Древние народы сибири. Коренные народы Сибири. Народы Сибири и Дальнего Востока. Малые народы Сибири
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Многообразие коренных народов Сибири. Древние народы сибири


ханты, манси, ненцы, сибирские татары, хакасы, буряты и многие другие.

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу  XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены ( коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты – самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос. 
  2. Буряты – это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии – город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия – это один из основных центров буддизма в России.
  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва – одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица – город Кызыл с населением в  110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.
  4. Хакасы – один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.
  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно – это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации -  Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия – шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.
  6. Ненцы – один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы – кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.
  7. Эвенки – народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса – примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки – народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты.
  8. Ханты – коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории  Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов – рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков – шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.
  9. Эвены – народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык – тунгусский. Места проживания – Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.
  10. Чукчи – кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия – анимизм. Коренные промыслы – охота и оленеводство.
  11. Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия – шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.
  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.
  13. Нанайцы – малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.
  14. Коряки – коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса – шаманизм. Численность – 8 743 человека.
  15. Долганы – народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность – 7 885 человек.
  16. Сибирские татары – пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались  6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше – по некоторым оценкам до 100 000 человек.
  17. Сойоты – коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.
  18. Нивхи – коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов – 5 162 человека.
  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.
  20. Ительмены – это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.
  21. Телеуты – тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.
  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки». Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились. 

xn----9sbubb4ahmf1byf.xn--p1ai

Коренные народы Сибири. Народы Сибири и Дальнего Востока. Малые народы Сибири

Согласно данным исследователей из разных областей, коренные народы Сибири расселились по этой территории в эпоху позднего палеолита. Именно это время характеризуется наибольшим развитием охоты как промысла.

Сегодня же большинство племен и народностей этого региона малочисленны и их культура находится на грани исчезновения. Далее мы попытаемся познакомиться с такой областью географии нашей Родины, как народы Сибири. Фото представителей, особенности языка и ведения хозяйства будут приведены в статье.

Разбираясь в этих сторонах жизни, мы пытаемся показать многогранность народов и, возможно, пробудить в читателях интерес к путешествиям и необычным впечатлениям.

Этногенез

Практически на всей территории Сибири представлен монголоидный тип человека. Родиной его считается Средняя Азия. После начала отступления ледника люди именно с такими чертами лица заселили регион. В ту эпоху еще не было развито скотоводство в значительной мере, поэтому основным занятием населения стала охота.

Если изучить карту языковых групп Сибири, мы увидим, что они наиболее представлены алтайской и уральской семьями. Тунгусские, монгольские и тюркские языки с одной стороны - и угро-самоедские с другой.

Социально-хозяйственные особенности

Народы Сибири и Дальнего Востока до освоения этого региона русскими в основном имели сходный уклад жизни. Во-первых, распространены были родоплеменные отношения. Традиции хранились в рамках отдельных поселений, браки старались не распространять за пределы племени.

Занятия делились в зависимости от места проживания. Если рядом находилась крупная водная артерия, то часто встречались поселения оседлых рыболовов, у которых зарождалось земледелие. Основное же население занималось исключительно скотоводством, например, очень распространено было оленеводство.

Этих животных удобно разводить не только из-за мяса, неприхотливости к еде, но и из-за их шкур. Они очень тонкие и теплые, что позволяло таким народам, как, например, эвенки, быть хорошими наездниками и воинами в удобных одеждах.

После прихода на эти территории огнестрельного оружия уклад жизни значительно изменился.

Духовная сфера жизни

Древние народы Сибири до сих пор остаются приверженцами шаманизма. Хотя за много веков он претерпел разнообразные изменения, но силы своей не утратил. Буряты, например, вначале добавили некоторые ритуалы, а после полностью перешли к буддизму.

Большинство остальных племен были формально крещены в период после восемнадцатого века. Но это все официальные данные. Если же проехаться по деревням и поселениям, где живут малые народы Сибири, мы увидим совершенно другую картину. Большинство придерживаются многовековых традиций предков без нововведений, остальные совмещают свои верования с одной из основных религий.народы сибири

Особенно эти грани жизни проявляются на национальных праздниках, когда встречаются атрибуты разных верований. Они сплетаются и создают неповторимый узор аутентичной культуры того или иного племени.

Давайте дальше поговорим подробнее о том, что представляют собой коренные народы Сибири.

Алеуты

Сами себя они называют унанганы, а их соседи (эскимосы) – алакшак. Общая численность едва достигает двадцати тысяч человек, большинство из которых живут на севере США и Канады.

Исследователи полагают, что алеуты сформировались около пяти тысяч лет назад. Правда, на их происхождение есть две точки зрения. Одни считают их самостоятельным этническим образованием, другие – что они выделились из среды эскимосов.

До того, как этот народ познакомился с православием, приверженцами которого они являются сегодня, алеуты исповедовали смесь шаманизма и анимизма. Главный шаманский костюм был в виде птицы, а духов разных стихий и явлений изображали деревянные маски.

Сегодня же они поклоняются единому богу, который на их языке именуется Агугум и представляет собой полное соответствие всем канонам христианства.

На территории Российской Федерации, как мы убедимся далее, представлены многие малые народы Сибири, но эти живут только в одном поселении – селе Никольском.

Ительмены

коренные народы сибири

Самоназвание происходит от слова «итенмэн», которое означает «человек, который живет здесь», местный, другими словами.

Встретить их можно на территории запада полуострова Камчатка и в Магаданской области. Общая численность – немногим более трех тысяч человек, судя по переписи 2002 года.

По внешнему виду они ближе к тихоокеанскому типу, но все же имеют явные черты северных монголоидов.

Изначальная религия – анимизм и фетишизм, первопредком считался Ворон. Хоронить умерших у ительменов принято по обряду «воздушного погребения». Покойник подвешивается до истлевания в домовине на дереве или укладывается на специальном помосте. Этой традицией могут похвастаться не только народы Восточной Сибири, она в древности был распространена даже на Кавказе и в Северной Америке.

Наиболее распространенным промыслом является рыбалка и охота на прибрежных млекопитающих, таких как тюлени. Кроме этого широко распространено собирательство.

Камчадалы

Не все народы Сибири и Дальнего Востока являются аборигенами, примером этого могут быть камчадалы. Собственно, это не самостоятельная народность, а смесь русских переселенцев с местными племенами.

Язык у них русский с примесями местных диалектов. Распространены они в основном в Восточной Сибири. Сюда относятся Камчатка, Чукотка, Магаданская область, побережье Охотского моря.

народы сибири и дальнего востока

Судя по переписи, их общее количество колеблется в рамках двух с половиной тысяч человек.

Собственно, как таковые камчадалы появились только в середине восемнадцатого века. В это время русские переселенцы и торговцы усиленно устанавливали контакты с местными, часть из них вступили в браки с ительменками и представителями коряков и чуванцев.

Таким образом, потомки именно этих межплеменных союзов и носят сегодня имя камчадалов.

Коряки

народы западной сибири

Если начать перечислять народы Сибири, коряки займут не последнее место в списке. Они известны русским исследователям с восемнадцатого века.

Фактически это не единый народ, а несколько племен. Сами себя они называют намылан или чавчувен. Судя по переписи, на сегодняшний день их численность - около девяти тысяч человек.

Камчатка, Чукотка и Магаданская область – территории проживания представителей этих племен.

Если провести классификацию, исходя из образа жизни, они делятся на береговых и тундровых.

Первые – нымыланы. Говорят на алюторском языке и занимаются морскими промыслами - ловлей рыбы и охотой на тюленей. К ним по культуре и жизненному укладу близки кереки. Этому народу свойственна оседлая жизнь.

Вторые – кочевники чавчыв (оленеводы). Язык у них корякский. Живут на Пенжинской губе, Тайгоносе и прилегающих территориях.

Характерной особенностью, которая выделяет коряков, как и некоторые другие народы Сибири, являются яранги. Это передвижные конусообразные жилища из шкур.

Манси

коренные народы западной сибири

Если говорить про коренные народы Западной Сибири, нельзя не упомянуть урало-юкагирскую языковую семью. Наиболее яркими представителями этой группы являются манси.

Самоназвание этого народа – «меньдсы» или «вогулы». «Манси» на их языке обозначает «человек».

Эта группа сформировалась в результате ассимиляции уральских и угорских племен в эпоху неолита. Первые были оседлыми охотниками, вторые – кочевыми скотоводами. Эта двоякость культуры и ведения хозяйства сохраняется и поныне.

