Мозаика древнего рима. 4 Период………… Храм Антонина и ФаустиныРим Термы КаракаллыТриумфальная арка КонстантинаРазвалиныбазилики Максенция
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Учебное пособие: Мозаика как подарок Древнего Рима. Мозаика древнего рима


Римская мозаика | История мозаичного искусства  |  Читать онлайн, без регистрации

Римская мозаика

Довольно часто мозаику называют римским искусством, потому что в Италии и бывших провинциях Римской империи было найдено множество мозаичных произведений. Как сообщает одно издание по истории мозаики: «Сотни образцов мозаичных полов, относящихся к эпохе Древнего Рима, можно встретить повсюду: от севера Британии до Ливии, от Атлантического побережья до Сирийской пустыни». Следы мозаики служили свидетельством того, что в данной местности побывали римляне. Этот вид искусства был самым тесным образом связан с распространением римской культуры.

Римляне познакомились с греческой мозаикой во II в. до н. э. Особенно широкое развитие это знакомство получило во времена победоносных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа.

Мозаика в качестве элемента убранства присутствовала в доме римлянина в больших количествах. Ею покрывали полы и стены частных домов и вилл, дворцов, терм, общественных сооружений. В эпоху поздней Римской империи мозаикой в основном отделывали пол, предпочитая украшать стены фресками.

Римские мозаики складывались из мелких кубиков природного камня и цветного стекла. Нередко рисунок дополнялся мелкими камешками и галькой. Археологи обнаружили в городе Помпеи мозаичную картину «Битва при Иссе», которая изображала последний момент битвы Александра Македонского и царя Персии Дария. На изготовление картины пошло не менее 1,5 млн кубиков из естественных горных пород 4 цветов: черного, белого, желтого и красного. Мозаика считается копией с живописного оригинала, который, по некоторым версиям, был написан греческим художником Филоксеном из Эритреи – современником Александра.

Развалины Помпеи сохранили еще не одну интересную мозаику.

Прекрасный мозаичный пол столовой одного из домов был выложен геометрическим и растительным орнаментами, составленными из кусочков цветного мрамора и стеклянной смальты красного, зеленого, синего, золотисто-желтого и белого цветов. По всей вероятности, хозяин дома очень высоко ценил это прекрасное творение и предохранял его от повреждений. Мозаика была прикрыта свинцовым листом, который защитил ее от разрушительных сил при извержении вулкана. В Помпеях обнаружили мозаики с жанровой тематикой, на которых изображены группы странствующих музыкантов или актеров во время репетиции перед выходом на сцену.

На одной из найденных мозаик запечатлено морское дно, где на черном фоне вокруг морского полипа плавают рыбы различного вида. В то же время этот полип прилепился присосками к омару.

Древние мозаичные рисунки американских индейцев, их точность и тонкость набора отдельных элементов инкрустации ошеломляют сложностью технических решений. Даже сегодня их непросто выполнить с тем же качеством, используя те же материалы.

Другие мозаики Помпей отображают птиц и животных, в частности дерущихся петухов или кошку, которая поохотилась на перепелку, и еще многое другое.

Мозаичный пол в спальне одного из домов Помпей был украшен портретом женщины, который очень интересен в художественном отношении. Выполненному, по всей вероятности, с натуры портрету присущ подлинный реализм, столь типичный для лучших образцов древнеримской скульптуры.

Мозаики в Помпеях были сложены в картины в технике, которая носит название opus vermiculatum. В этом случае части мозаики собирались один к одной по извилистым линиям. Мозаика была столь популярна в Древнем Риме, что великий Юлий Цезарь распорядился возить за собой в походах мозаичные плиты, которыми на стоянках выстилали пол в его палатке.

Традиционная техника набора разноцветных мозаичных картин не соответствовала потребностям молодой Римской империи. В I в. н. э. в ней стремительно росли города, что привело к резкому повышению спроса на мозаики. Следовательно, их нужно было создавать за более короткий срок и с меньшими затратами. В ответ на возросший спрос появились черно-белые мозаики.

Большие площади из многоцветной мозаики выкладывали на месте строительства следующим образом. Сначала декорируемую поверхность максимально выравнивали и сглаживали, намечали на ней контуры будущего рисунка. Затем небольшой участок (не более 1 м2) покрывали тонким слоем извести в качестве закрепляющего состава.

Известь нужно было нанести на участок такого размера, который успевали бы обработать до того, как масса высохнет. По размеру вырезали куски камня и выкладывали из них рисунок, один за другим вдавливая в закрепляющий состав, который заполнял промежутки между ними. По окончании работы над фрагментом раствор извести накладывали на следующий участок, и так продолжалась работа до заполнения всего пространства. После работы мозаичное изображение при необходимости шлифовали материалами из более твердого камня.

Популярность мозаики в Римской империи привела к созданию оптимальной техники, которая позволяла быстро выкладывать огромные мозаичные «полотна» и отвечала требованиям эпохи. Свойственная всей римской культуре инженерная целесообразность выпестовала основные принципы римской мозаики. Кроме того, все возрастающий рыночный спрос на мозаику был тем чисто экономическим фактором, который неизменно требовал увеличения производительности труда в этом виде декоративного искусства.

Римские мастера пришли к выводу, что формировать мозаику из стандартного модуля намного проще, чем выкладывать изображение из частей разной величины.

Именно во времена Древнего Рима был найден и сформирован метод преобразования реального изображения с помощью модульной системы мелких кубиков. Степень стилизации образов художественного произведения определялась величиной модуля. Эта методика мастеров античности до сих пор используется как универсальный мозаичный стиль.

