Конспект древний рим. Конспект урока по истории на тему "Древнейший Рим" (5 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект и презентация на тему "Древнейший Рим" (5 класс). Конспект древний рим


Конспект урока по истории “Древнейший Рим”

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Урок 50. Древнейший Рим

Цели: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты.

УУД: Сравнивать Природные условия Греции и Рима.

Соотносить Время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции.

Рассказывать Легенды, связанные с историей Рима.

Характеризовать Общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

Использовать Карты ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

Оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)».

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания не проводится, так как прошлый урок был контрольно-обобщающим.

Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1 План

Легенда об основании Рима.

Город на семи холмах и его обитатели.

Какое управление было в древнейшем Риме.

На доске: тема урока, новые слова: Патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание.

1. Рассказ учителя.

Итак, мы приступаем к изучению истории Древнего Рима - последнего этапа в развитии Древнего мира, охватывающего время с начала I тыс. до н. э. и до конца V в. до н. э. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как жили его древнейшие жители.

    Сравним природные условия, занятия, управление в Древней Греции и в Древнем Риме.

Работа по карте и беседа с учащимис с. 213).

    Где находится Италия? (На Аппенинском полуострове.)

    На берегу какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр.)

    Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? (Аппенинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции.)

    Какие горы прикрывают Италию с севера? (Это Альпийские горы.)

    Что можно сказать о рельефе этой страны? (В Италии много плодородных земель, есть хорошие пастбища, а значит, более благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сельским хозяйством. Береговая линия Аппенинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским, поэтому условия для развития мореплавания в Италии не так благоприятны, как в Греции.)

    Какие народы проживали на этом полуострове? (Галлы, этруски, латины, самниты.)

    Какие племена проживали на территории Рима? (Это племена латинов. Поэтому языком римлян был латинский.)

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 1 § 44, познакомиться с легендой об основании Рима.

Беседа по прочитанному.

    Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем.)

    Кто спас малышей от гибели? (Волчица, а потом пастух и его жена.)

    Из-за чего поссорились братья, став взрослыми? (Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города Ромула.)

    В честь кого получил название город Рим? (В честь Ромула, так как Рим - по-латински Рома.)

    Кто окружал и помогал Ромулу? (Ликторы, личная охрана Ромула.)

Сообщение учащегося о занятиях и быте жителей Рима.

Археологи доказали, что Рим возник в 753 г. до н. э. на холмах левобережья реки Тибр. Специалисты делят историю Рима на два основных периода. Первый из них - республика. Отсчет этого периода ведется с 510 или 509 г. до н. э. Республику сменила империя, образовавшаяся в 27 г. до н. э., когда к власти пришел первый римский император. В далекие времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили ослов, рогатый скот, свиней, коней. Они занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.

На завтрак римляне чаще всего ели хлеб или пшеничные бисквиты с медом, инжиром и маслинами. Завтрак они запивали вином или водой. Трандей (второй завтрак) состоял из хлеба и пищи, оставшейся от вчерашнего обеда. Главная дневная трапеза, так называемая дена, происходила после ежедневного посещения бань. Обед состоял из трех смен блюд. Сначала подавались салат, редис, грибы, устрицы и ракообразные, а также сардины и яйца. Эти кушанья запивались вином с медом. Главная смена блюд состояла обычно из семи кушаний, в том числе рыба, мясо и домашние птицы. Гарнир к ним - овощи, с разнообразными соусами.

Вместо того чтобы убирать со стола пустые блюда, рабы обычно уносили весь стол целиком и на его место приносили новый, на котором гостям предлагались фрукты, орехи и медовое печенье. Пищу запивали большим количеством вина. Римляне знали более двухсот сортов вин.

В эпоху республики на торжественных трапезах могли присутствовать только мужчины. В эпоху империи женщины стали часто разделять трапезы вместе с мужчинами. В старину римляне обедали, сидя вокруг столов на стульях. Впоследствии стало модным во время трапезы возлежать на специальных ложах и кушетках.

Одна из сторон стола оставалась свободной, чтобы рабы могли приносить новые кушанья и убирать опустевшие блюда. Вино за трапезой разливали и подавали гостям рабы. Иногда вино немного подогревали. Римляне не пользовались вилками и ножами. Они чаще всего ели прямо руками, иногда - ложками. Между сменами блюд омывали руки гостям.

Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 38-39.

Работа с новыми понятиями.

Патриции - потомки древнейших жителей Рима.

Плебеи - переселенцы из других поселений.

Сенат - заседание старейшин родов.

Народное собрание - высший орган власти управления Римом.

7. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и в тетрадях.

Прочитать п. 3 § 44 и заполнить схему.

www.testsoch.info

Конспект урока "Древнейший Рим" | Doc4web.ru

Ф.И.О. Максимова Татьяна Владимировна

Место работы: МБОУ «СОШ №3» г. Бородино Красноярского края

Должность автора: учитель истории и обществознания

Тема: Древнейший Рим

Цели:

  1. Способствовать формированию представления о зарождении древнеримской цивилизации.

  2. Создать условия для развития информационных и коммуникативных умений.

  3. Развитие интереса к теме через использование различных приёмов.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок-исследование.

Оборудование: Карта “Древний Рим”.

Понятия:

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.Патриции – потомки основателей Рима.

Даты: 753 год до н. э. – основание Рима.

I. Повторение пройденного материала.

Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.

На нильских берегах она была,Богатой и цветущею слыла.И ею фараоны управляли,Восстания рабов здесь подавляли. В мире есть сейчас она.Назови, что за страна.

(Египет)

Расскажите-ка, ребята,Где без леса и без горЛюди в древности росли.Где покой все обрели.Всё лепили мастера.И работа их до потаВыручала их всегда.

(Междуречье)

На восточном побережьеМоря СредиземногоГосударство моряковБыло очень древнее.И чтоб им торговать,Просто стали все писать.Кто же знал? Их алфавитВсе народы покорит.

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,У гуннов землю отобратьПравители решили стену возвести,Покой, чтоб вечный обрести.И людей великое множествоСогнали со всей страны.Заставили её строить,Чтобы не было войны.

(Китай)

Был он сильным, нужен былА не стало больше сил,Ему место учредилиДля таких, как он, что было.Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учитьЕго всяческим манерам.Чтобы стал для всех примером.Со стола не брать кусок,Смех закрыть свой на замок.И прилежно всё учить,Что учитель повелит.

(Педагог. Греция.)

II. Целеполагание.

- Какую страну мы изучили? (Грецию)

- Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (В Рим ). Покажите этот путь на карте.

Учитель объявляет тему урока.

III. Изучение нового материала.

Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране? (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)

На наших занятиях, изучая любую страну, мы используем определённый план.

Назовите его пункты.

(1. Географическое положение государства. 2. Природные условия.3. Занятия жителей. 4. Цари, правившие в данном государстве. 5. Культура.)

- Вопросы, которые мы будем рассматривать те же.- Давайте вспомним, какой источник мы используем при изучении географического положения страны? (карту)- Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства. - В наши дни Рим – это столица Италии.- Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта, Афины)- Ребята, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные)- Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

Выдвижение гипотез.

