Культура древних германцев. Духовная культура древних германцев (стр. 3 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура древних германцев. Культура древних германцев


Духовная культура древних германцев - часть 3

Конечно, здесь мы упомянули далеко не о всех богах и охарактеризовали далеко не все космогонические мифы, а только самые характерные для древних германцах. Однако и на основании сказанного можно заключить, что религия древних германцев имела много общего с другими религиями древнего мира, что, несомненно, объясняется их общими индоевропейскими корнями.

§4. ЖРЕЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Воевавший с германцами римский император Юлий Цезарь видел важнейшее их отличие от кельтов как раз в том, что у германцев «нет друидов, руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях».[58]

По словам Цезаря, гадание и узнавание воли богов находилось в руках старых женщин, что, по мнению С. А. Токарева, свидетельствует о сильных пережитках матриархата.[59]

Однако уже через 150 лет после Цезаря Тацит сообщает о весьма влиятельном положении германских жрецов, в руках которых находится суд, которые распоряжаются племенными сходками и т. д.[60]

Однако и при Таците оставались пережитки матриархата: роль женщин и в общественной, и в религиозной жизни германцев была очень большой. «Они думают, - писал Тацит, - что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний».[61]

С. А. Токарев указывает, что определенные пережитки матриархата в жречестве сохранилось в таком специфическом обычае, как переодевание жрецов племени наганарвалов в женскую одежду (это явление трансвестизма, связанное с женским шаманство, как пережиток матриархата известен еще у ряда народов, например, Сибири и Северной Америки).[62]

В то же время появляются и такие специфически мужские жреческие обряды, как тот, о котором сообщает Тацит: «Есть у них и такие заклинания, возглашением которых, называемых «бардит», они распаляют боевой пыл, и по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы; ведь они устрашают врага или, напротив, сами трепещут пред ним, смотря по тому, как звучит песнь… причем принимаются во внимание не столько голоса воинов, сколько показали ли они себя единодушными в доблести».[63]

Этот факт говорит о росте значения мужской силы, милитаризации общества, утверждения доминирования мужчины в обществе.

Жестоки были и жертвоприошения: в жертву нередко приносили людей, преимущественно военнопленных, а по крови и внутренностям жертв гадали об исходе войны.[64]

Этот кровавый варварский культ был опять-таки порождением воинственного быта эпохи.

ГЛАВА III. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

§1. УСТНАЯ И ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА

«В древних песнопениях, - а германцам известен только один этот вид повествования о былом…»,[65] - пишет Тацит, обобщая в этой фразе сущность устной и песенной культуры древних германцев.

Конечно, древние германцы знали такую специфическую письменность, как руническую – сначала она имела чисто магический характер, но в III – IV вв. получает более широкое распространение, что свидетельствует о более высоком уровне развития, достигнутого древнегерманскими племенами, прежде всего племенами Скандинавии.[66]

Тацит сообщает также, что «… некоторые памятники и могилы с начертанными на них греческими письменами и посейчас существуют на границе Германии с Рецией»[67] (правда, по мнению комментатора, речь идет по всей видимости, о надписях на кельтском языке, так как кельты пользовались греческим алфавитом[68] ).

Таким образом, определенные зачатки письменности древним германцам были известны. Тем не менее письменной культуры они не оставили; все то великое в сфере литературы, что нам известно, из поколений в поколения передавалось устно, чтобы в конце концов быть записанным в виде двух «Эдд», оставшихся нам как памятник поэтического дара безвестных древнегерманских сказителей.

Трудность изучения литературных этих памятников состоит в том, что все их записи произведены в христианское время, то есть намного позднее периоды их возникновения и полноценного бытования.

Необходимо заметить, что обычно героический эпос у древних германцев тесно срастается с мифологией. Однако в «Старшей Эдде», наиболее полном и художественном собрании германской поэтической мифологии, песни о героях довольно четко отделяются от песней о богах. Тем не менее в ряде существенных моментов граница между мифом и эпоом германцев оказывается расплывчатой или вовсе исчезает. Прежде всего обращает на себя внимание тенденция возводить роды германских и скандинавских королей и знати к асам (таковы генеалогии Инглингов, Скьёльдунгов, Вёльсунгов, англосаксонских королевских династий),[69] что, впрочем, находит параллели у других народов (например, древних греков и римлян).

Между отдельными песнями «Эдд» есть довольно значительные стилистические различия, но в то же время для всей древнегерманской эпической поэзии характерен так называемы кеннинг, то есть замена существительного обычной речи перифразом, по меньшей мере двучленным (типа «дорога китов» вместо «море», «раздаватель золота» - «князь»).

Для стиля древнегерманской поэзии также характерно обилие собственных имен, что, с одной стороны, придает стилю конкретность, а с другой – нередко затрудняет понимание. Немало в не1 традиционности выражений, характерной для фольклора – повторяющихся формул, словесных клише и т. д.

Стиль песен германцев – это аллитерационный стих, форма стихосложения, которая возникла у германцев в глубокой древности, вероятно, еще до нашей эры, и сохранилась всего дольше в Исландии. Сущность этой формы стихосложения – в аллитерации, в регулярном повторении начального звука основы в слогах, несущих смысловое ударение.[70]

Характерно для древнегерманской поэзии компактность, лаконизм, стремительность – при ярком буйстве фантазии, рисующей «мир, где среди молний по небу скачут валькирии, драконы сторожат сокровища, боги вмешиваются в судьбу людей, - мир, который возник из тела убитого великана и погибнет во время последней битвы богов с чудовищами, когда звезды сорвутся с неба и огромный волк поглотит солнце».[71]

Итак, устная и песенная культура древних германцев оставила нам памятники, которые, несмотря на искажения последующих эпох, отражают не только эпоху викингов, когда они преимущественно и были записаны, но и многие события, имена, обычаи, сказания и мифы той значительно более древней эпохи, когда варварские германские племена столкнулись с Римом и на его развалинах основывали свои первые государства.

