Утехи Древнего мира. Клеопатра: история любви. Утехи древнего рима
Особенности сексуальной жизни Древнего Рима.
Особенности сексуальной жизни Древнего Рима.
Рим основали воины, и первое время его существования ознаменовалось строгими моральными нормами. Однако с течением лет менялся не только статус Рима, но и мировоззрение его жителей. Все меньше было в них от основателей и все больше от покоренной Греции. Это повлияло на раскрепощение нравов, которое в наши дни считается символом сексуальных традиций Рима.
Секс и религия.
До появления христианства секс у римлян считался естественным. Были и боги, в сферу влияния которых входили любовь и секс. А наиболее известными среди них считаются Венера, Либер, Приап и Фаллос.
Венера была непростым божеством. С одной стороны она признавалась стражем брака, ее звали Вертикордией, что означает «обращающая сердца». С другой - она была богиней проституток (как женского, так и мужского пола). В этом качестве ее называли Вольгивагой, «гулящей».
Либер считался богом плодородия. И ради того, чтобы урожай был хорошим, на праздник этого божества полагалось возить по городам огромный фаллический символ. Его перемещали на тележке, а к окончанию празднества самая почтенная женщина города должна была увенчать этот гигантский член короной.
Фаллос считался богом, ограждающим от несчастий и злой магии. Амулеты с его изображением помещали везде: над дверьми домов и лавок, крепили к колесницам или над воротами в город, вешали на шею детям. А жрицами Фаллоса могли стать лишь девственницы.
Приап был покровителем садов, стражем плодородия, богом людской плодовитости и сексуальности. Все, кто мучился от бесплодия, импотенции или иных болезней в этой сфере, искали помощи и покровительства Приапа. А религиозные праздники этого божества в позднюю эпоху сделались грубыми и разнузданными оргиями.
Супружество и роль женщины.
Жениться могли только свободные граждане, и дети, рожденные в браке, становились наследниками. Существовало 2 вида супружества: при первом из них женщина входила в семью мужа и брала его фамилию, во втором случае жена оставалась с прежней фамилией, что облегчало развод. Не порицался и конкубинат, т.е. сожительство.
Развод был допустим по инициативе и мужчин, и женщин, но поводом для него мог стать только чрезвычайный случай. Если случалась измена, и супруг обнаруживал это, то он был вправе убить любовника жены, а не ее саму.
В Римской империи женщина, хотя и была «не существующей для общины», обладала немалыми правами. Ей разрешалось свободно выходить на улицу, ездить на приемы и бывать в гостях. На нее возлагались обязанности хозяйки, и она должна была поставить быт так, чтобы освободить время супруга для государственных дел.
Но, несмотря на эту свободу, женщина не могла ни владеть, ни распоряжаться имуществам, а также ей было запрещено находиться на собраниях народа.
Проституция и гомосексуальность в Древнем Риме.
Торговля любовью в Древнем Риме имела широчайший размах. В этот бизнес шли и мужчины, и женщины. Они могли быть членами бедных семей, которых продавали их отцы, еще чаще это были рабы. «Рабочий» возраст ограничивался 30 годами.
Заведения, где торговали живым товаром, назывались лупанариями. Они имели по комнате для каждой девушки, на дверях которой значилось ее имя и минимальная цена. Сексуальные услуги оказывали в банях (термах), на постоялых дворах, где вместе с комнатой снимали и девушку. Были особые «фермы блудниц», на которых занимались выращиванием проституток из рабов с самого юного возраста.
«Жрицы любви» имели и так называемую профессиональную градацию. Самые молоденькие из них назывались «нани» (обычно они начинали торговать собой с 6 лет), самые старые были «диоболарис». А элитных проституток, приближенных к статусу афинских гетер, звали «боне меретрицес».
Внешне проститутку тоже было сразу видно. Они набеливали лица, красили глаза с помощью сажи, их одежды постоянно были легкими, чтобы быстро снимались.
Что касается гомосексуальности, то она считалась естественным явлением, и в языке римлян не было слов, разделяющих любовь на разнополую и однополую. Для свободного гражданина считалось приемлемым брать как девушку, так и юношу.
Нормы и девиации.
Единственным, что хоть как-то ограничивало сексуальные отношения в Древнем Риме, был статус. Имелся ряд запретов для свободных граждан, несоблюдение которых приводило к тому, что человек делался объектом насмешек и лишался определенных прав.
Во-первых, ни один римлянин не должен был совершать для кого-либо оральные ласки. Рот считался значимым органом, символом социальных взаимодействий и осквернять его было нельзя. Ни мужчине, ни женщине. Хотя принимать от других такое не запрещалось.
Во-вторых, мужчинам, имевшим высокий статус, в гомосексуальных контактах можно было занимать только активную позицию. Иначе человек терял уважение окружающих, лишался права принимать участие в выборах или защищать себя в суде.
В остальном же запретов не было. Римляне могли развлекать себя чем угодно, от педофилии (с рабами и иноземцами) до скотоложства. Последнее, как считалось, не только излечивало от венерических болезней, но и было интересным актерским представлением. Часто животных специально обучали заниматься сексом с людьми, а если человек отбивался, зверь делал попытку изнасиловать его.
pogovorim.by
10 шокирующих фактов о половой жизни в Древнем Риме
1. Женщина приравнивалась к мужчине в праве получать сексуальное удовольствие.
2. Римлянки делили постель с любовниками или рабынями, а то и с теми и другими одновременно, мужчины утешались с женщинами более простых сословий или в банях, с платными жрицами или жрецами любви.
3. «Кто не наслаждается, сам не может усладить». Ограничения если и существовали, то социального порядка. Например, знатным богачам возбранялось иметь связи с женщинами своей прослойки — дабы избежать проблем с наследством в случае появления незаконнорожденного ребенка.
4. Оральные утехи вышестоящие могли только принимать, но никак уж не дарить — римляне с особым трепетом относились ко рту. Также порицался пассивный гомосексуализм.
5. Плотские утехи мужчин с мужчинами считались делом обычным, но быть пассивным партнером человека более низкого сословия означало опуститься в глазах общества и лишиться права участвовать в выборах или представлять свои интересы в суде.
6. Однако это никоим образом не ограничивало римлян — вокруг было предостаточно рабов и рабынь, половой акт с которыми был чуть ли не обязанностью. Иначе зачем они были нужны?
7. Маленькие оргии перерастали в большие — наиболее известные как вакханалии, практиковавшиеся при Нероне. Они могли служить визуальными пособиями по интимной жизни: все ее виды — от садизма и лесбийской любви до вуайеризма — имели место быть.
8. Со временем оргии все же были запрещены, однако будоражащий след в памяти потомков они оставить успели. Да и как не вспомнить Калигулу с его инцестами или Мессалину, выигравшую в состязании с известной проституткой — за сутки она «осчастливила» 25 мужчин.
9. Любовь оплачиваемая приобрела в Древнем Риме колоссальный размах. Представительниц древнейшей профессии можно было найти повсюду — в гостиницах, у булочных, на кладбищах (!), разумеется, в банях.
10. На вершине «платной любви» царили куртизанки, которых вряд ли можно было назвать обычными проститутками, испытывающими всю горечь профессии — унижения, низкий статус, сутенеров и т. д. Куртизанки имели привилегированных любовников, оказывали влияние на культурную и общественную жизнь и были окружены роскошью.
chudesa.site
Утехи Древнего мира. Клеопатра: история любви
Поистине кровожадными можно назвать некоторые утехи Древнего мира. На свете правили многие, но Клеопатра уникальна в том плане, что она была последней из египетских фараонов и первой женщиной-политиком. В одном из древних свитков современник писал о ней, что ценой ее любви была смерть. Но все же находились мужчины, которых не пугало столь зловещее условие. Безумно влюбленные в Клеопатру, они отдавали свою жизни за ночь, проведенную с нею, а утром их отрубленные головы выставлялись у входа во дворец…
Нравы того времени
Современному человеку утехи Древнего мира могут показаться верхом разврата. В то время не только сожительство, но и законные браки между отцами и дочерьми, дядями и племянницами, а также родными братьями и сестрами были достаточно широко распространены, особенно среди знати. Конечно же, первым мотивом, который побуждал к таким действиям, был имущественный интерес. Кроме того, люди видели, как поступали в таких случаях в царских семействах, и брали с них пример.