Потребность в целесообразной организации мозаичного производства разделила весь процесс на 2 части. Одна часть была чисто технической – это накол модуля, чем занимались рабы. Они раскалывали мягкий мрамор различных цветов на множество кубиков примерно одинакового размера – эти кубики носили название «тиссеры». Художественная часть состояла в наборе самого изображения. Этим занимались художники-ремесленники, относившиеся к иному социальному сословию. Они выкладывали изображение по заранее разработанному эскизу прямо в известковый раствор, используя готовый модуль. Иногда они слегка откалывали модули в нужных местах, делая из кубика трапецию или треугольник. Мозаику из модулей было легче набирать и точнее подгонять друг к другу. Самые сложные детали мозаики набирал сам мастер, а более простые участки он мог поручить своим подмастерьям. Такая мозаика приобретала ровную поверхность, ее можно было шлифовать и вощить, чтобы усилить яркость красок. Эта техника совершенствовалась в течение веков и вошла в историю как римская мозаика (рис. 2).

Рисунок 2. Фрагмент римской мозаики

Мозаичную эмблему при желании можно было заказать заблаговременно. Работу выполняли в мастерской, готовое изделие укладывали на мраморный или керамический поддон, транспортировали к месту строительства и устанавливали на нужное место. Заказывая эмблему, необходимо было все тщательно продумать – мозаичный рисунок вместе с обрамлением должен был уместиться на отведенном ему пространстве стены или пола.

В большинстве своем римские мозаики носили камерный характер, они решали светские задачи украшения сравнительно небольших по размеру помещений, частных вилл или общественных зданий. В Римской империи храмы как дома богов своим убранством и отделкой не превосходили светские дома. По большей части римские мозаики были выполнены из различных пород мрамора. Начиная со II столетия до н. э., в мрамор иногда стали вкраплять мелкие кусочки цветного стекла. Оно существенно обогатило палитру мозаики.

Образы на мозаиках передавались достаточно реалистично, объектами изображения были конкретные люди и предметы.

Порой в очень удаленных друг от друга местностях бывшей Римской империи можно встретить точные копии той или иной композиции. Вполне возможно, что артели мастеров перемещались от одного строящегося здания к другому или имели распространение эскизы мозаичных узоров.

Своего максимального расцвета римская мозаичная живопись достигла при императоре Адриане в первой половине II в. н. э. Этот император совершал длительные путешествия, в которых его сопровождали многочисленные архитекторы и художники. В их числе были и мастера мозаики, им поручалось украшать здания, которые сооружались в различных городах Римской империи по приказу императора Адриана. В некоторых городах художники из свиты императора возглавили вновь созданные мозаичные мастерские.

По всей вероятности, всемирно известная мозаика пола из Палестрины, на которой изображены долина Нила во время разлива и многочисленные бытовые сцены, была собрана римскими художниками-мозаичниками к моменту возвращения императора Адриана из путешествия по верховьям Нила.

Сочетание мозаичного пода и фресковой живописи на стенах рождало нарядные и подлинно величественные пространства общественных зданий Древнего Рима.

В этот период развития Римской империи достигает своего апогея пышность декоративной отделки общественных зданий, дворцов, храмов и частных домов зажиточных римлян.

Мозаика как один из самых пышных и дорогих способов художественной отделки строений становится невероятно модной. Согласно римской моде теперь мозаикой украшают не только полы, но и стены зданий.

Каждый более или менее состоятельный владелец старался облагородить свой дом хотя бы небольшой мозаичной картиной. Об этом свидетельствует «Энциклопедия античного искусства» (Enciclopedia dellarte antica).

Если не удавалось обзавестись какой-либо картиной, то хозяин выкладывал из мелких кусочков на полу возле входа в дом изображение ощерившегося пса с надписью: cave ca-nem, – что значило «остерегайся собаки».

В собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге имеются очень интересные римские мозаики, которые относятся к I–II вв. н. э. В их числе хранится великолепная мозаика «Танцующая девушка». Это маленькая картина, она аллегорически изображает месяц июнь в виде мальчика, который держит корзину с фруктами. Там же хранится большая мозаика, которая отображает странствия Гиласа, спутника Геракла.

В IV веке н. э. мозаикой начали украшать церкви. По большей части мозаичные изображения были основаны на библейских сюжетах и должны были служить делу просвещения прихожан. Блики мерцающего света на позолоте и цветном стекле витражей придавали загадочность совершаемым обрядам. О мозаиках того времени «История итальянского искусства» сообщает следующее: «Искусство мозаики всецело отражало мировоззрение той эпохи, испытывавшее внушительное влияние неоплатонизма. В процессе создания мозаики материя утрачивает свою тяжеловесность, становится бесплотной, без остатка преобразуясь в свет и пространство» (Storia dellarte italiana). В итальянской Равенне (церковь Сан Витале, построена в 547 г.) можно увидеть произведения, которые расцениваются как «шедевры христианского мозаичного искусства».

velib.com

Римская мозаика — WiKi

Мозаику римляне переняли от древних греков. Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э.[1]. Искусство мозаики стало активно развиваться в периоды правления Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоеванных территорий.

  Мозаика Cave canem из Помпей

Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которой чаще всего украшали пол и стены. Юлий Цезарь приказывал выстилать пол мозаикой в своем временном жилище даже во время походов.

Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos).[2] Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».

В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cave canem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой. Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже — свернувшиеся в клубок.