Отразились в этих памятниках также и некоторые мифы и той еще гораздо более древней эпохи, когда складывалась индоевропейская языковая общность, то есть языковая общность большинства европейских (и ряда азиатских) народов.

§2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

О художественной культуре древних германцев мы можем судить преимущественно по ремесленным изделиям; на первом месте здесь стоит ювелирное мастерство.

Правда, Тацит сообщает, что «германцы столь же мало заботятся об обладании золотом и серебром, как и об употреблении их в своем обиходе. У них много полученных в дар их послами или вождями серебряных сосудов, но дорожат они ими не больше, чем вылепленными из глины».[72] Правда, историк добавляет, что «впрочем, ближайшие к нам [германцы] знают цену золоту и серебру из-за применения их в торговле и разбираются в некоторых наших монетах, отдавая иным из них предпочтение; что касается обитателей внутренних областей, то, живя в простоте и на старый лад, они ограничиваются меновою торговлею».[73]

Как кажется, Тацит в противопоставлении «простоты» германцев нравам погрязшего в пороках и распутстве Рима слишком идеализирует древних германцев, приписывая практически всем германским племенам (кроме «ближайших» к империи) «простоту», которая присуща достаточно низкому уровню общественного развития; а германцы, как мы знаем, стояли уже на ступени разложения родоплеменного строя.

Интересно, что и сам Тацит буквально через несколько строк сам себе противоречит, говоря, что «германцы принимают в уплату лишь известные с давних пор монеты старинной чеканки, те, что с зазубренными краями, и такие, на которых изображена колесница с парной упряжкой»:[74] А. С. Бобович уверен, что речь идет о так называемых серратах и бигатах – древних серебряных монетах достоинством в один денарий. В этих монетахсодержалось больше чистого серебра, чем в денариях Нерона, и предпочтение, которое им оказывали германцы, очевидно, этим и объясняется.[75]

Таким образом, представляется маловероятным, что германцы не понимали, что такое золото и серебро, поскольку предпочитали они, как мы видим, монеты с большим содержанием серебра.

Точно такое же противоречние мы видим в словах Тацита: «В золоте и серебре боги им отказали…»[76] (далее он говорит: «Однако я не решусь утверждать, что в Германии не существует ни одной золотой или серебряной жилы; ведь кто там их разыскивал?»)[77]

На самом же деле (как явствует из анналов того же Тацита!) серебро в Германии добывали: сам Тацит упоминает в «Анналах» о существовании в Германии во времена императора Клавдия серебряных рудников, и рассказывал. В частности, о Курции Руфе, «построившем в области маттиаков рудник для раздробления сереброносных жил».[78]

А. С. Бобович также считает, что утверждение Тацита о том, что драгоценных металлов в Германии не добывалось, необоснованно. Согласно археологическим данным, уже в эпоху бронзы германцы изготовляли и украшения и утварь из золота и серебра.[79]

mirznanii.com

Художественная культура германцев | Народы мира

О художественной культуре древних германцев можно судить по ремесленным изделиям .

Ювелирные украшения

Высшим выражением красоты является простота Альбрехт Дюрер

Люди надели на себя украшения раньше, чем одежду. Наши предки считали все предметы живыми, а все, что отличалось красотой, — и вовсе высшими существами, наделенными магической силой. Эта вера придавала украшениям статус оберегов.

Особенно древние ценили камни, отшлифованные самой природой. Делали украшения и из более доступных материалов: ракушек, косточек плодов, цветов. Украшения, изготовленные из рогов, зубов и костей животных, должны были приносить счастье и удачу. Все эти украшения были оберегами, талисманами, показателем социального статуса. Первыми стали украшать себя мужчины. И лишь много тысячелетий спустя появились драгоценности в нынешнем понимании этого слова.

Исследователи считают, что сами древние германцы мало изготавливали украшений. В основном — находимые в германских землях бронзовые, золотые и изредка серебряные украшения, добывались войнами, или меновой торговлей от кельтов или римских купцов.

Среди ранних находок значительное место занимают украшения, служащие для закрепления и застегивания одежды. Сюда относится самый простой и, вероятно, древнейший их вид — булавки, которыми закалывали накидки. Например, найденная заколка-булавка сделанная из кости птицы.

заколка-булавкаПостепенно происходит переход от простого устройства к более сложному. От этих же булавок произошли пряжки и крючки, мастерски произведенные круглые застежки для поясов, пуговицы и заколки для одежды. По разнообразию их форм можно легко проследить сдвиги, произошедшие в изготовлении декорированных ювелирных украшений и орнаментов Заколка

Приемы, использовавшиеся в изготовлении этих изделий очень древние: некоторые из них были известны на севере уже в бронзовом веке, то есть более тысяч лет назад.

Бронзовые торвесы, браслеты и фибулы V-IV века до нашей эры. Музей археологии в Сен-Жермен – ан-Ле

Бронзовые торвесы, браслеты и фибулы V-IV века до нашей эры.Музей археологии в Сен-Жермен – ан-Ле

Технология и художественный стиль ювелирных изделий претерпели значительные изменения под влиянием кельтских и римских мастеров. Но многие германские племена, занимавшие огромные европейские территории вообще не вступали в контакты с Империей. Таким образом, они сохраняли самобытность своей культуры на всем протяжении античности.

