифах существуют в неразрывном единстве религия, философия, история, поэзия и искусство. Из этих текстов мы узнаем, что думали шумеры и аккадяне о происхождении вселенной и небесных светил, гор, морей, природных явлений, как они представляли себе возникновение человечества и начало его хозяйственной деятельности. Мифы, в отличие от близких к ним по форме, но более поздних по времени возникновения сказок, не только развивают наше воображение, но и обогащают знаниями об отдаленном историческом прошлом. Наиболее очевидным проявлением историзма шумерских мифов является то, что мифологическое повествование открывается введениями-запевками такого типа: "в давние дни", "в давние ночи", "в стародавние ночи", "в давние годы", "в стародавние годы". В то же время в шумерских мифах, как правило, отсутствует действие оно заменяется пересказом монологов или диалогов, будто бы произносимых богами и предметами-символами. Можно думать, что эти тексты исполнялись хором или двумя хорами в храмах. Не случайно под некоторыми из них имеются приписки типа — "песня под литавры", "плач на флейте", "песня под барабаны". В ходе раскопок выявлены музыкальные инструменты, равно как печати и рельефы с их изображениями. Сохранились и нотные знаки, пока ещё не дешифрованные.

Формы, в которых мифы Месопотамии донесли до нас историю, не во всем понятны современному человеку. Поэтому надо себе представить обстановку, в которой они создавались. В конце IV тысячелетия до н. э. страна шумеров и жившего с ними с середины III тысячелетия народа семитского происхождения аккадян, была в нижнем течении Тигра и Евфрата разделена на десятки общинных поселений. Средоточием каждой общины, центром хозяйственно-административной деятельности был храм, считавшийся обиталищем определенного божества. До появления городов-государств и царской власти правителем каждой шумерской или аккадской общины был верховный жрец её храма. От имени этого бога или богини правитель общины осуществлял свою административную и религиозную власть.

Главными богами шумеров были Ану (Небо), покровитель Урука, Энлиль (Ветер, Воздух, Буря), культовым центром которого был Ниппур; подземные воды и Мировой океан были отданы Энки, главному богу г. Эриду. В Уруке почиталась также Инанна, богиня любви и распри. Солнечному богу Уту поклонялись в Сиппаре, позднее — в Ларсе. Нанна, бог Луны, был покровителем города Ура.

Общин в междуречье Тигра и Евфрата было больше, чем главных богов и богинь, в них почитавшихся. Поэтому складывавшиеся мифы, имея определенную единую основу, порой существенно отличались друг от друга. В разных общинах одни и те же боги имели различную «родословную». Им приписывались подвиги, относившиеся к данной общине, а не ко всем шумерам и аккадянам, двум народностям, различным по языку, но близким по хозяйственной и общественной организации. При этом одни и те же боги в соседних шумерских и аккадских общинах назывались по-разному. Так, у шумеров богиня любви и плодородия называлась Инанна, у аккадян — Иштар, солнечным божеством у шумеров был Уту, а у аккадян — Шамаш и т. д.

Имелась ещё одна сложность, о которой надо иметь представление: мифы шумеров и аккадян, по большей части, — дошли до нас в пересказах более поздних народов — вавилонян (II тыс. до н. э.) и ассирийцев (первая половина I тыс. до н. э.), которые жили в иных условиях и находились под властью могущественных царей. В вавилонских и ассирийских пересказах шумерских и аккадских мифов нашла отражение более развитая и сложная политическая организация. При этом очень трудно выделить в мифах то, что относится к древнейшей эпохе, а что к более поздней.

Наличие множества вариантов мифов Шумера и Аккада выдвигает для каждого, кто хочет с ними ознакомить современного читателя, проблему выбора — какой вариант предпочтительнее. Осуществляя этот выбор в пользу одного из вариантов, мы неизбежно обедняем картину и ограничиваем свой кругозор. Особенно болезненным оказалось это вынужденное ограничение для главного произведения литературы Двуречья — "Поэмы о Гильгамеше". Этому монументальному эпосу, созданному в Вавилоне, предшествовали дошедшие до нас шумерские поэтические рассказы о подвигах героя, которые были использованы вавилонским поэтом как источник, как трамплин для мощного полета фантазии. Выиграв после этой переработки в художественном отношении, древние легенды о шумерском правителе многое потеряли в своей информативности.

Выбор нами для переложения вавилонского эпоса, а не шумерских поэм обусловлен тем, что перед нами — выдающийся памятник мировой словесности. Уже в первых его строках мы сталкиваемся с литературным приемом, впоследствии использованным Гомером в поэмах «Илиада» и «Одиссея»: общая характеристика героя дается до рассказа о его подвигах. Так же, как и в гомеровских поэмах, в "Поэме о Гильгамеше" действие развертывается в двух сферах: в земной, где живут, сражаются и гибнут герои, и в небесной, где обитают боги наблюдающие за героями и решающие их судьбу. Вавилонская поэма рассуждает о смысле человеческой жизни, имеющей один исход — смерть. Все герои мировой литературы, совершая свои подвиги, одерживают если не физическую, то моральную победу над смертью, обеспечивая бессмертие своему роду, городу, народу.

Гильгамеш — первый из этих героев не только по времени, но по гуманистической мотивировке поставленной им перед собой цели. Он совершает немыслимое путешествие в страну, откуда нет возврата, в подземный мир, ради своего побратима и друга Энкиду. В союзе Гильгамеша и Энкиду впервые выражена идея, которая впоследствии будет без конца разрабатываться поэтами и философами, — идея противоположности естественного состояния человечества и прогресса. Гильгамеш — человек древнейшей городской цивилизации, уже в самые ранние эпохи враждебной миру природы. Гильгамеш испорчен преимуществами своего происхождения (на две трети бог и на одну треть человек), своей властью, дающей ему возможность осуществлять произвол над подданными. Энкиду — дитя природы, естественный человек, не знающий ни благ, ни зла цивилизации. В схватке между Гильгамешем и Энкиду нет победителя (герои равны физической силой), но Энкиду одерживает моральную победу над Гильгамешем. Он уводит его из города в степь, выпрямляет характер, очищает душу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Бог воды в Междуречье. Боги Древнего Междуречья

