Триумфальная арка Константина в Риме: описание, история и интересные факты. Константин древний рим
КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ
(285-337) римский император в 306-337гг.
В истории мировой цивилизации Константин остался как основатель новой столицы Римской империи — города Константинополя («город Константина»), который сейчас называется Стамбулом. Кроме того, в отличие от прежних правителей, он прекратил преследование христиан и тем самым способствовал постепенному упрочению христианства как государственной религии Римской империи.
Свою известность Константин приобрел вначале как умелый и искусный воин. Он успешно воевал против франков и алеманов на Рейне, сражался с готами и сарматами на Дунае. Все эти варварские племена мечтали отделиться от некогда могущественной Римской империи и основать самостоятельные государства.
Восточной Римской империей правил отец Константина, Констанций Хлор. После его смерти в Йорке в 306 году, согласно обычаям того времени, войска провозгласили его сына Константина императором. Но только в 312 году он стал единолично править в Риме, победив своих соперников. К 324 году Константин осуществлял контроль над всей империей и получил прозвище Великого.
Он утвердился в Риме, но относился к этому городу равнодушно, пробыл в нем после победы не более трех месяцев, а впоследствии посетил его всего два раза, в десятый и двенадцатый год своего правления. В 326 году Константин окончательно избрал столицей империи город Византий. Это был порт в самом устье Босфора — узкой полоски воды, отделяющей Черное море от Мраморного (современная Турция).
Само географическое положение способствовало быстрому росту города, развитию торговых и экономических связей. С основания восточной столицы — Константинополя — и начался расцвет Византийской империи, просуществовавшей до 1453 года, когда она пала после захвата турками-османами.
Моделью для нового города послужил великий Рим, однако его здания были еще более роскошны и великолепны. Строительство новой столицы стоило колоссальных средств: только на сооружение городских стен, крытых колоннад и водопроводов истратили 60 тысяч фунтов золота.
Константин распорядился выстроить в своем городе церкви старых богов и нового, христианского бога. Возведением Латеранской церкви он положил начало монументальной церковной архитектуре. В 313 году им былр завершено строительство базилики Максенция. В 312- 315 гг. в Риме возвели триумфальную арку с многочисленными фигурными рельефами, для украшения которой даже сняли скульптуру с одной из триумфальных арок, посвященных лучшему императору во всей римской истории — Траяну.
В новом городе Константин завел пышный двор по образцу восточных правителей (ношение диадемы, земной поклон императору), учредил строго организованный чиновничий аппарат. Реформа коснулась и армии: она стала более профессиональной, был принят закон о службе в армии вольнонаемных. Чтобы обеспечить регулярный сбор налогов, свободных граждан стали прикреплять к определенному месту жительства, к земле и ремеслам.
Любопытно, что введенная в обращение монета в виде золотого солнца имела хождение на огромном пространстве, она ценилась даже в Китае.
Построить новый город помогли таможенные пошлины. 10% стоимости товаров вносилось в городскую казну и шло на строительство. Даже сегодня поражают обширные связи Константинополя с разными странами: зерно поступало из Египта, шелка шли из Китая, специи — из восточной Индии, золото и слоновая кость — из Африки, меха и лес — из Руси.
Следующая страница деятельности Константина связана с введением христианства. Оно начало распространяться в Римской империи после смерти Юлия Цезаря, но долго не признавалось официальной религией. До Константина императору поклонялись как богу, ему воздавались пышные почести. Теперь же императора стали воспринимать как наместника бога на земЯе, а вся обрядовая сторона стала восприниматься как часть христианской службы.
Интересно, что в Византии был создан и новый тип храма, отличный от римского. Его центром был высокий купол, установленный на легких арках.
В 325 году Константин созвал в Никее первый экуменический (объединительный) собор, поощряя деятельность церкви в распространении христианства во всех странах Европы. Тем самым были созданы предпосылки для того, чтобы христианство стало государственной религией Рима, а позднее — одной из мировых религий.