Римский железный век принес с собой инкрустацию

 ИНКРУСТАЦИЯ — (лат. incrustatio, от in в, crusta корка) —  вырезывание на орнаментируемой металлической  поверхности углубленных узоров и фигур и заполнение полученных таким образом впадин иными породами металла). 

Инкрустации обычно бывали серебряными или бронзовыми, но иногда использовались медь или позолота. Впервые серебро и бронзу стали использовать для инкрустации различных бронзовых и железных предметов уже во II в. н. э. Прекрасными образцами остается пара шпор из Хернинге, Кепинг (Эланд) с богатой филигранью на плоских поверхностях и тонкой серебряной сеточкой, покрывающей шипы.

фибулаСреди наиболее древних предметов — пряжки из Смедбю (Эланд) и Мункехей-гора (Лоланн, Дания). Среди предметов вооружения можно назвать ножны из Крагехуля (Фюн), бронзовая накладка которых инкрустирована и медью, и серебром.Бронзовые украшения усложнялись, возникали более хитроумные переплетения орнаментов.

 Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. Получается скань от скручивания, ссучивания двух проволочек, образующих «веревочку». Туго скрученная проволока смотрится особенно эффектно, напоминая ряд плотноуложенных зернышек.Германский филигранный стиль изделий из золота со сканью и зернью сменился с IV века полихромным стилем — многоцветным,  золотые предметы украшались перегородчатой эмалью или инкрустировались драгоценными камнями, преимущественно альмандинами, а иногда красным стеклом. Возник когда-то в Иране и распространялся, главным образом, готами.

В столице остготского королевства Равенне достигло совершенства то направление ювелирного искусства, которое по праву считается наиболее изысканным в Европе — стиль клуазонe.  Клуазоне – это полированные камни или эмаль, оправленные в сетку из маленьких металлических ячеек, сами эти ячейки зачастую организованы в сложные узоры. Камни и эмаль придавали блеск изделиям златокузнецов, дополняя изящество тонкой филиграни.

Пряжка франков. V—VI вв. Собрание музея Клюни, Париж Пряжка франков. V—VI вв. Собрание музея Клюни, Париж

 

фибулаГотские предметы в технике инкрустации и клуазоне находят в восточных земляхУкрашения, выполненные в этом стиле, пользовались огромной популярностью. Они действительно смотрятся очень богато и торжественно – золотые изделия (часто – с насечками и зернью, что усиливает их блеск), часто в виде птиц или цикад, инкрустировались шлифованными альмандинами или гранатами, цветным стеклом или эмалью.Такие S-образные фибулы с птичьими либо звериными головками были весьма распространены в то время на территориях, заселенных германскими племенами.

Фибула 6-7вв, серебро, золочение, эмаль в технике "клуазоне", хранится в Государственном Эрмитаже г. Санкт-Пеетербург

Фибула 6-7вв, серебро, золочение, эмаль в технике «клуазоне», хранится в Государственном Эрмитаже г. Санкт-Пеетербург

Находка работы алеманских и баюварских мастеров из погребения в Покинг-Инцинге, Бавария, последняя треть VI -го начало VII -го веков, изготовлена из позолоченного серебра, инкрустированного в литые гнезда, заполненные пастой и рубиновым стеклом.

3-brosh

Накладки на ремень со ставками

Практически все предметы (в основном – оружие и украшения) копировали культуру Рима и Византии.В конце IV века возник особый стиль воинских портупейных поясов. Для него характерны широкие пластинчатые пряжки с противолежащей пластиной и вертикальными накладками по всей длине пояса. Ремень, пряжка и ременные накладки были не только украшениями, но служили знаками социальной иерархии и воинского отличия.

ременные украшения

VII век  Перещепинский комплекс. Золото, гранат, аметисты; ковка, пайка, зернь

Самые изысканные пряжки в V-VI веках изготавливались на берегу Адриатического моря в остготском королевстве в стиле клуазоне («перегородчатые инкрустации»)

ременная пряжка

Одним из популярных мотивов  декора поясов и застежек  в VI-VII веках являются фигурки орлов или птичьих голов. Большие пряжки с головками орлов носили в основном женщины.

Германские пряжки из клада у села Замостье. Начало V в. Собрание Государственного Эрмитажа

Германские пряжки из клада у села Замостье. Начало V в. Собрание Государственного Эрмитажа

Вершиной работы по золоту и серебру была техника филиграни и клуазоне. Золотые шейные кольца из Аллеберга и Файерстадена, а также накладки для ножен из Турехольма дают понятие об удивительном качестве этой работы. Филигрань представляла собой орнамент из проволоки и крошечных металлических шариков, обычно золотых, в близкой к ней технике грануляции использовались только шарики.Золотые украшения

Найдено в захоронении принцесса из Хасследена

 

Особое место в развитии принадлежит искусству франков, в котором своеобразно переплелось народное творчество «варварских» племен с некоторыми традициями античной художественной культуры.

Пряжка и ювелирные украшении франков. VI в. Собрание Музея античной истории, Париж.

Пряжка и ювелирные украшении франков. VI в. Собрание Музея античной истории, Париж.

Все это выполнено из серебра, позолочено и густо покрыто геометрическим или растительным орнаментом. Технология нанесения узора получила немецкое название кербшнит, что соответствует русскому термину трехгранно-выемчатой резьбы. Первоначальные контуры рисунка наносились на глиняную литейную форму, в которой отливали детали поясного гарнитура. Глиняные формы позволяли добиваться изобилия и мелких деталей. После отливки узор дополнительно прорабатывался специальными стальными резцами: грабштихелем, резцом или долотом.  Это было очень похоже на обработку дерева.  Достаточно сложные узоры получались с помощью нарезок в виде буквы «V». В этой технике рельефный орнамент делался с помощью чеканки и перфорирования и оттенялся чернением, когда на рисунок наносилась горячая  смесь серебра, свинца и серы.