Духовное развитие 6 января 2015

Вода – это жизнь. С этим утверждением сложно не согласится. Мы принимаем его, так как знаем, какую важную роль играет вода в жизни человека. Без еды люди могут обходиться более месяца, а без жидкости не проживут и суток. Об этом знали и жители древних стран Ближнего Востока, которые теперь принято называть Месопотамией. У них существовал культ поклонения богам, которые, по сути, являлись олицетворением сил природы. Среди них одним из самых почитаемых был бог водных пространств Эа. Многие из нас знают, где находится Междуречье, но лишь единицы слышали о том, чем жила эта древняя человеческая цивилизация. Потребуется много времени, чтобы полностью охватить этот вопрос, поэтому ограничимся лишь одной небольшой его частью. Расскажем о том, что собой представлял тот самый бог воды в Междуречье, почему люди ему поклонялись и какие жертвы приносили. Лучше всего об этом поведают нам древние шумерские мифы.

Несколько слов об удивительной древней Месопотамии

Как выглядит карта Междуречья, мы помним еще из уроков истории, которые проходили в средней школе. В разное время на территории между реками Тигр и Евфрат, что на Ближнем Востоке, располагались четыре больших государства: Аккада, Ассирия, Шумер, Вавилония. карта междуречья Данную цивилизацию, возникшую несколько тысячелетий назад, еще именовали Месопотамией. В разное время здесь находились крупные города со своей уникальной культурой и обычаями. Среди них можно выделить Вавилон, Урук, Киш, Акшак, Ларса, Лагаш. До нас дошли письменные источники о событиях тех далеких времен, зафиксированные на глиняных табличках. Археологи и по сей день ведут раскопки на этой территории и находят свидетельства существования той далекой и древней цивилизации.

Религия Междуречья

На территории Месопотамии долго существовали отдельные города-государства, каждый из которых имел свою политическую систему. Во всех таких поселениях существовал свой культ местного бога-покровителя. В центре города строился храм в его честь. Вся общественная жизнь была сконцентрирована вокруг священного жилища божества. Говорить о какой-то единой религии народов древнего Междуречья не приходится, но с возникновением крупных государственных образований на этой территории ситуация поменялась. Карта древнего Междуречья менялась, и вместе с ней преображалась жизнь людей. Если говорить о религии, то можно утверждать, что тогда был сформирован единый пантеон богов, который, правда, не оставался стабильным.

Сначала подобное образование возникло у шумеров. В таком пантеоне были боги первого порядка: Ану (бог неба), Эа (бог воды), Энлиль (бог воздуха). После них следовал ряд богов второго порядка, их было двенадцать, а затем шли тридцать второстепенных богов. Жрецы Междуречья, служащие при храмах, разработали свою сложную систему устройства мира. Ее положения были отражены в многочисленных мифах. Так до наших дней дошли сказания о том, как разлучили небо и землю, как человека сотворил бог воды и многое другое. В Междуречье существовали уникальные обычаи, которые впоследствии оказали большое влияние на общемировую культуру.

Видео по теме

Культура древнего Междуречья

Историки считают, что Месопотамия является одним из древнейших очагов цивилизации на земле. В свое время здесь проживало около 10 % всего населения нашей планеты. Что собою представляет культура Междуречья? Какие изобретения нам достались от жителей этих стран? Именно здесь возникла первая в истории человечества письменная система - клинопись. где находится междуречье Жители древнего Междуречья писали на мягкой глине заостренной тростниковой палочкой. Сначала это были рисунки, обозначающие слова, а затем появились знаки. Культура Междуречья необычайно богата. Известно о том, что, например, шумеры уже в то время обладали определенными познаниями в области математики и астрономии. Именно они стали авторами древнейшего календаря, библиотечного каталога, рецептурного справочника. Один из самых ценных вкладов в мировую культуру – это шумерская эпическая поэма «Сказание о Гильгамеше». Жители древнего Междуречья оставили после себя множество мифов о жизни богов и людей. Эти древние сказания объясняют нам, как действуют силы природы с точки зрения жителей Месопотамии. Боги древнего Междуречья – это олицетворение земной и водной стихий, не подвластных человеку.

Эа - бог воды в Междуречье

Каким изображали жители древнего Междуречья владыку водных пространств? По их представлениям, это был старец с бородой и рыбьим хвостом. В руках у него был светильник. Особенно почитали его рыбаки прибрежных островов. бог воды в междуречьеПри раскопках жертвенников этого божества было найдено множество рыбных костей. По всей видимости, так люди старались задобрить морского владыку. Считалось, что он благосклонен к ним. В шумерских мифах он представляется творцом людей, богов и мира. Эа - мудр, порою хитер, очень добр. Этих качеств были лишены многие боги Междуречья. Список их приведен выше. Часто они, как, например, бог воздуха Энлиль, относились враждебно к людям. Эа не только создал человека и все живое на Земле, он научил людей разводить сады, сажать хлеб, лен, собирать лечебные травы. Его часто изображали с серпом, мотыгой или топором. Считалось, что особенно этот бог покровительствует шумерскому городу Эриду. Здесь стоял главный храм Эа, который назывался Э-Абзу.

Если вспомнить историю, то можно заметить, что многие народы считали своими богами покровителей пресных и морских вод. Например, древнегреческий бог воды Посейдон, согласно мифам древних эллинов, входил в тройку главных богов-олимпийцев, наравне с Зевсом и Аидом. Только в отличие от Эа, он обладал буйным нравом, гневливостью и вспыльчивостью. Бог воды шумеров добр к другим покровителям и снисходителен к людям.

Боги древней Месопотамии

Ану - верховный бог неба, правит на небесах и никогда не спускается на землю, является одним из трех главнейших покровителей древнего Междуречья, наряду с Энлилем и Эа. Кроме этого, он считается символом высшей власти. Согласно одному древне-шумерскому мифу, боги Междуречья однажды решили заставить Ану поделиться своей мощью. В ответ он создал семь злых демонов и наслал тьму на бога Луны, в результате чего небесное тело попало в плен и освободилось только благодаря вмешательству всесильного и доброго Эа.