Наиболее известной римской мозаикой из Помпей является «Битва при Иссе», изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна. Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

В III веке н. э. Римская империя переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Чтобы скрыть от плебса реальное положение дел, верхние слои населения тратят огромные суммы на пиршества и внешний лоск. Мозаика получает еще более широкое применение. Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты.

Первые мозаики были выполнены в технике галечного мощения, при котором использовались целые камушки (именно такой способ составления изображений остался характерным для другой техники, так называемой флорентийской мозаики). Затем чаще стали раскалывать гальку на более мелкие фрагменты (тессеры), из которых получались более точные, утонченные изображения. Opus tessellatum обозначает мозаичную технику с использованием тессеров размером более 4 мм. Opus vermiculatum с тессерами размером менее 4 мм позволяла прорисовывать более мелкие детали. В штучной мозаике (opus sectile) в отличие от вышеупомянутых техник используются различные по величине и форме пластинки (обычно центральный элемент представляет собой цельную пластинку, более мелкие тессеры обрамляют его). Opus regulatum представляет собой кладку одинаковых по размеру и форме фрагментов в ровные линии (подобно кладке кирпичей или шахматной доске).

Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана Изображение утки на полу в технике opus tessellatum «Сатир и нимфа», мозаика в доме Фавна в Помпеях. Opus vermiculatum Напольное покрытие римских терм в технике opus scutulatum

Цветовая палитра была расширена за счет применения таких природных материалов, как мрамор, сланец, разноцветный известняк, полудрагоценные камни. Однако эти материалы были достаточно дорогостоящими, поэтому мастера по-прежнему довольствовались цветами гальки. С открытием более дешевого стекла в качестве мозаичного материала работы стали более художественными и яркими. Смальта стала традиционным материалом для создания мозаик.

ru-wiki.org

4 Период………… Храм Антонина и ФаустиныРим Термы КаракаллыТриумфальная арка КонстантинаРазвалиныбазилики Максенция

После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И в это время, каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивыйстроит в Римехрам Антонина и Фаустины;Марк Аврелий—колонну своего именипо образцу Траяновой;Септимий Север— тяжёлые, обременённые архитектурными и скульптурными украшениямитриумфальные воротав подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи.Каракалланаделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественнымибанями,Аврелиан— колоссальным храмом Солнца. ПриДиоклетианепостроенытермы, ещё более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, только сколок с них. Не менее колоссален был сооружённый этим императором вСпалато(вДалмации) дворец, из камней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города.

Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие три пролёта и украшенные скульптурными рельефами, взятыми с ворот Траяна, ибазилика, основание которой было, впрочем, положено ещёМаксенцием, — последний прекрасный памятник римской архитектуры, могущий выдержать сравнение с наилучшими созданиями её цветущей поры. То было величественное здание о трёх нефах внутри, стройное по пропорциональности своих частей, роскошно отделанное, благородное, хотя в его деталях уже проявились признаки упадка искусства. Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и изысканности, заглушавшее предания классической эпохи. Особенно красноречиво свидетельствуют о том сооружения, появившиеся при последних императорах в таких отдалённых краях их владений, какСирияи Аравия: впалые или вздутые поверхности, капризно изгибающиеся или ломающиеся линии, изобилие украшений нередко вычурных, фантастичность форм, — таковы главные черты этой римско-восточной архитектуры. Некоторые из её произведений до сей поры удивляют своими размерами, массой употреблённого на них дорогого материала, техническим мастерством своей конструкции, но также и причудливым нарушением стильности. Таковы, например, остатки храма Ваала в Гелиополе (Баальбек), развалины храмов и колоннад вПальмире, уцелевшие фасады погребальных пещер в местностиПетры, некогда цветущего города Каменистой Аравии и некоторые др.

Мозаика – символ искусства Древнего Рима.

Без преувеличения можно сказать, что именно в Древнем Риме мозаичное искусство достигло расцвета и заняло важное место среди других художественных искусств. Римские мастера не открывали мозаику, она была известна в Древней Греции, в Древнем Египте и даже в шумерских городских поселениях. Но именно в Римской империи мозаика стала неким стандартом оформления жилища и общественного здания, именно римляне создали основные техники выкладывания мозаик, которые с незначительными измениями фактически используются и сейчас. Именно благодаря римским мозаикам мы знаем, что история отмеряет столетия и тысячелетия, а мозаичные панно, полы, картины из камня и смальты остаются все такими же яркими, красочными и эффектными.

Мозаика – символ искусства Древнего Рима, хотя зародилась она в эллинских городах-государствах. Эститека Римской империи складывалась во многом из сочетания эллинистических традиций геометрической пропориональности и визуальной сбалансированности произведений искусства и архитектуры с одной стороны, и имперских амбиций, диктующих пафосность, помпезность, роскошество как отражение глобальности римской политики и значимости римской аристократии. Роскошные частные виллы и общественные дворцы требовали интересного и вместе с тем практичного декора, сочетающего красочность и доступность. Повсеместная распространенность мозаики в античные времена, утраченная в более поздние периоды, связана со сравнительной дешевизной укладки мозаичных панно в обозреваемый исторический период. Древесина Аппенин и Греции не подходила по своим качествам для сколь-либо долговечной отделки (да и мало ее было). Керамика еще только начинала свое развитие. Изготовление плитки из монолитного камня было трудоемким и дорогим ручным процессом, подчас с неизвестным результатом. Времена мегалитических построек и технология их возведения уже ушли в прошлое. Римская мозаика использует различные материалы, но преимущество отдается мрамору и природным камням. Мозаика - привлекательна и позволяет создавать композиции на самые разные темы и сюжеты. Камень обладает хорошими прочностными характеристиками, водостойкостью и доступностью как материала. Напольные и настенные римские мозаики решали две важные задачи - красоты и функциональности - одинаково хорошо. Мозаичные покрытия Древнего Рима пережили века и даже тысячелетия, сохранив свою красоту, и зачастую оставшись единственным, что сохранилось от постройки вообще. Фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов. Искусство мозаики - это наша профессия!!!