- Давайте представим, что мы с вами учёные – историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

Тогда за работу! Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)

- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

Внимание, задание:

Прочитать легенду и приготовить пересказ.

1 ряд: читает легенду об основании Рима в учебнике (пункт 1, стр. 204 - 206)2 ряд: работает с легендой по распечатке (Приложение 1 )3 ряд: с 1 по 3 парту по учебнику, 4 и 5 по документу.

Работа с источниками:

- Найдите расхождения в легендах.- Как вы думаете, почему мы нашли эти неточности?- Что в легендах вымысел, а что правда?

Сейчас уважаемые учёные – историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.

Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.

“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

Работа с картой:

Найдите на карте подтверждения, описанных природных условий.

Каким занятиям благоприятствовали они? (земледелию, рыболовству и торговле)

Любая страна это не только территория, но и население, которое там живёт. Обратимся к учебнику с.207 – 208. Знакомясь с текстом, выделите категории населения, проживающие в Риме.

Закрепление материала:

- Ребята о чём мы сегодня узнали на уроке?- Чтобы закрепить материал, мы поступим следующим образом:

1 ряд – решает тест;2 ряд – отгадывает кроссворд;3 ряд – отвечает на вопросы к источнику. (Приложение 2 )

Рефлексия:

Что я узнал для себя на уроке?Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?Комфортно ли мне было работать?

Оцени свой вклад в урок по листу самооценки

Приложение 1

Легенда об основании Рима.

Один из царей Альба-Лонги, умирая, призвал двух своих сыновей – Нумитора и Амулия и сказал им: «Пусть каждый из вас выберет себе что пожелает. Один пусть возьмёт корону и власть, другой – всё моё богатство».

Нумитор, выбрав корону, стал царём Альба-Лонги. Коварный Амулий взял себе золото, решив, что оно поможет ему добиться власти. С помощью заговора Амулий сверг брата с трона и стал повелителем города. У Нумитора была дочь Рея Сильвия, Амулий боялся, что у неё родятся дети, которые смогут отомстить ему за своего деда. Чтобы предупредить это, он назначил Рею Сильвию жрицей богини домашнего очага Весты. Жрицы этой богини – весталки – обязаны были дать обет безбрачия. За нарушения обета им грозила смерть.

Амулий успокоился, зная, теперь, что у Нумитора не будет внуков. Однако вскоре царю донесли, что Рея Сильвия родила двух мальчиков. Рассказывали, что их отцом был сам бог войны Марс.

Амулий был разгневан и испуган. Он приказал казнить Рею Сильвию, но за неё заступилась дочь Амулия. Амулий внял мольбам дочери и отменил казнь, повелев заточить Рею Сильвию в темницу навечно. Но детей царь не пощадил: он вызвал доверенного слугу и приказал ему бросить новорождённых в реку Тибр. Слуга взял младенцев, положилих в деревянное корыто и понёс к реке. Он спустился к воде, но побоялся волн и бурного, стремительного течения и оставил корыто на берегу. Раб полагал, что волна подхватит корыто, унесёт его и близнецы утонут.

Вода в реке быстро прибывала, и волна подхватила корыто, но течение вынесло деревянную колыбель на тихое место, где она и застряла в корнях большого дерева.

В это время пастух, пасший у реки царское стадо, увидел внизу, у воды корыто с двумя младенцами. Он заметил также и волчицу, которая подошла к этому месту, чтобы напиться. Пастух хотел броситься на помощь, так как подумал, что зверь сожрёт детей, но остановился, поражённый необыкновенным зрелищем. Он увидел, что волчица, подойдя к детям, ласково их облизала и стала кормить своим молоком. Затем прилетел дятел и принёс в клюве пищу. Когда волчица ушла, а дятел улетел, пастух спустился к реке, взял деревянное корыто с детьми и унёс к себе домой. Он назвал одного мальчика Ромулом, другого – Ремом.

Ромул и Рем выросли сильными, высокими юношами. Их уважали и любили за то, что они помогали бедным людям.

Смелость юношей обеспокоила Амулия, и он приказал схватить братьев.

Когда Рем шёл с товарищами, на него напали царские воины и схватили его. Пастух умолял Ромула помочь выручить Рема. Царю донесли, что какие-то вооружённые люди ворвались в город и движутся к дворцу. Это подоспел Ромул. Дворец был окружён, а Амулий убит.

Братья провозгласили своего деда царём Альба-Лонги, освободили из тюрьмы свою мать.

Ромул и Рем решили основать свой город. Выбрали место, куда когда – то были выброшены Тибром и где их вскормила волчица.

Братья спорили. Когда Ромул стал копать ров, Рем портил его работу. Насмехаясь, Рем перепрыгнул через ров и был убит. После похорон брата Ромул принялся за постройку города.

Приложение 2.

Задание. Прочитайте текст «Закон Ромула» - фрагмент из сочинения древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского.

  • Определите, кого считали римляне основателем закона и порядка в Риме;

  • Назовите, кто по закону считался в Риме низшим, а кто высшим;

  • Объясните, какие обязанности имели патриции, а какие плебеи;

  • Назовите, какие обязанности по отношению друг к другу имели патриции-покровители и плебеи, выбравшие покровителя.

ТЕКСТ «ЗАКОН РОМУЛА»

Ромул, отделив высших от низших, дал законы и установил, что кому из них делать; патрициям – управлять и исполнять жреческие должности, плебеям – возделывать землю, кормить скот и заниматься доходными ремёслами. Он поручил патрициям народ, разрешив каждому избирать кого он захочет себе покровителем. Патриции-покровители должны были объяснять законы тем, кто вступил под их покровительство, присутствовать и помогать им в суде. А те, в свою очередь, обязаны были помогать покровителю при выдаче замуж дочерей, если родителям недостаёт средств, выкупать их у врагов, если они сами или их дети взяты в плен, а также платить за них штрафы государству, если они будут осуждены.

Решите тест.

  1. Рим расположен:

А. на Балканском полуострове;

Б. на севере Европы;

В. в Италии;

Г. в Западной Азии.

  1. Природно-климатические особенности Италии:

А. каменистые почвы;

Б. полноводные реки;

В. суровые снежные зимы;

Г. высокогорные пастбища.

  1. Предание гласит, что матерью Ромула и Рема была:

А. волчица;

Б. богиня Веста;

В. богиня Гера;

Г. весталка Рея Сильвия.

  1. Плебеи – это:

А. переселенцы из других областей;

Б. люди, обращённые за долги в рабство;

В. народность, обитавшая к северу от Тибра;

Г. потомки древнейших жителей Рима.

  1. В управлении Древнего Рима не принимали участие:

А. цари;

Б. стратеги;

В. сенаторы;

Г. мужчины-патриции.

Список использованных источников

  1. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003

  2. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. М. Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003

doc4web.ru

Конспект урока по теме "Начало Римской истории"

Тема: Начало римской истории

Цель: ознакомить учащихся с историей Рима эпохи царей.

Планируемые результаты:

Формирование целостного Формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению на основе уважительного отношения к труду, формирование коммуникативной компетенции. Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Умение самостоятельно ставить цель и задачи своего обучения. Умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы. Смысловое чтение. Мировоззрения, ответственного отношения к учению на основе уважительного отношения к труду, формирование коммуникативной компетенции.