В Египте тоже практиковались подобные утехи Древнего мира. Клеопатра и ее брат не стали исключением. К тому же жрецы активно внедряли и всячески поощряли в царских семьях так называемую идею о чистоте крови. Видимо, в древности им уже было известно, что многоразовое кровосмешение приводит к различным душевным заболеваниям и иным недугам августейших потомков. Таким образом, развратные утехи Древнего мира жрецы могли использовать для достижения своих корыстных целей, ведь понятно, что больным или слабоумным человеком управлять гораздо легче.
Инцест в те времена был обычной практикой, при этом моральные качества людей здесь были ни при чем. Взять хотя бы, к примеру, фараона Эхнатона, который являлся, между прочим, мужем прекрасной Нефертити. Он был прогрессивным и хорошим во всех отношениях человеком, но еще при жизни супруги женился также и на своей второй дочери. Далее в этой статье пойдет речь о Египте и о том, какими были утехи Древнего мира. На свете правили многие, но все же Клеопатра была поистине необыкновенной женщиной.
Общие сведения
Родилась будущая царица Египта в 69 г. до н. э. Она являлась представительницей одного из самых знатных греческих кланов. Ее отцом был Птолемей XII, а матерью – Клеопатра V. Помимо нее в семье были и другие дети: три сестры – Арсиноя, Береника, Клеопатра VI, и двое младших братьев, названных в честь отца. Когда властный, жестокий и ненавистный владыка Египта, наконец, скончался, на престол взошли его дети: 12-летний сын Птоломей и его сестра Клеопатра, которой на тот момент исполнилось 17 лет. Согласно обычаю, принятому у фараонов, они поженились.
Надо сказать, что Клеопатра VII была достаточно образованной женщиной. Она изучала математику, философию, литературу, а также умела играла на некоторых музыкальных инструментах. Кроме того, она знала 8 языков и была единственной из всей династии Птолемеев, кто свободно изъяснялся с египтянами.
Внешность
До сих пор не удалось найти источник, где бы достоверно описывалась внешность этой царицы. Но можно точно сказать, что все исследователи в один голос твердят: Клеопатра была чувственной и обольстительной женщиной. Об этом свидетельствуют и факты из ее жизни.
Сейчас можно назвать безнравственными утехи Древнего мира. Клеопатра содержала много мужчин, но в то время это не считалось чем-то зазорным. Не секрет, что малолетний фараон Птолемей XIII только номинально считался правителем Египта. На самом же деле у власти стояла царица Клеопатра
Борьба за власть
Но так не могло долго продолжаться. Недовольный ее правлением наставник Птолемея XIII вместе с другими высокопоставленными сановниками в 48 г. до н. э. поднял восстание против Клеопатры в столице Египта – Александрии. Взбунтовавшийся народ угрожал убить царицу, поэтому ей пришлось бежать вместе со своей сестрой Арсиноей в сопредельные сирийские земли. При этом Клеопатра не считала себя побежденной.
Вскоре ей удалось собрать войско, во главе которого она двинулась к египетским границам. Брат с сестрой и муж с женой решили выяснить в бою, кому же будет принадлежать власть в стране. Две вражеские армии встретились лицом к лицу примерно в 30 милях восточнее Порт-Саида, у Пелузия.
Знакомство
Тем временем в Римской империи боролись за власть Юлий Цезарь и Помпей. Последний проиграл сражение при Фарсалосе и был вынужден бежать в Александрию. Но египетские вельможи решили выслужиться перед императором и казнили Помпея. Через несколько дней Цезарь приехал в Александрию, где его ждал своеобразный «сюрприз» – отсеченная голова его врага. Увидев ее, он ужаснулся и приказал Клеопатре и Птолемею прекратить войну, распустить своих солдат и прибыть к нему немедленно для объяснений и дальнейшего примирения.
Явившись в Александрию, малолетний фараон начал жаловаться на действия сестры. Но прежде чем принять решение, Цезарь пожелал выслушать и другую сторону конфликта. Царица знала, что как только она появится в столице, ее тут же убьют сторонники брата. Поэтому она придумала весьма оригинальный план: прибыла в Александрию ночью на простой рыбацкой лодке. Она велела завернуть себя в пеструю ткань (по иным источникам – ковер) и принести в покои императора. Это была одновременно отличная маскировка и оригинальная шутка. Таким образом произошло одно из самых романтических знакомств в истории.
Зная тонкости обольщения и все существовавшие на тот момент любовные утехи Древнего мира, Клеопатра, история любви которой до сих пор будоражит умы людей, поразила избалованного императора не только своей изобретательностью, но и тонким чувством юмора. Кроме того, ее движения и даже голос буквально очаровали Цезаря. Юлий, так же как и другие мужчины, не устоял против любовных чар обворожительной египтянки и в ту же ночь стал ее любовником.
Полноправная царица
Александрийская война, которую Цезарь вел исключительно ради любви к Клеопатре, завершилась спустя 8 месяцев. За время боевых действий две трети египетской столицы было сожжено, в том числе и знаменитейшая библиотека. После этого Александрия присягнула на верность Цезарю, а полнота власти вместе с троном вернулись к Клеопатре.
Не теряя времени, она тут же вышла замуж за следующего брата – Птолемея XIV. Стоит отметить, что этот брак был фиктивным. На самом же деле царица все это время являлась любовницей Юлия Цезаря и единовластно управляла государством при поддержке императорских легионов.
«Александрийская куртизанка»
Несмотря на то что Рим был охвачен беспорядками, и там лились реки крови, Цезарь не спешил возвращаться туда. В сладких объятьях своей любовницы он позабыл и о своем долге, и о государственных обязанностях. Дабы удержать возле себя императора, Клеопатра каждый день старалась удивлять и все больше заинтересовывать его. До этого времени искушенного в любви Цезаря ни одна женщина не могла привязать к себе надолго.
По немногочисленным свиткам, которые смогли уцелеть, и по произведениям искусства того времени можно представить себе, какие были утехи Древнего мира. Клеопатра со своим любовником развлекалась на роскошном корабле, длина которого составляла почти 100, высота – 20, а ширина – 15 метров. На его палубе возвышался настоящий двухэтажный дворец с кедровыми и кипарисовыми колоннадами. Обычно за кораблем следовал эскорт из 400 судов. Такая роскошь призвана была продемонстрировать правителю Римской империи все величие Египта, а также почести, которые ему оказывают.
Спустя несколько месяцев Цезарю пришлось попрощаться с Клеопатрой и отправиться назад. Любовные утехи Древнего мира в плане последствий не слишком-то отличались от современных: через какое-то время у Клеопатры родился сын по имени Птолемей-Цезарион. Чтобы защитить царицу и ее ребенка от возможных врагов, в Александрии постоянно находилось 3 римских легиона, которые предусмотрительно оставил римлянин.
Убийство Юлия Цезаря
Клеопатра вместе со своим мужем и сыном в 46 г. до н. э. отправилась с визитом в Рим, где им устроили триумфальную встречу. Местные жители были поражены невиданной роскошью кортежа чужеземной правительницы: вереница колесниц, сверкающих золотом, за которыми шло большое количество черных нубийских рабов, а также ручные гепарды, газели и антилопы.
Ради «александрийской куртизанки» Цезарь готов был изменить закон, который запрещал мужу иметь более одной жены. Кстати, его законной супругой была Кальпурния – бездетная женщина. Он же хотел официально жениться на египетской царице и сделать своего сына Цезариона единственным наследником Римской империи.
Надо сказать, что никто и никогда не обращал внимания на количество тайных любовниц Цезаря и на иные утехи Древнего мира, которые были ему не чужды. Но когда он попытался признать Клеопатру своей законной супругой, это было воспринято как оскорбление, нанесенное всему народу. И вот спустя 2 года после приезда египтянки, в марте 44 г. до н. э., группа из числа заговорщиков-республиканцев убивает Цезаря. Ему нанесли 23 ножевых ранения. Так драматично закончилась для него эта любовная история и попытка узаконить свои отношения с «александрийской обольстительницей». Некоторые правители государств именно так расплачивались за утехи Древнего мира. Клеопатра была потрясена, так как совершенно не ожидала такого поворота событий.