Гравировка практиковалась на драгоценных металлах, на серебряной посуде. Самые интересные среди ранних чеканных узоров — это фризы с изображением зверей или геометрическим орнаментом, на который накладывалась тонкая пластинка из бронзы или серебра. 

фриза с изображением зверей

О высоком мастерстве германских ремесленников свидетельствуют украшения, найденные в захоронениях  богатых германских женщин.

 Пряжки и заколки из захоронения франкской королевы Арнегунды. VI век.

Пряжки и заколки из захоронения франкской королевы Арнегунды. VI век.

До IV века декоративное искусство имело ограниченную сферу использования. Германские художники не интересовались натуралистичным или изобразительным искусством.

В середине VI в.н.э. наступило господство звериного стиля. Крадущиеся и извивающиеся звери заполняли лишнее пространство в украшениях оружия и бытовой утвари, фибул, брошей, серёг, ожерелий, поясов.

Звериный стиль

Животные «захватили» основной дизайн: они превратились в змеевидных существ, или в безымянных чудищ с птичьими головами и крыльями. Изделия в зверином стиле определяли имущественное и общественное положение их владельца, служили племенными знаками и оберегами от злых сил.

фибулаНаряду со звериным стилем, самая яркая отличительная черта германских ювелирных изделий — это обильное использование драгоценных камней.

Золотые фибулы, которыми воинственные гунны скрепляли на плечах свои одежды, казались, словно густо забрызганными каплями крови. Такие весившие подчас до полу килограмма украшения были не только предметами красоты, гордости, но и знаками социального отличия.

сокровища эпохи Меровингов Подобная фибула могла весить до полкилограмма и быть до 30 см в длину

сокровища эпохи МеровинговПодобная фибула могла весить до полкилограмма и быть до 30 см в длину

В произведениях декоративно-прикладного искусства древних германцев выражалось стремление к богатству впечатления, которого добивались с помощью огромной массы почти необработанного золота и драгоценных камней, украшавшей оружие, одежду и утварь людей. Мощь и слепящая яркость — основные качества такой отделки, свидетельствующей о воинской славе владельца вещи.

Самым любимым камнем для украшения был гранат, озарявший украшения и драгоценное оружие огненным сиянием. Гранат в оправе использовался почти во всех областях германского мира, где только работали по золоту: в Англии, Фризии, Скандинавии, во франкской Галлии и лангобардской Италии. В V веке и позднее на сами гранаты иногда накладывали инкрустацию из золота или эмали.

Железная корона лангобардов

Железная корона лангобардов

Сейчас корона хранится в Храме Иоанна Крестителя итальянского города Монца.Была изготовлена, между V и VIII веками. Она золотая с драгоценными камнями и перегородчатой эмалью, железный в ней только внутренний обруч. Согласно легенде, он выкован из гвоздя — одного из тех, которыми было пронзено на кресте тело Спасителя.

Дорогие товары, производимые ремесленниками, находившимися на службе у местного алеманского вождя, свидетельствуют о значительно возросшем мастерстве германских ювелиров. Для изготовления ювелирных украшений  ремесленники, возможно,  расплавили трофеи, привезенные из военных походов.

изделия алеманских ремеслиников

 

Языческие золотые украшения в могилах германцев.

Языческие золотые украшения в могилах германцев.

кольцо ARNEGUNDIS Обычай носить кольца уходит в глубину веков. И были кольца не столько украшениями, сколько чудодейственными амулетами, оберегавшими человека от бед, болезней и злых чар.  Делали их из самых разных материалов: дерева, камня, кости, металла.

Кольцо с надписью названия ARNEGUNDIS подтверждает имя владельца.

С древнейших времен и до наших дней кольцо остается символом верности обетам. Неслучайно первыми печатями, которыми скрепляли договоры, были перстни — они придавали договорам неразрушимую силу не только перед лицом людей, но и богов.

persten_hildarikПерстень, найденный в 1653 году в гробнице в Турне с изображением Хильдерика, и надписью «Childerici Regis», что значит король Хильдерик. Это перстень с печатью, им пользовались, чтобы скреплять документы. Перстень подтверждает светскую власть Хильдерика.Немного позже перстни стали использовать как знаки отличия, а также как символы брака у римлян и древних германцев.

V — ый век был эпохой беспорядка и кризиса.  Многие думали, что старые боги не могут им больше помочь и украшали христианские символы своими языческими знаками – изображением солнца.  Что свидетельствует  о сближении двух культур.

Перстень с крестом, Франки, V-VI века, инкрустация, золото, скань, зернь.

Перстень с крестом, Франки, V-VI века, инкрустация, золото, скань, зернь.Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

перстень с гранатомДве культуры — римская и варварская, словно бы двигались навстречу друг другу, при этом вторая развивалась и совершенствовалась, впитывая многие достижения первой. Здесь соединились культурные достижения и образы позднеантичного и варварского миров: гранаты из Индии и янтарь с Балтики; работа римских мастеров, «варварские образы» и мотивы.

Начиная с V века до нашей эры, появляются браслеты и кольца из янтаря и стекла.

браслеты из янтаря и стекла

Материалом для различных украшений германцам, проживающим на побережье,  служил янтарь.

Янтарь происходит с островов в Северных морях.

Янтарь происходит  с островов в Северных морях. 

Необработанный янтарь.

Необработанный янтарь.