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.

Умение самостоятельно ставить цель и задачи своего обучения. Умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы. Смысловое чтение.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Здороваются, садятся

  1. Подведение к теме и целям урока

Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.

На нильских берегах она была,Богатой и цветущею слыла.И ею фараоны управляли,Восстания рабов здесь подавляли. В мире есть сейчас она.Назови, что за страна. (Египет)

Расскажите-ка, ребята,Где без леса и без горЛюди в древности росли.Где покой все обрели.Всё лепили мастера.И работа их до потаВыручала их всегда. (Междуречье)

На восточном побережьеМоря СредиземногоГосударство моряковБыло очень древнее.И чтоб им торговать,Просто стали все писать.Кто же знал? Их алфавитВсе народы покорит. (Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,У гуннов землю отобратьПравители решили стену возвести,Покой, чтоб вечный обрести.И людей великое множествоСогнали со всей страны.Заставили её строить,Чтобы не было войны (Китай)

Был он сильным, нужен былА не стало больше сил,Ему место учредилиДля таких, как он, что было.Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учитьЕго всяческим манерам.Чтобы стал для всех примером.Со стола не брать кусок,Смех закрыть свой на замок.И прилежно всё учить, что учитель повелит. (Педагог. Греция.)

Прослушайте стихотворение Аполлона Майкова (русский поэт) Древний Рим Определите о чем мы будем сегодня говорить?

Я видел древний Рим: в развалине печальной

И храмы, и дворцы, поросшие травой,

И плиты гладкие старинной мостовой,

И колесниц следы под аркой триумфальной,

И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,

Полуразбитые громады Колизея...

Приём «Корзина идей»

Что вы знаете о Древнем Риме?......

(Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, были бои гладиаторов, есть Колизей)

Скажите, чтобы вы хотели узнать об этом государстве?

Отгадывают загадки.

Определяют тему и цель урока

Называют примерно

- изучить… (г.п. и природные условия Д.Р.)

- познакомиться… (с основными занятиями др. римлян)

- научиться… (делать сравнительный анализ, работать с картой)

Спасибо, молодцы!

На сегодняшнем уроке, мы узнаем

  1. Местоположение Древнейшего Рима, природные условия, занятия жителей

  2. Легенда об основании Рима

  3. Город на семи холмах и его обитатели

  4. Управление в Д.Р.

Изучение нового материала

  1. Групповая работа

Первая группа по обозначенным критериям будет исследовать Древний Рим,

а вторая- Древнюю Грецию. Затем мы сравним полученные характеристики. Работая над заданием, пользуйтесь картой атласа, и вступительной статьёй к п.38 стр.204-205 (см. приложение)

Омывается Эгейским и Ионическим морями

Средиземным

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским Средиземным

Горы

Олимп

Альпы

Рельеф

горный, мало равнинных мест

долины, равнины, холмистые местности

Реки

мелкие, пересыхающие в жаркие дни

полноводный Тибр

Занятия

Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.

виноградарство, садоводство и выращивание зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов

Вопрос: в какой стране - в Греции или в Италии – природные условия были более благоприятны для жизни людей, почему?

Работа с картой.

- Посмотрите на карту, и скажите, что означают красные кружочки. (Колонии)

- Что означает слово «колония» (Посселение греков на чужих территориях)

- Какой вывод можно сделать? (Греки основали много колоний на юге Италии)

Работают в группах

Проверка работы по группам

Отвечают на вопросы

  1. Изучение легенды

Что такое легенда?

Николай Гумилёв, русский поэт серебряного века написал замечательные стихи. В них говорится о легенде, согласно которой и был образован Рим.

Рассмотрите изображение волчицы на стр.206 уч-ка

Волчица с пастью кровавой

На белом, белом столбе,

Тебе, увенчанной славой,

По праву привет тебе.

С тобой младенцы, два брата,

К сосцам стремятся припасть.

Они не люди, волчата,

У них звериная масть.

Задание: Используя параграф 38, прочитать легенду об основании Рима (стр. 206)

Задание: После прочтения дается листок перед вами «Легенда об основании Рима», но она с ошибками, ее составлял пятиклассник, и он перепутал факты. Нам с вами нужно исправить ошибки, а исправлять мы их будем с помощью «игры Светофор». Все вы знаете правила дорожного движения, На какой цвет светофора можно переходить улицу. А на какой нельзя? Вот и в игре, если услышите ошибку, поднимите красный сигнал светофора, а если ошибки нет - зеленый, значит можно двигаться дальше. (см Приложение 2)

Таким образом: Мы выяснили, что Ромул основал город, он же и стал первым римским царем. И произошло это в 753 году до нашей эры. 

Запись в тетрадях:

753 г до н.э –основание Рима

Читают легенду

Исправляют ошибки

Когда погибла древняя Троя, некоторым защитникам города удалось спастись. Во главе их стоял Эней. Сын троянца Энея основал в Лации город и назвал его Альба-Лонга.В городе Альба-Лонге правил потомок Энея — Нумитор. Младший брат его — Амулий был коварный и жестокий человек. Амулий ненавидел своего брата — Нумитора и он сверг его а начал править сам. Жестокий Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь Рею Сильвию заставил сделаться жрицей богини Весты — весталкой. Вскоре у Реи Сильвии родились два мальчика-близнеца. Их отцом был бог войны Марс.Амулий приказал казнить Рею Сильвию, а детей её бросить в Тибр.У реки Волчица услышала крик, подошла к детям и напоила своим молоком.Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал. Одного из близнецов он назвал Ромулом, а другого Ремом. Ромул и Рем выросли сильными и отважными воинами. Узнав тайну своего происхождения они убили Амулия. Вместе со многими собравшимися вокруг них людьми братья решили основать новый город. Они выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром, — Палатинский холм.Между братьями произошла ссора. Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь, которым Ромул хотел окружить стену города. Разгневанный Ромул убил брата и над его трупом воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!»

Записывают в тетрадях

  1. Физкультминутка:

На правильную формулировку вопроса учителя дети поднимают руки вверх, делают хлопок, на неправильную приседают и делают знак рукой тише.

1 Италия находится на Балканском п-ове? Приседают тише

2 На территории Апеннинского п-ова теплый климат? Хлопок, руки вверх.

3 Горы Рима богаты строительным камнем и металлами? Руки вверх, хлопок.

  1. Весталка-это жрица пастбищ и леса? Присед, тише

  2. Ромул и Рем сыновья бога Марса? Руки вверх, хлопок

6. Сыновья Реи Сильвии были воспитаны собакой? Присед, тише

Учувствуют в физкультминутке

  1. Сценка

После просмотра сценки: определите состав населения

Состав населения: историческое погружение: диалог в двух лицах «Случай у ручья» ,прослушивая который ответьте, как назывались жители Рима

-Публий: Посторонись, простолюдин! Я из знатного рода Ливиев! Мы – патриции,- коренные жители Рима!

-Луций: -Да, это так, но без нас переселенцев, плебеев, вы не смогли бы развиваться и защищать свои границы. Мой отец- ремесленник. А старший брат несет военную службу!

-Публий:-Несчастные чужеземцы, - несите свой крест! И не переходите дорогу хозяевам этой земли, почитающим своих предков!