Бегство из Рима
Еще одним ударом для царицы стал документ, оставленный убитым императором. Когда было вскрыто завещание Юлия Цезаря, выяснилось, что преемником он назначил Октавиана, своего племянника, а официально признанного сына Цезариона даже не упомянул. Клеопатра поняла, что ей и ее сыну угрожает смертельная опасность, поэтому постаралась как можно быстрее покинуть Рим и возвратиться в Александрию.
Чуть позже при загадочных обстоятельствах умирает ее брат и муж Птолемей XIV. Есть предположение, что его отравила сама Клеопатра, чтобы стать единственной и полноправной властительницей Египта, а своим наследником сделать сына Цезариона.
После смерти римского императора в государстве началось противостояние между его убийцами и жаждущими отмщения Октавианом, Лепидом и Антонием. В итоге триумвират победил. Марк Антоний стал правителем восточных провинций. Но Клеопатра, покидая Рим, не знала, что сумела зажечь искру любви в его сердце.
Новая встреча
Марк Антоний был известным римским политиком и полководцем, а также другом и доверенным лицом Юлия Цезаря. Они всегда поддерживали друг друга в самые трудные для них времена. Так было до самой смерти императора.
После победы над убийцей Цезаря – Брутом – Марк отправился в Азию и Грецию, чтобы собрать контрибуцию. Везде его встречали овациями, и только Клеопатра не удостоила великого полководца своим вниманием. Разгневавшись, Антоний приказал ей прибыть в Тарсус.
Какие были утехи Древнего мира, можно судить и по тому, как явилась Клеопатра на, казалось бы, деловую встречу. Только представьте себе: владычица Египта приплыла на корабле в костюме Венеры в окружении купидонов, нимф и фавнов! Огромного размера судно, изготовленное из драгоценной древесины с золоченой кормой, шло под алыми парусами. Оно источало необыкновенное благоухание и подошло к берегу под звуки прекраснейшей музыки, когда солнце уже стало клониться к закату. В стремительно сгущавшихся сумерках на корабле внезапно вспыхнула великолепная иллюминация.
Марк Антоний – гениальный полководец, храбрец и любимец женщин, который, казалось бы, познал все утехи Древнего мира, – был сражен наповал столь грандиозным спектаклем. Поэтому, вместо того чтобы обрушиться на своевольную царицу с гневными речами и угрозами превратить ее страну в одну из многочисленных провинций великой Римской империи, он пригласил Клеопатру отобедать с ним наедине. В ответ она предложила Антонию подняться на борт ее корабля, буквально усыпанного лепестками роз, и устроила в честь него пир, длившийся 4 дня. Вот с такой вот роскошью в Египте обычно организовывались утехи Древнего мира. Клеопатра (фото царственной особы, естественно, мы предоставить вам не можем, зато картинок – сколько угодно) на этом не остановилась. Она пригласила высокопоставленного римлянина посетить ее дворец в Александрии.
Антоний прибыл в столицу и сразу же отправился в резиденцию царицы. Его ждал настолько великолепный прием, что он напрочь забыл о государственных делах. На протяжении всей зимы во дворце «александрийской куртизанки» устраивались оргии и иные сомнительные увеселения. Превратившись в настоящую вакханку, она ни на минуту не оставляла своего любовника и потворствовала всем его желаниям. Клеопатра постаралась сделать так, что каждый день, проведенный Марком Антонием рядом с нею, был неповторимым. Она придумывала все новые и новые увеселения, сулившие обоим массу удовольствий. Так она развлекала своего любовника, которому были в новинку подобные утехи Древнего мира. Фото, представленное ниже, – кадр из фильма «Антоний и Клеопатра», в котором роль египетской царицы сыграла великолепная Элизабет Тейлор.
Царь Египта
Очередную военную кампанию Антоний начал в 37 г. до н. э. В этот раз она была направлена на завоевание сирийских земель. Римлянин попросил Клеопатру выделить ему средства на парфянскую кампанию. Царица согласилась, а в обмен на это Марк отдал ей часть северной Иудеи и Финикии, а также узаконил свой брак и детей. Все помыслы полководца были заняты исключительно египетской владычицей. Завоеванные им земли он раздаривал ее детям. Она стала называться «Новой Изидой» и присутствовала на аудиенциях в костюме богини: в облегающей одежде с короной в виде головы ястреба и рогами коровы.
Везде, где бы ни воевал Антоний, его сопровождала «александрийская куртизанка», устраивавшая для него всевозможные утехи Древнего мира. На свете правили многие, но Клеопатра как никто умела повелевать мужчинами. Она убедила Антония отречься не только от своей законной жены, но и от Рима. В конце концов, он стал именоваться царем Египта, и по его приказу начали чеканить монету, на которой красовался профиль Клеопатры. Кроме того, на щитах некогда римских легионеров стали выбивать ее имя.
Такое поведение Марка Антония не могло не вызвать глубокого возмущения римлян. По этому поводу в 32 г. до н. э. Октавиан со своей обличительной речью выступил в сенате. В результате было решено объявить войну египетской царице. Совместная армия Клеопатры и Антония превосходила римскую. Влюбленная парочка знала об этом, понадеялась на воинскую мощь и… проиграла. Дело в том, что царица, не имевшая военного опыта, взялась командовать частью морского флота. Очевидно, не поняв стратегии Марка, она в решающий момент битвы приказала своим судам отступать. Таким образом, римляне победили. Это морское сражение произошло в начале сентября 31 г. до н. э. близ Актиума в Греции. Но Октавиану Августу понадобился еще год, чтобы подойти к Александрии. В отчаянии Клеопатра и Антоний устроили грандиозный прощальный пир, во время которого происходили нескончаемые оргии, каких Египет еще не видывал.
Смерть Антония и Клеопатры
Войска Октавиана к 30 г. до н. э. практически подошли к стенам Александрии. Надеясь несколько смягчить гнев нового римского императора, царица посылает к нему гонца со щедрыми дарами. Познав едва ли не все утехи Древнего мира, Клеопатра все же была уверена, что и в свои 38 она выглядит все такой же соблазнительной и неотразимой. Царственная особа решила скрыться в своей роскошной усыпальнице, которую недавно построили по ее приказу, и немного выждать.
А в это время Марку Антонию сообщили, что его любимая женщина покончила с собой. Услышав это, он предпринял попытку заколоть себя кинжалом. Полководец был еще жив, когда его принесли в усыпальницу. Через несколько часов Антоний умер на руках у своей любовницы.
Пока египетская царица тянула время, римлянам удалось захватить Александрию. Похоронив Марка, она вернулась во дворец. Стоит отметить, что новый римский император был известен своими амурными похождениями, и ему были не чужды утехи Древнего мира. Клеопатра правила мужчинами, которые правили миром, но в этот раз ей не удалось договориться с Октавианом – на римлянина ее женские чары не произвели никакого впечатления.
«Александрийская обольстительница» уже предвидела свое будущее и не питала насчет этого никаких иллюзий: ее, закованную в цепи, заставят идти по улицам Вечного города за колесницей триумфатора. Но, согласно легенде, Клеопатра избежала позора: ее верные слуги передали своей госпоже корзинку с едой, где спрятали небольшого ядовитого аспида. Перед смертью она написала Октавиану письмо, в котором просила похоронить ее вместе с Марком Антонием. Вот так в 30 г. до н. э. в последний августовский день закончилась любовная история египетской царицы.
«Александрийская куртизанка» была похоронена с великими почестями, так, как она и хотела. Как известно, Клеопатра была последней из фараонов. После ее кончины Египет был присоединен к Римской империи и получил статус провинции. По легенде, Октавиан Август приказал уничтожить все имеющиеся изображения царицы.