Сам Константин принял крещение только на смертном одре. Он был похоронен в Апостольской церкви в Константинополе. Церковные историки назвали Константина Beликим и провозгласили образцом христианского правителя. Русская православная и армянская церковь 21 мая чтут память Константина как святого и равноапостольного. Существует и биография Константина, написанная крестившим его Евсевием Кесарийским.
biography-peoples.ru
КОНСТАНТИН I | Энциклопедия Кругосвет
КОНСТАНТИН I (Flavius Valerius Constantinus) (ок. 285–337), первый римский христианский император, более известный как Константин Великий Святой, «Равноапостольный». Отцом Константина (полное имя Флавий Валерий Константин) был Констанций Хлор, матерью – его сожительница (конкубина) Елена (ум. ок. 327, причислена к лику святых), родился он в Наисе (совр. Ниш, Сербия) в провинции Верхняя Мезия. К 293, когда Констанций получил титул цезаря, он был уже женат на падчерице императора Максимиана. В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет. Когда в 305 Диоклетиан и Максимиан сложили с себя власть, отец Константина сделался императором на Западе, куда он и вызвал к себе Константина, который присоединился к экспедиции отца в Британии против пиктов. В 306 Констанций умер в Эбораке (совр. Йорк), и войска сразу провозгласили Константина августом, однако Галерий скрепя сердце признал его лишь цезарем (т.е. младшим императором).
Начался период политического неустройства, когда на власть в Римской империи претендовали сразу шесть соискателей. В 307 Константин, закрепившийся в Галлии, женился на Фаусте, дочери Максимиана, одного из своих соперников, который теперь признал его августом. Однако в 310, в отсутствие Константина, Максимиан попытался устроить переворот, после чего тот принудил его покончить с собой. Когда в 311 Галерий умер, осталось всего четыре августа: Валерий Лициний и Максимин Даза на Востоке и Максенций (сын Максимиана) и Константин на Западе. Константин заключил союз с Лицинием, выдав за него свою сестру Констанцию, и двинулся на Рим против Максенция. В 312, накануне битвы у Мульвиева моста возле Рима, Константину, по преданию, было видение. Согласно историку церкви Евсевию, Константин увидел в небе огненный крест, под которым была надпись по-гречески «Сим знаменем победишь». Согласно же Лактанцию, Константину приснился сон, из которого следовало, что он должен поместить на щиты воинов греческую монограмму, означавшую имя Христа (буквы Х и Р). Как бы то ни было, на следующий день Константин одержал победу, Максенций погиб вместе с сыном, и в качестве символа победы Константин поместил на своем лабаруме (императорском знамени) означенную монограмму.
В 313 Константин совместно с Лицинием издали Миланский эдикт, предоставивший гражданам империи свободу вероисповедания. Христианство по этому эдикту становилось «дозволенной религией», имущество, отобранное у церкви во время гонений, возвращалось. В тот же году Лициний разбил Максимина Дазу, и в течение 10 лет зятья Лициний и Константин вместе управляли империей, Константин на Западе, Лициний на Востоке. Однако в 323 вспыхнул новый конфликт. Формальным предлогом явилось нарушение войсками Константина границ восточной части Империи при отражении набегов готов и сарматов. Лициний объявил войну. Но и сам Константин, должно быть, ощущал необходимость окончательного решения вопроса о власти. К тому же с 321 Лициний возобновил в своей части Империи преследования христиан. В 324 Лициний был разбит в двух сражениях, вначале при Адрианополе (совр. Эдирна) на европейском континенте, а затем при Хрисополе (совр. Юскюдар) в Малой Азии и отстранен от власти, а со временем казнен. Константин сделался единоличным влистителем всей Римской империи.
Правление Константина стало поворотным пунктом в истории Европы. Каковы бы ни были мотивы императора, Константин поощрял рост христианской церкви. В 325 он созвал Никейский собор (Первый Вселенский собор) с тем, чтобы урегулировать разногласия относительно арианского учения и сформулировать христианское вероучение, и лично председательствовал на многих его заседаниях. В 330 он основал на месте древнего Византия Константинополь (совр. Стамбул) и перенес туда свою столицу. Впоследствии Константинополь стал центром Восточной Римской (Византийской) империи, просуществовавшей до 1453. У Константина было множество превосходных качеств, однако убийство в 326 вначале сына Криспа, оговоренного мачехой Фаустой, а затем, когда выяснилась невиновность сына, – уже самой Фаусты, показывает его нам с другой стороны. Константин умер в Ахироне, пригороде Никомедии, 21 мая 337, во время подготовки к войне с Персией; перед смертью он был крещен. Константин заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина, Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока (в 350) не остался один император, Констанций II.
Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Короли»
Как звали первого царя из династии Романовых?
www.krugosvet.ru
Константин (в Древнем Риме) - это, что такое Константин (в Древнем Риме)?
Сборник словарей и энциклопедий → Большая Советская энциклопедия → Слова на букву «К» в Большой Советской Энциклопедии → Константин (в Древнем Риме) в Большой Советской Энциклопедии
Константин (Constantinus). В Древнем Риме:
К. I, или К. Великий, Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (около 285, Наиссус,— 337, Анкирон), император в 306—337. Сын Констанция Хлора. После смерти отца был провозглашен августом (306) британскими легионами, правил в Галлии. В 311 (после смерти цезаря Галерия) началась борьба 4 августов (Лициния, Максенция, Максимиана Дайи и К.) за власть. В 312 К. разбил у Мульвийского моста (в Риме) Максенция; в 313 погиб Максимиан Дайя, потерпев поражение от Лициния; заключённый в 313 в Медиолане союз между К. и Лицинием оказался непрочным; в 324 К. разбил Лициния. С 325 (после казни Лициния) К. правил единолично. Стремился стабилизировать общественный порядок, проводя последовательную централизацию государственного аппарата и подавляя сопротивление народных масс. В то же время использовалась в извращённом виде социальная программа, выдвинутая в 3 в. оппозиционными кругами (в т. ч. христианством). Объявляя императорскую власть защитницей всеобщего равенства, справедливости, свободы, в действительности К. своими законами отстаивал отжившие рабовладельческие порядки, прикрепил сословия к месту обитания или к роду занятий. Столица была перенесена в Константинополь (330), но город и его учреждения подражали старой столице — Риму. К. поддерживал христианскую церковь, пожаловал ей ряд привилегий, но сохранял и языческие культы, в том числе родовой культ Флавиев. Правительству К. удалось достигнуть некоторых успехов: улучшилось положение городов, была стабилизована монета, отражён натиск варваров (победа над готами в 332). Церковная традиция называет К. равноапостольным и связывает с ним коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, однако уже предшественники К. (Галерий, Максенций, Лициний) вступили на этот путь. К. принял христианство лишь перед смертью (в форме арианства). Ещё будучи язычником, К. активно вмешивался в дела христианской церкви, руководил богословскими диспутами, председательствовал на Никейском соборе 325, выступал на стороне христианской церкви в борьбе с донатистами.
Лит.: Vogt J., Constantin der Grosse and sein Jahrhundert. 2 Aufl., Munch., [1960]; Mac Mullen R., Constantine, L., 1970; Krawczuk A., Konstantyn Wielki, Warsz., 1970.
А. П. Каждан.
К. II Флавий Клавдий (Flavius Claudius Constantinus) (317, Арелат, — 340, Аквилея), император (август) в 337—340 (с 317 — цезарь). Сын К. I. С 326 правитель Галлии. После смерти отца (в 337) при разделе империи между тремя сыновьями К. II получил Галлию, Испанию и Британию. Недовольный разделом, начал борьбу против брата Константа, был убит в сражении.
Ссылки на страницу
Прямая ссылка: http://1slovar.ru/bse/37246/;
HTML-код ссылки: <a href='http://1slovar.ru/bse/37246/'>Что означает Константин (в Древнем Риме) в Большой Советской Энциклопедии</a>;
BB-код ссылки: [url=http://1slovar.ru/bse/37246/]Определение понятия Константин (в Древнем Риме) в Большой Советской Энциклопедии[/url].
1slovar.ru
описание, история и интересные факты
Древний город Рим полон историко-культурных достопримечательностей. Каждый архитектурный шедевр рассказывает о важных событиях многовековой истории столицы Италии. Одно из уникальных творений зодчества расцвета Римской империи расположено недалеко от величественного Колизея.