Запись в тетрадях:

Патриции-полноправные жители Рима

Плебеи- переселенцы, неполноправные жители Рима

Отвечают о плебеях и патрициях

Записывают в тетрадях

  1. Закрепление:

Кто такой Ромул?

Когда был основан Рим?

Кто такие патриции и плебеи?

Ромул был первым царём Древнего Рима 753 — 716 гг. до н. э.

В 753 году до н.э.

Население Рима.

  1. Рефлексия.

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.

hello_html_m21995735.jpg

1 Сегодня я узнал(а) ........................

2. Я выполнял(а) задания ........................

3. Материал урока мне был: понятен / не понятен

Отвечают на вопросы

  1. Домашнее задание.

Параграф 38, Задания на выбор:

-подготовить рассказ: «Я путешествую по Древней Италии»;

- нарисовать рисунок по легенде о Ромуле и Реме.

Записывают домашнее задание

  1. Комментирование оценок

Приложение 1

Приложение 2

Древняя легенда связывает начало римской истории с потомками троянского героя Одиссея. Одним из латинских городов правил царь Навуходоносор. У него была дочь Клеопатра. Злой брат Сет сверг Навуходоносора, а его дочь заставил стать весталкой. Клеопатра родила двух прекрасных близнецов, дочь и сына.

«Лжет и смерти не избежит! - вскричал Навуходоносор вне себя от гнева. – Эй, слуги! В волнах Нила утопите близнецов!» Слуги бросили корзину на мелководье. На жалобный крик прибежала собака, она согрела близнецов своим телом и накормила их своим молоком. Близнецов нашел пастух, принес их домой. Пастух назвал детей Афина и Марс. Став взрослыми дети решили основать новый город. Поссорившись с братом, Афина убила его и назвала город своим именем. Так в 776 году был основан город Афины.

Приложение 3

Состав населения: историческое погружение : диалог в двух лицах «Случай у ручья» ,прослушивая который ответьте, как назывались жители Рима

-Публий: Посторонись, простолюдин! Я из знатного рода Ливиев! Мы – патриции,- коренные жители Рима!

-Луций: -Да, это так, но без нас переселенцев, плебеев, вы не смогли бы развиваться и защищать свои границы. Мой отец- ремесленник. А старший брат несет военную службу!

-Публий:-Несчастные чужеземцы, - несите свой крест! И не переходите дорогу хозяевам этой земли, почитающим своих предков!

infourok.ru

Конспект урока по истории на тему "Древнейший Рим" (5 класс)

Конспект урока для 5 класса по курсу

«Всеобщая история. История Древнего мира»

Тема урока: Древнейший Рим.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;

Продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать на карте исторические объекты.

Основные методы обучения:

методы получения новых знаний: рассказ, беседа, объяснение, работа с познавательными и документальными текстами; организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.

методы закрепления полученных знаний: беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.

Средства обучения: карта «Древняя Италия (до середины III века до н.э.)», Атлас «История Древнего мира», учебник Ф.А. Михайловского «История Древнего мира», мультимедиа презентация, познавательные задания.

Основные понятия и термины темы урока: Апеннинский полуостров, о. Сицилия, Рим, р. Тибр, латины, Ромул и Рем, ликтор, сенат, патриции, плебеи, Сервий Тулий, Тарквиний Гордый, республика.

Основные даты темы урока:

753 г. до н.э. – легендарная дата основания Рима.

509 г. до н.э. – установление в Риме республики.

План изучения нового материала:

  1. Природные условия и население Древней Италии;

  2. Рим в первые века своего существования.

Ход урока

Виды деятельности на уроке

Содержание урока

Вводное слово учителя

Определение цели урока

Вопросы классу на актуализацию раннее полученных знаний

Рассказ учителя с элементами беседы

Вопрос классу

Рассказ учителя с элементами беседы

Решение познавательных заданий

Рассказ учителя с элементами беседы

Вопросы классу на актуализацию раннее полученных знаний

Вопросы классу на актуализацию раннее полученных знаний

Вопросы классу на актуализацию раннее полученных знаний

Рассказ учителя с элементами беседы

Вопросы классу

I этап. Организационный момент.

Приветственное слово учителя, проверка посещаемости, готовности к уроку.

II этап. Вводное слово учителя. Актуализация раннее полученных знаний. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Итак, мы приступаем к изучению истории Древнего Рима – последнего этапа в развитии Древнего Рима, охватывающего время с начала I тыс. до н.э. и до конца V в. до н.э. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как жили его древнейшие жители.

Цель урока: Сравнить природные и географические условия Древней Греции и Древнего Рима.

III этап. Изучение нового материала.

  1. Природные условия и население Древней Италии.

Вопросы классу:

- В какой части Средиземного моря находится Италия?

- Знали ли древние греки об этой стране?

- Как называется треугольный остров возле Италии?

- Какая крупная греческая колония на нем существовала?

- Кто такой Алкивиад?

- Какие военные действия вели греки на Сицилии?

Учитель: В период Великой колонизации греческие переселенцы были удивлены, увидев в незнакомой стране широкие луга, на которых местные жители пасли стада коров. В скалистой и каменистой Греции ничего подобного не было. По острогам гор и каменистым холмам греки пасли только коз и овец. Греческие мореплаватели-колонисты назвали новую страну Италией, что значит «страна телят».

Страна Италия похожа на сапог – женский сапог на высоком каблуке. Италия расположена на полуострове, который называется Апеннинским. Сапог как бы пинает камень треугольной формы – о. Сицилия.

Вопрос классу:

- Как вы думаете откуда происходит название острова?

Учитель: Италия, как и Греция, – морская страна. Море окружает Италию почти со всех сторон. На восточном побережье Италии мало бухт. Здесь отвесные скалы поднимаются прямо из воды или же тянутся мели, затрудняющие стоянку кораблей. Южное и Западное побережья имеют удобные бухты.

Задание классу:

- В Эгейском море много островов, а в морях окружающих Италию, их гораздо меньше. Определите по карте названия трех больших островов близ западных берегов Италии. Покажите их на настенной карте.

- Подумайте, где природа благоприятствовала более раннему развитию мореплавания: в Греции или в Италии. Почему? (Меньшее сравнительно с Грецией число бухт и островов в окружающих морях сдерживало развитие мореплавания у многих народностей Италии. Римляне на протяжении нескольких веков боялись и не любили моря).

Учитель: Италия, как и Греция, - южная теплая страна. В году здесь много жарких солнечных дней. Суровых морозов не бывает, и не нужна зимняя одежда, которую носят северяне. Весна начинается в феврале, когда зацветает миндаль и плодовые деревья.

Наличие гор, Балканских в Греции и Апеннинских в Италии, на первый взгляд черта сходства. Однако это не совсем так: вспомните, что представляли собой горы в Греции. Какими они были? Как влияли на связи между областями Греции? Почему в Греции было много государств? Что мешало объединению страны?

Апеннинские горы тянутся с севера на юг, но не высоки и не делят страну на изолированные районы как в Греции. Они не такие дикие, крутые и обрывистые, как Балканские. Через эти горы есть перевалы и уже в древности здесь были проложены дороги. Поэтому Италия очень рано оказалась объединенной под властью одного государства – Рима.

