Керамика древняя. Керамика. Прикладное искусство древней Руси.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как и когда появилась керамика. Керамика древняя


Керамика. Прикладное искусство древней Руси. — Славянская культура

Говоря о керамике Древней Руси невозможно не упомянуть известного русского учёного Б.А. Рыбакова Он говорит о двух системах горнов: — «двухъярусную с прямым пламенем» и «горизонтальную с обратным» (более совершенную). По своему происхождению первую систему, распространенную в небольших русских городах он связывает с устройством провинциальных римских горнов (гепдельбергского типа, а донецкий вариант — с фанагорийским), а вторую, встречаемую в более крупных городах, следует сближать с керченскими позднеримскими печами». Несмотря на то, что Рыбаков выводит типы русских горнов из гептельбергского, фангорийского, а также из керченских более поздних горнов, он, однако, почему-то забывает называть причину, дающую право ему это делать.

Обязательное применение горнов городскими мастерами повело к образованию термина чаръ» гончар. Т.И. Макарова тоже подтверждает тот факт, что гончары были в городах, но она говорит, что «гончары, как правило, селились на окраинах городов», образуя гончарные «концы» и слободы».

Вспоминая о гончарных концах нужно возвратиться опять-таки к «Ремеслу Древней Руси» и воспользоваться выдержкой из этой книги: «Гончарные концы Новгорода убедительно свидетельствуют в пользу возросшего значения городского гончарного дела. Ранний русский город IX—X вв. был местом первого применения I-го гончарного круга. Отсюда, из городских мастерских на княжеских и боярских дворах новая техника начала распространяться вширь, проникая в деревню.

Городская посуда Смоленска и Чернигова уже в X в. далеко опередила по своему качеству деревенскую.

Городские гончары значительно лучше готовили глиняное тесто, не применяя грубых примесей вроде дресвы. Существенно отличаются изделия городских гончаров от деревенских большой тщательностью отделки, большим разнообразием форм. По сравнению с деревней, гончарное дело в русских городах сделало значительные успехи. Целые кварталы крупных городов получили название по гончарам».

Способ загрузки горна удалось проследить только во Вщиже несмотря на плохую сохранность горна.

Вщижский горн был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил уже к концу, но еще не был завершен.

Рыбаков Б.А. приводит пять типов гончарных горнов, найденных в донецком городище. Вот что он пишет по этому поводу: «В Донецком городище (остатки русского города Донца, куда прибежал князь Игорь Святославич из половецкого плена) раскопано пять горнов. Четыре из них очень близки к вщижскому и райковецкому, но отличаются существенной конструктивной деталью: топочное помещение разделено вдоль глиняной подпорной стенкой, на которой лежит центральная часть череня.

О горнах пишет также Т.И. Макарова, но она в отличие от Рыбакова даёт краткую характеристику. Она пишет: «Техника производства керамических изделий изменялась очень медленно. До наших дней в гончарном производстве применялся гончарный круг двух конструкций: более древний и примитивный – ручной (низкий, приводится в движение рукой) и более усовершенствованный – ножной»[3]. «В настоящее время известны горны из раскопок в Киеве, Вышгороде, Донце, Вщиже, Старой Рязани, Белгороде и Райковецком городище.

Все исследованные горны относятся к позднему времени, к XII— XIII вв., а два датируются даже годами непосредственного нападения татар (Вщиж — 1238 г. и Белгород — 1240 г.). Вопрос о времени появления горнового обжига в силу этого остается открытым.

Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец X — начало XI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет.

Вторым косвенным доказательством существования горнов в более раннее время является наличие в Приднепровье в XI в. местной выработки амфор, требовавших очень высокой температуры для получения ярко красного обжига толстых стенок. Гончарные горны были различной конструкции. Наиболее простая обнаружена при раскопках, проведённых во Вщиже в 1940 г Рыбаковым Б.А. Он описывает своё исследование так: « Горн находился на краю города, близ вала, у реки, (но внутри городских стен). Он имел два яруса - нижний, топочный, где горели дрова, и верхний —, обжигательный, куда закладывалась посуда. Ярусы были разделены горизонтальной перегородкой из хорошо обожженной глины, толщиной от 10 до 14 см. На нижней поверхности перегородки были видны отпечатки выгоревших впоследствии деревянных креплений, каркаса, на которые первоначально накладывалась сырая глина. Горн был овальный в плане (180 X 130см), внешние стенки сложены из глины (обожженной лишь с внутренней стороны) и с внешней стороны присыпаны мощным слоем песка. Это делалось для уменьшения теплопроводности стенок и для сохранения жара внутри горна. Перегородка между ярусами (современное название — «черень», украинское — «чершь») находилась от пола топки («кабины») на высоте 35 см. По окружности череня шли 12 сквозных отверстий (прогары, продухи), посредством которых жар проникал в обжигательную камеру. Температура внутри горна, очевидно, превышала 1200 0 , т.к. вся нижняя поверхность череня и продухи были покрыты толстой коркой зелёной стекловидной массы, образовавшейся от плавления глины. Покрытие горна не прослежено».

О появлении гончарного производства написано и в книге «Археология СССР: Русь, замок, село». Здесь поверхностно рассказывается о гончарном деле: «керамическое производство, уходящее своими технологическими традициями в глубь тысячелетий, до последнего времени базировались на довольно элементарной технической основе. Технологический процесс производства керамики состоял из четырёх последовательных операций. Первая – подготовка сырья для производства изделия, т. е. приготовление специальной глиняной массы. Вторая операция – формовка, т.е. изготовление формы самого изделия. Третья – разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение. Четвёртая операция – обжиг, обеспечивающий физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия.

Продукцией древнерусских мастеров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки, и, наконец, расписные писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой Древней Руси были кухонные печные сосуды – горшки, крынки, жбаны, миски, сковород. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, афоры и ряд подобных изделий.

Подавляющее большинство деревенской посуды изготовлено на ручном круге. Переход от лепной керамики к гончарной, т.е. круговой, произошёл в конце IX – начале X в».

Говоря о гончарном деле, невозможно не упомянуть о том, что кроме гончарных горнов в Киевской Руси существовали ещё и русские печи, а также гончарные круги. Но прежде чем преступить к описанию вышесказанного, необходимо сказать о том, что печи использовались гончарами не в городах, а в деревнях, в городах же использовали горновой обжиг.

Остановимся на гончарных кругах. Мы обращаемся к Рыбакову Б.А., опираясь на его исследования, существовавшие уже в середине XX в: «Гончарный круг, издавна известный в причерноморских городах, в римское время продвинулся вверх по Днепру и Днестру в область полей погребальных урн, но с падением римской культуры был забыт там. Для северных областей за тысячу, а для южных – за пятьсот лет до Киевской Руси началась необъяснённая до сих пор, постепенное огрубение керамических изделий. Утолщались стенки, увеличивалось количество примесей, ухудшался обжиг. И только в IX веке происходит сравнительно быстрый переход к гончарному кругу, производящему заметное улучшение качества глиняной посуды. Можно думать, что первоначально гончарный круг возник в южной половине южных земель, а уже оттуда проник и на север. В этом убеждают более быстрое развитие и совершенствование керамических форм на юге и примитивность их на севере, в лесной полосе.

Введение гончарного круга означало переход к ремесленному производству, переход изготовления горшков из рук женщин в руки мужчин-специалистов. В гончарном деле в IX-X вв. происходило тоже самое ,что в это время происходило на северо-востоке в меднолитейном деле – замена женского домашнего производства – мужским ремесленным.

Форма древнейшего гончарного круга нам неизвестна, т.к. все части его (может быть за исключением оси) были деревянные и ни разу не были встречены в раскопках.

Этнографические материалы сохранили до нашего времени почти все звенья эволюции техники гончарного дела».

Скорее всего, существовало 2 типа круга: «Круг первого типа был усовершенствован добавлением деревянного подпятника («порплицы»), который принимал на себя давление круга, уменьшая трение, и придавал устойчивость всей системе, центрируя ось («веретено»)».