Серебряное кольцо из захороненияПосле обработки и полировки янтарь становился камнем, из которого изготавливались различные предметы роскоши.

В деревнях и отдалённых местностях ювелирные украшения с использованием янтаря, наряду с монетами играли роль денег до самого позднего времени. По словам Плиния, маленькая фигурка из янтаря стоила дороже хорошего и здорового раба. Камень янтарь — носитель победы, он дарит победу в бою, поэтому большая часть янтарных изделий в захоронениях — боевые амулеты.

По-литовски янтарь называют гинтарас, что означает защита от болезней. Ценился он высоко не только за красоту, но и из-за его целебных и охранных свойств, особенно ценился знатоками лечебный белый янтарь. Германцы считали, что ведьм и злых духов отгоняют янтарные бусинки, собранные непременно на красную нить.

Ожерелье из 49 цилиндрических кусочков янтаря. Польша. 1600 г.

Ожерелье из 49 цилиндрических кусочков янтаря. Польша. 1600 г.

Характерным для работ того времени был звездный стиль, который получил свое название из-за часто встречающегося мотива звезды. Вершиной этой техники были  брактеаты — золотые дисковидные подвески, имитировавшие римские монеты и медальоны.  Их носили как амулеты, они давали владельцу защиту и счастье.

пример грубого варварского стиляСтихия «варварского» народного орнаментального искусства особенно ярко развилась в областях, не входивших в Западную Римскую империю, таких как Скандинавия, Ирландия или почти не затронутых романизацией —  Англия.

Стиль ювелирных украшений германцев стал крупнейшим вкладом, который они внесли в стили европейского искусства, наглядно демонстрируют художественные направления, появившиеся в результате взаимопроникновения двух различных, подчас враждебных миров – варварского и римского, и потому сочетают в себе традиции разных народов – римлян, германцев, гуннов, персов, народов Закавказья и Причерноморья

Сокровища эпохи Меровингов

оллекция из Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга. « Сокровища эпохи Меровингов»

Слово «сокровище» применимо ко всем этим предметам и в значении — «духовное сокровище красоты ушедшей цивилизации».

Работы по дереву

narodworld.ru

Культура древних германцев — научная работа

         Итак, устная и песенная культура древних германцев оставила нам памятники, которые, несмотря на искажения последующих эпох, отражают не только эпоху викингов, когда они преимущественно и были записаны, но и многие события, имена, обычаи, сказания и мифы той значительно более древней эпохи, когда варварские германские племена столкнулись с Римом и на его развалинах основывали свои первые государства.

         Отразились в этих памятниках также и некоторые мифы и той еще гораздо более древней эпохи, когда складывалась индоевропейская языковая общность, то есть языковая общность большинства европейских (и ряда азиатских) народов.   

§2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 

         О художественной культуре древних германцев мы можем судить преимущественно по ремесленным изделиям; на первом месте здесь стоит ювелирное мастерство.

         Правда, Тацит сообщает, что «германцы столь же мало заботятся об обладании золотом и серебром, как и об употреблении их в своем обиходе. У них много полученных в дар их послами или вождями серебряных сосудов, но дорожат они ими не больше, чем вылепленными из глины».72 Правда, историк добавляет, что «впрочем, ближайшие к нам [германцы] знают цену золоту и серебру из-за применения их в торговле и разбираются в некоторых наших монетах, отдавая иным из них предпочтение; что касается обитателей внутренних областей, то, живя в простоте и на старый лад, они ограничиваются меновою торговлею».73

         Как кажется, Тацит в противопоставлении «простоты» германцев нравам погрязшего в пороках и распутстве Рима слишком идеализирует древних германцев, приписывая практически всем германским племенам (кроме «ближайших» к империи) «простоту», которая присуща достаточно низкому уровню общественного развития; а германцы, как мы знаем, стояли уже на ступени разложения родоплеменного строя.

         Интересно, что и сам Тацит  буквально через несколько строк сам себе противоречит, говоря, что «германцы принимают в уплату лишь известные с давних пор монеты старинной чеканки, те, что с зазубренными краями, и такие, на которых изображена колесница с парной упряжкой»:74 А. С. Бобович уверен, что речь идет о так называемых серратах и бигатах - древних серебряных монетах достоинством в один денарий. В этих монетахсодержалось больше чистого серебра, чем в денариях Нерона, и предпочтение, которое им оказывали германцы, очевидно, этим и объясняется.75

         Таким образом, представляется маловероятным, что германцы не понимали, что такое золото и серебро, поскольку предпочитали они, как мы видим, монеты с большим содержанием серебра.

         Точно такое же противоречние мы видим в словах Тацита: «В золоте и серебре боги им отказали…»76 (далее он говорит: «Однако я не решусь утверждать, что в Германии не существует ни одной золотой или серебряной жилы; ведь кто там их разыскивал?»)77

         На самом же деле (как явствует из анналов того же Тацита!) серебро в Германии добывали: сам Тацит упоминает в «Анналах» о существовании в Германии во времена императора Клавдия серебряных рудников, и рассказывал. В частности, о Курции Руфе, «построившем в области маттиаков рудник для раздробления сереброносных жил».78

         А. С. Бобович также считает, что утверждение Тацита о том, что драгоценных металлов в Германии не добывалось, необоснованно. Согласно археологическим данным, уже в эпоху бронзы германцы изготовляли и украшения и утварь из золота и серебра.79

         Ну а сравнение германцев времен Тацита с германцами III века показывает, как велико было различие между ними и как увеличилось стремление к роскоши среди германцев. В III веке германское общество имело уже довольно сильную и богатую племенную занть, нуждавшуюся в тонких тканях, изящной утвари, драгоценных украшениях, хорошем вооружении, золоте и серебре.