Надо сказать, что в то время всем вельможам были знакомы своеобразные утехи Древнего мира. На свете правили многие, но Клеопатра уникальна. Согласно некоторым источниками, она не была красавицей, как это принято полагать. Но благодаря острому и живому уму, образованности и чарующей обворожительности смогла добиться расположения двух таких великих полководцев, как Гай Юлий Цезарь и Марк Антоний, которые готовы были отдать жизнь за ее любовь.
fb.ru
Любовная жизнь древних римлян -
Отношение к полу в Риме было не таким, как у нас. Женщины, как мы видим благодаря раскопкам в Помпеях, занимали в римском мире куда более значительное положение, чем во многих других частях древнего Средиземноморья.
Они ходили за покупками, могли обедать с мужчинами, тратить богатства и делать щедрые пожертвования. Однако в плане секса, как и в плане политики, это был мужской мир. Символом власти, статуса и состояния являлся фаллос. Поэтому всевозможные фаллические изображения сохранились по всему городу.
Современных посетителей в Помпеях это сбивает с толку, а то и вгоняет в краску. Фаллосы приветствуют вас в дверях, фаллосы изображены над печами для хлеба, фаллосы нацарапаны на улицах, многие снабжены колокольчиками и крыльями. Одно из самых любопытных творений, некогда звеневших на помпейском ветру, — веселая птичка-фаллос: одновременно и шутка (как мне кажется), и бесстыдный символ мужественности.
В этом мире у уважаемых и преуспевающих замужних женщин — тех, что жили в больших домах в Помпеях — были две главные задачи. Первая — рождение детей, которое было весьма опасным (в Древнем Риме и вплоть до нашего времени многие умирали во время родов). Вторая — управление домом и домашним хозяйством. Это четко выражено на одном из надгробий из Рима — в эпитафии, которую муж написал на могиле жены Клавдии. В ней вдовец восхваляет красоту умершей жены, ее речь, ее утонченность. Но последняя строчка гласит: "она родила двух сыновей, она следила за домом, она ткала из шерсти".
Мужчины из римской элиты были убеждены, что половой акт — это символ удовольствия и власти. Партнер при этом мог быть любого пола. И хотя в римском мире мужчины нередко занимались сексом с другими мужчинами, почти нет свидетельств о том, чтобы "гомосексуализм" воспринимался как отдельная сексуальная ориентация — не говоря уже об образе жизни. Верность супруге не считалась достоинством, ею особо не восхищались. В поисках удовольствия запрещено было посягать только на жен, дочерей и сыновей других представителей элиты (за нарушение этой границы закон сурово наказывал). Рабов и, до определенной степени, всех, кто находился ниже в социальной иерархии, трогать не запрещалось. Менее богатые граждане, не имевшие возможности воспользоваться сексуальными услугами рабов, без сомнения, обращались к проституткам. Личные взаимоотношения римских мужчин и женщин, однако, были не столь безыскусными и механическими, как можно предположить по прочтении моего краткого описания.
Забота и нежность встречались повсеместно — в отношениях мужа с женой, хозяина и рабыни, любовников. Например, на теле одной из женщин в селении рядом с Помпеями был найден дорогой золотой браслет со словами: "От хозяина его девушке-рабыне". Это напоминает нам, что любовь может существовать даже в рамках подобных форм эксплуатации (однако насколько взаимной была эта любовь со стороны рабыни, мы можем только догадываться). На стенах в Помпеях, как в домах, так и на улицах, немало надписей, свидетельствующих о любви, ревности и личных трагедиях. Трудно не выйти за рамки истории и не примерить их на себя. "Марцелл любит Престину, но ей наплевать", "Реститут изменил многим девушкам". Все то же самое. Хотя сексуальные отношения у римлян были явно более жестокими и недружественными по отношению к женщинам.
Пиры и отдых
Пышный банкет, где возлежат мужчины и женщины разной степени обнаженности, а толпа рабов подносит им виноград или серебряные тарелки с фаршированной живностью, — картина, хорошо знакомая нам по фильмам "про древность".
К мифологизации своих обычаев в еде и пиров приложили руку сами римляне. В Помпеях были найдены изображения пышных празднеств, которые вполне соответствуют нашим сегодняшним представлениям о римском пиршестве. В одной из сцен показаны две пары, расположившиеся на ложах, укрытых шерстяной тканью и подушками. И хотя о сексуальной распущенности здесь речь не идет, все другие излишества представлены. Рядом на двух столиках стоят напитки. Гости уже явно набрались: третий мужчина потерял сознание на одной из лежанок, а на заднем плане видна женщина, которую вынужден поддерживать спутник или раб. На другом изображении из той же комнаты показана аналогичная сцена, но на этот раз на открытом воздухе: лежанки укрыты навесами, а раб смешивает вино в большой чаше (в древнем мире вино обычно разбавляли водой).
Правда ли еда и привычки в Помпеях соответствовали тому, что показано на этих картинах? Отчасти. В другом доме есть серия изображений, где четверо пожилых мужчин (обнаженные, с длинными свисающими пенисами) держат в руках небольшие подносы с закусками, лакомыми кусочками и прочей аппетитной снедью.
Но каждодневная трапеза обычного жителя Помпей была далеко не столь впечатляющей. По сути, диета была всегда одна и та же, хотя и полезная для здоровья: хлеб, оливки, вино, сыр, фрукты, бобы и немного овощей. Иногда на стол подавали рыбу и, реже, мясо.
Рацион рядового жителя Помпей хорошо иллюстрирует аккуратный список, записанный на стене во внутреннем дворике одного из домов. Вероятно, кто-то попытался подсчитать свои недавние расходы. Сейчас мы не можем расшифровать все латинские слова, но основу рациона составляли хлеб, масло, вино и сыр — с редкими излишествами.
Легко поддаться соблазну и романтизировать простую и здоровую пищу из этих списков. Действительно, римские поэты — вполне устроенные, несмотря на возмущения по поводу бедности, — часто слагали стихи о здоровой крестьянской пище. Дешевое местное вино и немного простого хлеба с сыром — самый лучший пир, если есть хорошая компания, утверждали они. Быть может, это и правда было так. Но, в любом случае, трапеза обычного жителя Помпей очень сильно отличалась и от римских пиров из современного кино, и от обедов, которые изображены на стенах в самих Помпеях.
Пьянство и драки
Лучший способ разнообразить диету из хлеба, сыра и фруктов, которыми питались обитатели небольших домов, где приготовление пищи было невозможным или очень сложным, — это пойти пообедать в каком-нибудь заведении.
Взглянуть на обстановку в римском баре мы можем благодаря росписям в двух питейных заведениях города. Очевидно, что тамошние рисунки на стенах призваны были развлечь посетителей сценами из "кабацкой жизни", которую они сами вели. Эти рисунки — юмористические, пародийные и идеализированные — наш лучший путеводитель по культуре помпейских забегаловок.
Первая серия росписей распложена в так называемой таверне (баре) Сальвия ("Убежище"). На левом изображении мужчина и женщина довольно неуклюже целуются. Над ними написано "Я не хочу (главное слово, к несчастью, стерлось) с Мирталис". Чего мужчина не хочет делать с Мирталис, кем бы она ни была, мы никогда не узнаем. Возможно, эта сценка призвана проиллюстрировать непостоянство любви, что-то вроде нынешнего: "Я не хочу больше встречаться с Мирталис, буду с этой девушкой". Или же, учитывая напряженность позы, эта девушка и есть Мирталис, а мужчина не слишком-то рад встрече.
В следующей сцене, выпив вина, присутствующие играют в кости, разгорается спор. За столом сидят двое мужчин. Один из них кричит: "Я выиграл". Другой возражает: "Это не тройка, а двойка". На последнем рисунке дело доходит до драки. Хозяин не может этого стерпеть и выкидывает обоих за дверь. "Если хотите драться, идите на улицу", — говорит он. Глядя на такие картины, посетители должны были внять предупреждению.
В банях снимают все
На одной из надгробных плит из Рима, относящихся к первому веку, Меропа, спутница бывшего раба Тиберия Клавдия Секунда, записала остроумное изречение: "Вино, секс и бани разрушают наши тела, но это и есть жизнь — вино, секс и бани".
Римские бани были синонимом римской культуры: везде, куда приходили римляне, возникали и римские бани. Купание в этом смысле было не просто омовением, хотя одной из его целей и было достижение чистоты. Это было смешение различных занятий: здесь можно было как следует пропотеть, заняться спортом, побывать в парной, поплавать, поиграть в мяч, позагорать, здесь могли "выскоблить" и сделать массаж. Это была турецкая баня плюс все доступные дополнительные услуги — от цирюльника до библиотеки.