Второй тип был несколько иначим. «Две плоскости круга, надетые на ось и соединенные спицами (или «цевками»), постепенно отдалялись друг от друга, чем также создавалась большая устойчивость. Основной точкой опоры становилась порплица на нижней стороне верхнего круга. Ось удлинялась, и верхний круг надевался на нее сверху. Спицы и нижняя плоскость не несли никакой тяжести и служили только для устойчивости, не позволяя кругу колыхаться. Ось представляла собой кол, вертикально врытый в землю. Гончар при работе на таком кругу сидит на особой скамейке, более высокой, чем скамейка архаичного круга. Такая конструкция круга позволяла гончару изредка действовать ногами для ускорения движения или остановки. Отсюда оставался только один шаг к переходу на круг ножного типа.

Посредствующим звеном между ручным и ножным кругом был ручной круг тяжелого типа, диаметр которого доходил до 40—50 см. Для увеличения инерционной силы круг иногда оковывали железной шиной. Верхний накладной кружок с клеймом и подсыпкой песка исчезает. Поиски средств увеличения инерции свидетельствуют о стремлении гончаров получить непрерывное вращение круга, которое при малом весе круга недостижимо.

Введение в дело ног гончара, вращающих нижнюю плоскость круга, сразу разрешило проблему непрерывного вращения и освободило обе руки мастера. Гончарный круг при этом претерпел следующие изменения: верхний круг стал меньше, веретено длиннее, нижний круг значительно возрастает в размере и весе, становясь маховиком всей системы. Веретено для устойчивости перехвачено в верхней части, а нижний конец вращается на порплице, врытой в землю или вбитой в пол.

Еще больше изменений претерпевает способ формовки посуды. При изготовлении на ручном кругу гончар обязательно должен провести большую подготовительную работу по формовке основы сосуда. Для этой цели в Восточной Европе и Западной Сибири, как это выяснено М. В. Воеводским, применялась так называемая «лен­точная» техника предварительной лепки сосуда. Глина раскатывалась на длинные валики, которые слегка сплющивались с боков и укладывались по спирали, образуя тело будущего горшка. При ручной копке все ограничивалось сглаживанием пазов и приданием сосуду необходимых выпуклостей и венчика. При работе на ручном кругу легкого типа эту заготовку из глиняной спирали ставили на круг (предварительно посыпав круг песком для устранения прилипания), и гончар, подталкивая круг левой рукой, правой рукой формовал сосуд, сглаживал неровности, заравнивал пазы между глиняными лентами.

Ручная лепка при работе на простейшем гончарном кругу отнимала у гончара значительную часть времени, но без нее мастер был бессилен сформовать сосуд на медленно вращавшемся кругу, который двигался неровными толчками.

Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую ручную лепку: на быстро вращающийся круг мастер бросал кусок глины («омятево», на Украине — «балабух») и вытягивал из него сосуд любой формы, пользуясь пластичностью глины. Подсыпка песка была уже ненужна, так как гончар был заинтересован в том, чтобы глиняный ком возможно плотнее сидел на круге. Готовый сосуд срезался ниткой, оставлявшей на дне дугообразные следы.

Какой же тип гончарного круга бытовал в Киевской Руси? Продукция, полученная на каждом типе круга, отличается целым рядом особых признаков:

1. Ручной круг легкого типа:

а) следы ленточной техники,

б) углубление на дне от маленького кружка,

в) клеймо,

г) подсыпка песка,

д) допустима незначительная асимметричность (от колебаний оси и круга), особенно в тонких верхних частях, а также дрожание и непараллельность орнаментальных линий.

2. Ручной круг тяжелого типа:

а) следы ленточной техники,

б) гладкое дно, срезанное ниткой,

в) клейма быть не может,

г) подсыпка отсутствует,

д) полная симметрия и частота орнаментальных линий.

3. Ножной круг:

а) нет следов ленточной техники».

Что же касается русской печи, то Б.А. Рыбаков отмечает, что «обжиг горшков в домашних печах способствовал сохранению топки по черному — курных печей. На Мологе в изготовлении посуды принимают участие и женщины, что не наблюдается в других местах. Форма посуды примитивна. Область Моложского Полесья является как бы переходной от ручной лепки к гончарному производству».

Говоря о древнерусской керамике, следует остановиться на гончарном производстве, которое было непосредственно связано с сельским производством, которое было непосредственно связано с сельским и отчасти городским бытом. На ярмарках обычным явлением были возы, наполненные «звонким» гончарным товаром, который недавно выполняли крестьяне-гончары и привезли продавать свой немудрый, но удивительный по красоте товар.

Гончарная посуда представляла собой многочисленные изделия из глины, среди которых среди которых на первое место Василенко В.М. поставил «красочные и оригинальные по орнаментации миски, блюда, кувшины, горшки, глечики и др. виды посуды».

Исследователь Рыбаков Б.А. даёт описание керамики, включая все мельчайшие детали того или иного описываемого изделия. Особое внимание он уделяет северной Руси, забывая о других районах, а только отделываясь фразой: «Областные различия древнерусской керамики были невелики. На юге существовали два типа горшков, выработанные еще в VIII— X вв.: один — низкий, широкий, с прямым горлом, другой — более стройный, высокий, с отогнутым венчиком».

Рыбаков Б.А, пишет о наличии в деревнях печей, которые использовались для обжига горшков, не описывая их, а только вкратце говоря о том, как их использовали для изготовления сосудов: «Для большей или меньшей водопроницаемости сосудов, их, по извлечении из печи, иногда подвергали обварке в растворе муки или в кислых щах – раскалённый сосуд погружали в холодный раствор». Интересным является описание видов горшков деревенских мастеров: «Ассортимент изделий деревенских гончаров очень невелик самым распространенным видом «скудельных сосудов» был обычный печной горшок — «Гърньць», хорошо известный по тысячам курганных и городещенских находок Тулового горшка конической формы с выпуклыми плечиками и широким горлом; венчик отогнут. Рисунок венчика нередко позволяет датировать горшки: у более ранних венчик отогнут мало и профиль его прост, со временем отгиб становится круче (это свидетельствует о более быстром вращении круга), и профиль становится сложнее по своему рисунку, появляются бороздки, углубления, бортики и даже складки. В городскй керамике (напр., горшок из Черной Могилы) эта эволюция венчика произошла уже в X в.

Второй тип посуды — «плоскы» (плошка, миска) встречается значительно реже, но также хорошо известен по курганным материалам, напоминает горшок с иными пропорциями— низкий, широкий. Глиняные сковороды в X в. выходят из употребления, очевидно, вытесненные железными.

Древнее название их неизвестно. Кувшины и кринки в деревенской керамике встречаются лишь в виде исключений и вообще более характерны для города.

Иногда встречаются горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенные для откидывания творога. Керамическая посуда смоленских кривичей знает преимущественно высокие сосуды обычного типа, но иногда встречаются своеобразные горшки с горлом раструбом.

На сосудах встречаются клейма. Как и клейма на плитках, они вызывают споры у исследователей. По этому поводу существует несколько мнений, которые мы и рассмотрим, опираясь на Б.А. Рыбакова.

В грубоватых деревенских горшках, однообразие которых утомляет глаз, исследователей ранее всего заинтересовали загадочные знаки на днищах. Круги, кресты, ключи, звезды, решетки и другие изображения казались археологам прошлого столетия какими-то языческими символами, долженствующими оберегать горшок от злых сил. Этой точки зрения придерживался Уваров А.С. (объясняет это тем, что его наблюдения, проведённые над гнездовской керамикой показали, что только 15% сосудов является клеймёнными.). У Рыбакова Б.А. по этому поводу другой взгляд на этот счёт, т.к. он уверен в том, что «процентное соотношение клеймённых и неклейменых сосудов невсегда таково (нередко клеймённые преобладают), но самый факт отсутствия клейм на некоторых сосудах до сих пор не может быть объяснён».

0 просмотров1 комментарий

slavyanskaya-kultura.ru

Керамика Китая.  |

220px-CMOC_Treasures_of_Ancient_China_exhibit_-_black_pottery_cauldron

Чёрная керамика культуры Хэмуду

Возраст ряда древних поселений Китая с древней керамикой  около 12–9 тысяч лет от нашего  времени. Для формовки сосудов в качестве шаблонов   использовались камни или деревянные болванки, на них набивалась пластичная  глиняная масса.Неолитические культуры Восточного Китая можно по праву считать одним из самых крупных в мире центров древнего гончарства.Мастера изготовляли емкости разных форм и назначения. Зачатки искусства  можно отнести к 5тыс. до н.э.(культура Хэмуду).Это своеобразная живопись на керамике в виде  прочерченных изображений животного мира,  растений.