Римская мозаика. Мозаику нередко называют римским искусством, поскольку множество мозаичных произведений было найдено в Италии и бывших провинциях Римской империи. «Сотни образцов мозаичных полов, относящихся к эпохе Древнего Рима, можно встретить повсюду: от севера Британии до Ливии, от атлантического побережья до Сирийской пустыни,— говорится в одном издании.— Их часто расценивают как один из признаков того, что в данной местности побывали римляне, поскольку этот вид искусства теснейшим образом связан с распространением римской культуры». Однако техника набора многоцветных мозаичных картин не отвечала потребностям молодой Римской империи. Стремительный рост городов в I веке н. э. повысил спрос на мозаики, на создание которых уходило бы меньше времени и средств. Это способствовало появлению черно-белых мозаик. Они получили столь широкое распространение, что, согласно «Энциклопедии античного искусства», «во всех городах империи не нашлось бы ни одного зажиточного дома, который бы не украшала м[озаика]» («Enciclopedia dell’arte antica»). Точные копии той или иной композиции можно встретить в удаленных друг от друга местностях. Это наводит на мысль, что артели мастеров — или, возможно, книги с образцами мозаичных узоров — «кочевали» от одного строящегося здания к другому. При желании можно было заранее заказать эмблему. Ее выполняли в мастерской, транспортировали к месту строительства на мраморном или керамическом поддоне, а затем устанавливали. Мозаика других видов выкладывалась прямо на месте строительства. Важно было заранее все тщательно продумать, чтобы рисунок вместе с обрамлением поместился на отведенном для него пространстве. Декорируемую поверхность старались делать ровной и гладкой. Затем тонкий слой извести (закрепляющего состава) наносили на такой участок, который можно было бы обработать прежде, чем состав высохнет. Как правило, площадь участка составляла не более квадратного метра. На декорируемой поверхности, вероятно, намечали контуры будущего рисунка. Куски камня вырезали по размеру, и из них выкладывали рисунок. Один за другим кубики мозаики вдавливали в закрепляющую массу, которая при этом заполняла промежутки между ними. Когда работа над одним фрагментом была закончена, раствор наносили на следующий участок и так далее. Наиболее сложные детали мозаики набирал сам мастер, а более простые — его подмастерья.Церковная мозаика.В IV веке н. э. мозаики стали появляться в церквях. Основанные, как правило, на библейских сюжетах, они были призваны просвещать прихожан. Отблески мерцающего света на позолоте и цветном стекле создавали атмосферу таинственности. В «Истории итальянского искусства» говорится: «Искусство мозаики полностью отражало мировоззрение той эпохи, которое испытывало значительное влияние... неоплатонизма. В процессе создания мозаики материя лишается своей тяжеловесности, становясь бесплотной, полностью преобразуясь в свет и пространство» («Storia dell’arte italiana»). Как далеко это от простоты, свойственной той форме богослужения, которой учил основатель христианства — Иисус Христос! (Иоанна 4:21—24). Выдающиеся образцы искусства мозаики можно встретить в византийских церквях. В некоторых храмах стены и своды почти полностью покрыты мозаикой. В Равенне (Италия) можно увидеть произведения, считающиеся «шедеврами христианского мозаичного искусства». Их фоны сияют золотом, символизирующим божественный свет и непостижимость тайны. В средние века в Западной Европе мозаиками украшали главным образом храмы. Этой техникой также блестяще владели мастера исламского мира. В Италии в эпоху Возрождения мозаичные произведения создавались в мастерских при крупных храмах, таких, как собор Сан-Марко в Венеции и собор Святого Петра в Риме. Приблизительно в 1775 году римские мастера научились разрезать нити расплавленного стекла всевозможных оттенков на крошечные кусочки, что позволило им создавать из мозаики миниатюрные копии произведений живописи.Техника мозаики сегодня. Современные мозаичисты используют технику так называемого обратного набора: в мастерской кубики приклеивают, тыльной стороной вверх, на бумагу с рисунком будущей мозаики в натуральную величину. Набранную мозаику фрагмент за фрагментом переносят на предназначенное для нее место, тыльной стороной вдавливая ее в закрепляющий состав. Когда он высыхает, кальку и клей смывают, и становится видна лицевая сторона мозаики. Этот прием экономит время и силы, однако плоской поверхности не достает игры света, оживлявшей средневековые мозаики. Тем не менее в XIX веке с помощью мозаик, выполненных в технике «обратного набора», было украшено бессчетное количество ратуш, театров, церквей и других зданий. Эта техника широко применяется также при оформлении музеев, станций метро, торговых пассажей, парков и детских площадок от Мехико до Москвы и от Израиля до Японии. Мозаика с ее гладкой, но имеющей грани поверхностью считается идеальной для отделки больших однообразных фасадов современных зданий. Джорджо Вазари, итальянский художник и искусствовед XVI века, писал: «Мозаика — самая долговечная из всех картин. Другие картины блекнут со временем, а мозаика с годами сверкает все больше». Нас поражает, с каким мастерством выполнены многие мозаичные произведения. В самом деле мозаика — настоящая живопись в камне!