Самые первые контакты с западными соседями были в одиннадцатом веке. В это время манси знакомятся с коми и новгородцами. После присоединения к России усиливается колонизационная политика. К концу семнадцатого века они оттесняются на северо-восток, а в восемнадцатом формально принимают христианство.

Сегодня в этом народе существует две фратрии. Первая называется Пор, своим предком считает Медведя, и основу ее составляют уральцы. Вторая называется Мось, ее основатель – женщина Калташч, а большинство в этой фратрии принадлежит к уграм.Характерной особенностью является то, что признаются только перекрестные браки между фратриями. Такую традицию имеют лишь некоторые коренные народы Западной Сибири.

Нанайцы

В древности они были известны под именем гольды, а один из самых знаменитых представителей этого народа – Дерсу Узала.

Судя по переписи населения, их немногим более двадцати тысяч. Проживают они вдоль Амура на территории Российской Федерации и Китая. Язык – нанайский. На территории России используется кириллица, в Китае – язык бесписьменный.

Эти народы Сибири стали известны благодаря Хабарову, который в семнадцатом веке исследовал этот регион. Некоторые ученые считают их предками оседлых земледельцев дючеров. Но большинство склоняются к тому, что нанайцы просто пришли на эти земли.

В 1860 году, благодаря переделу границ по реке Амур, многие представители этого народа оказались в одночасье гражданами двух государств.

Ненцы

Перечисляя народы Западной Сибири, невозможно не остановиться на ненцах. Это слово, как и многие названия племен этих территорий, значит «человек». Судя по данным Всероссийской переписи населения, от Таймыра до Кольского полуострова их проживает более сорока тысяч человек. Таким образом, получается, что ненцы – самый крупный из коренных народов Сибири.

Они делятся на две группы. Первая – тундровые, представителей которых большинство, вторая - лесные (их осталось мало). Диалекты этих племен настолько различны, что один не поймет другого.

Как и все народы Западной Сибири, ненцы носят черты как монголоидов, так и европеоидов. Причем чем ближе к востоку, тем меньше остается европейских признаков.

Основой хозяйства этого народа является оленеводство и в незначительной степени рыбалка. Главное блюдо – солонина, однако кухня изобилует сырым мясом коров и оленей. Благодаря содержащимся в крови витаминам у ненцев не бывает цинги, но подобная экзотика редко приходится по вкусу гостям и туристам.

Чукчи

малые народы сибири

Если задуматься о том, какие народы жили в Сибири, и подойти к этому вопросу с точки зрения антропологии, мы увидим несколько путей заселения. Одни племена пришли из Средней Азии, другие – с северных островов и Аляски. Лишь малая толика является местными жителями.

Чукчи, или луораветлан, как они себя называют, по типу внешности схожи с ительменами и эскимосами и имеют черты лица, как у коренного населения Америки. Это наталкивает на размышления об их происхождении.

С русскими они познакомились в семнадцатом веке и более ста лет вели кровопролитную войну. В итоге были оттеснены за Колыму.

Важным торговым пунктом стала Анюйская крепость, куда перебрался гарнизон после падения Анадырского острога. Ярмарка в этой твердыне имела обороты в сотни тысяч рублей.

Более богатая группа чукчей – чаучу (оленеводы) – привозили сюда на продажу шкуры. Вторая часть населения называлась анкалын (собаководы), они кочевали на севере Чукотки и вели более простое хозяйство.

Эскимосы

Самоназвание у этого народа – инуиты, а слово «эскимос» означает «тот, кто кушает сырую рыбу». Так их называли соседи их племен - американские индейцы.

Исследователи выделяют этот народ в особую «арктическую» расу. Они очень приспособлены к жизни на этой территории и населяют все побережье Северного Ледовитого океана от Гренландии до Чукотки.

Судя по переписи населения в 2002 году, в Российской Федерации их численность всего лишь около двух тысяч человек. Основная часть проживает на территории Канады и Аляски.

Религия инуитов – анимизм, а бубны являются священной реликвией в каждой семье.

народы сибири фото

Для любителей экзотики будет интересно узнать об игунаке. Это специальное блюдо, которое смертельно опасно для всякого, кто не питается им с детства. Фактически это гниющее мясо умерщвленного оленя или моржа (тюленя), которого несколько месяцев держали под прессом из гравия.

Таким образом, в данной статье мы изучили некоторые народы Сибири. Познакомились с их настоящими названиями, особенностями верований, ведения хозяйства и культуры.

fb.ru

ДРЕВНИЕ СИБИРСКИЕ ГОРОДА И НАРОДЫ.

Оценку Сибири как «земли неисторической» впервые дал один из создателей пресловутой «норманнской теории» немец на русской службе Герард Миллер. Первый историк Сибири говорит о том, что «непосредственно перед русским завоеванием этих мест ими… владели кыргызы, языческая татарская нация… То тут, то там еще находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы».

Подобный подход, когда существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохраняется до настоящего времени. Подавляющее большинство отечественных историков по-прежнему разделяют оценку, данную «отцом истории Сибири» Герардом Миллером как земли неисторической, и в этой связи упорно не замечают городов, стоявших здесь за сотни, да что там! – за тысячи лет до появления Ермака. Археологи, за немногим исключением, почти не раскапывали остатки русских острогов, городов и поселений, хотя есть множество сведений об этих приметах высочайшей цивилизации народов, когда-то проживавших здесь.Учёт сибирским городам был положен ещё в доермаковские времена. В 1552 году Иван Грозный повелел составить «Большой Чертёж» русской земли. Вскоре такая карта была создана, но во времена Смуты исчезла, а описание земель сохранилось. В 1627 году в Разрядном приказе дьяками Лихачёвым и Даниловым была завершена «Книга Большого Чертежа», в которой только на северо-западе Сибири упоминается около сотни городов.

Да, действительно, когда казаки в начале XVII века пришли в Сибирь, больших городов они уже не обнаружили. Зато небольшие крепости, называемые городками, встречались им во множестве. Так, по данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVII века пушным ясаком было обложено 94 города. На фундаменте прошлого.Известия о сибирских городах в древности поступали от арабских путешественников. Так, на рубеже VIII-IX веков араб Тамим ибн ал-Муттаваи, путешествуя из города Тараза на реке Талас до столичного города уйгуров Орду-былык на реке Орхон, сообщил о столице царя кимаков на Иртыше. Спустя 40 дней после отправления из Тараза он прибыл в большой укреплённый город царя, окружённый возделанной землёй с деревнями. В городе 12 огромных железных ворот, много жителей, теснота, оживлённая торговля на многочисленных базарах.Ал-Муттаваи видел разрушенный город на юго-западном Алтае, поблизости от озера Зайсан, но не смог из расспросов установить, кто и когда его построил и кем и когда он был разрушен. Богатейший рудный район, обнаруженный русскими рудознатцами в Алтайских горах в начале XVIII века, который теперь называют Рудным Алтаем, в действительности был открыт за многие века до них. Рудознатцы его лишь переоткрыли. Верным поисковым признаком служили разработки, спешно оставленные древними людьми. Кто они такие – достоверно неизвестно поныне, специалисты наравне с публицистами зовут их чудью.

ДРЕВНИЕ СИБИРСКИЕ ГОРОДА-ПРИЗРАКИ - ДО ПРИХОДА ЕРМАКА

Легенды о богатствах Алтайских гор были известны даже в Древней Греции. Отец истории Геродот писал об аримаспах и «грифах, стерегущих золото».По мнению известных ученых Александра Гумбольдта, Петра Чихачева и Сергея Руденко, под аримаспами и грифами (гриппами) Геродот подразумевал население Рудного Алтая. Кроме того, Гумбольдт и Чихачев считали, что именно алтайские и уральские месторождения золотых руд были главными источниками снабжения золотом европейских скифов и греческих античных колоний.