Высокого уровня развития достигла  в Китае культура Яншао ( 5–4 тыс. до н.э.).Именно в это время начинают складываться основные типы форм посуды, ставшие впоследствии традиционными для китайской культуры.Излюбленными мотивами геометрических узоров на керамике Яншао были спираль, волнистая линия, зигзаги, треугольники, прямые линии.Особое значение придавалось отделке поверхности сосудов и их орнаментации. Особую группу орнаментальных мотивов составляли стилизованные изображения рыб, птиц, лягушек, змей. Для обжига  в культуре Яншао использовались не примитивные костры, а специально сооруженные обжигательные печи.

Yangshao pottery

Китайская керамика культуры Яншао

Появление гончарного круга в Китае связано  с культурой Луньшань ( 3- начало 2 тыс. до н. э.).  Гончарный круг ручного типа делал процесс формовки сосудов более быстрым, а изделия приобретали удивительную четкость контура и совершенство пропорций.  Изящные четкие формы и безукоризнено выполненная поверхность  луньшаньской  керамики не  нуждались в дополнительном украшении. Гончары Луньшаня владели секретом особой технологии обжига, в результате которой керамика приобретала насыщенно-черный цвет.

materiki62[1].jpg_rand=193493490485056

Керамика Луньшаня

Период Шань-Инь (1700 г. по 1050 г. до нашей эры)  связан с изобретением глазурных покрытий, значительно улучшающих внешний вид и практические качества изделий.Именно в этот  период  впервые в Китае начинают использовать для изготовления керамики особые белые глины – каолины — сырье для получения фарфоровой массы.Изделия гончаров 1 тысячелетия до нашей эры представляют собой так называемый “прото-фарфор” – они еще не были белыми и прозрачными, а скорее напоминали фаянс и майолику. image062

“Прото-фарфор” 1 тыс. до.н.э.

 

 

Настоящий фарфор был впервые получен в 70-х годах 6 века нашей эры в провинции Хэнань.

Мастера в разных городах и уездах столетиями делали фарфоровую чайную  посуду, отличающуюся друг от друга техникой производства, цветами глазури и мотивами росписи.

Вначале фарфор декорировали очень скромно. Китайцы восхищались белоснежным черепком, прозрачной глазурью, и поэтому никакой росписи по поверхности не производили.

В середине эпохи династии Тан(608-907г.г.)  уникальным центром по изготовлению расписной керамики  в южных районах Китая стали мастерские Тунгуань-яо. Это было не только масштабное производство, но и самостоятельная художественная  школа, использовавшая для отделки керамики полихромную роспись красками на медной основе. В росписи преобладали зеленые и красные цвета в сочетании с коричневато-желтой и коричневой глазурью.В декор керамических изделий активно вводились надписи, иногда заменявшие собой живописные сцены.

В период династии Тан появилась техника Сань-цай,  одно из самых ярких  явлений в истории развития керамики этого периода. Сань-цай— дословно: «три цвета».Хотя количество цветов глазури для украшения керамики могло быть больше. Изделия сань-цай делали в северном Китае,  художники эпохи династии Тан экспериментировали, смешивая многообразные цветовые оттенки глазури.Цвета практически  основаны на трех определенных окисях; железа( оттенки  желтого, кремового, янтарного, светло- коричневого цветов), меди – зеленый и иногда коричневый цвет и ,очень редко ,кобальта – синий цвет.

220px-Lead_glazed_ceramic_cup_Tang_China_8th_century

Керамическая чаша в технике сань-цай со свинцовым глазированием, династия Тан, Китай, VIII в. н. э

Китайцы использовали предметы в технике сань-цай для погребения вместе с богатыми людьми, для жертвенных ритуалов и для домашнего обихода.Самое большое число изделий в этой технике находят именно в захоронениях.

В эпоху династии Сун (960-1260) керамическое искусство Китая достигло своего расцвета. В те времена ремесленники изготавливали не только  белый фарфор, но и предметы из серой глиняной массы, которые особым образом обжигались, и в результате такой термической обработки приобретали новые свойства. При ударе такие изделия издавали особый музыкальный звук, который в Поднебесной был основным критерием для проверки качества фарфора. Эта керамика была известная своей красивой глянцевой глазировкой темного цвета с серебристыми или коричневыми узорами, которые принято называть соответственно «заячий мех» или «маслянистые разводы».

В этот же период  полного расцвета  достигло производство чайной посуды из сине-зеленого фарфора , знаменитых китайских селадоновых глазурей, история которых  начинается  в 1 тысячелетии до нашей эры.. Специфическая особенность селадоновой глазури – сдержанные зеленоватые тона окраски, подражающие цвету нефрита.В Европе такую посуду называют «селадон», по имени пастуха Селадона из романа Оноре д’Юрфе «Астрея», который носил светло-зеленую одежду.Костюм молодого человека, светло-зеленого цвета, стал не менее моден, чем только появлявшийся тогда в Европе китайский цинцы. Имя прижилось, и с тех пор фарфор зеленоватых тонов стали называть не иначе как селадон. Лучшими признаны фарфоровые изделия, производимые в уезде Лунцюань, пров. Чжэцзян, поэтому селадон известен в Поднебесной под общим названием «Лунцюаньский селадон»(«Лун Цюань цинцы»).

200px-Pot_tripode_Musée_Guimet_2418

Селадон, Китай.12 ст. Музей Гиме, Париж.

Начиная с 1004 года, центром производства фарфора стал город Цзиндэчжэнь. Первоначально город назывался Цинпинь, затем упоминается как Чаннаньчжэнь и свое нынешнее название Цзындечжэнь «Город Цзындэ» получил в 11 веке при императоре Цзындэ (1004 – 1007гг. династия Сун). За тысячелетия Цзындечжэнь стал родиной множества видов фарфора и его оформления.

Самыми известными являются 4 вида цзындечжэньского фарфора:

1. Фарфор с бело-синим орнаментом. Разноцветная роспись2. Фарфор с монохромной цветной глазурью3. Прозрачный фарфор «ботайцы»4. Фарфор «розового семейства»

Фарфор с бело-синим орнаментом.Тонкий, полупрозрачный, украшенный узорами цзындечжэньский бело-синий фарфор в Китае называли «вечно-юным голубым цветком». Изделия с такой росписью занимали первое место по объему производства в Китае и являлись предметом коллекционирования аристократов в Европе и Азии.

samoe-dorogoe

Самое дорогое изделие из фарфора в мире – ваза 14 века, изготовленное в Цзындечжэне в эпоху Юань

 

 Разноцветная роспись.В середине 16 века распространенным методом росписи фарфоровой посуды стала техника Доу Цай (кит. «Соперничающие краски») — сочетание подглазурного кобальта с контрастными эмалевыми красками. Еще одной разновидностью являлась разноцветная роспись китайской чайной посуды.

chashakontrastrospis

Контрастная и разноцветная роспись.

 

Фарфор с монохромной цветной глазурью.Большой популярностью пользовалась посуда с монохромной цветной глазурью, в которой в качестве  красящего пигмента  были медь, железо или золото ( «пламенеющая  глазурь» и глазурь «цвета бычьей крови»). Другими оттенками цветной глазури, применявшимися для производства цзындечжэнского фарфора, были желтый, зеленый, черный и розовый.

2013_07_29_09_004

Монохромная глазурь

 

Прозрачный фарфор «Ботайцы».Ботайцы — тончайший, исключительно хрупкий белый фарфор. Этот  стиль обработки фарфора возник в правление императора Чжу Чжаньцзи  династии Мин в начале 15 века. Отличительной особенностью фарфора «ботайцы» является просветный узор, состоящий из отверстий, выполненных в сырой массе фарфора. Готовое изделие покрывалось несколькими слоями глазури и затем обжигалось. Собираясь в отверстиях, глазурь создавала эффект стекла. Часто отверстия оставались незаполненными, иногда узоры просматривались лишь на просвет. Из-за сложности производства  в стиле «ботайцы»изготавливались маленькие предметы чайной посуды: чайные пиалы, сосуды для хранения чая, стаканы для кистей.