Искусство Древнего Римас его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры и скульптуры принадлежит к высшим достижениям мировой культуры. Римское изобразительное искусство, подобно искусству греков, составляет неотъемлемую часть художественной системы античности. Границы Римского государства и сферы его влияния были обширны. В орбиту художественных влияний Рима включалось множество разнообразных народов и племён, обладавших своими, подчас сильными художественными традициями. Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе - смена республики империей, смена династий правителей Рима - непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах. Именно по этому порой не трудно по стилистическим признакам определить время создания того или иного произведения. Римляне, как греки и этруски, были язычниками. Но их религия, а отсюда и художественная фантазия была прозаичнее греческой, их мировосприятие - более практичным и трезвым. От этрусков они заимствовали многие религиозные представления и обычаи, более суровые, чем греческие, а также некоторые основы строительной техники. Уже в эпоху республики римляне создали свой прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, строгие исторические сочинения, выработали кодекс законов (римское право явилось основой всей европейской юриспруденции). После завоевания Римом Греции началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне почитали за образец. Во II в. до н. э. греческий язык стал обычным в высшем обществе. Произведения греческого искусства, прекрасные греческие статуи заполнили общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось помимо подлинников много копий с прославленных греческих произведений Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику как избраннику богов, наделивших его талантом, в Риме не было никогда. Римское искусство всегда было более утилитарным. Утилитарность мышления римлян сказалась и в архитектуре. Вслед за этрусками римляне построили прежде всего прекрасные дороги. По древнейшей из них, Аппиевой (ее строительство в IVв. до н. э. начал Аппий Клавдий), римские легионеры шли на завоевание государств Средиземноморья. С конца I в. до н.э. с угасанием эллинистических государств ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной римской державы. В основе римской художественной культуры лежат точность и историзм мышления, далекие от возвышенной поэтики мифотворчества греков. Практический склад римской культуры сказывается во всем - в прагматичном стиле их мышления, в нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулёзности римского права, в тяготении к точным историческим фактам, в примитивной конкретности религиозных представлений, в суровости прозы как формы литературы, главенствующей в римской культуре. Хронологические рамки древнеримской культуры охватывают почти тысячелетие. Начало римского искусства относится к периоду Республики - конец V - конец I вв. до н.э. Оно достигло своего наивысшего расцвета в так называемую эпоху Римской империи - конец I в. до н.э. - V в. н.э. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшие культурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческие ордерные системы и принципы декора перерабатывались римлянами. Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистической искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Вбирая разнообразные и наиболее ценные для него элементы римская художественная культура сохраняла, тем не менее свою самобытность и оригинальность. Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, к котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека - гражданина римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.

studfiles.net

Разное чувство мозаик Рима и Византии

У этих мозаик разные цели, разные технологии и вызывают они совершенно разные чувства. В первом случае мы переноимся в мир божественный, во втором остаемся любоваться мозаиками в земном мире.  Мозаика. Айя София в Константинополе.               Римская мозаика.

Византийская мозаика - Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).Отличительные особенности: 1. Цель: переместить смотрящего из земного мира в божественный (за счет технологии, сияющего цвета, марева, золота).2. Сюжеты: грандиозные по замыслу и реализации монументальные полотна  на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

3. Материал -  это прежде всего мозаика из смальты ( в сырьевую стекломассу добавляли различные металлы ( золото, медь, ртуть) в различных соотношениях  и научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты). Цвета смальты получались яркие, чистые, прозрачные, сияющие, божественные. Это намек на не земной, божественный мир. Солнечный свет, попадая на смальту, оживает и окрашивается ее цветом. 

Именно византийцы разработали технологию производства смальты.  4. Технология: элементы укладывались по разным углом к стене и имели не ровную поверхность, это позволяло свету (дневному и свечей) отражаться в цветной смальте и давать ощутимое телом марево над мозаикой. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины,человек переносился в божественный мир.5. Форма  мозаичных элементов- преимущественно кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

6. Функции:  визуальные задачи вышли на первый план (главный элемент  художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик).7. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Золото - это божественный свет. 

8. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.

XII в. Византийская мозаика в конхе апсиды собора в Чефалу, Сицилия. Христос ПантократорМозаики Равенны.Мавзолей Галлы Плацидии.  «Райский сад» — мозаика на потолкеКрест и звёздное небо — мозаика в куполе. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.

Мозаика «Христос — Добрый Пастырь». Изображение Иисуса совсем не каноничное. 

Олень, пьющий из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» .

Мозаики в церкви Сан-ВиталеКолорит божественный, цвета воистину светящиеся.  Император Юстиниан.Императрица Феодора со свитой.  6 в. в церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547

 А вот крупнее. А здесь можно рассмотреть орнаменты тканей

Церковь Сан-Аполинаре.А это процессия мучеников с одной из стен в Церкови Сан-Аполинаре в Равенне.

Равенна. Мозаика в апсиде Сан АполлинареРавенна. Мозаика в церкви  Сант-Аполлинаре-Нуово святого Аполлинария РавеннскогоМозаика с изображением города и порта в КлассеВарварски одетые волхвы, подносящие дары Христу, фрагментПроцессия мучениц, фрагмент Христос и четыре ангела

Стихотворение Византийские мозаики

В мерцаньи смальт восточный мозаик,

Без радостей земного бытия

Пришел суровый век. И Божий лик

Каноном стал, из конх* абсид глядя.

Регламент держит жизненный устой,

Но роскошь красок превосходит Рим.

Художник — червь пред росписью стенной,

Без имени, хоть храм был создан им.

Под пышный свод взмывает благовЕст,

Святые в ризах блещущих стоят,

Как веры стражники у царских мест** -

Шеренгой строгой гвардии солдат.