Все, кроме самых бедных, ходили в бани, в том числе и некоторые рабы — пусть даже в свите хозяев. Но в целом зажиточным гражданам приходилось делить бани с менее удачливыми людьми. Другими словами, в отличие от пиров, в банях римляне выходили на люди.
Поскольку в банях посетители были обнаженными или почти обнаженными (есть доказательства и того, и другого), бедные фактически не отличались от богатых, возможно, более здоровых и ухоженных. Здесь римское общество было на виду. По словам одного из историков, это была "дыра в озоновом слое социальной иерархии".
Однако некоторые считали, что нагота, роскошь и наслаждения горячего отдыха в парной — опасное сочетание. Из-за наготы и, возможно, соседства женщин с мужчинами (по крайней мере, в фантазиях римлян) бани ассоциировались с сексом. Считалось, что некоторые бани, как и питейные заведения, служили лишь прикрытием для борделей.
О том, насколько гигиенично было ходить в бани, задумывались не только современные посетители. В те времена не было хлорки, чтобы нейтрализовать мочу и другие менее стерильные выделения тела. Кроме того, вода в различных бассейнах не менялась постоянно, хотя иногда делались попытки обеспечить приток свежей воды.
Римский врач Цельс в одной из своих работ давал разумный совет не ходить в бани со свежей раной ("обычно это приводит к гангрене"). Другими словами, бани для скромного помпейского купальщика были местом чудес, удовольствия и красоты. Но могли и убить его.
Авторские права — Мэри Бирд, 2008 год. Выдержки из книги "Помпеи" (издательство Profile Books, в продаже с 18 сентября, 25 фунтов)
Источник
xxl.ua
Утехи древнего Рима: похоть и разврат
Утехи древнего Рима: похоть и разврат Дикий, разнузданный, ежедневный и ежечасный разврат аристократии Древнего Рима, показанный в фильме «Калигула» - всего лишь крайне пуританская фантазия на эту тему. Причина, видимо, в том, что, хотя фильм и финансировал журнал «Пентхаус», снимался он для кинофестиваля, во вменяемые еще семидесятые годы прошлого века. По сведениям древнеримского писателя Светония, безграничному разврату Калигула предавался с раннего детства и никаких сексуальных табу не имел. Его еще ребенком использовали как мужчины, так и женщины, имевшие большую власть. По собственному же желанию он длительно сожительствовал со всеми без исключений своими сестрами. Наигравшись же, он передавал их своим любовникам для дальнейшего использования.Любвеобильный император имел многочисленные гомосексуальные связи, а Марка Лепида и шута Мнестера горячо, страстно и, видимо, неоднократно любил. Представитель высшей римской аристократии Валерий Катулл жаловался на то, что Калигула неоднократно насиловал его. Интересно, что больше всего Катулла возмущала появившаяся после этого боль в боках.Не брезговал он и женщинами, предпочитая замужних. На пирах жен приглашенных мужчин приказывал проводить перед ним голыми и разглядывал, как при покупке рабыни. Потом удалялся с избранной и возвращался, даже не пытаясь скрыть того чем они занимались. Мужьям оставалось только рассуждать о новых философских теориях.Большинство известных римских деятелей от Калигулы отличались мало. Юлий Цезарь занимался разнузданным развратом с женами своих друзей и приближенных. В числе его любовниц числились мавританская царица Евноя и египетская Клеопатра. Все это не мешало ему проституировать и с мужчинами. Первым его развратил царь Никомед. Сведения об этом донес до нас Цицерон. Причем это было всем известно, и с сенатской трибуны Цезаря многократно обвиняли в том, что он ведет себя, как проститутка и называли его женщиной. Суровый воин и повелитель мира лишь отмахивался, заявляя: « Амазонки царствовали в большей части Азии».Октавий добился прав на престол Рима методом сожительствования со своим дядей, насиловал жен на глазах мужей, отдавался за 300 000 сестерциев богатею Тирцию. Так что невинное увлечение сжиганием волос на своих ногах с целью предания им «нежности и шелковистости», пожалуй, лишь украшает «светлый образ» этого правителя.Тиверий завел специальное учреждение «по делам сладострастия» и целыми днями этому самому занятию и предавался, предпочитая малолетних детей обоих полов. Десятки детей, называемых им «моими маленькими рыбками», должны были услаждать старого импотента и его гостей во время омовений в бассейнах и купания в ваннах.Когда у Домициана родился сын, на поздравления он отвечал: «От меня и Агрипы может родиться только чудовище». Его сын Нерон предположения отца вполне оправдал. Этот император насиловал монахинь-весталок и потом казнил их за прелюбодеяния. Кастрировал мужчин и официально на них женился, сопровождая каждое такое действо пышной церемонией. В целом, как говорится, «отрывался по полной».«Светлым пятном» на этом живописном фоне выделялся слабоумный Клавдий. О котором Светоний с похвалой сообщал, что тот, хоть и сожительствовал исключительно с погонщиками мулов из самого гнусного отребья, никогда не делал этого с шутами.Не отставали от мужчин и древнеримские женщины. «Невинные девушки» и почтенные матроны охотно предавались разврату между собой, с братьями, отцами и рабами. Когда же утонченные удовольствия им надоедали, они «ходили в народ» и отдавались подонкам общества прямо на улицах и площадях. Нарицательным стало имя третьей жены Клавдия, Мессалины.Та под именем Лициска владела публичным домом и сама обслуживала клиентов, прирабатывая «на старость». «Ласки дарила входящим и плату за это просила; Навзничь лежащую, часто её колотили мужчины; Лишь когда сводник девчонок своих отпускал, уходила» - писал Ювенал в своих «Сатирах». Вошел в историю и ее спор с проституткой Сциллой. Предметом являлось количество клиентов, которых они сумеют обслужить за ночь. Сцилла с ее жалким результатом в 25 мужчин уступила Мессалине с ее «похвальными» пятьюдесятью.Народ Рима своим властителям не уступал. Римская чернь жила прямо на улицах, среди гниющих свалок, на которые было принято выкидывать и тела умерших рабов. Тут они день и ночь и «плодились и размножались», а также удовлетворяли сексуальные потребности своих властителей. Неудивительно, что когда к Риму вплотную приблизились варвары, защищать город было уже некому.
so-l.ru
Утехи Древнего мира
На свете правили многие, но Клеопатра — уникальна: последняя из фараонов и первая из дам-политиков. Сохранились свидетельства современника, который пишет, что она назначала смерть ценой своей любви, и нашлись мужчины, которых такое условие не испугало; за ночь, проведенную с Клеопатрой, безумцы-обожатели платили своей жизнью, а наутро их головы выставлялись перед дворцом соблазнительницы.
I
Она родилась в 69 году до н. э. и происходила из замечательного греческого рода Птолемеев. Родители Клеопатры — фараон Птолемей XII Авлет и Клеопатра V. Кроме маленькой Клеопатры, в семье росли две старшие сестры — Клеопатра VI и Береника, младшая сестра — Арсиноя и два младших брата — Птолемеи. В июле 51 года до н. э. жестокий и ненавидимый всеми владыка Египта скончался, завещав престол 17-летней Клеопатре и 12-летнему Птолемею. Следуя обычаю египетских фараонов, брат и сестра поженились.Клеопатра VII получила прекрасное образование — она изучала философию, математику, литературу, играла на разных музыкальных инструментах и свободно говорила на восьми языках. Царица была первой из фараонов династии Птолемеев, кто мог изъясняться с египтянами.
Достоверного описания ее внешности нет, но все исследователи сходятся на том, что Клеопатра была обольстительной женщиной и обладала сладострастной натурой. Для удовлетворения своих желаний владычица содержала множество красивых мужчин, что тогда не считалось безнравственным. Ни для кого не было секретом, что малолетний Птолемей XIII только назывался фараоном, правила же страной Клеопатра. В 48 году до н. э. воспитателю царя в сговоре с другими высшими сановниками удалось поднять против Клеопатры столицу Египта — Александрию. Возмутившийся народ угрожал жизни владычицы, и она бежала в соседнюю Сирию вместе с младшей сестрой Арсиноей, но побежденной себя не считала. Скоро Клеопатра собрала войско и двинула его к египетской границе. Брат и сестра, муж и жена решили выяснить отношения в бою. Две армии встали лицом к лицу у Пелузия (около 30 миль к востоку от Порт-Саида) на морском берегу.