2013_07_29_09_005

Прозрачный фарфор «Ботайцы»

Розовое семейство.Фарфор с преобладающими красками розового цвета впервые появился в правление императора Юнчжэня (1723 – 1735 гг., династия Цин). Технология получения при обжиге розовой краски из мельчайших кристаллов олова и золота пришла в Китай с Запада. К этому времени  европейцы разгадали секрет фарфора и китайцам пришлось выдерживать жесткую конкуренцию. При росписи фарфора «розового семейства» часто принимались стилизованные под Китай изделия европейских мануфактур.

chasharozovsemeistvo

Розовое семейство

 

 

Фарфоровое дело Цзиндэчжэна продолжало развиваться в периоды династий Мин и Цин (14 – 19 вв.): мастерство ремесленников совершенствовалось, на общем уровне качество их продукции стало заметно выше. По императорским указам устанавливали новые печи, для обслуживания заказов монарших домов.

С XVI века китайским фарфором заинтересовались европейцы.Но  до XVIII века королевские и княжеские дворы Европы вынуждены были платить  золотом за драгоценные китайские вазы, так как  не знали секрет  изготовления фарфора.

В середине  первого тыс. н. э. высокого уровня развития достигло также искусство скульптурной лепки. Рельефные изображения птиц, животных, цветов украшали сосуды; из глины изготовляли миниатюрные модели домов и лодок. Такие модели обычно были частью погребального инвентаря в гробницах богатых покойников.Настоящим чудом света по праву признана “глиняная армия” первого императора Китая Цинь Ши Хуанди, сопровождавшая его в иной мир.Гробница Цинь Ши Хуанди была раскопана в начале 80-х годов и в настоящее время является одним из известнейших памятников древности не только Китая, но и всего мира.

терракотовая-армия

Похожее

www.tvorchistvo.ru

Как и когда появилась керамика

Керамика в переводе с греческого — глина. Керамикой называют как сам материал — обожжённую глину, так и изделия из глины, обработанные при высоких температурах. Керамика стала первым материалом, созданным человеком путём обработки природного сырья — глины. Самое древнее керамическое изделие — «Вестоницкая Венера», статуэтка, найденная на территории Чехии. Её возраст более 25 тыс. лет.

Когда появилась

Керамика 25 тыс. лет до н. э.Ленточная керамика 5 тыс. лет до н. э.Орнамент на посуде 4,5 тыс. лет до н. э.Обожжённый кирпич 2,8 тыс. лет до н. э.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Можно предположить, что открытие керамики произошло случайно. Однажды глиняная плошка попала в костёр. Когда очаг вычищали, её нашли среди углей. Плошка не сгорела, а стала твёрдой, как камень. Люди заметили, что налитая в неё вода не мутнеет и не размягчает глину — огонь сделал плошку долговечной. Так появилась керамика.

ПОСЛУШНЫЙ МАТЕРИАЛ

Глина — часто встречающаяся осадочная порода, она представляет собой разрушенные и измельчённые в пыль горные породы (камни, минералы), обычно полевой шпат. Увлажнённая и спрессованная каменная пыль образует глинистые пласты. Люди заметали, что глина пластична — ей можно придать любую форму, и она сохранится, когда глина высохнет. Из глины можно сделать плошку, набрать воды и принести в пещеру. Но, увы, вода, смешиваясь с глиной, вскоре мутнела, а сама плошка разваливалась.

ЛЕНТОЧНАЯ КЕРАМИКА

Сделать из глины неглубокую плошку просто — надо смять ком глины и выдавить в нём углубление. Но плошки с топкими стенками трескались в огне, а толстостенные после обжига не пропекались и разрушались. Вылепить крупные высокие сосуды для храпения воды и продуктов и успешно их обжечь удавалось редко — они трескались при обжиге. Смекалистые мастера поняли, что стенки сосуда нужно делать равной толщины по всей высоте, а куски глины, из которых их лепили, должны быть хорошо «примазаны» друг к другу, так как даже малейшая щёлочка приводила при обжиге к трещине.

Сосуды стали лепить из длинных глиняных «колбасок». Мастер выкладывал «колбаски» кругами, слой за слоем поднимая стенки сосуда. Выложив «колбасками» задуманную форму, он сглаживал стенки изнутри и снаружи, плотно примазывая «колбаски» друг к другу. Эта древнейшая технология лепки сосудов называется ленточной керамикой. Ею пользуются и современные керамисты. Так можно вылепить сосуд любого размера и формы: миску, горшок, кувшин, бутыль с узким горлом и тарелку. Изделия ленточной керамики обжигаются равномерно.

ТАКАЯ НУЖНАЯ ПОСУДА

С изобретением керамики у людей появилась посуда для храпения воды и продуктов. Отныне не надо бегать к ручью за каждым глотком воды — можно держать в жилище кувшины с водой. А значит, можно поселиться и подальше от источника воды. Без посуды добытое па охоте мясо или собранные плоды быстро портились, их растаскивали животные, и людям приходилось часто пополнять запас продуктов. В закрытом горшке продукты становились недоступны грызунам, меньше портились и дольше сохранялись. Теперь после удачной охоты или собирательства можно было подольше отдохнуть, посвятив свободное время наблюдениям, размышлениям, совершенствованию мастерства. Так керамика повлияла па возникновение культуры.

ЕЩЁ И КРАСИВО

Примерно в V тыс. до н. э. керамические изделия начинают украшать орнаментами. Вылепив сосуд или фигурку, мастер расписывал её глиной другого цвета. Обжиг закреплял орнамент па сосуде. Другая техника нанесения орнамента — процарапывание его на готовом изделии перед обжигом.

КЕРАМИКА И БЫТ

Огнеупорные свойства керамики позволили освоить новый приём приготовления пищи — варку Мясо, овощи, фрукты можно было залить водой и сварить в керамическом горшке. Варёная пища дольше хранилась. Получив посуду-надёжное место хранения продуктов, люди освоили и способы длительного хранения пищи: появилось копчение на огне, засолка, сушка. Первые керамические сосуды были с округлым дном — их вкапывали в землю для устойчивости. Появление посуды с плоским дном означало, что в жилище древних людей появился прообраз мебели — ровные поверхности: стол, полки, куда можно было поставить сосуды.

РАЗВИТИЕ ИДЕИ

Пластичность глины и долговечность керамики вдохновили людей на создание произведений искусства — лепных фигурок людей и животных. В III тыс. до н. э. керамикой стали заменять строительные каменные блоки. Прямоугольные ящики набивали глиной, формуя из неё кирпичи. Высохшие кирпичи обжигали, получался прочный и дешёвый строительный материал. Керамические кирпичи используются и сейчас, а ещё из керамики делают облицовочную плитку, черепицу, сантехнику, огнеупорные материалы для плавильных печей, электроизоляцию.

Керамика стала древнейшим писчим материалом. В Шумере в III тыс. до н. э. на плоском куске глины острой палочкой стали выдавливать клиновидные знаки. Затем глиняная табличка обжигалась, и текст сохранялся на века. Клинописные таблички дошли до наших дней.

    902      

mir-znaniy.com

1.2.2 Античная керамика. История развития керамики

Похожие главы из других работ:

Античная живопись, мозаика, фрески, вазопись

Античная фреска

Термин "фреска" происходит от итальянского выражения "a fresco" - письмо по сырому, еще свежему известковому грунту красками (пигментами), разведенными водой или краской. Конечно, понятие фресковой живописи существовало и до эпохи античности...

Античная культура как основа европейской цивилизации

Античная культура

...

Виды скульптурных рельефов

8.Античная скульптура

Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима, обращенная к массе свободных граждан и во многом сохраняющая связь с античной мифологией. В образах богов и героев...

Декоративно-прикладное искусство Дагестана

2. Народная керамика Дагестана

Самая ранняя керамика, датируемая рубежом 6-5 тыс. до н.э., найдена на территории Дагестана в Гунибском районе (Чохское поселение).Эта керамика была плохо отмучена, слабо обожжена и сохранилась только в фрагментах...

Жаккардовая ткань в интерьере. Керамика Древней Греции

Тема 3. Керамика Древней Греции

Кратер краснофигурный. VII в. до н.э. Художественные произведения разных времен и народов настолько отличаются орнаментацией и формами, что в большинстве случаев можно безошибочно определить, к какой эпохе и какому народу они относятся...

История развития керамики

1.2.1 Древнейшая керамика

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину...