В Европе духа жизнь была вольней

В цветеньи фресок сумрачных церквей.

20.05.2011г.Владимир Гоголицин

*Конха — полукупольное перекрытие апсиды внутри церкви.

** В ранних романских византийских храмах в главном зале

    обычно у колонны располагалось место для главы государства.

РИМСКАЯ мозаика

Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов.

Отличительные особенности:1. Цель: развлекать смотрящего (красота) и функциональность, долговечность.

2. Мозаики трехмерные с  объемными формами.3. Материал:  преимущество отдается мрамору и природным камням. Цвет камней матовый, приглушенный, не ясный, он не дает свечения, присущего Византийским мозаикам.  4. Сюжеты- бытовые, земные, реальные (рыбы, звери, люди, птицы,венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания).5. Технология: элементы укладывались параллельно стене друг за другом прямой кладкой. Поверхность элементов была гладкая. Чувства земные.    

6. Форма:  фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.

7. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична.  

Кулачные бойцы. Древнеримская мозайкаНа берегах Нила. Древнеримская мозаикаБой Гладиаторов.

Древне-римская мозаика на стене в музее БардоМузей древнеримских мозаик в Тунисе

Источникифото http://medieviste.livejournal.com/623641.html?view=4125721#t4125721http://humus.livejournal.com/1616137.html?view=24140297#t24140297 http://mirandalina.livejournal.com/264857.htmlИнтернетТекст лекции Л. М. Попова, просторы интернета

kivaanna.livejournal.com

Римская мозаика в интерьере

В наше время мозаика с римскими картинами в интерьере начинает переживать этап возрождения. Кусочки камня, в форме плиточных изделий, тщательно подогнанные друг под друга, образуют уникальное и неподражаемое полотно.

В свое время мозаика играла роль неотъемлемой части древнеримского искусства, без которой даже сейчас его трудно представить. Это как визитная карточка стиля. Даже сегодня узоры, из которых состояли мозаичное полы из различных пород камня, смальты, стекла, керамики отыскивают археологи при раскопках. Во времена расцвета Римской империи мозаику использовали в качестве основного украшения полов и стен в дворцах, общественных зданиях, частных домах.

Римская мозаика

Сюжеты плиток с мозаикой в римском стиле

Цветочные орнаменты, птицы, животные, пейзажи и натюрморты – все это сюжеты изображений для плитки «римская мозаика». В любом из стилей выполнения (а выпускается мозаика не только в форме плиточных изделий, но и в виде медальонов, ротонд, ковров, картин), она прекрасна. Декор, созданный с использованием мозаики в римском стиле, придает интерьеру нотку нарядности и праздничности.

В фоновых элементах преобладают светлые и крупные рисунки, фон формируется из плиток, имитирующих однотонный камень с хаотичной укладкой. Наносятся рисунки и фигуры на полотно более мелкого размера. В отдельных темах встречаются и более крупные изображения - для контурного стиля оформления.

Разнообразие сюжетов римской мозаики плитки напольной «Сокол» варьируется в рамках от простых орнаментов до многофигурных композиций. Рельефное полотно картины отличается сложной пространственной ориентацией. Из мелких плиток можно сформировать целые сцены, скомбинированные из виноградных листьев как обрамляющих элементов, животных и мифологических персонажей, древнеримских божеств, любовных историй, морских путешествий, картин охоты и театральных постановок.

Здесь выбор сюжета напрямую зависит от пожеланий заказчика или функционального назначения помещения, и, кроме готовых моделей из каталога, может составляться индивидуально.

Плитка римская мозаика

Разнообразие цветов зависит от предпочтений заказчика или фантазии мастера. Так, мозаики, создаваемые для больших дворцов или сводчатых залов, отличаются масштабностью и разнообразием цветовой гаммы, а плитка-мозаика для небольшого помещения или отдельные римские панно выглядят более органично и сдержано.

Область применения мозаики

Осовремененные технологии в сочетании с секретами античных умельцев позволяют использовать мозаику практически везде, где только заказчик может пожелать.

Мозаика годится для применения как во внутреннем оформлении: в гостиной, столовой, ванной или кухне, так и во внешнем оформлении фасадов элитных особняков. Бассейны, камины, лестничные ступени, колонны, карнизы и столешницы с римской мозаикой сегодня снова пользуются популярностью.

Чаще всего компании-производители мозаичной продукции получают заказы на производство плиточных изделий для отделки больших залов и каминных комнат с высокими потолками. Наиболее эффектно выглядят полы, выложенные мозаикой. Таким приемом пользовались в свое время еще римские аристократы. Сегодня дизайнеры экспериментируют, выстилая не весь пол, а его отдельные части, которые выступают в качестве яркого декоративного элемента интерьера.

Римская мозаика фото

Не менее интересно выглядят настенные панно. Такие элементы задают тон всему помещению, подчеркивают стиль, при этом будучи прочным настенным покрытием, не боящимся времени и не тускнеющим.

Интересно выглядит выложенный плиткой потолок с определенной тематикой, при оформлении фризов или многоярусных элементов потолочной конструкции. Важно, что мозаичная плитка не лопается, не дает трещин и не требует особого ухода за покрытием.

Материалы для мозаики в интерьере

Для создания римской мозаики используют различные материалы. Это мрамор и природные камни: туф, оникс, реже галька и мелкие морские камешки. Природные материалы позволяют легко передать красоту цвета. Камень обладает высокими прочностными характеристиками, устойчивостью к влаге и воде. Такой материал легко найти и приобрести.