Вспомните, что вам известно о почвах в Греции. Были ли они плодородными? От чего часто погибал хлеб в полях?

В Италии были прекрасные условия для развития с/х: много плодородных земель, пастбищ. Дождей здесь выпадает больше чем в Греции, поэтому засуха не угрожает земледельцам. Жители Древней Италии выращивали много зерна, овощей, фруктов, винограда, оливок.

Италия обладала великолепными пастбищами, здесь не было необходимости запасать сено на зиму. Круглый год скот пасся на подножном корму: летом – на высоких лугах (в долинах трава выгорала), а зимой животных перегоняли в долины.

Что представляли собой реки в Греции? Для каких целей они были малопригодны?

Реки в Италии, например Тибр и По, полноводные и судоходные, они связывали различные районы страны.

Благоприятные условия для жизни Италии привели к тому, что уже в древности вся страна была заселена многими народностями. Латины – по левому берегу Тибра. Севернее латинов жили этруски и умбры, южнее латинов (на «шпоре» «сапога») – апулы, на севере страны, в долине реки По, - галлы. На юге Италии и Сицилии находились колонии греков.

  1. Рим в первые века своего существования.

Учитель: История Древнейшего Рима окутана различными легендами, одной из которых является легенда об основании Рима. О ней вы прочитаете дома в учебнике, но скажу одно, что римляне считали себя потомками самих троянцев, а легендарной датой основания Рима считается 753 год до н.э.

По легендам Римом правили один за другим 7 царей. Первым из них был Ромул, основатель города Рима. Цари в Риме были равны басилеям Древней Греции – общинные вожди.

Важно шествовали цари, окруженные 12-ю ликторами (стражниками), перед народом в пурпурном плаще, в высоких красных сандалиях, с жезлом из слоновой кости, украшенным золотой фигуркой орла.

Цари должны были советоваться с сенатом – советом старейшин знатных и богатых римских родов. Наиболее важные вопросы решались высшим органом власти в Риме, народным собранием, постановления которого имели силу закона.

Власть царя не передавалась по наследству. После смерти царя сенат выбирал нового правителя, а народное собрание утверждало кандидатуру и провозглашало нового царя.

Потомки коренных жителей Рима, его свободное население именовало себя патрициями.

Цари вели много войн с соседними племенами, и часто завоеванное население переселяли в Рим. Некоторые переселялись сами. Со временем переселенцев становилось все больше и больше. Их называли плебеями – пришлое население. Они тоже были римлянами, но не полноправными.

Только патриции заседали в сенате, участвовали в народном собрании, избирали царя. Все военные трофеи они забирали себе, не оставляя ничего плебеям. Но плебеи тоже были римлянами, они служили в войске, сражались за Рим. Между патрициями и плебеями постоянно шла вражда.

Шестой римский царь Сервий Тулий создал новое народное собрание, в которое входили уже все римляне.

Седьмой царь, Тарквиний Гордый, одних патрициев казнил вовсе, а других выселил из Рима. Недовольные Тарквинием Гордым, патриции изгнали его в 509 году до н.э. и договорились больше не выбирать царей. Пусть правит общество. Такое управление назвали республикой – т.е. общественным управлением.

V этап. Закрепление изученного.

- В какой стране возник город Рим? На каком полуострове? На берегу какой реки?

- Почему Италия уже в древности была населена многими племенами? Что привлекало эти племена в Италию?

- Сколько царей правили Римом? Назовите имя первого царя и последнего царя? Кто такие ликторы?

- Кто такие патриции и плебеи?

VI этап. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 38 пересказ, вопросы к параграфу.

infourok.ru

Древний Рим (конспект урока)

Открытый урок «Древний Рим» (по ФГОС)

Учитель: Луценко Юлия Юрьевна

ГБОУ СШ №4 г. Байконур

Цель:

- рассмотреть местоположение, природные условия, занятия жителей Италии, историю возникновения Рима в эпоху царей;

- формировать умения работать с различными источниками информации, правильно показывать по карте изучаемые объекты;

- развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, познавательного интереса;

- воспитывать интерес к предмету;

- коррекция мышления на основе установления логических связей.

Задачи:

Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции  гуманистических нравственных ценностей;

Предметные – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима;

Метапредметные - развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и  использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы и приемы: частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, сравнение исторических объектов.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

- показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива. 

Организация образовательного пространства

Учебник: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс.  М. –Просвещение, 2012

Информационный материал: рисунки учебника, историческая карта.

Интерактивный материал: презентация,  интерактивная  доска,  карта,  жетоны,  карточки.

Раздаточный материал: сигнальные карточки «да» и «нет», конверты с заданием для игры «Реставрация.

Основные понятия:

Италия, римляне, земледелие, садоводство, ремесло, животноводство, мореплавание, рыболовство, Ромул, 753 год до н.э.

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать вас на уроке истории! Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, история которой завершает историю Древнего мира. (Слайд 1)

Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу помощь.

А сейчас давайте разомнёмся. (Речевая разминка)

- Какой сейчас урок?

- Какое сейчас время года?

- Какой сегодня день недели?

- Какой сейчас месяц?

- Какой сейчас год?

- Какой сейчас век?

- Какой период истории мы изучаем?

- Какая сегодня дата?

- Как называется наше государство?

А вот на вопрос «Историю каких государств мы изучали?» я предлагаю ответить так.

Работа с картой.

Представьте, что мы путешествуем по Средиземному морю. Покажите на карте Средиземное море.

Наш кораблик зашёл в воды Средиземного моря и плывёт по северному побережью какого континента? (Африки)

Какое древнее государство первым встречается на нашем пути? (Египет)

О каких достопримечательностях Египта ты можешь нам рассказать?

Ученик: Египет – одно из самых древних государств. Он расположен на берегу реки Нил. Государство образовалось в третьем тысячелетии до н.э. Там правит владыка Египта фараон со своими вельможами. Здесь мы можем увидеть одно из чудес света пирамиды. Самая высокая – пирамида Хеопса.

Учитель: Спасибо, садись. Наш кораблик плывёт дальше по южному побережью Средиземного

моря. Поворачивает к восточному побережью Средиземного моря. Проплывает какие

государства, с которыми мы с вами познакомились?

Ученик (у доски): Древнееврейское царство с главным городом Иерусалим. Далее мы

проплываем мимо древней Финикии.

Учитель: А что ты мне расскажешь о финикийцах?

Ученик: Финикийцы были опытными мореплавателями. Они образовали много колоний на

берегах Средиземного моря. Они основали г. Карфаген в Северной Африке. А ещё они

создали древнейший алфавит, который состоял из 22 букв. Каждая буква обозначала

согласный звук. В последствие от финикийского и греческого алфавитов произошли

все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

Учитель: Куда мы попадём дальше на нашем кораблике?

Ученик: Мы огибаем п-ов Малая Азия. Здесь находилось Троянское царство. Его

разграбили и сожгли греки около 1200 года до н.э. Потом его заняли персы.

Учитель: Пусть наш кораблик повернёт на запад. Какое море он пересечёт?

Ученик: Эгейское.