Адад - бог грома, молнии и ветра, олицетворяет собой силы природы, которая может как погубить (град, наводнения и так далее), так и оживить (дождь).

Ашшур - вершитель судеб, отец Ану - изображался с луком в руках в центре лучистого солнечного диска.религия междуречья

Баал - бог бури, грома, молний и дождя, живительного для природы. Вечно умирает (засуха, увядание, голод) и воскресает (плодородие почвы, расцвет природы).

Зерван - бог времени и судьбы. Согласно древним мифам, являлся двуполым существом. Отождествляет собой бесконечное время.

Мардук – сын бога воды Эа. Письменные источники Древней Месопотамии сообщают о том, что он умел врачевать и знал волшебные заклинания. Именно Мардук с помощью своей смекалки победил Тиамат, войну с которой развязал его отец Эа, убивший Апсу. Особенно почитали Мардука вавилоняне. Считалось, что он покровительствует городу. Части тела бога сравнивали с растениями и животными. Говорили, что его внутренности – это львы, позвоночник – кедр, пальцы – тростник, череп – серебро, а излияние семени – это золото. Мардуку был посвящен особый праздник – Цакмуку.

Митра - бог дружбы и договоров, защитник правды и справедливости. Каждый день он несся по небу в солнечной колеснице. Особенно благосклонен был Митра к тем, кто почитал его. Он даровал им победу над врагами и мудрость. Обычно Митру изображали храбрым воином, вооруженным факелом и ножом. Росписи в древних гробницах знатных людей повествуют о том, как бог дружбы победил быка, убив его. Из тела этого животного появились все птицы, звери и растения.

Син - бог воздуха и владыка Луны. Это божество обычно изображали в виде старца с длинной бородой, сидящего в лодке. Каждую ночь в ладье в форме полумесяца он совершает путешествие по звездному небу. Считалось, что Син разрушает темные заговоры злоумышленников, проливая лунный свет на их черные дела.

Тешуб - бог грозы. Его почитали во всей Малой Азии. Изображали Тешуба бородатым с дубинкой в руках. Его символы – топор и молния. В странах древнего Междуречья существовал миф о том, что мудрый и бесстрашный Эа помог Тешубу победить страшное огромное чудовище Улликумме, созданное из диорита. Бог воды пилой разделил небо и землю, что привело к ослаблению великана. В итоге чудовище было повержено.

Уту-Шамаш. В аккадской мифологии – Шамаш, в шумерской мифологии ему соответствует Уту. Хранитель истины и справедливости, солнечный бог. Изображался с лучами над головой и с серповидным ножом в руке. Каждый день он путешествовал по небу, а с наступлением ночи спускался в подземное царство, даруя свет мертвецам.

Элохим - отец всех богов и людей, творец мироздания. Согласно мифам, он жил в центре Вселенной, у «истока обоих Океанов». Древние шумеры представляли его себе старцем с большой бородой и добрым взглядом, в длинных одеждах и в рогатой тиаре, а иногда и в образе быка.

Энлиль - сын Ану - бог воздуха и ветра. Считали, что он недоброжелателен к людям, насылает на них мор и голод, засуху и водные потопы, уничтожающие посевы. Его сравнивали с ревущим ветром и диким неуправляемым быком.

Пантеон древнего Междуречья

Известно, что в древней стране Месопотамии существовало множество различных богов. У каждого из них была своя «область деятельности». По своей значимости они располагались в следующем порядке:

  1. Эа – бог воды, Анум – верховный владыка неба, Энлиль – покровитель воздуха и ветра.
  2. Шамаш – бог солнца. Изображался, как старец с высоким тюрбаном на голове.
  3. Син. Бог луны – старец с длинной серебристой бородой, пересекающий небо ночью в золотой ладье.
  4. Нергал – бог преисподней, насылает на людей смертельные болезни, развязывает кровопролитные войны.
  5. Набу – бог мудрости, покровитель каллиграфов и писцов. Согласно шумерской мифологии, является внуком Эа.
  6. Мардук – сын Эа, покровитель города Вавилона.
  7. Иштар – богиня любви и плодородия, распри и войны. Являлась покровительницей гетер и легкодоступных женщин.
  8. Нинурта – бог счастливой войны, покровитель скотоводства и земледелия.

Главный храм Эа

Как раньше выглядела карта Междуречья, мы знаем из исторических источников, дошедших до наших дней. Глиняные таблички, найденные при раскопках некоторых крупнейших шумерских городов, способны пролить свет на далекое прошлое народов, населявших когда-то Месопотамию. Из этих же источников нам известно о том, что жители городов часто строили храмы в честь своих богов. И делали они это особым образом. Во-первых, для строительства храма в городе выделялся особый участок земли. Во-вторых, священное строение возводилось углами в строгом соответствии с розой ветров. Святилище прямоугольной формы было ориентировано по сторонам света. древний бог воды Храм считался жилищем бога. В древнем шумерском городе Эриду была такая постройка, носившая название Э-Абзу, что означало «мировой океан подземных пресных вод». В нем царствовал Эа – бог, особо почитаемый жителями данного селения. В этом святилище часто совершались жертвоприношения. При раскопках города, в той его части, где стоял храм, было найдено множество рыбных костей. Принося в жертву рыбу, жители старались задобрить своего покровителя Эа, прося его о помощи и содействии в делах.

Миф о происхождении богов

Как появился Эа? Как появились другие боги – владыки неба, земли и загробного мира? В шумерских мифах, создание которых исчисляется серединой четвертого тысячелетия до н.э., описывается это следующим образом. Мир богов произошел из хаоса. Вначале владыка подземных пресных вод Апсу и покровитель мирового океана Тиамат объединились, и в результате этого произошли первые божества, символизирующие мужское (Лахму) и женское (Лахаму) начала. Шумеры представляли эти существа в виде огромных безобразных чудовищ. Лахму и Лахаму, в свою очередь, породили богиню земли Кишар и бога Неба Аншар. Эти существа уже имели человеческое обличие. У них родилось много детей и внуков, среди которых были владыка воздуха Энлиль, хозяин неба Ану и Эа (Энки) - бог воды. В Междуречье особо почитали последнего. Ведь от него зависело плодородие земли и здоровье домашнего скота.