Арки в честь победителей
Доблестных полководцев, вернувшихся с победой после долгой войны, всегда встречали самым торжественным образом. Древний Рим не был исключением. Издавна в честь триумфаторов возводились специальные каменные сооружения, в которых увековечивался их подвиг. Мужественные воины гордо заезжали в город через построенные арки, где их торжественно встречали с почестями местные жители.
Однако Триумфальная арка Константина, о которой пойдет речь в статье, не была достроена на момент победоносного возвращения императора. Это единственное сооружение в Риме, возведенное после победы в гражданской войне, ведь чаще всего такие строения создавались в честь триумфа над внешним врагом.
Дерзкий и честолюбивый Константин с детства желал стать императором, и ради этой цели он шел на все, убирая неугодных и мешающих ему со своего пути. Отец юноши – известный полководец – перед своей смертью передает сыну свои полномочия, а римские воины заранее провозглашают Константина своим императором.
В то время в Риме правил жестокий деспот Максенций, которого ненавидели городские жители. Мечтавший о троне доблестный воин, избравший своей религией христианство, отправляет свою армию на врага через Альпы. Зная, что силы Максенция намного превышают его армию, Константин долго молится, ожидая какой-либо небесный знак.
Знак свыше
В летописях есть упоминание о чуде, поразившем армии противника и удивившем самого Константина. После его просьб о помощи в предстоящем сражении в небесах появляется крест из солнечных лучей, и якобы в облаках становится видимой надпись «Сим побеждай». Будущий император растерялся, не зная, что ему делать, а ночью к нему приходит Христос во сне, призывая идти войной на язычников и восстановить христианство во всей огромной империи.
30-летний Константин, окрыленный знамениями, выступает в бой и побеждает многочисленную армию тирана. В 312 году голова Максенция была привезена в Рим, чтобы все жители смотрели на поверженного деспота, а сам Константин садится на долгожданный императорский трон.
Перенос столицы
Лишь 2 года спустя появляется посвященная победе Триумфальная арка Константина. Рим заплатил за столь долгое ожидание императора тем, что столица была перенесена в город Византий (Константинополь, Стамбул), ставший христианским религиозным центром, а сам правитель был причислен к лику святых. Даже упоминание всех ратных подвигов на огромной арке не остановило молодого императора, не оценившего столь запоздалое внимание.
Самая крупная арка
Триумфальная арка Константина, возведенная на собранные сенатом и народом деньги, – самая «молодая» постройка подобного рода. Монументальное сооружение состоит из 3 пролетов, в самый крупный – центральный – и должен был торжественно въезжать победитель на украшенной колеснице. Гигантские размеры и толщина мраморной арки делают ее одной из самых крупных в мире. С двух сторон мощное сооружение окружают колонны, стены украшены изысканными барельефами, изображающими сцены побед доблестного императора.
Заимствование из других памятников
Известно, что для оформления арки использовались перенесенные с других зданий декоративные статуи и медальоны. Барельефы, посвященные победе Константина, на самом деле были сняты с исторического памятника, возведенного в честь победы другого славного полководца, – Марка Аврелия. Двухметровые медальоны, расположенные между колоннами, описывали события, связанные с другим императором, только голова древнеримского правителя Адриана была заменена на изображение неустрашимого победителя.
Такое заимствование элементов из других памятников истории объясняется тем, что Триумфальная арка императора Константина в Риме возводилась в очень сжатые сроки. Хотя многие не согласны с такой версией, считая необычную «эклектику» простым недостатком денежных средств. Исследователи, тщательно изучившие документы тех эпох, сходятся во мнении, что огромному сооружению требовались элементы, которые придали бы ему особый статус, и поэтому оформление арки выполнялось столь необычным образом. Как бы то ни было, монумент удивительной красоты поражает мощью и великолепием всех ныне живущих.
Щедро украшенный шедевр
Триумфальная арка Константина в Риме, архитектура которой была скопирована с подобного сооружения, посвященного Септимию Северу, возведена таким образом, что всем кажется, будто она опирается исключительно на могучие колонны. На их щедро украшенных рельефах изображаются сцены пленения диких варваров римскими солдатами. Над центральным пролетом арки возвышается скульптурное изображение богини победы – Виктории. Эти декоративные украшения относятся к эпохе правления победителя язычников.