В Алтайских горах в первом тысячелетии до нашей эры существовала богатая и яркая культура, которая была обнаружена Сергеем Руденко в 1929-1947 годах при раскопках Пазырыкских курганов. Как он полагает, цивилизация исчезла в короткий срок, возможно, в результате эпидемии, вражеского нашествия или голода. Однако когда русские оказались на юге Сибири, то обнаружили, что аборигены, в данном случае шорцы, прекрасно справляются с обработкой металлов. Недаром первый город, основанный здесь в 1618 году, был возведен на месте их городка и назван Кузнецком. Об этом свидетельствует отписка, поданная в Сибирский приказ кузнецким воеводой Гвинтовкиным.Там, где прежде располагались поселения древних людей, были построены также Тюмень, Томск, Омск, Семипалатинск, Барнаул и многие другие сибирские города.Например, достоверно известно, что в районе станции метро «Октябрьская» современного Новосибирска стояла большая крепость местного племени Цаттырт (по-русски – Чаты). В ней 22 июня 1589 года завершилась 16-летняя война Московского государства с ханом Кучумом. Воевода Воейков дал ему бой на месте нынешней Новосибирской ГЭС. Хан Кучум некоторое время скрывался в крепости от погони, но потом принял решение уйти, навсегда расставшись со своим Сибирским ханством. Её руины сохранились до прихода мостостроителей. А в 1912 году их описал Николай Литвинов, составитель самого первого справочника Новониколаевска. Кстати, Николай Павлович в 1924-1926 годах возглавлял Рубцовский уездный отдел здравоохранения.

Однако специалисты, как завороженные продолжая твердить о «богатейшей истории Сибири», неохотно заглядывают в глубь веков. Словно имеют дело с легендарным градом Китежем, погрузившимся в озеро… Русские аборигеныВ 1999 году был обнаружен древний город, располагавшийся в Здвинском районе Новосибирской области (до 1917 года это была территория Алтая), на берегу озера Чича. Возраст поселения оказался сенсационно велик – VIII-VII века до нашей эры, то есть в гораздо более ранние времена, чем до сих пор датировалось появление в Сибири первых городов эпохи гуннов. Это подтвердило гипотезу, что сибирская цивилизация гораздо древнее, чем представлялось. Судя по проведённым раскопкам и найденным фрагментам домашней утвари, здесь жили люди европейской внешности. Не исключено, что Чичабург был местом пересечения путей различных народов, центром Древней Сибири.Первое упоминание о торговом походе по Оби русских купцов отмечено 1139 годом. Тогда новгородец Андрий ходил к ее устью и привез оттуда большой груз пушнины.Интересно для нас то, что он обнаружил в устье Оби русское поселение, в котором существовал торг, на котором, как оказалось, русские купцы давно уже обменивали свои товары на превосходные сибирские меха. Есть скупые сведения, опубликованные, в частности, в книге Леонида Кызласова «Древние города Сибири», что русские купцы в XII – начале XIII веков торговали с городами Кыргызского каганата. Удивительно, но прекрасно сохранившиеся мумии женщины и мужчины, обнаруженные в середине 1990-х годов на алтайском высокогорном плато Укок, принадлежали вовсе не к монголоидной, а к европеоидной расе. А драгоценности и изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией.

Неподалёку от границ Алтайского края и Казахстана археологи обнаружили большие поселения эпохи бронзы, названные ими не вполне удачно – протогородами или поселениями, претендующими на статус городов. Это неогороженные формирования, занимающие необычно большие площади – от пяти до тридцати гектаров. Например, Кент занимает 30 гектаров, Бугулы I – одиннадцать, Мыржик – три гектара. Вокруг поселения Кент в радиусе пяти километров располагались деревни Байшура, Аким-бек, Домалактас, Найза, Нарбас, Кзылтас и другие.Описания как цветущих, так и разрушенных древнесибирских городов до Ермака можно найти у таких авторов, как Тахир Марвази, Салам ат-Тарджуман, Ибн Хордадбех, Чан Чунь, Марко Поло, Рашид-ад-Дин, Снорри Стурлуссон, Абул-Гази, Сигизмунд Герберштейн, Милеску Спафарий, Николай Витсен. До нас дошли следующие названия исчезнувших сибирских городов: Инанч (Инандж), Кары-Сайрам, Каракорум (Саркуни), Алафхин (Алакчин), Кемиджкет, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир, Нашран Хирхир, Ордубалык, Камкамчут, Апручир, Чинхай, Кянь, Илай, Арса, Сахадруг, Ика, Кикас, Камбалык, Грустина, Серпенов (Серпонов), Кануньон, Коссин, Тером и другие.

Большое количество ранее не афишируемых сибирских городов содержится в Ремезовской летописи.«Чертёжную книгу Сибири» Семёна Ремезова и его трёх сыновей можно смело назвать первым русским географическим атласом. Она состоит из предисловия и 23 карт большого формата, охватывающих всю территорию Сибири и отличающихся обилием и детальностью сведений. В книге представлены рукописные чертежи земель: Града Тобольска и посадов с улицами, Тобольского города, Тарского города, Тюменского города, Туринского острога, Вехотурского города, Пелымского города, и другие города и окрестности.

Газета «Алтайская правда»Автор: Анатолий Муравлёв

nethistory.su

Связь между древним народом Сибири и славянами: О названии рек.

Начало...

3. Топонимика Древней Индии

Ономастика - раздел языкознания, изучающий собственные имена. Топонимика - это наименования географических объектов, раздел ономастики. Карты несут информацию глубокой древности, запечатлённую в именах рек, гор, селений.

Миграции древних народов происходили постоянно и на обширных территориях. Племена и народы, покидая обжитые области, несли с собой культуру, традиции, язык. Области распространения языка древнего сибирского населения по истине огромны. Вся территория, занимаемая сегодня носителями ностратических языков, является районом доисторических и ранних исторических миграций древних народов Сибири. Ностратические (nostra - наш) языки - это языки, имеющие значительный фонд слов общего происхождения. К ностратическим языкам относятся: индоевропейские, алтайские, уральские, семито-хамитские, дравидийские. Вместе с «нашенским» языком распространялась и топонимика сибирской прародины, наша топонимика.

В качестве примеров, которые будут свидетельствовать о родстве географических наименований, а, следовательно, и обитателей данных мест, дававших названия, будем использовать, в основном, гидронимы - наименование рек (всё же, Индия - страна рек).

Поразительное схождение топонимов обнаруживается на материале Васюганья (Срединная область Западной Сибири). Есть в самом центре Васюганских болот, среди небольших притоков реки Чижапки (древнее название Чижапки - Тор) речки с названиями Неволга, Теволга. А мы ведь знаем, что до сих пор этимология названия Волги языковедами определяется крайне неуверенно. В центре Сибири бегут речки с такими родными названиями, и отчего не связать имя Волги с именами Неволги и Теволги.

А названия рек Индии южной: Инд, Ганг? Нет никаких сомнений, что «протонимами» для них явились реки сибирские. Индигирка (инд горный), Индига, Ангара. Взглянем шире на миграции сибирских гидронимов на территорию стран Древнего Востока. Миграции эти происходили только в одном направлении с севера на юг, а не наоборот, как нас убеждают. И напрасно убеждают: неужели можно поверить в то, что шумеры шли в Приобье: из тепла в мороз, и из «благодатного полумесяца» в тайгу и тундру. Нет никаких, даже косвенных, доказательств.

Великая сибирская река Обь: считается, что её имя производное от арийского «аба», «апа» (река, вода). Но когда индо-иранцы проживали на севере Сибири? Их там не было, там жили их предки, которые и дали в наследство иранцам и славянам свой язык. Имела великая река и другие названия: Инд и Нил. Многие естествоиспытатели и путешественники древности отмечали в своих писаниях синеву обской воды. Она, и вправду, похожа на морскую воду. Потому Обь и именовали синей, на санскрите нил, инд. Да, вот так: и Инд и Нил (египетский) имеют своим «родителем», давшим имя, нашу Обь. С берегов Оби наши далёкие предки несли заветное название великой реки в южные страны. Унесли и праславяне имя Оби и на Урал и в центр современной России. Реки Уфа (приток Белой-Ра) и Упа (приток Оки) - это «дочки» сибирской Оби.

Удивительно, но рядом с рекой Упа имеется (в центре России) и река Угра. Подтверждением того, что слово «упа» у русских значит «вода», является слово «уполовник», позднее половник (воду ловить, Флоринский В.М). Сохранили древнее имя реки и менее значимые реки: на Урале - Обва; на юге Сибири (Новокузнецк) - Аба, Абушка, Кондо(б)ма; в Приангарье – Чудоба, Соба, Бедоба; в Центральной России – Соб, Сердоба, Кондоба (Малолетко, 2005).

Арии в своей священной книге «Авесте» называли Обь Благодатной, звучало: «Вахви Датия». На более позднем языке имя стало звучать как Вах (Вех, Вас, Васис). Ещё сегодня это имя сохранилось в названии одного из крупных обских притоков - р. Вах (в устье р. Вах стоит город Нижневартовск). Знаем мы и реку Васюган (Вах-юган, Вах-река).

Про Обь, как о главной реке ариев писал в бессмертной поэме «Шахнаме» Абулькасим Фирдоуси. Там же упоминается и город Висаган.