ІI
В Римской империи тоже шла борьба за власть между Юлием Цезарем и Помпеем. Проиграв битву при Фарсалосе, Помпей сбежал в Александрию. Но сановники Египта, желая выслужиться перед Цезарем, обезглавили Помпея прямо на глазах малолетнего фараона Птолемея XIII. Через три дня прибывшему в столицу Египта римскому императору преподнесли своеобразный «подарок» от Птолемея XIII — голову Помпея. Такое подношение ужаснуло даже сурового римлянина, и он приказал Птолемею и Клеопатре прекратить военные действия, распустить войска и явиться к нему для объяснений и примирения.Птолемей, появившись в Александрии, горько жаловался на сестру. Но убедить Цезаря отдать предпочтение именно брату было нелегко: прежде чем окончательно разрешить возникший спор о египетском троне, Цезарь решил выслушать и Клеопатру.Опальная царица прекрасно понимала, что стоит ей открыто прибыть в Александрию, как ее тотчас же убьют противники. Поэтому она явилась в столицу ночью на рыбачьей лодке. Завернутую в кусок пестрой ткани, её принесли в покои Цезаря, возложив к его ногам драгоценную ношу. Это был и способ маскировки, и необычная шутка. Так произошло, пожалуй, самое романтическое знакомство всех времен и народов.Женщин с такой смекалкой и чувством юмора у избалованного императора еще не было. Ее движения, речь, даже звук ее голоса зачаровывали. Юлий не устоял против любовных чар Клеопатры, и в эту же ночь они стали любовниками.Александрийская война, известная как «Война Клеопатры», поскольку Цезарь сражался только из любви к царице, длилась восемь месяцев. За это время две трети Александрии сгорело (в том числе и знаменитая библиотека). Столица Египта присягнула Цезарю, Арсиноя была арестована; трон вернулся к Клеопатре. Она сразу же вышла замуж за единственного оставшегося в живых младшего брата Птолемея XIV, Неотероса. Брак этот был фиктивным. Царица оставалась любовницей Цезаря и самостоятельно правила государством, опираясь на римскую армию.
III
Хотя в Риме начались беспорядки и лилась кровь, Цезарь туда не спешил. В объятиях лукавой соблазнительницы он забыл и долг, и государственные обязанности. Чтобы удержать любовника возле себя, «александрийская куртизанка» каждый день удивляла и все больше заинтересовывала его, хотя искушенного в любви римлянина до сих пор невозможно было надолго привязать к одной юбке. Их корабль мог служить образцом роскоши: длина — почти 100 м, ширина — 15, высота -20. На палубе — настоящая двухэтажная вилла с колоннадами из кедра и кипариса. Зал для обедов украшен золотом и слоновой костью. Любовников сопровождали еще 400 кораблей и лодок — чтобы римский правитель видел, какие почести им оказывают, и убедился в историческом величии Египта.Через несколько месяцев Юлий трогательно попрощался со своей любовницей и отправился в Рим. Чуть позже Клеопатра родила сына, которого назвала Птолемеем-Цезарионом. В Александрии для защиты царицы находились три римских легиона, оставленные Цезарем.В 46 году до н. э. она с сыном и мужем прибыла в Рим, где ей устроили настоящий триумф. Жители ахнули, увидев кортеж чужеземной царицы: колесницы, сверкающие золотом, черная река рабов-нубийцев, ручные газели, антилопы и гепарды.Юлий даже пытался изменить закон, чтобы иметь не одну жену, Кальпурнию, которая была бездетной, а столько, сколько ему захочется, чтобы затем официально жениться на Клеопатре и сделать Цезариона своим единственным наследником.В Риме никто не обращал внимания на то, сколько тайных любовниц имел Цезарь, однако, признав египтянку своей возлюбленной публично, он нанес оскорбление всему народу империи. 15 марта 44 года до н. э. группа заговорщиков-республиканцев убила Цезаря, нанеся ему 23 ножевых удара. Так трагически закончилась для него любовная история с «александрийской обольстительницей».
IV
Когда вскрыли завещание Цезаря, оказалось, что своим наследником он назначил племянника Октавиана, будущего Августа, а своего родного, официально признанного им сына от Клеопатры не упомянул.Клеопатра как громом была поражена убийством своего возлюбленного и его завещанием. Опасаясь за свою жизнь и жизнь сына, царица быстро покинула Вечный город и вернулась в Александрию.Спустя некоторое время умер ее брат-супруг Птолемей XIV, скорее всего, отравленный по приказу Клеопатры — никто не должен был стоять между властью и ее сыном Цезарионом. Она осталась единоличной властительницей Египта и тотчас объявила своим наследником четырехлетнего Цезариона.В Римской империи после смерти Юлия Цезаря шла война между убийцами императора и жаждавшими мщения Октавианом, Антонием и Лепидом. Триумвират взял верх, Марк Антоний получил в управление восточные провинции. Когда Клеопатра покидала Рим, она, быть может сама того не желая, зажгла искру любви в сердце последнего…
V
Марк Антоний — знаменитый римский политический деятель и полководец, друг и доверенное лицо Цезаря — родился около 83 года до н. э. Отличившись в кавалерии, он стал одним из штабных офицеров Гая Юлия Цезаря в Галлии. В 51 году до н. э. Марк был избран квестором — должностным лицом, ведавшим финансами.В 50 году до н. э., когда влиятельные группировки в сенате различными способами пытались отстранить императора от командования войсками, Антоний выступил в защиту интересов Цезаря против сената и Гнея Помпея. В это время Антоний был избран на должность народного трибуна. Он имел право накладывать вето на решения любых должностных лиц. Однако в январе 49 года до н. э. был вынужден бежать на север и искать убежища в лагере Цезаря. Император немедленно форсировал Рубикон, перейдя из Цизальпийской Галлии в собственно Италию «для защиты трибунов». В последовавшей затем гражданской войне Антоний играл значительную роль, участвуя в военных действиях Цезаря в Италии и Греции. А во время отсутствия императора в 49-47 годах до н. э командовал его войсками в Италии. После некоторого охлажденияв отношениях Юлий и Антоний примирились и тесно взаимодействовали во время совместного консулата в 44 году до н. э. вплоть до смерти Цезаря.В 42-м, после победы над Брутом, Антоний объезжал Грецию и Малую Азию, собирая контрибуцию, и его повсюду восторженно встречали. Только египетская царица не удостоила полководца и правителя своим вниманием. Тогда Марк приказал ей явиться в Тарсус.