         Местное ремесло достигло такого уровня, когда оно могло удовлетворять этим потребностям. О его состоянии позволяют судить находки в Шлезвигских болотах вещей, относящихся к середине III века и хорошо сохранившихся благодаря тому, что они были занесены торфом.

         Эти находки показывают, на каком высоком уровне стояли местное ткацкое, кожевенное, керамическое, стекольное, металлургическое производства, основанные на римской технике, которая была освоена и развита местными ремесленниками. Особенно большое значение имел уровень обработки металлов, из которых изготовлялись вооружение и многочисленные ювелирные изделия.80

         Особенно высокого уровня художественное (прежде всего ювелирное мастерство) достигло в Южной Скандинавии.

         Уже Тацит упоминает о свионах (обитателях Южной Скандинавии) как об искусных мореплавателях, у которых в чести богатство и сильнее, чем у других германских племен, «царская власть»,81 то есть наблюдается разложение первобытно-общинного строя и выделение племенной знати.

         Свидетельства эти подтверждаются данными археологии, которые показывают, что в первые века нашей эры в результате торговли с империей и соседними с ними племенами среди свионов выделяется богатая племенная знать. Особенно богатые погребения найдены в Ютландии, где скрещивались торговые пути Балтийского и Северного морей. В этих погребениях обнаружены драгоценные привозные ювелирные изделия, металлическая, глиняная, а позже и стеклянная посуда.82

         Необходимо сказать, что эти изделия послужили образцами для местных ремесленников, в результате чего местное ремесло достигло весьма высокого уровня. По римскому образцу изготовлялось превосходное оружие, украшения и т. д., причем с начала III века ввоз римских изделий и монет падает, местное ремесло освобождается от влияния римской провинциальной культуры и развивается более самостоятельно, хотя под значительным воздействием того стиля, который сложился в Северном Причерноморье и в III - IV вв. быстро распространился по Европе.

         В Скандинавии в это время преобладают изделия, украшенные цветной эмалью, полудрагоценными камнями, филигранью; есть предположение, что в III веке туда вторгались какие-то южногерманские племена, принесшие с собой это стиль.83

         Археологические находки III _ IV веко показывают, что, несмотря на упадок торговли с империей, богатства, сосредоточивавшиеся в руках племенной знати, в это время все возрастают, и, как следствие, увеличивается количество и вес прежде редких золотых изделий.

         Особенно интересны два золотых рога для питья, один длиной в 53 см, другой - в 84 см, украшенные фигурами людей и животных и снабженные рунической надписью, содержащей имя мастера.84

         Из всего этого мыв можем сделать вывод не только о достаточно высоком уровне художественного ремесла и культуры у древних германцев, но и об их эволюции, поступательном развитии, что подчеркивает высокий потенциал древнегерманского этноса в сфере художественного самовыражения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         Характеризуя культуру древних германцев, еще раз подчеркнем ее историческую ценность: именно на этой «варварской», полупервобытной, архаичной культуре выросли многие народы Западной Европы. Народы современной Германии, Великобритании, Скандинавии обязаны своей культурой тому удивительному сплаву, который принесло взаимодействие латинской античной культуры и древнегерманской.

         Несмотря на то, что древние германцы стояли на достаточно низком уровне развития по сравнению со своим могущественным соседом - Римской империей (которая, кстати, оказалась повержена именно этими «варварами»), и только-только переходили от родового строя к классовому, духовная культура древнегерманских племен вызывает интерес благодаря богатству форм.

         Прежде всего, религия древних германцев, несмотря на ряд архаичных форм (прежде всего тотемизм, человеческие жертвоприношения) представляет богатый материал по изучению общих индоарийских корней в религиозных воззрениях Европы и Азии, для проведения мифологических параллелей. Конечно, на этом поприще будущих исследователей ждет напряженная работа, поскольку остается масса «белых пятен» в этом вопросе. Кроме того, возникает немало вопросов по поводу репрезентативности источников. Следовательно, эта проблема нуждается в дальнейшей разработке.

         Не менее интересна и устная и песенная культура германских племен. До сих пор обе «Эдды» остаются одним из шедевров мировой литературы. Однако, как указывает А. Я. Гуревич, в отличие от литературы античного мира памятники древнесеверной литературы попали в круг интересов европейцев сравнительно поздно, только в конце XVIII - начале XIX в., и поэтому также пестрят «белыми пятнами» - и в переводе, и в интерпретации текста.85 Кроме того, добавим, что проблема еще и в соответствии дошедших до нас текстов реальной культуре древних германцев - этот вопрос также нуждается в дальнейшем изучении.

         Наконец, художественная культура древних германцев также ждет дальнейших исследований, прежде всего археологических. По имеющимся на сегодняшний момент данным мы можем судить о высоком уровне художественного ремесла, о том, насколько умело и самобытно заимствовали древние германцы элементы римского и причерноморского стиля и т. д. Однако несомненно и то, что любой вопрос таит в себе безграничные возможности для его дальнейшего исследования; именно поэтому автор данной курсовой работы считает это сочинение далеко не последним шагом в изучении богатой и древней духовной культуры древних германцев.

 

         СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

Источники  

  1. Младшая Эдда. Л., 1970.
  2. Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. - Л., 1963.
  3. Тацит К. Анналы // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 7 - 312.
  4. Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 337 - 356.
  5. Цезарь Г. Ю.  Записки о галльской войне. СПб., 1998.
 