Учитель: И тогда мы приплывём куда?

Ученик: К Балканскому п-ову.

Учитель: Какое государство расположено на юге Балканского п-ова?

Ученик: Здесь расположено государство Древняя Греция.

Учитель: Что тебе запомнилось из истории этого государства?

Ученик: Греция состояла из отдельных независимых полисов. Самые крупные Афины, Спарта. В Афинах архонт Солон в 594 г. до н.э. заложил основы демократии.

В г. Олимпии в 776 г. до н.э. состоялись первые олимпийские игры. Греческие полисы отстояли свою независимость в борьбе с персидским царством. Самые крупные сражения греко-персидских войн – это

Марафонская битва 490 г. до н.э.

Саламинское сражение – в 480 г. до н.э.

Здесь совершили свой подвиг 300 спартанцев во главе со своим царём Леонидом в битве в Фермопильском ущелье с персидской армией во главе с Ксерксом.

Но в 338 г. до н.э. в битве греков с македонским царством во главе с Филиппом II при Херонеи греки потеряли свою независимость.

Учитель: Спасибо. Если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов необычного по своему очертанию п-ову. (Показываю Апеннинский п-ов).

Что своим очертанием что он напоминает? (Сапожок) (Слайд 2)

Этот п-ов называется Апеннинский п-ов.

Работа с картой

Откройте учебник на стр. 203. Найдите Апеннинский п-ов.

Какой остров находится у его носка? (остров Сицилия)

Своим каблучком он как будто наступает на Грецию.

Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией.

Найдите на карте и скажите мне , какими горами на севере полуостров отделяется от материковой части Европы? (средневысокими Альпийскими горами) (Слайд 3)

Какое море омывает западное побережье Апеннинского п-ова? (Тирренское)

Какое море омывает восточное побережье Апеннинского п-ова? (Адриатическое)

С юга? (Средиземное море)

Какие народы проживают на этом полуострове? (галлы, умбры, этруски, латины, самниты)

Каковы же природные условия этого п-ова и чем занимались его жители?

По ходу рассказа учителя, учащимися заполняется таблица.(Слайд 4)

Природные условия

Занятия жителей

Италия окружёна морями, обилие близлежащих островов

Мореплавание

Много плодородной земли

земледелие

Много сочных пастбищ

скотоводство

В Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге - оливковые деревья, гранаты и миндаль

садоводство

Моря были богаты рыбой и моллюсками

рыболовство

Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина.

ремесло

Учитель: Чтобы узнать, историю какого же государства мы будем изучать, вам надо решить ребус. (Слайд 5 и слайд 6)

Древний Рим – это ещё одно древнее государство. Оно располагается на Апенниском п-ове. (слайд 7)

Откройте тетради и запишите тему урока «Древнейший Рим» (Учащиеся записывают тему урока в тетради)

А теперь найдите на карте, на берегу какой реки основан Рим? (на берегу реки Тибр).

История Римского государства начинается с истории города Рима (слайд 8)

(Слайд 9) Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах.

Откройте учебник на стр. 206 «Город на семи холмах» и найдите название этих холмов.

Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий.

А теперь в этом же разделе найдите год основания города Рим.

- Основание города Рима относиться к 753 г. до н. э.

А теперь запишем в тетрадях: «На Апенниском полуострове на берегу реки Тибр на семи холмах (Палатин, Авентин и Капитолий и др.) расположен город Рим. Город Рим основан в 753 г.»

- Существует легенда о том, как появился этот город. (слайд 10)

Вы сейчас сами составите эту легенду.

Работа с текстом в форме игры «Реставрация».

Учитель выбирает текст по изучаемой теме. Каждое предложение должно начинаться с новой строки и нести самостоятельную смысловую нагрузку.

Необходимо разрезать текст на полоски. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры. На уроке или индивидуальном задании ученику необходимо восстановить текст с опорой на учебник стр. 204 -206.

Для удобства проверки учитель в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении задания учеником из этих букв складывалось словосочетание (об этой «головоломке» учащийся не предупреждается).

Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся необходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение информации.

Кто первый составил, пусть зачитает.

А теперь я проверю, как вы запомнили легенду о создании Рима. Встаньте, пожалуйста. Я буду вам говорить предложения. Если формулировка правильная, вы поднимите руки вверх и сделаете хлопок. Если неправильная, присядете и сделаете знак рукой тише. Готовы?

Мальчиков, которых родила Рея Сильвия звали Роман и Рем.(приседают)

-А как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем)

Злой Амулий приказал убить близнецов. (Хлопают)

На жалобный крик братьев прибежала корова и накормила их своим молоком. (Приседают)

- А кто спас малышей от гибели? (волчица)

Ромула и Рема воспитали пастух с женой. (Хлопают)

- В тех местах, где так чудесно они спаслись, братья решили основать новый город. (Хлопают)

- Когда Рем стал строить оборонительную стену, Ромул в насмешку перепрыгнул через неё. За что Рем убил Ромула. (Приседают)

- Город Рим был назван в честь Ромула, т.к. Рим – по- латински Рома. (Хлопают)

Мы немножко размялись, садитесь. А теперь продолжим.

- Какое племя жило на берегу реки Тибр? (племя латинов)

Давайте запишем в тетрадях « Город Рим получил своё название в честь одного из братьев Ромула, т.к. Рим – по- латински Рома».

- Ребята, греки говорили на греческом языке, египтяне – на египетском. А на каком языке, как вы думаете, говорили римляне? (Латинском, потому что Рим расположен там, где жили племена латинов).

- Так когда был основан город Рим? (слайд 12)

Ромул стал первым царём Рима. В учебнике на стр. 206 прочитайте и ответьте на вопрос

«Кто окружал Ромула и помогал ему?» ( Его сопровождали охрана из двенадцати воинов. Они назывались ликторами. Ликторы – личная охрана Ромула).

Жители Рима назывались Римлянами.(Слайд 13)

-Вспомните, пожалуйста, как назывались свободные коренные жители Афин? (Граждане)

- В Риме коренных жителей называли патрициями (слайд 14)

- А как назывались жители Афин, которые переехали сюда жить из других городов? (Переселенцы)

- В Риме переселенцев из завоеванных Римом поселений, а также из других областей Италии называли плебеями (слайд 15)

Таким образом, все население Рима делилось на патрициев и плебеев (Слайд 16)

Запишем в тетрадь:

Население Рима:

  1. Патриции – потомки древнейших жителей Рима

  2. Плебеи – переселенцы из других областей Италии.

Какое же управление было в Древнем Риме? Прочитайте учебник на стр. 208. первый абзац.

- Кто из жителей Рима принимал участие в управлении древнейшим Римом? (Только патриции)

- Кому принадлежала высшая власть? (Народному собранию)

- Что входило в функции народного собрания? (Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно). (Слайд 19)

- Какой ещё орган власти был в Риме? (Сенат, в котором заседали старейшины родов) (Слайд 20)

Закрепление

Задание Найдите ошибку в тексте. Работа с сигнальными карточками «да» «нет»

- На Апеннинском полуострове располагалась Древняя Греция? (нет). А какое государство? Древний Рим.

- Город Рим был основан в 735 году до н.э.? (нет). А в каком? 753 г. до н.э.