VI
Владычица прибыла на корабле, одетая в костюм Венеры. Ее окружали морские нимфы, фавны и купидоны. Огромное судно из драгоценной древесины под алыми парусами, с позолоченной кормой, посеребренными веслами, источающее фантастическое благоухание, приплыло к Антонию в сумерках под звуки нежнейшей музыки. Когда сумерки сгустились, на корабле зажглась грандиозная иллюминация. Антоний — этот гуляка, храбрец, любимец солдат и женщин — был сражен великолепным спектаклем! Вместо гневных речей и угроз сделать Египет одной из провинций Римской империи от обомлевшего Антония последовало приглашение отобедать вдвоем. Клеопатра в ответ пригласила его на борт и устроила на корабле, засыпанном лепестками роз, четырехдневный пир. Затем последовало приглашение в ее столичную резиденцию.В назначенный час Антоний прибыл во дворец в Александрии, украшенный с необыкновенной роскошью. И римский сибарит махнул рукой на государственные дела! Всю зиму в столице Египта продолжались оргии и сомнительные развлечения. «Александрийская куртизанка» не оставляла любовника без присмотра ни днем, ни ночью, превратившись в сладострастную вакханку и потворствуя его грубым инстинктам. Она пила наравне с ним, цинично выражалась, отвечала ему бранью и кулаками. Ничто не доставляло такого наслаждения грубому римлянину, как быть битым крошечной ручкой царицы. Кроме того, она с помощью близких друзей постаралась каждый день сделать неповторимым. Каждое утро и на весь день Клеопатра придумывала развлечения — настоящий театр удовольствий с ежечасно обновляемым репертуаром. Иногда любовники надевали одежду простолюдинов и бродили по улицам города, устраивая розыгрыши и потасовки.В 37 году до н. э. Марк Антоний начал очередную военную кампанию, на этот раз против Сирии. Но, вступив на азиатский берег, он сразу же послал за Клеопатрой, и вскоре любовники наслаждались в объятиях друг друга. Египетская царица по просьбе Антония заодно доставила припасы для его армии. В обмен на ее согласие выделить средства на парфянскую кампанию Марк Антоний отдал ей часть территории Финикии и северной Иудеи, а также узаконил брак и детей. В положенное время у них на свет появился еще один наследник — Птолемей Филадельфиус.Неожиданно первая законная римская супруга, Октавия, отправилась к Антонию со снаряжением для его войска, а попутно желая навестить своего загулявшего мужа. Но в Афинах ее поджидало письмо, в котором Марк сообщал, что дальше ехать не нужно, он сам приедет в этот город. Узнав об этом, «александрийская блудница» пустила в ход все женские уловки, утроила свои ласки, чтобы не допустить встречи возлюбленного с его первой (законной) женой. И ей это удалось — Антоний отменил поездку, и Октавия вернулась домой, так и не увидев супруга.Римлянин думал только о египетской владычице, раздаривал ее детям завоеванные области. Цезариона объявили «царем царей», а Клеопатру — «царицей царей». Она официально’ приняла имя «Новой Изиды» и давала аудиенции, облаченная в костюм богини, в облегающем одеянии и короне с ястребиной головой, украшенной рогами коровы. Антоний, отрекшись от Рима, стал царем Египта. Он приказал чеканить монету с профилем Клеопатры, а на щитах легионеров выбивать ее имя.
VII
Римляне были глубоко возмущены подобными действиями Марка. В 32 году до н. э. Октавиан выступил в сенате с обличительной речью, направленной против Антония. Он обнародовал завещание Марка, где римский гражданин и полководец просил похоронить себя в Египте, рядом с царицей, называл своим наследником сына Клеопатры от Юлия Цезаря и признавал за ней не только Египет, но и многие другие владения, которыми он ее наделил. Это завещание было подобно разорвавшейся бомбе. От имени сената Октавиан объявил войну Клеопатре. Антоний тогда находился в Мидии и царица, узнав о войне, присоединилась к нему уже в Эфесе. Зиму 32-31 годов до н. э. они провели на Самосе в увеселениях. Антоний тогда же послал своей жене Октавии письмо с уведомлением об официальном разводе.Армия Антония и Клеопатры имела огромное численное превосходство. Они слишком понадеялись на это — и проиграли. Египетская царица, несмотря на отсутствие опыта, приняла на себя командование частью морского флота. В решающей морской битве 2 сентября 31 года до н. э. неподалеку от Актиума (Греция) она не поняла стратегии своего любовника и в самый решающий момент бросила Марка и приказала отступать. Римляне одержали полную победу, но еще почти год продвигались к Александрии.Три дня после позорного поражения Антоний отказывался видеть Клеопатру и разговаривать с ней. Любовники возвратились в столицу Египта, и царица начала подумывать о собственной судьбе. Возможно, у нее в какой-то момент возникла мысль о самоубийстве, и владычица приказала построить для себя на берегу моря великолепную усыпальницу. Она проводила эксперименты на рабах, чтобы выявить яд, который убивает без конвульсий и боли. И такое средство было найдено — укус небольшой змейки аспида.Затем «александрийская куртизанка» решилась бежать. При помощи рабов и вьючных животных она переправила свои корабли с сокровищами по сухому пути в Красное море, но арабы сожгли все суда. В отчаянии Антоний и Клеопатра устроили прощальный пир. Такого нескончаемого разгула и оргий, бурливших в царском дворце, Египет никогда не видел.
VIII
В 30 году до н. э. войско Октавиана находилось уже на подступах к Александрии. Надеясь смягчить нового римского полководца, Клеопатра тайно послала к нему гонца с очень щедрыми подарками. Она любила Антония, пока тот был героем, теперь же ее больше интересовал новый победитель. Хотя царице исполнилось уже 38 лет, она еще верила в силу собственной неотразимости и очарования. Клеопатра заперлась в роскошной усыпальнице и стала ждать.В это время слуги сообщили Марку, что владычица покончила жизнь самоубийством. Услышав скорбную весть, любовник попытался заколоть себя кинжалом. Затем еще живого Антония принесли по приказу царицы в усыпальницу, и он несколько часов умирал у нее на руках.Римляне между тем захватили Александрию. Похоронив Антония, Клеопатра перешла во дворец, где ее окружили царскими почестями. Попытка Клеопатры договориться с Октавианом, известным своими многочисленными амурными похождениями, не увенчалась успехом. На римлянина женские чары знаменитой египтянки никакого действия не произвели.Царица не питала никаких иллюзий относительно своей дальнейшей участи — ей предстояло пройти в цепях по улицам Рима за колесницей победителя.Египтянке все же удалось избежать позора: по легенде, верные ей слуги передали корзинку с фруктами, в которой спрятали маленькую ядовитую змею. Перед смертью Клеопатра написала письмо, в котором просила Октавиана похоронить ее рядом с Марком Антонием. Так в последний день августа 30 года до н. э. закончилась эта любовная история.
Эпилог
«Александрийскую куртизанку» похоронили с почестями, рядом с Антонием. Она была последним фараоном, после ее смерти Египет обрел статус одной из римских провинций. Если верить легенде, император Октавиан Август повелел уничтожить все изображения Клеопатры.Ее сын от Гая Юлия Цезаря — Цезарион — был казнен как вероятный претендент на власть. Дочь, Клеопатра Селена, вышла замуж за короля Мавритании, о судьбах Александра Гелиоса и Птолемея Филадельфиуса ничего не известно.А любовные истории Клеопатры с Юлием Цезарем и Марком Антонием до сих пор будоражат умы современников.
Подпишитесь на нас
Вконтакте,
Одноклассники
Рекомендуем почитать
Новости партнеров
tainoe.info
Любовная жизнь древних римлян: секс, шопинг и рабы
Мэри Бирд, The Times, 16.09.2008 Секс, шопинг и рабы
Отношение к полу в Риме было не таким, как у нас. Женщины, как мы видим благодаря раскопкам в Помпеях, занимали в римском мире куда более значительное положение, чем во многих других частях древнего Средиземноморья. Они ходили за покупками, могли обедать с мужчинами, тратить богатства и делать щедрые пожертвования. Однако в плане секса, как и в плане политики, это был мужской мир. Символом власти, статуса и состояния являлся фаллос. Поэтому всевозможные фаллические изображения сохранились по всему городу.
Современных посетителей в Помпеях это сбивает с толку, а то и вгоняет в краску. Фаллосы приветствуют вас в дверях, фаллосы изображены над печами для хлеба, фаллосы нацарапаны на улицах, многие снабжены колокольчиками и крыльями. Одно из самых любопытных творений, некогда звеневших на помпейском ветру, – веселая птичка-фаллос: одновременно и шутка (как мне кажется), и бесстыдный символ мужественности.
В этом мире у уважаемых и преуспевающих замужних женщин – тех, что жили в больших домах в Помпеях – были две главные задачи. Первая – рождение детей, которое было весьма опасным (в Древнем Риме и вплоть до нашего времени многие умирали во время родов). Вторая – управление домом и домашним хозяйством. Это четко выражено на одном из надгробий из Рима – в эпитафии, которую муж написал на могиле жены Клавдии. В ней вдовец восхваляет красоту умершей жены, ее речь, ее утонченность. Но последняя строчка гласит: "она родила двух сыновей, она следила за домом, она ткала из шерсти".