Литература  

  1. Бобович А. С. Комментарий к «Анналам» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993.
  2. Бобович А. С. Комментарий к «О происхождении германцев и местоположении германцев» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993.
  3. Боднарский М. С. Античная география. М., 1953.
  4. Всемирная история. М., 1979. Т. 2.
  5. Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. М., 1979.
  6. Гусманов И. Г.  Греческая мифология. М., 1998.
  7. Западноевропейский эпос. Л., 1977.
  8. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
  9. Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. Калининград, 1996.
  10. Мифы древней Индии. М., 2000.
  11. Мифы народов мира. Т. 1.М., 2001.
  12. Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 года. М., 1959.
  13. Религия Древнего Рима. М., 1989.
  14. Стеблин-Каменский М. И. «Старшая Эдда» // Старшая Эдда. М. - Л., 1963. С. 181 - 213.
  15. Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976.
  16. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
  17. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1980.
  18. Щепановская С. (Семира), Веташ В. Астрология и мифология. СПб., 1998.

 

ПРИМЕЧАНИЯ 

student.zoomru.ru

Культура древних германцев - Германцы - Каталог статей

УСТНАЯ И ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА «В древних песнопениях, - а германцам известен только один этот вид повествования о былом…», Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 2 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 338. - пишет Тацит, обобщая в этой фразе сущность устной и песенной культуры древних германцев.

Конечно, древние германцы знали такую специфическую письменность, как руническую - сначала она имела чисто магический характер, но в III - IV вв. получает более широкое распространение, что свидетельствует о более высоком уровне развития, достигнутого древнегерманскими племенами, прежде всего племенами Скандинавии. Всемирная история. Т. 2. С. 789.

Тацит сообщает также, что «… некоторые памятники и могилы с начертанными на них греческими письменами и посейчас существуют на границе Германии с Рецией» Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 3 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 339. (правда, по мнению комментатора, речь идет по всей видимости, о надписях на кельтском языке, так как кельты пользовались греческим алфавитом Бобович А. С. Комментарий к «О происхождении германцев и местоположении германцев» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 631.).

Таким образом, определенные зачатки письменности древним германцам были известны. Тем не менее письменной культуры они не оставили; все то великое в сфере литературы, что нам известно, из поколений в поколения передавалось устно, чтобы в конце концов быть записанным в виде двух «Эдд», оставшихся нам как памятник поэтического дара безвестных древнегерманских сказителей.

Трудность изучения литературных этих памятников состоит в том, что все их записи произведены в христианское время, то есть намного позднее периоды их возникновения и полноценного бытования.

Необходимо заметить, что обычно героический эпос у древних германцев тесно срастается с мифологией. Однако в «Старшей Эдде», наиболее полном и художественном собрании германской поэтической мифологии, песни о героях довольно четко отделяются от песней о богах. Тем не менее в ряде существенных моментов граница между мифом и эпоом германцев оказывается расплывчатой или вовсе исчезает. Прежде всего обращает на себя внимание тенденция возводить роды германских и скандинавских королей и знати к асам (таковы генеалогии Инглингов, Скьёльдунгов, Вёльсунгов, англосаксонских королевских династий), Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. М., 1979. С. 8 - 9. что, впрочем, находит параллели у других народов (например, древних греков и римлян).

Между отдельными песнями «Эдд» есть довольно значительные стилистические различия, но в то же время для всей древнегерманской эпической поэзии характерен так называемы кеннинг, то есть замена существительного обычной речи перифразом, по меньшей мере двучленным (типа «дорога китов» вместо «море», «раздаватель золота» - «князь»).

Для стиля древнегерманской поэзии также характерно обилие собственных имен, что, с одной стороны, придает стилю конкретность, а с другой - нередко затрудняет понимание. Немало в не1 традиционности выражений, характерной для фольклора - повторяющихся формул, словесных клише и т. д.

Стиль песен германцев - это аллитерационный стих, форма стихосложения, которая возникла у германцев в глубокой древности, вероятно, еще до нашей эры, и сохранилась всего дольше в Исландии. Сущность этой формы стихосложения - в аллитерации, в регулярном повторении начального звука основы в слогах, несущих смысловое ударение. Стеблин-Каменский М. И. «Старшая Эдда» // Старшая Эдда. М. - Л., 1963. С. 186 - 189.

Характерно для древнегерманской поэзии компактность, лаконизм, стремительность - при ярком буйстве фантазии, рисующей «мир, где среди молний по небу скачут валькирии, драконы сторожат сокровища, боги вмешиваются в судьбу людей, - мир, который возник из тела убитого великана и погибнет во время последней битвы богов с чудовищами, когда звезды сорвутся с неба и огромный волк поглотит солнце». Там же. С. 181.

Итак, устная и песенная культура древних германцев оставила нам памятники, которые, несмотря на искажения последующих эпох, отражают не только эпоху викингов, когда они преимущественно и были записаны, но и многие события, имена, обычаи, сказания и мифы той значительно более древней эпохи, когда варварские германские племена столкнулись с Римом и на его развалинах основывали свои первые государства.

Отразились в этих памятниках также и некоторые мифы и той еще гораздо более древней эпохи, когда складывалась индоевропейская языковая общность, то есть языковая общность большинства европейских (и ряда азиатских) народов.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

О художественной культуре древних германцев мы можем судить преимущественно по ремесленным изделиям; на первом месте здесь стоит ювелирное мастерство.

Правда, Тацит сообщает, что «германцы столь же мало заботятся об обладании золотом и серебром, как и об употреблении их в своем обиходе. У них много полученных в дар их послами или вождями серебряных сосудов, но дорожат они ими не больше, чем вылепленными из глины». Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 5 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 339. Правда, историк добавляет, что «впрочем, ближайшие к нам [германцы] знают цену золоту и серебру из-за применения их в торговле и разбираются в некоторых наших монетах, отдавая иным из них предпочтение; что касается обитателей внутренних областей, то, живя в простоте и на старый лад, они ограничиваются меновою торговлею». Там же.