Но вернемся к нашей истории о происхождении богов. Вскоре многочисленные потомки так надоели Апсу своими жалобами и руганью, что он решает погубить их всех. Тиамат предупреждает своих детей о готовящейся угрозе. Бог воды Эа, славившийся своей хитростью и изобретательностью, стал спасителем всех богов. Он прочел над Апсу заклинание, в результате которого прародитель заснул крепким сном. Затем Энки заковал его в оковы и убил. На месте гибели Апсу бог воды возвел храм. Он взял в жены богиню Дамкину. В результате этого союза у супругов родился сын Мардук, ставший впоследствии покровителем богатейшего города Междуречья - Вавилона.

Миф о создании человека

Древний бог воды Эа в шумерских мифах считался не только создателем других покровителей, но и людей. Вот как рассказывали об этом жители стран Междуречья много тысячелетий назад.

Эа среди богов отличался особой мудростью и хитростью. Не раз владыки неба и земли обращались к нему за помощью, как к самому сильному, справедливому и рассудительному среди них. Однажды боги пожаловались Эа на то, что нет у них слуг, некому им служить, некому подать вино. Мудрый Энки, вняв просьбам собратьев, взял мягкую глину из источника, наполненного сладкой водой, и создал из нее человека. культура междуречья Но получилось у него это не сразу, а лишь с седьмой попытки. Созданный человек был очень слаб и неприспособлен к жизни. По сравнению с богами он был немощным и бессильным. Возможно, что именно такими же слабыми чувствовали себя и жители древней Месопотамии перед грозными и безжалостными силами природы. Боги Междуречья – это олицетворение неуправляемой стихии, которая могла как погубить, так и дать силы к жизни.

Миф о всемирном потопе

Подобные сказания встречаются в религии многих народов. Но для жителей Междуречья миф о всемирном потопе имел особый смысл. Если для египтян разливы реки Нил, приносящие плодородный ил, являлись источником благополучия и процветания, то для шумеров наводнения рек Тигр и Евфрат были губительны. Вода заливала их посевы, тем самым обрекая людей на голодную смерть. Вот в каком виде дошел до нас древний шумерский миф о Всемирном потопе.

Однажды боги, узревшие силу людей, которые своим трудом добывали хлеб, начали опасаться усиления власти людей на земле. И решили тогда владыки неба и земли покончить со своими слугами раз и навсегда. Орудием убийства боги выбрали наводнение, которое должно было смыть с лица земли людей. боги междуречья Но добрый и мудрый Эа решает спасти одного из царей, чтобы тот впоследствии смог продолжить человеческий род. Для этого бог воды открывает тайну о готовящемся потопе царю Сипарра, который в свою очередь успевает построить большой ковчег. План бога воды удался. Царь Сипарра спасся, пережив наводнение в построенном ковчеге, а его потомки со временем заселили землю.

Мы узнали о том, кем был для древних шумеров бог воды. В Междуречье, где его почитали как творца людей и всего живого на земле, о нем сочиняли удивительные мифы, большая часть которых дошла до наших дней.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Боги Древнего Египта – знакомые незнакомцыДуховное развитие Боги Древнего Египта – знакомые незнакомцы

 Религия Древнего Египта характеризируется длительным существованием первобытных представлений. На протяжении многовекового существования египетского государства суть и значение многих культов не раз прете...

Имена богов Древней Греции - будем знакомы!Новости и общество Имена богов Древней Греции - будем знакомы!

Имена богов Древней Греции запомнить не так просто -  их много. Давн...

Осирис - бог Древнего Египта. Изображение и символ бога ОсирисаОбразование Осирис - бог Древнего Египта. Изображение и символ бога Осириса

Египетская мифология - одна из старейших в мире. С годами верховным богом стал хозяин страны мертвых, бог Осирис, культ которого вызывал чувство уважения и страха. Именно он решал, что заслуживает душа: вечной жизни и...

Олимпийские боги Древней ГрецииОбразование Олимпийские боги Древней Греции

Как известно, древние греки были язычниками, т.е. верили в нескольких богов. Последних было великое множество. Однако основных и наиболее почитаемых было всего двенадцать. Они входили в греческий пант...

Боги древних славян. Во что верили наши предкиОбразование Боги древних славян. Во что верили наши предки

Боги древних славян… Какими они были? Во что верили и кого почитали наши предки? Обо всем этом я и хочу рассказать в своей статье. Поверья и мифология древних славян Боги д...

Атон, бог Древнего Египта Образование Атон, бог Древнего Египта

Египетская мифология зародилась в 6-4 тысячелетиях до нашей эры. На протяжении 40-50 веков жителями дельты Нила и других областей государства фараонов были придуманы истории о богах и богинях, которым они поклонялись,...

Замерзла вода в бачке омывателя: что делать?Автомобили Замерзла вода в бачке омывателя: что делать?

Кто из людей полностью доверяет прогнозам погоды? Наверное, только те, кто вообще суеверен в жизни. Зима приходит в города, когда ее совершенно не ждут, а водители чешут затылки и думают, где же приобрести зимнюю рези...

Можно ли доливать воду в антифриз? Температура замерзания антифриза и водыАвтомобили Можно ли доливать воду в антифриз? Температура замерзания антифриза и воды

Любой двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет много тепла. Чтобы он не закипел, существует охлаждающая система. Антифриз, который в ней содержится, нужен для охлаждения блока и головки двигателя. Кроме этог...

Станция повышения давления воды в доме: обзор, виды, особенности, отзывыБизнес Станция повышения давления воды в доме: обзор, виды, особенности, отзывы

Водоснабжение промышленных объектов зачастую требует подключения высокомощного насосного оборудования. Связано это с необходимостью использования больших объемов воды в нескольких точках. Бытовой водопровод может обхо...