Мужчины из римской элиты были убеждены, что половой акт – это символ удовольствия и власти. Партнер при этом мог быть любого пола. И хотя в римском мире мужчины нередко занимались сексом с другими мужчинами, почти нет свидетельств о том, чтобы "гомосексуализм" воспринимался как отдельная сексуальная ориентация – не говоря уже об образе жизни. Верность супруге не считалась достоинством, ею особо не восхищались. В поисках удовольствия запрещено было посягать только на жен, дочерей и сыновей других представителей элиты (за нарушение этой границы закон сурово наказывал). Рабов и, до определенной степени, всех, кто находился ниже в социальной иерархии, трогать не запрещалось.
Менее богатые граждане, не имевшие возможности воспользоваться сексуальными услугами рабов, без сомнения, обращались к проституткам. Личные взаимоотношения римских мужчин и женщин, однако, были не столь безыскусными и механическими, как можно предположить по прочтении моего краткого описания.
Забота и нежность встречались повсеместно – в отношениях мужа с женой, хозяина и рабыни, любовников. Например, на теле одной из женщин в селении рядом с Помпеями был найден дорогой золотой браслет со словами: "От хозяина его девушке-рабыне". Это напоминает нам, что любовь может существовать даже в рамках подобных форм эксплуатации (однако насколько взаимной была эта любовь со стороны рабыни, мы можем только догадываться).
На стенах в Помпеях, как в домах, так и на улицах, немало надписей, свидетельствующих о любви, ревности и личных трагедиях. Трудно не выйти за рамки истории и не примерить их на себя. "Марцелл любит Престину, но ей наплевать", "Реститут изменил многим девушкам". Все то же самое. Хотя сексуальные отношения у римлян были явно более жестокими и недружественными по отношению к женщинам.
Пиры и отдых
Пышный банкет, где возлежат мужчины и женщины разной степени обнаженности, а толпа рабов подносит им виноград или серебряные тарелки с фаршированной живностью, – картина, хорошо знакомая нам по фильмам "про древность".
К мифологизации своих обычаев в еде и пиров приложили руку сами римляне. В Помпеях были найдены изображения пышных празднеств, которые вполне соответствуют нашим сегодняшним представлениям о римском пиршестве. В одной из сцен показаны две пары, расположившиеся на ложах, укрытых шерстяной тканью и подушками.
И хотя о сексуальной распущенности здесь речь не идет, все другие излишества представлены. Рядом на двух столиках стоят напитки. Гости уже явно набрались: третий мужчина потерял сознание на одной из лежанок, а на заднем плане видна женщина, которую вынужден поддерживать спутник или раб. На другом изображении из той же комнаты показана аналогичная сцена, но на этот раз на открытом воздухе: лежанки укрыты навесами, а раб смешивает вино в большой чаше (в древнем мире вино обычно разбавляли водой).
Правда ли еда и привычки в Помпеях соответствовали тому, что показано на этих картинах? Отчасти. В другом доме есть серия изображений, где четверо пожилых мужчин (обнаженные, с длинными свисающими пенисами) держат в руках небольшие подносы с закусками, лакомыми кусочками и прочей аппетитной снедью.
Но каждодневная трапеза обычного жителя Помпей была далеко не столь впечатляющей. По сути, диета была всегда одна и та же, хотя и полезная для здоровья: хлеб, оливки, вино, сыр, фрукты, бобы и немного овощей. Иногда на стол подавали рыбу и, реже, мясо.
Рацион рядового жителя Помпей хорошо иллюстрирует аккуратный список, записанный на стене во внутреннем дворике одного из домов. Вероятно, кто-то попытался подсчитать свои недавние расходы. Сейчас мы не можем расшифровать все латинские слова, но основу рациона составляли хлеб, масло, вино и сыр – с редкими излишествами.
Легко поддаться соблазну и романтизировать простую и здоровую пищу из этих списков. Действительно, римские поэты – вполне устроенные, несмотря на возмущения по поводу бедности, – часто слагали стихи о здоровой крестьянской пище. Дешевое местное вино и немного простого хлеба с сыром – самый лучший пир, если есть хорошая компания, утверждали они. Быть может, это и правда было так. Но, в любом случае, трапеза обычного жителя Помпей очень сильно отличалась и от римских пиров из современного кино, и от обедов, которые изображены на стенах в самих Помпеях.
Пьянство и драки
Лучший способ разнообразить диету из хлеба, сыра и фруктов, которыми питались обитатели небольших домов, где приготовление пищи было невозможным или очень сложным, – это пойти пообедать в каком-нибудь заведении.
Взглянуть на обстановку в римском баре мы можем благодаря росписям в двух питейных заведениях города. Очевидно, что тамошние рисунки на стенах призваны были развлечь посетителей сценами из "кабацкой жизни", которую они сами вели. Эти рисунки – юмористические, пародийные и идеализированные – наш лучший путеводитель по культуре помпейских забегаловок.
Первая серия росписей распложена в так называемой таверне (баре) Сальвия ("Убежище"). На левом изображении мужчина и женщина довольно неуклюже целуются. Над ними написано "Я не хочу (главное слово, к несчастью, стерлось) с Мирталис". Чего мужчина не хочет делать с Мирталис, кем бы она ни была, мы никогда не узнаем. Возможно, эта сценка призвана проиллюстрировать непостоянство любви, что-то вроде нынешнего: "Я не хочу больше встречаться с Мирталис, буду с этой девушкой". Или же, учитывая напряженность позы, эта девушка и есть Мирталис, а мужчина не слишком-то рад встрече.
В следующей сцене, выпив вина, присутствующие играют в кости, разгорается спор. За столом сидят двое мужчин. Один из них кричит: "Я выиграл". Другой возражает: "Это не тройка, а двойка". На последнем рисунке дело доходит до драки. Хозяин не может этого стерпеть и выкидывает обоих за дверь. "Если хотите драться, идите на улицу", – говорит он. Глядя на такие картины, посетители должны были внять предупреждению.
В банях снимают все
На одной из надгробных плит из Рима, относящихся к первому веку, Меропа, спутница бывшего раба Тиберия Клавдия Секунда, записала остроумное изречение: "Вино, секс и бани разрушают наши тела, но это и есть жизнь – вино, секс и бани".
Римские бани были синонимом римской культуры: везде, куда приходили римляне, возникали и римские бани. Купание в этом смысле было не просто омовением, хотя одной из его целей и было достижение чистоты. Это было смешение различных занятий: здесь можно было как следует пропотеть, заняться спортом, побывать в парной, поплавать, поиграть в мяч, позагорать, здесь могли "выскоблить" и сделать массаж. Это была турецкая баня плюс все доступные дополнительные услуги – от цирюльника до библиотеки.
Все, кроме самых бедных, ходили в бани, в том числе и некоторые рабы – пусть даже в свите хозяев. Но в целом зажиточным гражданам приходилось делить бани с менее удачливыми людьми. Другими словами, в отличие от пиров, в банях римляне выходили на люди.
Поскольку в банях посетители были обнаженными или почти обнаженными (есть доказательства и того, и другого), бедные фактически не отличались от богатых, возможно, более здоровых и ухоженных. Здесь римское общество было на виду. По словам одного из историков, это была "дыра в озоновом слое социальной иерархии".
Однако некоторые считали, что нагота, роскошь и наслаждения горячего отдыха в парной – опасное сочетание. Из-за наготы и, возможно, соседства женщин с мужчинами (по крайней мере, в фантазиях римлян) бани ассоциировались с сексом. Считалось, что некоторые бани, как и питейные заведения, служили лишь прикрытием для борделей.
О том, насколько гигиенично было ходить в бани, задумывались не только современные посетители. В те времена не было хлорки, чтобы нейтрализовать мочу и другие менее стерильные выделения тела. Кроме того, вода в различных бассейнах не менялась постоянно, хотя иногда делались попытки обеспечить приток свежей воды.
Римский врач Цельс в одной из своих работ давал разумный совет не ходить в бани со свежей раной ("обычно это приводит к гангрене"). Другими словами, бани для скромного помпейского купальщика были местом чудес, удовольствия и красоты. Но могли и убить его.
Авторские права – Мэри Бирд, 2008 год. Выдержки из книги "Помпеи" (издательство Profile Books, в продаже с 18 сентября, 25 фунтов)