Как кажется, Тацит в противопоставлении «простоты» германцев нравам погрязшего в пороках и распутстве Рима слишком идеализирует древних германцев, приписывая практически всем германским племенам (кроме «ближайших» к империи) «простоту», которая присуща достаточно низкому уровню общественного развития; а германцы, как мы знаем, стояли уже на ступени разложения родоплеменного строя.

Интересно, что и сам Тацит буквально через несколько строк сам себе противоречит, говоря, что «германцы принимают в уплату лишь известные с давних пор монеты старинной чеканки, те, что с зазубренными краями, и такие, на которых изображена колесница с парной упряжкой»: Там же. А. С. Бобович уверен, что речь идет о так называемых серратах и бигатах - древних серебряных монетах достоинством в один денарий. В этих монетахсодержалось больше чистого серебра, чем в денариях Нерона, и предпочтение, которое им оказывали германцы, очевидно, этим и объясняется. Бобович А. С. Комментарий к «О происхождении германцев и местоположении германцев» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 632.

Таким образом, представляется маловероятным, что германцы не понимали, что такое золото и серебро, поскольку предпочитали они, как мы видим, монеты с большим содержанием серебра.

Точно такое же противоречние мы видим в словах Тацита: «В золоте и серебре боги им отказали…» Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 5 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 339. (далее он говорит: «Однако я не решусь утверждать, что в Германии не существует ни одной золотой или серебряной жилы; ведь кто там их разыскивал?») Там же.

На самом же деле (как явствует из анналов того же Тацита!) серебро в Германии добывали: сам Тацит упоминает в «Анналах» о существовании в Германии во времена императора Клавдия серебряных рудников, и рассказывал. В частности, о Курции Руфе, «построившем в области маттиаков рудник для раздробления сереброносных жил». Тацит К. Анналы, XI, 20 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 179.

А. С. Бобович также считает, что утверждение Тацита о том, что драгоценных металлов в Германии не добывалось, необоснованно. Согласно археологическим данным, уже в эпоху бронзы германцы изготовляли и украшения и утварь из золота и серебра. Бобович А. С. Комментарий к «О происхождении германцев и местоположении германцев» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 631 - 632.

Ну а сравнение германцев времен Тацита с германцами III века показывает, как велико было различие между ними и как увеличилось стремление к роскоши среди германцев. В III веке германское общество имело уже довольно сильную и богатую племенную занть, нуждавшуюся в тонких тканях, изящной утвари, драгоценных украшениях, хорошем вооружении, золоте и серебре.

Местное ремесло достигло такого уровня, когда оно могло удовлетворять этим потребностям. О его состоянии позволяют судить находки в Шлезвигских болотах вещей, относящихся к середине III века и хорошо сохранившихся благодаря тому, что они были занесены торфом.

Эти находки показывают, на каком высоком уровне стояли местное ткацкое, кожевенное, керамическое, стекольное, металлургическое производства, основанные на римской технике, которая была освоена и развита местными ремесленниками. Особенно большое значение имел уровень обработки металлов, из которых изготовлялись вооружение и многочисленные ювелирные изделия. Всемирная история. Т. 2. С. 786 - 787.

Особенно высокого уровня художественное (прежде всего ювелирное мастерство) достигло в Южной Скандинавии.

Уже Тацит упоминает о свионах (обитателях Южной Скандинавии) как об искусных мореплавателях, у которых в чести богатство и сильнее, чем у других германских племен, «царская власть», Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 23 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 355. то есть наблюдается разложение первобытно-общинного строя и выделение племенной знати.

Свидетельства эти подтверждаются данными археологии, которые показывают, что в первые века нашей эры в результате торговли с империей и соседними с ними племенами среди свионов выделяется богатая племенная знать. Особенно богатые погребения найдены в Ютландии, где скрещивались торговые пути Балтийского и Северного морей. В этих погребениях обнаружены драгоценные привозные ювелирные изделия, металлическая, глиняная, а позже и стеклянная посуда. Всемирная история. Т. 2. С. 788.

Необходимо сказать, что эти изделия послужили образцами для местных ремесленников, в результате чего местное ремесло достигло весьма высокого уровня. По римскому образцу изготовлялось превосходное оружие, украшения и т. д., причем с начала III века ввоз римских изделий и монет падает, местное ремесло освобождается от влияния римской провинциальной культуры и развивается более самостоятельно, хотя под значительным воздействием того стиля, который сложился в Северном Причерноморье и в III - IV вв. быстро распространился по Европе.

В Скандинавии в это время преобладают изделия, украшенные цветной эмалью, полудрагоценными камнями, филигранью; есть предположение, что в III веке туда вторгались какие-то южногерманские племена, принесшие с собой это стиль. Там же.

Археологические находки III _ IV веко показывают, что, несмотря на упадок торговли с империей, богатства, сосредоточивавшиеся в руках племенной знати, в это время все возрастают, и, как следствие, увеличивается количество и вес прежде редких золотых изделий.

Особенно интересны два золотых рога для питья, один длиной в 53 см, другой - в 84 см, украшенные фигурами людей и животных и снабженные рунической надписью, содержащей имя мастера. Там же. С. 789.

Из всего этого мыв можем сделать вывод не только о достаточно высоком уровне художественного ремесла и культуры у древних германцев, но и об их эволюции, поступательном развитии, что подчеркивает высокий потенциал древнегерманского этноса в сфере художественного самовыражения.

travian-trix.clan.su


Смотрите также