История развития керамики

1.2.3 Западноевропейская керамика

В Западной Европе керамика стала интенсивно развиваться в эпоху Возрождения. Большое влияние оказали керамические изделия из арабских стран, в особенности из мавританской части Испании...

История развития керамики

1.3.2 Керамика России: Дымковская игрушка

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка)...

Классическая культура античности

3. Античная философия

Что же можно сказать об античной системе ценностей? Если в христианстве превыше всего ценится любовь, вера, надежда, самоотречение, жертвенность, кротость...

Культура античного мира: культура Древней Греции

§ 7. Керамика

Греция славилась своей изящной и нарядной расписной керамикой, которая снискала популярность по всему Средиземноморью. Жанровые сцены, детально изображенные на керамических сосудах, сообщают множество ценных сведений о повседневной жизни...

Культура античного мира: культура Древней Греции

7.3 Афинская керамика

С середины VI по IV в. до н.э. изысканные образцы узорчатой вазовой живописи создавались в Коринфе и Афинах, а затем и по всей Аттике. Отойдя от ковровой стилистики и орнаментов, художники стали украшать сосуды сценками из повседневной жизни...

Культура Древней Греции: архитектура

1.Античная архитектура

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства...

Промыслы русской художественной керамики

Художественная керамика

Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного художественного ремесла, использующего легко доступный природный материал. Различного назначения посуда - кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки...

Характеристика основных российских центров декоративно-прикладного искусства

4. КЕРАМИКА

Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена...

Характеристика основных российских центров декоративно-прикладного искусства

4.2 СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА

Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства...

cult.bobrodobro.ru

Керамика древней Греции

Греческая керамика от c. 1000 до c. 400 BCE обеспечивает не только некоторые из самых отличительных форм вазы от древности, но также и некоторые из самых старых и самых разнообразных представлений о культурных убеждениях и практиках древних греков. Кроме того, керамика с ее долговечностью (даже когда она сломана) и отсутствием привлекательности для охотников за сокровищами является одним из великих археологических выживших и поэтому является важным инструментом для археологов и историков в определении хронологии Древней Греции. Какова бы ни была их художественная и историческая ценность, подавляющее большинство греческих ваз, несмотря на то, что теперь были пыльными музейными экспонатами, фактически предназначалось для повседневного использования, и, перефразируя Артура Лейна, возможно, стоит помнить, что стоя на каменном тротуаре и залитый водой , они когда-то мерцали в средиземноморском солнце.

МАТЕРИАЛЫ И ПРОДУКЦИЯГлина (керамосы) для производства керамики (керамеикос) была легко доступна по всей Греции, хотя лучшая из них была глиняной глиной, с ее высоким содержанием железа, придающим оранжево-красный цвет с небольшим блеском при стрельбе и бледным баффом Коринфа. Обычно глину готовили и очищали в отстойниках, чтобы можно было достичь различной консистенции материала в зависимости от типа сосудов, которые должны быть изготовлены с ним.

Греческая керамика неизменно производилась на гончарном круге и обычно делалась в отдельных горизонтальных срезах: ноге, нижней и верхней части тела, шеи и, наконец, ручках, если это необходимо. Затем эти секции соединялись вместе с глиняным «промахом» после высыхания, и во многих случаях во многих случаях можно было видеть отпечатки гончара, произведённые на внутренней стороне сосуда. Затем деталь была вставлена ​​на колесо, чтобы сгладить метки соединения и добавить окончательную форму. Поэтому все вазы были уникальными, и небольшие изменения в размерах показывают, что использование простых инструментов, а не шаблонов выреза, было нормой.

Затем был украшен банк. Этот процесс зависел от декоративного стиля в моде в то время, но популярные методы включали покраску всего или частей вазы тонкой черной клейкой краской, которая была добавлена ​​кистью, знаки которой остаются видимыми во многих случаях. Эта черная краска представляла собой смесь щелочного калия или соды, глины с содержанием кремния и черного железного оксида железа. Краску наносили на горшок с помощью фиксатора мочи или уксуса, который сжигался в жару печи, связывая краску с глиной. Другой метод, используемый реже, состоял в том, чтобы покрыть сосуд белой глинистой краской. Альтернативно, только чернила или линии были добавлены черным, используя более толстую версию черной краски, упомянутой выше, и наносили ее жесткой кистью или пером; в результате был достигнут небольшой эффект рельефа. Незначительные детали часто добавлялись с утонченной черной краской, придающей желто-коричневый цвет, белую трубочную глину и темно-красный цвет охры и марганца. Последние два цвета имели тенденцию отслаиваться со временем.

Готовый горшок затем готов был помещен в печь и обжигался при температуре около 960 ° C, что относительно мало и объясняет «мягкость» греческой керамики (по сравнению, например, с китайским фарфором). Горшки увольнялись несколько раз (в той же печи), чтобы достичь требуемой отделки и окраски. Во-первых, горшок был обжиг в окислительном огне, где хорошая вентиляция в печи обеспечивала появление оранжевого / красного глины. Затем кастрюлю снова обжигали в печи, истощенной кислородом (процесс восстановления), добавляя воду или влажную древесину в печь. Это гарантировало, что окрашенные цвета, особенно черные, потемнели. Третий обстрел, снова с хорошей вентиляцией, снова покраснел глину горшка, в то время как окрашенные области, теперь защищенные тонкой мойкой, сохранили первоначальную окраску. Этот сложный процесс, очевидно, требовал отличного времени от гончара, чтобы не испортить вазу с неприличным обесцвечиванием.

ПОТРЕБИТЕЛИ И КАРТЕРЫ

Художник и гончар (керамус) обычно, хотя и не всегда, были отдельными специалистами. Однако существовали прочные партнерские отношения, например, между гончаром Эрготимосом и художником Клейтасом. Многие индивидуальные гончары и реже, художники, были идентифицированы с уверенностью через свои подписи (чаще всего это «… сделало это»), хотя большинство греческих ваз неподписаны. Однако профессор Дж. Д. Бэзли, работавший в XX веке н.э., выявил более 500 неподписанных художников, отличающихся своим особым стилем. Систематическая и всеобъемлющая каталогизация греческой керамики Безли также позволила изучить ее эволюцию в технике, дизайне и декорировании.

Художники часто работали в коллективных мастерских, как правило, под наблюдением одного «мастера» гончара (что предполагает, что форма была фактически более важной, чем украшение для греков). Хотя художники были свободны от централизованного политического контроля или ограничений, они, несомненно, были обусловлены рыночным спросом на конкретные стили, предметы и моды. Многие гончары и художники были плодовиты в своей продукции, и в некоторых случаях более 200 ваз можно отнести к одному художнику. Большинство гончарских рабочих заплатили бы больше, чем любой другой ручной рабочий, а хорошая ваза, вероятно, стоила бы только дневной заработной платы. Конечно, хотя несколько художников пользовались бы большим спросом, а их товары продавались не только на местном, но и повсеместном распространении по всему Средиземноморью. Поттеры сами иногда переезжали в другие города, особенно в колонии, часто беря с собой их региональный стиль. Было также некоторое соперничество между художниками, как указано одним подписанным комментарием о вазе, «лучше, чем Euphronias мог когда-либо сделать».

ФИГУРЫХотя греческая керамика предоставляет нам широкий спектр форм от чашек до пластин до массивных амфор, многие формы сохранялись относительно постоянными на протяжении веков. Это связано прежде всего с тем, что греческие гончары изготавливали изделия для практического использования — держа вино, воду, масло и парфюмерию — и как только оптимальная практическая форма развивалась, она копировалась и поддерживалась. Однако, несмотря на это ограничение по форме, греческие гончары и художники могли выразить свою универсальность в оформлении вазы.

Наиболее распространенными формами керамики были амфоры для хранения вина, крупные кратеры для смешивания вина с водой, кувшины (оиноааи) для заливки вина, килики или стеблевые чашки с горизонтальными ручками для питья (особенно практично, если поднимать чашку с пола при укладке на шезлонг за ужином), гидра с тремя ручками для удержания воды, небеса или глубокие миски и банки для лекитои для хранения масел и духов. Именно потому, что эти предметы были для практического использования, ручки (когда они присутствуют), как правило, являются прочными делами, но гончар, используя тщательно продуманные формы, часто сумел объединить эти дополнения в общую гармонию сосуда и помог в этом начинании с тонким декоративные дополнения художника.