С боковых сторон Триумфальная арка императора Константина украшена медальонами, на которых божества Луны и Солнца мчат на колесницах. Внутренние и внешние поверхности памятника, посвященного главному триумфу императора, заполнены скульптурными произведениями.
Погружение в древнюю историю
Триумфальная арка Константина обнесена высокой оградой, чтобы туристы со всего земного шара не растащили на сувениры древний шедевр мировой культуры. Надо сказать, что желтый мрамор сильно страдает от погодных условий и выхлопных газов.
Тысячи приезжих ежедневно рассматривают удивительные картины, погружаясь в древнюю историю с продолжительными войнами и яркими, знаменательными победами. Внушительное сооружение позволяет прикоснуться каждому к вечности, забыть о суетности бренного мира.
fb.ru
Константин (в Древнем Риме)
Константин (Constantinus). В Древнем Риме:
К. I, или К. Великий, Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (около 285, Наиссус,— 337, Анкирон), император в 306—337. Сын Констанция Хлора. После смерти отца был провозглашен августом (306) британскими легионами, правил в Галлии. В 311 (после смерти цезаря Галерия) началась борьба 4 августов (Лициния, Максенция, Максимиана Дайи и К.) за власть. В 312 К. разбил у Мульвийского моста (в Риме) Максенция; в 313 погиб Максимиан Дайя, потерпев поражение от Лициния; заключённый в 313 в Медиолане союз между К. и Лицинием оказался непрочным; в 324 К. разбил Лициния. С 325 (после казни Лициния) К. правил единолично. Стремился стабилизировать общественный порядок, проводя последовательную централизацию государственного аппарата и подавляя сопротивление народных масс. В то же время использовалась в извращённом виде социальная программа, выдвинутая в 3 в. оппозиционными кругами (в т. ч. христианством). Объявляя императорскую власть защитницей всеобщего равенства, справедливости, свободы, в действительности К. своими законами отстаивал отжившие рабовладельческие порядки, прикрепил сословия к месту обитания или к роду занятий. Столица была перенесена в Константинополь (330), но город и его учреждения подражали старой столице — Риму. К. поддерживал христианскую церковь, пожаловал ей ряд привилегий, но сохранял и языческие культы, в том числе родовой культ Флавиев. Правительству К. удалось достигнуть некоторых успехов: улучшилось положение городов, была стабилизована монета, отражён натиск варваров (победа над готами в 332). Церковная традиция называет К. равноапостольным и связывает с ним коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, однако уже предшественники К. (Галерий, Максенций, Лициний) вступили на этот путь. К. принял христианство лишь перед смертью (в форме арианства). Ещё будучи язычником, К. активно вмешивался в дела христианской церкви, руководил богословскими диспутами, председательствовал на Никейском соборе 325, выступал на стороне христианской церкви в борьбе с донатистами.
Лит.: Vogt J., Constantin der Grosse and sein Jahrhundert. 2 Aufl., Münch., [1960]; Mac Mullen R., Constantine, L., 1970; Krawczuk A., Konstantyn Wielki, Warsz., 1970.
А. П. Каждан.
К. II Флавий Клавдий (Flavius Claudius Constantinus) (317, Арелат, — 340, Аквилея), император (август) в 337—340 (с 317 — цезарь). Сын К. I. С 326 правитель Галлии. После смерти отца (в 337) при разделе империи между тремя сыновьями К. II получил Галлию, Испанию и Британию. Недовольный разделом, начал борьбу против брата Константа, был убит в сражении.
Поделитесь на страничке
slovar.wikireading.ru
Святой император Константин Великий / Патриархия.ru
Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305-306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. (Сведения об обретении Креста Господня помещены в праздник Воздвижения 14 сентября.) Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский (Сведения о Соборе помещены 29 мая.) Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.
Иконописный подлинник
Русь. XVII.
Минея - Май (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.
Дечани. Ок. 1350.
Равноапостольные Константин и Елена. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.
Новгород. XV.