Сохранилось древнее название Оби, которое раньше звучало как «инд» и в имени другой исторической реки Востока - Тигр. Название этой реки с древних времён и у разных народов было следующим: у аккадцев - Idiqlat, название явно выведено из шумерского - Idigna или Idigina, что означает «быстрая река». От этого названия произошли имена Тигра и у других народов региона: (Digla) - у арабов; Тигрис - у греков; Dijle - у курдов; Dicle - у турок; Tigra/Tigr - у персов; Hidekel - у евреев. Этимологически обосновано шумерское «id» (река) выводится из инд (hind).

Имя Оби стало протонимом и для Нила. Нил, кстати, слово санскритское, обозначает синий, голубой. Египтяне называли свою реку Итеру и Хапи (Ḥ'pī). Хапи – так египтологи озвучивают другое имя Нила, но могло оно звучать и более «по-арийски»: хАПА (апа, аба), что значит река, вода. А это уже прямое указание на этнос древних египтян (расы господ и фараонов).

Река Евфрат. Шумерское название реки заслуживает особого внимания, звучало оно Пурат / Пура (по-аккадски, пуратту). Значение из шумерского слова выводится, как уверяют лингвисты, только через финно-угорский язык (самодийский), где пур означает река, просто река. Напомним, что связь шумерского и финно-угорского отмечается многими лингвистами и шумерологами. Однако и в русском языке существует слово «пруд», которое означает тоже река/вода (пример, напрудил), пруд = запруда - позднее значение (Малолетко А.М). О сибирской реке Пур и его притоках Пяку-Пур и Айваседа-Пур читатель должен знать из географии. Есть такие реки на севере Сибири. Пур (сибирский) и мог дать имя Евфрату. Но возможно, не Пур, а Прут, река в Восточной Европе, приток Дуная. В древности Прут именовался как Порос (Poras), Пората (Porata), арабы называли бы реку «евфратом». В Обь-Томском междуречье и под Новосибирском текут речки с именем Порос. В Сибири Поросье! Но Поросье – это область расселения полян и дулебов в Приднепровье (отметим это).

Существуют удивительные схождения с индо-арийскими именами и у оронимов (названий гор) Сибири. Речь идёт о горах Саяно-Алтая: Борус, Брус, и связь их названий с индо-иранскими: Эльбрус, Эльбурс, Хара-Брус, Хара Березайте. Эта связь очевидна. Есть здесь связь и со славянскими словами: брус, брусок (точильный камень), брус (каменная булава). По-видимому, брус, изначально, камень. Уральские горы, у русских, - это Камень. Эльбрус – это горы (камни).

Интересно, что ягода брусника называется индийским виноградом - Vaccinium Vitis Idaea. Понятно, что эта ягода может расти и в горах, в том числе и в горах Индостана, в Гималаях, но чтобы она являлась визитной карточкой индийской флоры, это навряд-ли. Скорее всего, индийский виноград – это сибирский виноград из India Superior.

Слово «Сибирь». Это не только топоним, но и этноним, который употреблялся в древние времена довольно широко. Эта тема имеет существенное значение для нашего исследования, потому остановимся здесь подробно.

По информации лингвистов, якобы, топоним «сибир» означает на тюркском (?) или финно-угорском (?) языках заболоченную, водную местность. То есть, это калька с индоевропейского слова «индия», которое, как мы знаем, означает «страна рек», «речная». С этой точки зрения, Сибирь - это Индия. Правда, существует такая же этимология слова «сибирь» и на индоевропейском языке: sibi - болото, ar - «земля», «место» на синдском языке. Пример: топоним Sibensis болото близ Таматархи (позднее - Тмутаракань). Значит, Сибирь - это индоевропейское слово. Тем более что ни на тюркском, ни на финно-угорском слова «сибир» нет.

Вот что пишут об этом татарские историки: «Земли по Иртышу, Тоболу, Таре были известны под названием "Сибирь" еще задолго до завоевания их Россией. Позже этим именем была названа столица татар. Господин Фишер утверждает, что слово это вообще не было известно татарам, жившим на Иртыше, оно получило распространение благодаря русским. Постепенно название Сибирь охватило земли по Иртышу, Тоболу и Таре, т.е. ханство Кучума. Позже это название, благодаря завоеваниям русских, разнеслось еще дальше и до-катилось до берегов Тихого океана. Известно, что русские цари стали именовать себя царями сибирскими с 1563 года. В давние времена названием Сибирь пользовались лишь для обозначения земель в низовьях Оби. Карамзин писал, что задолго до завоевания Иртыша московским войском в 1483 году, в местах, где находится теперешний город Сибирь, татар не видели. Князь там, вне всякого сомнения, был югорский или остяцкий. Звали его Латык. Из этого следует, что ишимские ногайцы в союзе с тюменскими татарами низовья Тобола завоевали эту территорию не раньше XVI века, и город Сибирь, по всей вероятности, был построен не ими. Захватив город, они лишь переименовали его в Иске. Принимая во внимание название города Искер (Иске Ур - старый въезд), мы должны согласиться с Карамзиным. Его слова объясняют нам также, отчего татарам Прииртышья не было знакомо слово "сибирь" и что город, который Мухаммед сделал своей столицей, никак не мог называться Сибирью. А раз так, то для утверждения, будто бы название всего края ведет свое начало от названия города, не остается оснований».

В XVII веке Филипп Авриль (1685), миссионер, иезуит, собиравший информацию в Москве о пути в Китай через Сибирь, писал: «…все земли в окрестностях Оби, которые составляют Сибирь собственно, получившую сие название от Славянского слова «сибирь», значащего север».

Определимся теперь, с каким же конкретно народом следует уравнять этноним «сибир». Рассмотрим несколько наиболее очевидных претендентов из глубокой древности. Во-первых, это хурритские племена субир (сибур, субарту), во-вторых, это гуннское племя савиры и, в-третьих, это славянские сербы и северы. При ближайшем же рассмотрении материалов касательно всех претендентов становится очевидным их единый корень (исток).

Хурритское государство Митанни (XVIII - XIII в. до н.э.) располагалось в верховьях бассейна реки Евфрат (Пурат – Прут, Порос), на севере Месопотамии. Хурриты обосновались на севере Междуречья ещё в III тыс. до н.э. В современных энциклопедических источниках сообщается, что племена хурритов (наименование "хурри" - самоназвание и означает "восточные", от хурритского «хурри» - «утро, восток») по языку принадлежат к кавказско-иберийской группе кавказской языковой семьи. А согласно одной из признаваемых теорий, эта семья обладает родством с енисейскими (сибирскими) языками. Мы к этой информации добавим, что слово «хурри» транскрибируется на русский из «hurry» как «хАРИ». Существует гипотеза, что самоназвание «харийцев» связано с самоназванием арьев (хари ~ арьи), но её (гипотезу) очень дружно отвергает «научная общественность». По всему видно, что отвергается эта гипотеза напрасно.

Это следует из того, что связи хурритов происходили с районами Северного Кавказа, причём миграции были многоэтапные, несколькими волнами. Северный Кавказ и Причерноморье - это курганы, звериный стиль, ямные захоронения - предскифская (арийская) культура, связи которой с Урало-сибирским миром несомненны. Исследователи отмечают, что хурриты нигде не уничтожали и не вытесняли местное население, но повсеместно мирно сосуществовали: после их нашествия нигде не выявлено заметных принципиальных изменений в материальной культуре. Английский археолог Леонард Вулли так описывал хурритов: «Легко смешиваясь с другими народами, они были непревзойденными посредниками в передаче культурных идей». Отметим для себя эту характеристику - кого-то они нам напоминают эти харии, эти субиры-сибуры-сибиры.

Относительно же имени субир, так называли хурритов шумерийцы, нам известно, что страна Субир по-шумерейски именовалась Su-bir, Subar, Subur или Субарту (Subartu), в угаритских источниках (амарнские письма) эта страна именована, как СБР (Sbr).

Что касается истории и культуры хурритского государства Митанни необходимо отметить несколько любопытных фактов. Так имена митаннийских царей звучали следующим образом: ПашаТатар (Паршататар), СавушТатар (Шауштатар), АртаТама, АртаСамара (Арташумара). Митаннийцы верили в арийских богов: Митру, Варуну, Индру. Воины митаннийцев именовались марьями (MARYA), на санскрите слово «марья» тоже означает воинов. На МАРИЙском языке марья - это человек. Был бог у митаннийцев Савушка, есть бог с таким же именем и у наших поволжских народов; фамилия Савушкин далеко не редкость в России.