Как охладить воду в аквариуме? Методы охлажденияДом и семья Как охладить воду в аквариуме? Методы охлаждения

Жаркое солнышко накаляет квартиру, а вместе с ней и ваш аквариум. Далеко не всем его обитателям такие тропики придутся по душе. Поэтому хозяину придется задуматься, как охладить воду в аквариуме еще до того, как его л...

monateka.com

Пантеон богов Двуречья. Древний Восток

Пантеон богов Двуречья

Шумеро-аккадская «религия» отличалась довольно устойчивым спектром основных концепций и ритуалов. Шумеры, первопроходцы цивилизации в Двуречье, почитали множество богов, которые перешли «по наследству» к сменившим их аккадцам. Как и во многих других мифологиях Западной Евразии, в пантеоне Шумера и всего Двуречья предусматривалось два «царя богов». Первое место по старшинству занимал бог неба, «царь богов» Ан (аккад. Ану). Но он был слишком высок, чтобы обременять себя делами земли, а поэтому царствовал, но не управлял. Реальной же властью пользовался его сын — тоже «царь богов» — бог воздуха, ветра, дыхания и жизни Энлиль (шумер. «Господин воздуха, дыхания»). Аккадцы звали его Элл иль и Бел, т. е. по-аккадски «Господин», что, вероятно, являлось эпитетом изначального верховного бога аккадцев до расселения среди шумеров, позднее его отождествили с Энлилем. Энлилю поклонялись в главном культовом центре Шумера — городе Ниппуре. Он и осуществлял верховное управление и Вселенной, и миром (аналогичные роли играли Ил Отцовский и Ил у западных семитов, Бог Неба и Бог Грома у ранних индоевропейцев). Нельзя не угадать здесь отражение распространенной в первобытности практики раздела полномочий между сакральным и военным вождями человеческого сообщества.

Столицы крупных государств Двуречья выдвигали на престол «царя богов» собственного городского бога-покровителя. По вавилонскому мифу, собрание богов принуждено было провозгласить своим царем Мардука, чтобы тот избавил мир от хаоса, исходящего от чудовища Тиамат. Аналогично в Ассирии «царем всех богов» выступал Ашшур.

За Энлилем по старшинству следовал Энки (аккад. Эа) — владыка пресных вод, хранитель высшей мудрости и полезных житейских знаний, особенно благосклоннный к человеку, Инанна (аккад. Иштар) — богиня плородия, любви и войны, круговорота жизни и смерти, бог Солнца и социального порядка, хранитель справедливости Уту (аккадск. Шамаш, доел. «Солнце»), бог Луны Нанна (аккад. Син) и другие. В мифологии существенную роль играла Нинхурсаг — «мать всего живого». Выделялись также две большие группы богов: небесные Игиги (или «великие князья») и подземные и земные Ануннаки («семя князя», т. е. младшие потомки Пану). Семью великими игигами в Вавилонии считались Ан, Энлиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук (бог-покровитель Вавилона, выдвинувшийся затем на первое место в пантеоне) и Иштар.

У аккадцев большим почетом пользовался бог Луны Син и бог писцового искусства и ученых знаний Набу. Типично сельскохозяйственный характер носил культ бога растительности — умирающего и воскресающего Думузи (аккад. Таммуз). Подземным миром правили богиня Эрешкигаль и ее супруг бог смерти Нергал. Их страшились даже остальные божества. Близок к ним по функциям бог чумы Эрра. Боги-воители, бог бури, грома и молний Адад и бог войны и охоты Ни ну рта, выдвигаются в связи с созданием военных держав, их особенно почитали воинственные цари.

Месопотамские боги отождествлялись с небесными светилами, но в отличие от египетских обычно имели человеческий облик. Иные образы встречались редко: например, Энки изображали с рыбьим хвостом. Отличительными приметами богов были рогатые тиары и окружающий их тела устрашающий смертоносный блеск.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Боги древней Месопотамии

(имена и функции)