ДЕКОРАТИВНЫЕ СТИЛИ: ПРОТО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОТТЕРИЙГреческая керамика, особенно с точки зрения украшения, развивалась на протяжении веков и может быть отнесена к четырем широким группам. Эти группы или стили, однако, не проходили внезапно от одного к другому, а в некоторых случаях работали современно на протяжении десятилетий. Кроме того, некоторые города-государства и регионы были либо медленными, чтобы уловить новые стили, либо просто предпочли украшение «старого» стиля после того, как они вышли из производства в другом месте. Кроме того, некоторые города и регионы были последовательно немного эксцентричными в их оформлении (в частности, Лакония-Спарта, Кипр, Крит и Беотия) и предпочитали следовать своему собственному художественному пути, а не подражать стилям более доминирующих центров, таких как Афины и Коринф.

Первый отличительный греческий гончарный стиль впервые появился примерно в 1000 году до нашей эры или, возможно, даже раньше. Напомним, что в технике ранних греческих цивилизаций Минойского Критского и Микенского материков раннее украшение греческой керамики использовало простые формы, экономно использовавшиеся. Прото-геометрическая керамика, однако, отличается от минойского и микенского по форме. Центр тяжести вазы перемещается вниз (создавая более устойчивый сосуд), а ноги и шея более артикулированы.

Наиболее популярными протогеометрическими рисунками были точно окрашенные круги (окрашенные несколькими кистями, прикрепленными к компасу), полукруги и горизонтальные линии в черном и с большими областями вазы, окрашенной исключительно в черный цвет. Новый мотив на основе сосудов был вертикальными треугольными точками, которые выдержали бы на протяжении столетий и стали основным элементом более позднего черно-фигурного дизайна керамики.

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПОТТЕРИЯПримерно с 900 г. до н.э. появился полный геометрический стиль и предпочли прямоугольное пространство на основном корпусе вазы между ручками. В этом пространстве появились жирные линейные конструкции (возможно, под влиянием современных баскетбольных и ткацких стилей) с вертикальной отделкой линии с обеих сторон. Именно в этот период впервые появился дизайн Маандера (возможно, вдохновленный практикой обертывания листьев вокруг обода из металлических чаш), которому суждено было навсегда связать с Грецией и все еще сильное на всем, от плиток до пляжных полотенец, даже сегодня. Нижняя часть геометрических сосудов часто окрашивалась в черный цвет и отделялась от остальной вазы горизонтальными линиями. Появилась интересная геометрическая форма, которая представляла собой круглую коробку с плоской крышкой, поверх которой на ручке выступали от одной до четырех лошадей.

С 8-го века до нашей эры геометрическое украшение керамики включало стилизованные человеческие фигуры, птиц и животных с почти всей поверхностью вазы, покрытой жирными линиями и формами, окрашенными в коричневый и черный. К концу периода в VII веке до нашей эры в Коринфе стал популярным так называемый стиль востоковедения. Благодаря восточным торговым связям город присваивал стилизованные растения (например, лотос, пальма и древо жизни), фризы животных (например, львы) и изогнутые линии египетской и ассирийской керамики, чтобы создать свою собственную уникальную греческую версию. Остальная часть восточной Греции следовала примеру, часто предпочитая красный цвет на белом фоне скольжения. Афины также следовали новой тенденции, и это стало широко распространенным, например, в Кикладах также производится керамика в этом новом свободном стиле, часто на очень больших вазах и с более просторным оформлением. В конце VII века до нашей эры протокеринская керамика достигла новых высот техники и качества, создавая самую прекрасную керамику, которую все же видели, в огне, форме и украшении. Черные стилизованные фигуры становились все более точно выгравированными и давались все более подробно, изяществом и энергией. Начинался знаменитый стиль черной фигуры.

ЧЕРНО-РИСУННЫЙ ПОТТЕРИЙХотя сначала они были сделаны в Коринфе, а затем с прекрасными примерами, сделанными в Лаконии и на юге Италии (поселенцами из Еврея), гончары и художники Аттики превосходили бы всех остальных в черном стиле, и они продолжали бы доминируют на греческом рынке в течение следующих 150 лет. Не все фигуры были окрашены в черный цвет, поскольку были приняты определенные цветовые соглашения, такие как белый для женской плоти и фиолетовый-красный для одежды и аксессуаров. Для стиля характерен больший интерес к тонким деталям, таким как мышцы и волосы, которые были добавлены к фигурам с использованием острого инструмента. Тем не менее, это позы цифр, которые также обозначают черную фигуру, как зенит греческой вазы. Лучшие фигуры получают изящество и уравновешенность и часто иллюстрируются в моменты перед фактическим движением или отдыха после напряженности. Знаменитая ваза от Exekias, с Аяксом и Ахиллесом, играющими в настольную игру во время Троянской войны, является прекрасным примером достойного и энергетического черно-фигурного рисунка. Кроме того, черно-фигурные вазы часто рассказывали впервые о повествовании. Пожалуй, самым знаменитым примером является Франсуа Ваза, большой крутитель кратера, сделанный Эрготимосом и написанный Клейтасом (570-565 г. до н. Э.), Который имеет высоту 66 см (26 дюймов) и покрыт 270 человеческими и животными фигурами, изображающими удивительный диапазон сцен и персонажей из греческой мифологии. Типичными другими судами черной фигуры являются амфоры, лекитои, килики, простые чашки, пиксиды (маленькие коробочки с крышкой) и чаши.

КРАСНЫЙ РЫНОКТехника черной фигуры была заменена красно-фигурной техникой (красные фигуры, созданные путем рисования их контуров с черным фоном) примерно в 530 г. до н.э., которые выдержат в течение следующих 130 лет или около того. Два стиля были параллельными в течение некоторого времени, и есть даже «двуязычные» примеры ваз с обоими стилями, но красная фигура, с ее преимуществом кисти над гравер, могла попытаться более реалистично изобразить человеческую фигуру, и в итоге она стала предпочтительный стиль украшения греческой керамики. Возможно, под влиянием современных методов настенной живописи, анатомических деталей, разнообразных выражений лица, большей детализации одежды (особенно складки, следуя новой моде более светлого шитонового платья, которая также очаровала современных скульпторов), большие попытки изобразить перспективу, перекрытие фигур , и характер повседневной жизни, такой как образование и спортивные сцены, характерны для этого стиля.

Формы кораблей с красной фигурой, как правило, имеют стиль черной фигуры. Исключением является килика, которая становится более мелкой и с более короткой ногой, почти становясь третьей ручкой. Кроме того, написанное повествование следует читать, поворачивая чашку в руке. Другие незначительные модификации — гидра, которая становится немного более полной фигурой и более тонкой шейкой-амфорой. Lekythoi этого периода обычно имел белый фон, как (реже) чашки и коробки.

НОВЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИВ четвертом веке до нашей эры, возможно, пытаясь скопировать нововведения в перспективе современной фрески, красно-фигурный стиль выявил бы его ограничения, и вазы вырождались бы в переполненные сцены со странными плавающими перспективами. Примечательно, что гончарная живопись больше не будет связана по существу с формой, которую она украсила, и поэтому перестала существовать как собственная художественная форма. Следовательно, художественное внимание и превосходство отворачивались бы от ограждений керамики до других более открытых носителей, таких как настенная живопись.

ВЫВОДВ заключение, мы можем сказать, что греческая керамика не только дала нам некоторые из самых отличительных, влиятельных и красивых форм и образцов античности, но также дала нам окно в жизни, практики и убеждения людей давно ушли, и у нас очень часто нет современных письменных записей. Эти предметы повседневности, в отличие от других археологических литераторов, скульптур и архитектуры, позволяют нам чувствовать себя немного ближе к обычным людям древнего мира, тем, кто не мог позволить себе изобразительное искусство или драгоценные украшения, но мог потворствовать обладанию тонко сделанным объект, такой как греческая ваза.

demon-angel.ru

Керамика — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Керамический материал состоит из нескольких фаз. Основными фазами являются кристаллическая (одна или несколько) и стекловидная. Кристаллическая фаза определяет характерные свойства керамического материала и представляет собой химические соединения или твердые растворы этих соединений. Основные физические свойства керамики — электрические, пьезоэлектрические, магнитные, температурный коэффициент линейного расширения, механическая прочность — во многом зависят от особенностей кристаллической фазы. Стекловидная фаза находится в керамическом материале в виде прослоек, связывающих кристаллическую фазу. Количество стекловидной фазы и ее состав определяют в основном технологические свойства керамики — температуру спекания, степень пластичности керамической массы при формовании. От содержания стекловидной фазы зависят также плотность, степень пористости и гигроскопичность материала. Наличие газовой фазы (газы находятся в закрытых порах) обусловлено способом обработки массы и приводит к снижению механической и электрической прочности керамических изделий, а также вызывает диэлектрические потери при повышенных напряженностях поля вследствие ионизации газовых включений. Поры ухудшают свойства керамики, особенно при повышенной влажности.