Теперь ещё раз о том, что в научной литературе уже давно дискутируется вопрос о направлении миграций и связи между предками селькупов, кетов и других урало-сибирских народов с шумерами, с Субарту и Эламом. Науке известна и тесная связь культуры и языка Шумера, Элама и Субарту. То есть можно утверждать, что эти связи обусловлены ранними миграциями сибирских народов на территорию Междуречья и Ирана.

Г.И.Пелих в своей работе «Происхождение селькупов» (Томск, ТГУ, 1972) убедительно показала родственную связь предков селькупов и шумерийцев. Томский учёный А.М. Малолетко в своей многотомной работе «Древние народы Сибири» (Томск, ТГУ, тома 1, 2, 3, 4, 5) доказал однозначность языковых и культурных связей между народами Древнего Востока и древними народами Сибири. Его вывод - эти народы родственные. Правда направленность связей (миграций) Алексей Михайлович трактует наоборот, то есть, по его мнению, выходит, что это шумерийцы, эламиты, сибуры (хурриты) мигрировали с южных областей на север, в тайгу, в тундру. Этого не может быть, нет никаких доказательств.

Мы же можем с более чем достаточной аргументацией обосновать тезис о южной направленности миграций древнего человечества просто ссылаясь на Авесту и Ригведу. Археологические находки приполярной археологии последних десятилетий свидетельствуют как раз о более раннем культурном освоении человеком северных областей, нежели южных. Но это отдельная тема, сегодня уже успешно разрабатываемая в России. Сошлюсь в очередной раз на работу Н.С. Новгородова «Сибирская прародина». Нельзя не упомянуть и мировой бестселлер Тилака Б.Г. «Арктическая родина в Ведах» (М., 2001), работы В.Н. Дёмина.

Возвращаясь к выше приведённым сведениям, можно предположить, что этноним «субир» имеет сибирское происхождение. Древние мигранты из северных областей Сибири достигли Кавказа и Причерноморья (Тамарха, Синдон, Меотида-Митанни) несколько позже мигрировали на север Междуречья. Другая часть предков сибурейцев, шумерейцев, эламитов осталась на территории Западной Сибири, именно они были запечатлены историками, как народ сибир.

Любопытный факт, подтверждающий нашу гипотезу, донесли до нас древние клинописные письменные источники. В некоторых документах упоминается город хурритов-сибурейцев, столица государства Митанни - Васюгани (Wassuganni). Удивительное совпадение или естественная обусловленность, но в Сибири, в относительной близости от местонахождения средневекового города Сибир существует обширная страна, которая сегодня называется Васюганьем. Васюганье - это крайне обводнённая и заболоченная область (сибир - болото). Получила своё название от главной своей реки, - Васюгана. Гидроним Васюган выводится из ВАС или ВАХ (вах, авест. благо, кетск. - река) и юган (хант. река). «Благая река» из авест.-хант. или «Речная река» из кетск.-хант. Предпочтительней, всё же иранская (авестийская) трактовка, так как нам известно из Авесты, что название великой арийской реки Оби - Вахви Датия (Благодатная), где тот же корень «вах» (вас), означающий «благо».

Справка:

Wassuganni, Washshukanni, Vasukhani. Это название столицы древнего арийского государства Митанни, которое располагалось в верховьях реки Евфрат (Пурат, Порос), севернее древнего Вавилона. Вассюгани выводят из санскрита - место, где много богатства (блага).

Васюган - река в Западной Сибири, левый приток р. Оби. Обширная область бассейна реки Васюган (благая река) и её притоков называется Васюганьем; значительную часть территории Васюганья занимают крупнейшие на планете Васюганские болота (53 тыс. км в Новосибирской, Омской и Томской областях). Васюганские болота - это, прежде всего, огромное хранилище запасов пресной воды (400 кубических км), место обитания редких видов птиц (беркут, орлан-белохвост) и северных оленей.

Ещё один факт из области языкознания, косвенно подтверждающий сибирское происхождение хурритов-сибурейцев и их соседей эламитов. Элам - древнее государство на юге Азии, к востоку от Месопотамии. Культура и религия Элама близка по отношению к Шумеру и Сибуру. Дравидоязычность жителей Элама, которая признаётся большинством лингвистов, заставляет связывать их культуру с жителями Индии, негроидными автохтонами Индостанского полуострова, где до сих пор широко распространены дравидийские языки. Читаем в БСЭ (Большой советской энциклопедии): Дравиды - группа народов в Индии (190 млн. человек), Пакестане, Иране, Афганистане (195 млн. человек). Относятся к южноиндийской расе. Языки дравидийские. Коренное население Индостана.

Однако более глубокое изучение темы прояснило вопрос о дравидоязычии древних эламитов следующим образом. Древние дравиды - это выходцы из Сибири, поскольку дравидийские языки родственны финно-угорским, уральским языкам. Так, по сообщению А.М. Малолетко родство финно-угорских и дравидийских языков доказывал в своих работах О. Шредер (1925): «...дравидо- и финно- язычные народы долгое время контактировали». Т. Барроу (1947) выполнил обоснование генетической связи уральских и дравидийских языков. Об этом же писал Р. Колдуэлл, английский учёный епископ. Следовательно, древние дравиды - это не чёрнокожие насельники юга Индостана, а мигранты с севера Азии, из Сибири, где проживали и проживают до сих пор носители уральских, финно-угорских языков. Этот факт показателен тем, что на его основании можно сделать вывод о ранних, доарийских миграциях жителей Сибири, носителей уральских языков в Месопотамию, Сибур и Элам. Но дравидоязычные, вернее уралоязычные мигранты осели и в Индии, заняли юг и юго-запад Азии. И этот факт так же примечателен тем, что высвечивает ранние, доарийские (ранее середины II тыс. до н.э.) миграции северных народов и в район Индостана.

Таким образом, мы рассмотрели возможность родственных схождений именования Сибири и имени хурритского племени сибуров, которые мигрировали в междуречье Евфрата и Тигра с территории Индии Верхней (Пура-Прута-Пороса и Инда-Оби). Эта вероятность велика, но больно уж велик временной отрезок, разделяющий хурритов-сибурейцев и сибиряков средневековья, когда Сибирь стала Сибирью. Вот здесь и существует следующий претендент на звание «протонима» для Сибири - это СЕРБЫ Сибири, Северного Кавказа и Причерноморья, гуннское племя САВИРЫ (сабиры).

Известно, что гунны пришли в Европу с востока, из Сибири, остановились в Поволжье и Причерноморье. Было среди племён, объединённых гуннами и племя сабиров (савиров). Гуннское движение на запад захватило часть сибирского населения, и значительные людские массы мигрировали в Европу. Известно, что савиры Сибири, а также сербы и савиры Поволжья, Причерноморья, Северного Кавказа являются одним и тем же народом. Рассмотрим этот вопрос в следующей главе, а сейчас продолжим наши лингвистические (топонимические) исследования.

О савирах, сабирах и сербах. В энциклопедиях и словарях сообщается, что Рашка – это средневековое название Сербского княжества, с 1217 года – королевство Рашка. Рашка – это и приток реки Сербской Моравы, в Сербии. По имени этой реки часть внутренней Сербии носила название Рашской земли или Рашчии. Столицей Рашки был город Рас (сегодня Стари Рас). Другое название этого города Арса (Arsa, Arta).

Арса – это и город, с которым отождествляют Артанию – Третью Русь, на средневековых картах Арса располагается на территории Сибири.

Законно предположить, что Рашка - это Расия. Очень правдоподобно, что название это от слова Ра(с), река (Ра, Рака, Рас, Рось, Ракха, Raha, Raga, аРАКс, иранск., славян.), и обозначает страну речных жителей росов-расов, тех же синдов, синдонов (исседонов), индов, вендов, сибиров, но на берегах реки Ра(с). Не забываем мы, что Волгу в древности именовали Ра, и что сербы жили некоторое время по этой реке, когда их именовали савирами-сабирами (сибири) и, позже, сербами. В тех же местах позже известна северская земля (савир-север).Древние праславянские миграции трассированы гидронимами: ра-рас, аба-апа, прут-пур, дон, дунай, инд, ин, иня.

Таким образом, возвращаясь к Сибири и к нашей теме, констатируем, что название Сибирь определённо следует отождествлять с сербами, себерами, северами - славянами. Столь глубокое отступление от Индии к Сербии, то есть к Сибири позволило нам выйти на древних насельников Индии (Сибири) - праславян, которые в средневековье в Поволжье именовали себя речниками, а свою страну Рашкой, Расией. Более раннее имя своей страны, в сибирскую бытность, они произносили как СРБ, Сербия, Серика (Сибирь).