  • Ан (шум. an "небо", аккад. Анум) - бог неподвижного небесного свода, Анзузвездного неба; старейшина богов.
  • Анзу (шум. anzud; возможно, из семит. 'nz "орел") - у шумеров божественная птица с головой льва и когтями орла, решающая судьбы людей; покровительница правителей Урука и Лагаша. У вавилонян и ассирийцев - одно Ададиз демонических существ, похитительница предопределений у Эллиля.
  • Анту - супруга Анума у вавилонян и ассирийцев.
  • Ануннаки (шум. a-nun-na-ke4-ne "семена Властителя", аккад. a-nun-na-ki) - у шумеров собрание богов или братья бога-героя; у вавилонян и ассирийцев - боги Подземного мира, судьи мертвых, антиподы Игигов.
  • Аруру (значение имени неизв; известна также под именами Нинмах,Ашур Нинхурсаг, Дингирмах) - богиня-мать, прародительница богов и людей.
  • Асарлухи (неизв.) - в шумерское время сын Энки, покровитель магии и медицины; в Вавилонии слился с Мардуком.
  • Ашшурит - супруга Ашшура.
  • Ашшур (неизв.) - верховный бог ассирийцев, хозяин одноименного города.
  • Бау (или Баба, неизв.)Мардук - в шумерское время супруга бога войны Нингирсу, хозяйка Лагаша, дочь Ана; в Вавилонии слилась с богиней врачевания и магии Гулой.
  • Бел (семит. b'l "господин, владыка") - в аккадоязычных текстах имя шумерского бога Энлиля или вавилонского Мардука.
  • Белит - имя супруги Энлиля богини Нинлиль или супруги Мардука Царпаниту в этих же текстах.
  • Гатумдуг (неизв.) - божество жизни и материнства в Лагаше.
  • Гештинанна (шум. "виноградная лоза неба") - покровительница виноделия, сестра Думузи.Думузи
  • Гильгамеш (шум. Bilgames "предок-герой") - герой шумерского и вавилонского эпоса, обожествленный правитель г. Урука. После смерти по решению богов стал управляющим в Подземном мире.
  • Гирра (неизв.) - бог огня.
  • Гула (возможно, шум. gu-la "великая")- богиня магии и врачевания.
  • Дамкина (шум. dam-gi-na "истинная супруга" или dam-gal-nun-na "великая супруга Властителя") - супруга Энки.
  • Думузи (шум. dumu-zid "истинный сын" или dumu-zid-abzu "истинный сын Абзу", аккад. Таммуз, Та'уз) - супруг Инанны, бог весны и весенней жертвы, овечий пастух, умирающее и воскресающее божество природы. Почитался сперва в священном квартале Урука Кулаб, затем по всей стране. Шумерская традиция знает также Думузи-рыбака из города Куара.
  • Забаба (неизв; возможно, из языка дошумерских обитателей Двуречья)Иштар - главный бог шумерского города Киша, божество войны.
  • Игиги (неизв.) - боги небес в вавилонской мифологии.
  • Инанна (возможно, nin-an-na "госпожа Неба") - у шумеров хозяйка г. Урука, дочь Ана и богиня любовной и воинской страсти; в вавилонское время слилась с Иштар. Отождествлялось с планетой Венера.
  • Иштаран (неизв.) - покровитель правосудия и дипломатии.
  • Ишкур (семит. Адад) - божество дождя, ветра, грозы и бури.
  • ИштарИштар - семитское божество любовной и воинской страсти, могло быть как мужского, так и женского рода (см. Инанна).
  • Ишхара (неизв.) - богиня любви и созидания, происхождение неизвестно.
  • Кулла (неизв.) - у шумеров божество кирпича и строительства.
  • Лугальшулпаэа (шумер. "царь-юноша появившийся") - вероятно, одно из имен планеты Юпитер.
  • Мардук (неизв; пишется знаками "ТЕЛЕНОК. СОЛНЦЕ") - верховный бог г. Вавилона.
  • Набу (аккад. "имя" или "источник, ключ") - у вавилонян и ассирийцев бог мудрости и грамотности, сын Мардука.
  • Намму (неизв.) - в Эреду и Уре богиня первобытного хаоса, мать Энки.
  • Нанна (возможно, шумер. en-an-na "господин Неба") - у шумеров бог Луны, хозяин г. Ура; в вавилонское время слился с Сином.
  • Нанше (или Нина, неизв.) - дочь Энки, толковательница сновидений, защитница бедных и обездоленных.
  • Нару (аккад. "река") - бог рек.Нергал
  • Нергал (шум. en-uru-gal "Владыка Великого Города" (города мертвых) или аккад. na'ir kala(ma) "убийца всего")- божество Подземного мира, муж Эрешкигаль.
  • Ниназу (шум. "госпожа врачевания") - одно из божеств умирания и воскресения природы у шумеров.
  • Нингирима (шум. "госпожа водного источника") - богиня заклинаний, хранительница магических формул.
  • Нингирсу (шум. "госпожа Гирсу") - хозяин г. Лагаша, божество войны и земледелия; функционально эквивалентен Нинурте.
  • Нингишзида (шум. "госпожа истинного дерева") - шумерское божество, связанное с Подземным миром; администратор в храме Нингирсу.
  • Нинзадим (шум. "госпожа ювелиров") - бог-покровитель ювелирного искусства.
  • Нинигиламга - покровитель плотницкого искусства.
  • Нинкаррак - одна из богинь врачевания.
  • Нинлиль - супруга Энлиля, хозяйка Ниппура.
  • Нинмешарра (шум. "госпожа всех МЕ") - супруга Энмешарры.
  • Нинурта Нинурта(неизв; возможно, nin-urta/uraљ "госпожа земли") - божество войны и земледелия, сын Энлиля.
  • Ниншубур (шум. "госпожа свинья" или "госпожа (страны) Субарту", в аккад. текстах Папсуккаль) - слуга Ана и Инанны. Может быть обоеполым.
  • Нисаба (шум. nin-љe-ba "госпожа ячменного рациона") - у шумеров богиня ячменя и учета зерна, затем божество школы и грамотности; в вавилонское время и позже богиня только школы и грамотности. Дочь Ана, связана с небесными знамениями.
  • Нуску (неизв.) - шумерское божество, администратор храма Нинурты в г. Ниппуре.
  • Пабильсаг (неизв.) - шумерское божество; у вавилонян и ассирийцев функционально эквивалентно Нинурте и Нергалу.
  • Син - см. Нанна.
  • Сирис (или Сираш; неизв.) - сын богини Нинкаси, покровительницы пивоварения.
  • Уту Шамаш(аккад. Шамаш "солнце") - бог Солнца и справедливого суда.
  • Хендурсагга (аккад. Ишум) - привратник Подземного мира, божество планеты Сатурн.
  • Царпаниту (аккад. "украшенная") - супруга Мардука, хозяйка Вавилона.
  • Шара (неизв.) - божество войны, сын Инанны, хозяин г. Уммы.
  • Сидури (элам. Шидури "родительница")- хозяйка корчмы богов в X таблице аккадского эпоса о Гильгамеше.
  • Энлиль (шум. "господин воздуха", аккад. Эллиль) -божество воздуха, чужих земель, покровитель царской власти и ревнитель царского благочестия, хозяин г. Ниппура.
  • Энбилулу (неизв.) - божество оросительных работ в Шумере и позже.
  • Энки Эа(шум. en-ki "господин земли" или en-ki(ng) "господин обрядов", семит. Хайа/Эа) -божество пресных подземных вод, покровитель магии и искусств, создатель и покровитель человечества, хозяин г. Эреду.
  • Энкиду (шум. en-ki-du10 "господин хорошего места", аккад. en-ki-du3 "Энки создал") - друг и слуга Гильгамеша в эпических сказаниях.
  • Энмешарра (шум. "господин всех МЕ")- в вавилонских текстах и позже предок Ана, старейшее божество, проживавшее в Подземном мире.
  • Эннуги (возможно, шум. en-nu-gi4 "господин (Страны) без возврата") - божество Подземного мира.
  • Эрешкигаль (шумер. "хозяйка Великой Земли") - супруга Нергала, богиня Подземного мира.
  • Эрра (неизв.) - одно из имен Нергала; божество чумы, убийства и разрушений.