Cвв. Константин и Елена. Икона. Новгород. XV в.
Метеоры. 1527.
Равноапостольные Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеоры (Николай Анапафса). 1527 г.
Русь. XVII.
Строгановский иконописный лицевой подлинник. 21 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.
Санкт-Петербург. 2002.
Cвв. Константин и Елена с житием. Н.Г. и Н.А. Богдановы. Икона. Санкт-Петербург. 2002 год. Храм св. царицы Елены (МАПО). Санкт-Петербург.
Русь. XVII.
Минея - Май (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.
Афон. XIV.
Равноапостольный Константин. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.
Дечани. Ок. 1350.
Равноапостольные Константин и Елена. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.
Новгород. XV.
Cвв. Константин и Елена. Икона. Новгород. XV в.
Афон. XV.
Св. Константин. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.
Метеоры. 1527.
Cвв. Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеоры (Николай Анапафса). 1527 г.
Санкт-Петербург. 2002.
Cвв. Константин и Елена с житием. Н.Г. и Н.А. Богдановы. Икона. Санкт-Петербург. 2002 год. Храм св. царицы Елены (МАПО). Санкт-Петербург.
Византия. IV.
Св. Константин. Монета. Византия. IV в.
Византия. IV.
Св. Константин. Скульптура. Византия. IV в.
Византия. IV.
Св. Константин. Скульптура. Византия. IV в. Латеранский собор. Рим.
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии
www.patriarchia.ru
Римская империя при Константине (5 класс). Правления Константина в Римской империи
Единоличная власть над империей досталась новому императору очень тяжело, после долгой и ожесточенной борьбы с полководцами на заре 4 века. Началась эпоха правления Константина в Римской империи. Он сумел организовать свою власть так прочно и управлял настолько решительно, что остальные правители, как предшественники, так и преемники, не шли ни в какое сравнение с ним.
Нововведения
Какую форму правления осуществляла Римская империя при Константине? Абсолютную монархию. Он захотел иметь абсолютную власть, а для этого нужно было изменить самосознание и, выражаясь современным языком, продумать новый имидж. Как и его предшественник, основатель стилизации тетрархии и сторонник возвышения императорской власти Диоклетиан, новый император продолжил и существенно усилил выбранное его предшественником направление, от этого дистанция принципов правления Августа еще больше увеличилась.
При новом императорском правлении элементы символики власти подверглись изменениям. Такой хватке можно только позавидовать. Нововведением послужило то, что он перенял представления у восточного, греческого и христианского миров сразу. Противоречия, возникающие при этом, Константина вовсе не заботили. Естественно, прижиться в гармоничном синтезе эти разные, несущие свои традиции составные части не могли, поэтому в целом они были связаны с новым государством, основанным самим Константином.
Внешнее превосходство
Эти нововведения и успех, связанный с ними, не могли не сказаться на внешних чертах императора, который стремился подчеркнуть свое великолепие. Константин уже не желал носить римскую тогу, а потребовал богато украшенную тунику. Захотел поменять и обмундирование: простой солдатский панцирь императоров он заменил на роскошные доспехи. Когда же отправлялся в поход, на нем красовался панцирь из золота и великолепный шлем. Немного позже, отметив свое двадцатилетние правление, стал появляться на людях в диадеме, которая для Рима приобрела значение символа абсолютной императорской власти.
Пропаганда победы
Внешнее возвеличивание выражалось в возведении колоссальных статуй, надписей и изображений на монетах. Здесь также наблюдается соединение разнообразных деталей. Например, приближенность к портретным образам предшественников, Августа и Александра Великого, а также появление в изображениях нимба над головой. Внешние претензии на мировые размеры империи отразились на многочисленной символике вечности, в которую Константин себя включил. "Правитель мира" тем самым прославлялся и как победитель всех народов.
Римская империя при Константине пропагандировала победу над сарматами и готами, франками и аламаннами. Также укоренялись в сознании людей универсальные качества победителя. Интересно, что титул Константина ("Непобедимый") заменился на "Победитель" ‒ этот звучит активнее. Также характерен его отказ от элемента божественного титула или атрибута, ведь он соединил воедино все религии.