Дополнительным подтверждением гипотезы сибирской прародины индоевропейцев а, значит, и праславян служит ещё одна любопытная мысль. Прародина какого-либо этноса может быть определена при помощи инструментария языковедов. На основании анализа слов и понятий ориентации в пространстве своего дома, своего жилища представителями данного древнего сообщества. В период становления языка и формирования понятийного аппарата люди помечали и звуковыми знаками (словами) направления на восход и закат солнца (восток, запад), направления на место, где самое высокое и жаркое солнце (юг), где солнца совсем не бывает (север, там темно-черно, северяне с черниговщины). Именно эти ориентиры и являются метками для отыскания прародины русского, или шире, славянского этноса в пространстве Евразии. Славяне, стали этносом на территории Евразии, более точно, Евросибири.

Итак, славяне вышли из местности, где закат солнца был на западе, восход солнца - на востоке, самое жаркое и высокое солнце отмечалось на юге, и никогда солнце не по-являлось на севере. Где же это место? Если направления на восход и заход солнца имеют безотносительные к чему-либо направления в русском языке, то юг и север - направления явно к чему-то привязанные. Ведь север - это не «солнцепуст», а юг - это не «зенит» или «солнцеверх». Задача - отыскать на карте, лучше конечно, на древней карте топонимы с этими именами. Они существуют, эти места, даже и на современной карте.

Рис.3.1. Югра - север Евросибири.

Перечислим топонимы, относящиеся к искомым понятиям. Север: Северн (река в Великобритании), Сибирь (Сибир, Шибир, sbr). Относительно реки Северн, то в древности она называлась Сабриной, и навряд-ли имеет прямое отношение к ранней истории славян в Азии. Сибирь - это топоним, который произошёл от русского слова «север».

Юг: Юг (река, правая составл. Сев. Двины), Юган (река в Тюменской области, лев. приток Оби), Югра (этноним хантов и манси, древний топоним - территория от низовий Печоры до низовий Оби), юг, юга (яха) - финно-угорский гидроним «река». По исследованиям известного лингвиста Драгункина слова «яха» и «юга» (река) – производные (произносимые уграми) от славянского «река» (Луци-яха = Русская река, дословно). Югры таким образом - речники, речные жители. Слова с формантом «юг» представляют собой топонимы, относящиеся, в основном, к территориям сегодняшнего проживания угро-финнов в Северном Приуралье. И юг, и север - топонимы, относящиеся к сравнительно небольшому участку севера Евразии.

Рассмотрим подробно географическую карту этой территории (рис. 3.1). Юг - определённо, Югра, следовательно, север - это противоположное направление, то есть - Новая Земля. Новая Земля, в соответствии с нашими предварительными выкладками, является территорией расселения праславян. Удивительно, но архипелаг Новая Земля в древности у русских поморов назывался Маткой. Матка - это мать, это родина. Матка - это наша прародина? В XV веке путешественник Мавро Урбино писал, ссылаясь на сообщение Ф. Каллимаха папе Иннокентию Восьмому, что россияне из Биармии (Пермь), плавающие по Северному морю, открыли за 107 лет до этого сообщения неизвестный остров, обитаемый славянским народом. Русские назвали сей остров Филоподия, на картах его изображают под именем Новая Земля.

На одном из небольших островов архипелага до сих пор существует населённый пункт Север-сале. Север в том направлении, где, вероятно, жили и откуда пришли северы, сибиры, сербы.

Слово «север» очень значимо в русском и других индоевропейских языках. Вот что про это слово пишет Д.В. Скурлатов: «Иногда этноним нельзя объяснить из языка, на котором говорит данный этнос. Например, славянские этнонимы "север" и "серб" вместе с этнонимами "савр", "савир", "сабир" нередко возводят к индоарийскому корню "свар" (солнце, свет, небо). "Север" тогда означает "народ Солнца", "народ неба". И бог неба Сварог вполне мог быть племенным богом савров - савиров - северов.

Иранская параллель к индоарийскому "свар" - "хвар". Отсюда топоним Хорезм - от "Хварзем" ("Земля Солнца"). Названия "Хвалынское (Каспийское) море", "Волынь", имя бога Хорса связываются с этим корнем, и даже этноним "хорват". В иранизированной среде вообще фонетически допустим переход более индоарийского "сорб" в "хорв". Отметим, что сербы и хорваты в первые века новой эры жили бок о бок в Приазовье, окруженные племенами сарматского союза. Вероятно, разделение ариев на индо-ариев и иранцев и их языковые различия были продублированы и в сербах-хорватах.

Другое объяснение этимологии "север" - от иранского корня "сев" ("черный"). К нему восходят такие названия рек Левобережной Украины и Югославии: Сев и Сава. Главный город Северской земли, как бы Центр северов ("черных") - Чернигов. Не получило ли и Черное море свое имя по племени "север", доминировавшему в составе тех же сарматов на его таманско-керченских берегах, куда через тысячелетие устремлялись мысли новгород-северского князя Игоря во время его злосчастного похода 1185 года? Тогда и "Чернигов" и "Черное" - как бы славянская калька с иранских производных от корня "сев". Но обоснована и наша связка севера с чёрной стороной горизонта.

Итак, северы-сербы проживали на Севере в Сибири, в стране рек и болот, в Индии Верхней (India Superior), в Серике (Сербике).

Продолжение следует...

lsvsx.livejournal.com

Ящик пандоры – Белые народы древней Сибири

Официальная наука пересматривает свои прежние взгляды на европеоидов Азии. Оказалось, что большинство исследованных древних жителей Южной Сибири (65 %) имело светлые или смешанные оттенки глаз, а 67 % – светлые или русые волосы. Главный очаг европеоидных миграций в глубь Азии находился не на Ближнем Востоке, а в областях, лежащих севернее и затронутых процессом депигментации. Статья в журнале “Археология, этнография и антропология Евразии” подтверждает концептуальные представления многих современных альтернативных историков.

Скульптурные портреты девочки и мальчика со стоянки Сунгирь. Реконструкция Г.В. Лебединской и Т.С. Сурниной.

Вопрос о путях проникновения древних европеоидов в Сибирь и Центральную Азию вызывает в последнее время пристальный интерес в связи с проблемой индоевропейской прародины. Высказывавшееся некоторыми археологами мнение о существенной роли миграций из Передней Азии в сложении южно-сибирских культур бронзового века [Григорьев, 1999; Бобров,1994; Кирюшин, 2004] получило поддержку со стороны тех антропологов, которые склонны считать любых грацильных (имеющих не массивное телосложение – ДП) европеоидов представителями средиземноморской расы, т.е. южанами по происхождению (см. особенно [Худавердян, 2009]).

До недавнего времени к такой трактовке склонялся и я [Козинцев, 2000]. В последние годы в результате деятельности целого ряда антропологов, прежде всего С.И. Круц, появился огромный новый палеоантропологический материал из степей Украины и Южной России. Его статистический анализ привел к пересмотру прежних взглядов. Более детальное сопоставление с учетом связей каждой грацильной южно-сибирской группы по отдельности показало, что поводов говорить о миграциях в Южную Сибирь с Ближнего Востока, из Средней Азии или Закавказья – областей распространения южно-европеоидной (средиземноморской) расы – краниометрия не дает [Козинцев, 2007, 2008].

Ученые-антропологи восстановили облик южноуральцев, живших четыре тысячи лет назад. Большекараганские люди – аркаимцы.

Затем появилась статья группы французских генетиков [Keyser et al., 2009], которые на материале ДНК, извлеченной из костных остатков андроновцев, карасукцев, тагарцев и таштыкцев, изучили шесть генов, ответственных за пигментацию глаз и волос. Оказалось, что большинство исследованных древних жителей Южной Сибири (15 из 23, т.е. 65 %) имело светлые или смешанные оттенки глаз, а 8 из 12 (67 %) – светлые или русые волосы. Если добавить, что такие же волосы были у жителей долины р. Тарим эпохи бронзы – вероятных предков тохаров (их тела прекрасно сохранились благодаря естественной мумификации [Mallory, Mair, 2000]), а депигментация у современного населения Южной Сибири и Казахстана имеет явно дорусское происхождение, то вывод однозначен. Главный очаг европеоидных миграций в глубь Азии находился не на Ближнем Востоке, а в областях, лежащих севернее и затронутых процессом депигментации. Почти 80 лет назад этот вывод был сделан Г.Ф. Дебецом [1931] на основании сопоставления краниологических данных о тагарцах со сведениями китайских источников. Несомненно, продвижение скотоводов-индоевропейцев на восток происходило преимущественно вдоль степной полосы, причем этот процесс продолжался, по археологическим данным, на протяжении всего III тыс. до н.э. [Мерперт, 1982, с. 322–330; Семенов, 1993].