    Парные божества (или андрогины),

    первые существа мироздания в шумерских и ассирийских текстах

    близнецы
  • Энбулуг - Нинбулуг
  • Эндаума - Ниндаума
  • Эндулькуга - Ниндулькуга
  • Энки - Нинки
  • Энуль - Нинуль
  • Эншар - Ниншар

    Божества-близнецы

    тиамат
  • Игалима и Шульшагана - близнецы Нингирсу и Бау, боги-покровители правителей Лагаша.
  • Лугальгирра и Месламтаэа - близнецы, боги одоименного созвездия и стражи солнечного пути (как в течение суток, так и в течение года), защитники от демонов. Отождествлялись с Сином и Нергалом.
Более подробные сведения об именах и функциях богов Двуречья вы можете найти в следующих изданиях:
  1. Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб; 2001.
  2. Мифы народов мира. Т.1-2. М; 1991-1992 (В.К.Афанасьева).
  3. Мифологии древнего мира. М; 1977 (С.Н.Крамер).
  4. От начала начал. Антология шумерской поэзии в переводах В.К.Афанасьевой. СПб; 1997.
  5. Black J; Green A. Gods, Demons and Symbols of Ancient Mesopotamia. An Illustrated Dictionary. London, 1992.
  6. Edzard D.O. in Haussig H.W. Wörterbuch der Mythologie. Stuttgart, 1965, bd. 1.
  7. Selz G.J. Untersuchungen zur Gotterwelt des altsumerischen Stadtstaates von Lagasch. Philadelphia, 1995.
Hosted by uCoz

ud-gal-nun.narod.ru

Боги Древней Месопотамии - Месопотамия

  • Ан (шум. an "небо", аккад. Анум) - бог неподвижного небесного свода, звездного неба; старейшина богов.
  • Анзу (шум. anzud; возможно, из семит. 'nz "орел") - у шумеров божественная птица с головой льва и когтями орла, решающая судьбы людей; покровительница правителей Урука и Лагаша. У вавилонян и ассирийцев - одно из демонических существ, похитительница предопределений у Эллиля.
  • Анту - супруга Анума у вавилонян и ассирийцев.
  • Ануннаки (шум. a-nun-na-ke4-ne "семена Властителя", аккад. a-nun-na-ki) - у шумеров собрание богов или братья бога-героя; у вавилонян и ассирийцев - боги Подземного мира, судьи мертвых, антиподы Игигов.
  • Аруру (значение имени неизв; известна также под именами Нинмах, Нинхурсаг, Дингирмах) - богиня-мать, прародительница богов и людей.
  • Асарлухи (неизв.) - в шумерское время сын Энки, покровитель магии и медицины; в Вавилонии слился с Мардуком.  
  • Ашшурит - супруга Ашшура.
  • Ашшур (неизв.) - верховный бог ассирийцев, хозяин одноименного города.
  • Бау (или Баба, неизв.) - в шумерское время супруга бога войны Нингирсу, хозяйка Лагаша, дочь Ана; в Вавилонии слилась с богиней врачевания и магии Гулой.
  • Бел (семит. b'l "господин, владыка") - в аккадоязычных текстах имя шумерского бога Энлиля или вавилонского Мардука.
  • Белит - имя супруги Энлиля богини Нинлиль или супруги Мардука Царпаниту в этих же текстах.
  • Гатумдуг (неизв.) - божество жизни и материнства в Лагаше.
  • Гештинанна (шум. "виноградная лоза неба") - покровительница виноделия, сестра Думузи.
  • Гильгамеш (шум. Bilgames "предок-герой") - герой шумерского и вавилонского эпоса, обожествленный правитель г. Урука. После смерти по решению богов стал управляющим в Подземном мире.
  • Гирра (неизв.) - бог огня.
  • Гула (возможно, шум. gu-la "великая")- богиня магии и врачевания.
  • Дамкина (шум. dam-gi-na "истинная супруга" или dam-gal-nun-na "великая супруга Властителя") - супруга Энки.
  • Думузи (шум. dumu-zid "истинный сын" или dumu-zid-abzu "истинный сын Абзу", аккад. Таммуз, Та'уз) - супруг Инанны, бог весны и весенней жертвы, овечий пастух, умирающее и воскресающее божество природы. Почитался сперва в священном квартале Урука Кулаб, затем по всей стране. Шумерская традиция знает также Думузи-рыбака из города Куара.
  • Забаба (неизв; возможно, из языка дошумерских обитателей Двуречья) - главный бог шумерского города Киша, божество войны.
  • Игиги (неизв.) - боги небес в вавилонской мифологии.
  • Инанна (возможно, nin-an-na "госпожа Неба") - у шумеров хозяйка г. Урука, дочь Ана и богиня любовной и воинской страсти; в вавилонское время слилась с Иштар. Отождествлялось с планетой Венера.
  • Иштаран (неизв.) - покровитель правосудия и дипломатии.
  • Ишкур (семит. Адад) - божество дождя, ветра, грозы и бури.
  • Иштар - семитское божество любовной и воинской страсти, могло быть как мужского, так и женского рода (см. Инанна).
  • Ишхара (неизв.) - богиня любви и созидания, происхождение неизвестно.
  • Кулла (неизв.) - у шумеров божество кирпича и строительства.
  • Лугальшулпаэа (шумер. "царь-юноша появившийся") - вероятно, одно из имен планеты Юпитер.
  • Мардук (неизв; пишется знаками "ТЕЛЕНОК. СОЛНЦЕ") - верховный бог г. Вавилона.
  • Набу (аккад. "имя" или "источник, ключ") - у вавилонян и ассирийцев бог мудрости и грамотности, сын Мардука.
  • Намму (неизв.) - в Эреду и Уре богиня первобытного хаоса, мать Энки.
  • Нанна (возможно, шумер. en-an-na "господин Неба") - у шумеров бог Луны, хозяин г. Ура; в вавилонское время слился с Сином.
  • Нанше (или Нина, неизв.) - дочь Энки, толковательница сновидений, защитница бедных и обездоленных.
  • Нару (аккад. "река") - бог рек.
  • Нергал (шум. en-uru-gal "Владыка Великого Города" (города мертвых) или аккад. na'ir kala(ma) "убийца всего")- божество Подземного мира, муж Эрешкигаль.
  • Ниназу (шум. "госпожа врачевания") - одно из божеств умирания и воскресения природы у шумеров.
  • Нингирима (шум. "госпожа водного источника") - богиня заклинаний, хранительница магических формул.
  • Нингирсу (шум. "госпожа Гирсу") - хозяин г. Лагаша, божество войны и земледелия; функционально эквивалентен Нинурте.
  • Нингишзида (шум. "госпожа истинного дерева") - шумерское божество, связанное с Подземным миром; администратор в храме Нингирсу.
  • Нинзадим (шум. "госпожа ювелиров") - бог-покровитель ювелирного искусства.
  • Нинигиламга - покровитель плотницкого искусства.
  • Нинкаррак - одна из богинь врачевания.
  • Нинлиль - супруга Энлиля, хозяйка Ниппура.
  • Нинмешарра (шум. "госпожа всех МЕ") - супруга Энмешарры.
  • Нинурта (неизв; возможно, nin-urta/uraљ "госпожа земли") - божество войны и земледелия, сын Энлиля.
  • Ниншубур (шум. "госпожа свинья" или "госпожа (страны) Субарту", в аккад. текстах Папсуккаль) - слуга Ана и Инанны. Может быть обоеполым.
  • Нисаба (шум. nin-љe-ba "госпожа ячменного рациона") - у шумеров богиня ячменя и учета зерна, затем божество школы и грамотности; в вавилонское время и позже богиня только школы и грамотности. Дочь Ана, связана с небесными знамениями.
  • Нуску (неизв.) - шумерское божество, администратор храма Нинурты в г. Ниппуре.
  • Пабильсаг (неизв.) - шумерское божество; у вавилонян и ассирийцев функционально эквивалентно Нинурте и Нергалу.
  • Син - см. Нанна.
  • Сирис (или Сираш; неизв.) - сын богини Нинкаси, покровительницы пивоварения.
  • Уту (аккад. Шамаш "солнце") - бог Солнца и справедливого суда.
  • Хендурсагга (аккад. Ишум) - привратник Подземного мира, божество планеты Сатурн.
  • Царпаниту (аккад. "украшенная") - супруга Мардука, хозяйка Вавилона.
  • Шара (неизв.) - божество войны, сын Инанны, хозяин г. Уммы.
  • Сидури (элам. Шидури "родительница")- хозяйка корчмы богов в X таблице аккадского эпоса о Гильгамеше.
  • Энлиль (шум. "господин воздуха", аккад. Эллиль) -божество воздуха, чужих земель, покровитель царской власти и ревнитель царского благочестия, хозяин г. Ниппура.
  • Энбилулу (неизв.) - божество оросительных работ в Шумере и позже.
  • Энки (шум. en-ki "господин земли" или en-ki(ng) "господин обрядов", семит. Хайа/Эа) -божество пресных подземных вод, покровитель магии и искусств, создатель и покровитель человечества, хозяин г. Эреду.
  • Энкиду (шум. en-ki-du10 "господин хорошего места", аккад. en-ki-du3 "Энки создал") - друг и слуга Гильгамеша в эпических сказаниях.
  • Энмешарра (шум. "господин всех МЕ")- в вавилонских текстах и позже предок Ана, старейшее божество, проживавшее в Подземном мире.
  • Эннуги (возможно, шум. en-nu-gi4 "господин (Страны) без возврата") - божество Подземного мира.
  • Эрешкигаль (шумер. "хозяйка Великой Земли") - супруга Нергала, богиня Подземного мира.
  • Эрра (неизв.) - одно из имен Нергала; божество чумы, убийства и разрушений.