Культ императора
Римская империя при Константине стояла перед выбором: продолжать ли традиционные взгляды на форму правления или нет? Ведь это шло в противоречие и стало бы несовместимым с христианскими взглядами. Одному богу известно, чего стоило императору пойти на компромисс. Он разрешает возведение храма в честь династии Флавиев, то есть, по сути, в свою честь. Но с оговоркой, что сооружение не должно быть запятнано какими-нибудь преступными и нечестивыми суевериями. Также он не препятствует организации регулярных театральных и гладиаторских зрелищ.
Правосудие
Римская империя при Константине стала подчиняться новым законам. Решительность Константина во власти отразилась на вмешательстве в законодательство и правосудие. Решением, которое было осуществлено в 318 году, он придал императорским эдиктам правовое качество, ставшее выше принятых норм. Основные положения законодательства, направленность и стиль не были едиными. В них уживались крайняя жестокость с неожиданными уступками и гуманитарные тенденции с уважением к традиционным понятиям права.
Крайними мерами в отношении преступивших закон отличалась Римская империя при Константине. 5 класс ‒ именно тогда в школе изучают эту тему. Могло применяться наказание, которое заключалось в зашивании в мешок со змеями, после чего он выбрасывался в пропасть или море. Но такие радикальные меры принимались лишь в отношении похитителей детей и скота, отцеубийц и воров. Также наводила ужас смертная казнь. По закону, нарушение супружеской верности, любовная связь и браки с неравными себе (то есть между свободным и рабом) карались смертью.
Но также в другом указе говорилось, что те, кто приговорены к гладиаторским боям или рудникам, не должны получать клеймо на лицо, так как созданный по небесному подобию лик не должен быть испорчен. Из этого же ряда закон о том, что заключенный раз в день может видеть солнечный свет.
Римская империя при императоре Константине оставалась рабовладельческим государством, институт рабства остался без изменений. Но поправки вносились, в частности, Константин призывал к умеренному обращению с рабами, ограничению их наказаний. Также рабы, создавшие семьи, не могли насильно разлучаться при продаже. Социальная сфера улучшилась благодаря законам об опекунстве, расширившим права опекунов. Были приняты меры в пользу детей, которых подбросили.
Римская империя при Константине
Кратко его деятельность можно описать так:
Вынужденными мерами по защите государства от постоянных вторжений варваров стала необходимость держать большие армии на границах. Варварами греки и римляне именовали народности, чей язык и манеры они не признавали и не понимали, считая их грубыми и необразованными. Особенно доставалось провинциям западной части империи, там злобствовали германские племена. Римским полководцам нужна была сильная и для борьбы за трон.
Прикрепление колонов к земле. Колоны стали жить еще хуже, ведь они теперь должны были не только отдавать часть урожая хозяину земли, но и платить налог в императорскую казну. Поэтому они начали разбегаться кто куда. Император издал указ, в котором он запретил колонам уходить с участков, за которыми они были закреплены. Их детям должна была доставаться та же земля, которую обрабатывали их родители.
Также создала условия для развития христианской веры Римская империя при Константине (5 класс школьный программы дает знания об этом). Когда правил Константин, стало больше христиан. Верующие каждого города выбирали священника. Собравшись вместе, священники определяли главного, областного руководителя христиан, он стал называться епископом (надзирателем). В задачи последнего входило убеждать власти Рима в том, что христиане не опасны и молятся о них и их слугах. В конце концов, Константин понял, что они не призывают народ к действию против его трона и его империи. Поэтому он издал указ, разрешающий христианам открыто молиться и строить храмы.
Новая столица
О чем нам еще повествует история (5 класс)? Римская империя при Константине поделилась на две части. Сам император не любил Рим, поэтому жил в других городах. Он перенес столицу из Рима в греческий город Византий, который располагался на берегу пролива Босфор. Здесь пересекались два пути, водный и сухопутный. Новая столица стала преображаться на глазах: строились дворцы и дома, водопроводы с банями, театры с цирками, а также христианские храмы. Город роскошно украшался ‒ из империи были привезены красивейшие статуи и колонны. Случилось это в 330 году, в это время столица Римской империи переехала в Константинополь.