Сегодня плиточные изделия с римской мозаикой, фото которых мы предлагаем в статье, изготавливаются из специального керамического состава, отличающегося прочностью и долговечностью. Специальная технология нанесения изображения позволяет качественно передать рисунок и создать неповторимую текстуру плиток с мозаикой.

Столешницы с римской мозаикой

Особенности мозаики в римском стиле

Напольные и настенные сюжеты мозаик использовались для украшения помещения и выполняли две главные задачи: украшение интерьера и обеспечение его функциональности.

Характеризуя римскую мозаику, хочется отметить, что присущие ей богатство и роскошь гармонично переплетаются с нотками легкости в композиции. По сравнению с монументальными образами мозаик византийского происхождения данному покрытию присущи обыденность и в то же время нарядно-декоративный эффект, придающий ей праздничность.

Полы, выложенные из современного плиточного покрытия, оформленного в стиле мозаики, ничем не поступаются древним рисункам, наоборот, смотрятся еще интереснее. Сегодня плитка-мозаика позволяет более точно передать красоту тысячелетних мотивов, придав им новый осовремененный вид.

Современная мозаика

Отголоски тысячелетних традиций, торжеств и обрядов, переданных в мозаике, удачно отражены в линейке плиточной продукции завода «Сокол». Здесь вы можете подобрать изделия с тематическими изображениями под ванную комнату, кухонный фартук или холл.

Мозаику «Сокол» активно используют для облицовки бассейнов и фонтанов, так как среди технических характеристик такого изделия имеется и водостойкость.

Коллекционный ряд включает три линейки оттенков: синий, бежевый и голубой. Римскую мозаику даже сегодня используют не только для облицовки стен, но и для создания прочного напольного покрытия.

Плитка напольная сокол римская мозаика

Цена отделочных материалов

В сравнении с ценами на заграничную плитку-мозаику, продукция отечественного производителя находится на среднем уровне, а на мировом рынке занимает промежуточное положение между дешевыми и изделиями средней стоимости.

Как видите, популярность мозаики с течением лет не уменьшилась. В разные эпохи она занимала важное положение в архитектуре и дизайне интерьера. Как вы заметили, сегодня все старое и забытое постепенно возвращается в моду, так же и римская мозаика.

fb.ru

Разное чувство мозаик Рима и Византии

Византийская мозаика. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).Отличительные особенности:1. Цель: переместить смотрящего из земного мира в божественный (за счет технологии, сияющего цвета, марева, золота).2. Сюжеты: грандиозные по замыслу и реализации монументальные полотна  на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

3. Материал -  это прежде всего мозаика из смальты ( в сырьевую стекломассу добавляли различные металлы ( золото, медь, ртуть) в различных соотношениях  и научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты). Цвета смальты получались яркие, чистые, прозрачные, сияющие, божественные. Это намек на не земной, божественный мир. Солнечный свет, попадая на смальту, оживает и окрашивается ее цветом.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты.4. Технология: элементы укладывались по разным углом к стене и имели не ровную поверхность, это позволяло свету (дневному и свечей) отражаться в цветной смальте и давать ощутимое телом марево над мозаикой. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины,человек переносился в божественный мир.5. Форма  мозаичных элементов- преимущественно кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

6. Функции:  визуальные задачи вышли на первый план (главный элемент  художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик).7. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Золото - это божественный свет.

8. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.

XII в. Византийская мозаика в конхе апсиды собора в Чефалу, Сицилия. Христос ПантократорМозаики Равенны.Мавзолей Галлы Плацидии. «Райский сад» — мозаика на потолкеКрест и звёздное небо — мозаика в куполе. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.

Мозаика «Христос — Добрый Пастырь». Изображение Иисуса совсем не каноничное.

Олень, пьющий из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» .

Мозаики в церкви Сан-ВиталеКолорит божественный, цвета воистину светящиеся.Император Юстиниан.Императрица Феодора со свитой.  6 в. в церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547

Церковь Сан-Аполинаре.А это процессия мучеников с одной из стен в Церкови Сан-Аполинаре в Равенне.

Равенна. Мозаика в апсиде Сан АполлинареРавенна. Мозаика в церкви  Сант-Аполлинаре-Нуово святого Аполлинария РавеннскогоМозаика с изображением города и порта в КлассеВарварски одетые волхвы, подносящие дары Христу, фрагмент

Стихотворение Византийские мозаики

В мерцаньи смальт восточный мозаик,

Без радостей земного бытия

Пришел суровый век. И Божий лик

Каноном стал, из конх* абсид глядя.

Регламент держит жизненный устой,

Но роскошь красок превосходит Рим.

Художник — червь пред росписью стенной,

Без имени, хоть храм был создан им.

Под пышный свод взмывает благовЕст,

Святые в ризах блещущих стоят,

Как веры стражники у царских мест** -

Шеренгой строгой гвардии солдат.

В Европе духа жизнь была вольней

В цветеньи фресок сумрачных церквей.

20.05.2011г.Владимир Гоголицин

*Конха — полукупольное перекрытие апсиды внутри церкви.

** В ранних романских византийских храмах в главном зале

обычно у колонны располагалось место для главы государства.

РИМСКАЯ мозаика

Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов.

Отличительные особенности:1. Цель: развлекать смотрящего (красота) и функциональность, долговечность.