Парные божества

  • Энбулуг - Нинбулуг
  • Эндаума - Ниндаума
  • Эндулькуга - Ниндулькуга
  • Энки - Нинки
  • Энуль - Нинуль
  • Эншар - Ниншар

Божества-близнецы

  • Игалима и Шульшагана - близнецы Нингирсу и Бау, боги-покровители правителей Лагаша.
  • Лугальгирра и Месламтаэа - близнецы, боги одоименного созвездия и стражи солнечного пути (как в течение суток, так и в течение года), защитники от демонов. Отождествлялись с Сином и Нергалом.

mesopotamia-ru.livejournal.com

Богини Двуречья Восточная мифология

Богини аккадской, шумерской, семитской, вавилонской, древнеиранской мифологии

Aнат — богиня охоты и битвы. Она почиталась как дева-воительница, сестра и возлюбленная бога Балу. В преданиях, Aнат предстает как жестокая и необузданная богиня. В эллинистический период богиня отождествлялась с Афиной, позднее с Артемидой и Минервой.

Ардви или Ардвисура Анахита, в зороастрийской мифологии богиня воды и плодородия, покровительница гармонии и всего живого на земле, олицетворение божественной силы и любви.

Асират или Ашера, в древнесемитском мифотворчестве богиня, супруга и дочь верховного бога Илу, мать богов и людей, владычица сущего. Богине Асират приписывалась особенная приверженность к козлам; ее символом служил фаллос, а ее капищами — густые, зеленые рощи.

Астарта — в западносемитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. В древности Астарта почиталась как владычица лошадей и колесниц, богиня сражений и, видимо, была связана с морем и водной стихией, а также считалась богиней-исцелительницей.

Зеновия (или иначе Зенобия) Пальмирская, царица ассирийских земель. Зеновия Септимия являлась властительницей значительной части Востока во времена Древнего Рима, её войско покорило Египет.

Деркето — ассирийская богиня, отчасти также божество у хананеев и финикиян. Но особенно эта богиня почиталась у филистимлян, где она была женской формой Дагона и, подобно ему, изображалась с нижней частью тела рыбы.

Инанна — в шумерской мифологии Междуречья богиня любви, плодородия и распри. Символ богини — пучок тростника; она часто изображалась с сияющими солнечными лучами вокруг головы. Подобно Иштар, Инанна спустилась в подземное царство Эрешкигаль.

Иштар — в аккадской мифологии Междуречья центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера; ассоциируется день недели пятница. Иштар считалась покровительницей проституток. Дочь Эля и жена Баала.

Нинмах — в шумеро-аккадском мифотворчестве богиня-мать. Упоминания о Нинмах встречаются еще со времени правителя Меслима, около 26 столетия до нашей эры в городе Адаба, где было ее святилище Эмах.

Семирамида — дочь богини Деркето, вскормленная голубями. Древние авторы приписывают ей основание Вавилона, относят к ее деятельности возведение всех ассиро-вавилонских памятников, а также памятников персидского зодчества, и даже египетских пирамид, не говоря уже о висячих садах и путях сообщения через горные страны.

godsbay.ru


Смотрите также