Но гдебыл исходный пункт? В припонтийских степях? На территории зарубежной Европы? Афанасьевская культура, согласно мнению, разделяемому большинством специалистов, как археологов, так и антропологов, близкородственна ямной и ее появление в Горном Алтае и на среднем Енисее было результатом миграции из восточно-европейских степей. Указывается и на возможную роль полтавкинских и катакомбных элементов [Цыб, 1981, 1984].

Последнее соответствует новым радиоуглеродным датам, свидетельствующим о том, что катакомбная культура сосуществовала с ямной на протяжении большей части III тыс. до н.э. [Черных, 2008]. Вместес тем весьма ранние даты древнейших афанасьевских памятников Горного Алтая (середина IV тыс. до н.э.) указывают на возможность участия доямных племен, в частности хвалынских и среднестоговских, а также протоямных (репинских) в сложении афанасьевской общности, о чем уже писали антропологи [Шевченко, 1986, с. 157; Солодовников, 2003].

Что касается постафанасьевских культур эпохи бронзы, то традиционное мнение о местном происхождении окуневской сменяется представлением о существенной роли ямно-катакомбных [Лазаретов, 1997] и афанасьевских, т.е. опять-таки принесенных с запада, черт [Шер, 2006]. Антропологически же западный компонент (по предположению А.В. Громова, сходный с тем, что представлен у ямников и катакомбников Калмыкии) у окуневцев Минусинской котловины прослеживается довольно неотчетливо и в основном на индивидуальном уровне. Анализ данных о двух независимых системах признаков – краниоскопии и краниометрии – свидетельствует о

принадлежности енисейских окуневцев к сибирскому кругу популяций [Громов, 1997а, б], а интеграция этих данных – об архаизме окуневского антропологического типа [Козинцев, 2004]. Согласно А.В. Громову [1997б], окуневцы ближе всего к неолитическому населению Красноярско-Канского района. Близка к окуневской каракольская культура Горного Алтая, отмечалось и антропологическое сходство их носителей, однако в составе второй предполагается наличие «средиземноморской» примеси [Чикишева, 2000; Тур,Солодовников, 2005].

Присутствие европеоидного антропологического компонента у окуневцев Тувы и елунинцев Верхнего Приобья сомнений не вызывает, причем у первых он, видимо, является единственным [Гохман, 1980; Солодовников, Тур, 2003; Козинцев, 2008]. Это соответствует археологическим фактам, свидетельствующим о родстве данных групп с населением Западной Европы эпохи ранней бронзы [Ковалев, 2007]. Европеоидный компонент предполагается и у носителей других доандроновских культур Южной Сибири – кротовской [Дрёмов, 1997] и самусьской [Солодовников, 2005, 2006]. К.Н. Солодовников [Там же] считает, что во всех упомянутых доандроновских группах, за исключением, возможно, енисейской окуневской, этот компонент имел южно-европеоидное происхождение, что особенно проявляется в мужских сериях.

(…)

Можно предположить, что древние европеоиды проникли в Синьцзян не с запада, по маршруту, совпадающему с позднейшим Великим шелковым путем, а с севера, по долине Черного Иртыша или через Джунгарские ворота. Данное предположение подкрепляется светловолосостью этих людей и отчетливо европейским обликом их культуры [Mallory, Mair, 2000]. Последняя, правда, существенно отличается как от афанасьевской, так и от андроновской [Молодин, Алкин, 1997], но имеет также черты сходства и с ними, и с европейскими культурами, в частности ямной [Kuzmina, 2007, p. 94]. По мнению К. Ренфрю, прототохарский и протоиндоиранский языки, наряду с протоскифским, былипотомками одного языка, названного автором «древнестепным индоевропейским», а он, в свою очередь, ответвился от протоиндоевропейского, локализуемого на Балканах [Renfrew, 1998; Ренфрю, 2002]. Такая гипотеза гораздо лучше соответствует антропологическим данным, чем теория, согласно которой предки индоиранцев и тохаров мигрировали на восток непосредственно со своей древнейшей анатолийской прародины, не заходя в Европу [Гамкрелидзе, Иванов, 1984].

(…)

Называть какие-либо грацильные европеоидные группы рассмотренных регионов средиземноморскими нельзя ввиду отсутствия у них сколько-нибудь четко выраженных антропологических связей с Ближним Востоком, Средней Азией и Закавказьем. Куроаракские параллели елунинцев очень неотчетливы и несопоставимы с огромным количеством ближайших аналогий между грацильными европеоидами Южной Сибири, Казахстана и Центральной Азии и населением степей Южной России и Украины эпохи бронзы. Речь, судя по всему, идет о представителях северной ветви европеоидной расы.

(в сокращении)

Александр Козинцев, из статьи “О ранних миграциях европеоидов в Сибирь и Центральную Азию (в связи с индоевропейской проблемой)”,]]> журнал “Археология, этнография и антропология Евразии”, №4 (40) 2009 год.]]>

Источник: ]]>https://vk.com/v_e_d_i?w=wall-107309195_2324]]>

pandoraopen.ru

Многообразие коренных народов Сибири | Сибирские богатства

История сибирских народностей уходит в глубь тысячелетий. Издревле здесь жили великие люди, хранящие традиции предков, уважающие природу и её дары. И как необъятны земли Сибири, так и разнообразны народности коренных Сибиряков.

Алтайцы

По итогам переписи населения в 2010 году численность Алтайцев насчитывает около 70 000 человек, что делает их самой многочисленной народностью в Сибири. Проживают в основном в Алтайском крае и Республике Алтай.

Народность разделяется на 2 этнические группы – Южные и Северные алтайцы, различающиеся как укладом жизни так и особенностями языка.

Вероисповедание: буддизм, шаманизм, бурханизм.

Телеуты

Чаще всего телеутов считают этнической группой причастной к Алтайцам. Но некоторые выделяют их как отдельную народность.

Проживают в Кемеровской области. Численность около 2-х тысяч человек. Язык, культура, вера, традиции присущи Алтайцам.

Сайоты

Проживают сайоты на территории Республики Бурятия. Численность народности насчитывает около 4000 человек.

Будучи потомкамии жителей Восточных Саян – саянских самодийцев. сайоты сохранили свою культуру и традиции с древних времён и по сей день остаются оленеводами и охотниками.

Долганы

Основное поселения Долганов находятся на территории Красноярского края – Долгано-Ненецкий муниципальный район. Численность составляет около 8000 человек.

Вероисповедание – православие. Долганы – самая северная тюркоязычная народность в мире.

Шорцы

Приверженцы шаманизма – шорцы проживают в основном на территории Кемеровской области. Народ отличается своей самобытной древней культурой. Первые упоминания о Шорцах уходят к 6 веку нашей эры.

Народность принято разделять на горнотаёжных и южных шорцев. Общая численность около 14 000 человек.

Эвенки

Разговаривают Эвенки на тунгусском языке и испокон веков занимаются охотой.

Народность, насчитывает около 40000 человек, расселившихся в Республике Саха-Якутия, Китае и Монголии.

Ненцы

Малая народность Сибири, проживают близь Кольского полуострова. Ненцев – кочевой народ, занимаются оленеводством.

Их численность насчитывает около 45 000 человек.

Ханты

Более 30 000 хантов проживает на территории Ханты-Мансийского АО и Ямало-Ненецкого АО. Занимаются охотой, оленеводством, рыбной ловлей.

Многие из современных хантов относят себя к православным, но в некоторых семьях всё также исповедуют шаманизм.

Манси

Один из древнейших коренных сибирских народов – Манси.

Ещё Иван Грозный отправлял целые рати на сражения с Манси во времена освоения Сибири.

Сегодня же их численность насчитывает около 12 000 человек. Проживают в основном на территории Ханты-Мансийского АО.

Нанайцы

Историки называют нанайцев древнейшим народом Сибири. Численность около 12 000 человек.

В основном проживают на Дальнем Востоке и по берегам Амура в Китае. Нанайцы переводится как – человек земли.

Сибирские татары

Один из самых известных и в тоже время таинственных народов Сибири – Сибирские татары.

По данным переписи населения их насчитывается чуть более 6000 человек, но неофициальные данные свидетельствуют о численности в 100 000 человек. В древности Сибирские татары были основным населением Сибирского ханства.