Преимуществом керамики является возможность получения заранее заданных характеристик путем изменения состава массы и технологии производства. Керамические материалы благодаря таким свойствам, как высокая нагревостойкость, отсутствие у большинства материалов гигроскопичности, хорошие электрические (пьезоэлектрические, сегнетоэлектрические) и магнитные характеристики при достаточной механической прочности, стабильности характеристик и надежности, стойкость к воздействию излучения высокой энергии и использование достаточно дешевого и доступного сырья обеспечило их широкое применение в различных областях.

В зависимости от назначения керамики получение заданных свойств изделий достигается подбором сырьевых материалов и добавок и особенностями технологии. Основным сырьем в керамической промышленности являются глины и каолины вследствие их широкого распространения и ценных технологических свойств. Важнейшим компонентом исходной массы при производстве тонкой керамики являются полевые шпаты (главным образом микролин) и кварц. Однако повышенные и резко дифференцированные требования, предъявляемые к керамике металлургией, электротехникой и приборостроением, обусловили развитие производства различных видов технической керамики на основе чистых окислов, карбидов и различных соединений.

Технологическая схема керамического производства в качестве обязательных включает в себя следующие операции:

  • тонкое измельчение и тщательное смешивание исходных компонентов;
  • пластификация массы и образование формовочного полуфабриката;
  • формование заготовок из пластифицированной массы;
  • спекание изделий (высокотемпературный обжиг).
Измельчение и смешивание сырьевых компонентов производится в шаровых и вибрационных мельницах. Помол может быть «сухим» или «мокрым». Все измельченные керамические массы по технологическим особенностям разделяют на три группы: пластичные массы (материалы, в шихте которых содержится значительное количество глинистых веществ), малопластичные массы (материалы с малым количеством глинистых веществ), непластичные массы (материалы из безглинистой шихты). Состав шихты определяет в значительной мере технологию приготовления массы к формованию.

Формование изделий осуществляют методом прессования, пластической протяжкой (выдавливанием) через мундштук или горячим литьем под давлением. Выбор способа формования определяется техническими, экономическими и технологическими факторами, главными из которых являются форма, размер и точность детали, количество изготовляемых деталей и технологические свойства применяемых масс.

Например, крупногабаритные изделия сложной конфигурации формуют путем литья жидкой керамической массы (водного шликера) в гипсовые формы, которые разбивают при извлечении заготовок. Преимущественно формуются из пластичных масс в гипсовых формах на полуавтоматах и автоматах хозяйственный фарфор и фаянс. Санитарно-строительная керамика сложной конфигурации отливается в гипсовых формах из керамического шликера на механизированных конвейерных линиях. Радио- и пьезокерамика, керметы и др. виды технической керамики в зависимости от их размеров и формы изготовляются главным образом прессованием из порошкообразных масс или отливкой из парафинового шликера в стальных пресс-формах.

Прессование заключается в получении изделия из сыпучей массы под действием внешнего давления. Прессование может быть «полусухое изостатическое», «мокрое», «гидростатическое», «горячее». Горячее прессование применяют для изготовления беспористых изделий с контролируемым размером зерен (до 0, 1 мкм), отличающимися повышенной прочностью и плотностью, что улучшает, например, в случае изготовления феррокерамики, магнитные характеристики: магнитную проницаемость, индукцию, время перемагничивания. Особенно пригодным является этот метод при изготовлении ферритов для магнитных головок устройств магнитной записи и воспроизведения звука - и видеосигналов, ферритов СВЧ - диапазона и пьезокерамики, которые невозможно изготовить обычными методами. Заформованные тем или иным способом изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных или конвейерных сушилках.

Спекание изделий проводят в муфельных или туннельных электрических печах при температуре 1300 оС и выше. При спекании происходит выжигание пластификатора, завершаются химические реакции между компонентами. За счет слияния частиц фиксируется форма изделия, материал приобретает необходимую механическую прочность и заданные физические и электрические свойства. В зависимости от состава материала спекание (обжиг) может производиться не только в окислительной, но и в нейтральной и даже в восстановительной среде. Обжиг керамики является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав и все важнейшие свойства керамики. В процессе обжига вследствие испарения влаги, выгорания пластификатора и уплотнения материала происходит усадка изделий, т.е. уменьшение их размеров, но возрастают их механическая прочность и плотность. В соответствии с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных видов керамики колеблется в широких пределах. Изделия из электрофарфора, фаянса и других видов тонкой керамики покрываются перед обжигом глазурью, которая при высоких температурах обжига (1000-1400 оC), плавится, образуя стекловидный водо- и газонепроницаемый слой.

По применению керамику подразделяют на строительную керамику, бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники) керамику, химически стойкую керамику, электротехническую керамику, радиотехническуюкерамику, теплоизоляционную керамику (керамзит, пенокерамика и др.) и огнеупоры.По структуре различают грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы).

Древнейшая керамика

Керамика (Китайский погребальный сосуд эпохи неолита)

Китайский погребальный сосуд эпохи неолита

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.Уже в эпоху неолита широко распространяется обжиг. В разных частях Земли создаются похожие изделия, еще неуклюжие, вылепленные со следами пальцев, большей частью открытых форм, с толстыми стенками. Первоначальные сосуды повсеместно имели острое или закругленное дно, их размещали между камнями очага. В позднем палеолите появляются сосуды с плоским дном. Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. Керамика этого периода является важным археологическим признаком культур, которые нередко и называют по преобладающему типу орнамента.

В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика (самаррская культура в Средней Месопотамии, эгейская керамика). Появляется лощеная керамика прекрасного качества (коричневых и красных, строго черных тонов). Керамические статуэтки в Эгейском мире прекрасно передают изящество девушек-кор. В этот же период керамика используется как строительный материал.

В бронзовом веке в государствах Междуречья и Египта ремесленники стали использовать гончарный круг, изготовление керамики становится наследственной профессией. Благодаря открытию глазури пористые сосуды становились водонепроницаемыми, а разнообразные цвета и украшения, полученные с помощью цветной глазури, превращали керамические изделия в произведения искусства. В Китае благодаря использованию качественной белой глины — каолина уже во 2-1 тыс. до н. э. изготовлялись тонкостенная глазурованная посуда. В Древнем Египте во 2 тыс. до н. э. появляется фаянс.

Античная керамика

Керамика (стамнос)

Стамнос

Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз (амфоры, гидрии, килики, кратеры), украшенные искусными цветочными узорами, которые затем сменяет ковровый, или ориентализирующий, стиль — орнамент с полихромными поясами изображений животных и фантастических существ.

В 6 в. до н. э. складывается так называемый чернофигурный (чернолаковый) стиль, при котором силуэтные изображения наносились черным лаком на желтую или красную глину, детали одежды, орнамента выполнялись белой и пурпуровой красками.

Композиция росписи строилась на выразительности черных силуэтов, очерченных тонкой обобщенной линией. Немного позднее появилась краснофигурная вазопись, сохраняющая натуральный цвет глины в изображениях фигур при заливке фона черным лаком. Эта техника давала мастеру возможность более детально прорисовывать формы, передавая естественность движения фигуры.

Греция Древняя (основные виды греческих ваз)

Основные виды греческих ваз

Высокого уровня развития достигла и греческая керамическая пластика. Выразительные женские фигурки, выполненные из терракоты в Танагре, воссоздают образы древних гречанок, их повседневные занятия, изысканную моду древней Греции.

Римская керамика не достигла таких высот, как древнегреческая, но оставила свой след в искусстве керамики. Не роспись, а рельеф был излюбленным приемом мастеров Арециума — центра изготовления керамической посуды Древнего Рима. Здесь были широко распространены сосуды с рельефным орнаментом, покрытые прозрачной глазурью. Римские строители широко применяют керамику, из нее выполняют сложные архитектурные детали.