- Основателем города Рима был Рем (нет). Ромул

- Жителей Рима называли ромулы (нет). Римляне.

- Основными занятиями населения были ремесло. (нет). Мореплавание, земледелие, скотоводство, рыболовство.

- Ромул первый царь Рима (да).

- Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя патрициями? (да).

Учитель: Мы с вами сегодня только начали знакомиться с историей Древнего Рима (слайд 17). Впереди это государство ждут великие открытия и потрясения. Но это совсем другая история.

А сейчас…

Рефлексия: игра «Рожицы»

Ребята, вы когда-нибудь строили рожицы? Замечательно. Давайте попробуем изобразить на лице неудовольствие, радость, непонимание.

А теперь я вам буду задавать вопросы, а ответ читать на ваших лицах. И это я запечатлею на фото.

- Вам понятен был урок? (дети мимикой дают ответ)

- Вам понравился урок? (дети мимикой дают ответ)

Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

В ходе изучения новой темы вы все хорошо поработали, но особенно хочется отметить …

3. Домашнее задание. (Запись домашнего задания в дневнике)

§44, читать отвечать на вопросы.

- Что нового ты узнали на этом уроке?

Самоанализ урока «Древний Рим»

Урок разработан для обучающихся 5 –х классов. Проведён был урок в 5«а» классе, где обучаются 24 человека. Ученики имеют средние и выше среднего познавательные способности, владеют мыслительными операциями – анализ, обобщение, сравнение, умозаключение, выбор главного из предложенной информации.

Тема урока: Древний Рим

Тип урока - урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы.

Дидактическая задача (задача, которую учитель ставит для себя):

- сопровождать учащихся в процессе усвоения темы «Древний Рим»;

- создать условия для систематизации изученного и изучения нового материала;

- выявить уровень овладения системой знаний и умений.

Перед учащимися я ставила следующие задачи:

Личностные:

- изучить историю возникновения Рима в эпоху царей;

- формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать их.

Метапредметные:

Регулятивные:

-формировать умения формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

-формировать умения строить сообщения-рассуждения в устной форме, в том числе исследовательского характера; умения систематизировать, анализировать, сравнивать.

Коммуникативные:

-формировать умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию;

- проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

- развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и  использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметные:

- знать следующие понятия: Италия, римляне, патриции, плебеи, Ромул,753 г. до н.э.

- знать местоположение, природные условия, занятия жителей Италии, историю возникновения Рима в эпоху царей.

В ходе урока учащиеся выполняли следующие виды деятельности:

1 этап – актуализация знаний по теме «Древнейшие государства на берегах Средиземного моря»: виртуальное путешествие (работа с картой).

2 этап - целеполагание: отвечают на вопросы, работают с презентационным материалом (решают ребус), строят монологические высказывания, формулируют тему урока.

3 этап – изучение нового материала: самостоятельно работают с картой, текстом параграфа, анализируют, сопоставляют путём игры «Реставрация». Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся необходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение информации.

4 этап – рефлексия содержания учебного материала: Работа с сигнальными карточками «да» «нет».

Методы и приемы: частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, сравнение исторических объектов.

Использование информационной технологии позволяло придать уроку образную выразительность и особую значимость.

Используется во время урока здоровьесберегающая технология.

Кроме того, учащимся предлагается система разнохарактерных заданий.

В течение урока старалась активизировать познавательный процесс, ставя перед учениками новые проблемы и задания. В решении этих проблем и заданий старалась поддерживать активность учеников, не навязывая своей точки зрения.

Итоги подводились по результатам ответов учеников.

Таким образом, считаю, что в конце урока цель была достигнута.

Получены следующие результаты:

Личностные результаты

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его;

Метапредметные результаты

Овладение

- навыками самостоятельного приобретения новых знаний (Личностные УУД),

- организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности (Регулятивные УУД)

Формирование умений работать в группах (Коммуникативные УУД)

Овладение приёмами систематизации знаний (Познавательные УУД)

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать следующие понятия: Италия, римляне, патриции, плебеи, Ромул,753 г. до н.э.

multiurok.ru

Конспект и презентация на тему "Древнейший Рим" (5 класс)

Предмет – история

Класс - 5

Лавренкова Елена Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Анцирская СОШ»

Автор УМК - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира. 5 класс. М. -Просвещение.

Тема урока - Древнейший Рим

Тип урока: Открытие нового знания. Технология интенсификации учебного материала на основе схемных и знаковых моделей, проблемного обучения, проведение исследования.

Цели урока: достижение следующих результатов:

Личностных – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Древнего мира.

Метапредметных - развивать умение, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметных – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, карта «Древний Рим», мультимедийная презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал.

I. Повторение пройденного материала.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. У нас сегодня урок-исследование, мы ненадолго превратимся с вами в ученых-историков, которые будут исследовать историю возникновения, природные особенности и занятия жителей – государства, с которым мы еще с вами не знакомы. Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали (слайд 1) (Приложение 6). Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.

На нильских берегах она была,Богатой и цветущею слыла.И ею фараоны управляли,Восстания рабов здесь подавляли. В мире есть сейчас она.Назови, что за страна. (слайд 2)

(Египет)

Расскажите-ка, ребята,Где без леса и без горЛюди в древности росли.Где покой все обрели.Всё лепили мастера.И работа их до потаВыручала их всегда. (слайд 3)

(Междуречье)

На восточном побережьеМоря СредиземногоГосударство моряковБыло очень древнее.И чтоб им торговать,Просто стали все писать.Кто же знал? Их алфавитВсе народы покорит. (слайд 4)

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,У гуннов землю отобратьПравители решили стену возвести,Покой, чтоб вечный обрести.И людей великое множествоСогнали со всей страны.Заставили её строить,Чтобы не было войны. (слайд 5)

(Китай)

Проверяем (слайд 6) В оценочном листе поставили себе оценку.

II. Целеполагание.

- Какую страну мы изучали на предыдущих уроках? (Грецию)

Работа по настенной карте. Учитель проводит путь исследования.

Учащиеся работают в атласе или по карте в учебнике стр. 213

- Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (В Рим ).

Итак, тема нашего сегодняшнего урока-исследования Древнейший Рим. (слайд 7)

III. Изучение нового материала.

Как у настоящих ученых-историков у нас должен быть определённый план. Вот он: (слайд 8)

Географическое положение

Природные условия

Занятие жителей

- Давайте вспомним, какой источник используют ученые при изучении географического положения страны? (карту)- Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства. - В наши дни Рим – это столица Италии.- Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта Афины)

Итак, вам как исследователям будет интересно узнать, (слайд 9)что Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

У вас на партах есть задания, которые помогут вам исследовать особенности климата и природные условия Рима. (Приложение1). Вам нужно подобрать правильное окончание к фразам

Давайте проверим, что у вас получилось.(Слайд 10) В оценочном листе поставили оценку.

А теперь, ученые-историки, я приготовила для вас задание, игру, но немного усложнила ее тем, что вы должны будете определить, какие особенности относятся к Риму, а какие к ранее изученной Греции, ведь вы как ученые должны уметь сравнивать и выделять нужные признаки.

- Ребята, как ученые-историки, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные)- Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

Выдвижение гипотез.