Это лишь некоторые из коренных народностей Сибири, считающиеся самыми популярными, многочисленными и в большей степени сохранившие свои культурные традиции.

Также, кроме перечисленных можно отметить следующие народности: нивхи, селькупы, ительмены, кеты, нганасаны, алеуты, алюторцы, чуванцы, тофалгары, ороки, тазы, коряки, чукчи.

Использованы материалы с сайтов:

sib100.ru

Белые народы Древней Сибири - Достояние планеты

Официальная наука пересматривает свои прежние взгляды на европеоидов Азии.

Оказалось, что большинство исследованных древних жителей Южной Сибири (65 %) имело светлые или смешанные оттенки глаз, а 67 % – светлые или русые волосы. Главный очаг европеоидных миграций в глубь Азии находился не на Ближнем Востоке, а в областях, лежащих севернее и затронутых процессом депигментации. Статья в журнале "Археология, этнография и антропология Евразии" подтверждает концептуальные представления многих современных альтернативных историков.

Вопрос о путях проникновения древних европеоидов в Сибирь и Центральную Азию вызывает в последнее время пристальный интерес в связи с проблемой индоевропейской прародины. Высказывавшееся некоторыми археологами мнение о существенной роли миграций из Передней Азии в сложении южно-сибирских культур бронзового века [Григорьев, 1999; Бобров,1994; Кирюшин, 2004] получило поддержку со стороны тех антропологов, которые склонны считать любых грацильных (имеющих не массивное телосложение - ДП) европеоидов представителями средиземноморской расы, т.е. южанами по происхождению (см. особенно [Худавердян, 2009]).

До недавнего времени к такой трактовке склонялся и я [Козинцев, 2000]. В последние годы в результате деятельности целого ряда антропологов, прежде всего С.И. Круц, появился огромный новый палеоантропологический материал из степей Украины и Южной России. Его статистический анализ привел к пересмотру прежних взглядов. Более детальное сопоставление с учетом связей каждой грацильной южно-сибирской группы по отдельности показало, что поводов говорить о миграциях в Южную Сибирь с Ближнего Востока, из Средней Азии или Закавказья – областей распространения южно-европеоидной (средиземноморской) расы – краниометрия не дает [Козинцев, 2007, 2008]. 

Затем появилась статья группы французских генетиков [Keyser et al., 2009], которые на материале ДНК, извлеченной из костных остатков андроновцев, карасукцев, тагарцев и таштыкцев, изучили шесть генов, ответственных за пигментацию глаз и волос. Оказалось, что большинство исследованных древних жителей Южной Сибири (15 из 23, т.е. 65 %) имело светлые или смешанные оттенки глаз, а 8 из 12 (67 %) – светлые или русые волосы. Если добавить, что такие же волосы были у жителей долины р. Тарим эпохи бронзы – вероятных предков тохаров (их тела прекрасно сохранились благодаря естественной мумификации [Mallory, Mair, 2000]), а депигментация у современного населения Южной Сибири и Казахстана имеет явно дорусское происхождение, то вывод однозначен. Главный очаг европеоидных миграций в глубь Азии находился не на Ближнем Востоке, а в областях, лежащих севернее и затронутых процессом депигментации. Почти 80 лет назад этот вывод был сделан Г.Ф. Дебецом [1931] на основании сопоставления краниологических данных о тагарцах со сведениями китайских источников. Несомненно, продвижение скотоводов-индоевропейцев на восток происходило преимущественно вдоль степной полосы, причем этот процесс продолжался, по археологическим данным, на протяжении всего III тыс. до н.э. [Мерперт, 1982, с. 322–330; Семенов, 1993].

Но гдебыл исходный пункт? В припонтийских степях? На территории зарубежной Европы? Афанасьевская культура, согласно мнению, разделяемому большинством специалистов, как археологов, так и антропологов, близкородственна ямной и ее появление в Горном Алтае и на среднем Енисее было результатом миграции из восточно-европейских степей. Указывается и на возможную роль полтавкинских и катакомбных элементов [Цыб, 1981, 1984].

Последнее соответствует новым радиоуглеродным датам, свидетельствующим о том, что катакомбная культура сосуществовала с ямной на протяжении большей части III тыс. до н.э. [Черных, 2008]. Вместес тем весьма ранние даты древнейших афанасьевских памятников Горного Алтая (середина IV тыс. до н.э.) указывают на возможность участия доямных племен, в частности хвалынских и среднестоговских, а также протоямных (репинских) в сложении афанасьевской общности, о чем уже писали антропологи [Шевченко, 1986, с. 157; Солодовников, 2003].

Что касается постафанасьевских культур эпохи бронзы, то традиционное мнение о местном происхождении окуневской сменяется представлением о существенной роли ямно-катакомбных [Лазаретов, 1997] и афанасьевских, т.е. опять-таки принесенных с запада, черт [Шер, 2006]. Антропологически же западный компонент (по предположению А.В. Громова, сходный с тем, что представлен у ямников и катакомбников Калмыкии) у окуневцев Минусинской котловины прослеживается довольно неотчетливо и в основном на индивидуальном уровне. Анализ данных о двух независимых системах признаков – краниоскопии и краниометрии – свидетельствует о принадлежности енисейских окуневцев к сибирскому кругу популяций [Громов, 1997а, б], а интеграция этих данных – об архаизме окуневского антропологического типа [Козинцев, 2004]. Согласно А.В. Громову [1997б], окуневцы ближе всего к неолитическому населению Красноярско-Канского района. Близка к окуневской каракольская культура Горного Алтая, отмечалось и антропологическое сходство их носителей, однако в составе второй предполагается наличие «средиземноморской» примеси [Чикишева, 2000; Тур,Солодовников, 2005].

Присутствие европеоидного антропологического компонента у окуневцев Тувы и елунинцев Верхнего Приобья сомнений не вызывает, причем у первых он, видимо, является единственным [Гохман, 1980; Солодовников, Тур, 2003; Козинцев, 2008]. Это соответствует археологическим фактам, свидетельствующим о родстве данных групп с населением Западной Европы эпохи ранней бронзы [Ковалев, 2007]. Европеоидный компонент предполагается и у носителей других доандроновских культур Южной Сибири – кротовской [Дрёмов, 1997] и самусьской [Солодовников, 2005, 2006]. К.Н. Солодовников [Там же] считает, что во всех упомянутых доандроновских группах, за исключением, возможно, енисейской окуневской, этот компонент имел южно-европеоидное происхождение, что особенно проявляется в мужских сериях. (...)

Можно предположить, что древние европеоиды проникли в Синьцзян не с запада, по маршруту, совпадающему с позднейшим Великим шелковым путем, а с севера, по долине Черного Иртыша или через Джунгарские ворота. Данное предположение подкрепляется светловолосостью этих людей и отчетливо европейским обликом их культуры [Mallory, Mair, 2000]. Последняя, правда, существенно отличается как от афанасьевской, так и от андроновской [Молодин, Алкин, 1997], но имеет также черты сходства и с ними, и с европейскими культурами, в частности ямной [Kuzmina, 2007, p. 94]. По мнению К. Ренфрю, прототохарский и протоиндоиранский языки, наряду с протоскифским, былипотомками одного языка, названного автором «древнестепным индоевропейским», а он, в свою очередь, ответвился от протоиндоевропейского, локализуемого на Балканах [Renfrew, 1998; Ренфрю, 2002]. Такая гипотеза гораздо лучше соответствует антропологическим данным, чем теория, согласно которой предки индоиранцев и тохаров мигрировали на восток непосредственно со своей древнейшей анатолийской прародины, не заходя в Европу [Гамкрелидзе, Иванов, 1984]. (...)

Называть какие-либо грацильные европеоидные группы рассмотренных регионов средиземноморскими нельзя ввиду отсутствия у них сколько-нибудь четко выраженных антропологических связей с Ближним Востоком, Средней Азией и Закавказьем. Куроаракские параллели елунинцев очень неотчетливы и несопоставимы с огромным количеством ближайших аналогий между грацильными европеоидами Южной Сибири, Казахстана и Центральной Азии и населением степей Южной России и Украины эпохи бронзы. Речь, судя по всему, идет о представителях северной ветви европеоидной расы.

(в сокращении)

Александр Козинцев, из статьи "О ранних миграциях европеоидов в Сибирь и Центральную Азию (в связи с индоевропейской проблемой)", журнал "Археология, этнография и антропология Евразии", №4 (40) 2009 год.

Полная версия тут: http://www.archaeology.nsc.ru/ru/publish/journal/doc/2009/40.pdf

dostoyanieplaneti.ru


Смотрите также