Керамика стран Дальнего Востока

Древнейшие глиняные изделия, найденные в Китае, датируют 3 тыс. до н. э. Уже в 4-5 вв. в Китае изготовлялись фаянсовые изделия. Но Китай прославился в первую очередь изобретением фарфора, который появился в результате совершенствования технологии изготовления керамики в 6 в. С 14 в. одним из основных центров изготовления китайского фарфора стал Цзиндэчжэнь, район залегания каолина, полевого шпата, а также особенно чистого песка. Китайские вазы и посуда отличаются техническим и художественным совершенством, чрезвычайным богатством форм и декора. Они послужили образцом для позднейшей европейской продукции.

В 14 в. достигла расцвета и корейская керамика, украшенная инкрустацией из черной и белой глины, а также фарфоровые изделия с рельефами и растительными узорами. С формированием в Японии во второй половине 14 в. культа чайной церемонии здесь появились пористые сосуды и чаши раку-яки из тяжелой керамической массы. Среди японских керамических центров выделялся Сето, где производили изделия с прозрачными глазурями. Особой тонкостью отличался японский фарфор.

Керамика стран Среднего и Ближнего Востока

Керамика (Керамика из Кашана)

Керамика из Кашана

Толчком к развитию художественной керамики в странах Среднего и Ближнего Востока, вероятнее всего, послужили китайские фарфоровые изделия, завезенные на рубеже 8-9 вв. В Месопотамии, Египте, Армении и особенно Персии создавали превосходную керамическую утварь. Особенно выделялись сосуды росписью люстром, тонко обточенные предметы с бирюзовой глазурью из персидского города Кашана, сложные изделия в стиле «минаи» из древней Раги (ныне Рей в Иране), бело-голубая керамика из турецкого города Изника.

Западноевропейская керамика

В Западной Европе керамика стала интенсивно развиваться в эпоху Возрождения. Большое влияние оказали керамические изделия из арабских стран, в особенности из мавританской части Испании. Под влиянием испанских керамических изделий с оловянной глазурью, известных как испано-мавританские изделия (центр изготовления — Валенсия), в конце 14 в. в Италии (в городах Фаэнца, Урбино, Губбио) стало интенсивно развиваться производство подобной керамики, но уже под названием «майолика». Покрытие изделий белой оловянной глазурью создавало идеальный фон для росписи. В свою очередь, итальянская майолика оказала немалое внимание на развитие майолики Германии 15 в., а также Франции (особенно в Невере) 16-18 вв., где она стала называться «фаянс». Керамика (Делфтские вазы для тюльпанов)

Делфтские вазы для тюльпанов

В Нидерландах (в Делфте) изготовляли подобную керамику с середины 16 в. Английская керамика с оловянной глазурью в духе голландских изделий, производившаяся в течение 17-18 вв., получила название «делфтские изделия». Позднее более утилитарные изделия выпускала английская керамическая Ламбетская фабрика — аптекарские кувшины, бутыли для вина, фляжки для воды.Широкую известность получила и керамика со свинцовой глазурью, легко окрашивающаяся в различные цвета. Своего расцвета она достигла во Франции в 17 веке — знаменитые тончайшие сосуды из Сен-Поршера и «сельские глины» — покрытые поливами декоративные блюда Бернара Палисси. Керамика (Блюдо с рельефным декором Бернара Палисси)

Блюдо с рельефным декором Бернара Палисси

Другим технологическим видом керамики того времени была каменная масса. Первенство в ее изобретении принадлежит немецким гончарам 14 века. Центрами производства изделий из каменной массы стали Нюрнберг, Хехст, Нимфенбург, Людвигсбург. Немецкая керамика попала в Англию. Стаффордширские мастера усовершенствовали каменную массу и получили более прочный черепок.Подлинным переворотом в истории западноевропейской керамики стало изобретение в начале 18 века немецким химиком Иоганном Бетгером фарфора. Вскоре в саксонском городке Мейсене была открыта мануфактура, начавшая производить один из самых ценных фарфоров в мире — мейсенский. Фарфор из Мейсена прославился своими изящными сюжетными статуэтками, сервизами, вазами, туалетными приборами.С середины 18 века в Европе стал первенствовать севрский фарфор, выпускавшийся во французском городе Севре. Предшественницей севрской мануфактуры стала небольшая фабрика в Венсене близ Парижа, специализировавшаяся на отливке фарфоровых цветов в стиле рококо. В 1756 году венсенская фабрика переехала в Севр, где окончательно сложился изысканно-утонченный стиль севрского фарфора. Наряду с расписной позолоченной пластикой создавали фигурки из белого неглазурованного фарфора — бисквита.

Английский высококачественный фарфор также получил всемирное признание. В 18 в. Британия едва ли не первенствовала по числу керамических фабрик: Вустер, Челси, Дерби, Споуд, Коулпорт, Боу, Минтон. Каждую из них отличал свой собственный почерк и стиль.

Российская керамика

После упадка в период татаро-монгольского ига российская керамика в 14-15 веках возрождается вновь. В 18 веке наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в частности на московской фабрике А. К. Гребенщикова, основанной в 1724 году. Было налажено производство изразцов — сначала рельефных, затем гладких с росписью. Керамика (Кувшин с живописью цветов)

Кувшин с живописью цветов

В 1744 году в Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, на которой через три года Д. И. Виноградовым было начато производство русского фарфора. В 1765 году мануфактура получила более высокий статус и стала называться Императорский фарфоровый завод, где с конца 18 века выпускались прекрасные сервизы, вазы, портретные бюсты в стиле раннего классицизма, а позднее в стиле ампир. Со дня основания завод работал по заказам императорского двора. Для более массового производства в 1766 году в Вербилках Ф. Гарднер основывает частную фабрику, прославившуюся своими жанровыми статуэтками и посудой высокого качества. В деревне Гжель в Подмосковье в 1830-1840-х годах возникает множество предприятий, использующих преимущества местной глины. В конце 19 века крупнейшие частные фабрики переходят в руки предпринимателя М. С. Кузнецова (в том числе и гарднеровская фабрика). Его фабрика в Дулеве выпускала массовую продукцию из фаянса и фарфора довольно хорошего качества.Уже с конца 19 в. работы керамистов большинства стран отмечены поисками нового стиля: стремлением обнажить естественную красоту керамической массы или, наоборот, придать ей утонченную урбанистичность. Знаменитым стал фарфор в стиле модерн, изготовлявшийся на заводе в Копенгагене.В ряде стран проявилась характерная для модерна стилизация народного творчества, возврат к изделиям ручного производства. К керамике обращаются многие художники и скульпторы. В мастерских Абрамцева керамика приобретает новые формы, новый колорит (прежде всего в работах М. А. Врубеля). Свойственное модерну внимание к декоративно-прикладному убранству приводит к широкому использованию керамики в отделке зданий и интерьеров.Дизайнеры-функционалисты, начиная с 1920-х годов, стремились к новым простым формам, очищенным от излишней декоративности и пригодным для массового производства. Особое внимание придавалось выявлению фактуры материала. Развиваются технологии: появляются новые виды глазури, эмалей. Крупные панно и мелкую пластику из керамики делают практически все крупные художники 20 в. Особенно знамениты панно Ф. Леже. Керамика становится важной частью интерьеров.

Развитие технологии и рост уровня жизни приводит к тому, что керамика становится довольно массовым увлечением; многие имеют свои печи для обжига. В работах многих художников-керамистов заметно стремление соединить западные стили с восточными традициями и технологиями. В СССР своей керамикой особенно славились республики Прибалтики.

В 1953 году организована международная Академия керамики в Женеве (Швейцария).

  • Миклашевский А. И. Технология художественной керамики. Л., 1971.
  • Яффе Б. и др. Пьезоэлектрическая керамика. М., 1974.
  • Августинник А. И. Керамика. Л., 1975.
  • Гинзбург В. П. Керамика в архитектуре. М., 1983.
  • Honey W. B. European ceramic art... 2 ed. L., 1963.
  • Эванс А., Лэнгдон Т. Конструкционная керамика. М., 1980.
  • Campbell J. E. Pottery and ceramics: a guide to information sources. Detroit, 1978.
  • Балкевич В. Л. Техническая керамика. М., 1984.

megabook.ru


Смотрите также