- Давайте представим, что мы с вами учёные –историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

Но прежде, чем мы начнем работать с источником, мы как ученые должны выдвинуть гипотезу: Скажите, как вы думаете, кто может является основателем государства? (человек, народ) (слайд 11)

- Это наши с вами предположения. Какое из них подтвердиться?

Внимание, а сейчас мы будем работать в группе, для этого нужно объединиться по 3-4 человека.

задание: (слайд 12)

Прочитать легенду и ответить письменно на вопросы викторины. (Приложение 8)

Работа с источниками (Приложение 2):

Легенда об основании Рима (слайд 13)

По левому берегу Тибра жило племя Латинов. В одном из этих городов правил царь Нумитор. Амулий брат Нумитора, был злой и завистливый хотел царствовать один. Он отнял у Нумитора власть. Для большей своей безопасности убил сына Нумитора, а дочь его Рею Сильвию сделал весталкой — жрицей богини домашнего очага Весты. Не прошло и года, Рея Сильвия родила от бога войны Марса двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра. А их мать взять под стражу. Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку дерева, не утонула. На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком. Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными. Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Вооружившись они убили Амулия и в тех местах, где были вскормлены волчицей решили основать новый город. Вскоре братья поссорились: Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным. Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем /Рим – по-латински Рома/ . Ромул стал первым царем Рима. Его везде сопровождала охрана из 12 воинов называлась Ликторами.

Викторина

Какое племя проживало по левому берегу Тибра? (Латины.)

Какой царь правил в одном из городов латинов? (Нумитор.)

Кто такой Амулий? (Младший брат Нумитора. Амулий отнял у него власть, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой.)

Кто такие весталки? (Жрицы богини огня и домашнего очага Весты.)

Как звали сыновей Реи Сильвии? (Ромул и Рем.)

Почему Амулий решил убить Ромула и Рема? (Боялся, что когда они вырастут, то отомстят за деда и мать.)

Как звали бога войны у латинов? (Марс.)

Кто помог братьям-близнецам выжить? (Их выкормила волчица.)

Как сложились отношения между братьями? (Они поссорились, и Ромул убил Рема.)

Кто стал первым царем Рима? (Ромул.)

Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома.)

Кто такие ликторы? (Вооруженная охрана царя.)

Зачем ликторы носили с собой связку прутьев и топор? (Царь мог приказать выпороть провинившегося или отрубить ему голову.)

(Слайд 13) Проверяем ответы---оцениваем результат.

- Что в легендах вымысел, а что правда?

Сейчас уважаемые учёные – историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.

Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом. (слайд 14)

ФИЗМИНУТКА (Слайд 15)

Ученые-историки мы узнали о возникновение Рима, а теперь давайте отправимся на экскурсии по Древнему Риму, а чтобы зафиксировать все, что мы увидим, давайте воспользуемся маршрутными листами, читаем 2 пункт учебника, и заполняем маршрутный лист (Приложение 3).

Маршрутный лист по теме:

«Город на семи холмах и его обитатели» параграф 44,п.2

Возникновение города Рим.

Ответьте на вопросы.

Сразу ли был построен город Рим? ___________

Что делали жители, что бы построить город?

(Перечислите их действия).

  1. ________________________

  2. ________________________

  3. ________________________

  4. ________________________

Город Рим.

Ответьте на вопросы

На чем он располагался?____________

Назовите некоторые из них. ____________________

В каком году возник Рим? _________________

Занятия римлян.

Ответьте на вопросы.

В чем жили римляне? _________________________

Что выращивали римляне?

____________________________________________

Кого разводили римляне? ____________________________________________

Чем занимались?

____________________________________________

Управление Римом. Прочитать пункт 3

Заполните схему

hello_html_m79a6762f.gif

Продолжите фразу:

В управлении Рима принимали участие ______________.

Старейшины родов заседали _____________. Высшая власть принадлежала __________________. Народное собрание объявляло ___________, заключало _________ и выбирало _________.

Итак, ученые историки, поделитесь своими знаниями. (слайд 16-22) Проверяем ответы. Ставим оценки.

Закрепление материала:

Проверим, что вы узнали сегодня на уроке? (слайд 18)

Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?

Итак, давайте оценим свою работу на уроке, используя оценочное окно, у меня три окошка (Приложение 4), а у Вас на партах улыбающиеся смайлики (Приложение 5), поместите свои смайлик в то окошко, которое соответствует вашему восприятию урока.

Оценочное окно.

Совсем не понятно

Понятно, но не все

Хорошо понятно (Приложение 7)

Поставьте себе оценку за урок.

Домашнее задание. (слайд 19)

infourok.ru

Конспект урока "Древний Рим"

Конспект урока

Тема урока: Древнейший Рим

Цель урока – формирование и закрепление знаний учащихся об основании Древнего Рима, его отличиях и сходствах с Древней Грецией.

Задачи урока:

Обучающая – формирование представления учащихся об основании Древнего Рима, его отличиях и сходствах с Древней Грецией.

Воспитательная – нравственное, культурное и политическое воспитание.

Развивающая – умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, анализировать документы, делать выводы, составлять опорный конспект.

Тип урока: изучение нового материала,

Вид урока: смешанный

Метод проблемного обучения.

Основные понятия и термины: демократия, республика, демос, патриции, плебеи.

Оборудование урока: интерактивная доска, учебник, наглядный материал (алфавит)

Ход урока.

1. Приветствие, проверка посещения.

2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

«Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу, и называется она «Древний Рим. Давайте узнаем, какое мнение высказали учёные об этой цивилизации»

- «Рим – это особая цивилизация»

- «Рим – это часть Древнегреческой цивилизации»

«Сравните мнения и факты, приведённые двумя учёными. В чём противоречие, какой возникает вопрос?»

Был ли Рим частью Греции? (Вариант учеников.)

Древний Рим – это особая цивилизация или часть древнегреческой?

(Авторский вариант.)

3. предложение версий.

Могут предложить:

1. Особая цивилизация.

2. Часть древнегреческой цивилизации.

3. В чём-то особая, а в чём-то похожа на Древнюю Грецию.

4. Планирование деятельности.

Ученики предлагают этапы решения проблемы:

1) Определить географическое положение Рима, рассмотреть миф о происхождении Рима.

2) Сравнить Древнегреческую и Римскую цивилизации

3)Решить поставленную проблему

1) Ученики используют учебник, и отвечают на вопрос когда и где возник Рим? Какая есть легенда о возникновении Рима?

Рим возник в 753 году до н.э.

2) Чтобы решить поставленную проблему ученики используют учебник, иллюстративный материал (алфавит), а также уже имеющиеся знания. Все это предлагается сделать в форме таблицы.

hello_html_7a493965.png

hello_html_2c616a6b.png

hello_html_m50fb61ec.png

hello_html_adedb05.png

5. Решение проблемы.

Проанализировав таблицу, ученики должны сами прийти к выводу, что «Рим – это особая цивилизация, но имеющая свои корни в Древнегреческой».

6. Повторение изученного материала.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: что сегодня нового вы узнали на уроке?

7. Домашняя работа.

ПАРАГРАФ 44.

infourok.ru


Смотрите также