2. Мозаики трехмерные с  объемными формами.3. Материал:  преимущество отдается мрамору и природным камням. Цвет камней матовый, приглушенный, не ясный, он не дает свечения, присущего Византийским мозаикам.4. Сюжеты- бытовые, земные, реальные (рыбы, звери, люди, птицы,венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания).5. Технология: элементы укладывались параллельно стене друг за другом прямой кладкой. Поверхность элементов была гладкая. Чувства земные.

6. Форма:  фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.

7. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична.

Кулачные бойцы. Древнеримская мозайка

На берегах Нила. Древнеримская мозаика

Бой Гладиаторов.

Древне-римская мозаика на стене в музее БардоМузей древнеримских мозаик в Тунисе

antik-mosaik.livejournal.com

Учебное пособие - Мозаика как подарок Древнего Рима.

Мозаика как подарок Древнего Рима

Какие картинки всплывают в памяти при упоминании слова «мозаика»? Сначала вспоминается сам принцип построения мозаики: составление гармоничной композиции из множества разрозненных элементов. И тут же припоминаем детские годы, когда развлекались, складывая картинки из пластиковой мозаики. Потом школьные годы – создание мозаичных картин великим русским ученым М. В. Ломоносовым. А затем приходят на ум великолепные старинные дворцы, в которых мозаикой выложены стены, полы и даже дорожки в садах. А великий храм любви, усыпальница Тадж Махал! Его тоже можно назвать образцом мозаичного искусства. Ведь художественное оформление храма полностью составлено из небольших фрагментов, выполненных из разных материалов.

Можно сказать, что техника мозаики зародилась случайно. Когда после применения в строительстве декоративного камня оставались его небольшие фрагменты, этими разноцветными кусочками как строительным мусором посыпались дорожки в дальних уголках садов и парков. В итоге получался хаотичный разноцветный узор. Прошло немного времени, и кто-то обратил на это внимание. Позже при строительстве зданий мастера создавали картины, уже специально выложенные из цветного камня мелкого размера разных цветов и оттенков.

В свое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания. Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшены мозаикой. Скорее всего, именно с этих пор и пошла мода на украшение дворцов мозаикой. Ведь в мозаичном искусстве применялись не только мрамор или стекло разных оттенков, а и полудрагоценные, а иногда и драгоценные камни. Всегда было приятно любоваться игрой красок на мозаичных картинах, которая менялась в зависимости от времени суток и отражения солнечных лучей.

Началом «золотого века» мозаичного искусства можно считать рассвет Древнего Рима. Его властность, военное могущество и высокое экономическое положение требовали достойного художественного оформления. Для истории римские мозаики стали не только древним элементом украшения зданий, дошедшим до нашего времени, а и ценным историческим документом. В Древнем Риме мозаикой украшались стены не только общественных заведений и домов богатых людей. Мозаичные картины украшали стены храмов и арки. Даже помещения римских бань «терм» были украшены мозаикой. Темы древнеримских мозаик самые разные: от изображения военных триумфаторов до любовных игр с мифическими созданиями; от изображения богов до сцен охоты. А также в мозаике изображались разные жизненные аспекты: гладиаторские бои, сценки театральных постановок, гонки на колесницах и т. д. Ну, и конечно же, мозаики в Древнем Риме изображали животных, причем как мифических, так и реально существующих, обитателей морского дна и множество цветов, растений и птиц.

Искусство римской мозаики было настолько совершенным, что в дошедших до нашего времени картинах, можно четко увидеть лица людей (узнать как выглядели исторические личности) и стиль одежды того времени, рассмотреть детали кораблей и колесниц, узнать породы собак и лошадей и т. д. По традиции, римские мастера мозаичного дела подписывали имена персонажей, изображенных на картинах, где-нибудь внизу. В большинстве случаев именно благодаря этим надписям многие памятники античной архитектуры имеют свои современные названия.

На руку долговечности римских мозаик сыграло то, что для их создания использовался качественный природный материал, и то, что картины создавались непосредственно на месте их установки. Древнеримские мозаичные картины были масштабными, но создавались в сравнительно непродолжительный срок. Ведь мозаичный мастер работал не один: мастер выкладывал основные элементы картины, а многочисленные его ученики и подмастерья занимались созданием основного фона. Фон на мозаичных картинах выкладывался в основном из кубиков белого мрамора. Причем кубики располагались не ровными рядами, а полукругами или арками. Считалось, что таким образом вся картина будет выглядеть более естественно и непринужденно.

Развитие науки и искусства в Древнем Риме открыли художественные особенности стекла. И вскоре на мозаичных полотнах стали появляться элементы, выполненные из прозрачных или полупрозрачных стеклянных фрагментов. Но ничто в мире не вечно, и с распадом Римской Империи культурная столица цивилизованного мира тех времен из Рима перекочевала в Византию. Здесь мозаичное искусство получило вторую жизнь на качественно новом уровне. Начался второй «золотой век» мозаики в стекле и смальте. Именно с Византии началась эпоха купольной мозаики, когда из стекла разного цвета возводились прозрачные купола. А темой узоров мозаики на куполах было христианство.

Римские мозаики оказались на удивление прочными. Особенно хорошо сохранились напольные мозаики. Ведь после разрушительных набегов варваров от дворцовых сооружений часто практически ничего не оставалось. А те каменные остатки, которые сохранялись, были разобраны для других хозяйственных нужд. Так, покрываясь грязью, землей и песком, напольные мозаики на протяжении веков находились в полной сохранности под естественной защитой слоев почвы и пыли. А современные археологи во время раскопок в Италии, Тунисе и Турции до сих пор с каждым днем открывают для нашего взора все новые и новые великолепные картины из древности, воспевая великое искусство древних мастеров мозаики.

www.ronl.ru


Смотрите также